Урок русского языка фгос 5 класс определение: Урок русского языка в 5 классе по теме “Определение”. | План-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме:

Урок русского языка в 5 классе по теме “Определение”. | План-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме:

Урок русского языка в 5 классе по теме:

«Определение как второстепенный член предложения»

Тип урока: комбинированный

Цель: знакомство с определением как второстепенным членом предложения, систематизация знаний об определении, полученных в начальной школе.

Задачи:

  • Образовательные:
  • Ввести понятие определения как второстепенного члена предложения;
  • Научить видеть определения в речи;
  • Закрепить знания.
  • Воспитательные:
  • Воспитание речевой культуры;
  • Воспитание любви к родному языку.
  • Развивающие:
  • Развитие лингвистического чутья.

Формы работы: фронтальная и индивидуальная.

Виды работы: работа с презентацией,  чтение текста, анализ языкового явления, выполнение упражнений, редактирование текста, синтаксический анализ предложения

Оборудование: презентация «Определение как второстепенный член предложения», раздаточный материал, учебник теории, тетрадь.

Технологии: технология формирование понятий, проблемного обучения.

Ход урока

-Здравствуйте, ребята! Все приготовились к уроку, присаживайтесь.

-Запишите, пожалуйста, число, классная работа.

– Перед тем, как приступить к работе, давайте немного поговорим об осени. Красота этого удивительного времени года на протяжении столетий воспевается писателями и поэтами, музыкантами и художниками. Осень – это время года, когда талантливых людей посещает Муза творчества, это время плодотворное и великолепно красивое! 

Слайд 2 Послушайте стихотворение

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса.

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдалённые седой зимы угрозы. 

– Может быть, кто-то из вас слышал ранее эти строки и может мне подсказать автора и название стихотворения? (А. С. Пушкин «Унылая пора! Очей очарованье!»)

-Какие картины вы представляете, слушая данное стихотворение?

СЛАЙД 3

– Предлагаю вашему вниманию еще одно стихотворение великого поэта А.С. Пушкина, посвященное чудесному времени года – осени.

Октябрь уж наступил – уж роща отряхает

Последние листы с нагих своих ветвей,

Дохнул осенний хлад – дорога промерзает.

Журча ещё бежит за мельницу ручей,

Но пруд уже застыл…

– А знает ли кто-нибудь из вас, почему второй месяц осени носит название «октябрь»?

  СЛАЙД 4

Октябрь – 10-й месяц в году. Слово «октябрь» состоит в родстве со словами «октава», «октея». Все они образуются от латинского «окто», что означает восемь. Так, октава – музыкальный термин. Октава объединяет 8 нот.

– Почему же 10-й месяц в году называется «октябрь»? Может  быть ошиблись, когда считали? Ошибки здесь нет. В Древнем Риме год начинался 1 марта. Октябрь был тогда действительно 8-м месяцем. Сейчас год начинается 1 января, а название месяца сохранилось.

-Писатели и поэты рисовали осень при помощи слов, художники – при помощи красок. Слайд 5

Например, художник-пейзажист Исаак Ильич Левитан так представлял себе осень.

– Знаете ли вы, как называется данная картина. Предположите (Золотая осень)

-Ребята, скажите, а чем вас поражает осень?

-Молодцы, запишите, пожалуйста, два слова, написание которых нужно запомнить, подчеркните орфограмму.

 Словарная работа. (слайд 6)

        ПОРАЖАТЬ        

        ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЙ

– Говорить о прелестях осени можно бесконечно долго. Пришло время вспомнить и прелестях синтаксиса. Давайте вспомним все, что мы уже знаем по этой теме.

Вопросы:

  1. Что изучает синтаксис? (словосочетания и предложения)
  2. Что такое предложение? (слово или несколько слов, выражающих законченную мысль)
  3. Какие предложения по цели высказывания бывают? (повествовательные, побудительные, вопросительные)
  4. Какие бывают предложения по эмоциональной окраске? (восклицательные, невосклицательные)
  5. Без чего не может существовать предложение? (без главных членов)
  6. Что такое подлежащее? (главный член предложения, который обозначает предмет или явление и отвечает на вопросы Кто? Что?)
  7. Что такое сказуемое? ( главный член предложения, который обозначает действие, отвечает на вопросы Что делать? Что сделать? и т. д)

– Слайд 7

-Перед вами предложения, прочитайте. Можно ли их назвать текстом? Запишите, подчеркните главные члены, подпишите, какой частью речи выражено подлежащее и сказуемое?

Наступила осень. Вчера подул ветер. Кружатся в воздухе и летят листья. На дорожке лежат листья осинки, листья ольхи. Улетают птицы.

– Ребята, остались ли у вас неподчеркнутыми слова? Как будут называться остальные члены предложения? (второстепенные члены предложения).

-Значит, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? (о второстепенных членах предложения)

-Сегодня мы начинаем изучать второстепенные члены предложения. Их 3. Первый второстепенный член, с которым мы познакомимся – определение. На доске записано понятие этого члена предложения, но большая часть информации об этом члене предложения пропущена. Посмотрите, пожалуйста, на запись и скажите, что мы должны узнать об определении?

Слайд 8

Определение – второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы ………, обозначает ……………, зависит от…………, чаще всего выражено………. ., в предложении подчеркивается…………….

-А поможет вам в этом заполнение таблички. Найдите у себя на партах. Сегодня мы будем работать только с первой колонкой. Определение. На последующих уроках мы будем дополнять ее новыми сведениями.

Слайд 9 Пустой

Второстепенные члены предложения

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

ДОПОЛНЕНИЕ

ОБСТОЯТЕЛЬСТВО

1. От какого слова зависит?

2. Что обозначает?

3. На какие вопросы отвечает?

4. Какой частью речи выражено?

5. Графическое обозначение

6. Роль члена предложения в тексте

– Подумайте, от какого слова произошло слово “определение”? (определять)

– Как вы понимаете значение слова “определять”?

– Можно ли сказать, определять, значит характеризовать предмет по цвету, форме, массе и т. д?

– Охарактеризуйте лист, который я держу в руках, и запишите

 по цвету какой? Красный

 по размеру какой?

по массе какой? Легкий

по материалу какой? бумажный.

– Какая часть речи помогла нам охарактеризовать листочек? (прилагательные). Что обозначает прилагательное? (признак предмета). Значит, мы определили признаки листочка, т.е. использовали для этого член предложения определения.

– Сделаем вывод, что будет обозначать определение? (тоже признак предмета).

– А если я скажу лист из бумаги, будет это определением. Задайте вопрос. Лист какой из бумаги. Да, будет. Определите часть речи слова из бумаги (существительное с предлогом)

– А если я скажу лист мой. Будет слово мой определением? Задайте вопрос лист чей? В данном случае мы определили принадлежность предмета к кому-то. А какой частью речи является слово мой? (местоимением)

– Итак, на какой вопрос отвечают определения? (Определение отвечает на вопросы: какой? чей?)

– Какими частями речи может быть выражено определение? (прилагательным, существительным, местоимением)

– Итак, посмотрите, какие колонки в таблице мы уже можем заполнить. (Что обозначает, на какие вопросы отвечает, какой частью речи выражено).

– А сейчас определите род, число и падеж у любого прилагательного. От чего зависит род, число и падеж прилагательного? (от существительного)

–  Сделайте вывод, от какого слова зависит определение? (от существительного)

– Дополните таблицу новыми сведениями (определение зависит от существительного)

– Послушайте стихотворение и скажите, какие сведения из него мы внесем в таблицу?

Признак предмета или явления

Обозначает определение.

Чей? и Какой? – ответы просты,

Лишь не хватает волнистой черты.

– Графическое обозначение определения – волнистая линия.

– Вернемся к тексту, в котором вы находили главные члены предложения. Подберите подходящие по смыслу определения к подлежащим в данном тексте. Запишите, получившийся текст. Подчеркните определения.

Наступила золотая осень. Вчера подул холодный ветер. Кружатся в воздухе и летят разноцветные листья. На дорожке лежат красные листья осинки, желтые  листья ольхи. Улетают перелетные  птицы.

– Какой текст вам нравится больше? Какой текст более красочный? Почему? (второй, он стал более выразительным) Какой член предложения сделал текст выразительнее? (определение). Сделайте вывод и заполните таблицу, для чего нам нужны определения?

-Итак, составьте рассказ об определении. Что такое определение?

(Определение – второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы Какой? Чей?, обозначает признак предмета, зависит от существительного, чаще всего выражено прилагательным, в предложении подчеркивается волнистой линией)

 – Откройте параграф 18 в учебнике Теория, еще раз посмотрите, так ли мы дали толкование понятию определение?

Физкультминутка

Мы словно деревья в чаще лесной,

Ветвями качаем под ветром зимой.

Весною мы выше и выше растем,

И тянемся к солнышку ночью и днем.

А осенью листья стряхнем постепенно.

                           И кружит, и кружит их ветер осенний.

– Сейчас я вам предлагаю поработать в паре. Перед вами текст выпишите из текста определения вместе с тем словом, к которому они относятся, подчеркните определения, укажите части речи всех выписанных слов. Можете советоваться друг с другом.

Прогулка в осенний лес

        Тихо в осеннем лесу. Только разноцветные листья шуршат под ногами и закрывают влажную землю золотым ковром. Последние тёплые лучи солнца пробираются сквозь ветви деревьев. Птицы готовятся к дальнему отлёту в южные страны.

        Проходя по узкой тропинке, я увидела, как с ветки на ветку прыгает юркая белка. В зубах она держит белый гриб.

        Хорошо гулять в лесу осенью! Не слышно стрекочущих кузнечиков, не видно трудолюбивых муравьёв. Сорван последний грибок. Таинственный лес затих до будущей весны.

        

(В осеннем лесу; разноцветные листья; влажную землю; золотым ковром; последние теплые лучи; к дальнему отлёту; в южные страны; по узкой тропинке; юркая белка; белый гриб; стрекочущих кузнечиков; трудолюбивых муравьёв; последний грибок; таинственный лес; до будущей весны)

Слайд 11

– Следующее задание: составьте несколько предложений по картине И. Левитана, используя определения.

Дифференцированное задание. Прочитайте стихотворение Ф. И. Тютчева

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора.

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

Но далеко ещё до первых зимних бурь –

И льётся чистая лазурь

На отдыхающее поле…

Ф. И. Тютчев

– Какие слова помогли автору ярко и образно описать красоту природы?

-Как в литературе называются яркие образные определения? Выпишите их из текста.

– Итак, ребята, пришло время определить – справились ли мы с вами с поставленной в начале урока задачей.

– С каким второстепенным членом мы сегодня работали?

– Что же такое определение?

Задание на дом параграф 18, упр 249, подчеркнуть определения

Я так люблю осенний лес,

Что я хотел бы превратиться

Или в багряный тихий лист,

Иль в дождевой весёлый свист,

Но, превратившись, возродится

И возвратится в отчий дом,

Чтобы однажды в доме том

Сказать: – Я был в лесу листом!

Сказать: – Я был в лесу дождём!

Напишите сочинение-миниатюру «Я осенний лист», «Я осенний дождь»

Конспект урока в 5 классе по теме “Определение”

Тема урока: «Определение».

Цель урока: Познакомиться с определением как второстепенным членом, его ролью в тексте.

Задачи урока:

Образовательная: формировать умение находить определения в предложениях и верно графически обозначать их.

Развивающая: развивать навыки использования определений в речи для более выразительной передачи содержания высказывания; отработка орфографических навыков (безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением).

Воспитательная: воспитывать правильное отношение к слову, корректно исправлять ошибки одноклассников.

УУД:

личностные: оценивает ситуацию на уроке с точки зрения важности образования; положительно относится к учению, к познавательной деятельности, желает приобрести новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся;

регулятивные: учится обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем, принимает и сохраняет учебную задачу, планирует (совместно с учителем и одноклассниками) необходимые действия, операции, действует по плану, в диалоге с учителем учится совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки;

познавательные: анализирует, сравнивает, квалифицирует и обобщает факты и явления;

коммуникативные: задаёт вопросы, слушает и отвечает на вопросы других, формулирует собственные мысли, высказывает свою точку зрения, при необходимости отстаивает её, аргументируя; учится подтверждать аргументы фактами, осуществляет совместную деятельность в парах (группах) для решения конкретных учебных задач, учится принимать точку зрения других.

Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Работа с кластером. (члены предложения)

  3. Проверка домашнего задания. (взаимопроверка).

  4. Введение в тему.

Осень закончилась.

Наступила зима.

Ударили морозы.

Выпал снег.

Поздняя осень закончилась.

Наступила долгожданная зима.

Ударили сильные морозы.

Выпал пушистый снег.

  1. Формулировка темы. Запись на рабочих листах.

– Чему должны научиться?

–Попробуйте сами сказать, что такое определение?

– Открываем учебники и читаем с карандашом, отмечая, что знаем, что нового, что непонятного?

  1. – Ребята, предлагаю отправиться на заочную экскурсию.

– Посмотрите на заголовок. Куда мы с Вами отправляемся?

– Как Вы думаете, о чём будет текст? (Акцент на слове прогулка, т.е идём медленно, всё внимательно рассматривая).

Прогулка по лесу

Задание№1. Прочитайте текст.

Как хорошо зимой в лесу! Сильный снегопад преобразил всё вокруг. Блестят на солнце белоснежные сугробы. Под берёзками приютились крохотные ёлочки. Пышные шапки украшают верхушки сосен. Хрустальные ветки кустов звенят на ветру. Скрипит под ногами рыхлый снег. Мои щёки розовеют от мороза. Удивительная картина открывается нашим глазам!

-Что можно увидеть в лесу?

-Что можно услышать в лесу?

-Как выражается отношение автора к тому, что он видит?

-Найдите однокоренные слова.

– Подчеркните в предложениях грамматические основы (начиная со 2 предложения). Найдите определения, задайте к ним вопросы.

– Какова функция определения в данном тексте?

Физкультпауза для глаз.

Задание№2. – Ребята, что нужно сделать в этом задании?

В лесу на белой скатерти снега пишется история. Вся поляна покрыта россыпью разнообразных сл..дов. Опытный охотник может по ним определить животное. Вот здесь проб..жал заяц. Он петляет, путает следы, и они л..жатся затейливыми зигзагами. Заяц давно сменил свой серый тулупчик на роскошную зимнюю шубу. За зайцем наблюдала хитрая лиса. Её следы едва заметны на снегу. Плутовка зам..тает их своим пушистым хвостом. Эта хитрость не раз сп..сала ей жизнь.

Разберите по составу выделенные слова.

Физкультминутка.

Зайке холодно сидеть,

Нужно лапочки погреть.

Лапки вверх, лапки вниз.

На носочках подтянись,

Лапки ставим на бочок,

На носочках скок-скок-скок.

  1. Кого ещё можно увидеть в лесу?

На ветке берёзы замечаем кормушку. В ней два воробья дерутся за хлебную крошку. (Почему?) Вдруг к ним подлетела красивая птичка. На головке черная шапочка. Сама нарядилась в желтую кофточку с черным галстуком. Сверху накинула зеленый плащ. (Ребята, Вы угадали птичку?) Да это же*******! Воробьи не посмотрели в ее сторону. Синичка попробовала хлеб и перелетела на ветку. (Зачем?) Там висят кусочки сала. Птичка обрадовалась такому угощению.

-Какую роль в тексте играют определения?

-Какие бы картинки могли бы проиллюстрировать этот текст?

-Перескажите текст.

9. Составьте 3 предложения по иллюстрации так, чтобы в каждом были определения.

10.Подведение итогов урока.

– Заполните пробелы в стихотворении.

Признак предмета или явления

Обозначает ОПРЕДЕЛЕНИЕ.

Чей? и какой? – вопросы просты

Лишь не хватает волнистой черты!

11. Рефлексия.

Я узнал…

Я научился…

Оцените работу соседа по парте

Оцените свою работу на уроке.

12. Домашнее задание. Напишите 5-6 предложений на тему «Вид из моего окна», используя определения или упр… .

Россия может смягчить закон о религии из-за беспокойства Путина

Автор: Габриэла Бачинска тонкий баланс между многими религиями страны.

Партия президента предложила закон после того, как двух участниц панк-группы Pussy Riot посадили на два года за акцию протеста в соборе против все более тесных связей Путина с Русской православной церковью.

Путин провел тонкую грань между прославлением светского государства многих религий и продвижением Русской православной церкви с момента прихода к власти в 2000 году, но больше полагался на поддержку православной церкви с тех пор, как в мае начался его третий президентский срок после протестов. против его правления.

Оппоненты говорят, что законопроект задуман как часть более широких шагов Кремля по подавлению инакомыслия и укреплению общественной поддержки путем превращения Путина, бывшего шпиона КГБ, в защитника верующих.

Критики также заявляют, что определение оскорбления религиозных чувств в законопроекте настолько широкое и расплывчатое, что оно рискует оказаться неэффективным или применяться выборочно на практике, нанося ущерб отношениям между многими религиями в России.

«Такое впечатление, что в Кремле поняли, что как-то перестарались», — сказал Алексей Малашенко, религиовед аналитического центра Московского центра Карнеги.

«Целью этого закона по-прежнему является ужесточение правил в целом, но они понимают, что слишком радикальное ужесточение опасно, поэтому сейчас будут советоваться и вести переговоры, тем более что в самом Кремле нет единодушия по этому поводу».

Ярослав Нилов сообщил Рейтер, что парламентский комитет по надзору за законодательством, который он возглавляет, снова рассмотрел формулировку после того, как Путин сказал своему консультативному совету по правам человека, что законодателям не следует торопиться с законопроектом.

Он не стал комментировать срок заключения, который он теперь предусматривает – до трех лет за оскорбление религиозных чувств и до пяти лет за нанесение ущерба религиозным объектам или священным книгам, помимо штрафов и общественных работ.

«Что значит оскорблять религиозные чувства? Является ли самый главный принцип для мусульман, что нет Бога, кроме Аллаха, оскорблением религиозных чувств христиан?», — сказал Алексей Гришин, член Общественной палаты России, совещательного органа при российских властям.

«Скорее всего, да, если подойти к этому очень строго, так как это предполагает, что все остальные боги на самом деле не боги. Так что закон действительно нужно очень точно сформулировать, иначе это приведет к непредсказуемым последствиям».

Русская православная церковь возродилась после распада Советского Союза в 1991 году, но атеистические традиции также сильны после десятилетий подавления религиозной веры в советскую коммунистическую эпоху.

Примерно трое из четырех россиян говорят, что они православные христиане, и подавляющее большинство были возмущены февральским протестом Pussy Riot с примесью ненормативной лексики, хотя гораздо меньше людей поддержали жесткие приговоры, как показали опросы общественного мнения.

Двух участниц женской протестной группы осудили за хулиганство на почве религиозной ненависти.

Нилов, глава парламентского комитета по гражданским и религиозным группам, выразил надежду на то, что сроки заключения останутся.

«Дорабатываем формулировку. Закон будет принят только в следующем году», — сказал он, добавив, что одно из обсуждаемых изменений было направлено на то, чтобы избежать правовой дискриминации атеистов.

«Например, мы уйдем от разговоров о защите чувств верующих к созданию наказания за оскорбление людей из-за их взглядов на религию. Такая фраза будет включать и неверующих».

Правозащитники заявили, что законодательство в его нынешнем виде может размыть грань между религией и государством в России, которая по конституции является светской страной.

«Думаю, в нашем законодательстве уже достаточно инструментов для защиты от посягательств на граждан, чье право беспрепятственно осуществлять свободу совести как в религиозном, так и в ином плане ущемляется», — заявил уполномоченный по правам человека в России Владимир Лукин.

Под редакцией Тимоти Херитэдж и Анны Уиллард

россиян возвращаются в религию, но не в церковь

За последние два десятилетия, после распада Советского Союза, в России наблюдается всплеск приверженности православию. 1 В период с 1991 по 2008 год доля взрослых россиян, идентифицирующих себя как православных, выросла с 31% до 72%, согласно новому анализу исследовательского центра Pew, основанному на трех волнах данных (1991, 1998 и 2008 гг.) Международного социального исследования. Программа (ISSP) – коллаборация с участием социологов примерно из 50 стран. За тот же период доля населения России, не идентифицирующего себя ни с какой религией, снизилась с 61% до 18%. Доля взрослых россиян, идентифицирующих себя с другими религиями, включая ислам, протестантское христианство и католицизм, выросла в XIX веке.90-х, а затем выровнялись. (Оценки численности мусульманского населения России различаются. Самый последний опрос ISSP показывает, что мусульмане составляют 5% населения России, но другие опросы и исследования дают несколько более высокие оценки. населения».)

Также наблюдается небольшой рост некоторых показателей религиозной приверженности. Например, доля взрослых россиян, заявивших, что они хотя бы «несколько» религиозны, выросла с 11% в 19с 91 до 54% ​​в 2008 году. А доля взрослых, заявивших, что они верят в Бога, выросла с 38% до 56% за тот же период. 2

Но для большинства россиян возвращение к религии не соответствовало возвращению в церковь. По всем трем волнам данных ISSP не более чем каждый десятый россиянин заявил, что посещает религиозные службы не реже одного раза в месяц. Доля постоянных посетителей (ежемесячно или чаще) составляла 2 % в 1991 г., 9 % в 1998 г. и 7 % в 2008 г. Это говорит о том, что хотя гораздо больше россиян теперь свободно отождествляют себя с православной церковью или другими религиозными группами, они, возможно, не гораздо более религиозны, чем в недавнем прошлом, по крайней мере, в том, что касается посещения религиозных служб.

Изменение религиозного облика России

На протяжении веков православие было доминирующей религией в России. Это начало меняться в начале 20 века, после большевистской революции 1917 года и навязывания поддерживаемого государством атеизма как части коммунистической идеологии. В советский период многие священники были заключены в тюрьмы, многие храмы были переоборудованы для других целей или пришли в упадок, а людям, публично исповедовавшим религиозные убеждения, отказывали в престижных должностях и поступлении в университеты. Хотя вполне вероятно, что некоторая часть населения в частном порядке продолжала идентифицировать себя с православной церковью и другими религиозными группами, невозможно измерить, в какой степени эти привязанности сохранились в подполье в советский период и в какой степени они исчезли. .

Точно так же трудно понять, в какой степени рост православной принадлежности, обнаруженный в опросах, представляет собой выражение давней веры или действительно новую волну религиозной принадлежности. Возможно, после распада СССР в 1991 году россияне почувствовали себя более свободными в выражении религиозной идентичности, которую они спокойно сохраняли в советское время. 3 Однако, учитывая, что доля россиян, идентифицирующих себя с религией, выросла почти на столько же между 1998 и 2008 г., как и в период с 1991 по 1998 г., данные свидетельствуют о том, что это изменение является не только непосредственным последствием краха советской системы.

По данным ISSP, шесть из десяти взрослых россиян (61%), опрошенных в 1991 году, идентифицировали себя как нерелигиозные, а около трети сказали, что они православные христиане (31%). В течение следующих 17 лет эти проценты практически изменились. К 2008 году примерно семь из десяти россиян идентифицировали себя как православные христиане (72%), а примерно каждый пятый не принадлежал к какой-либо религии (18%). В тот же период также наблюдалось незначительное увеличение доли россиян, отождествляющих себя с религиями, отличными от православия, включая ислам, протестантское христианство и католицизм. 4

Растущая религиозная принадлежность в России наблюдается среди различных демографических групп. Например, доля русских женщин, идентифицирующих себя как православных, увеличилась на 38 процентных пунктов в период с 1991 по 2008 год, а доля женщин, не принадлежащих к какой-либо религии, снизилась на 36 процентных пунктов. Среди российских мужчин изменения были еще более выраженными; 63% российских мужчин идентифицировали себя как православных христиан в 2008 году, что на 46 процентных пунктов больше, чем в 1991 году, в то время как доля русских мужчин, не придерживающихся религиозной принадлежности, за тот же период снизилась на 52 пункта. 5

Аналогичным образом, опросы ISSP показывают рост идентификации с православием как среди более молодых россиян (рост на 43 процентных пункта среди россиян в возрасте 16-49 лет), так и среди россиян старшего возраста (рост на 39 пунктов среди россиян в возрасте 50 лет и старше). Принадлежность к православию существенно возросла среди россиян всех уровней образования, особенно среди выпускников российских вузов.

В оставшейся части этого анализа рассматривается религиозная принадлежность, а также религиозные верования и практика по демографическим группам в 2008 г., последнем году, за который имеются данные ISSP. В 2008 году российские женщины были более религиозны, чем российские мужчины, а россияне в возрасте 70 лет и старше по некоторым показателям были более религиозны, чем более молодые возрастные группы.

Различия в религиозной принадлежности и религиозной принадлежности россиян по демографическим группам

Пол

Русские женщины значительно чаще, чем мужчины, идентифицировали себя как православных христиан в 2008 г. При этом примерно восемь из десяти русских женщин (81%) были православными христианами, меньше русских мужчин (63%) заявили, что принадлежат к Русской православной церкви. В то же время примерно в два раза больше российских мужчин (24%), чем женщин (12%), заявили, что не имеют религиозной принадлежности.

По ряду показателей российские женщины также имели более высокий уровень религиозной приверженности, чем российские мужчины. Например, гораздо больше женщин заявили, что верят в Бога (63% женщин против 46% мужчин) и назвали себя в какой-то мере религиозными (63% женщин против 43% мужчин). Однако русские женщины ненамного чаще, чем русские мужчины, заявляли, что регулярно посещают религиозные службы (9% против 5%).

Возраст

В 2008 г. большинство всех возрастных групп в России идентифицировали себя как православных христиан. Однако россияне более старшего возраста чаще, чем представители более молодых возрастных групп, заявляли о своей принадлежности к Русской Православной Церкви. Более восьми из десяти (82%) россиян в возрасте 70 лет и старше идентифицируют себя как православные христиане, по сравнению с 62% россиян в возрасте 16-29 лет..

При этом идентификация с другими религиями, кроме православия, была более распространена среди более молодых россиян (13% в возрасте 16-29 лет, 7% в возрасте 30-49 лет), чем среди россиян старшего возраста (1% в возрасте 50-69 лет, 4% среди лиц в возрасте 70 лет и старше). По данным ISSP, мусульмане составляют 9% россиян в возрасте 16-29 лет, 6% россиян в возрасте 30-49 лет, 1% в возрасте 50-69 лет и 3% в возрасте 70 лет и старше.

За некоторыми исключениями, религиозные обычаи и верования в России в 2008 г. не сильно различались по возрастным группам. хоть немного религиозен.

Образование

В 2008 г. религиозная принадлежность россиян по уровню образования существенно не различалась. Около трех четвертей людей с высшим образованием и тех, у кого меньше лет формального образования, идентифицировали себя как православные христиане, в то время как примерно каждый шестой в каждой группе заявил, что не имеет религиозной принадлежности.

Религиозная приверженность также не сильно различалась в зависимости от уровня образования, согласно нескольким показателям, включая частоту посещения религиозных служб, веру в Бога и описание себя как минимум религиозного. Единственным критерием, по которому уровень образования имел существенное значение, была вера в жизнь после смерти; Россияне с высшим образованием несколько чаще, чем менее образованные, говорили, что верят в жизнь после смерти.

Методология

Данные, использованные в этом отчете, получены из Международной программы социальных исследований (ISSP), консорциума исследователей, которые проводят общественные опросы примерно в 50 странах в соответствии с международными стандартами выборки с сопоставимыми вопросниками в разных странах. В ISSP входят многие страны Северной Америки и Европы, а также несколько стран Южной Америки, Африки и Азии. Тенденции в этом отчете восходят к 1991 году, когда СССР был официально распущен, и ISSP провела свое первое исследование религиозных верований и практик в России.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *