Урок русского языка фгос 5 класс определение – План-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме: Открытый урок по русскому языку Тема: “Определение” (5 класс ФГОС учебная линия Ладыженской)

План-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме: Открытый урок по русскому языку Тема: “Определение” (5 класс ФГОС учебная линия Ладыженской)

Самоанализ открытого урока русского языка в 5 классе по теме:  «Определение»

в рамках работы ШМО учителя русского языка и литературы первой квалификационной категории  Щербининой Любови Ивановны

         Хороший урок – это слаженный, чётко работающий механизм. Не услышишь его пульса, не прислушаешься к нему – и урок не получится.

Тема урока:  «Определение».

Цель урока:  Познакомить  с определением как второстепенным членом и способами его выражения, его ролью в усилении выразительности художественного описания.

Задачи урока:  Образовательная: формировать умение находить определения в предложениях и верно графически обозначать их.

Развивающая: развивать  навыки использования определений в речи для более выразительной передачи  содержания высказывания; отработка орфографических навыков (безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением).

Воспитательная: воспитывать  правильное отношение к слову, корректно исправлять ошибки одноклассников.

УУД: личностные: оценивает ситуацию на уроке с точки зрения важности образования;  положительно относится к учению, к познавательной деятельности, желает приобрести новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся;

регулятивные: учится обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем, принимает и сохраняет учебную задачу, планирует (совместно с учителем и одноклассниками) необходимые действия, операции, действует по плану, в диалоге с учителем учится совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки;

познавательные: анализирует, сравнивает, квалифицирует и обобщает факты и явления;

коммуникативные: задаёт вопросы, слушает и отвечает на вопросы других, формулирует собственные мысли, высказывает свою точку зрения, при необходимости отстаивает её, аргументируя;  учится подтверждать аргументы фактами, осуществляет совместную деятельность в парах (группах) для решения конкретных учебных задач, учится принимать точку зрения других.

Тип урока: Урок общеметодической  направленности.

 Планируемые результаты: учащиеся должны знать  определение понятия «определение», способ выражения определения, графическое обозначение определения как члена предложения,  роль определения в усилении выразительности художественного описания;

должны уметь  находить определения в предложениях;  верно обозначать определения как член предложения,  распространять предложения определениями,  использовать определения для более выразительной передачи содержания высказывания.

Межпредметные связи: литература, музыка

Ресурсы: мультимедийный проектор, ноутбук, презентация, индивидуальные карточки с заданием.

Метод по типу познавательной деятельности частично-поисковый, исследовательский.

Цели урока реализовывались: 

Развивающая.  Развитие речи осуществлялось через монологические ответы. Развитие логического мышления учащихся, их аналитических способностей (сравнивать, сопоставлять, делать выводы по теме).
Воспитательная. Уважительное отношение к одноклассникам помогает воспитать прослушивание монологических ответов учеников.

На данном занятии я старалась реализовать важные для современного урока русского языка подходы:

  • Текстоориентированный:  работа с текстом, монологический ответ, анализ.
  • Функциональный: определяли, как правильно находить в тексте второстепенные члены (определение)  через постановку проблемных вопросов.
  • Коммуникативно-деятельный:  работа с учебником, алгоритмом.
  • Организация самостоятельной деятельности учащихся: при выполнении работы по карточкам, игровой элемент(«чёрный ящик»: на осенних листьях соответствующие задания)

Личностно-ориентированный подход реализовывался:  внимание к речи других людей, обучению связной речи как устной, так и письменной.

Урок с мультимедийной поддержкой эмоционален и неутомителен для ученика за счёт переключения на разнообразные виды деятельности, что резко повышает познавательный интерес, служит развитию воображения, внимания, мышления, речи и памяти.  

При проведении урока с мультимедийным сопровождением использовались информационно-педагогические коммуникативные технологии на основе принципов информационного взаимодействия как более продуктивного подхода в формировании информационной культуры участников образовательного процесса. Исходя из целей, структура урока состоит из 11 этапов, которые все были соблюдены.

1.Оргмомент способствовал психологическому настрою учащихся на плодотворную работу и восприятию новых знаний.

2. Мотивация к учебной деятельности. Конструирование предложений. Повторение материала, изученного на прошлом уроке.

3.Постановка проблемы и актуализация знаний. Были созданы условия, при которых ученики сами вывели цель урока. Объяснение нового материала. Наблюдение над языковым материалом. Ребята сами формулировали основные моменты правила, исходя из выясненных в диалоге с учителем положений. Была поставлена проблема: как  работаем над этой темой  и почему?

4. Физкультминутка.

5.Целепологание и мотивирование. Закрепление нового материала: украшали речь определениями.

6. Применение нового знания в стандартной ситуации. Выполнили творческую работу: «украсили» определениями текст – Словесное рисование картины по прослушанной музыке.

7. Самостоятельная работа в парах работа со стихотворным текстом.

8. Письменная работа Применение нового знания в нестандартной ситуации (вторая мини-физкультминутка). Написание мини-сочинения «Вид из окна» под музыку П.И. Чайковского

9. Подведение итогов.

10.Рефлексия.

11.Домашнее задание по выбору

Метод обучения, использованный на уроке:  частично-поисковый, беседа, проблемные ситуации, диалог, исследовательский метод, работа с текстом, наглядность, поисковый метод, информационно – коммуникативная технология.

Частично-поисковый, потому что на уроке знания не предлагались учащимся в готовом виде, их необходимо было добывать самостоятельно, учащиеся под руководством учителя самостоятельно рассуждали, решали возникающие познавательные задачи, анализировали, обобщали, делали выводы, тем самым формировали осознанные прочные знания. Преобладал творческий характер познавательной деятельности.

Приёмы подведения итогов урока, рефлексия способствуют развитию мыслительных операций, таких как:  умение систематизировать, обобщать изученное, анализировать и оценивать свою деятельность на уроке.

Учебная работа на уроке была разнообразна: чередовались удачно подобранные виды организации деятельности учащихся, такие как: дискуссия, беседа (ответы на вопросы учителя), творческие задания, самостоятельная работа, самопроверка.

Новизна урока прослеживается в использовании информационных технологий, исследовательский характер учебной деятельности при изучении нового материала.

Создан нужный для работы психологический микроклимат, характер общения с учащимися доброжелательный.

В ходе урока дети усвоили новое для себя правило: определение как второстепенный член предложения и способы его выражения,  его ролью в усилении выразительности художественного описания.

Оценки учащимся  будут выставлены после проверки карточек и дополнительной работы.

 

nsportal.ru

План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Урок русского языка в 5 классе Определение

Урок  русского языка в 5 классе.

Тема: Второстепенные члены предложения. (Определение).

Цель деятельности учителя: Актуализировать и восстановить знания об определении, дать представление о согласованном и несогласованном определении.

Тип урока: Комбинированный урок

Планируемые образовательные результаты

Предметные (объём освоения и уровень владения компетенциями): знать определение второстепенного члена «определение», способ его выражения, графическое его обозначение как члена предложения; роль определения в усилении выразительности художественного описания; уметь находить определения в предложениях; верно обозначать определение как член предложения; распространять предложения определениями; использовать определения для более выразительной передачи содержания высказывания.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентносного опыта/приобретённая компетентность): способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты.

Личностные: сознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.

Методы и формы обучения: Наблюдение над языком; создание проблемных ситуаций; индивидуальная, групповая, фронтальная.

Образовательные ресурсы: http://festival.1september.ru ; : http://proschkolu.ru

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.

Наглядно-демонстрационный материал: презентация по теме урока, выполненная учителем.

Ход урока.

Актуализация опорных знаний и умений.

Добрый день, уважаемые гости и ребята! Если день начинать с улыбки, то можно надеяться, что он пройдет удачно. Давайте сегодняшнее занятие проведем с улыбкой. Главная ваша задача, ребята, быть внимательными, активными, находчивыми, а главное – трудолюбивыми. Покажите, что вы знаете и как умеете работать. Давайте для начала повторим то, что вспомнили и изучили на предыдущих уроках по теме «Синтаксис». В строчку запишите цифры от одного до десяти. В зависимости от правильности услышанного утверждения поставьте крестик «+» или нолик.

Игра «Крестики-нолики» Таблички заготовить заранее. Работа в табличках.

1.Раздел науки о языке, в котором изучаются  словосочетания и члены предложения , называется фонетика.

2.По цели высказывания предложения бывают повествовательные, вопросительные и восклицательные.

3Обстоятельство -это главный член предложения.

4.Односоставные предложения-предложения с одним главным членом (- или =).

5.По эмоциональной окраске предложения бывают восклицательные и повествовательные.

6.Словосочетание используется в речи только в составе предложения.

7.Грамматическая основа предложения – это подлежащее и сказуемое.

8.Предложение, состоящее только из грамматической основы, называется распространенным.

9.Члены предложения, не входящие в грамматическую основу, называются второстепенными.

10.Второстепенный член предложения, обозначающий признак предмета, называется дополнение.

Обменяйтесь тетрадями и проверьте (карандашом) правильность выполнения задания.

Слайд 1(ответы)

Нахождение и исправление ошибок, формулировка правильных утверждений.

Самооценка выполненной работы-смайлики.

Кто ответил на все вопросы правильно? Давайте укажем правильный ответ вместе.

Слайд 2(эпиграф).

Чтение учителем эпиграфа к уроку.

Молодцы, вы хорошо поработали, а теперь обратимся к эпиграфу нашего урока. Для начала вспомним, что такое эпиграф?

«Слово! Великое русское слово. Как много в нем оттенков, как много красок и глубины! Просто необходимо, чтобы это наше богатство русских «цветных слов» оберегали умные и чуткие люди».

                                                                                                         М.Ладур.

Действительно, наш русский язык очень красив и выразителен, искренне надеюсь, что сегодня  вы покажите себя  чуткими и умными по отношению к нему  (ну и друг к другу, конечно). -Ребята, а что делает нашу речь «богатой, цветной»?(прилагательные).

 А чем являются прилагательные в предложении? Так какова тема нашего сегодняшнего урока?

Запись темы урока в тетради.                        (Определение).

Целеполагание.

-Как вы думаете, что мы сегодня должны за цели перед собой поставить для изучения данной темы? (Что обозначает определение, чем выражено, его роль в предложении).

Подумайте, от какого слова произошло слово определение?

Как вы понимаете значение слова « определять»?

Можно ли сказать, что «определять» – значит характеризовать предмет по цвету, форме, массе и по другим признакам?

А на какие вопросы отвечают определения? (какой? Чей? )

2 Выявление места и причины затруднения.

Слайд 3(2 текста для сравнения). -Какой текст дает вам более подробную информацию? За счет чего? 

1 текст.

(Читают уч-ки).

Ветер раскачивает ветви деревьев. Листья опадают на землю, и она покрывается ковром.

2текст.

Сильный ветер раскачивает голые ветви деревьев. Сухие листья опадают на землю, и она покрывается желто-красным ковром.

-Какой текст дает вам более подробную информацию? За счет чего? 

Учитель подводит к  выводу о значимости определения. Определения обозначают признак предмета? Делают нашу речь ярче, выразительнее.А что вы уже знаете об определении из курса начальной школы?

А теперь откройте учебники на стр.86,прочитайте материал в рамке.

– Как подчёркивается определение в тексте? (волнистой линией)

-Какой частью речи чаще всего выражается определение? (прилагательным). А что значит чаще всего? В большинстве случаев, но не всегда. В дальнейшем мы с вами узнаем, что определение может выражаться и притяжательным местоимением, и числительным, и причастием.

-Какая информация оказалась для вас новой?

Сегодня на уроке мы узнаем способы выражения определения, составим алгоритм  его нахождения в предложении, познакомимся с  термином «согласованные и несогласованные определения».

Закрепление материала.

Работа с учебником. Упражнение 186(по заданию). Один у-к у доски; комментирование.

Цель данной работы-выработка алгоритма нахождения определения. (Основа – вопросы к упражнению). Комментирование  орфорграмм.

-Так как мы находим определение в тексте, каков алгоритм наших действий?

Слайд 4.(Алгоритм)

  1. Найду в предложении слова, которые обозначают предмет.
  2. Поставлю от них вопросы какой? какая? какие? чей?
  3. Определю, есть ли в предложении слова, которые отвечают на эти вопросы.
  4. Если есть, значит, это определение.
  5. Подчеркну определение волнистой линией.

– Обратите внимание, что определение всегда согласуется в роде, числе и падеже с существительным, которое оно поясняет.

Самостоятельная работа по вариантам .Один ученик от первого варианта, второй – от второго. Комментирование  орфорграмм.

Включение в систему знаний и повторение

Сведения опережающего характера.

Физкультминутка.

По количеству рядов(3) выдаются осенние  листочки.

Задание: придумать к листочку прилагательное- определение (повторяться нельзя). Листики передаются с 1 до последней парты, потом учителю. Вслух произносим определение. Один ученик записывает выборочно, обозначаем орфограммы. Жёлтый, резной, чудесный, прекрасный, берёзовый, удивительный.

Какие прилагательные-определения характеризуют предмет по цвету, форме, а какие выражают отношение говорящего. Как называются такие прилагательные в литературоведении? Эпитеты.

А сейчас я хочу рассказать о талантливой писательнице-сказочнице Наталье Абрамцевой и предлагаю посмотреть мультфильм по одной из её сказок, который называется «Стриженый дождик». А вы подумайте, какие определения – эпитеты помогают создать образ дождика.  Чему учит эта сказка?

Наталья Абрамцева родилась в семье военного и учительницы русского языка и литературы. Вследствие перенесённого в раннем детстве заболевания спинного мозга она была прикована к постели. Несмотря на это, Наталья жила насыщенной жизнью: много читала, причём не только по-русски, но и по-английски, и по-испански, писала рассказы, очерки. Но главным делом писательницы стало сочинение сказок. Всего Наталья Абрамцева написала около 120 сказок и рассказов для детей и взрослых. Они переведены на многие иностранные языки;  произведения легли в основу сценариев мультфильмов. Отдельными изданиями вышли сборники «Сказки для добрых сердец», «Радуга в сочельник», «Рождественские грёзы», «Чудеса да и только», «Что такое зима», «С кем разговаривают собаки».

Рефлексия

Работа с раздаточным материалом. (По времени-как Д/З)

Разноуровневые по сложности задания. Уровень учащиеся выбирают по собственному желанию.

1.Минимальный уровень.

Вставить пропущенные буквы и  слова (есть подсказки-слова для справок).

2.Средний уровень (норма).

Вставить пропущенные буквы и слова (отсутствие справочного материала).

3.Повышенный уровень сложности.

Подобрать в С/С к главным словам зависимые (согласованные и несогласованные определения),а к зависимым – главные, разобрать.

Творческий уровень.

Написать сказку об осени, используя определения-эпитеты.

Приложение.

1. Листочки самооценки.

Побудь учителем минутку, поставь оценку, но не в шутку.

Задание

Успешность(+или-)

1

Игра «+/0»

2

Формулировка  темы,цели урока

3

Упр.

4

Разборы

5

Самооценка

Оценка:

Минимальный уровень.

Вставить пропущенные буквы и слова (есть подсказки-слова для справок).

Хорош     лес в  ———–  ясны…   дни. В пурпурно-красный и  ———– цв…та   окрашена  л…ства.  Цв…тным  к…вром  ра…стилаются   под    д…ревьями    листья. Тут и там  в…дны под ними ———  шляпки грибо…-под…синовиков.

Слова для справок: осенн…е, красн…ватые, желтый.

Средний уровень

Вставить пропущенные буквы и слова.

Красив, наряден ру…ский лес  ———-  ос…нью. Кругом ———–  б…резы . ———– к…стром г…рят р…бины.    Словно  груды малахита,   з…л…неют ———–   ду…ки .В…селым    мног…цветьем   радуют клены, …сины    ————–  к…вром  ра…стилаются  под деревьями   ———– листь…я.

Повышенный уровень сложности.

Подобрать в словосочетании к главным словам зависимые ( согл./несогл. опр.), а к зависимым – главные, разобрать.

а ) дано главное слово                                б ) дано зависимое слово  

————- листва (    )                                       ————–  с клена   (       )

шляпки  ————- (      )                                  —————–   березы (      )

————- дождь  (       )                                    ————–    ковром  (      )

 листья ———–  (       )                                       —————- грибов (   )

                                 

Творческий уровень.

Написать сказку об осени, используя определения-эпитеты.

nsportal.ru

Разработка урока русского языка в 5-м классе по теме “Определение”

Разделы: Русский язык


Цели урока:  создать условия для формирования языковой компетенции через освоение знаний по теме “Определение”; развитие умений находить определения в тексте, правильно задавать к ним вопросы, использовать определения в своей речи, что будет способствовать воспитанию сознательного отношения к языку, любви к природе, развитию творческих способностей.

Средства обучения: М.М.Разумовская. Русский язык. 5 класс: учебник для общеоб. учрежд. – М.: Дрофа, 2007. Интерактивная доска, презентация, наглядный материал в виде ромашки.

Тип урока: урок усвоения нового материала.

На уроке используется ИКТ.

Продолжительность урока: академический час (45 мин)

Ход урока.

1.Организационный этап.

– Здравствуйте! Садитесь.

Откройте тетради, запишите число. (Слайд № 1)

2.Этап проверки домашнего задания.

1) Опрос

– Начнем работу с того, что погадаем на ромашке. (Слайд № 2). Знаете, как гадают?

Тот, кто гадает, отрывает лепесток и говорит: “Любит, не любит”.

Мы же с вами сейчас узнаем, кто знает, а кто не знает. Желающие выходят к доске, отрывают лепесток и отвечают на вопрос. (Вопросы записаны на обратной стороне ромашки)

– Грамматическая основа предложения – это …

– Подлежащее – это …

– Сказуемое – это…

– Какие члены предложения называются второстепенными?

– Что такое дополнение?

– Чем отличаются односоставные предложения от двусоставных?

– Чем отличаются распространенные предложения от нераспространенных?

2) Синтаксический разбор предложения.

Осеннее солнце скупо осветило своими лучами лесную поляну. (Слайд № 3)

После того, как все записали предложение в тетрадь, 1-й ученик вставляет фломастером на интерактивной доске пропущенные буквы, называет орфограмму. Остальные работают в тетрадях.

2-й ученик на интерактивной доске подчеркивает известные члены предложения, характеризует предложение.

3. Этап целеполагания.

1) Проблемная ситуация.

А теперь подчеркните в данном предложении определение.

Получилось? (Нет)

Почему не получилось?

2) Объявление темы урока

Итак, тема нашего урока так и будет звучать “Определение”. (Слайд №4)

3) Постановка учебных задач.

– А теперь поставьте перед собой задачи, над которыми будем работать.

После того, как дети проговорят самостоятельно задачи, подвожу итог. (Слайд № 4)

4. Этап усвоения нового материала.

1) Диалог

– Давайте ещё раз вспомним, сколько главных членов?

Значит, определение – это второстепенный член предложения. (На доску прикрепляю напечатанные слова “второстепенный член предложения”)

– Подумайте, от какого слова произошло слово “определение”?

– Как вы понимаете значение слова “определять”?

– Можно ли сказать, определять, значит характеризовать предмет по цвету, форме, массе и т. д?

– Определение отвечает на вопросы: какой? чей? который? (На доску прикрепляю напечатанные слова “какой? чей? который?”)

2) Работа с предложением.

– Найдём в нашем предложении слова, которые отвечают на данные вопросы и подчеркнём их волнистой чертой. (Слайд № 5)

– Слово “скупо” будет определением?

– А теперь обозначим, какой частью речи выражены определения и ответим на вопрос, что они обозначают?

(После ответов учащихся прикрепляю на доску слова “признак предмета”)

3. Подведение итога.

– Итак, определение – это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы: какой? чей? который? и обозначает признак предмета. (Используя напечатанные слова, учащиеся, практически, самостоятельно делают вывод) (Слайд № 6)

– Скажите, чем же отличается определение от других членов предложения? (Отвечают)

– Мы узнали, что такое определение? Значит, мы справились с 1-й задачей.

– Переходим к решению следующей задачи. Вы должны научиться находить определения в тексте и правильно задавать к ним вопросы. (Слайд “ 7)

4. Работа по учебнику.

УПР № 447 (1-е предложение разбираем совместно; остальные предложения дети выполняют у доски)

– Получается находить определения в тексте?

– Значит, мы справились и со 2-й задачей.

5. Релаксация.

– Сядьте поудобнее и послушайте музыку. (Слайд № 8-11)

– Отдохнули, а теперь поделитесь своими впечатлениями от прослушанной мелодии. Слова, которыми вы будете характеризовать музыку, должны отвечать на вопрос какая?

– Мы с вами плавно подошли к решению третьей задачи и сейчас выясним, зачем нужны определения?

-Я предлагаю вам рассмотреть фотографии и подобрать к существительным определения. (Слайд № 12-21)

– Что лучше: одно существительное или словосочетание, в состав которого входит определение?

– Какую роль выполняют определения в речи?

5. Этап закрепления.

1. Творческое задание.

– Прочитайте текст. (Слайд № 22)

Наступила (какая?) осень. В лесу (какие?) деревья давно облетели. Только (какие?) берёзки сохранили (какие?) листочки. Изредка (какие?) лучи (какого?) солнца озаряют (какой?) лес.

– Можно ли эти предложения назвать текстом?

– Красивый текст? Почему?

– Ваша задача – подобрать к существительным определения. (Слайд № 23)

После выполнения данного задания заслушиваем, что получилось у детей. (2-3 варианта)

– Как вы думаете, кто в своей речи больше всего использует определений? (Слайд № 24)

– Найдите в стихотворении Сергея Есенина определения. (Слайд № 25)

6. Итоги урока.

1) Тестирование

  • Что нового узнали на уроке? (Слайд № 26)
  • Справились ли мы с поставленными задачами?
  • Есть ли у вас ко мне вопросы по данной теме?
  • А я для вас припасла несколько вопросов. (Слайд № 27)

2) Рефлексия.

  • В одной из сказок Мороз спрашивает: “Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная?
  • А я хочу узнать, хорошо ли вам было на уроке?
  • Что вам понравилось?
  • Какие задания были для вас трудными?

3) Домашнее задание не задаю, т. к. на втором уроке мы продолжим работу по теме. (Уроки спаренные) (Слайд № 28)

Аудио-приложение

6.05.2010

urok.1sept.ru

Разработка урока русского языка по теме «Определение», 5 класс, ФГОС

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Задания для обучающихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые УУД

I. Мотивация к учебной деятельности. (2 мин)

Цель:

Учитель проверяет подготовку учащихся к уроку, порядок на парте. 
Проблемный диалог. 
– Здравствуйте! Я рада видеть вас и надеюсь, что наше общение сегодня на уроке принесет вам новые открытия.

– Почему именно это высказывание мне захотелось показать вам?

– А как вы думаете, в какой области русского языка мы сделаем открытия?

– Почему?

– А о каких именно?

– Назовите их.
– Как вы думаете, какие члены предложения нас могут интересовать сегодня  на уроке?
– С чего нам необходимо начать работу на уроке? 
– Предложите план ваших действий.

– Желаю вам успешной работы.

Настраиваются на работу.

 

Обучающиеся отвечают на вопросы учителя.

 

 

Чтение высказывания  учеником.

– Сегодня на уроке мы приобретём знания, которые добудем сами (самостоятельно).

– В разделе «Синтаксис».

Обучающиеся рассматривают карту самооценки «Созвездие успеха».

 

 

 

Знание только тогда знание, если оно приобретено усилиями своей мысли.
Л.Н.Толстой.
 

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и учителем. (Коммуникативные УУД).

II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
(4 мин) 
Цель:
подготовка мышления обучающихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий, фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии

Опрос

1)- Начнем работу с того, что погадаем на ромашке. Знаете, как гадают?

Мы же с вами сейчас узнаем, кто знает, а кто не знает.

2) Синтаксический разбор предложения.

Запись числа и темы урока.

– Тот, кто гадает, отрывает лепесток и говорит: “Любит, не любит”.

Обучающиеся

отвечают, тем самым повторяют  изученные понятия из раздела «Синтаксис». Желающие выходят к доске, отрывают лепесток и отвечают на вопрос. (Вопросы записаны на обратной стороне ромашки)

2) После того, как все записали предложение в тетрадь, 1-й ученик вставляет фломастером на интерактивной доске пропущенные буквы, называет орфограмму. Остальные работают в тетрадях.

2-й ученик на интерактивной доске подчеркивает известные члены предложения, характеризует предложение.

1) – Грамматическая основа предложения – это …

– Подлежащее – это …

– Сказуемое – это…

– Какие члены предложения называются второстепенными?

– Что такое дополнение?

– Чем отличаются односоставные предложения от двусоставных?

– Чем отличаются распространенные предложения от нераспространенных?

2) Осеннее солнце скупо осветило теплыми лучами лесную поляну.

Актуализировать имеющийся опыт учащихся для введения нового знания (Регулятивные, познавательные УУД)

Совершенствовать навыки работы в группе (Коммуникативные УУД)

III. Выявление места и причины затруднения (4 мин.)

Цель:организовать анализ обучающимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения является осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

– Проверим, насколько правильно вы справились с заданием.

-Почему не получилось?

-Итак, тема нашего урока так и будет звучать “Определение”.

– А теперь поставьте перед собой задачи, над которыми будем работать.

После того, как дети проговорят самостоятельно задачи, подвожу итог.


– Нет. Не все.
(Обучающиеся дают разные ответы)
Оценивают свои знания по теме. 
– Тема урока определение.

– Научимся опознавать в предложении определение, подчеркивать их;  определять, какой частью речи они выражены, на какие вопросы они отвечают..

 1) Проблемная ситуация.

А теперь подчеркните в данном предложении определение.

2) Объявление темы урока

3) Постановка учебных задач.


 

Совершенствовать умение находить и, назвать тему и цели урока (Регулятивные, познавательные УУД), уметь доказывать свою точку зрения, использовать имеющийся опыт (Личностные УУД)

IV. Построение проекта выхода из затруднения (7 мин.)

Цель: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.

–  Ваша задача, работая в парах, составить алгоритм нахождения определений в тексте. 


– Помогут  вам в этом текст и знания, полученные  ранее. 
– Если у вас возникнут затруднения, можете воспользоваться любой справочной литературой (учебник, таблицы).

(текст)

Обучающиеся выбирают способ построения нового знания.
Строят алгоритм выполнения действия:
по вопросам распознают определение.

На основе выбранного метода выдвигают и обосновывают гипотезы, выделяют ключевые понятия.

1) Дорожки устилали золотые осенние листья .

2) Тётя относилась к Наташе с материнской любовью .

3) Мы ели свежий вишнёвый кисель .

4) Хирургические инструменты положили кипятить .

5) Яркое зимнее солнце заглянуло в наши окна.

Алгоритм нахождения обстоятельств в тексте:

Найду в предложении слова, которые обозначают ____________.

Поставлю от них вопросы: _______________.

Определю, есть ли в предложении слова, которые отвечают на эти вопросы.

Если есть, значит – это ________________.

Подчеркну определение ___________.

Подпишу, какой частью речи выражено ____________________.

Учиться находить выход из проблемной ситуации, искать разные пути решения (Регулятивные и познавательные УУД), оценивать собственные знания и видеть перспективу работы (Личностные УУД)

V. Реализация построенного проекта (3 мин)

Цели: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.

– Что у нас получилось?
– Проверим алгоритм по эталону.
– Оцените свою работу.

На основе результатов работы обучающихся учитель подводит к распознаванию определения и его характеритике.

Обучающиеся осуществляют проверку алгоритма, называяопределения, определяя, какой  частью речи они  выражены.

– Работают в карте результативности.

Алгоритм нахождения определений в тексте:

1.Найду в предложении слова, которые обозначают признак.

2.Поставлю от них вопросы:  какой?чей?

3.Определю, есть ли в предложении слова, которые отвечают на эти вопросы.

4.Если есть, значит – это определение.

5.Подчеркну определение (волнистая черта)

6.Подпишу, какой частью речи выражено (прилагательное).

Уметь решать типовые задания на новый способ действий с проговариванием вслух алгоритма;
проводить   сравнение по заданным критериям(Познавательные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной форме(Коммуникативные УУД).

VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи(6 мин.)

Цели:проговаривание и закрепление нового знания; выявление пробелов в первичном осмыслении изученного материала, проведение коррекции.

 

 

 

 

 

 

 


 


 


 


 

Физкультминутка(1 мин)

– Посмотрим, насколько наш алгоритм действенен и практичен.

– Предлагаю, найти определения в тексте, действуя по алгоритму, записать  их в тетрадь

– Проверим работу каждой группы.

– Оцените свою  работу и работу ребят группы.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

– Я читаю предложения. 
– Если в нем встречается определение, вы наклоняетесь вперёд, назад, вправо, влево.
– Если в нем встречается дополнение– хлопаете.

– Оцените свою работу.

 

Обучающиеся выполняют проверку.

Самостоятельно составляют устный ответ на основе собственного опыта, дополняют ответы и оценивают их.

Задание: Прочитайте текст, озаглавьте его. Найдите в этих предложениях определения, действуя по алгоритму.

Вышла на край леса старая лосиха с длинноногим лосенком и задремала на теплом весеннем солнышке. А маленький лосенок учится бегать. Спотыкаются о высокие кочки его длинные ноги.

Ласково пригревает в редком лесу весеннее солнышко. Уже надулись на деревьях душистые клейкие почки. Из березовой ветки прозрачными каплями сочится сладкий сок.

Весенние лужи отражают высокое небо и кажутся синими. Золотистыми пуховками распустились кустики ивы. Под деревьями зеленеют обросшие брусничником кочки.

Хорош запах весеннего леса!

Задремала старая лосиха, но чутко слышит она каждый шорох, каждый тревожный звук. Беззаботно резвится маленький лосенок. Знает он, что не даст его в обиду чуткая и сильная мать.

(По И. Соколову-Микитову)

Весенним днём, весенним днём

На прогулку мы идём.

Ради шутки, ради смеха

Спросим мы лесное эхо:

«Ты на дереве каком?»

Отвечает эхо: «ОМ».

«Ты под кустиком каким?»

Отвечает эхо: «ИМ».

«Расскажи ты это всем!»

Отвечает эхо: «Ем!»

Развивать умение 
логически строить цепь собственных суждений; формировать умение взаимодействовать по ходу выполнения задания; развивать умение слушать собеседника в ходе совместной работы
(Коммуникативные УУД), самоопределение личности (Личностные УУД)

Личностные: бережное отношение к природе.

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (5 мин.)

Цель:
– проверить умение  работать с информацией;
– организовать выполнение задания с взаимопроверкой; самооценка.

Организует самостоятельную работу по учебнику и индивидуальную работу в тетрадях.

Обучающиеся самостоятельно выполняют задание на новый способ действий, обменявшись тетрадями, осуществляют проверку правильности  выполнения работы по эталону.

на какой вопрос отвечает определение, к какому слову относится. Разберите последнее предложение по членам.

Развивать умение осознанно строить 
речевое высказывание
(Познавательные и коммуникативные УУД)
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД)

 VIII. Включение в систему знаний и повторение (5 мин.)

Цели:
– развивать умение выявлять границы применимости нового знания.

Задание творческого характера.

Проверку осуществляем по цепочке.

– Оцените свою работу.

Обучающиеся записывают предложения.

Задание: составьте  и запишите со словом пожарный три предложения так, чтобы в первом оно было подлежащим, во втором – дополнением, в третьем –определением).

 

IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке. (2 мин.)

Цели:
– зафиксировать новое содержание урока;
 организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

– Что необходимо сделать, прежде чем мы закончим наш урок?
– Какую цель мы поставили в начале урока?
– Вы достигли поставленной цели?

– Были ли у вас затруднения? Какие?

– Удалось ли создать Созвездие успеха?

– Как бы оценили свою работу?

– Подвести итоги.

Соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и фиксируют степень их соответствия.

Карта самооценки «Созвездие успеха».

2 балла – допущено свыше 5 ошибок.
3 балла – допущено от 3 до 4 ошибок.
4 балла – допущено от 1до 2 ошибок.
5 баллов – ошибок в работе нет. 
Оценка ученика за урок_______
Оценка учителя______________

   Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки (Регулятивные УУД). 
Уметь соотносить цель и результаты деятельности;
Производить самооценку результатов деятельности
(Познавательные УУД) 
Уметь формулировать свои мысли высказывать,
обосновывать свою точку зрения
(КоммуникативныеУУД:

X. Домашнее задание. (1 мин.)

Цели:

– обеспечить  понимание обучающимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Комментирует домашнее задание.

Намечают цели дальнейшей деятельности и определяют задания для самоподготовки (домашнее задание с элементами выбора, творчества).

   

xn--j1ahfl.xn--p1ai

Урок русского языка в 5 классе по ФГОСу на тему “Определение”

Технологическая карта урока русского языка по теме «Определение» в 5 классе с использованием учебно-методического комплекса Л. М. Рыбченковой

Разработала: Пархацкая Людмила Васильевна, учитель русского языка и литературы МБОУ Ларневская ООШ

Тип урока: комбинированный (комплексное применение знаний, умений и навыков; обобщение и систематизация знаний).

Цель урока:

предметный результатсовершенствование умений опознавать определение как второстепенный член предложения, определять, словами какой части речи оно является, выделять графически; актуализация знаний о смысловой и грамматической связи определения и слова, с которым оно связано в предложении; совершенствование орфографического навыка правописания падежных окончаний прилагательных; использование определений в речи.

метапредметный результат: формирование и развитие УУД (регулятивных, познавательных, коммуникативных).

личностный результат: формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанного, уважительного, доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, формирование коммуникативной компетентности в общении, сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной деятельности, умение работать в группе.

1.Создание эмоционального настроя, формулирование учебной задачи.

Постановка цели урока. Мотивация.

СЛАЙД 1

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною…

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою!

Закройте глаза и давайте мысленно перенесёмся на весеннюю поляну, согретую ярким солнышком. Полюбуемся красками весны.

СЛАЙД 2 (ЗВУЧИТ ПЕНИЕ ПТИЦ)

Вдохните глубоко аромат пробуждающейся природы! Лесной воздух отличается свежестью и чистотой. Вдохните в себя свежесть осеннего утра, тепло солнечных лучей, чистоту рек.

Весне так к лицу изумрудный наряд,

Пусть первый подснежник порадует взгляд,

Природа окрасится в радужный цвет,

И солнышко дарит живительный свет.

Глубоко вдохните и выдохните. Я желаю вам крепкого здоровья, хорошего настроения, успехов, доброго отношения к себе и друг другу. Я посчитаю до 5 . На счёт «5» – вы откроете глаза.

Доброе утро! Я рада вновь видеть вас, ваши улыбки, и думаю, что сегодняшний день принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удачи!

Открывают глаза.

А теперь, ребята, посмотрите на экран.

СЛАЙД 3

Что произошло?

– Как вы думаете, без каких слов мы не смогли бы увидеть картину весны, какой она показана автором стихотворения? Кто автор этих строк?

Вставьте в данный текст определения-прилагательные, назовите среди них эпитеты и оцените их роль в тексте.

В речи не обойтись без второстепенных членов. 
Какой второстепенный член предложения делает нашу речь ярче, образнее, эмоциональнее, красивее? (Определение).

Давайте найдем средство художественной выразительности в данном тексте.

Что такое эпитет? Для чего они служат? (Они делают нашу речь яркой, образной, выразительной).

Определим смысловую и грамматическую связь. Находим определяемое (главное) слово, какой частью речи оно выражено, задаем вопрос к зависимому слову, чем выражено, покажем средства грамматической связи. А каким членом предложения являются данные слова? Как подчеркнем?

 Вывод: Вот мы и пришли к теме урока. Сегодня мы с вами будем говорить об определении.

– Какую цель поставим перед собой?

– Откроем тетради и запишем сегодняшнее число и тему урока.

( Вывести обучающихся на самостоятельную формулировку темы урока, помочь им сформулировать цели и задачи.

Направить обучающихся на формулирование цели урока и составление плана деятельности.

Организовать воспроизведение и коррекцию опорных знаний обучающихся, используя языковой материал, спроецированный на экран).

Через анализ языкового материала формулируют тему, цели и задачи урока, записывают в тетрадь тему урока.

познавательные

актуализация знаний об определении как второстепенном члене предложения

регулятивные

умение осуществлять целеполагание, планирование

коммуникативные:

взаимодействуют с учителем во время беседы, осуществляемой во фронтальном режиме; слушают собеседника, строят высказывания по формулировке темы и цели урока, возражают или принимают высказывания.

2. Совместное выполнение практикума с. 120. Активизация ранее изученного материала.

Организация фронтальной работы класса с материалами, размещенными на доске.

 СЛАЙД 4

Вставляют пропущенные буквы, объясняя орфограмму.

познавательные: осуществляют актуализацию полученных знаний по орфографии коммуникативные:построение устного высказывания (используют речевые средства для выполнения задания)

регулятивные:

планируют свою деятельность в соответствии с целевой установкой полученного задания; осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль

3. Решение лингвистической задачки с. 120.

Руководит процессом решения лингвистической задачки, корректирует, направляет деятельность учащихся.

 СЛАЙД 5

Решают лингвистическую задачку, оценивая обоснованность точки зрения и речевое оформление ответа отвечающих.

познавательные: выбор наиболее эффективного способа решения задачи.

коммуникативные: построение устного высказывания

регулятивные: самоконтроль и оценка отвечающих

4. «Кто быстрее?» Получение обучающимися задания, состоящего в отгадывании загадки и характеристики отличительных признаков (по цвету, форме, отношению к предмету речи и др.) угаданного слова с использованием определений.

Руководит процессом выполнения задания.

СЛАЙД 6

СЛАЙД 7

СЛАЙД 8

Каждому ряду адресована загадка, отгадав которую, обучающиеся на рядах получают листы с ответом (слово сущ.). Под полученным ответом необходимо, как можно быстрее, каждому обучающемуся записать по одному слову, выступающему в роли определения, которое бы указывало на отличительные признаки по форме, цвету, представляло собой оценку, желательно было образным и ярким. Сообщают и оценивают свои результаты и результаты работы других обучающихся.

познавательные:

актуализируют имеющиеся знания об эпитете

определении как коммуникативные: планирование и организация учебного сотрудничества

регулятивные:

само- и взаимоконтроль,

нравственно-эстетическое оценивание

5. Чтение теоретического материала с. 120-121. Составление кластера.

СЛАЙД 9

Организация чтения теоретического материала, корректирует, направляет деятельность учащихся по составлению кластера.

Чтение теоретического материала, определение границ «знаю» / «не знаю» / «хочу узнать». Составляют кластер «Что мы знаем об определении?» и записывают его в тетрадь

познавательные

– осуществление поиска неизвестной информации;

– структурирование знаний;

коммуникативные

– построение устного высказывания

регулятивные

– планируют свою деятельность в соответствии с целевой установкой полученного задания; осуществляют самоконтроль

6. Анализ языкового материала

Формирование представления учащихся о понятиях согласованное и несогласованное определение

СЛАЙД 10

1. Записывают в тетради словосочетания, определяют главное и зависимое слово, устанавливают смысловые и грамматические отношения, делают выводы о существовании согласованных и несогласованных словосочетаний.

СЛАЙД 11

2. Определяют типы словосочетаний. Согласованное – хлопают в ладоши, несогласованное – топают ногами.

Определяют типы словосочетаний. Согласованное – хлопают в ладоши, несогласованное – топают ногами.

познавательные:

расширение и систематизация знаний о языке, осознание взаимосвязи его единиц, освоение базовых понятий лингвистики, формирование умений анализировать языковые единицы, воспринимать новое на базе уже имеющихся знаний.

коммуникативные: организация взаимодействия

регулятивные:

контроль и коррекции

7. Работа в группах.

Выдача раздаточного материала, инструкций поэтапной работы с файлами, содержащими задания. Корректирует деятельность учащихся в группах, руководит процессом презентации ответов.

Распределение учащихся на группы, установление ролей. Знакомство с материалами заданий, размещенных на ноутбуках, выполнение, подготовка слайдов, распределяют роли для выступления, презентуют результаты работы в группе.

познавательные

– осуществляют актуализацию полученных знаний по орфографии и словосочетанию

– структурирование знаний;

– осуществление поиска информации;

– построение высказывания, моделирование продукта по результатам работы с деформированным текстом

Коммуникативные

– предупреждение и разрешение спорных ситуаций,

– планирование учебного сотрудничества; организация взаимодействия в группе; построение устного высказывания.

регулятивные

– целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль и коррекцию

8. «Школа чтения»

с. 121

Организует подготовку к выразительному чтению стихотворения С. Дрожжина с использованием рубрики «Школа чтения».

 СЛАЙД 12

Осуществляют подготовку к выразительному чтению стихотворения С. Дрожжина с использование рубрики «Школа чтения»

познавательные: выбор наиболее эффективного способа прочтения стихотворения.

коммуникативные: выразительное прочтение стихотворения в соответствии с поставленными коммуникативными задачами

регулятивные: самоконтроль и взаимоконтроль.

9. Рефлексия урока.

Организация деятельности по подведению итогов урока.

СЛАЙД 13

Анализ собственной деятельности и деятельности других, рефлексия.

регулятивные: самоконтроль и взаимооценка.

11. Домашнее задание.

РТ с. 50-51

1. Комментирует домашнее задание. Определяет цель домашнего задания для учащихся.

Домашнее задание записано на доске.

2. Оценивает учащихся с учетом всех видов работ

на уроке.

1.Слушают учителя,

записывают в дневник задание.

2.Читают задание к упражнению, задают вопросы (если есть).

коммуникативные: 

слушание, чтение

регулятивные: самоконтроль

Приложения:  Презентация к уроку.

Литература:

1. Рыбченкова, Л. М. Русский язык. Поурочные разработки. 5 класс : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Л. М. Рыбченкова, И. Г. Добротина; Рос. Акад. Наук, Рос. Акад. образования, изд-во «Просвещение». – М. : Просвещение, 2011. – 159 с.

2. Рыбченкова, Л. М. Русский язык. Рабочая тетрадь 5 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. В двух частях. Часть 1 / Л. М. Рыбченкова, Т. Н. Роговик. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2012. – 80 с.

3. Учебник «Русский язык. 5 класс. Учеб. Для общеобразоват. Учреждений. В 2 ч. Ч.1 / [Л. М. Рыбченкова, О. М. Александрова, А. В. Глазков., А. Г. Лисицын]; Рос. Акад. Наук, Рос. Акад. Образования, изд-во «Просвещение». – 2-е изд., испр. – М. : Просвещение, 2012. – 127 с.

4. Учебная программа: Рыбченкова Л. М. Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Л. М. Рыбченковой, О. М. Александровой. О. В. Загоровской и других. 5-9 классы : пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Л. М. Рыбченкова, О. М. Александрова. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2012. – 108 с.

infourok.ru

План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: разработка урока по русскому языку ФГОС “Определение” 5 класс

Класс  5

Дата    28.06.16

Учителя: Фроленко С.С..

УМК:  УМК для 5 класса образовательных учреждений авторов Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и др. М.: Просвещение 2014

Тема: Определение.

Тип урока:  урок комплексного применения УУД при выполнении  компетентностно ориентированных заданий с элементами групповой и проектно-исследовательской деятельности.

Цель:        познакомить с определением как второстепенным членом и способами его выражения, его ролью в усилении выразительности художественного описания.        

                       Образовательная (Предметная)

Формировать умение находить определения в предложениях и верно графически обозначать их.

Развивать навыки использования определений в речи для более выразительной передачи содержания высказывания; отработка орфографических навыков (безударная гласная в корне, проверяемая ударением)

Воспитывать правильное отношение к слову, корректно исправлять ошибки одноклассников.

Развивающая (Коммуникативная)

1. Развивать информационную компетенцию: навыки работы с различными источниками информации (публицистический текст, словарная статья, монологическая речь учителя, учащихся, окружающий мир).

2.Развивать предметную компетенцию: навыки выразительного чтения, устной и письменной монологической речи, навык нахождения главных и второстепенных членов предложения, определения способов их выражения;

3.Развивать коммуникативную компетенцию: навыки группового взаимодействия.

4.Развивать учебно – познавательные компетенции: исследовательские навыки познания, умение действовать самостоятельно, добывание знаний непосредственно из реальности

6. Развивать творческие способности учащихся.

Воспитательная (Личностная)

1. формировать социокультурную компетентность: бережное отношение к родному русскому языку, воспитание чувства патриотизма на основе изучения народных праздников.

Формируемые УУД

Личностные

Коммуникативные

Познавательные

Регулятивные

оценивает ситуацию на уроке с точки зрения важности образования;  положительно относится к учению, к познавательной деятельности, желает приобрести новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся;

задаёт вопросы, слушает и отвечает на вопросы других, формулирует собственные мысли, высказывает свою точку

зрения, при необходимости отстаивает её, аргументируя;  учится подтверждать аргументы фактами, осуществляет совместную деятельность в парах (группах) для решения конкретных учебных задач, учится принимать точку зрения других

анализирует, сравнивает, квалифицирует и обобщает факты и явления;

учится обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем, принимает и сохраняет учебную задачу, планирует (совместно с учителем и одноклассниками) необходимые действия, операции, действует по плану, в диалоге с учителем учится совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки;

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

•находить главные и второстепенные члены предложения,

• определять способы их выражения,

•различать самостоятельные и служебные части речи,

•производить морфемный, словообразовательный, лексический, синтаксический разборы

проводить наблюдение под руководством учителя;

• осуществлять поиск информации с использованием различных ресурсов

• давать определение понятиям;

• устанавливать причинно-следственные связи

Фромирование устойчивого познавательного интереса к русскому языку

Воспитание патриотизма

Оборудование:   мультимедийный проектор, ноутбук, презентация, индивидуальные карточки с заданием.

        

Этап урока

Форма работы

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

I. Самоопределение к деятельности, целеполагание. Совместное определение цели и  задач урока, этапов и форм работы.

Беседа

Сформулируйте цель урока, исходя из того, что с одним из второстепенных членов  предложения  мы уже знакомы. Используйте опорные слова:

  • узнать
  • повторить
  • расширить

совершенствовать

Организует уч-ся к уроку через проблемную беседу

Сегодня мы продолжим путешествие  в мир огромный и удивительный второстепенных членов предложения

-С каким второстепенным членом предложения мы знакомы?

– Каково его общее значение?

-Зачем нужно уметь находить второстепенные члены  в предложении?

Настраиваются на работу, отвечают на поставленные вопросы.

Регулятивные

II. Этап актуализации знаний и фиксации затруднений в деятельности

Фронтальная

1. Работа со словами, «конструирование» предложения (использование

презентации слайд 1)   Россыпь слов: большой, удача, успех, с, малый, начинается

– Почему именно с этой фразы мне хочется начать урок?

-Чем будут для нас эти слова?

«Не говори – не умею, а говори – научусь!»- Вы  все прекрасно знаете, какую роль играет знание русского языка для каждого человека. Только изучая его с желанием, можно научиться правильно, грамотно говорить и писать.
3-й слайд: Мудрая сова I. Проверка домашнего задания.  На доске

– Дайте синтаксическую характеристику предложений. Придумайте предложения по схемам.

– Что вы знаете о дополнении?

Фронтальный опрос по вопросам таблицы

Учащиеся составляют из слов предложение, выделяют

грамматическую

основу

С малой удачи начинается большой успех (СЛАЙД 2)

 

Учащиеся дают характеристику предложения

Показывают знания предыдущей темы

Личностные

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

III. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Компетентно-ориентированное задание

Работа по теме урока (изучение нового, работа по развитию речи). На доске (слайд)

I вариант.

II вариант.

Мы идем в лес.

На опушке стоит избушка.

Встает солнце.

Здесь живет охотник.

Кружатся листья.

Он покажет лес.

– Прочитайте сочинение ученика.

-Оно вам понравилось?

-Чего не хватает?

-Как сделать это сочинение красивым? Этому мы сегодня научимся.

Показ презентации (Приложение)

(см. Приложение. Слайд 1)

– Кого считают мастерами письменной и устной речи? (писателей и поэтов)

(см. Приложение. Слайд 2)

– Поучимся у мастеров художественного слова выразительности речи.

(см. Приложение. Слайд 3)

Звучит “Лунная соната” Л.В.Бетховена. (Звуковой файл) На фоне зимнего пейзажа портрет С.Есенина. Коротко вспоминаем этого поэта, о чем он писал. Подготовленный обучающийся выразительно читает стихотворение С.Есенина “Белая береза”.

– Как описывает С.Есенин зимнюю березу?

(см. Приложение. Слайд 4)

– Какие предложения он использует? Найдем их основу. (графическое оформление основ предложений)

(см. Приложение. Слайд 5)

– Вот основы предложений. Они передают основной смысл предложений?

 А передают ли они красоту природы, чувства?

(см. Приложение. Слайд 6)

– Какие же слова помогают поэту передать красоту зимнего пейзажа?

– На какие вопросы они отвечают? (графическое оформление вопросов)

– Как называются эти второстепенные члены? (графическое оформление определений как членов предложений)

Признак предмета или явления
Обозначает определение.
Чей и Какой – ответы просты,
Лишь не хватает волнистой черты.

(см. Приложение. Слайд 7)

– Определение – второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы какой? чей? и обозначает признак предмета. Определения обычно выражаются прилагательным.

Филин: работает,  учится, думает!

 

ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

ДОПОЛНЕНИЕ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

ОБСТОЯТЕЛЬСТВО

1. От какого слова зависит?

От глагола

От существительного

 

2. Что обозначает?

Предмет, с которым связано действие или признак

Признак предмета

 

3. На какие вопросы отвечает?

На вопросы косвенных падежей

Какой?
Чей?

 

4. Какой частью речи выражен?

Чаще существительным или местоимением

Прилагательным

 

(см. Приложение. Слайд 8)

Рассуждения и ответы учащихся

Работа с учебником – чтение определения

Заполнение таблицы, сравнение с учебником

Личностные

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Работа по теме урока

-Давайте потренируемся. Подберите определения, которые называют признаки изображенных предметов.  (см. Приложение. Слайд 9-13)

(см. Приложение. Слайд 14)

– Теперь попробуем украсить определениями предложения: Осень. Падают листья. Пошел дождь.

(см. Приложение. Слайд 15)

– Определения помогут сделать вашу речь образной, выразительной, поэтичной, музыкальной.

На экране появляются изображения животных, растений, обучающиеся устно подбирают к ним красивые определения. Дети составляют предложения, записывают их в тетради, подчеркивают главные члены предложения и определения; отмечают слова, к которым относятся определения. 

Личностные

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

IV.  Физминутка

Холодная зима. Дует сильный ветер. Холодно. Ночь. Я возвращаюсь домой. Летят красивые снежинки. Они падают мне на ладошки. Каждая снежинка особенная. Они не тают. Я любуюсь ими. Настроение улучшается. Но вот мой дом. Прощаюсь с снежинками и захожу в теплый подъезд.

Если в предложении нет второстепенных членов предложения-сидим. Есть второстепенный член предложения-дополнение-встаем. Есть определение-хлопаем.

Учащиеся выполняют физминутку

Личностные

Коммуникативные

Закрепление знаний

Проектная работа

Творческая работа. Мини-сочинение (по вариантам).

– Теперь вы смело можете исправить сочинение ученика, превратите его в красивый, выразительный рассказ. (см. начало урока)

Вывод о важности    использования в речи   определения

Самостоятельная работа: составление рассказа – описания по картине Пишут творческую работу, затем читают её в классе, оценивая и рецензируют работы одноклассников. Определения помогают выстроить наиболее точное высказывание, иногда в тексте без них невозможно обойтись

Личностные

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Самостоятельная работа в парах

Работа в паре. Грамматико-орфографическая работа.

Изображение мальчика и девочки: работа в парах.

1) Самостоятельная работа с текстом стихотворения И. Бунина (текст распечатан).

Стихотворение списать, вставить пропущенные буквы, в словах с безударными гласными, проверяемыми ударением, обозначить корень. Определение подчеркнуть вместе с тем словом, к которому оно относится.

В глуш… л…сной, в глуш… з…леной,
Всегда т…нистой и сырой
В крутом овраг… под г…рой
Б…ет из к…мней родник студеный.
И. Бунин

– А теперь послушайте музыкальный фрагмент из цикла «Времена года» П.И. Чайковского «Осенняя песнь».

–  Какая картина представится вашему воображению? Подумайте, к каким стихотворным строкам эта музыка могла бы стать аккомпанементом?

   Впечатления, навеянные осенью,  великие мастера искусства передают по-разному: поэты с помощью словесного выражения, а композиторы с помощью музыкального темпа, мелодии. Но, несмотря на это, настроения и чувства в их произведениях одинаковы.

Выполняют задания предложенного материала.

Словесное рисование картины по прослушанной музыке.

Личностные

Познавательные

Коммуникативные

V. Подведение итогов,

 Рефлексия

Что узнали на уроке?

От какого слова зависит определение?

Что обозначает определение?

На какие вопросы отвечает определение?

Какой частью речи выражено определение?

Оценивание своей

работы, возвращение к эпиграфу и

толкование.

Ученики определяют, что они узнали на уроке, какие вопросы

им хотелось бы

обсудить на последующих уроках

Личностные

Познавательные

Коммуникативные

VI. Домашнее задание

Предлагает проверить полученные знания

Упр. 186 или 187 (по выбору)

Личностные

9. Планируемые результаты: учащиеся должны знать 

определение понятия «определение», способ выражения определения, графическое обозначение определения как члена предложения,  роль определения в усилении выразительности художественного описания;

должны уметь

находить определения в предложениях;  верно обозначать определения как член предложения,  распространять предложения определениями,

использовать определения для более выразительной передачи содержания высказывания.

10. Межпредметные связи: литература, музыка

11. Ресурсы: мультимедийный проектор, ноутбук, презентация, индивидуальные карточки с заданием

Приложения:

задания в «сюрпризах»

1группа продолжает фразу и отвечает на теоретические вопросы

Грамматическая основа предложения – это…

Подлежащее – это…

Сказуемое – это…

-Чем отличается односоставное предложение от двусоставного?

-Какие члены предложения называются второстепенными?

-Что такое дополнение?

2 группа вставляет пропущенные определения в текст, напечатанный на «осеннем листочке»:

Над полем пролетели……………… птицы. Они громко кричали, будто прощались с… ……….краями. У ………….птиц путь ….

……….Летят они в ………….края. Совсем скоро закружатся в воздухе… ……….снежинки.

Слова для справки:

родные, долгий, робкие, тёплые, перелётные,

3 группа вставляет пропущенные определения в текст (слова подбирают сами)

Наступила …………….осень. Стоят ………………… дни. Небо над головой……………………..

……………..ветерок играет ……………..листьями. Между ветками деревьев повисли …………… ….паутинки.

4 группа: продолжают начатый рассказ

Вчера светило яркое солнышко. Дул слабый, тёплый ветерок.

Сегодня…..

nsportal.ru

План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Конспект урока русского языка по теме “Определение” 5 класс

                   

            КОНСПЕКТ УРОКА ОТКРЫТИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ      

                           ПО ТЕМЕ «ОПРЕДЕЛЕНИЕ».

                                           5 класс.

                                                     Сочкина Валерия Валерьевна

                                                           учитель русского языка и литературы

                                                            МОУ «Оршинская СОШ»

                                                            Тверская область, Калининский р-н

ТЕМА УРОКА:                      «ОПРЕДЕЛЕНИЕ»

БАЗОВЫЙ УЧЕБНИК: Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразоват.

                                        организаций. В 2 ч. Ч.1 / Т.А.Ладыженская,

                                        М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др.;  науч.ред.

                                        Н.М.Шанский.-2-е изд.-М.:Просвещение, 2013.

ТИП УРОКА:                 урок открытия новых знаний

ЦЕЛЬ:        познакомить с определением как второстепенным членом

                    предложения и  способами его выражения, его ролью  в

                    усилении выразительности речи.

ЗАДАЧИ:

Образовательные: формировать умение находить определения в предложениях и верно графически их обозначать; умение видеть, находить и обозначать орфограммы в словах, определять части речи, выделять основу предложения и дополнения.

Развивающие: развивать навыки использования определений в речи; отработка орфографических навыков (безударная гласная в корне, проверяемая ударением; непроизносимая согласная в корне).

Воспитательные: воспитывать интерес к предмету, любовь к слову, родному языку.

             

                                                 ХОД  УРОКА.

1)Оргмомент. Здравствуйте, ребята! Давайте проверим, как вы

                           приготовились к уроку. На парте лежит тетрадь,

                           учебник, словарь-справочник, дневник, пенал, линейка  

                           (Проверяют).  Вижу, что все готовы. Начнём урок.

2)Мотивация к деятельности.

       На предыдущих уроках мы начали изучать второстепенные члены

предложения.

– О каком из них мы уже узнали? (О дополнении)

   Сегодня мы познакомимся ещё с одним второстепенным членом и научимся распознавать его в предложении. Но вначале выполним задание на повторение. Надеюсь, что работать мы будем активно, вдумчиво и скоро.

3) Актуализация знаний.

Откроем тетради, запишем сегодняшнее число, классная работа.

         

            Середина ноября-последнего месяца осени. « Ноябрь-сентябрев внук, октябрев сын, зиме родной брат»,-говорят об этом месяце в народе. И действительно, однажды утром мы подошли к окну и восторженно замерли: за стёклами всё было снежно и безмолвно. Медленно и тихо сыпался с мглистого неба первый снег, падая на чёрную, голую землю.  

                               То         … вошла рачительной хозяйкой

                                             В снежные лесные терема

                                             Щеголиха в белой разлетайке –

                                             Русская румяная зима.

Запишем несколько предложений. (Учащиеся записывают под диктовку).

НАСТУПИЛА ЗИМА. ДЕРЕВЬЯ В ЛЕСУ ПОКРЫЛИСЬ ПУШИСТЫМ СНЕГОМ. КАЖДЫЙ КУСТ –    УДИВИТЕЛЬНОЕ ЖИВОТНОЕ. ВОЗДУХ СВЕЖИЙ И ХОЛОДНЫЙ. ЛЁГКИЕ СНЕЖИНКИ ЗАСЫПАЛИ ЛИСЬИ СЛЕДЫ НА ПОРОШЕ. СОЛНЦЕ ВЫГЛЯНУЛО ИЗ-ЗА ТУЧ И ОСВЕТИЛО ОКРЕСТНОСТИ.

Прочитаем то, что мы записали. ( 1 ученик читает вслух)

-Как можно назвать эту группу предложений? (Текст)

-Почему мы можем назвать эти предложения текстом? (Связаны по смыслу , стоят по порядку)

-Как бы мы могли озаглавить этот текст? (Зима в лесу)

Этот текст записан у меня на доске. Даю вам возможность его проверить самостоятельно. (Учитель открывает створки доски).

-Кто написал без ошибок? Много грамотных. Молодцы!

-В тексте нам встретилось слово ПОРОША. Что оно обозначает? (Если правильно называют значение слова, уточним, какой же это снег)

-Если мы не знаем смысла слова, куда мы заглянем? (В школьный толковый словарь в конце учебника, стр.180)

ПОРОША- только что выпавший рыхлый снег. Запишем значение этого слова в наш словарь-справочник.

-А как вы думаете, почему первый рыхлый снег называется ПОРОШЕЙ?  Подберём однокоренные слова (работаем в словаре-справочнике)  ПОРОША, ЗАПОРОШИТЬ, ПРИПОРОШИТЬ, ПОРОХ, ПОРОШОК.

ПОРОХ (ПРАХ)- (устар.-пыль)- порошкообразное взрывчатое вещество.

ПОРОШОК- мелко истолчённые частицы твёрдого вещества.

ПОРОША- снег рыхлый, неплотный, пористый, рассыпчатый, крупинка к крупинке.

– Какая же орфограмма встретилась нам в этом слове? (Безударная гласная в корне)

-Как мы проверяем эту орфограмму? (Подбираем проверочное слово, чтобы на эту гласную падало ударение)

Задание по тексту:   найдите все слова с безударной гласной в корне и обозначьте эту орфограмму.(1 ученик самостоятельно работает у доски, класс  – в тетрадях)

Закончили работу. Объясни, в каких словах ты выделил орфограмму.

(Ученик вслух комментирует свою работу: зИма, дЕревья, в лЕсу,

удИвительное, хОлодный, снЕжинки, слЕды, на пОроше, выглЯнуло, освЕтило).

-Какие слова были пропущены? Кто их увидел? (Учащиеся называют с места пропущенные учеником орфограммы, если таковые имеются,

учитель, чтобы не тратить время, выделяет их в тексте сам). Учащийся оценивает свою работу. (Выставляется отметка).

– А в словах СОЛНЦЕ, ОКРЕСТНОСТЬ с какой орфограммой вы встретились? (Непроизносимые согласные в корне)

-Как проверить эти слова? (СоЛнышко, окресТ – вокруг)

Найдём в этом тексте нераспространённые предложения. (К доске вызывается следующий ученик)  

НАСТУПИЛА  ЗИМА(глаг., сущ.)  ВОЗДУХ  СВЕЖИЙ И  ХОЛОДНЫЙ.(сущ., прил. и прил.)

-Почему эти предложения можно назвать нераспространёнными? (В них только подлежащее и сказуемое, нет второстепенных членов).

Выделим в каждом предложении подлежащее и сказуемое и укажем, чем они выражены. (Выполняет этот же ученик).

ДЕРЕВЬЯ  ПОКРЫЛИСЬ (сущ, глаг.)  КУСТ  ЖИВОТНОЕ (сущ., сущ.)

СНЕЖИНКИ ЗАСЫПАЛИ.(сущ., глаг.) СОЛНЦЕ  ВЫГЛЯНУЛО И ОСВЕТИЛО(сущ., глаг. и глаг.)

-Почему в предложении КАЖДЫЙ КУСТ – УДИВИТЕЛЬНОЕ ЖИВОТНОЕ мы ставим тире?  (Потому что подлежащее и сказуемое выражены существительными)

-Как мы можем назвать разобранные предложения по наличию второстепенных членов? (Распространёнными, потому что в них есть главные и второстепенные члены)      2-й ученик оценивает свою работу. (Выставляется отметка)

На прошлом уроке мы с вами изучали дополнения.

-Что называется дополнением? Выделим дополнения в тексте. Работает у доски 3-й ученик, класс самостоятельно в тетрадях. Проверяем. Учащийся вслух комментирует свою работу. (СНЕГОМ,

СЛЕДЫ,  НА  ПОРОШЕ(если вопрос «на чём?»), ОКРЕСТНОСТИ)

Учащийся оценивает свою работу. (Выставляется отметка)

4.Объяснение нового материала.

Сегодня мы с вами познакомимся ещё с одним второстепенным членом предложения. Запишем тему: «Определение».

А теперь по вопросам таблицы скажите, что мы должны сегодня узнать об определении. На доске проецируется таблица:

                         

            ВТОРОСТЕПЕННЫЕ  ЧЛЕНЫ  ПРЕДЛОЖЕНИЯ

    Дополнение

    Определение

   Обстоятельство

Что обозначает?

 предмет

На какие вопросы отвечает?

вопросы косвенных падежей

Какой частью речи выражено?

сущ. или местоим. в

косвенном падеже

Как подчёркиваем?

пунктиром

Ответ учащихся: мы должны узнать, что обозначает определение, на какие вопросы отвечает, какими частями речи может быть выражено, как подчёркивается в предложении.

Задание: найдите в тексте второстепенные члены предложения, обозначающие признак предмета и отвечающие на вопрос  Какой?

Чей?    Подчеркните их волнистой линией. Самостоятельная работа с последующим разбором и комментарием( ПУШИСТЫМ,КАЖДЫЙ, УДИВИТЕЛЬНОЕ, ЛЁГКИЕ, ЛИСЬИ). Обратить внимание детей на слово КАЖДЫЙ, которое отвечает на вопрос КАКОЙ?  Это местоимение.

Мы с вами выделили определения.

-А теперь по вопросам таблицы составьте рассказ об этом второстепенном члене (Работа в парах).

Учащиеся дают характеристику определения. На экране появляются правильные ответы.                        

            ВТОРОСТЕПЕННЫЕ  ЧЛЕНЫ  ПРЕДЛОЖЕНИЯ

    Дополнение

    Определение

   Обстоятельство

Что обозначает?

 предмет

признак предмета

На какие вопросы отвечает?

вопросы косвенных падежей

     Какой? Чей?

Какой частью речи выражено?

сущ. или местоим. в

косвенном падеже

прилагательное, реже местоимение

Как подчёркиваем?

пунктиром

волнистой  линией

 Сравниваем с характеристикой определения в учебнике (стр.86)                                 -Как видим, мы не ошиблись.                                  

Определение, действительно, обозначает признак предмета, отвечает на вопросы КАКОЙ? ЧЕЙ? Выражено прилагательным или местоимением и подчёркивается волнистой линией.  Заполняем эту графу таблицы в словаре-справочнике.

5. Закрепление изученного.  

Потренируемся в распознавании определений. Работаем с учебником (стр.86). Сейчас за окном зима, пришла она внезапно, а совсем  ещё недавно погода стояла такая, как описывается в упражнении 186. Прочитаем задание к этому упражнению.( 1 ученик на доске выполняет упражнение 186(1-ю часть). По толковому словарю в учебнике (стр.179) выясняем значение слова ОЗИМЬ, встретившегося в упражнении.

Следующее задание поможет вам ответить на вопрос: «Для чего определения используются в речи?»

Задание: используя записанные на доске словосочетания (следующий слайд), составьте сочинение-миниатюру (5-6 предложений) на тему «Поздняя осень». Задания дифференцированные (учащиеся выбирают по желанию).

Глубокая осень, влажная земля, прохладный воздух, дальние страны, резкий ветер, последние листья, низкие тучи, мглистое небо.

1 вариант     Вставить эти словосочетания в уже готовый текст вместо многоточия. (Листочки с текстом раздаются, учащиеся вставляют словосочетания прямо в листочек)

……………………… затянуло ……………………  небо.   От ……………………………..

опадают………………………….. с деревьев.  Они кружатся в …………………..

и медленно опускаются на ……………………………………      

…………………………..   птицы улетают в ………………………………….

( Низкими тучами затянуло мглистое небо. От резкого ветра опадают последние листья с деревьев. Они кружатся в прохладном воздухе и медленно опускаются на влажную землю. Глубокой осенью птицы улетают  в дальние страны.)

2 вариант. Составить мини-сочинение  самостоятельно, используя записанные словосочетания.

3 вариант.Составить мини-сочинение самостоятельно, используя записанные словосочетания, добавив к имеющимся определениям свои, синонимичные.

Вывод: определения помогают сделать нашу речь образной и выразительной.

6. Подведение итогов урока. Рефлексия.

-О каком второстепенном члене узнали мы на сегодняшнем уроке?

-Что мы о нём узнали? (Вопросы таблицы)

-Для чего определение служит в речи?

-Какому заданию и за что вы хотите сказать «спасибо» на сегодняшнем уроке?

Закончить наш урок мне хотелось бы вот таким стихотворением:

                                     Признак предмета или явленья

                                     Обозначает определенье.

                                     Чей?  и  Какой? – ответы просты,

                                     Лишь не хватает волнистой черты

7. Домашнее задание.  Упражнение 187, учить правило на стр.86.

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *