Конспект урока вечные труженики 6 класс – Конспект урока по истории в 6 классе “Вечные труженики”

конспект урока в 6 классе.docx – Конспект урока русского языка для …

В молчанье правил грузный чёлн;
А я – беспечной веры полн –
Пловцам я пел…Вдруг лоно волн
Измял с налёту вихорь шумный…
Погиб и кормщик, и пловец!
Лишь я, таинственный певец,
На берег выброшен грозою,
Я гимны прежние пою
И ризу влажную мою
Сушу на солнце под скалою.
– Как использует Пушкин сюжет древней легенды?
7. Легенды города Углича (слово учителя).
– В каждом городе, районе, деревне, у каждого народа, есть свои легенды. И сейчас мы с вами познакомимся с
некоторыми из них, которые связаны с нашей Угличской землёй, и дошедшие до наших времён. Мы много говорили
об истории происхождения города Углича, о названии города. Есть в Угличе легенды, которые жители города
словно бы оставили «для внутреннего употребления» и рассказывают далеко не каждому. Впрочем, не исключено,
что пройдёт немного времени, и эти предания будут столь же популярны, как и сказ о царевиче Димитрии.
( Учитель знакомит с некоторыми легендами).



На левом берегу Волги, на ручье Кука, до сих пор сохранился межевой камень, которым обычно
отделялись владения одного рода от соседской земли, на этом камне отчётливо виден отпечаток
огромной петушиной лапы. Такой же камень стоял в деревне Петухово у разрушенной Петуховой церкви.
Легенда гласит, что перед польским нашествием и в дни смуты на угличскую землю из глухого леса
прилетел огромный петух. Он садился на один из камней и громким криком возвещал о приближающейся
беде. В 1917 году, когда церкви сметали с лица земли, снесли и Петухову церковь. Камни из её
фундамента и тот самый межевой камень были расколоты и пущены на строительство дорог. А второй
камень сохранился. Предание это ещё не исследовано. Но некоторые краеведы считают, что петух тут
вовсе не при чём, ведь племена Верхневолжья не поклонялись этой птице. Просто трезубец был одним из
охранительных знаков рун, который означал мир и спокойствие. Да-да, он очень похож на известную нам
пацифистскую « курью ножку», из-за этого эту легенду так и называют.
Ещё говорят, это вторая легенда, что на речке Карёге появляется русалка. Садится она на камень,
который торчит из обмелевшей речки, и плачет. Предание гласит, что в русалку превратилась девушка,
утопившаяся в этой речке из-за несчастной любви много лет тому назад.
И по сей день краеведы и археологи находят на волжских берегах Углича, рядом с достижениями цивилизации,
следы древних захоронений. Кто знает, может быть, эти поиски обогатят историю новыми сказаниями.

Самое знаменитое предание, которое знает почти каждый угличанин, о нескольких «воскресших»
царевичах Димитриях. Легенда об убиенном сыне Ивана Грозного стала достоянием истории, и
рассказывается она на разные лады. Существует несколько версий о том, как погиб Дмитрий. Одна из них
гласит о том, что у Димитрия, когда он играл в ножички, случился приступ аппилепсии, и он нечаянно
наткнулся на нож и погиб. А ещё говорят о том, что Дмитрия убили по приказанию Бориса Годунова,
который хотел попасть на престол.
Московские историки оказались более жестокими и склонны верить в версию об убийстве. Угличане же считают,
что царевич на самом деле уцелел и воспитывался затем на польской границе образованным поляком. Вторую
версию подтверждает и поведение его матери, Марии Нагой, которой на опознание представляли каждого из
самозванцев (а их было не менее семи!) и каждый раз она говорила: « Похож», – словно ждала возвращения сына.

znanio.ru

Презентация по истории на тему Вечные труженики (6 класс)


Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:

Авторская разработкаПРЕЗЕНТАЦИЯк уроку истории в 6 классе«Вечные труженики»Учебник : Бойцов М.А., Шакуров Р.М. Всеобщая история. История Средних веков. 6 класс. М.: ООО «Русское слово». 2014- (ФГОС. Инновационная школа). Предмет: историяКласс: 6Учитель истории: Конюкова Татьяна СеменовнаМБОУ «Козульская СОШ №1», Козульский район, Красноярский край.2016 год ечные труженики. Весь мир держится на плечах крестьянина Задача!Докажите, что весь мир в средние века держался на крестьянах Сословия1 сословиесвященники и монахи2 сословиерыцари3 сословиекрестьяне Нет земли без сеньораЧто заставляло крестьян менять свободу на зависимость от сеньора?? барщинаоброкдесятинаКрестьянские повинности Барщина- обязанность зависимых крестьян выполнять полевые работы для своего господина Оброк- повинность зависимых крестьян: регулярные платежи господину в виде продуктов или денег Десятина- одна десятая имущества и дохода – налог, взимающийся с христиан в пользу Церкви. Крестьянская общинаОрганизация крестьян, регулирующая основные стороны жизни в средневековой деревне. ?Какие вопросы решала крестьянская община?стр. 89-91 Натуральное хозяйствоПроизводство, при котором ничего не производится для продажи. ?Почему в средние века господствовало натуральное хозяйство? Крестьянские радости и печали Задача!Докажите, что весь мир в средние века держался на крестьянах Задание!Выпишите в словарь новые термины. Домашнее задание§ 11,Придумайте рассказ «Один день в средневековой деревне» или нарисуйте рисунок на эту тему.

Приложенные файлы

weburok.com

Конспект урока “Вечные труженики”






Вечные труженики

Цель: сформировать представление о жизни средневековых крестьян, раскрыть смысл понятий: сословия, барщина, оброк, община, натуральное хозяйство.

Задачи

Образовательные:

познакомить учащихся со средневековыми сословиями, основными видами крестьянских повинностей;

сформировать понимание роли крестьянской общины в средневековом обществе;

раскрыть значение натурального хозяйства ;

обобщить уже полученные знания по вопросу «Нет земли без сеньора».

Развивающие:

умение выражать свою позицию;

развивать умение логически мыслить, анализировать, решать проблемные задачи;

закрепление навыков выполнения тестовых заданий, умение правильно использовать терминологию;

Воспитывающие:

Принцип единства мира через понимание идентичности исторического развития Европы и России.

Тип урока: Комбинированный.

Основные понятия: Сословия, повинности, подати и поборы, барщина, оброк, десятина, община, натуральное хозяйство.

Учебное оборудование: Таблицы: «Крестьянская община», «Вассальная пирамида», «В хижине средневекового крестьянина», «Право охоты феодала». Учебник М.А. Бойцов, Р.М. Шукуров. История средних веков. – М.: Русское слово, 2006г. Рабочий лист (Приложение 1).

Основные вопросы:

1.Характеристика сословий, права и обязанности сословий.

2. Крестьянские повинности, значение крестьянской общины.

3.Натуральное хозяйство. Быт крестьян.

Ход урока:

1. Оргмомент

Обозначение темы урока. Тема сегодняшнего урока «Вечные труженики», как вы думаете, о ком мы сегодня будем говорить? (о крестьянах). А что именно нас может интересовать в жизни средневековых крестьян?

Определение целей и задач урока. Вы своим ответом определили цель нашего урока, а именно сформировать представление о жизни средневековых крестьян, раскрыть смысл понятий: барщина, оброк, община, натуральное хозяйство.

Мотивация учебной деятельности. Данные понятия мы будем рассматривать не только при изучении истории средневековой Европы, но при изучении истории России, при сдаче ЕГЭ.

Проверка Д/з . ЗАДАНИЕ 1. Актуализация знаний по теме «Земля и власть».

Ответьте «да» или «нет».

1.Главным богатством в средние века считалась земля.

2.Земельное владение, которое жаловалось за службу, называлось феод.

3.В средние века церковь была крупным собственником земли в Европе.

4.Вассал, давший клятву, верно служить своему сеньору никогда не нарушал своего обещания.

5. Бароны и рыцари составляли основу средневекового войска, которое могло сражаться с самыми сильными врагами.

6.В феодальной лестнице вассал стоял выше своего сюзерена.

Самопроверка. Ответы написать на доске. Записать в рабочем листе количество набранных баллов.

Изучение новой темы

Нет земли без сеньора.

Раздача земель в ходе завоеваний.

Земельное жалование за несение военной службы

Дар монастырям и церкви на помин души и за прощение грехов.

Добровольный переход крестьян под власть сеньора в поисках защиты.

Захват земель сеньорами у слабых соседей.

Актуализация опорных знаний по теме. Составить кластер по выражению «Нет земли без сеньора».

Возможный кластер учащихся.

Кто владел землей в средневековом обществе? (король, рыцари, церковь).

Объяснение учителя о сословиях.

Главным богатством в средние века была земля. Но земля, которую никто не обрабатывает, не принесет никакой прибыли. Поэтому можно сказать, что главным источником богатства был труд крестьян на земле. Крестьяне составляли большинство населения средневековья. Какие еще группы людей были в средневековом обществе?

(Рыцари, купцы, торговцы, ремесленники, горожане, духовенство).

В средневековье общество делилось на три большие группы людей- сословия. Каждая группа обладала своими правами и обязанностями, которые передавались по наследству.

ЗАДАНИЕ 2.Вставьте недостающие слова и спишите понятия в тетрадь.

Сословия – большие группы____________ со своими правами и обязанностями, передаваемыми по _____________.

Если вы правильно написали оба слова, поставьте себе 2 балла.

Каждое сословие имело свое название. Первое сословия называли «молящиеся», второе «сражающиеся», третье «трудящиеся».

ЗАДАНИЕ 3. Прочитайте начало параграфа 11 стр.100 и заполните таблицу.

Сословия средневековья

Средневековое название

Состав

«Молящиеся»

Священники, монахи

«Сражающиеся»

Рыцари

«Трудящиеся»

Крестьяне, ремесленники, купцы, торговцы

Если вы правильно указали состав всех трех сословий, поставьте 3 балла, если двух 2 балла, если 1 один балл.

Третье сословие считалось низшим, презренным, в отличии от первых двух благородных сословий. Только благородные сословия имели право владеть землей и зависимыми крестьянами. Рассмотрите картину «Право охоты феодала» расскажите о взаимоотношениях крестьян и феодалов. Сословия «трудящихся» имело мало прав, но много обязанностей.

Прочитайте пункт «Крестьянские повинности» стр.102 и выполните задания 4.

Задание 4. Вставьте недостающие слова и спишите понятия в тетрадь.

Повинности- принудительные обязанности _____________.

Барщина- обязанность крестьян обрабатывать __________своего господина.

Оброк- натуральная (реже денежная) плата___________ своему господину.

Подати и поборы- регулярные и совершаемые по случаю (праздник, свадьба и т.п.) приношения крестьян своему __________.

Десятина- десятая часть доходов, которую крестьянин отдавал ___________.

Каждое правильно вставленное слово оценивается в 1 балл.

Задание 5. Используя понятия задания 4 заполните пропуски в схеме.

Повинности крестьян

отработки

_________

Ремонт

укреплений

замка

Починка мостов и дорог

________на господском поле

продуктами

За каждое правильно вставленное слово 1 балл.

В средневековой Европе большинство крестьян не были свободными людьми. Они не могли в полной мере распоряжаться ни собой, ни землей, на которой жили и работали, ни имуществом.

Задание 6. Прочтете отрывок из документа, абзац 1,2 стр.104 учебника и ответьте на вопросы.

Юрист XIII в. писал о крестьянах:

Есть много состояний личной зависимости; одни… так подчинены сеньорам, что эти сеньоры могут распоряжаться всем их имуществом, имеют право жизни и смерти, могут держать их в заключении по своей воле за вину или без вины и никому за них не ответственны, кроме как одному Богу. С другими обращаются более человечно, ибо сеньоры не могут ничего от них требовать, если только они не провинятся, за неуплату повинностей.

  1. В чём разница положения лично свободных и зависимых крестьян? Чьё положение было тяжелее?

2.В чём отличие средневековых зависимых крестьян от римских рабов?

Слово учителя.

Крестьяне из одной, а иногда и из нескольких соседних деревень объединялись в общины. Запишите в тетрадь определение.

Община- объединение крестьян одной или нескольких деревень для защиты и совместного ведения хозяйства. Функции общины рассмотреть по таблице на доске.

7.Прочитайте пункт «Что вырастил, то и съел» стр.105-106 и дайте определение понятию

Натуральное хозяйство- это_________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

За правильно написанное определение 2 балла.

Используя картину «В хижине средневекового крестьянина» опишите быт крестьян. Работа с иллюстрацией учебника стр. 106.

Подведем итоги урока, подсчитаем баллы.

От 19 до 22- оценка 5;

От 18 до 15- оценка 4;

От 11 до 14- оценка 3;

от 10 и менее- оценка 2.

Домашнее задание: П.11 прочитать, выучить понятия, заполнить таблицы.

«Крестьянская община»

Причины создания

Хозяйственные функции

Социальные функции

Вместе легче________________________

Вместе легче_________________________

Для выполнения задания найдите в Интернете таблицу «Крестьянская община».

Приложение 1

Рабочий лист к уроку: «Вечные труженики».

ЗАДАНИЕ 1. Проверка домашнего задания.

Ответьте «да» или «нет». За каждый правильный ответ 1 балл. Всего 6 баллов.

1.Главным богатством в средние века считалась земля.

2.Земельное владение, которое жаловалось за службу, называлось феод.

3.В средние века церковь была крупным собственником земли в Европе.

4.Вассал, давший клятву, верно служить своему сеньору никогда не нарушал своего обещания.

5. Бароны и рыцари составляли основу средневекового войска, которое могло сражаться с самыми сильными врагами.

6.В феодальной лестнице вассал стоял выше своего сюзерена.

ЗАДАНИЕ 2.Вставьте недостающие слова и спишите понятия в тетрадь. За каждое правильное вставленное слово 1 балл. Всего 2 балла.

Сословия – большие группы____________ со своими правами и обязанностями, передаваемыми по _____________.

ЗАДАНИЕ 3. Прочитайте начало параграфа 11 стр.100 и заполните таблицу. Если вы правильно указали состав всех трех сословий, поставьте 3 балла, если двух 2 балла, если 1 один балл

Сословия средневековья

Средневековое название

Состав

«Молящиеся»

«Сражающиеся»

«Трудящиеся»

Задание 4. Вставьте недостающие слова и спишите понятия в тетрадь. За каждое правильное вставленное слово 1 балл. Всего 5 баллов.

Повинности- принудительные обязанности _____________.

Барщина- обязанность крестьян обрабатывать __________своего господина.

Оброк- натуральная (реже денежная) плата___________ своему господину.

Подати и поборы- регулярные и совершаемые по случаю (праздник, свадьба и т.п.) приношения крестьян своему __________.

Десятина- десятая часть доходов, которую крестьянин отдавал ___________.

продуктами

________на господском поле

Ремонт

укреплений

замка

Починка мостов и дорог

_________

отработки

Повинности крестьян

Задание 5. Используя понятия задания 4 заполните пропуски в схеме. За каждое правильное вставленное слово 1 балл. Всего 4 балла.

Задание 6. Прочтете отрывок из документа, 1,2 абзац стр.104 и ответьте на вопросы.

Юрист XIII в. писал о крестьянах:

Есть много состояний личной зависимости; одни… так подчинены сеньорам, что эти сеньоры могут распоряжаться всем их имуществом, имеют право жизни и смерти, могут держать их в заключении по своей воле за вину или без вины и никому за них не ответственны, кроме как одному Богу. С другими обращаются более человечно, ибо сеньоры не могут ничего от них требовать, если только они не провинятся, за неуплату повинностей.

  1. В чём разница положения лично свободных и зависимых крестьян? Чьё положение было тяжелее?

2.В чём отличие средневековых зависимых крестьян от римских рабов?

7.Прочитайте пункт «Что вырастил, то и съел» стр.105-106 и дайте определение понятию. За правильно написанное определение 2 балла.

Натуральное хозяйство- это____________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Подведем итоги урока, подсчитаем баллы.

От 19 до 22- оценка 5;

От 18 до 15- оценка 4;

От 11 до 14- оценка 3;

от 10 и менее- оценка 2.

infourok.ru

План-конспект урока по истории (6 класс) по теме: Конспект урока “За стенами замка” | скачать бесплатно

  1. За стенами  замков.

Предварительная работа.

Подготовить 4 учащихся с мини-сообщениями к презентации на темы

– Рыцарь на войне.

– Кодекс рыцарской чести.

– Замок феодала.

– Рыцарские турниры.

Создать презентацию «За стенами замков», приготовить силуэты щитов, значки щитов на карту «Средневековая Европа», памятки, копии документов, тесты, начать заполнение сравнительной таблицы «Условия жизни различных сословий средневекового общества в Западной Европе»

Цели урока:

Образовательные.

  1. Эмпирический уровень
  • Сформировать у учащихся представление об образе жизни типичных представителей рыцарского сословия в средние века. Познакомить учащихся с особенностями стиля поведения, рыцарским кодексом и основными занятими  рыцарей-феодалов.

  II. Теоретический уровень.

  • Сформировать у учащихся новые понятия:

Воюющее сословие, замок, рыцарь, донжон, турнир, доспехи, забрало, герб.

  •  Помочь осмыслить выводы урока:
  • Рыцари  в средние века составляли военное сословие в Западной Европе.
  • Основное занятие рыцаря – война, а в мирное время турниры, пиры и охота.
  • Продолжить работу над известными понятиями и выводами:
  • Феодальная лестница, сословие, феод, феодал, феодальная вотчина, феодализм, повинности, оброк, барщина, вассал, сеньёр.
  • Люди, владевшие землёй с крестьянами, в средние века назывались феодалами, а общественный строй основанный на отношениях поземельной  зависимости крестьян от феодала- феодализм.    

Развивающие. 

  • Продолжить работу по формированию умений:
  • Работать с картой – находить изученные раннее государства на территории Западной Европы.
  • Графически оформлять выводы, продолжить заполнение  таблицы на основании материала учебника и сведений полученных на уроке.
  • Анализировать документ.

Воспитательные.

  • Продолжить работу по формированию культуры умственного труда.

Оборудование: компьютер, экран, презентация, карточки-тесты, карта №29, схемы «Средневековый замок», «Феодальная лестница», силуэты щитов, знаки –щиты на карте, распечатки документов, памятки по оцениванию и работе с документом.

Тип урока. Комбинированный урок (прямой).

Вид урока. Урок-презентация.

ХОД УРОКА.

Этапы урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1. Орг.момент

1 мин.

Друзья мои, я очень рада

Войти в приветливый ваш класс.

А для меня, уже награда

Сиянье ваших милых глаз.

Сели девочки. Сели мальчики.

Я вижу, что сегодня нет отсутствующих, в классе чисто и все готовы отправится в новое путешествие по средневековой Европе.

Стоят у рабочих мест

Садятся.

2.

Проверка д/з.

Уровни А,В,С.

10 мин.

(5+3+2)

5 мин.

3мин.

1 мин.

Но прежде давайте вспомним, что мы с вами уже знаем о жизни людей в это время, а точнее, о жизни крестьян в средневековой деревне.

А. Монологический ответ у доски на вопрос «Как жили крестьяне в средневековой деревне» по карточке – плану(прил.1)

В. Класс выполняет тест № 8

На отдельных листах по вариантам.

С. Решение задачи.

В какие века и в каких районах Европы бытовала  молитва: «От меча норманна и стрелы мадьяра упаси нас, Господи»

Оценивание устного ответа и сбор карточек и проверенных тестов

Отвечает 1 учащийся.

Готовиться 5 минуты. Класс в это время выполняет тест. (прил.1) Взаимопроверка теста. Ключ на обратной стороне доски. Оценивание по памятке под тестом.

Выполняют 2 уч-ся на карточках.

Ответ: Эта молитва бытовала с конца Ix и  до середины X века во всей Центральной Европе, которая подвергалась набегам викингов с запада и конников-мадьяров –  с востока.

Монологический ответ у доски.

Анализ ответа по памятке.

3.

Изучение новой темы

20 мин.

+1 мин. Физ.пауза.

Итак, мы узнали как жили крестьяне – сословие вечных тружеников, а сегодня , мы заглянем за стены неприступного замка феодала. (вкл.комп)

(слайд 1) За стенами замков.

– Как выдумаете, о чем пойдёт речь на нашем уроке?   О чём мы сегодня с вами узнаем?

А теперь посмотрите на план нашего урока. (слайд 2) Совпадают ли ваши предположения с планом?

Верно, многое совпадает. Запишите план.

  1. Кто такие рыцари?
  2. Рыцарь на войне.
  3. Кодекс чести.
  4. Мой дом – моя крепость.
  5. Больше чем забава.

А в конце нашего урока, мы сможем ответить на главный вопрос

Кого называли рыцарем, и что было главным занятием в его жизни?

Но в начале, давайте вспомним, кто такие феодалы и что такое феодализм?

Верно, (слайд 3).

А за что получали свои земли феодалы?

Правильно, то есть феодалы тоже составляли сове сословие и оно называлось «Воюющее» или военное сословие. А ещё их называли в Средневековье – рыцари.

Запишите определение термина рыцарь(слайд 4)

Итак, рыцари – военное сословие и большую часть своей жизни они проводили на войне. Об этом нам расскажет ( 1- й уч-ся.

прил.3)(слайды 5-)

Что использовали рыцари для защиты в бою?

Верно, а голову рыцаря защищал шлем с забралом. Лица не видно, да и в доспехах трудно узнать человека. Для этого и стали придумывать гербы- символы каждого рода. Лев-сила, дракон-мудрость, волк-преданность. Для того что бы символы – гербы не повторялись, появилась целая служба  герольдов, которые за этим следили. Герб передавался по наследству от отца к сыну, вместе с феодом, помещался на шлемах и щитах. А что можно заметить, посмотрев на силуэты щитов?

Правильно, это потому что они из разных государств.

Давайте попробуем определить из каких вот по этой карте. Итак, где находится на карте, в каком государстве, герб вот такой формы….значит, этот щит называется – норманнским, а такой…….в каком государстве на карте находиться? Значит это ….

(прил.4)

Итак, мы узнали что щиты рыцарей разный стран отличались, а теперь узнаем отличались ли правила и законы по которым жили рыцари.(слайд )

– Что же больше всего ценили и уважали рыцари? Об этом нам поможет узнать документ. Так что же больше всего ценили и уважали рыцари?

— А со всеми ли рыцарь соблюдал правила галантного или уважительного поведения?

Правильно, обычно только с людьми своего сословия, но не с «грубыми мужланами», к ним они относились с

презрением.

Ответы уч-ся

списывают план в тетрадь

Ответ: феодал- владелец феода и живущий за счёт эксплуатации земли с крестьянами. Феодализм – общественный строй, основанный на отношениях поземельной зависимости крестьян от феодала.

Феодалы получали землю за службу своему сеньору на войне.

 

Записывают определение.

Слушают и смотрят презентацию.

Ответ: для защиты использовали доспехи и щиты.

Ответ: они разной формы.

Работают с силуэтами щитов и картой

Сообщение 2-го уч-ся

Работа с документом.

Ответы уч-ся (отвагу, верность, храбрость)

Ответы уч-ся

4.

Закрепление

7 мин.

Итак, мы с вами  сегодня познакомились с образом жизни какого сословия?

 

Верно, мы познакомились с образом жизни воюющего или военного сословия,а что такое сословия?

Правильно, сословия – это большие группы людей с одинаковыми  правами и обязанностями, на которые делилось средневековое

А какие ещё сословия  средневекового общества мы с вами уже знаем?

На преидущих уроках, мы с вами начали заполнение сравнительной таблицы  «Условия жизни различных сословий средневекового общества». Давайте сейчас вспомним о чем мы узнали сегодня на уроке и закончим заполнение таблицы в колонке «Воюющее сословие» .  

Сравнительная таблица.

(прил.2)

Ответ: Мы познакомились с образом жизни воюющего или военного сословия.

Ответ: сословия – это большие группы людей со своими правами и обязанностями, на которые делилось средневековое общество.

Мы уже познакомились с жизнью крестьян- вечных труженников и священиков – молящегося сословия. Заполняют графу в  сравнительной таблице.

5.

Вывод по теме

3мин.

Итак, что же мы с вами узнали сегодня на уроке о жизни рыцаря?

Значит можно сделать вывод что (на слайде)

Рыцари составляли военное сословие в средневековой Западной Европе. Основное занятие рыцаря – война, а в мирное время – турниры и охота.

Запишите вывод в тетрадь.

Ответы уч-ся.

Записывают в тетрадь

6.

Д/з

2 мин.

А теперь. внимание! Записываем д/з (на слайде) Прочитать §7. Ответить на вопрос «Как жили и чем занимались рыцари Средневековья»

*Написать мини-сочинения на темы по выбору.

  1. Один день из жизни рыцаря.
  2. Больше, чем забава.
  3. Есть ли рыцари в наши дни.

Есть ли вопросы по выполнению д/з ?

7.

Итог урока и оценивание деятельности учащихся.

Окончание урока по звонку.

2 мин.

Да, не мало мы с вами увидели и услышали заглянув за стены замка. А понравилось ли вам наше путешествие? Что запомнилось больше всего?

Выставление и коментирование оценок

Спасибо за урок, все свободны.

Ответы детей.

Подача дневников для выставления оценок.

Рыцари на войне.

Рыцари предпочитали сражаться на конях. Основная единица рыцарского войска – тяжеловооружённый всадник. Бой в средние века – череда рыцарских поединков. Рыцари старались сразиться с наиболее знатными соперниками, победа над которыми приносила славу и трофей в виде вооружения противника. Сражались рыцари  верхом на  лошадях, если не удавалось выбить соперника из седла тяжёлым копьём, то бой продолжали на мечах.  От ран рыцаря защищали стальные доспехи,  шлем и щит. Но,  не смотря на это, в бою многие рыцари получали тяжёлые ранения или гибли. Однако война считалась среди рыцарей наиболее достойным занятием.

Рыцарский кодекс чести.

Рыцарь должен был соблюдать определённые правила поведения, чтобы быть уважаемым человеком в своём сословии. Он должен был быть защитником церкви и веры, оборонять христиан от набегов иноверцев.

Он должен был прилагать все усилия для искоренения лжи и несправедливости. Рыцарь – надежда слабых и обиженных, идеал добра и милосердия. Рыцарь должен был быть верен слову и благороден, образован, щедр и галантен с дамами. А даме сердца быть верным до конца своих дней. Конечно, все эти правила, рыцарь не должен был соблюдать с людьми не своего круга, с «грубыми мужланами». Более того, многие рыцари и в своём кругу не блистали всеми добродетелями, часто они оказывались необразованными и жестокими людьми. И, тем не менее, нормы рыцарской жизни принимались всеми представителями этого сословия, и рыцари старались им соответствовать.

Приложение 3.

Составьте сравнительную таблицу «Условия жизни различных сословий в средневековом обществе» используя следующий справочный материал

Вопросы для сравнения

Священники

Крестьяне

Рыцари

Род занятий

Молятся, читают священные книги, обучают монахов, налогов не платят.

Пашут, сеют, платят налоги, несут повинности.

Воюют, охотятся, проводят турниры,налогов не платят.

Жильё

Монастыри и аббатства.

Бедные хижины.

Замки и дворцы.

Пища

Чаще простая, но хорошая и в достаточном количестве

Самая скромная, не в достаточном количестве, часто голодают

Роскошные блюда и явства.

Развлечения

Запрещены церковными правилами.

Ярмарки и народные праздники.(очень редко)

Пиры, охота,

Выступление бродячих артистов и минестрелей

Источники

существования

Монастырские хозяйства, церковная десятина и налоги с крестьян.

Собственный труд, натуральное хозяйство.

Налоги с крестьян, военная добыча.

Документ.

Средневековый поэт барон Бертран до Борн написал множество баллад о рыцарях.

Отрывок из баллады «Первая песня»

…И также мне люб тот рыцарь мне,

Что, первым ринувшись вперёд,

Бесстрашно мчится на коне

И войску бодрость предаёт

Отвагой удалою.

Лишь только битва закипит,

Пусть каждый вслед за ним спешит,

Рискуя головою.

Достоин тот похвальных слов,

Кто и разить и пасть готов!…

Барон Бертран до Борн (1140-1215гг.)

Приложение 5.

nsportal.ru

Вечные труженики 6 В 2 РЯД В

Вечные труженики 6 В 2 РЯД

В Средние века, что общество состоит из трех больших групп людей – сословий 1 сословие – «сражающиеся» – рыцари 2 сословие – «молящиеся» – духовенство 3 сословие – «трудящиеся» – крестьяне

Нет земли без сеньора • В раннем Средневековье крестьяне в Европе были большей части несвободными людьми. Это означало, как правило, они не могли в полной мере распоряжаться ни собой, ни своей землёй, ни собственным имуществом. У каждого был свой господин – сеньор. Таким сеньором могли оказаться рыцарь, барон, король, но также епископ или, например, настоятель монастыря. • В некоторых странах действовало правило « нет земли без сеньора» . Это правило означало, что ни одна деревня не вправе считать себя свободной, она обязательно должна принадлежать какому – ни будь сеньору. А раз земля, на которой крестьяне живут и трудятся, – владение не их, а какого – то господина, то за пользование ею им приходилось и работать на него.

Крестьянские повинности • Крестьяне должны были обрабатывать поле своего сеньора. Это называется барщиной

Оброк • Крестьяне отдавали сеньору часть того, что выращивали на собственных полях или добывали охотой и промыслами.

Десятина • Десятую часть своих доходов, крестьяне должны были платить церкви. Этот древнейший налог называется десятиной

Крестьяне • Многие крестьяне оказались в особо тяжелой зависимости от сеньора, Им приходилось платить всякий раз, когда они получали наследство, выдавали дочерей замуж, посылали сыновей в приходскую школу. Стоило же одному из зависимых крестьян умереть, как его вдова должна была отдать лучшую голову скота сеньору, а нередко еще и вторую – церкви • У крестьян случалось немало поводов испытывать недовольство своими сеньорами. То сеньор не защитил его от врага, то не помог при неурожае, то обложил неслыханными поборами. Поначалу крестьяне глухо роптали, а потом иногда поднимали мятежи против своего господина.

Вместе легче • Крестьяне из одной деревни, а иногда и из нескольких соседних объединялись в общины. Жить и хозяйствовать в одиночку было трудно, а то и попросту невозможно. Вместе же было проще и соседнею пустошь распахать, и от пришлых злых людей защититься. • Вся жизнь крестьянина проходила в общине. Община строила церковь, содержала священника, отмечала свадьбы и устраивала погребения. Община помогала больным, бедным и одиноким, поддерживала сирот.

Что вырастил, то и съел. • В раннем Средневековье торговля была развита слабо. Постоянных рынков было мало, да и товаров на них продавалось немного. Поэтому жителям почти каждой деревни приходилось самим производить все, что им требовалось, – от хлеба до серпов, плугов и гвоздей. (Поскольку железа было мало, любые изделия из него стоили очень дорого. )

Натуральное хозяйство • Хозяйство, в котором производится все самое нужное, в котором нет необходимости много покупать или продавать на рынке, называется натуральным.

Крестьянские радости и печали. • Жизнь крестьян состояла не из одного только изнурительного труда. Церковь отводила немало дней в году на праздники. Отмечались и христианские праздники, и те, что появились ещё в глубокой древности, задолго до христианства, – Масленица, День благословения полей, весенний праздник 1 мая. • Крестьянская масленица.

present5.com

Конспект урока по истории на тему: Вечные труженики

Учитель истории и обществознания Чернявская Д. К. 6 – е классы.

Вечные труженики

Цель: сформировать представление о жизни средневековых крестьян, раскрыть смысл понятий: сословия, барщина, оброк, община, натуральное хозяйство.

Задачи

Образовательные:познакомить учащихся со средневековыми сословиями, основными видами крестьянских повинностей;

Развивающие:развивать умение логически мыслить, анализировать, решать проблемные задачи;

Воспитывающие:Принцип единства мира через понимание идентичности исторического развития Европы и России.

Тип урока: Комбинированный.

Основные понятия: Сословия, повинности, подати и поборы, барщина, оброк, десятина, община, натуральное хозяйство.

Ход урока:

1. Оргмомент

Обозначение темы урока. Тема сегодняшнего урока «Вечные труженики», как вы думаете, о ком мы сегодня будем говорить? (о крестьянах). А что именно нас может интересовать в жизни средневековых крестьян?

Определение целей и задач урока. Вы своим ответом определили цель нашего урока, а именно сформировать представление о жизни средневековых крестьян, раскрыть смысл понятий: барщина, оброк, община, натуральное хозяйство.

Мотивация учебной деятельности. Данные понятия мы будем рассматривать не только при изучении истории средневековой Европы, но при изучении истории России, при сдаче ЕГЭ.

Проверка Д/з . ЗАДАНИЕ 1. Актуализация знаний по теме «Земля и власть».

Ответьте «да» или «нет».

1.Главным богатством в средние века считалась земля.

2.Земельное владение, которое жаловалось за службу, называлось феод.

3.В средние века церковь была крупным собственником земли в Европе.

4.Вассал, давший клятву, верно служить своему сеньору никогда не нарушал своего обещания.

5. Бароны и рыцари составляли основу средневекового войска, которое могло сражаться с самыми сильными врагами.

6.В феодальной лестнице вассал стоял выше своего сюзерена.

Самопроверка. Ответы написать на доске. Записать в рабочем листе количество набранных баллов.

Изучение новой темы

Кто владел землей в средневековом обществе? (король, рыцари, церковь).

Объяснение учителя о сословиях.

– Стр. 87 работа с иллюстрацией: Какие сословия по вашему мнению здесь изображены ? («молящиеся», второе «сражающиеся», третье «трудящиеся») Каждая группа обладала своими правами и обязанностями, которые передавались по наследству.

Главным богатством в средние века была земля. Но земля, которую никто не обрабатывает, не принесет никакой прибыли. Поэтому можно сказать, что главным источником получения богатства был труд крестьян. Крестьяне составляли большинство населения средневековья. А как вы думаете, почему ?

ЗАДАНИЕ 2.Вставьте недостающие слова и спишите понятия в тетрадь.

Сословия – большие группы____________ со своими правами и обязанностями, передаваемыми по _____________.

ЗАДАНИЕ 3. Прочитайте пункт 1 стр.87 и заполните таблицу.

Сословия средневековья

Средневековое название Состав

«Молящиеся» Священники, монахи

«Сражающиеся» Рыцари

«Трудящиеся» Крестьяне, ремесленники, купцы, торговцы

Третье сословие считалось низшим, презренным, в отличии от первых двух благородных сословий. Только благородные сословия имели право владеть землей и зависимыми крестьянами. Сословия «трудящихся» имело мало прав, но много обязанностей.

– Как правило, крестьяне в Европе были несвободными => не могли распоряжаться собой и своим имуществом. У каждого был свой господин – сеньор. Даже свободные люди в опасные времена расставались со своей свободой ради обеспечения своей безопасности.

«Нет земли без сеньора» => земля на которой крестьяне живут и трудятся владение господина. А за пользование землей они должны были нести повинности, т.е. выполнять принудительные обязанности.

Прочитайте пункт 3 «Крестьянские повинности» стр.88 и выполните задания 4.

Задание 4. Вставьте недостающие слова и спишите понятия в тетрадь.

Повинности- принудительные обязанности за _____________ землей.

Барщина- обязанность крестьян обрабатывать __________своего господина.

Оброк- натуральная (реже денежная) плата___________ своему господину.

Подати и поборы- регулярные и совершаемые по случаю (праздник, свадьба и т.п.) приношения крестьян своему __________.

Десятина- десятая часть доходов, которую крестьянин отдавал ___________.

В средневековой Европе большинство крестьян не были свободными людьми. Они не могли в полной мере распоряжаться ни собой, ни землей, на которой жили и работали, ни имуществом.

Задание 5. Прочтете отрывок из документа

Юрист XIII в. писал о крестьянах:

Есть много состояний личной зависимости; одни… так подчинены сеньорам, что эти сеньоры могут распоряжаться всем их имуществом, имеют право жизни и смерти, могут держать их в заключении по своей воле за вину или без вины и никому за них не ответственны, кроме как одному Богу. С другими обращаются более человечно, ибо сеньоры не могут ничего от них требовать, если только они не провинятся, за неуплату повинностей.

  1. В чём разница положения лично свободных и зависимых крестьян? Чьё положение было тяжелее?

2.В чём отличие средневековых зависимых крестьян от римских рабов?

Слово учителя.

Крестьяне из одной, а иногда и из нескольких соседних деревень объединялись в общины. Запишите в тетрадь определение.

Община- объединение крестьян одной или нескольких деревень для защиты и совместного ведения хозяйства. Функции общины вы можете рассмотреть на доске (следили за уплатой положенного сеньору, объявляли войну, чем засеять поле, помогать больным и бедным, чем засеять поле сеньора, учувствовала в выборах короля).

6.Прочитайте пункт 5 стр.91 и дайте определение понятию

Натуральное хозяйство- это_________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Работа с иллюстрацией учебника стр. 91.

Домашнее задание: П.11 прочитать, выучить понятия, придумать рассказ о жизни крестьян в средние века использ. Слова стр. 92 этот вопрос есть в учебнике к пункту 6 .

Оценивание.

Приложение 1

Рабочий лист к уроку: «Вечные труженики».

ЗАДАНИЕ 1. Проверка домашнего задания.

Ответьте «да» или «нет». За каждый правильный ответ 1 балл. Всего 6 баллов.

1.Главным богатством в средние века считалась земля.

2.Земельное владение, которое жаловалось за службу, называлось феод.

3.В средние века церковь была крупным собственником земли в Европе.

4.Вассал, давший клятву, верно служить своему сеньору никогда не нарушал своего обещания.

5. Бароны и рыцари составляли основу средневекового войска, которое могло сражаться с самыми сильными врагами.

6.В феодальной лестнице вассал стоял выше своего сюзерена.

ЗАДАНИЕ 2.Вставьте недостающие слова и спишите понятия в тетрадь. 

Сословия – большие группы____________ со своими правами и обязанностями, передаваемыми по _____________.

ЗАДАНИЕ 3. Прочитайте пункт 1 стр.87 и заполните таблицу.

Сословия средневековья

Средневековое название Состав

«Молящиеся» Священники, монахи

«Сражающиеся» Рыцари

«Трудящиеся» Крестьяне, ремесленники, купцы, торговцы

Задание 4. Вставьте недостающие слова и спишите понятия в тетрадь.

Повинности- принудительные обязанности за _____________ землей.

Барщина- обязанность крестьян обрабатывать __________своего господина.

Оброк- натуральная (реже денежная) плата___________ своему господину.

Подати и поборы- регулярные и совершаемые по случаю (праздник, свадьба и т.п.) приношения крестьян своему __________.

Десятина- десятая часть доходов, которую крестьянин отдавал ___________.

Задание 5. Прочтете отрывок из документа

Юрист XIII в. писал о крестьянах:

Есть много состояний личной зависимости; одни… так подчинены сеньорам, что эти сеньоры могут распоряжаться всем их имуществом, имеют право жизни и смерти, могут держать их в заключении по своей воле за вину или без вины и никому за них не ответственны, кроме как одному Богу. С другими обращаются более человечно, ибо сеньоры не могут ничего от них требовать, если только они не провинятся, за неуплату повинностей.

  1. В чём разница положения лично свободных и зависимых крестьян? Чьё положение было тяжелее?

  2. В чём отличие средневековых зависимых крестьян от римских рабов?

infourok.ru

Trojden | Вечные труженики: Бойцов М. А.

1. Основа всего. В Средние века считали, что общество состоит из трёх больших групп людей — сословий. Первое сословие — это молящиеся, то есть священники и монахи. Второе — сражающиеся, то есть рыцари. Третье же — трудящиеся, то есть крестьяне.

Каждое сословие необходимо двум другим, ни одно не может обойтись без остальных. И всё же сословие «трудящихся» — самое многочисленное: крестьян во много раз больше, чем представителей других сословий. Но главное, без крестьянского труда не смогли бы ни рыцари отправиться в поход, ни священники служить Богу. «Весь мир держится на плечах крестьянина», — говорили в Средние века.

Средневековое общество на самом деле было намного сложнее — вспомните хотя бы о купцах или ремесленниках. Почему же создатели этой теории разделили общество на три группы? Как вы думаете, к какой из них они относили самих себя?

Сражающиеся, молящиеся и трудящиеся. Миниатюра. XIV в.

Предположите, почему автор иллюстрации поместил рыцарей выше духовенства.

2. Нет земли без сеньора. В раннем Средневековье крестьяне в Европе обычно были несвободными людьми. Это означало, что, как правило, они не могли в полной мере распоряжаться ни собой, ни своей землёй, ни собственным имуществом. У каждого был свой господин — сеньор. Таким сеньором мог оказаться рыцарь, барон, король, но также епископ или, например, настоятель монастыря.

Даже свободные люди в смутные и опасные времена нередко расставались со своей свободой потому, что в обмен на неё они получали относительную безопасность. Ведь покровительство могущественного сеньора сулило надёжную защиту от опасностей.

В некоторых странах, например во Франции, действовало правило «нет земли без сеньора». Это правило означало, что ни одна деревня не вправе считать себя свободной, она обязательно должна принадлежать какому-нибудь сеньору. А раз земля, на которой крестьяне живут и трудятся, — владение не их, а господина, то за пользование ею им приходилось работать на него.

Что заставляло крестьян менять свою свободу на зависимость от сеньора?

3. Крестьянские повинности. Помимо различных податей и поборов, крестьяне, как правило, должны были обрабатывать поле своего сеньора. Это называлось барщиной. Вместо барщины, а иногда и вместе с ней крестьяне платили оброк, то есть отдавали сеньору определённую часть того, что выращивали на собственных полях или добывали охотой и промыслами. Кроме того, полагалось передавать десятую часть своих доходов Церкви. Этот древнейший налог называется десятиной.

Многие крестьяне оказались в особо тяжёлой зависимости от сеньора. Им приходилось платить всякий раз, когда они получали наследство, выдавали дочерей замуж. Стоило же одному из зависимых крестьян умереть, как его вдова должна была отдать лучшую голову скота сеньору, а нередко ещё и вторую — Церкви.

У крестьян случалось немало поводов испытывать недовольство своими господами. То господин не защитил крестьянина от врага, то не помог при неурожае, то обложил неслыханными ранее поборами. Обычно в таких случаях крестьяне только глухо роптали, но порой начинали бунтовать против своего господина.

Управляющий наблюдает за жатвой. Миниатюра. XIV в.

Конечно, сеньор старался забрать у крестьянина как можно больше, но и он прекрасно понимал, что от нищего и голодного крестьянина ему самому не будет пользы. Разорять собственных крестьян сеньорам не было никакого смысла.

У власти сеньора над крестьянином были пределы. Сеньор, к примеру, не мог без суда убить его, разлучить с семьёй, продать без двора и надела. Размеры поборов и служб определялись многолетней традицией, и, если сеньор пытался поменять в ней что-либо к своей пользе, он рисковал встретить сопротивление.

Положение даже самых несвободных крестьян было намного лучше положения античных рабов. Более того, на протяжении Средневековья европейское крестьянство в целом становилось всё зажиточнее и свободнее.

Составьте в тетрадях схему «Виды крестьянской зависимости и крестьянские повинности в Средние века».

4. Вместе легче. Жить и хозяйствовать в одиночку представлялось тогда трудным, а то и попросту невозможным. Поэтому крестьяне из одной деревни, а иногда и из нескольких соседних объединялись в общины. Ведь вместе было проще и соседнюю пустошь распахать, и от пришлых злых людей защититься. Члены общины избирали на сходах старосту и его помощников и решали много других важных вопросов. Так, например, община определяла, чем будут засевать то или иное поле, в какой день начинать сев, а в какой — жатву. Обычно крестьянские наделы нарезались узкими полосками из принадлежавшего деревне поля. Уже поэтому нельзя было допустить, чтобы один крестьянин выращивал, например, рожь, а другой — ячмень. Всё поле следовало засевать одной культурой, а какой именно — решал общинный сход.

Две сцены пахоты. Миниатюры. XII—XIV вв.

В Средние века были изобретены и новые виды плуга, и новый вид упряжи. Народы древности не знали хомута, а потому их кони не могли долго тянуть ни плуг, взрывающий землю, ни гружёную телегу. Тогда под силу лошадям были только лёгкие боевые колесницы с одним или, самое большее, двумя воинами. Изобретение хомута позволило запрячь лошадей в плуг вместо быков. Это стало настоящим переворотом в сельском хозяйстве.

Сравните изображения. Есть ли разница в том, что за люди пашут в том и другом случае? Какие плуги они используют? Какие животные впряжены в плуг?

Вся жизнь крестьянина проходила в общине. Община строила церковь, содержала священника, отмечала свадьбы и устраивала погребения. Община помогала больным, бедным и одиноким, поддерживала сирот.

Община следила за тем, чтобы все её члены вовремя уплачивали положенное сеньору и Церкви. Вместе с тем нередко именно от решения общины зависело, что будет выращиваться и на господских полях. Иногда община могла даже воспротивиться введению её господином какого-нибудь нового побора.

Подумайте, какие ещё вопросы решала община.

5. Натуральное хозяйство. В раннем Средневековье торговля была развита сравнительно слабо. Постоянных рынков имелось мало, да и товаров на них продавали немного. Поэтому жителям почти каждой деревни приходилось самим производить как можно больше того, в чём они сами нуждались, — от хлеба до серпов, плугов и гвоздей. (Поскольку железа не хватало, любые изделия из него стоили очень дорого.)

Хозяйство, в котором производится всё самое нужное, в котором нет необходимости много покупать или продавать на рынке, называется натуральным. Натуральное хозяйство преобладало в средневековой Европе до XIII—XIV вв. Каждая община была как бы самостоятельным мирком, мало связанным с соседними.

Женские занятия. Миниатюры. XIV в.

На женщинах держалось всё домашнее хозяйство. Кроме того, женщины пряли и ткали. В некоторых областях Европы именно женская работа со временем стала приносить самый большой доход крестьянской семье.

Как могло сказаться на положении женщины в семье повышение спроса на продукты женского труда, например ткани?

Объясните своими словами, что такое натуральное хозяйство. Почему оно стало распространяться ещё в Поздней Римской империи? Что в раннем Средневековье подталкивало к ведению натурального хозяйства?

6. Крестьянские радости и печали. Жизнь крестьян состояла не из одного только изнурительного труда. Церковь отводила немало дней в году на праздники. Отмечались и христианские праздники, и те, что появились ещё в глубокой древности, задолго до христианства, — Масленица, День благословения полей, весенний праздник 1 мая. Церкви приходилось терпеть и древние, языческие по происхождению обряды, такие, как хороводы, прыганья через костёр, подношения всевозможным духам и многое другое.

Чёрные дни в деревне наступали с неурожаем. Если же он повторялся несколько лет подряд и у крестьян заканчивались запасы продовольствия, начинался голод, ведь излишков зерна и других продуктов было мало.

На крестьянском хозяйстве тяжело сказывались как большие войны, так и мелкие распри, которых в Средние века было много.

Князья или рыцари не так уж часто встречались друг с другом в бою. Зато разорять владения врага, а значит, его деревни, они могли ежедневно.

Придумайте рассказ о жизни крестьян в Средние века, используя слова: община, сеньор, барщина, оброк, десятина, Масленица, — и нарисуйте иллюстрации к нему.

Крестьянская Масленица. Миниатюра. XVI в.

Опишите одежду крестьян. Богата или бедна эта деревня?

1. С какими трудностями сталкивались средневековые крестьяне, как их преодолевали?

2. Вспомните, почему к натуральному хозяйству начали переходить ещё в период Поздней Римской империи. Что в Средние века способствовало укреплению натурального хозяйства?

3. Как вы думаете, почему люди из других сословий, знавшие, что без крестьянского труда им не прожить, считали крестьян «грубыми и бесчувственными»?

ВОЛЬНЫЙ СТРЕЛОК ИЗ ШЕРВУДСКОГО ЛЕСА

Английские крестьяне в Средние века очень любили баллады (стихотворные сказания) о Робин Гуде. Знаменитый разбойник и непревзойдённый стрелок из лука, Робин Гуд скрывался со своими молодцами, одетыми в зелёные плащи с капюшонами, в королевском Шервудском лесу неподалёку от города Ноттингема. Робин Гуд охотился на королевскую дичь, пренебрегая любыми запретами. Но главное, он отнимал у богатых неправедно нажитые деньги и раздавал их беднякам. Робин Гуд был благороден и справедлив, он заступался за обиженных. Все попытки королевского представителя — шерифа Ноттингема — поймать и казнить отважного стрелка и его сподвижников были безуспешны. Возможно, не всё в балладах о Робин Гуде выдумка. Однако сейчас трудно даже сказать, в каком столетии мог жить исторический Робин Гуд. Похоже, что легенды о нём ходили уже в начале XIII в.

Какие подвиги Робин Гуда вам известны? Кто были его друзья и кто — враги? Какие надежды и мечты английских крестьян отразились в этих балладах?



trojden.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *