Урок русского языка 9 класс
Тема. Строение сложноподчиненного предложения. Главные и придаточные предложения в его составе.
Цель: способствовать формированию лингвистической компетенции через усвоение строения сложноподчиненного предложения; содействовать формированию коммуникативной компетенции, развивая умения конструировать сложноподчиненные предложения; формировать культуроведческую компетенцию, указывая на роль сложноподчиненных предложений в тексте.
Ход урока
I.Организационный момент.
-Здравствуйте, ребята. Присаживайтесь.
-Откройте тетради и запишите дату и тему урока.
Целеполагание.
-Давайте поставим цель в соответствии с темой урока.
Мотивация.
-Скажите, где Вам могут пригодиться эти знания?
II. Составление плана
1.Повторение знаний о строении сложного предложения.
2.Изучение строения СПП
3.Закрепление знаний о СПП.
-Ребята, у вас на столах лежат листы самооценки, которые разделены на 3 столбца, в соответствии с планом урока вы оцените свою работу. Подпишите их.
III. Работа по теме урока.
1.Повторение знаний о строении сложного предложения.
Синтаксический разбор. (Марина)
Я сидел на лесной полянке, а вблизи игриво журчал ручеек.
– (Вопрос к классу) Докажите, что это сложное предложение. (наличие 2 грам. Основ. Назовите их)
-Какое это предложение относительно средств связи?( союзное, ССП)
-Какое предложение называется сложным?
_Справились с 1 пунктом плана? Оцените свою деятельность.
-Какие еще сложные союзные предложения вам известны? ( СПП)
-Скажите, чем ССП отличается от СПП? ( части ССП –равноправны, в СПП – одна зависит от другой)
– Перестройте предложение так, чтобы одна часть зависела от другой.
Когда я сидел на лесной полянке, вблизи игриво журчал ручеек.
Вот так мы плавно перешли ко 2 пункту плана.
2.Изучение строения СПП.
-Давайте запишем в тетрадях получившееся СПП.
Когда я сидел на лесной полянке, вблизи игриво журчал ручеек. (слайд 1)
-Скажите, в каком предложении заключается основная мысль? ( вблизи игриво журчал ручеек)
-Это главное предложение. От него можно задать вопрос к придаточному, в котором всегда бывает союз или союзное слово. Составим схему данного предложения в тетрадях. ( 1 человек у доски)
-Союзы какого разряда используются в СПП? (подчинительные)
-Давайте вспомним их.( с. 71)Читаем
Работа с учебником. Правило с. 69 (1), (2), (3)
_ Сделаем вывод, что мы называем СПП?
Найдите в тексте параграфа то, о чем мы нем говорили.
( СПП состоит из одной независимой части ( главное предложение) и одной или нескольких подчиненных частей ( придаточные предложения).
Придаточное предложение может стоять перед главным, после него или разрывать главное предложение. Придаточные предложения отделяются запятыми)
– Вас устраивают эти знания? Мы выполнили 2 пункт плана?
-Оцените свою деятельность в оценочном листе.
-А теперь переходим к 3 пункту плана
3.Закрепление знаний о СПП.
А) Закончите предложение (Конструирование СПП по началу) (Слайд 2)
-Подберите к данному главному предложению придаточные
Дорога вывела меня на луг.
1 ряд 2 ряд 3 ряд
в начале в середине в конце
предложения предложения предложения
1.Когда я заблудился в лесу, дорога вывела меня на луг.
2.Дорога, которая бежала вдоль реки, вывела меня на луг.
3.Дорога вывела меня на луг, где росли маки.
-Назовите, какое предложение главное? ( спросить у каждого ряда). Молодцы.
А теперь попробуем конструировать предложения по схеме.
Б) Записать предложение по схеме (слайд 3)
Вариант 1
1. [ ],(чтобы).
Вариант 2.
2. . ( Когда),[ ].
– Прочитайте вслух ( 1 вариант, 2 вариант) Назовите главное и придаточное предложение. Поменяйтесь тетрадями, проверьте друг друга.
– Ребята, кто не справился?( Давайте поможем )
– А теперь откройте учебник на с. 75. Найдите упр. 93
В) Упражнение 93 ( устно) Прочитайте текст упражнения.
Найдите только сложноподчиненные предложения, назовите грамматическую основу.
А теперь последнее задание.
Г) Тест ( на слух)
-Посмотрим, как вы умеете на слух отличать ССП от СПП. (запись в тетрадях – С, П)
1.До вечера оставалось не более получаса, а заря едва зажигалась. ССП
2.За рекой по вечерам раздаются песни и мелькают огоньки. ССП
3.Мне показалось, что он смутился. СПП
4.Когда спешишь, не всегда получается. СПП
5.Сыпались звезды, да иглы звенели. ССП
6.Если хочешь быть счастливым, будь им. СПП
7.Впереди, где лишь угадывались огни, нас ждало неизведанное. СПП.
– Проверим у доски. – 1 ученик.( я прочитываю предложения) ( ССППСПП)
-Вы усвоили строение СПП? Значит, с этим пунктом плана мы справились. Оцените свою работу по 3 пункту плана.
IV. Итог урока
-Что нового вы узнали на этом уроке?
-А теперь давайте составим синквейн о пройденном уроке.
Предложение
Сложное, необычное
Интересуюсь, запоминаю, вспоминаю
Мне нравится узнавать что-то новое
Знания
Урок
Русский, интересный
Читаем, пишем, учимся
Мне понравилось
Экзамены
Информация
Новая, интересная
Узнаём, знакомимся, работаем
Сегодня я узнала много нового
Урок
V. Домашнее задание. С комментированием упр. 93( выписать СПП, составить схемы)слабым; упр. 92 – сильным Слайд 4
VI. Рефлексия
– А теперь оцените вашу деятельность на уроке, выведите среднюю оценку.
– Кто в целом доволен работой на уроке?
-Кому что-то не удалось?
План-конспект открытого урока по русскому языку в 9 классе
учителя русского языка и литературы
Алибалаева Казиахмеда Медетовича
«Повторение и обобщение по теме «Сложноподчинённое предложение»
Цель: Закрепить и обобщить знания о сложноподчинённых предложениях
Задачи:
1. Общеобразовательные: формировать общие учебные умения и навыки находить сложноподчиненные предложения, определять его виды, составлять графически схемы, делать синтаксический разбор, ставить знаки препинания в сложноподчиненном предложении, привести в систему знания по теме.
2. Воспитывающие: содействовать в ходе урока формированию мировоззренческих понятий; воспитывать любовь к родному языку, нормы поведения.
3. Развивающие: учить выделять главное, существенное в изученном материале; развивать познавательные интересы, творческие способности и монологическую речь учащихся.
Оборудование:
· Персональный ПК,
· мультимедиа-проектор,
· компьютерная презентация к уроку,
· таблица «СПП»,
· индивидуальные карточки с дифференцированным заданием,
Ход урока.
I.Организационный момент.
Объявление учителем темы урока. Постановка целей урока. Запись числа и темы в тетрадь. Лист самооценки учащегося (приложение1)
II. Работа с эпиграфами урока. (дети в тетрадях записывают понравившийся эпиграф, объясняют, почему понравился. Анализируют предложения, выявляют, что между ними общего)
Самая большая ценность народа
– язык, на котором он пишет, говорит, думает.
(Д.С. Лихачев)
С русским языком можно творить чудеса, нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом. (К.Паустовский).
III. Работа по теме урока.
1.Словарная работа с последующей самопроверкой.
Карточка для словарной работы
М…РОВО…РЕНИЕ К…ЛО…АЛЬНЫЙ ПР…ГРЕ…ИВНЫЙ …РИЕНТИР КО…ЕНТАРИЙ ГУМА…ЫЙ | Г…СТИ…АЯ А…ОМПАН…МЕНТ Д…ЯТЕЛЬНЫЙ Р…ЗУЛЬТАТ ТР…ДИЦ…Я Р…З…РВЫ |
Заполнение листа самооценки учащегося.
2. Устная работа. Вспомните классификацию предложений. Какая связь есть внутри СП?
Простые Сложные
Бессоюзные Сложносочиненные Сложноподчиненные
Заполнение листа самооценки учащегося.
3.Кодированный диктант
· Я поднял книгу, упавшую со стола. (ПП)
· Светило солнце, но было очень холодно. (ССП)
· Не выходи на улицу, потому что уже стемнело.(СПП)
· Я вышел во двор, на небе стояла полная луна.(БCП)
Заполнение листа самооценки учащегося.
4. Фронтальный опрос о сложноподчинённом предложении (структура, связь, виды придаточных, СПП с несколькими придаточными, знаки препинания)
Задание: найти и выписать из данных предложений СПП.
Пришло время, когда необходимо души человеческие спасать.
Мы каждое утро шли на работу с приподнятым настроением, чтобы передать детям все тепло, какое в нас есть.
Я стал читать, и во мне проявилась охота к литературе.
Нужно читать только те книги, которые учат понимать смысл жизни, желания людей и мотивы их поступков.
Заполнение листа самооценки учащегося.
5. Cоюзы и союзные слова.
Распределить предложения в 2 столбика (Союз или союзное слово?):
С притаившейся радостью, которая смешалась с грустью, я выхожу из церкви.
Ты спросишь, кто велит мне?
Пока мы переходили поляну, турки успели сделать несколько выстрелов.
Днём в доме, где я живу, идёт привычная жизнь.
Он пообещал, что вернётся до заката.
Подай мне книгу, что лежит на столе.
Заполнение листа самооценки учащегося.
6. Виды придаточных предложений.
-Как определить вид придаточного?
7. Работа с изъяснительными предложениями.
· Теория.
· Игра «3 лишнее».
1. Один только священник был убеждён, что он делает полезное дело. (Л.Толстой)
2. В лучах росистых, в лучах зелёных течёт речонка, что мне мила. (Ф.Фатьянов)
3. Вмиг по речи те спознали, что царевну принимали, усадили в уголок, подносили пирожок. (А.Пушкин)
· Замена прямой речи косвенной с помощью СПП с придаточными изъяснительными. К. Паустовский утверждал: «Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку».
· Анализ пунктуации. Слышно было, как на улице скрипели полозья, как проезжали к фабрике углевозы и как хрипло покрикивали на лошадей люди. [ ], (как ), (как ) и (как ).
Заполнение листа самооценки учащегося.
8. Работа с придаточными определительными.
· Теория.
· Составить схемы предложений.
Кто сам на себя много берёт, тот и от других вправе ждать многого. (Л.Фейхтвангер)
И стебелёк травы достоин того великого мира, в котором он растёт.(Р.Тагор)
· Замените, где возможно, придаточное предложение СПП причастным оборотом. Такие задания могут встретиться на ЕГЭ по русскому языку.
11 1 | Хор птичьих голосов, который доносился из лесу, поразил мой слух. |
2) 2 | Я прожил жизнь, которая была насыщена интересными встречами. |
3) 3 | Но ведь есть же на белом свете те далёкие края, к которым так стремятся перелётные птицы! |
4) 4 | Горький запах полыни, который смешивался с нежным ароматом цветов, был разлит в утреннем воздухе. |
Заполнение листа самооценки учащегося.
9. Работа с придаточными обстоятельственными.
· Теория.
· Запись предложения с последующим составлением схемы.
Если вы будете изучать русский язык и страстно любить его, то вам откроется мир безграничных радостей, ибо безграничны сокровища русского языка.
Заполнение листа самооценки учащегося.
10. Пунктуация.
1. Знаки препинания при стечении 2 союзов.
Говорят, что, если любишь, побежишь за милым вслед.
Я давно заметил, что когда ветер, проникающий в лес, качает ветви деревьев,
то в этом есть особая прелесть.
2.
Определите количество запятых:
1)Ей сегодня примечталось, что совсем-совсем недолго ждать зимы
седой осталось. (1)
2) Рано утром, когда и сапожник, и маляр, и булочник еще спали,
охотник встал и стал собирать свои нехитрые вещи.
Заполнение листа самооценки учащегося.
11.Вид подчинения:
· однородное (Ася оставалась в моей памяти той самой девочкой, какой я знавал её в лучшую пору моей жизни, какою её я видел в последний раз.)
· параллельное (Когда у меня в руках новая книга, я чувствую, что в мою жизнь вошло что-то новое.)
· последовательное (Княжна Мария умоляла брата подождать ещё день, говорила о том, что она знает, как будет несчастлив отец, если Андрей уедет.
· смешанное (Когда он смотрел на часы, он был так растревожен, что видел стрелки на циферблате, но не мог понять, который час.)
Заполнение листа самооценки учащегося.
12.Синтаксический разбор СПП.
1. Голос сердца чаще мы слышим в юности, когда ничто не приглушило и не растрепало по клочкам свежий мир наших чувств. (1 уровень)
2. Знание – сокровище, которое повсюду следует за тем, кто им обладает. (2 уровень)
Заполнение листа самооценки учащегося.
13. Конструирование СПП по группам.
1. Чаще улыбайтесь; (Если …), [то…].
2. Искренне интересуйтесь жизнью других людей; […тем],(чем …).
3. Умейте выслушать до конца говорящего с вами; […того], (с кем…)
4. Говорите об интересующем вашего собеседника; […о том], (что…)
5. Чаще обращайтесь к собеседнику по имени. (Когда…), […].
Заполнение листа самооценки учащегося.
14. Комплексный анализ текста.
Изучив в школьные годы «Горе от ума», «Евгений Онегин», мы на всю жизнь утверждаемся во мнении, что эти произведения нам хорошо известны. Очень опасное заблуждение. Ведь оно порой мешает нам ещё и ещё раз вникнуть в эти величайшие глубины человеческого гения, приблизиться к постижению непостижимого. Интеллект человека не в умении читать, а в умении перечитывать. Как бездумно мы порой лишаем себя этого наслаждения!
Бездумное чтение приводит к параличу вкуса и мышления, которые должны быть у каждого из нас самостоятельными, иначе человек обречён на пожизненное духовное прозябание… Мне думается, что борьба за самостоятельное творческое мышление есть борьба за истинную духовную культуру. Н. Доризо.
Определить тему и идею текста, тип и стиль. Найти средства выразительности. Постройте схемы СПП.
15. Подведение итога урока. Рефлексия. Оценки и их комментарий.
– Какую роль в нашей речи играют сложноподчиненные предложения?
(Украшают нашу речь, позволяют более полно выразить свои мысли, помогают сформулировать вопросы и дать на них полные, раскрытые ответы, помогают дать яркую характеристику человеку).
Учитель. Мы обобщили и систематизировали материал по теме «Сложноподчиненное предложение», работали над составлением схем, предложений, отрабатывали навыки постановки знаков препинания. Я предлагаю вам поделиться своими впечатлениями.
Домашнее задание:
Закончите фразы, которые должны быть СПП.
1. Главным для меня на уроке было то, …
2. Меня порадовало на уроке то, …
3. Теперь я буду знать, что …
4. Меня огорчило то, что …
5. Итогом урока считаю …
6. Теперь я буду знать …
7. Я рад, что…
8. Я хотел бы, чтобы…
Перед тем, как прийти в школу, мы встретились в кофейне через дорогу.
Мы встретились в кофейне через улицу [независимый]
+ до прихода в школу (зависимый)
= сложное предложение
(До того, как мы пришли в школу), [мы встретились в кофейне через дорогу.]Клару, у которой невероятный голос, попросили спеть школьную песню.
Клару попросили спеть школьную песню [независимая]
+ у кого невероятный голос (зависимый)
= сложное предложение
[Клару (у которой невероятный голос) попросили спеть школьную песню. ]Книга, которую я нашел, исчезла после того, как Джулия вернула ее мне.
Книга исчезла [независимая]
+ Я обнаружил, что (зависимое)
+ после того, как Юля вернула мне его (зависимый)
= сложное предложение
[Книга (которую я нашел) исчезла] (после того, как Джулия вернула ее мне.)
Мы с отцом пошли на фильм, который я давно хотел посмотреть, а потом пошли в ресторан рядом с театром.
Мы с отцом ходили в кино [независимый]
+ потом мы пошли в ресторан возле театра [независимый]
+ Я давно хотел увидеть это (зависимое)
= сложносочиненное предложение
[Мы с отцом пошли в кино] (которое я давно хотел посмотреть), и [затем мы пошли в ресторан рядом с театром.]Прежде чем стать друзьями, Луиза и Джули знали Эми, но не осознавали, что знают ее, пока не встретились.
Прежде чем они были друзьями (зависимые)
+ Луиза и Джули знали Эйми [независимо]
+ Они не поняли [независимый]
+ что ее знали (зависимая)
+ пока не встретились (зависимая)
= сложносочиненное предложение
[(До того, как они стали друзьями, Луиза и Джули знали Эми], но [они не осознавали (что знали ее) (пока не встретились).]
Упражнения зарезервированы для владельцев учетных записей.
Пожалуйста, войдите в систему.
Моя цель как учителя — сделать процесс обучения настолько увлекательным, чтобы дети не осознавали, что учатся! Хотите верьте, хотите нет, но этого можно добиться при обучении сложным предложениям. Студенты часто чувствуют себя перегруженными письменными работами. Увлекательные мероприятия и практика на строительных лесах, которые разогревают учащихся до процесса письма, являются ключевыми. Установка основы для письма монументальна. Я призываю вас изучить эти ресурсы, чтобы помочь начинающим писателям дома или в классе.
1. Видео с обзором предложений youtube.com/embed/CsrM_RpqXek” title=”YouTube video player” frameborder=”0″ allow=”accelerometer; autoplay; clipboard-write; encrypted-media; gyroscope; picture-in-picture; web-share” allowfullscreen=””/>Чтобы учащиеся понимали сложные предложения, они должны уметь писать предложения. Сложные предложения должны содержать независимое предложение и зависимое предложение. Поделитесь этим видео со студентами, чтобы разобрать его и увидеть примеры каждого из них.
Дополнительная информация: Академия Хана
2. Расшифруй предложениеЭто интерактивное онлайн-задание поможет учащимся составить предложение по порядку. Во-первых, все слова зашифрованы. Учащиеся нажимают на слово, которое следует за ним в предложении. Когда все слова будут в правильном порядке, учащиеся услышат музыку и увидят, как буквы станут синими.
Узнайте больше: Word Wall
3. Книги со сложными предложениямиЭти книги со сложными предложениями очень весело создавать. Учащиеся могут сходить с ума, украшая свои флипбуки, чтобы они соответствовали их личностям и выражали творческий потенциал. Они будут включать определение сложного предложения и фактически строить его на страницах. Они могут вернуться назад, когда им нужно напоминание!
Дополнительная информация: Старшая начальная школа
4. Трехминутная гонкаДля игры учащиеся должны записать столько сложных предложений, сколько они смогут придумать в течение трех минут. После того, как прозвучит таймер, учащиеся делятся своими предложениями с партнером. Ученик, составивший наибольшее количество предложений, получит приз.
Дополнительная информация: Старшая начальная школа
5. Глупые предложенияНаписание глупых предложений может помочь улучшить грамматические навыки. Это также побуждает учащихся разбивать предложения на части. Сначала вы предоставите учащимся банк слов прилагательных, существительных, глаголов и фраз. Не забудьте добавить независимые и зависимые варианты предложений для сложных предложений.
Подробнее: Научи меня, я твой
6. Домино для построения предложенийС помощью этого задания учащиеся могут изучить широкий спектр предложений. Настройте графический органайзер, чтобы учащиеся могли использовать его для создания сложных предложений. Они могут вставлять костяшки домино в каждое необходимое место, чтобы построить свое уникальное предложение.
Подробнее: Amazon
7. Рабочий лист для практики письмаЭтот рабочий лист является идеальным дополнением к уроку грамматики в 3-м или 4-м классе. Учащиеся рассматривают независимые и зависимые предложения вместе с подчинительными союзами. Им будет поручено написать свои собственные сложные предложения и определить ключевые части.
Дополнительная информация: Образование
8. Карточки со сложными предложениямиУчащиеся будут использовать эти распечатанные карточки для анализа сложных предложений. Они будут отвечать на вопросы на карточках, чтобы определить, что происходит первым и затем в предложениях.
Дополнительная информация: Учителя платят учителям
9. Это не сложноУчащиеся получат раздаточный материал с 10 предложениями. Они будут работать в группах, чтобы решить, является ли предложение сложным предложением или нет. Обязательно установите таймер на одну минуту для совместной работы команд. Побеждает та команда, которая даст больше правильных ответов!
Дополнительные сведения: Исследование
10. Составление сложных предложенийЭтот ресурс предназначен для учащихся 4-8 классов. Это увлекательное занятие, потому что учащиеся будут использовать картинки для формулирования сложных предложений. Наглядные материалы важны, особенно для учащихся, которым нужна дополнительная поддержка при письме.
Подробнее: Учителя платят учителям
11. Видео о сложных предложениях youtube.com/embed/b9PHe83hrpc” title=”YouTube video player” frameborder=”0″ allow=”accelerometer; autoplay; clipboard-write; encrypted-media; gyroscope; picture-in-picture; web-share” allowfullscreen=””/>Этот обучающий видеоканал делает невероятную работу по объяснению сложных предложений простым для понимания способом. После просмотра этого видео учащиеся получат более глубокие знания о структурах предложений.
Дополнительные сведения: учебный канал Miacademy
12. Упражнение «Дифференциация предложений»Это задание направлено на то, чтобы научить учащихся различать простые предложения, сложные предложения и сложные предложения. Сначала бросьте кубик и сопоставьте число со строкой на диаграмме. Затем напишите правильный тип предложения о соответствующей теме. Продолжайте, пока не закончите шесть предложений, и прочитайте их вслух.
Подробнее: Обучение для начинающих
13. Подсказки по творческому письмуПоощряйте своих начинающих писателей отвечать на подсказки по письму, используя сложные предложения. Я бы порекомендовал создать для них план, который поможет им начать работу. Эти увлекательные письменные подсказки будут способствовать творчеству. Попросите учащихся выделить сложные предложения в рассказе.
Дополнительная информация: Think Written
14. Бинго с предложениямиЭта игра в бинго с предложениями требует, чтобы учащиеся определяли различные типы предложений. Вы начнете с подготовки карточек для бинго и полосок предложений. Каждый студент получит карту бинго. Прочтите вслух письмо и предложение бинго, чтобы учащиеся определяли тип предложения на каждом ходу.
Подробнее: Учителя платят учителям
15. Сортировка по структуре предложенийЭти сортировочные карточки потрясающие. Каждая карточка имеет одну и ту же тему, но учащиеся смогут увидеть, как предложения меняются от простых к сложным. Рекомендуется распечатать и заламинировать карточки, чтобы учащиеся могли легко использовать их во время занятий по словесности.
Узнать больше: Etsy
16. Кроссворд со сложными предложениямиЭтот кроссворд довольно легко решить в виде игры на повторение структуры сложного предложения. Используйте его как краткий обзор содержания урока.
Дополнительная информация: My Crossword Maker
17. Winter Sentence BuildingЭтот ресурс идеально подходит для изучения составных и сложных предложений. Студентам понравится составлять свои собственные творческие предложения, используя картинки на зимнюю тематику. Для нуждающихся студентов предусмотрен банк слов. Это фантастическое занятие для учебных центров или партнерской работы.
Подробнее: Mrs. Winter’s Bliss
18. Sentence TrailsЭто занятие в небольшой группе идеально подходит для практического обучения. Студенты будут использовать слова и фразы для создания интересных сложных предложений. Им рекомендуется мыслить нестандартно и сосредоточиться на включении независимых предложений, зависимых предложений, координирующих союзов и подчиненных союзов.