Басня крылова кот и повар мораль: Басня Крылова Кот и повар

Мораль басни “Кот и Повар” Крылова, анализ, суть, смысл

Басня “Кот и повар”.
Иллюстрация
А. Н. Комарова

Басня “Кот и Повар” Крылова была написана до 19 марта 1812 г. и впервые опубликована в журнале “Чтение в Беседе любителей русского слова” 1813 г. (кн. 8).

В этой статье представлена мораль басни “Кот и повар” Крылова: анализ, суть, смысл произведения и т.д.

Полный текст этой басни вы можете прочитать здесь.

Смотрите: Все материалы по басням Крылова



Мораль басни “Кот и повар” заключается в том, что просьбы и уговоры не всегда помогают найти управу на негодяя; порой единственный способ повлиять на подлеца – это применить власть и законную силу.

Рисунок А. Бубнова

Сам Крылов поясняет мораль басни в ее последних строках:

Чтоб там речей не тратить попустому, 
Где нужно власть употребить.”

Важно отметить, что благодаря этой басне стало поговоркой следующее выражение:

“А Васька слушает да есть.”

По мнению А. И. Кирпичникова, в басне “Кот и Повар” Крылов осуждает чрезмерно мягкое отношение властей к Наполеону и призывает принять против него более крутые меры:

“…Басня “Кот и Повар”, напечатанная накануне приезда Кутузова к русской армии, имеет теснейшую связь с политическими событиями и выражает убеждение патриотов в необходимости более крутых мер сперва по отношению к Наполеону, с которым деликатничали до самого его вторжения, а потом по отношению к малоспособным генералам, ведшим к гибели армию и страну”. (Кирпичников, “Очерки”, стр. 194)
Басня “Кот и Повар”.
Рисунок В. Серова

И. В. Сергеев комментирует суть и смысл басни таким образом:

“Нерешительность России ободряла Наполеона. Армия его подолжала двигаться вперед. Наполеон наглел. Он не слушал никаких убеждений и увещаний. И в эти грозные дни Крылов написал басню “Кот и Повар”. Автор убеждал правительство “речей не тратить по-пустому”, не уговаривать жадного кота Ваську, а употребить силу. В коте Ваське все увидели Наполеона, в поваре – Александра I.” (И. В. Сергеев, книга “И. А. Крылов”, Москва, “Молодая гвардия”, 1945 г., серия “Великие русские люди”)

По мнению педагога Д. И. Тихомирова, мораль басни заключается в следующем:

“…Сколько бы вор ни воровал, он рано или поздно попадется, и не избежать ему позора и расправы: нигде он не найдет защиты, раскаянью его и добрым обещаньям не поверят, и вор достойное получит наказанье (“Кот и Повар”, “Собака”, “Волк и Кот”, “Волк на псарне”, “Волк и Пастухи”). ” (Д. И. Тихомиров, “Избранные басни И. А. Крылова для школ и народа”, Москва, типография М. Г. Волчанинова, 1895 г.)
“Кот и Повар”.
Иллюстрация
А. П. Сапожникова

Педагог В. И. Водовозов считает, что дети могут неверно понять смысл этой басни, поэтому взрослым стоит пояснять ее смысл:

“…Басня “Кот и Повар”, очень живая по содержанию, заключает в себе мораль, назначенную совсем не для детей. Здесь в смешном виде представлен повар, который хочет подействовать убеждениями на блудливого Кота, стянувшего курченка… <…> От Кота недалек переход и к людям. Но заметим, что грубое употребление власти и без того свойственно очень многим детям: их скорее надо учить и словом и примером, как действовать терпеливо, не солою рук, а силою убежденья. …Повар должен бы отнять краденый кусок, не ходить в кабак из набожности, не доверять вору Ваське мясного. При всех этих обстоятельствах слова его имели бы силу. Взятые сами по себе, эти слова прекрасны: повар хочет пристыдить плута, подействовать на него общественным судом, а не одним своим приговором. Если вы можете все это растолковать ребенку, то читайте ему басню.” 
(В. И. Водовозов, “О педагогическом значении басен Крылова”, 1862 г.)
“Кот и Повар”.
Иллюстрация К. И. Рудакова

Педагог Е. В. Петухов считает эту басню двусмысленной и неопределенной с точки зрения морали:

“…Надо помнить, что не все без исключения басни Крылова одинаково ценны и пригодны в педагогическом отношении. <…> …Необходимо, чтобы та духовная пища, которая предлагается ребенку через доступную ему книгу, была… безупречной в своей нравственной основе… <…> …При всех своих высоких художественных и иных достоинствах басни Крылова в целом своем виде не отвечают такому требованию.
<…>
 
Кроме того, можно указать и еще не некоторые басни, мораль которых должна быть признана довольно сомнительной: таковы “Кот и Повар”, в которой стремление подействовать на порок словом и убеждением ставится в комическое положение и на место его рекомендуется насилие; “Конь и Всадник”, где осуждается доверие к чужой свободе; затем “Паук и Пчела” со своим крайним материализмом…” (Е. В. Петухов, “О некоторых баснях Крылова в педагогическом отношении”, Киев, тип. Г. Т. Корчак-Новицкого, 1895 г.)

Таковы материалы о морали басни “Кот и повар” Крылова: анализ, суть, смысл произведения и т.д.


Смотрите: Все материалы по басням Крылова

Басня Крылова Кот и повар

  1. Басни
  2. Басни Крылова
  3. Кот и повар

Кот и повар рисунок

Басня Кот и повар читать текст

Какой-то Повар, грамотей,
С поварни побежал своей
В кабак (он набожных был правил
И в этот день по куме тризну правил),
А дома стеречи съестное от мышей
Кота оставил.

Но что же, возвратясь, он видит? На полу
Объедки пирога; а Васька-Кот в углу,
Припав за уксусным бочонком,
Мурлыча и ворча, трудится над курчонком.

“Ах ты, обжора! ах, злодей! –
Тут Ваську Повар укоряет,-
Не стыдно ль стен тебе, не только что людей?
(А Васька все-таки курчонка убирает.)
Как! Быв честным Котом до этих пор,
Бывало, за пример тебя смиренства кажут,-
А ты… ахти, какой позор!
Теперя все соседи скажут:
“Кот Васька плут! Кот Васька вор!
И Ваську-де, не только что в поварню,
Пускать не надо и на двор,
Как волка жадного в овчарню:
Он порча, он чума, он язва здешних мест!”
(А Васька слушает, да ест.)

Тут ритор мой, дав волю слов теченью,
Не находил конца нравоученью,
Но что ж? Пока его он пел,
Кот Васька все жаркое съел.

А я бы повару иному
Велел на стенке зарубить:
Чтоб там речей не тратить по-пустому,
Где нужно власть употребить.

Мораль басни Кот и повар

Речей не тратить по-пустому,
Где нужно власть употребить.

Мораль своими словами, главная мысль и смысл басни Кот и повар

Мораль сей басни такова: не стоит быть слишком пылким на речи и ругать кого-то в то время, когда стоит действительно показать свою власть, а не мелочиться с речами. Всегда стоит помнить, что слово – это слово, а дело – это дело.

Слова – это только слова, и не всегда они могут помочь. В связи с этим нужно почаще проявлять свою власть, а не тратить силы на слова, поскольку они могут быть просто бесполезными.

Анализ басни Кот и повар

В данном случае Повар допустил ошибку уже в том, что оставил кота сторожить съестное, ведь логично было предположить, что тот может его просто-напросто уничтожить. Как только он вернулся, увидел то, что и следовало увидеть: хитрый Кот съел весь торт и сидя в углу уже завершал поедание его остатков. В данной ситуации самым подходящим действием стало бы отбирание у Кота последних кусков торта и его наказание, но Повар не стал тратить на это силы. Возможно, он был просто глуп и не понимал, что это нужно сделать. Но скорее всего Повар просто не хотел утруждаться. Он сделал вид, что возмущён и просто помолол языком, не сделав, по сути, ничего нужного для возмещения съеденного Котом торта. Стоит отметить, что он отлучился именно из поварни, поэтому торт был не его личным, а значит, он не так сильно переживал, как если бы это был его торт.

Сам Кот же в этой ситуации оказался самым хитрым и самым довольным, ведь он получил всё, что хотел, наелся торта, а при этом ещё и не получил никакого наказания. Слова для Кота не возымели должного эффекта, поэтому он смело продолжал есть казённый торт, в то время, когда Повар пытался высказать ему своё возмущение. Васька просто слушал грозные речи Повара, при этом не отрываясь от пищи. Всё дошло до того, что когда Повар закончил свою ругань, Кот закончил поедание остатков еды.

Краткое содержание

 Повар решил сходить в кабак. И чтобы мыши не съели еду, оставил кота за ней приглядывать. Но, вернувшись, видит, что кот поедает съесное. Повар начинает ругать кота.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *