Презентация к уроку информатики
8 класс
Автор: Юдин Андрей Борисович
МКОУ Плесская СШ
Назначение и устройство
компьютера
§ 5
По учебнику И. Г. Семакина
1
Монитор
Системный блок
Клавиатура
Мышь
Акустическая система
Модем
Сканер
Принтер
Устройства ввода
Устройства вывода
Внутренняя (оперативная) память
Внешняя память
Процессор
2
Информационный обмен в компьютере
Клавиатура — устройство, позволяющее пользователю вводить информацию в компьютер. Представляет собой набор клавиш (кнопок), расположенных в определённом порядке.
Компьютерная мышь — координатное устройство ввода, для управления курсором и отдачи различных команд компьютеру.
Устройства ввода информации
3
Сканер (англ. scanner, от scan «пристально разглядывать, рассматривать») — это устройство ввода, которое, анализируя какой-либо объект (обычно изображение, текст), создаёт цифровую копию изображения объекта.
Микрофон -электроакустический прибор, преобразующий акустические колебания в электрические колебания.
4
Устройства ввода информации
Веб-камера
– малоразмерная цифровая видео- или фотокамера, способная в реальном времени фиксировать изображения, предназначенные для дальнейшей передачи посети Интернет.
5
Устройства ввода информации
Процессор – (англ. central processing unit,CPU, дословно -центральное обрабатывающее устройство) – электронный блок либо интегральная схема (микропроцессор), исполняющая машинные инструкции (код программ).
6
Устройство обработки информации
Оперативная память -энергозависимая часть системы компьютерной памяти, в которой во время работы компьютера хранится выполняемый машинный код (программы), а также входные, выходные и промежуточные данные, обрабатываемые процессором.
Устройства хранения информации
7
Жёсткий диск -обеспечивает долговременное, энергонезависимое хранение данных.
USB-флеш-накопитель – запоминающее устройство, использующее в качестве носителя флеш-память, и подключаемое к компьютеру или иному считывающему устройству по интерфейсу USB.
Устройства хранения информации
8
Оптический привод – устройство, которое считывает данные с носителей и записывает на них с помощью лазерного луча.
DVD диск – носитель информации, выполненный в форме диска, позволяет хранить и считывать больший объём информации при помощи лазера.
Устройства хранения информации
9
Системный блок – это элемент персонального компьютера, который защищает компоненты компьютера, находящиеся внутри, от механических повреждений и внешнего воздействия.
Он поддерживает внутри себя температуру, необходимую для стабильной работы, экранирует электромагнитное излучение, которое создается внутренними элементами.
10
Монитор – устройство, предназначенное для визуального отображения информации.
Принтер -это устройство, предназначенное для вывода текстовой или графической информации, хранящейся в компьютере бумагу.
11
Устройства вывода информации
Устройства вывода информации
Акустическая система — устройство для воспроизведения звука, состоит из акустического оформления и вмонтированных в него излучающих головок
12
Графопостроитель ,
плоттер -устройство для автоматического вычерчивания с большой точностью рисунков, схем, сложных чертежей, карт и другой графической информации.
13
Устройства вывода информации
3D-принтер – это периферийное устройство, использующее метод послойного создания физического объекта по цифровой 3D-модели.
14
Устройства вывода информации
Принцип двоичного кодирования
Согласно этому принципу, вся информация, как данные, так и команды, кодируются двоичными цифрами 0 и 1.
Принцип адресности
Структурно основная память состоит из пронумерованных ячеек, причем процессору в произвольный момент доступна любая ячейка.
Принципы
фон Неймана
15
Принципы
фон Неймана
Принцип программного управления
Все вычисления, предусмотренные алгоритмом решения задачи, должны быть представлены в виде программы, состоящей из последовательности управляющих слов – команд.
Принцип однородности памяти
Команды и данные хранятся в одной и той же памяти и внешне в памяти неразличимы. Распознать их можно только по способу использования
16
17
Компьютерная программа – последовательность инструкций, определяющих процедуру решения конкретной задачи компьютером.
Текст программы созданный программистом на специальном языке.
Программа в оперативной памяти.
18
Данные – это обрабатываемая информация, представленная в памяти компьютера в специальной форме.
Данные представляются в двоичном коде.
Список используемой литературы и интернет ресурсов
19
«Информатика – базовый курс», 8 класс, Семакина И., Залоговой Л., Русакова С., Шестаковой Л., издательство «Бином. Лаборатория знаний» 2013 г.
http://xn--80aaacvakkq6ab9ayef.xn--p1ai/schoolbook/section1/ – учебник по устройству компьютера
«Информатика и программирование. Основы информатики.» Трусов Б. Г. Издательство: Академия 2012 г.
http://wm-help.net/lib/b/book/120467185/17 – глава из книги «Основы информатики. Учебник для ВУЗов» посвященная устройству компьютера.
«Архитектура компьютера», Таненбаум Э.С., Издательство ПИТЕР, 2007
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D1%80%D1%85%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0_%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%BF%D1%8C%D1%8E%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0 – материалы из Википедии посвященные архитектуре компьютера
http://olpictures.ru/kompymyuteryi-kartinki.html – картинки к презентации
http://www-history.mcs.st-andrews.ac.uk/~history/PictDisplay/Von_Neumann.html – MacTutor History of Mathematics archive. Материалы по Д. фон Нейману.(На английском языке)
uchitelya.com
Слайд 4
Ответим на вопрос, для чего человек создал компьютер?
С давних времен люди стремились облегчить свой труд, прежде всего физический. С этой целью создавались различные машины и механизмы, усиливающие физические возможности человека. Проблема физического труда была решена после изобретения колеса и рычага. Компьютер был изобретен в середине XX века для усиления возможностей интеллектуальной работы человека, то есть работы с информацией.
Слайд 5
Итак, компьютер – универсальное техническое средство для работы с информацией.
Слайд 6
Идеи многих своих изобретений человек «подглядел» в природе. В XV веке великий ученый Леонардо да Винчи изучал строение тел птиц и использовал полученные знания для конструирования летательных аппаратов.
Слайд 7
Русский ученый Н. Е. Жуковский также исследовал механизм полета птиц. Результаты этих исследований используются при расчетах конструкций самолетов.
Слайд 8
Ребята, как вы думаете, есть ли в природе прототип компьютера?
Сам человек – является прототипом компьютера.
Слайд 9
Рассмотрим аналогию между компьютером и человеком.
У человека есть органы чувств, с помощью которых он воспринимает информацию – у компьютера есть устройства ввода информации. У человека есть мозг, в котором он хранит информацию – у компьютера есть устройства хранения информации. С помощью мозга человек может мыслить, обрабатывать информацию – у компьютера есть процессор – устройство обработки информации. Через речь, жесты, письмо человек может передавать информацию – у компьютера есть устройства вывода информации.
Слайд 10
Человек информацию может принимать, хранить, обрабатывать, передавать. То же самое с информаций может делать компьютер
Компьютер похож на человека интеллектуальными возможностями.
Компьютер – модель человека, работающего с информацией.
Слайд 11
Попробуйте ответить на вопрос: чем отличается компьютер от человека?
Главное отличие компьютера от человека – человек умеет мыслить, может принимать решения, компьютер – исполнитель программ, созданных человеком.. Работа компьютера строго подчинена заложенной в него программе, человек же сам управляет своими действиями. Ум компьютера – ум человека, реализованный в программе.
Слайд 12
И человек и компьютер работают с информацией. Для человека информация – знания. Для компьютера информация – данные и программы
Слайд 13
Рассмотрим схему информационного обмена в компьютере. Объясните, как происходит информационный обмен в компьютере?
В ходе работы компьютера информация через устройства ввода попадает в память; процессор извлекает из памяти информацию, работает с ней (обрабатывает) и возвращает результаты обработки в память, полученные результаты через устройства вывода сообщаются человеку.
Слайд 14
Основные принципы устройства и работы ЭВМ были сформулированы американским ученым Джоном фон Нейманом в 1946 году. Эти принципы во многом сохранились и в современных компьютерах
Слайд 15
Рассмотрим схему ЭВМ фон Неймана. ЭВМ включает в свой состав три основных узла: процессор, память, устройства ввода и вывода. Все узлы компьютера выполняют определенную работу с информацией.
Слайд 16
Джон фон Нейман также сформулировал основные принципы работы ЭВМ.
Слайд 17
Что собой представляет компьютер? Реализован ли он как цельный объект?
Персональный компьютер – это комплекс взаимосвязанных устройств.
Слайд 18
Компьютер в своем составе имеет базовую конфигурацию – основные части и дополнительные части. Базовая конфигурация компьютера – минимальный комплект аппаратных средств, достаточный для начала работы с компьютером.
Перечислите основные части компьютера.
Слайд 19
Системный блок – это самая важная часть компьютера, «сердце машины».
Слайд 20
Внутри системного блока размещаются:
Материнская плата
Процессор – «мозг машины»
Оперативная память
Видеоплата
Звуковая плата
Жесткий диск
Дисководы
Слайд 21
Функция монитора – устройство вывода информации на экран.
Слайд 22
Функция клавиатуры – устройство ввода текстовой информации.
Слайд 23
Функция мыши – устройство управления курсором.
Слайд 24
Перечислите дополнительные части компьютера.
Функция принтера – устройство вывода информации на бумагу.
Функция сканера – устройство ввода информации в компьютер.
Слайд 25
Акустическая система:
функция колонок, наушников – устройство вывода звуковой информации
функция микрофона – устройство ввода звуковой информации
Слайд 26
Итак, компьютер включает в себя устройства, выполняющие функции мыслящего человека:
устройства ввода;
устройства запоминания — память;
устройство обработки — процессор;
устройства вывода
Физпауза
Просмотр видеосюжета «Компьютер и его устройство» (из УМК «Мир информатики»)
Слайд 27
Устройство современных компьютеров основано на магистрально-модульном принципе построения.
Слайд 28
Составные части компьютера называются его модулями. Модули взаимодействуют между собой через информационную магистраль.
Слайд 29
Процессор через магистраль связывается с другими устройствами. Каждое устройство компьютера получает свой номер, который выполняет роль адреса этого устройства. У каждого устройства есть свой контроллер, который управляет работой этого устройства.
Сегодня на уроке вы узнали много нового об устройстве компьютера, закрепить полученные знания нам поможет программа – тренажер «Устройство компьютера». Вам нужно расставить подписи к основным устройствам компьютера в соответствии с принципами архитектуры фон-Неймана и проверить правильность. Если не получится, не расстраивайтесь, а повторите еще раз.
Проверку задания осуществляем на интерактивной доске.
Молодцы! Все справились с заданием!
А теперь проверьте себя, выполнив тест по сегодняшней теме урока. Учащиеся самостоятельно выполняют тест, показывают свои результаты учителю.
Слайд 30
Ребята! Что нового вы узнали сегодня на уроке?
В чем назначение компьютера? Какую роль он играет в жизни человека? Как устроен компьютер?
doc4web.ru
План-конспект урока по теме «Устройство персонального компьютера»
Учителя информатики муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Каменная средняя общеобразовательная школа»
Чернышовой Натальи Станиславовны
Класс: 8
Тип урока: Объяснение нового материала
Вид урока: Смешанное занятие
Тема урока: Устройство персонального компьютера
Цель урока: Создание условий для формирования целостного представления о функциональном назначении персонального компьютера и архитектуре компьютера.
Задачи урока: образовательная: познакомить с функциональным назначением компонентов компьютера;
развивающая: развитие внимания и аналитического мышления, становление и развитие операционного мышления;
воспитательная: Достижение сознательного усвоения учебного материала учащимися, формирование умения работать в коллективе, правильного использования компьютерных терминов.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный.
Формы работы учащихся: фронтальный опрос,
объяснительно-иллюстрированный,
самостоятельная работа
Оборудование: компьютер,
проектор,
экран,
компьютеры для индивидуальной работы учащихся с тестом.
Используемый материал: УМК Учебник Угринович Н. Д. Информатика и ИКТ. Базовый курс: Учебник для 8 класса / Н. Д. Угринович. – 5-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. – 205 с.: ил.;
Презентация «Устройство персонального компьютера»
Тест в программе My Test
Электронные цифровые ресурсы
Прогнозируемый результат: В результате занятия обучающиеся должны:
Знать:
Уметь:
План урока
Обучающиеся отвечают на вопросы по теме «Человек и информация»
Ход урока
Этапы | ДИДАКТИЧЕНСКИЕ ЗАДАЧИ ЭТАПА | деятельность | ПОКАЗАТЕЛИ результатА | время | |
учителя | обучающихся | ||||
1.Организационный момент | Создание рабочей обстановки, проверка присутствующих | Приветствует обучающихся, фиксирует отсутствующих, проверяет готовность учащихся к занятию, переключает их внимание на изучение материала | Приветствуют учителя, готовятся к восприятию учебного материала | Рабочая обстановка в группе. | 2 мин. |
2. Актуализация опорных знаний | Осмысление изученного ранее материала, применение знаний, умений и навыков на практике. | Фронтальный опрос по теме «Человек и информация» (приложение 1). | Отвечают на вопросы. | Уточнение теоретических и практических знаний и умений для восприятия новых знаний. | 3 мин. |
3. Мотивация учебной деятельности | Определение целей занятия, создание мотивации учебно-познавательной деятельности обучающихся. | – Ребята, кто принимал участие в покупке ПК? – На что вы обращали при этом внимание? – Ребята, ко мне обратился ученик с вопросом: стоит ли ему покупать компьютер следующей конфигурации? (Презентация, Слайд 2) – О чем говорит данная запись? – Как вы думаете, что мы с вами на уроке будем изучать? Сообщение темы «Устройство персонального компьютера» и целей урока | Ответы обучающихся. Записывают число и тему урока в тетрадях | Осмысление темы и целей урока. Готовность к активной учебно-познавательной деятельности. | 2 мин. |
4. Основная часть | 28 мин. | ||||
4.1.Изложение нового материала | Создание условий для восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий. | Демонстрирует презентацию, дает под запись основные моменты. (Презентация, слайд 3- ) | Внимательно смотрят, слушают, делают фиксирующие записи в тетради: определение ПК, основные и периферийные устройства, устройства ввода и вывода информации. | Наличие в тетради записи. Осмысление учебной информации. | 14 мин. |
4.2. Физкультминутка | Снятие напряжения | Озвучивает и показывает движения физминутки (Приложение 3). | Встают со своих мест, повторяют за учителем слова и движения. | 1 мин. | |
4.3. Закрепление изученного материала | Усвоение обучающимися новых знаний и способов действий на уровне применения в измененных обстоятельствах. | Делит обучающихся на две группы; дает комментарии к выполнению заданий. | Работают индивидуально. Первая группа выполняет тест за ПК в программе «My Test», вторая – выполняет задания на карточках (Приложение 2), затем группы меняются местами. | Усвоение. Воспроизведение и применение теоретических знаний на практике | 13 мин. |
5. Заключительная часть | 10 мин. | ||||
5.1. Обобщение материала, подведение итогов и рефлексия | Осмысление изученного материала, подведение итогов урока. Выявление недочетов. |
| Внимательно слушают. Рефлексируют свои действия (проводят параллель между знанием и незнанием) | Обобщенное восприятие учебного материала. | 8 мин. |
5.2. Домашнее задание | Осознание обучающимися целей, содержания и способов выполнения домашнего задания. | Выдает опережающее задание | Фиксируют домашнее задание | Успешное выполнение домашнего задания. | 2 мин. |
Приложение 1
Вопросы для фронтального опроса
Приложение 2
Расставь цифры, соответствующие устройствам персонального компьютера
1.колонки
2.монитор
3.мышь
4.клавиатура
5.джойстик
6.принтер
7.сканер
8.микропроцессор
9.внутренняя память (ОЗУ и ПЗУ)
10.внешняя память
Контроллеры устройств: К
Приложение 3
Учебная физминутка для снятия напряжения с кистей рук и плечевого пояса
Мы бегали по школе
(движение руками и ногами как при беге)
И считали этажи
(бьем ладонями по коленям)
Раз, два, три, четыре – получается четыре
(имитируем удары палочками по барабану из стороны в сторону)
Делим, делим на четыре
(движения руками крест на крест с прямыми ладонями)
Умножаем на четыре
(движения руками крест на крест с зажатыми кулаками)
Получается четыре
(показываем на пальцах сколько получается)
Повторить три раза, потянуться с вытянутыми руками – вдох, опустить руки- выдох
nsportal.ru
8 класс. Параграф 5. Устройства компьютера.
1.Фронтальный опрос:
(3,5 Кб = 3584 байт, = 3584 символов)
2. Тема сегодняшнего урока «Устройство компьютера».
Сегодня на уроке мы более подробно остановимся на изучении персонального компьютера: рассмотрим комплектацию ПК, заглянем внутрь и рассмотрим основные блоки компьютера, их назначение и характеристики.
Для начала определим, что же такое компьютер.
3. Компьютер – это многофункциональное электронное устройство для накопления, обработки и передачи информации.
Рассмотрим стандартную комплектацию персонального компьютера, т. е. те устройства, которые обязательно включает в себя ПК.( Презентация, Слайд2)
4. (Презентация, слайд3). По принципам устройства компьютер – это модель человека, работающего с информацией. Имеются четыре составляющие информационной деятельностью человека:
Компьютер включает в себя устройства, выполняющие аналогичные функции:
5.Давайте рассмотрим, из чего состоит современный компьютер.
6.В процессе работы компьютер получает информацию через устройства ввода в память, процессор извлекает из памяти информацию, работает с ней, а результаты обработки помещает обратно в память , уже оттуда отправляются на устройства вывода.
Презентация 1, Слайд 4
Схема информационного обмена в компьютере.
7.Под архитектурой компьютера понимается его логическая организация, структура и ресурсы, т.е. средства вычислительной системы, которые могут быть выделены процессу обработки данных на определенный интервал времени.
В основу построения большинства ЭВМ положены принципы, сформулированные в 1945 г. Джоном фон Нейманом. Принципы фон Неймана Презентация 1, слайд 7
Посмотрим видеоурок «Архитектура и структура компьютера».
Данные и программа
Чем же человек отличается от компьютера? Оба получают, обрабатывают информацию. А вся разница в том, что компьютер работает строго по заложенной программе. Презентация1, слайд6.
Программа – это описание последовательности действий, которые должен выполнить компьютер для решения поставленной задачи.
Данные – обрабатываемая информация, представленная в памяти компьютера в специальной форме.
Для того чтобы проверить свои знания по теме «Устройство компьютера» пройдя тест on-line.
Давайте, проверим наши результаты. (Идёт обсуждение ошибок в тесте.)
А теперь откройте стр. 35. И выпишите в тетрадь «Коротко о главном»
Домашнее задание
Выучить параграф 5, стр.32-35
nsportal.ru
Слайд 4
Ответим на вопрос, для чего человек создал компьютер?
С давних времен люди стремились облегчить свой труд, прежде всего физический. С этой целью создавались различные машины и механизмы, усиливающие физические возможности человека. Проблема физического труда была решена после изобретения колеса и рычага. Компьютер был изобретен в середине XX века для усиления возможностей интеллектуальной работы человека, то есть работы с информацией.
Слайд 5
Слайд 6
Идеи многих своих изобретений человек «подглядел» в природе. В XV веке великий ученый Леонардо да Винчи изучал строение тел птиц и использовал полученные знания для конструирования летательных аппаратов.
Слайд 7
Русский ученый Н. Е. Жуковский также исследовал механизм полета птиц. Результаты этих исследований используются при расчетах конструкций самолетов.
Слайд 8
Ребята, как вы думаете, есть ли в природе прототип компьютера?
Сам человек – является прототипом компьютера.
Слайд 9
Рассмотрим аналогию между компьютером и человеком.
У человека есть органы чувств, с помощью которых он воспринимает информацию – у компьютера есть устройства ввода информации. У человека есть мозг, в котором он хранит информацию – у компьютера есть устройства хранения информации. С помощью мозга человек может мыслить, обрабатывать информацию – у компьютера есть процессор – устройство обработки информации. Через речь, жесты, письмо человек может передавать информацию – у компьютера есть устройства вывода информации.
Слайд 10
Человек информацию может принимать, хранить, обрабатывать, передавать. То же самое с информаций может делать компьютер
Компьютер похож на человека интеллектуальными возможностями.
Компьютер – модель человека, работающего с информацией.
Слайд 11
Попробуйте ответить на вопрос: чем отличается компьютер от человека?
Главное отличие компьютера от человека – человек умеет мыслить, может принимать решения, компьютер – исполнитель программ, созданных человеком.. Работа компьютера строго подчинена заложенной в него программе, человек же сам управляет своими действиями. Ум компьютера – ум человека, реализованный в программе.
Слайд 12
И человек и компьютер работают с информацией. Для человека информация – знания. Для компьютера информация – данные и программы
Слайд 13
Рассмотрим схему информационного обмена в компьютере. Объясните, как происходит информационный обмен в компьютере?
В ходе работы компьютера информация через устройства ввода попадает в память; процессор извлекает из памяти информацию, работает с ней (обрабатывает) и возвращает результаты обработки в память, полученные результаты через устройства вывода сообщаются человеку.
Слайд 14
Основные принципы устройства и работы ЭВМ были сформулированы американским ученым Джоном фон Нейманом в 1946 году. Эти принципы во многом сохранились и в современных компьютерах
Слайд 15
Рассмотрим схему ЭВМ фон Неймана. ЭВМ включает в свой состав три основных узла: процессор, память, устройства ввода и вывода. Все узлы компьютера выполняют определенную работу с информацией.
Слайд 16
Джон фон Нейман также сформулировал основные принципы работы ЭВМ.
Слайд 17
Что собой представляет компьютер? Реализован ли он как цельный объект?
Персональный компьютер – это комплекс взаимосвязанных устройств.
Слайд 18
Компьютер в своем составе имеет базовую конфигурацию – основные части и дополнительные части. Базовая конфигурация компьютера – минимальный комплект аппаратных средств, достаточный для начала работы с компьютером.
Перечислите основные части компьютера.
Слайд 19
Системный блок – это самая важная часть компьютера, «сердце машины».
Слайд 20
Внутри системного блока размещаются:
Материнская плата
Процессор – «мозг машины»
Оперативная память
Видеоплата
Звуковая плата
Жесткий диск
Дисководы
Слайд 21
Функция монитора – устройство вывода информации на экран.
Слайд 22
Функция клавиатуры – устройство ввода текстовой информации.
Слайд 23
Функция мыши – устройство управления курсором.
Слайд 24
Перечислите дополнительные части компьютера.
Функция принтера – устройство вывода информации на бумагу.
Функция сканера – устройство ввода информации в компьютер.
Слайд 25
Акустическая система:
функция колонок, наушников – устройство вывода звуковой информации
функция микрофона – устройство ввода звуковой информации
Слайд 26
Итак, компьютер включает в себя устройства, выполняющие функции мыслящего человека:
устройства ввода;
устройства запоминания — память;
устройство обработки — процессор;
устройства вывода
Физпауза
Просмотр видеосюжета «Компьютер и его устройство» (из УМК «Мир информатики»)
Слайд 27
Устройство современных компьютеров основано на магистрально-модульном принципе построения.
Слайд 28
Составные части компьютера называются его модулями. Модули взаимодействуют между собой через информационную магистраль.
Слайд 29
Процессор через магистраль связывается с другими устройствами. Каждое устройство компьютера получает свой номер, который выполняет роль адреса этого устройства. У каждого устройства есть свой контроллер, который управляет работой этого устройства.
Сегодня на уроке вы узнали много нового об устройстве компьютера, закрепить полученные знания нам поможет программа – тренажер «Устройство компьютера». Вам нужно расставить подписи к основным устройствам компьютера в соответствии с принципами архитектуры фон-Неймана и проверить правильность. Если не получится, не расстраивайтесь, а повторите еще раз.
Проверку задания осуществляем на интерактивной доске.
Молодцы! Все справились с заданием!
А теперь проверьте себя, выполнив тест по сегодняшней теме урока. Учащиеся самостоятельно выполняют тест, показывают свои результаты учителю.
Слайд 30
Ребята! Что нового вы узнали сегодня на уроке?
В чем назначение компьютера? Какую роль он играет в жизни человека? Как устроен компьютер?
docbase.org
Слайд 4
Ответим на вопрос, для чего человек создал компьютер?
С давних времен люди стремились облегчить свой труд, прежде всего физический. С этой целью создавались различные машины и механизмы, усиливающие физические возможности человека. Проблема физического труда была решена после изобретения колеса и рычага. Компьютер был изобретен в середине XX века для усиления возможностей интеллектуальной работы человека, то есть работы с информацией.
Слайд 5
Итак, компьютер – универсальное техническое средство для работы с информацией.
Слайд 6
Идеи многих своих изобретений человек «подглядел» в природе. В XV веке великий ученый Леонардо да Винчи изучал строение тел птиц и использовал полученные знания для конструирования летательных аппаратов.
Слайд 7
Русский ученый Н. Е. Жуковский также исследовал механизм полета птиц. Результаты этих исследований используются при расчетах конструкций самолетов.
Слайд 8
Ребята, как вы думаете, есть ли в природе прототип компьютера?
Сам человек – является прототипом компьютера.
Слайд 9
Рассмотрим аналогию между компьютером и человеком.
У человека есть органы чувств, с помощью которых он воспринимает информацию – у компьютера есть устройства ввода информации. У человека есть мозг, в котором он хранит информацию – у компьютера есть устройства хранения информации. С помощью мозга человек может мыслить, обрабатывать информацию – у компьютера есть процессор – устройство обработки информации. Через речь, жесты, письмо человек может передавать информацию – у компьютера есть устройства вывода информации.
Слайд 10
Человек информацию может принимать, хранить, обрабатывать, передавать. То же самое с информаций может делать компьютер
Компьютер похож на человека интеллектуальными возможностями.
Компьютер – модель человека, работающего с информацией.
Слайд 11
Попробуйте ответить на вопрос: чем отличается компьютер от человека?
Главное отличие компьютера от человека – человек умеет мыслить, может принимать решения, компьютер – исполнитель программ, созданных человеком.. Работа компьютера строго подчинена заложенной в него программе, человек же сам управляет своими действиями. Ум компьютера – ум человека, реализованный в программе.
Слайд 12
И человек и компьютер работают с информацией. Для человека информация – знания. Для компьютера информация – данные и программы
Слайд 13
Рассмотрим схему информационного обмена в компьютере. Объясните, как происходит информационный обмен в компьютере?
В ходе работы компьютера информация через устройства ввода попадает в память; процессор извлекает из памяти информацию, работает с ней (обрабатывает) и возвращает результаты обработки в память, полученные результаты через устройства вывода сообщаются человеку.
Слайд 14
Основные принципы устройства и работы ЭВМ были сформулированы американским ученым Джоном фон Нейманом в 1946 году. Эти принципы во многом сохранились и в современных компьютерах
Слайд 15
Рассмотрим схему ЭВМ фон Неймана. ЭВМ включает в свой состав три основных узла: процессор, память, устройства ввода и вывода. Все узлы компьютера выполняют определенную работу с информацией.
Слайд 16
Джон фон Нейман также сформулировал основные принципы работы ЭВМ.
Слайд 17
Что собой представляет компьютер? Реализован ли он как цельный объект?
Персональный компьютер – это комплекс взаимосвязанных устройств.
Слайд 18
Компьютер в своем составе имеет базовую конфигурацию – основные части и дополнительные части. Базовая конфигурация компьютера — минимальный комплект аппаратных средств, достаточный для начала работы с компьютером.
Перечислите основные части компьютера.
Слайд 19
Системный блок — это самая важная часть компьютера, «сердце машины».
Слайд 20
Внутри системного блока размещаются:
Материнская плата
Процессор – «мозг машины»
Оперативная память
Видеоплата
Звуковая плата
Жесткий диск
Дисководы
Слайд 21
Функция монитора – устройство вывода информации на экран.
Слайд 22
Функция клавиатуры – устройство ввода текстовой информации.
Слайд 23
Функция мыши – устройство управления курсором.
Слайд 24
Перечислите дополнительные части компьютера.
Функция принтера — устройство вывода информации на бумагу.
Функция сканера – устройство ввода информации в компьютер.
Слайд 25
Акустическая система:
функция колонок, наушников — устройство вывода звуковой информации
функция микрофона — устройство ввода звуковой информации
Слайд 26
Итак, компьютер включает в себя устройства, выполняющие функции мыслящего человека:
устройства ввода;
устройства запоминания — память;
устройство обработки — процессор;
устройства вывода
Физпауза
Просмотр видеосюжета «Компьютер и его устройство» (из УМК «Мир информатики»)
Слайд 27
Устройство современных компьютеров основано на магистрально-модульном принципе построения.
Слайд 28
Составные части компьютера называются его модулями. Модули взаимодействуют между собой через информационную магистраль.
Слайд 29
Процессор через магистраль связывается с другими устройствами. Каждое устройство компьютера получает свой номер, который выполняет роль адреса этого устройства. У каждого устройства есть свой контроллер, который управляет работой этого устройства.
Сегодня на уроке вы узнали много нового об устройстве компьютера, закрепить полученные знания нам поможет программа – тренажер «Устройство компьютера». Вам нужно расставить подписи к основным устройствам компьютера в соответствии с принципами архитектуры фон-Неймана и проверить правильность. Если не получится, не расстраивайтесь, а повторите еще раз.
Проверку задания осуществляем на интерактивной доске.
Молодцы! Все справились с заданием!
А теперь проверьте себя, выполнив тест по сегодняшней теме урока. Учащиеся самостоятельно выполняют тест, показывают свои результаты учителю.
Слайд 30
Ребята! Что нового вы узнали сегодня на уроке?
В чем назначение компьютера? Какую роль он играет в жизни человека? Как устроен компьютер?
www.alllessons.ru
План-конспект урока информатики в 8 классе
по теме «Устройство компьютера »
ФИО (полностью)
Михайлова Наталья Валерьевна
Место работы
МБОУ КСОШ №32
Должность
учитель информатики
Предмет
информатика
Класс
8
Тема урока
«Устройство компьютера » раздела «Компьютер как универсальное устройство для обработки информации»
Базовый учебник
Н.Д.Угринович «Информатика и ИКТ. 8 класс Базовый уровень»
8.Ц ели урока:
8.Цели урока:
Образовательная: расширить представления учащихся о компьютереи его назначении, познакомить с принципиальной схемой устройства и работы компьютера;
Развивающая: развитие познавательных интересов к предмету, внимания, мышления, памяти, формирование навыков работы с цифровыми образовательными ресурсами;
Воспитательная: воспитание информационной культуры учащихся, аккуратности, дисциплинированности;
9.Задачи:
познакомить учащихся с функциональным назначением компьютера, архитектурой персонального компьютера;
заложить основу для будущего более подробного изучения аппаратных средств компьютера;
Тип урока: урок введения новых знаний
Формы работы учащихся:
Фронтальная
индивидуальная,
работа в парах
Необходимое техническое оборудование: компьютерный класс, мультимедийное проекционное оборудование
Ход урока
Оргмомент. (1 мин.)
Актуализация опорных знаний ( 5 мин.)
Персональный компьютер представляет собой набор взаимосвязанных устройств.
Какие устройства компьютера вам знакомы? ( учащиеся отвечают, из курса информатика 7 кл.)
Основные устройства компьютера:
1.Монитор- устройство вывода информации. Монитор (дисплей)
Современные мониторы различаются по следующим параметрам: размер экрана (от 14 до 29 дюймов), разрешающая способность (от 800 х 600 до 2048 х 1536 точек), тип монитора (электронно-лучевой, жидкокристаллический, газоплазменный и т. п.
Клавиатура, мышь – устройство ввода информации
Системный блок ( процессор- устройство обработки информации, жесткий диск- устройство хранение информации, дисковод- для записи и считывания информации) (/dlrstore/ad3650d6-a61e-49b6-962f-2eb09eb0be12/%5BINF_028%5D_%5BQS_06%5D.html)
Дополнительные устройства:
Сканер -устройство для ввода изображений (рисунков, текстов, чертежей, фотографий) в память компьютера
Проектор– устройство вывода информации на экран ( показ презентаций)
Манипулятор джойстик -устройство ручного управления компьютерными играми. Чаще всего представляет собой рукоятку с кнопками управления
Акустическая система (звуковые колонки или стереонаушники)-устройство вывода звуковой информации. Является техническим средством мультимедиа.
Принтер (устройство печати)-устройство для вывода текстовой и графической информации на бумагу или пленку.
Принтеры различаются по способу получения изображения (матричные, струйные, лазерные, термопринтеры), по возможности осуществления цветной печати, по качеству печати (количеству точек на дюйм) и т. п.
По принципу действия принтеры делятся на:
ударные (матричные)
неударные (струйные и лазерные)
Матричные принтеры: печатающая головка состоит из вертикального столбца маленьких стержней, которые под воздействием магнитного поля выталкиваются, ударяют по бумаге через красящую ленту и оставляют строку символов. Красящая лента сожжет быть намотана на катушки или уложенной в специальную коробку (картридж). Самые дешевые принтеры. Качество печати не высокое. Скорость печати в среднем – 1 минута на страницу.
Струйные принтеры: мельчайшие капли краски выдуваются на бумагу через крошечные сопла. Высокое качество печати. Скорость печати в среднем – 1 минута на страницу. Существуют цветные и черно-белые принтеры.
Лазерные принтеры: частицы краски переносятся со специального красящего барабана на бумагу посредством электрического поля. Качество печати высокое. Скорость печати в среднем – от 4 до 15 страниц за 1 минуту. Существуют цветные и черно-белые принтеры.
Тема урока ( после просмотра презентации, вместе с детьми формулируем тему урока и цели)
3.Формирование новых знаний (демонстрация презентации «Основные устройства персонального компьютера. Процессор» (/catalog/res/09345b27-f645-4270-93c7-da070d8e0273/view/)
Сегодня на уроке мы рассмотрим:
1.Системный блок.
В системном блоке размещены следующие компоненты компьютера: системная (материнская) плата с микропроцессором, внутренней памятью (ОЗУ и ПЗУ) и контроллерами, накопители для магнитных и оптических дисков, блок питания.
Корпус системного блока представляет собой модульную конструкцию и дает возможность быстро собрать различные модификации компьютеров, используя компоненты электронных устройств, как детали детского конструктора.
Системная (материнская) плата:
Электронный модуль, в котором размещены следующие компоненты: микропроцессор (основной элемент компьютера, выполняющий операции обработки информации и управляющий работой компьютера), внутренняя память (ОЗУ и ПЗУ), информационная магистраль (общая шина).
2.Процессор и его характеристики:
– производительность процессора (является его интегральной характеристикой и характеризует скорость выполнения программ.
Производительность процессора прямо пропорциональна разрядности процессора, его частоте, а также зависит от его архитектуры.
Разрядность процессора определяется количеством двоичных разрядов, которые процессор обрабатывает одновременно.
С момента появления первого процессора (за 40 лет) разрядность процессоров увеличилась в 16 раз (с 4 до 64 битов).
–частота процессора (равна количеству тактов обработки данных, которые процессор производит за 1 секунду, и измеряется в мегагерцах (МГц).
С момента появления первого процессора частота процессоров увеличилась в 37 000 раз (с 0,1 МГц до 3700 МГц).
Формирование умений и навыков ( практическая работа, задание получает каждый)
Ребята, сейчас мы выполним практическую работу, в ходе которой вы научитесь определять разрешающую способность мыши. ( работа в парах, учитель следит за ходом выполнения практической работы)
Практическая работа. Определение разрешающей способности мыши.
Разрешение ЖК 17-дюймового монитора 1024×768 пикселей;
разрешение монитора на ЭЛТ 800×600 пикселей.
Положите мышь на приготовленный листок бумаги. Совместите указатель мыши с левым нижним углом монитора. Отметьте положение мыши на листе бумаги. Переместите мышь в левый верхний угол монитора. С помощью линейки определите перемещение мыши на бумаге. Аналогично вычислите расстояние, пройденное мышью при перемещении указателя из левого верхнего в правый верхний угол монитора. Оформите результат исследования:
1 измерение. Перемещение указателя мыши 768 пикселей.
Перемещение мыши ____ см : 2,54см/дюйм = _____дюймов.
Разрешающая способность мыши 768 пикселей : ____ дюймов = ______пикс/дюйм.
2 измерение. Перемещение указателя мыши 1024 пикселя.
Перемещение мыши ____ см : 2,54см/дюйм = _____дюймов.
Разрешающая способность мыши 768 пикселей : ____ дюймов = ______пикс/дюйм.
Среднее значение: ______пикс/дюйм.
Тестовая работа на компьютере ( My Test)
Вопрос №1. Выберите устройства, предназначенные для ввода информации
Клавиатура
Монитор
Мышь
Микрофон
Сканер
Принтер
Вопрос №2. Какое устройство является главным устройство компьютера?
Системный блок
Материнская плата
Оперативная память
Процессор
Жесткий диск
Вопрос №3. Чем больше тактовая частота процессора, тем?
Выше скорость работы процессора
Ниже скорость работы процессора
Больше объем данных, обрабатываемых за единицу времени
Ниже объем данных, обрабатываемых за единицу времени
Вопрос №4. Ученый, который сформулировал основные принципы работы компьютера …
Андрей Николаевич Колмогоров
Дмитрий Иванович Менделеев
Михаил Васильевич Ломоносов
Джон фон Нейман
Вопрос №5. Выберите устройства, предназначенные для вывода информации
Клавиатура
Монитор
Колонки
Микрофон
Сканер
Принтер
Вопрос №6. Какое устройство предназначено для подключения всех внутренних устройств компьютера?
Системный блок
Материнская плата
Оперативная память
Процессор
Жесткий диск
Вопрос №7. От чего зависит производительность компьютера?
От характеристик процессора
От объема оперативной памяти
От количества внешних устройств компьютера
От типа монитора
Вопрос №8. Для долговременного хранения информации служит
Дисковод
Оперативное запоминающее устройство
Процессор
Внешняя память
Итог урока
Ребята, что нового мы узнали сегодня на уроке?
Чему научились?
На фотографии системный блок, назовите устройства: Материнская плата, блок питания, процессор, жесткий диск, ОП)
Мы достигли поставленной цели?
Рефлексия
Д/з п.2.2.1-2.2.3, презентацию ( или доклад) по одному из устройств.
Ссылки на используемые цифровые образовательные ресурсы:
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/fcd154a7-b565-49b9-8b78-d8a8009556c9/9_45.swf
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/e2d9e993-1ea6-4e75-980c-8844e3cd62b4/9_50.swf
www.metod-kopilka.ru