Зачин примеры 5 класс – Присказка, зачин, концовка – примеры в сказке. Как сочинить?

Зачин сказки, присказка и концовка

Зачин сказки, присказка, былинный запев, молитвенное вступление, концовка – это части, входящие в структуру фольклорного произведения. Их следует отличать друг от друга. Сложное композиционное построение народных сказок не является случайным. Каждая из имеющихся в них частей играет определенную роль.

Что такое присказка

Большинство сказок, особенно волшебных, начинаются с присказки. Благодаря ее существованию слушатель постепенно погружается в особый мир и тем самым готовится к восприятию всего литературного произведения.

Читая или слушая присказку, как ребенок, так и взрослый человек в своем воображении создают образ кота Баюна, им видится остров посреди океана, на нем возвышается могучий дуб с золотыми цепями и загадочным сундуком на могучих ветвях, вдали виднеется город из неведомого царства-государства.

Особенность, которой отличается присказка: зачин сказки, несмотря на свои маленькие размеры (порой это лишь несколько слов), способен сразу погрузить читателя в мир магии и волшебства. А это очень важно, ведь человек настроен не только получить наслаждение от прочитанного, но и постичь глубокую народную мудрость, которая заключена в содержании сказки. А без особого настроя добиться этого бывает очень сложно.

Очень часто присказка имеет юмористический характер с элементами неразберихи, тарабарщины, путаницы, игры слов. Благодаря такому приему удается избежать излишней назидательности, но при этом сохранить воспитательную роль произведения.

Функции зачина

Чтобы до конца понять, что такое зачин в сказке, необходимо разобраться в его назначении. Оно состоит в выполнении сразу нескольких задач:

  • познакомить читателя с главными персонажами сказочного произведения;
  • рассказать о времени совершения описанного действия;
  • дать представление о месте, где происходят события.

Юные читатели должны понимать, что зачин сказки очень важен. Уже в самом начале произведения можно получить достаточно много информации, которая в дальнейшем поможет до конца понять образ героев, их характеры и поступки.

Зачин сказки обязательно укажет на то, что язык произведения, с которым предстоит познакомиться, совершенно не похож на обыденную речь. Примером этому могут стать следующие выражения: “в некотором царстве, в некотором государстве”, “золотые маковки”, “стоит древо”, “сказка сказывается”, “море-окиян” и многие другие “сказочные” слова.

Начало сказок, их разнообразие

Зачины сказок и концовки имеют огромное разнообразие, их отличает структура, язык, смысловое содержание. Традиционное начало имеют только около 36% фольклорных произведений. Оно известно каждому человеку, воспитанному на традициях русского народного творчества. С раннего детства, когда ребенку рассказывают сказку, он слышит такие слова: “Жили-были…” Всего же при изложении сказок используется по меньшей мере девять разновидностей зачинов.

Концовка

“Вот и сказке конец, а кто слушал – молодец!” – традиционная форма концовки многих народных сказок. Кроме приведенного примера известно еще не менее пяти вариантов, с помощью которых сказочник может закончить рассказанную им историю. Зная, что такое зачин в сказке и для чего он используется, нетрудно догадаться, с какой целью употребляется концовка. Сказочные действия должны быть приведены к логическому завершению. Это помогает сделать грамотно составленная концовка произведения. Например, сказочник может закончить повествование так: “Живут-поживают да добра наживают!”, “Так часто бывает!”, “Живут, хлеб жуют!”. Иногда рассказчик может закончить сказку совсем неожиданно, но он должен помнить, что концовка подводит итог всему сказанному.

Другие особенности структуры фольклорного произведения

Присказка, зачин сказки, основная ее часть, концовка могут содержать повторы. Каждый новый повтор чем-то отличается от предыдущего, и благодаря этому читатель может предполагать, чем закончится все повествование.

В структуру народных сказок естественным образом вписываются стихотворные части, что придает произведению музыкальность, настраивает читателя на особую поэтическую волну.

Стихи, используемые сказочником, имеют свои особенности. Огромный интерес у читателей вызывают сказочные повествования, полностью написанные таким стихом. Литераторы называют его сказовым.

В процессе изложения содержания сказки рассказчику иногда приходится не только говорить, но даже петь, так как герои часто используют именно такую форму общения между собой. Достаточно вспомнить сказки “Сестрица Аленушка и братец Иванушка”, “Кот, Петух и Лиса”, “Волк и семеро Козлят” и другие.

Звукоподражания, живой диалог между героями сказки, эпитеты, сравнения, гиперболы делают произведения народного творчества яркими и неподражаемыми. Ведь не зря русские сказки любят все, от мала до велика: в фольклоре заключена не только мудрость, но и истинная красота русского слова.

fb.ru

Развитие речи. Обучение написанию волшебной сказки

Разделы: Литература


Тип урока: комбинированный.

Цели учебного занятия:

  • продолжение знакомства с волшебной сказкой, особенностями ее художественного мира;
  • овладение учащимися художественными образами и выразительными свойствами сказки;
  • обучение приемам сочинительства сказок;
  • развитие умений логично и грамотно излагать свои мысли;
  • развитие связной речи учащихся;
  • развитие творческого потенциала школьников;
  • воспитание лучших человеческих качеств на примере положительных сказочных героев;
  • воспитание интереса к предмету.

Оборудование: медиапроектор, экран, презентация, учебник–хрестоматия по литературе под ред. В.Я.Коровиной, тетради по литературе.

Ход урока

I. Организационный этап.

II. Изучение материала.

Мы с вами закончили изучение интересного жанра устного народного творчества – сказки. Сказка учит смелости, доброте и всем другим хорошим человеческим качествам, но делает это без скучных наставлений, просто показывает, что может произойти, если человек поступает плохо, не по совести.

Сегодня вам самим предстоит выступить в роли добрых сказочников. На этом уроке мы будем с вами учиться приемам сочинительства волшебных сказок. И вновь поможет нам в этом презентация “Что за прелесть эти сказки!”. Приложение 1

1) Знакомство с особенностями построения волшебной сказки.

(Во время работы с отдельными слайдами презентации учащиеся параллельно делают записи в тетрадях по литературе)

а) Признаки волшебных сказок.

– Напомните, пожалуйста, признаки волшебных сказок. (Ответы учащихся)

Просмотр слайда 12

Признаки волшебных сказок:

  • особая композиция;
  • сказочные сюжеты;
  • троекратное повторение;
  • положительные и отрицательные герои;
  • сверхъестественные силы, помощники, магические предметы ;
  • чудесные превращения;
  • “сказочный” язык;
  • добро побеждает зло.

б) Сюжет волшебных сказок

Слово учителя: Волшебная сказка поможет забыть тяжесть бытовых забот, перенестись мыслями в чудесные миры, полные волшебных красот, говорящих животных и аленьких цветочков, в миры, где живет любовь и торжествует справедливость.

Просмотр слайда 14

(комментирование пунктов плана и запись в тетрадь)

Сюжет волшебных сказок

План:

  1. Исходное существование запрета.

Учитель: Древний человек пытается уйти от враждебных сил, соблюдая все эти правила. Запрещение накладывались на отдельные действия человека, на прикосновение его к отдельным предметам.

  1. Герои нарушают запрет.

Учитель: Нарушение запрета влекло за собой, по мнению первобытных людей, опасные последствия, человек становился жертвой сверхъестественных сил.

Приведите примеры.

Учащиеся: “Гуси-лебеди” – запрет покидать дом. Сестра нарушает запрет, братца уносят гуси-лебеди;

“Сестрица Алёнушка и братец Иванушка” – Иванушка нарушил запрет взрослых, выпил из лужицы и стал козлёночком.

  1. Последствия нарушения. (Возмездие неизбежно).
  2. Поиск спасительной магии.
  3. Герои уходят из дома, чтобы всё исправить.
  4. Добрые герои борются со злыми.
  5. Герою приходят на помощь животные.
  6. Спасение.
  7. Герой возвращается домой с наградой.

в) Сказочные композиционные элементы.

Слово учителя: У народной сказки есть свои композиционные элементы, без них и сказка не будет сказкой. Они не только украшают сказку, помогают её запомнить, но и сохраняют важную её особенность – напевность. Что это за элементы? Вспомните. (Присказки, зачины, концовки, повторы, сказочные формулы, постоянные эпитеты, ритм, рифма и др.)

Просмотр слайда 15

– С какой целью сказочники вводят присказки, зачины и концовки? (Цель присказки и зачина: показать мастерство сказочника, подготовить аудиторию к слушанию сказки, заинтересовать ею, оторвать слушателя от обыденной обстановки, приобщить его к особой ирреальной атмосфере волшебной сказки, подчинить воле рассказчика. Как и былинный запев, присказка необязательная часть волшебной сказки.

Цель концовки: отграничить сказку от реальной жизни и возвратить слушателя к действительности).

Присказки

Слово учителя: Сказители любят начинать рассказ забавными присказками. Очень часто используются присказки-небылицы, например: “В некотором царстве, в некотором государстве, под номером седьмым, под которым мы сидим, жил да был белоус, надел на голову арбуз, на нос — огурец и построил чудо-дворец. Это не сказка, присказка, сказка будет после обеда, после мягких калачей”. Какие вы помните присказки? (Ответы учащихся)

Просмотр слайдов 16-17

(запись в тетрадь понравившихся присказок для использования в сочинении).

  1. Было это на море, на океане, на острове Кидане стоит древо – золотые маковки; по этому древу ходит кот Баюн, вверх идёт – песню поёт. А вниз идёт – сказки сказывает. Вот было бы любопытно посмотреть! Это не сказка, а ещё присказка идёт, а сказка вся впереди.
  2. В то давнее время, когда мир божий наполнен был лешими, ведьмами да русалками, когда реки текли молочные, берега были кисельные, а по полям летали жареные куропатки, в то время жил-был царь по имени Горох…
  3. Вы хотите сказочку? Сказочка – это вязочка, сплетена она из лунного света, перевязана солнечным лучом, а обвита поясом.
  4. Аль потешить вас сказочкой? А сказочка чудесная: есть в ней дива дивные, чуда чудные.
  5. Будет сказка занимательна. Слушайте её внимательно. Кто уши широко раскроет – много всякой всячины усвоит. А кто невзначай уснёт – тот ни с чем и уйдёт.
  6. А кто мою сказку будет слушать, так тому соболь и куница, и прекрасная девица, сто рублей на похмелье и пятьдесят на прогулянье.
  7. На море, на океане,
    На острове Буяне
    Стоит дуб зелёный,
    Под дубом стол
    золочёный,
    Садись, кушай,
    мою сказку слушай.
  8. А было это, голубчики, в старину,
    Когда задумал дед Архип залезть на Луну;
    Тогда сказки по воздуху летали,
    Друг друга за крылышки хватали,
    А я за ними на золотом коне скакала
    Да в мешок эти сказки собирала.
  9. Без присказки сказка, что без полозьев салазки: из горы по льду нету им ходу, а по гладкому пути нечего их за собой везти. Слушайте диковинные речи: у дяди Луки были полати подле печи, мост стоял поперёк реки, картофель родилась в земли, а рожь зрела на колоси. Не любо, не слушай, а врать – не мешай.

Зачины

Слово учителя: Чем будет в сказке “В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь…”? Что изменится, если вместо слов “В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь…” мы скажем: “В некотором царстве жил царь…” или “В государстве жил царь…”? (Это зачин. Зачин в сказке необходим. Без него начало сказки стало менее интересным, менее загадочным. Нарушился сам жанр сказки).

Какие зачины вы знаете? (Ответы учащихся)

Просмотр слайда 18

(запись в тетрадь понравившихся зачинов для использования в сочинении).

  1. За далёкими полями, за глубокими морями, за высокими горами, средь лазоревых полян, в некотором царстве, небесном государстве жил-был…
  2. В некотором царстве, в некотором государстве…
  3. В тридевятом царстве, в тридесятом государстве…
  4. Жили-были…
  5. В некотором царстве, за тридевять земель – в тридесятом государстве…
  6. В тридесятом царстве, небывалом государстве…

Концовки

– Приведите примеры концовок. (Ответы учащихся)

Просмотр слайда 19

(запись в тетрадь понравившихся концовок для использования в сочинении).

  1. Устроили пир на весь мир, и я там был, мёд-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало.
  2. А удалец на той царевне Полюшке женился и раздиковинную пирушку сделал; я там обедал, мёд пил, а уж какая у них капустка – ино теперь в роте пусто!
  3. Свадьбу сыграли, долго пировали, и я там был, мёд-пиво пил, по губам текло, в рот не попало. Да на окошке оставил я ложку, кто лёгок на ножку, тот сбегай по ложку.
  4. Вот вам сказка, а мне бубликов связка.
  5. Тут и сказке конец, сказал её молодец, а нам молодцам по стаканчику пивца, за окончание сказки – по рюмочке винца.
  6. Стали жить-поживать – добра наживать.
  7. И сейчас живут – хлеб жуют.
  8. Вот и сказочке конец, а кто слушал молодец!

г) Особенности сказочного языка

Слово учителя: Сказка может служить примером высокого мастерства сказителей: она необычайно поэтична. Давайте вспомним особенности сказочного языка, для того чтобы и ваша сказка была музыкальна и поэтична.

Просмотр слайдов 22-23

Антитеза (противопоставление) – Скоро сказка сказывается, а не скоро дело делается.

Гипербола (преувеличение) – Котору лошадь по крестцу ударит, так и с ног долой упадёт.

Постоянные эпитеты

Дворец – белокаменный
Лес – тёмный, частый
Меч – острый
Лук – тугой
Мост – хрустальный
Терем – высокий
Горница – светлая
Земля – сырая.
Постель –пуховая
Молодец – ?
Девица – ?
Травушка – ?

– На протяжении всей сказки мы все время будем чувствовать особый ритм, в некоторых случаях – рифму, которая поможет читать и сказывать эти сказки:

Рифма – Что написано на роду, то быть сужено тому. Кощей сидит за столом, пишет пером.

“Разнеслась вдруг в том царстве-государстве весть: собирается чудо-юдо поганое на их землю напасть, всех людей истребить, города-села огнем спалить…”

Синонимы – Не бросай меня , товарищ, друг, не покинь.

Сравнения – Сел Иван на волка. Волк побежал стрелой.

Лексические и синтаксические повторы, образующие параллельные синтаксические конструкции – “На столбу написано: “В праву дорогу идти – добра не видать, в леву дорогу идти – живому не бывать”;

“Один раз закинули – вытянули морскую тину. Второй раз закинули – вытянули – морскую травину. Третий раз закинули – вытянули рыбу, золото перье”.

Сказочные формулы – Ни в сказке сказать, ни пером описать.

Выше леса стоячего, ниже облака ходячего.

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.

Много ли, мало ли времени…

Долго ли, коротко ли, низко ли, высоко ли…

Инверсия (обратный порядок слов в предложении) – “Появилось на небе Солнышко, и зазеленели поля, и нежилась Земля…” “Собрался народ честной да зверь лесной”.

2) Чтение образцов волшебных сказок. Приложение 2

III. Итог урока.

IV. Домашнее задание: написать сочинение (волшебную сказку).

Список литературы:

  1. Аникин В.П. Русская народная сказка. – М.: Просвещение, 1977.
  2. Беломестных О.Б., М.С.Корнеева, И.В.Золотарёва. Поурочные разработки по литературе. 5 класс. Издание 2-ое, дополненное. М.: “ВАКО”, 2003, 416 с.
  3. Тумина Л.Е. Кружок “Сочини сказку”. – М.: УЦ “Перспектива”, 1995.-373 с.

12.12.2010

urok.1sept.ru

Зачин, присказка и концовка в сказке как главные компоненты структуры

автор: Ekaterina 28.09.2017

 

Неотъемлемая часть любой сказки — это наличие в ней таких структурных компонентов как зачин, присказка или запев, и концовка. Каждая из этих частей играет свою определенную и очень важную роль в системе всего жанра. Все это – особая формула стиля, которая обусловливает непреходящий интерес к сказке, с ее богатым идейным содержанием, ясностью и чистотой выражаемых мыслей, художественной отточенностью и занимательностью сюжета.

Присказка

 

Обычно сказки, и в особенности волшебные, открывают свое повествование с присказки. Основная задача такого начала — погрузить читателя в особую атмосферу фантастического мира и настроить его, читателя или слушателя, на нужное восприятие сказочных событий всего произведения.

С первых строк магическое пространство будто бы обволакивает нас благодаря присказке, несмотря на то, что она имеет сравнительно небольшой размер. Стоит только вспомнить всем известного кота-Баюна, который мерно ходит и распевает свои песни по мощному дубу, возвышающемуся на острове посреди «океяна».

Удивительно, что особый настрой, призванный помочь постичь всю глубину и мудрость народной мысли рождается не от напыщенной назидательности, но с помощью юмора, который и свойственен присказке. Прием игры слов, элементы некоторой путаницы помогают избавить сказку от лишнего нравоучительного тона, но сохранить свое воспитательное назначение.

Зачин

Следующий неотъемлемый компонент любой сказки – зачин. Его цель состоит в выполнении нескольких важных задач, и, прежде всего, это обеспечение читателя достаточной информацией для того, чтобы помочь ему сформировать правильное представление о героях сказки, а в дальнейшем ходе повествования правильно понять и оценить их характеры, образ мыслей, причинно-следственные связи их поведения и поступков.

Таким образом, зачин, знакомит нас со сказочными персонажами, отправляет в нужное время и место описываемых событий. Уже из зачина становится очевидным, что язык сказки совершенно особенный, не похожий на речь, привычную нашему слуху – стоит вспомнить традиционное «жили-были» или «сказка сказывается».

Концовка

 

Но любое сказочное действие неизбежно должно быть приведено к своему логическому завершению, и здесь наступает время концовки со своей целью закончить рассказанную историю. Обычно с этой задачей справляются уже всем знакомые и вполне устойчивые высказывания: «живут-поживают, да добра наживают» или «по усам текло, в рот не попало».

Но не всегда концовка – это некоторое очевидное умозаключение, автор вполне себе может закончить свой сказ неожиданно и внезапно. Но он не должен забывать, что концовка, тем не менее, обязана быть составлена грамотно, так, чтобы безусловно в ней содержались выводы о рассказанном.

Для жанра сказки, также, характерно обильное употребление повторов, истинное назначение которых — приближать действие произведения к своему завершению, развязке. Повторы, каждый раз указывая на определенные детали предмета, персонажа или явления, служат целью усилить оказываемое впечатление на читателя.

Особую роль здесь играют детали, повторенные троекратно: три сына, три головы змея Горыныча, три испытания, данные герою.

Стихотворные части сказок

 

Во многих сказках обнаруживаются и части стихотворные, с особой рифмовкой. Таким образом создается своя собственная мелодия сказки, мотив, ее напевность и музыкальное настроение, в целом. «Сказовый» стих обычно может включать в себя разное количество слогов, но вот ударения, преимущественно, по количеству равные.

Отсюда вытекает еще одна особенность сказочного повествования – нередко можно встретить сказку, сродни песне. Часто прекрасные девицы запевают на берегу чистого озера свои печальные думы, или голосистый петушок песней призывает на помощь, попав в хитрые лапы проворной лисицы.

Из последнего примера, также, можно сделать вывод о том, что в сказках, также, широко распространено звукоподражание.

Диалогам в сказочном произведении всегда присущи живость и естественность. Интонацией персонажи нередко выдают свои истинные намерения и не всегда присущие им положительные качества – например, речь лисицы обязательно будет преисполнена лести, а голос солдата останется бойким, ровным и стройным в любой ситуации.

Насыщенность сказки различного рода повторами, параллелизмом, ритмическими конструкциями и другими своеобразными средствами выразительной речи, несомненно, доказывают красочность и богатство живого народного языка. Сохраняя и передавая из поколения в поколение высокие понятия о содержании добра и зла, справедливости, истине и других моральных ценностей сказка является источником всех самых важных жизненных определений и закономерностей.

О структуре сказок рассказывала Короткова Юлия

Похожие статьи:

 

 

Эпитеты в русских народных сказках

 

 

 

 

Советую почитать другие отзывы и статьи:

chitatelnica.ru

Что такое зачин в сказке? – Ответы на все вопросы

Зачин – это начало произведения русского народного творчества. Соответственно, зачин в сказке – это то, с чего начинается сказка. (К примеру, «Жили-были…», «В тридевятом царстве, в тридесятом государстве…» и т.д.).

 

Функции зачина

 

Чтобы до конца разобраться с тем, что такое зачин в сказке, следует рассмотреть его назначение. Он выполняет целый ряд задач:

 

– знакомит читателя с главными героями сказки;

– рассказывает о времени совершения действия, о котором идёт речь;

– даёт представление о месте, в котором происходят события.

 

Школьники с начальных классов должны учиться понимать важность зачина в сказке. Углубившись в произведение с самого начала его чтения, можно в дальнейшем более точно вникнуть в образы героев, в их характеры, оценить их поступки.

 

Если обратить особое внимание на зачин сказки, то становится ясно, что он не имеет ничего общего с обыденной речью. Например, сказки могут начинаться с таких строк: «сказка сказывается», «море-окиян» – в обыденной речи нечто подобное не произносится. Никто не станет, разговаривая между собой, произносить подобные речи.

 

Зачины сказок, ровно как и их концовки, отличаются огромным разнообразием, структурой, языком, смысловым содержанием. Традиционное начало присутствует примерно в 36% фольклорных произведений. Его слышал каждый человек, воспитанный на традициях русского народного творчества. Ещё будучи совсем ребёнком, слушая сказку, мы запоминаем традиционное: «Жили-были…».

 

Вместе со статьёй «Что такое зачин в сказке?» читают:

Сочинение на тему человечность

Что такое орфограмма?

Что такое родственные слова?

Загрузка…

snipeclass.ru

5 класс Материалы к уроку “Сказка как жанр.”

Добрый мир народной сказки…

виртуальная экскурсия

Карасёва Людмила Николаевна, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ № 15 г. Усть-Илимска Иркутской области

Сказочное путешествие за тридевять земель

Маршрут

Влияние сказки на искусство

Ох, уж эта сказка!

Немного обо

всём

Известные персонажи

Художники и сказка

Ох, уж эта сказка! Виды и другое…

Самые знаменитые собиратели народных сказок – Александр Николаевич Афанасьев и Владимир Иванович Даль

В сказках о животных звери разговаривают и ведут себя как люди (Сказки «Кот, лиса и петух», «Теремок»)

Герои волшебных сказок одолевают врагов, спасают друзей, сталкиваясь

с нечистой силой

(Сказка « Марья Моревна»)

В бытовых сказках люди решают свои проблемы благодаря находчивости (Сказка «Каша из топора»)

4

Композиция и язык сказок

Присказки

Зачин

Назначение присказки – подготовить к восприятию сказки

«Было это на море, на окияне. На острове Кидане стоит дерево – золотые маковки, по этому дереву ходит кот Баюн. Это не сказка, а присказка, сказка вся впереди»

В сказках употребляются повторы, чаще всего троекратные

Иван бьётся насмерть со Змеем Горынычем трижды, царевич выполняет три задания…

Концовка – итог сказочного действия

«И стали они жить-поживать и добра наживать»

Используются постоянные эпитеты : конь добрый

сравнения: быстр как ветер

Имена и прозвища у животных:

кот – Котофей Иванович,

волк – «из-за кустов хап»

Передают устоявшиеся представления о предметах

Красота передаётся формулой : «Ни в сказке сказать, ни пером описать». О быстром росте говорят : «Растёт не по дням, а по часам»

Зачин – начало сказки

В нём указываются герои, время и место действия:

«В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь…»

Концовки

Повторы

Сказочныеформулы

Язык сказок

Известные персонажи

Зло недолговечно, добро и любовь победят всегда

Иван-Царевич, Иван-дурак, Василиса –главные персонажи волшебных сказок

Хитрая лиса, злой волк

Кощей Бессмертный

Кот Баюн

Избушка на курьих ножках

Глупый медведь

Кот Баюн – чудовище, встреча с которым грозила верной гибелью, побеждённый кот может исцелять людей песнями (Сказка «Пойди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что»)

Василиса Прекрасная наделена мудростью, мягким нравом, трудолюбием. Зовут её так за красоту и умение работать (Сказка «Василиса

Прекрасная»)

Емеля ловок и удачлив, обладает незаурядными способностями, получил магическую силу

от волшебной щуки

(Сказка «По щучьему велению»)

Иван – дурак в семье младший сын, носит имя – оберег, он поэт и музыкант, ищет собственные решения

(Сказка «Сивка – бурка»)

Баба Яга сторожит сказочное царство, служат ей звери и птицы. Иногда она вкусно кормит гостей, вручает чудесные дары (Сказка «Царевна – лягушка»)

Кощей жаден, превращает людей в камень, силу черпает из воды. Часто Баба Яга сообщает, как убить злодея

(Сказка «Кощей Бессмертный»)

Как называется деталь женского платья, в которой помещаются озёра, лебеди и другие предметы?

Увы!

Да !

К

А

В

Р

У

А

Р

П

О

Н

М

Л

К

И

З

Ж

Е

Д

Г

В

Б

Ъ

Я

Ю

Э

Ь

Ы

Щ

Ш

Ч

Ц

Х

Ф

У

Т

С

Художники и сказка

Детской книжной иллюстрации около

300 лет

Слово «иллюстрация» в переводе с латинского

означает «освещать, проливать свет, объяснять»

«Василиса

Прекрасная»

В картине «Ковёр-самолёт» выражена мечта о свободном полёте. Перед взором влюблённых в лучах заходящего солнца пролетают

горы, реки, леса («Сказка о ковре-самолёте»)

В «Царевне-лягушке» создана атмосфера русской старины, сказочности.

Орнамент – одна из особенностей работ художника (Сказка «Царевна-лягушка»)

Художник с увлечением работал над

картиной

«Иван-Царевич

на Сером Волке»

(«Сказка об Иване-Царевиче, Жар-птице и о Сером Волке»)

У тёмной воды художник увидел грустную девушку, вспомнилась сказка «О сестрице Алёнушке и братце Иванушке» . Так возник замысел картины

«Алёнушка»

У иллюстраций

свой стиль, рамки

с орнаментами продолжают содержание сказки. Изба Яги окружена орнаментом из поганок (Сказка «Василиса Прекрасная»)

Виктор Михайлович Васнецов одним

из первых познакомил детей со сказочным миром

«Царевна-лягушка»

В.М. Васнецов изобразил задорный танец Василисы, увлечённость музыкантов (Сказка «Царевна-лягушка»)

Прекрасный мир русской сказки живёт в картинах Ивана Яковлевича Билибина

Сказки рисовали Н.К. Рерих,

М.А. Врубель. Получили признание работы

Е.Д. Поленовой,

Т.А. Мавриной,

Ю.А. Васнецова и других художников

Влияние сказки на искусство

Лубки – народные картинки.

В лубочных картинках сказки занимали главное место

Не прошёл мимо сказки

кинематограф. Любимые мультфильмы созданы в традициях

жанра

Спектакли на сюжеты сказок всегда вызывают огромный интерес у детей

Сказки учат доброте, трудолюбию, делают людей человечнее и мудрее

Композиторы часто обращались к сказке И.Ф.Стравинский Балет

«Жар – птица»

«Волшебный сундучок»

Сказочный житель леса, помощник Бабы Яги

Л

Первый «летательный аппарат» женщины

Кто ездил к царю на печи?

Кощей Бессмертный

Кот Баюн

Змей Горыныч

Леший

Кощей Бессмертный

Кот Баюн

Змей Горыныч

Леший

Путешествию конец, кто был с нами – молодец!

Ракета

Емеля

Иван-дурак

Иван-царевич

Емеля

Иван-дурак

Иван-царевич

Ракета

Ступа

Ступа

Летучий корабль

Летучий корабль

Не начать ли нам

сказку сначала?

В сундучке вопросы, варианты ответов и ответы. Щёлкай по нему

Информационные источники:

1 слайд

Фон http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/0/37/81/37081886_32728262_29436103_2.jpg

Музыка http://detkam.e-papa.ru/mp/6/5.html

2 слайд

Лиса http://foxu.ru/uploads/posts/2010-05/1274987640_lisa_skazki21.jpg

Емеля http://ornament.my1.ru/_nw/0/68861.jpg

Царевна http://s50.radikal.ru/i130/0902/bd/9ea686923f38.png

Водяной http://s49.radikal.ru/i124/0902/68/24b16629450d.png

Яга http://freelance.ru/img/portfolio/pics/00/07/7E/491230.jpg

Колобок http://www.bookin.org.ru/book/463176

Летучий корабль http://locator.ucoz.org/photo/letuchij_korabl_illjustracii_k_skazke/polet_nad_derevnej/5-0-62

3слайд Шарик со стрелкой

http://www.livegif.ru/Gallery/SAIT/navigation/NEXT/Button-04.gif

4 слайд

Теремок http://www.miromaxx.ru/2/1510-teremok.html

Сказка «Кот, лиса и петух» http://murzilka.km.ru/02-01/images/s02.jpg

Книга «Русские народные сказки» http://neznayka.ucoz.ru/russnar.jpeg

Каша из топора http://s05.radikal.ru/i178/1005/8d/bf2e27e3d7b5.jpg

  В.И.Даль http://img12.imageshost.ru/img/2010/11/21/image_4ce837b0a0078.jpg

А.Н.Афанасьев http://tale.mus-ani.com/page/tales_afanasiev

6 слайд

Баба Яга http://ornament.my1.ru/_nw/0/50899.jpg

Избушка на курьих ножках http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/0/47/131/47131331_e7b334c431fb.jpg

Кот Баюн http://i02.fsimg.ru/3/tlog_box/1439/1439373.jpg

Маша и медведь http://www.kanc-eksmo.ru/upload/iblock/749/hpr.cdgabv.mynb-r-lvyrubx.jpg

Лиса и волк http://multjashki.net/img_kadr/lisa.patrikeevna.avi.image4.jpg

Кощей http://forum.materinstvo.ru/uploads/1166297036/post-22010-1166536043_thumb.jpg

Царевна http://s50.radikal.ru/i130/0902/bd/9ea686923f38.png

Иван-дурак http://i040.radikal.ru/1012/9b/db7e612357c1.jpg

Иван-царевич http://zenitbol.ru/_fr/17/8008083.png

7 слайд

Василиса http://www.stihi.ru/pics/2009/09/02/1059.jpg

Иван-дурак http://s52.radikal.ru/i138/0902/12/658f080f07e4.png

Емеля http://www.livejournal.ru/static/files/tech/themes/zoom/1408_2.jpg

Кощей http://mordikov.fatal.ru/images-2/vremenno/197.jpg

Кот Баюн http://i02.fsimg.ru/3/tlog_box/1439/1439373.jpg

Баба Яга http://www.ircenter.ru/files/products/pics/65609/fullsize/32231.jpg

8 слайд

Царевна-лягушка http://s39.radikal.ru/i083/1008/fd/7f59408e69b0.gif

  9 слайд

Книга «Русские народные сказки» http://www.ruslania.com/pictures/big/4601250351384.jpg

Рамка http://musplus.ru/uploads/posts/2010-10/1286783560_111.frames.musplus.ru.jpg

Кот и лиса http://blogs.mail.ru/mail/yoska57/6caafedfefbfc4f6.html

10 слайд

Автопортрет В.М.Васнецова http://bms.24open.ru/images/5104b9ce778cccf990ca36548fe573f1

«Царевна-лягушка» http://img11.nnm.ru/0/d/6/a/1/c526097a5a6fbbe1ce7e14fa489_prev.jpg

«Ковёр-самолёт» http://www.zhaba.ru/_pics/vmhute9adpwkn34e.jpg

«Иван-царевич на Сером волке» http://f70.rimg.info/1908445_41decbe2b71817f6f84e4cda81b8bbfd_1.jpg

«Алёнушка» http://www.vasnecov.ru/cms.ashx?req=Image&imageid=6c771ef5-8da3-4c52-9473-4f30d49a39e6&key=main

И.Я.Билибин http://community.livejournal.com/ru_oldrussia/57716.html

«Царевна-лягушка» http://s3.gzt.ru/f/upload/picture/10/11/09/image_35979.thumbnail.jpg

«Василиса Прекрасная» http://fotki.yandex.ru/users/peressa2009/view/411629/?page=0

11 слайд

Балет http://dancerussia.ru/img/pix/1276672355_zhar_ptica.jpg

Спектакль http://www.teatrostrovok.ru/upload/iblock/c13/1%20pglcjy%20pqnehmfygd%20vxzjoac.jpg

Лубок http://www.pereskazhi.com/gallery/albums/userpics/10001/normal_pro10a.jpg

Мультфильм http://rambller.biz/uploads/posts/2011-02/1296719536_6.jpg

Девочка с книгой http://www.cuded.com/wp-content/uploads/2010/10/20101029_a_fairy_tale_by_temporary_peace.jpg

Медвежонок http://www.mytwins.ru/wp-content/gallery/st/skazki.jpg

12 слайд

Гусляр http://skazochka.ucoz.ru/doz/big/skazka_06.png

«Сивка-бурка» http://s006.radikal.ru/i214/1001/e9/f595f4b467ea.jpg

Материалы портала, которые были использованы при создании ВЭ

Беленькая Л.В. Пример последовательной подачи информации. В помощь учителю

Беленькая Л.В. Как сделать фигуру полупрозрачной? И другое… В помощь учителю Беленькая Л.В. Алгоритм уменьшения веса презентации через опцию программы Power Point «сжатие рисунков» Беленькая Л.В. Общие правила оформления презентации

Беленькая Л.В. Анимация в PowerPoint . В помощь учителю

Беленькая Л.В. Изменение формата изображения. В помощь учителю.

Беленькая Л.В. Алгоритм выполнения триггера в презентации

Беленькая Л.В. Цвет в презентации

Мосина Г. А. Работа с триггерами Занятие 2

Сказки: Кн. 1 / Сост., вступ. ст., подгот. текстов и коммент. Ю.Г. Круглова.- М.: Сов. Россия, 1988. – (Библиотека русского фольклора; т. 2).

http://ru.wikipedia.org/wiki

http://traditio.ru/wiki

http://www.bayushki.ru/tales_illustration.htm

http://www.prosv.ru/ebooks/Eremina_Uroki-liter_5kl_Kniga-uchit/5.html#n2

http://community.livejournal.com/ru_oldrussia/57716.html

http://www.ruthenia.ru/folklore/antonov1.htm

http://rusprogram.ru/f-24

http://www.tanais.info/art/vasnetsov4more.htm

http://peressa2009.narod2.ru/illyustratori/bilibin_illyustratsii_k_skazkam/

http://skazki.smeha.net/russkie/info.html

http://revolution.allbest.ru/sport/00034242_0.html

multiurok.ru

Урок литературы 5 класс. Развитие речи. Составление собственной сказки.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Подужемская средняя

общеобразовательная школа» Кемского муниципального района

Урок литературы 5 класс.

РАЗВИТИЕ РЕЧИ.

СОСТАВЛЕНИЕ ВОЛШЕБНОЙ СКАЗКИ.

Цели:

– совершенствование речевых умений, восприятия и понимания отличий волшебной сказки от литературного произведения, навыка пересказа;

– повторение «законов» волшебной сказки;

– овладение навыком создания творческих работ.

Планируемые результаты изучения темы:

Предметные умения: знать основные нормы русского литературного языка; уметь создавать письменные высказывания, осуществлять выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей.

Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):

Личностные: осознает свои трудности и стремится к их преодолению, проявляет способность к самооценке своих действий, поступков.

Регулятивные: адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, осуществляет поиск причин и пути преодоления.

Познавательные: выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы.

Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Ход урока

1. Введение в тему урока.

– Подумайте и скажите, о каком жанре устного народного творчества пойдёт речь на уроке.

(2 слайд)

…занимательный рассказ о необыкновенных фантастических событиях и приключениях.

(это сказка )

В ряду разных жанров устной народной прозы сказка занимает особое место. Это самый популярный, необычайно любимый жанр детей и взрослых.

(3 слайд)

«Что за прелесть эти сказки!» — писал в ХIX веке А. С. Пушкин.

Сказка. Какое красивое слово. Кажется, что весь мир начинает звенеть, когда ребёнок произносит это чудное слово. Звенят волшебные колокольчики, звенит волшебный лес и уносит нас в удивительный мир прекрасных и опасных приключений, фантастических чудес.

– Ребята, посмотрите на нашей выставке представлены книги. Что вы можете о них рассказать?

– Ближе с этими книгами вы сможете познакомиться в школьной библиотеке.

– Скажите, пожалуйста, а какие сказки вы уже читали?

– А есть ли у вас любимая сказка?

– Давайте вспомним некоторые сказки.

(4-11 слайд)

( На слайдах иллюстрации к русским народным сказкам.

Дети должны назвать их.)

– Назовите сказки. Что общего у этих сказок?

(Это русские народные сказки)

2. Мотивация учебной деятельности

– Давайте ещё раз вспомним, что такое сказка?

– Какие виды сказок вы знаете?

(12 слайд)

– Из каких частей она состоит?

(13 слайд)

– Что обязательно должно быть в сказке?

– Какие вам больше нравятся и почему?

– Кто сочинял сказки, которые мы изучили?

– Трудно ли быть сочинителем?

– Сочиняли ли вы когда-нибудь сказки?

3. Работа по теме урока.

Пишу –значит люблю.

М.Пришвин.

– Писать и сочинять сказки может лишь тот человек, который их любит, понимает и бережёт.

– Иван Захарович Суриков, русский поэт, писал о своих впечатлениях от чтения сказок :

Слушаю я сказку –

Сердце так и мрёт;

А в трубе сердито

Ветер злой поёт…

(14 слайд)

Александр Николаевич Афанасьев – знаменитый издатель русских народных сказок. Именно этот человек подарил многим поколениям русского народа сказки.

Особая заслуга Александра Николаевича Афанасьева в том, что он извлёк из архива Русского Географического общества хранившиеся там сказки и присоединил к ним многочисленные записи Владимира Ивановиче Даля. В сборник вошли сказки всей России. Заговорили и поведали свои истории сказки енисейские, нижегородские, костромские, московские, саратовские и многих других мест России. В этом сборнике заговорила вся русская земля.

– Вот такой прекрасный сказочник жил в России и подарил нам сказки. А мы с вами сегодня постараемся познакомиться с законами сказки и создать свою сказку.

Сегодня на уроке вы не просто окунётесь в волшебный мир сказки, но и сами попробуете сотворить свою сказку. Но сначала нам надо подготовиться к этому творческому процессу и вспомнить о сказочных «премудростях».

Знакомство с несколькими присказками, зачинами, концовками.

1-я присказка.

На море, на океане,

На острове Буяне

Стоит дуб зелёный,

Под тем дубом стол золочёный,

Садись, кушай,

Мою сказку слушай!

2-я присказка.

На море, на океане, на острове Буяне стоит дерево – золотые яблочки. По этому дереву ходит кот Баюн. Идёт он вверх – песенки поёт, идёт вниз – сказочки сказывает. Это ещё не сказка, а присказка. А сказочка вся впереди. Ушки открой и слушай.

3-я присказка.

Летела воронушка – весёлая головушка. Она летела, летела и на золотую маковку села. Хвостиком повертела, по сторонам посмотрела и опять полетела, а пёрышко нам оставила.

– Давайте подумаем. Зачем в сказке нужна присказка?

(Вводит в мир сказки, настраивает на поэтическое восприятие текста, включает творческое воображение читателя).

После присказки в волшебной сказке идёт зачин. Он напоминает нам, что все события в сказке происходят где-то, место действия нельзя определить или показать на географической карте. Все события в сказке происходят только чудесным образом.

(15 слайд)

Найдите и зачитайте зачины сказок.

– Жил себе…

– Жили-были старик со старухой…

– Однажды…

– В стары годы, в старопрежние, в красну вёсну, в тёплые лета…

– В некотором царстве, далёком (некотором) государстве жил-был царь…

– Аль потешить вас сказочкой? А сказочка чудесная: есть в ней дива дивные, чуда чудесные…

– Все волшебные сказки заканчиваются по-разному. Концовки красиво заканчивают сказку.

– Вспомните примеры концовок волшебных сказок.

(16 слайд)

Вам – сказку,

А мне – бубликов связку,

Гречневой кашки

В крашеной чашке,

Масла горшок

Да горячий пирожок.

Я там была и мёд кушала. А когда чай-то пила, по губам текло, а в рот не попало. Вот и сказке конец. Сказка вся, боле врать нельзя

– Вот, видишь, как бывает оно на свете.

– Тут и сказке конец, а кто слушал — молодец.

– И стали они в добре поживать, лиха не знать.

– И стали себе жить-поживать, добра наживать да медок попивать.

– Поехали в своё государство, пир собрали, в трубы затрубили,

в пушки запалили, и был пир такой, что и теперь помнят.

– …и теперь живёт, хлеб жуёт.

– Какую роль играют в сказке концовки?

(Делают сказку красивой и необыкновенной, настраивают нас на доброе восприятие жизни).

– Что мы можем сказать о сказочнике, обратив внимание на концовку?

(Сказочник получает благодарность, в старину его угощали. Концовка характеризует сказочника как очень доброго и весёлого человека).

– О каких ещё сказочных премудростях мы не вспомнили?

(троекратное повторение, постоянные эпитеты, победа добра над злом)

В сказках есть устойчивые выражения, которые употребляются в определённых местах:

1) шёл он долго ли, коротко ли… — когда герой путешествует;

2) ни вздумать, ни взгадать, только в сказке сказать… — при описании красоты.

(17 слайд)

Язык сказки народный. Встречаются повторыпостоянные эпитеты (красочные выражения), пословицы, поговорки.

Слова – обращения, которые используются в волшебных сказках.

Слова – обращения к героине:

– Девица красная,

– Голубка ненаглядная,

– Цветик мой,

– Лебёдушка моя белая.

Обращения к герою:

– Добрый молодец,

– Сокол ясный,

– Суженый мой.

Постоянные эпитеты.

Лес (дремучий).

Дуб (могучий).

Море (синее).

Солнце (красное.)

Стрелы (острые).

Как вы думаете, вы готовы стать сказочниками и сочинить свою сказку? А легко это сделать?

(Нет)

– Поэтому сегодня я предлагаю вам для работы объединиться в группу.

(Дети объединяются в группу)

Для того, чтобы работать в группе надо соблюдать правила.

(18 слайд)

КАК РАБОТАТЬ В ГРУППЕ.

  1. Будь добросовестным по отношению к товарищам, работай в полную меру своих сил.

  2. Слушайте каждого члена группы внимательно, не перебивая.

  3. Говорите коротко, ясно, чтобы все могли высказаться.

  4. Выступать от имени группы почетно.

4. Создание сказки.

Начинаем работу по созданию сказки. Начинаем сказку с зачина или с присказки. «Будет сказка занимательна, слушайте её, дети, внимательно».

Работа по композиционным особенностям волшебной сказки.

– Можем ли мы считать, что сказки начинаются с необычайного события?

– Каким испытаниям подвергается наш герой (героиня)?

– Сколько в сказке бывает испытаний?

– Есть ли у нашего героя (героини) друзья, которые будут ему помогать?

– Как закончится волшебная сказка?

– Выберите концовку, подходящую для вашей сказки. («Вот и сказка вся, врать больше нельзя», « Тут и сказке конец, а кто слушал – молодец!»)

– Как вы озаглавите свою волшебную сказку?

– Какое имя носит главный герой?

– Как он появился на свет?

– Опишите вашего героя.

– При составлении сказки пользуйтесь планом.

– Удачи!

(19 слайд)

План работы над собственной сказкой

1. Выбрать вид (волшебная, бытовая, о животных) и тему сказки.

2. Подобрать или придумать героев сказки исходя из её типа, героями могут быть: человек, животное, предмет.

3. Выбрать нужный зачин.

4. Использовать народные языковые обороты (пословицы, поговорки, постоянные эпитеты).

5. Составить план, схему, сюжет сказки.

6. Подобрать концовку.

7. Продумать оформление сказки.

8. Записать сказку, проверить.

– Закончив составление сказки, группа отчитывается о своей работе.

5. Рефлексия.

– Что понравилось на уроке?

– Что не получилось?

– Оцените свою работу.

6. Домашнее задание.

– Сочинить и оформить собственную сказку.

infourok.ru

С каких слов начинаются сказки 🚩 виды зачинов 🚩 Литература

Начальные строки народных сказок

Если человеку задать вопрос «С каких слов начинаются сказки?», он, скорее всего, назовет фразу «Жили-были…». Действительно, это наиболее частый зачин русских народных сказок. Кто-нибудь обязательно еще вспомнит: «В некотором царстве, в некотором государстве…» или «В тридесятом царстве, в тридесятом государстве…» – и тоже будет прав.

Некоторые сказки начинаются с обычного слова «однажды». А в иных, как, например, в сказке «Три царства – медное, серебряное и золотое» время описывается как будто конкретнее, но все же очень расплывчато, по-сказочному: «В то давнее время, когда мир божий наполнен был лешими, ведьмами да русалками, когда реки текли молочные, берега были кисельные, а по полям летали жареные куропатки…»

Русские народные бытовые сказки, больше похожие на анекдоты, обходятся без традиционных зачинов. Например, «У одного мужика была жена сварливая…» или «В одном селе жили два брата».

Подобные зачины можно встретить не только в русских народных сказках, но и в сказках других народов.

О чем же говорят все эти присказки? Все очень просто. Слушатель или читатель сразу вводится в действие, узнает, с кем, где и в какое время будут происходить сказочные события. И ждет продолжения. Важно и то, что эти фразы ритмично построены таким образом, чтобы создать определенную напевность.

Зачины авторских сказок

Если обратиться к авторским сказкам, то, конечно же, можно встретить значительно большее разнообразие зачинов. Хотя «Жили-были…» и тут будут лидировать.

У А.С. Пушкина в «Сказке о золотом петушке» собраны воедино сразу два сказочных зачина:
«Негде, в тридевятом царстве,
В тридесятом государстве,
Жил-был славный царь Дадон».

Многие сказки начинаются отнюдь не с традиционных фраз. Например, первая строчка в сказке Андерсена «Огниво» такая: «Шел солдат по дороге: раз-два! раз-два!»

Или вот для примера зачины сказочных повестей Астрид Линдгрен: «В городе Стокгольме, на самой обыкновенной улице, в самом обыкновенном доме живёт самая обыкновенная шведская семья по фамилии Свантесон». («Малыш и Карлсон») «В ту ночь, когда Рони должна была появиться на свет, грохотал гром». («Рони – дочь разбойника»)

Но и здесь можно проследить, что сказки начинаются либо с представления героя, либо с обозначения места действия, либо говорят о времени.

Очень редко можно встретить сказки, начало которых посвящено пространным описаниям. Обычно зачины достаточно динамичны.

Например, один из любимейших российских детских поэтов Корней Иванович Чуковский без предисловий, сразу, будто на бегу вводит читателя в гущу сказочных событий. «Одеяло убежало, улетела простыня, и подушка, как лягушка, ускакала от меня». («Мойдодыр») «Скачет сито по полям, а корыто по лугам». («Федорино горе»)

Хороший зачин в сказке важен. От него зависит настрой, с которым слушатель или читатель погрузится в повествование.

Связанная статья

Александр Роу: биография, творчество, карьера, личная жизнь

www.kakprosto.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *