Бородино сражение 205 лет классный час – Классный час “205 лет битве при Бородино”

Классный час “205 лет битве при Бородино”

Федеральное государственное общеобразовательное учреждение

Московский кадетский корпус

«ПАНСИОН ВОСПИТАННИЦ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель начальника Пансиона воспитанниц МО РФ

по воспитательной работе

______________Н.А. Макшакова

«___»____________2017г

СЦЕНАРИЙ

ЧАСА ОБЩЕНИЯ

«205 ЛЕТ БИТВЕ ПРИ БОРОДИНО»

Е.В. Торина

воспитатель учебного курса 11-х классов

Москва 2017г

Методическая характеристика темы: в сентябре 2017 года отмечается 205-летие битвы при Бородино. В рамках работы по патриотическому воспитанию подрастающего поколения эта знаменательная дата отмечена ярким мероприятием – часом общения, посвящённым тем давним событиям.

Данный час общения нацелен не только на воспитание чувства патриотизма, но и на развитие интереса к истории страны.

Форма проведения предполагает совершенствование коммуникативной компетентности, способности к анализу и самоанализу.

В мероприятии участвуют все воспитанницы курса.

Цель: развитие у воспитанниц чувства патриотизма и гордости за свое Отечество.

Задачи: развивать интерес к истории своей страны, формировать активную жизненную позицию.

Использование современных педагогических технологий:

  1. Технология воспитания с помощью аудиовизуальных технических средств;

  2. Технология проблемного подхода в воспитании и образовании.

Форма проведения: круглый стол.

План:

  1. Вступительная часть.

А. Подводящий диалог на фоне демонстрации слайдов.

Б. Формулировка вместе с воспитанницами темы, целей и задач часа общения.

2. Основная часть.

А. Демонстрация видеоролика о жизни М. И. Кутузова.

Б. Сообщения воспитанниц.

В. Выразительное чтение стихотворения М. Ю. Лермонтова «Бородино».

3. Заключительная часть.

А. Подведение итогов. Выводы.

Б. Рефлексия.

Ход часа общения.

На экране телевизора демонстрируются слады.

1 слайд.

Воспитатель:

Уважаемые воспитанницы, посмотрите, пожалуйста, на экран.

Как вы думаете, какое событие в истории нашей страны иллюстрируют эти батальные сцены.

(ответы воспитанниц).

Воспитатель:

Совершенно верно. Это Бородинское сражение, которое состоялось 7 сентября 1812года.

2 слайд (подводящий диалог)

Воспитатель:

А теперь у меня вопрос. Какую войну в истории нашей страны называют Отечественной, а какую Великой Отечественной? (по ходу ответов уточнить даты, другие обстоятельства)

Кто возглавлял войско противника?

С кем воевал русский народ?

Назовите имена героев Бородинского сражения, Отечественной войны; это могут быть полководцы, простые солдаты, просто мирные жители.

(Ответы воспитанниц)

Воспитатель:

Давайте еще раз посмотрим на экран, мысленно проанализируем нашу беседу и вместе с вами сформулируем тему нашего часа общения. Как вы думаете, о чем пойдет сегодня речь (ответы воспитанниц)

После ответов детей, воспитатель формулирует тему занятия.

3 слайд.

Воспитатель прочитывает тему занятия.

Воспитатель:

А теперь, друзья мои, скажите, пожалуйста, для чего нам нужно об этом говорить, к чему мы должны прийти в конце нашего занятия, какова наша цель?

(Ответы воспитанниц)

Воспитатель:

Молодцы, вы сами сформулировали цели нашего часа общения:

Узнать больше о жизненном пути великого полководца М. И. Кутузова;

Вспомнить, чтобы никогда уже не забывать и передать следующим поколениям страницы великой истории страны, частичками которой мы являемся.

Внимание на экран. Давайте посмотрим небольшой видеоролик.

О ком говорится с экрана?

(ответы воспитанниц)

Воспитатель:

А теперь я предлагаю вам более подробно познакомиться с биографией Михаила Илларионовича Кутузова, и в этом нам помогут воспитанницы.

Выступление воспитанниц с сообщениями. Листаются слайды вместе со словами воспитанниц.

Слава Кутузова не имеет нужды в похвале чьей бы то ни было. Один Кутузов мог предложить Бородинское сражение; один Кутузов мог отдать Москву неприятелю, один Кутузов мог оставаться в этом мудром деятельном бездействии, усыпляя Наполеона на пожарище Москвы и выжидая роковые минуты: ибо Кутузов один облечен был в народную доверенность, которую так чудно он оправдал!» А.С. Пушкин.

Михаил Илларионович Кутузов (1745—1813) — Генерал-фельдмаршал, главнокомандующий русской армией во время Отечественной войны 1812 года. Первый полный кавалер ордена Святого Георгия. Родился Кутузов в богатой дворянской семье. В отцовском доме получил прекрасное образование. В 12 лет отец отправил Михаила учиться в инженерную школу – в Артиллерийский корпус. Юноша отличался старанием и прилежностью. Позже эти знания помогут Кутузову быстро продвигаться по службе: от младшего офицера до фельдмаршала! В феврале 1761 года Михаил окончил школу и с чином инженер-прапорщика был оставлен при ней для обучения воспитанников математике. Через пять месяцев стал флигель-адъютантом ревельского генерал-губернатора.

Кутузов участвует в войнах с Турцией под командованием Александра Васильевича Суворова. Отличается при штурме Измаила в 1790 году, совершает ряд подвигов. Но характер Кутузова изменился: он стал осторожным, менее общительным, даже скрытным. Про таких говорят: «Себе на уме». Кончилась походная жизнь. 90-е годы XVIII века стали самыми счастливыми для семьи Кутузовых. В их жизни много радости: подрастали дети.

У Кутузова, как и у Суворова, была одна судьба. Цари удаляли их из армии, когда не было войн, и снова призывали, когда России угрожала опасность. Не раз жизнь Кутузова находилась в опасности. От одной раны он лишился глаза, в другой раз пуля прострелила ему шею, но судьба хранила героя. «Видно Бог бережет голову Кутузова на что-нибудь необыкновенное, если он остался жить после двух таких опасных ран»- говорил доктор, который его лечил.

В начале Отечественной войны 1812 года генерал Кутузов был избран начальником Петербургского, а затем Московского ополчения. На начальном этапе Отечественной войны 1-я и 2-я Западные русские армии откатывались под натиском превосходящих сил Наполеона. Путь Михаила Илларионовича Кутузова в этой военной кампании не был усыпан лаврами.

В начале войны русское войско возглавлял талантливейший полководец своего времени Барклай де Толли. Неудачный ход войны, иностранная фамилия, отступление вызвали раздражение в русском обществе и побудили дворянство требовать назначения командующего, который бы пользовался доверием русского общества. Под давлением общественности Александр I поставил во главе армии М.И.Кутузова. Неожиданно для всех новый главнокомандующий объявил действия Барклая де Толли верными и продолжил отступление в поисках места для генерального сражения, пока не остановился в 110 км от Москвы, около деревни Бородино.

Главнокомандующий русской армией М. И. Кутузов не случайно выбрал Бородинское поле для генерального сражения. Поле очень просторное, на нем могли развернуться большие массы войск. Свои силы Кутузов расположил так, чтобы перерезать неприятелю путь на Москву — обе Смоленские дороги.

Кутузов решился дать Наполеону генеральное сражение, первое и единственное в Отечественной войне 1812 года. Бородинское сражение, одна из крупнейших битв эпохи наполеоновских войн, произошло 7 сентября 1812 года. За один день боя русская армия нанесла тяжёлые потери французским войскам, но и сама по предварительным подсчётам к ночи того же дня потеряла почти половину личного состава регулярных войск.

Баланс сил не сместился в пользу Кутузова. Кутузов принял решение отойти с бородинской позиции. Мы знаем о бегстве французского императора из Российской столицы. В конце концов, армия Наполеона оказалась около приграничного городка Березина. После Березины отступление французской армии превратилось в бегство. Решение Александра I двинуть армию дальше на запад Кутузов встретил без энтузиазма: его беспокоили будущие людские потери.

С прибытием царя к армии он постепенно отошёл от главных дел в командовании, здоровье его пошатнулось, и 16 апреля 1813 года в городе Бунцлау (Польша) Михаил Илларионович Кутузов скончался в возрасте 67 лет. Тело его было перевезено в Петербург, где погребено в Казанском соборе при всеобщей печали народа. Имя героя-полководца навсегда осталось почитаемо русским народом.

Воспитатель:

Пушкин.

Эти слова принадлежат русскому поэту А. С. Пушкину.

Преемник Пушкина Михаил Юрьевич Лермонтов родился в 1814 году и знал о событиях войны 1812 года из рассказов ветеранов – простых крепостных крестьян из окрестных деревень. Где он любил гулять с позволения своей бабушки. Впоследствии яркие впечатления от этих рассказов вылились в поэтический шедевр, посвященный Бородинской битве. Давайте вместе его сейчас вспомним.

Воспитатель начинает читать «Бородино» воспитанницы хором подхватывают.

БОРОДИНО

– Скажи-ка, дядя, ведь не даром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, еще какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!

– Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри – не вы!
Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля…
Не будь на то господня воля,
Не отдали б Москвы!

Мы долго молча отступали,
Досадно было, боя ждали,
Ворчали старики:
“Что ж мы? на зимние квартиры?
Не смеют, что ли, командиры
Чужие изорвать мундиры
О русские штыки?”

И вот нашли большое поле:
Есть разгуляться где на воле!
Построили редут.
У наших ушки на макушке!
Чуть утро осветило пушки
И леса синие верхушки –
Французы тут как тут.

Забил заряд я в пушку туго
И думал: угощу я друга!
Постой-ка, брат мусью!
Что тут хитрить, пожалуй к бою;
Уж мы пойдем ломить стеною,
Уж постоим мы головою
За родину свою!

Два дня мы были в перестрелке.
Что толку в этакой безделке?
Мы ждали третий день.
Повсюду стали слышны речи:
“Пора добраться до картечи!”
И вот на поле грозной сечи
Ночная пала тень.

Прилег вздремнуть я у лафета,
И слышно было до рассвета,
Как ликовал француз.
Но тих был наш бивак открытый:
Кто кивер чистил весь избитый,
Кто штык точил, ворча сердито,
Кусая длинный ус.

И только небо засветилось,
Все шумно вдруг зашевелилось,
Сверкнул за строем строй.
Полковник наш рожден был хватом:
Слуга царю, отец солдатам…
Да, жаль его: сражен булатом,
Он спит в земле сырой.

И молвил он, сверкнув очами:
“Ребята! не Москва ль за нами?
Умремте же под Москвой,
Как наши братья умирали!”
И умереть мы обещали,
И клятву верности сдержали
Мы в Бородинский бой.

Ну ж был денек! Сквозь дым летучий
Французы двинулись, как тучи,
И всё на наш редут.
Уланы с пестрыми значками,
Драгуны с конскими хвостами,
Все промелькнули перед нам,
Все побывали тут.

Вам не видать таких сражений!..
Носились знамена, как тени,
В дыму огонь блестел,
Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел.

Изведал враг в тот день немало,
Что значит русский бой удалый,
Наш рукопашный бой!..
Земля тряслась – как наши груди,
Смешались в кучу кони, люди,
И залпы тысячи орудий
Слились в протяжный вой…

Вот смерклось. Были все готовы
Заутра бой затеять новый
И до конца стоять…
Вот затрещали барабаны –
И отступили бусурманы.
Тогда считать мы стали раны,
Товарищей считать.
Да, были люди в наше время,
Могучее, лихое племя:
Богатыри – не вы.
Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля.
Когда б на то не божья воля,
Не отдали б Москвы!

Звучит финальная песня « Гимн русскому воинству 1812г» автор – исполнитель Сергей Косточко.

Рефлексия:

Воспитатель:

Мне часто приходилось видеть людей, плачущих около Вечного огня, других памятников Великой Отечественной войны, но мы не видим слез у памятников Отечественной войны 1812г. Что вы об этом думаете?

(Ответы воспитанниц).

Давайте мы с вами вместе зажжем сейчас импровизированный огонь в память о великом подвиге нашего народа.

На стикерах желтого цвета воспитанницы пишут свои отзывы в произвольной форме, и приклеиваются в форме пламени на лист ватмана.

Литература по теме:

  1. Отечественная война 1812 года -http://patrio.ru/.

  2. Верещагин В.В. -http://veresh.ru/veresh47.php

  3. Статьи из «Википедии» http://ru.wikipedia.org

  4. Сайт Государственного Бородинского военно-исторического музея-заповедника http://www.borodino.ru/

  5. Сайт музея-панорамы «Бородинская битва» http://www.1812panorama.ru/

  6. «100 битв, которые изменили мир» Выпуск №1.2011. «Бородино – 1812».

Воспитатель Е.В. Торина

infourok.ru

Конспект классного часа “205 лет Бородинскому сражению”

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с. Биджан»

Проведено

«____»__________ 2017 г.

Классный руководитель

_________ И.А. Парыгина

(подпись) (ФИО)

Классный час

по теме: «205 лет Бородинскому сражению»

класс 7

2017-2018 учебный год

Составитель:

Парыгина И.А.

Учитель математики 1 категории

МКОУ СОШ с. Биджан

Биджан-2017

Слайд 1 Приветствие

Слайд 2 Дни воинской славы России (Дни славы русского оружия) — памятные дни России в ознаменование побед российских войск, которые сыграли решающую роль в истории России.

Перечень этих дней был установлен в феврале 1995 года законом «О днях воинской славы и памятных датах России» и включает 8 сентября — День Бородинского сражения русской армии под командованием М. И. Кутузова с французской армией; произошло 26 августа (7 сентября) 1812 года.

Слайд 3 Наш классный час, посвящается 205 годовщине Бородинского сражения

Слайд 4 –

— Скажи-ка, дядя, ведь не даром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, еще какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!

— Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри — не вы!
Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля…
Не будь на то господня воля,
Не отдали б Москвы!

Слайд 5 Сражение в районе села Бородино 26 августа 1812 г. между русской армией под командованием генерала М.И. Кутузова (132 тыс. чел.) и французской армией под командованием императора Наполеона (135 тыс. чел.). Наполеон планировал прорвать левый фланг русских, прижать их к Москве-реке и уничтожить. Кутузов же стремился упорной обороной ослабить французскую армию и остановить ее движение к Москве.

Слайд 6 Сражению предшествовал бой 24 августа у деревни Шевардино (Шевардинский редут), в котором 12-тысячный отряд генерала А.И. Горчакова целый день сдерживали атаки превосходящих сил французов (30 тыс. чел.). Это дало Кутузову возможность подготовить основные позиции. Бородинская битва началась в 5 часов утра, в день Владимирской иконы Божией Матери. О масштабах движения свидетельствует не только число участников, но и количество использованных орудий. С русской стороны огонь вело 640 орудий, с французской — 587.

Слайд 7 Первые отвлекающие атаки французы произвели на правый фланг. Они оттеснили русские подразделения за реку Колочь. Но попытки французов переправиться через реку были отражены. В 6 утра ударная группировка маршала Л. Даву пошла в первую атаку против левого фланга русских, где находились Семеновские флеши, обороной которых руководил генерал П.И. Багратион. Почти одновременно для выхода в тыл Семеновским флешам польский корпус генерала Ю. По-нятовского попытался прорваться к деревне Утица, где вступил во встречный бой с корпусом под командованием генерала Н.А. Тучкова.

Слайд 8 Решающее сражение в первой половине дня разгорелось за Семеновские флеши, где Наполеон намечал осуществить основной прорыв. Сюда оба командующих бросали главные резервы. На этом ограниченном участке шириной менее 1 км французский император сосредоточил свою основную огневую мощь — 400 орудий. Такая беспрецедентная концентрация орудий стала апофеозом наполеоновской тактики массированного применения артиллерии против ключевого объекта противника. На Семеновских флешах Багратион имел 300 орудий. Ценой огромных потерь, после восьмой атаки, французам удалось к 12 часам выбить русских с флешей. В этом бою был смертельно ранен генерал Багратион, лично руководивший обороной флешей (они получили второе название «Багратионовы флеши»). Одновременно французы яростно атаковали центр русской армии — Курганную высоту, где находилась батарея под командованием генерала Н.Н. Раевского. В 11 часов, во время второй атаки батареи Раевского, бригаде генерала Бонами удалось ворваться на высоту. Положение спас проезжавший мимо начальник штаба 1-й армии генерал А.П. Ермолов. Оценив ситуацию, он возглавил контратаку стоявших поблизости батальонов Уфимского пехотного полка и отбил высоту. Генерал Бонами, получивший 12 штыковых ран, попал в плен, а его солдаты бежали.

Слайд 10 После Багратиона командование принял старший по чину генерал П.П. Коновницын (затем Кутузов послал возглавить левый фланг генерала Д.С. Дохтурова). Он начал отводить разбитые части за Семеновский овраг, где организовал новую линию обороны. После сдачи флешей, опасаясь удара в тыл, отошел на новые позиции и 3-й корпус, который теперь возглавлял (вместо смертельно раненного Тучкова) генерал К.Ф. Багговут.

Наступил критический момент битвы. Позиции разбитых частей у Семеновского оврага не были укреплены, а резервы еще не подошли. В этот момент Наполеон бросил вперед конные корпуса И. Мюрата, которым была поставлена задача прорвать левый фланг русских и выйти им в тыл. Но на пути французской конницы встали непреодолимой стеной воины Измайловского и Литовского полков, которые, построившись в каре, огнем и штыками трижды отразили смертельный натиск. «Упорство русских приобрело ужасный, зловещий характер», — писал впоследствии об этой битве один из французских офицеров.

Слайд 11 Однако напор французов не ослабевал. В этой тяжелейшей ситуации Кутузов организовал контрудар по левому флангу наполеоновской армии силами кавалерийских полков Ф.П. Уварова и М.И. Платова. Их атака вызвала замешательство в рядах французов. Эта двухчасовая задержка дала Кутузову время подтянуть резервы. «Тем, кто находился в Бородинском сражении, конечно, памятна та минута, когда по всей линии неприятеля уменьшилось упорство атак, и нам… можно было свободней вздохнуть», — писал генерал А.И. Михайловский-Данилевский.

Слайд 12 В 14 часов французы главный удар перенесли на батарею Раевского, которая после падения флешей стала открыта уже не только для фронтального, но и для флангового удара. Наполеон сосредоточил против нее огонь около 300 орудий (половина всей действовавшей в битве французской артиллерии). После третьей отчаянной атаки им удалось к 17 часам ворваться на высоту. Но попытки французской кавалерии развить успех были остановлены русскими конными полками, которых лично повел в бой генерал М.Б. Барклай-де-Толли.

Слайд 13 Маршалы требовали от Наполеона нанести по сбитым со всех укреплений русским завершающий удар, бросив в бой гвардию. Тогда император сам поехал на линию огня, чтобы оценить ситуацию. Он оглядывал новые позиции русских, и «видно было, как они, не теряя мужества, смыкали свои ряды, снова вступали в битву и шли умирать», — вспоминал находящийся в тот момент с императором генерал Ф. Сегюр. Наполеон увидел армию, которая не убегала, а готовилась драться до конца. Для сокрушения ее у него уже не хватало сил. «Я не могу рисковать своим последним резервом за три тысячи лье от Парижа». Бросив эту историческую фразу, Наполеон поехал обратно. К вечеру он отвел войска на исходные позиции.

Слайд 14 Русские потеряли в Бородинской битве 44 тыс. чел., французы и их союзники — свыше 58 тыс. За Бородино Кутузов получил чин генерал-фельдмаршала и 100 тыс. рублей. Багратиону царь пожаловал 50 тыс. рублей. За участие в Бородинской битве каждому солдату было выдано по 5 серебряных рублей. Главный результат Бородинской битвы состоял в том, что она не позволила Наполеону одолеть русских в генеральном сражении. Это был крах его стратегического замысла, за которым последовало и поражение в войне.

Слайд15 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

multiurok.ru

Классный час 205 лет Бородино

Классный час на тему: “Недаром помнит вся Россия…” (посвященный 205-летию со дня Бородинского сражения русской армии под командованием М.И. Кутузова с французской армией в 1812 году) – Слайд 1

Цели:
Образовательные:
– дополнить и углубить знания об Отечественной войне 1812 года, о главной битве этой войны – Бородинской;
– способствовать накоплению сведений об истории родного края и страны;
– формировать умение говорить, слушать и понимать устную речь;
– учить навыкам подготовки и проведения устного выступления.
Воспитательные:
– воспитывать бережное отношение к памяти прошлого на примере героической борьбы русского народа против захватчиков;
– формировать чувство патриотизма, воспитывать уважение, любовь к истории родного края и страны;
– способствовать возникновению интереса к героическим страницам истории своей страны, своего края;
– прививать навыки культуры поведения во время общественных мероприятий.
Развивающие:
– вырабатывать у студентов интерес к чтению, к поиску новой информации;
– развивать речевые способности;
– способствовать укреплению памяти.

Методы проведения:
1. Репродуктивный
2. Творческий

Форма проведения – комбинированный классный час

Междисциплинарные связи:
1. Русский язык и культура речи
2. История
3. География
4. Обществознание

Методическое обеспечение:

I. Литература:
1. Н.А. Троицкий. 1812.Великий год России. – Москва. Изд. Мысль. 1988 г.
2. Е.В. Тарле. 1812 Год. – Москва. Изд. Пресса. 1994 г.
3. Е.В. Тарле. Михаил Илларионович Кутузов – полководец и дипломат. -Москва. Изд. «-Пресса. 1994 г.
4. В. Бабкин. Народное ополчение в отечественной войне 1812 года. – Москва. Изд. Социально-экономической литературы. 1962 г.
5. В.М. Холодовский. Наполеон ли поджёг Москву?. – Вопросы истории.1964 г. №4
война 1812 г.», стр. 13-18
6. Ф.Н.Глинка. Письма русского офицера». – М.:Правда, 1990

II. Оборудование: презентация Microsoft Pover Point, мультимедийный проектор.

Вступительное слово куратора:

Слайд 2

Русское поле… Привычный мирный пейзаж: холмы, перелески, белые церковки, речушки и озера, заросшие камышом, желтая нива, тихий перезвон кузнечиков и птиц.

Слайд 3

А ведь когда-то многие русские поля были аренами крупнейших военных сражений…

Жестокое противостояние огромных масс вооруженных людей, крики и стоны, гром сотен орудий, огонь, дым, изрытая, исковерканная земля, окровавленная груда мертвых тел…

Каждая пядь мирной земли буквально полита кровью ее защитников. И бывает, что поле становится национальной гордостью народа, символом его величия.

Об одном из таких полей мы сегодня и будем говорить.

Слайд 4

На этом поле 205 лет назад развернулась битва, которую называли “битвой гигантов”. А день этой битвы — 26 августа (по новому стилю – 8 сентября) – стал Днем воинской славы России. – Как называется это поле?

Студенты отвечают: Бородинское.

Куратор: Слово “гигант” имеет значение “великан”. Гигантами называли двух полководцев, которые стояли во главе обеих армий. Наполеон Бонапарт и Михаил Илларионович Кутузов – Слайд 5

Слайды 6 – 7

В 1812 году – 43 года

Родился в семье мелкого корсиканского дворянина.

Закончил Парижскую военную академию.

Начинал службу капралом, в 24 года стал генералом, в 35 — императором Франции.

Стремился к мировому господству, упивался своей славой. “Еще три года и я господин всего мира”.

В 1812 году – 67 лет

Принадлежал к старинному дворянскому роду Голенищевых-Кутузовых.

Окончил дворянскую артиллерийскую школу.

Был учеником Суворова. Прошел службу от капитана до генерал-фельдмаршала.

Не стремился к славе и чинам. “Главное было освободить Россию от нашествия. И я выполнил свой долг до конца”.

Наполеон и Кутузов – эти два гиганта столкнулись на Бородинском поле.

Наполеон находился в зените своей славы – вся Европа уже лежала у его ног. У него была лучшая армия Европы, в которой воевали итальянцы, немцы, поляки, швейцарцы, бельгийцы, голландцы, хорваты. Он мечтал о господстве над миром. Он был уверен в своей гениальности и в непобедимости.

20 августа 1812 года назначен был главнокомандующим русской армией фельдмаршал

М. Кутузов. Этого назначения требовал весь народ. Наполеон уже предвкушал победу, представляя, как эта дикая, отсталая страна будет восторженно приветствовать его. Но вместо этого произошло сражение, в ходе которого русские дрались не на жизнь, а на смерть. И это сражение буквально сломило моральный дух Наполеона и его армии.

Слайд 8 (карта сражения)

26 августа 1812 года состоялось Бородинское сражение в 110 км от Москвы. Силы были примерно равны. Слайд 9

Рано утром началось наступление на левом фланге русских (Багратионовы флеши). Восемь раз Наполеон пытался их взять. И только после смертельного ранения генерала П.И. Багратиона, флеши были взяты французами. Историки назвали их “могилой французской пехоты”. Слайд 10

Одновременно с левым флангом, французы начали наступление по центру, где находилась батарея генерала Н. Раевского. Она представляла неприступную крепость. Три жестокие атаки французов завершились захватом батареи. Но французам достались лишь разбитые пушки да разрушенные укрепления. Слайд 11

Ночью бой затих, а наутро посчитали убитых и раненых. Потери были огромны. Армия Наполеона потеряла 50 тыс. человек. Потери русской армии достигали 44 тыс. человек.

“Битвой гигантов” назвал это сражение Наполеон. Он говорил, что в битве под Москвой французы “показали себя достойными одержать победу, а русские заслужили право быть непобедимыми”.

На Бородинском поле Наполеон потерял половину своего войска, моральный дух французов был сломлен, а русские поверили в свою победу.

Слайд 12-15

Сейчас на месте этого сражения создан музей-заповедник, мемориальный комплекс “Бородинское поле”. В первое воскресенье сентября здесь ежегодно проводится военно-исторический фестиваль. Со всех концов страны на фестиваль приезжают десятки тысяч участников. Они разыгрывают эпизоды Бородинской битвы, проводят интересные соревнования, конкурсы. Цель этого фестиваля – увековечить память героев Бородина и возродить те духовные ценности, которые сделали возможной победу русского народа в Отечественной войне 1812 г.

Слайд 16-18

Интерес к Бородину не ослабевал. Поле посещали члены царской семьи, высокопоставленные чиновники, военачальники, православные паломники, потомки героев 1812 года. В 1902 году по инициативе начальника железнодорожной станции Бородино П.П. Богдановича в одной из комнат вокзала был создан “Музей 1812 года”.

В 1912 году к 100-летию Бородинского сражения на поле битвы были воздвигнуты 33 монумента полкам, дивизиям, корпусам, артиллерийским ротам и бригадам русской армии, отличившимся в “Битве гигантов”.

В 1961 году, в канун 150-летия Отечественной войны 1812 года, указом правительства поле Бородинского сражения было объявлено музеем-заповедником. А в 1962 году неподалеку от станции метро “Кутузовская” был торжественно открыт музей-панорама “Бородинская битва”.

В честь победы над Наполеоном в 18291834 годах возвели каменную Триумфальная арку. Сейчас она воссоздана на новом месте — на Кутузовском проспекте рядом с музеем-панорамой “Бородинская битва”. На арке выбиты слова М.И. Кутузова: “Славный год сей минул, но не пройдут и не умолкнут содеянные в нем громкие дела и подвиги ваши; потомство сохранит их в памяти своей. Вы кровию своей спасли Отечество. Храбрые и победоносные войска! Каждый из вас есть спаситель Отечества. Россия приветствует вас сим именем”. Слайд 19

В 1883 году произошло освящение Храма Христа Спасителя, который строился полвека на народные деньги. Это было грандиозное белокаменное сооружение, его золотые купола были видны повсюду. Высота его от основания до купола – более 103 метров. На мраморных плитах выбиты имена павших за Отечество героев 1812 года. Судьба этого великолепного, построенного на народные деньги храма, сложилась трагически. В 1931 году храм был взорван. Слайд 20

Прошли годы. И снова начался сбор средств на восстановление храма Христа Спасителя. С 1997 года памятник в честь славной победы русских героев вновь радует нас своей красотой. Слайд 21

Но надежнее всего та память, которая остается в умах и сердцах людей. Наш сегодняшний классный час называется “Недаром помнит вся Россия…”. Эпиграфом к нему являются такие слова:

Бородино – ярчайшая страница в истории страны.
Наполеона полчища разбиты под стенами Москвы”. Слайд 22

infourok.ru

Классный час на тему: “205 лет Бородинскому сражению”

МКОУ «Средняя общеобразовательная школа с. Биджан»

Классный час на тему:

«205 лет

Бородинскому сражению»

Автор: учитель математики 1 категории Парыгина И.А.

с. Биджан, 2017

Дни воинской славы России ( Дни славы русского оружия ) — памятные дни России в ознаменование побед российских войск, которые сыграли решающую роль в истории России.

Перечень этих дней был установлен в феврале 1995 года законом «О днях воинской славы и памятных датах России» и включает 8 сентября  — День Бородинского сражения русской армии под командованием М. И. Кутузова с французской армией; произошло 26 августа ( 7 сентября1812 года .

– Скажи-ка, дядя, ведь не даром Москва, спаленная пожаром,       Французу отдана? Ведь были ж схватки боевые, Да, говорят, еще какие! Недаром помнит вся Россия       Про день Бородина! – Да, были люди в наше время, Не то, что нынешнее племя:       Богатыри – не вы! Плохая им досталась доля: Немногие вернулись с поля… Не будь на то господня воля,       Не отдали б Москвы!

Бородинская битва (Отечественная война, 1812).

Сражение в районе села Бородино состоялось 26 августа 1812 г. между русской армией под командованием генерала М.И. Кутузова (132 тыс. чел.) и французской армией под командованием императора Наполеона (135 тыс. чел.). Наполеон планировал прорвать левый фланг русских, прижать их к Москве-реке и уничтожить. Кутузов же стремился упорной обороной ослабить французскую армию и остановить ее движение к Москве.

Сражению предшествовал бой 24 августа у деревни Шевардино (Шевардинский редут), в котором 12-тысячный отряд генерала А.И. Горчакова целый день сдерживали атаки превосходящих сил французов (30 тыс. чел.).

Это дало Кутузову возможность подготовить основные позиции. Бородинская битва началась в 5 часов утра, в день Владимирской иконы Божией Матери. О масштабах движения свидетельствует не только число участников, но и количество использованных орудий. С русской стороны огонь вело 640 орудий, с французской — 587.

Первые отвлекающие атаки французы произвели на правый фланг. Они оттеснили русские подразделения за реку Колочь. Но попытки французов переправиться через реку были отражены. В 6 утра ударная группировка маршала Л. Даву пошла в первую атаку против левого фланга русских, где находились Семеновские флеши, обороной которых руководил генерал П.И. Багратион. Почти одновременно для выхода в тыл Семеновским флешам польский корпус генерала Ю. Понятовского попытался прорваться к деревне Утица, где вступил во встречный бой с корпусом под командованием генерала Н.А. Тучкова.

Решающее сражение в первой половине дня разгорелось за Семеновские флеши, где Наполеон намечал осуществить основной прорыв. Сюда оба командующих бросали главные резервы. На этом ограниченном участке шириной менее 1 км французский император сосредоточил свою основную огневую мощь — 400 орудий. Такая беспрецедентная концентрация орудий стала апофеозом наполеоновской тактики массированного применения артиллерии против ключевого объекта противника. На Семеновских флешах Багратион имел 300 орудий.

Ценой огромных потерь, после восьмой атаки, французам удалось к 12 часам выбить русских с флешей. В этом бою был смертельно ранен генерал Багратион, лично руководивший обороной флешей (они получили второе название «Багратионовы флеши»).

Одновременно французы яростно атаковали центр русской армии — Курганную высоту, где находилась батарея под командованием генерала Н.Н. Раевского. В 11 часов, во время второй атаки батареи Раевского, бригаде генерала Бонами удалось ворваться на высоту. Положение спас проезжавший мимо начальник штаба 1-й армии генерал А.П. Ермолов. Оценив ситуацию, он возглавил контратаку стоявших поблизости батальонов Уфимского пехотного полка и отбил высоту. Генерал Бонами, получивший 12 штыковых ран, попал в плен, а его солдаты бежали.

После Багратиона командование принял старший по чину генерал П.П. Коновницын. Он начал отводить разбитые части за Семеновский овраг, где организовал новую линию обороны. После сдачи флешей, опасаясь удара в тыл, отошел на новые позиции и 3-й корпус, который теперь возглавлял (вместо смертельно раненного Тучкова) генерал К.Ф. Багговут.

Наступил критический момент битвы. Позиции разбитых частей у Семеновского оврага не были укреплены, а резервы еще не подошли. В этот момент Наполеон бросил вперед конные корпуса И. Мюрата, которым была поставлена задача прорвать левый фланг русских и выйти им в тыл. Но на пути французской конницы встали непреодолимой стеной воины Измайловского и Литовского полков, которые, построившись в каре, огнем и штыками трижды отразили смертельный натиск.

« Упорство русских приобрело ужасный, зловещий характер», — писал впоследствии об этой битве один из французских офицеров.

Однако напор французов не ослабевал. В этой тяжелейшей ситуации Кутузов организовал контрудар по левому флангу наполеоновской армии силами кавалерийских полков Ф.П. Уварова и М.И. Платова. Их атака вызвала замешательство в рядах французов. Эта двухчасовая задержка дала Кутузову время подтянуть резервы.

«Тем, кто находился в Бородинском сражении, конечно, памятна та минута, когда по всей линии неприятеля уменьшилось упорство атак, и нам… можно было свободней вздохнуть», — писал генерал А.И. Михайловский-Данилевский.

В 14 часов французы главный удар перенесли на батарею Раевского, которая после падения флешей стала открыта уже не только для фронтального, но и для флангового удара. Наполеон сосредоточил против нее огонь около 300 орудий (половина всей действовавшей в битве французской артиллерии). После третьей отчаянной атаки им удалось к 17 часам ворваться на высоту. Но попытки французской кавалерии развить успех были остановлены русскими конными полками, которых лично повел в бой генерал М.Б. Барклай-де-Толли.

Маршалы требовали от Наполеона нанести по сбитым со всех укреплений русским завершающий удар, бросив в бой гвардию. Тогда император сам поехал на линию огня, чтобы оценить ситуацию. Он оглядывал новые позиции русских, и «видно было, как они, не теряя мужества, смыкали свои ряды, снова вступали в битву и шли умирать», — вспоминал находящийся в тот момент с императором генерал Ф. Сегюр. Наполеон увидел армию, которая не убегала, а готовилась драться до конца. Для сокрушения ее у него уже не хватало сил.

« Я не могу рисковать своим последним резервом за три тысячи лье от Парижа». Бросив эту историческую фразу, Наполеон поехал обратно. К вечеру он отвел войска на исходные позиции.

Русские потеряли в Бородинской битве 44 тыс. чел ., французы и их союзники — свыше 58 тыс . За Бородино Кутузов получил чин генерал-фельдмаршала и 100 тыс. рублей. Багратиону царь пожаловал 50 тыс. рублей. За участие в Бородинской битве каждому солдату было выдано по 5 серебряных рублей.

Главный результат Бородинской битвы состоял в том, что она не позволила Наполеону одолеть русских в генеральном сражении. Это был крах его стратегического замысла, за которым последовало и поражение в войне.

СПАСИБО

ЗА ВНИМАНИЕ!

multiurok.ru

Конспект классного часа “205лет Бородинскому сражению”

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с. Биджан»

Проведено

«____»__________ 2017 г.

Классный руководитель

_________ И.А. Парыгина

(подпись) (ФИО)

Классный час

по теме: «205 лет Бородинскому сражению»

класс 7

2017-2018 учебный год

Составитель:

Парыгина И.А.

Учитель математики 1 категории

МКОУ СОШ с. Биджан

Биджан-2017

Слайд 1 Приветствие

Слайд 2 Дни воинской славы России (Дни славы русского оружия) — памятные дни России в ознаменование побед российских войск, которые сыграли решающую роль в истории России.

Перечень этих дней был установлен в феврале 1995 года законом «О днях воинской славы и памятных датах России» и включает 8 сентября — День Бородинского сражения русской армии под командованием М. И. Кутузова с французской армией; произошло 26 августа (7 сентября) 1812 года.

Слайд 3 Наш классный час, посвящается 205 годовщине Бородинского сражения

Слайд 4 –

— Скажи-ка, дядя, ведь не даром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, еще какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!

— Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри — не вы!
Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля…
Не будь на то господня воля,
Не отдали б Москвы!

Слайд 5 Сражение в районе села Бородино 26 августа 1812 г. между русской армией под командованием генерала М.И. Кутузова (132 тыс. чел.) и французской армией под командованием императора Наполеона (135 тыс. чел.). Наполеон планировал прорвать левый фланг русских, прижать их к Москве-реке и уничтожить. Кутузов же стремился упорной обороной ослабить французскую армию и остановить ее движение к Москве.

Слайд 6 Сражению предшествовал бой 24 августа у деревни Шевардино (Шевардинский редут), в котором 12-тысячный отряд генерала А.И. Горчакова целый день сдерживали атаки превосходящих сил французов (30 тыс. чел.). Это дало Кутузову возможность подготовить основные позиции. Бородинская битва началась в 5 часов утра, в день Владимирской иконы Божией Матери. О масштабах движения свидетельствует не только число участников, но и количество использованных орудий. С русской стороны огонь вело 640 орудий, с французской — 587.

Слайд 7 Первые отвлекающие атаки французы произвели на правый фланг. Они оттеснили русские подразделения за реку Колочь. Но попытки французов переправиться через реку были отражены. В 6 утра ударная группировка маршала Л. Даву пошла в первую атаку против левого фланга русских, где находились Семеновские флеши, обороной которых руководил генерал П.И. Багратион. Почти одновременно для выхода в тыл Семеновским флешам польский корпус генерала Ю. По-нятовского попытался прорваться к деревне Утица, где вступил во встречный бой с корпусом под командованием генерала Н.А. Тучкова.

Слайд 8 Решающее сражение в первой половине дня разгорелось за Семеновские флеши, где Наполеон намечал осуществить основной прорыв. Сюда оба командующих бросали главные резервы. На этом ограниченном участке шириной менее 1 км французский император сосредоточил свою основную огневую мощь — 400 орудий. Такая беспрецедентная концентрация орудий стала апофеозом наполеоновской тактики массированного применения артиллерии против ключевого объекта противника. На Семеновских флешах Багратион имел 300 орудий. Ценой огромных потерь, после восьмой атаки, французам удалось к 12 часам выбить русских с флешей. В этом бою был смертельно ранен генерал Багратион, лично руководивший обороной флешей (они получили второе название «Багратионовы флеши»). Одновременно французы яростно атаковали центр русской армии — Курганную высоту, где находилась батарея под командованием генерала Н.Н. Раевского. В 11 часов, во время второй атаки батареи Раевского, бригаде генерала Бонами удалось ворваться на высоту. Положение спас проезжавший мимо начальник штаба 1-й армии генерал А.П. Ермолов. Оценив ситуацию, он возглавил контратаку стоявших поблизости батальонов Уфимского пехотного полка и отбил высоту. Генерал Бонами, получивший 12 штыковых ран, попал в плен, а его солдаты бежали.

Слайд 10 После Багратиона командование принял старший по чину генерал П.П. Коновницын (затем Кутузов послал возглавить левый фланг генерала Д.С. Дохтурова). Он начал отводить разбитые части за Семеновский овраг, где организовал новую линию обороны. После сдачи флешей, опасаясь удара в тыл, отошел на новые позиции и 3-й корпус, который теперь возглавлял (вместо смертельно раненного Тучкова) генерал К.Ф. Багговут.

Наступил критический момент битвы. Позиции разбитых частей у Семеновского оврага не были укреплены, а резервы еще не подошли. В этот момент Наполеон бросил вперед конные корпуса И. Мюрата, которым была поставлена задача прорвать левый фланг русских и выйти им в тыл. Но на пути французской конницы встали непреодолимой стеной воины Измайловского и Литовского полков, которые, построившись в каре, огнем и штыками трижды отразили смертельный натиск. «Упорство русских приобрело ужасный, зловещий характер», — писал впоследствии об этой битве один из французских офицеров.

Слайд 11 Однако напор французов не ослабевал. В этой тяжелейшей ситуации Кутузов организовал контрудар по левому флангу наполеоновской армии силами кавалерийских полков Ф.П. Уварова и М.И. Платова. Их атака вызвала замешательство в рядах французов. Эта двухчасовая задержка дала Кутузову время подтянуть резервы. «Тем, кто находился в Бородинском сражении, конечно, памятна та минута, когда по всей линии неприятеля уменьшилось упорство атак, и нам… можно было свободней вздохнуть», — писал генерал А.И. Михайловский-Данилевский.

Слайд 12 В 14 часов французы главный удар перенесли на батарею Раевского, которая после падения флешей стала открыта уже не только для фронтального, но и для флангового удара. Наполеон сосредоточил против нее огонь около 300 орудий (половина всей действовавшей в битве французской артиллерии). После третьей отчаянной атаки им удалось к 17 часам ворваться на высоту. Но попытки французской кавалерии развить успех были остановлены русскими конными полками, которых лично повел в бой генерал М.Б. Барклай-де-Толли.

Слайд 13 Маршалы требовали от Наполеона нанести по сбитым со всех укреплений русским завершающий удар, бросив в бой гвардию. Тогда император сам поехал на линию огня, чтобы оценить ситуацию. Он оглядывал новые позиции русских, и «видно было, как они, не теряя мужества, смыкали свои ряды, снова вступали в битву и шли умирать», — вспоминал находящийся в тот момент с императором генерал Ф. Сегюр. Наполеон увидел армию, которая не убегала, а готовилась драться до конца. Для сокрушения ее у него уже не хватало сил. «Я не могу рисковать своим последним резервом за три тысячи лье от Парижа». Бросив эту историческую фразу, Наполеон поехал обратно. К вечеру он отвел войска на исходные позиции.

Слайд 14 Русские потеряли в Бородинской битве 44 тыс. чел., французы и их союзники — свыше 58 тыс. За Бородино Кутузов получил чин генерал-фельдмаршала и 100 тыс. рублей. Багратиону царь пожаловал 50 тыс. рублей. За участие в Бородинской битве каждому солдату было выдано по 5 серебряных рублей. Главный результат Бородинской битвы состоял в том, что она не позволила Наполеону одолеть русских в генеральном сражении. Это был крах его стратегического замысла, за которым последовало и поражение в войне.

Слайд15 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

infourok.ru

«Бородино… Здесь русские солдаты прославили Россию на века!»

Государственное бюджетное профессиональное образовательное

учреждение Краснодарского края

«Курганинский аграрно-технологический техникум»

Подготовила и провела:

Кл. руководитель

Е. В. Крикунова

г. Курганинск, х. Красное Поле, 2016 г.

Два века минуло…
Но каждый сын России
Той тяжкой битвы след

в душе хранит…

Цели и задачи:

Обучающие:

Развивающие:

  • развитие познавательного интереса;

  • развивать у обучающихся мыслительные, коммуникативные способности;

  • навыки и умения образного эмоционального перессказа содержания исторического материала;

  • формирование потребности в приобретении новых знаний.

Воспитательные:

Оборудование: компьютер, экран, проектор, презентация, отрывки из фильмов.

Ход мероприятия:

Слайд 1

Классный руководитель: Сегодня наше мероприятие посвящено знаменательной исторической дате – 8 сентября 2017 года Россия будет отмечать 205-летие Бородинского сражения.

Слайд 2

Бородинское сражение состоялось 26 августа (7 сентября) между французской и русской армией. Французами командовал Наполеон, а русскими – Кутузов. Сражение длилось 12 часов.

Слайд 3

Прошло 205 лет со времени Отечественной войны 1812 года. Она названа Отечественной не случайно: русский народ защищал свою Родину, своё Отечество, свою родную Землю, на которой он вырос.

1 Ведущий. 

Слайд 4

Кутузов, главнокомандующий русской армией утверждал: “Сей день пребудет вечным памятником мужества и отличной храбрости воинов, где вся пехота, кавалерия и артиллерия дрались отчаянно. Желание всякого было умереть на месте и не уступить неприятелю”.

Слайд 5

Ведущий. А император Наполеон признавался позже: “Из всех моих сражений самое ужасное то, что я дал под Москвой. Французы показали себя в нём достойными одержать победу, а русские – называться непобедимыми”

Слайд 6

Бородинское сражение вошло в историю освободительного движения как одна из наиболее ярких ее страниц. Легендарный подвиг героев Бородина является для последующих поколений русских людей вдохновляющим примером патриотического выполнения долга перед Родиной.

“ Изведал враг в тот день немало,
Что значит русский бой удалый,
Наш рукопашный бой!..
Земля тряслась — как наши груди;
Смешались в кучу кони, люди,
И залпы тысячи орудий
Слились в протяжный вой…”

так великий русский поэт М.Ю. Лермонтов сказал об этой битве.

Слайд 7

Обратимся к историческим фактам.

Исторические факты:

Обучающийся: В течение всего 1812 года Франция готовилась к войне с Россией. 12 июня 1812 года армия Наполеона без объявления войны переправилась через Неман и вторглась в территорию нашей страны.

Слайд 8

Ведущий. Отечественная война 1812 года явилась величайшим испытанием для русского народа и в то же время поворотным пунктом в духовной жизни страны. Вторжение неприятеля в пределы России, Бородинское сражение, пожар Москвы, напряжённая борьба с армиями Наполеона вызвали могучий подъём русского народа.

Слайд 9

Ведущий. Нашествие Наполеона на Россию закончилось полным крахом. В декабре 1812 года фельдмаршал Кутузов отдал приказ: “Война закончилась полным истреблением неприятеля, и каждый из вас есть спаситель Отечества. Россия приветствует вас сим именем”.

Да, были люди в наше время,
Могучее, лихое племя…

Так кто же они, герои Отечественной войны?

Слайд 10

1 обуч-ся: Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов прославленный русский полководец, генерал-фельдмаршал (с 1812),светлейший князь (с 1812). Герой Отечественной войны 1812 года, первый полный кавалер ордена Святого Георгия. Ещё до оставления русскими войсками Смоленска Александр 1 вынужден был назначить Кутузова главнокомандующим всеми русскими армиями и ополчениями. Назначение Кутузова вызвало патриотический подъём в армии и народе. Сам Кутузов, как и в 1805 году, не был настроен на решительное сражение против Наполеона. По одному из свидетельств он так выразился о методах, которыми будет действовать против французов: “Мы Наполеона не победим».

Большое превосходство противника в силах и отсутствие резервов вынудили Кутузова отступить вглубь страны. Дальнейший отход подразумевал сдачу Москвы без боя, что было недопустимо как с политической, так и с моральной точки зрения. Получив незначительные подкрепления, Кутузов решился дать Наполеону генеральное сражение, первое и единственное в Отечественной войне 1812 года. Бородинское сражение, одна из крупнейших битв эпохи наполеоновских войн, произошло 26 августа (7 сентября). За день боя русская армия нанесла тяжёлые потери французским войскам, но и сама по предварительным подсчётам к ночи того же дня потеряла почти половину личного состава регулярных войск. Баланс сил, очевидно, не сместился в пользу Кутузова. Кутузов принял решение отойти с бородинской позиции, а затем, после совещания в Филях, оставил Москву. Тем не менее, русская армия показала себя достойно при Бородино, за что Кутузов 30 августа(11 сентября) произведён в генерал-фельдмаршалы.

Слайд 11

2 обуч-ся: Николай Николаевич Раевский – генерал от кавалерии, гордость русской армии и друг А.С. Пушкина.

Необыкновенный героизм проявил генерал Раевский в Бородинской битве. Батарея из 18 орудий стояла на Курганной высоте на правом фланге. Она была обнесена бруствером высотой более двух метров, окружена широким рвом глубиной в два метра. Оборонял высоту пехотный корпус генерала Раевского, и потому батарею назвали “батареей Раевского”.

После Отечественной войны Раевский числился командиром армейского корпуса.

Слайд 12

3 обуч-ся: Михаил Богданович Барклай де Толли – российский полководец, генерал-фельдмаршал (с 1814 года), военный министр, князь (с 1815 года), герой отечественной войны, полный кавалер ордена святого Георгия.

В Бородинском сражении он командовал правым крылом и центром русских войск, проявил большое мужество и искусство в управлении войсками. Передают, что в день битвы под ним было убито и ранено 5 лошадей. Тем не менее, он продолжал упрямо отстаивать необходимость стратегического отступления, на военном совете в Филях высказался за оставление Москвы.

Слайд 13

4 обуч-ся: Пётр Иванович Багратион, князь, российский полководец, герой Отечественной войны 1812 года. Родился в 1765 году в Кизляре (Тверская область) в грузинской аристократической семье, происходившей от царской династии Багратионов.

П.И. Багратион принадлежал к полководцам суворовской школы. Как военачальника его отличали умение быстро ориентироваться в сложной боевой обстановке, смелость и неожиданность решений, настойчивость в их осуществлении. Проявил особую заботу о солдатах, их здоровье и быте. Пользовался чрезвычайной популярностью в армии и в российском обществе.

В Бородинском сражении П.И. Багратион руководил левым флангом, на который пришёлся главный удар французов, и героически оборонял Семёновские флеши; возглавил контратаку 2-й гренадёрской дивизии на Северную флешь, занятую французами, и был смертельно ранен.

Слайд 14

5 обуч-ся: Давыдов Денис Васильевич, партизан Отечественной войны 1812 года, военный писатель, поэт, генерал-лейтенант. Командуя партизанским отрядом из гусар и казаков, успешно действовал в тылу французской армии. Был близок к декабристам и А.С. Пушкину.

Родился в Москве, дворянской семье. Одним из самых ярких впечатлений детства была встреча девятилетнего мальчика с легендарным Александром Суворовым, который напророчил Давыдову его судьбу: “Это будет военный человек…”

Большую часть жизни Давыдов провёл на службе в армии, выйдя в отставку в 1832 году в чине генерал-лейтенанта.

В народной памяти имя Дениса Давыдова неотделимо от отечественной войны 1812 года как имя одного из руководителей армейского партизанского движения, которое сыграло немаловажную роль в победе над наполеоном.

Слайды 15-17

Ведущий. Бородинское сражение вдохновило и вдохновляет поэтов, писателей, художников. К 25-летней годовщине М.Ю. Лермонтов пишет стихотворение “Бородино”, прославляющее подвиг русского народа. Современные поэты тоже не обошли эту тему.

(показывается видио ролик («Бородинское сражение»)

1 чтец:

Бородино…Здесь русские солдаты
Прославили Отчизну на века.
Здесь показал Кутузов Бонапарту
Всю мощь и силу русского штыка.
Здесь бой кипел. Такой жестокой сечи
Ещё в России не было у нас
Когда дышать вдруг становилось нечем
И ясный день в дыму сраженья гас.
И пусть давно растаял в поднебесье
Той битвы дым, той битвы пушек гром –
Мы до сих пор о ней слагаем песни
О наших предках память бережём.
Бородино…Родной земли частица
Село, каких немало под Москвой,
Но как же сердце начинает биться
При виде церкви с маковкой златой.
Здесь свято всё. Здесь нет героям счёта, 
Что были клятве до конца верны, –
Защитники России, патриоты,
Отечества любимые сыны.
И вновь трубы победный клич несётся,
В парадном строе движутся полки;
Над Полем Славы флаг российский вьётся,
Блестят на солнце грозные штыки.

(В. Степанов)

2 чтец:

Бородинское поле
Был бой суровый Бородинский
И друг, и недруг ждал его.
Здесь дважды силой исполинской
Рождалось наше торжество.
Бородино, Бородино!
В сердцах людей не умирает
Твой славный день, Бородино,
Тебя народ наш воспевает.
Здесь что ни памятник, то слава
Полков российских и знамён.
Здесь, что ни холм – своя Полтава,
Места, где бит Наполеон.
Бородино, Бородино!
В сердцах людей не умирает
Твой славный день, Бородино,
Тебя народ наш воспевает.
Здесь горсть земли берут руками
И вслух клянутся: “Сохраним!”
Горжусь я этими полями,
И славу меряю по ним.
Бородино, Бородино!
В сердцах людей не умирает
Твой славный день, Бородино,
Тебя народ наш воспевает.
Победу в сердце ты носила,
И ныне носишь не тая.
Здесь подвиг твой. Здесь ты, Россия,
Здесь слава гордая твоя.
Бородино, Бородино!
В сердцах людей не умирает
Твой славный день, Бородино,
Тебя народ наш воспевает.

(В.Артанов)

3 чтец:

Бородино
Под селом Бородино
Бой гремел давным-давно
Генерал-герой Кутузов
Планы все сорвал французов.
Сломлен был Наполеон,
А потом и выгнан вон.
День 8 сентября – 
Славный день календаря.
Бородинское сраженье – 
Всем врагам на устрашенье,
Чтобы знали наперёд – 
Враг в Россию не пройдёт

(И.Агеева)

4 чтец:

Одним из ярких образцов современного восприятия темы Бородинского сражения является стихотворение Леонида Котова «Памятная дата»:

Великой битвы памятную дату

Потоком времени уносит в глубь веков,

Но подвигам российского солдата

Забвенья нет.

Не только строй венков,

Не только громы пушечных салютов, —

Сегодня память сердца говорит,

И среди множества иных маршрутов

Она в Бородино сегодня путь торит.

Два века минуло…

Но каждый сын России

Той тяжкой битвы след в душе хранит,

Там стойкость натиск сокрушила,

сила — силу;

Глубок тот след…

Поныне он болит.

Болит… Десятки тысяч жизней —

В те годы беспримерная цена!

Их кровь святая отдана Отчизне,

Чтобы в веках жила она.

Не только кровью та оплачена победа,

живых солдат окаменели лица,

Когда, скрепя сердцами, командиры

им приказали покидать столицу.

Но нет, ключей столицы мы не сдали,

Хоть Бонапарт уже торжествовал,

Когда его войска в Москву вступали,

Но встретил огненный врага в столице вал.

Два века минуло… За эти времена

Россию вновь и вновь враги терзали,

Но им наперекор живёт она,

А чем и почему — поймут они едва ли…

Секретов нет у нас,

Когда приходит час, —

Пред тяжким выбором нас недруг ставит,

Солдат и командир

Не посрамит мундир, —

Он жизнь отдаст

иль отступить врага заставит.

Мы жизней не щадим,

не пощадим столиц,

Лишь только б пред врагом

не пасть рабами ниц. (Леонид Котов)

Слайды 18-19

Ведущий.  Бородино остается одной из интереснейших тем для современных поэтов, художников и режиссеров. Например, сравнительно недавно, в 2009 году, Александр Политковский снял фильм «Бородино: битва гигантов», в 2011 году Нина Силаева написала картину «Бородино. 1812»

Слайды 20-21

Классный руководитель: Великие люди говорили, что “Прошлое, хранящееся в памяти, есть часть настоящего”. Бородинскому сражению 205 лет, но “ не пройдут и не умолкнут содеянные громкие дела и подвиги, потомство сохранит их в памяти”.

Закончить наше мероприятие я хочу эпиграфом:

Два века минуло…
Но каждый сын России
Той тяжкой битвы след

в душе хранит…

Спасибо за внимание, наше мероприятие, посвящённое 205-летию Бородинского сражения, закончено.

infourok.ru

Классный час 205 лет битве при Бородино


Федеральное государственное общеобразовательное учреждение
Московский кадетский корпус
«ПАНСИОН ВОСПИТАННИЦ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

УТВЕРЖДАЮ
Заместитель начальника Пансиона воспитанниц МО РФ
по воспитательной работе
______________Н.А. Макшакова
«___»____________2017г

СЦЕНАРИЙ
ЧАСА ОБЩЕНИЯ
«205 ЛЕТ БИТВЕ ПРИ БОРОДИНО»

Е.В. Торина
воспитатель учебного курса 11-х классов

Москва 2017г
Методическая характеристика темы: в сентябре 2017 года отмечается 205-летие битвы при Бородино. В рамках работы по патриотическому воспитанию подрастающего поколения эта знаменательная дата отмечена ярким мероприятием – часом общения, посвящённым тем давним событиям.
Данный час общения нацелен не только на воспитание чувства патриотизма, но и на развитие интереса к истории страны.
Форма проведения предполагает совершенствование коммуникативной компетентности, способности к анализу и самоанализу.
В мероприятии участвуют все воспитанницы курса.
Цель: развитие у воспитанниц чувства патриотизма и гордости за свое Отечество.
Задачи: развивать интерес к истории своей страны, формировать активную жизненную позицию.
Использование современных педагогических технологий:
Технология воспитания с помощью аудиовизуальных технических средств;
Технология проблемного подхода в воспитании и образовании.
Форма проведения: круглый стол.
План:
Вступительная часть.
А. Подводящий диалог на фоне демонстрации слайдов.
Б. Формулировка вместе с воспитанницами темы, целей и задач часа общения.
2. Основная часть.
А. Демонстрация видеоролика о жизни М. И. Кутузова.
Б. Сообщения воспитанниц.
В. Выразительное чтение стихотворения М. Ю. Лермонтова «Бородино».
3. Заключительная часть.
А. Подведение итогов. Выводы.
Б. Рефлексия.
Ход часа общения.
На экране телевизора демонстрируются слады.
1 слайд.
Воспитатель:
Уважаемые воспитанницы, посмотрите, пожалуйста, на экран.
Как вы думаете, какое событие в истории нашей страны иллюстрируют эти батальные сцены.
(ответы воспитанниц).

Воспитатель:
Совершенно верно. Это Бородинское сражение, которое состоялось 7 сентября 1812года.

2 слайд (подводящий диалог)

Воспитатель:
А теперь у меня вопрос. Какую войну в истории нашей страны называют Отечественной, а какую Великой Отечественной? (по ходу ответов уточнить даты, другие обстоятельства)
Кто возглавлял войско противника?
С кем воевал русский народ?
Назовите имена героев Бородинского сражения, Отечественной войны; это могут быть полководцы, простые солдаты, просто мирные жители.
(Ответы воспитанниц)

Воспитатель:
Давайте еще раз посмотрим на экран, мысленно проанализируем нашу беседу и вместе с вами сформулируем тему нашего часа общения. Как вы думаете, о чем пойдет сегодня речь (ответы воспитанниц)
После ответов детей, воспитатель формулирует тему занятия.
3 сла

metodistov.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *