Песни без слов урок музыки в 5 классе – Презентация по музыке на тему “Песня без слов” (5 класс)

План-конспект урока по музыке (5 класс) на тему: Конспект урока музыки в 5 классе:”Слово и мелодия в русской музыке” | скачать бесплатно

5 класс

Тема: Слово и мелодия в русской музыке

Разработал: Щербаков Д.А. (учитель музыки)

Музыка – очень разнообразное искусство.

В ней есть много различных жанров и видов. Есть музыка только инструментальная (симфония, соната, концерт), есть вокальная, её можно исполнять как в сопровождении различных инструментов, так и без сопровождения – такое исполнение называется a cappella.

Сегодня мы поговорим о вокальной музыке русских композиторов и о связи слова с мелодией.

Русская музыка богата и разнообразна, в ней мы встретим  и песенность, и танцевальность, и маршевость.

В вокальной музыке русских композиторов всегда использовались либо стихи великих или очень хороших  поэтов (русских и зарубежных), либо народные сюжеты – сказки, былины.

Народная музыка, народная сказка, былины, сказания легли в основу многих

произведений великих русских композиторов: как М.И. Глинка, П.И Чайковский,

М.П. Мусорский, А.П. Бородин, Н.А. Римский – Корсаков и других.

 Связь русской музыки с литературой очень крепка.

Без литературы в музыке исчезли бы музыкальные жанры, такие как песни,

романс (так как без стихов нельзя написать песню) опера, балет (так как без

пьесы, предназначенной для постановки на сцене нельзя сочинить оперу,

балет) отсюда следует, что литература необходима музыке, она её обогащает.

Если  бы не было музыки в литературе, то все стихи, сколько бы

не писали их поэты всего мира, остались бы только стихами и никогда не

смогли бы превратиться в песни. А ведь очень многие стихи писались

специально для того, чтобы композиторы сочиняли на них музыку.

А.С. Пушкин начинает свою поэму «Руслан и Людмила»

следующими словами:

“У лукоморья дуб зеленый, Златая цепь на дубе том, И днем и ночью кот ученый Все ходит по цепи кругом. Идет направо – песнь заводит, Налево – сказку говорит”.

Вот так подчеркнул Пушкин близость песни (музыки) и сказки (литературы), их

нерасторжимую связь.

В вокальном произведении мелодия и слова нерасторжимо связаны, слова рассказывают нам, о чём поётся в этом произведении, а музыка усиливает воздействие этих слов.

Прослушаем песню Михаила Глинки на стихи Нестора Кукольника “Жаворонок”

Вопросы:

1.О чем была эта песня?

2. Какие чувства выразила музыка? (грустные, печальные)

3. Из чего состоит песня? (из музыки и стихов)

4. Могла бы эта песня появиться на свет, если бы не было литературы?

5. Возможно ли существование песен без слов? (да, это “вокализ”)

6. Что важнее в песне мелодия или слова? Можно ли слова песни “Во поле береза…”  читать как стихи? (нет, она немыслима без музыки)

7.. Для чего нужны слова в песне, в чем их значение? (слова помогают ярче и полнее выразить образ, подчеркнуть настроение).

nsportal.ru

Конспект урока музыки в 5 классе

Конспект урока по музыке для 5 класса

Тема урока: «Общность жанров инструментальной и вокальной музыки».
Тип урока: урок ознакомления с новым материалом и закрепления ранее изученного.

Цель урока: раскрыть взаимосвязь музыкального и литературного искусства через общность жанров.

Задачи урока: познакомить детей с жанрами «вокализа», «песни без слов», «баркаролы» и «романса» в инструментальной музыке; показать интонационные возможности мелодии как главного выразительного средства в музыке; раскрыть общность жанров на примере музыки С.В.Рахманинова, Г.Свиридова, Ф.Мендельсона, Ф.Шуберта;

Оборудование к уроку: мультимедийное оборудование, компьютер, фортепиано.

Материалы к уроку: «Вокализ» С.В.Рахманинова, «Романс» Г.Свиридова, «Песня венецианского гондольера» G-moll Ф.Мендельсона из цикла «Песни без слов», «Баркарола» Ф.Шуберта, «Побережье в Амальфи» И.Айвазовского, «Песня без слов» Дж.Баррабл, А.Боголюбов «Вид Венеции».

Этапы урока:

– Музыкальное приветствие;

– Раскрытие интонационно-выразительных возможностей мелодии на примере вокализа, романса;

– Общность жанров песен без слов и баркаролы;

– Вокально-хоровая работа над песней;

– Итог урока;

Ход урока.

-Учитель (поёт): – Здравствуйте, ребята!

Дети (поют): – Здравствуйте!

Учитель: – Ребята, наш сегодняшний урок мы откроем музыкой. Сейчас прозвучат два фрагмента музыкальных произведений. Внимательно вслушайтесь и подумайте: что между ними общего и что их различает.

Слушание фрагмента песни «во поле береза стояла» нар.песня  и фрагмент из 1 части 4 симфонии Чайковского

Учитель: прозвучало два музыкальных фрагмента. Какое из них вам было знакомо? Помните ли вы его название? (учащиеся называют название песни).

Версии учащихся:

Различие: разный характер, жанр.

Сходство: одна и та же песня.

Учитель: Я предлагаю вам назвать тему нашего урока. Как мы ее назовем?

Ученики: инструментальная и вокальная музыка.(уч. стр.22)

Учащиеся записывают тему урока в тетрадь.

-(Учитель предлагает ученикам разбиться на группы по 4 человека,  и каждая группа предлагает свой главный вопрос урока).

Группы  вносят свои предложения, и после корректировки учащиеся записывают главный вопрос урока (проблему урока):  «В чем родство и отличие вокальной и инструментальной музыки?

Учитель:

Сегодня на уроке мы с вами продолжим раскрывать взаимосвязи музыки литературы и рассмотрим подробнее интонационно-выразительные возможности мелодии в общих жанрах инструментальной и вокальной музыки. Прозвучат мелодии вам уже знакомые и не знакомые. Мы познакомимся с новыми композиторами. У вас на столах лежат задания на урок .

1.Выбрать и вписать в колонки номера, соответствующие названию.

1,5

2, 3,4

1. С Рахманинов «Вокализ»

2. Г. Свиридов «Романс»

3. Ф.Мендельсон «Песня_венецианского_гондольера»

4. П.Чайковский «Баркарола»

5. Ф Шуберт «Баркарола»

2.Напиши номера песен, которые не смогли бы появиться без литературы. 5

3.Из данных песен выбери песни на воде.3,4.5

Учитель: – Как вы уже знаете, одним из главных выразительных средств в музыке является мелодия. Как вы думаете, почему?

Дети: – Мелодия передаёт мысли и чувства человека. Через мелодию композитор нам о чём-то рассказывает.

Учитель: – Совершенно верно. Поэтому говорят, что мелодия – это мысль, выраженная звуками.

В обычной нашей речи свои мысли мы передаём словами, они складываются во фразы и предложения. Тоже происходит и в мелодии: несколько звуков образуют мотив – маленькую частицу мелодии, несколько мотивов составляют фразу, а фразы образуют предложения. Поэтому так важно внимательно вслушиваться в музыкальную речь. Понятно, что проще понять музыкальное произведение, когда есть название или стихотворный текст, например в песне.

А теперь подумайте, что стало бы с песней без стихотворного текста?

Дети: – Наверное, просто музыка, без слов. Содержание будет у каждого слушателя своё. А некоторым людям будет не всё понятно.

Учитель:Конечно, но останется самое главное – мелодия. А её можно просто пропеть или сыграть на каком-нибудь инструменте, правда? И получится песня без слов.

Так в музыке возникли жанры, где главенствует выразительная песенная мелодия.

Послушайте фрагмент музыкального произведения и вспомните жанр вокальной музыки

Учитель: – Что это за жанр? Может быть, вы угадали и произведение?(подсказка в учебнике на стр.22)

Дети определяют, что это жанр вокализа и угадывают произведение С.В.Рахманинова

Учитель: – Действительно, это вокализ. И мы помним, что вокализ – это произведение для голоса с инструментальным сопровождением, исполняемое на тянущемся гласном звуке.(обычно «а»).

Есть вокализы, которые представляют собой специальные упражнения для развития голоса певца и его виртуозной техники. Но «Вокализ» С.В.Рахманинова это уже концертное произведение, имеющее большое художественное значение. Рахманинов посвятил этот вокализ певице А.Неждановой. Он говорил: «…Вы своим голосом и исполнением сможете выразить всё лучше и значительно больше, чем кто-нибудь словами». И действительно, как сказал А.Фет, «что не выразишь словами, звуком на душу навей».

А какие чувства у вас возникли, когда звучало это произведение? Нужны ли здесь слова? (Словарь эмоций)

– Лирические, немного грустные. Слова здесь не нужны, каждый слушатель слышит что-то своё.

Музыка столь выразительна, столь содержательна, что композитор счёл возможным отказаться от поэтического текста.

В какой столбик мы запишем «Вокализ»? (цифра 1)

Вывод: Голосом и исполнением можно выразить значительно больше, чем словами .

Физминутка

МУЗЫКАЛЬНАЯ УГАДАЙКА (карточки красного и зелёногого цвета)

Красный – вокальный жанр,

зелёный – инструментальный жанр.

Ф.Шуберт-«Серенада» (инстр. –)

Г.В.Свиридов-«Романс» (инстр. -зелёный)

Какие эти произведения по характеру? песенные, танцевальные, маршевые.

-Уже в самом названии видно, что это песни (романс, серенада), но они без слов. Можно ли их назвать вокализом?(нет) Записываем в таблицу жанр этих произведений

Уч. Стр. 22.ПЕСНИ БЕЗ СЛОВ– небольшие инструментальные пьесы лирического характера. Они нередко имеют названия, заимствованные у песенных жанров: мелодия, ария, романс, серенада.

Итак «Романс» Свиридова – инструментальное подтверждение нашего вывода. Подумайте, почему композитор назвал своё музыкальное произведение романсом.

Какие черты вокального жанра романса перешли в инструментальную музыку?

Дети отмечают выразительную мелодию произведения, которую поёт скрипка, музыкальное сопровождение фортепиано, напоминающее переборы гитары.

Учитель:Всё правильно. И ещё немаловажно, что мелодичные, певучие интонации произведения мы воспринимаем как выразительную речь, как исповедь души человека. Отмечайте у себя вокальное или инструментальное произведение.

(Стали бы эти произведения более понятными если бы были написаны на поэтический текст?(да)

-Мелодичность, певучесть, и удивительная красота позволяют нам воспринимать эту инструментальную музыку как выразительную речь, исповедь души человека.

Жанр, песни без слов, был популярен в 19 веке и в живописи. Джордж Гамильтон Баррабл написал картину «Песня без слов», в поэзии у А.Блока есть стихотворение «Песня без слов»)

Немецкий композитор XIX века Феликс Мендельсон сочинил цикл фортепианных пьес под названием «Песни без слов». Среди них есть «Песни венецианских гондольеров» (так называли лодочников, гребцов). Эти песни написаны в жанре

баркаролы – песни на воде.

ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКАЯ МИНУТКА уч. Стр.23

Итальянское слово «barka» означает лодка.

Производное от него-баркарола – песнь лодочника.

БАРКАРОЛА – песни на воде.

Послушайте одну из «Песен венецианских гондольеров» и подумайте, какие черты песен на воде можно услышать в произведении. А почувствовать атмосферу итальянской Венеции вам поможет картина художника А.Боголюбова.

Дети слушают «Песню венецианского гондольера» из фортепианного цикла «Песни без слов» Ф.Мендельсона. 2 мин. Дальше фоном

-Баркарола родилась в чудесном итальянском городе Венеции. Построенная на многочисленных островах, Венеция почти совсем не имеет улиц. Вместо них город прорезают каналы. Прямо в каналы отворяются двери домов, к ступенькам привязаны длинные черные лодки – гондолы. В таких лодках, бесшумно скользящих по бесконечным лентам каналов, и рождались баркаролы -песни лодочников-гондольеров.

Учитель: – Какие черты жанра баркаролы – песни на воде вы услышали в музыке?

Дети: В аккомпанементе -мерное покачивание в своеобразном ритме, словно от набегающих одна за другой волн , а также красивая напевная мелодия.

Учитель: – Верно.

Записываем это произведение в табличку.

Учитель: Сегодня я хочу познакомить вас с романсом немецкого композитора XIX века Франца Шуберта, который называется «Баркарола». Созвучной с ним будет картина русского художника И.Айвазовского «Побережье в Амальфи». Послушайте романс и подумайте, почему композитор назвал произведение «Баркарола»? Слова романса в учебнике на стр. 27

Дети слушают «Баркаролу» Ф.Шуберта..

Учитель: – Так почему романс назван «Баркаролой»? Какие интонации мелодии помогают передать песню на воде?

Дети вместе с учителем выясняют особенности мелодии и аккомпанемента, передающие образ баркаролы.

-Баркаролы сочиняли многие композиторы, в том числе и П.И.Чайковский.

Эпиграфом он взял стихотворение А.Н.Плещеева.

Выйдем на берег, там волны

Ноги нам будут лобзать,

Звёзды с таинственной грустью

Будут над нами сиять.

-Послушайте баркаролу Чайковского .Какие чувства передаёт композитор?

СЛУШАНИЕ БАРКАРОЛЫ ЧАЙКОВСКОГО.

– Каждое произведение Чайковского это маленькая музыкальная история из жизни России. Баркарола Чайковского –ещё один петербургский пейзаж.. Сам Чайковский говорил так:

«Я ещё не встречал человека, более меня влюблённого в матушку Русь!»

-Что вы видите, слышите, чувствуете, когда произносите слово Русь, Россия?

-Г.Струве в песне «Моя Россия» выразил свои чувства. В своём исполнении передайте, что чувствовал композитор.

Вокально-хоровая работа над песней.

ИСПОЛНЕНИЕ ПЕСНИ «МОЯ РОССИЯ» Г.Струве.

Итог урока.

Учитель: Теперь обратимся к главному вопросу нашего урока: что общего и различного в вокальной и инструментальной музыки?

Что общего у этих произведений?

(Эти произведения звучат как выразительная речь человека, как исповедь его души. )

Вокальная музыка-это музыка для пения. К ней относятся песни, романсы, арии, хоровые прoизведения. Инструментальная -музыка для исполнения на музыкальных инструментах-пианино, гитара, скрипка и т. д.

Учитель: –  О каких общих жанрах инструментальной и вокальной музыки мы сегодня говорили? (О вокализе, песнях без слов, романсе, баркароле).

– С какими композиторами встретились сегодня на уроке?

– Что объединяет эти жанры, какое выразительное средство музыки?

Да – это мелодия-душа музыки.

Заполните самостоятельно в ваших карточках 2 и 3 вопросы и сдайте мне не забыв их подписать.

Спасибо всем за активную работу. (Отмечается активность ребят, их интересные ответы)

infourok.ru

Песни без слов — урок музыки в 5-м классе


Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:

МОУ Лесная СОШ Песни без слов Учитель Музыки Секисова Людмила Николаевна5 класс I четверть Либретто – пьеса, предназначенная для постановки на сцене.В переводе с итальянского означает «книжечка».Либретто – это полный текст музыкально-сценического сочинения, первоисточником которого служит литературное или драматическое произведение, историческое событие, народная легенда. СергейВасильевичРахманинов1873 – 1943 Вокализ (лат. Vocalis) – звучащий, поющий.Так называются песни без слов.Льётся прекрасная и грустная мелодия. Её поёт женский голос. Поёт без слов, но ясно, что это – рассказ о чём-то близком и дорогом. Анализ произведения:Вслушайтесь в выразительные интонации голоса исполнительницы «ВОКАЛИЗА».-Как развивается содержание музыки?-Помогает ли фортепиано солистке выражать чувства и мысли?-Придумайте название произведения.-Какие чувства и мысли вызывает у вас музыка «Вокализа»? Для творчества композитора С.В. Рахманинова характерно:Связь с народной песенностью, широта, светлая грусть, напевность, неторопливость;Близость к человеческой речи (говорящая мелодия), взволнованность. Многие композиторы нередко сочиняли произведения для различных инструментов и называли их песнями, романсами, песенками, песнями без слов. Есть такие бессловесные песни и у П.И.Чайковского. В них настолько певучие мелодии, что при исполнении мы ясно слышим, как главный голос поёт мелодию, а остальные аккомпанируют. Иногда к главному голосу присоединяется второй, и они оба поют дуэтом, так как это бывает в настоящих песнях. Сравните «Грустную песенку» П.И. Чайковского с картиной И. Левитана «Золотая осень». Итог урока:Что характерно для песни без слов?Песня и мелодия неразделимы. В музыке существуют песни без слов и они нам понятны.

Приложенные файлы

schoolfiles.net

План-конспект урока по музыке (5 класс) на тему: Урок музыки для 5 класса “ЖАНРЫ ВОКАЛЬНОЙ И ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЙ МУЗЫКИ” | скачать бесплатно

Урок музыки в 5 клacce.  

Тема урока: Жанры вокальной и инструментальной музыки.  

Тип урока: комбинированный.

Цели урока:

обучающая: познакомить учащихся с одним из образцов произведений программной  инструментальной музыки, разучить новую песню;

развивающая: развивать интерес к вокальной и инструментальной музыке;

мотивационная: пробудить интерес к изучению инструментальной музыки.

Задачи урока:

  • развивать общую музыкальность и эмоциональность, восприимчивость, творческий потенциал, вокально-хоровые навыки, общие музыкальные способности;
  • освоение жанрового и стилевого многообразия музыкального искусства, специфики его выразительных средств и музыкального языка, интонационно-образной природы и взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;
  • овладение художественно-практическими умениями и навыками в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности (слушании музыки, пении, музыкально-пластическом движении, импровизации и т.д.).

Результаты усвоения предмета:

личностные:  ответственное отношение к учению, готовность  и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучпению и познанию;

метапредметные: умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов, умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, рассуждать и делать выводы;

предметные: сформированность мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность , овладение основами музыкальной грамотности, способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и с ключевыми понятиями музыкального искусства: вокализ, песня без слов, баркарола.

Характеристика деятельности учащихся: рассуждать об общности и различии выразительных средств музыки и литературы, определять специфику деятельности композитора, поэта, писателя.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, фортепиано, презентация,.

Музыкальный материал: П.Чайковский, финал симфонии №4, р.н.п. «Во поле березка стояла», Сг.Свиридов «Романс», С.Рахманинов «Вокализ», Ф.Мендельсон «Песня венецианского гондольера», Ф.Шуберт «Баркарола»

Ход урока.

Учитель:  Здравствуйте, ребята!

Дети:  Здравствуйте!

У. Сейчас прозвучит два фрагмента музыкальных произведений. Внимательно вслушайтесь и подумайте: что между ними общего и что их различает  (слушание П. Чайковский, финал симфонии №4,   р.н.п. «Во поле березка стояла»).

Что общего между фрагментами?  Одинаковая мелодия.

Знакома вам мелодия? Назовите её.     р.н. п. «Во поле береза стояла».

Что их различает?  Одно исполняется со словами, а другое исполняется  музыкальными инструментами.

У. Как вы считаете, какова тема урока?

Д. Жанры инструментальной и вокальной музыки. (Слайд)

У.  Сформулируйте цели урока

Д. Познакомиться с новыми жанрами, найти их сходства и различия.                  

Учитель:  Сегодня на уроке мы с вами продолжим раскрывать взаимосвязи музыки и литературы и рассмотрим подробнее интонационно-выразительные возможности мелодии в общих жанрах инструментальной и вокальной музыки. Композиторы используют разные средства музыкальной выразительности, чтобы передать различные образы. Одним из главных выразительных средств в музыке является мелодия. Как вы думаете, почему?

Дети: Мелодия передаёт мысли и чувства человека. Через мелодию композитор нам о чём-то рассказывает.

Учитель: Совершенно верно. Поэтому говорят, что мелодия – это мысль, выраженная звуками. В обычной нашей речи свои мысли мы передаём словами, они складываются во фразы и предложения. Тоже происходит и в мелодии: несколько звуков образуют мотив – маленькую частицу мелодии, несколько мотивов составляют фразу, а фразы образуют предложения. Поэтому так важно внимательно вслушиваться в музыкальную речь. Проще понять музыкальное произведение, когда есть название или стихотворный текст, например в песне. Подумайте, что стало бы с песней без стихотворного текста?

Дети:  Наверное, просто музыка, без слов. Содержание будет у каждого слушателя своё. А некоторым людям будет не всё понятно.

Учитель: Конечно, но останется самое главное – мелодия. А её можно просто пропеть или сыграть на каком-нибудь инструменте.  И получится песня без слов.  Именно так в музыке возникли жанры, где главенствует выразительная песенная мелодия. Послушайте фрагмент музыкального произведения и вспомните жанр вокальной музыки. (Слушают «Вокализ» С.Рахманинова)

Учитель: Что это за жанр? Может быть, вы угадали и произведение?

Дети определяют, что это жанр вокализа.

Учитель: Действительно, это вокализ. Вокализ – это произведение для голоса с инструментальным сопровождением, исполняемое на тянущемся гласном звуке  (обычно «а»). (Слайд) Автором данного вокализа является русский композитор Сергей Васильевич Рахманинов.  Есть вокализы, которые представляют собой специальные упражнения для развития голоса певца и его виртуозной техники. Но «Вокализ» С.В.Рахманинова это уже концертное произведение, имеющее большое художественное значение.

А какие чувства у вас возникли, когда звучал «Вокализ»? Нужны ли здесь слова?

Дети:  Лирические, немного грустные. Слова здесь не нужны, каждый слушатель слышит что-то своё.

Учитель:  Да. Рахманинов посвятил этот вокализ  певице А.Неждановой.  (щелчок слайда) Он говорил: «…Вы своим голосом и исполнением сможете выразить всё лучше и значительно больше, чем кто-нибудь словами».  И действительно, как сказал А.Фет, «что не выразишь словами, звуком на душу навей».

И вот тут мы с вами должны вспомнить про интонацию как объединяющий стержень музыкальной речи и словесной. Что такое интонация?

Дети вспоминают о понятии «интонация», перевод слова. Рассуждают о том, что по интонации можно отличить колыбельную песню от плясовой, русскую музыку от зарубежной, старинную от современной.

Учитель: Действительно, по интонации мы можем  прочувствовать характер произведения, понять музыкальный образ. Вы сейчас слушали песню без слов, это был вокальный жанр. Но есть песни без слов и в инструментальной музыке. Они нередко имеют названия, заимствованные у песенных жанров: мелодия, ария, романс, серенада. Послушайте уже знакомое вам произведение – «Романс» Г.Свиридова  и подумайте, почему композитор назвал своё музыкальное произведение романсом.     (Слайд)                                  

Дети слушают «Романс» Г.Свиридова и думают над вопросом.

Учитель: Почему композитор назвал свое произведение романсом?  Какие черты вокального жанра романса перешли в инструментальную музыку?

Дети вспоминают, что такое романс, отмечают несоответствие.

Дети отмечают выразительную мелодию произведения, которую поёт скрипка, музыкальное сопровождение фортепиано, напоминающее переборы гитары.

Учитель: Всё правильно. И ещё немаловажно, что мелодичные, певучие интонации произведения мы воспринимаем как выразительную речь, как исповедь души человека. Этим инструментальный «Романс» Г.Свиридова близок к вокальному жанру романса.

Немецкий композитор XIX века Феликс Мендельсон (Слайд) сочинил цикл фортепианных пьес под названием «Песни без слов». Среди них есть «Песни венецианских гондольеров» (так называли лодочников, гребцов). Эти песни написаны в жанре баркаролы – песни на воде. Родина этого жанра – Италия. Barka в переводе с итальянского означает лодка. Послушайте одну из «Песен венецианских гондольеров» и подумайте, какие черты песен на воде можно услышать в произведении.

Дети слушают «Песню венецианского гондольера» из фортепианного цикла «Песни без слов» Ф.Мендельсона. (Слайд)

Учитель:  Какие черты жанра баркаролы – песни на воде вы услышали в музыке?

Дети отмечают аккомпанемент, напоминающий плеск волн, а также красивую напевную мелодию.

Учитель: Верно.

Физминутка «На лодке»

Волна течёт, волна шумит,
качает лодку при луне,
Махая вёслами, бежит
И плещет лодка по волне.
В прозрачных брызгах от весла
Мерцает свет луны,
И по реке, где лодка шла,
Ещё следы видны.

Лодку оставили мы  у причала,
Тихо волна нашу лодку качала,
Лунной дорожкой струился песок,
Южных цикад золотой голосок
Ровно звучал бесконечным мотивом,
В воздухе замерло все пред отливом.
Скоро и мы к своей лодке придем,
В синь бесконечную мы уплывем.

Сегодня я хочу познакомить вас с романсом немецкого композитора XIXвека Франца Шуберта, который называется «Баркарола». (Слайд)

Послушайте романс и подумайте, почему композитор назвал произведение «Баркарола»?

Дети слушают «Баркаролу» Ф.Шуберта.

Учитель: Почему романс назван «Баркаролой»? Какие интонации мелодии помогают передать песню на воде?

Дети вместе с учителем выясняют особенности мелодии и аккомпанемента, передающие образ баркаролы. Вокально-хоровая работа над песней. (На данном уроке целесообразно разучить 1 раздел песни. Слова песни напечатаны в учебниках)                                                   

Словно как лебедь по влаге прозрачной,

Тихо качаясь, плывет наш челнок,

О, как на сердце легко и спокойно,

Нет и следа в нем минувших тревог (2 раза).

 В небе заката лучи догорают,

Розовым блеском осыпан челнок (2 раза).

Час незаметно за часом проходит,

Дальше скользим мы по зеркалу вод.

О, как на сердце легко и спокойно,

Нет в нем и тени минувших забот (2 раза).

О, неужели на крыльях туманных

Утро с собой их опять принесет?

О, неужели опять принесет?  

О, неужели опять принесет!

Итог урока. Учитель:  О каких общих жанрах инструментальной и вокальной музыки мы сегодня говорили?

Дети:  О вокализе, песнях без слов, романсе, баркароле. Что такое песни без слов? Что является основным образом этих произведений?

Учитель:  Что объединяет эти жанры, какое выразительное средство музыки?

Дети:  Мелодия.

Учитель: В заключении выполним задание:

Выбрать и вписать в колонки номера, соответствующие названию.

Вокальная музыка

Инструментальная музыка

1.  С. Рахманинов «Вокализ»

2.  Г. Свиридов «Романс»

3. Ф.Мендельсон «Песня_венецианского гондольера»

4. П.Чайковский «Баркарола»

5. М. Глинка «Венецианская ночь»

6. Ф Шуберт «Баркарола»

Дети проверяют результаты друг друга в парах, выставляют отметки, сверяют с правильными ответами.

Исполнение заключительной попевки.

Выбрать и вписать в колонки номера, соответствующие названию.

Вокальная музыка

Инструментальная музыка

1.  С. Рахманинов «Вокализ»

2.  Г. Свиридов «Романс»

3. Ф.Мендельсон «Песня венецианского гондольера»

4. П.Чайковский «Баркарола»

5. М. Глинка «Венецианская ночь»

6. Ф Шуберт «Баркарола»

Выбрать и вписать в колонки номера, соответствующие названию.

Вокальная музыка

Инструментальная музыка

1.  С. Рахманинов «Вокализ»

2.  Г. Свиридов «Романс»

3. Ф.Мендельсон «Песня венецианского гондольера»

4. П.Чайковский «Баркарола»

5. М. Глинка «Венецианская ночь»

6. Ф Шуберт «Баркарола»

Выбрать и вписать в колонки номера, соответствующие названию.

Вокальная музыка

Инструментальная музыка

1.  С. Рахманинов «Вокализ»

2.  Г. Свиридов «Романс»

3. Ф.Мендельсон «Песня венецианского гондольера»

4. П.Чайковский «Баркарола»

5. М. Глинка «Венецианская ночь»

6. Ф Шуберт «Баркарола»

nsportal.ru

Музыка 5 класс. Поурочные разработки.

План

проведения урока по искусству (музыке)

5 класс

Тема: Что может изображать хоровая музыка.

Цели урока:

– Учить воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека.

– Развивать внимательное и доброжелательное отношение к окружающему миру.

– Воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях.

– Развивать интерес к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве.

– Формирование слушательской культуры на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства.

– Осмысленное восприятие музыкальных произведений (знание музыкальных жанров и форм, средств музыкальной выразительности, осознание взаимосвязи между содержанием и формой в музыке).

Музыкальный материал урока:

Л. Бетховен. Симфония № 9. IV часть. Фрагмент. (6 класс. I четверть), (слушание).

Н. Римский-Корсаков. Вхождение в невидимый град. Из оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». IV действие. Фрагмент;

Г. Свиридов. Поёт зима. Из «Поэмы памяти Сергея Есенина».

Кант XVIII века «Музы согласно» (пение).

Канон «С весёлой песней» (музыка неизвестного композитора), (пение).

Дополнительный материал:

Портреты композиторов: Л. Бетховена, Н. А. Римского-Корсакова, репродукции картин.

Ход урока:

1. Организационный момент.

Звучит фрагмент из симфонии № 9 Л.В. Бетховена.

— Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете?

Запись на доске:

«Обнимитесь, миллионы!

Слейтесь в радости одной».

2. Сообщение темы урока.

— Мы продолжаем разговор о хоровом пении.

3. Работа по теме урока.

1. Влияние духовной музыки на творчество

– Ребята, прочитайте внимательно эпиграф к нашему уроку. Эти слова взяты из симфонии № 9 Л.В. Бетховена. Да-да, не удивляйтесь, именно из симфонии. Хотя симфония — музыка инструментальная, которая написана для симфонического оркестра, но эта симфония особенная: чтобы показать мощь и единство людей, Бетховен в заключительной части вводит хор.

Обращение к церковным жанрам и текстам свидетельствовало об огромном влиянии духовной музыки на светское композиторское творчество. Это влияние обнаруживало себя и в таких далеких от литургической традиции жанрах, как опера, симфония, инструментальный концерт.

Звуковые образы древнерусского пения запечатлены в концертах и симфонических произведениях С.В. Рахманинова, в оперных сценах «Бориса Годунова» и «Хованщины» М.П. Мусоргского, «Псковитянки» Н.А, Римского-Корсакова.

2. Слушание музыкального произведения

— Откройте учебник на стр. 97, прочитайте текст. Как называл Н.А. Римский-Корсаков свою предпоследнюю оперу «Сказание о невидимом граде Китеже»? (Н.А. Римский-Корсаков называл свою оперу «Сказание о невидимом граде Китеже» литургической.)

Что лежит в основе её сюжета? (В основе сюжета этой оперы лежат древние сказания о чудесном спасении города Китежа от нашествия татар, благодаря погружению под воды озера Светлояр. Вся музыка этой оперы как будто пропитана интонациями духовных песнопений, звоном колоколов, молитв, духовных стихов. Само действие оперы развивается скорее по законам литургии, нежели театрального спектакля.)

Прослушайте фрагмент из четвёртого действия этой замечательной оперы.

Далее проводится беседа о прослушанной музыке.

— Зарубежное хоровое искусство имеет те же истоки, что и русское—церковное пение.

Конечно, отличие проистекает из многих причин и прежде всего, из различия между православной и католической верами.

Об одной из отличительных особенностей мы с вами говорили на прошлом уроке. Что это за отличие? (Богослужение в православной церкви совершается «а капелла», то есть без музыкального сопровождения, о в католической под орган, либо другое инструментальное сопровождение.)

Страницы хоровых сочинении таких величайших мастеров хоровой музыки, как Иоганн Себастьян Бах, Георг Фридрих Гендель, Вольфганг Амадей Моцарт, Людвиг ван Бетховен озарены светом высокой веры в сосредоточение в христианских идеях всей мудрости и нравственности человечества. Освобождённость от всего житейского, суетного составляет главный смысл христианской культуры.

– Рассмотрите фотографию внутреннего вида собора Сен-Шапель в Париже, рассмотрите репродукцию картины Клода Моне «Руанскйй собор в полдень», и вы поймёте, что церковная музыка устремлена ввысь, подобно линиям собора.

Прослушайте хорал Оивье Мессиана — выдающегося французского композитора, с именем которого связаны прекрасные страницы духовной музыки.

«Хорал» — немецкое слово, означающее хоровое песнопение. Мелодии хоралов отличаются простотой и строгостью, намеренной обезличенностью, объективностью. Тексты были взяты в основном из Библии и во всей Европе пелись на латыни.

Слушание музыкального произведения.

— Хор напоминает совершенный многоголосный инструмент. Ему доступны все средства музыкальной выразительности. Хоровое звучание может передать тончайшие оттенки чувств, воплощённых в музыке, способно нарисовать живописные музыкальные картины.

По своей манере пения хоровые коллективы отличаются друг от друга. Хоры, исполняющие классическую музыку и современные произведения, поют «прикрытым», «округленным» звуком. Народные хоры поют в особой манере, так называемым «открытым» звуком (показ).

В хоровой музыке выражен огромный диапазон художественных образов — христианская вера и природа, человеческая личность и драматичность судьбы всего народа.

Есть в опере действующие лица без собственных имён. Имена у них собирательные: войско, крестьяне, народ и т.д. Собирательный, многоликий, многоголосный герой в опере поёт хором. Хор может быть с главными героями в полном согласии, поддерживая их во всем, а может и вступать с ними в конфликт.

Он может звучать как многоголосная лирическая песня, например хор «Улетай на крыльях ветра» из оперы Александра Порфирьевича Бородина, как торжественный гимн — в опере «Жизнь за царя» Михаила Ивановича Глинки (хор «Славься»).

Иногда хор становится выразителем больших идей. Известна роль хора в опере Модеста Петровича Мусоргского «Борис Годунов» и «Хованщина», которым сам композитор дал определение народных музыкальных драм. Ни в каком другом искусстве нет возможности так достоверно, зримо, реально выразить характер, силу, самобытность народа, его историю и эпос и так же легко обрисовать слепоту и глупость толпы.

3. Выразительные возможности хоровой музыки

— Шло время, и хоровая музыка обретала всё более самостоятельную роль. Выразительные возможности хоровой музыки стали развиваться в сторону усиления её изобразительных средств.

Стихотворение Сергея Есенина «Поёт зима — аукает» легло в основу второй части кантаты Георгия Свиридова «Поэма памяти Сергея Есенина».

Слушание с одновременным чтением.

— Ребята, скажите, содержание поэтического текста соответствует музыке? (Да, конечно. Музыка делает еще более зримым содержание, углубляет смысл.)

Кантата — это многочастное музыкальное произведение для хора с симфоническим оркестром. О чём же идёт речь в этом произведении и как это углубляют музыка и хор? (Очень ярко в произведении передан образ русской зимы — и бескрайняя снежная долина, и звон бубенцов мчащейся тройки, и завывание вьюги, и безмолвный, скованный морозом лес.)

Как стихотворение Есенина «помогает» музыке? (Оно передаёт своеобразную музыку зимы, в самих строках звучит музыка:

«Поёт зима—аукает,

Мохнатый лес баюкает

Стозвоном сосняка».

Суровому, казалось бы, непрекращающемуся -холоду противопоставлены «пташки малые, голодные, усталые» — они прижимаются к окну. Это контрастный образ, тёплый и живой на фоне этой суровой и холодной зимы.)

Мы видим, что не случайно Георгия Свиридов обратился к этому стихотворению, потому как необходима для достоверной передачи образа эта хоровая разница, в которой отчетливо слышны и шум ветра, и свист вьюги, и весь суровый, холодный, зимний мир. Аккомпанирующий хору симфонический оркестр передаёт своей партией непрерывное движение, кружение зимней метели.

Вокально-хоровая работа.

— Представим, что наш класс — это профессиональный хор, способный выразить всё то, что хотели выразить как Сергей Есенин, так и Георгий Свиридов.

Разучивание фрагмента из кантаты «Поёт зима — аукает». Работа над выразительностью исполнения.

4. Итог урока.

— Ребята, мы видим, что хоровая музыка способна

выражать любые образы. С самого начала своего существования она объединяла людей, сплачивала их. Давайте вспомним этапы формирования хоровой музыки. (Народная хоровая музыка возникла там, где люди собирались вместе: трудились ли они, праздновали или просто собирались отдохнуть.

Когда появились храмы, хоровая музыка поселилась и в них, затем хор стал играть важную роль и в операх, хор стал непременным участником кантат и ораторий, где ему отводят очень важное место.)

Без хоровой музыки невозможно себе представить и жизнь современного человека, потому что совместное пение заключает в себе много замечательного и, прежде всего, конечно, объединяет людей.

Ведь недаром говорят, что по хоровому пению, по отношению к хоровой музыке определяется культурный уровень страны.

5. Домашнее задание.

Узнать, как называются традиционные песнопения, исполняемые на православных службах.

infourok.ru

«Общность жанров инструментальной и вокальной музыки»

Конспект урока по музыке для 5 класса (30.11.2012г.)

Тема урока: «Общность жанров инструментальной и вокальной музыки».
Тип урока: урок ознакомления с новым материалом и закрепления ранее изученного.

Цель урока: установление связей музыкального и литературного искусства через общность жанров.

Задачи урока: познакомить детей с жанрами «вокализа», «песни без слов», «баркаролы» и «романса» в инструментальной музыке; показать интонационные возможности мелодии как главного выразительного средства в музыке; раскрыть общность жанров на примере музыки С.В.Рахманинова, Г.Свиридова, Ф.Мендельсона, Ф.Шуберта; разучить «Баркаролу» Ф.Шуберта.

Оборудование к уроку: мультимедийное оборудование, компьютер, фортепиано.

Материалы к уроку: «Вокализ» С.В.Рахманинова, «Романс» Г.Свиридова, «Песня венецианского гондольера» G-moll Ф.Мендельсона из цикла «Песни без слов», «Баркарола» Ф.Шуберта, «Побережье в Амальфи» И.Айвазовского, «Песня без слов» Дж.Баррабл, А.Боголюбов «Вид Венеции».

Этапы урока:

– Музыкальное приветствие;

– Проверка домашнего задания;

– Раскрытие интонационно-выразительных возможностей мелодии на примере вокализа, романса;

– Общность жанров песен без слов и баркаролы;

– Вокально-хоровая работа над песней;

– Итог урока;

– Домашнее задание.

Ход урока.

Учитель (поёт): – Здравствуйте, ребята!

Дети (поют): – Здравствуйте!

Учитель: – Сегодня на уроке мы с вами продолжим раскрывать взаимосвязи музыки и литературы и рассмотрим подробнее интонационно-выразительные возможности мелодии в общих жанрах инструментальной и вокальной музыки.

Как вы помните, на предыдущих уроках мы с вами беседовали о фольклоре как литературной основе многих музыкальных произведений. Вспомните, о какой музыке шла речь?

Дети вспоминают народное сказание «Кикимора» и одноименную симфоническую миниатюру А.К.Лядова, сказки «Тысяча и одна ночь» и сюиту «Шехеразаду» Н.А.Римского-Корсакова.

Учитель: Хорошо, молодцы. Мы с вами выяснили, что композиторы используют разные средства музыкальной выразительности, чтобы передать различные образы. И у вас было задание: с помощью некоторых выразительных средств музыки описать образ любимого героя сказки. Покажите, как у вас это получилось.

Дети рассказывают о своих героях и объясняют свой выбор выразительных средств.

Учитель: – Молодцы! Как вы уже заметили, одним из главных выразительных средств в музыке является мелодия. Как вы думаете, почему?

Дети: – Мелодия передаёт мысли и чувства человека. Через мелодию композитор нам о чём-то рассказывает.

Учитель: – Совершенно верно. Поэтому говорят, что мелодия – это мысль, выраженная звуками.

В обычной нашей речи свои мысли мы передаём словами, они складываются во фразы и предложения. Тоже происходит и в мелодии: несколько звуков образуют мотив – маленькую частицу мелодии, несколько мотивов составляют фразу, а фразы образуют предложения. Поэтому так важно внимательно вслушиваться в музыкальную речь. Понятно, что проще понять музыкальное произведение, когда есть название или стихотворный текст, например в песне.

А теперь подумайте, что стало бы с песней без стихотворного текста?

Дети: – Наверное, просто музыка, без слов. Содержание будет у каждого слушателя своё. А некоторым людям будет не всё понятно.

Учитель: – Конечно, но останется самое главное – мелодия. А её можно просто пропеть или сыграть на каком-нибудь инструменте, правда? И получится песня без слов.

Так в музыке возникли жанры, где главенствует выразительная песенная мелодия.

Послушайте фрагмент музыкального произведения и вспомните жанр вокальной музыки.

Учитель: – Что это за жанр? Может быть, вы угадали и произведение?

Дети определяют, что это жанр вокализа и угадывают произведение С.В.Рахманинова.

Учитель: – Действительно, это вокализ. И мы помним, что вокализ – это произведение для голоса с инструментальным сопровождением, исполняемое на тянущемся гласном звуке.(обычно «а»).

Есть вокализы, которые представляют собой специальные упражнения для развития голоса певца и его виртуозной техники. Но «Вокализ» С.В.Рахманинова это уже концертное произведение, имеющее большое художественное значение.

А какие чувства у вас возникли, когда звучало это произведение? Нужны ли здесь слова?

Дети: – Лирические, немного грустные. Слова здесь не нужны, каждый слушатель слышит что-то своё.

Учитель: – Да. Рахманинов посвятил этот вокализ певице А.Неждановой. Он говорил: «…Вы своим голосом и исполнением сможете выразить всё лучше и значительно больше, чем кто-нибудь словами». И действительно, как сказал А.Фет, «что не выразишь словами, звуком на душу навей».

И вот тут мы с вами должны вспомнить про интонацию как объединяющий стержень музыкальной речи и словесной. Напомните, что это за понятие и как вы его понимаете.

Дети вспоминают о понятии «интонация», перевод слова. Рассуждают о том, что по интонации можно отличить колыбельную песню от плясовой, русскую музыку от зарубежной, старинную от современной.

Учитель: – Действительно, по интонации мы можем прочувствовать характер произведения, понять музыкальный образ.

Вы сейчас слушали песню без слов, это был вокальный жанр. Но есть песни без слов и в инструментальной музыке. Они нередко имеют названия, заимствованные у песенных жанров: мелодия, ария, романс, серенада.

Послушайте «Романс» Г.Свиридова и подумайте, почему композитор назвал своё музыкальное произведение романсом.

Дети слушают «Романс» Г.Свиридова и думают над вопросом.

Учитель: – И так, почему «Романс», какие черты вокального жанра романса перешли в инструментальную музыку?

Дети отмечают выразительную мелодию произведения, которую поёт скрипка, музыкальное сопровождение фортепиано, напоминающее переборы гитары.

Учитель: – Всё правильно. И ещё немаловажно, что мелодичные, певучие интонации произведения мы воспринимаем как выразительную речь, как исповедь души человека. Этим инструментальный «Романс» Г.Свиридова близок к вокальному жанру романса.

Немецкий композитор XIX века Феликс Мендельсон сочинил цикл фортепианных пьес под названием «Песни без слов». Среди них есть «Песни венецианских гондольеров» (так называли лодочников, гребцов). Эти песни написаны в жанре баркаролы – песни на воде.

Родина этого жанра – Италия. Barka в переводе с итальянского означает лодка.(Слайд с картиной А.Боголюбова «Вид Венеции» и записью музыки).
Послушайте одну из «Песен венецианских гондольеров» и подумайте, какие черты песен на воде можно услышать в произведении. А почувствовать атмосферу итальянской Венеции вам поможет картина художника А.Боголюбова.

Дети слушают «Песню венецианского гондольера» из фортепианного цикла «Песни без слов» Ф.Мендельсона.

Учитель: – Какие черты жанра баркаролы – песни на воде вы услышали в музыке?

Дети отмечают аккомпанемент, напоминающий плеск волн, а также красивую напевную мелодию.

Учитель: – Верно. Сегодня я хочу познакомить вас с романсом немецкого композитора XIX века Франца Шуберта, который называется «Баркарола». Созвучной с ним будет картина русского художника И.Айвазовского «Побережье в Амальфи». Послушайте романс и подумайте, почему композитор назвал произведение «Баркарола»?

Дети слушают «Баркаролу» Ф.Шуберта.

Учитель: – Так почему романс назван «Баркаролой»? Какие интонации мелодии помогают передать песню на воде?

Дети вместе с учителем выясняют особенности мелодии и аккомпанемента, передающие образ баркаролы.

Вокально-хоровая работа над песней. (На данном уроке целесообразно разучить 1 раздел песни).

Итог урока.

Учитель: – О каких общих жанрах инструментальной и вокальной музыки мы сегодня говорили? (О вокализе, песнях без слов, романсе, баркароле). Что объединяет эти жанры, какое выразительное средство музыки? (Мелодия)
Домашнее задание: Вспомните произведение известного русского композитора, которое тоже называется «Баркарола».

l.120-bal.ru

Урок музыки в 5 классе

Урок музыки в 5 классе

Тема полугодия: «Музыка и литература»

Тема урока: «Жанры вокальной музыки»       

Цель урока: сформировать представление о тесной связи в  песне двух искусств: музыки и литературы

Задачи:

Обучающая уметь определять жанры вокальной музыки; познакомить с творчеством выдающихся композиторов классической музыки.

Развивающая: способствовать развитию у учащихся музыкальной памяти, тембрового слуха, творческого воображения, вокально-хоровых навыков.

Воспитательная: воспитывать слушательскую и исполнительскую культуру, формировать эстетический вкус на примерах музыкальных произведений, потребность к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой; способствовать позитивному отношение к народному и композиторскому творчеству.

Тип урока: обобщение пройденного материала

Вид урока: урок-путешествие

Проблема урока: Нужна ли музыке литература?

Прогнозируемые результаты: через различные формы деятельности показать свои знания и умения.

Оборудование:  фортепиано, компьютер, диапроектор, экран, СД- записи, портреты композиторов, презентация, видео фрагменты выступлений.

Ход урока

Орг. момент.

Приветствие:

Добрый день, добрый день!

Говорим мы каждый день.

Этими словами здороваемся с вами.

Мы пришли сегодня в класс

Здравствуйте учитель!

Много песен есть у вас!

Здравствуйте учитель!

            Здравствуйте ребята!

           Здравствуйте учитель!

           Здравствуйте, здравствуйте, здравствуйте!

Сообщение темы урока

Сегодня мы поговорим о жанрах вокальной музыки.

-Дайте определение вокальной музыки.

-А ещё какая существует музыка? (инструментальная)

-Какие вы знаете музыкальные инструменты? (называют по цепочке)

Существует очень много жанров вокальной музыки.  Давайте послушаем стихотворение Екатерины Растопчиной и  подумаем о каком жанре пойдет речь.

Какая власть сравниться с властью их?

Друг с другом мы через слова и звуки

Сближаемся …Блаженство,

радость, муки,

Любовь, вражду – все облекаем в них…

В словах и звуках вечный ключ сердец!

Конечно же  это песня, ведь именно в песне соединяется в одно целое литература и музыка.  Происходит синтез искусств.

Давайте  вспомним, в какой песне есть слова: «ах школа, школа ты всегда со мной…»

Правильно это песня «Школа»

Исполнение песни.

-Если в песне убрать слова, её можно будет исполнить? А как ?

-Как будет называться такое произведение? (вокализ)

-Дайте определение вокализа.

-С вокализом какого композитора мы уже знакомились? («Вокализ» С. В. Рахманинова)

-А как вы думаете, сейчас вокализы исполняют?

 Просмотр видео фрагмента вокализа

«Хорошая песня – целый мир: иногда она трогает душу сильнее, чем самое серьёзное и сложное сочинение. Песня поддерживает человека в его радостях и невзгодах, утешает в трудную минуту»

      так писал поэт 19 века Иван Суриков.

Существует очень много различных песен: веселых и грустных, радостных и печальных, напевных и энергичных  . Исполняя и слушая мы понимаем как много можно высказать в одном произведении.

Песня русская в березах,

– На покосах, на морозах,

 На санях и на лугах…

 На ветру шумят рябины,

 Каждый слушать их готов.

 Сколько песен у России –

 Сколько во поле цветов!

 Кто сложил ее, не знаю,

 Только песня та добра,

 Песня с детства мне родная

 И подруга, и сестра!

 А слова ее простые

 Душу трогают до слез, столько песен из России,

 Сколько в рощицах берез.

 Словно музыка степная

 Золотая рожь встает

 В полный голос слышен колос –

 Это Родина поет!

 Песни русские такие, что охота подпевать…

 Столько песен у России, –

 Никому не сосчитать

    С. Есенин

Исполнение « Песни о России» муз. В. Локтева сл. О.Высотской

-эта песня композиторская или народная?

-Чем отличается народная песня от композиторской?

А сейчас для вас игра  «Собери слоги – назови жанр народной песни»

Е ис ри то чес  ки

Лы ко ны е бель

Датс ки  сол е

До тру вы е

 со вы пля  е

ри чес ли ки е

 е точ ны шу 

 е деб сва ны

туш час ки

Хо вод е ны ро

-К какому жанру народной песни относятся следующие песни:

«Солдатушки, бравы ребятушки.»

«А я по лугу»

«Во поле береза стояла»

-А как бы вы дали определение  частушке?

      Творческое задание «Собери частушку».

Не смотрите так, девчонки,

 Мы не заволнуемся,                                Все контрольные работы

                                                                   На пятерочки сдала.

                                                                  

Мы, как видите, красавцы,

 И сердца у нас горят

                                                                 Ни один мальчишка в классе

                                                                 Не угонится за мной

Я читаю очень быстро,

       В школе все гордятся мной

                                                                  Да к тому же мастера мы

                                                                  Петь частушки для девчат

.

Ах, как мне не погордиться

Хороши мои дела,

                                                                  Мы поучимся на славу

                                                                  И посоревнуемся

А сейчас мы немного попутешествуем. И из России мы отправляемся в Италию.  Родиной какого вокального жанра является Италия? (баркаролы)

-Дайте определение баркаролы. А что вы можете рассказать о Венеции, одном из городов Италии?

Слушание   Ф. Шуберт «Баркарола»

-Что необычного мы услышали в этом произведении?(в аккомпанементе движение, покачивание волн).

Назовите автора произведения.(портрет)

Теперь мы отправимся в следующую страну – в Испанию. Родиной какого вокального жанра является Испания? (романса и серенады)

Давайте сейчас послушаем произведение и  определим что сейчас прозвучит  :  романс или серенада. 

Слушание М. Глинка «Жаворонок»

.  кто вспомнил название произведения и автора? (портрет)

Ну и  конечно же серенада. Серенада-это………….(ответы учащихся) На прошлом уроке мы слушали серенаду известного австрийского композитора Ф. Шуберта, а сегодня послушаем ещё одну серенаду.

Слушание « Серенады» в исполнении О. Анофриева из мультфильма « Бременские музыканты».

-А что такое шлягер? Определение

 Слушание песни «Маленький принц» в исполнении Кати Рябовой

Итог урока: Давайте перечислим жанры вокальной музыки, которые прозвучали на нашем уроке.(перечисление) Существуют ещё кантаты, оперы, оратории, мюзиклы. Но это уже более масштабные вокальные произведения. О них мы будем говорить на последующих уроках.

-Как вы думаете, нужны ли музыка и литература друг другу ?(да) Конечно же! Ведь без них не существовало бы почти всех вокальных произведений, остались бы вокализы и инструментальная музыка

И закончить урок мне хотелось бы песней «Земля полна чудес»

Исполнение песни «Земля полна чудес»

Просмотр содержимого документа
«Урок музыки в 5 классе »

Урок музыки в 5 классе

Тема полугодия: «Музыка и литература»

Тема урока: «Жанры вокальной музыки»

Цель урока: сформировать представление о тесной связи в песне двух искусств: музыки и литературы

Задачи:

Обучающая уметь определять жанры вокальной музыки; познакомить с творчеством выдающихся композиторов классической музыки.

Развивающая: способствовать развитию у учащихся музыкальной памяти, тембрового слуха, творческого воображения, вокально-хоровых навыков.

Воспитательная: воспитывать слушательскую и исполнительскую культуру, формировать эстетический вкус на примерах музыкальных произведений, потребность к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой; способствовать позитивному отношение к народному и композиторскому творчеству.

Тип урока: обобщение пройденного материала

Вид урока: урок-путешествие

Проблема урока: Нужна ли музыке литература?

Прогнозируемые результаты: через различные формы деятельности показать свои знания и умения.

Оборудование: фортепиано, компьютер, диапроектор, экран, СД- записи, портреты композиторов, презентация, видео фрагменты выступлений.

Ход урока

Орг. момент.

Приветствие:

Добрый день, добрый день!

Говорим мы каждый день.

Этими словами здороваемся с вами.

Мы пришли сегодня в класс

Здравствуйте учитель!

Много песен есть у вас!

Здравствуйте учитель!

Здравствуйте ребята!

Здравствуйте учитель!

Здравствуйте, здравствуйте, здравствуйте!

Сообщение темы урока

Сегодня мы поговорим о жанрах вокальной музыки.

-Дайте определение вокальной музыки.

-А ещё какая существует музыка? (инструментальная)

-Какие вы знаете музыкальные инструменты? (называют по цепочке)

Существует очень много жанров вокальной музыки. Давайте послушаем стихотворение Екатерины Растопчиной и подумаем о каком жанре пойдет речь.

Какая власть сравниться с властью их?

Друг с другом мы через слова и звуки

Сближаемся …Блаженство,

радость, муки,

Любовь, вражду – все облекаем в них…

В словах и звуках вечный ключ сердец!

Конечно же это песня, ведь именно в песне соединяется в одно целое литература и музыка. Происходит синтез искусств.

Давайте вспомним , в какой песне есть слова: «ах школа, школа ты всегда со мной…»

Правильно это песня «Школа»

Исполнение песни.

-Если в песне убрать слова, её можно будет исполнить? А как ?

-Как будет называться такое произведение? (вокализ)

-Дайте определение вокализа.

-С вокализом какого композитора мы уже знакомились? («Вокализ» С. В. Рахманинова)

-А как вы думаете, сейчас вокализы исполняют?

Просмотр видео фрагмента вокализа

«Хорошая песня – целый мир: иногда она трогает душу сильнее, чем самое серьёзное и сложное сочинение. Песня поддерживает человека в его радостях и невзгодах, утешает в трудную минуту»

так писал поэт 19 века Иван Суриков.

Существует очень много различных песен: веселых и грустных, радостных и печальных, напевных и энергичных . Исполняя и слушая мы понимаем как много можно высказать в одном произведении.

Песня русская в березах,

– На покосах, на морозах,

На санях и на лугах…

На ветру шумят рябины,

Каждый слушать их готов.

Сколько песен у России –

Сколько во поле цветов!

Кто сложил ее, не знаю,

Только песня та добра,

Песня с детства мне родная

И подруга, и сестра!

А слова ее простые

Душу трогают до слез, столько песен из России,

Сколько в рощицах берез.

Словно музыка степная

Золотая рожь встает

В полный голос слышен колос –

Это Родина поет!

Песни русские такие, что охота подпевать…

Столько песен у России, –

Никому не сосчитать

С. Есенин

Исполнение « Песни о России» муз. В. Локтева сл. О.Высотской

-эта песня композиторская или народная?

-Чем отличается народная песня от композиторской?

А сейчас для вас игра «Собери слоги – назови жанр народной песни»

Е ис ри то чес ки

Лы ко ны е бель

Датс ки сол е

До тру вы е

со вы пля е

ри чес ли ки е

е точ ны шу

е деб сва ны

туш час ки

Хо вод е ны ро

-К какому жанру народной песни относятся следующие песни:

«Солдатушки, бравы ребятушки..»

«А я по лугу»

«Во поле береза стояла»

-А как бы вы дали определение частушке?

  • Мы, как видите, красавцы,

А сейчас мы немного попутешествуем . И из России мы отправляемся в Италию. Родиной какого вокального жанра является Италия? (баркаролы)

-Дайте определение баркаролы. А что вы можете рассказать о Венеции, одном из городов Италии?

Слушание Ф. Шуберт «Баркарола»

-Что необычного мы услышали в этом произведении?(в аккомпанементе движение, покачивание волн).

Назовите автора произведения.(портрет)

Теперь мы отправимся в следующую страну – в Испанию. Родиной какого вокального жанра является Испания? (романса и серенады)

Давайте сейчас послушаем произведение и определим что сейчас прозвучит : романс или серенада.

Слушание М. Глинка «Жаворонок»

. кто вспомнил название произведения и автора? (портрет)

Ну и конечно же серенада. Серенада-это…………..(ответы учащихся) На прошлом уроке мы слушали серенаду известного австрийского композитора Ф. Шуберта, а сегодня послушаем ещё одну серенаду.

Слушание « Серенады» в исполнении О. Анофриева из мультфильма « Бременские музыканты».

-А что такое шлягер? Определение

Слушание песни «Маленький принц» в исполнении Кати Рябовой

Итог урока: Давайте перечислим жанры вокальной музыки, которые прозвучали на нашем уроке .(перечисление) Существуют ещё кантаты, оперы, оратории, мюзиклы. Но это уже более масштабные вокальные произведения. О них мы будем говорить на последующих уроках.

-Как вы думаете, нужны ли музыка и литература друг другу ?(да) Конечно же! Ведь без них не существовало бы почти всех вокальных произведений, остались бы вокализы и инструментальная музыка

И закончить урок мне хотелось бы песней «Земля полна чудес»

Исполнение песни «Земля полна чудес»

kopilkaurokov.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *