Викторина по литературе (итоговое)
9 класс
Оборудование: выставка книг, литературные газеты, портреты писателей.
Задание 1.
Назовите основные темы и жанры древнерусской литературы.
(Жития повествуют о жизни людей, признанных святыми; летописи рассказывают об истории Русского государства, о воинах, о борьбе за объединение Руси и т.д.; хождения описывают путешествия; воинские повести изображают борьбу русского народа с врагами; слово или героическая поэма изображает героические события).
Задание 2.
О каком произведении В.Г. Белинский сказал, что «это прекрасный благоухающий цветок славянской народной поэзии, достойный внимания, памяти и уважения»? ( «Слово о полку Игореве»)
Задание 3.
Какого русского писателя Екатерина 2 назвала «бунтовщиком хуже Пугачёва»? (Александра Николаевича Радищева)
Задание 4.
Определите название произведения и его автора:
1)Что может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать. (М.В. Ломоносов «Ода на день вошествия …»)
2) Осёл останется ослом,
Хотя осыпь его звездами,
Где должно действовать умом,
Он только хлопает ушами. (Г.Р. Державин «Вельможа»)
3) Имея сердце, имей душу – и будешь человеком во всякое время. (Д.И.Фонвизин «Недоросль»)
4)Ученье – вот чума, учёность – вот причина,
Что нынче пуще, чем когда,
Безумных развелось, людей, и дел, и мнений. (А.С. Грибоедов «Горе от ума»)
Задание 5.
Прочитав Комедию «Горе от ума» А.С. Грибоедова, Пушкин сказал: «О стихах не говорю – половина должна войти в пословицы». Какие крылатые выражения из комедии Грибоедова вы знаете?
(Счастливые часов не наблюдают.
И дым Отечества нам сладок и приятен.
Свежо предание, да верится с трудом.
Блажен, кто верует: тепло ему на свете.
Служить бы рад, прислуживаться тошно.)
Задание 6.
О каком литературном герое идёт речь?
Лгунишка он, картёжник, вор. (Антон Антоныч Загорецкий – герой комедии «Горе от ума».)
Сам ты мешковат, умная голова. Весь век , сударь, ходишь, развеся уши. (Госпожа Простакова говорит о своём муже. «Недоросль» Д.И. Фонвизина)
«Он был и мёртвый прекрасен: мужественное лицо его, недавно исполненное силы, и непобедимого для жён очарования, всё ещё выражало чудную красоту: чёрные брови, как бархат, оттеняли его побледневшие черты…» (Андрий – герой повести «Тарас Бульба» Н.В. Гоголя)
4) «Лицо у него было очень румяное, с белыми… подвитыми усами, белыми же, подведёнными к усам бакенбардами и зачёсанными вперёд височками….» (Полковник – отец Вареньки Б. Из рассказа «После Бала» Л.Н. Толстого)
Он страшно бледен был и худ,
И слаб, как будто долгий труд, Болезнь иль голод испытал.
Он на допрос не отвечал. (Мцыри – герой поэмы М.Ю. Лермонтова.)
Задание 7.
Кто и кому давал наставления? Назовите произведение, автора, имена персонажей.
«Прощай… Служи верно, кому присягнёшь, слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду».
(Андрей Петрович Гринёв даёт наставления своему сыну Петру Андреевичу Гринёву. Повесть Пушкина «Капитанская дочка»)
Задание8.
Назовите родоначальника русского классицизма.
(М.В. Ломоносов)
Задание 9.
В.Г. Белинский характеризует литературное направление:
«Это – желание, стремление, порыв, чувство, вздох, стон, жалоба на несовершённые надежды, которым не было имени, грусть по утраченном счастьи.. это мир…населённый тенями и призраками, конечно, очаровательными и милыми, но тем не менее неуловимыми… наконец, это – любовь, которая питается грустью и которая без грусти имела бы чем поддержать своё существование».
О каком литературном направлении идёт речь? (Романтизм, точнее – консервативный романтизм Жуковского)
Задание 10.
Назовите виды эпических произведений. Кратко охарактеризуйте их.
( Сказка, былина, басня, рассказ, повесть, роман, поэма)
Задание11.
К какому идейно – эстетическому направлению в литературе принадлежат произведения русских писателей?
«Бедная Лиза» Н.М. Карамзина? (Сентиментализм)
«Властителям и судиям» Г.Р. Державина? (Классицизм)
«Мцыри» М.Ю. Лермонтова? (Романтизм)
Задание12. Из данных произведений выпишите те, которые созданы А.С. Пушкиным.
«Железная дорога»;
«Капитанская дочка»;
«Мцыри»;
«Ревизор», «После бала»;
«Горе от ума»;
«Недоросль»;
«Ася»;
«Дубровский»;
«Руслан и Людмила»;
«Евгений Онегин»;
«Повести Белкина»
Задание 13.
Перечислите повести сборника «Повести Белкина». Кто их автор? (А.С. Пушкин. «Метель», «Барышня – кркстьянка», «Станционный смотритель», «Гробовщик», «Выстрел»)
Задание 14.
Назовите героев романа «Евгений Онегин». ( Онегин, Татьяна, Ленский, Ольга…)
Задание 15.
Как звали чиновника, скупавшего мёртвые души? (Чичиков)
Подводятся итоги. Подсчитываются баллы. Награждаются победители (желательно книгами).
infourok.ru
Слайд 1
«По страницам учебника литературы» для 9 классов ВикторинаСлайд 2
Узнай писателя 1
Слайд 3
Узнай писателя 2
Слайд 4
Узнай писателя 3
Слайд 5
Узнай писателя 4
Слайд 6
Узнай писателя 5
Слайд 7
Узнай писателя 6
Слайд 8
Узнай писателя 7
Слайд 9
Узнай писателя 8
Слайд 10
Узнай писателя 9
Слайд 11
Узнай писателя 10
Слайд 12
Узнай писателя 11
Слайд 13
Узнай писателя 12
Слайд 14
Узнай писателя 13
Слайд 15
Узнай писателя 14
Слайд 16
Узнай писателя 15
Слайд 17
Узнай писателя 16
Слайд 18
Узнай писателя 17
Слайд 19
Узнай писателя 18
Слайд 20
Узнай писателя 19
Слайд 21
Узнай писателя 20
Слайд 22
Назови автора и произведение Узнай литературного героя по портрету Нас было девять человек детей. Все мои братья и сестры умерли во младенчестве. Матушка была еще мною брюхата, как уже я был записан в Семеновский полк сержантом, по милости майора гвардии князя Б., близкого нашего родственника. Если б паче всякого чаяния матушка родила дочь, то батюшка объявил бы куда следовало о смерти неявившегося сержанта, и дело тем бы и кончилось. Я считался в отпуску до окончания наук… Я жил недорослем, гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками. Между тем минуло мне шестнадцать лет. Тут судьба моя переменилась. 1
Слайд 23
Назови автора и произведение Узнай литературного героя по портрету В эту минуту хозяин вошел с кипящим самоваром; я предложил вожатому нашему чашку чаю; мужик слез с полатей. Наружность его показалась мне замечательна: он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волоса были обстрижены в кружок; на нем был оборванный армяк и татарские шаровары. Я поднес ему чашку чаю; он отведал и поморщился. «Ваше благородие, сделайте мне такую милость, — прикажите поднести стакан вина; чай не наше казацкое питье». Я с охотой исполнил его желание. 2
Слайд 24
Назови автора и произведение Узнай литературного героя по портрету Уже постаревший на службе и очень неглупый по-своему человек. Хотя и взяточник, но ведет себя очень солидно; довольно сурьезен ; несколько даже резонер; говорит ни громко, ни тихо, ни много, ни мало. Его каждое слово значительно. Черты лица его грубы и жестки, как у всякого начавшего службу с низших чинов. Переход от страха к радости, от грубости к высокомерию довольно быстр, как у человека с грубо развитыми склонностями души. Он одет, по обыкновению, в своем мундире с петлицами и в ботфортах со шпорами. Волоса на нем стриженые, с проседью. 3
Слайд 25
Назови автора и произведение Узнай литературного героя по портрету 4 Мне было тогда лет двадцать пять … дела давно минувших дней, как видите. Я только что вырвался на волю и уехал за границу, не для того, чтобы “окончить мое воспитание”, как говаривалось тогда, а просто мне захотелось посмотреть на мир божий. Я был здоров, молод, весел, деньги у меня не переводились, заботы еще не успели завестись – я жил без оглядки, делал, что хотел, процветал, одним словом. Мне тогда и в голову не приходило, что человек не растение и процветать ему долго нельзя. Молодость ест пряники золоченые, да и думает, что это-то и есть хлеб насущный; а придет время – и хлебца напросишься. Но толковать об этом не для чего. Я путешествовал без всякой цели, без плана; останавливался везде, где мне нравилось, и отправлялся тотчас далее, как только чувствовал желание видеть новые лица – именно лица.
Слайд 26
Назови автора и произведение Узнай литературного героя по портрету Это была Б…, да, Варенька Б…, — Иван Васильевич назвал фамилию. — Она и в пятьдесят лет была замечательная красавица. Но в молодости, восемнадцати лет, была прелестна: высокая, стройная, грациозная и величественная, именно величественная. Держалась она всегда необыкновенно прямо, как будто не могла иначе, откинув немного назад голову, и это давало ей, с ее красотой и высоким ростом, несмотря на ее худобу, даже костлявость, какой-то царственный вид, который отпугивал бы от нее, если бы не ласковая, всегда веселая улыбка и рта, и прелестных, блестящих глаз, и всего ее милого, молодого существа. 5
Слайд 27
Назови автора и произведение Узнай литературного героя по портрету И тут мне представился случай познакомиться с Анной Алексеевной, женой Лугановича . Тогда она была еще очень молода, не старше двадцати двух лет, и за полгода до того у нее родился первый ребенок. Дело прошлое, и теперь бы я затруднился определить, что, собственно, в ней было такого необыкновенного, что мне так понравилось в ней, тогда же за обедом для меня всё было неотразимо ясно; я видел женщину молодую, прекрасную, добрую, интеллигентную, обаятельную, женщину, какой я раньше никогда не встречал; и сразу я почувствовал в ней существо близкое, уже знакомое, точно это лицо, эти приветливые, умные глаза я видел уже когда-то в детстве, в альбоме, который лежал на комоде у моей матери. 6
Слайд 28
Назови автора и произведение Узнай литературного героя по портрету Иванов приехал на шестой день. Его встретил сын Петр; сейчас Петрушке шел уже двенадцатый год, и отец не сразу узнал своего ребенка в серьезном подростке, который казался старше своего возраста. Отец увидел, что Петр был малорослый и худощавый мальчуган, но зато головастый, лобастый, и лицо у него было спокойное, словно бы уже привычное к житейским заботам, а маленькие карие глаза его глядели на белый свет сумрачно и недовольно, как будто повсюду они видели один непорядок. Одет-обут Петрушка был аккуратно: башмаки на нем были поношенные, но еще годные, штаны и куртка старые, переделанные из отцовской гражданской одежды, но без прорех — где нужно, там заштопано, где потребно, там положена латка, и весь Петрушка походил на маленького, небогатого, но исправного мужичка. Отец удивился и вздохнул. 7
Слайд 29
Назови автора и произведение Узнай литературного героя по портрету Бедная старушка жена, привыкшая уже к таким поступкам своего мужа, печально глядела, сидя на лавке. Она не смела ничего говорить; но, услышавши о таком страшном для нее решении, она не могла удержаться от слез; взглянула на детей своих, с которыми угрожала такая скорая разлука, – и никто бы не мог описать всей безмолвной силы ее горести, которая, казалось, трепетала в глазах ее и в судорожно сжатых губах. 8
Слайд 30
Назови автора и произведение Узнай литературного героя по портрету Меньшой брат его … имел чувства несколько живее и как-то более развиты. Он учился охотнее и без напряжения, с каким обыкновенно принимается тяжелый и сильный характер. Он был более изобретатель, нежели его брат; чаще являлся предводителем довольно опасного предприятия и иногда с помощью изобретательного ума своего умел увертываться от наказания … Он также кипел жаждою подвига, но вместе с нею душа его была доступна и другим чувствам. Потребность любви вспыхнула в нем живо, когда он перешел за восемнадцать лет. Женщина чаще стала представляться горячим мечтам его. Он, слушая философические диспуты, видел ее поминутно, свежую, черноокую, нежную. Пред ним беспрерывно мелькали ее сверкающие, упругие перси; нежная, прекрасная, вся обнаженная рука; самое платье, облипавшее вокруг ее свежих, девственных и вместе мощных членов, дышало в мечтах его каким-то невыразимым сладострастием. Он тщательно скрывал от своих товарищей эти движения страстной юношеской души, потому что в тогдашний век было стыдно и бесчестно думать козаку о женщине и любви, не отведав битвы. 9
Слайд 31
Назови автора и произведение Узнай литературного героя по портрету Когда грузчики, бросив работать, рассыпались по гавани шумными группами, покупая себе у торговок разную снедь и усаживаясь обедать тут же, на мостовой, в тенистых уголках, – появился … , старый травленый волк, хорошо знакомый гаванскому люду, заядлый пьяница и ловкий, смелый вор. Он был бос, в старых, вытертых плисовых штанах, без шапки, в грязной ситцевой рубахе с разорванным воротом, открывавшим его сухие и угловатые кости, обтянутые коричневой кожей. По всклокоченным черным с проседью волосам и смятому, острому, хищному лицу было видно, что он только что проснулся. В одном буром усе у него торчала соломина, другая соломина запуталась в щетине левой бритой щеки, а за ухо он заткнул себе маленькую, только что сорванную ветку липы. Длинный, костлявый, немного сутулый, он медленно шагал по камням и, поводя своим горбатым, хищным носом, кидал вокруг себя острые взгляды, поблескивая холодными серыми глазами и высматривая кого-то среди грузчиков. Его бурые усы, густые и длинные, то и дело вздрагивали, как у кота, а заложенные за спину руки потирали одна другую, нервно перекручиваясь длинными, кривыми и цепкими пальцами. 10
Слайд 32
Определи жанр литературного произведения Повесть Рассказ Драма Элегия Стихотворение Баллада Роман Сказ Песня Басня Очерк Поэма Комедия П.П. Бажов «Медной горы Хозяйка» И.А.Крылов «Ворона и Лисица» Н.В.Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки» У.Шекспир «Ромео и Джульетта» Д.И.Фонвизин «Недоросль» А.Т. Твардовский «Василий Теркин» М.Ю. Лермонтов «Бородино» А.П.Платонов «Юшка» Ф.И.Тютчев «Неохотно и несмело» Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание» К.М.Симонов «Я убит подо Ржевом…» А.П.Чехов «Лошадиная фамилия» В.А.Жуковский «Сельское кладбище»
Слайд 33
Определи жанр литературного произведения Повесть Рассказ Поэма Сказ Сказка Стихотворение Басня Роман Песня Миф Элегия Былина Эпопея «Скотный двор царя Авгия» Н.М.Карамзин «Бедная Лиза» «Илья Муромец и Соловей – Разбойник» М.Горький «Старуха Изергиль » М.Ю.Лермонтов «Мцыри» М.Ю.Лермонтов «Три пальмы» Л.Н.Толстой «После бала» Х.К.Андерсен «Снежная королева» Л.Н.Толстой «Война и мир» И.А.Крылов «Волк на псарне» А.А.Фет «Уснуло озеро» Н.С.Лесков «Левша» А.С. Пушкин «Капитанская дочка»
Слайд 34
По комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». Продолжи фразу и узнай героя 1) Дома новы , а …………………………………………….( ) 2) Сказал бы я, во-первых: не блажи, Именьем ,брат, не управляй оплошно, А ,главное, …………………………………………………….( ) 3) Мне завещал отец: Во-первых, угождать всем людям без изъятья – Хозяину , где…………………………………………………., Начальнику, с кем …………………………………………, Слуге его , который………………………………………….., Швейцару, дворнику, для избежанья зла, Собаке дворника , чтоб ……………………………………( ) 4) Грех не беда , ………………………………………. ( ) 5) Ах! Матушка, не довершай удара Кто беден ………………………………………………………( ) 6) Что нынче ,так же, как издревле, Хлопочут набирать учителей полки, Числом ………………………………………………………………………….? ( ) 7) Ах! Злые языки …………………………………………………( )
Слайд 35
По комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». Продолжи фразу и узнай героя 1.Служить бы рад ,……………………………………………….( ) 2. Обычай мой такой: Подписано, ………………………………………………………… ( ) 3. Друг. Нельзя ли для прогулок Подальше ………………………………………………………….. ? А ты ,сударыня, чуть из постели …………………………, С мужчиной! С молодым! – Занятье для ……………………! Всю ночь читает небылицы, И вот ……………………………..! ( ) 4.Шел в комнату , ……………………………………. ( ) 5. Минуй нас пуще всех печалей И ……………………………………………………………………………………. ( ) 6.Счастливые часов ……………………………( ) 7.Чуть свет – уж на ногах! И ……………………………………………( )
Слайд 36
Определи род занятий человека по фамилии Был народным странствующим актером Выделывал кожу Был возницей, кучером на почтовых лошадях Прислуживал в господском доме Управлял уездным городом Шил тулупы Служил в церкви Лепил горшки Рубил избы Продавал зерно и муку Гончаров Городничев Лабазников Плотников Пономарёв Скоморохов Скорняков Сыромятников Холопов Ямщиков
Слайд 37
Вспомни пословицу… Перед вами пословицы и поговорки разных народов. Кратко сформулируйте их обобщенный смысл. Подберите к ним близкие по смыслу пословицы, существующие в русском языке. Казахская: Много рук поднимут и тяжкую ношу. Латышская пословица: Мороза бояться – на двор не ходить. Узбекская: Скорпион своих привычек не меняет. Китайская: Много кормчих – корабль разбивается. Греческая: Верблюд не видит собственного горба, видит лишь горб верблюжонка. Польская: Когда на ладони вырастут волосы.
Слайд 38
Узнай писателя Жуковский В.А. Державин Г.Р. Горький М.А. Маяковский В.В. Блок А.А. Солженицын А.И. Платонов А.П. Пушкин А.С. Лермонтов М.Ю. Есенин С.А. Тургенев И.С. Ахматова А.А. Фонвизин Д.И. Чехов А.П. Достоевский Ф.М. Гоголь Н.В. Некрасов Н.А. Крылов И.А. Грибоедов А.С. Толстой Л.Н. Ответы к заданиям Узнай литературного героя Петруша Гринев А.С.Пушкин «Капитанская дочка» Емельян Пугачев А.С.Пушкин «Капитанская дочка» Городничий Антон Антонович Сквозник-Дмухановский Н.В.Гоголь «Ревизор» Н.Н. И.С.Тургенев «Ася» Варенька Б. Л.Н.Толстой «После бала» Анна Алексеевна А.П.Чехов «О любви» Петрушка А.П. Платонов «Возвращение» Мать Н.В.Гоголь «Тарас Бульба » Андрий Н.В.Гоголь «Тарас Бульба » Гришка Челкаш М.Горький « Челкаш » Определи жанр литературного произведения 1 вариант: 2 вариант: 1 – 8 2 – 10 3 – 1 4 – 3 5 – 13 6 – 12 7 – 5 8 – 2 9 – 5 10 – 7 11 – 5 12 – 2 13 – 4 1 – 10 2 – 1 3 – 12 4 – 1 5 – 3 6 – 6 7 – 2 8 – 5 9 – 8,9 10 – 7 11 – 6 12 – 4 13 – 1
Слайд 39
Продолжи фразу и узнай героя Ответы к заданиям 1) Дома новы , а предрассудки стары . ( Чацкий ) 2) Сказал бы я, во-первых: не блажи, Именьем ,брат, не управляй оплошно, А ,главное, поди-ка послужи . ( Фамусов ) 3) Мне завещал отец: Во-первых, угождать всем людям без изъятья – Хозяину , где доведется жить , Начальнику, с кем буду я служить , Слуге его , который чистит платья , Швейцару, дворнику, для избежанья зла, Собаке дворника , чтоб ласкова была ( Молчалин ) 4) Грех не беда , молва нехороша . ( Лиза ) 5) Ах! Матушка, не довершай удара Кто беден, тот тебе не пара ( Фамусов ) 6) Что нынче ,так же, как издревле, Хлопочут набирать учителей полки, Числом поболее , ценою подешевле .? ( Чацкий ) 7) Ах! Злые языки страшнее пистолета ( Молчалин ) 1.Служить бы рад , прислуживаться тошно . ( Чацкий ) 2. Обычай мой такой: Подписано, так с плеч долой ( Фамусов ) 3. Друг. Нельзя ли для прогулок Подальше выбрать закоулок ? А ты ,сударыня, чуть из постели прыг , С мужчиной! С молодым! – Занятье для девицы ! Всю ночь читает небылицы, И вот плоды от этих книг ! ( Фамусов ) 4.Шел в комнату , попал в другую . ( Молчалин ) 5. Минуй нас пуще всех печалей И барский гнев, и барская любовь ( Лиза ) 6.Счастливые часов не наблюдают ( Софья ) 7.Чуть свет – уж на ногах! И я у ваших ног ( Чацкий )
Слайд 40
Определи род занятий человека по фамилии Ответы к заданиям 1 – 8 2 – 5 3 – 10 4 – 9 5 – 7 6 – 1 7 – 6 8 – 2 9 – 4 10 – 3 Вспомни пословицу Пословица Обобщенный смысл Русская пословица или поговорка 1. Люди дружные, сплоченные могут выполнить даже самую трудную работу. Дружно – не грузно, а врозь – хоть брось. 2. Опасаться трудностей, препятствий, и ничего не делать для их преодоления. Волков боятся – в лес не ходить; Врагов боятся – в живых не остаться. 3. Человек предпочитает ничего не менять в своей жизни. Сколько волка не корми, все равно в лес смотрит. 4. У семи нянек дитя без глазу. 5. Человек не видит собственных недостатков, а чужие замечает. В чужом глазу соринку замечаешь, а в своем бревна не заметишь. 6. Просьба не будет выполнена. Когда рак на горе свиснет.
nsportal.ru
Слайд 1
«По страницам учебника литературы» для 9 классов ВикторинаСлайд 2
Узнай писателя 1
Слайд 3
Узнай писателя 2
Слайд 4
Узнай писателя 3
Слайд 5
Узнай писателя 4
Слайд 6
Узнай писателя 5
Слайд 7
Узнай писателя 6
Слайд 8
Узнай писателя 7
Слайд 9
Узнай писателя 8
Слайд 10
Узнай писателя 9
Слайд 11
Узнай писателя 10
Слайд 12
Узнай писателя 11
Слайд 13
Узнай писателя 12
Слайд 14
Узнай писателя 13
Слайд 15
Узнай писателя 14
Слайд 16
Узнай писателя 15
Слайд 17
Узнай писателя 16
Слайд 18
Узнай писателя 17
Слайд 19
Узнай писателя 18
Слайд 20
Узнай писателя 19
Слайд 21
Узнай писателя 20
Слайд 22
Назови автора и произведение Узнай литературного героя по портрету Нас было девять человек детей. Все мои братья и сестры умерли во младенчестве. Матушка была еще мною брюхата, как уже я был записан в Семеновский полк сержантом, по милости майора гвардии князя Б., близкого нашего родственника. Если б паче всякого чаяния матушка родила дочь, то батюшка объявил бы куда следовало о смерти неявившегося сержанта, и дело тем бы и кончилось. Я считался в отпуску до окончания наук… Я жил недорослем, гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками. Между тем минуло мне шестнадцать лет. Тут судьба моя переменилась. 1
Слайд 23
Назови автора и произведение Узнай литературного героя по портрету В эту минуту хозяин вошел с кипящим самоваром; я предложил вожатому нашему чашку чаю; мужик слез с полатей. Наружность его показалась мне замечательна: он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волоса были обстрижены в кружок; на нем был оборванный армяк и татарские шаровары. Я поднес ему чашку чаю; он отведал и поморщился. «Ваше благородие, сделайте мне такую милость, — прикажите поднести стакан вина; чай не наше казацкое питье». Я с охотой исполнил его желание. 2
Слайд 24
Назови автора и произведение Узнай литературного героя по портрету Уже постаревший на службе и очень неглупый по-своему человек. Хотя и взяточник, но ведет себя очень солидно; довольно сурьезен ; несколько даже резонер; говорит ни громко, ни тихо, ни много, ни мало. Его каждое слово значительно. Черты лица его грубы и жестки, как у всякого начавшего службу с низших чинов. Переход от страха к радости, от грубости к высокомерию довольно быстр, как у человека с грубо развитыми склонностями души. Он одет, по обыкновению, в своем мундире с петлицами и в ботфортах со шпорами. Волоса на нем стриженые, с проседью. 3
Слайд 25
Назови автора и произведение Узнай литературного героя по портрету 4 Мне было тогда лет двадцать пять … дела давно минувших дней, как видите. Я только что вырвался на волю и уехал за границу, не для того, чтобы “окончить мое воспитание”, как говаривалось тогда, а просто мне захотелось посмотреть на мир божий. Я был здоров, молод, весел, деньги у меня не переводились, заботы еще не успели завестись – я жил без оглядки, делал, что хотел, процветал, одним словом. Мне тогда и в голову не приходило, что человек не растение и процветать ему долго нельзя. Молодость ест пряники золоченые, да и думает, что это-то и есть хлеб насущный; а придет время – и хлебца напросишься. Но толковать об этом не для чего. Я путешествовал без всякой цели, без плана; останавливался везде, где мне нравилось, и отправлялся тотчас далее, как только чувствовал желание видеть новые лица – именно лица.
Слайд 26
Назови автора и произведение Узнай литературного героя по портрету Это была Б…, да, Варенька Б…, — Иван Васильевич назвал фамилию. — Она и в пятьдесят лет была замечательная красавица. Но в молодости, восемнадцати лет, была прелестна: высокая, стройная, грациозная и величественная, именно величественная. Держалась она всегда необыкновенно прямо, как будто не могла иначе, откинув немного назад голову, и это давало ей, с ее красотой и высоким ростом, несмотря на ее худобу, даже костлявость, какой-то царственный вид, который отпугивал бы от нее, если бы не ласковая, всегда веселая улыбка и рта, и прелестных, блестящих глаз, и всего ее милого, молодого существа. 5
Слайд 27
Назови автора и произведение Узнай литературного героя по портрету И тут мне представился случай познакомиться с Анной Алексеевной, женой Лугановича . Тогда она была еще очень молода, не старше двадцати двух лет, и за полгода до того у нее родился первый ребенок. Дело прошлое, и теперь бы я затруднился определить, что, собственно, в ней было такого необыкновенного, что мне так понравилось в ней, тогда же за обедом для меня всё было неотразимо ясно; я видел женщину молодую, прекрасную, добрую, интеллигентную, обаятельную, женщину, какой я раньше никогда не встречал; и сразу я почувствовал в ней существо близкое, уже знакомое, точно это лицо, эти приветливые, умные глаза я видел уже когда-то в детстве, в альбоме, который лежал на комоде у моей матери. 6
Слайд 28
Назови автора и произведение Узнай литературного героя по портрету Иванов приехал на шестой день. Его встретил сын Петр; сейчас Петрушке шел уже двенадцатый год, и отец не сразу узнал своего ребенка в серьезном подростке, который казался старше своего возраста. Отец увидел, что Петр был малорослый и худощавый мальчуган, но зато головастый, лобастый, и лицо у него было спокойное, словно бы уже привычное к житейским заботам, а маленькие карие глаза его глядели на белый свет сумрачно и недовольно, как будто повсюду они видели один непорядок. Одет-обут Петрушка был аккуратно: башмаки на нем были поношенные, но еще годные, штаны и куртка старые, переделанные из отцовской гражданской одежды, но без прорех — где нужно, там заштопано, где потребно, там положена латка, и весь Петрушка походил на маленького, небогатого, но исправного мужичка. Отец удивился и вздохнул. 7
Слайд 29
Назови автора и произведение Узнай литературного героя по портрету Бедная старушка жена, привыкшая уже к таким поступкам своего мужа, печально глядела, сидя на лавке. Она не смела ничего говорить; но, услышавши о таком страшном для нее решении, она не могла удержаться от слез; взглянула на детей своих, с которыми угрожала такая скорая разлука, – и никто бы не мог описать всей безмолвной силы ее горести, которая, казалось, трепетала в глазах ее и в судорожно сжатых губах. 8
Слайд 30
Назови автора и произведение Узнай литературного героя по портрету Меньшой брат его … имел чувства несколько живее и как-то более развиты. Он учился охотнее и без напряжения, с каким обыкновенно принимается тяжелый и сильный характер. Он был более изобретатель, нежели его брат; чаще являлся предводителем довольно опасного предприятия и иногда с помощью изобретательного ума своего умел увертываться от наказания … Он также кипел жаждою подвига, но вместе с нею душа его была доступна и другим чувствам. Потребность любви вспыхнула в нем живо, когда он перешел за восемнадцать лет. Женщина чаще стала представляться горячим мечтам его. Он, слушая философические диспуты, видел ее поминутно, свежую, черноокую, нежную. Пред ним беспрерывно мелькали ее сверкающие, упругие перси; нежная, прекрасная, вся обнаженная рука; самое платье, облипавшее вокруг ее свежих, девственных и вместе мощных членов, дышало в мечтах его каким-то невыразимым сладострастием. Он тщательно скрывал от своих товарищей эти движения страстной юношеской души, потому что в тогдашний век было стыдно и бесчестно думать козаку о женщине и любви, не отведав битвы. 9
Слайд 31
Назови автора и произведение Узнай литературного героя по портрету Когда грузчики, бросив работать, рассыпались по гавани шумными группами, покупая себе у торговок разную снедь и усаживаясь обедать тут же, на мостовой, в тенистых уголках, – появился … , старый травленый волк, хорошо знакомый гаванскому люду, заядлый пьяница и ловкий, смелый вор. Он был бос, в старых, вытертых плисовых штанах, без шапки, в грязной ситцевой рубахе с разорванным воротом, открывавшим его сухие и угловатые кости, обтянутые коричневой кожей. По всклокоченным черным с проседью волосам и смятому, острому, хищному лицу было видно, что он только что проснулся. В одном буром усе у него торчала соломина, другая соломина запуталась в щетине левой бритой щеки, а за ухо он заткнул себе маленькую, только что сорванную ветку липы. Длинный, костлявый, немного сутулый, он медленно шагал по камням и, поводя своим горбатым, хищным носом, кидал вокруг себя острые взгляды, поблескивая холодными серыми глазами и высматривая кого-то среди грузчиков. Его бурые усы, густые и длинные, то и дело вздрагивали, как у кота, а заложенные за спину руки потирали одна другую, нервно перекручиваясь длинными, кривыми и цепкими пальцами. 10
Слайд 32
Определи жанр литературного произведения Повесть Рассказ Драма Элегия Стихотворение Баллада Роман Сказ Песня Басня Очерк Поэма Комедия П.П. Бажов «Медной горы Хозяйка» И.А.Крылов «Ворона и Лисица» Н.В.Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки» У.Шекспир «Ромео и Джульетта» Д.И.Фонвизин «Недоросль» А.Т. Твардовский «Василий Теркин» М.Ю. Лермонтов «Бородино» А.П.Платонов «Юшка» Ф.И.Тютчев «Неохотно и несмело» Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание» К.М.Симонов «Я убит подо Ржевом…» А.П.Чехов «Лошадиная фамилия» В.А.Жуковский «Сельское кладбище»
Слайд 33
Определи жанр литературного произведения Повесть Рассказ Поэма Сказ Сказка Стихотворение Басня Роман Песня Миф Элегия Былина Эпопея «Скотный двор царя Авгия» Н.М.Карамзин «Бедная Лиза» «Илья Муромец и Соловей – Разбойник» М.Горький «Старуха Изергиль » М.Ю.Лермонтов «Мцыри» М.Ю.Лермонтов «Три пальмы» Л.Н.Толстой «После бала» Х.К.Андерсен «Снежная королева» Л.Н.Толстой «Война и мир» И.А.Крылов «Волк на псарне» А.А.Фет «Уснуло озеро» Н.С.Лесков «Левша» А.С. Пушкин «Капитанская дочка»
Слайд 34
По комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». Продолжи фразу и узнай героя 1) Дома новы , а …………………………………………….( ) 2) Сказал бы я, во-первых: не блажи, Именьем ,брат, не управляй оплошно, А ,главное, …………………………………………………….( ) 3) Мне завещал отец: Во-первых, угождать всем людям без изъятья – Хозяину , где…………………………………………………., Начальнику, с кем …………………………………………, Слуге его , который………………………………………….., Швейцару, дворнику, для избежанья зла, Собаке дворника , чтоб ……………………………………( ) 4) Грех не беда , ………………………………………. ( ) 5) Ах! Матушка, не довершай удара Кто беден ………………………………………………………( ) 6) Что нынче ,так же, как издревле, Хлопочут набирать учителей полки, Числом ………………………………………………………………………….? ( ) 7) Ах! Злые языки …………………………………………………( )
Слайд 35
По комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». Продолжи фразу и узнай героя 1.Служить бы рад ,……………………………………………….( ) 2. Обычай мой такой: Подписано, ………………………………………………………… ( ) 3. Друг. Нельзя ли для прогулок Подальше ………………………………………………………….. ? А ты ,сударыня, чуть из постели …………………………, С мужчиной! С молодым! – Занятье для ……………………! Всю ночь читает небылицы, И вот ……………………………..! ( ) 4.Шел в комнату , ……………………………………. ( ) 5. Минуй нас пуще всех печалей И ……………………………………………………………………………………. ( ) 6.Счастливые часов ……………………………( ) 7.Чуть свет – уж на ногах! И ……………………………………………( )
Слайд 36
Определи род занятий человека по фамилии Был народным странствующим актером Выделывал кожу Был возницей, кучером на почтовых лошадях Прислуживал в господском доме Управлял уездным городом Шил тулупы Служил в церкви Лепил горшки Рубил избы Продавал зерно и муку Гончаров Городничев Лабазников Плотников Пономарёв Скоморохов Скорняков Сыромятников Холопов Ямщиков
Слайд 37
Вспомни пословицу… Перед вами пословицы и поговорки разных народов. Кратко сформулируйте их обобщенный смысл. Подберите к ним близкие по смыслу пословицы, существующие в русском языке. Казахская: Много рук поднимут и тяжкую ношу. Латышская пословица: Мороза бояться – на двор не ходить. Узбекская: Скорпион своих привычек не меняет. Китайская: Много кормчих – корабль разбивается. Греческая: Верблюд не видит собственного горба, видит лишь горб верблюжонка. Польская: Когда на ладони вырастут волосы.
Слайд 38
Узнай писателя Жуковский В.А. Державин Г.Р. Горький М.А. Маяковский В.В. Блок А.А. Солженицын А.И. Платонов А.П. Пушкин А.С. Лермонтов М.Ю. Есенин С.А. Тургенев И.С. Ахматова А.А. Фонвизин Д.И. Чехов А.П. Достоевский Ф.М. Гоголь Н.В. Некрасов Н.А. Крылов И.А. Грибоедов А.С. Толстой Л.Н. Ответы к заданиям Узнай литературного героя Петруша Гринев А.С.Пушкин «Капитанская дочка» Емельян Пугачев А.С.Пушкин «Капитанская дочка» Городничий Антон Антонович Сквозник-Дмухановский Н.В.Гоголь «Ревизор» Н.Н. И.С.Тургенев «Ася» Варенька Б. Л.Н.Толстой «После бала» Анна Алексеевна А.П.Чехов «О любви» Петрушка А.П. Платонов «Возвращение» Мать Н.В.Гоголь «Тарас Бульба » Андрий Н.В.Гоголь «Тарас Бульба » Гришка Челкаш М.Горький « Челкаш » Определи жанр литературного произведения 1 вариант: 2 вариант: 1 – 8 2 – 10 3 – 1 4 – 3 5 – 13 6 – 12 7 – 5 8 – 2 9 – 5 10 – 7 11 – 5 12 – 2 13 – 4 1 – 10 2 – 1 3 – 12 4 – 1 5 – 3 6 – 6 7 – 2 8 – 5 9 – 8,9 10 – 7 11 – 6 12 – 4 13 – 1
Слайд 39
Продолжи фразу и узнай героя Ответы к заданиям 1) Дома новы , а предрассудки стары . ( Чацкий ) 2) Сказал бы я, во-первых: не блажи, Именьем ,брат, не управляй оплошно, А ,главное , поди-ка послужи . ( Фамусов ) 3) Мне завещал отец: Во-первых, угождать всем людям без изъятья – Хозяину , где доведется жить , Начальнику, с кем буду я служить , Слуге его , который чистит платья , Швейцару, дворнику, для избежанья зла, Собаке дворника , чтоб ласкова была ( Молчалин ) 4) Грех не беда , молва нехороша . ( Лиза ) 5) Ах! Матушка, не довершай удара Кто беден, тот тебе не пара ( Фамусов ) 6) Что нынче ,так же, как издревле, Хлопочут набирать учителей полки, Числом поболее , ценою подешевле .? ( Чацкий ) 7) Ах! Злые языки страшнее пистолета ( Молчалин ) 1.Служить бы рад , прислуживаться тошно . ( Чацкий ) 2. Обычай мой такой: Подписано, так с плеч долой ( Фамусов ) 3. Друг. Нельзя ли для прогулок Подальше выбрать закоулок ? А ты ,сударыня, чуть из постели прыг , С мужчиной! С молодым! – Занятье для девицы ! Всю ночь читает небылицы, И вот плоды от этих книг ! ( Фамусов ) 4.Шел в комнату , попал в другую . ( Молчалин ) 5. Минуй нас пуще всех печалей И барский гнев, и барская любовь ( Лиза ) 6.Счастливые часов не наблюдают ( Софья ) 7.Чуть свет – уж на ногах! И я у ваших ног ( Чацкий )
Слайд 40
Определи род занятий человека по фамилии Ответы к заданиям 1 – 8 2 – 5 3 – 10 4 – 9 5 – 7 6 – 1 7 – 6 8 – 2 9 – 4 10 – 3 Вспомни пословицу Пословица Обобщенный смысл Русская пословица или поговорка 1. Люди дружные, сплоченные могут выполнить даже самую трудную работу. Дружно – не грузно, а врозь – хоть брось. 2. Опасаться трудностей, препятствий, и ничего не делать для их преодоления. Волков боятся – в лес не ходить; Врагов боятся – в живых не остаться. 3. Человек предпочитает ничего не менять в своей жизни. Сколько волка не корми, все равно в лес смотрит. 4. У семи нянек дитя без глазу. 5. Человек не видит собственных недостатков, а чужие замечает. В чужом глазу соринку замечаешь, а в своем бревна не заметишь. 6. Просьба не будет выполнена. Когда рак на горе свиснет.
Слайд 41
Презентация выполнена учителем Шишмаревой Е.В. Технический редактор Рахимов М.Н. 2012 год
nsportal.ru
1. Узнайте писателя по данным фактам:
А) учеба в Славяно-греко-латинской академии, в Петербургском университете, в Германии; ода в его творчестве – ведущий жанр, реформатор русского стихосложения.
Б) учеба в Московском благородном пансионе, знаток нескольких языков, секретарь дипломатической миссии, комедия.
2. Установите соответствие.
«Горе от ума» Н. М. Карамзин
«Бедная Лиза» Д. И. Фонвизин
«Недоросль» А. С. Грибоедов
«Светлана» В. А. Жуковский
3. Кому принадлежат эти слова? Назовите героя, автора и название произведения.
«Петрушка, вечно ты с обновкой»
«Любезная Лиза! Мне должно на несколько времени с тобой проститься. Ты знаешь, что у нас война, я в службе, полк мой идет в поход»
«Обними меня, друг мой сердечный! Вот сынок, одно моё утешение»
В комедии «Горе от ума» Грибоедова используется принцип «говорящей» фамилии. О чем она «говорит»? Приведи примеры.
Известно, что на вечере у Фамусова Чацкий был объявлен сумасшедшим. Кто «запустил» эту сплетню?
Куда был зачислен Пушкин после окончания Лицея?
По какому случаю и кому В.А. Жуковский подарил свой портрет с надписью: «Победителю-ученику от побежденного учителя»?
Прокомментируйте с точки зрения биографии поэта строку:
Ужасная судьба отца и сына.
Жить розно и в разлуке умереть. Назовите фамилию автора.
Термин «классицизм» означает : 1. Античный 2. Общепринятый 3. Образцовый.
Выбери правильный ответ.
В чем суть «золотого слова Святослава»? В каком произведении звучат эти слова?
multiurok.ru
Викторина по литературе в 9 классах
МОУ «ООШ №78» учитель русского языка и литературы Карпова О.В.
1. Господствующее литературное направление 18 века в России?
2. Автор «Истории государства Российского»?
3. Литературное направление, черты которого особенно ярко проявились в творчестве Н.М. Карамзина.
4. « Я связь миров повсюду сущих,
Я крайняя степень вещества,
Я средоточие живущих,
Черта начальна Божества,
Я телом в прахе истлеваю,
Умом громам повелеваю,
Я царь – я раб – я червь – я бог!»
Название стихотворного жанра.
5. Писатель, о котором Екатерина II сказала: «Бунтовщик, хуже Пугачева!»
(Радищев)
6. « О, (?) – малый не простой!
Обрезал фалды он и полы,
Наставил рукава, и весел (?) мой,
Хоть носит он кафтан такой,
Которого длиннее и камзолы».
И.А. Крылов.
7. Комедия Д.И. Фонвизина? Сколько в ней действий?
8. Фамилия матери Митрофанушки?
9. «Дерзайте ныне ободрены
Раченьем вашим показать,
Что может собственных Платонов
И быстрых разумов Невтонов
Российская земля рожать».
Автор стихотворения?
10. Ода, которая была включена А.Н. Радищевым в текст «Путешествие из Петербурга в Москву»
11. «Чудище, обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй».
Место этих строк в «Путешествии из Петербурга в Москву».
12. Русская императрица, шагавшая в ногу с Просвещением ( в частности, она переписывалась с французским философом Д. Дилро) .
13. Герой комедии Фонвизина, фамилия которого характеризует его скотскую природу?
14. Ода Г.Р.Державина, принесшая поэту литературную известность?
15. «Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный,
Металлов тверже он и выше пирамид;
Ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный,
И времени полет его не сокрушит».
Название стихотворении Г.Р.Державина?
16. Герой, которому принадлежат слова: «Не хочу учиться, хочу жениться»?
17. Жанр, традиции которого использовал в своей повести «Бедная Лиза» Н.М. Карамзин?
18. « И крестьянки (?) умеют» Н.М. Карамзин.
19. Героиня сентиментального романа Н.М. Карамзина?
20. « (?) был до конца жизни своей несчастлив.
Узнав о судьбе Лизиной, он не мог утешиться и почитал себя убийцею. Я познакомился с ним за год до его смерти. Он сам рассказал мне сию историю и привел меня к Лизиной могиле. Теперь, может быть, они уже примирились!»
21.Главный герой комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»
22. «Вон из Москвы! Сюда я больше не ездок.
Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету,
Где оскорбленному есть чувству уголок!
Карете мне, карету!»
Кому принадлежат эти слова и в каком действии комедии?
23.Назовите баллады В.А.Жуковского, названные женскими именами
Ответы: Классицизм, Карамзин, Сентиментализм, Ода, Радищев, Тришка, «Недоросль», Простакова, Ломоносов, «Вольность», Эпиграф, Екатерина, Скотинин, «Фелица, «Памятник», Митрофан, Идиллия, Любить, Лиза, Эраст, Чацкий, Чацкому, «Светлана», «Людмила».
nsportal.ru
Викторина по литературе для 5- 9 классов
Учитель: Куроедова М.А.
Цель: Развитие интереса к чтению.
Задачи:1. Расширять кругозор учащихся.
2. Воспитывать уважение и любовь к литературе.
3. Развивать коммуникативные навыки, наблюдательность, логическое мышление.
4. Создать условия для раскрытия творческого потенциала.
План
I)Организационный момент
II)Основная часть
1. Теоретические вопросы (устно) (по 30 сек. на обдумывание)
Дайте определение термину, приведите пример
5кл – басня эпитет | 8 кл – летопись олицетворение |
6 кл – пословица аллегория | 9 кл – эпиграф оксюморон |
7 кл – баллада ирония |
2. Перед вами пословицы разных народов, подберите аналогичные русские и запишите их (пословицы раздаются на листках).
1) Chi va con lo zoppo impara a zoppicare. Идущий рядом с хромым научится хромать. (итальянская)
С кем поведешься – от того и наберешься.
2) Den Brunnen schätzt man erst dann, wenn es kein Wasser mehr gibt
Ценность колодца узнаём лишь тогда, когда в нём больше нет воды (итальянская)
Что имеем не храним, потерявши — плачем.
3) Übung macht den Meister. Упражнение делает умельца. (немецкая)
Повторение — мать учения.
4) Like father, like son, like master, like man.
Каков отец, таков и сын, каков хозяин, таков и подчинённый.(английская)
Яблоко от яблони недалеко падает.
Ответы собираются, пока жюри оценивает, ответы показываются на экране, затем предлагается угадать пословицу по иллюстрации (балл получает та команда, которая первой подняла руку и дала правильный ответ)
Угадайте пословицу по иллюстрации
5) За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.
6) У страха глаза велики.
7) Лучше синица в руках, чем журавль в небе.
3. Путешествия
5 кл Что, с точки зрения Пушкина, является средством передвижения богатырей по воздуху? (Колдун; “Там в облаках перед народом Через леса, через моря Колдун несет богатыря”) “Руслан и Людмила”
Обычно в сказках найти дорогу помогает клубочек. Назовите литературное произведение, в котором обязанности клубочка выполняет лопатка Потянула тут лопата Федюньку и сразу из снега выволокла. Сперва Федюнька чуть не выпустил лопату из рук, потом наловчился, и дело гладко пошло. Где пешком за лопатой идёт, где волоком тащится. “Огневушка-поскакушка” Бажов |
6 кл Назовите транспортное средство кузнеца Вакулы (черт из повести Гоголя “Ночь перед Рождеством”) Чтобы совершить путешествие на родину герою пришлось превращаться в насекомых. Назовите героя и этих насекомых. Тут он в точку уменьшился, В муху князь оборотился, Шмелем князь оборотился, “Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди” (Пушкин) |
7 кл Назовите космического путешественника, который, посетив несколько астероидов, встречает много странных взрослых, например мудрого короля, которому всё повинуется. “Маленький принц” (Антуан де Сент-Экзюпери) Два легкомысленных чиновника по щучьему велению, по авторскому хотению очутились на необитаемом острове. А как они вернулись обратно в Петербург? И выстроил он корабль — не корабль, а такую посудину, чтоб можно было океан-море переплыть вплоть до самой Подьяческой… Набрал мужик пуху лебяжьего мягкого и устлал им дно лодочки. Устлавши, уложил на дно генералов и, перекрестившись, поплыл. Михаил Салтыков-Щедрин “Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил” |
8 кл Как зовут коня Дон Кихота и что означает его кличка? “…в конце концов остановился на Росинанте, имени, по его мнению, благородном и звучном, поясняющем, что прежде конь этот был обыкновенной клячей, ныне же, опередив всех остальных, стал первой клячей в мире”. Назовите героя, который хотел попасть в Петербург, но вынужден был поехать в Оренбург. Петр Гринев из романа Пушкина “Капитанская дочка” |
9 кл Литературное произведение, написанное в 19 веке, которое учит: если отклоняться от запланированного маршрута, можно попасть в большие неприятности. “Мертвые души” Один русский писатель за описание путешествия был приговорен к путешествию в Сибирь. Назовите писателя и его произведение. Радищев “Путешествие из Петербурга в Москву” |
4. Животные
5 кл – В какое пресмыкающееся превращается Хозяйка Медной горы? |
6 кл – В какую птицу превращался главный министр подземного царства? (в черную курицу) |
7 кл – С каким диким зверем подружился князь Урус-Кучум-Кильдибаев и предлагал ему ” походы вместе на зайцев” совершать? |
8 кл – Назовите полностью имя человека, который открыто заявлял, что берет взятки борзыми щенками. |
9 кл- Среди кого Ноздрев был как отец родной среди семейства? |
5. Чей это портрет?
5 кл “Спереди совершенно немец : узенькая, беспрестанно вертевшаяся и нюхавшая все, что ни попадалось, мордочка оканчивалась, как и у наших свиней, кругленьким пятачком, ноги были так тонки, что если бы такие имел яресковский голова, то он переломал бы их в первом козачке. Но зато сзади он был настоящий губернский стряпчий в мундире, потому что у него висел хвост, такой острый и длинный, как теперешние мундирные фалды”. Черт “Ночь перед Рождеством” |
6 кл “От роду 23 года, роста середнего, лицом чист, бороду бреет, глаза имеет карие, волосы русые, нос прямой. Приметы особые: таковых не оказалось». По такому портрету исправник хотел отыскать героя. (Владимир Дубровский) |
7 кл “На них явились, вместо прежних запачканных сапогов, сафьянные красные с серебряными подковами; шаровары шириною в Черное море, с тысячью складок и со сборами, перетянулись золотым очкуром; к очкуру прицеплены были длинные ремешки, с кистями и прочими побрякушками для трубки. Казакин алого цвета, сукна яркого, как огонь, опоясался узорчатым поясом; чеканные турецкие пистолеты были засунуты за пояс; сабля брякала по ногам. Их лица, еще мало загоревшие, казалось, похорошели и побелели; молодые черные усы теперь как-то ярче оттеняли белизну их и здоровый, мощный цвет юности; они были хороши под черными бараньими шапками с золотым верхом”. Остап и Андрий – сыновья Тараса Бульбы. |
8 кл “Он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волоса были обстрижены в кружок; на нем был оборванный армяк и татарские шаровары”. Пугачев |
9 кл “Не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так чтобы слишком молод… В приемах своих господин имел что-то солидное и высмаркивался чрезвычайно громко. Неизвестно, как он это делал, но только нос его звучал, как труба”. Чичиков |
6. Сочините акростих
Акростих -стихотворение, в котором некоторые (как правило, первые) буквы каждой строки составляют осмысленный текст (слово, словосочетание или предложение).
Пример – см. слайд
Составьте акростих, связанный с книгой, чтением, литературой.
III – Подведение итогов.
Ссылки:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Росинант
https://www.nkj.ru/archive/articles/9707/
http://engmaster.ru/prov/page-9
https://nsportal.ru/user/170828/page/ubung-macht-den-meister-uprazhneniya
https://yandex.ru/images/search?text=лучше%20синица%20в%20руках%20рисунок&stype=image&lr=20571&source=wiz
nsportal.ru
Муниципальное казенное образовательное учреждение «Рогожинская основная общеобразовательная школа» городского округа город Михайловка Волгоградской области
Предназначена для учащихся 7-9 классов. Рекомендована учителям литературы, классным руководителям.
Литературная викторина.
I.
Биография
1.Родовое имение А. С.Пушкина.(Михайловское)
2.Кто воспитывал М. Ю.Лермонтова? (Бабушка Елизавета Алексеевна)
3.Где родился Н. В.Гоголь? (Село Васильевка, Украина)
4.Где служил Л. Н.Толстой? (На Кавказе)
5.Какую профессию приобрел А. П.Чехов? (Врач)
6.Какую премию получил И. А.Бунин? (Нобелевская премия)
7.Фамилия какого поэта – Шеншин? (Фет)
II.
Творчество
1.Он брал сюжеты рассказов из своей практики врача. (Антон Павлович Чехов)
2.Прототип – дворник Андрей – служил у его матери. (Иван Сергеевич Тургенев)
3.У него была тетрадь «Всякой всячины». (Николай Васильевич Гоголь)
4.Его предок Ганнибал был воспитанником Петра I. (Александр Сергеевич Пушкин)
5.Большую часть жизни он провел за границей, но писал о России. (Иван Алексеевич Бунин)
6.Он написал знаменитое стихотворение о битве 1812 года(Михаил Юрьевич Лермонтов)
7.В произведениях этого поэта животные выступали в роли людей. (Иван Андреевич Крылов)
III.
Герои
(узнайте героя по описанию и назовите его)
1.«А сама-то величава,
Выступает, будто пава,
А как речь-то говорит-
Будто реченька журчит». (Царевна-Лебедь)
2.«За прилавкою сидитмолодой купец,
Статный молодец, удалой боец…
Горят очи его соколиные…» (Купец Калашников)
3.«Был из числа коренных, старых полковников; имел исчерна-белые брови, подобные кустам; двадцатипудовое тело». (Тарас Бульба)
4.«Как не зайти к ней, не поесть жирных с сметаною вареников и не поболтать с говорливой и угодливой хозяйкой, сорокалетней кумушкой». (Солоха)
5.«От роду 23 года, роста среднего, лицом чист, бороду бреет, глаза имеет карие, волосы русые, нос прямой. Приметы особые: таковых не оказалось». (Владимир Дубровский)
6.«Акцизный, в Саратове у тещи живет, теперь только зубами и кормится, чудодейственный господин». (Овсов,«Лошадиная фамилия»)
7.«Я называюсь Никто; мне такое название дали
Мать и отец, и товарищи так все меня величают». (Одиссей)
IV.
«Кто автор этих слов?»
1.«А что это у вас, великолепнаяСолоха?» (Дьяк «Ночь перед Рождеством»)
2.«Терпи, казак, атаман будешь!» (Тарас Бульба)
3.«Я не слыхивал о медведе, но я всегда ношу при себе пистолеты». (Владимир Дубровский «Дубровский»)
4.«Наша работа против такого размера гораздо секретнее. Надо одну ножку под мелкоскоп подвести». (Левша)
5.«Скажи мне, кудесник, любимец богов,
Что сбудется в жизни со мною?» (Олег Вещий «Песнь о вещем Олеге»)
6.«Больше пятисот рублей не дам. А убьете – ничего не возьмете». (Жилин «Кавказский пленник»)
7.«Ты думаешь, что белить забор – самая скучная вещь на свете? Нет. Это же так ответственно, так увлекательно. Не каждый с этим справится» (Том Сойер «Приключения Тома Сойера»)
Викторина развивает внимательность, расширяет кругозор детей.
www.slavkrug.org