Устное народное творчество 5 класс конспект урока: Конспект урока литературы в 5 классе. Тема урока: «Устное народное творчество. Фольклор».

Урок литературы в 5 классе УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО. ПОНЯТИЕ О ФОЛЬКЛОРЕ

Урок литературы в 5 классе

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО. ПОНЯТИЕ О ФОЛЬКЛОРЕ

Цели деятельности учителя: дать понятие о фольклоре; развивать речь учащихся; помочь овладеть умениями складывать частушку и использовать приобретенные знания для создания творческих работ.

Планируемые результаты изучения темы:

Предметные умения: знать малые фольклорные жанры, их отличительные особенности, причины возникновения и цель создания малых жанров фольклора; уметь воспринимать и анализировать поэтику детского фольклора.

Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):

Личностные: испытывает положительное отношение к учению, познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные: осознает познавательную задачу; читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материалах учебников, рабочих тетрадей.

Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

Рождение устного народного творчества затерялось где-то в глубине веков. Что значит «устное»? (Уста — губы, рот.)

Передававшиеся из уст в уста, от одного поколения к другому, сказки, пословицы, загадки всегда отображали мечты и чаяния народа о радостном и плодотворном труде, о победе добра над злом, о справедливости, о вере в лучшее будущее. Веками люди оттачивали созданные произведения, переделывая, дополняя, создавая новые варианты. Мудрость, смекалка, удалое веселье, задиристость, напевность сконцентрировались в устном народном творчестве.

В наши дни этот вид творчества продолжает развиваться, он отражает фантастичность и реалистичность современных сюжетов.

II. Чтение статьи в учебнике об устном народном творчестве.

Беседа по вопросам:

1. Что такое «фольклор»?

2. Устное народное творчество — это жанр (genre (фр.) – вид) литературы. Назовите малые жанры этого творчества. (Пестушка, потешка, закличка, прибаутка, считалка, приговорка, скороговорка, загадка, часшушка, сказка.)

Задания учебника 2 (размышляем о прочитанном), 1, 2 (обогащаем свою речь) на с. 8.

III. Беседа о малом жанре устного творчества — загадке.

«Если бы меня попросили назвать самое поэтическое явление, созданное человеком с помощью слова, я, не задумываясь, сказал бы: это загадки» (Ю. Г. Круглов).

Что же такое «загадки»? Загадки – это иносказательное изображение предметов и явлений действительности или их описание, которое предлагается разгадать.

Но все загадки разные, и иносказательность есть не во всех. Вот, например, в загадке «Поле не мерено, овцы не считаны, пастух рогат» иносказательно представлены небо, звезды, месяц. А в загадке «Маленькая, легонькая, а за хвост не поднимешь» нет иносказания, а есть описание ящерицы и момента в ее поведении.

Есть загадки-вопросы. «Без чего человеку жить нельзя?» — «Без имени». Такие загадки требуют неординарного мышления. Нужно из громадного количества возможных ответов дать один, с каким согласились бы все. Да! Человек не может жить без еды, без воды, без воздуха. Но ведь не только человек не может обойтись без еды, воды и воздуха. Животные тоже не могут обходиться без них! Но только человеку дается имя. Значит, с ответом — «Без имени» — согласятся все.

Еще один вид загадки-задачки. Вот, например, такая: «Шел охотник по лесу. Увидел на дереве трех ворон и выстрелил. Одну он убил. Сколько ворон осталось на дереве?» Ответ: «Осталось две вороны». Но это не так. Одну он убил, а остальные улетели.

Загадки развивают наблюдательность, активизируют мыслительную деятельность, тренируют сообразительность.

СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЯ

Сходство всех четырех видов загадок — в их построении. Композиция состоит из двух частей: первая — вопрос, вторая — ответ. Загадки-иносказания и загадки-описания отличаются от загадок-вопросов и загадок-задач тем, что они созданы на основе поэтической образности, большого количества художественных деталей.

Загадки-вопросы и загадки-задачи сильны своей логикой, игрой ума.

IV. Обучение составлению своей загадки.

1. Загадка-иносказание.

Важно, чтобы учащиеся смогли сопоставить один предмет с другим. Например, учитель показывает рисунок гриба мухомора, крупного, нагнувшегося под тяжестью своей шляпки. Сообщает, что гриб уже давно вырос, ему тяжело стоять прямо, значит, этот гриб — старожил леса, или «старичок». Его шляпку можно сравнить с колпачком. А теперь загадка уже почти сложилась:

Стоит в лесу старичок,

Надел красный колпачок.

2. Загадка-описание

Учитель предлагает учащимся представить себе горную реку. Подбираются глаголы-синонимы, характеризующие движение реки: бежит, катится, шумит, несется. Можно обратить внимание учащихся на то, что поток никогда не кончается. И вновь происходит рождение загадки:

Бежит — бежит, шумит — шумит, а все никак не вытечет. (Река.)

Работу можно продолжить в виде конкурса, где для подведения итогов выбирают жюри.

Аналогичную работу можно провести и по жанру частушки, используя соответствующий материал. В старших классах учитель обращает внимание учащихся на то, что в загадках, частушках и других малых жанрах устного народного творчества наблюдаются такие художественные средства выразительности, как метафора, оксюморон, сравнения, антитеза, отрицание, эпитет, гипербола; иначе — широко используются средства языка.

V. Запись учащимися загадок, составленных дома, обсуждение в классе.

Домашнее задание: прочитать из учебника статью «Русские народные сказки» (с. 8-10).

ЛИТЕРАТУРА

1. Андронников, И. Л. Михаил Юрьевич Лермонтов [Текст] / И. Л. Андронников.—М.; Л., 1953.

2. Аникст, А. Даниель Дефо [Текст] / А. Аникст. — М. Детгиз, 1957.

3. Белинский, В. Робинзон Крузо [Текст]: роман для детей / В. Белинский. — М., 1954.

4. Беляев, А. А. Эстетика [Текст]: словарь / А. А. Беляев, Л. И. Новикова, В. И. Толстых. М. Политиздат, 1989.

5. Богословский, В. Джек Лондон [Текст] / В. Богословский. — М.: Просвещение, 1964.

6. Бородулин, В. И. Российский энциклопедический словарь [Текст] / В. И. Бородулин [и др.]. — М.: БРЭ, 2000.

7. Гоголь, Н. В. О литературе [Текст] / Н. В. Гоголь. — М., 1952.

8. Еремина, О. А. Уроки литературы в 5 классе [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.prosv.ru

9. Коровина. В. Я. Литература в 5 классе [Текст]: учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электронном носителе: в 2 ч. / В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин. – М.: Просвещение, 2012.

10. Коровина, В. Я. Читаем, думаем, спорим… [Текст]: дидактические материалы. 5 кл. / В. Я. Коровина. — М.: Просвещение, 2011.

11. Коровина. В. Я. Литература в 5 классе [Текст]: методические советы / В. Я. Коровина, И. С. Збарский. М.: Просвещение, 2004.

12. Коровина, В. Я. На подступах к риторике [Текст] / В. Я. Коровина. — М., 1996.

13. Курдюмова, Т. К. Уроки литературы [Текст] / Т. Н. Курдюмова. — М.: Просвещение, 1970.

14. Литература. 5 класс [Текст]: поурочные планы по учебнику-хрестоматии Т. Ф. Курдюмовой / авт.-сост. Т. М. Амбушева. — Волгоград: Учитель, 2007.

15. Литература. 6 класс [Текст]: поурочные планы по учебнику Т. Ф. Курдюмовой / авт.-сост. О. А. Финтисова. — Волгоград: Учитель, 2009.

16. Литература. 5 класс [Текст]: рабочая программа по учебнику В. Я. Коровиной, В. П. Журавлева, В. И. Коровина / авт.-сост. Г. В. Цветкова. — Волгоград: Учитель, 2012.

17. Лотман, Ю. М. А. С. Пушкин [Текст] / Ю. М. Лотман. — Л.: Просвещение, 1983.

18. Мощанская, О. Л. Зарубежная литература [Текст] / О. Мощанская [и др. ]. – Нижний Новгород: Русский купец: Братья славяне, 1994.

19. Ромм А. Марк Твен и его книги о детях [Текст] / А. Ромм. — Л.: Детгиз, 1958.

20. Русский язык за рубежом [Текст]: журн. — 1983. — № 2.

21. Рыкова, Н. Писатели Франции [Текст] / Н. Рыкова. — М.: Просвещение, 1964.

22. Тимофеев, С. И. Словарь литературоведческих терминов [Текст] / С. И. Тимофеев, С. В. Тураев. — М.: Просвещение, 1974.

23. Урнов, Д. М. Робинзон и Гулливер [Текст] / Д. М. Урнов. — М.: Наука, 1973.

24. Флоринский, С. М. Русская литература [Текст] / С. М. Флоринский. — М.: Просвещение, 1967.

25. Черневич, М. Послесловие [Текст] / М. Черневич. — М., 1961.

26. Чернявская. К. С. Зарубежная детская литература [Текст] / И. С. Чернявская. — М.: Просвещение, 1982.

27.Использован материал пособия: Литература. 5 класс: поурочные планы по учебнику хрестоматии Т. Ф. Курдюмовой / авт.-сост. Т. Н. Амбушева. Волгоград: Учитель, 2007.

28. По материалам Н. В. Ефименко. URL: http://festival.1september.ru/articles/596888

Конспект у рока 5 класс . Устное народное творчество.

Паляничка Ольга Викторовна,

учитель русского языка и литературы, специалист

ГУ «Луганская школа № 38»

имени К.Е Ворошилова

kushnarevao@mail.

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Литература

Класс 5

Урок № 12

Тема урока: Устное народное творчество. Фольклор.

Тип урока: урок обобщения изученного

Цель: актуализировать знания, учащихся по теме «Устное народное творчество»; углубить знания детей о русском фольклоре; привить интерес к произведениям устного народного творчества.

Задачи урока

Предметные: Обобщит знание учащихся на тему «Фольклор» учить различать понятия пословица, поговорка, сказка, загадка, былина, скороговорка. Развивать чувство языка, умения и навыки связной речи, речевую культуру.

Метапредметные: Формировать у учащихся положительное отношение к учению, формировать приобретённые знания и умения, совершенствовать имеющиеся. Обучать учащихся строить монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в парах, работать в группах.

Личностные: Совершенствование духовно – нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов.

Методы: Репродуктивные, словесные, групповые.

УМК Коровина В.Я

К68 Литература. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций.

В 2 ч. Ч. 1 / В.Я Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин.- 6-е изд. – М. : Просвещение, 2016.- 303 с.

Аркин И.И. Уроки литературы в 5-6 классах: Практическая методика: Кн. Для учителя. – М. Просвещение, 1996.

Ерёмина О.А. Поурочное планирование по литературе: 5 кл.

: Методическое пособие к учебнику-хрестоматии Коровиной В.Я. и др. «Литература. 5 кл.» / О.А. Ерёменко. – М.: Изд-во «Экзамен», 2006

Средства обучения: Проектор, раздаточный материал (карточки с заданием), иллюстрации учащихся.

ХОД УРОКА

I Организационный момент.

Приветствие учителя

II Актуализация знаний, умений и навыков

1) Мотивация учебной деятельности

-Записи на доске: «Что за прелесть эти сказки!» А.С. Пушкин. Учитель: Сегодня итоговое занятие по теме “Устное народное творчество. Фольклор”.

На доске записана тема: «Устное народное творчество. Фольклор». Учитель: Как вы понимаете, что такое устное народное творчество?

( Слайд)

2) Фронтальный опрос

Учитель: С какими жанрами устного народного творчества, фольклора вы знакомы?

Ученик: Это и песни, и потешки, частушки, считалки и загадки, скороговорки, небылицы, пословицы, поговорки и, конечно, сказки.

Учитель: Угадайте жанры фольклора. (слайд)

Учитель: И зимой и летом одним цветом.

Ученик: Елка.

Учитель: Круглая, а не месяц; желтая, а не масло; с хвостиком, а не мышь. Ученик: Репа.

Ученик:(Загадки).

Учитель: Иди, дождик, дождичек, пробуравь землицу, дай нам водицу! Ученик: Закличка.

Учитель: Улитка, улитка, высуни рога, дам тебе пирога.

Ученик: Приговорка.

Учитель: На дворе трава, на траве дрова.

Ученик: Скороговорка.

Учитель: Раз, два, три, четыре, пять –

Собралась ведьма умирать;

Черти-то звонят, Ведьмушку хоронят.

Ученик: Считалка.

Учитель: Знаете ли вы малые жанры фольклора? Назовите их. Ученик: Пословицы и поговорки — отражение народной мудрости. Они являют блистательную краткость народного языка, живость разговорных интонаций.

Учитель: Что такое поговорка и пословица

Ученик: Поговорка — законченное суждение, а пословица — часть суждения.

Учитель: Пословица недаром молвится. Глупая речь не пословица. Красна речь пословицей. Учитель: Вспомните несколько пословиц. Учитель: Употребляете ли вы их в своей речи? Учитель: Объясните смысл пословиц и поговорок. Учитель: Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. Учитель: Слово не стрела, а хуже стрелы разит. Учитель: Любишь кататься, люби и саночки возить. Учитель: С кем поведешься, от того и наберешься. Учитель: Не копай другому яму, сам туда попадешь. Физкультминутка.

Учитель:. Любимый жанр фольклора у детей и взрослых — загадки. Учитель: Загадками испытывается сообразительность человека. Учитель: Какие загадки вы приготовили своим товарищам? Учитель:

Какие однокоренные слова можно подобрать к слову загадка? Ученик: загадочный, загадать, гадать, гадалка.

3) Работа в парах: загадывание загадок

Учитель: Сказку любят все.

(Слайд) Учитель: “Что за прелесть эти сказки!” — писал А.С. Пушкин. Учитель: А что такое сказка?

Ученик: Сказка — занимательный рассказ о необыкновенных событиях и приключениях. Учитель: Подберите однокоренные слова к слову “сказка”? Ученик: Сказать, рассказывать, сказочный, сказочник.

Учитель: Кто автор сказок? Учитель: Как сказки дошли до нас? Когда сказка вошла в вашу жизнь? — Есть ли у вас любимые сказочные герои? 4) Дидактическая игра «Лучший знаток народных сказок».

(Слайд) Учитель: Какие знаете сказочные элементы?

Ученик: присказка, зачин, концовка, постоянные эпитеты, повторы Учитель: Кто больше знает сказочные зачины? Ученик: «Жил да был.”, “Жили-были.”, “В некотором царстве, в некотором государстве.”, “За тридевять земель, в тридесятом царстве.”, “В старые годы у одного царя было три сына.”. Учитель: На какие виды делятся сказки?

Ученик: Волшебные, бытовые, сказки о животных. Учитель: Назовите цели видов сказок. Ученик: Цель волшебных сказок — испытать героя, вступившего в борьбу с волшебными силами. Ученик: Цель сказок о животных — весело и поучительно рассказать о проделках животных, показать пороки и достоинства человека.

5)Инсценировка сказок. Учащиеся заранее готовят инсценировку сказок (“Репка”, “Три медведя”), делятся на 2 группы и показывают сказки.

Определяют, к какому виду сказок относятся.

Ученики: Инсценировка сказок.

(“Репка”, “Три медведя”).

Учитель: Чему учат сказки?

Учитель: Подберите прилагательные к данным существительным, которые бы характеризовали человека и животного. (работа по карточкам). Карточки раздаются учащимся.

-девица — красная; лиса — хитрость -молодец — добрый; медведь — неуклюжесть -море — синее; волк — глупость -поле — чистое; заяц — трусость -тучи — черные; сова — ум -лес — дремучий; сорока — болтливость -луга — зеленые; пчела — трудолюбие

Рефлексия: разгадывание кроссворда

Учитель: Разгадайте кроссворд, в котором зашифрованные слова относятся к фольклору. (слайд)

Слово учителя

Учитель: Сегодняшний урок был посвящен устному народному творчеству. Все работали очень хорошо. Знакомство со сказками мы продолжим на следующих уроках. Будем знакомиться с авторскими сказками.

Выставление оценок

Домашнее задание по выбору :(слайд)

1. Пересказ любимой сказки

2. Сочинить сказку.

3. Инструктаж к выполнению домашнего задания.

Учитель: Спасибо за урок

Учебник: Литература. 5 класс. Учебник в 2 ч. Коровина В.Я. и др.5-е изд. – М.: 2015. Ч.1 – 304с.

Что такое фольклор? Значение, типы и примеры

  • ОПИСАНИЕ

    русские народные матрешки

  • ИСТОЧНИК

    Tuul & Bruno Morandi / The Image Bank / Getty Images

У каждой культуры есть свой фольклор. Но что такое фольклор и какие типы вы можете выделить? Продолжайте читать, чтобы узнать значение и типы фольклора, а также примеры фольклора со всего мира.

Определение фольклора

Фольклор состоит из двух слов: фольклор , что означает местные жители , и знания , что означает истории . Таким образом, фольклор отражает истории, рассказанные людьми в конкретном регионе. Фольклор может определять ценности, убеждения и предпочтительный образ жизни населения с помощью своих литературных тем.

Устная традиция

Фольклор передавался от предыдущих поколений, которые рассказывали истории устно. Затем каждое поколение рассказывало их своим детям, и эти истории становились частью культурной традиции. Изобретение печатного станка позволило опубликовать эти истории и поделиться ими со всем миром.

Реклама

Типы фольклора

Существует множество способов выражения культурами своих верований через фольклор. Некоторые народы используют песни и танцы, чтобы рассказать свои истории, в то время как другие рассказывают невероятные истории о мифических героях. Вот некоторые виды фольклора, которые вы, возможно, знаете.

Басни и народные сказки

Традиционные истории о простых людях являются основой для большинства форм фольклора. В этих сказках обычно человек или животное усваивают ценный урок, подчиняясь — или, в большинстве случаев, не подчиняясь — культурным правилам. Вот некоторые примеры народных сказок:

  • «Златовласка и три медведя» — британская сказка о девочке, которая врывается в дом трех медведей, пробует все и пугается
  • «Белый слон» — азиатская сказка о том, как к доброму белому слону относятся хорошо
  • «Паук Ананси» — народная сказка ашанти о обманщике Ананси, который принимает форму паука и наделяет силой людей африканского происхождения по всему миру
  • «Муравей и кузнечик» – одна из басен Эзопа о кузнечике, играющем все лето, муравье, готовящемся к трудным временам, и зиме, встречающей их обоих

Реклама

Сказки

Сказки — это народные сказки, включающие в себя элементы фэнтезийных историй, таких как королевская власть и магия. Несколько ранних сборников сказок включают рассказы, опубликованные братьями Гримм в Германии и Гансом Христианом Андерсеном в Дании. Их часто рассказывают детям для раннего ознакомления с социальными правилами и ожиданиями.

Вот несколько примеров сказок, рассказанных по всему миру:

  • «Золушка» — сказка о служанке, которая становится принцессой благодаря волшебству и настоящей любви. Хотя она была впервые опубликована во Франции Шарлем Перро, во всем мире существует множество различных версий этой сказки.
  • «Златоголовая рыбка» — ближневосточная история о герое, который должен найти королевское лекарство от волшебной златоголовой рыбы
  • «Русалочка» — популярная датская сказка о русалке, которая отказалась от своих плавников , и, в конечном счете, ее жизнь, ради любви
  • «Рапунцель» — немецкая сказка о похищенном ребенке, выросшем в одиночестве в башне, и только ее волшебные длинные волосы могут поднимать и поднимать других

Реклама

Мифология

Многие культуры объясняют повседневные явления рассказами о мифологических персонажах. Они варьируются от рассказов о греческих богах, французских pourquoi сказки и американские сказки. Как правило, в народных сказках такого типа вы найдете легендарных персонажей, совершающих необычные поступки.

Примеры культурной мифологии включают:

  • «Прометей крадет огонь» — греческий миф, повествующий о том, как титан Прометей-обманщик украл огонь у богов для людей
  • «Почему у дикобраза иглы» — чиппева сказка, объясняющая, как дикобраз пришел защищаться
  • «Джон Генри» — американская сказка о Джоне Генри, освобожденном рабе и его молоте, который бил стального молота, чтобы дать своему народу землю
  • «Кетцалькоатль» — легенда ацтеков о пернатом змее, создавшем человечество в Мезоамериканском регионе

Реклама

Народные песни

Культуры часто помещают свои истории из фольклора в традиционную музыку. Они варьируются от повседневных историй простого народа до героических сказок, рассказанных в форме баллад. Некоторые народные песни, которые вы можете узнать, включают:

  • «O Danny Boy» — ирландская баллада, повествующая о Дэнни, отправившемся на войну и вернувшемся на сильно изменившуюся родину
  • «Arirang» — корейская народная песня, которую поют уже более 600 лет
  • «My Country, ‘Tis Of Thee» — традиционная американская народная песня об истории и свободе страны
  • «Waltzing Matilda» — баллада о кустарниках из Австралии, изображающая путника, попавшего в беду в один роковой день

Народный танец

Если вы когда-нибудь были на культурном фестивале или свадьбе, вы, вероятно, видели народный танец. Это традиционные танцы, которым обучают каждое новое поколение в определенной культуре. Эти танцы часто требуют больших групп людей и исполняются на общественных собраниях и специальных мероприятиях.

Посмотрите эти примеры народных танцев разных культур:

  • Тарантелла – быстрый парный танец из Южной Италии
  • Барыня – традиционный быстрый русский танец с топотом и приседанием
  • Сквер-дэнс — американский танец в умеренном темпе, в котором группы пар отвечают на звонящего.
  • Индейский танец солнца — праздничный танец, практикуемый многими индейскими племенами. Танец солнца был запрещен американским правительством до 1934 года.

Реклама

Пословицы

Пословицы — это выражения из одного или двух предложений, которые укрепляют мораль и убеждения общества. Они предназначены для управления поведением в культуре. В некоторых культурах пословицы используются как пословицы или максимы.

Общие пословицы из разных культур включают:

  • Ночь смывает то, что намылил день. – Швейцарская пословица о последствиях
  • В битве слонов муравьи раздавлены. – Тайская пословица об угнетении
  • Перо сильнее меча. – Английская пословица об общении
  • Чтобы вырастить ребенка, нужна целая деревня. – Африканская пословица о сообществе

Народное искусство

Искусство, созданное в традиционной среде обычными людьми, является народным искусством. Эти художники не имеют профессионального образования, а вместо этого полагаются на традиции, переданные народными мастерами до них. Предметы, которые они создают, могут отображаться как произведения искусства или использоваться в повседневных целях.

Вот некоторые образцы народного творчества:

  • Русские матрешки
  • Итальянская мозаичная керамика
  • Американские одеяла
  • Мексиканские изделия из кожи
  • ОПИСАНИЕ

    Итальянские народные гончарные изделия

  • ИСТОЧНИК

    annavee / iStock / Getty Images Plus

Плавильный котел

Общества, включающие в себя множество различных культур, такие как Соединенные Штаты Америки, включают аспекты традиционного фольклора в повседневную жизнь граждан. Когда это делается с уважением, эти усыновления чтят традиции других культур. Прочтите образовательную статью, чтобы узнать о разнице между культурным признанием и культурным присвоением.

Исполнительское искусство (такое как традиционная музыка, танец и театр) – нематериальное наследие – Сектор культуры

Исполнительское искусство варьируется от вокальной и инструментальной музыки, танца и театра до пантомимы, песенных стихов и т.д. Они включают в себя многочисленные формы культурного самовыражения, отражающие человеческое творчество и в той или иной степени встречающиеся во многих других областях нематериального культурного наследия.

Уртийн Дуу, традиционная народная протяжная песня Подробнее на элементе
© Соном-Иш Юнденбат

Музыка, возможно, является наиболее универсальным видом исполнительского искусства и встречается в каждом обществе, чаще всего как неотъемлемая часть других форм исполнительского искусства и других областей нематериального культурного наследия, включая ритуалы, праздничные мероприятия или устные традиции. Его можно найти в самых разных контекстах: священном или профанном, классическом или популярном, тесно связанном с работой или развлечением. В музыке также может быть политическое или экономическое измерение: она может рассказывать историю сообщества, восхвалять влиятельного человека и играть ключевую роль в экономических сделках. Случаи, когда исполняется музыка, столь же разнообразны: свадьбы, похороны, ритуалы и инициации, празднества, всевозможные развлечения, а также многие другие социальные функции.

Танец, хотя и очень сложный, может быть описан просто как упорядоченные движения тела, обычно исполняемые под музыку. Помимо физического аспекта, ритмические движения, шаги и жесты танца часто выражают чувство или настроение или иллюстрируют конкретное событие или повседневное действие, такое как религиозные танцы и танцы, представляющие охоту, войну или сексуальную активность.

Традиционные театральные представления обычно сочетают в себе актерское мастерство, пение, танец и музыку, диалоги, повествование или декламацию, но могут также включать кукольный театр или пантомиму. Однако эти виды искусства представляют собой нечто большее, чем просто «представление» для публики; они также могут играть решающую роль в культуре и обществе, например, песни, которые поются во время сельскохозяйственных работ, или музыка, являющаяся частью ритуала. В более интимной обстановке часто поют колыбельные, чтобы помочь ребенку уснуть.

Самба де Рода из Реконкаво штата Баия Подробнее об элементе
© Луис Сантос/ЮНЕСКО

Инструменты, предметы, артефакты и пространства, связанные с культурным самовыражением и обычаями, включены в определение нематериального культурного наследия, данное Конвенцией. В исполнительском искусстве это включает музыкальные инструменты, маски, костюмы и другие украшения тела, используемые в танце, а также декорации и театральный реквизит. Исполнительское искусство часто исполняется в определенных местах; когда эти пространства тесно связаны с исполнением, Конвенция считает их культурными пространствами.

Многие виды исполнительского искусства сегодня находятся под угрозой. По мере стандартизации культурных обычаев от многих традиционных обычаев отказываются. Даже в тех случаях, когда они становятся более популярными, только некоторые выражения могут принести пользу, в то время как другие пострадают.

Музыка, возможно, является одним из лучших примеров этого с недавним взрывом популярности «Музыки мира». Хотя он играет важную роль в культурном обмене и поощряет творчество, которое обогащает международную художественную сцену, это явление также может вызывать проблемы. Многие разнообразные формы музыки могут быть гомогенизированы с целью создания единообразного продукта. В этих ситуациях мало места для определенных музыкальных практик, жизненно важных для процесса исполнения и традиций в определенных сообществах.

Музыка, танцы и театр часто являются ключевыми элементами культурной рекламы, направленной на привлечение туристов, и регулярно включаются в маршруты туроператоров. Хотя это может привлечь больше посетителей и увеличить доход страны или сообщества и открыть окно в их культуру, это также может привести к появлению новых способов представления исполнительского искусства, которые были изменены для туристического рынка. В то время как туризм может способствовать возрождению традиционного исполнительского искусства и придавать «рыночную стоимость» нематериальному культурному наследию, он также может иметь искажающий эффект, поскольку представления часто сокращаются, чтобы показать адаптированные основные моменты, чтобы удовлетворить запросы туристов. Часто традиционные формы искусства превращаются в товары во имя развлечения с потерей важных форм общественного самовыражения. В других случаях более широкие социальные или экологические факторы могут оказать серьезное влияние на традиции исполнительского искусства. Вырубка лесов, например, может лишить общину древесины для изготовления традиционных музыкальных инструментов.

Хазан Раджабий, Мастер макомов, во время мастер-класса Подробнее об элементе
© Отаназар Матьякубов

Многие музыкальные традиции были адаптированы в соответствии с западными формами записи, чтобы их можно было записывать или в образовательных целях, но этот процесс может быть разрушительным. Во многих формах музыки используются гаммы с тонами и интервалами, которые не соответствуют стандартным западным формам, и тональные тонкости могут быть потеряны в процессе транскрипции. Наряду с гомогенизацией музыки, изменения в традиционных инструментах, чтобы сделать их более знакомыми или более простыми для учащихся, например, добавление ладов к струнным инструментам, коренным образом меняют сами инструменты.

Меры по охране традиционного исполнительского искусства должны быть сосредоточены в основном на передаче знаний и техник игры на инструментах и ​​их изготовлении, а также на укреплении связи между мастером и учеником. Тонкости песни, движения танца и театральные интерпретации должны быть усилены.

Исполнения также могут быть исследованы, записаны, задокументированы, инвентаризированы и заархивированы. В архивах по всему миру хранится бесчисленное множество звукозаписей, многим из которых более века. Этим старым записям угрожает порча, и они могут быть безвозвратно утеряны, если не будут оцифрованы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *