«Грибы»
Конспект НОД по аппликации в старшей группе
Образовательная область: Художественно – эстетическое развитие
Конспект подготовила: воспитатель
Цыцаркина Н. А.
Конспект НОД по аппликации в старшей группе
Образовательная область: Художественно – эстетическое развитие
Форма проведения: непосредственная образовательная деятельность
Тема: «Грибы»
Задачи:
Обучающие. Упражнять передавать в аппликации композицию из трех грибов на траве; познакомить детей со способом парного вырезывания одинаковых частей предметов из листа бумаги, сложенного вдвое;
Развивающие. Закрепить умения вырезать предметы круглой и овальной формы из прямоугольника, умения аккуратно работать клеем; расширять представления детей о лесных грибах и ягодах, знакомить с особенностями их внешнего вида и местами произрастания;
Воспитательные. Воспитывать мотивацию к работе с ножницами, эстетические чувства, аккуратность, любовь к природе и бережное отношение к ней
Оборудование: картинка Старичок Лесовичок, корзина с грибами и гроздьями рябины для Лесовичка, картинки «Грибы», аудиозапись «Звуки природы. Осенний лес» и запись вальса Е. Доги «Осенний лес»;у воспитателя-образец — аппликационная композиция из трех грибов; исходные формы для вырезания грибов: для большого гриба прямоугольники размера 7 х 3,5 см (шляпка) и 6х4 см (ножка, для двух маленьких грибков прямоугольники размерами 6х6 см (для двух шляпок, (для двух ножек)-у воспитателя и на каждого ребенка; листы бумаги для наклеивания аппликации, клей , ножницы, клеенка.
Ход НОД
1. Вводная часть. Сюрпризный момент.
Воспитатель. Ребята, посмотрите кто к нам сегодня пришел в гости! Это же Старичок Лесовичок! (Воспитатель выставляет на мольберт картинку Старичка Лесовичка). А пришел он к нам не с пустыми руками, посмотрите какую корзину подарков он нам принес! (показать корзину, в которой лежат грибы и ягоды). Ребята, Старичок хочет нас пригласить к себе домой, а вот где находится его дом вы должны отгадать!
Богатырь стоит богат,
Угощает всех ребят.
Ваню – земляникой,
Таню – костяникой,
Машеньку – орешком,
Петю – сыроежкой,
Катеньку – малинкой,
Васю – хворостинкой.
Дети. Это лес!
Воспитатель. Молодцы, конечно же -это лес! Закройте глазки ладошками и Старичок Лесовичок перенесет нас в лес. Но сначала давайте вспомним правила поведения в лесу.
Старичок Лесовичок. Ребята, я вам сейчас их напомню.
Если в лес пришел гулять,
Свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй
Только чур не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь:
Даже очень громко петь.
Испугаются зверюшки,
Убегут с лесной опушки.
Ветки дуба не ломай,
Никогда не забывай
Мусор с травки убирать.
Зря цветы не надо рвать!
Из рогатки не стрелять;
Ты пришел не убивать!
Бабочки пускай летают,
Ну кому они мешают?
Здесь не нужно всех ловить,
Топать, хлопать, палкой бить
Ты в лесу – всего лишь гость.
Здесь хозяин – дуб и лось.
Их покой побереги,
Ведь они нам не враги!
Старичок – Лесовичок. Так, готовы прогуляться по тропинкам моего леса? (ответы детей)
2. Основная часть.
Звучит аудиозапись «Звуки природы. Осенний лес»
Воспитатель. Ребята, вот мы с вами и в гостях у Старичка Лесовичка. Посмотрите, как красив осенний лес. В какие яркие разноцветные платьица нарядились деревья, как то по-другому стали петь песни птицы, но что-то здесь не так. Вы ничего не заметили? (ответы детей)
Воспитатель. А вот Старичок Лесовичок сказал мне. что в лесу пропали все грибы. Куда же они могли подеваться, как теперь будут делать запасы на зиму ежи и белки? Ну ничего, мы поможем лесным жителям, сейчас мы вернемся в нашу группу и сделаем в подарок лесу грибы, и ты, Старичок Лесовичок, пойдем с нами, чтобы потом передать наши подарки лесным жителям. Закрывайте глазки, раз, два, три и мы снова с вами в детском саду. Подойдите пожалуйста к мольберту и посмотрите, пожалуйста, на картинки как разнообразен мир грибов! А какие грибы вы знаете? (Боровик, подберезовик, подосиновик и т. д.) Правильно, это съедобные грибы. А еще в лесу есть ядовитые грибы. Назовите их.
Дети. Мухомор, поганки.
Воспитатель. Можно ли их собирать в корзинку?
Дети. Нет.
Воспитатель. Люди часто сбивают их ногами, растаптывают, но делать этого нельзя: они служат лекарством для лесных обитателей – зайцев, лосей и украшают лес.
Физкультминутка.
Воспитатель. Давайте с вами отдохнем и приступим к работе.
Гриша шел-шел-шел,
Белый гриб нашел.
Раз – грибок,
Два – грибок,
Три – грибок,
Положил их в кузовок.
Показ приемов работы
Воспитатель. У вас на подносах лежат четыре прямоугольника: два для ножки и шляпки большого гриба и два для ножек и шляпок маленьких грибков. Угадайте, какого цвета будет шляпка грибка и какого — ножка. Посмотрите внимательно, как мы будем делать из них ножки и шляпки. Складываем прямоугольники пополам, уголки к уголкам.
При показе пояснить, что вырезать шляпку гриба нужно начинать с нижнего уголка, вести закругленный плавный разрез до второго нижнего уголка, используя всю поверхность заготовки. Ножки гриба тоже вырезают из листа бумаги, сложенного вдвое.
Так, отложим в сторону исходные формы для большого гриба и сложим пополам прямоугольники для вырезывания маленьких грибков. Способ вырезывания двух одинаковых предметов из листа бумаги, сложенного вдвое называют парным. Не забываем, что мы используем всю поверхность исходной формы, чтобы при закругленном разрезе левая рука с заготовкой плавно поворачивалась навстречу руке с ножницами.
Аккуратно намазываем клеем ножку большого гриба и приклеиваем ее, затем приклеиваем шляпку. Также поступаем и с маленькими грибами. Их мы приклеиваем рядом с большим. Можно взять зеленый карандаш и нарисовать около них травку.
Выставка детских работ.
Воспитатель. Давайте представим с вами полянку с грибами, для этого выставим ваши работы на мольберте. Посмотрите. какая замечательная полянка у нас получилась!
3. Подведение итогов.
Старичок Лесовичок. Молодцы! Ребята, сколько замечательных грибов вы приготовили для моих лесных жителей! Я сложу их в корзину и сейчас же отнесу их белочкам и ежам. Спасибо вам за помощь! До свидания!
Воспитатель. До свидания, Старичок Лесовичок (убрать картинку)Ну вот, ребята, мы и помогли лесным жителям, а в какой помощи они нуждались? (ответы детей)
Каким способом мы изготавливали грибы? (складывали прямоугольники пополам и вырезали шляпку гриба, начиная с нижнего уголка, вели закругленный плавный разрез до второго нижнего уголка, используя всю поверхность заготовки. Таким же образом делали и ножки).
infourok.ru
Конспект в подготовительной группе по нетрадиционной техникой мозаичной аппликации на тему: «Грибы»
Задачи:
1. Совершенствовать общую и мелкую моторику. Познакомить с новой техникой выполнения мозаичной аппликации из яичной скорлупы.
2. Развивать память ребенка, учить отличать съедобные грибы от ядовитых по внешнему виду.
3. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, интерес к изобразительной деятельности.
4. Воспитывать любовь к природе, желание её беречь и охранять
Материалы: шаблоны грибов на каждого ребенка (вырезанный контур грибочков, клей ПВА, цветная скорлупа от яиц, кисточки, салфетка на каждого ребенка.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку.
Кто растет в лесу
У дорожки?
Есть у них шляпки
И ножки.
(гриб)
Воспитатель: Грибы бывают разные. Съедобные и несъедобные (ядовитые)
Какие вы знаете съедобные грибы (грузди, опята, маслята, подосиновик, рыжики, шампиньоны, сыроежки) Молодцы.
Разместился под сосной
Этот гриб, как царь лесной.
Рад найти его грибник.
Это — белый. (боровик)
Если их найдут в лесу,
Сразу вспомнят про лису.
Рыжеватые сестрички
Называются. (лисички)
Этот миленький грибок
Выбрал тихий уголок.
Ножичком его ты срежь-ка
Ведь съедобна. (сыроежка)
Во лесу, во бору
Стоят стары старички,
На них красны колпачки. (подосиновик)
Воспитатель: Это какие грибы, съедобные или несъедобные? Молодцы, угадали это съедобные грибы. А что есть у гриба? (шляпка и ножка). Правильно. А какие вы знаете несъедобные грибы? (белая поганка, опенок ложный, сыроежки несъедобные) А вот еще загадка.
Гриб не варят, не едят.В крапинку его наряд.
Снизу — кружево-узор.
Это — красный. (мухомор)
Воспитатель:Да, правильно ребята, мухомор! (Показываю мухомор он очень красивый, но и очень ядовитый гриб. Ножка мухомора белая, в белой пушистой юбочке. Шляпка – ярко- красная, в белых пятнышках- чешуйках. Если ты увидишь мухомор в лесу, не топчи и не уничтожай его! Мухоморами в лесу лечатся некоторые птицы и звери, например лоси.)
Вы его, друзья, не рвите
Их в корзинку не кладите.
Хоть красивый он на вид,
Очень гриб тот ядовит.
И стоит, как светофор,
Несъедобный мухомор.
Воспитатель: Молодцы ребята, все отгадали грибочки и мы узнали, что есть съедобныйгриб-боровик, и мухомор – ядовитый гриб, но запомните ребята.
Основные правила:
-За грибами приходите, но в лесу себя ведите тихо.
-На грибы не наступайте, просто так их не срывайте.
-Аккуратно срежьте ножку и сложите их в лукошко.
-Вы грибы запоминайте, только полезные срывайте.
.Воспитатель: Ребята а хотите сделать необычные грибы (Да)
Но прежде чем мы приступим к работе, давайте немного разомнемся.
Физкультминутка «За грибами»
Все зверушки на опушке Идут по кругу, взявшись за руки.
Ищут грузди и волнушки.
Белочки скакали, Скачут вприсядку,
Рыжики срывали. Срывают «грибы».
Лисичка бежала, Бегут, собирают «грибы».
Лисички собирала.
Скакали зайчатки, Скачут, срывают «грибы»
Искали опятки.
Медведь проходил, Идут вразвалку,
Мухомор раздавил. топают правой ногой.
Воспитатель: Ребята, посмотрите у вас на столах есть грибочки, только они все белые. А мойгрибок сквозь землю прошел коричневую шляпку нашел (показываю образец). А у вашихгрибов шляпки белые. Сегодня мы с вами будем работать без ножниц. Надо брать маленькие кусочки от яичной скорлупы(темные и белые) и наклеивать в нужные места. Скорлупки нужно размещать как можно ближе одна к другой, стараясь не выходить за границы рисунка.
Пальчиковая гимнастика.
Раз, два, три, четыре, пять! «Шагают» пальчиками по столу.
Мы идем грибы искать.
Этот пальчик в лес пошел, Загибают по одному пальчику,
Этот пальчик гриб нашел, начиная с мизинца.
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик жарить стал,
Этот пальчик все съел,
Оттого и потолстел.
На столе у детей уже шаблоны грибов.
Приступаем ребята к выполнению работы (Показ и объяснение, индивидуальная помощь.)
(Самостоятельная работа детей)
Воспитатель:Давайте вспомним как нужно вести себя в лесу?
Давайте еще раз посмотрим на грибы и вспомним какие мы знаем съедобные грибы Молодцы. Как много разных у нас получилось грибов.
nsportal.ru
Начало учебного года, новый набор детей, надо знакомиться и привыкать к режиму работы. Подходящая тема для знакомства – Выполним аппликацию «Грибы-ягоды»
Надо бы уточнить -« в старшей группе» или – «в первом классе». Но дело в том, что 5 и 7- летки выполняют одни и те же задания примерно одинаково: кто-то хорошо, кто-то еле-еле. Это зависит от индивидуального уровня подготовки.
Аппликацию «Грибы-ягоды» мы будем выполнять в альбоме. Можно и просто на отдельных листах бумаги, но работа займёт 2-3 занятия и, чтобы те, кто успеют раньше не скучали, ожидая остальных, в альбоме можно дать им уже задания следующей темы.
Ну, а сегодня действуем так: раздаю всем раскраски “Гриб”. Ну, примерно такой сложности:
Цель – правильная штриховка.
Раскрасить надо так, чтобы шляпка получилась круглой – по дуге. Ножку оставим без изменений – она белая.
И теперь надо вырезать гриб. Тренируем навыки вырезания по сложному контуру. За долгие годы можно бы и привыкнуть, но я продолжаю удивляться – из десяти детей два или три при вырезании гриба отрезают ножку от шляпки. Если такое случилось, то либо заменим раскраску на новую, либо пусть ученик чинит своё изделие (как это сделать – читайте ЗДЕСЬ).
Вырезанный гриб будет первым трафаретом.
Работа с трафаретом Гриб
Приложим к чистому листу бумаги, обведём простым карандашом, раскрасим получившийся контур – и вот у нас уже два гриба.
Теперь ученики получают вторую раскраску “Гриб” и выполняют те же операции – закрепление пройденного.
Что тут сказать – одни действуют быстро и уверенно, другие… наступают на те же грабли, что и при работе с первой раскраской. Каждому своё.
Четыре полученных грибочка раскладываем красиво в середине листа .
Составляем композицию для аппликации
ДА! В СЕРЕДИНЕ. Не по нижнему срезу листа, а в середине – составляем правильную, равновесную композицию. Цвета тоже надо учитывать и разумно чередовать. Разложив грибы и убедившись, что всё выглядит красиво, обведём их простым карандашом .
А затем приклеим каждый точно-точно на его место – тоже задачка не из простых. Ну вот, все уже немножко утомились. Но до конца занятия время есть – получите раскраски «Листик»:
И правильно(по направлению жилок) раскрасьте так, чтобы у каждого грибочка была красивая шапочка –листик контрастного цвета. Замечу, что и тут не всё так легко – ведь листики надо вырезать с черешками! И при этом ещё сообразить, что по средней жилке не режем. Но вот – все в сборе – аппликация Грибы готова.
Аппликация Грибы
Про ягоды расскажу в следующей главе .
Второй этап – вырастим ягоды. Нарисуем способом, который описан в статье про смородину. Идея такая: на заготовке нарисован стебелёк и три-четыре ягодки для образца.
Остальные ягодки дети рисуют сами. Причём цель – тренировка рук и глазомера, так что нужно соблюдать правила узора- такой же величины и с таким же расстоянием между ягодами и круглые(а не овальные, как получается почти у всех, если действовать не думая и с разбегу). Наилучший результат у моих учеников бывает, если сначала нарисовать контуры ягод, а потом закрасить их круговой штриховкой.
Дальше эту кисть вырезаем. Тут уж зависит от личных умений – кто-то лишь намёком вырезает, а кто-то все ягоды по контуру и кисть при этом не разрывается. Встречаются и такие умельцы даже среди пяти-шестилеток.
Закрепим тему – нарисуем и вырежем ещё пару таких гроздей.
Дальше на картинке с грибами рисуем ветки и на них приклеиваем полученные кисти ягод.
Аппликация Ягоды
Тут надо проявить смекалку и сноровку: черешок кисти должен ТОЧНО прийтись на ветку. Без промаха.
На второй ветке ягоды можно либо тоже нарисовать на листочках, вырезать и наклеить, либо, если дети устали, просто нарисовать на картинке сразу. Но надо проследить, чтобы размеры и вообще стиль сохранялся единообразный.
А дальше? А дальше под грибочками нарисуйте узор «трава», на ветках с ягодами добавьте листиков, и можно праздновать – построили рай на земле – грибы и ягоды живут мирно, счастливо и украшают собой наш альбом!
Как выполнить аппликацию с дорисовыванием “Грибы-Ягоды” вам рассказала Марина Новикова.
handykids.ru
Коммуникация
| ||||
Закрепить названия грибов и ягод. Закрепить типы словообразования. Учить подбирать яркие эпитеты – прилагательные для описания грибов и ягод. Развивать навыки составления описательного рассказа с помощью схемы – алгоритма по теме «Грибы» и «Ягоды». Учить понимать образный смысл загадок , составлять и отгадывать их.
| · Развитие речи Тема : «Загадки о грибах и ягодах» Цели : Связная речь : продолжать учить детей полно и точно отвечать на вопрос , строя предложения из 4-6 слов. Развивать навыки составления рассказа из опыта детей. Развитие словаря : активизировать названия грибов и ягод.Закрепить обобщающее понятие «грибы», «ягоды».Учить согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе и падеже.. Учить понимать образный смысл загадок. Формирование грамматического строя речи. Упражнять в образовании прилагательных от существительных. Учить образовывать формы родительного падежа множественного числа существительных. Звуковая культура речи : – Закреплять правильное произношение звука «Р»; учить выделять звук «Р» в начале , середине и конце слова. Уметь выкладывать схему слова. Составлять с заданным словом предложение и схему к нему. | · Беседы – с использованием личного опыта детей ( «Как мы собирали с родителями грибы и ягоды»)
· Свободное общение – «Что такое грибы?» – «Ягоды. Какие они?» – «Какая польза от ягод?» – «Как заготавливают грибы и ягоды на зиму?»
· Рассматривание картины «В лес за грибами и ягодами» ( дидактический материал «Лето.Осень», «Ягоды – съедобные и ядовитые» · Упражнение «Если бы я был грибом…» (эмпатия) | · Творческие задания : – «Что будет, если…» – «Хорошо , плохо» – «Грибы – это…» – «Ягоды – это …» | Свободное общение : «Где растут грибы и ягоды?» , «Какие грибы ты знаешь?» , «Зачем в лесу грибы?»
Совместное изготовление макета осеннего леса «Грибная полянка» , «Ягоды – лесные и садовые» |
Социализация
| ||||
Воспитывать заботливое и бережное отношение к лесным дарам : грибам и ягодам. Воспитывать познавательные интересы и стремление к преобразующей деятельности. |
| · Создание предметно – развивающей среды и совместно изготовление атрибутов для с/р игр : – «Семья. Прогулка в лес»» – «Повар. Заготовка грибов и ягод на зиму.» – Составление алгоритмов к сюжетно – ролевым играм с помощью моделей – Оформление коллекции «Грибы – съедобные и не съедобные» из иллюстративного материала | · Сюжетно – ролевые игры : – «Семья. Семейный обед из грибных блюд»
· Лепка атрибутов для с/р игр из солёного теста
|
|
Художественное творчество
| ||||
Учить видеть красоту природных объектов, разнообразие цвета. Развивать творческую фантазию , умение видеть | · Рисование Тема : «Грибной ёжик» Цели : Учить рисовать ежа – туловище с заостренной мордочкой маленькие лапки , торчащие иглы , на которых изображены опавшие листья, грибы , трава. – Упражнять в рисовании восковыми мелками. – Развивать чувство композиции. – Развивать общую и мелкую моторику. · Рисование Тема :»Гриб – трутовик» Цели : учить использовать особенности природного материала и его формы в целях создания живописной композиции. Учить использовать в работе ранее полученные навыки и умения. Развивать аккуратность, чувство гармонии. Развивать общую и тонкую моторику. · Аппликация Тема : «Натюрморт» ( «Ягоды и грибы на тарелке») Цели : – Уточнять представления детей о форме ягод и грибов , их характерных особенностях : углубления , вытянутость , форма шляпки и ножки. Учить это передавать в аппликации , добиваясь большего сходства изображения с натуральными объектами. – Развивать общую и мелкую моторику. · Лепка ( на пластине) Тема : «Гриб боровичок» Цели : – Развивать навыки создания рельефного изображения из пластилина на пластине. Совершенствовать навыки разминания и размазывания пластилина . Учить пользоваться стекой для придания изображению выразительности. Развивать общую и мелкую моторику. |
ПРОДУКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ : · Ручной труд : – вышивание на картоне «Грибы» «Ягоды»
· Коллективная аппликация – «Лесная полянка» · Аппликация -«Грибы в корзине» · Лепка – «Собираем грибы» · Игровые ситуации : «Если ты оказался один в лесу» , «Вот они грибы» · – Оформление альбома «Грибы и ягоды» · – оформление фотовыставки «Как мы ходили в лес за грибами и ягодами» · – Набгр карточек из серии «Первые уроки» – «Грибы и ягоды» | · Продуктивная деятельность : – рисование, лепка, аппликация с использованием шишек, листьев, плодов деревьев , бросового материала. – рисование, лепка, аппликация грибов и ягод с использованием нетрадиционных техник.
– Рисование по желанию с использованием трафаретов грибов , ягод , раскраски по теме.
– Рассматривание иллюстраций , дидактического материала из альбома «Лето. Осень» |
Изготовление шапочек – масок для детей |
Музыка | ||||
Приобщать детей к искусству. Учить слушать музыкальные произведения , воспевающие природу. Воспитывать художетсвенно – эстетический вкус. | Планирование занятий по плану музыкального руководителя
· Слушание музыкальных произведений – ( П.И.Чайковский «Времена года. Осень.») – Л.Абелян «По грибы» – Раухвергер «Грибок»
· Пение -«Грибы – грибочки» (Т.Бокова) – «По малину в сад пойдём» · Танец «Ягодка лесная» | – М/И «По грибы»
– Обыгрывание сказки «Под грибом»В.Сутеева для малышей
|
– Музыкально – игровое творчество |
Осенний утренник «Осень золотая в гости к нам пришла!»
Изготовление костюмов для драматизации сказки «Под грибом» В.Сутеева |
Здоровье | ||||
Формировать представления детей о пользе ягод и грибов для человека и как очень вкусных продуктов питания, о лечебных свойствах ягод. |
| · Беседы : – «О пользе ягод и грибов для человека» – «Культура приёма пищи»
|
– Рассматривание плаката «Витамины» |
Информационно – наглядная агитация в приёмной : папки – передвижки, статьи в родительском уголке и т.д. |
Безопасность | ||||
Формировать представление о ядовитых грибах и ягодах ; о правилах их сбора. Повторить правила поведения в лесу.
|
| · Беседы и ситуативные разговоры с детьми : – «Почему нельзя употреблять в пищу незнакомые ягоды и грибы» – О правилах безопасного поведения в лесу»
– С участием старшей медсестры : – «Что мы знаем о съедобных и ложных грибах»
– Рассматривание книг, видео, презентаций
– Д/И «Хорошо – плохо»
|
– Рассматривание иллюстраций , связанных с правильным употреблением в пищу грибов и ягод, способах их сбора и приготовления в пищу. | – оформление стенгазеты «Осторожно ! Ядовитые грибы и ягоды» |
Труд | ||||
Воспитывать желание ухаживать за садовыми ягодными кустами ( крыжовник, смородина, малина). Оказывать помощь взрослым при посадке саженцев. Учить пользоваться выносным оборудованием для трудовой деятельности ( веники, грабли, вёдра, носилки, лопаты, рыхлители, лейки) |
| – Уход за кустами ( полив, рыхление , внесение удобрений , подвязывание сломанных веток, уборка опавшей листвы , прополка) – приведение в порядок земельной площади огорода после сбора урожая (выдёргивание сорняков , перекапывание земли)
· Ручной труд : – Лепка атрибутов для сюжетно – ролевых игр – Папье – маше « Ягоды, грибы» – изготовление книжечек «Грибы» , «Ягоды» – карточки для штриховки по теме – пазлы «Грибы» «Ягоды»
– Знакомство с профессиями садовода. | · Поручения : – сбор урожая ягод – утепление многолетних культур листьями и травой
· Игра: – « У медведя во бору»
|
|
Чтение художественной литературы | ||||
Развивать художественное восприятие и эстетический вкус , развивать литературную речь | · Чтение сказки «Под грибом» В.Сутеева Цели : – – Учить понимать смысл сказки , заключённую в ней мораль – Учить домысливать, понимать «написанное между строк». – Развивать пантомимические навыки : учить детей создавать выразительные образы с помощью мимики, жестов, интонации. |
· Чтение – В.Катаев «Дудочка и кувшинчик» – З.Александрова «В грибном царстве» – П.Потёмкин «Мухомор» – Т.А.Шорыгина «Туесок брусники» – «Голубая ягодка» – «В лес за земляникой» – «Клубника румянится» – «Подосиновик» – Загадки об овощах и фруктах | · Работа в книжном уголке рассматривание иллюстраций, фотографий , муляжей ,дидактических альбомов, наборов открыток по теме.
– Создание условий для чтения стихов и скороговорок , загадывания загадок , пословиц и поговорок об ягодах и грибах |
– Чтение художественной и познавательной литературы по теме |
Физическая культура | ||||
Развивать выносливость , силу, ловкость, совершенствовать навыки различных видов ходьбы, бега, прыжков в ходе прогулок , походов в лес |
| · Пальчиковая гимнастика : – «Ягоды» – «Мухомор» – « По грибы» – «мы грибочки собираем»
· Подвижные игры : – «Охотники и грибы» – «У медведя во бору» – «Сад» – «Сортируем ягоды»
· Малоподвижная игра -«Найди и промолчи» ( муляж грибов или ягод по выбору детей)
– И/У «В лесу»
· Физкультурный досуг – « В лес за грибами и за ягодами» · Эстафета – «Сбор грибов» · Спортивная игра – «Путешествие в лес»
| Самостоятельные подвижные игры детей ( по желанию) | Физкультурный досуг «В лес за грибам и за ягадами» |
nsportal.ru
Конспект занятия «Ядовитые грибы и ягоды»
(подготовительная группа)
Подготовила: воспитатель МКДОУ Бутулиновский детский сад
общеразвивающего вида №1
Борщева Е.А.
Цели и задачи: Закрепить знания о грибах и ягодах, особенностях внешнего вида, местах произрастания. Активизировать словарный запас по теме. Развивать внимание, мышление, зрительное восприятие. Развитие общей и мелкой моторики, согласование речи с движением. Воспитывать бережное отношение к окружающей среде. Развивать познавательный интерес.
Ход НОД:
Воспитатель: – Ребята, к нам в гости сегодня пришел Старичок-Лесовичок. Он хочет пригласить нас в чудесный лес за грибами да за ягодами. Любите собирать грибы да ягоды? (ответы детей)
Ну, тогда берите корзинки и в путь поедем на электричке.
Грибная электричка
Едут в электричке
Волнушки и лисички
С подружками – друзьями
Чернушками, груздями
Со станции “Пригоркино”
На станцию “Ведеркино”
Со станции “Подъёлкино”
На станцию “Засолкино”
Колеса со старанием
По рельсам тарахтят
Везут по расписанию
Компанию опят
Со станции “Полянкино”
На станцию “Сметанкино”
Со станции “Пеньково”
На станцию “Духовкино”
У мухомора хитрый вид
Ехидная усмешка –
Забрался в поезд и сидит
Как будто сыроежка.
Но вот заходит контролер,
Выводит мухомора
И безбилетник – мухомор
Краснеет от позора.
А старичок – боровичок
Интеллигентный толстячок
Приподнимает, свой берет
И предъявляет свой билет
К билету прилагается
Четырнадцать квитанций
Четырнадцать квитанций
С названиями станций:
Дорожкино, Лукошкино,
Опушкино, Засушкино,
Кастрюлькино, Бульбулькино,
Лучково, Сельдерейкино,
Морковкино, Перловкино,
Немножкино – картошкино
Лаврушкино, Петрушкино,
Тарелкино и Ложкино.
Воспитатель: – Ну а мы с вами приехали на станцию “Загадкино”. Сейчас проверим, знаете ли вы грибы.
1. Растут в лесу сестрички
Рыжие…. (лисички)
2. На пеньке сидят ребята
Называют их…. (опята)
3. Я в красной шапочке расту
Под стройною осиною
Меня узнаешь за версту,
Зовусь я…. (подосиновик)
4. Средь молоденьких сосенок
В блестящей темной шапочке
Растет грибок…. (масленок)
5. Серенькие шапочки
Рябенькие ножки
Под березой растут
Как же их зовут? (подберезовики)
6. На толстой белой ножке
Коричневая шапка
Наверняка любой грибник
Найти мечтает…. (боровик)
Воспитатель: – Вот сколько съедобных грибов мы положим в свои корзинки!!!
Грибы – это необычные растения, у них нет ни ветвей, ни листьев, ни цветов. (рассматривание картинки). Что есть у грибов? Ножка, шляпка, корни-грибница. Грибы размножаются спорами. Споры – это маленькие частицы, которые прячутся в шляпках грибов. Когда грибы созревают, споры падают на землю. Из спор вырастают молодые грибочки. Через корни – ниточки грибы получают из земли воду и полезные вещества. Людей, которые идут в лес за грибами называют грибниками. Съедобные грибы очень вкусные и полезные. Их можно варить, жарить, мариновать, сушить.
Воспитатель: – Ребята, нужно быть осторожными и внимательными в лесу с грибами. Если не быть внимательным, то и в вашу корзину залезут не прошеные гости. Угадайте какие?
1. В лесу есть гриб, что не надо искать,
Много растет их на каждой полянке,
Но эти грибы нельзя трогать и брать –
Яд в них опасный. Это…. (поганки)
2. Ножка белая, прямая,
Шапка красная, большая
А на шапке, как веснушки
Возле леса на опушке,
Украшая темный бор
Вырос пестрый как Петрушка
Ядовитый…. (мухомор)
Воспитатель: -Ребята, а вы знаете, что когда мухомор состарится, края его шляпки загнутся кверху, и он превратится в блюдечко. Пройдет дождь, в блюдечке останется вода. Не простая – ядовитая. Напьется этой воды муха и погибнет. Поэтому и называют его Мухо-мор.
Воспитатель: -Съедобные грибы мы собрали, а ядовитые оставили в лесу. Запомните ребята, грибы которые вы не знаете, оставьте на поляне, не топчите, не сбивайте. Все грибы в лесу нужны. То белочка грибок съест, то ежик, а мухоморами лоси лечатся. Они нужны лесу.
Воспитатель: -Сбор грибов занятие увлекательное, но таящее в себе большой риск. Много людей каждый год попадает в больницу из-за отравления грибами, иногда даже бывают смертельные случаи. Поэтому, ребята, давайте еще раз хорошо запомним ядовитые грибы. (презентация)
Подвижная игра «У медведя во бору…»
Воспитатель: – В лесу растут не только грибы, но и ягоды. Ягоды – это небольшие сочные плоды кустарников и травянистых растений. Что есть у ягод? Корень, стебель, листочки и плоды (схема).
Воспитатель: – Ягоды, прогретые летним солнцем, напоенные дождем, – клад витаминов. Врачи уверены: чем больше человек употребляет ягод, тем меньше он подвержен заболеваниям зимой и весной.
– Ребята, какие лесные ягоды вы знаете? (ответы детей)
Воспитатель: – Но будьте осторожны, в лесу притаились и ядовитые ягоды. (презентация)
Воспитатель: – Ребята, хотите узнать, какое угощение сварила однажды в нашем лесу Баба Яга? Вот послушайте!
Ведьма суп варить решила,
Змей сушеных покрошила
И оставила котел
Между сосен и полянок.
Собрала ведро поганок,
Посмотрела за бугор,
Отыскала мухомор.
Для приправы – бузины,
Для отравы – белены,
Волчьих ягод полкорзины
И отменной свежей тины.
Супчик вышел – то, что надо
Целых 20 литров яда!!!
Воспитатель: – Но если вы вдруг съели незнакомую ягоду, скорее скажите об этом взрослому. Раздать памятки для детей и родителей.
—При отравлении грибами и ягодами необходимо обратиться к врачу или вызвать “скорую помощь”.
—До прибытия врача нужно: – выпить 1 литр теплой кипяченой воды и вызвать рвоту
Так повторить 5 раз.
—Запомните, каждая упущенная минута может стоить вам жизни!!!
Воспитатель: – Но будем надеяться, что с вами этого не случиться, потому, что вы очень хорошо запомнили ядовитые грибы и ягоды, они никогда не попадут в вашу корзинку.
А наше путешествие в лес подошло к концу. Давайте попрощаемся со Старичком-Лесовичком и поспешим на электричку, которая доставит нас обратно в детский сад.
nsportal.ru
Задачи | Непосредственно образовательная деятельность | Совместная деятельность воспитателя с детьми | Самостоятельная деятельность | Работа с родителями | Авторы | |
Воспитывать бережное отношение к природе. Формировать понимание целесообразности и взаимосвязи всего в природе. Развивать словарь, обогащая его названиями различных грибов. Совершенствовать навыки счёта в пределах 10,закреплять понимание отношений между числами натурального ряда, умение увеличивать, уменьшать каждое число на один. Продолжать знакомить детей с техникой оригами. Формировать умение использовать в качестве образца рисунок | Ознакомление с окружающим миром Тема: «Царство растений – грибы» Цель: познакомить детей с многообразием грибов, выделив группы съедобных и несъедобных. Рассказать о полезных свойствах несъедобных грибов – они опасны для человека, но являются лекарством для некоторых животных. Рассказать о строении грибов, объяснить, как правильно собирать грибы. Учить быть осторожными с неизвестными объектами. Развитие элементарных математических представлений Тема: «» Познакомить детей с образованием и составом числа 6. Упражнять в составлении числового ряда до 6, в умении называть соседей и составлять число 6 разными способами. Развивать комбинаторские способности в работе с палочками. Развивать память, внимание, логику. Конструирование/ручной труд Тема «Лукошко для грибов» (оригами) Цель Продолжать учить складывать бумагу в разных направлениях, использовать разную по фактуре бумагу. Учить детей создавать объёмные игрушки в технике оригами. | Беседа «Как правильно собирать грибы» Д/и «Обед из грибных блюд» Д/у «Грибные заготовки на зиму» Д/и «Кто больше назовёт действий» Д/у «Назови три гриба» Д/и «Кузовок» И/у «Расставь по порядку» (закрепить порядковый счёт) И/у «Составь числовой ряд» И/у «Волшебный мешочек» (определить гриб на ощупь) И/у «Счётные палочки» (выложи гриб из палочек по памяти) | Рассматривание фотоиллюстраций о грибах Лото «Грибы» Н/п игра «Весёлый счёт» | Предложить родителям подобрать иллюстрации, картинки грибов для составления коллажа» | ||
Учить образовывать однокоренные слова. Упражнять в правильном использовании предлогов в речи. Развивать навыки составления короткого описательного рассказа. Развивать слуховую и зрительную память. Развитие внимания. | Развитие речи Тема: «Загадки о грибах» Цель: Продолжать знакомить детей с многозначными словами (лисички, шляпка, ножка), объяснить разницу в значениях этих слов. Закрепить в словаре обобщающее понятие «грибы». Упражнять в правильном использовании предлогов в речи. Развивать навыки составления короткого описательного рассказа; Учить образовывать однокоренные слова: берёза – подберёзовик, осина – подосиновик; сложные слова: свиные уши – свинушки, мух морить – мухомор. Упражнять в подборе определений к данному слову, в подборе слов – действий. Учить понимать образный смысл загадок. Развивать слуховую и зрительную память.Развитие внимания, памяти. | И/у «Отгадай-ка» (описание грибов по представлению) И/у «Съедобный – несъедобный» Д/у «Где растёт» Игры на развитие памяти «Бабушка положила в лукошко…» «Что лишнее?» «Послушай и нарисуй» «Посмотри и назови» «Какой гриб спрятался?» | Совместно с детьми создать книжки – малышки «Съедобные грибы», «Несъедобные грибы» | |||
Углублять представления детей о растительности леса; Учить правильному поведению в природной среде. Формировать умения различать съедобные и несъедобные грибы и ягоды. | Подготовка презентации «Грибы, ягоды» , Создание коллажа «Дары Сибири» Чтение: С. Николаева «Экскурсия в лес» С. Аксаков «Грибы» Я. Тайц «По грибы» | Подобрать фотографии, иллюстрации съедобных и несъедобных грибов | ||||
Формировать устойчивый интерес к изобразительной деятельности. Воспитывать самостоятельность; учить активно и творчески применять ранее усвоенные способы изображения в рисовании, лепке, аппликации. Совершенствовать изображать предметы, передавая их форму, величину, пропорции. | Рисование Тема: Подготовка фона для работы «Вот Осень золотая явилась к нам опять» Цель: Создать детям условия для свободного экспериментирования акварельными красками. Учить детей изображать небо способом цветовой «растяжки» по-мокрому. Упражнять в умении самостоятельно определять линию горизонта, дать понятие «горизонталь». Развивать творчество в подборе красок. Тема «Прогулка по лесу» Цель: Продолжать учить детей сюжетному рисованию : размещать изображения на листе в соответствии с их реальным расположением, передавать различия в величине изображаемых предметов (дерево высокое, грибок ниже дерева и т.п.) Аппликация Тема: «Грибочки» Цель: Учить детей вырезать грибы по контуру. Упражнять в работе с ножницами. Воспитывать бережное отношение детей к продуктам собственной деятельности. Лепка Тема: «Грибное лукошко» Цель: Совершенствовать способ изготовления пластилиновой основы в форме гриба, используя пластилин 2-3 цветов по желанию ребёнка. Побуждать детей к творческому фантазированию (использовать натуральные листья, травинки для оформления работы). | Рассматривание репродукций картин художников. Рассматривание грибов на участке | Продуктивная деятельность : рисование, аппликация, лепка с использованием нетрадиционной техники | |||
Формировать представления о пользе и вреде грибов и ягод для здоровья человека | Беседа «О пользе ягод для человека»
Беседа «О вреде ядовитых грибов для человека» | |||||
Формировать представления об опасностях связанных с ядовитыми грибами и ягодами | Беседа «О вреде ядовитых грибов для человека» Рассматривание иллюстраций с изображением ядовитых грибов, ягод. | |||||
Продолжать развивать интерес к художественной литературе. Воспитывать читателя способного испытывать сострадание и сочувствие к героям книги. | Чтение и обыгрывание сказки В Сутеева «Под грибом» Цель: Учить понимать смысл сказки, заключённую в ней мораль, домысливать. Развивать пантомимические навыки, учить детей создавать выразительные образы с помощью мимики, жестов, интонации. | П. Потёмкин «Мухомор» З. Александрова «В грибном царстве» В. Зотов «Осенний опёнок» Я. Тайц «По грибы» С. Аксаков «Грибы» Загадки о грибах | ||||
Формировать потребность в ежедневной двигательной деятельности. Воспитывать умение сохранять правильную осанку в различных видах деятельности. Развивать силу, быстроту, выносливость, ловкость, гибкость. | П\и «Совушка» П/и «Пингвины» П/и «Точный удар» Эстафеты | |||||
Воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности наравне со всеми, стремление быть полезным окружающим, добиваться результатов. | Собираем листву на участке. | |||||
Продолжать приобщать детей к музыкальной культуре. Совершенствовать певческий голос | Упр. «Марш» И/у «Кто лучше скачет?» Игра с пением «Плетень» | Музыкально – игровое творчество |
nsportal.ru
Конспект занятия «Ядовитые грибы и ягоды»
(подготовительная группа)
Подготовила: воспитатель МБДОУ №131 Исимова Майра Курманбаевна
Цели и задачи: Закрепить знания о грибах и ягодах, особенностях внешнего вида, местах произрастания. Активизировать словарный запас по теме. Развивать внимание, мышление, зрительное восприятие. Развитие общей и мелкой моторики, согласование речи с движением. Воспитывать бережное отношение к окружающей среде. Развивать познавательный интерес.
Ход НОД:
Воспитатель: – Ребята, к нам в гости сегодня пришел Старичок-Лесовичок. Он хочет пригласить нас в чудесный лес за грибами да за ягодами. Любите собирать грибы да ягоды? (ответы детей)
Ну, тогда берите корзинки и в путь поедем на электричке.
Грибная электричка
Едут в электричке
Волнушки и лисички
С подружками – друзьями
Чернушками, груздями
Со станции “Пригоркино”
На станцию “Ведеркино”
Со станции “Подъёлкино”
На станцию “Засолкино”
Колеса со старанием
По рельсам тарахтят
Везут по расписанию
Компанию опят
Со станции “Полянкино”
На станцию “Сметанкино”
Со станции “Пеньково”
На станцию “Духовкино”
У мухомора хитрый вид
Ехидная усмешка –
Забрался в поезд и сидит
Как будто сыроежка.
Но вот заходит контролер,
Выводит мухомора
И безбилетник – мухомор
Краснеет от позора.
А старичок – боровичок
Интеллигентный толстячок
Приподнимает, свой берет
И предъявляет свой билет
К билету прилагается
Четырнадцать квитанций
Четырнадцать квитанций
С названиями станций:
Дорожкино, Лукошкино,
Опушкино, Засушкино,
Кастрюлькино, Бульбулькино,
Лучково, Сельдерейкино,
Морковкино, Перловкино,
Немножкино – картошкино
Лаврушкино, Петрушкино,
Тарелкино и Ложкино.
Воспитатель: – Ну а мы с вами приехали на станцию “Загадкино”. Сейчас проверим, знаете ли вы грибы.
1. Растут в лесу сестрички
Рыжие…. (лисички)
2. На пеньке сидят ребята
Называют их…. (опята)
3. Я в красной шапочке расту
Под стройною осиною
Меня узнаешь за версту,
Зовусь я…. (подосиновик)
4. Средь молоденьких сосенок
В блестящей темной шапочке
Растет грибок…. (масленок)
5. Серенькие шапочки
Рябенькие ножки
Под березой растут
Как же их зовут? (подберезовики)
6. На толстой белой ножке
Коричневая шапка
Наверняка любой грибник
Найти мечтает…. (боровик)
Воспитатель: – Вот сколько съедобных грибов мы положим в свои корзинки!!!
Грибы – это необычные растения, у них нет ни ветвей, ни листьев, ни цветов. (рассматривание картинки). Что есть у грибов? Ножка, шляпка, корни-грибница. Грибы размножаются спорами. Споры – это маленькие частицы, которые прячутся в шляпках грибов. Когда грибы созревают, споры падают на землю. Из спор вырастают молодые грибочки. Через корни – ниточки грибы получают из земли воду и полезные вещества. Людей, которые идут в лес за грибами называют грибниками. Съедобные грибы очень вкусные и полезные. Их можно варить, жарить, мариновать, сушить.
Воспитатель: – Ребята, нужно быть осторожными и внимательными в лесу с грибами. Если не быть внимательным, то и в вашу корзину залезут не прошеные гости. Угадайте какие?
1. В лесу есть гриб, что не надо искать,
Много растет их на каждой полянке,
Но эти грибы нельзя трогать и брать –
Яд в них опасный. Это…. (поганки)
2. Ножка белая, прямая,
Шапка красная, большая
А на шапке, как веснушки
Возле леса на опушке,
Украшая темный бор
Вырос пестрый как Петрушка
Ядовитый…. (мухомор)
Воспитатель: -Ребята, а вы знаете, что когда мухомор состарится, края его шляпки загнутся кверху, и он превратится в блюдечко. Пройдет дождь, в блюдечке останется вода. Не простая – ядовитая. Напьется этой воды муха и погибнет. Поэтому и называют его Мухо-мор.
Воспитатель: -Съедобные грибы мы собрали, а ядовитые оставили в лесу. Запомните ребята, грибы которые вы не знаете, оставьте на поляне, не топчите, не сбивайте. Все грибы в лесу нужны. То белочка грибок съест, то ежик, а мухоморами лоси лечатся. Они нужны лесу.
Воспитатель: -Сбор грибов занятие увлекательное, но таящее в себе большой риск. Много людей каждый год попадает в больницу из-за отравления грибами, иногда даже бывают смертельные случаи. Поэтому, ребята, давайте еще раз хорошо запомним ядовитые грибы. (презентация)
Подвижная игра «У медведя во бору…»
Воспитатель: – В лесу растут не только грибы, но и ягоды. Ягоды – это небольшие сочные плоды кустарников и травянистых растений. Что есть у ягод? Корень, стебель, листочки и плоды (схема).
Воспитатель: – Ягоды, прогретые летним солнцем, напоенные дождем, – клад витаминов. Врачи уверены: чем больше человек употребляет ягод, тем меньше он подвержен заболеваниям зимой и весной.
– Ребята, какие лесные ягоды вы знаете? (ответы детей)
Воспитатель: – Но будьте осторожны, в лесу притаились и ядовитые ягоды. (презентация)
Воспитатель: – Ребята, хотите узнать, какое угощение сварила однажды в нашем лесу Баба Яга? Вот послушайте!
Ведьма суп варить решила,
Змей сушеных покрошила
И оставила котел
Между сосен и полянок.
Собрала ведро поганок,
Посмотрела за бугор,
Отыскала мухомор.
Для приправы – бузины,
Для отравы – белены,
Волчьих ягод полкорзины
И отменной свежей тины.
Супчик вышел – то, что надо
Целых 20 литров яда!!!
Воспитатель: – Но если вы вдруг съели незнакомую ягоду, скорее скажите об этом взрослому. Раздать памятки для детей и родителей.
—При отравлении грибами и ягодами необходимо обратиться к врачу или вызвать “скорую помощь”.
—До прибытия врача нужно: – выпить 1 литр теплой кипяченой воды и вызвать рвоту
Так повторить 5 раз.
—Запомните, каждая упущенная минута может стоить вам жизни!!!
Воспитатель: – Но будем надеяться, что с вами этого не случиться, потому, что вы очень хорошо запомнили ядовитые грибы и ягоды, они никогда не попадут в вашу корзинку.
А наше путешествие в лес подошло к концу. Давайте попрощаемся со Старичком-Лесовичком и поспешим на электричку, которая доставит нас обратно в детский сад.
infourok.ru