7 класс устное народное творчество – Презентация к уроку по литературе (7 класс) по теме: Презентация к уроку литературы в 7 классе по теме: “Устное народное творчество. Предания.”

Содержание

Устное народное творчество

Устное народное творчество – это словесное творчество народа, не записывающего свои сочинения, а изустно передаваемого (из уст в уста) из поколения в поколение. Устное народное творчество также называют одним словом – фольклор.

Фольклор (англ. folk-lore — «народная мудрость») – это не только устное словесное творчество народа, но и музыкальное.

В данной статье мы поговорим об устном народном творчестве, которое создавалось на протяжении многих веков.

К слову сказать, устное народное творчество изучают во 2, 3, 5 и 7 классе школы. Однако если вы любите разные интересные факты, то это будет вам также непременно интересно.

Особенности русского фольклора

На протяжении долгого времени создавалось множество сказаний, которые придумывались народом во время размышлений над теми или иными проблемами.

Испокон веков люди думали о том, что такое хорошо, и что такое плохо; как достичь счастья в семейной жизни, и как воспитывать детей.

Также устное народное творчество постигало проблему всестороннего развития личности, пытаясь дать важные советы на счет того, как стать мудрым.

В результате этого появилась масса поучительных сказок, поговорок и притч, помогающих человеку получить ответы на самые разные интересующие его вопросы.

Жанры устного народного творчества

Жанрами фольклора являются былины, сказки, песни, пословицы, загадки и другие вещи, о которых мы узнали от наших предков.

С течением времени многие выражения и мудрые высказывания видоизменялись, благодаря чему смысл того или иного изречения становился более глубоким и поучительным.

Нередко произведения, придуманные народом, рифмовались и складывались в стихи и песни, которые легко запоминались. Благодаря этому способу на протяжении долгих столетий русский фольклор передавался из уст в уста.

Произведения устного народного творчества

Итак, давайте перечислим произведения устного народного творчества, чтобы сформировать четкий список имеющихся видов фольклора.

  • Былины
  • Сказки
  • Песни
  • Пословицы и поговорки
  • Загадки
  • Легенды
  • Колыбельные песни
  • Пестушки и потешки
  • Прибаутки
  • Игровые приговоры и припевы

Это основные виды произведений, которые создаются не одним человеком, а непосредственно всем народом.

Камень на развилке дорог

Устное народное творчество России

Ну что же, мы рассмотрим устное народное творчество России, так как нас интересует именно эта тема. При этом нужно сказать, что у других народов жанры фольклора очень похожие.

Песни

В народе песни являлись одним из наиболее популярных способов для выражения чувств. Несмотря на то, что они по объему значительно уступали сказкам и былинам, люди пытались закладывать в них глубокий и содержательный смысл.

Таким образом, в песнях отражались любовные переживания человека, размышления о жизни и будущем, общественные и семейные проблемы, и многие другие вещи.

Стоит заметить, что песни из устного народного творчества могут отличаться по стилю и манере исполнения. Песни бывают лирическими, хвалебными, плясовыми, романтическими и т. д.

В устном народном творчестве очень часто используется прием параллелизма, помогающий ощутить природу настроения какого-либо конкретного персонажа.

Исторические песни посвящались разным выдающимся личностям или событиям.

Так, например, русские люди воспевали подвиги Степана Разина и Емельяна Пугачева, а также вспоминали о битвах, в которых они одерживали блестящие победы.

Былины

Интересен факт, что впервые термин «былины» был введен Иваном Сахаровым в середине 19 века. Былины представляют собой устное народное творчество в виде эпических песен, повествующих о героических событиях и знаковых эпизодах в истории народа.

Стоит отметить что они возникли еще в 9 веке. Ярким примером могут служить былины о богатырях, обладавших невероятной силой, красотой, мужеством и храбростью. Самыми известными русскими богатырями были Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алеша Попович.

Как правило, исторические персонажи или события описываются в былинах в приукрашенном, и даже фантастическом стиле.

Три богатыря

В них национальные герои могут в одиночку уничтожать целые вражеские войска, убивать разных чудовищ и преодолевать большие расстояния в кратчайшие сроки.

Герои былин никогда не испытывают страха перед врагом и всегда готовы выступить в защиту Родины.

Сказки

Сказки играют важную роль в устном народном творчестве. В данном жанре присутствуют элементы волшебства и чудесного героизма.

Нередко в сказках представлены совершенно разные сословия: от царей до простых крестьян. В них можно встретить работников, солдат, королей, принцесс, шутов и многих других персонажей.

Однако сказка – это не просто выдуманная и красиво сложенная история для детей. С помощью сказок народ старался воспитывать детей, закладывая в них глубокую мораль.

Как правило, все сказки имеют счастливый конец. В них всегда добро торжествует над злом, каким бы сильным и могущественным оно ни было.

Легенды

В устном народном творчестве под легендами подразумеваются устные недостоверные рассказы о фактах реальной действительности. В них красочно отображаются события прошлого.

Существует множество легенд о происхождении народов, государств, океанов и подвигах вымышленных героев.

Особенно этот жанр был популярен в Древней Греции. До наших дней дошло множество мифов, рассказывающих о 12 подвигах Геракла, Одиссея, Тесея и прочих персонажах.

Загадки

Загадки представляют собой метафорические выражения, в которых один предмет изображается с помощью другого, имеющего с ним какое-либо сходство.

На этом основании человеку требуется посредством размышлений и смекалки угадать тот или иной предмет.

На самом деле очень сложно представить устное народное творчество без загадок, которые часто подавались в зарифмованном виде. Например, известное всем детям «Зимой и летом – одним цветом». Конечно, вы знаете, что это ёлка.

Благодаря сказкам, как дети, так и взрослые могут развивать свое логическое мышление и сообразительность. Интересен факт, что в сказках неоднократно встречаются загадки, которые обычно успешно разгадывает главный герой.

Пословицы и поговорки

Пословицы и поговорки играют одну из ключевых ролей в устном народном творчестве. Пословица – это краткое образное изречение с поучительным подтекстом, несущее какую-либо обобщенную идею или иносказание с дидактическим (нравоучительным) уклоном.

Поговорка представляет собой образное изречение, отражающее какое-нибудь явление жизни. При этом она не является законченным высказыванием. Нередко поговорки могут носить юмористический характер.

Пословицы и поговорки принято относить к малым жанрам устного народного творчества.

Кроме них к такому жанру можно причислить прибаутки, колыбельные песни, игровые приговоры, загадки, пестушки и потешки. Далее можно более подробно рассмотреть все эти разновидности фольклора.

Колыбельные песни

В устном народном творчестве колыбельные песни часто называют байками, поскольку корень этого слова «баить» – «рассказывать».

С помощью них родители старались убаюкивать своих детей, которые не могли уснуть. Именно поэтому в народе начали появляться разные колыбельные песни, слушая которые ребенок быстро засыпал.

Пестушки и потешки

Пестушки и потешки в фольклоре использовались для воспитания подрастающего ребенка. Пестушки происходят от слова «пестовать», то есть «нянчить» или «воспитывать». Раньше их активно использовали для комментирования движений новорожденного.

Постепенно пестушки переходят в потешки – ритмичные песенки, напеваемые во время игры ребенка с пальцами ног и рук. Наиболее известными потешками в устном народном творчестве являются «Сорока-ворона» и «Ладушки».

Интересно, что в них также прослеживается определенная мораль. Благодаря этому, малыш с первых дней жизни учится различать добро и зло, а также хорошие или плохие качества человека.

Прибаутки

Когда малыши подрастали, им начинали петь так называемые прибаутки, которые были уже более глубокого содержания и не ассоциировались с играми.

По своей структуре они напоминали короткие сказки в стихах. Наиболее известными прибаутками являются «Курочка Ряба» и «Петушок – золотой гребешок».

Чаще всего в прибаутках описывается какое-нибудь яркое событие, отвечающее подвижной жизни ребенка.

Однако поскольку малышам трудно долгое время сосредотачиваться на какой-то одной теме, прибаутки имеют очень краткий сюжет.

Игровые приговоры и припевы

С давнего времени игровые приговоры и припевы пользовались большой популярностью у народа. Их использовали во время игр. Они говорили о возможных последствиях при нарушении установленных правил.

В основном приговоры и припевы включали в себя различные крестьянские занятия: посев, жатву, сенокос, рыбалку и т. д. После их частого повторения, дети с ранних лет учились правильным манерам и усваивали общепринятые правила поведения.

Виды устного народного творчества

Из всего сказанного можно сделать вывод, что устное народное творчество состоит из многих составляющих. Вкратце для закрепления учащимся 2, 3, 5 и 7 класса напомним его виды:

  • Былины
  • Сказки
  • Песни
  • Пословицы и поговорки
  • Загадки
  • Легенды
  • Колыбельные песни
  • Пестушки и потешки
  • Прибаутки
  • Игровые приговоры и припевы

Благодаря всему этому, народу удавалось в краткой форме искусно передавать глубокие мысли и предания предков, сохраняя добрые традиции и народную мудрость.

Теперь вы знаете, что такое устное народное творчество и фольклор. Если вам понравилась данная статья – поделитесь ею в социальных сетях. Если же вам нравятся интересные факты вообще, и саморазвитие в частности – подписывайтесь на сайт InteresnyeFakty.org. С нами всегда интересно!

Понравился пост? Нажми любую кнопку:

Интересные факты:

interesnyefakty.org

Презентация к уроку (7 класс) на тему: презентация”Устное народное творчество”

Слайд 1

Устное народное творчество.

Слайд 2

М НОГО ЗАХОЧЕ Ш Ь, П ОС Л ЕДНЕЕ П ОТЕРЯЕ Ш Ь.

Слайд 3

Фольклор Сказки Потешки Загадки Поговорки Былины Скороговорки Пословицы

Слайд 4

План. 1.Пословицы и поговорки. 2.Загадки. 3.Диалог.

Слайд 5

Поговорки -это яркие, меткие народные выражения.

Слайд 6

Пословицы -это краткое, мудрое изречение, которое содержит поучительный смысл.

Слайд 7

Пословицы и поговорки- это мудрые суждения о людях, о жизни .

Слайд 8

Игра «Собери пословицу». Знания на плечи не давят. Азбука к мудрости ступенька . Хлеб всему голова. Друга ищи , а найдёшь береги. Мороз не велик ,да стоять не велит. Хлеб- батюшка , а водица – матушка.

Слайд 9

Составь поговорку . душа, в, душу, живут . Живут душа в душу.

Слайд 10

Загадки -это краткое описание предмета, предлагаемое для разгадки.

Слайд 11

м о р д е к а б р ь с н е г с а н к и л ё д с о с у л ь к а 3 и м а 1 2 3 4 5 6 7 1.Не огонь, а жжётся .

Слайд 12

м о р д е к а б р ь с н е г с а н к и л ё д с о с у л ь к а 3 и м а 1 2 3 4 5 6 7 М о р о з

Слайд 13

м о р д е к а б р ь с н е г с а н к и л ё д с о с у л ь к а 3 и м а 1 2 3 4 5 6 7 М о р о з 2.Какой месяц год начинает.

Слайд 14

м о р д е к а б р ь с н е г с а н к и л ё д с о с у л ь к а 3 и м а 1 2 3 4 5 6 7 М о р о з Д е к а б р ь

Слайд 15

м о р д е к а б р ь с н е г с а н к и л ё д с о с у л ь к а 3 и м а 1 2 3 4 5 6 7 М о р о з Д е к а б р ь 3.Белое покрывало на земле лежало.

Слайд 16

м о р д е к а б р ь с н е г с а н к и л ё д с о с у л ь к а 3 и м а 1 2 3 4 5 6 7 М о р о з Д е к а б р ь С н е г

Слайд 17

м о р д е к а б р ь с н е г с а н к и л ё д с о с у л ь к а 3 и м а 1 2 3 4 5 6 7 М о р о з Д е к а б р ь С н е г 4.С горы на коне лечу , В гору сам коня тащу.

Слайд 18

м о р д е к а б р ь с н е г с а н к и л ё д с о с у л ь к а 3 и м а 1 2 3 4 5 6 7 М о р о з Д е к а б р ь С н е г С а н к и

Слайд 19

м о р д е к а б р ь с н е г с а н к и л ё д с о с у л ь к а 3 и м а 1 2 3 4 5 6 7 М о р о з Д е к а б р ь С н е г С а н к и 5. Рыбке в зиму жить тепло , Крыша – толстое стекло.

Слайд 20

м о р д е к а б р ь с н е г с а н к и л ё д с о с у л ь к а 3 и м а 1 2 3 4 5 6 7 М о р о з Д е к а б р ь С н е г С а н к и Л е д

Слайд 21

м о р д е к а б р ь с н е г с а н к и л ё д с о с у л ь к а 3 и м а 1 2 3 4 5 6 7 М о р о з Д е к а б р ь С н е г С а н к и Л е д 6.Белая морковка зимой растёт .

Слайд 22

м о р д е к а б р ь с н е г с а н к и л ё д с о с у л ь к а 3 и м а 1 2 3 4 5 6 7 М о р о з Д е к а б р ь С н е г С а н к и Л е д С о с у л ь к а

Слайд 23

м о р д е к а б р ь с н е г с а н к и л ё д с о с у л ь к а 3 и м а 1 2 3 4 5 6 7 М о р о з Д е к а б р ь С н е г С а н к и Л е д С о с у л ь к а 7. Скатерть белая весь мир одела.

Слайд 24

м о р д е к а б р ь с н е г с а н к и л ё д с о с у л ь к а 3 и м а 1 2 3 4 5 6 7 М о р о з Д е к а б р ь С н е г С а н к и Л е д С о с у л ь к а З и м а

Слайд 25

Вывод: устное народное творчество учит нас любить Родину и её культуру, обогащает нашу речь, делает речь выразительной, учит нас думать и мыслить.

Слайд 26

Дайте отчёт и оценку своей работе.

Слайд 27

Спасибо за внимание.

nsportal.ru

Тест по литературе на тему “Устное народное творчество” (7 класс)

Тест по теме «Устное народное творчество. 7 класс.

1 вариант.

1. Что из указанного не относится к фольклору?
а) сказки  

б) пьесы  

в) пословицы    

г) легенды

2. На каком инструменте играл Садко? 

а) на балалайке 

б) на гуслях 

в) на баяне

г) на скрипке

3. Зачем Садко отправился в заморские страны? 

а) хотел найти морского царя

б) хотел путешествовать

в) ему нужно было продать товар 

г) воевать 

4. Кем был Микула Селянинович?

а) оратаем

в) дружинником

б) князем

г) сказителем

5. Какое выражение является поговоркой?
а) Как с гуся вода                                       
б) Поспешишь – людей насмешишь         
в) Не зная броду, не суйся в воду             
г) Капля камень долбит   

6. Соотнесите термин и его определение.

1) Предания

2) Быличка

3) Бывальщина

4) Былина

5) Пословица

6) Поговорка

а) Краткое мудрое изречение, имеющее поучительный смысл, заключающее в себе законченную мысль, житейскую мудрость.

б) Яркое, меткое народное выражение, часть суждения.

в) Устный рассказ, содержащий сведения об исторических лицах, о событиях или

происшествиях, которые считаются достоверными, подлинными.

г) Устный рассказ о встрече с нечистой силой, который поведал сам очевидец.

д) Устный рассказ о встрече с нечистой силой, в котором рассказчик повествует о случившемся с другими.

е) Произведения русской поэзии о русских богатырях и народных героях.

7. Укажите верные утверждения.

а) Руны «Калевалы» были собраны и литературно обработаны Томасом Эдисоном

б) Эпос «Калевала» является карело-норвежским

в) В «Калевале» содержится 55 рун

г) Руны – это небольшие песни, из которых состоит «Калевала»

д) Эпос «Калевала» издавался дважды

8. Укажите НЕВЕРНОЕ(ЫЕ) утверждение(я).

а) Пословицы и поговорки всегда имеют не только прямой, но и переносный смысл.

б) Былины делятся на два основных цикла: Новгородский и Киевский

в) Садко – герой былины киевского цикла

г) Основная тема былин киевского цикла – защита русских земель.

9. Выбрать пример употребления гиперболы в былинах?

а) «чисто поле», «добр конь»

б) «птицей-соколом лететь ему под оболока»

в) «ударь о велик заклад»

г) мужичков-разбойничков «положил тут их я ведь до тысячи»

10. Среди художественных особенностей былин укажите ту, которая былинам несвойственна.

а) гипербола

б) приём троичности

в) повторы

г) есть рифма

д) использование речитативов

е) постоянные эпитеты

Тест по теме «Устное народное творчество. 7 класс.

2 вариант.

1. Какое выражение является поговоркой?
а) Как с гуся вода                                       
б) Поспешишь – людей насмешишь         
в) Не зная броду, не суйся в воду             
г) Капля камень долбит   

2. На каком инструменте играл Садко? 

а) на балалайке 

б) на гуслях 

в) на баяне

г) на скрипке

3. Укажите верные утверждения.

а) Руны «Калевалы» были собраны и литературно обработаны Томасом Эдисоном

б) Эпос «Калевала» является карело-норвежским

в) В «Калевале» содержится 55 рун

г) Руны – это небольшие песни, из которых состоит «Калевала»

д) Эпос «Калевала» издавался дважды

4. Кем был Микула Селянинович?

а) оратаем

в) дружинником

б) князем

г) сказителем

5. Зачем Садко отправился в заморские страны? 

а) хотел найти морского царя

б) хотел путешествовать

в) ему нужно было продать товар 

г) воевать 

6. Соотнесите термин и его определение.

1) Былина

2) Пословица

3) Бывальщина

4) Предания

5) Поговорка

6) Быличка

а) Яркое, меткое народное выражение, часть суждения.

б) Краткое мудрое изречение, имеющее поучительный смысл, заключающее в себе законченную мысль, житейскую мудрость.

в) Устный рассказ, содержащий сведения об исторических лицах, о событиях или

происшествиях, которые считаются достоверными, подлинными.

г) Устный рассказ о встрече с нечистой силой, который поведал сам очевидец.

д) Устный рассказ о встрече с нечистой силой, в котором рассказчик повествует о случившемся с другими.

е) Произведения русской поэзии о русских богатырях и народных героях.

7. Что из указанного не относится к фольклору?
а) пьесы

б) сказки

в) пословицы    

г) легенды

8. Среди художественных особенностей былин укажите ту, которая былинам несвойственна.

а) гипербола

б) приём троичности

в) постоянные эпитеты

г) есть рифма

д) использование речитативов

е) повторы

9. Укажите НЕВЕРНОЕ(ЫЕ) утверждение(я).

а) Садко – герой былины киевского цикла

б) Былины делятся на два основных цикла: Новгородский и Киевский

в) Основная тема былин киевского цикла – защита русских земель.

г) Пословицы и поговорки всегда имеют не только прямой, но и переносный смысл.

10. Выберите пример употребления гиперболы в былинах.

а) «ударь о велик заклад»

б) «птицей-соколом лететь ему под оболока»

в) «чисто поле», «добр конь»

г) мужичков-разбойничков «положил тут их я ведь до тысячи»

infourok.ru

Контрольная работа по литературе 7 класс “Устное народное творчество”

Контрольная работа по литературе

Тема: «Устное народное творчество»

7 класс

I. Задания, направленные на проверку теоретических знаний:

  1. Былина – это…

  1. жанр литературы

  2. жанр фольклора

  3. лиро-эпическое произведение

  1. Малые жанры устного народного творчества:

  1. Повесть

  2. Рассказ

  3. Загадка

  4. Пословица

  1. Краткое мудрое изречение, содержащее поучительный смысл, заключающее в себе законченный смысл – это

  1. Поговорка

  2. Пословица

  3. Загадка

  4. Потешка

  1. Произведения УНТ о русских богатырях и народных героях – это

  1. Пословицы

  2. Былины

  3. Предания

  4. Загадки

  1. «Вольга и Микула Селянинович» по жанру

  1. Былина

  2. Предание

  3. Летопись

  1. «Петр и плотник» по жанру

  1. Былина

  2. Поговорка

  3. Предание

  4. Рассказ

II. Задания на проверку умения применять теоретические знания на практике.

  1. Выпишите из былины «Вольга и Микула Селянинович» эпитеты к словам:

Солнце_________________________________________

Поле___________________________________________

Дружинушка____________________________________

  1. Напишите, какое художественное средство использовано в отрывке.

  1. У оратая глаза да ясна сокола,

А брови у него да черна соболя.

_____________________________________________________

  1. Стал отталкивать, да кулаком грозить,

Положил тут их я ведь до тысячи.

_____________________________________________________

  1. Тут оратай-оратаюшко

На своей кобылке соловенькой

Приехал ко сошке кленовенькой.

_____________________________________________________

  1. Я как ржи-то напашу да во скирды сложу,

Я во скирды сложу да домой выволочу,

Домой выволочу да дома вымолочу…

_____________________________________________________

  1. Напишите значение следующих слов:

  1. Оратай _______________________________________________

  2. Орет ________________________________________________

  3. Присошечек _________________________________________

  1. С какой целью Микула Селянинович описывается в праздничной одежде?

  1. Выявляется отсутствие в героя серьезного отношения к жизни;

  2. Показывается отношение оратая к труду, как к празднику;

  3. Характеризуется психологическое состояние героя;

  4. Подчеркивается социальное положение героя.

  1. Подберите к пословицам разных народов русские пословицы-синонимы.

  1. И в тихой воде есть крокодилы. (малайская)

______________________________________________________________________

  1. Осталось дело до завтра – считай, что застряло. (армянская)

______________________________________________________________________

  1. Хочешь, чтобы были полны закрома, – вставай с криком петуха. (украинская)

______________________________________________________________________

  1. Не нажав сошника, не выкопаешь пирога. (литовская)

______________________________________________________________________

  1. Друзья лучше старые, одежда-новая. (китайская)

______________________________________________________________________

  1. Знаешь – говори, не знаешь – молчи (вьетнамская)

______________________________________________________________________

  1. Язык человека может принести ему и славу, и позор. (грузинская)

______________________________________________________________________

Выставление оценок.

В I разделе за каждый правильный ответ выставляется 1 балл.

Во II разделе каждый правильный ответ оценивается 1,5 баллами.

Максимальный балл -34

Оценка 3 выставляется за 15-23 правильных ответов

Оценка 4 выставляется за 24 -29 правильных ответов

Оценка 5 выставляется за 30-34 правильных ответа

infourok.ru

Тест ” Устное народное творчество” 7 класс литература

Тест по устному народному творчеству 7 класс

I вариант

1. Что такое былина?

2. Какие основные циклы былин вы знаете? Охарактеризуйте киевский цикл былин.

3. Каким музыкальным инструментом сопровождалось исполнение былин?

4.Какой художественный приём используется в строках былины:

У оратая глаза да ясна сокола,

А брови у него да чёрна соболя

а) гипербола, б) сравнение, в) аллегория, г) антитеза

5. Какой художественный приём используется в строках былины:

Положил тут их я ведь до тысячи

а) гипербола, б) ирония, в) аллегория, г) метафора

6. Да берёт он свой лук разрывчатый,

Во свои берёт во белы он во ручушки;

Он тетивочку шелковеньку натягивал,

А он стрелочку калёную накладывал,

Он стрелил в того-то Соловья-разбойника

Выпишите из отрывка средства художественной выразительности. Для чего они используются в былине?

Тест по устному народному творчеству 7 класс

II вариант

1. Что такое предание?

2. Какие основные циклы былин вы знаете? Охарактеризуйте новгородский цикл былин.

3. Каким музыкальным инструментом сопровождалось исполнение былин?

4.Какой художественный приём используется в строках былины:

Закупил я соли три меха,

Каждый мех-то был ведь по сто пуд…

а) гипербола, б) сравнение, в) аллегория, г) антитеза

5. Какой художественный приём используется в строках былины:

Садка день не зовут на почестен пир,

Другой не зовут на почестен пир

И третий не зовут на почестен пир.

а) гипербола, б) ирония, в) аллегория, г) повтор

6. Да берёт он свой лук разрывчатый,

Во свои берёт во белы он во ручушки;

Он тетивочку шелковеньку натягивал,

А он стрелочку калёную накладывал,

Он стрелил в того-то Соловья-разбойника

Выпишите из отрывка средства художественной выразительности. Для чего они используются в былине? К какому циклу относится былина? Почему?

infourok.ru

Конспект урока по литературе в 7 классе «Зачарованный мир в творчестве русских писателей и в произведениях устного народного творчества»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«НОВОМИРСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

Конспект урока по литературе в 7 классе

«Зачарованный мир в творчестве русских писателей и в произведениях устного народного творчества»

подготовил

учитель русского языка и литературы

Маринин Андрей Владимирович

2012 г.

Цели.

Образовательная: познакомить учащихся с преданиями русских писателей и устного

народного творчества;

продолжить обучение учащихся анализу стихотворного текста;

продолжить работу по изучению новых терминов.

Развивающая: развить у учащихся навыки пространственного воображения;

развитие навыков устной речи;

развить навыки логического мышления.

Воспитательная: воспитание уважения к преданиям своего района, своей Родины;

воспитание гуманизма к прекрасному.

Задачи.

Образовательная: формировать у учащихся умения выделять главное, отбирать нужный

материал;

на основе обобщения ранее изученного материала, расширять знания о

творчестве писателей.

Развивающая: развитие основы творческой деятельности в процессе конструирования модели факта;

развитие логического мышления;

развитие способностей правильно формулировать свои мысли в процессе обобщения изученного.

Воспитательная: развитие у учащихся творческой инициативы;

воспитание интереса к окружающей действительности к миру, в котором живем.

Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский.

Форма организации занятия: урок-исследование.

Средства обучения: книги, рисунки учащихся, рассказ И. С. Тургенева «Бежин луг», стихотворение А. С. Пушкина «Домовому», напечатанное на отдельных листах, музыкальная запись.

Форма организации работы в классе: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Хронометраж урока:

а) Вводно-мотивационный этап – 3 минуты,

б) Операционно-исполнительный этап – 37 минут,

в) Контрольно-оценочный этап – 5 минут.

Содержание урока.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

I. Вводно-мотивационный этап (3 минуты)

Здравствуйте, ребята!

Садитесь.

Мы сегодня поговорим о «зачарованном мире» в творчестве русских писателей, коснемся этой темы и в произведении устного народного творчества нашего района.

Тема нашего урока – «зачарованный мир» в творчестве русских писателей и в произведениях устного народного творчества

Постановка цели и задача урока.

Сообщение темы урока.

Осознание необходимости цели, задач предстоящей учебно-познавательной деятельности.

Записывают в тетрадях число, «Классная работа» и тему урока.

II.Операционно-исполнительный этап (37 минут)

А что такое «зачарованный мир»?

Послушайте предание Вадского района «Катина яма»

– Жила, – говорят, – в нашем селе Катюша: и лицом, и фигурой ладна.

Женихов у ней, что колосьев в поле. Но не рада девица, не рада красавица – косы светлые к земле клонятся, ноги стройные подгибаются.

Полюбила она парня невидного, неразумного.

А любовь свою хоть водой залей – не зальешь, хоть огнем пали – не сожжешь.

Не видит он, как красна девица страдает. Пройдет – слова доброго не скажет, худые – сами вылетают:

– Загулялась, девица! Жениха не выберешь!

Заплачет Катюша: слезы горькие на думы черные наталкивают.

И решилась она.

Ой, девица!

Ой, красавица!

Что ты делаешь?

И не жаль тебе жизни девичьей!

Подошла к реке, отпила водицы родниковой.

– Ты прощай, прощай, солнце ясное!

И все…

Сомкнула река свои воды чистые над красавицей Катюшей. Много ли прошло времени, мало ли, только люди замечать стали: на том месте, где погибла Катюша, каждый год молодые мужчины тонут.

– Жениха своего ищет, – говорили старики. – Когда найдет, тогда и утопленников не будет.

Много воды с тех пор утекло. Забыли люди про Катюшу. А она, видно, нашла своего жениха: ничего на этом месте не осталось, кроме имени – яма Катина.

Кто главный герой предания?

Почему Катюша бросилась в реку?

В кого она превратилась?

Правильно, все утопленницы по местному поверью превращаются в таинственное существо – русалку.

Вы дома нарисовали иллюстрации с представителями «зачарованного мира».

Расскажите о них все, что знаете?

В Вадском районе существует очень много преданий и поверий о таинственном нашем прошлом. А эти предания и поверья напечатаны в книгах: 1. «Предания». Составители: Ю. А. Курдин, Л. А. Климкова, г. Арзамас, 2005 год,

2. «Легенды и предания Волги-реки». Составитель: В. Н. Морохин, Нижний Новгород, 2002 год, 3. «Легенды и предания Земли Нижегородской». Составитель: М. П. Шустов, Нижний Новгород, 2001 год и другие.

В каждой из этих книг есть предания и поверья о «зачарованном мире» нашего района.

Назовите их?

Класс делится на две группы. 1 группа работает по книге «Предания». 2 группа – по книге «Легенды и предания Земли Нижегородской»

Слово «предания» часто называют «россказнями», «поверьями», «быличками». А знаете ли вы значение этих близких слов?

А в творчестве каких писателей встречаются поверья, предания, былички?

Послушаем стихотворение А. С. Пушкина «Домовому»

Почему стихотворение называется «Домовому»?

Как автор называет домового?

В какой форме и какие глаголы употребляет А. С. Пушкин в этом стихотворении?

Значит, это стихотворение- просьба. Что же просит А. С. Пушкин у домового?

Ребята, а какой глагол в стихотворении самый важный?

Почему?

А какие поверья рассказываются в произведении И. С. Тургенева «Бежин луг»?

Расскажите одно из поверий?

Ребята, а сейчас проведем блиц-опрос? Я сейчас вам буду задавать вопросы, а вы должны на ответы поднять круги: белый круг обозначает утвердительный ответ, то есть «да», черный – отрицательный, то есть «нет».

Можно ли увидеть домового?

Увидели ли домового ребятишки на старой рольне?

Ходил ли домовой по воздуху?

Перекрестился ли Гаврила, когда увидел русалку?

Стал бы жить хорошо Гаврила с русалкой, если бы не перекрестился?

Увидел Ермил волка?

Барашка?

Взял ли Ермил барашка?

Был ли удивительным, лукавым человеком Тришка?

Умел ли отводить глаза Тришка?

Акулина стала дурочкой после того, как ее утащил водяной на дно реки?

Знала ли Феклиста, что погибель Васи произойдет от воды?

Вывод: вы неплохо справились с блиц-опросом, неплохо знаете текст, неплохо знаете и представителей зачарованного мира.

А сейчас послушаем мелодию Нина Рота?

Какие ассоциации у вас возникают при прослушивании этой мелодии?

Вывод: «к зачарованному миру» обращались многие писатели и поэты всех времен и поколений. В нашей стране издали 20 томную энциклопедию, которая так и называется «Зачарованный мир».

И в заключении я вам прочитаю стихотворение Александра Сергеевича Пушкина «Вурдалак».

Трусоват был Ваня бедный:

Раз он позднею порой,

Весь в поту, от страха бледный,

Чрез кладбище шел домой.

Бедный Ваня еле дышит,

Спотыкаясь, чуть бредет

По могилам; вдруг он слышит, –

Кто-то кость, ворча, грызет.

Ваня стал; – шагнуть не может.

Боже! Думает бедняк,

Это, верно, кости гложет

Красногубый вурдалак.

Горе! Малый я не сильный;

Съест упырь меня совсем,

Если сам земли могильной

Я с молитвою не съем.

Что же? Вместо вурдалака –

(Вы представьте Вани злость!)

В темноте пред ним собака

На могиле гложет кость.

В конце этого стихотворения А. С. Пушкин сделал интересный вывод, вы также после окончания нашего урока сделаете свой вывод о «зачарованном мире» и об уроке.

Фронтальная работа

Выразительно читает предание

Работа по тексту

Развитие познавательных интересов учащихся

Развитие творческого мышления.

Оценка ответа.

Выставка книг.

Групповая работа. Поисковый метод.

Словарная работа (лексическая)

Фронтальная беседа.

Оценка за чтение стихотворения.

Анализ стихотворения.

Элемент лингвопоэтического анализа.

Оценка ответа.

Анализ поверья.

Блиц-опрос. Работа с кругами.

Беседа на слуховое восприятие текста.

Справка о книгах.

Это мир таинственного, прошлого, мир преданий, мир русалок и домовых, леших и ведьм, мир сказок

Зрительное и слуховое восприятие предания.

Катюша

Из-за несчастной любви

В русалку

1 ученик. Рассказ о русалке.

2 ученик. Рассказ о лешем.

3 ученик. Рассказ о домовом.

1 группа. «Воклина», «Марьина роща», «Марьины слезы», «Емелино поле» и другие.

2 группа. «Сережа», «Два кургана», «Солдат» и другие.

Ученики работают со «Словарем русского языка» С. И. Ожегова

Предание (1 ученик) – переходящий от поколения к поколению, рассказ о былом, легенда.

Поверье (2 ученик) – суеверное предание, а также убеждение, основанное на таком предании или приметах.

Россказни (3 ученик) – измышления, выдумки.

Былички – это устные рассказы народа о леших, домовых, водяных и других сил из воображаемого мира народной религии.

Ученик: В творчестве А. С. Пушкина, И. С. Тургенева, А. К. Толстого и др.

Чтение наизусть стихотворения «Домовому»

Домовому.

Поместья мирного незримый покровитель,

Тебя молю, мой добрый домовой,

Храни селенье, лес, и дикий садик мой,

И скромную семьи обитель!

Да не вредят полям опасный хлад дождей

И ветра позднего осенние набеги;

Да в пору благотворны снеги

Покроют влажный тук полей!

Останься, тайный страж, в наследственной сени,

Постигни робостью полунощного вора

И от недружеского взора

Счастливый домик охрани!

Ходи вокруг его заботливым дозором,

Люби мой малый сад, и берег сонных вод,

И сей укромный огород

С калиткой ветхою, с обрушенным забором!

Люби зеленый скат холмов,

Луга, измятые моей бродящей ленью,

Прохладу лип и кленов шумный кров –

Они знакомы вдохновенью.

(3 текста у учащихся)

Автор в стихотворении обращается к домовому.

Покровитель.

Мой добрый домовой.

Тайный страж.

Глаголы в повелительном наклонении.

Храни.

Останься.

Постигни.

Охрани.

Ходи.

«Люби» повторяется дважды

Хранить селенья, лес и дикий садик, и скромную семьи мою обитель. Счастливый домик охрани.

Любить малый сад и берег сонных вод, и сей укромный огород и т. д.

Любить.

Глагол «любить» в стихотворении самый важный, потому что нужно любить свою родину, свой дом, любить все, что дорого человеку

Поверье о домовом.

Поверье о русалке.

Поверье о Ермиле.

Поверье о Тришке.

Поверье о бурьяне.

Поверье об Акулине.

Поверье о Феклисте

Рассказ ученика.

Черный.

Черный.

Белый.

Белый.

Черный.

Черный.

Белый.

Черный.

Белый.

Белый.

Белый.

Белый.

Ответы учащихся.

Список использованной литературы.

1. Коровина В. Я., Журавлёв В. П., Коровин В. И. Литература. 7 класс. Ч. 1. – М.: «Просвещение», 2011.

2. Курдин Ю. А., Климкова Л. А. Предания. – Арзамас, 2005.

3. Маринин В. А. Катина яма // Зори над озером. – Арзамас, 2003.

4. Морохин В. Н. Легенды и предания Волги-реки. – Нижний Новгород, 2002.

5. Стихотворения Александра Пушкина. – Санкт-Петербург: «Наука», 1997.

6. Шустов М. П. Легенды и предания Земли Нижегородской. – Нижний Новгород, 2001.

Использованные материалы и Интернет-ресурсы.

1. Нина Рота «Ромео и Джульетта» http://musicmp3spb.org

infourok.ru

Цикл уроков по теме “Устное народное творчество” (Былины) 7 класс с мультимедийной презентацией

Тема: Былины и их исполнители. Былины «Вольга и Микула Селянинович», «Садко».

Цель:

познакомить со статьёй учебника (составление простого плана), с главными героями былин, с композицией, художественными особенностями, обиранием и исполнением былин, с циклами былин, их темами; отметить уважение к крестьянскому труду; развитие речи – учить логически мыслить, развивать воображение.

ХОД УРОКА:

  1. Организационный момент. Проверка домашнего задания.

Вопросы по домашнему заданию:

– Что такое предание?

– Кому посвящены предания?

– Какие иллюстрации вы нарисовали?

– Предания – жанр фольклора. А что такое фольклор?

1 слайд

Определение фольклора

– На прошлом уроке мы говорили об одном из жанров фольклора – преданиях.

– Сегодня продолжим знакомство жанрами фольклора.

– Посмотрите на картину художника Васнецова. Кто изображён на картине?

2 слайд

Картина Васнецова «Три богатыря»

– Как называются произведения, где мы читали о трёх богатырях?

– Вот сегодня на уроках мы и будем говорить о былинах

3 слайд

Число, тема.

3.Работа со статьёй учебника (составление простого плана)

Итак, сегодня мы с вами обратимся ещё к одному жанру фольклора – былинам. Узнаем о былинах из статьи учебника. Будем читать статью и попутно составлять её план.

1). Чтение 1 абзаца.

4 слайд

Словарь: заповеди, заветы

Вопросы:

– Что делают с былинами, как их рассказывают? (поют)

– Когда появились былины? (очень давно, больше чем тысячу лет назад)

– Какова основная мысль первого абзаца? (былины – духовные заповеди, заветы, которые чтил народ).

Вот так и озаглавим первый абзац. Это будет первый пункт нашего плана.

5 слайд

Былины – духовные заповеди, заветы, которые чтил народ

2). Чтение 2 абзаца.

Вопросы:

– Что составляет основу былин и сказок?

– Так и озаглавим второй абзац: мир и быт русской крестьянской жизни – основа былин и сказок.

5 слайд

Мир и быт русской крестьянской жизни – основа былин и сказок.

3). Чтение третьего абзаца.

Вот мы с вами и добрались до определения былины. Это будет третий пункт нашего плана.

5 слайд

Былины – произведения устной поэзии о русских богатырях и народных героях.

4). Чтение четвёртого абзаца.

Вопрос:

– Где происходит действие былин?

5 слайд

Место действия былин – города, улицы, торговые площади в Киеве, Чернигове и других русских городах.

5). Чтение пятого и шестого абзаца.

Вопрос:

– Откуда сказители знали о далёких землях?

6 слайд

Русь вела оживлённую торговлю.

6). Чтение седьмого абзаца.

Вопрос:

– какие стороны жизни нашли отражение в былине?

6 слайд

Документальная ценность былин.

7). Чтение восьмого абзаца

Вопрос:

– Как жители Руси относились к коню?

6 слайд

Конь – верный помощник воина и землепашца.

8). Чтение девятого, десятого, одиннадцатого абзацев.

7 слайд

Словарь: оратай

Вопрос:

– Кто главные герои былин?

8 слайд

Главные герои былин – русские богатыри.

9). Чтение двенадцатого, тринадцатого, четырнадцатого абзаца

Вопросы:

– Кто же они – богатыри русские?

– Все ли они были воинами?

– Какой труд в былинах ставится превыше всего?

8 слайд

Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович, Вольга, Микула Селянинович.

Слово учителя:

Былинный стих – особенный стих. Он не имеет рифмы. Но, несмотря на это, былинные строки похожи на песню. Не случайно в старину их не рассказывали, а пели.

9 слайд

Иллюстрация Васнецова «Гусляры»

( дети рассматривают иллюстрацию, а учитель читает строки былины)

Построение былин.

Как и всякое произведение, былина имеет свою строгую композицию (построение):

10 слайд

(Запись в тетради):

– зачин

– концовка

11 слайд

Для былин характерны повторы, гиперболы (преувеличения), постоянные эпитеты.

12 слайд

Вывод: былины учили жить, трудиться, прославляли людей труда, воспитывали уважение к труженикам и крестьянскому труду. (карточка)

Домашнее задание

13 слайд

Учебникстр.11-15 (перечитать, подготовить рассказ о былинах по плану, записанному в тетради)

14 слайд

Спасибо за урок

Тема:

Былина «Вольга и Микула Селянинович»

Цель:

Продолжить знакомство с былинами, прививать любовь к устному народному творчеству.

ХОД УРОКА:

  1. Организационный момент. Проверка домашнего задания.

15 Слайд

План

  1. Изучение новой темы.

Слово учителя

16 слайд

(схему записать в тетрадь)

Все русские былины можно разделить на два основных цикла: Киевский и Новгородский.

Киевский цикл – действие в Киеве, князь Владимир. Основная тема – защита русской земли от кочевников. Герои – три богатыря – воина; Вольга и Микула – герои князь и оратай (пахарь).

Новгородский цикл – торговля, плавание в другие страны.

Сегодня мы обратимся с вами к былине Киевского цикла. Наша былина будет не о воинах богатырях, а о князе Вольге и оратае Микуле Селяниновиче.

17 слайд

Запись темы в тетради.

18 слайд

Будничный труд крестьянина на Руси всегда ценили выше воинского труда. Эта мысль подчёркнута и в былине сравнением двух образов: оратая (пахаря) Микулы и князя Вольги, мудрого князя, умеющего превращаться в птицу-сокола, щуку-рыбу, в серого волка, рыскающего по чистым полям. Но Микула сильнее, выносливее князя. И мы убедимся в этом, прочитав былину.

Но прежде чем мы начнём читать, посмотрим на слова, данные в сносках, чтобы при чтении нам всё было понятно.

Добавим этот словарь:

19 – 22 слайд

Гужики, булатный, сафьян, соловый

  1. Чтение былины.

23 слайд

1). От начала до слов: ускакали все звери во тёмные леса.

24 слайд

2). От слов: как стал тут Вольга растеть-матереть до слов поехали по городам да за получкою.

25 слайд

3). От слов: повыехали в раздольице чисто поле до слов а наехали в чистом поле оратая

26 слайд

4). От слов: как орет в поле оратай до слов а кафтанчик у него чёрна бархата

27 слайд

5). От слов говорит-то Вольга таковы слова до слов ты поедем-ка со мною во товарищах.

28 слайд

6). От слов: А тут ли оратай-оратаюшко до слов да бросить сошку за ракитов куст

29 слайд

7). От слов: Тут ведь Вольга Святославович до конца.

4. Беседа.

– Кто главный герой былины?

– Почему Вольга проникся уважением к Микуле Селяниновичу?

– Прочитайте описание внешности оратая.

5. Итог урока

30 слайд

Былины учили жить, трудиться, прославляли людей труда, воспитывали уважение к труженикам и крестьянскому труду. (карточка)

31 слайд

Домашнее задание:

Задание 5, страница 23 (нарисовать)

32 слайд

Спасибо за урок!

Тема: Былины и их исполнители. Былины «Вольга и Микула Селянинович», «Садко».

Цель:

познакомить со статьёй учебника (составление простого плана), с главными героями былин, с композицией, художественными особенностями, обиранием и исполнением былин, с циклами былин, их темами; отметить уважение к крестьянскому труду; развитие речи – учить логически мыслить, развивать воображение.

ХОД УРОКА:

  1. Организационный момент. Проверка домашнего задания.

Вопросы по домашнему заданию:

– Что такое предание?

– Кому посвящены предания?

– Какие иллюстрации вы нарисовали?

– Предания – жанр фольклора. А что такое фольклор?

1 слайд

Определение фольклора

– На прошлом уроке мы говорили об одном из жанров фольклора – преданиях.

– Сегодня продолжим знакомство жанрами фольклора.

– Посмотрите на картину художника Васнецова. Кто изображён на картине?

2 слайд

Картина Васнецова «Три богатыря»

– Как называются произведения, где мы читали о трёх богатырях?

– Вот сегодня на уроках мы и будем говорить о былинах

3 слайд

Число, тема.

3.Работа со статьёй учебника (составление простого плана)

Итак, сегодня мы с вами обратимся ещё к одному жанру фольклора – былинам. Узнаем о былинах из статьи учебника. Будем читать статью и попутно составлять её план.

1). Чтение 1 абзаца.

4 слайд

Словарь: заповеди, заветы

Вопросы:

– Что делают с былинами, как их рассказывают? (поют)

– Когда появились былины? (очень давно, больше чем тысячу лет назад)

– Какова основная мысль первого абзаца? (былины – духовные заповеди, заветы, которые чтил народ).

Вот так и озаглавим первый абзац. Это будет первый пункт нашего плана.

5 слайд

Былины – духовные заповеди, заветы, которые чтил народ

2). Чтение 2 абзаца.

Вопросы:

– Что составляет основу былин и сказок?

– Так и озаглавим второй абзац: мир и быт русской крестьянской жизни – основа былин и сказок.

5 слайд

Мир и быт русской крестьянской жизни – основа былин и сказок.

3). Чтение третьего абзаца.

Вот мы с вами и добрались до определения былины. Это будет третий пункт нашего плана.

5 слайд

Былины – произведения устной поэзии о русских богатырях и народных героях.

4). Чтение четвёртого абзаца.

Вопрос:

– Где происходит действие былин?

5 слайд

Место действия былин – города, улицы, торговые площади в Киеве, Чернигове и других русских городах.

5). Чтение пятого и шестого абзаца.

Вопрос:

– Откуда сказители знали о далёких землях?

6 слайд

Русь вела оживлённую торговлю.

6). Чтение седьмого абзаца.

Вопрос:

– какие стороны жизни нашли отражение в былине?

6 слайд

Документальная ценность былин.

7). Чтение восьмого абзаца

Вопрос:

– Как жители Руси относились к коню?

6 слайд

Конь – верный помощник воина и землепашца.

8). Чтение девятого, десятого, одиннадцатого абзацев.

7 слайд

Словарь: оратай

Вопрос:

– Кто главные герои былин?

8 слайд

Главные герои былин – русские богатыри.

9). Чтение двенадцатого, тринадцатого, четырнадцатого абзаца

Вопросы:

– Кто же они – богатыри русские?

– Все ли они были воинами?

– Какой труд в былинах ставится превыше всего?

8 слайд

Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович, Вольга, Микула Селянинович.

Слово учителя:

Былинный стих – особенный стих. Он не имеет рифмы. Но, несмотря на это, былинные строки похожи на песню. Не случайно в старину их не рассказывали, а пели.

9 слайд

Иллюстрация Васнецова «Гусляры»

( дети рассматривают иллюстрацию, а учитель читает строки былины)

Построение былин.

Как и всякое произведение, былина имеет свою строгую композицию (построение):

10 слайд

(Запись в тетради):

– зачин

– концовка

11 слайд

Для былин характерны повторы, гиперболы (преувеличения), постоянные эпитеты.

12 слайд

Вывод: былины учили жить, трудиться, прославляли людей труда, воспитывали уважение к труженикам и крестьянскому труду. (карточка)

Домашнее задание

13 слайд

Учебникстр.11-15 (перечитать, подготовить рассказ о былинах по плану, записанному в тетради)

14 слайд

Спасибо за урок

Тема:

Былина «Вольга и Микула Селянинович»

Цель:

Продолжить знакомство с былинами, прививать любовь к устному народному творчеству.

ХОД УРОКА:

  1. Организационный момент. Проверка домашнего задания.

15 Слайд

План

  1. Изучение новой темы.

Слово учителя

16 слайд

(схему записать в тетрадь)

Все русские былины можно разделить на два основных цикла: Киевский и Новгородский.

Киевский цикл – действие в Киеве, князь Владимир. Основная тема – защита русской земли от кочевников. Герои – три богатыря – воина; Вольга и Микула – герои князь и оратай (пахарь).

Новгородский цикл – торговля, плавание в другие страны.

Сегодня мы обратимся с вами к былине Киевского цикла. Наша былина будет не о воинах богатырях, а о князе Вольге и оратае Микуле Селяниновиче.

17 слайд

Запись темы в тетради.

18 слайд

Будничный труд крестьянина на Руси всегда ценили выше воинского труда. Эта мысль подчёркнута и в былине сравнением двух образов: оратая (пахаря) Микулы и князя Вольги, мудрого князя, умеющего превращаться в птицу-сокола, щуку-рыбу, в серого волка, рыскающего по чистым полям. Но Микула сильнее, выносливее князя. И мы убедимся в этом, прочитав былину.

Но прежде чем мы начнём читать, посмотрим на слова, данные в сносках, чтобы при чтении нам всё было понятно.

Добавим этот словарь:

19 – 22 слайд

Гужики, булатный, сафьян, соловый

  1. Чтение былины.

23 слайд

1). От начала до слов: ускакали все звери во тёмные леса.

24 слайд

2). От слов: как стал тут Вольга растеть-матереть до слов поехали по городам да за получкою.

25 слайд

3). От слов: повыехали в раздольице чисто поле до слов а наехали в чистом поле оратая

26 слайд

4). От слов: как орет в поле оратай до слов а кафтанчик у него чёрна бархата

27 слайд

5). От слов говорит-то Вольга таковы слова до слов ты поедем-ка со мною во товарищах.

28 слайд

6). От слов: А тут ли оратай-оратаюшко до слов да бросить сошку за ракитов куст

29 слайд

7). От слов: Тут ведь Вольга Святославович до конца.

4. Беседа.

– Кто главный герой былины?

– Почему Вольга проникся уважением к Микуле Селяниновичу?

– Прочитайте описание внешности оратая.

5. Итог урока

30 слайд

Былины учили жить, трудиться, прославляли людей труда, воспитывали уважение к труженикам и крестьянскому труду. (карточка)

31 слайд

Домашнее задание:

Задание 5, страница 23 (нарисовать)

32 слайд

Спасибо за урок!

Тема: «Былина «Садко»

Цель: познакомить с былинным героем – Садко

ХОД УРОКА:

1. Организационный момент. Проверка домашнего задания:

Рассматривание рисунков.

  1. Изучение новой темы.

Сегодня мы продолжим знакомство с былинами и обратимся к Новгородскому циклу.

– Вспомните, о чём былины новгородского цикла? ( слайд 33)

Сегодня мы обратимся к былине, рассказывающей о путешествии в дальние страны. Называется былина «Садко».

34 слайд

Тема урока (записать в тетрадь)

«Садко»

– Сегодня мы будем знакомиться ещё с одним былинным героем, которого зовут Садко.

35 слайд

– Кто из вас уже слышал это имя? Что о нём знает?

Прообразом былинного героя Садко явился исторический Садко Сытинец, о котором можно узнать из новгородской летописи 1167 года. В этой летописи сообщается, что Садко заложил в городе каменную церковь в честь святых Бориса и Глеба. Церковь эта была самым лучшим сооружением в Новгороде и просуществовала до XVII века. Былинный садко строит церковь во имя Николы Можайского, этот святой считался покровителем мореплавателей.

3. Чтение былины.

– Знакомство с содержанием былины (чтение учителем)

36 слайд

Домашнее задание:

Ответить на вопросы:

  1. Кем был Садко к началу былины?

  2. А кем был до этого?

  3. Сколько раз ходил садко к Ильмень-озеру и почему?

  4. Кто вышел из озера в третий раз?

  5. Что предложил морской царь Садко?

  6. Как Садко получил от купцов три лавки с товаром?

  7. Что сделал садко, когда разбогател?

  8. О чём поспорил Садко с купцами?

  9. Что сделал садко на вырученные деньги?

  10. Как и почему Садко оказался на дне морском?

  11. Расскажите о том, как жил и что делал Садко у морского царя.

  12. Как Садко вернулся на землю?

Тема: «Садко». Тема былины. Образ главного героя.

ХОД УРОКА:

  1. Организационный момент.

  2. Беседа по тексту былины

Слайд 38

– Кем был Садко к началу былины?

– А кем был до этого?

(Садко – богатый купец, который живёт в Новгороде)(раньше не имел никакого имущества. Были у него только гусельки. Он ходил по пирам к богатым купцам и играл там на своих гусельках)

Слайд 39

– Сколько раз ходил Садко к Ильмень-озеру и почему?

(Три раза, потому что он был один: его никто не звал на пир. Он приходил на берег озера и играл в свои гусельки)

Слайд 40

– Кто вышел из озера в третий раз?

– Что предложил Садко морской царь?

( На третий раз из озера появился морской царь. За хорошую игру Садко, которая очень понравилась царю, он решил наградить Садко и посоветовал поспорить с купцами на лавки их товарные, что есть в Ильмень-озере рыба – золотые перья)

Слайд 41

– Как Садко получил от купцов три лавки с товаром?

(Садко поспорил с купцами, как научил его морской царь. Поймал три рыбы и получил от купцов три лавки с товарами)

Слайд 42

– Что сделал Садко, когда разбогател?

(Всех угощал: и жителей новгородских, и настоятелей новгородских (церковнослужителей). Они-то и предложили ему, закупив товары, не торговать ими в Новгороде. )

Слайд 43

– Что сделал Садко на вырученные деньги?

( он скупил все товары новгородские, построил корабли и поехал по Волхову, оттуда в Ладожское озеро, потом на реку Неву, а оттуда в сине море)

Слайд 44

– Как и почему Садко оказался на дне морском?

( Когда путешественники возвращались домой, то поднялся шторм. Все поняли, что морской царь требует дань. Он не принял бочку с серебром, требовал живой головы. Жребий пал на Садко. Он взял с собой гусли)

Слайд 45

– Как жил и что делал Садко у морского царя?

– Как вернулся на землю?

(Садко играл на гуслях, а царь морской плясал. От этого море постоянно было неспокойным, корабли гибли. Тогда седой старец научил его выдернуть струны. Он же посоветовал, как надо выбрать невесту. Садко всё делал, как велел старец

Слайд 46

(И очутился на берегу раньше своих дружинников)

Слайд 47

(все рады встрече с Садко: и дружина, и жена его. С тех пор стал Садко жить в Новгороде)

Слайд 48

Домашнее задание: нарисовать иллюстрацию

Слайд 49

Спасибо за урок!

Беседа по вопросам домашнего задания.

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *