МАЛЫЙ ЖАНР ДЕТСКОГО ФОЛЬКЛОРА.
цели:воспитание уважения к истокам культуры своего народа,интереса к детскому фольклору,истории русского народа.
-мы сегодня с вами поговорим о малых жанрах детского фольклора-пословицах,поговорках,потешках,небылицах,загадках,считалках.Произведения фольклора передавались устно,запоминали их со слуха.Это способствовало возникновению разных вариантов одного и того же фольклорного произведения.Устное народное творчество являет собой отражение жизни,быта,поверий древних людей.Произведения народного творчества с самого рождения сопровождают человека.
все сумели мы собраться
за работу дружно взяться
будем думать рассуждать
можем мы фольклор начать.
-Что такое фольклор?(устное народное творчество,а в переводе с английского обозначает “народная мудрость”,”народное знание”.)
-Как вы понимаете эти три ключевых слова:
устное народное творчество
УСТНОЕ-передавалось из уст в уста,не записывалось.
НАРОДНОЕ-сочинял не один человек,автора установить практически невозможно.
ТВОРЧЕСТВО-от слова “говорить”,то есть сочинять,придумывать.
-А вы какие жанры фольклора знаете?(ответы детей)
Наш разговор сегодня пойдет только о малых жанрах детского фольклора,и проведем мы его в форме устного журнала:
колыбельная песня
пестушки,потешки,небылицы.
загадки
пословицы
считалки
частушки
1 страница нашего журнала “колыбельные песни”
-Первые фольклорные произведения мы слышим от бабушки,мамы, в самом раннем возрасте.Из поколения в поколение передаются в народе колыбельные песни.
(исполняется колыбельная песня,укачивая куклу)
баю-баюшки-баю
не ложися на краю
придет серенький волчок
и утащит во лесок
под ракитовый кусток
к нам,волчок,не ходи
нашу Машу не буди.
баю-баю-баиньки
купим сыну валенки
наденем на ноженьки
пустим по дороженьке
будет наш сынок ходить
новы валенки носить.
баю-бай баю-бай
поскорее засыпай
прилетели гуленьки
сели возле люленьки
они стали ворковать
нашу деточку качать.
-ребята,почему колыбельная песня исполняется ласково,напевно?(ответы детей)
слово колыбельная произошло от слов “колыхать””качать”малое дитя.
2 страница нашего устного журнала”пестушки” “потешки”
-от какого слова произошло слово “”пестушки”?
(пестовать-значит нянчить,носить,вынашивать малого ребенка на руках,воспитывать,холить,лелеять,ходить за малышом.Они очень короткие,если ребенок ушибься,то мама,поглаживая,какие слова может говорить?
у сороки боли
у вороны боли
у Феденьки заживи.
-когда купают малыша какие слова могут приговаривать?
с гуся вода
с Пети худоба.
-чем пестушки отличаются от потешек?
(потешки-это прибаутки-особая забава взрослых с маленькими детьми,игра с пальчиками,ножками,ручками.короткие рассказики,обращение к детям,похвала отличительных признаков характера,красоты.)
идет коза рогатая
идет коза бодатая
ножками топ-топ
глазками хлоп-хлоп
кто каши не ест
молока не пьет
забодает,забодает,забодает.
наша Поленька в дому
что оладушек в меду
что оладушек в меду
сладка ягодка в лесу.
эй,вы,глазки,эй,вы,ушки
вас положим на подушки
полежите,полежите
отдохните и поспите
скачет зайчик по дорожке
скок скок
правой ножкой,левой ножкой
скок скок
прыгай прыгай вместе ножки
и похлопаем в ладошки
скок скок.
-небылица весело учит различать действительность и фантазию,развивает воображение,небывалые картинки жизни.
федул,что губы надул?
кафтан прожег
можно зашить
да иглы нет.
а велика ли дыра?
один ворот остался.
Фома,что из леса не идешь?
да медведя поймал
так веди сюда
да он не идет
так сам иди
да он меня не пускает.
что ваши девчата делают
шьют да поют
а матушки?
порют да плачут.
фома,у тебя в избе тепло?
тепло.на печи в шубе согреться можно.
3 наша страница устного журнала “загадки”
-в русском фольклоре загадки-веселое словесное искуство,затейливая игра,умная забава.загадка,как и пословица,представляет собой краткое образное определение предмета или явления,но в отличие от пословицы она дает это определение в иносказательной,нарочито затемненной форме.Как правило, в загадке один предмет описывается через другой на основе схожих черт(висит груша-нельзя скушать)загадка может представлять собой и простое описание предмета(два конца,два кольца,а посредине гвоздик)Значение загнадок трудно переоценить,это и народная забава,и испытание на смекалку,сообразительность.Загадки развивают у детей дагадливость,воображение.
кто скрывался под кустом?
маленький трусишка
он боится очень сильно
волка и лисицу.(заяц)
кто сидит в конуре?
а потом он во дворе на траве
прыгает и скачет
лает и играет.(собака)
любит он играть мяукать
любит кушать и лакать
он пушистый как игрушка
серый малнький зверюшка(котенок)
иать толста
дочь красна
сын-сокол
под небеса ушел.(печь,огонь,дым)
у нас в печурочке
золотые чурочки(дрова в печи)
белое ест
черное роняет(лучина горит)
сама голая
а рыбашка в запазухе(свеча)
заакопай-не гниет
кинь в воду поплывет(уголь)
пришел вор
во двор
хозяина в окно унес(ветер и дым)
красный петушок
по улице бежит(пожар)
четыре братца
под одним шатром стоят(стол)
два брюшка
четыре ушка(подушка)
светленько чистенько
посмотреть любенько(зеркало)
мах мах
под порог ляг(веник)
одну меня не едят
а без меня мало едят(соль)
крепь-город
да бел город
а в беле-городе
воску брат(яйцо)
и комковато
и нозревато
и мягко и ломко
а всех млей на свете (хлеб)
4 наша страница устного журнала “пословицы”
-у кого есть ответ на все случаи жизни,когда у тебя горе,когда радость?Молод ты,стар,болен,здоров,о делах своих задумался-на всякое переживание,на любую новость,даст разумный совет,наставление,утешит,развеселит…-пословица.
дорога ложка к обеду.
волка бояться в лес не ходить.
рыбак рыбака видит из далека.
без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
у страха глаза велики.
глаза боятся а руки делают.
старый друг лучше новых двух.
друзья познаются в беде.
мягко стелишь да жестко спать.
семеро одного не ждут.
в гостях хорошо а дома лучше.
знал бы куда упасть соломки бы постелил.
под лежачий камень вода не течет.
ну кто из вас не согласится
что без труда мечта пуста
что дело мастера боится
что жизнь дана нам для добра
что друг не тот что медом мажет
а тот кто правду скажет
что долг день до вечера
коли делать нечего
что сам себя лишь тот погубит кто других совсем не любит
и конечно без труда
не вытащишь рыбку из пруда
помни!тот,кто много хочет знать
тот не должен много спать
согласитесь:лень и плут
до добра не доведут.
-какие пословицы вы здесь сейчас услышали?(ответы детей)
5 страница нашего устного журнала “считалки”
-считалка это небольшой стишок,форма жеребьевки,с помощью которой определяют,кто водит в игре.Считалка-элемент игры,который помогает установить согласие и уважение к принятым правилам какой либо игры.В организации считалки очень важен ритм.
аты -баты шли солдаты
аты-баты на базар
аты-баты что купили
аты-баты самовар
аты-баты сколько стоит
аты-баты три рубля
аты-баты он какой
аты-баты золотой
аты-баты шли солдаты
аты-баты на базар
аты-баты что купили
аты-баты самовар
аты-баты сколько стоит
аты-баты три рубля
аты-баты кто выходит
аты-баты это я.
раз,два,три,четыре,пять
начинаем мы играть
в кошки-мышки,салочки
прятки,догонялочки
книжки будем мы читать
будем очень много знать.
6 страница нашего устного журнала “заклички”
-заклички-один из видов заклинательных песен языческого происхождения.Они отражают интересы и представления крестьян о хозяйстве,семье.Напрмер,через все календарные дни песни проходит заклинание богатого урожая,для себя же дети и взрослые просили здоровья,счастья,богатства.
заклички представляют собой обращение к солнцу,дождю,и другим явлениям природы,а также к животным,а особенно часто к птицам,которые считались вестниками весны.Притом силы природы почиталиськак живые,к весне обращаются с просьбами,желают ей скорейшего прихода,на зиму сетуют,жалуются
жаворонки,жавороночки
прилетите к нам
принесите нам лето теплое
унесите от нас зиму холдную
нам холодная зима надоскучила
руки ноги отморозила
7страница нашего устного журнала “частушки”,русские народные песни “пироги”,”дунюшка”,игра на деревянных ложках.
-частушка-один из самых популярных и любимых жанровнародного творчества.Частушку можно услышать повсюду.
эй,девчушки хохотушки
начинаем петь частушки
начинаем веселей
чтоб порадовать гостей
не хотела я плясать
стояла и стеснялася
а гармошка заиграла
я не удержалася
у нас во дворе
квакали лягушки
а я с печки босиком
думала подружки
по деревне я шла
и ванюшку видела
оглянулася назад
сапоги мои лежат
если б не было воды
не было б и кружки
если б не было девчат
кто бы пел частушки
-Вот и подошел к концу наш небольшой детский фольклор.
ИТОГ занятия:С помощью пословиц,поговорок,потешек,небылиц,загадок развивали устную речь,умение слушать других,знакомились с устным жанром деского фольклора,развивали память,артистические способности.
nsportal.ru
Разделы: Литература
Класс: 7
Цели:
Оборудование:
Ход урока
1. Фронтальная беседа.
– Что обозначает слово фольклор в переводе с английского?
(Народоведение, народознание)
– Какое определение дается в словаре Ожегова?
(Фольклор – народное творчество: совокупность народных обрядовых действий).
– Кто такой фольклорист? (Собиратель фольклора)
– Как называется наука, изучающая фольклор? (Фольклористика)
– Какие произведения устного народного творчества можно отнести к детскому фольклору?
2. В тетради записывается число, тема урока и заголовок “Жанры детского фольклора”.
3. По ходу урока дети записывают в тетрадь название жанров.
4. Обзор выставки книг, подобранных учителем и детьми.
Учитель или подготовленный ученик:
Родился в семье ребенок,
Мама песню запоет,
И ребеночек под песню
Сладким, крепким сном уснет.
– Какие же песни поют мамы детям? (Учащиеся читают подобранные дома песни или рассказывают наизусть, если есть желающие, то могут спеть, по возможности можно прослушать звукозапись).
5. Учитель:
– Но ребёнок подрастал, час пестушечек настал.
– Что такое пестушка? Потешка? (От слова пестовать (нянчить), то есть забавлять, развлекать, развивать, чаще всего сопровождаются выполнением определенных движений).
Потягунюшки, поростунюшки!
Роток-говорунюшки,
Руки-хватунюшки,
Ноги-ходунюшки.
(Дети предполагают какие могли выполнять при этом движения).
Скок, скок-поскок!
Молодой дроздок.
По водичку пошел,
Молодичку нашел.
Молодичечка, невеличечка,
Сама с верошок,
Голова с горшок
Шу-вы! Полетели!
На головку сели.
Дети читают свои примеры.
6. Учитель:
Вот Ванюшки, Тани, Вани,
Пети, Миши, Гены, Ани
Прибежали на лужок
Приговорок есть мешок.
– Объясните происхождение слова приговорки.
– Какова их роль в жизни детей?
Чтение приговорок.
Уж дождь – дождем, | Радуга-дуга! |
Поливай ковшом, | Не давай дождя! |
Ситом, решетом, | Давай солнышка! |
Целым ушатом, | Колоколнышка |
Дети приводят свои примеры.
7. Учитель:
Вот и дождик перестал
Час считалочек настал.
– Зачем нужны считалки? (Дети объясняют)
К доске приглашается группа детей, и они приводят примеры нескольких считалок.
8. Учитель:
– Есть считалка – значит должна быть игра.
– Какие русские народные игры вы знаете, в какие играете или играли? (Дети называют игры, если есть время можно сыграть в одну из известных игр или разучить новую)
9. Учитель:
Наигрались и устали.
В избу к Ваньке нас позвали,
Чтоб в избе нам не скучать,
Надо что-то рассказать.
– Что же могли рассказывать дети, сидя вечерком или в холодный день за столом или забравшись на теплую печку? (Сказки).
– Какое произведение называют сказкой?
– Назовите признаки сказки.
10. Конкурс “Кто больше знает названий русских сказок?”
(Можно провести конкурс на лучшего рассказчика эпизода или небольшой сказки, или инсценирование).
– Какие бывают сказки? (Бытовые, о животных, волшебные, докучливые).
– Какие докучливые сказки вы знаете?
11. Творческое задание. Придумать с соседом по парте докучливую сказку и рассказать.
12. Проверка задания.
13. Что еще могли рассказывать для развлечения дети?
– Скороговорки.
– Что такое скороговорка?
14. Игра “Мешок скороговорок”. Дети вытаскивают из мешочка карточку со скороговоркой и пробуют ее произнести.
15. Прибаутки. (Примеры детей)
Сова, совинька, сова,
Большая голова,
На колу сидела,
В стороны глядела,
Головой вертела.
16. Небылицы.
В парах или индивидуально самим придумать короткую небылицу (можно конкретно ограничить количество предложений).
Чтение или рассказывание придуманных небылиц.
17. Учитель:
Хватит, хватит, хватит врать
Пора загадку загадать.
– Дайте определение загадке.
Загадывание загадок. (Детей заранее следует предупредить, чтобы подбирали загадки, которые раньше в классе не отгадывали, чтобы было интересно разгадывать).
18. Учитель:
Мы устали от загадок.
Лучше песенку споем.
Дети поют песню, которую знают.
Как у наших у ворот муха песенки поет.
Ай, люли, вот поет, ай, люли, вот поет.Стрекоза плясать пошла, муравья с собой звала.
Ай, люли, позвала, ай, люли, позвала.Муравейко, милый мой! Попляши-ка ты со мной.
Ай, люли, ты со мной, ай, люли, ты со мной.Я и рад бы поплясать, да устал я, мне не встать.
Ай, люли, мне не встать, ай, люли, мне не встать.
19. Какой смысл заключен в слове головоломка?
– Какие головоломки вы знаете? (1-2 учащихся заранее подбирают дома)
20. Какие произведения устного народного творчества вызывают смех? (Анекдоты).
21. Привести примеры детских анекдотов. (Сразу говорим о том, что не следует рассказывать некорректных).
22. Почему дети любят страшилки?
– Когда их чаще всего рассказывают? (Примеры).
23. Какие жанры можно еще отнести к детскому фольклору?
– Дразнилки.
– Нужны ли они? В чем их смысл? (Обидные дразнилки не нужны, а шуточные помогают поднимать настроение, развивают речи, расширяют словарный запас, мышление).
Если есть время можно зачитать 1 – 2 дразнилки.
Ванька-встанька карапуз, | Настя – Настенька, |
Надевай большой картуз, | Шубка красненька, |
Каравай съешь хлеба, | Шапка боброва, |
Вырастешь до неба! | Сам черноброва. |
24. Что такое школьный фольклор?
Примеры.
Часть речи,
которая упала с печи,
ударилась о пол,
называется глагол.
Для запоминания падежей:
Иван родил девчонку, велел тащить пеленку.
(Читаем по первым буквам: именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный).
25. Дети, изготовившие лучшие книжки-малышки представляют их одноклассникам.
26.. Итог урока.
Подсчитать сколько разновидностей детского фольклора записали в тетрадь.
– Что нового узнали? Что повторили?
– Что больше всего понравилось?
– Какое значение имеет детский фольклор в жизни ребенка?
Учитель отмечает самых активных, комментирует оценки, вручает медали “Лучшему знатоку фольклора”, остальным детям можно вручить медаль “Знаток фольклора”.
(По ходу урока учитель обращает внимание детей на иллюстрации и рисунки детей, расположенные на доске или в конце урока просит определить соответствие иллюстраций произведениям. В зависимости от подготовленности класса некоторые моменты урока могут быть сокращены).
2.04.2008
urok.1sept.ru
Богачева Наталья Викторовна, учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ № 21им. И.С. Давыдова с. Обильного Георгиевского района
7 класс
Тема: Фольклорное путешествие
Планирование образовательных результатов:
Личностные: воспитывать интерес к УНТ, любовь к Родине
Предметные: закрепить знания жанров УНТ
Метапредметные: применять приобретенные знания в повседневной жизни; развивать устную речь (монологическую и диалогическую), умение анализировать, делать выводы
Оборудование: фотографии городов, по которым путешествуем; запись русской народной песни; ромашка с заданиями; фотографии картин Васнецова
Ход урока
I. Организация внимания.
II. Актуализация ранее изученного.
– Ребята, любите ли вы путешествовать? А что такое путешествие?
-Давайте прочитаем с вами стихотворение А.А. Прокофьева (слайд) и выясним, по какой стране мы будем путешествовать.
…Я знаю Россию по песням,
По тем, что народ сберегал,
Из слов-самоцветов кудесник,
Что день, то и строчка, слагал,
Я знаю Россию по сказкам,
Где рядом леса и луга
И где на тропиночке вязкой
Яга-костяная нога;
Я знаю Россию по сказкам,
Которые с детства слыхал,
В которых ни разу, ни разу
Великий народ не солгал;
Я знаю Россию по воле,
Мне нет этой воли милей,
Как нет мне ни света, ни доли
Нигде без России моей!
– О чем мы прочитали стихотворение? Назовите тему, идею стихотворения. А теперь скажите, по какой же стране мы совершим путешествие? О каких жанрах УНТ упоминает поэт?
III. Путешествие по станциям.
– Итак, мы с вами отправляемся в фольклорное путешествие, в ходе которого я узнаю, насколько хорошо вы знаете жанры русского фольклора. В путь. Посмотрите на слайд, какой город изображен на фотографии? Да, в Москве жизнь бьет ключом: все куда-то спешат, все работают, успевают лишь давать друг другу советы. Например: сам пропадай, а товарища выручай; скучен день до вечера, коли делать нечего; родина- мать, умей за неё постоять. К какому жанру относятся эти советы?
(пословицы)
– На какие темы прозвучали пословицы?
– Мы подъезжаем к Рязани, но что-то испортилась погода. Это не беда, ведь у русского народа свои способы избавленья от ненастья.
Солнышко, солнышко,
Выгляни в окошечко –
Дам тебе веретёшечко,
Насыплю горошечка.
– Назовите жанр. (закличка)
– А вот что еще можно услышать в Рязани:
Вова-воришка украл топоришко.
– Назовите жанр. (дразнилка)
– Мы подъезжаем к следующей станции. Это Муром. Здесь можно услышать следующее:
Как по речке, по реке
Ехал рыжий на быке
Рыжий красного спросил:
-Чем ты бороду красил?
– Я не краской, не помазкой,
Я на солнышке лежал,
Кверху бороду держал.
– Что же любят в Муроме? (небылицы)
– Внимание! Остановка Нижний Новгород.
Уж я серому коту
За работу заплачу
Дам я мяса кусок
Молока туесок
Бай да побай
Ты, Ваня, засыпай.
(колыбельная)
– А ещё здесь любят:
Много платьев,
Много хруста,
Как зовут её?…
(загадки)
– Не только на этой станции, но и на всех остальных очень любят….. (звучит запись русской народной песни). Чем отличается современная песня от русской народной?
РАБОТА В ГРУППАХ.
– Следующая станция – Вологда. На этой станции любят пословицы. Я буду читать начало пословиц, а вы на листочке продолжение, потом один из группы зачитает продолжения пословиц.
1 группа
Сделаешь наспех- …… (сделаешь насмех).
Ученье свет, ……………(а неученье тьма).
Повторенье – …………..(мать ученья).
2 группа
Сам кашу заварил, ………….(сам и расхлёбывай).
Терпенье и труд ……………(все перетрут).
Под лежачий камень………..(вода не течет).
3 группа
Старый друг…………….(лучше новых двух).
Знай сверчок ……………(свой шесток).
Не за то волка бьют, что сер, ………….(а за то, что овцу съел).
Следующее задание для групп.
1 группа: подобрать 3 пословицы на тему «работа, труд»
2 группа: подобрать 3 пословицы на тему «польза ученья»
3 группа: подобрать 3 пословицы на тему «дружба».
– Давайте попробуем справиться со следующим заданием. Я называю пословицу той или иной страны, а вы указываете русскую пословицу, аналогичную данной. Например, арабская пословица гласит: «Бежал от дождя, попал под ливень», а русская: «Из огня да в полымя».
Начали:
-финская: «Тот не заблудится, кто спрашивает» …………(Язык до Киева доведет)
– иранская: «Где нет фруктовых деревьев, свекла сойдет за апельсин»………..(На безрыбье и рак рыба)
– вьетнамская «Неторопливый слон раньше достигнет цели, чем резвый жеребец»………………(Тише едешь – дальше будешь)
– индонезийская: «Очень резво белка прыгает, а иной раз и срывается»……….(Конь о четырех ногах и тот спотыкается)
– английская «В каждом стаде есть своя черная овца»………….(В семье не без урода)
IV. Микроитог.
Останавливаясь на станциях, что вы заметили?
– Верно, что УНТ многожанровое. Назовите все жанры УНТ, а один из учеников повесит на доске карточки с жанрами.
– Молодцы.
– Вспомните, какой жанр любят в Киевской Руси?
– А что такое былина?
V. Работа у доски.
– На доске висит красивая ромашка, а на её лепестках задания. Давайте по цепочке ответим на вопросы.
1. Что воспевается в былинах?
2. Как исполнялись былины?
3. Как называли исполнителей былин?
4. Что воплощают в себе герои былин – могучие богатыри?
5. По какому плану строится былина?
6. Что характерно для былин?
VI. Конкурс на лучшего знатока былин
– Зачитываю отрывки из былин, ребята отвечают.
1. Из того ли то из города из Мурома,
Из того села да с Карачарова
Выезжал удаленький дородный добрый молодец…. (Илья Муромец и Соловей Разбойник)
2. Говорил-то ведь Владимир – князь да таковы слова: «Засвищи-тко, Соловей, ты по-соловьему,
Закричи-тко, собака, по-звериному» (Илья Муромец и Соловей Разбойник).
3. Говорит оратай таковы слова:
– Я оставил сошку во бороздочке
Не для-ради прохожего-проезжего…. (Вольга и Микула Селянинович)
VII. Конкурс чтецов былин
VIII. Подведение итогов урока
Унт – сокровищница народной мудрости. Многие художники, писатели, композиторы живо интересовались народным творчеством. Любил и собирал народные сказки А.С. Пушкин. Я вам зачитаю начало «Сказки о Мертвой царевне и о семи богатырях», а вы готовитесь ответить на вопросы:
– Что сближает это произведение с фольклором?
– Какие слова Пушкинского текста можно встретить в сказках, былинах?
Д/з.
1 группа – иллюстрации к одной из былин
2 группа – выразительное чтение двух былин
3 группа – сочинение – миниатюра «Что дало мне изучение УНТ?»
infourok.ru
А. А. Бектыбаева,
учитель русского языка и литературы
Чижинской СОШД
Таскалинского района
Западно- Казахстанской области
Литературное чтение 7 Класс
Тема: «Виды и жанры устного народного творчества» – урок обобщение изученного материала.
Цели:
Образовательные: вспомнить все виды устной словесности, закрепить сведения об УНТ, расширить представление о народном творчестве, показать самобытность народа, показать языковую связь национальных культур.
Развивающие: развивать творческие способности (художественные, артистические, певческие), развивать логическое мышление, речь.
Воспитательные: Воспитывать любовь к русскому языку, уважительное отношение к народным традициям русского народа и других народов, живущих в РК. Дать детям ощутить себя наследниками предшествующих поколений.
Методы: Объяснительно- иллюстративный, творческий, продуктивный, игровой.
Форма организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая.
Эпиграф к уроку: «Необходимо знать наш богатый фольклор. Вникайте в творчество народное, оно здорово, как свежая вода ключей горных, подземных сладких струй. Держитесь ближе к народному языку, ищите простоты, краткости, здоровой силы, которая создаёт образ двумя-тремя словами. » (А.М. Горький)
Ход урока:
1.Оргмомент.
-Здравствуйте, ребята, садитесь.
Психологический настрой на урок (круг, «Пусть всегда будет солнце!»)
Сегодня мы вновь совершим путешествие в прошлое, отправимся в стародавние времена, когда не было еще компьютеров, телефонов, когда ценилось живое слово, мудрые речи да добрые дела. Представьте себе, что вы отправились на народное гуляние, чтобы себя показать, на других посмотреть, загадки отгадывать, скороговорки говорить, частушки петь. (Выходят и танцуют в круге ученики и поют «Во поле берёза стояла»)
– Спасибо большое за песню, за радость!
2. Опрос домашнего задания.
Подобрать по 2 пословицы на темы: труд, знания, Родина.
Поиграем в игры, покажем какие мы веселые да смекалистые.
3. Повторение изученного о жанрах народной словесности
А). Игра «Угадай-ка!» (опрос теоретического материала: называют жанры народной словесности)
1. Устную народную словесность называют по-другому … (Фольклором)
2.В ней добро побеждает зло, это ложь, но в ней намек… (сказка)
3.Краткое мудрое изречение на разные житейские темы …(пословица)
4.Это младшая сестра песни. Под нее и в пляс пускаются (частушка)
5.Проговаривая ее, не сломайте язычок! (скороговорка)
6.Используются в детских играх, главное в них – четкость ритма (считалка)
– Молодцы, ребята! А теперь покажите, что делать умеете.
Б) . Игра «Отгадай загадку!»
Учитель: Сяду с вами я на лавку,
С вами вместе посижу,
Загадаю вам загадки.
Кто смышленей – погляжу!
1. Фырчит, рычит, ветки ломает, пыль поднимает, людей с ног сбивает, слышишь его, да не видишь его (ветер)
2. Сижу верхом, не знаю на ком, знакомого встречу, соскочу, привечу (шапка)
3. Красненький петушок по селу бежит (огонь)
4.Три братца пошли купаться, два купаются, один на берегу валяется. Искупались, вышли, на третьем повисли (ведра, коромысло)
5.Две сестренки-подружки похожи друг на дружку, рядышком бегут, одна – там, другая – тут.
(Ноги)
6.Полон дом голубей, нет ни окон, ни дверей (огурец)
-Молодцы, ребята! Загадки – это нелегкая работа для ума, а после работы надо бы отдохнуть. Пусть сейчас язык поработает. А какой жанр может заставить наш язык потрудиться?
В). «Не сломай язычок!» (тянут и произносят трижды) (Слайд)
1) Наш Полкан попал в капкан.
2) Летят три пичужки через три пустых избушки.
3) От топыта копыт пыль по полю летит.
– А теперь произнесем одну скороговорку вместе! Молодцы, ребята! Молодцы, девчата!
С) Собери пословицу.
1. Делу время, а потехе час.
Семь раз отмерь, а один раз отрежь.
Без труда- не вытащиь и рыбку из пруда.
Сильна птица крыльями, а человек- знанием.
Сделал дело, гуляй смело.
Ум хорошо, а два лучше.
4. Актуализация знаний о небылицах.
– А теперь угадайте, что это.
Ехала деревня мимо мужика,
Вдруг из-под собаки лают ворота.
Выскочила палка с бабою в руке
И давай дубасить коня на мужике (Это небылица)
– А что вы знаете о небылицах?
1) Словарная работа. (Слайд)
Небылица – 1. Вымысел, лживое сообщение. 2. В народном творчестве – шуточный рассказ о том, чего не может быть. (записывают)
– А какой антоним соответствует слову небылица? Быль – то, что было на самом деле, правдивое происшествие (по Ожегову)
– Зачем народ придумал небылицы? ( Небылицы весело учат различать действительность и фантастику, развивают воображение)
– Ребята, небылицы – прекрасное средство для воспитания и развития чувства юмора, эта заведомая чепуха поднимает людям настроение, одним словом, творит чудеса.
Мы живем с вами в Республике Казахстан, а это многонациональная республика, кроме русских, живут в ней башкиры, татары, марийцы, украинцы и др. народы. И у всех народов свой фольклор. Сделаем вывод: небылицы сочиняли люди разных национальностей.
2)Творческая мастерская. Инсценирование небылиц.
– На посиделках молодежь между работой да песней рассказывала небылицы, которые еще называли перевертышами. А теперь, ребята, пришло и ваше время проявить свои таланты: разыграем небылицы в лицах.
***
Д. Фома, что из леса не идешь?
М. Да медведя поймал.
Д. Так веди сюда.
М. Да он не идет.
Д. Так сам иди.
М. Так медведь не пускает.
Д. Федул, что губы надул?
М. Кафтан прожег.
Д. Можно зашить.
М. Да иглы нет.
Д. А велика ли дыра?
М. Да один ворот остался.
***
1м. Что сегодня делал?
2м. Рукавицы искал.
1м. Нашел?
2м. Нашел.
1м. А где они были?
2м. Да за поясом.
-Молодцы
3). Конкурс частушек.
– А теперь пропоет кто для гостей развеселые частушки? (на слайде)
*** Мы девчушки-хохотушки,
Начинаем петь частушки
Начинаем веселей,
Чтоб порадовать гостей.
***Мы веселые такие
Утром, вечером и днем,
Потому что мы частушки
Развеселые поем
***По деревне я ходила
И Ванюшку видела –
Под кустом сидел и плакал:
Курица обидела.
***Боевая, я девчонка,
Боевая я на пять.
Боевая я работать,
Боевая и плясать.
4). Составить (придумать) самостоятельно сказку по опорной схеме. Схема предоставлена на форматах А4.
5). Занимательный филворд. (слайд, карточки)
Отгадывают пословицы зашифрованные на языке Морзе
Ж
П
Л
Х
М
У
Т
К
А
О
М
Г
А
Б
Я
Ь
С
О
Б
А
У
К
В
Э
Г
О
З
Г
Ь
К
Ю
А
А
Щ
Р
Д
К
А
Ю
А
У
П
Н
Я
Б
Л
О
Ц
Ф
Р
М
Л
Ь
Ф
Г
В
К
С
А
М
Р
Ы
Е
Т
Ч
Н
О
П
Н
Ё
Э
Г
Л
А
З
А
Р
В
И
Д
Готовь …… летом, а телегу зимой.
БОЛЬШОМУ КОРАБЛЮ- БОЛЬШОЕ…………
infourok.ru
09.2017 г.
План-конспект урока литературы в 7 классе
по ФГОС
Тема. Предания как поэтическая автобиография народа
Цели:
знакомство с понятием «предание», использованием этого жанра фольклора в произведениях писателей;
знакомство с героями преданий – государственными деятелями, развитие навыков аналитической беседы, воспитание интереса к устному народному творчеству.
Тип урока: урок освоения нового знания
Оборудование: учебник по литературе 7 класс.
УУД:
Познавательные: осваивать взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Личность автора, его труд, позиция и отношение к героям.
Регулятивные: принимать учебную задачу. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.
Коммуникативные: Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
Личностные : Формирование мотивации учения
Ход урока
1.Организационный момент.
2.Формулировка темы и целей урока
Знать историю и культуру своей страны — обязанность всех, населяющих территорию государства, ибо древние мудрецы говорили: «Кто не помнит своего прошлого, не имеет и будущего».
Чему будет посвящён сегодняшний урок?
Тема нашего урока – предания.
Как вы думаете, в каком разделе находится данная тема?
Как по-другому называется УНТ?
Кто автор фольклора?
Назовите жанры фольклора.
Сформулируйте цели сегодняшнего урока. Что мы должны узнать, чему научиться, что сделать?
Узнать, что такое предание.
Познакомиться с особенностями данного жанра фольклора.
Познакомиться с произведениями, написанными в этом жанре.
Познакомиться со своеобразием языка преданий.
3. Восприятие и усвоение учебного материала. Работа по теме урока.
Предания – поэтическая автобиография народа
Предание как жанр фольклорной прозы
Предание — это то, что нам передали из уст в уста, из поколения в поколение, стремясь сохранить что-то важное для потомков (поэтому и значение приставки пре– равно значению приставки пере-).
Ученые считают, что предание — это созданный устно рассказ, имеющий установку на достоверность, основное содержание которого составляет описание реальных или вполне возможных фактов. Предание даёт объяснение или пояснение причин каких-либо событий или существования какого-либо факта. Т.о., предание – широко известный в народе устный эпический рассказ с установкой на правдоподобное объяснение реальных фактов прошлой истории, быта.
Предания говорят о достоверных памятных событиях истории, о деяниях реально живших людей, содержат объяснение какого-то явления, названия, обычая.
К преданиям можно отнести устный рассказ о расселении славян, отраженный впоследствии в летописях русского народа, а также повествования «Призвание варяжских князей», «Смерть Олега». В преданиях часто говорится об известных событиях прошлого:
о завоевании Сибири казачьим атаманом Ермаком;
об основании Петром Первым Санкт-Петербурга;
о переходе Суворова через Альпы;
о походе Наполеона в Россию 1812г. и другие.
Предание «Воцарение Ивана Грозного».
О ком/чём это предание? (о воцарении Ивана IV, за жестокость прозванного Грозным.)
Соответствует ли исторической действительности это предание? Что хотел объяснить нам автор предания?
Предание «Сороки-ведьмы».
Каким предстает перед нами Иван IV?
С какой целью он решил уничтожить колдовство? («Долго горевал о погибели народа христианского и задумал наконец извести нечистых людей на этом свете…»)
Что хотел объяснить нам автор предания?
Всё ли является правдой в преданиях?
В преданиях далеко не всегда сообщаются достоверные сведения. В них много домысла. Так, рассказывались предания о том, что в древности жили не обыкновенные люди, а исполины, великаны. Поэтому на местах сражений русских с врагами будто бы можно было найти кости огромной величины.
Почему мы не можем назвать предания сказкой? Сказом? Легендой?
Почему же в преданиях появляется вымысел?
Предание «Петр и плотник»
Безусловно, на справедливость Петра. Если взялся за работу, не важно, кто ты: царь, ремесленник или крестьянин – выполнять эту работу нужно хорошо. Перед мастерством все равны: надо учиться упорно и прилежно, овладевать мастерством и совершенствовать его, и тогда будет тебе за эту работу вознаграждение. Вознаградил и царь плотника.
Царь–плотник — памятник Петру I, установленный на Адмиралтейской набережной в 1996 году. Скульптор Л. А. Бернштам. «Царь-плотник» является копией памятника Петру I, установленного в 1911 году в Нидерландах
Памятник Петру I — бронзовая скульптура на гранитном постаменте, находящаяся в Петровском сквере Воронежа. Памятник был торжественно открыт 30 августа 1860 года. До его появления были только такие известные памятники, как Медный всадник, памятник перед Михайловским замком и скульптура в Кронштадте. На пьедестале из накладных бронзовых букв выполнены надписи: «Императору Петру Великому. 1860» (на лицевой стороне) и «Воронежские дворяне и граждане» (на задней стороне).
4.Работа по учебнику
— Расскажите, что нового вы узнали о преданиях из статьи учебника.
5.Рефлексия
Какие цели мы поставили в начале урока?
Все ли их выполнили? Что нам помогло в этом?
Какое новое знание вы открыли?
6.Домашнее задание
09.2017 г.
План-конспект урока литературы в 7 классе
по ФГОС
Тема. Былины. «Вольга и Микула Селянинович».
Цели урока:
1. Сформировать у учеников представление о художественных особенностях былины.
2. Рассмотреть особенности построения сюжета и обрисовки героев в былине.
3. Дать понятие об эпическом герое.
4. Отрабатывать умение выявлять основные свойства характера героя, Составлять его характеристику (устно).
Тип урока: урок освоения нового знания
Оборудование: учебник по литературе 7 класс, иллюстрации к былине.
Ход урока
1. Организационный момент
Постановка целей урока:
– Сегодня нам предстоит:
1) проанализировать былину “Вольга и Микула Селянинович”;
2) определить тему былины;
3) выяснить, кто является её подлинным героем;
4) рассмотреть те средства, с помощью которых создаётся образ героя;
5) учимся давать характеристику героя и выразительно читать былину.
2. Актуализация опорных знаний (опрос по домашнему заданию).
1. Что такое былина?
2. Какие темы поднимались в былинах?
3. Кто является героем былин?
4. Кого называют богатырём?
3. Восприятие и усвоение учебного материала.
– Исследователи русских былин разделили былинных богатырей на два типа: на “старших” и “младших” богатырей. “Старшие” богатыри – это воплощение стихий, титанических сил, которые уже получили очертания человеческого образа, но всё ещё остались силою мировою. Некоторые из этих богатырей ближе к людям, другие – дальше от людей, ближе к эпохе мифов.
Один из самых древних богатырей – Святогор, обитающий на святых горах, который хочет передать свою силу Илье Муромцу. Заметим, что Илья отказывается принять всю силу Святогора, принимает только полсилушки. Древнейшую былинную троицу дополняют Волх Всеславьевич и Михайло Потык.
Былинный образ Волха Всеславьевича не менее древний, чем образ Святогора. Волх – это волхв, умеющий “вражбу чинить”, то есть ворожить, мудрый кудесник, волшебник, родившийся от змея (что по древним языческим представлениям являлось признаком мудрости). О его рождении и подвигах рассказывается в былине “Волх Всеславьевич”. Волх – оборотень, обладающий способностью обвёртываться в сокола, волка, тура, муравья. Такая способность была присуща языческому божеству охоты.
Позже имя Волх превратилось в имя Вольга. Исследователи считают, что в былине о Вольге и Микуле воссозданы не просто образы князя и крестьянина, а двух языческих богов: бога охоты (Волх-Вольга) и бога земледелия (Микула). Микула носит отчество Селянинович – от слова “селянин”, то есть крестьянин, живущий в селе.
4. Анализ заглавия былины. Постановка проблемного вопроса.
– ? Обратите внимание на заглавие. Что необычно? (В заглавии имена двух героев.)
Кого можно назвать подлинным героем былины?
– Чтобы ответить на этот вопрос, перечитаем некоторые фрагменты былины и посмотрим, как построены её сюжет и композиция, так как именно в них – авторское отношение к героям.
5. Анализ сюжета и композиции былины.
1) О ком эта былина? Что отражается в её названии?
(О Вольге Святославовиче и богатыре Микуле Селяниновиче. Они – главные герои былины.)
2) О чём рассказывает былина? Какова её тема?
(В былине повествуется о встрече двух героев и их невольном состязании.)
3) Как разворачиваются события? (Как развивается сюжет?)
(Сюжет прост: молодой Вольга Святославович отправляется со своей дружиной “за получкою” (за данью) в подаренные ему города. В поле он встречает могучего пахаря и, узнав от него, что в тех городах “мужички да всё разбойнички”, зовёт богатыря с собой. Богатырь соглашается, но прежде просит убрать с борозды сошку – “бросить сошку за ракитов куст”. И оказывается, что это никому не под силу, кроме самого пахаря. Только после этого происходит настоящее знакомство Вольги с чудо-богатырём и определяется его имя: “Молодой Микула Селянинович”.)
– В ваших учебниках представлен вариант, который заканчивается тем, что Вольга, изумляясь мощи пахаря, спрашивает, как его зовут, и откуда он. Существует также много вариантов, в которых рассказывается, как Вольга с Микулой поехали в жалованные князю города. Стали они “по городу похаживать”. А горожане стали “поговаривать”: не Вольги с дружиной они боятся, а боятся того, что “третьёво дни” у них был и их побил (см. в тексте эпизод, где Микула рассказывает о своих злоключениях в названных городах).
Вольга назначает своим наместником Микулу.
Существуют также варианты. В которых Микула спасает от гибели Вольгу. Затем князь угощает Вольгу и отпускает от себя в Киев.
Смысл этой былины именно в таком окончании. В отдалённой губернии центральная власть не имеет реальной силы. Всё решает отношение местных жителей к тем решениям, которые принимаются в Киеве. Вольга видит это и предпочитает оставить наместником Микулу.
Былина о Вольге и Микуле – новгородская. Исследователи относят её возникновение к XIV-XV векам. Доказательством является смысл былины: Новгород признавал лишь те решения киевского князя, которые были любы новгородцам. Также Вс. Миллер считает доказательством происхождения былины картину пахоты. Именно в Новгородской. Псковской, Олонецкой губернии почва после расчистки леса была усеяна кореньями, которые нужно было вывёртывать и в борозду валить, и валунами, которые приходилось огибать при пахоте. Огромная соха чудесного богатыря Микулы могла сама выворачивать коренья.
Как видите, Вольга и Микула противопоставлены друг другу. Но по одному сюжету не определишь, в чём смысл этой былины, почему для изображения могучего богатыря Микулы Селяниновича понадобилось сопоставление его с Вольгой.
Попробуем проследить, как выстраивается сопоставление Вольги и Микулы композиционно (т. е. как располагаются части былины, как обрисованы образы героев).
4) С чего начинается былина?
(С зачина: читаем первое четверостишие, обращаем внимание на сопоставление “когда…солнце…тогда…Вольга…”)
5) Что мы дальше узнаём о Вольге? (Читаем следующую строфу.)
(Герой пытается проникнуть везде под видом рыб, птиц и зверей – подчёркивается его чудесное происхождение: от женщины и змея.)
– Это описание обычно для былины о Вольге – великом охотнике, маге и военном вожде, совершающем поход в чужую землю. В данной былине это описание подчёркивает противопоставление Вольги простому крестьянину Микуле.
– Итак, уже в начале былины Вольга противопоставлен Микуле.
6) Что служит завязкой действия? (Читаем третью строфу)
(Вольга собирает “дружинушку хоробрую” и отправляется за данью с подаренных ему городов.)
7) Как развивается действие?
(Вольга встречает в поле оратая-богатыря.)
8) Что же поражает Вольгу?
(Вольгу и его дружину полражает сила крестьянина и могущество его коня.)
9) Рассмотрим, как создаётся образ богатыря Микулы. (Читаем 4 строфу)
(1. Гипербола: три дня ехали, услышав голос Микулы.
2. Описание кобылы Микулы (читаем 5 строфу)
3. Постоянные эпитеты.)
-? Чем необычно это описание?
(В описании кобылы и орудий труда представлены наилучшие их качества: кобыла “соловая” (светло-жёлтая), “гужики у неё да шелковые”, “присошечек…серебряный”, “а рогачик-то…красна золота”)
4. Описание внешности Микулы (читаем 6 строфу)
(Используются сравнения: “кудри…что жемчуг”, “брови…чёрна соболя”, “глаза…ясна сокола”, “сапожки…зелён сафьян”. Он одет очень нарядно, по-праздничному.)
– Таким образом, описание Микулы выделяет его как главного героя, именно на нём сосредоточено главное внимание.
10) О характере героев многое можно сказать и из их диалога. (Читаем по ролям.)
(В словах Вольги отражается картина богатырского труда Микулы. В собственном рассказе Микулы также подтверждается непомерная сила (как он справился с мужиками). Именно поэтому Вольга предлагает Микуле сопровождать его.)
11) Как описывается дальнейший их путь? Что сопоставляется? (Читаем след. строфу)
(Сопоставляются кобыла Микулы и конь Вольги (зачитываем по тексту)).
12) Где действие достигает кульминации?
(Непредвиденное состязание в силе богатыря Микулы и “дружинушки хороброй”: попытка “повывернуть” сошку Микулы из земли и “бросить сошку за ракитов куст” повторяется трижды.)
– Прочитаем далее. Обратите внимание на приём градации (= нарастания).
-? Кто выходит победителем? (Микула.)
13) Прерванное движение возобновляется, и снова обнаруживается преимущество рабочей кобылы пахаря перед боевым конём Вольги. Прочитайте следующие две строфы.
Как понять слова Вольги во второй строфе?
(Он признаёт преимущество кобылы Микулы.)
14) Как мы убеждаемся в полной победе Микулы?
(Вольга спрашивает его имя.)
-? Как Микула называет себя?
(Он называет своё имя не прямо, а со ссылкой на людей: “мужичков”.)
infourok.ru
09.2017 г.
План-конспект урока литературы в 7 классе
по ФГОС
Тема. Предания как поэтическая автобиография народа
Цели:
знакомство с понятием «предание», использованием этого жанра фольклора в произведениях писателей;
знакомство с героями преданий – государственными деятелями, развитие навыков аналитической беседы, воспитание интереса к устному народному творчеству.
Тип урока: урок освоения нового знания
Оборудование: учебник по литературе 7 класс.
УУД:
Познавательные: осваивать взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Личность автора, его труд, позиция и отношение к героям.
Регулятивные: принимать учебную задачу. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.
Коммуникативные: Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
Личностные : Формирование мотивации учения
Ход урока
1.Организационный момент.
2.Формулировка темы и целей урока
Знать историю и культуру своей страны — обязанность всех, населяющих территорию государства, ибо древние мудрецы говорили: «Кто не помнит своего прошлого, не имеет и будущего».
Чему будет посвящён сегодняшний урок?
Тема нашего урока – предания.
Как вы думаете, в каком разделе находится данная тема?
Как по-другому называется УНТ?
Кто автор фольклора?
Назовите жанры фольклора.
Сформулируйте цели сегодняшнего урока. Что мы должны узнать, чему научиться, что сделать?
Узнать, что такое предание.
Познакомиться с особенностями данного жанра фольклора.
Познакомиться с произведениями, написанными в этом жанре.
Познакомиться со своеобразием языка преданий.
3. Восприятие и усвоение учебного материала. Работа по теме урока.
Предания – поэтическая автобиография народа
Предание как жанр фольклорной прозы
Предание — это то, что нам передали из уст в уста, из поколения в поколение, стремясь сохранить что-то важное для потомков (поэтому и значение приставки пре– равно значению приставки пере-).
Ученые считают, что предание — это созданный устно рассказ, имеющий установку на достоверность, основное содержание которого составляет описание реальных или вполне возможных фактов. Предание даёт объяснение или пояснение причин каких-либо событий или существования какого-либо факта. Т.о., предание – широко известный в народе устный эпический рассказ с установкой на правдоподобное объяснение реальных фактов прошлой истории, быта.
Предания говорят о достоверных памятных событиях истории, о деяниях реально живших людей, содержат объяснение какого-то явления, названия, обычая.
К преданиям можно отнести устный рассказ о расселении славян, отраженный впоследствии в летописях русского народа, а также повествования «Призвание варяжских князей», «Смерть Олега». В преданиях часто говорится об известных событиях прошлого:
о завоевании Сибири казачьим атаманом Ермаком;
об основании Петром Первым Санкт-Петербурга;
о переходе Суворова через Альпы;
о походе Наполеона в Россию 1812г. и другие.
Предание «Воцарение Ивана Грозного».
О ком/чём это предание? (о воцарении Ивана IV, за жестокость прозванного Грозным.)
Соответствует ли исторической действительности это предание? Что хотел объяснить нам автор предания?
Предание «Сороки-ведьмы».
Каким предстает перед нами Иван IV?
С какой целью он решил уничтожить колдовство? («Долго горевал о погибели народа христианского и задумал наконец извести нечистых людей на этом свете…»)
Что хотел объяснить нам автор предания?
Всё ли является правдой в преданиях?
В преданиях далеко не всегда сообщаются достоверные сведения. В них много домысла. Так, рассказывались предания о том, что в древности жили не обыкновенные люди, а исполины, великаны. Поэтому на местах сражений русских с врагами будто бы можно было найти кости огромной величины.
Почему мы не можем назвать предания сказкой? Сказом? Легендой?
Почему же в преданиях появляется вымысел?
Предание «Петр и плотник»
Безусловно, на справедливость Петра. Если взялся за работу, не важно, кто ты: царь, ремесленник или крестьянин – выполнять эту работу нужно хорошо. Перед мастерством все равны: надо учиться упорно и прилежно, овладевать мастерством и совершенствовать его, и тогда будет тебе за эту работу вознаграждение. Вознаградил и царь плотника.
Царь–плотник — памятник Петру I, установленный на Адмиралтейской набережной в 1996 году. Скульптор Л. А. Бернштам. «Царь-плотник» является копией памятника Петру I, установленного в 1911 году в Нидерландах
Памятник Петру I — бронзовая скульптура на гранитном постаменте, находящаяся в Петровском сквере Воронежа. Памятник был торжественно открыт 30 августа 1860 года. До его появления были только такие известные памятники, как Медный всадник, памятник перед Михайловским замком и скульптура в Кронштадте. На пьедестале из накладных бронзовых букв выполнены надписи: «Императору Петру Великому. 1860» (на лицевой стороне) и «Воронежские дворяне и граждане» (на задней стороне).
4.Работа по учебнику
— Расскажите, что нового вы узнали о преданиях из статьи учебника.
5.Рефлексия
Какие цели мы поставили в начале урока?
Все ли их выполнили? Что нам помогло в этом?
Какое новое знание вы открыли?
6.Домашнее задание
09.2017 г.
План-конспект урока литературы в 7 классе
по ФГОС
Тема. Былины. «Вольга и Микула Селянинович».
Цели урока:
1. Сформировать у учеников представление о художественных особенностях былины.
2. Рассмотреть особенности построения сюжета и обрисовки героев в былине.
3. Дать понятие об эпическом герое.
4. Отрабатывать умение выявлять основные свойства характера героя, Составлять его характеристику (устно).
Тип урока: урок освоения нового знания
Оборудование: учебник по литературе 7 класс, иллюстрации к былине.
Ход урока
1. Организационный момент
Постановка целей урока:
– Сегодня нам предстоит:
1) проанализировать былину “Вольга и Микула Селянинович”;
2) определить тему былины;
3) выяснить, кто является её подлинным героем;
4) рассмотреть те средства, с помощью которых создаётся образ героя;
5) учимся давать характеристику героя и выразительно читать былину.
2. Актуализация опорных знаний (опрос по домашнему заданию).
1. Что такое былина?
2. Какие темы поднимались в былинах?
3. Кто является героем былин?
4. Кого называют богатырём?
3. Восприятие и усвоение учебного материала.
– Исследователи русских былин разделили былинных богатырей на два типа: на “старших” и “младших” богатырей. “Старшие” богатыри – это воплощение стихий, титанических сил, которые уже получили очертания человеческого образа, но всё ещё остались силою мировою. Некоторые из этих богатырей ближе к людям, другие – дальше от людей, ближе к эпохе мифов.
Один из самых древних богатырей – Святогор, обитающий на святых горах, который хочет передать свою силу Илье Муромцу. Заметим, что Илья отказывается принять всю силу Святогора, принимает только полсилушки. Древнейшую былинную троицу дополняют Волх Всеславьевич и Михайло Потык.
Былинный образ Волха Всеславьевича не менее древний, чем образ Святогора. Волх – это волхв, умеющий “вражбу чинить”, то есть ворожить, мудрый кудесник, волшебник, родившийся от змея (что по древним языческим представлениям являлось признаком мудрости). О его рождении и подвигах рассказывается в былине “Волх Всеславьевич”. Волх – оборотень, обладающий способностью обвёртываться в сокола, волка, тура, муравья. Такая способность была присуща языческому божеству охоты.
Позже имя Волх превратилось в имя Вольга. Исследователи считают, что в былине о Вольге и Микуле воссозданы не просто образы князя и крестьянина, а двух языческих богов: бога охоты (Волх-Вольга) и бога земледелия (Микула). Микула носит отчество Селянинович – от слова “селянин”, то есть крестьянин, живущий в селе.
4. Анализ заглавия былины. Постановка проблемного вопроса.
– ? Обратите внимание на заглавие. Что необычно? (В заглавии имена двух героев.)
Кого можно назвать подлинным героем былины?
– Чтобы ответить на этот вопрос, перечитаем некоторые фрагменты былины и посмотрим, как построены её сюжет и композиция, так как именно в них – авторское отношение к героям.
5. Анализ сюжета и композиции былины.
1) О ком эта былина? Что отражается в её названии?
(О Вольге Святославовиче и богатыре Микуле Селяниновиче. Они – главные герои былины.)
2) О чём рассказывает былина? Какова её тема?
(В былине повествуется о встрече двух героев и их невольном состязании.)
3) Как разворачиваются события? (Как развивается сюжет?)
(Сюжет прост: молодой Вольга Святославович отправляется со своей дружиной “за получкою” (за данью) в подаренные ему города. В поле он встречает мо
infourok.ru
Малые жанры фольклора
Пословицы и поговорки
Цели урока: раскрыть мудрость, поучающий смысл и совершенство формы пословиц и поговорок, сходство и различие двух жанровых форм фольклора.
Задачи урока:
обучение умению анализировать смысл пословиц и поговорок;
развитие речи учащихся;
воспитание любви к Родине, к природе, своей семье, труду.
Оборудование: презентация, дидактический материал (карточки с заданиями для каждой группы).
Ход урока
А что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото!
А. С. Пушкин.
1.Организационный момент. (Приветствие, настрой учащихся на дружескую волну)
Говорят, «Со своим уставом в чужой монастырь не ходят». Но «Один в поле не воин», поэтому поддержите меня. Я пришла к вам с миром и новыми знаниями. А «Учиться – всегда пригодится»! (“Терпи, казак, атаманом будешь!”), наставляют (“Умей вовремя сказать, вовремя смолчать”), предостерегают (“Береженного Бог бережет!”), примиряют (“Стерпится – слюбится!”).
2. Вызов.
— Отгадайте шараду: приставка, как в слове побежать, корень как в слове дословный, суффикс из слова ученица, а окончание, как в слове рука. (пословица).
3. Объявление темы урока
— Верно, это пословица. О ней мы и будем говорить сегодня на уроке. Запишите, пожалуйста, тему урока. Пословицы и поговорки русского народа.
— Не показалось ли вам необычной моя речь в начале урока?
4. Стадия осмысления
Как красивые вещи украшают наш быт, так мудрые пословицы украшают, обогащают наш ум. Услышав пословицу, мы стараемся ее запомнить. Оттого и говорится: «Старая пословица ввек не сломится». Многое вам известно из курса предыдущих классов. Я буду зачитывать утверждения о пословице и поговорке, а вы должны ответить – правильно оно или нет. Если утверждение неверно, попробуйте дать нужный ответ.
Верно ли что:
Пословица является народной мудростью. (+)
Пословицы и поговорки относятся к малым жанрам фольклора. (+)
Пословица имеет лишь прямой смысл. (-)
Пословица велика по объему, состоит из 2-3 предложений. (-)
В пословице есть ритм и рифма. (+)
Пословицы и поговорки создавал только русский народ. (-)
5. Целеполагание
— Видите, «Глаза страшат, а руки делают», многое по теме урока мы уже знаем, в остальном предстоит разобраться. Помогите мне, скажите, чем будем заниматься на уроке? Итак, цели нашего урока.
6. Из истории
Пословицы и поговорки живут в народной речи века. Они дошли до нас в произведениях древней русской литературы. Уже с XVI в. началось собирание пословиц и поговорок. Самым известным собирателем русской народной мудрости является В. И. Даль, живший в 19веке.
— В чем же прелесть пословиц и поговорок? Многие писатели отмечали достоинства этого жанра фольклора. «Гений, дух и характер народа проявляется в его пословицах”, — говорил философ Бэкон. А поэт А. Прокофьев писал:
Слава русской речи велика,
Год от году все сильней становится.
И острей граненого штыка
Наши поговорки и пословицы!
Запись в тетради:
ПОСЛОВИЦА — малый жанр фольклора, сжатое, законченное изречение с поучительным смыслом.
ПОГОВОРКА — образное выражение, метко определяющий какое-либо явление жизни; в отличие от пословицы лишена поучительного смысла («Семь пятниц на неделе», «Положить зубы на полку»).
8. Закрепление
Пословицы недаром молвятся,
Без них прожить никак нельзя!
Они великие помощницы
И в жизни верные друзья.
Порой они нас наставляют,
Советы мудрые дают,
Порой чему – то поучают
И от беды нас берегут.
Пословица вовек не сломится-
Ведь с ней и горе, и беда.
И наша речь красна пословицей:
Давайте вспомним их, друзья.
Просмотр отрывков мультфильмов, подбор к сюжетам пословиц и поговорок.
9. Работа в парах по дидактическому материалу.
10. Рефлексия.
— Давайте вспомним и обобщим все, о чем мы говорили сегодня на уроке. Что же такое пословица? В чем ее мудрость? Чем отличаются пословицы и поговорки?
— Составление синквейна. Давайте составим синквейн на тему: «Пословица». Вспомните все, о чем мы говорили: какой бывает пословица, что она делает, чем является для человека.
Пословица.
Мудрая, верная.
Учит, обобщает, помогает.
Передается из уст в уста.
Народная мудрость.
V. Домашнее задание.
Статья учебника о пословицах и поговорках
Доклад о В.В.Дале (индивидуальное задание)
Подобрать пословицы о Родине
— Оценим нашу работу.
Оцените себя честно и принципиально.
— А я оцениваю вашу работу так.
— Посмотрим, совпала ли моя оценка с вашей. Закройте глаза, опустите головы. Те, у кого оценки совпали, откройте глаза и поднимите головы. Спасибо. Теперь откройте глаза остальные. Я очень вам благодарна за урок.
Наш век очень трудный, тревожный для России. И тут бы вспомнить слова Тургенева: “Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!!!” Сохранить бы, опереться бы на него! Но нет. Ракушками и плесенью обрастает могучая опора наша – язык. Всё заменяющее “О кэй!”, сленги из рекламы, заимствованные термины из иностранных слов, молодёжный сленг, — всё это угрожает русскому языку, а значит, нашей культуре.
В чём спасенье? Здесь не может быть простого и однозначного ответа, т.к. болезнь слишком сложна. Но бесспорно одно, что фольклор – как живая вода отмоет и отчистит всё, что соприкасается с ним. А пословицы и поговорки удобны в употреблении, красивы, с юмором и имеются на все случаи жизни. Почаще обращайтесь к ним!
globuss24.ru