Ткани 8 класс конспект урока – План-конспект урока по биологии (8 класс) на тему: Урок-лаборатория в 8 классе “Ткани человека”

План-конспект урока по биологии (8 класс) на тему: Урок-лаборатория в 8 классе “Ткани человека”

Муниципальная образовательная организация

«Средняя общеобразовательная школа №3»

Урок-лаборатория в 8 классе

«Ткани человека»

Подготовила учитель биологии 1 категории

Павлова Татьяна Николаевна

Омская область, г.Исилькуль 2013

Цель: изучить ткани человека.

Задачи: 1) дать общее представление о тканях, раскрыть принцип их строения, показать  

                   на примерах  взаимосвязь строения и функции;

               2) развивать умение работать с микроскопом, анализировать информацию,

                    делать выводы;

               3) воспитывать бережное отношение к собственному здоровью.

Оборудование: микроскопы, препараты тканей человека (однослойный эпителий,

                            гиалиновый хрящ, поперечно-полосатые мышцы, рыхлая    

                            соединительная ткань, нервные клетки).

Ход урока: Ученые давно пытаются понять, каким образом земноводные – например, тритоны и саламандры – регенерируют оторванные хвосты, конечности, челюсти. Более того, у них восстанавливаются и поврежденное сердце, и глазные ткани, и спинной мозг.

   А как у человека? Известно только два вида клеток, которые могут регенерировать, – это клетки крови и клетки печени.

   Есть ли шансы на то, что человеческое тело обретет способность регенерировать недостающие части? Или подобное остается уделом научной фантастики?

   Можно ли выращивать новые зубы?

   Что нужно человеку, чтобы сохранить ткани?

   Что вы знаете о трансплантации?

С этими вопросами мы обратились в НИИ «Цитологии и генетики» и сейчас представьте себе, что вы сотрудники  научной лаборатории. Всё необходимое для исследования тканей человека у вас есть. Мы увидим, что представляют собой ткани человека, какие функции они выполняют в нашем организме, а также поговорим о том, как сохранить собственное здоровье на клеточном уровне. Самые свежие новости Интернет ресурса помогут вам разобраться в этих сложных вопросах.

   Примерный подсчёт показывает, что тело взрослого человека состоит из 10 триллионов клеток, не считая клеток крови, которых около 25 триллионов. И все эти клетки, все состоящие из них ткани и органы, весь целостный организм работают согласованно. Эта согласованность – результат длительной эволюции, продолжавшейся сотни миллионов лет.

   Ткани – группы клеток и межклеточное вещество, объединённые общим строением, функциями и происхождением.

   У человека, как и у всех животных, существует 4 типа тканей:

1) эпителиальная;

2) соединительная;

3) мышечная;

4) нервная.

  1. Каковы особенности строения эпителиальных тканей? (Учащиеся работают с таблицей «Характеристика тканей», учитель показывает особенности строения на таблице «Ткани человека»).

ТКАНИ И ИХ ВИДЫ

СТРОЕНИЕ ТКАНИ

МЕСТОНАХОЖДЕНИЕ В ОРГАНИЗМЕ

ФУНКЦИИ

Эпителий:

Плоский

(многослойный и однослойный)

Железистый

Мерцательный

Поверхность клеток гладкая. Клетки плотно прилегают друг к другу.

Железистые клетки вырабатывают секрет.

Состоит из клеток с многочисленными  волосками (реснички).

Поверхность кожи, ротовая полость, пищевод, альвеолы, капсулы нефронов.

Железы кожи, желудок, кишечник, железы внутренней секреции, слюнные железы.

Дыхательные пути.

Покровная, защитная, выделительная.

Выделительная (пот, слёзы), секреторная (слюна, пищеварительные соки, гормоны).

Защитная (реснички удаляют частички пыли).

Ролевая игра «Живая скульптура». Несколько учащихся должны расположиться так, как клетки эпителиальной ткани (плотно друг к другу). Ещё один ученик изображает чужеродный объект, пытающийся проникнуть через клетки эпителия. В каком случае ему это удастся?

Вывод: клетки микроорганизмов не проникнут через неповреждённые покровы. Эпителиальные ткани выполняют защитную функцию в нашем организме.

Практикум: рассмотрите клетки плоского эпителия, зарисуйте, отразив особенности строения, подпишите рисунок.

1-й учащийся работает с микроскопом, 2-й в это время выполняет маркировку текста «Регенерация тканей». Затем меняются ролями.

Фронтально (устно) сделать описание ткани по таблице на стр. 24.

Инсерт (маркировка текста).

Читая текст, пометьте соответствующим значком на полях отдельные  предложения.

V «галочка» (то, что уже известно)

-(то, что противоречит представлению)

+(то, что является интересным, неожиданным)

?(если что-то неясно, возникло желание узнать больше)

Регенерация тканей.

   Ученые давно пытаются понять, каким образом земноводные – например, тритоны и саламандры – регенерируют оторванные хвосты, конечности, челюсти. Оказывается, на ранних стадиях развития клетки будущего существа незрелы, их участь вполне может измениться.

   Это показали эксперименты над эмбрионами лягушек. Когда эмбрион имеет всего лишь нескольких сотен клеток, из него можно вырезать часть ткани, которой уготована участь стать шкурой, и поместить ее в область мозга. И эта ткань станет частью мозга. Если же подобная операция производится с более зрелым эмбрионом, то из клеток кожи все равно развивается кожа – прямо посреди мозга. Потому что судьба этих клеток уже предопределена.

   А как у человека? Известно только два вида клеток, которые могут регенерировать, – это клетки крови и клетки печени. Но здесь принцип регенерации иной. Когда эмбрион млекопитающего развивается, немножко клеток остается в стороне от процесса специализации. Это – стволовые клетки. Они обладают способностью пополнять запасы крови или отмирающих клеток печени. Костный мозг тоже содержит стволовые клетки, которые могут становиться мышечной тканью, жиром, костями или хрящами – в зависимости от того, какие питательные вещества им даются.

 2) Что такое соединительные ткани?

Это связующее звено между всеми тканями организма. 85% от массы тела человека – это соединительная ткань.

Цитата из книги д.м.н Алексеева Александра Алексеевича :

«В полноценном питании особенно остро нуждается соединительная ткань нашего организма.

Вспомните: хоть однажды зубной врач или окулист спрашивал вас, страдаете ли вы каким-либо другим заболеванием? Конечно, нет. А ведь зубы и глаза испокон веков были признаком хорошего или плохого здоровья всего организма. Когда покупают лошадь, всегда оценивают состояние ее зубов, глаз, “хребта” и копыт. А ведь все эти органы почти на 100 процентов представлены соединительной тканью! … Нарушение прочности соединительнотканных компонент в результате наследственного или приобретенного нарушения обмена веществ ведет одновременно к сотням различных заболеваний.

Соединительная ткань состоит из:

Межклеточного вещества:

– Волокна (структурные белки – коллагены и эластины). Это «пружины». Женщины хорошо знают, что именно от их здоровья упругости зависит внешний вид;

– Основного (аморфного вещества). Это «гель», выполняющий важнейшие функции.

Соединительная ткань характеризуется большим количеством межклеточного вещества.

      Соединительная ткань различных органов имеет различное соотношение своих элементов – где-то больше волокон, где-то больше основного вещества; в костях и зубах дополнительно присутствуют белки, способные связывать металлы и минералы (кальций, магний, фосфор т.д.).

   Функции соединительной ткани – опорная, защитная. Особое внимание я хочу уделить трофической функции– то есть регуляции питания различных тканевых структур и участии в обмене вещества. Имеется в виду, что через основное вещество соединительной ткани осуществляется транспорт воды и питательных веществ. Не будем забывать и про транспорт гормонов.

ТКАНИ И ИХ ВИДЫ

СТРОЕНИЕ ТКАНИ

МЕСТОНАХОЖДЕНИЕ В ОРГАНИЗМЕ

ФУНКЦИИ

Соединительная:

Плотная волокнистая

Рыхлая волокнистая

Хрящевая

 Костная

Кровь и лимфа

Группы волокнистых, плотно  прилегающих клеток без межклетников.

Рыхло расположенные волокнистые клетки, переплетающиеся между собой; межклеточное вещество не имеет структуры.

Живые круглые или овальные клетки, лежащие в капсулах, межклеточное вещество плотное, упругое, прозрачное.

Живые клетки с длинными отростками, соединённые между собой, межклеточное вещество твёрдое (соли кальция).

Жидкое межклеточное вещество.

Собственно кожа, сухожилия, связки, оболочки кровеносных сосудов, роговица глаза.

Подкожная жировая клетчатка, околосердечная сумка, проводящие пути нервной системы.

Межпозвоночные диски, хрящи гортани, трахей, ушная раковина, поверхность суставов.

Кости скелета.

Внутренняя среда организма.

Покровная, защитная, двигательная.

Соединение кожи с мышцами, поддерживание органов в организме, заполнение промежутков между органами; осуществление регуляции температуры.

Сглаживание трущихся поверхностей костей; защита от повреждения дыхательных путей, ушных раковин.

Опорная, двигательная, защитная.

Транспортная.

Практикум: рассмотрите клетки гиалинового хряща или рыхлой соединительной ткани, зарисуйте, отразив особенности строения, подпишите рисунок.

1-й учащийся работает с микроскопом, а другой начинает заполнять кластер «Ткани человека». Затем меняются ролями.  

ТИПЫ ТКАНЕЙ ЧЕЛОВЕКА

1)______________________

2) ______________________

3) ______________________

4) ______________________

ЧЕМ ЭПИТЕЛИАЛЬНЫЕ ТКАНИ ОТЛИЧАЮТСЯ ОТ СОЕДИНИТЕЛЬНЫХ?

  1. _____________________
  2. _____________________

НАЗОВИТЕ СВОЙСТВА ГЛАДКОЙ И ПОПЕРЕЧНОПОЛОСАТОЙ МЫШЕЧНЫХ ТКАНЕЙ.

  1. гладкая мышечная ткань: ______________________________
  2. поперечнополосатая мышечная ткань: _________________________

ПЕРЕЧИСЛИТЕ ТИПЫ НЕЙРОНОВ:

  1. __________________________
  2. __________________________
  3. __________________________

Ролевая игра «Живая скульптура». Несколько учащихся должны расположиться так, как клетки соединительной ткани (на расстоянии друг от друга). Показать, как происходит транспорт элементов в клетку и из клетки через межклеточное вещество.

Вывод: соединительная ткань в общей массе любого органа не только составляет 60-90 процентов, но и обеспечивает правильное питание и очищение основных клеток нашего организма.

Как сохранить здоровье соединительной ткани? (Участники ролевой игры в подарок получают карточки с названиями полезных элементов).

Витамин С – участвует в синтезе коллагена путем содействия специальным ферментами. Организм человека не вырабатывает витамин С и он должен поступать с пищей. Следствием нарушения синтеза коллагена является повышение проницаемости стенок кровеносных сосудов, что ведет к кровоизлияниям в кожу, суставы, кровоточивости десен и т.д.

Сера – входит в состав структурных белков (коллагенов), в состав определенных гликозамингликонов которые присутствуют в хряще, в склере глаза (придают прочность склере, участвуя в поддержке формы глаза), в роговице глаза (обеспечивают прозрачность роговицы), а также препятствуют образованию тромбов.

Кремний – включается в состав эластина – вещества, определяющего прочность, эластичность и проницаемость кровеносных сосудов.

Медь – упрочняет поперечные «сшивки» коллагена (коллагеновое волокно состоит из «ниточек» – коллагеновых фибрилл, для «сшивки» которых нужен фермент, активируемый ионами меди)

Цинк влияет на все процессы в соединительной ткани – как на синтез, так и на распад. Он способствует быстрому заживлению ран.

3) Какие существуют разновидности мышечных тканей человека?

   Мы́шечными тка́нями (textus muscularis) называют ткани, различные по строению и происхождению, но сходные по способности к выраженным сокращениям. Состоят из вытянутых клеток, которые принимают раздражение от нервной системы и отвечают на него сокращением. Они обеспечивают перемещения в пространстве организма в целом, его частей и движение органов внутри организма (сердце, язык, кишечник и др.) и состоят из мышечных волокон. Свойством изменения формы обладают клетки многих тканей, но в мышечных тканях эта способность становится главной функцией.

  Гладкая мышечная ткань

Состоит из одноядерных клеток — миоцитов веретеновидной формы длиной 20 — 500 мкм. Их цитоплазма в световом микроскопе выглядит однородно, без поперечной исчерченности. Эта ткань обладает особыми свойствами: она медленно сокращается и расслабляется, обладает автоматией, является непроизвольной (то есть ее деятельность не управляется по воле человека). Входит в состав стенок внутренних органов: кровеносных и лимфатических сосудов, мочевыводящих путей, пищеварительного тракта (сокращение стенок желудка и кишечника).

Поперечно-полосатая скелетная мышечная ткань

Состоит из миоцитов, имеющих большую длину (до нескольких сантиметров) и диаметр 50-100 мкм; эти клетки многоядерные, содержат до 100 и более ядер; в световом микроскопе цитоплазма выглядит как чередование темных и светлых полосок. Свойствами этой мышечной ткани является высокая скорость сокращения и расслабления и произвольность (то есть ее деятельность управляется по воле человека). Эта мышечная ткань входит в состав скелетных мышц, а также стенки глотки, верхней части пищевода, ею образован язык, глазодвигательные мышцы.

Поперечно-полосатая сердечная мышечная ткань

Состоит из многоядерных кардиомиоцитов, имеющих поперечную исчерченность цитоплазмы. Кардиомиоциты разветвлены и образуют между собой соединения — вставочные диски, в которых объединяется их цитоплазма. Этот вид мышечной ткани образует миокард сердца. Особым свойством этой ткани является автоматия — способность ритмично сокращаться и расслабляться под действием возбуждения, возникающего в самих клетках. Эта ткань является непроизвольной.

ТКАНИ И ИХ ВИДЫ

СТРОЕНИЕ ТКАНИ

МЕСТОНАХОЖДЕНИЕ В ОРГАНИЗМЕ

ФУНКЦИИ

Мышечные:

Поперечно-полосатая скелетная, сердечная

гладкая

Многоядерные клетки цилиндрической формы

до 10 см длины, исчерченные поперечными полосами.

Одноядерные клетки до 0,5 мм длины с заострёнными концами

Скелетные мышцы, сердечная мышца

Стенки пищеварительного канала, кровеносных и лимфатических сосудов

Произвольное движение тела и его частей, мимика лица, речь. Непроизвольные сокращения сердечной мышцы.

Непроизвольные сокращения стенок внутренних органов. Поднятие волос на коже.

Практикум: рассмотрите клетки поперечно-полосатых мышц, зарисуйте, отразив особенности строения, подпишите рисунок.

1-й учащийся работает с микроскопом, а другой продолжает заполнять кластер.

Ролевая игра «Живая скульптура». Несколько учащихся должны расположиться так, как клетки гладкой мускулатуры (взявшись за вытянутые руки, образовав ряд). Как будет происходить сокращение гладкой мускулатуры (рукопожатие передаются от одного к другому). А теперь как клетки поперечно-полосатой мышечной ткани (взявшись за руки, образовав кольцо). Все одновременно пожали друг другу руки.

Вывод: гладкая мускулатура сокращается медленно и непроизвольно, а поперечно-полосатая – быстро и произвольно (сердечная автономно).

4) Что такое нервная ткань?

   Это огромное скопление связанных между собой и влияющих друг на друга микроскопически малых нервных клеток. Общее число клеток огромно. Приближенные расчёты показывают, что нервная система человека содержит раз в десять больше клеточек, чем число всех людей на земном шаре.

Нейроны

Нейроны способны воспринимать раздражения, приходить в состояние возбуждения, вырабатывать и передавать нервный импульс. Они участвуют в переработке, генерации, хранении и извлечении из памяти информации. Нейрон имеет тело и отростки различной длины, а также нервные окончания.

Аксоны (нейриты)

Это отросток, по которому нервный импульс движется от тела нервной клетки к концевым аппаратам, к рабочим органам (мышце, железе) или к другой нервной клетке.

Дендриты

Это отростки (один или несколько), обычно древовидно ветвящиеся, по которым нервный импульс направляется к телу клетки. Их окончания получают нервный импульс от другой нервной клетки или воспринимают различного вида внешние воздействия.

Виды нервных окончаний

По функциональному значению нервные клетки делятся на:

рецепторные нейроны, или афферентные – чувствительные.

эффекторные, или эфферентные – двигательные, т.е. передающие импульс на сократительные, или секреторные, элементы рабочего органа.

ассоциативные, или вставочные – межнейронные,т.е. осуществляющие связь между приносящими и выносящими нейронами.

Ролевая игра «Живая скульптура». Несколько учащихся должны расположиться так,

как располагаются нервные клетки.

Синапс – это такой участок, где одна нервная клетка соприкасается или почти соприкасается с другой. Нервные импульсы распространяются с большой скоростью и являются электрохимической реакцией.

Практикум: рассмотрите нервные клетки, зарисуйте, отразив особенности строения, подпишите рисунок.

1-й учащийся работает с микроскопом, а другой – заканчивает заполнять кластер. Затем меняются ролями.

5) Мы изучили ткани человека, прежде всего, чтобы сохранить их здоровыми.  Но вы также должны знать, что существует трансплантация – средство  спасения  жизни  и  восстановления   здоровья граждан    и    должна   осуществляться   на   основе   соблюдения законодательства  Российской   Федерации   и   прав   человека в

соответствие  с    гуманными    принципами,    провозглашенными

международным  сообществом,  при  этом  интересы  человека  должны

превалировать над интересами общества или науки.

                               ЗАКОН

                    22 декабря 1992 года N   4180-1

         О ТРАНСПЛАНТАЦИИ ОРГАНОВ И (ИЛИ) ТКАНЕЙ ЧЕЛОВЕКА

       (в ред. Федерального закона от 20.06.2000 N 91-ФЗ)

    Статья 1.  Условия и порядок трансплантации  органов  и  (или)

тканей человека

    Трансплантация органов  и  (или)  тканей  от живого донора или

трупа  может  быть  применена  только  в   случае,   если   другие

медицинские  средства  не  могут  гарантировать  сохранения  жизни

больного (реципиента) либо восстановления его здоровья.

    Изъятие органов  и  (или)  тканей  у  живого  донора допустимо

только  в  случае,  если  его  здоровью  по  заключению консилиума

врачей – специалистов не будет причинен значительный вред.

    Трансплантация органов    и    (или)    тканей     допускается

исключительно с согласия живого донора и,  как правило, с согласия

реципиента.

    Органы и  (или) ткани человека не могут быть предметом купли –

продажи.  Купля – продажа органов и (или) тканей человека, а также

реклама   этих   действий   влекут   уголовную  ответственность  в

соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Операции по  трансплантации органов и (или) тканей реципиентам

производятся на основе  медицинских  показаний  в  соответствии  с

общими правилами проведения хирургических операций.

  1. Рефлексия. Заполните анкету.
  1. Что нового вы узнали на уроке? ___________________________________________
  2. Где в жизни вам пригодятся эти знания? ____________________________________
  3. Какую оценку за работу на уроке вы поставите вашему соседу по парте? Почему? _______________________________________________________________________
  4. Какую оценку вы поставите себе? __________________________________________

Домашнее задание. П.4, ответить на вопросы, подготовить описание микропрепаратов тканей по таблице на стр. 24.

Литература:

Учебник «Биология» 8 класс, А.Г.Драгомилов, Р.Д.Маш,  М. «Вентана-Граф», 2010

Биология «Справочник школьника»  

http://compagniailsogno.com

http://anatomka.ru

http://medinfo.ru

nsportal.ru

Конспект урока биологии “Ткани” (8 класс)

8 класс. Биология

Тема урока: « Ткани».

Тип урока: комбинированный

Цель урока: дать общее представление о многообразии тканей в человеческом организме и их функциях

Задачи:

Образовательная: раскрыть понятие о тканях многоклеточного животного организма и классификации тканей.

Развивающая: развить умение сравнивать особенности строения тканей в связи с выполняемыми функциями. Связь тканей и систем органов

Развить навыки работы с микроскопом.

Воспитательная: воспитывать дух соревнования, быстроту мышления, умение проводить анализ, осуществлять эстетическое воспитание.

Оборудование: микроскоп, микропрепараты тканей.

Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Актуализация знаний

  • Что такое клетка?

  • Какие главные части клетки вы знаете?

  • Каков химический состав клетки?

  • Назовите органойды общего и специального назначения?

  • Назовите одно-, дву-, немебранные органойды.

  • В чём отличие растительных и животных клеток?

  • В чём отличие клеток прокариот и эукариот?

  1. Изучение нового материала

В теле человека и животных отдельные клетки или группы клеток, приспосабливаясь к выполнению различных функций, дифференцируются, т.е. соответствующим образом изменяют свои формы и структуру, оставаясь вместе с тем связанным между собой и подчиненными единому целостному организму. Этот процесс непрерывного развития клеток приводит к возникновению множества различных их видов, составляющих ткани человека.

Ткань– это историческая (филогенетически) сложившаяся специализированная система клеток и их производных, которая характеризуется общностью развития,

Строения и функционирования. В процессе эволюции взаимодействие организма с внешней средой, необходимость приспосабливаться к условиям существования привели к возникновению нескольких типов тканей с определенными функциональными свойствами. Различают четыре вида тканей: 1) эпителиальные,

2) соединительные (собственно соединительная ткань, хрящ, кость, кровь и лимфа),

3)мышечные и 4) нервную.

1)Эпителиальная ткань

Эпителии покрывают всю наружную поверхность тела, внутренние поверхности пищеварительного тракта, дыхательных и мочеполовых путей, серозные оболочки, входит в состав большинства желез организма (пищеварительные, потовые, сальные).

Через эпителиальные ткани совершается обмен веществ между организмом и внешней средой. Эти ткни выполняют защитную роль (эпителий кожи), функции секреции, всасывания (кишечный эпителий), выделения (эпителий почки), газообмена (эпителий легких). Эпителий обладает высокой регенерацией, что обеспечивает выполнение многообразных функций в течение всей жизни индивидуума.

Эпителиальная ткань всегда занимает пограничное положение, располагаясь на границе внутренней и внешней сред организма, и состоит только из эпителиальных клеток, которые образуют сплошные пласты, отграниченные от подлежащих тканей базальной мембраной.

По строению и расположению клеток различают однослойный  многослойный эпителий.

Все клетки однослойного эпителия располагаются в базальной мембране, в многослойном эпителии к базальной мембране примыкают лишь внутренний слой клеток, а наружные слои утрачивают связь с ней.

Эпителий составляет основную массу желез.

2) Соединительные ткани

Выделяют две большие группы: собственно соединительную ткань и специальную соединительную ткань с опорными (хрящевая и костная) и гемопоэтическими (миелоидная и лимфоидная) свойствами.

В собственно соединительной ткани различают волокнистую и соединительную ткань с особыми свойствами.

К волокнистой соединительной ткани относятся рыхлая неоформленная и плотная оформленная соединительные ткани. Соединительная ткань с особыми свойствами представлена ретикулярной, жировой, слизистой и пигментной тканями.

 А) Рыхлая волокнистая соединительная ткань обладает меньшим количеством волокон, но большим количеством клеток и основного вещества. Основными клетками является фибробласты, плазмоциты, тучные клетки, некоторые клетки крови, жировые клетки.

 Она сопровождает кровеносные сосуды, протоки и нервы, отделяет органы друг от друга и от стенок полости тела. Образуют строму органов, выполняет опорную, накопительную (питательные вещества и вода), посредническую между кровью и тканью, защитную функцию.

 Б) Хрящевая ткань

Состоит из клеток (хондроцитов) и межклеточного вещества повышенной плотности.

Она составляет основную массу хрящей (опорная функция), входят в состав различных частей скелета. Хрящевая ткань является исходной тканью для развития трубчатых костей, скелета плода.

 В теле человека различают гиалиновую эластическую и волокнистую хрящевые ткани.

Гиалиновая хрящевая ткань- самый распространенный вид хрящевой ткани, образует гиалиновый хрящ. Это наиболее твердый и упругий из всех видов хрящей. У зародышей человека из него построен почти весь скилет, у взрослых особей он покрывает суставные поверхности костей, располагается в стенки трахеи и крупных бронхов, на концах ребер, носовой перегородке и крыльев носа.

Костная ткань

Состоит из клеток: остеоцитов, остеобластов и остеокластов – и межклеточного вещества. Последнее содержит коллагеновые волокна кости и костное основное вещество, в котором откладываются в большом количестве (до 70% от всей массы кости) минеральные соли, вследствие чего оно отличается значительной прочностью.

Кровь

Кровь и лимфа, а также межтканевая жидкость составляют внутреннюю среду организма. Кровь выполняет четко выраженные трофическую и защитную функции: переносит питательные вещества, доставляет тканям кислород и удаляет углекислый газ и продукты обмена, осуществляет выработку антител, переносит гормоны, регулирующие деятельность различных систем организма.

Форменные элементы крови подразделяются на эритроциты, лейкоциты и тромбоциты. Лейкоциты могут быть зернистыми и не зернистыми.

Плазма крови это жидкое межклеточное вещество крови. Представляет собой вязкую жидкость желтого цвета состоящую из смеси белков, углеводов, жиров, солей, гормонов, ферментов и растворенных газов.

3. Мышечные ткани:

Делятся на гладкую и поперечнополосатую (скелетную и сердечную).

Основное свойство всех мышечных тканей- способность к сокращению, что лежит в основе всех двигательных процессов в организме. Сократительными элементами мышечных тканей являются миофибриллы.

Гладкая мышечная ткань

Входит в состав мышц, расположенных в стенках кровеносных сосудов и полых внутренних органов (желудок, кишечник, матка) и сокращается непроизвольно, медленно и ритмично. Она состоит из веретенообразных мышечных клеток, или миоцитов, в центре которых обычно располагаются удлиненные палочковидные ядра. Миофибриллы гладких миоцитов локализующих по продольной оси. Гладкие мышечные клетки объединяются в пучки, последние – в мышечные пласты, которые образуют части стенок полых внутренних органов.

Поперечнополосатая скелетная мышечная ткань

Образует мускулатуру скелета, мышцы языка, глотки, диафрагмы, входит в состав мышечной стенки сердца (миокарда). Сокращается произвольно, с высокой скоростью и большой силой. Структурно-функциональной единицей такой ткани является мышечное волокно, представляющее собой удлиненный многоядерный симпласт. Миофибриллы в мышечных волокнах расположены упорядоченно и состоят из регулярно повторяющихся фрагментов (саркомеров).

4. Нервная ткань:

Является основным компонентом нервной системы, регулирующей и координирующей все процессы в человеческом организме и осуществляющей его взаимосвязь с окружающей средой.

В состав нервной ткани входят два вида клеток: нервные клетки, или нейроны (нейроциты), и глиальные клетки, или глиоциты. Первые выполняют функции возбуждения и проведения нервного импульса, вторые – опорную, трофичекую, изоляционную и защитную функции.

 Форма нейронов разнообразна. Различают нейроны униполярные – одноотростчатые, биполярные- с двумя отростками, мультиполярные- с тремя и более отростками.

Лабораторная работа № 2

«Клетки и ткани под микроскопом»

(стр. 23 учебника)

  1. Закрепление

Освещение основных вопросов по данной теме.

  1. Домашнее задание

Пар. 4 оформить Л.Р № 2

infourok.ru

План-конспект урока по биологии (8 класс) на тему: Конспект урока биологии. 8 класс. Ткани

Слайд 1

Тема урока: Ткани

Слайд 2

Цель: Изучение типов тканей человеческого организма, особенностей их строения и функционирования

Слайд 3

Ткань – группа клеток и межклеточного вещества, сходных по строению и функциям. Гистология – наука о тканях

Слайд 4

Соединительная Мышечная Нервная Эпителиальная Ткани

Слайд 5

Соединительные ткани Характерно развитое межклеточное вещество, в котором разбросаны отдельные клетки; Создают опору тела; Замещает другие ткани, утраченные организмом (мышечную, железистую, покровную), не выполняя при этом их функции.

Слайд 6

Соединительные ткани Рыхлая соединительная ткань Плотная соединительная ткань Хрящ Кость Кровь

Слайд 7

Эпителиальные ткани Клетки сомкнуты в ряды, межклеточное вещество почти отсутствует; Образует покровы тела, защищает внутренние органы; Многие виды обладают секреторной функцией.

Слайд 8

Эпителиальные ткани А. Однослойный плоский эпителий Б. Простой кубический эпителий В. Простой столбчатый эпителий Г. Реснитчатый эпителий Д. Переходной эпителий Е. Неороговевающий многослойный (плоский) эпителий

Слайд 9

Мышечные ткани Основное свойство – способность сокращаться; Различают гладкую и поперечно-полосатую мышечную ткань; Гладкая мышечная ткань встречается во внутренних органах; Поперечно-полосатая образует скелетные мышцы, встречается в некоторых внутренних органах (язык, гортань, сердце, пищевод).

Слайд 10

Мышечные ткани

Слайд 11

Нервная ткань Основу составляют нервные клетки – нейроны; Структурный компонент нервной ткани – нейроглия, обеспечивающая питание нейронов; Входит в состав головного и спинного мозга, нервов.

Слайд 12

Нервная клетка

Слайд 13

Нервная ткань

Слайд 14

Лабораторная работа №2 Клетки и ткани под микроскопом Приведите в рабочее состояние микроскоп; осветите поле зрения; определите увеличение микроскопа, перемножив кратность окуляра на кратность объектива. Рассмотрите препарат сначала при малом, затем при большом увеличении. Определите ткань, пользуясь рисунками 13, 14, 15.

Слайд 15

4. Опишите рассматриваемый объект в таблице по образцу: Порядок описания препарата Результаты наблюдения Название препарата Однослойный эпителий почечных канальцев кошки Тип ткани Эпителиальная Тип клеток Однотипные Вид клеток и ядра Цилиндрической формы, ядро одно, крупное Наличие межклеточного вещества Еле заметная полоска Рисунок Выполните рисунок

Слайд 16

Группы клеток и межклеточного вещества, выполняющие общие функции и обладающие сходным строением Органы Ткани Органоиды

Слайд 17

Правильно

Слайд 18

Неправильно

Слайд 19

Какие типы тканей составляют человеческий организм Механическая, проводящая, покровная. Мышечная, нервная, покровная, соединительная, жировая. Мышечная, нервная, эпителиальная, соединительная.

Слайд 20

Правильно

Слайд 21

Неправильно

Слайд 22

Какая из тканей обладает способностью сокращаться Мышечная Нервная Соединительная

Слайд 23

Правильно

Слайд 24

Неправильно

Слайд 25

Какой тип ткани делится на гладкую и поперечно-полосатую Нервная Соединительная Мышечная

Слайд 26

Правильно

Слайд 27

Неправильно

Слайд 28

Клетка какой ткани изображена на рисунке Эпителиальная Нервная Соединительная

Слайд 29

Правильно

Слайд 30

Неправильно

Слайд 31

Какой тип ткани изображен на рисунке Мышечная Эпителиальная Соединительная

Слайд 32

Правильно

Слайд 33

Неправильно

Слайд 35

Домашнее задание: § 8 Составить рассказ или статью используя слова: клетка, ткань, орган, организм, гистология.

nsportal.ru

План-конспект урока по биологии (8 класс) на тему: Конспект урока биологии в 8 классе по теме: “Ткани. Лр№1 Изучение микроскопического строения тканей”

Белоусова Ирина Ивановна, учитель биологии,

МБОУ «Светлинская СОШ»

п.Светлый Сакмарского района.

Название предмета Биология

Класс 8

УМК Учебник «Биология. Человек»  Н.И.Сонин, 2011

Уровень обучения Базовый

Тема урока: Ткани. Лр№1 Изучение микроскопического строения тканей 

Общее количество часов, отведенное на изучение темы – 4

Место урока в системе уроков по теме – 2 урок

Цель урока: определить сущность понятия «ткань»; изучить основные типы и виды тканей,

Задачи урока:

Образовательные:

-повторить материал о клетке;

-знать основные типы тканей, их локализацию и функцию в организме человека;

Развивающие:

-уметь распознавать ткани;

-уметь самостоятельно работать с учебником, микроскопом и микропрепаратами;

-развивать умения выделять главное, рассуждать, сравнивать, обобщать;

-развивать интерес к учению посредством использования информационных технологий.

Воспитательные:

-воспитывать стремление к познанию;

-воспитывать чувство ответственности за полученные знания.

Планируемые результаты

  • знать основные понятия, типы и виды тканей
  • уметь различать различные виды тканей на готовых микропрепаратах

 Обеспечение урока: учебник Н.И.Сонин «Биология. Человек», рисунки учебника, микроскопы, набор микропрепаратов,  компьютер, проектор, тесты, инструкции по проведению лабораторной работы, презентация к уроку

Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока:

1. Биология.8 класс: поурочные планы по учебнику Н.И.Сонина, М.Р.Сапина «Человек» / авт.-сост.Т.В.Козачек.- Волгоград: Учитель.2013.

2. Биология.8-11классы. Человек и его здоровье. Подготовка к ЕГЭ и ГИА -9. Тематические тесты, тренировочные задания: учебно-методическое пособие/А.А. Кириленко.- Ростов н/Д: Легион,2013.

3. Смысловое чтение и работа с текстом на уроках биологии: методическое пособие / В.Н.Мишакова.- Оренбург: ГБУ РЦРО-2013.

4.Современный урок биологии: проектирование и анализ: методическое пособие / В.Н.Мишакова. – Оренбург: ГБУ РЦРО-2013.

Интернет ресурсы:

Рисунок на прозрачном фоне – Витрувианский человек- http://pixabay.com/static/uploads/photo/2013/07/12/17/15/vitruvian-man-151866_640.png 

-Картинки тканей человека

https://yandex.ru/images/search?text 

– Источник шаблона для презентации:

 Автор: Дьячкова Наталья Анатольевна   учитель биологии и ИЗО  МБОУ Верхнесоленовская СОШ  Веселовского района  Ростовской области

сайт «http://pedsovet.su/»

                                                                 

Содержание урока

  1. Организационный момент

-Приветствие

-Проверка наличия учащихся

-Психологический настрой учащихся к уроку.

“Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее мертвлю, скажет мертвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Все в твоих руках”. 

А в ваших руках получить на уроке знания и унести их с  собой.

  1. Проверка знаний

Несколько учащихся работает со слайдом презентации

Индивидуальное задание: Рассмотрите рисунок презентации, назовите части клеток обозначенные цифрами.(слайд 2 презентации)

Весь класс выполняет тестовое задание по вариантам (приложение 1)

Взаимопроверка с использованием слайдов презентации  (слайд 3,4)

Оценка выполнения задания:

5 правильных ответов- «5»

4 правильных ответа-  «4»

3 правильных ответа-  «3»

2 правильных ответа- «2»

  1. Целеполагание ( совместное формирование темы и целей урока)

В качестве подсказки для определения темы урока демонстрируется слайд 5 презентации.

-Какой уровень организации живого пропущен?

Клеточный→……… →органный→организменный и т.д

   -Что изображено на рисунках?

Предполагаемый ответ: Ткани

Учитель корректирует тему урока, учащиеся записывают тему урока в тетрадь.

Тема: Ткани. Лр№1.Изучение микроскопического строения тканей.(слайд 6)

Как вы думаете какие цели нам необходимо достигнуть в течении урока?(сл 7)

Предполагаемые ответы учащихся:

  • Познакомиться с понятием ткань;
  • Знать особенности строения ткани;
  • Познакомиться с типами тканей и их функциями.
  1. Изучение нового (беседа с использованием презентации и текста учебника)

Используя текст учебника, найдите понятие «ткань» и запишите его в тетрадь.

Ткани- группы клеток, имеющих одинаковое строение,  и выполняющие одинаковые функции. (сл 8)

У человека, как и у животных, выделяют ткани:

-эпителиальные,

-соединительные,

-мышечные,

-нервную.

Смысловое чтение текста учебника (стр 34-39) с заполнением таблицы:

Таблица «Типы и виды тканей» (слайд 9)

Тип Ткани

Характерные особенности

Виды тканей

Где встречаются в организме

Какую роль играют?

эпителиальная

соединительная

мышечная

нервная

Совместный разбор результата работы с текстом (опора на слайды презентации 10- 13 )

Тип Ткани

Характерные особенности

Виды тканей

Где встречаются в организме

Какую роль играют?

эпителиальная

Клетки плотно прилегают друг к другу, располагаясь в один или несколько рядов, межклеточное вещество развито слабо, при повреждении клетки быстро заменяются новыми

Покровный эпителий

Образует поверхностные слои кожи, выстилают оболочки внутренних органов.

Защитная функция, обмен веществ

Железистый эпителий

Образует железы внешней и внутренней секреции

Образуют секреты: пот, слюну, молоко, гормоны.

Соединительная

Имеет хорошо развитое межклеточное вещество

жировая

Образует слой жировой клетчатки под кожей

Функции: опорная, защитная, теплоизоляционная, энергетическая

Костная,

хрящевая

Образует скелет

Функции: опорная, защитная

кровь

Движется по органам кровеносной системы

Функции: питательная, транспортная, защитная

мышечная

Образованна небольшими по размеру, веретенообразной  формы одноядерными клетками

Гладкая

В стенках внутренних органов; в стенках кровеносных и лимфатических сосудов; в стенках протоков желез

Перемещение жидкостей внутри органов

Образована многоядерными клетками

Поперечно-полосатая

Образует скелетные мышцы

Приводит в движение скелет

Образованна удлиненными клетками с одним, реже двумя ядрами

сердечная

Образует сердечную мышцу

Обеспечивает  сокращение сердца

Нервная

Образованна нейронами (тело +отростки) и нейроглией

Образует нервную систему

Обеспечивает возбудимость и проводимость нервных импульсов.

  1. Закрепление

-Проведение лабораторной работы

Лр№1.Изучение микроскопического строения тканей.(приложение 2)

На столах у учащихся микроскопы и наборы микропрепаратов, при работе необходимо использовать дополнительный материал, приведенный в приложении.

  1. Д/з стр 34-39, вопросы 1-8, закончить лабораторную работу. (слайд 16)
  2. Рефлексия приём «Рюкзак» (слайд 17)

-сегодня с собой я возьму следующие знания …..

-мой рюкзак наполнился…

– рюкзак мой пуст, так как я …

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Проверка знаний     IВ

1.Что является структурным и функциональным элементом тела?

2.Учствуют в образовании белка.

3. Осуществляет накопление и транспортировку веществ, которые образовались в других органоидах.

4.Разрушают и растворяют ненужные части клетки

5. Осуществляет транспорт веществ в клетке.

Проверка знаний     IIВ

1.Ограничивает содержимое клетки от окружающей среды

2. Несёт наследственную информацию

3. У этого органоида внутренняя мембрана образует складки (кристы)?

4.Сложный лабиринт, образованный множеством мельчайших канальцев, пузырьков, мешочков.

5.При повреждении,  какого органоида нарушается синтез белка в клетке?

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

Лр№1.Изучение микроскопического строения тканей.

Цель: Познакомиться с особенностью строения тканей.

Оборудование:  микроскопы, набор готовых микропрепаратов.

Ход работы

ПРИМЕЧАНИЕ: Привести микроскоп в рабочее состояние: осветить объект, настроить резкость. Наиболее удобный режим просмотра: окуляр 15, объектив 8, увеличение х 120. Изображать все видимое в круге вовсе не обязательно: достаточно ограничиться зарисовкой небольшого участка ткани, чтобы был ясен характер расположения клеток и тип межклеточного вещества, если оно есть.

  1. Рассмотреть поочерёдно два выданных учителем препарата тканей;
  2. Изучить, сравнить их строение и зарисовать;
  3. Описать особенности строения каждой ткани( воспользуйтесь дополнительным материалом), указать какие функции они выполняют;
  4. Сделать выводы, как особенности строения тканей связаны с выполняемыми функциями.

Дополнительный материал:

• Просмотр эпителиальной ткани почечных канальцев. Привести микроскоп в рабочее состояние: осветить объект, настроить резкость. Встречающиеся на препарате окружности и эллипсы — это поперечные разрезы канальцев, стенки которых состоят из эпителиальной ткани. Обратить внимание на то, что клетки образуют сплошной ряд. Крупные ядра говорят об интенсивном обмене, происходящем в клетках. На рисунках надо указать ядро, цитоплазму, клеточную мембрану.

• Просмотр хрящевой ткани как пример соединительной.

Режим просмотра может быть оставлен тот же. На рисунке должны быть отражены капсулы, включающие несколько клеток (редко одну) и гомогенное вещество между ними.

• Просмотр гладкой мышечной ткани.

Мышечная ткань состоит обычно из веретеновидных клеток с палочковидными ядрами. Функций гладкой мышечной ткани имеет две особенности: она не подчиняется человеческой воле; работа гладких мышц регулируется как вегетативным отделом нервной системы, так и гормонами.

• Просмотр поперечнополосатой мышечной ткани.

Поперечную исчерченность ткани создают сократительные нити, которые состоят из двух белков (актина и миозина), по-разному преломляющих свет. Их чередование и создает такую окраску. При мышечном сокращении происходит синтез этих белков, ведущих к укорочению сократительных нитей.

При рассмотрении функций поперечнополосатой мышечной ткани следует заметить, что она регулируется только нервной системой (ее соматическим отделом) и может подчиняться нашей воле.

• Просмотр нервной ткани.

Показать типичные нервные клетки можно на препаратах спинного мозга, мозжечка и других отделов мозга. Следует обратить внимание на их различную форму и подчеркнуть, что каждый нейрон имеет тело, в котором находятся ядро, цитоплазма и отростки. При этом один из отростков — аксон — имеется у любой нервной клетки. Он проводит нервные импульсы (сигналы нейрона) к другим клеткам и органам. Других отростков – дендритов — может быть много. Нервные импульсы способны передаваться только в пределах нейрона.

nsportal.ru

План-конспект урока по биологии (8 класс) по теме: Конспект урока биологии “Ткани”

Ткани

Цель: познакомить учащихся с различными видами тканей, показать взаимосвязь строения тканей с выполняемыми функциями. Дать общее представление об органах и системах органов.

Ход урока

I. Актуализация знаний.

Фронтальный опрос:

  1. Какие процессы жизнедеятельности характерны для живой клетки?
  2. Раскройте понятия:
  1. Рост
  2. Развитие
  3. Размножение
  4. Возбудимость
  5. Обмен веществ
  6. Биосинтез
  7. Распад веществ
  1. Что такое ферменты?
  2. Что такое внутренняя среда организма?
  3. Для чего необходимо постоянство состава внутренней среды организма?

Индивидуальный опрос:

Каким понятиям соответствуют свойства клеток:

А. Увеличение размеров и массы клетки.      (рост)

Б. Воспроизведение себе подобных путем деления клетки пополам.

                                (размножение)

В. Образование белков, жиров, углеводов и их соединение из более простых веществ.                                                             (биосинтез)

Г. Совокупность химических превращений (расщепление, синтез), обеспечивающих рост, жизнедеятельность клетки и обмен веществ с окружающей средой.                                        (обмен веществ)

Д. Способность реагировать на физические и химические изменения окружающей среды.                                         (возбудимость)

II. Изучение новой темы.

1. Понятие о тканях.

Все живые организмы имеют клеточное строение. В процессе эволюции многоклеточных организмов произошла дифференциация клеток: появились клетки различной формы и размеров, различны по строению и выполняемым функциям. Клетки сходные по строению и выполняемым функциям объединились в ткани.

  1. Тканями называют группы клеток и межклеточного вещества, выполняющие общие функции и обладающие сходным строением.

2. Виды тканей, строение, функции.

Тканей в организме много, но все они подразделяются на 4 вида: эпителиальные, соединительные, мышечные и нервную.

Каждая ткань состоит из определенных групп клеток. Иногда эти клетки одинаковы по своему строению, но бывают и разные. Во многих случаях клетки выделяют межклеточное вещество, которое нередко определяет свойства тканей: прочность костей, эластичность хрящей

А) Эпителиальные (покровные) ткани.

Располагаются там, где тело соприкасается с внешней средой: покрывают поверхность тела, выстилает слизистые оболочки внутренних органов, внутреннюю поверхность пищеварительного канала и дыхательных путей. Строение эпителиальной ткани. Клетки округлой или овальной формы, тесно прилегающие друг к другу, располагаются в один или несколько слоёв на базальной мембране. Межклеточное вещество почти отсутствует. Кровеносные сосуды отсутствуют. Способна к регенерации (восстановлению).

Функции эпителиальной ткани:

  1. Защитная (эпителий кожи, роговицы глаз защищают от неблагоприятных воздействий внешней среды, эпителий желудка и кишечника предохраняет их стенки от переваривающего действия желудочного сока).
  2. Обмен веществ (через кишечный эпителий питательные вещества всасываются в кровь, через клетки эпителия в легких осуществляется газообмен).
  3. Секреторная (клетки железистого эпителия выделяют различные вещества – секреты).

Б) Соединительные ткани.

Различают:

Собственно соединительную ткань

Соединительная ткань со специфическими функциями

Связывает другие ткани, заполняет промежутки между органами

Жировая

Скелетная (костная и хрящевая)

Жидкая (кровь и лимфа)

Эластичная

В этих тканях сильно развито межклеточное вещество, в котором разбросаны отдельные клетки. Межклеточное вещество является продуктом жизнедеятельности клеток. В зависимости от выполняемых функций межклеточное вещество может быть жидким (у крови), твёрдое (у костей), упругое и эластичное (у хрящей).

В организме соединительная ткань выполняет различные функции.

  1. Хрящи и кости создают опору телу и выполняет механическую функцию.
  2. Жировая ткань образует и накапливает жир.
  3. Рыхлая соединительная ткань заполняет промежутки между органами, окружает сосуды, нервы, мышечные пучки, из неё состоит слой жировой клетчатки, находящийся под кожей.
  4. Кровь выполняет транспортную функцию, защитную, связывает все органы между собой и обеспечивает их питанием и кислородом.

Соединительная ткань часто замещает другие ткани, утраченные организмом вследствие болезни и других причин, например мышечную, железистую, покровную, но выполнять их функции она не может

В) Мышечные ткани 

Скелетные мышцы тела и мышцы внутренних органов состоят из мышечной ткани. Ее основное свойство – способность сокращаться. Это свойство обеспечивается наличием сократительных элементов – миофибрилл. Миофибриллы образованы белковыми нитями – актином и миозином. Сокращения мышечных волокон обеспечивают движение тела человека и работу его внутренних органов.

Различают гладкую и поперечно – полосатую мышечную ткань.

Волокна гладкой мышечной ткани состоят из веретеновидных клеток – миоцитов с палочковидными ядрами. Миофибриллы вытянуты по длине клетки и расположены параллельно друг другу. Гладкая мышечная ткань встречается в стенках внутренних органах, кровеносных и лимфатических сосудах, протоках желёз, в соединительной ткани кожи, в глазном яблоке. Сокращение гладких мышц происходит автоматически, помимо нашей воли.

Поперечно – полосатая мышечная ткань способна быстро сокращаться и длительное время находиться в сокращённом или расслабленном состоянии. Она образует скелетные мышцы, также встречается и в некоторых внутренних органах: языке, гортани, верхней части пищевода. Эта ткань обеспечивает произвольные движения человека.

Поперечно – полосатая мышечная ткань образована многоядерными мышечными  волокнами – миосимпластами, до нескольких сантиметров длиной. Мышечные волокна покрыты тонкой прозрачной оболочкой – сарколеммой. Под ней находится саркоплазма (цитоплазма). В саркоплазме располагаются вытянутые по ходу волокна миофибриллы. Сократительный участок миофибриллы называется саркомер. Характерным признаком ткани является поперечная исчерченность её волокон: так как миофибриллы образованы белковыми нитями двух типов (одна тоньше, другая толще), то под микроскопом на поперечном разрезе волокна видны чередующиеся тёмные и светлые полосы. Отсюда и название – поперечно – полосатая мышечная ткань.

Мышечная ткань сердца состоит из поперечно – полосатых волокон, соединенных между собой. Благодаря этому у сердца сокращаются не отдельные пучки, а сразу вся сердечная мышца. В отличии от скелетных мышц, сокращения сердечной мышцы не поддаются воле человека.

Г) Нервная ткань

Этой тканью образована нервная система.

Нервная ткань образована клетками двух видов:  собственно нервные клетки – нейроны, и клетки спутники – глиоциты (нейроглии).

Нейроны выполняют функцию восприятия и проведения нервных импульсов. Глиоциты окружают нейроны и выполняют функцию опоры, питания и защиты.

В нейроне различают тело и отростки. Отростки отличаются по форме, строению и выполняемым функциям. Короткие и ветвящиеся отростки – дендриты,  воспринимают и передают импульсы к телу нейрона. Длинные отростки – аксоны ветвятся на конце. Эти разветвления называют терминали. Аксоны передают информацию от тела клетки к другому нейрону или рабочему органу.

В нервной ткани нейроны, контактируют друг с другом, образуют цепочки. Места контакта отростков нейронов друг с другом, а также с другими клетками, называются синапсами.

Длинные отростки дендрита или аксона, окружённые, называются нервными волокнами.  Пучки из нервных волокон образуют нервы.

III. Закрепление:

  1. Что такое ткань?
  2. Какие ткани встречаются у человека?
  3. Какие свойства характерны для эпителиальной ткани?
  4. По каким признакам можно узнать соединительную ткань?
  5. Чем поперечно – полосатые мышечные волокна отличаются от клеток гладкой мышечной ткани?
  6. Каковы особенности мышечной ткани сердца?
  7. Опишите строение нейрона.
  8. Перечислите значение дендрита и аксона.
  9. Что такое синапс?
  10.  Какие нейроны называются чувствительными, а какие двигательные?
  11. Какова роль двигательных нейронов?

nsportal.ru

Конспект урока Ткани человека

УРОК №8.

Тема: Ткани. Типы тканей и их свойства.

Задачи:

  1. Познакомить учащихся со строением и функциями тканей организма человека.

  2. Развитие навыков самостоятельной работы с учебником, составления таблиц.

  3. Работа с микроскопом, научить распознавать ткани и органы, которые ими образованы.

  4. Ориентироваться в микроструктурах по их описанию.

Оборудование: таблица «Ткани».

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Проверка знаний.

1. Понятийная разминка: клетка, ткань, орган, система органов, цитология, гистология, анатомия, оболочка, цитоплазма, ядро, хромосома, хроматида, ген, митоз, мейоз, рост, развитие, возбудимость, раздражимость.

2. Работа у доски с таблицей «Строение клетки». Показать главные части клетки и ее органоиды. Указать строение и выполняемые функции 5 компонентов клетки.

3. Индивидуальная работа по карточкам.

III. Новый материал Ткань – группа клеток и межклеточного вещества, объединенные общим строением, происхождением и функцией. Лабораторная работа: «Рассматривание клеток и тканей в оптический микроскоп»
  1. Рассмотрите под микроскопом препараты эпителиальной, соединительной, мышечной ткани.

  2. Зарисуйте схематично в тетрадь.

  3. Сделайте соответствующие подписи.

Ткань

Рисунок

Место расположения

Функции

Эпителиальная – клетки плотно прилегают друг к другу, межклеточного вещества мало.

Однослойная

Смежные оболочки внутренних органов

Защита, всасывание

Многослойная

Покровы тела

Защита

Железистая

Железы внешней и внутренней секреции

Секреторная

Соединительная – клетки расположены рыхло, сильно развито межклеточное вещество.

Костная

Скелет

Опорная, защитная, кроветворная

Хрящевая

Скелет, органы дыхания, ушная раковина

Опорная, защитная

Волокнистая

Связки, сухожилия, дерма, прослойки между органами

Опорно-защитная

Жировая

Подкожная клетчатка, между внутренними органами

Запасающая, защитная

Кровь

Полости сердца и кровеносные сосуды

Дыхательная, транспортная, защитная

Мышечная – образована мышечными волокнами, способна возбуждаться и сокращаться.

Поперечно-полосатая скелетная

Опорно-двигательный аппарат тела и некоторых внутренних органов (язык, глотка, пищевод)

Сократительная

Поперечно-полосатая сердечная

Сердце

Сократительная

Гладкая

Мускулатура пищеварительного тракта, мочевого пузыря, кровеносных и лимфатических сосудов и др. внутренних органов

Сократительная

Нервная – состоит из клеток с отростками. Способна возбуждаться и передавать возбуждение.

Нейроны + нейроглия

Головной и спинной мозг, нервные узлы, волокна

Согласованная работа всех систем органов, связь с окружающей средой

Жировая ткань составляет 11% веса мужчины и 23% веса женщины.

Строение нервной ткани:

Нейроглия – вспомогательная роль (опора, питание)

Нейрон = тело + отростки (дендриты + аксон)

Дендрит – отросток, передающий возбуждение к телу нейрона.

Аксон – длинный единственный отросток, передающий информацию от тела нейрона к другому нейрону или рабочему органу.

Синапс – место контакта аксона с клетками, которым он передает информацию

Строение синапса (стр. 38, рис. 16)

IV. Закрепление

Заполнение таблицы «Строение тканей организма»

V. Домашнее задание § 8 , вопр. 5, 6 (п)

intolimp.org

Конспект к уроку биологии «Основные ткани человека: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная» 8 класс | Уроки по Биологии

Конспект к уроку биологии «Основные ткани человека: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная» 8 класс