Урок мир древней истории 5 класс – План-конспект урока по истории (5 класс) по теме: конспекты уроков по истории Древнего мира для 5 класса | скачать бесплатно

План-конспект урока по истории (5 класс) по теме: конспекты уроков по истории Древнего мира для 5 класса | скачать бесплатно

Кто такие первобытные люди?

Тема урока: Возникновение земледелия и скотоводства.

Вспомните, какие были главные занятия древнейших людей? Охота и собирательство – это присваивающее хозяйство. Но с течением времени зародилось хозяйство производящее. Как это произошло, мы сегодня и выясним.

Давайте представим себе поселок первобытных людей в какой-нибудь жаркой стране. Он состоит из нескольких хижин, окружен насыпью из земли и камней для защиты от диких зверей. В поселке живет родовая община. Мужчины, вооруженные копьями, луком и стрелами охотятся на диких козлов, лошадей, кабанов. Бывает, что охотникам удается ранить бегущее животное, и они начинают преследовать его. Охотники замечают, что вместе с ними за раненым зверем гонятся дикие собаки. Они первыми достигают обессилевшее животное. Подбежавшие охотники прогоняют собак и добивают зверя.

Дикие собаки подбегают и к самому поселку, роятся в отбросах, громко лают, когда приближаются другие животные. Постепенно люди и собаки привыкают друг  к другу. И собака становится первым прирученным и домашним животным. Подумайте, какую пользу первобытным людям приносила собака? Охраняла поселок, помогала на охоте (прекрасный нюх).

Допустим, охотникам удалось с помощью собак найти логово дикой свиньи – кабана. Они убили кабана, а в логове нашли маленьких поросят. Зарезать их не было смысла, поэтому их приносили в поселок, помещали в окруженное загородкой место, кормили их. Также поступали с козлятами, телятами, ягнятами. Животные росли, становились ручными. Первобытным людям удалось приручить овец, коз, свиней, крупный рогатый скот. Таким образом, возникло новое важное занятие – скотоводство. Это произошло около 10 тыс. лет назад.

От какого более древнего занятия произошло скотоводство? Что более надежно, охота или скотоводство?

Ну, продолжим наше путешествие в поселок первобытных людей. В то время, когда мужчины уходили на охоту, женщины вели домашнее хозяйство, готовили пищу, ухаживали за детьми, занимались собирательством. Они собирали ягоды, грибы, съедобные коренья, а также дикую пшеницу и ячмень. Принеся колосья в поселок, женщины разминали их в руках. Зерна дробили и растирали между двумя плоскими камнями – получалась мука. Ее замешивали с водой, делали тесто и выпекали лепешки.

Видимо, женщины первыми и заметили, что в тех местах, где они растирали зерна, вырастали на следующий год зеленые колосья. Долгие годы женщины не задумывались об этом, но однажды поняли, что зерно, брошенное в землю, прорастает и дает колос. Так был открыт еще один способ добывания пищи – возникло земледелие. Произошло это тоже около 10 тыс. лет назад.

От какого более древнего занятия возникло земледелие? Что надежнее – собирательство или земледелие?

Сотни тысяч лет люди, подобно животным, брали то, что давала им природа в готовом виде. Только с возникновением земледелия и скотоводства они занялись производящим хозяйством, то есть стали сами производить хлеб, овощи, мясо, кожу, шерсть. Жизнь человека теперь зависела не столько от природы, сколько от его собственного труда и умения.

Главными орудиями труда земледельцев были каменный топор, мотыга и серп (с. 20). Каменным топором мужчины расчищали от деревьев и кустарников участки земли для посевов. Вырубленные растения сжигали, зола была хорошим удобрением. Мотыга делалась из дерева (палка с сучком) или же была составной – из дерева с наконечником из камня или рога. Мотыгой рыхлили землю перед посевом. Серп использовался для жатвы. Позже был изобретен плуг (рис. в учебнике). Обработать поле с помощью плуга и лошади можно в 50 раз быстрее, чем мотыгой.

Присваивающее хозяйство – это не только земледелие и скотоводство, но и ремесло, т.е. изготовление каких-либо предметов быта.  Первобытные люди научились плести из тонких прутьев корзины, лепить горшки из глины и обжигать их в огне, чуть позже появилось ткачество, т.е. одежда делалась из льняного полотна и шерстяной ткани.

Самые простые и грубые горшки из глины мог вылепить каждый. Но изготовление прочной и красивой посуды требовало особого мастерства. Тот, кто долгие годы овладевал своим ремеслом, оттачивал свои навыки, становился ремесленником.  

Постепенно люди стали замечать, что некоторые камни, попадая в огонь, размягчаются, и, застывая, принимают новую форму. Это были куски самородной меди. Т.е. металл. Это великое открытие было сделано в тех областях, где имелись залежи меди, лежащие на поверхности земли. Т.о. около 9 тыс. лет назад появилось новое ремесло – обработка металлов. Обладают ли медные орудия преимуществом перед каменными? Лезвие медного топора можно сделать более острым, затупившееся лезвие можно заточить заново, переплавить, сделать мелкие предметы любой формы: иглы, крючки.

Применение плуга, медных орудий привело к тому, что у людей стало больше хлеба, овощей, мяса и молока. Роль земледелия и скотоводства значительно возросла, и исчезла необходимость всей общине трудиться сообща. Поэтому в селениях земледельцев постепенно складывается новый порядок. Община теперь состояла из больших семей. Стадо, земля были поделены между семьями. Община из родовой превратилась в соседскую. Семьи нуждались во взаимопомощи и поддержке. При этом уже было неважно, сородичи они между собой или нет. Главное – они соседи и должны держаться вместе.

Подумайте, семьи получили одинаковые участки, орудия труда, скот. Но проходит время, и одни семьи становятся богаче, другие – беднее. Почему?

Все люди разные. Одни работящие, другие ленятся. Бывает, что какую-нибудь семью постигает несчастье: погибают на охоте, напали дикие звери. Причины могут быть разные, но результат один – возникло имущественное неравенство. Это означает, что одна семья владела большим количеством орудий труда, скота, запасом зерна. А другая семья нуждалась в самом необходимом.

Раньше других зажиточными стали семьи старейшин. Они пользовались уважением остальных общинников, разрешали споры, помогали советом. В благодарность им дарили скот и зерно, отдавали наиболее плодородные участки земли.

Одним из способов разбогатеть была война. Мужчины племени выбирали самого храброго и мужественного своим военным предводителем – вождем племени. Во главе с ним они нападали на соседнее племя. Если они побеждали, то угоняли скот, забирали зерно, изделия из металлов. Большая часть добычи доставалась вождю племени.

Вождей племени и старейшин называли знатными людьми, что значит знаменитый. Знатные люди добивались того, чтобы уважение к ним распространялось и на их сыновей. Знатность стала передаваться по наследству. Теперь только из числа знатных стали выбирать вождей племен и старейшин.

Так возникло неравенство между людьми: одни были знатные, другие – незнатные, одни богаче, другие – беднее. Крупные поселения стали превращаться в города, города объединялись в государства. Их правителей называли царями.

Д.з. § 4-5. р.т. № 14-15.

nsportal.ru

Презентация к уроку по истории (5 класс) по теме: Введение в курс история Древнего мира | скачать бесплатно

Слайд 1

Введение в курс «История Древнего мира» Преподаватель истории и обществознания МБОУ «СОШ № 48» г. Владивостока Шабалина Светлана Николаевна

Слайд 2

План урока Что такое история и для чего ее изучают в школе ? Работа юного историка . Изучение истории в прошлом и настоящем . Исторические источники. Науки помощницы: – археология – этнография – антропология – нумизматика – геральдика

Слайд 3

Вопросы и задания 1. Какие книги вы читали о прошлом нашей страны и других стран? Какие кинофильмы и телепередачи смотрели? Что вы слышали об истории? 2. Попробуйте ответить, что изучают историки.

Слайд 4

Что такое история и для чего ее изучают в школе ? 1. История- наша общая память . Все мы помним, что произошло год назад, на прошлой неделе или вчера. У каждого есть своя память. Страшно даже представить, что произойдет, если мы забудем свое прошлое! Мы станем совсем беспомощными и погибнем. Ведь в памяти хранятся наши знания и опыт. Есть особая память. Она принадлежит не отдельному человеку, а всем людям, вместе взятым. Вы, наверное, знаете, что в 1941-1945 годах наша страна воевала с гитлеровской Германией. Но ведь вы родились намного позднее. Откуда же вам известно об этом? Из истории . История-это память всего человечества о своем прошлом.

Слайд 5

Что такое история и для чего ее изучают в школе ? 2. Что изучает история ? Представьте, что найдены окаменевшие кости древнего зверя, который жил на земле целых пятьдесят тысяч лет назад, – мамонта. Заинтересует ли эта находка историков? Нет. Ведь по этим костям ничего нельзя узнать о жизни древних людей. Однако, если кости мамонта найдены вблизи от золы древнего костра, если они разбитые и обгорелые, значит зверь стал добычей первобытных охотников. А это важно для ученых – историков. Ведь такая находка рассказывает о прошлом человечества. Запомните: история изучает не всякую древность, не любое прошлое, а только то, что связано с людьми. Историки изучают те времена, в которые на Земле жили люди, то с трех миллионов лет назад по вчерашний день .

Слайд 6

Что такое история и для чего ее изучают в школе ? 3. Для чего нужна история. Невежды иногда спрашивают: “Что толку в истории? Кому она нужна? Вот разные науки и техника приносят людям много пользы, создают новые вещи, машины. А историки попусту тратят время, изучая давно забытые времена. Зачем?” Это неверно. Никто не спорит: невозможно жить без разных наук и техники. Но уже тысячи лет назад наши мудрые предки поняли: прошлого забывать нельзя, надо передавать опыт и знания своим потомкам. Это и делает история. Она показывает, какие ошибки совершались в прошлом, и учит не повторять их в будущем. Запомните: история учит правильно, грамотно рассуждать и понимать все, что творится в мире. Человек, знающий историю, любит Родину и с уважением относится к народам. Запомните: история воспитывает достойных людей, создателей лучшей жизни и ее защитников. Ученые-историки ничего не имеют против людей, верящих в бога. Однако они не могут согласиться с религиозными вымыслами, когда искажаются знания о прошлых веках. Запомните: историческое знание избавляет от заблуждений, не обижая при этом заблуждающихся людей . История открывает прекрасный мир искусства, учит понимать красоту старинных ваз, картин и скульптур.

Слайд 7

Что такое история и для чего ее изучают в школе ? 4. История сражается за правду и справедливость. В некоторых странах захватывали власть чрезвычайно жестокие люди. Они казнили и бросали в тюрьмы тех, кто боролся против их жестокого владычества. Историки вызывали у таких властителей особую злобу. Ученых арестовывали, их учеников преследовали, книги сжигали на кострах. Отчего же? Дело в том, что таким правителям нужны очень послушные рабочие, учители, солдаты. Владыки мечтают, чтобы люди, словно механические роботы, послушно выполняли любые повеления, верили любой лжи. А настоящий ученый-историк говорит правду. Он честно отвечает на вопросы и ненавидит обман. Запомните: история не стоит в стороне от жизни. Она учит людей, как добиться справедливости. Изучая прошлое, люди учатся понимать настоящее и улучшать будущее .

Слайд 8

Работа юного историка . 1. О ваших принадлежностях. Рабочий на заводе, крестьянин в поле, инженер в лаборатории и космонавт на звездном корабле пользуются разными инструментами, приборами. Ваш труд—учеба. Здесь тоже не обойтись без нужных “инструментов”. На столе должно быть только то, что потребуется на уроке истории и ничего лишнего: -учебник и рабочая тетрадь по истории, -ручка и карандаши разных цветов, -дневник -учебник -хрестоматия (если это нужно) -контурные карты . .

Слайд 9

Работа юного историка . 1. О ваших принадлежностях. Для юного историка очень важно, чтобы в тетради был полный порядок. Она должна быть обернута и подписана так, как скажет учитель. Работу в тетради начинайте с даты. Не забывайте о полях. Никаких ненужных рисунков и посторонних записей не делайте. В конце тетради можете оставить 1-2 странички для словарика незнакомых слов и пометок. Никогда не вырывайте листов из тетради! Для этого у прилежного ученика есть черновик . Запомните: история, как и всякое познание, не терпит неаккуратности.

Слайд 10

Работа юного историка . 2. Берегите время. Собираясь в школу, проверьте, все ли на месте, не забыли ли вы чего-нибудь. Ведь если вы будете просить друг у друга забытую вещь на уроке, возникнет шум и потеряется драгоценное время. Каждую минуту надо беречь. Отвечайте обязательно с дневником и тетрадью. Без разрешения учителя не подсказывайте и не дополняйте ответ товарища. Не надо никому мешать непрошеной подсказкой. Учитесь слушать других и говорить. Ваш ответ должен быть четким. Если стоите у карты или таблицы, становитесь к ним правым боком. Показывая что-то указкой, держите ее в правой руке, чтобы спиной не заслонять то, что показываете. Запомните: каждую сбереженную вами минуту учитель использует, чтобы рассказать и показать что-то интересное.

Слайд 11

Работа юного историка . 3. О четкой и правильной речи. Нередко школьники жалуются: “Об этом я знаю, а вот рассказать не умею”. Очень плохо! Свою речь надо строить так, чтобы рассказ был не только безошибочным, но и увлекательным, чтобы вас слушали с интересом. Уже давным-давно люди поняли, как важно правильно говорить, и даже создали целую науку о произнесении речей. А есть ли правила речи для юного историка? Это не секрет, вот они: -Говорите просто и понятно. Если вы узнали где-то новое слово, но не поняли, что оно означает, спросите у учителя. Не употребляйте слов, не зная их смысла. – Говорите кратко. Не засоряйте своего сообщения лишними словами, которые мешают вас понять. Подчеркивайте интонацией самое главное, на что слушатели должны обратить внимание. -Говорите связно. Каждое предложение в вашей речи должно быть связано с тем, что вы сказали раньше, и с тем, что вы скажете потом. Не перескакивайте с одного вопроса на другой, не торопитесь. Но и не затягивайте ответ. -Говорите точно. Всегда называйте людей по именам, города – по названиям. Старайтесь не пользоваться вместо них словами “он” и “этот”, чтобы не возникло путаницы.

Слайд 12

Работа юного историка . 4. Правила рассуждений. Когда вы поставили перед собой цель и начали работу, не отвлекайтесь и доведите ее до конца. Во-первых, хорошенько запоминайте все, что вы прочли в книгах или услышали на уроке. Записывайте самое главное, собирайте иллюстрации и, с разрешения учителя, помещайте в тетради. Постоянно ищите и накапливайте новые знания. Во-вторых, делайте выводы. У юного историка должно быть собственное мнение обо всем, что он узнал. В-третьих, не держите свои выводы в секрете . Обсуждайте их с товарищами, рассказывайте о своих мыслях. Спорьте с тем, кто, по вашему мнению, не прав. Ведь старая пословица говорит, что в спорах рождается истина. Только даже в самых горячих спорах будьте вежливы и не обижайте собеседника !

Слайд 13

Работа юного историка . 1 . Перелистайте учебник и просмотрите, из каких разделов и рассказов он составлен. Обратите внимание, на какие части разделен каждый рассказ. 2 . Чем этот учебник отличается от других учебников, которыми вы пользуетесь в школе и дома? А чем он похож на них? 5. Вопросы и задания.

Слайд 14

Изучение истории в прошлом и настоящем . 2. Устная история в первобытные времена. Но первобытные люди не умели писать. Объяснить молодежи историю предков можно было лишь устно. Дети древних охотников заучивали наизусть длинные песни, обучались танцам, рассматривали рисунки на стенах пещер. Первобытные люди считали, что Землю создали боги, что боги заселили сушу зверями, а воды – рыбами. А потом будто бы от животных, рыб и птиц произошли люди. В охотничьих танцах юноши подражали повадкам зверей, которых считали своими предками. В песнях пели о давних подвигах богатырей, охотников и воинов, о славных предводителях. Это были интересные и увлекательные рассказы. Некоторые из древних сказаний и легенд дошли наших дней и очень дороги современному человеку. Устные истории со временем забывали, искажали. Правдивые воспоминания сменялись выдумками о богах, чудовищах. Поэтому запомните: первобытные сказания нельзя назвать настоящим историческим знанием .

Слайд 15

Изучение истории в прошлом и настоящем . 2. Устная история в первобытные времена. Обучение в первобытные времена. Рисунок современного художника Предположите, что хотел изобразить современный художник?

Слайд 16

Изучение истории в прошлом и настоящем . 3. История, записанная в древности . Прошли тысячелетия. Были изобретены буквы, появилась письменность. Самые важные события стали записывать, чтобы они не забывались. Народы стали лучше помнить собственное прошлое. “Отцом исторической науки” называют древнего греческого писателя Геродота . Он жил 2500 лет назад, объездил почти все известные ему страны, описал их природу и народы. Свое сочинение Геродот так и назвал: “История”. Потом появились и другие книги о прошлом. Их стали собирать и образовались целые библиотеки. В городе Александрия, например, было хранилище с десятками тысяч сочинений. Не каждый в древности мог научиться читать и писать. Для женщин это считалось необязательным. Не учились дети бедных крестьян. Ведь учеба требовала денег для уплаты учителям, свободного времени для занятий. А дети простых тружеников с утра до вечера помогали родителям в их труде. Лишь богатые и образованные люди писали и читали исторические сочинения.

Слайд 17

Геродот. Рисунок современного художника Геродот. Древнее изображение

Слайд 18

Изучение истории в прошлом и настоящем . 4. Исторические знания в новые времена. Положение изменилось, когда люди научились печатать книги тысячами штук на станках. Книги стали намного дешевле, их начали покупать не очень богатые люди. Первыми серьезными историческими сочинениями в нашей стране, вышедшими в печатном виде, были труды М.В.Ломоносова . Много столетий спустя изобрели железные дороги, пароходы, электростанции. Управлять сложной техникой могут только грамотные и образованные люди. Поэтому в разных странах возникли школы, институты и университеты. Там изучали не только технику, математику, химию, но и историю, литературу, искусство. Ученые совершали важные открытия, писали большие исторические сочинения. Правительства различных государств не жалели денег на изучение прошлого, они понимали, как нужна история. В это время в России жили и работали такие выдающиеся историки, как Н.М. Карамзин, В.О. Ключевский, С.М.Соловьев и многие другие.

Слайд 19

М.В.Ломоносов. Н.М.Карамзин. В.О.Ключевский С.М.Соловьев

Слайд 20

Изучение истории в прошлом и настоящем . 5. Изучение истории в нашей стране после 1917 года. К сожалению, в нашей стране судьба науки оказалась тяжелой. В октябре 1917 г. к власти пришла партия большевиков . Её возглавлял В.И.Ленин . Началась война. Родину постигли голод и разруха. Многие историки, опасаясь за свою жизнь, уехали за границу. Потом во главе партии большевиков и нашего государства оказался И.В.Сталин . Он считал, что может обращаться с наукой, как заблагорассудится. Сталин давал историкам указания и распоряжения, как им надо работать. Чаще всего это приводило к заблуждениям и ошибкам. А тех, кто осмеливался возражать и отстаивать истину, наказывали, отправляли тюрьмы. Ленин и Сталин. Старинный плакат

Слайд 21

Изучение истории в прошлом и настоящем . 5. Изучение истории в нашей стране после 1917 года. Любая книга, написанная историком, должна была восхвалять мудрость партии и ее вождей – Ленина и Сталина. Советская историческая наука переживала труднейшие годы. Тяжелый удар по историческому знанию нанесла Великая Отечественная война (1941-1945). Профессоры, студенты, учителя оставили любимое дело и с оружием в руках защищали Родину. Многие героически погибли в боях. В 1956 г. после смерти Сталина его дела были осуждены. Ученые получили свободу и вернулись к любимой работе. Но еще целых тридцать лет историческое знание не могло развиваться в полную силу. Над многими очень важными вопросами ученым не разрешали работать. Тысячи документов были недоступны ученым. Конечно, и в это время историки трудились, не покладая рук, однако сделали вдесятеро меньше, чем могли бы. Обложка учебника, изданного в 1959 г.

Слайд 22

Изучение истории в прошлом и настоящем . В 1991-1993 гг. нашу Родину разделили на части. Страну сделали отсталой и нищей. Остановились заводы. Опустели поля. Ослабла и уменьшилась армия. Школы и науку привели в полный упадок – в том числе ухудшилось изучение истории. Как видите те из вас, кто захотят стать историками, изберут для себя интереснейшую, но и труднейшую профессию. Перед вами – непочатый край работы. Быть может, вы сможете восстановить могучее Отечество в былых границах и вернуть ему прежнее величие. Возможно, именно вы станете основателями новой отечественной науки, науки 21-го века, в том числе – истории! Старинный плакат

Слайд 23

Изучение истории в прошлом и настоящем . 1. Вопросы и задания. 1. Какими были знания о прошлом у первобытных людей? 2. Почему на протяжении многих столетий трудящиеся не могли знать истории своей страны и соседних государств? 3. Что вы узнали о современной истории и об историках?

Слайд 24

Исторические источники. Работа историка очень увлекательна и сложна. Он не только восстанавливает прошлое, но и рассказывает другим о прошлом. Все начинается с изучения документов и восстановления вещей, созданных предками. Как могучая река сливается из вод тысяч родников и источников, так и в наших знаниях о прошлом слиты знания из тысяч исторических источников. Запомните: историческим источником называется все, что создано нашими предками и что может рассказать их жизни. Найденный в земле старинный меч, древняя рукопись, старая монета, документальный фильм – все это исторические источники. Историки изучают их и как бы переносятся в прошлое. Ученые разделили исторические источники на группы: 1. Каковы исторические источники?

Слайд 25

Исторические источники.

Слайд 26

Исторические источники. Письменные источники Древние китайские иероглифы Древние глиняные таблички с письменами Рисунковая надпись американского индейца Страница старинной пергаментной книги

Слайд 27

Исторические источники. Одни из этих источников появились давно. Другие, такие как кино- и видеофильмы, возникли недавно. Одни созданы при помощи техники, другие – вручную. Но все сберегают память о прошлом. Определите к каким историческим источникам относятся эти изображения? Старинная рукопись. Наскальный рисунок древняя посуда и оружие

Слайд 28

2. Музеи и архивы. Исторические источники. В столицах разных государств есть большие музеи . Много их в Москве. В каждой области есть областной краеведческий музей. Словом “музей” в древности обозначали место, где будто бы жили богини искусства – музы . Там собирали лучшие картины и украшения, статуи и вазы. Позднее в музеях стали хранить различные старинные вещи. Самый известный музей нашей страны – Эрмитаж в Петербурге . Всемирно известен французский музей Лувр . Запомните: музеи – это места, где хранят исторические источники, показывают всем желающим, изучают их. Есть литературные музеи, где хранится память о каком-либо знаменитом писателе или поэте, например, А.С. Пушкине. В музее техники можно увидеть станки, машины, приборы и автомобили. В музее оружия собрано вооружение разных стран и народов. Все вещи, хранящиеся в музейных залах, очень ценны для ученых. В зале одного из краеведческих музеев нашей страны.

Слайд 29

Исторические источники. 2. Музеи и архивы. Музейные вещи называют экспонатами . Экспонаты нуждаются в заботливом уходе. Если какая-то вещь начинает разрушаться, музейные работники восстанавливают ее. Такая работа называется реставрацией . Письменные документы тоже следует хранить в особых помещениях – архивах . Там поддерживают одинаковую температуру и влажность. Работники архивов следят за сохранностью письменных источников и берегут их, чтобы древние рукописи и книги не портились. Выставка в Лувре Музейные экспонаты

Слайд 30

Исторические источники. 3. Личные коллекции. Многие ребята устраивают “домашние музеи”, собирают коллекции старинных монет, книг, конвертов или других вещей. Коллекционирование – очень полезное дело, но и здесь есть свои правила: 1.Сначала решите, что именно вы будете собирать. Не пытайтесь коллекционировать все старые вещи подряд, иначе просто запутаетесь. 2. Коллекции ценятся не по количеству, а по качеству собранного. Иной раз одна редкая вещь стоит сотни обычных. 3.Коллекция обогащает не кошелек владельца, а ум. Настоящий коллекционер, раздобыв редкостную вещь, обязательно узнает о ней все и расскажет другим. Собиратель – это настоящий знаток, он может помочь всем, кто обратится за советом.

Слайд 31

Исторические источники. 4. Вопросы и задания. 1 . Что такое исторический источник? Какие источники вам известны?? 2. Расскажите о работе музеев и архивов. Посетите областной краеведческий музей и подготовьте рассказ о том, что вы увидели. 3. Для чего создаются школьные музеи? Есть ли музей в вашей школе? Если музей еще не создан, каким бы вы хотели его видеть? 4. Для чего собирают личные коллекции?

Слайд 32

Науки помощницы 1. Археология Археология – исследование ископаемых древностей. Человечество живет на Земле около трех миллионов лет. А письменностью пользуется только пять тысяч лет. Поэтому о самых древних временах из письменных источников ничего нельзя узнать. Здесь может помочь только изучение археологических источников. Слово археология состоит из двух греческих слов: “архэ” и “логос”. (По словарику в конце учебника или по “Словарю-справочнику по Всемирной истории для школьников” узнайте, что они означают.) Запомните: археологией называется историческое знание о найденных под землей и под водой следах человеческой жизни. Уже очень давно люди заметили, что в земле иногда обнаруживаются странные каменные остроконечники, ржавые ножи, бусины. Находки объясняли просто: говорили, по божьей воле эти вещи высыпались из грозовых туч. На самом деле, конечно, эти предметы сделаны руками предков. Но как же древние вещи попали под толщу почвы? Как оказались на дне моря?

Слайд 33

Науки помощницы 1. Археология Работа археологов. Является ли эта фотография историческим источником?

Слайд 34

Науки помощницы 1. Археология Археологические памятники. Иногда малообразованные люди считают, что археологов интересуют золото и драгоценности. Совершенно неверно! Научная ценность вещи измеряется вовсе не тем, из чего она сделана – из серебра или из глины. Главное, чтобы она могла побольше рассказать о своих древних создателях и хозяевах. Часто для археолога черепок глиняного кувшина дороже слитков золота. Археологи ищут знания, а не богатства. Ученые исследуют развалины городов и крепостей, поселков и отдельных домов, ищут остатки храмов, башен, изучают могилы, пещеры, мастерские ремесленников, шахты и рудники, каналы и дороги, клады. Все это – археологические источники, или археологические памятники прошлого. Археологические памятники в нашей стране прежде не изучали, а разоряли, грабили. К примеру, сибиряки разрывали древние могилы – курганы, чтобы добыть драгоценности, переплавить и продать их. Все остальное считали ненужным хламом, безжалостно ломали и выбрасывали. По приказу императора Петра Первого прекратили разгром и грабеж древних памятников. Начались первые научные раскопки.

Слайд 35

Науки помощницы 1. Археология Археологические памятники в любом культурном обществе – всенародное богатство. Они охраняются законом. Запомните: за порчу археологических памятников наказывают как за тяжелое преступление. Самовольные раскопки и присвоение найденных вещей строго запрещены. Проводить разведку и раскопки могут только те, кому выданы на это разрешения. Археологические находки. Как вы считаете, что здесь изображено? Науки помощницы

Слайд 36

Науки помощницы 1. Археология Ученные археологи. А.П. Окладников А. В. Арциховский В. А. Городцов

Слайд 37

Науки помощницы Правила разведок и раскопок. 1. Археология Чтобы узнать, где проводить раскопки, надо сначала провести разведку и отыскать археологические памятники. Внимательные и опытные археологи отправляются в походы вдоль рек и к озерам, наблюдают и беседуют с местными жителями. Когда археологические памятники обнаружены, составляется карта-план будущих раскопок. Разведчик-археолог должен быть выносливым и умелым, отлично знать компас, фотоаппарат, карту. Археологам иногда помогают летчики. Часто с большой высоты проводится аэрофотосъемка . На фотографиях видны темные полосы на месте древних разрушенных стен, каналов или дорог. А ведь с поверхности земли ничего не просматривается! По аэрофотографиям водолазы ищут затонувшие корабли и поселения на дне морей и озер. Раскопки ведут осторожно, землю снимают лопатами, стараясь рыть тонкими слоями – не больше 5 сантиметров. Когда появляются первые находки, археологи берут специальные ножи и кисточки и осторожно расчищают вещи. Их работа очень аккуратна и точна. Все найденное тут же бережно упаковывают. Иногда даже просеивают землю, чтобы не пропала ни одна мелкая находка.

Слайд 38

Науки помощницы 1. Археология Археологические находки .

Слайд 39

Науки помощницы 2. Этнография. Чтобы лучше знать прошлое, историки обращаются помощью к разным отраслям знания – “помощницам”. Одной из таких отраслей является этнография . (При помощи словарика в конце учебника переведите это слово.) Запомните: этнография описывает жизнь, быт и обычаи разных народов. Ученые выезжают в экспедиции и там записывают народные песни, сказки, пословицы. Они также изучают танцы, узоры на одежде и коврах, посуду, жилье, изделия ремесленников и многое другое. Этнографов интересует, как старинные обычаи и народное искусство сбереглись до наших дней. Представитель народа маори, живущего в Новой Зеландии. Рисунок этнографа

Слайд 40

Науки помощницы 2. Этнография. Некоторые племена Земли до сих пор живут, как и в глубокой древности: южноамериканские индейцы, эвенки, австралийцы, африканцы. Внимательно наблюдая за их жизнью, этнографы помогают историкам представить, как жили наши далекие предки. Выдающийся русский этнограф прошлого века Н.Н.Миклухо-Маклай всю жизнь посвятил изучению папуасских племен. “Добрым белым человеком с Луны” прозвали его папуасы. Он написал большую книгу о том, как жители джунглей охотятся, трудятся в поле, строят хижины, справляют праздники. Н.Н. Миклухо-Маклай доказал, что отсталые племена, хотя и живут первобытной жизнью, но имеют богатую культуру, гостеприимны и честны. Н. Н. Миклухо-Маклай (1864-1888)

Слайд 41

Науки помощницы 2. Этнография. Хижина Миклухо-Маклая в Гарагасси Папуасский топор с клинками из раковин

Слайд 42

Науки помощницы 2. Этнография. Марамай, папуас с о. Били-Били Папуас из деревни Марагум-Мана

Слайд 43

Науки помощницы 2. Антропология. Люди не всегда выглядели так, как теперь. Наши предки были животными и за миллионы лет превратились в людей! При этом, конечно, они очень изменились. Изучая окаменелые кости наших древнейших предков, ученые выясняют, как происходило очеловечивание. Запомните: историческая наука, которая изучает, как и почему изменялись люди в прошлом и каков облик людей сейчас, называется антропологией. Восстановленный М.М. Герасимовым по окаменевшему черепу облик первобытного мальчика, умершего много тысяч лет назад

Слайд 44

Науки помощницы 2. Антропология. Останки людей могут рассказать очень многое. Особенно важны для ученых кости головы. Ученые даже научились восстанавливать по черепам лица давно умерших людей. Советский ученый М.М.Герасимов долго и упорно изучал, как устроены скелеты и черепа. Он установил, что не бывает совершенно одинаковых скелетов. Кости мужчин отличаются от костей женщин, скелет европейца отличается от скелета азиата, череп юноши отличается от черепа старика. И опытному антропологу сразу видны эти различия. По зубам можно установить, чем питался древний человек, по костям рук и ног – чем болел и когда умер. Череп подсказывает, какими были исчезнувшие глаза, губы, волосы. Постепенно антропологи восстанавливают полные портреты предков. Так выглядела женщина, жившая на территории нашей страны три с половиной тысячи лет назад. Восстановлено учеными-антропологами

Слайд 45

Науки помощницы 3. Нумизматика. Две тысячи семьсот лет назад в древнем мире впервые появились металлические деньги . На них изображали звезды, растения, оружие, животных. Но чаще всего на лицевой стороне находились имена и портреты правителей. В древнем Римском государстве деньги чеканили только в храме богини Монеты. Именно поэтому металлические деньги до сих пор называются монетами . Деньги – важнейший исторический источник. Их изучает особая наука – нумизматика. Монеты иногда чеканили в честь больших военных побед, важных событий. Если историки установят, что в какое-то время изготовлено много монет, значит можно предположить, тогда люди жили хорошо и вели оживленную торговлю. Если же монеты, наоборот, припрятывали в укромных местах, значит, наступали тяжкие времена. Древние монеты, обнаруженные вблизи современного города Белгорода-Днестровского

Слайд 46

Науки помощницы 3. Нумизматика. Древние римские монеты. Деньги, применявшиеся в нашей Родине до 1991 г. Современные деньги 1997 г. Металлические современные деньги

Слайд 47

Науки помощницы 4. Геральдика. В древнюю пору у многих знатных людей имелись гербы – особые рисунки, рассказывавшие о знатности рода и о подвигах предков. Есть отрасль истории, которая изучает дошедшие до наших дней старинные гербы и печати и многое узнаёт об их владельцах. Это наука называется геральдика Герб и флаг нашей страны в 1900 г.

Слайд 48

Науки помощницы 4. Геральдика. Герб и флаг нашей Родины с 1947 по 1991 г. Герб и флаг современной России

nsportal.ru

Урок истории для 5 класса «Путешествие по Древнему Востоку»

Пояснительная записка

Урок «Путешествие по Древнему Востоку» является составной частью программы по истории древнего мира в 5 классе.

Данный урок – это повторительно – обобщающий урок.

Форма проведения – игра – путешествие.

Урок построен на основе использования технологии деятельностного метода, развития критического мышления, разноуровневой дифференциации, цель которого обобщить и систематизировать знания учащихся путем создания педагогических условий для включения каждого ученика в деятельность в соответствии с зоной своего ближайшего развития.

Характеристика УУД:

Личностные – ориентация в особенностях и ценностях и их иерархаизации, отношений и взаимодействий в системе моральных норм. Освоение общекультурного наследия древних египтян. Понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре других народов.

Регулятивные – Устанавливать причинно-следственные связи природы и занятий древних египтян; Оценивать достижения культуры. Характеризовать особенности власти фараонов и порядок управления страной. Анализировать завоевания египтян и давать им соответствующую оценку. Характеризовать религию древних египтян. Описывать предметы материальной культуры и произведения древнеегипетского искусства, высказывать суждения об их художественных достоинствах. Рассказывать о внутреннем устройстве пирамиды. Осуществлять познавательную рефлексию. Анализировать достижения в земледелии.

Коммуникативные – Характеризовать местоположение государства с помощью исторической карты и ее легенды. Находить и группировать информацию по данной теме из текстов учебника, дополнительных источников к параграфу, дополнительной литературы, электронных изданий. Учиться работать в малой группе над общим заданием. Работать с картой в малых группах по единому заданию. Устанавливать связи между пантеоном богов и занятиями древних египтян. Сравнивать образ жизни фараона, вельможи и простого земледельца.

Познавательные – Раскрыть значение понятий и терминов: папирус, дельта, оазис, свиток, заповеди, Сфинкс, религия и др. Комментировать понятия: вельможа, писцы, налоги, шадуф, и самостоятельно формулировать их. Выделять главное в части параграфа, во всем параграфе. Выделять ключевые понятия, которые раскрывают тему урока. Показывать на карте территорию и центры древнеегипетского государства и территорию походов фараонов. Объяснять, в чем заключалась роль религии жрецов древнеегипетском обществе. Подготовить презентацию в Роwеr Роint по самостоятельно выбранной теме (совместно с родителями). Характеризовать знания из разных областях наук, известные древним египтянам. Составлять шарады, кроссворды и выполнять к ним задания (индивидуально и с соседом по парте)

В ходе урока учащиеся повторяют главные вопросы темы: месторасположение стран Древнего Востока, развитие хозяйства, особенностями политического устройства, мифологию, исторических деятелей.

Тема предусматривает работу с понятийным аппаратом, хронологией. Большое место на уроке отводится счету лет в истории.

При повторении материала предусмотрены разнообразные формы работы учащихся: заполнение таблицы, составление схем, разгадывание кроссвордов, найти ошибки в тексте, работа картами, тестами.

Это позволяет не только наглядно рассмотреть данные вопросы темы, но и активизировать работу по отработки умений и навыков учащихся искать главное, отвечать на поставленные вопросы, применять полученные знания на практике.

Учитель на уроке является связующим звеном, координатором, цель которого предоставить учащимся возможности для систематизации полученных знаний на предыдущих уроках с помощью разнообразных форм и методов.

Учебный предмет Всеобщая история (история Древнего мира)

Уровень образования школьников Урок предложен для учащихся 5 классов общеобразовательной средней школы

Форма учебной работы Классно-урочная

Полное описание разработки

Изучение истории в среднем звене школы начинается с всеобщей истории, с курса истории древнего мира, на который отводится 70 часов. Знакомство с этим курсом начинается с блока стран, обозначенных странами Древнего Востока, сюда относятся Египет, Междуречье, Финикия, Сирия, Палестина, Персия, Индия, Китай. Достижения стран Древнего Востока уникальны и до сегодняшних дней составляют основу мировой культуры. Поэтому в рамках данного курса уделяется большое внимание изучению цивилизаций Древнего Востока: развитие хозяйственной деятельности, особенности политического устройства, их вклад в мировую культуру.

Учащиеся в 5 классе практически лишь только приступают к изучению вопросов истории, поэтому важно приобщить их к культурному наследию разных народов мира, развить интерес к изучаемому предмету. Поэтому наряду с традиционными уроками, не мало важную роль играют и нетрадиционные уроки: урок – игра, урок – путешествие; урок – эстафета; урок – соревнование и другие. Особенно все эти формы можно применить на уроках систематизации и обобщения знаний.

Данная разработка – это повторительно-обобщающий урок с использованием технологии разноуровневой дифференциации. Форма проведения – игра – путешествие. Главная цель урока в рамках технологии разноуровневой дифференциации – создание педагогических условий для включения каждого ученика в деятельность в соответствии с зоной его ближайшего развития. Все предложенные формы работы посильны для учащихся разных групп обученности, разнообразны, интересны, способствуют изучению нового материала самостоятельно. Учитель – координатор деятельности учащихся на уроке, связующее звено. онные уроки. важно приобщить их к культурному нас

Подготовительная работа:

изучение литературы по теме урока;

просмотр электронного учебника «Всеобщая история»;

анализ отобранной информации;

подготовка плана урока;

определение разноуровневых групп;

подготовка дифференцированных заданий.

Оборудование:

электронный учебник «Всеобщая история»;

учебник А. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свенцицкой «История древнего мира», 5 класс;

таблицы;

контурные карты;

карточки с заданиями;

тесты;

иллюстрационный материал;

карта «Древний Восток».

Источники, литература:

Вигасин А. А., Годер Г. И., Свенцицкая И. С. История Древнего мира. М.: Просвещение, 1996;

Годер Г.И., Рабочая тетрадь «История Древнего мира» М.: Просвещение, 2015;

Всеобщая история: от античности до наших дней. Брянск: Издательство БГПУ, 1998

История Древнего мира. Поурочные планы. Волгоград: Учитель, 2004

Хрестоматия по истории древнего мира. М.: Просвещение, 1991

Электронный учебник «Всеобщая история»

Я иду на урок истории: Древнейшая и древняя история: книга для учителя. М.: Издательство «Первое сентября», 2000

Годер Г.И., Рабочая тетрадь «История Древнего мира» М.: Просвещение, 2015;

 

 

 

Методическая разработка

Тема: «Путешествие по Древнему Востоку»

Тип урока: повторительно-обобщающий

Цели урока:

формирование системы знаний о государствах Древнего Востока, обобщение и систематизация ранее полученного материала, закрепление основных ведущих идей темы;

способствовать дальнейшему развитию умения воспроизводить полученную информацию, выделять главное, ориентироваться в основных событиях истории Древнего Востока;

способствовать дальнейшему развитию умения сравнивать, сопоставлять, выявлять причинно-следственные связи, использовать информацию в новых условиях, анализировать и делать выводы;

воспитывать у учащихся уважение к истории, традициям, культуре народам Древнего Востока.

Оборудование (для работы в группах):

таблицы, контурные карты, кроссворд, карточки с датами, материал о достижениях народов Древнего Востока, тесты.

Ход урока:

Оргмомент

    Сегодня у нас повторительно-обобщающий урок по теме «Древний Восток». И наша задача – это закрепление, полученных знаний на уроке, их систематизация, обобщение, углубление по некоторым вопросам истории Древнего Востока.

    Игра-путешествие

      Форма проведения – игра-путешествие. Мы еще раз окунемся в волшебный мир Древнего Востока, еще раз осуществим путешествие по его странам. Как в каждом путешествии у нас будут пункты назначения, где Вы должны будете выполнять определенные задания. Итак, старт дан. И, конечно же, самое главное знать, а куда же мы отправляемся. Понятие «Древний Восток» – понятие относительное. Название это было дано людьми, живущими в Западной Европе, для них эти страны действительно были восточными. Итак, наш

      Первый пункт «Картово»

      ? – перечислите страны, которые мы изучали в рамках темы «Древний Восток»? (учащиеся называют страны, учитель – прикрепляет или записывает на доске названия стран)

      1 группа – контурные карты с указанием рек. Задание – подписать какие государства располагались в районе этих рек. В какое море впадает Нил. Какое море омывает Египет с Востока.

      2 группа – работа с настенной картой. Задание – учитель показывает страны, учащиеся записывают их название себе в тетрадь (Индия, Междуречье, Египет, Китай, Персида, Финикия). Затем можно организовать взаимопроверку.

      3 группа – контурные карты без названия географических объектов.

      Задание – написать название стран и рек.

      После выполнения работы в группах 1 учащийся показывает и комментирует месторасположение стран Древнего Востока.

      ? – Как Вы думаете, есть ли что-то общее в расположении этих стран? (в долинах рек).

      Да, первые государства возникали, как правило, в долинах рек. Географическое положение оказывает влияние на природные условия, занятия жителей.

      Второй пункт: «Рассказкино»

      «Взаимосвязь географического положения и природы или природные условия стран

      Древнего Востока».

      1 группа – Задание – заполнить таблицу «Природные условия Древнего Египта»

      № п/п

      Вопросы

      Египет

      1.

      Где располагается страна?

       

      2.

      Крупнейшие реки

       

      3.

      Чем омывается

       

      4.

      Поверхность земли

       

      5.

      Климат

       

      2 группа – Заданиезаполнить сравнительную таблицу «Природные условия Древнего Египта и Древней Индии»

      № п/п

      Вопросы

      Египет

      Индия

      1.

      Где располагается страна?

        

      2.

      Крупнейшие реки

        

      3.

      Чем омывается

        

      4.

      Поверхность земли

        

      5.

      Климат

        

      3 группа – Задание «Исправь ошибки»

      В Юго-Западной Африке простираются огромные пустыни. По этой земле несет свои воды одна из самых больших рек в мире – Нил. По берегам реки растут кокосы, душистые акации, высокие сосны. В водах Нила обитают пираньи и белые акулы. Впадая в Черное море, река разделяется на несколько рукавов, образующих огромный квадрат – дельту. Всесильным владыкой Египта был король. Во время торжественных приемов король восседал на троне, держа скипетр и державу. Удивительная страна Египет возникла в долине реки Нил.

      Третий пункт «Терминово»

      1 группа – Задание – Соедините термины и их определения:

      Книга из папируса, свернутая в трубку – Свиток

      Древняя столица Египта – Мемфис

      Повелитель Египта – Фараон

      Правила, по которым надо жить – Заповеди

      Наука о планетах и звездах, особо почитаемая в Египте – Астрономия

      Жилище богов – Храм

      Богиня неба – Нут

      Вера в сверхъестественные силы – Религия

      Огромная каменная фигура, изображающая льва, с головой человека – Сфинкс

      2 группа – Задание – Подбери к каждому термину нужное изображение: вельможа,

      колесница, шадуф, папирус

      3 группа – Задание – Впиши недостающий термин или определение:

      1.Дельта

      1.

      2.

      2.Высокий тростник в Египте, из которого делали материал для письма

      3.Фараон

      3.

      4.

      4.Земледелец, имеющий свое небольшое хозяйство.

      5.

      5.Мастер, изготовляющий изображения из глины, камня, дерева, металл

      6.

      Специалист по строительству зданий

      7.Религия

      7.

      8.

      8.Сбор в пользу государства

      Четвертый пункт «Письмена»

      2 группа – Задание – перечислите, какие виды письменности Вы знаете? Что служило материалом для письма в Египте, Междуречье, Китае? Что повлияло на выбор материала для письма?

      1 группа – Задание – когда и где появился первый алфавит? Что Вам о нем известно?

      3 группа – Задание – «Текст с ошибками»:

      В египетском письме более 700 клинописных знаков. В долине Нила археологи нашли таблички, покрытые значками в идее клинышков. Значки эти выдавливались на табличках из мягкой глины. Если было написано неправильно, то соскабливали ножом. Египетская письменность уже имела и гласные, и согласные буквы. Поэтому выучить такое письмо не составило большого труда. (6 ошибок)

      Пятый пункт «Зеркало – Исторические деятели»

      На доске или на карточках имена – Тутмос, Хеопс, Хаммурапи, Кир, Дарий, Конфуций, Цинь Шихуан

      1 группа – Задание – определите принадлежность к стране?

      2 группа – Задание – Чем известно имя этого деятеля?

      3 группа – Задание – о ком идет речь? Зачитываются отрывки:

      А) Мы знаем много об этом фараоне потому, что его гробница, единственная из всех, не была разграблена. За каменной дверью его погребения находился огромный каменный саркофаг, а в нем – второй, а во втором – третий. Лишь в последнем, четвертом, саркофаге из чистого золота покоилась мумия этого юного фараона (Тутанхамон).

      Б) Он был одним из последних ассирийс ких царей, очень образованным человеком. Именно по его приказу была собрана библиотека глиняных книг, где сохранились вавилонские мифы и сказания (Ашшурбанапал).

      Б) В 3 в. до н.э. почти все индийские племена он объединил под своей властью (Ашока).

      Шестой пункт «Мифологическое»

      ? – что называют мифом?

      1 группа – Задание – вспомните известные Вам мифы? (миф об Осирисе, о вавилонском столпотворение и другие)

      2 группа – Задание – о чем говорят эти мифы? Что древние люди пытались ими объяснить?

      3 группа – Задание – Миф о потопе – почему у разных народов появились одинаковые мифы?

      Седьмой пункт «Задачкино»

      1 группа – Задание – составить из слов мысль великого Конфуция («Мудрость – в знание старинных книг»)

      2 группа – Задание – отгадайте кроссворд

      1. Приспособление, с помощью которого поднимали воду на поля.
      2. Неограниченный правитель в Египте – царь.
      3. Человек, заставляющий работать рабов с помощью плети и палки.
      4. Египтяне не только строили дамбы, но и рыли…
      5. Водяное растение, считавшееся в Египте священным.
      6.Злой бог пустыни, убивший, по легенде, бога Осириса.
      7. Фараон, который вел войны в Азии.
      8. Мастер, украшавший храмы статуями богов, животных и т. д.
      9. Бог солнца.
      10. Искусство счета, часть математики, известное египтянам.
      11. Человек, наблюдающий за звездами, предсказывающий разливы.
      12. Столица объединенного Египта около 3000 лет до н. э.
      13. Огромная каменная статуя льва с головой человека.
      14. Ветры, дующие до 50 дней подряд ежегодно.
      15. Знак-рисунок, обозначавший слово или часть слова.
      16. Новая столица Египта около 2000 лет назад.

      3 группа – Задание – определите: из какой страны пришел этот товар:

      Египет – виноград; Финикия – оливки, прозрачное стекло, буквы;

      Ассирия – железо; Индия – сахар, хлопок, цифры, шахматы; Китай – компас, бумага, шелк, чай.

      Восьмой пункт «Календарово»

      1 группа – Задание – определите век, тысячелетие, расположите в хронологической последовательности даты

      2 группа – Задание – сколько лет назад была построена пирамида Хеопса? (2600 +2006 = 4606 лет назад)

      3 группа – Задание – сколько лет, веков, тысячелетий назад был захвачен Египет персами (525 + 2006 = 2531 год назад; 6 + 20 = 26 веков назад; 1 +2 = 3 тыс. назад)

      Девятый пункт «Что? Где? Когда?

      Какой дикий зверь явился источником жизни многих поколений людей Междуречья? (река Тигр)

      1 слог – морское животное, 2 слог – междометие, целое – родина фараона (Китай)

      В какой библиотеке были несгораемые книги? (Ассирия, Ашшурбанапал)

      В какой стране были самые длинные стены? (Китай, Великая Китайская стена)

      Кого китайцы считали дикарями? (вывести 3 – 4 детей, одного – с распущенными волосами)

        Десятый пункт «Финишный тест»

        Подведение итогов: Подсчет баллов. Определение победителей игры. Награждение.

        Рефлексия: Нарисуйте смайлик, который бы соответствовал вашему настроению после урока.

        xn--j1ahfl.xn--p1ai

        Презентация к уроку по истории (5 класс) на тему: Вводный урок по истории древнего мира | скачать бесплатно

        Слайд 1

        ВВОДНЫЙ УРОК ПО ИСТОРИИ ПО ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО МИРА ОТКУДА МЫ УЗНАЕМ ,КАК ЖИЛИ НАШИ ПРЕДКИ .

        Слайд 2

        «История – свидетель прошлого, свет истины, живая память, учитель жизни, вестник старины» Цицерон. ПЛАН УРОКА. 1.ЧТО ИЗУЧАЕТ ИСТОРИЯ. 2.ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ. 3.ЗНАКОМСТВО С УЧЕБНИКОМ. 4.ЗАКРЕПЛЕНИЕ.

        Слайд 3

        1.Что изучает история. История – наука, изучающая, как жили различные народы, какие события происходили в их жизни. История- это наука о людях во времени. Мы очень часто употребляем слово «История». Вспомните различные варианты его использования? В науке, В школе.

        Слайд 4

        История Древнего мира

        Слайд 5

        КАК ? Исторические источники улики следователь историк =

        Слайд 6

        2.Исторические источники Подумайте, откуда мы можем узнать о жизни людей Далеком Прошлом? Попытайтесь сами определить, что такое исторические источники? Исторический источник Это все то, что дошло до нас и помогает узнать прошлое.

        Слайд 7

        Что могут нам рассказать эти предметы? Где их могли найти?

        Слайд 8

        Виды исторических источников 1.Вещественные. 2.Устные 3. Письменные Подумайте, что относится к каждому из этих видов? Где это можно обнаружить? раскопки старые дома от поколения к поколению библиотека, архив

        Слайд 9

        Вещественные исторические источники А Р Х Е О Л О Г И Я

        Слайд 10

        Работа с источниками Находки не достаточно обнаружить. Их нужно заставить «заговорить». Для этого ученым важно знать множество мелочей связанных с этой находкой- Где найдена, как лежала, что находилось рядом, из какого материала сделана и так далее… Ученые за работой

        Слайд 11

        Письменные исторические источники

        Слайд 12

        Устные исторические источники

        Слайд 13

        Учебный материал

        Слайд 14

        1.Вещественные. 2.Устные 3. Письменные былины сказания легенды баллады хроники папирус книги посуда жилище орудия труда одежда украшения оружие договоры закрепление 1.Что изучает история? 2.Что изучает история Древнего мира? 3.Как ученые узнают о жизни людей в далеком прошлом?

        Слайд 15

        Домашнее задание Учебник .стр. 6 Найти дома исторические источники и рассказать о них в классе.

        nsportal.ru

        Презентация к уроку по истории (5 класс) на тему: Итоговые уроки по истории древнего мира(5 класс ФГОС) | скачать бесплатно

        ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

        1. ЭТАП  Актуализация знаний

        Основные задачи учителя. Актуализация имеющихся знаний, способов действия в новых условиях; формирование умения задавать вопросы;

        • развитие произвольного внимания и памяти, познавательных интересов и инициативы учащихся;
        • формирование коммуникативных умений, культуры общения, сотрудничества;
        • формирование понимания значения исторического и культурного наследия античного общества в мировой истории

        Деятельность учителя

        Деятельность учащихся

        Приветствует учащихся.

        Организует учащихся на работу в группах, обычно по 5 человек (пять команд), раздаёт листы – задания – 1 мин.

        Приветствуют учителя. Занимают свои места по командам. Капитаны команд получают листы – задания

        2. ЭТАП  Создание проблемной ситуации

        Деятельность учителя

        Деятельность учащихся

        Ребята, сегодня, в 21 в., есть что-либо, что мы используем из наследия древних греков? Почему?

        Учитель обобщает и предлагает учащимся продемонстрировать свои знания  по истории Древней Греции – 3 мин.

        Представители команд высказывают свои мнения, версии, вступая в диалог друг с другом, учителем; проявляют познавательную инициативу

        3. ЭТАП целеполагания – постановка практической частной познавательной задачи или определение учебной задачи обобщенного типа.

        Основные задачи учителя. Формирование рефлексивных умений определять границу между знанием и незнанием;

        •   овладение обобщенными способами приобретения новых знаний: приемами постановки и определения проблемы, формулировки частной познавательной задачи, выделения в задаче известных и новых компонентов;

        •   формирование познавательных мотивов учебной деятельности: стремления открыть знания, приобрести умения;

        Деятельность учителя

        Деятельность учащихся

        Что нам предстоит сделать? – 1 мин.

        Проявляют познавательную инициативу.

        Главное – осознание возникшего интеллектуального затруднения, противоречия, дефицита знаний, формулировка эвристических вопросов, заданий. Осознание цели предстоящей деятельности.

        4. ЭТАП планирования.

        Основные задачи учителя.

        Формирование способности анализировать, сравнивать имеющийся учебный материал;

        •   определять содержание и последовательность действий для решения поставленной задачи;

        •   воспитание культуры делового общения, положительного отношения учеников к мнению одноклассников;

        • формирование способности каждого ученика к участию в работе в малых группах;

        Деятельность учителя

        Деятельность учащихся

        Подумайте об этапах работы. – 1 мин.

        Работа в группах.

        Обобщение результатов наблюдения, составление плана предстоящей деятельности, выбор средств, необходимых для открытия “нового” знания, поиск необходимой информации: знание исторических персоналий, хронологии Древнего мира, умение читать историческую карту по легенде

        5 ЭТАП “Открытие” нового знании.

        Основные задачи учителя: Формирование основ теоретического мышления, развитие умений находить общее, закономерности, отличное; развитие способности к обобщению

        •     воспитание способности высказывать свою точку зрения о способах решения практической задачи;

        •     формирование способности определять содержание и последовательность действий для решения поставленной задачи;

        •     овладение приемами самоконтроля правильности полученных результатов:

        •     формирование способности каждого ученика к участию в работе в малых группах:

        •     воспитание культуры делового общения, положительного отношения учеников к мнению одноклассников, умения оказывать и принимать помощь;

        Деятельность учителя

        Деятельность учащихся

        Задание 1( слайд №2) – «Разминка» – знание исторических  персоналий 4 мин

        Правильные ответы: Геродот, Солон, Драконт, Перикл, Шлиман

        Задание №2(слайд № 3) – Решение кроссворда – 10 мин.

        Задание №3 (слайд № 5) – Текст с ошибками: «Найди ошибку» – 5 мин. Правильные ответы – слайд № 6

        Задание №4(слайд №7) – Решение исторической задачи  – 3 мин.

        Правильный ответ: Солон мог знать об Олимпийских играх, т.к. первые олимпийские игры состоялись в 776 г.до н.э., а о Солоне мы знаем, что он стал архонтом в 594 г.до н.э

        Задание №5(слайд №8) – Работа с исторической картой  – 5 мин. Правильные ответы : Троя, Афины, Олимпия, Эгейское море, о. Крит

        Задание №6(слайды №9,10) – Работа с историческими источниками Правильные ответы: Геракл, Гомер, Ахиллес, Милон

        Задание №7(слайд №11) – «Дорисуй картинку» – 2 мин.

        Правильный ответ: Скульптура древнегреческой богини Афины, которая обычно могла изображаться с копьём, щитом, совой и т.п.(варианты ответов могут быть разные, но выбранный командой атрибут должен быть обоснован)

        Задание №8(слайд №12) – «Определите, кто это мог сказать» – 1 мин.

        Правильные ответы: Солон, Атлант

        Задание №9 –  командам предлагается написать, какие крылатые выражения , пришедшие к нам из Древней Греции, им известны – 5 мин. При проверке учащимся предлагается слайд №13,14

        Во время работы учащихся над заданиями учитель проверяет, как работает каждая команда с тем, чтобы оценивание знаний и умений каждого учащегося было максимально объективно

        Каждая команда самостоятельно отвечает на вопросы в листе – задании:

        1.формирование умения оценивать исторические личности

        2.работа с версиями, оценками.

        3.умение проводить поиск необходимой информации по текстовым источникам

        4.знать хронологию Древнего мира, умение работать  с исторической хронологией

        5.умение определять географические названия указанных мест в истории Древней Греции на контурной карте

        6.умение проводить поиск необходимой информации по историческим источникам, определять исторические персоналии

        7.Умение работать с изобразительным источником, определить, кто изображён, как обычно изображалась представленная персона

        8. Умение использовать знание исторических фактов для определения исторических персоналий

        9.Умение использовать знания по истории и культуре других народов в общении с людьми и внешкольной жизни как основу диалога.

        6 ЭТАП Рефлексия (итог урока).

        Основные задачи учителя: Формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока. Вызывать сопереживания в связи с успехом или неудачей товарищей.

        Деятельность учителя

        Деятельность учащихся

        Давайте вспомним: какая задача стояла перед нами в начале урока?  Как вы оцените свою работу?

        Учитель собирает листы-задания, подводит итоги. Определяет команду – победителя по количеству баллов, набранных командами во время урока, вручает призы за первое и второе места.

        Завершение урока. – 4 мин.

        Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. Определяют степень своего продвижения к цели.

        Отмечают успешные ответы, интересные варианты ответов одноклассников, участников группы. Могут отметить продуктивную работу группы. Каждая команда определяет, кто внёс наибольший вклад в её работу.

        Узнали о том, как много оставила нам в наследство Древняя Греция

        nsportal.ru

        Презентация к уроку истории (5 класс) по теме: Презентации. История Древнего мира. 5 класс. | скачать бесплатно

        Слайд 1

        ДРЕВНЕЙШИЕ ЛЮДИ

        Слайд 2

        1.Происхождение человека. Археологические раскоп-ки свидетельствуют о том, что первые люди появились в восточной Африке. ПОЧЕМУ? Здесь в районе Олдувайс-кого ущелья англича-нин Эванс обнаружил останки австралопите-ка (южный человек), который жил около 5 млн.лет назад

        Слайд 3

        Австалопитеки были маленького роста, их тело было покрыто шерстью,но они уже ходили на 2-ногах. Освобождение рук привело к быстрому развитию первых людей. ПОЧЕМУ? Изготовление орудий труда стало главным отли-чием человека от животных. 1.Происхождение человека. Древних людей , которые использовали орудия труда ученые называют Homo habilis- “ человек умелый». Их внешний вид сильно изменился-увеличился объем черепа,исчезли надбровные дуги,умень-шилась передняя челюсть стал исчезать воло-сяной покров на теле .

        Слайд 4

        С течением времени древние люди изменили мес-то своего жилья.Если австралопитеки жили на деревьях( Почему? ), то habilis- ы начали стро-ить жилища самостоятельно. Иногда они выгоняли из пещер диких животных и обживали их.Люди жили стадами. Почему? 1.Происхождение человека.

        Слайд 5

        2.Древнейшие орудия труда. Основным занятием древних людей было собирательство. Но даже довольствуясь дарами природы дре-вние люди изготов-ляли орудия труда. На их производство шел камень.Первым орудием труда было рубило -галька заост-ренная с одного края.

        Слайд 6

        Для производства ру-била люди отбирали на берегу реки округ-лую гальку, и обра-батывали её скалы-вая другим камнем с узкого края малень-кие кусочки. Рубила были непрочны ми-быстро ломались, поэтому их нужно было очень много. 2.Древнейшие орудия труда.

        Слайд 7

        Другими орудиями дре внего человека были отщепы – образовав-шиеся после обработ-ки гальки. Отщепы использова-лись как ножи и скре бки при обработке шкур животных. 2.Древнейшие орудия труда.

        Слайд 8

        Кроме камня,для изго-товления орудий лю-ди использовали кос-ти животных и рыб. Из них как правило де-лали иглы и шило, применяемые для из-готовления одежды 2.Древнейшие орудия труда.

        Слайд 9

        3.Охота древних людей. Кроме собирательства другим важнейшим заня-тием наших далеких предков была охота. Они загоняли крупных животных на берег реки, к обрыву или в ловушку и забивали их камня-ми. Удачная охота позволяла обеспечить себя едой на длительное время.

        Слайд 10

        Очень часто для охоты люди использовали огонь -они обжигали длинные колья,заост ряя их и делали ко-пья. Кроме того для загона животных применя- лись факелы -живот-ные опасаясь огня бежали туда где его нет- к ловушке. 4.Овладение огнем.

        Слайд 11

        4.Овладение огнем. Первоначально люди бра-ли огонь от загоревших-ся после попадания мол-нии деревьев. За ним строго следили, и если огонь потухал, то виновников изгоняли. Такой способ получения огня был очень ненаде-жен и люди стали ис-кать как получить пла-мя не завися от природы

        Слайд 12

        Многие племена испо-льзовали до сер. 20 ве ка способ известный сотни тысяч лет на-зад-трение 2-х пало-чек. В одной делалось углу-бление, в нее встав-лялась другая палоч-ка, и как только пос-ле вращения они наг-ревались люди подк-ладывали мох. 4.Овладение огнем.

        Слайд 13

        Применение огня измени-ло жизнь людей. Почему? Самым важным следстви-ем стало употребление вареной или жареной пищи.Это привело к рез кому скачку в умствен-ном развитии человека. За короткий срок,после ов ладения огнем,древний человек приобрел сов-ременный облик. 4.Овладение огнем.

        Слайд 14

        Выберите правильный ответ- Древних людей живших в Южной Африке назвали Сначала древние люди жили… Основным занятием древ них людей было… Первый огонь древние люди получили… питекантропы Homo habilis австралопитеки на деревьях в пещерах в шалашах собирательство охота изготовление орудий ударяя камни трением палочек от лесных пожаров

        nsportal.ru

        Урок 1. Введение в историю Древнего мира (5 класс)

        РАЗДЕЛ I. ЖИЗНЬ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ

        Урок 1. Введение в историю Древнего мира

        Ход урока

        I. Организационный момент И. Изучение новой темы

        План

        1. Что изучает история Древнего мира?

        2. Как ученые узнают о жизни людей в далеком прошлом?

        На доске: тема урока, новые слова: археология, исторический

        источник, история, Всеобщая история.

          1. Самостоятельная работа учащихся с учебником.

        Задание: выяснить фамилии авторов учебника, название учеб­ника, название его глав.

          1. Рассказ учителя.

        Итак, на уроках истории Древнего мира мы познакомимся с жизнью первобытных людей истории древнейших цивилизаций Египта, Западной Азии, Индии, Китая, Греции и Рима. Узнаем, как проводились первые олимпийские игры, кто такие Спартак и Алек­сандр Македонский, где впервые были изобретены порох и фарфор, появились шахматы…

        Подробную информацию обо всем этом мы получим, изучив этот учебник. А как же настоящие ученые узнают о жизни людей и далеком прошлом?

          1. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника (с. 6 учебника Вигасина, с. 6-7 учебника Михайловского).

          2. Беседа по прочитанному.

        • Что еще дает информацию ученым о жизни людей в про­шлом? (Надписи на камне и глине, старинные книги, знаме­нитые постройки, которые позволяют судить о мастерстве их создателей.)

        Как называется наука, изучающая вещественные памятники

        истории? (Это наука археология.)

        Как работает археологическая экспедиция?

        1. Рассказ учителя.

        Перед началом работ археологической экспедиции ее участники изучают литературу того района, где предполагаются исследования. Затем отыскивают сам памятник. Довольно часто он открывается слу­чайно, особенно при земляных работах, иногда при естественном раз­мыве почвы. Первый полевой этап работы археологов – разведка, когда проводится сплошное обследование района, на карту-план условными археологическими обозначениями заносятся все памятники; тогда же проводится предварительное обследование главного объекта, включая обмер, сбор подъемного материала и шурфовку (шурф – это яма 1 х 1), то есть проведение небольших земляных работ.

        Много интересных памятников археологи открыли с помощью аэро­фотосъемки. Это этрусский город Спина, древние дороги и места рим­ских военных лагерей в Сирийской пустыне… Иногда аэрофотосъемка обнаруживает археологические памятники, находящиеся под водой на глубине до 7 м. Так были открыты потовые сооружения финикийского города Тара, оказавшегося затопленным водами Средиземного моря.

        По окончании разведки начинаются раскопки. Слой за слоем сни­мают археологи почву. Каждый такой слой, он называется штоком, равняется примерно 18—20 см. Это чуть меньше лезвия лопаты. Чтобы работа шла успешно, археологи разбивают памятник на участки (раско­пы). Собранный во время раскопок материал отправляется в институт, где его очищают, реставрируют и изучают.

        Елманова Н.С., Савичева Е.М. Энциклопедический словарь юного историка. М., 1994. С. 34-35.

        1. Работа с новыми терминами (письменно в тетрадях).

        Археология – наука, изучающая историю по вещественным ос­таткам древних людей.

        Исторический источник – это памятник истории, который дает информацию о жизни людей в далеком прошлом.

        История – наука, изучающая прошлое и настоящее человечества.

          1. Закрепление изученного материала

        • Что нового вы сегодня узнали на уроке?

        • Что изучает история Древнего мира? (Как появились древние люди на Земле, как они жили, какие изобретения придумали, какие государства были первыми на Земле, какие народы их соз­дали, каковы были достижения людей в далекой древности.)

        • Что изучает археология? (Вещественные памятники истории.)

        • Что называется историческим источником? (Это то, что дает нам информацию о жизни людей.)

        • Что изучает история? (История – это наука, изучающая жизнь людей. Поэтому на следующем уроке мы начнем зна­комиться с тем, как жили древнейшие люди.)

          1. Подведение итогов урока

        Домашнее задание: прочитать Введение на с. 6 учебника Вигасина или на с. 5-7 учебника Михайловского; подготовить развер­нутый ответ на вопрос: «Как ученые узнают о жизни людей в прошлом?»; Годер Г.И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира (вып. 1), задание № 1.

        infourok.ru

        Добавить комментарий

        Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *