Рассказы о животных 5 класс по литературе – Рассказы лучших авторов для детей про животных читать онлайн

Содержание

Короткие рассказы о животных – Нестандартные дети

Для отработки навыка чтения начинающим читать детям требуются простые в понимании и по словарному составу тексты. Тут подойдут короткие рассказы о животных.

Рассказы, сказочные и не очень, о животных полезны не только для школьников, но и для начинающих читать дошкольников, потому что кроме навыков чтения расширяют кругозор ребят. С примерами текстов можно познакомиться здесь.

Полезно прочитать текст и нарисовать его содержание. Такая практика развивает образность: ребёнок читает и сразу на «внутреннем мониторе» представляет картинку.

Понимание и запоминание значительно облегчаются. Не все дети (по разным причинам) любят рисовать. Поэтому мы придумали рассказы к раскраскам: читаем текст и раскрашиваем животное. Сайт “Нестандартные дети” желает успехов.

Короткие рассказы о животных.

Автор рассказов детский психолог Галина Обнорская.

  1. Рассказ о белочке.
  2. Рассказ о сове.
  3. Рассказ о лосе.
  4. Рассказ об олене.
  5. Рассказ о лисе.
  6. Рассказ о медведе.
Рассказ о белочке.

Жила в старом лесу белка. У белки весной появилась дочка белочка.

Один раз белка с белочкой собирали грибы на зиму. Вдруг на соседней ёлке появилась куница. Она приготовилась схватить белочку. Мама – белка прыгнула навстречу кунице и крикнула дочке: «Беги!»

Белочка бросилась наутёк. Наконец она остановилась. Посмотрела по сторонам, а места незнакомые! Мамы – белки нет. Что делать?

Увидела белочка дупло на сосне, спряталась и заснула. А утром мама дочку нашла.

Рассказ о сове.

В северных лесах живёт сова. Но не простая сова, а полярная. Эта сова белая. Лапы мохнатые, покрыты перьями. Густые перья берегут ноги птицы от мороза.

Белую сову не видно на снегу. Летает сова тихо. Спрячется в снегу и подкараулит мышку. Глупая мышка не заметит.

Рассказ о лосе.

 Старый лось долго ходил по лесу. Он очень устал. Остановился лось и задремал.

Приснилось лосю, что он ещё маленький лосёнок. Он идёт с мамой по лесу. Мама ест ветки и листья. А лосёнок весело прыгает по тропинке рядом.

Вдруг кто-то страшно загудел около уха. Лосёнок испугался и побежал к маме. Мама сказала: “Не бойся. Это шмель. Он лосят не кусает”.

На лесной поляне лосёнку понравились бабочки. Сначала лосёнок их не заметил. Бабочки смирно сидели на цветах. Лосёнок поскакал на полянке. Тут бабочки взлетели в воздух. Их было очень много, целый рой. А одна, самая красивая, села лосёнку на нос.

Далеко за лесом загудел поезд. Старый лось проснулся. Он отдохнул. Можно идти дальше по своим делам.

Рассказ об олене.

Олени живут на Севере. Родина оленей называется тундра. В тундре растёт трава, кустарники и седой олений мох. Олений мох – пища для оленей.

Олени ходят стадами. В стаде олени разного возраста. Есть старые олени и малыши – оленята. Взрослые олени защищают малышей от волков.

Бывает, волки нападают на стадо. Тогда олени окружают оленят и выставляют вперёд рога. Рога у них острые. Волки опасаются оленьих рогов.

В стаде есть вожак. Это самый сильный олень. Все олени ему подчиняются. Вожак охраняет стадо. Когда стадо отдыхает, вожак находит высокий камень. Он стоит на камне и смотрит во все стороны. Увидит опасность и затрубит. Олени встанут и уйдут подальше от беды.

Рассказ о лисе.

У подножия горы было круглое озеро. Место было безлюдное, тихое. В озере плавало много рыбы. Это озерцо понравилось стае уток. Утки свили гнёзда и вывели утят. Так жили они на озере всё лето.

Однажды на берегу появилась лиса. Лиса охотилась и набрела на озеро с утками. Утята уже подросли, но летать ещё не научились. Лиса думала легко поймать себе добычу. Но не тут-то было.

 Хитрые утки уплыли далеко на другой берег. Лиса разорила утиные гнёзда и убежала.

Рассказ о медведе.

В горах Хибинах на Севере можно повстречать медведя. Весной медведь злой, потому что голодный. Всю зиму он спал в берлоге. А зима на Севере длинная. Медведь проголодался. Оттого зол.

Вот пришёл он к озеру. Поймает рыбку, съест. Воды напьётся. Озёра в горах чистые. Вода свежая и прозрачная.

К середине лета медведь наестся, растолстеет. Добродушнее станет. Но всё равно не стоит с ним встречаться. Медведь – дикий зверь, опасный.

К осени медведь ест всё подряд: рыбу, ягоды, грибы. Жир под шкурой копит к зимней спячке. Жир в берлоге зимой его и кормит, и греет.

mama-pomogi.ru

К.Ушинский Рассказы о животных (читать онлайн, скачать)

Рассказы Константина Дмитриевича Ушинского очень душевны. Он писал о том, что видел вокруг, будучи еще босоногим мальчишкой – о животных, о природе, о деревенской жизни. Рассказы о животных полны тепла и доброты, они призывают относиться к братьям нашим меньшим с заботой и уважением. Один “Бишка” чего стоит: в трех предложениях Ушинский выразил всю важную собачью сущность. Животные в его рассказах раскрываются, как люди, становясь в один ряд с нами, у каждого свой характер, да еще какой! Давайте познакомимся поближе с этими животными, и почитаем рассказы. Для чтения оффлайн вы можете скачать pdf файл с рассказами Ушинского о животных внизу страницы. Все рассказы с картинками!

К.Д.Ушинский

Рассказы о животных

Бишка (рассказ)

— А ну-ка, Бишка, прочти, что в книжке написано!

Понюхала собачка книжку, да и прочь пошла.

— Не моё, – говорит, — дело книги читать; я дом стерегу, по ночам не сплю, лаю, воров да волков пугаю, на охоту хожу, зайку слежу, уточек ищу, поноску тащу — будет с меня и этого.

Бодливая корова (рассказ)

Была у нас корова, да такая характерная, бодливая, что беда! Может быть, потому и молока у неё было мало.

Помучились с ней и мать,  и сёстры. Бывало, прогонят в стадо, а она или домой в полдень придёт, или в житах очутится, – иди выручай!

Особенно, когда бывал у нее телёнок – удержу нет!  Раз даже весь хлев рогами разворотила, к телёнку билась, а рога-то у неё были длинные да прямые. Уж не раз собирался отец ей рога отпилить, да как-то всё откладывал, будто что предчувствовал.

А какая была увёртливая да прыткая! Как поднимет хвост, опустит голову, да махнет, – так и на лошади не догонишь.

Вот раз летом прибежала она от пастуха, еще задолго до вечера: было у ней дома теля. Подоила мать корову, выпустила теля и говорит сестре – девочке эдак лет двенадцати:

– Погони, Феня, их к речке, пусть на бережку пасутся, да смотри, чтоб в жито не затесались. До ночи ещё далеко, что им без толку стоять.

Взяла Феня хворостину, погнала и теля, и корову; пригнала на бережок, пустила пастись, а сама под вербой села и стала венок плести из васильков, что по дороге во ржи нарвала; плетёт и песенку поёт.

Слышит Феня, что-то в лозняке зашуршало, а речка-то с обоих берегов густым лозняком обросла.

Глядит Феня что-то серое сквозь густой лозняк продирается, и покажись глупой девочке, что это наша собака Серко. Известно, волк на собаку совсем похож, только шея неповоротливая, хвост палкой, морда понурая, и глаза блестят; но Феня волка никогда вблизи не видала.

Стала уже Феня собаку манить:

– Серко, Серко! – как смотрит – телёнок, а за ним корова несутся прямо на неё как бешеные. Феня вскочила, прижалась к вербе, не знает, что делать; телёнок к ней, а корова их обоих задом к дереву прижала, голову наклонила, ревёт, передними копытами землю роет, рога-то прямо волку наставила.

Феня перепугалась, обхватила дерево обеими руками, кричать хочет – голосу нет. А волк прямо на корову кинулся, да и отскочил – с первого раза, видно, задела его рогом. Видит волк, что нахрапом ничего не возьмешь, и стал он кидаться то с той, то с другой стороны, чтобы как-нибудь сбоку в корову вцепиться, или теля отхватить, – только куда не кинется, везде рога ему навстречу.

Феня все ещё не догадывается, в чём дело, хотела бежать, да корова не пускает, так и жмёт к дереву.

Стала тут девочка кричать, на помощь звать… Наш казак пахал тут на взгорке, услышал, что и корова-то ревёт, и девочка кричит, кинул соху и прибежал на крик.

Видит казак, что делается, да не смеет с голыми руками на волка сунуться – такой он был большой да остервенелый; стал казак сына кликать, что пахал тут же на поле.

Как завидел волк, что люди бегут, – унялся, огрызнулся ещё раз, два, завыл да и в лозняк.

Феню казаки едва домой довели – так перепугалась девочка.

Порадовался тогда отец, что не отпилил корове рогов.

В лесу летом (рассказ)

Нет в лесу того раздолья, как на поле; но хорошо в нём в жаркий полдень. И чего только не насмотришься в лесу! Высокие, красноватые сосны развесили свои иглистые вершины, а зелёные ёлочки выгибают свои колючие ветви. Красуется белая, кудреватая берёзка с душистыми листочками; дрожит серая осина; а коренастый дуб раскинул шатром свои  вырезные  листья. Из травы глядит беленький глазок земляники, а рядом уже краснеет душистая ягодка.

Белые серёжки ландыша качаются между длинными, гладкими листьями. Где-то рубит крепконосый дятел; кричит жалобно жёлтая иволга; отсчитывает года бездомная кукушка. Серый зайчик шмыгнул в кусты; высоко между ветвями мелькнула пушистым хвостом цепкая белка.

Далеко в чаще что-то трещит и ломится: уж не гнёт ли дуги косолапый мишка?

Васька (рассказ)

Котичек-коток — серенький лобок. Ласков Вася, да хитёр; лапки бархатные, коготок остёр. У Васютки — ушки чутки, усы длинные, шубка шёлковая.

Ласкается кот, выгибается, хвостиком виляет, глазки закрывает, песенку поёт, а попалась мышка – не прогневайся! Глазки-то большие, лапки, что стальные, зубки-то кривые, когти выпускные!

Ворон и сорока (рассказ)

Пёстрая сорока прыгала по веткам дерева и без умолку болтала, а ворон сидел молча.

– Что же ты молчишь, куманёк, или ты не веришь тому, что я тебе рассказываю? – спросила, наконец, сорока.

– Плохо верю, кумушка, – отвечал ворон, – кто так много болтает, как ты, тот, наверно, много врёт!

Гадюка (рассказ)

Вокруг нашего хутора, по оврагам и мокрым местам, водилось немало змей.

Я не говорю об ужах: к безвредному ужу у нас так привыкли, что и змеёй-то его не зовут. У него есть во рту небольшие острые зубы, он ловит мышей и даже птичек и, пожалуй, может прокусить кожу; но нет яду в этих зубах, и, укушение ужа совершенно безвредно.

Ужей у нас было множество; особенно в кучах соломы, что лежала около гумна: как пригреет солнышко, так они и выползут оттуда; шипят, когда подойдёшь, язык или жало показывают, но ведь не жалом змеи кусают. Даже в кухне под полом водились ужи, и как станут, бывало, дети, сидя на полу, молоко хлебать, так уж и выползает и к чашке голову тянет, а дети его ложкой по лбу.

Но водились у нас и не одни ужи: водилась и ядовитая змея, чёрная, большая, без тех жёлтых полосок, что видны у ужа около головы. Такую змею зовут у нас гадюкой. Гадюка нередко кусала скот, и если не успеют, бывало, позвать с села старого деда Охрима, который знал какое-то лекарство против укушения ядовитых змей, то скотина непременно падёт – раздует её, бедную, как гору.

Один мальчик у нас так и умер от гадюки. Укусила она его около самого плеча, и, прежде чем пришёл Охрим, опухоль перешла с руки на шею и грудь:дитя стало бредить, метаться и через два дня померло. Я в детстве много наслушался про гадюк и боялся их страшно, как будто чувствовал, что мне придётся встретиться с опасной гадиной.

Косили у нас за садом, в сухой балке, где весной всякий год бежит ручей, а летом только сыровато и растёт высокая густая трава. Всякая косовица была для меня праздником, особенно как сгребут сено в копны. Тут, бывало, и станешь бегать по сенокосу и со всего размаху кидаться в копны и барахтаться в душистом сене, пока не прогонят бабы, чтобы не разбивал копён.

Вот так-то и в этот раз бегал я и кувыркался: баб не было, косари пошли далеко, и только наша чёрная большая собака Бровко лежала на копне и грызла кость.

Кувыркнулся я в одну копну, повернулся в ней раза два и вдруг вскочил с ужасом. Что-то холодное и скользкое махнуло меня по руке. Мысль о гадюке мелькнула в голове моей – и что же? Огромная гадюка, которую я обеспокоил, вылезла из сена и, подымаясь на хвост, готова была на меня кинуться.

Вместо того чтобы бежать, я стою как окаменелый, будто гадина зачаровала меня своими безвековыми, неморгающими глазами. Ещё бы минута – и я погиб; но Бровко, как стрела, слетел с копны, кинулся на змею, и завязалась между ними смертельная борьба.

Собака рвала змею зубами, топтала лапами; змея кусала собаку и в морду, и в грудь, и в живот. Но через минуту только клочки гадюки лежали на земле, а Бровко кинулся бежать и исчез.

Тут только воротился ко мне голос; я стал кричать и плакать; прибежали косари и косами добили ещё трепещущие куски змеи.

Но страннее всего, что Бровко с этого дня пропал и скитался неизвестно где.

Только через две недели воротился он домой: худой, тощий, но здоровый. Отец говорил мне, что собаки знают траву, которой они лечатся от укуса гадюки.

Гуси (рассказ)

Вася увидел вереницу диких гусей, которые неслись высоко в воздухе.

Вася. Могут ли так же летать наши домашние утки?

Отец. Нет.

Вася. Кто же кормит диких гусей?

Отец. Они сами отыскивают себе пищу.

Вася. А зимою?

Отец. Как только наступает зима, дикие гуси улетают от нас в теплые страны, а весною возвращаются снова.

Вася. Но почему же домашние гуси не могут летать так же хорошо и почему не улетают они от нас на зиму в теплые страны?

Отец. Потому, что домашние животные потеряли уже отчасти прежнюю ловкость и силу и чувства у них не так тонки, как у диких.

Вася. Но почему это случилось с ними?

Отец. Потому, что люди об них заботятся и отучили их пользоваться их собственными силами. Из этого ты видишь, что и люди должны стараться делать сами для себя все, что только могут. Те дети, которые полагаются на услуги других и не приучаются сами делать для себя все, что только могут, никогда не будут сильными, умными и ловкими людьми.

Вася. Нет, теперь я буду стараться сам все для себя делать, а не то, пожалуй, и со мной может сделаться то же, что с домашними гусями, которые разучились летать.

Гусь и журавль (рассказ)

Плавает гусь по пруду и громко разговаривает сам с собою:

— Какая я, право, удивительная птица! И хожу-то я по земле, и плаваю-то по воде, и летаю по воздуху: нет другой такой птицы на свете! Я всем птицам царь!

Подслушал гуся журавль и говорит ему:

— Глупая ты птица, гусь! Ну, можешь ли ты плавать, как щука, бегать, как олень, или летать, как орёл? Лучше знать что-нибудь одно, да хорошо, чем все, да плохо.

Два козлика (рассказ)

Два упрямые козлика встретились однажды на узком бревне, переброшенном через ручей. Обоим разом перейти ручей было невозможно; приходилось которому-нибудь воротиться назад, дать другому дорогу и обождать.

– Уступи мне дорогу, – сказал один.

– Вот ещё! Поди-ка ты, какой важный барин, – отвечал другой, – пяться назад, я первый взошёл на мост.

– Нет, брат, я гораздо постарше тебя годами, и мне уступить молокососу! Ни за что!

Тут оба, долго не думавши, столкнулись крепкими лбами, сцепились рогами и, упираясь тоненькими ножками в колоду, стали драться. Но колода была мокра: оба упрямца поскользнулись и полетели прямо в воду.

Дятел (рассказ)

Тук-тук-тук! В глухом лесу на сосне чёрный дятел плотничает. Лапками цепляется, хвостиком упирается, носом постукивает, – мурашей да козявок из-за коры выпугивает.

Кругом ствола обежит, никого не проглядит.

Испугалися мураши:

– Эти-де порядки не хороши! Со страху корячутся, за корою прячутся – не хотят вон идти.

Тук-тук-тук! Чёрный дятел стучит носом, кору долбит, длинный язык в дыры запускает, мурашей, словно рыбку, таскает.

Играющие собаки (рассказ)

 Володя стоял у окна и смотрел на улицу, где грелась на солнышке большая собака, Полкан.

К Полкану подбежал маленький Мопс и стал на него кидаться и лаять; хватал его зубами за огромные лапы, за морду и, казалось, очень надоедал большой и угрюмой собаке.

— Погоди-ка, вот она тебе задаст! — сказал Володя. — Проучит она тебя.

Но Мопс не переставал играть, а Полкан смотрел на него очень благосклонно.

— Видишь ли, — сказал Володе отец, — Полкан добрее тебя. Когда с тобою начнут играть твои маленькие братья и сёстры, то непременно дело кончится тем, что ты их приколотишь. Полкан же знает, что большому и сильному стыдно обижать маленьких и слабых.

Козел (рассказ)

Идёт козёл мохнатый, идёт бородатый, рожищами помахивает, бородищей потряхивает, копытками постукивает; идёт, блеет, коз и козляток зовёт. А козочки с козлятками в сад ушли, травку щиплют, кору гложут, молодые прищепы портят, молочко деткам копят; а козлятки, малые ребятки, молочка насосались, на забор взобрались, рожками передрались.

Погодите, ужо придёт бородатый хозяин — всем вам порядок даст!

Коровка (сказка)

Некрасива корова, да молочко дает. Лоб у нее широк, уши в сторону; во рту зубов недочет, зато рожища большие; хребет — острием, хвост — помелом, бока оттопырились, копыта двойные.

Она травушку рвет, жвачку жует, пойло пьет, мычит и ревет, хозяйку зовет: «Выходи, хозяюшка; выноси подойничек, чистый утиральничек! Я деточкам молочка принесла, густых сливочек».

Кукушечка (рассказ)

Серая кукушка – бездомная ленивица: гнездо не вьёт, в чужие гнёзда яички кладёт, своих кукушат на выкорм отдаёт, да ещё и подсмеивается, перед муженьком хвалится: «Хи-хи-хи! Ха-ха-ха! Погляди-ка, муженёк, как я овсянке на радость яичко снесла».

А хвостатый муженёк, на берёзе сидючи, хвост развернул, крылья опустил, шею вытянул, из стороны в сторону покачивается, года высчитывает, глупых людей обсчитывает.

Ласточка (рассказ)

Ласточка-касаточка покою не знала, день-деньской летала, соломку таскала, глинкой лепила, гнёздышко вила.

Свила себе гнёздышко: яички носила. Нанесла яичек: с яичек не сходит, деток поджидает.

Высидела детушек: детки пищат, кушать хотят.

Ласточка-касаточка день-деньской летает, покою не знает: ловит мошек, кормит крошек. 

Придёт пора неминучая, детки оперятся, все врозь разлетятся, за синие моря, за тёмные леса, за высокие горы.

Ласточка-касаточка не знает покою: день-деньской всё рыщет – малых деток ищет.

Лошадка (рассказ)

Конь храпит, ушами прядёт, глазами поводит, удила грызёт, шею, словно лебедь, гнёт, копытом землю роет. Грива на шее волной, сзади хвост трубой, меж ушей — чёлка, на ногах — щётка; шерсть серебром отливает. Во рту удила, на спине седло, стремена золотые, подковки стальные.

Садись и пошёл! За тридевять земель, в тридесятое царство!

Конь бежит, земля дрожит, изо рта пена, из ноздрей пар валит.

Медведь и бревно (рассказ)

Идёт медведь по лесу и разнюхивает: нельзя ли чем съестным поживиться? Чует — мёд! Поднял Мишка морду кверху и видит на сосне улей, под ульем гладкое бревно на верёвке висит, но Мише до бревна дела нет. Полез медведь на сосну, долез до бревна, нельзя лезть выше — бревно мешает.

Миша оттолкнул бревно лапой; бревно легонько откачнулось назад — и стук медведя по башке. Миша оттолкнул бревно покрепче — бревно ударило Мишу посильнее. Рассердился Миша и хватил бревно изо всей силы; бревно откачнулось сажени на две назад — и так хватило Мишу, что чуть он с дерева не свалился. Рассвирепел медведь, забыл и про мёд, хочется ему бревно доканать: ну его валять, что есть силы, и без сдачи ни разу не остался. Дрался Миша с бревном до тех пор, пока весь избитый не свалился с дерева; под деревом-то были колышки натыканы — и поплатился медведь за безумный гнев своей тёплой шкурой.

Не ладно скроен, да крепко сшит (Заяц и ёж) (сказка)

Беленький, гладенький зайчик сказал ежу:

— Какое у тебя, братец, некрасивое, колючее платье!

— Правда, — отвечал ёж, — но мои колючки спасают меня от зубов собаки и волка; служит ли тебе так же твоя хорошенькая шкурка?

Зайчик вместо ответа только вздохнул.

Орёл (рассказ)

Орёл сизокрылый всем птицам царь. Вьёт он гнёзда на скалах да на старых дубах; летает высоко, видит далёко, на солнце немигаючи смотрит.

Нос у орла серпом, когти крючком; крылья длинные; грудь навыкат – молодецкая.

Орел и кошка (рассказ)

За деревней весело играла кошка со своими котятами. Весеннее солнышко грело, и маленькая семья была очень счастлива. Вдруг, откуда ни возьмись — огромный степной орел: как молния, спустился он с вышины и схватил одного котёнка. Но не успел ещё орел подняться, как мать вцепилась уже в него. Хищник бросил котёнка и схватился со старой кошкой. Закипела битва на смерть.

Могучие крылья, крепкий клюв, сильные лапы с длинными, кривыми когтями давали орлу большое преимущество: он рвал кожу кошки и выклевал ей один глаз. Но кошка не потеряла мужества, крепко вцепилась в орла когтями и перекусила ему правое крыло.

Теперь уже победа стала клониться на сторону кошки; но орёл все еще был очень силён, а кошка уже устала; однако же она собрала свои последние силы, сделала ловкий прыжок и повалила орла на землю. В ту же минуту откусила она ему голову и, забыв свои собственные раны, принялась облизывать своего израненного котёнка.

Петушок с семьей (рассказ)

Ходит по двору петушок: на голове — красный гребешок, под носом — красная бородка. Нос у Пети долотцом, хвост у Пети колесцом, на хвосте узоры, на ногах шпоры. Лапами Петя кучу разгребает, курочек с цыплятами созывает:

— Курочки-хохлатушки! Хлопотуньи-хозяюшки! Пёстренькие-рябенькие! Чёрненькие-беленькие! Собирайтесь с цыплятками, с малыми ребятками: я вам зёрнышко припас!

Курочки с цыплятами собрались, разкудахталися; зёрнышком не поделились — передралися.

Петя-петушок беспорядков не любит — сейчас семью помирил: ту за хохол, того за вихор, сам зёрнышко съел, на плетень взлетел, крыльями замахал, во всё горло заорал:

— «Ку-ка-ре-ку!»

Уточки (рассказ)

Сидит Вася на бережку, смотрит он, как уточки в пруде кувыркаются: широкие носики в воду прячут, жёлтые лапки на солнышке сушат. Приказали Васе уточек стеречь, а они на воду ушли – и старые и малые. Как их теперь домой загнать?

Вот и стал Вася уточек кликать:

— Ути-ути-уточки! Прожоры-тараторочки, носики широкие, лапочки перепончатые! Полно вам червячков таскать, травку щипать, тину глотать, зобы набивать — пора вам домой идти!

Уточки Васю послушались, на берег вышли, домой идут, с ноги на ногу переливаются.

Ученый медведь (рассказ)

 – Дети! Дети! – кричала няня. – Идите медведя смотреть.

Выбежали дети на крыльцо, а там уже много народу собралось. Нижегородский мужик, с большим колом в руках, держит на цепи медведя, а мальчик приготовился в барабан бить.

– А ну-ка, Миша, – говорит нижегородец, дергая медведя цепью, – встань, подымись, с боку на бок перевались, честным господам поклонись и молодкам покажись.

Заревел медведь, нехотя поднялся на задние лапы, с ноги на ногу переваливается, направо, налево раскланивается.

– А ну-ка, Мишенька, – продолжает нижегородец, – покажи, как малые ребятишки горох воруют: где сухо – на брюхе; а мокренько – на коленочках.

И пополз Мишка: на брюхо припадает, лапой загребает, будто горох дергает.

– А ну-ка, Мишенька, покажи, как бабы на работу идут.

Идет медведь, нейдет; назад оглядывается, лапой за ухом скребет.

Несколько раз медведь показывал досаду, ревел, не хотел вставать; но железное кольцо цепи, продетое в губу, и кол в руках хозяина заставляли бедного зверя повиноваться. Когда медведь переделал все свои штуки, нижегородец сказал:

– А ну-ка, Миша, теперича с ноги на ногу перевались, честным господам поклонись, да не ленись, да пониже поклонись! Потешь господ и за шапку берись: хлеб положат, так съешь, а деньги, так ко мне вернись.

И пошел медведь, с шапкой в передних лапах, обходить зрителей. Дети положили гривенник; но им было жаль бедного Миши: из губы, продетой кольцом, сочилась кровь.

Хавронья (рассказ)

Грязна наша хавроньюшка, грязна и обжорлива; все жрет, все мнет, об углы чешется, лужу найдет – как в перину прет, хрюкает, нежится.

Рыло у хавроньюшки не нарядное: в землю носом упирается, рот до ушей; а уши, словно тряпки, болтаются; на каждой ноге по четыре копыта, а ходит – спотыкается.

Хвост у хавроньюшки винтом, хребет – горбом; на хребте щетина торчит. Жрет она за троих, толстеет за пятерых; зато ее хозяюшки холят, кормят, помоями поят; а вломится в огород – поленом прогонят.

Храбрая собака (рассказ)

— Собака, что лаешь?

— Волков пугаю.

— Собака, что хвост поджала?

— Волков боюсь.

 – КОНЕЦ –

 Вы можете бесплатно скачать эту книгу детских рассказов о животных К.Ушинского в формате pdf: СКАЧАТЬ >>

7gy.ru

рассказы о животных | Ostrovok.de

Кот Грымза, солидный и умный зверь, совсем разочаровался в своей хозяйке.

Поймал он в сквере воробья. А уж как старался! Другому охотнику легче дикую зебру…
Читать полностью »

Кот был отличный: чёрная, пушистая, отливающая глянцем шубка, белые залихватские усы, на всех четырёх лапках белые манжетки, глаза цвета морской воды, выражение…
Читать полностью »

Было это бесконечно давно: в тысяча девятьсот двадцать втором году. Снег продавали только в лавках — в пакетиках, на улице ни одной снежинки не было. Я долго…
Читать полностью »

Рано утром встал охотник, взял ружьё, патроны, сумку, позвал своих двух собак и пошёл стрелять зайцев.

Был сильный мороз, но ветра совсем не было. Охотник шёл…
Читать полностью »

Из дневника фокса Микки

На веранде стояли чемоданы: свиной кожи, крокодиловой кожи и один маленький… брр!.. кажется, собачьей. В палисаднике жёлтые листья…
Читать полностью »

Из дневника фокса Микки

У курортной пристани качался белый дом-пароход. Труба, балкончик для капитана, внизу круглые окошечки, чтобы рыбы могли заглядывать…
Читать полностью »

Из дневника фокса Микки

У нашего вокзала появились длинные дома на колёсах. Не то фургоны, не то вагоны. Красные, с зелёными ставеньками, над крышей труба,…
Читать полностью »

Из дневника фокса Микки

Карандаш дрожит в моих зубах… Ах, что случилось! В кинематографе это называется «трагедия», а, по-моему, ещё хуже.

Мы вернулись…
Читать полностью »

Из дневника фокса Микки

У Зининого папы всегда «дела». У людей так уж заведено: за всё нужно платить. За виллу, за зонтик, за мясо, за булки, за ошейник… и даже,…
Читать полностью »

Из дневника фокса Микки

Ах, как переменилась моя жизнь! Зина влетела в комнату, хлоп и — сделала колесом реверанс, ручки — птичками, глазки — вниз и ляпнула:…
Читать полностью »

ostrovok.de

План-конспект урока по литературе (5 класс) по теме: конспект урока по литературе на тему “Рассказы о животных. Изображение животных в литературе. К.Г.Паустовский «Кот-ворюга». | скачать бесплатно

МБОУ г.Владимира «СОШ № 9»

Учитель русского языка и литературы

 высшей квалификационной категории Тюрина С.Е.

Уроки литературы – это, наверное, чуть ли не последний «оазис диалога» среди базовых предметов, как ни сурово это звучит. Постижение художественного произведения – каждый раз открытие для ученика. При всей сложности процесс этот достаточно увлекательный, и даже если ребенок не освоил произведение, он может быть вовлечён в процесс диалога, опираясь на уже имеющийся читательский, жизненный опыт. Ученик сможет проявить свою личность, индивидуальность в диалоге. И если эта работа проводится достаточно последовательно и системно, то в дальнейшем ребёнок не будет стеснен в содержании, в отборе лексики и сам процесс развития речи станет эффективным. Ведь одна из целей уроков гуманитарного цикла – научить ребёнка в слове передавать мысли, чувства, настроения, переживания, впечатления, то есть проявлять личностные качества.

Конспект урока литературы в 5-ом классе, разработан мною, с учетом уровня обученности

ребят( средний). И так как ученики достаточно активны, они с удовольствием внедрялись в диалоги как по уже изученному и проанализированному произведению, так и по только что прочитанному. Произведение не оставило их равнодушными, а результаты тестовой работы были высокими («5»,«4» -78%; «3» – 22%)

Класс 5

УРОК ЛИТЕРАТУРЫ

Тема: Рассказы о животных. Изображение животных в литературе.

К.Г.Паустовский «Кот-ворюга».

 Цель урока: выявить особенности рассказа о животных как вида эпического жанра;         сравнить и определить различие сказок про животных и рассказов;

формировать у учащихся интерес к окружающему миру.

Оформление: 1.запись на доске:

– тема урока

– Кукан – это приспособление (трава, прутик) для нанизывания пойманной рыбы

– таблица

Внешность кота

Характер и поведение кота

  2. портрет К.Г.Паустовского

Ход урока:

I.Организационный момент.

 Вступительное слово учителя : объявление темы , цели предстоящей работы

II.Слово учителя

          – Два урока назад на внеклассном чтении мы прочитали рассказ А.П.Чехова «Каштанка».Давайте выскажемся о том, что это произведение оставило каждому из вас.

  1. Какие чувства вызвал у вас этот рассказ?
  2. ? Кто его главный герой ?
  3. ? О каком художественном приеме мы узнали во время работы над произведением «Каштанка»? (зоологизация)
  4. ? Объясните, что под этим термином понимается? (в образе животного отображаются черты характера людей, их отношение к окружающему миру)
  5. ? Подумайте, почему в литературе так часто рядом с людьми существуют животные?
  6. ? Кто из домашних животных ближе всего к человеку? (кошка, собака)
  7. Почему? (верность, преданность)
  8. Необходимо уделить внимание полноте и развёрнутости ответов учеников.

III. Слово учителя.

          – О собаке, ее верности мы уже прочитали. Теперь очередь за котом.

  Какое место в литературе разных народов занимает это животное, мы поймем, когда вспомним произведения, где существуют кот или кошка.

            В этом нам поможет домашнее задание (оно давалось на предыдущем уроке), которое мы проверим в форме викторины

«Кто больше!».

 Кто назовет больше произведений о котах и кошках. Дети активно отвечают. Кто последним назовёт произведение, тот  и победил.

-ПОПЫТАЙТЕСЬ самостоятельно сделать  Вывод о роли животных в произведениях. (кошки – частые герои в произведениях разных авторов).

IV. Слово учителя

   1.  – Сегодня мы прочитаем еще один рассказ. Его написал замечательный русский писатель, знаток природы, тонкий художник – Константин Георгиевич Паустовский.

    2.   Вот что о нем узнал (ученик), и он расскажет нам.

Сообщение ученика (краткая биография К.Г.Паустовского)

    3.   – А теперь посмотрим , как интересно описал К.Г.Паустовский бродячего кота.

Задача перед чтением произведения :что перед нами, сказка о животном или рассказ?  Каков  характер кота?

V. Учащиеся читают рассказ.

VI. Приступаем к анализу произведения.

  1. ? Понравилось ли вам это произведение?
  2. ? Может ли это быть сказкой? Обоснуйте своё мнение.
  3. ? Докажите, что это рассказ.
  4. ?  Кто главные действующие лица?
  5. ? Как меняется характер кота, или он был одинаков на протяжении всего рассказа?
  6. ? После какого происшествия кот изменился?
  7. ? Что же хотел сказать К.Г.Паустовский? (Каждое животное интересно, стоит присмотреться)
  8. ? Какую самую главную мысль выразил автор о взаимоотношениях животных и людей.

Вывод: чем же отличается сказка о животных от рассказа о них. Самостоятельно формулируют учащиеся

(Часто в сказке  под образом животного подразумеваются человеческие качества, а в рассказе животное действует само по себе и вместе с человеком; имеет свой характер)

VII. Объяснение домашнего задания (заполнения таблицы)

VIII. Подводя итоги, посмотрим, насколько вы были внимательны на уроке, вдумчиво читали текст.

  1. Тестовая работа по рассказу К.Г.Паустовского                   «Кот-ворюга».   (Выберите правильные ответы)
  1. 1.Откуда в деревне появился кот?
  2. а)пришел от соседей (соседский)      б)местный, ничей, бродяга         в)привезли из города г) купили на рынке
  3. 2.Как люди прозвали за глаза?
  4. а)Бандит    б)Бродяга    в)Ворюга  г)Васька
  5. 3.Какие черты (качества) были присущи коту в начале рассказа?
  6. а)хитрость    б)злость    в)ловкость     г)бесстрашие
  7. 4.Сколько времени его ловили?
  8. а)неделю    б)два дня     в)месяц  г)две недели
  9. 5.После какого поступка  кот попался ?
  10. а) украл колбасу    б)своровал кукан   в)напугал кур   г)залез в узкий лаз
  11. 6. Что сделали с котом, после того как  его поймали?
  12. а)выдрали за воровство   б)посадили в сарай     в)накормили досыта  г)продали
  13. 7.Поведение кота изменилось, и он :
  14. а)убежал и больше не возвращался       б)стал следить за курами        в)превратился в хозяина и сторожа      г)хулиганил по-прежнему
  15. 8.Каким же стал кот в конце рассказа?
  16. а)злым    б)верным     в)благородным      г)испуганным

Ответы на тестовую работу

1.Б    2. В    3. А, В, Г       4. В    5. А    6. В     7. Б,В        8. Б,В

Правильные

Ответы         Оценки

12            –         «5»

11-10       –         «4»

9-8           –         «3»

7              –         «2»

nsportal.ru

Конспект урока по литературе “Сказки о животных” (5 класс)

5 класс: Сказки о животных. «Журавль и цапля».Народное представление о праведливости

Ход урока.

Здравствуйте! Сегодня замечательный день, и мы все замечательные! Давайте улыбнёмся друг другу и начнём урок!

– Проверим, всё ли у нас готово к уроку.

– А начнём мы с артикуляционной разминки. Читаем хором 3 раза скороговорку, записанную на доске: «Колотил Клим в один блин клин».

– Молодцы!

Оценивание готовности к уроку.

Самоорганизация на учебную деятельность.

Чтение хором скороговорки.

2. Мотивация к учебной деятельности.

Сформировать интерес к процессу учебной деятельности.

«Сказка – ложь, да в ней намёк!

Добрым молодцам урок.»

Ребята, чьи это слова?

– Как вы понимаете это высказывание А.С.Пушкина?

– Как вы думаете, могли бы вы в нашем современном мире обойтись без сказок?

Дают ответы на вопросы.

3. Сообщение темы урока.

Целеполагание.

Создание ситуации, в результате которой обучающиеся самостоятельно определят тему урока и выдвинут цели урока.

– Мы не случайно вспомнили слова А.Пушкина. Прочитайте ключевые слова урока, записанные на доске и попробуйте определить тему нашего урока.

(слайд 1, презентация)

– Прочитайте русские пословицы, записанные на доске:

  • Сказка складом, песня ладом.

  • Сказку слушай, а к присказке прислушивайся.

  • Согласие питает, раздор объедает.

– О чём говорится в каждой из них?

– Опираясь на пословицы и опорные слова, подумайте: какие три цели мы ставим сегодня на уроке?

– Итак, на уроке мы вспомним художественные особенности сказок, подумаем, чему учит нас сказка «Журавль и цапля», а также поговорим о том, что мешает нам достигать согласия и как мы можем его достичь. В конце урока вы должны будете ответить на вопросы…Прочитайте их.

Читают ключевые слова, в процессе диалога определяют тему урока и записывают её в тетрадь.

Читают выразительно пословицы.

Объясняют пословицы.

Читают опорные слова:

– знать…

– уметь объяснять содержание …

– обсудить, что такое… и как можно достичь его

(слайд 2, презентация:

  • знать художественные особенности сказок

  • уметь объяснять содержание сказки, опираясь на текст

  • обсудить, что такое согласие и как можно достичь его)

Читают вопросы со слайда 3:

4. Актуализация опорных знаний.

Организация подготовки и мотивации к изучению нового материала.

– Вспомните,что такое сказка?

– Какие жанры русских народных сказок вы знаете?

– Чем они отличаются?

– Назовите сказки, которые вы читали, определите их жанры.

Отвечают на вопросы. ( Сказка-это занимательный рассказ о необыкновенных, часто фантастических событиях и приключениях. Жанры сказок: о животных, бытовые, волшебные. )

Называют жанровые отличия сказок, приводят примеры.

5. Работа над темой урока.

Знакомство с текстом сказки «Журавль и цапля».

Первичная проверка понимания текста.

Словарная работа.

Физминутка.

Анализ содержания сказки.

Закрепление изученного. Выводы.

Выразительное чтение сказки по ролям.

6. Подведение итогов урока.

6. Домашнее задание.

Подготовка к анализу сказки и выразительному чтению.

Организация усвоения обучающимися содержания сказки.

Предупреждение утомляемости.

Организация и самоорганизация обучающихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи. Аналитическая работа с текстом. Формирование умения воспринимать и анализировать художественный текст.

Развитие умения делать выводы.

Совершенствование навыков выразительного чтения.

Совершенствование умения делать выводы. Оценивание работы.

Инструктаж по выполнению домашнего задания.

– Мы вспомнили, какие бывают сказки. А теперь обратимся к сказке о животных .

Сказки о животных – самые древние сказки.Дома вы читали такие сказки. В этих сказках животным приписывали способности думать, говорить, разумно действовать. Каждое животное наделяли своими чертами характера. Медведь, чаще всего, в сказках глуповат. А какой предстаёт перед нами лиса? каков заяц?

– Откроем учебник на стр . 40. Мы сейчас послушаем сказку «Журавль и цапля» в исполнении заслуженной артистки России Е. Санаевой.

(фонохрестоматия к учебнику)

Возьмите карандаш, следите по тексту, отмечайте непонятные вам слова и выражения, обратите внимание на произношение слов (ударение).

– Понравилась ли вам сказка? Чем? Что вам показалось в ней занятным?

– Как вы считаете, каково отношение сказительницы к журавлю и цапле? Меняется ли это отношение на протяжении повествования? Как это передаётся интонацией?

– Помогает ли нам музыкальное сопровождение зримо представить героев, их характер, внешний вид, походку?

– Какие непонятные слова и выражения вы отметили?

– Послушаем сообщение о выражении «семь вёрст». (См. Приложение 1).

– Сосчитайте, в скольких километрах друг от друга жили журавль и цапля, как далеко или близко.

– А теперь прослушаем сообщение о фразеологизме «уйти несолоно хлебавши».

– Итак, как вы объясните фразу «Журавль, как несолоно похлебал, ушёл домой»?

– Поблагодарим ребят за интересные сообщения.

– Ребята, а для чего мы объяснили непонятные слова?

– А теперь немного отдохнём.

– А теперь мы сравним два текста: художественный и научный. Прочитайте сначала описание серого журавля из научной статьи ( См. Приложение 2). А затем прочитайте художественный текст-сказку. Обсудите вопросы в паре, найдите на них ответы. (Слайд 4 :Какую черту во внешнем облике журавля подметил русский народ в сказке? Найдите и выделите, в каком месте научной статьи упоминается именно об этой черте? Выпишите из текста сказки в тетрадь слова, которые помогают создать внешний облик журавля.)

– Итак, из сказки «Журавль и цапля» мы узнаём, каким был журавль. Какую черту во внешнем облике журавля подметил русский народ?

– Какие вы нашли слова в научной статье, подчёркивающие именно эту черту?

– Посмотрим, как создаётся описание журавля в русской народной сказке. Какие слова вы выписали?

– Сравним описание научное и художественное: чем они отличаются? Можем ли мы представить «характер» журавля, читая научный текст? Как относятся авторы этих текстов к журавлю?

– Каким вы представляете журавля? Опишите его внешность и характер. (длинноногий, маленькая голова, острый прямой клюв, серое оперение, одинокий, гордый, не смог простить цапле обиды, отходчивый, пришёл просить прощения…)

– В сказке нет описания внешности цапли. Давайте посмотрим на иллюстрацию из энциклопедии, фотографии ,и сравним, чем отличаются журавль, цапля и аист.

– А теперь обратимся к изобразительному искусству, а именно к иллюстрациям художников Е. Рачёва, Е. Громова, В. Конашевича. Рассмотрите иллюстрации. Опишите, какой представлял себе цаплю каждый художник, какие черты отобразил на иллюстрации.

– Продолжим анализировать сказку.

Обратимся к тексту сказки. Вспомним особенности сказок. Каковы особенности сказки «Журавль и цапля»?

– Посмотрим, насколько хорошо мы разобрались в сказке. Выполните каждый самостоятельно задание по тексту на карточке (См. Приложение 3).Подготовьте связный ответ на данные вопросы.

– Сделаем выводы. Как закончилась сказка?

– Совпадают ли желания журавля и цапли?

– Что такое «согласие»?

– Вспомните из своего опыта: были ли у вас моменты, ситуации, когда вы с кем-то не могли прийти к согласию? Приведите примеры.

– Почему птицы не пришли к согласию?

– Вспомните другие произведения русской литературы, в которых герои не могли прийти к согласию. ( И.Крылов.Басня «Лебедь,рак и щука»).

– Как вы думаете, что могут сделать журавль и цапля, чтобы как-нибудь исправить ситуацию?

– Почитаем сказку выразительно по ролям, попытайтесь передать характеры персонажей.

– Дайте оценку выразительного чтения одноклассников. Понравилось ли вам чтение?

Удалось ли передать черты характера персонажей?

– Подведём итоги нашей работы. Вернёмся к вопросам, которые мы поставили в начале урока (слайд 3).

– Каковы жанровые особенности сказки о животных?

– К какому жанру относится эта сказка? Докажите.

– Чему же учит нас сказка? Какие выводы вы для себя сделали?

– Вспомним цели нашего урока (слайд 2). Достигли ли мы их?

Задание на дом по выбору:

  • Пересказ сказки «Журавль и цапля».

  • Пересказ любой из прочитанных сказок о животных.

  • Составление письменного ответа на вопрос «Мои любимые сказки о животных».

– Итак, мы познакомились со сказкой о животных, которая учит нас быть добрыми, не обидчивыми, уметь приходить к согласию. Очень важно в жизни уметь прощать других. Надеюсь, что после этого урока вы станете доброжелательнее друг к другу и другим людям.

Поблагодарим друг друга за работу!

Прослушивание сказки.

Нахождение незнакомых слов и выражений.

Дают развёрнутые ответы на вопросы учителя.

Объяснение слов и выражений: «тяп-тяп», «семь вёрст», «как несолоно похлебал», «сю пору».

Слушают сообщение одноклассника.

Ребята переводят версту в километры.

Слушают сообщение.

Объясняют понимание фразы (ничего не добился, обманулся в своих ожиданиях).

Один из обучающихся проводит минутку отдыха (выполняется несколько упражнений).

Чтение текстов. Работа с раздаточным материалом.

Подготовка ответов на вопросы. Работа в паре.

Предполагаемый ответ: «у тебя ноги долги». В сказке обращается внимание только на длинные ноги журавля.

Предполагаемый ответ: В научной статье об этой черте упоминается три раза – «это крупные, длинноногие птицы», «в полёте вытягивают ноги», «по сравнению с цаплями их ноги, как правило, длиннее, а по сравнению с аистами тело изящнее, ноги длиннее».

Предполагаемый ответ: журавль по болоту не идёт, а «тяпает»-«тяп-тяп», ноги у него не длинные, а «долгие», «платье коротко», «худо летаешь», «долговязый».

Предполагаемые ответы: отношения автора научной статьи мы не видим, мы не можем представить «характер» журавля, читая научный текст, а вот автор сказки посмеивается над птицей, персонаж выглядит несколько нелепо. Художественное описание даёт представление о внешности и даёт возможность представить черты характера персонажа, передаёт отношение автора к персонажу и отношение других героев.

Устное иллюстрирование.

Просмотр иллюстрации (слайд 5) и фотографий (слайд 6).

Рассматривание иллюстраций (Е.Рачёва – в учебнике на стр. 41, Е.Громова и В.Конашевича – слайд 7) и словесное описание цапли.

Предполагаемые ответы: особенности сказок-присказка, зачин, концовка, постоянные эпитеты, повторы; в сказке о журавле и цапле: присказка (зачитывают), зачин (зачитывают), концовка («Вот так и ходят они по сю пору один на другом свататься, да никак не женятся»), повторы (журавль два раза ходит свататься к цапле, цапля тоже ходит к журавлю два раза, и обращаются они друг к другу похожими или точно совпадающими фразами).

Индивидуальная работа.

Предполагаемый связный ответ:

Журавль и цапля живут далеко друг от друга: журавль «семь вёрст болото месил». Невесело, одиноко стало журавлю: «показалось скучно жить одному» – вот он и решил посвататься к цапле. Цапля отказала, а потом передумала: «раздумалась»,как говорится в сказке. Когда журавль отказал цапле, ей стало стыдно: она «заплакала со стыда», а, может быть, ей стало обидно.

Отвечают на вопросы.

У доски читают сказку по ролям(по трое).

Оценивание чтения.

Ответы на вопросы.

«Микрофон» (каждый отвечает)

Запись домашнего задания в дневник.

infourok.ru

Книги про животных (для детей) список лучших

Книги про животных для детей по статистике являются самыми популярными. Их любят все, начиная с детсадовского возраста. Это книги о редких и вымерших животных, диких и домашних, живущих в зоопарках и природных парках, научно-популярные, документальные, а также художественные. Они расскажут о месте их обитания, повадках, особенностях, отличающих их от других видов, способах добывания пищи и охоте. Это не только увлекательно-познавательная литература, но и чтение, призывающее к милосердию, обучающее любить живой мир, который нас окружает, и заботиться о его обитателях. Как сказал один из героев книг про животных для детей: \»Мы в ответе за тех, кого приручили\»Необыкновенные приключения Карика и Вали — Ян Ларри
Обыкновенное любопытство привело к очень необычным последствиям: Карик и Валя, выпив без разрешения эликсир в кабинете профессора, многократно уменьшились и случайно оказались на улице — в мире, населенном насекомыми, где им пришлось пережить много невероятно опасных приключений.

Черный Красавчик — Анна Сьюэлл
Свою историю со страниц этого романа рассказывает Черный Красавчик — великолепный конь, который помнит радость свободной жизни. Теперь он вынужден жить в неволе и много работать. Но никакие трудности не смогут сломить его и ожесточить его благородное сердце.

Мой дом на колесах — Наталья Дурова
Книга народной артистки Советского союза, знаменитой дрессировщицы Дуровой расскажет о ее любимых артистах: слонах, обезьянах, собаках. Автор поделится секретами их дрессировки и историями (веселыми и не очень) из жизни животных и людей, работавших вместе с ними.

Рассказы о животных — Борис Житков
Сборник замечательных рассказов о животных, ориентированный на детей дошкольного возраста. Их герои: беспризорная очень отважная кошка, маленький теленок, слон, спасший своего хозяина, волк — с большой любовью описаны автором.

Лев и собачка — Л. Н. Толстой
Рассказ о трогательной дружбе огромного льва и крохотной белой собачки, которую бросили в клетку к царю зверей в качестве корма. Вопреки ожиданиям людей они подружились, а когда собачка заболела и погибла, то лев тоже умер, отказавшись от пищи.

Лисичкин хлеб — М. Пришвин
Рассказ страстного охотника, любителя природы М. Пришвина о забавном случае, который произошел однажды после его возвращения из леса. Маленькая девочка очень удивилась, увидев среди трофеев, которые он принес, ржаной хлеб. Самый вкусный хлеб — лисичкин.

Рассказы и сказки — Д. Н. Мамин-Сибиряк
Сборник сказок и рассказов, описывающих родную для автора уральскую природу: таежные просторы, леса, глубокие озера и быстрые реки. Он прекрасно знает повадки животных и птиц и рассказывает о их жизни в своих проиведениях.

Белый Бим Черное ухо — Гавриил Троепольский
История о любви и всепоглощающей преданности, заставившей Бима отправиться на поиски хозяина. Пес, столкнувшийся равнодушием и жестокостью по отношению к себе от людей, которым не сделал ничего плохого, до последней минуты ждал и надеялся на встречу с тем, кого очень любил.

Год в лесу — И. С. Соколов-Микитов
Русский лес и его обитатели являются главными героями рассказов этого сборника. Каждый рассказ — короткая, но удивительно точная зарисовка их жизни: тут и медвежья семья, принимающая водные процедуры, и еж, спешащий в свое логово, и разыгравшиеся в ветвях белки.

Белолобый — Антон Чехов
Ночная вылазка старой волчицы закончилась неудачей: вместо ягненка она схватила в хлеву глупого, добродушного щенка, который даже после того, как она его отпустила, бежал с ней до самого логова. Наигравшись с волчатами, он отправился обратно, и опять нечаянно помешал ее охоте.

Каштанка — А. П. Чехов
Рассказ о верности и дружбе мальчика и собаки по имени Каштанка, которую однажды потерял дедушка Федюшки. Ее подобрал цирковой клоун и научил выполнять множество трюков. Однажды в цирк пришли дедушка с Федей, и мальчик узнал свою собаку.

Белый пудель — Александр Куприн
Друга нельзя продавать, даже за большие деньги, но не все это понимают. Избалованный мальчишка требует Арто себе. Ему нужна новая игрушка. Шарманщик и его внук отказываются продать собаку, тогда дворнику приказывают украсть пуделя у несговорчивых хозяев.

Серая Шейка — Дмитрий Мамин-Сибиряк
Сломанное в детстве крылышко не позволило уточке улететь вместе со всеми. А лисе, давно мечтающей ее съесть, осталось дождаться, когда замерзнет река… Но ее замыслам не суждено было исполниться. Серую шейку заметил и забрал с собой старик-охотник, решивший порадовать внучек.

Кусака — Леонид Андреев
Она давно не доверяет людям и бросается, ожидая от них очередного удара ногой или палкой. Но этой семье Кусака поверила, растаяло ее маленькое сердечко. Но напрасно… Девочка не смогла уговорить родителей забрать собаку. Они предали Кусаку, уехали, оставив ее одну.

Лягушка-путешественница — Всеволод Гаршин
Как она завидовала уткам, которые каждую осень отправлялись в дальние страны! Но полететь с ними она не могла — ведь лягушки летать не умеют. Тогда она придумала способ, как ей посмотреть мир, отправившись вместе с утками. Вот только желание похвастаться спутало все ее планы.

Золотой луг — М. Пришвин
Небольшой очень теплый рассказ, написанный Пришвиным от лица маленького мальчика, заметившего одну интересную особенность одуванчика. Оказывается, он ложится спать, сжимая свои лепестки, и просыпается, раскрываясь навстречу солнечным лучам.

Лесная газета — Виталий Бианки
Сборник рассказов о природе. Автор совершенствовал, дополнял и расширял географию «газеты» на протяжении тридцати лет. Книга выполнена в стиле новостного издания и будет интересна не только маленьким читателям, даже взрослые смогут найти в ней много интересной информации.

Записки охотника — И. С. Тургенев
Цикл рассказов знаменитого русского писателя И. С. Тургенева — охотника, знатока природы. Великолепные пейзажные зарисовки, сочные характеры крестьян и помещиков, сценки, описывающие трудовые будни и праздники, создают потрясающе жизненные картины русской жизни.

Чудесия: рассказы о птицах — Николай Леденцов
Чтобы оказаться в необыкновенной стране Чудесии, не нужно покупать билет на поезд, самолет или автобус. Вам достаточно просто прислушаться к пению птиц во дворе, лесу или поле. А сборник рассказов Н. Леденцова познакомит с разными видами птиц и научит понимать их песни.

Фомка — белый медвежонок — Вера Чаплина
В. Чаплина, много лет проработавшая с детенышами животных в зоопарке, в своих произведениях рассказывает о некоторых из них (обезьянке, тигренке, медвежонке и волчонке), их воспитании, приручении и о доверии к человеку, возникающем у животных, которых по-настоящему любят.

Мои питомцы — Вера Чаплина
Сборник рассказов состоящий из 2-х разделов. Первый рассказывает о животных из зоопарка, в котором работала автор, а второй — о людях, взявших на себя заботу о брошенных, попавших в беду или больных животных и птицах. Их переживания и огромной радости, если животному удалось помочь

Бродяги Севера — Джеймс Кервуд
На далеком севере, в диком таежном лесу живут два необычных друга: щенок Мики и осиротевший медвежонок Неева. Об их приключениях, неожиданных открытиях, верной дружбе и опасностях, подстерегающих малышей, рассказывается в этой замечательной книге.

Беловежская пуща — Г. Скребицкий, В. Чаплина
Книга, ориентированная на детей младшего школьного возраста, представляет сборник замечательных очерков писателей-анималистов Г. Скребицкого и В. Чаплиной, написанных после их поездки в белорусский заповедник и наблюдением за жизнью его обитателей.

Тема и Жучка — Н. Гарин-Михайловский
Ради спасения своей собаки маленький мальчик, рискуя в любой момент сорваться, спускается в старый колодец. Все попытки вытащить ее другим способом провалились. Но он не смог оставить там Жучку, обреченную каким-то жестоким человеком на медленную смерть.

Кот-ворюга — Константин Паустовский
Вечно голодный одичавший рыжий кот, настоящий бандит и ворюга, не позволял никому расслабиться, пока однажды не нашелся способ заставить его прекратить свои набеги. Откормленный и подобревший, он стал прекрасным охранником и верным другом.

Муха с капризами — Ян Грабовский
Сборник польского писателя Яна Грабовского, состоящий из веселых повестей и рассказов о таксе по имени Муха и ее друзьях и соседях. Их милые проказы и забавные приключения, споры и маленькие тайны, подмеченные автором, обязательно понравятся Вашему ребенку.

Поместье-зверинец — Джералд Даррелл
Книга знаменитого путешественника, натуралиста, рассказывающая о создании на острове Джерси частного зоопарка и о животных, которые жили в нем. Читателя ждут юмористические сценки, описания необычных, даже экзотических животных, и будни простых работников этого уникального поместья.

Рассказы о животных — Э. Сетон-Томпсон
Сборник рассказов и повестей о природе. Их главные герои — животные и птицы — обладают незаурядными характерами и надолго остаются в памяти читателей: неугомонный Чинк, храбрый кролик Джек, мудрый Лобо, гордая кошка, находчивый и смелый лис Домино.

Белый клык. Зов предков — Джек Лондон
Книга состоит из 2 популярных произведений Д. Лондона, рассказывающих о сложной судьбе и опасных приключениях полуволка и собаки, живущих среди людей, которые моют золото на Аляске. Каждый из них выберет свой путь: волк останется преданным человеку, а пес возглавит волчью стаю.

Друзья детства — Скребицкий Г.
Прекрасная книга о мире живой природы, написанная доступным языком, подходит дошкольникам и ученикам младшей школы. Автор рассказывает о животных, их жизни и повадках, так интересно, что читатель будто бы переносится в этот чудесный мир и становится его частью.

Сверстники — Марджори Киннан Ролингс
Повесть, рассказывающая о невероятно трогательной дружбе подростка и маленького олененка. Прекрасные пейзажи, реалистичные описания животных, живущих в лесах вокруг фермы, настоящая мужская дружба отца и сына и любовь ко всему живому не оставят читателей равнодушными.Жил-был медведь — Игорь Акимушкин
Небольшой рассказ для детей. Все, что ребенок должен знать о жизни медведей в лесу: зимней спячке, рождении малышей, их воспитании и обучении медведицей и нянькой (старшим медвежонком-пестуном), питании и охоте, в нем рассказано легким общедоступным языком.

Собака, которая не хотела быть просто собакой — Фарли Моуэт
Матт — необыкновенный пес, который случайно появился в их доме. Вообще-то папа мечтал об охотничьей собаке, но мама, пожалев несчастного щенка и заодно сэкономив 199 долларов 96 центов, купила Матта, озорную, упрямую собаку, которая стала членом их семьи.

Все, что вы хотели знать о насекомых — Джулия Брюс
Детский иллюстрированный справочник, рассказывающий о разных видах насекомых, месте их обитания, способах приспособления к окружающей среде, питании и особенностях строения. Вместе с главным героем — шмелем — ребенок отправится в увлекательное путешествие в мир насекомых.

Все, что вы хотели знать о морских животных — Брюс Джулия
Краткий справочник, который познакомит читателя с жизнью обитателей подводных глубин: акулами, осьминогами, черепахами, дельфинами и пр. Яркие иллюстрации, интересные факты и повествование в форме путешествия делают чтение этой книги по-настоящему увлекательным.

На пороге весны — Георгий Скребицкий
Неожиданная встреча произошла с автором, пришедшим в лес, чтобы увидеть первые признаки приближающейся весны. Он заметил лося, который продирался между деревьями, пытаясь избавиться от рогов. В народе говорят: \»Лось зимнюю шапку снимает — с весной здоровается\».

Лесной прадедушка — Г. Скребицкий
Скребицкий – писатель-натуралист, очень интересно рассказывающий детям о жизни леса. Деревья, дикие животные и птицы в его рассказах индивидуальны. Книги этого автора учат детей быть добрыми, сострадательными, любить и оберегать живую природу.

Мухтар — Израиль Меттер
Неизвестно, как сложилась бы судьба этого умного, но очень своенравного пса, если бы он не попал на службу в милицию, а его проводником не стал лейтенант Глазычев, который верил, что, если заслужить любовь собаки, то она не просто будет слушаться, а станет самым преданным другом.

В разных краях — Геннадий Снегирёв
Книга о красоте и величии природы нашей большой страны. Это своеобразные записки путешественника, восхищенного великолепными пейзажами и тем, сколько интересных животных и птиц встречается в северных лесах, тундре, на южных берегах и в центральной России.

Истории про Капа — Юрий Хазанов
Смешные, добрые и поучительные истории о проделках Капа и его маленького хозяина. Собаки — это счастье! А съеденная обувь, разгромленная квартира и лужи — совершеннейшая мелочь! Вовка и Кап — озорной, веселый спаниель — неразлучные друзья. Значит, все беды, приключения и радости — пополам.

Мой Марс — Иван Шмелев
Путешествие на корабле едва не закончилось трагически для любимой собаки автора — ирландского сеттера Марса. Его присутствие раздражало пассажиров, хозяину делали постоянные замечания. Но, когда собака оказалась за бортом, все как один стали просить капитана дать задний ход.

Наши заповедники — Георгий Скребицкий
Сборник рассказов писателя-натуралиста Григория Скребицкого, знакомящий юных читателей с заповедниками, расположенными на территории нашей страны, их животным и растительным миром и сложной работой ученых, пытающихся сохранить вымирающие виды и вывести новые ценные породы

Лесси — Эрик Найт
Лесси — гордость хозяев и предмет зависти всех, кто хотя бы раз видел ее. Обстоятельства вынуждают родителей Сэма продать собаку. Но между ней и мальчиком существует такая сильная привязанность, что даже расстояние в сотни километров не останавливает Лесси. Она идет домой!

Неведомые тропы — Г. Скребицкий
Читая книгу, ребенок вслед за автором отправится туда, где не ступала нога человека, понаблюдает за жизнью лесных животных, заглянет в \»гости\» в некоторые лесные семьи, поучаствует в их повседневных делах, будет, сопереживая, учиться заботиться об окружающем его мире.

По морям вокруг Земли — С. Сахарнов
Читая эту книгу, ребенок вслед за автром отправится в кругосветное путешествие, в процессе которого узнает о много интересного о морях, их обитателях, известных путешественниках. Каждая статья о определенном море сопровождается анекдотом, морской байкой или историями из жизни автора.

В мире дельфина и осьминога — Святослав Сахарнов
Эта книга военного моряка, писателя, участника множества экспедиций расскажет о жителях подводного мира, например, осьминогов, скатов, морских ежей, рыб и дельфинов, а также тех наземных животных, жизнь которых неразрывно связана с морскими глубинами: тюлени, моржи, котики.

Алый — Юрий Коваль
Алый — собака-пограничник, воспитанная инструктором Кошкиным, простым, добрым парнем. Они стали настоящей командой и задержали много нарушителей. И в этот раз они преследовали врага. Собака бросилась. Раздались выстрелы. А Кошкин никак не мог поверить, что Алого больше нет.

Молчаливое озеро — Станислав Романовский
Сборник удивительно поэтических рассказов для детей о природе Прикамья — заповедного уголка, родины С. Романовского. Его главный герой — третьеклассник Алеша, любознательный мальчик, часто бывающий вместе с отцом в лесу, на озерах, наблюдая за жизнью зверей, птиц и насекомых.

Про слона — Борис Житков
В Индии слоны — домашние животные такие, как у нас собаки, коровы и лошади. Добрые и очень умные помощники, они иногда обижаются на хозяев, которые их любят, и отказываются работать. Но хозяева бывают разные: некоторые ничего не делают, чтобы облегчить их тяжелый труд.

Чем кролик на зайца не похож — Игорь Акимушкин
Очень часто дикого кролика зайцем называют. Но это же совсем разные животные! Об их внешних отличиях, местах обитания, породах, повадках и предпочтениях в пище понятным маленькому читателю языком расскажет автор этого рассказа Игорь Акимушкин.

На новом месте — Зверев М.
Небольшой рассказ о приключениях очень необычной семейки на новом месте обитания, написанный натуралистом Максимом Зверевым — ученым, профессором-зоологом, основавшим в Сибири зоосад и первую станцию юных натуралистов.

Обитатели холмов — Ричард Адамс
Роман о невероятных приключениях диких кроликов, бежавших из своей колонии. Младший брат Ореха видит будущее: скоро они все будут уничтожены. Но никто не прислушивается к его словам, тогда Орех убеждает нескольких друзей уйти и основать колонию в другом месте.

Лисенок Вук — Иштван Фекете
В семействе лис произошло прибавление. Лисята уже подросли, и Инь и Каг могут вместе уходить из норы, чтобы найти пропитание. Скоро они начнут учить детей охотиться самостоятельно. Есть, конечно, можно и лягушек, хотя куры, живущие у Человека, намного вкуснее. Но добыть их очень сложно.

Невероятное путешествие — Шейла Барнфорд
8 месяцев назад у Джона Лонгриджа появились лабрадор, сиамский кот и старый бультерьер — питомцы семьи его друга, уехавшего в Англию. Молодой пес не переставал скучать, и, когда Джон отлучился, эта троица отправилась на поиск своих хозяев, пройдя долгий и опасный путь через всю страну

Замарайка — Владимир Степаненко
Повесть о лисенке по имени Замарайка, родившемся в суровой северной тундре, и ненецком мальчике, который, встретившись с ним, понял, что главная задача человека — помогать животным и оберегать их. Это изменило его жизнь, научило видеть красоту природы и воспевать ее в стихах.

Приключения Проши — Ольга Першина
Рассказы о жизни и приключениях маленького щенка по имени Проша, призывающие маленького читателя быть отзывчивым, чутким к чужой беде, прощать обиды и любить все, что окружает его. Проша всегда приходит на помощь, он добр и верен своим хозяевам и друзьям.

Виталий Бианки. Русские сказки о природе — Виталий Бианки
Сборник добрых, веселых и поучительных сказок о природе одного из любимейших детских писателей Виталия Бианки. В нем собраны самые известные его произведения, некоторые из которых были экранизированы: \»Оранжевое горлышко\», \»Мышонок Пик\», \»Приключения муравьишки\»

Жизнь животных — А. Брем
Сокращенное издание многотомного собрания Брема о животных, птицах и насекомых. Это справочник, описывающий большую часть представителей животного мира нашей планеты. Статьи в нем располагаются в алфавитом порядке и проиллюстрированы знаменитыми бремовскими рисунками.

Кися белая — Заходер Г.
В книге собраны смешные, грустные, забавные, поучительные, но всегда очень светлые рассказы для детей Галины Заходер о домашних животных, их жизни среди людей, привычках, характерах. Своей любовью они делают нас добрее, но не нужно забывать, что животное — не игрушка.

4 103

knigki-pro.ru

План-конспект урока (литература, 5 класс) по теме: конспект урока на тему “Рассказы о животных. Изображение животных в литературе. К.Г.Паустовский «Кот-ворюга». | скачать бесплатно

МБОУ г.Владимира «СОШ № 9»

Учитель русского языка и литературы

 высшей квалификационной категории Тюрина С.Е.

Уроки литературы – это, наверное, чуть ли не последний «оазис диалога» среди базовых предметов, как ни сурово это звучит. Постижение художественного произведения – каждый раз открытие для ученика. При всей сложности процесс этот достаточно увлекательный, и даже если ребенок не освоил произведение, он может быть вовлечён в процесс диалога, опираясь на уже имеющийся читательский, жизненный опыт. Ученик сможет проявить свою личность, индивидуальность в диалоге. И если эта работа проводится достаточно последовательно и системно, то в дальнейшем ребёнок не будет стеснен в содержании, в отборе лексики и сам процесс развития речи станет эффективным. Ведь одна из целей уроков гуманитарного цикла – научить ребёнка в слове передавать мысли, чувства, настроения, переживания, впечатления, то есть проявлять личностные качества.

Конспект урока литературы в 5-ом классе, разработан мною, с учетом уровня обученности

ребят( средний). И так как ученики достаточно активны, они с удовольствием внедрялись в диалоги как по уже изученному и проанализированному произведению, так и по только что прочитанному. Произведение не оставило их равнодушными, а результаты тестовой работы были высокими («5»,«4» -78%; «3» – 22%)

Класс 5

УРОК ЛИТЕРАТУРЫ

Тема: Рассказы о животных. Изображение животных в литературе.

К.Г.Паустовский «Кот-ворюга».

 Цель урока: выявить особенности рассказа о животных как вида эпического жанра;         сравнить и определить различие сказок про животных и рассказов;

формировать у учащихся интерес к окружающему миру.

Оформление: 1.запись на доске:

– тема урока

– Кукан – это приспособление (трава, прутик) для нанизывания пойманной рыбы

– таблица

Внешность кота

Характер и поведение кота

  2. портрет К.Г.Паустовского

Ход урока:

I.Организационный момент.

 Вступительное слово учителя : объявление темы , цели предстоящей работы

II.Слово учителя

          – Два урока назад на внеклассном чтении мы прочитали рассказ А.П.Чехова «Каштанка».Давайте выскажемся о том, что это произведение оставило каждому из вас.

  1. Какие чувства вызвал у вас этот рассказ?
  2. ? Кто его главный герой ?
  3. ? О каком художественном приеме мы узнали во время работы над произведением «Каштанка»? (зоологизация)
  4. ? Объясните, что под этим термином понимается? (в образе животного отображаются черты характера людей, их отношение к окружающему миру)
  5. ? Подумайте, почему в литературе так часто рядом с людьми существуют животные?
  6. ? Кто из домашних животных ближе всего к человеку? (кошка, собака)
  7. Почему? (верность, преданность)
  8. Необходимо уделить внимание полноте и развёрнутости ответов учеников.

III. Слово учителя.

          – О собаке, ее верности мы уже прочитали. Теперь очередь за котом.

  Какое место в литературе разных народов занимает это животное, мы поймем, когда вспомним произведения, где существуют кот или кошка.

            В этом нам поможет домашнее задание (оно давалось на предыдущем уроке), которое мы проверим в форме викторины

«Кто больше!».

 Кто назовет больше произведений о котах и кошках. Дети активно отвечают. Кто последним назовёт произведение, тот  и победил.

-ПОПЫТАЙТЕСЬ самостоятельно сделать  Вывод о роли животных в произведениях. (кошки – частые герои в произведениях разных авторов).

IV. Слово учителя

   1.  – Сегодня мы прочитаем еще один рассказ. Его написал замечательный русский писатель, знаток природы, тонкий художник – Константин Георгиевич Паустовский.

    2.   Вот что о нем узнал (ученик), и он расскажет нам.

Сообщение ученика (краткая биография К.Г.Паустовского)

    3.   – А теперь посмотрим , как интересно описал К.Г.Паустовский бродячего кота.

Задача перед чтением произведения :что перед нами, сказка о животном или рассказ?  Каков  характер кота?

V. Учащиеся читают рассказ.

VI. Приступаем к анализу произведения.

  1. ? Понравилось ли вам это произведение?
  2. ? Может ли это быть сказкой? Обоснуйте своё мнение.
  3. ? Докажите, что это рассказ.
  4. ?  Кто главные действующие лица?
  5. ? Как меняется характер кота, или он был одинаков на протяжении всего рассказа?
  6. ? После какого происшествия кот изменился?
  7. ? Что же хотел сказать К.Г.Паустовский? (Каждое животное интересно, стоит присмотреться)
  8. ? Какую самую главную мысль выразил автор о взаимоотношениях животных и людей.

Вывод: чем же отличается сказка о животных от рассказа о них. Самостоятельно формулируют учащиеся

(Часто в сказке  под образом животного подразумеваются человеческие качества, а в рассказе животное действует само по себе и вместе с человеком; имеет свой характер)

VII. Объяснение домашнего задания (заполнения таблицы)

VIII. Подводя итоги, посмотрим, насколько вы были внимательны на уроке, вдумчиво читали текст.

  1. Тестовая работа по рассказу К.Г.Паустовского                   «Кот-ворюга».   (Выберите правильные ответы)
  1. 1.Откуда в деревне появился кот?
  2. а)пришел от соседей (соседский)      б)местный, ничей, бродяга         в)привезли из города г) купили на рынке
  3. 2.Как люди прозвали за глаза?
  4. а)Бандит    б)Бродяга    в)Ворюга  г)Васька
  5. 3.Какие черты (качества) были присущи коту в начале рассказа?
  6. а)хитрость    б)злость    в)ловкость     г)бесстрашие
  7. 4.Сколько времени его ловили?
  8. а)неделю    б)два дня     в)месяц  г)две недели
  9. 5.После какого поступка  кот попался ?
  10. а) украл колбасу    б)своровал кукан   в)напугал кур   г)залез в узкий лаз
  11. 6. Что сделали с котом, после того как  его поймали?
  12. а)выдрали за воровство   б)посадили в сарай     в)накормили досыта  г)продали
  13. 7.Поведение кота изменилось, и он :
  14. а)убежал и больше не возвращался       б)стал следить за курами        в)превратился в хозяина и сторожа      г)хулиганил по-прежнему
  15. 8.Каким же стал кот в конце рассказа?
  16. а)злым    б)верным     в)благородным      г)испуганным

Ответы на тестовую работу

1.Б    2. В    3. А, В, Г       4. В    5. А    6. В     7. Б,В        8. Б,В

Правильные

Ответы         Оценки

12            –         «5»

11-10       –         «4»

9-8           –         «3»

7              –         «2»

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *