Сегодня Зевс – это всего лишь древнегреческий бог из мифов и легенд, но так было не всегда. До возникновения христианства Боги Олимпа почитались так же, как сейчас Иисус. Мифы Древней Греции о Зевсе описывают его как управителя небес, громовержца, повелителя молний. Легенды о богах Олимпийцах сохранились в поэмах Гесиода и Гомера («Теогония» или «Происхождение богов» и «Илиада»), а так же в «Метаморфозах» (или «Превращениях») Овдия. Существуют разные переводы и интерпретации мифов и легенд Древней Греции, и все они лишь дополняют и уточняют портрет самого могущественного и влиятельного из Богов Олимпа – Зевса. В чем же заключалась его мощь и великолепие, и легко ли было быть обладателем таких талантов.
После создания мира у Земли (Геи) и Неба (Урана) появилось двенадцать дочерей и сыновей. Вместе с титанами появились три великана-циклопа и столько же сторуких и пятидесятиглавых великанов – гекатонхейров, стихийная сила которых не знала предела. Возненавидев своих детей-великанов, Уран заключил их в недрах Геи и запретил появляться на свет. Страдая от страшного бремени, Гея пыталась убедить титанов наказать Урана за такую несправедливость, но все боялись противостоять отцу. Все, кроме Кроноса (или Бога времени), который хитростью низверг Урана. Он стал правителем титанов, которые были жестоки и неимоверно глупы. Именно Кронос – отец Богов Олимпийцев.
Миф о рождении Зевса кратко описывает обстоятельства, из-за которых титан Кронос, свергнувший своего отца, очень беспокоился о сохранении собственной власти. Поэтому он повелел жене своей Рее отдавать ему каждого родившегося ребенка, которого проглатывал. Однако титаны и дети их бессмертны. Малыши не умирали, а были отрезаны от всего мира в животе у Кроноса. Такая участь постигла пятерых детей Реи (Аида, Посейдона, Деметру, Геру, Гестию). Она не хотела наблюдать за заточением своих детей и по назиданию Урана и Геи, сбежала на остров Крит, где и родила Зевса. По возвращении Рея подала Кроносу камень, предварительно завернув его в пеленки. Титан проглотил его, не подозревая о подлоге. Так маленький Зевс оказался в пещере на острове, который греки в мифах и легендах описывали, как “край света”.
Один из мифов о Зевсе описывает жизнь олимпийца на острове Крит до наступления зрелого возраста. Он рос в обществе нимф Адрастеи и Идеи, которые кормили его молоком козы Амалфеи и медом пчел. Если же малыш заливался плачем, куреты (жители острова) наносили удары по щитам около входа. Так Кронос не мог расслышать голос своего сына. Миф о Зевсе кратко описывает этап взросления Громовержца. Проходя обучение, набираясь мудрости и силы, становясь мужчиной, Зевс постепенно сформировал главную цель своей жизни: стать единственным правителем мира и свергнуть Кроноса.
Сын Кроноса отдавал себе отчет, что один не справится с Титанами. Поэтому он стал искать соратников. Для начала он незаметно подлил яд в кубок с нектаром, выпив который Кронос исторгнул камень (который заменял в пеленках дитя), а затем и пятерых братьев и сестер Зевса. Вместе они начали борьбу с титанами. Некоторые из них сражались на стороне Зевса: Океан и его дочь Стикс. Предусмотрительный Громовержец заручился поддержкой циклопов-великанов, они выковали ему гром и молнии, ударами которых он сокрушал титанов.
Ужасной и беспощадной была война титанов с олимпийцами. Первая битва Громовержца с Кроносом, как указывается в мифе о Зевсе, произошла на равнинах Фессалии. Обладая мощнейшим оружием и великолепными воинами, Зевс вступил в бой с Кроносом. Тысячи молний обрушились на армию титанов. Призвал Зевс на помощь сторуких и пятидесятиглавых великанов – гекатонхейров, к которым пообещал относиться с уважением. Вышли дети Геи из недр и начали бросать в титанов вершины гор и огромные глыбы – скалы. Небо и Земля содрогались от грома и молний. Сражение переросло в апокалипсис, отголоски которого сотрясали Тартар. Титаны дрогнули, но праздновать победу Зевсу было еще рано. Громовержец сковал их и отправил в полный вечного мрака Тартар. А у врат на стражу поставил гекатонхейров. Правление титанов закончилось. Гея, разозлившись на Громовержца за обман ее детей (великанов-циклопов, и гекатонхейров, которых Зевс оставил в недрах земли), выпустила из Тартара самое ужасное чудовище.
Древний миф о Зевсе подробно описывает чудовище, с которым сражался сын Кроноса – Тифона. Он был такой величины, что сто голов его упирались в небо, а раскинутые в стороны руки доставали до края горизонта. Из каждой змеиной пасти летели раскаленные камни, а глаза извергали адский огонь. В ужасном реве одновременно слышались крики человека, быка и льва, вой собак и резкий свист, отдающийся эхом. Исполин обладал человеческим туловищем и ногами – змеями с невероятной силой. Тело его покрывали перья.
Зевс бесстрашно начал бой с Тифоном. Отзвуки борьбы приводили в трепет обитателей Тартара. Хитростью Тифон лишил Зевса сухожилий ног, отняв тем самым способность передвигаться. Громовержец был брошен в пещеру, а сухожилия спрятаны. Но самый хитрый и предприимчивый из богов, сын Зевса Гермес сумел добыть их и вернуть отцу. Битва возобновилась с новой силой. От приближения Тифона закипали моря. Молниями и громом Зевс выжигал его головы. В огне горели и воздух и тучи. Рухнул Тифон с испепеленными головами на землю, и плавилось все вокруг него от жара. Зевс низверг поверженного соперника назад в Тартар. Но и там не успокоился исполин, вызывая бури и извержения вулканов. Имя Тифона стало прототипом для названия такого катаклизма как тайфун.
После победы над Тифоном Зевс обрел абсолютную власть над миром. Миф о Зевсе (5 класс) описывает ситуацию, в которой через некоторое время у него появляется грозный враг.
Боги, как и люди, не лишены определенной доли авантюризма. Громовержец мог принять облик орла, быка или лебедя ради того, чтобы обратить на себя внимание смертных женщин. Зевс пылко влюбился в юную богиню Метис (Мудрость) и взял ее в жены. Но тут колесо Фортуны в обратную сторону и счастье любящих богов было омрачено предсказанием: Зевса лишит власти ребенок, которого родит богиня Метис. Пророчество о свержении Громовержца собственным сыном не давало ему покоя. Поклявшись, что история с его отцом больше не повторится, Зевс проглатывает Метис. Став пленницей Громовержца, богиня отдала ему часть своих способностей: мудрость, хитрость, знания. Так, в очередной раз жажда власти победила любовь.
Новой женой Громовержца стала могущественная богиня Олимпа Гера, чей ревнивый характер сыграл с новоиспеченным мужем злую шутку. Любвеобильность Бога описывается в разных мифах о Зевсе. В конце концов, чаша терпения Геры была переполнена. Ее не устраивали подобные унижения перед другими Богами. Гера становится зачинщицей заговора против Зевса. Ее слова о том, что Громовержец ни чем не лучше кого-либо из богов, а равен им воодушевили олимпийцев и они заковали Зевса, пока тот спал. Этот заговор был самым невообразимым конфликтом, в котором можно было потерять и власть и возможность оставаться под солнцем.
Выручили Громовержца гекатонхейры. Они, узнав о происходящем, поспешили на помощь Зевсу. Гиганты разбили цепи, которыми он был скован, после чего боги Олимпа, опасаясь гнева владыки, разбежались.
Оправившись от потрясения, Зевс принялся наказывать зачинщиков переворота. Гера была подвешена на золотых цепях между небом и землей. А Аполлон и Посейдон в наказание возводили стены Трои.
Миф о Зевсе, особенно на островах Крит, Сицилии немного видоизменен, с целью привлечения туристов. Можно услышать разные интерпретации от экскурсоводов. Миф о рождении Зевса в 5 классе изучается в кратком изложении, он составлен по источникам древнегреческих сказителей (Гесиода, Гомера, Овдия). Многие факты из легенд и мифов находят подтверждение в археологических исследованиях. Считается, что власть Зевса закончилась с приходом новой религии – христианства и единственного Бога, Иисуса. Однозначно сказать, как ушел в небытие столь могущественный персонаж сегодня не может никто. Установить истину не представляется возможным и потому, что мифы и легенды о Зевсе записаны только некоторыми сказителями, а Библию и Новый завет переписывали и пересматривали неоднократно, прежде, чем размножить их самым большим тиражом на планете Земля.
Исследователи заметили, что между мифами о Зевсе и Ветхим Заветом существует довольно много совпадений. Эта загадка остается неразгаданной и сейчас.
www.syl.ru
Илиада | Мифы Древней Греции | 4349 |
Гера и Афина у Афродиты | Аргонавты | 429 |
Ясон у Эета | Аргонавты | 193 |
Аргонавты обращаются за помощью к Медее | Аргонавты | 76 |
Ясон исполняет поручение Эета | Аргонавты | 84 |
Медея помогает Ясону похитить золотое руно | Аргонавты | 84 |
Возвращение Аргонавтов | Аргонавты | 63 |
Ясон и Медея в Иолке. Смерть Пелия | Аргонавты | 63 |
Ясон и Медея в Коринфе. Смерть Ясона | Аргонавты | 74 |
Аргонавты на Лемносе | Аргонавты | 48 |
Аргонавты на полуострове Кизике | Аргонавты | 57 |
Аргонавты в Мизии | Аргонавты | 50 |
Аргонавты в Вифинии | Аргонавты | 47 |
Аргонавты у Финея | Аргонавты | 50 |
Симплегады | Аргонавты | 50 |
Остров Аретиада и прибытие в Колхиду | Аргонавты | 47 |
Полифем, Акид и Галатея | Сказания о героях | 71 |
Диоскуры – Кастор и Полидевк | Сказания о героях | 50 |
Атрей и Фиест | Сказания о героях | 49 |
Эсак и Гесперия | Сказания о героях | 51 |
Фрикс и Гелла | Аргонавты | 73 |
Рождение и воспитание Ясона | Аргонавты | 81 |
Ясон в Иолке | Аргонавты | 51 |
Ясон собирает спутников и готовится к походу в Колхиду | Аргонавты | 53 |
Путешествие Тесея на Крит | Сказания о героях | 331 |
Тесей и Амазонки | Сказания о героях | 97 |
Тесей и Пейрифой | Сказания о героях | 57 |
Похищение Елены. Тесей и Пейрифой решают похитить Персифону. Смерть Тесея | Сказания о героях | 316 |
Мелеагр | Сказания о героях | 65 |
Кипарис | Сказания о героях | 495 |
Орфей в подземном царстве | Сказания о героях | 1303 |
Смерть Орфея | Сказания о героях | 219 |
Гиацинт | Сказания о героях | 101 |
Персей | Сказания о героях | 93 |
Кефал и Прокрида | Сказания о героях | 51 |
Прокна и Филомела | Сказания о героях | 50 |
Борей и Орифия | Сказания о героях | 53 |
Дедал и Икар | Сказания о героях | 143 |
Рождение и воспитание Тесея | Сказания о героях | 58 |
Подвигы Тесея на пути в Афины | Сказания о героях | 60 |
Тесей в Афинах | Сказания о героях | 62 |
Кербер (Одиннадцатый подвиг) | Сказания о героях | 307 |
Яблоки Гесперид (Двенадцатый подвиг) | Сказания о героях | 488 |
Геракл и Эврит | Сказания о героях | 106 |
Геракл и Деянира | Сказания о героях | 75 |
Геракл у Омфалы | Сказания о героях | 75 |
Геракл берет Трою | Сказания о героях | 85 |
Геракл сражается с богами против гигантов | Сказания о героях | 88 |
Смерть Геракла и принятие его в сонм олимпийских богов | Сказания о героях | 81 |
Гераклиды | Сказания о героях | 76 |
Кекроп, Эрихтоний и Эрехтей | Сказания о героях | 48 |
Лернейская гидра (Второй подвиг) | Сказания о героях | 370 |
Стимфалийские птицы (Третий подвиг) | Сказания о героях | 799 |
Керинейская лань (Четвертый подвиг) | Сказания о героях | 307 |
Эриманфский кабан и битва с кентаврами (Пятый подвиг) | Сказания о героях | 315 |
Критский бык (Седьмой подвиг) | Сказания о героях | 534 |
Кони Диомеда (Восьмой подвиг) | Сказания о героях | 327 |
Геракл у Адмета | Сказания о героях | 149 |
Пояс Ипполиты (Девятый подвиг) | Сказания о героях | 470 |
Геракл спасает Гесиону, дочь Лаомедонта | Сказания о героях | 123 |
Коровы Гериона (Десятый подвиг) | Сказания о героях | 147 |
Пелопс | Сказания о героях | 61 |
Европа | Сказания о героях | 96 |
Кадм | Сказания о героях | 73 |
Зет и Амфион | Сказания о героях | 81 |
Ниоба | Сказания о героях | 81 |
Рождение и воспитание Геракла | Сказания о героях | 1259 |
Геракл в Фивах | Сказания о героях | 416 |
Геракл на службе у Эврисфея | Сказания о героях | 143 |
Немейский лев (Первый подвиг) | Сказания о героях | 1237 |
Персей спасает Андромеду | Сказания о героях | 122 |
Свадьба Персея | Сказания о героях | 100 |
Возвращение Персея на Сериф | Сказания о героях | 74 |
Персей в Аргосе | Сказания о героях | 96 |
Сизиф | Сказания о героях | 138 |
Беллерофонт | Сказания о героях | 84 |
Тантал | Сказания о героях | 131 |
Скотный двор царя Авгия (Шестой подвиг) | Сказания о героях | 610 |
Девкалион и Пирра (потоп) | Сказания о героях | 114 |
Прометей | Сказания о героях | 1498 |
Пандора | Сказания о героях | 2715 |
Эак | Сказания о героях | 176 |
Данаиды | Сказания о героях | 89 |
Рождение Персея | Сказания о героях | 206 |
Персей убивает Горгону медузу | Сказания о героях | 1017 |
Персей и Атлас | Сказания о героях | 187 |
Дионис и его свита | Сказания о богах | 106 |
Ликург | Сказания о богах | 108 |
Дочери Миния | Сказания о богах | 108 |
Тирренские морские разбойники | Сказания о богах | 99 |
Икарий | Сказания о богах | 110 |
Мидас | Сказания о богах | 435 |
Пан | Сказания о богах | 159 |
Пан и Сиринга | Сказания о богах | 126 |
Состязание Пана с Аполлоном | Сказания о богах | 339 |
Пять веков | Сказания о героях | 561 |
Эрот | Сказания о богах | 518 |
Гименей | Сказания о богах | 166 |
Гефест | Сказания о богах | 648 |
Похищение Персефоны Аидом | Сказания о богах | 461 |
Триптолем | Сказания о богах | 102 |
Эрисихтон | Сказания о богах | 101 |
Ночь, луна, заря и солнце | Сказания о богах | 3355 |
Фаэтон | Сказания о богах | 206 |
Рождение и воспитание Диониса | Сказания о богах | 342 |
Арахна | Сказания о богах | 490 |
Гермес | Сказания о богах | 1395 |
Гермес похищает коров Аполлона | Сказания о богах | 344 |
Арес | Сказания о богах | 509 |
Афродита | Сказания о богах | 1169 |
Пигмалион | Сказания о богах | 231 |
Нарцисс | Сказания о богах | 1649 |
Адонис | Сказания о богах | 237 |
Дафна | Сказания о богах | 265 |
Аполлон у Адмета | Сказания о богах | 195 |
Аполлон и музы | Сказания о богах | 884 |
Сыновья Алоэя | Сказания о богах | 158 |
Марсий | Сказания о богах | 138 |
Асклепий (Эскулап) | Сказания о богах | 127 |
Артемида | Сказания о богах | 1118 |
Актеон | Сказания о богах | 208 |
Рождение Афины | Сказания о богах | 2433 |
Зевс свергает Крона. Борьба олимпийцев с титанами | Сказания о богах | 1982 |
Борьба Зевса с Тифоном | Сказания о богах | 1158 |
Олимп | Сказания о богах | 4301 |
Посейдон и божества моря | Сказания о богах | 1019 |
Царство мрачного Аида (Плутона) | Сказания о богах | 714 |
Гера | Сказания о богах | 1845 |
Ио | Сказания о богах | 964 |
Рождение Аполлона | Сказания о богах | 505 |
Борьба Аполлона с Пифоном и основание Дельфийского оракула | Сказания о богах | 192 |
Происхождение мира и богов | Сказания о богах | 2533 |
Рождение Зевса | Сказания о богах | 10479 |
Одиссея | Мифы Древней Греции | 2586 |
www.hobobo.ru
Проект по Литературе На тему: Мифы Древней Греции Проект Подготовила: Ученица 5 «К» класса Щербина Яна С чего все начиналось? Как возник, как устроен мир? Как появился на Земле человек? Почему его жизнь так коротка, а поступки то добры, то жестоки, то умны, то глупы? Отчего бывают губительные засухи, набеги саранчи, мор скота? А главное, что делать, дабы повлиять на окружающий мир? Например, вызвать дождь, спасти Солнце в минуту солнечного затмения, прекратить бурю или чуму, сокрушить непобедимого врага. Такие вопросы волновали людей с древности. Многобожие В поисках ответа люди приходили к мысли: всё зависит от сверхъестественных сил, от воли сверхъестественных существ. Таких, как духи, добрые и злые, боги. Не сразу возникла вера, что Бог – один. Тысячелетиями думали, что богов множество. Молились им, приносили жертвы, строили храмы. Верования во многих богов назвали греческим словом «политеизм» (многобожие). Истории о жизни и деяниях богов назвали греческим словом «мифы» (сказания, предания).
uchitelya.com
Николай Кун
Легенды и мифы Древней Греции
Часть первая.
Боги и герои
Мифы о богах и их борьбе с гигантами и титанами изложены в основном по поэме Гесиода «Теогония» (Происхождение богов). Некоторые сказания заимствованы также из поэм Гомера «Илиада» и «Одиссея» и поэмы римского поэта Овидия «Метаморфозы» (Превращения).
Вначале существовал лишь вечный, безграничный, темный Хаос. В нем заключался источник жизни мира. Все возникло из безграничного Хаоса – весь мир и бессмертные боги. Из Хаоса произошла и богиня Земля – Гея. Широко раскинулась она, могучая, дающая жизнь всему, что живет и растет на ней. Далеко же под Землей, так далеко, как далеко от нас необъятное, светлое небо, в неизмеримой глубине родился мрачный Тартар – ужасная бездна, полная вечной тьмы. Из Хаоса, источника жизни, родилась и могучая сила, все оживляющая Любовь – Эрос. Начал создаваться мир. Безграничный Хаос породил Вечный Мрак – Эреб и темную Ночь – Нюкту. А от Ночи и Мрака произошли вечный Свет – Эфир и радостный светлый День – Гемера. Свет разлился по миру, и стали сменять друг друга ночь и день.
Могучая, благодатная Земля породила беспредельное голубое Небо – Урана, и раскинулось Небо над Землей. Гордо поднялись к нему высокие Горы, рожденные Землей, и широко разлилось вечно шумящее Море.
Матерью-Землей рождены Небо, Горы и Море, и нет у них отца.
Уран – Небо – воцарился в мире. Он взял себе в жены благодатную Землю. Шесть сыновей и шесть дочерей – могучих, грозных титанов – было у Урана и Геи. Их сын, титан Океан, обтекающий, подобно безбрежной реке, всю землю, и богиня Фетида породили на свет все реки, которые катят свои волны к морю, и морских богинь – океанид. Титан же Гипперион и Тейя дали миру детей: Солнце – Гелиоса, Луну – Селену и румяную Зарю – розоперстую Эос (Аврора). От Астрея и Эос произошли все звезды, которые горят на темном ночном небе, и все ветры: бурный северный ветер Борей, восточный Эвр, влажный южный Нот и западный ласковый ветер Зефир, несущий обильные дождем тучи.
Кроме титанов, породила могучая Земля трех великанов – циклопов с одним глазом во лбу – и трех громадных, как горы, пятидесятиголовых великанов – сторуких (гекатонхейров), названных так потому, что сто рук было у каждого из них. Против их ужасной силы ничто не может устоять, их стихийная сила не знает предела.
Возненавидел Уран своих детей-великанов, в недра богини Земли заключил он их в глубоком мраке и не позволил им выходить на свет. Страдала мать их Земля. Ее давило это страшное бремя, заключенное в ее недрах. Вызвала она детей своих, титанов, и убеждала их восстать против отца Урана, но они боялись поднять руки на отца. Только младший из них, коварный Крон [1], хитростью низверг своего отца и отнял у него власть.
Богиня Ночь родила в наказание Крону целый сонм ужасных веществ: Таната – смерть, Эриду – раздор, Апату – обман, Кер – уничтожение, Гипнос – сон с роем мрачных, тяжелых видений, не знающую пощады Немесиду – отмщение за преступления – и много других. Ужас, раздоры, обман, борьбу и несчастье внесли эти боги в мир, где воцарился на троне своего отца Крон.
Боги
Картина жизни богов на Олимпе дана по произведениям Гомера – «Илиаде» и «Одиссее», прославляющим родоплеменную аристократию и возглавляющих ее басилевсов как лучших людей, стоящих много выше остальной массы населения. Боги Олимпа отличаются от аристократов и басилевсов лишь тем, что они бессмертны, могущественны и могут творить чудеса.
Зевс [2]
Рождение Зевса
Крон не был уверен, что власть навсегда останется в его руках. Он боялся, что и против него восстанут дети и обретут его на ту же участь, на какую обрек он своего отца Урана. Он боялся своих детей. И повелел Крон жене своей Рее приносить ему рождавшихся детей и безжалостно проглатывал их. В ужас приходила Рея, видя судьбу детей своих. Уже пятерых проглотил Крон: Гестию [3], Деметру [4], Геру, Аида (Гадеса) и Посейдона [5].
Рея не хотела потерять и последнего своего ребенка. По совету своих родителей, Урана-Неба и Геи-Земли, удалилась она на остров Крит, а там, в глубокой пещере, родился у нее младший сын Зевс. В этой пещере Рея скрыла своего сына от жестокого отца, а ему дала проглотить вместо сына длинный камень, завернутый в пеленки. Крон не подозревал, что он был обманут своей женой.
А Зевс тем временем рос на Крите. Нимфы Адрастея и Идея лелеяли маленького Зевса, они вскормили его молоком божественной козы Амалфеи. Пчелы носили мед маленькому Зевсу со склонов высокой горы Дикты. У входа же в пещеру юные куреты [6] ударяли в щиты мечами всякий раз, когда маленький Зевс плакал, чтобы не услыхал его плача Крон и не постигла бы Зевса участь его братьев и сестер.
Зевс свергает Крона.
Борьба богов-олимпийцев с титанами
Вырос и возмужал прекрасный и могучий бог Зевс. Он восстал против своего отца и заставил его вернуть опять на свет поглощенных им детей. Одного за другим изверг из уст Крон своих детей-богов, прекрасных и светлых. Они начали борьбу с Кроном и титанами за власть над миром.
Ужасна и упорна была эта борьба. Дети Крона утвердились на высоком Олимпе. На их сторону стали и некоторые из титанов, а первыми – титан Океан и дочь его Стикс и детьми Рвением, Мощью и Победой. Опасна была эта борьба для богов-олимпийцев. Могучи и грозны были их противники титаны. Но Зевсу на помощь пришли циклопы. Они выковали ему громы и молнии, их метал Зевс в титанов. Борьба длилась уже десять лет, но победа не склонялась ни на ту, ни на другую сторону. Наконец, решился Зевс освободить из недр земли сторуких великанов-гекатонхейров; он их призвал на помощь. Ужасные, громадные, как горы, вышли они из недр земли и ринулись в бой. Они отрывали от гор целые скалы и бросали их в титанов. Сотнями летели скалы навстречу титанам, когда они подступили к Олимпу. Стонала земля, грохот наполнил воздух, все кругом колебалось. Даже Тартар содрогался от этой борьбы.
Зевс метал одну за другой пламенные молнии и оглушительно рокочущие громы. Огонь охватил всю землю, моря кипели, дым и смрад заволокли все густой пеленой.
Наконец, могучие титаны дрогнули. Их сила была сломлена, они были побеждены. Олимпийцы сковали их и низвергли в мрачный Тартар, в вековечную тьму. У медных несокрушимых врат Тартара на стражу стали сторукие гекатонхейры, и стерегут они, чтобы не вырвались опять на свободу из Тартара могучие титаны. Власть титанов в мире миновала.
Борьба Зевса с Тифоном
Но не окончилась этим борьба. Гея-Земля разгневалась на олимпийца Зевса за то, что он так сурово поступил с ее побежденными детьми-титанами. Она вступила в брак с мрачным Тартаром и произвела на свет ужасное стоголовое чудовище Тифона. Громадный, с сотней драконовых голов, поднялся Тифон из недр земли. Диким воем всколебал он воздух. Лай собак, человеческие голоса, рев разъяренного быка, рыканье льва слышались в этом вое. Бурное пламя клубилось вокруг Тифона, и земля колебалась под его тяжкими шагами. Боги содрогнулись от ужаса Но смело ринулся на него Зевс-громовержец, и загорелся бой. Опять засверкали молнии в руках Зевса, раздались раскаты грома. Земля и небесный свод потряслись до основания. Ярким пламенем вспыхнула опять земля, как и во время борьбы с титанами. Моря кипели от одного приближения Тифона. Сотнями сыпались огненные стрелы-молнии громовержца Зевса; казалось, что от их огня горит самый воздух и горят темные грозовые тучи. Зевс испепелил Тифону все его сто голов. Рухнул Тифон на землю; от тела его исходил такой жар, что плавилось все кругом. Зевс поднял тело Тифона и низверг в мрачный Тартар, породивший его. Но и в Тартаре грозит еще Тифон богам и всему живому. Он вызывает бури и извержения; он породил с Ехидной, полуженщиной-полузмеей, ужасного двуглавого пса Орфа, адского пса Кербера, лернейскую гидру и Химеру; часто колеблет Тифон землю.
Победили боги-олимпийцы своих врагов. Никто больше не мог противиться их власти. Они могли теперь спокойно править миром. Самый могущественный из них, громовержец Зевс, взял себе небо, Посейдон – море, а Аид – подземное царство душ умерших. Земля же осталась в общем владении. Хотя и поделили сыновья Крона между собой власть над миром, но все же над всеми ними царит повелитель неба Зевс; он правит людьми и богами, он ведает всем в мире.
Олимп
Высоко на светлом Олимпе царит Зевс, окруженный сонмом богов. Здесь и супруга его Гера, и златокудрый Аполлон с сестрой своей Артемидой, и златая Афродита, и могучая дочь Зевса Афина [7], и много других богов. Три прекрасные Оры охраняют вход на высокий Олимп и подымают закрывающее врата густое облако, когда боги нисходят на землю или возносятся в светлые чертоги Зевса. Высоко над Олимпом широко раскинулось голубое, бездонное небо, и льется с него золотой свет. Ни дождя, ни снега не бывает в царстве Зевса; вечно там светлое, радостное лето. А ниже клубятся облака, порой закрывают они далекую землю. Там, на земле, весну и лето сменяют осень и зима, радость и веселье сменяются несчастьем и горем. Правда, и боги знают печали, но они скоро проходят, и снова водворяется радость на Олимпе.
Пируют боги в своих золотых чертогах, построенных сыном Зевса Гефестом [8]. Царь Зевс сидит на высоком золотом троне. Величием и гордо-спокойным сознанием власти и могущества дышит мужественное, божественно прекрасное лицо Зевса. У трона его – богиня мира Эйрена и постоянная спутница Зевса крылатая богиня победы Никэ. Вот входит прекрасная, величественная богиня Гера, жена Зевса. Зевс чтит свою жену: почетом окружают Геру, покровительницу брака, все боги Олимпа. Когда, блистая своей красотой, в пышном наряде, великая Гера входит в пиршественный зал, все боги встают и склоняются перед женой громовержца Зевса. А она, гордая своим могуществом, идет к золотому трону и садится рядом с царем богов и людей – Зевсом. Около трона Геры стоит ее посланница, богиня радуги, легкокрылая Ирида, всегда готовая быстро нестись на радужных крыльях исполнять повеления Геры в самые дальние края земли.
Пируют боги. Дочь Зевса, юная Геба, и сын царя Трои, Ганимед, любимец Зевса, получивший от него бессмертие, подносят им амврозию и нектар – пищу и напиток богов. Прекрасные хариты [9] и музы услаждают их пением и танцами. Взявшись за руки, водят они хороводы, а боги любуются их легкими движениями и дивной, вечно юной красотой. Веселее становится пир олимпийцев. На этих пирах решают боги все дела, на них определяют они судьбу мира и людей.
С Олимпа рассылает людям Зевс свои дары и утверждает на земле порядок и законы. В руках Зевса судьба людей; счастье и несчастье, добро и зло, жизнь и смерть – все в его руках. Два больших сосуда стоят у врат дворца Зевса. В одном сосуде дары добра, в другом – зла. Зевс черпает в них добро и зло и посылает людям. Горе тому человеку, которому громовержец черпает дары только из сосуда со злом. Горе и тому, кто нарушает установленный Зевсом порядок на земле и не соблюдает его законов. Грозно сдвинет сын Крона свои густые брови, черные тучи заволокут тогда небо. Разгневается великий Зевс, и страшно подымутся волосы на голове его, глаза загорятся нестерпимым блеском; взмахнет он своей десницей – удары грома раскатятся по всему небу, сверкнет пламенная молния, и сотрясется высокий Олимп.
Не один Зевс хранит законы. У его трона стоит хранящая законы богиня Фемида. Она созывает, по повелению громовержца, собрания богов на светлом Олимпе народные собрания на земле, наблюдая, чтобы не нарушился порядок и закон. На Олимпе и дочь Зевса, богиня Дикэ, наблюдающая за правосудием. Строго карает Зевс неправедных судей, когда Дикэ доносит ему, что не соблюдают они законов, данных Зевсом. Богиня Дикэ – защитница правды и враг обмана.
Зевс хранит порядок и правду в мире и посылает людям счастье и горе. Но хотя посылает людям счастье и несчастье Зевс, все же судьбу людей определяют неумолимые богини судьбы – мойры [10], живущие на светлом Олимпе. Судьба самого Зевса в их руках. Властвует рок над смертными и над богами. Никому не уйти от велений неумолимого рока. Нет такой силы, такой власти, которая могла бы изменить хоть что-нибудь в том, что предназначено богам и смертным. Лишь смиренно склониться можно перед роком и подчиниться ему. Одни мойры знают веления рока. Мойра Клото прядет жизненную нить человека, определяя срок его жизни. Оборвется нить, и кончится жизнь. Мойра Лахесис вынимает, не глядя, жребий, который выпадает человеку в жизни. Никто не в силах изменить определенной мойрами судьбы, так как третья мойра, Атропос, все, что назначили в жизни человеку ее сестры, заносит в длинный свиток, а что занесено в свиток судьбы, то неизбежно. Неумолимы великие, суровые мойры.
Есть и еще на Олимпе богиня судьбы – это богиня Тюхэ [11], богиня счастья а благоденствия. Из рога изобилия, рога божественной козы Амалфеи, молоком которой был вскормлен сам Зевс, сошлет она дары людям, и счастлив тот человек, который встретит на своем жизненном пути богиню счастья Тюхэ; но как редко это бывает, и как несчастлив тот человек, от которого отвернется богиня Тюхэ, только что дававшая ему свои дары!
Так царит окруженный сонмом светлых богов на Олимпе великий царь людей и богов Зевс, охраняя порядок и правду во всем мире.
Посейдон и божества моря
Глубоко в пучине моря стоит чудесный дворец великого брата громовержца Зевса, колебателя земли Посейдона. Властвует над морями Посейдон, и волны моря послушны малейшему движению его руки, вооруженной грозным трезубцем. Там, в глубине моря, живет с Посейдоном и его прекрасная супруга Амфитрита, дочь морского вещего старца Нерея, которую похитил великий властитель морской глубины Посейдон у ее отца. Он увидал однажды, как водила она хоровод со своими сестрами-нереидами на берегу острова Наксоса. Пленился бог моря прекрасной Амфитритой и хотел увезти ее на своей колеснице. Но Амфитрита укрылась у титана Атласа, который держит на своих могучих плечах небесный свод. Долго не мог Посейдон найти прекрасную дочь Нерея. Наконец открыл ему ее убежище дельфин; за эту услугу Посейдон поместил дельфина в число небесных созвездий. Посейдон похитил у Атласа прекрасную дочь Нерея и женился на ней.
С тех пор живет Амфитрита с мужем своим Посейдоном в подводном дворце. Высоко над дворцом шумят морские волны. Сонм морских божеств окружает Посейдона, послушный его воле. Среди них сын Посейдона Тритон, громовым звуком своей трубы из раковины вызывающий грозные бури. Среди божеств – и прекрасные сестры Амфитриты, нереиды. Посейдон властвует над морем. Когда он на своей колеснице, запряженной дивными конями, мчится по морю, тогда расступаются вечно шумящие волны и дают дорогу повелителю Посейдону. Равный красотой самому Зевсу, быстро несется он по безбрежному морю, а вокруг него играют дельфины, рыбы выплывают из морской глубины и теснятся вокруг его колесницы. Когда же взмахнет Посейдон своим грозным трезубцем, тогда, словно горы, вздымаются морские волны, покрытые белыми гребнями пены, и бушует на море свирепая буря. Бьются тогда с шумом морские валы о прибрежные скалы и колеблют землю. Но простирает Посейдон свой трезубец над волнами, и они успокаиваются. Стихает буря, снова спокойно море, ровно, как зеркало, и чуть слышно плещется у берега – синее, беспредельное.
Много божеств окружает великого брата Зевса, Посейдона; среди них вещий морской старец, Нерей, ведающий все сокровенные тайны будущего. Нерею чужды ложь и обман; только правду открывает он богам и смертным. Мудры советы, которые дает вещий старец. Пятьдесят прекрасных дочерей у Нерея. Весело плещутся юные нереиды в волнах моря, сверкая среди них своей божественной красотой. Взявшись за руки, вереницей выплывают они из морской пучины и водят хоровод на берегу под ласковый плеск тихо набегающих на берег волн спокойного моря. Эхо прибрежных скал повторяет тогда звуки их нежного пения, подобного тихому рокоту моря. Нереиды покровительствуют мореходу и дают ему счастливое плавание.
Среди божеств моря – и старец Протей, меняющий, подобно морю, свой образ и превращающийся, по желанию, в различных животных и чудовищ. Он тоже вещий бог, нужно только уметь застигнуть его неожиданно, овладеть им и заставить его открыть тайну будущего. Среди спутников колебателя земли Посейдона и бог Главк, покровитель моряков и рыбаков, и он обладает даром прорицания. Часто, всплывая из глубины моря, открывал он будущее и давал мудрые советы смертным. Могучи боги моря, велика их власть, но властвует над всеми ними великий брат Зевса Посейдон.
Все моря и все земли обтекает седой Океан [12] – бог-титан, равный самому Зевсу по почету и славе. Он живет далеко на границах мира, и не тревожат его сердце дела земли. Три тысячи сыновей – речных богов и три тысячи дочерей – океанид, богинь ручьев и источников, у Океана. Сыновья и дочери великого бога Океана дают благоденствие и радость смертным своей вечнокатящейся живящей водой, они поят ею всю землю и все живое.
Царство мрачного Аида (Плутона) [13]
Глубоко под землей царит неумолимый, мрачный брат Зевса, Аид. Полно мрака и ужасов его царство. Никогда не проникают туда радостные лучи яркого солнца. Бездонные пропасти ведут с поверхности земли в печальное царство Аида. Мрачные реки текут в нем. Там протекает все леденящая священная река Стикс, водами которой клянутся сами боги.
Катят там свои волны Коцит и Ахеронт; души умерших оглашают своим стенанием, полным печали, их мрачные берега. В подземном царстве струятся и дающие забвение всего земного воды источника Леты [14]. По мрачным полям царства Аида, заросшим бледными цветами асфодела [15], носятся бесплотные легкие тени умерших. Они сетуют на свою безрадостную жизнь без света и без желаний. Тихо раздаются их стоны, едва уловимые, подобные шелесту увядших листьев, гонимых осенним ветром. Нет никому возврата из этого царства печали. Трехглавый адский пес Кербер [16], на шее которого движутся с грозным шипением змеи, сторожит выход. Суровый, старый Харон, перевозчик душ умерших, не повезет через мрачные воды Ахеронта ни одну душу обратно, туда, где светит ярко солнце жизни. На вечное безрадостное существование обречены души умерших в мрачном царстве Аида.
В этом-то царстве, до которого не доходят ни свет, ни радость, ни печали земной жизни, правит брат Зевса, Аид. Он сидит на золотом троне со своей женой Персефоной. Ему служат неумолимые богини мщения Эринии. Грозные, с бичами и змеями преследуют они преступника; не дают ему ни минуты покоя и терзают его угрызениями совести; нигде нельзя скрыться от них, всюду находят они свою жертву. У трона Аида сидят судьи царства умерших – Минос и Радамант. Здесь же, у трона, бог смерти Танат с мечом в руках, в черном плаще, с громадными черными крыльями. Могильным холодом веют эти крылья, когда прилетает Танат к ложу умирающего, чтобы срезать своим мечом прядь волос с его головы и исторгнуть душу. Рядом с Танатом и мрачные Керы. На крыльях своих носятся они, неистовые, по полю битвы. Керы ликуют, видя, как один за другим падают сраженные герои; своими кроваво-красными губами припадают они к ранам, жадно пьют горячую кровь сраженных и вырывают из тела их души.
Здесь же, у трона Аида, и прекрасный, юный бог сна Гипнос. Он неслышно носится на своих крыльях над землей с головками мака в руках и льет из рога снотворный напиток. Нежно касается он своим чудесным жезлом глаз людей, тихо смыкает веки и погружает смертных в сладкий сон. Могуч бог Гипнос, не могут противиться ему ни смертные, ни боги, ни даже сам громовержец Зевс: и ему Гипнос смыкает грозные очи и погружает его в глубокий сон.
Носятся в мрачном царстве Аида и боги сновидений. Есть среди них боги, дающие вещие и радостные сновидения, но есть боги и страшных, гнетущих сновидений, пугающих и мучащих людей. Есть боги и лживых снов, они вводят человека в заблуждение и часто ведут его к гибели.
Царство неумолимого Аида полно мрака и ужасов. Там бродит во тьме ужасное привидение Эмпуса с ослиными ногами; оно, заманив в ночной тьме хитростью людей в уединенное место, выпивает всю кровь и пожирает их еще трепещущие тела. Там бродит и чудовищная Ламия; она ночью пробирается в спальню счастливых матерей и крадет у них детей, чтобы напиться их крови. Над всеми привидениями и чудовищами властвует великая богиня Геката. Три тела и три головы у нее. Безлунной ночью блуждает она в глубокой тьме по дорогам и у могил со всей своей ужасной свитой, окруженная стигийскими собаками [17]. Она посылает ужасы и тяжкие сны на землю и губит людей. Гекату призывают как помощницу в колдовстве, но она же и единственная помощница против колдовства для тех, которые чтут ее и приносят ей на распутьях, где расходятся три дороги, в жертву собак.
Ужасно царство Аида, и ненавистно оно людям [18].
Гера [19]
Великая богиня Гера, жена эгидодержавного Зевса, покровительствует браку и охраняет святость и нерушимость брачных союзов. Она посылает супругам многочисленное потомство и благословляет мать во время рождения ребенка.
Великую богиню Геру, после того как ее и ее братьев и сестер изверг из своих уст побежденный Зевсом Кров, мать ее Рея отнесла на край земли к седому Океану; там воспитала Геру Фетида. Гера долго жила вдали от Олимпа, в тиши и покое. Великий громовержец Зевс увидал ее, полюбил и похитил у Фетиды. Боги пышно справили свадьбу Зевса и Геры. Ирида и хариты облекли Геру в роскошные одежды, и она сияла своей юной, величественной красотой среди сонма богов Олимпа, сидя на золотом троне рядом с великим царем богов и людей Зевсом. Все боги подносили дары повелительнице Гере, а богиня Земля-Гея вырастила из недр своих в дар Гере дивную яблоню с золотыми плодами. Все в природе славило царицу Геру и царя Зевса.
Гера царит на высоком Олимпе. Повелевает она, как и муж ее Зевс, громами и молниями, по слову ее покрывают темные дождевые тучи небо, мановением руки подымает она грозные бури.
Прекрасна великая Гера, волоокая, лилейнорукая, из-под венца ее ниспадают волной дивные кудри, властью и спокойным величием горят ее очи. Боги чтут Геру, чтит ее и муж, тучегонитель Зевс, и часто советуется с ней. Но нередки и ссоры между Зевсом и Герой. Часто возражает Гера Зевсу и спорит с ним на советах богов. Тогда гневается громовержец и грозит своей жене наказаниями. Умолкает тогда Гера и сдерживает гнев. Она помнит, как подверг ее Зевс бичеванию, как сковал золотыми цепями и повесил между землей и небом, привязав к ее ногам две тяжелый наковальни.
Могущественна Гера, нет богини, равной ей по власти. Величественная, в длинной роскошной одежде, сотканной самой Афиной, в колеснице, запряженной двумя бессмертными конями, съезжает она с Олимпа. Вся из серебра колесница, из чистого золота колеса, а спицы их сверкают медью. Благоухание разливается по земле там, где проезжает Гера. Все живое склоняется пред ней, великой царицей Олимпа.
Ио
Изложено по поэме Овидия «Метаморфозы».
Часто терпит обиды Гера от мужа своего Зевса. Так было, когда Зевс полюбил прекрасную Ио и, чтобы скрыть ее от жены своей Геры, превратил Ио в корову. Но этим громовержец не спас Ио. Гера увидела белоснежную корову Ио и потребовала у Зевса, чтобы он подарил ее ей. Зевс не мог отказать в этом Гере. Гера же, завладев Ио, отдала ее под охрану стоокому Аргусу [20]. Страдала несчастная Ио, никому не могла она поведать о своих страданиях; обращенная в корову, она была лишена дара речи. Не знающий сна Аргус стерег Ио, не могла она скрыться от него. Зевс видел ее страдания. Призвав своего сына Гермеса, он велел ему похитить Ио.
Быстро примчался Гермес на вершину той горы, где стерег стоокий страж Ио. Он усыпил своими речами Аргуса. Лишь только сомкнулись его сто очей, как выхватил Гермес свой изогнутый меч и одним ударом отрубил Аргусу голову. Ио была освобождена. Но и этим Зевс не спас Ио от гнева Геры. Она послала чудовищного овода. Своим жалом овод гнал из страны в страну обезумевшую от мучений несчастную страдалицу Ио. Нигде не находила она себе покоя. В бешеном беге неслась она все дальше и дальше, а овод летел за ней, поминутно вонзая в тело ее свое жало; жало овода жгло Ио, как раскаленное железо. Где только не пробегала Но, в каких только странах не побывала она! Наконец, после долгих скитаний, достигла она в стране скифов, на крайнем севере, скалы, к которой прикован был титан Прометей, Он предсказал несчастной, что только в Египте избавится она от своих мук. Помчалась дальше гонимая оводом Ио. Много мук перенесла она, много видела опасностей, прежде чем достигла Египта. Там, на берегах благодатного Нила, Зевс вернул ей ее прежний образ, и родился у нее сын Эпаф. Он был первым царем Египта и родоначальником великого поколения героев, к которому принадлежал и величайший герой Греции, Геракл.
Аполлон [21]
Рождение Аполлона
Бог света, златокудрый Аполлон, родился на острове Делос. Мать его Латона, гонимая гневом богини Геры, нигде не могла найти себе приюта. Преследуемая посланным Герой драконом Пифоном, она скиталась по всему свету и наконец укрылась на Делосе, носившемся в те времена по волнах бурного моря. Лишь только вступила Латона на Делос, как из морской пучины поднялись громадные столбы и остановили этот пустынный остров. Он стал незыблемо на том месте, где стоит и до сих пор. Кругом Делоса шумело море. Уныло подымались скалы Делоса, обнаженные без малейшей растительности. Лишь чайки морские находили приют на этих скалах и оглашали их своим печальным криком. Но вот родился бог света Аполлон, и всюду разлились потоки яркого света. Как золотом, залили они скалы Делоса. Все кругом зацвело, засверкало: и прибрежные скалы, и гора Кинт, и долина, и море. Громко славили родившегося бога собравшиеся на Делос богини, поднося ему амврозию и нектар. Вся природа вокруг ликовала вместе с богинями.
Борьба Аполлона с Пифоном и основание дельфийского оракула
Юный, светозарный Аполлон понесся по лазурному небу с кифарой [22] в руках, с серебряным луком за плечами; золотые стрелы громко звенели в его колчане. Гордый, ликующий, несся Аполлон высоко над землей, грозя всему злому, всему порожденному мраком. Он стремился туда, где жил грозный Пифон, преследовавший его мать Латону; он хотел отомстить ему за все зло, которое тот ей причинил.
Быстро достиг Аполлон мрачного ущелья, жилища Пифона. Кругом высились скалы, уходя высоко в небо. Мрак царил в ущелье. По дну его стремительно несся, седой от пены, горный поток, а над потоком клубились туманы. Выполз из своего логовища ужасный Пифон. Громадное тело его, покрытое чешуей, извивалось меж скал бесчисленными кольцами. Скалы и горы дрожали от тяжести его тела и сдвигались с места. Яростный Пифон все предавал опустошению, смерть распространял он кругом. В ужасе бежали нимфы и все живое. Поднялся Пифон, могучий, яростный, раскрыл свою ужасную пасть и уже готов был поглотить златокудрого Аполлона. Тогда раздался звон тетивы серебряного лука, как искра сверкнула в воздухе не знающая промаха золотая стрела, за ней другая, третья; стрелы дождем посыпались на Пифона, и он бездыханный упал на землю. Громко зазвучала торжествующая победная песнь (пэан) златокудрого Аполлона, победителя Пифона, и вторили ей золотые струны кифары бога. Аполлон зарыл в землю тело Пифона там, где стоят священные Дельфы, и основал в Дельфах святилище и оракул, чтобы прорицать в нем людям волю отца своего Зевса.
С высокого берега далеко в море Аполлон увидел корабль критских моряков. Под видом дельфина бросился он в синее море, настиг корабль и лучезарной звездой взлетел из морских волн на корму его. Аполлон привел корабль к пристани города Крисы [23] и через плодородную долину повел критских моряков, играя на золотой кифаре, в Дельфы. Он сделал их первыми жрецами своего святилища.
Дафна
Изложено по поэме Овидия «Метаморфозы».
Светлый, радостный бог Аполлон знает и печаль, и его постигло горе. Он познал горе вскоре после победы над Пифоном. Когда Аполлон, гордый своей победой, стоял над сраженным его стрелами чудовищем, он увидел около себя юного бога любви Эрота, натягивающего свой золотой лук. Смеясь, сказал ему Аполлон:
– На что тебе, дитя, такое грозное оружие? Предоставь-ка лучше мне посылать разящие золотые стрелы, которыми я сейчас убил Пифона. Тебе ль равняться славой со мной, стреловержцем? Уж не хочешь ли ты достигнуть большей славы, чем я?
Обиженный Эрот гордо ответил Аполлону:
– Стрелы твои, Феб-Аполлон, не знают промаха, всех разят они, но моя стрела поразит тебя.
Эрот взмахнул своими золотыми крыльями и в мгновение ока взлетел на высокий Парнас. Там вынул он из колчана две стрелы: одну – ранящую сердце и вызывающую любовь, ею пронзил он сердце Аполлона, другую – убивающую любовь, ее пустил он в сердце нимфы Дафны, дочери речного бога Пенея.
Встретил как-то прекрасную Дафну Аполлон и полюбил ее. Но лишь только Дафна увидела златокудрого Аполлона, как с быстротою ветра пустилась бежать, ведь стрела Эрота, убивающая любовь, пронзила ее сердце. Поспешил ей вслед сребролукий бог.
– Стой, прекрасная нимфа, – взывал Аполлон, – зачем бежишь ты от меня, словно овечка, преследуемая волком, Словно голубка, спасающаяся от орла, несешься ты! Ведь я же не враг твой! Смотри, ты поранила ноги об острые шипы терновника. О, погоди, остановись! Ведь я Аполлон, сын громовержца Зевса, а не простой смертный пастух,
Но все быстрее бежала прекрасная Дафна. Как на крыльях, мчится за ней Аполлон. Все ближе он. Вот сейчас настигнет! Дафна чувствует его дыхание. Силы оставляют ее. Взмолилась Дафна к отцу своему Пенею:
– Отец Пеней, помоги мне! Расступись скорее, земля, и поглоти меня! О, отнимите у меня этот образ, он причиняет мне одно страдание!
Лишь только сказала она это, как тотчас онемели ее члены. Кора покрыла ее нежное тело, волосы обратились в листву, а руки, поднятые к небу, превратились в ветви. Долго печальный стоял Аполлон пред лавром и, наконец, промолвил:
– Пусть же венок лишь из твоей зелени украшает мою голову, пусть отныне украшаешь ты своими листьями и мою кифару, и мой колчан. Пусть никогда не вянет, о лавр, твоя зелень Стой же вечно зеленым!
А лавр тихо зашелестел в ответ Аполлону своими густыми ветвями и, как бы в знак согласия, склонил свою зеленую вершину.
Аполлон у Адмета
Аполлон должен был очиститься от греха пролитой крови Пифона. Ведь и сам он очищает людей, совершивших убийство. Он удалился по решению Зевса в Фессалию к прекрасному и благородному царю Адмету. Там пас он стада царя и этой службой искупал свой грех. Когда Аполлон играл средь пастбища на тростниковой флейте или на золотой кифаре, дикие звери выходили из лесной чащи, очарованные его игрой. Пантеры и свирепые львы мирно ходили среди стад. Олени и серны сбегались на звуки флейты. Мир и радость царили кругом. Благоденствие вселилось в дом Адмета; ни у кого не было таких плодов, его кони и стада были лучшими во всей Фессалии. Все это дал ему златокудрый бог. Аполлон помог Адмету получить руку дочери царя Иолка Пелия, Алкесты. Отец ее обещал отдать ее в жены лишь тому, кто будет в силах запрячь в свою колесницу льва и медведя. Тогда Аполлон наделил своего любимца Адмета непоборимой силой, и он исполнил эту задачу Пелия. Аполлон служил у Адмета восемь лет и, окончив срок своей искупающей грех службы, вернулся в Дельфы.
Весну и лето живет Аполлон в Дельфах. Когда же наступает осень, вянут цветы и листья на деревьях желтеют, когда близка уже холодная зима, покрывающая снегом вершину Парнаса, тогда Аполлон на своей колеснице, запряженной белоснежными лебедями, уносится в не знающую зимы страну гипербореев, в страну вечной весны. Там живет он всю зиму. Когда же вновь зазеленеет все в Дельфах, когда под живящим дыханием весны распустятся цветы и пестрым ковром покроют долину Крисы, возвращается на лебедях своих златокудрый Аполлон в Дельфы прорицать людям волю громовержца Зевса. Тогда в Дельфах празднуют возвращение бога-прорицателя Аполлона из страны гипербореев. Всю весну и лето живет он в Дельфах, посещает он и родину свою Делос, где у него тоже есть великолепное святилище.
Аполлон и музы
Весной и летом на склонах лесистого Геликона, там, где таинственно журчат священные воды источника Гиппокрены, и на высоком Парнасе, у чистых вод Кастальского родника, Аполлон водит хоровод с девятью музами. Юные, прекрасные музы, дочери Зевса и Мнемосины [24], – постоянные спутницы Аполлона. Он предводительствует хором муз и сопровождает их пение игрой на своей золотой кифаре. Величаво идет Аполлон впереди хора муз, увенчанный лавровым венком, за ним следуют все девять муз: Каллиопа – муза эпической поэзии, Эвтерпа – муза лирики, Эрато – муза любовных песен, Мельпомена – муза трагедии, Талия – муза комедии, Терпсихора – муза танцев, Клио – муза истории, Урания – муза астрономии и Полигимния – муза священных гимнов. Торжественно гремит их хор, и вся природа, как зачарованная, внимает их божественному пению.
Когда же Аполлон в сопровождении муз появляется в сонме богов на светлом Олимпе и раздаются звуки его кифары и пение муз, тогда замолкает все на Олимпе. Забывает Арес о шуме кровавых битв, не сверкает молния в руках тучегонителя Зевса, боги забывают раздоры, мир и тишина воцаряются на Олимпе. Даже орел Зевса опускает свои могучие крылья и закрывает свои зоркие очи, не слышно его грозного клекота, он тихо дремлет на жезле Зевса. В полной тиши торжественно звучат струны кифары Аполлона. Когда же Аполлон весело ударяет по золотым струнам кифары, тогда светлый, сияющий хоровод движется в пиршественном зале богов. Музы, хариты, вечно юная Афродита, Арес с Гермесом – все участвуют в веселом хороводе, а впереди всех идет величественная дева, сестра Аполлона, прекрасная Артемида. Залитые потоками золотого света, пляшут юные боги под звуки кифары Аполлона.
Сыновья Алоэя
Грозен далекоразящий Аполлон в своем гневе, и не знают тогда пощады его золотые стрелы. Многих поразили они. От них погибли гордые своей силой, не желавшие никому подчиняться сыновья Алоэя, От и Эфиальт. Уже в раннем детстве славились они своим громадным ростом, своей силой и не знающей преград храбростью. Будучи еще юношами, стали грозить богам-олимпийцам От и Эфиальт:
– О, дайте нам только возмужать, дайте только достигнуть полной меры нашей сверхъестественной силы. Мы нагромоздим тогда одну на другую горы Олимп, Пелион и Оссу [25] и взойдем по ним на небо. Мы похитим тогда у вас, олимпийцы, Геру и Артемиду.
Так, подобно титанам, грозили олимпийцам непокорные сыновья Алоэя. Они исполнили бы свою угрозу. Ведь сковали же они цепями грозного бога войны Ареса, целых тридцать месяцев томился он в медной темнице. Долго бы еще томился ненасытный бранью Арес в плену, если бы не похитил его, лишенного сил, быстрый Гермес. Могучи были От и Эфиальт. Аполлон не снес их угроз. Натянул далекоразящий бог свой серебряный лук; словно искры-пламени, сверкнули в воздухе его золотые стрелы, и пали пронзенные стрелами От и Эфиальт.
Марсий
Жестоко наказал Аполлон и фригийского сатира Марсия за то, что Марсий осмелился состязаться с ним в музыке. Кифаред [26] Аполлон не снес такой дерзости. Однажды, блуждая по полям Фригии, Марсий нашел тростниковую флейту. Ее бросила богиня Афина, заметив, что игра на изобретенной ею самой флейте обезображивает ее божественно прекрасное лицо. Афина прокляла свое изобретение и сказала:
– Пусть же жестоко будет наказан тот, кто подымет эту флейту.
Ничего не зная о том, что сказала Афина, Марсий поднял флейту и вскоре научился так хорошо играть на ней, что все заслушивались этой незатейливой музыкой. Марсий возгордился и вызвал самого покровителя музыки Аполлона на состязание.
Аполлон явился на вызов в длинной пышной хламиде, в лавровом венке и с золотой кифарой в руках.
Каким ничтожным казался перед величественным, прекрасным Аполлоном житель лесов и полей Марсий со своей жалкой тростниковой флейтой! Разве мог он извлечь из флейты такие дивные звуки, какие слетали с золотых струн кифары предводителя муз Аполлона! Победил Аполлон. Разгневанный вызовом, он велел повесить за руки несчастного Марсия и содрать с него живого кожу. Так поплатился Марсий за свою смелость. А кожу Марсия повесили в гроте у Келен во Фригии и рассказывали потом, что она всегда начинала двигаться, словно танцевала, когда долетали в грот звуки фригийской тростниковой флейты, и оставалась неподвижной, когда раздавались величавые звуки кифары.
Асклепий (Эскулап)
Но не только мстителем является Аполлон, не только гибель шлет он своими золотыми стрелами; он врачует болезни. Сын же Аполлона Асклепий – бог врачей и врачебного искусства. Мудрый кентавр Хирон воспитал Асклепия на склонах Пелиона. Под его руководством Асклепий стал таким искусным врачом, что превзошел даже своего учителя Хирона. Асклепий не только исцелял все болезни, но даже умерших возвращал к жизни. Этим прогневал он властителя царства умерших Аида и громовержца Зевса, так как нарушил закон и порядок, установленный Зевсом на земле. Разгневанный Зевс метнул свою молнию и поразил Асклепия. Но люди обожествили сына Аполлона как бога-целителя. Они воздвигли ему много святилищ и среди них знаменитое святилище Асклепия в Эпидавре.
По всей Греции чтили Аполлона. Греки почитали его как бога света, бога, очищающего человека от скверны пролитой крови, как бога, прорицающего волю отца его Зевса, карающего, насылающего болезни и исцеляющего их. Его почитали юноши-греки как своего покровителя. Аполлон – покровитель мореходства, он помогает основанию новых к
www.alshar.ru
Загадочная страна Греция создала много мифов и легенд. Очень интересна сказочная история про Зевса.
Начнем историю с его отца – Крона. Он был самым младшим сыном у своего отца, которого звали Уран. Все дети боялись восстать против своего ужасного родителя. И только Крон, хитростью и обманом поверг отца, и забрал у него власть. Крон стал богом, поглощающим время. Но он не был уверен, что сможет в своих руках удержать всю власть. Сильно опасался, что его постигнет та же судьба, что и отца. Опасался своих детей, которые восстанут и свергнут его, как он сверг Урана. Тогда Крон придумал жестокий план. Он отдал приказ своей жене Рее: отдавать ему всех родившихся детей и проглатывал их. Бедная мать была неутешна, видя судьбу своих деток. Пятерых проглотил ужасный Крон. Но Рея не желала терять последнего своего сына. Родители реи дали ей спасительный совет. Она сбежала от Крона на остров Крит. Там, в глубокой темной пещере, родила она сына своего Зевса и скрыла его от коварного отца. А вместо сына она завернула длинный камень в пелена и дала проглотить Крону, который и не заподозрил, что был обманут.
Зевс тем временем возрастал на Крите. Питался молоком козы Амалфеи, а пчелы носили ему горный мед. А когда маленький Зевс плакал, его служанки ударяли в щиты мечами, чтобы Крон не услышал плача.
Вырос и возмужал Зевс. Он заставил своего отца вернуть назад проглоченных детей. И они начали ужасную борьбу с Кроном за власть в мире. В этой борьбе в помощь Зевсу пришли циклопы, они делали ему громы и молнии, которые он метал в своих противников-титанов. Наконец титаны были повержены. Одержали победу боги-олимпийцы над своими врагами. Никто не противился их власти. Они могли спокойно управлять миром, и самый могучий был громовержец Зевс. Он присвоил себе небо. Остальные дети Крона поделили власть над миром между собой. Брат Зевса – Посейдон выбрал море, а Аиду досталось подземное царство. Но Зевс стал главным. Он был сильным, крепкого телосложения. Но на злобном лице, можно было увидеть справедливые благородные черты. Густая борода и волнистые волосы окружали его могучую голову. В своих руках он держал: щит, двухсторонний топор, иногда статую орла.
Зевс, обладающий громами и молниями, может вызывать грозу, поэтому называется Громовержцем, Гонителем туч, Гремящим высоко. Своей молнией он наказывает плохих людей, которые нарушают установленные им законы. Его чтили все древние греки – эллины. Чтили его и люди и боги. Все боги почтенно вставали перед ним, когда он произносил свою волю. Он нахмуривал свои черно-синие брови и кивал головой, подтверждая свои слова. Нерушимы такие слова Зевса.
Зевсу принадлежали и подчинялись все люди на земле. Он посылал им беды и несчастья, удачу и счастье. У него было два сосуда. Один сосуд с дарами добрыми, другой со злом. Зевс брал из них добро и зло и отправлял людям на землю. Печали тем, кто злил его, все кто прогневит его, получали несчастья, боль, голод. Весь порядок на земле построил Зевс. Он покровительствовал городской жизни, защищал обиженных, дарил людям законы, охранял семью, дом. Требовал соблюдать обычаи.
Помогают Зевсу в управлении другие божества. Фемида – хранительница закона. А ее дочь Дике – следила за справедливостью. Так и правил Зевс, с помощью других богов на Олимпе.
dokladiki.ru
Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла.
Тот, кто духом не проникнет
В толщу трёх тысячелетий,
К темноте, как крот, привыкнет,
Век живя на белом свете.
И. Гёте
Что такое МИФ?
Миф – древнейшие сказания, повествующие о происхождении вселенной и человека. Тайнах рождения и смерти, чудесах мира, подвигах и любовных переживаниях богов, царей и героев.
Сказки – это придуманные истории. Все знают, что происходящие в них событий на самом деле не было, что это чистый вымысел. Миф – другое дело. Это предание, в которое верит целый народ, живущий в определённом месте. Мифы в образной форме выражают представления об окружающей действительности (явлениях природы. Человеческой натуре, отношениях между людьми), которые соответствуют наиболее ранней ступени развития общества. Мифология – это своего рода мировоззрение древних людей, в котором отразились особенности их мышления – наивного, эмоционального, одновременно и конкретного, и образного.
Мифы изображают действительность в виде одушевлённых существ, которые воспринимаются первобытным сознанием как вполне реальные.
Миф и сказка
Миф и история
История рассказывает о реальных событиях и героях минувших эпох. Тогда как действие мифа отнесено к особому доисторическому времени – эпохе сотворения мира, эпохе первопредков, перводействий, первопредметов. Для древнего человека существующий миропорядок обусловлен событиями мифического времени, и всё происходившее в этом доисторическом времени приобретает значение примера, образца для подражания.
Духовное наследие
Все народы мира с древних времён создавали мифы. Они рождались из естественной любознательности людей, их стремлении понять и объяснить действительность. В мифах переплетены донаучные представления о природе и обществе, ранние элементы религии, философии, искусства.
Различные культуры влияли друг на друга. Например, римляне испытали воздействие своих соседей – греков. Но даже мифы народов, которые жили очень далеко друг от друга, часто оказываются удивительно похожими. Так, многие мифы, в том числе вавилонские, греческие, индийские, повествуют о страшном наводнении, затопившем Землю и уничтожившем почти всё живое. Мы читаем о Всемирном потопе также в Библии, в истории о Ноевом ковчеге.
Общие сюжеты
Как сохранились мифы
Откуда мы знаем мифы цивилизаций, исчезнувших сотни и тысячи лет назад?
Некоторые мифы не дошли до нас – люди передавали их из уст в уста, и постепенно эти устные сказания просто стёрлись из памяти, забылись. Но многие мифологические сюжеты уцелели: они сохранились в письменном виде, в скульптурах и рисунках
Древняя Греция
Боги всё знают и умеют, боги всемогущи, считали греки. Они устраивали в честь богов празднества и приносили им дары. Каждому событию в жизни человека покровительствовал свой бог. Ещё греки верили в существование некой силы, которой подчинялись сами боги, имя этой силы – судьба, но судьбу греки никогда не изображали
Семейство богов
Греки верили в тысячи божеств. Главными были олимпийские боги. Малые божества – нимфы, населявшие горы, леса и реки, – олицетворяли силы природы. Страшные чудовища символизировали хаос и тёмные силы .
Зачем богам человек?
Бессмертные боги создали всё: землю, небо, море, деревья, животных. По своему образу и подобию они сотворили и человека. Человек нужен был богам, чтобы воздвигать для них храмы, прославлять их и приносить им дары. Боги жаждали поклонения. Без людей боги были словно цари без подданных.
Олимпийских богов окружает множество необычных существ. Среди них есть отважные герои (потомки богов и людей), прекрасные нимфы и страшные чудовища.
Откуда взялись боги?
Изначально в мире царил Хаос. Потом появилась земля – Гея, а за ней преисподняя – Тартар, любовь – Эрос и, наконец, Ночь.
Мать-земля Гея порождает горы, море и Урана – небо, которого берет в супруги. От союза Геи и Урана рождаются чудовища: двенадцать могучих титанов, три циклопа и сторукие великаны с пятьюдесятью головами каждый. Уран, ненавидящий своих ужасных потомков, загоняет их в глубь земли.
Самый молодой из титанов –Кронос- восстает против отца и освобождает братьев-титанов из подземного заточения. Став царём, он берет в жены свою сестру Рею. Гея и Уран предсказывают, что один из сыновей Кроноса низвергнет его, как сам он низверг своего отца. Поэтому Кронос безжалостно пожирает своих детей. Рее удаётся спасти младшего сына – Зевса. Вместо него она заворачивает в пеленки камень, подаёт Кроносу, и тот проглатывает камень
Зевс растёт на острове Крит. Став взрослым, он решает отомстить отцу и подносит ему волшебное зелье, которое заставляет Кроноса изрыгнуть проглоченных им детей обратно. Так появляются Посейдон, Аид, Гера, Деметра и Гестия. В благодарность за спасение они помогают своему брату Зевсу стать царём богов.
Геракл (Геркулес)
Геракл – самый популярный греческий герой, почитаемый во всей Греции и особенно в Арголиде (Пелопоннесе) и на юге страны. Прототипом для легенд о Геракле мог послужить один из царей арголидского города Тиринфа микенского периода
О физической силе Геракла слагают легенды: страшные змеи, злобные гиганты, разъяренные быки – никто не может его победить. Будучи полубогом, он благоволит к людям и защищает их .
Герой в колыбели
Геракл был еще младенцем, когда Гера подослала к детской колыбели двух змей, чтобы умертвить его. Брат Геракла, сын Алкмены и Амфитриона, при виде змей завизжал от страха. А Геракл молча схватил чудовищ и задушил их голыми руками .
Почему Геракл совершает свои подвиги?
Геракл вырос и женился. Но однажды мстительная Гера насылает на него безумие, и он убивает жену и детей. Когда приступ безумия проходит, Гераклом овладевает скорбь. Он спрашивает у дельфийского оракула, чем может искупить это преступление. Оракул отвечает, что Геракл должен поступить на службу к своему родственнику Эврисфею и в течение двенадцати лет совершить десять великих подвигов, после чего получит от богов прощение и бессмертие.
Немейский лев
Для начала Эврисфей приказывает Гераклу добыть шкуру льва, живущего около города Немеи. Этого льва нельзя ранить никаким оружием. Геракл пытается поразить его стрелами, но безуспешно. Тогда он загоняет льва в его логово, оглушает ударом дубины, а затем душит руками. Чтобы снять со зверя шкуру, он использует когти самого льва. Герой надевеет волшебную шкуру немейского льва и становится неуязвимым .
Лернейская гидра
Второй подвиг не легче первого. По приказу Эврисфея Геракл должен убить гидру – девятиглавую змею, которая истребляет скот и одним своим дыханием убивает всякого, кто приближается к болоту около города Лерны, где она живёт. Геракл отсекает у змеи несколько голов, но на месте старых вырастают целых две! И тогда племянник героя Иолай стал прижигать раны змеи огнём. А Геракл тем временем отсекает главную, бессмертную голову, разрубает туловище гидры и смазывает острия своих стрел её смертоносной желчью. Эврисфей не включает этот подвиг в счёт, поскольку Гераклу помогал Иолай.
Авгиевы конюшни
Третий подвиг Геракла – поимка златорогой керинейской лани. После этого он ловит живым эриманфского вепря, который губит урожай. Пятый его подвиг заключается в том, чтобы очистить конюшни царя Авгия от огромных скоплений зловонного навоза. Но коварный Эврисфей не включает этот подвиг в счёт, так как Геракл потребовал за него плату.
Седьмой подвиг – укрощение быка
Бог Посейдон подарил критскому царю Миносу прекрасного быка, чтобы Минос принёс его в жертву морскому богу. Но царь Минос не захотел убивать быка. Чтобы наказать Миноса, бог насылает на быка бешенство. Свирепое животное опустошает остров и держит в страхе его жителей. Геракл отправляется на Крит и несколько дней борется с быком. Наконец герой укрощает быка и переплывает море на его спине.
Совершая свой девятый подвиг, Геракл должен сразиться с воинственными амазонками.
Десятый подвиг – Геракл убивает Гериона – великана с тремя телами и тремя головами – и завладевает его коровами. Одиннадцатый подвиг приводит Геракла в сады Гесперид, он крадёт золотые яблоки вечной молодости, которые мать-земля Гея некогда подарила Гере. Эврисфей, боясь гнева Геры, отказывается брать яблоки у Геракла, и Афина возвращает их Гесперидам.
Пёс Цербер.
Эврисфей приходит в отчаяние: нет, никогда не удастся ему избавиться от Геракла! Он делает последнюю двенадцатую попытку: требует, чтобы герой привёл к нему Цербера – трёхглавого пса, который охраняет вход в аид. Эта задача невыполнима, ведь ни один человек не может выйти живым из подземного царства! Но Геракл справляется, но затем отпускает его, чтобы он продолжал охранять царство теней.
Смерть героя
Геракл женится на принцессе Деянире, во время переправы через реку кентавр Несс пытается её похитить, Геракл выпускает стрелу в Несса, тот успевает перед смертью прошептать: «Собери мою кровь, пропитай ею одежды своего мужа – и ты навечно сохранишь его любовь». Через несколько лет Деянира, сгорая от ревности, решает воспользоваться кровью кентавра, которая была ядовита. Ведь Несс был убит стрелой , смазанной ядовитой желчью лернейской гидры, и его кровь превратилась в яд.
Геракл корчится от боли. Он пытается сорвать с себя одежды, но они сдираются вместе с кожей. Деянира, видя, что погубила любимого, в отчаянии кончает жизнь самоубийством. Геракл раскладывает большой костёр и бросается в него, чтобы избавиться от страшных мучений.
Он – единственный герой, которого боги допускают на Олимп и наделяют бессмертием!
Везде, на всех континентах, люди рассказывали и рассказывают предания, которые описывают деяния богов и помогают объяснить тайны мира.
Литература
1. Мифы и легенды народов мира. Москва «Махаон», 2007
2. Энциклопедия «Исчезнувшие цивилизации». «Удивительные эгейские царства». Москва «ТЕРРА», 1997.
3. А.И. Немировский «Мифы древней Эллады». Москва «Просвещение», 1992.
Автор:
Иванова Елена Владимировна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 2 п. Берёзовка г. Хабаровска.
multiurok.ru
izuchaem.info