Тема урока: «Вторая жизнь песни».
5 класс 5 урок
Цель: Углубление представлений учащихся о музыке, основанной на использовании народной песни.
Задачи урока:
Тип урока: комбинированный, с использованием ИКТ.
Вид урока: расширение и усвоение новых знаний.
Планируемые результаты изучения: Понимать особенности русской народной музыкальной культуры. Проявлять эмоциональный отклик на выразительность и изобразительность в музыке.
Необходимое оборудование и материалы: Компьютер, аккордеон.
Музыкальный материал: «Камаринская» рус. нар. п., «Камаринская» П. Чайковский, «Симфония №4», П.И. Чайковский, «Концерт №1» П.И. Чайковский, «Проводы Масленицы» Римский – Корсаков.
Ход урока.
Музыкальное приветствие.
II. Основная часть.
1. Актуализация знаний
Повторить основные моменты предыдущего урока, с творчеством каких композиторов мы знакомились? Дать определения: песня без слов, баркарола,
Песни без слов – это небольшое инструментальное произведение лирического характера. Баркарола – песня на воде.
Вступительная беседа.
Только в XVIII веке впервые стали изучать и записывать народную песню, появились первые сборники народных песен с напевами. Поэты и писатели обращались к народной песне, как источнику русской поэзии, русского литературного языка.
А как вы думаете, могут ли композиторы использовать народную музыку в своем творчестве?
Со вниманием и любовью изучают музыкальный фольклор композиторы. Народное творчество, как неиссякаемый родник, питает их чудесными мелодиями. Подсказывает сюжеты и темы. Особенно привлекали композиторов богатейшие сокровища мелодий народных песен и плясок – музыкальный язык народа. К нему постоянно обращались и обращаются композиторы, подобно тому, как писатели и поэты пользуются богатствами народной речи.
Но помимо простых обработок, когда песня остаётся песней, независимо от того сохранена она как вокальное сочинение, или изложена для какого – либо инструмента или оркестра, мы с вами знаем и более сложные типы обработок. Давайте вспомним, как называется музыкальная форма, когда звучит тема с изменениями?
Ответы детей: Музыкальная форма, в которой звучит тема с изменениями, называется вариации.
2. Формулирование темы урока.
– Сформулируйте тему сегодняшнего урока.
– Ответы детей: Мы будем говорить о связи народной песни с композиторской.
– Сегодня мы поговорим на тему: «Вторая жизнь песни».
– Исходя из темы, определите цель нашего урока.
Ответы детей: Познакомиться с творчеством композиторов в основу которых положены мелодии народных песен.
Планирование деятельности.
– А теперь давайте составим план, работы на уроке. Прочитайте, что получилось. В конце урока мы посмотрим, успеем ли мы все выполнить?
Вот что говорил о значении народного творчества С. Рахманинов: «Разнообразие народного песенного материала в России почти беспредельно. На огромных пространствах страны объединены разные народы. У них различные языки и различные песни. У меня создалось убеждение, что в тех странах, которые особенно богаты народными песнями, естественно развивается великая музыка».
К народной песне обращались композиторы разных поколений. Включая народные напевы в свои крупные инструментальные произведения, композиторы давали им вторую жизнь.
Давайте послушаем песню, разберем характер и вспомним отличительные черты народной от композиторской.
1. Русская народная песня «Камаринская»
(ответы уч-ся)
Тему русской народной песни «Камаринская» использовали многие композиторы. П. Чайковский в «Детском альбоме предложил свой вариант обработки этой песни. Давайте послушаем и сравним.
Задание 1, 2. Послушать произведения П. Чайковского.
2. «Камаринская» П. Чайковский.
3. «Камаринская» Глинка
(ответы уч-ся)
– А какие еще произведения Чайковского вы знаете, где он использовал народные песни?
– Давайте послушаем знакомое вам произведение, вспомним, как оно называется, и какую народную песню он использовал?
4. «Концерт №1» П. Чайковский.
(ответы уч-ся)
Охарактеризуйте это произведение.
Послушайте еще одно произведение композитора, вспомните, как оно называется и тему какой песни он использовал в этом произведении?
5. «Симфония №4. Финал» П. Чайковский.
6. Народная «Во поле березка стояла»
(ответы уч-ся)
– Как развивается мелодия этой песни в симфонической музыке?
(ответы уч-ся)
– Какой вывод можно сделать?
– Песням композитор дал вторую жизнь.
М.И. Глинка говорил: «Создаёт музыку народ, а мы, художники, только её аранжируем».
Другим ярким представителем русских композиторов является Н. А. Римский-Корсаков В своих симфонических произведениях и операх, композитор использует мелодии разного характера. Например, Белочка , в опере «Сказка о царе Салтане» , используется мелодия русской народной мелодии «Во саду ли, в огороде» .
7. «Во саду ли в огороде» из оперы «Сказка о царе Салтане»
8. «Во саду ли в огороде» народная.
Николай Андреевич Римский-Корсаков, говорил так: «Мой род — это сказка, былина… и непременно русские». Он хорошо знал и любил музыку Глинки. Римский-Корсаков — композитор-сказочник, так как из пятнадцати опер девять написаны им на сюжеты русских сказок и былин. В своем творчестве он использовал народный фольклор. С какими произведениями этого композитора мы знакомы?
(ответы уч-ся)
Сегодня мы послушаем сцену «Проводы Масленицы» из оперы «Снегурочка».
9. «Проводы Масленицы» из оперы «Снегурочка».
В опере «Снегурочка» в сцене проводов Масленицы композитор использовал подлинные народные тексты и мелодии. Здесь звучат календарные песни “А мы Масленицу дожидаем…”; “Коледа – маледа”; “Ой, честная масленица”.
10. Проводы Масленицы «А мы просо сеяли»
Беседа по характеру.
Какой можно сделать вывод?
Вывод: Народная песня помогла создать картину народного праздника.
IV. Подведение итогов.
– Посмотрите на план. Все ли мы успели сделать?
– Что самое главное необходимо запомнить с урока?
Как вы оцениваете свои знания? (самооценка, взаимооценка).
Разделы: Музыка, Конкурс «Презентация к уроку»
Класс: 5
Загрузить презентацию (42 МБ)
Данный урок разработан к учебнику “Музыка. 5 класс” Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской. Главная особенность данного урока, что учащиеся с помощью интерактивной игры знакомятся с основными понятиями “второй жизни песни”, а также осваивают музыкальный материал. Ученики являются непосредственными участниками урока, самостоятельно находят ответы на вопросы. Урок проходит очень весело и активно, дети не устают. Элемент соревновательности добавляет лишней мотивации для освоения нового.
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Предмет____Музыка, класс 5_________________
Урок №____8_________________________
Тип урока: Урок “открытие” нового знания
Деятельностная цель: формирование способности обучающихся к новому способу действия, а именно к исследованию и анализу.
Образовательная цель: расширение понятийной базы по предмету “музыка” за счёт включение в неё новых элементов, таких как интерпретация (трактовка), обработка.
Формирование УУД:
Личностные действия: нравственно-этическая ориентация, смыслообразование.
Регулятивные действия: прогнозирование, контроль, саморегуляция
Познавательные действия: постановка и решение проблемы
Коммуникативные действия: планирование учебного сотрудничества, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
Этап урока | Цели и задачи этапа | Личностные результаты | Метапредметные результаты | Способы достижения |
Организационный | Настроить детей на работу, задать основной тон урока | Нравственно-этическая ориентация | Начало планирования учебного процесса | Приветствие, рассуждение |
Опрос по заданному материалу | смыслообразование | В процессе работы над заданием у детей формируется умение анализировать и думать | Устные ответы | |
Изучение нового материала | Подведение к теме урока, к самостоятельному осмыслению понятий | смыслообразование | Усвоение понятия интерпретация и обработка. Постановка и решение проблемы | Игровая форма |
Закрепление учебного материала | Убедиться, что материал урока усвоен | контроль | Саморегуляция, прогнозированаие | Диалог |
Задание на дом | Добиться понимания изученных на уроке понятий | Нравственно-этическая ориентация | Умение выражать свои мысли в соответствии с задачей | Самостоятельная творческая работа |
Структура урока комплексного применения знаний и умений (урок – новая тема)
1) Организационный этап.
2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.
3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
“Ребята, давайте попробуем определить тему урока. Посмотрите на экран…”
Презентация. Слайд 2.
4) Первичное закрепление, ПЕРЕХОД К НОВОМУ. “Давайте поиграем в викторину, у вас есть возможность заработать хорошие оценки”. Слайд 3-5
5) Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания) “Послушайте музыку и скажите, что изменилось?” Слайд 6
6) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению, слайд 7
Текст к слайду “Необходимо найти свой вариант песни, когда в результате ее обработки или другой интерпретации она стала звучать по-другому. Нужно описать первоначальный и конечный вариант, объяснить, что изменилось”
7) Физкультминутка – поем и выполняем движения под музыку Р.Паулса “Что манит птицу”
7) Рефлексия (подведение итогов занятия)
8) Настрой на позитив. Поем вместе. Перед началом пения получить ответ на вопросы: Зачем мы поем? Чего можно добиться с помощью пения?
Вы ищете выпускных песни для своих учеников 5-го класса церемония “подъема”? У меня есть неплохой список из 16 песен, которые оживят ваше слайд-шоу на выпускном и заставят любого учителя или родителя расплакаться, вспоминая воспоминания, которыми они поделились с группой учеников. Продолжайте читать выпускных песен , чтобы найти идеи для слайд-шоу и музыкальных выступлений во время церемонии вручения дипломов!
За 11 лет преподавания 6 лет я провел в 5 классе. Так вот, это чуть больше, чем 1/2. (Да, моя любовь к дробям сохраняется!) Но, по правде говоря, даже когда я был учителем 4-го класса, я называл себя учителем 5-го класса в теле учителя 4-го класса .
Видите ли, 2 года из 4-х, что я преподавал четвероклассникам, я действительно учил их, потому что у меня был скрытый мотив — мой уровень в классе колебался от 4-го к 5-му. Мне посчастливилось пройти цикл дважды, и я очень рекомендую его, если у вас когда-нибудь будет такая возможность, поскольку циклирование дало мне самый удивительный опыт в моей преподавательской карьере по сравнению со всем остальным, что я мог бы назвать в этом списке.
Видишь ли, когда ты зацикливаешься на детях, ты проводишь с ними два года. Да, даже те, которые сводят вас с ума — если они решат остаться с вами — и большинство моих учеников всегда предпочитали остаться со мной еще на год.
Два года, проведенные с одной и той же группой студентов, действительно усилили все причины, по которым я стал учителем. У меня есть два года, чтобы произвести впечатление! В течение этого второго года у меня была возможность подправить вещи, которые шли не так хорошо, чтобы еще больше удовлетворить потребности моих учеников, а также время от времени расслабляться и получать немного больше удовольствия, потому что СКОЛЬКО ВРЕМЕНИ ЭКОНОМИТСЯ зацикливание. Осмелюсь сказать, мой первый возврат в 5-й класс был, когда я стал учителем, который мог расслабиться немного. А те детишки, которые сводили меня с ума, ну, они добились наибольшего социального, эмоционального и академического роста на втором курсе и действительно стоили «проблем».
Примечание. Некоторые ссылки в этом посте являются партнерскими. Это означает, что я являюсь участником партнерской программы Amazon Services LLC, партнерской рекламной программы, предназначенной для предоставления сайтам средств для получения платы за рекламу за счет рекламы и ссылок на amazon.com. Читайте мое полное раскрытие здесь.
Итак, сегодня я зашел не для того, чтобы рассказать вам все о зацикливании, но та часть, что в душе учитель 5-го класса ДЕЙСТВИТЕЛЬНО важна. Итак, если вы учитель 5-го класса, я могу просто знать, через что вы сейчас проходите.
…ваши ученики сводят вас с ума, потому что все их гормоны взрываются в их психике…
…внезапно они кажутся больше похожими на своих школьных брата или сестру или на собственную выдумку как выглядит школьник и меньше, как тот маленький ребенок, которого вы встретили в начале года. ..
И вам может понадобиться один из этих 😂
…но больше всего вы начинаете понимать насколько вы будем скучать по ним , поскольку вы отправляете их в «неизвестное» средней школы.
Я чувствую тебя! И я чувствую вас еще сильнее, потому что я всегда был учителем 5-го класса, который собирал слайд-шоу на уровне нашего класса для нашей церемонии 5-го класса. Мне пришлось скомпилировать музыку и картинки в PowerPoint с входами и выходами и забавными анимациями (и ЧАСАМИ просмотра снова и снова, чтобы отредактировать #allthethings). Примечание: ознакомьтесь с этой замечательной программой, если у вас нет времени делать все с нуля в этом году!
Я хотел бы сказать, что создание слайд-шоу означало, что я мог быть хладнокровным во время церемонии — но нет, я никогда не мог оставаться сухим, когда сидел, думая о нашем годе (или двух) вместе, и все воспоминания и достижения, которые сделали мои ученики, но больше всего одна мысль о звуке их голосов или их забавных личностях довела бы меня до слез.
Итак, какие песни были моими абсолютными фаворитами для включения в наше слайд-шоу 5-го класса и церемонию “продвижения вверх”?
1) «Вечно молодой» Боба Диллана (Эта версия — моя САМАЯ ЛЮБИМАЯ! Оооо, текст!)
2) «Вечно молодой» Рода Стюарта этот список! Это более оптимистичная версия Forever Young, которую я определенно использовал несколько раз.
3) “Мое желание” от Rascal Flatts
4) “Я буду помнить тебя” от Сары Маклахлан
5) “Скатертью дорога (Время твоей жизни)” от Green Day
6) Я надеюсь на твой танец, Ли Энн Вомак
***7) Величайший в мире, Р. Келли
***8) Я верю, что умею летать, Р. Келли
***9) Зал славы по сценариям с участием Will.i.am (у меня мурашки по коже поют эти три!)
10) Life is a Highway от Rascal Flatts
11) Dynamite от Taio Cruz
12) The Time of My Life от Black Eyed Peas
*** Во время нашей церемонии 5-го класса наши ученики всегда исполняли школьную песню и одну или две другие песни, которые мы выбрали. Это три лучшие песни, которые наш учитель музыки научил пятиклассников исполнять во время нашей церемонии награждения пятиклассников. Судя по всему, у нас есть кое-что для Р. Келли?!?!?
Если вы хотите держаться подальше от современной поп-музыки или пойти по более простому пути, тексты в этом наборе для выпускников потрясающие. Мне больше всего нравится “Смотри, как мы идем своим путем”. Он поставляется с распечатанными нотами, текстами песен и студенческими партиями, а также компакт-диском с полным исполнением (студенты поют фальшиво, кто-нибудь?!?) и инструментальными треками, чтобы легко удовлетворить ваши потребности в церемонии. 10-12 — это некоторые из бодрых песен, с которых мы любим начинать наши слайд-шоу.
Поскольку прошло несколько лет с тех пор, как я отправил группу пятиклассников и должен был составить список музыки для слайд-шоу, я думаю, вы могли бы добавить «Happy» и «Can’t Stop the Feeling», чтобы обновить этот список. “Лучший день в моей жизни” американских авторов – еще один мой фаворит, и я добавлю немного “Воображай драконов” “На вершине мира” для ровного счета. Поверь мне, ты нужно, чтобы эти бодрые песни с по уравновесили сочные песни, которые заставят всех плакать!
Я действительно мог бы продолжать и продолжать. Я люблю музыку… и сентиментальные песни с большим количеством символизма… Но из этого списка, я думаю, я дал вам лучшее, что я могу вспомнить за годы церемоний “проводов”.
Я создал плейлист на YouTube, к которому вы можете получить доступ и который включает большинство этих песен.
Думаю, одной из наших целей во время церемонии 5-го класса всегда было заставить плакать родителей, бабушек и дедушек, друзей и членов семьи. Что ж, если подумать о том, как быстро проходят начальные годы (серьезно, в мгновение ока год или даже два прошли с группой детишек! Я всегда мог только представить, каково было родителям, когда ребенок входит в детском саду, и теперь наблюдайте, как они проходят одну из своих самых важных вех — окончание начальной школы.0009
Итак, у вас есть список из более чем 16 песен, которые идеально подойдут для любого выпускного или церемонии перехода в 5-й класс . Есть ли у вас любимая песня, которую вы используете на выпускном вечере 5 класса или церемонии вручения дипломов 5 класса?
Хотите получить любую из этих песен (цифровые загрузки в формате MP3) с Amazon? Я составил для вас полезный список:
«Вечно молодой» Боба Диллана
«Вечно молодой» Рода Стюарта
«Мое желание» Раскала Флаттса
Я буду помнить тебя, Сара Маклахлан
Скатертью дорога (Время твоей жизни) от Green Day
Я надеюсь, что твой танец, Ли Энн Вомак
Величайший в мире, Р. Келли
«Жизнь — это шоссе» от Rascal Flatts
«Динамит» от Taio Cruz
«Время моей жизни» от Black Eyed Peas
Классы K-2 Знакомство с цифровыми гражданами
Как мы совмещаем наше время с технологиями?
Медиа-баланс и благополучие
Как обеспечить безопасность в Интернете?
Конфиденциальность и безопасность
Какие следы вы оставляете в сети?
Цифровой след и идентификация
Как вы можете проявить доброту в Интернете?
Отношения и общение
Как вы заступаетесь за людей, которые вам небезразличны?
Киберзапугивание, цифровая драма и разжигание ненависти
Откуда вы знаете, что то, что вы видите или слышите, правда?
Новости и медийная грамотность
Детский сад
Как найти баланс между онлайн- и офлайн-активностями?
Вступительная песня
Как вы прощаетесь с технологиями, если не хотите?
Медиа-баланс и благополучие
Как вы безопасно посещаете Интернет?
Конфиденциальность и безопасность
1-й класс
Как мы можем быть безопасными, ответственными и уважительными в Интернете?
Вступительная песня
Почему важно прислушиваться к своим ощущениям при использовании технологий?
Медиа-баланс и благополучие
Как обеспечить безопасность при посещении веб-сайта или приложения?
Конфиденциальность и безопасность
2-й класс
Как мы можем быть хорошими цифровыми гражданами?
Вступительная песня
Почему так важно, чтобы в нашей жизни были моменты без гаджетов?
Медиа-баланс и благополучие
Какую информацию я должен держать при себе при использовании Интернета?
Конфиденциальность и безопасность
Какую информацию можно содержать в цифровом отпечатке?
Цифровой след и идентификация
Как мы все являемся частью интернет-сообщества?
Отношения и общение
Что делать, если кто-то обижает вас в Интернете?
Киберзапугивание, цифровая драма и разжигание ненависти
Как вы можете отдавать должное работе других людей?
Новости и медийная грамотность
3 класс
Как цифровые граждане берут на себя ответственность за себя, свои сообщества и свой мир?
Медиа-баланс и благополучие
Как надежный пароль может защитить вашу конфиденциальность?
Конфиденциальность и безопасность
Как то, что я размещаю в Интернете, влияет на мою личность?
Цифровой след и идентификация
Что делает интернет-сообщество сильным?
Отношения и общение
Что делать, если кто-то использует грубые или оскорбительные выражения в Интернете?
Киберзапугивание, цифровая драма и разжигание ненависти
Почему люди изменяют цифровые фотографии и видео?
Новости и медийная грамотность
4 класс
Что влияет на выбор здорового носителя?
Медиа-баланс и благополучие
Какой информацией о себе можно делиться в Интернете?
Конфиденциальность и безопасность
Как наша онлайн-активность влияет на цифровые следы нас самих и других?
Цифровой след и идентификация
Как я могу быть позитивным и получать удовольствие, играя в онлайн-игры, и помогать другим делать то же самое?
Отношения и общение
Как мы можем быть честными, когда сталкиваемся с киберзапугиванием?
Киберзапугивание, цифровая драма и разжигание ненависти
Какие у вас есть права и обязанности как у автора?
Новостная и медийная грамотность
5 класс
Что означает для меня баланс мультимедиа?
Медиа-баланс и благополучие
Что такое кликбейт и как его избежать?
Конфиденциальность и безопасность
Как гендерные стереотипы влияют на наш опыт в Интернете?
Цифровой след и идентификация
Как вы защищаете дружбу в Интернете?
Отношения и общение
Что такое киберзапугивание и что вы можете сделать, чтобы остановить его?
Киберзапугивание, цифровая драма и разжигание ненависти
Каковы важные части новостной статьи в Интернете?
Новости и медийная грамотность
6 класс
Как нам сбалансировать использование цифровых медиа в нашей жизни?
Медиа-баланс и благополучие
Как защититься от фишинга?
Конфиденциальность и безопасность
Каковы преимущества и недостатки представления себя в Интернете различными способами?
Цифровой след и идентификация
Как безопасно общаться с людьми, которых вы встречаете в Интернете?
Отношения и общение
Как снизить остроту цифровой драмы, чтобы она не зашла слишком далеко?
Киберзапугивание, цифровая драма и разжигание ненависти
Как найти достоверную информацию в Интернете?
Новости и медийная грамотность
7 класс
Какова ваша стратегия поиска баланса между СМИ?
Медиа-баланс и благополучие
Как компании собирают и используют данные о вас?
Конфиденциальность и безопасность
Как наши цифровые следы могут повлиять на наше будущее?
Цифровой след и идентификация
Как социальные сети влияют на наши отношения?
Отношения и общение
Что вы можете сделать в случае киберзапугивания?
Киберзапугивание, цифровая драма и разжигание ненависти
Какие права на добросовестное использование есть у вас как у создателя?
Новости и медийная грамотность
8 класс
Как цифровые медиа пытаются вас зацепить и что вы можете с этим поделать?
Медиа-баланс и благополучие
Как защитить свою конфиденциальность в Интернете?
Конфиденциальность и безопасность
Как использование социальных сетей влияет на наши цифровые следы?
Цифровой след и идентификация
Каковы риски и возможные последствия секстинга?
Отношения и общение
Как реагировать на разжигание ненависти в Интернете?
Киберзапугивание, цифровая драма и разжигание ненависти
Как мы должны реагировать на последние новости?
Новости и медийная грамотность
9 класс