Конспект урока русского языка по теме
«Ключевые слова»
Цели: учить находить в тексте ключевые слова; показать их значение в тексте; развивать творческие способности, навыки анализа текста, орфографические и пунктуационные навыки.
Планируемые результаты: понимание роли ключевых слов в тексте; умения анализировать созданные тексты, находить в них ключевые слова, работать в парах
Ход урока
-Здравствуйте, ребята! Садитесь. Хочу начать наш сегодняшний урок с небольшой притчи:
Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было, И когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой.
Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел её подвинуть, да уронил и разбил. Невестка стала бранить старика за то, что он им всё в доме портит и чашки бьёт, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке. Старик только вздохнул и ничего не сказал.
Сидят раз муж с женой дома и смотрят — сынишка их на полу дощечками играет — что-то слаживает.
Отец и спросил:
«Что ты это делаешь, Миша?»
А Миша и говорит:
«Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить».
Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно за то, что они так обижали старика; и стали с тех пор сажать его за стол и ухаживать за ним.
-Какова основная мысль этой притчи? Что хотел сказать нам автор? Автор хотел нас предостеречь от возможных ошибок: нужно относиться к старшему поколению уважительно, с почитанием, нужно уметь вовремя сказать «прости». Сегодня на уроке мы еще обратимся к правилам поведения.
Основная мысль – это один из важнейших компонентов текста. Взгляните на кластер (кластер отображен на доске). На прошлых уроках мы с вами говорили о теме, о начальных и конечных предложениях, об основной мысли. А сегодня поговорим еще об одной важной составляющей текста
-Взгляните на доску и найдите лишний ключ. Объясните, чем он отличается от остальных, как называется это языковое явление?
Вывести на проектор следующие слова: гаечный ключ, скрипичный ключ, ключ к шифру, напиться из ключа, потерять ключ от калитки.
КЛЮЧ, синоним слову родник, – это омоним к многозначному слову КЛЮЧ
– Как вы думаете, от какого из этих ключей можно образовать прилагательное? Ключевая водица.
– Я вам предлагаю сегодня обратиться к теме «Ключевые слова».
– Что можно «отпереть» при помощи ключевых слов? (Смысл текста, тему)
Откроем тетради. Запишем число, классную работу, тему урока.
II. Работа по теме урока:
Ключевые слова – это слова, которые передают основную информацию, содержащуюся в тексте (вывести определение на проектор)
– Все мы знаем правила поведения в обществе, как нужно вести себя хорошо, благопристойно. И такие правила не только существуют в речи ваших родителей и учителей, но и в письменной форме. Посмотрите на упр. 74 – перед нами текст, повествующий о существовании письменного свода правил.
2. Работа с текстом упр. 74. Учитель читает данный текст вслух, поскольку в нём достаточное количество устаревших слов и инверсионных конструкций.
– Обратите внимание на название книги (при помощи союза ИЛИ, с заглавной буквы обе части заголовка)
– В тексте, ребята, вам встретилось много устаревших слов (зерцало, наипаче, матерь, благочинно)
– Какую синтаксическую особенность в предложении вы заметили? Обратите внимание на порядок расположения членов предложения. Инверсия – обратный порядок слов. «Впервые наипаче всего должны дети отца и матерь в великой чести содержать», «слушать и других речи не перебивать».
– Обратите внимание на ударение в слове дОлжно. Данное слово используется как сказуемое, хотя чаще всего в таком значении в современном языке мы используем другие слова.
– Какие, ребята? (Нужно, необходимо, следует, надо).
Слово это произносится так же, как и прилагательное должный в полной форме.
-Подберите выражения, в которых это прилагательное используется.
(На должном уровне, должным образом, должное внимание, воспринимать как должное).
По-другому произносятся краткие формы этого прилагательного (за исключением формы мужского рода — дОлжен), которые используются чаще, чем полные: должнА, должнО, должнЫ.
– В тексте много выделенных ключевых слов и словосочетаний. Вывести на проектор.
– Какие, ребята, из этих словосочетаний остаются актуальными и в наше время? Напишите, пожалуйста, список современных правил поведения, опираясь на картинки к упр. 75.
-Что такое ключевые слова? (Это слова, наиболее важные, характерные для данного текста)
-Для чего нужны ключевые слова?
Составьте синквейн на тему «Ключевые слова».
IV. Домашнее задание. Комментирование.
Упр. 79. Продумать продолжение сказочной истории.
Урок 19. Ключевые слова
Цели: учить находить в тексте ключевые слова; показать и значение в тексте; развивать творческие способности, навыки анализа текста, орфографические и пунктуационные навыки.
Планируемые результаты: понимание роли ключевых слон в тексте; умения анализировать созданные тексты, находить в них ключевые слова, работать в парах.
Ход урока
П. Проверка домашнего задания
(Упр. 73 — чтение и анализ творческих работ.)
I. Организационный момент
Проверка домашн
(Упр. 73 – чтение
III. Самоопределение к деятельности
(Чтение и обсуждение диалога на с. 42 учебника.) Ключевыми могут быть не только слова, но и словосочетания и предложения. Ключевые слова очень помогают при устно» или письменном пересказе текста. Если мы правильно выделим ключевые слова, нам будет легко написать изложение, передать то главное, что хотел сказать автор.
Ключевые слова важны и для поиска информации. По ключевым словам мы можем обнаружить необходимый документ, при работе с компьютером, нужную информацию в Интернете.
Именно по ключевым словам, введённым в поисковую строку,
МЫ находим нужный нам документ или страницу с помощью по-
И( копой системы.
Именно по ключевым словам, введённым в поисковую строку, МЫ находим нужный нам документ или страницу с помощью поисковой системы.
— Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке? {На конкретных примерах проследить, какова роль ключевых слов в тексте, научиться находить в тексте ключевые слова.)
IV. Работа по теме урока
Работа по учебнику
Упр. 74 – выразительное чтение текста, запись ключевых I нов с комментированием, пересказ текста по ключевым словам.
Упр. 75 – работа в парах с последующим коллективным об-|уждением.
V. Закрепление изученного материала
Работа по учебнику
1. Упр. 77 — запись ответов на доске и в тетрадях после пред-|мрительного устного обсуждения. Дополнительный вопрос
— Можно ли обойтись меньшим количеством ключевых слов, для того чтобы определить названия произведений А.С. Пушкина? (Примерный ответ. Можно. В первом и третьем примерах прямо указывается на названия произведений: «Золотой петушок», «Руслан и Людмила». Во втором примере можно убрать одно или даже два любых слова, чтобы определить произведение: «Сказка о мёртвой царевне…»; для правильного ответа достаточно
2. Упр. 76 – выразительное чтение текста, запись ключевых
ЮВ и обсуждение вопроса в парах.
Комментарии
Примерный набор ключевых слов: друг, собака, в лес, тре-ожный лай, мальчишки, птенец, жалобно пищал, сердито лаяла, щказники, оставили птенчика, спас птичью семью.
Тип речи — повествование.
Упр. 78 — самостоятельная творческая работа с последующем обсуждением
Комментарии примерный набор слов: утро, девочка, стройная
VI, Подведение итогов урока
Что такое ключевые слова? (Это слова, наиболее важные, характерные для данного текста. )
Для чего нужны ключевые слова?
Домашнее задание
Учебник: § 16, упр. 79.
Подведение итогов учит учащихся, как различать наиболее важные идеи в тексте, как игнорировать не относящуюся к делу информацию и как осмысленно интегрировать центральные идеи. Обучение студентов подведению итогов улучшает их память на прочитанное. Стратегии обобщения можно использовать практически в каждой области контента.
Когда использовать: | Перед чтением | Во время чтения | После чтения |
Как использовать: | Индивидуально | С небольшими группами | Установка для всего класса |
С точки зрения учащихся, подведение итогов – это изложение наиболее важных частей текста своими словами в гораздо более короткой форме. Обучение подведению итогов показывает учащимся, как различать основные идеи в тексте, как игнорировать не относящуюся к делу информацию и как осмысленно интегрировать центральные идеи. Обучение студентов подведению итогов улучшает их память на то, что они читают, и служит проверкой понимания. Обобщение — это сложный навык, который будет развиваться со временем по мере того, как учащиеся читают все более сложные тексты.
Подводить итоги может быть сложно даже для взрослых. Скачок от пересказа, который просит читателей вспомнить события в истории в логическом порядке, к определению того, что важно или необходимо в истории, и сжатию информации в резюме, является большим. Хороший способ поддержать растущую способность юных читателей обобщать — это моделировать и практиковать процедуры подведения итогов. Процедура или структура, которая имеет наибольший смысл, будут различаться в зависимости от возраста и опыта учащихся.
Попробуйте перейти от структурированных упражнений для обучения последовательности рассказов, таких как «Начало, середина и конец» и «Первый, следующий, затем, последний», к структурированным подведением итогов, таким как «Кто-то хотел, но потом » или «Пять пальцев (5W)». Эти леса дают учащимся визуальное представление их мышления и способ структурировать свои ответы, побуждая их думать не только о последовательности событий.
Для учащихся, которые имеют больше опыта в определении элементов рассказа и определении важных идей, попробуйте использовать более открытые процедуры, такие как Суммирование за 2 доллара, или другие подходы к подведению итогов, ориентированные на ключевые слова.
Для учащихся, которые знакомы с концепцией основных идей и важных деталей:
1. Начните с чтения или попросите учащихся прослушать выбранный текст, который необходимо обобщить.
2. Задайте учащимся следующие базовые вопросы:
3. Попросите их использовать ключевые слова или фразы, чтобы определить основные моменты из текста.
На этом виртуальном уроке учитель читает вслух Маленький Шимпанзе и термиты и моделирует заполнение рисунка «Кто-то хотел, но тогда» (SWBST) организатор. Сила этой стратегии заключается в том, что сам лист SWBST, прочитанный как серия предложений, представляет собой краткое изложение книги.
youtube.com/embed/BbJpsUB6IUU” title=”YouTube video player”>Задания K–2, описанные в этом видеоролике, более подробно фокусируются на использовании элементов истории (персонажей, обстановки, проблемы, решения) в качестве основы для пересказа и обобщения. . Занятия K-1 включают в себя устные конспекты, иллюстрации и действия учащихся. 2-й класс представляет собой пересказ и подведение итогов в небольшой группе с карточками-подсказками для элементов рассказа, которые могут включать письменный компонент.
Учитель объясняет «Суммируй за 2 доллара», стратегию подведения итогов с использованием ключевых слов из текста.
Полный список заданий по подведению итогов, включая набор не письменных заданий подведения итогов, см. в разделе Стратегии быстрого подведения итогов для использования в классе.
Get the Gist, ресурс Национальной службы поддержки поведения Великобритании, включающий множество графических органайзеров и идей для уроков.
Вот план урока, который поможет учащимся научиться подводить итоги, используя Облачно, возможны осадки в виде фрикаделек .
Jones, R. (2007). Стратегии понимания прочитанного: подведение итогов. Получено 29 января 2008 г. с http://www.readingquest.org/strat/summarize.html.
Гатри, Дж. Т. (2003). Инструкция по понятийно-ориентированному чтению: практика обучения чтению для понимания. В C. Snow & A. Sweet (Eds.), Чтение для понимания: последствия отчета RAND для образования (стр. 115–140). Нью-Йорк: Гилфорд.
Автор: Джин Крейгхед Джордж
Возрастной уровень: 3-6
Уровень чтения: начинающий
В этой истории о перелетных птицах и запечатлении сочетаются факты и вымысел. поведения известного натуралиста.
Автор: Бекки Бейнс
Жанр: Документальная литература
Возрастной уровень: 0-3
Уровень чтения: Предварительный чтение
Все, что вы никогда не знали и хотели знать о коже, представлено в привлекательном легком сочетании фотографий и нарисованных линий. В результате получилась информативная книга, которой можно делиться слоями, демонстрируя, что «ваша кожа держит вас внутри!»
Автор: Изабелла Хаткофф, Крейг Хаткофф, Паула Кахумбу
Жанр: Документальная литература
Возрастной уровень: 6-9
Уровень чтения: Самостоятельный читатель
Когда цунами лишил маленького бегемота осиротевшего, группа обеспокоенных жителей деревни Малиди (на восточном побережье Кении) выясняет, как поймать 600-фунтового детеныша, начав его новую жизнь в приюте для животных с новым и неожиданным компаньоном — 130-летняя черепаха по имени Мзи. В этой вдохновляющей, привлекательной и правдивой истории, рассказанной сначала молодой девушкой и ее отцом, использованы полноцветные фотографии и простой текст.
Это наша домашняя страница.
Факторные карты показывают концепции, основанные на исследованиях, «факторы», которые, вероятно, влияют на обучение. Они разделены на четыре категории: фон учащегося, социальное и эмоциональное обучение, познание и область содержания. Карта интерактивная. Наведите курсор на фактор, чтобы увидеть связанные факторы. Выберите любой фактор, чтобы посетить его сводную страницу. Далее мы рассмотрим страницы сводки факторов.
Это страница сводки факторов. Он содержит краткое определение и обзор фактора, диаграмму связей факторов, дополнительные ресурсы и стратегии, поддерживающие этот фактор.
На карточке стратегии разноцветные прямоугольники показывают все факторы, которые она поддерживает. Выберите стратегию, чтобы посетить ее сводную страницу.Страницы сводки стратегии содержат обзор, информацию об использовании стратегии в различных учебных средах, интересующие ресурсы, факторы, которые поддерживает эта стратегия, и связанные стратегии, которые вы можете изучить. Чтобы просмотреть все стратегии в области содержимого, используйте вкладку стратегий в верхней части страницы. Далее мы рассмотрим все стратегии для этой модели учащегося.
На странице стратегии показаны ВСЕ стратегии для этой модели учащегося. Вы можете выбрать факторы, представляющие интерес для вас или ваших учащихся, и это сузит стратегии до тех, которые соответствуют всем выбранным факторам. Это упрощает поиск ключевых стратегий для лучшего проектирования с учетом вариативности учащихся.
Вкладка «Инструменты и рабочие области» на панели навигации или кнопка «Мои рабочие области» в меню учетной записи позволяют перейти на страницу, на которой показаны ваши рабочие области. На странице «Мои рабочие области» есть две вкладки: вкладка «Рабочие области» и вкладка «Отчеты». На вкладке «Рабочие области» перечислены рабочие области, которые вы можете персонализировать и обновлять. Вы можете создавать новые разделы, перемещать карточки между разделами, добавлять аннотации, делиться ими с соавторами и писать размышления. Вторая вкладка, «Отчеты», представляет собой своего рода рабочее пространство, созданное с помощью Инструмента разработки инструкций или Инструмента оценки продукта, и имеет меньше параметров персонализации.