4299
Речевые нарушения — одна из самых частых проблем, с которой сталкиваются родители. Специалисты говорят о росте количества детей с такими нарушениям. Если в 1980 году речевые проблемы встречались у 24% детей, то на 2020 год это 54%. В половине случаев это искажение звука (картавость, шепелявость), но также это замена букв, перестановка слогов в словах, заикание или слишком быстрая (медленная) речь — во всех этих случаях ребенку потребуется помощь специалиста. Но одних занятий с логопедом недостаточно, стоит поддерживать малыша и дома.
В этой статье рассмотрим, какие логопедические упражнения можно делать дома.
Лучший возраст для логопедических занятий от 4 до 6 лет: до 3 лет ребенок еще не способен на целенаправленные занятия, а к школе нужно привести речь в порядок. Школьнику необходима хорошо развитая речь для успешного обучения. Преподаватели начальных классов отмечают, что зачастую ошибки в словах ребенок делает из-за плохого фонематического слуха: юный школьник просто не слышит звук в слове и пишет его с ошибкой.
Логопеды выделяют 6 основных направлений в логопедических занятиях для детей. Каждое из них включает в себя собственные упражнения и методики.
1. Артикуляционная гимнастика — упражнения, благодаря которым развиваются мышцы и органы отвечающие за дикцию и речь. Для дома подойдут базовые упражнения. Заниматься лучше перед зеркалом, так ребенку будет легче понять, как именно ставить язык или что делать с губами.
• Цель: широко улыбнуться, при этом не обнажая зубы. Зафиксироваться в этом положении на 20-30 секунд.
• Цель: поднести кончик языка за верхние зубы, приоткрыть рот, вернуть язык в исходное положение. Повторить 5-10 раз.
2. Мелкая моторика. Ученые давно доказали связь между кончиками пальцев и речевым аппаратом. Лучшими играми для развития мелкой моторики у детей всех возрастов так и остаются:
• Игры с пластилином. Для детей помладше — это лепка простых фигур (шар, снеговик и т.д.), для детей постарше можно задействовать видеоуроки со сложными элементами лепки. Так же во время пластилиновых игр с малышом можно изучать цвета, цифры, буквы, фрукты и овощи.
3. Пальчиковые игры — это знакомые с детства Сорока-белобока, Пароход, Речка-рыбка и т.д.
4. Фонематический слух. Без развития слухового восприятия речи невозможна грамотная устная, а значит и письменная, речь. Для развития фонематического слуха можно использовать следующие упражнения:
• Для малышей: покажите картинки с различными животными. Задача малыша воспроизвести звук, который издает животное. Для детей постарше: произносите слова, задача ребенка — назвать первый и последний звук в слове.
5. Дыхательная гимнастика — упражнения для развития дыхательной мускулатуры, диафрагмы.
• Щечки-пузырики. Упражнение для детей 3-4 лет. Вдыхаем воздух через нос, надуваем щеки, задерживаемся на 2-3 секунды в этом положении, и медленно выдыхаем через приоткрытый рот. Повторить упражнений 3-5 раз.
• Воздушный шар. Ложимся на спину, вытягиваем ноги, ладони прижаты к полу, тело расслабленно, глаза закрыты. Выдох — живот втягивается (как будто прижимаем его к позвоночнику), вдох — живот поднимается (как шар), выдох — снова живот к позвоночнику. Главное, делать упражнение медленно и плавно. Повторить 6-8 раз. Так же есть второй вариант этого упражнения, но на грудную клетку: вдох — поднимаем грудную клетку, выдох — сдуваем.
6. Словарный запас. Развивая словарный запас ребенка, вы не тлько развиваете речь, но и увеличиваете его объем знаний.
• Сказки. Читайте сказки перед сном ребенку или просто разговаривайте на разные темы. Объясняйте малышу не понятные слова. В этом вам могут помочь такие книги: Н.В. Нищева «Обучение детей рассказыванию с опорой на картинки», Н.Э. Теремкова «Я учусь пересказывать».
С речевыми проблемами сталкиваются многие дети и родители, главное — вовремя обратить на это внимание и не ждать, когда проблема решится сама по себе. Помните, что логопедические проблемы могут привести к лишним комплексам в общении со сверстниками.
Статьи, которые могут быть вам интересны:
1. Развитие речи у детей раннего возраста
2. Развитие мелкой моторики у дошкольников
Также приглашаем вашего ребенка на игровые онлайн-занятия, которые помогают в развитии речи.
Понравилось? Поделитесь с друзьями:
развивают внимание, память, мышление, речь — а именно это является основой для успешного обучения в школе;
помогают изучить буквы и цифры, научиться читать, считать, решать примеры и задачи, познакомиться с основами окружающего мира;
обеспечивают качественную подготовку ребёнка к школе;
позволяют ученикам начальных классов освоить и закрепить наиболее важные и сложные темы школьной программы;
расширяют кругозор детей и в доступной форме знакомят их с основами различных наук (биологии, географии, физики, химии).
Как учить стихи Игры на развитие речи дошкольников Сензитивные периоды развития ребенка Игры со сказками
Речь для детей 4-5 лет является основным способом социализации. Именно в это время они начинают активно разговаривать, заводить знакомства, логически мыслить и рассуждать. Родителям важно не упустить момент и начать ставить правильную речь чем раньше, тем лучше. Если ребенку уже четыре года, самое время этим заняться.
В этом возрасте дети начинают активно пополнять свой словарный запас. Так, к 5 годам в среднем у ребенка уже около трех тысяч слов в запасе. Кроме этого, пятилетки начинают создавать более сложные конструкции предложений. Если раньше они состояли максимум из 3-4 слов, то в этом возрасте одно предложение может насчитывать до 10 слов.
Не всегда предложения, выдаваемые ребенком в возрасте 4-5 лет, логически правильно построены. Если ребенок рассказывает долгую историю или пересказывает сказку, его не нужно поправлять, если потерялась основная мысль или логика. Для этого возраста это в пределах нормы.
Обратите внимание! Также в пять лет часто дети не только рассказывают, что увидели или услышали, но и сами составляют истории, не опираясь на свой жизненный опыт. Это лишь еще раз подтверждает правильность развития. Нелепые истории — одна из его составляющих.
К пяти годам ребенок уже начинает различать звуки и способен определить присутствие или отсутствие того или иного звука в определенном слове. В норме в период 4-5 лет ребенок уже должен закончить формирование произношения определенных звуков и букв, которые раньше давались с трудом. Так, например, в 4 года уже должны в речи присутствовать все шипящие звуки. А к 5 годам ребенок должен освоить такие сложные звуки, как «л» и «р».
На практике далеко не всегда все так идеально и больше половины детей имеют некоторые речевые отклонения. Встречается следующая недоразвитость речи:
Важно! Говоря проще, дети не узнают, не различают или испытывают серьезные трудности с произношением звуков.
Не обязательно сразу бежать к логопеду. Для начала можно попробовать упражнения для логопедических занятий для детей 4-5 лет дома. Они помогут ребенку освоить правильную речь, научиться слышать и произносить недостающие звуки.
С детьми обязательно надо заниматься дома, чтобы они научились правильно произносить звуки.
Обычно логопеды советуют соблюдать такие несложные правила:
Разминка губ и языка играет важную роль в формировании правильной речи.
Обратите внимание! Малыш начнет произносить слова четче, не проглатывая окончания.
Занятия в качестве разминки :
Важно! Чтобы добиться видимых результатов, нужно регулярно выполнять эти упражнения. Каждое из них надо повторять не меньше 5-6 раз.
Дома необходимо обязательно регулярно проводить логопедические занятия для детей 4-5 лет, упражнения которых включают в себя не только речевую часть, но и гимнастику для органов речи и пальчиков.
Данный комплекс простых упражнений стимулирует отдел в мозговом центре, который отвечает за правильную речь. Именно поэтому занятия на мелкую моторику нужны не только самым маленьким, но и дошкольникам.
Пальчиковая гимнастика стимулирует отдел головного мозга, отвечающего за правильную речь.
Все упражнения делаются по 8-10 повторов:
Эти упражнения направлены на развитие языка — главного органа, отвечающего за правильность произношения звуков.
Обратите внимание! Благодаря регулярным тренировкам по артикуляционной гимнастики вскоре ребенок начнет произносить даже самые сложные для него звуки.
Все эти упражнения повторять по 8-10 раз или в течение 10-15 секунд.
Логопедические игры для 4-5-летних детей на развитие фонематического звука должны быть обязательно включены в ежедневные занятия. Они простые и одновременно интересные, а результаты не заставят себя долго ждать. Уже спустя месяц регулярных упражнений, качество детской речи заметно улучшится.
Для развития фонематического звука необходимо регулярно играть в логопедические игры.
Чтобы научить ребенка правильно произносить шипящие звуки, нужно сначала поставить свистящие. Если ребенок на четвертом году жизни научился произносить свистящие звуки, то с шипящими не должно быть проблем. Поставить их можно с помощью нескольких простых упражнений.
Упражнения повторять не меньше 5 раз.
Обратите внимание! Постановка звуков родной речи для детей очень важна. Она поможет им не только идти на контакт со сверстниками, но и лучше осваивать дошкольную и школьную программу. В силах родителей помочь детям избежать трудностей в будущем и вовремя поставить правильно звуки.
Вся информация взята из открытых источников.
Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.
Задержка речи или языка
Заикание и беглость.
Расстройство аутистического спектра (РАС)
Первазивное расстройство развития (PDD)
Нарушения артикуляции
Генетические синдромы (например, синдром Дауна)
Неврологические проблемы (например, детский церебральный паралич, черепно-мозговая травма (ЧМТ), инсульт)
Начать сейчас
Выберите подходящую терапию ниже, чтобы узнать больше. Чувствуете себя подавленным? Не беспокойтесь — мы облегчим вам задачу! Просто дайте нам знать, что происходит, и мы предоставим экспертную информацию.
Артикуляция и фонология
Расстройства экспрессивной и рецептивной речи
Заикание и беглость речи
Апраксия речи (КАС)
Раннее вмешательство
Голосовые расстройства
Терапия дисфункции голосовых связок (VCD)
Терапия социальных навыков
Запланируйте звонок, чтобы узнать больше
ЗАПИСАТЬСЯ НА БЕСПЛАТНУЮ ОЦЕНКУ
Мы можем предоставить логопедическую помощь детям всех возрастов, начиная с малышей, которые только учатся говорить. У нас также есть педиатрические услуги логопеда для подростков и подростков. Мы выберем наиболее подходящего логопеда из нашей команды для работы с вами, исходя из ваших конкретных потребностей и области их знаний.
СВЯЖИТЕСЬ С ВАШИМ ТЕРАПЕВТОМ
На первом занятии мы познакомимся с вашим ребенком и разовьем более глубокое понимание его или ее потребностей. Эта интерактивная сессия будет веселой, поскольку мы обнаруживаем интересы и устанавливаем взаимопонимание.
НАЧАЛО ТЕРАПИИ
Сеансы будут проходить через нашу простую в использовании и безопасную телемедицинскую платформу, соответствующую требованиям HIPAA. Ваш ребенок будет с нетерпением ждать встречи с нами, и мы позаботимся о том, чтобы у вас были ресурсы, которые вам нужны (как родителю или опекуну), чтобы укреплять практику и продолжать добиваться прогресса между звонками.
Готовы начать?
Стоимость начинается от 75 долларов США за сеанс, в зависимости от продолжительности каждой встречи с шагом 30, 45 или 60 минут. Мы являемся частной платной практикой и не принимаем страховки.
Стипендиальная программа Флориды по расширению прав и возможностей семьи
Речь и язык для детей | Логопедия для детейВеб-дизайнер2023-03-16T10:28:28-05:00
Педагоги
Улучшите речевые и языковые навыки ваших учащихся, испытывающих затруднения. Помощь учителям, специальным педагогам, помощникам, терапевтам и т. д.
Ресурсы для преподавателей
Воспитателям
Помогите ребенку улучшить свои речевые и языковые навыки в качестве родителя, бабушки и дедушки, опекуна, няни и т. д.
Ресурсы для воспитателей
Примеры целей для функционального общения
Языковая игра «Когда вопросы»
Где Вопросы Языковые занятия
Словарные запасы и карточки с вопросами
Структурированные речевые упражнения
Карточки жестового языка
Карточки последовательности
Сопоставление слока карты
Road Trip Language Activities
Смотрите наши последние видео на YouTube
Смотрите наши последние видео Tiktok
Все наши курсы
Просмотреть все наши материалы
Навыки 1-летнего возраста Навыки 2-летнего возрастаЧтобы увидеть полный список навыков, которыми должен обладать ваш двухлетний ребенок, нажмите здесь
Навыки трехлетнего ребенкаЧтобы увидеть полный список навыков 3-летней давности, нажмите здесь!
Навыки 4-летнего ребенкаЧтобы увидеть полный список навыков 4-летней давности, нажмите здесь!
Языковые навыки (слова и предложения) Речевые навыки (звуки) Должного/альтернативное общение (AAC) для не говорящих детей90920992099209209209209209209209209209209209209209209209209209092 Навыки памяти
Навыки беглости речи (заикание) Грамотность и навыки чтения Сенсорные и поведенческие навыки Социальные коммуникативные навыки АутизмРасстройства аутистического спектра — это нарушение развития, которое влияет на коммуникативные и социальные навыки. Чтобы узнать больше о том, как помочь ребенку с расстройством аутистического спектра, нажмите здесь.
Детская речевая апраксия (ДКР)Детская речевая апраксия (ДКР) — это моторное речевое расстройство, при котором детям трудно произносить много звуков для образования слов. Чтобы узнать больше о том, как помочь ребенку с CAS, нажмите здесь.
ДислексияТермин «дислексия» используется для описания трудностей человека с чтением печатных слов, несмотря на то, что он/она обладает нормальным интеллектом и получил соответствующие инструкции по чтению. Чтобы просмотреть все наши ресурсы по дислексии, щелкните здесь
Потеря слухаНекоторым детям с потерей слуха может помочь логопедическая терапия. Чтобы узнать больше о поддержке ребенка с потерей слуха, нажмите здесь.
Задержка речи/расстройствоЯзыковые навыки включают нашу способность использовать слова для создания предложений и общения с другими людьми. Существует множество различных типов задержки речи и расстройств. Чтобы узнать о различных типах языковых проблем, нажмите на ссылки ниже:
Согласно веб-сайту Hanen Center, поздно говорящим считается ребенок в возрасте 18–30 месяцев , который, кажется, хорошо понимает язык, но не говорит и не произносит слова так много, как ожидается для ребенка в этом возрасте. Те, кто поздно начинает говорить, обычно хорошо развиваются в других областях, таких как игровые навыки, двигательные навыки, навыки мышления и т. д.
Чтобы увидеть все наши ресурсы для поздно говорящих, нажмите здесь!
Не говорящие дети Фонологическая задержка/нарушениеДети с фонологической задержкой или нарушением произносят целые классы звуков. Например, они могут заменить все задние звуки (например, /k/ и /g/) передними звуками (например, /t/ и /d/). Или они могут заменить все долгие звуки (например, /s/, /z/ и /f/) короткими звуками (например, /t/, /d/ и /p/). Мы можем помочь этим детям научиться говорить правильно, заменив эти правила замены звуков правильными звуками.
Чтобы увидеть все наши ресурсы для помощи ребенку с фонологической задержкой или расстройством, нажмите здесь!
Сенсорное расстройство обработки Соблюдение социальной общения Речь (артикуляция) задержка/расстройство 9092 и бегло. Они могут многократно повторять звуки, слоги или целые слова, прежде чем перейти к остальной части того, что они хотят сказать. Или может казаться, что они застревают на определенном звуке или изо всех сил пытаются произнести звуки или слова. Чтобы увидеть все наши ресурсы для детей с нарушением беглости речи, нажмите здесь! Селективный мутизмСелективный мутизм — это диагноз, который описывает ребенка, который не говорит в определенных ситуациях, когда ожидается речь (например, в школе или на публике), но может нормально говорить по крайней мере в одной другой обстановка (например, дома). Чтобы увидеть все наши ресурсы по селективному мутизму, щелкните здесь
Нарушения голоса и резонансаНарушения голоса и резонанса связаны с качеством голоса и речи ребенка. Резкий, хриплый, хриплый, гнусавый или хриплый голос может быть признаком проблемы.