Считалки для 5 класса: Считалки для 5 класса | KidsClever.ru

примеры коротких считалочек для детей

Считалка — уникальный фольклорный жанр, способствующий разностороннему развитию ребёнка. Используют эти ритмические стихи и при работе со школьниками. Педагогам следует знать, как правильно это делать в начальной школе и какие уроки подойдут для этой цели лучше всего.

Содержание

  • 1 Варианты использования считалок в работе с младшими школьниками на разных уроках

    • 1.1 Литературное чтение

    • 1.2 Таблица: задания на материале считалок на уроке литературного чтения

      • 1.2.1 Видео: урок по литературному чтению во втором классе на тему «Авторские считалки»

    • 1.3 Окружающий мир

    • 1.4 Математика

    • 1.5 Английский язык

      • 1.5.1 Видео: школьница рассказывает английскую считалку

    • 1.6 Физкультура

    • 1.7 ИЗО

    • 1.8 Видео: первоклассники рассказывают считалки

  • 2 Считалки про школу

    • 2. 1 Видео: девочки рассказывают забавную считалку «Дети бегали по школе…»

Варианты использования считалок в работе с младшими школьниками на разных уроках

В начальной школе ребята изучают не так много учебных предметов. И практически на каждом из них можно успешно использовать такой богатый фольклорный материал, как считалки.

Литературное чтение

Прежде всего, на уроках литературного чтения педагог знакомит учеников с самим жанром считалки, выделяет его особенности. Можно провести аналогии с другими малыми жанрами фольклора (потешка, небылица, загадка): выделить сходства и различия. Кроме того, по содержанию считалок хорошо давать и другие задания.

На уроке литературного чтения можно сравнить считалку с другими малыми жанрами фольклора

Таблица: задания на материале считалок на уроке литературного чтения

ЗаданиеТекст считалки для примера
Определить структуру произведения, выделить в нём зачин, основную часть и концовку (хотя это можно сделать не во всех считалках).
  • Рис, рис, барбарис, (Зачин)
    Две цыганки подрались,
    Одна дёргает косу:
    — Отдавай мне колбасу.
    — Ах ты, рыжая мадам,
    Колбасу тебе не дам,
    А я дам тебе лимон, (Основная часть)
    Выходи из круга вон. (Концовка).
Найти в считалке «заумные» (вымышленные) слова.
  • Первенчики, другенчики —
    Летели голубенчики.
    По божьей росе,
    По чужой полосе.
    Там шишки, орешки,
    Медок, сахарок,
    Выйди вон, королёк.
  • Тады-рады, тынка,
    Где же наша свинка?
    Тады-рады, толки,
    Съели свинку волки.
    Тады-рады, тынка,
    Ты бы их дубинкой.
    Тады-рады, тутки,
    С волком плохи шутки.
    Тады-рады, тишка,
    Выходи, трусишка!
Если считалка построена по принципу диалога, то можно разыграть его по ролям.
  • — Чики-брики, ты куда?
    — Чики-брики, на базар.
    — Чики-брики, ты зачем?
    — Чики-брики, за овсом!
    — Чики-брики, ты кому?
    — Чики-брики, я коню!
    — Чики-брики, ты какому?
    — Чики-брики, вороному!
Предложить произнести считалку в разном темпе (быстро, умеренно, медленно), с разной громкостью и интонацией (восторга, удивления, печали, насмешки).
  • Две кукушки, две болтушки,
    Повстречались на опушке,
    Сели рядом на суку
    И кричат: «Ку-ку, ку-ку!»
    Если хочешь — посчитай,
    А не хочешь — вылетай.
  • Раз, два, три, четыре, пять,
    Нам ракету запускать!
    Кто к отлёту опоздал,
    Тот в ракету не попал.
    Я вчера летал в ракете,
    На далёкой был планете,
    Там обедал в синеве,
    А под вечер был в Москве.
    Из ракеты той, друзья,
    Самым первым вышел я.
Озаглавить считалку.
  • Раз-два, раз, два, три,
    Улетают журавли.
    К югу тянется один
    Журавлей последний клин.
    Вот исчезли все в дали —
    Улетели журавли.
    Раз, два, три, четыре, пять,
    Возвращайтесь, будем ждать!
    Тронул лапкой лужу гусь:
    «Ой, куда же я качусь?»
    Лёд на лужицах с утра —
    Улетать на юг пора.
    — Гуси-гуси, собирайтесь,
    В путь-дороженьку пускайтесь!
    Раз, два, три, четыре, пять,
    Мы пойдём вас провожать!
    (Перелётные птицы).
Сочинить считалку по картине (например, на ней изображены животные — мышонок, котёнок, поросёнок). Аналогично можно представить на доске опорные слова.Опорные слова и выражения
  • Вот ______ ______ .
    Вот усатенький _______ .
    Вот немытый ______ .
    Собрались они _____ .
    Кто их сможет сосчитать?
Определить концовку считалки (учитель зачитывает или вывешивает на доске варианты).
  • Трынцы-брынцы, бубенцы,
    Раззвонились удальцы,
    Диги, диги, диги, дон,
    …. …. …!

Варианты концовок:

  • Выходи быстрее ты!
  • Выходи скорее вон!
  • Выбирай себе скорей!
  • Суп варили Тобики,
    Прибежали Бобики,
    Прибежали кошки,
    Приносили плошки,
    Стали кошки плошки мыть.
    …. …. …!

Варианты концовок:

  • Выходи из круга ты!
  • Значит, ты водить пойдёшь.
  • Выходи, тебе водить!
Вставить в произведение недостающие слова по смыслу и рифме.
  • В лес однажды я пошёл,
    Там грибочки я _______ (нашёл).
    Подосиновик, груздочек,
    Полезайте в _______ (кузовочек).
    Ядовитый мухомор,
    Из корзины выйди _______ (вон)!
Прочитать быстро и без ошибок считалку-скороговорку.
  • Рассказать скороговорку
    Тяжелей, чем влезть на горку:
    «На дворе растёт трава,
    На траве лежат дрова»
    Обязательно не свяжешь,
    Обязательно не скажешь!
    До чего же всё занятно,
    До чего же непонятно!
    Сколько есть у нас ребят
    Быстро не про — быстро —
    Гово — быстро не проговорят.
    Только я один умею,
    Не сбиваюсь, не робею:
    «Жил колпак под колпаком,
    С колпачихой был знаком!»
    Кто пойдёт сейчас водить,
    Тому надо выходить!

Использование считалок на уроках зависит от фантазии и замысла учителя, например, дети могут декламировать по одному предложению по очереди

Видео: урок по литературному чтению во втором классе на тему «Авторские считалки»


Смотрите это видео на YouTube

Окружающий мир

На уроках окружающего мира педагог может познакомить ребят с русскими народными считалками. Ведь многие такие произведения несут в себе элементы быта, менталитета русского народа, знакомят с устаревшими историческими понятиями.

В 5-м классе подобный материал можно использовать на уроке истории, чтобы углубить представления детей о русской народной культуре.

Математика

Некоторые считалки содержат в себе готовые задачи, которые можно использовать на уроках математики.

Английский язык

На уроках по английскому языку считалки помогают школьникам запоминать новые слова, закреплять уже известные. Ведь учить эти забавные стихотворения намного легче и приятнее, чем обычные прозаические тексты. Можно подбирать стихотворения по определённым темам, например, счёт до двадцати.

  • 1, 2 — Buckle my shoe, (Один, два — завяжи оба башмака)
    3, 4 — Knock at the door, (Три, четыре — запри двери в квартире)
    5, 6 — Pick up sticks, (Пять, шесть — собери тростник ты весь)
    7, 8 — Lay them straight, (Семь, восемь — навести порядок просим)
    9, 10 — A big fat hen, (Девять, десять — большой и толстый кречет)
    11, 12 — Dig and delve, (Одиннадцать, двенадцать — до червя хочет докопаться)
    13, 14 — Maids a-courting, (Тринадцать и четырнадцать — считают девочки-отличницы)
    15, 16 — Maids in the kitchen, (Пятнадцать и шестнадцать — им пора на кухне убираться)
    17, 18 — Maids a-waiting, (Семнадцать, восемнадцать — ждать и не дождаться)
    19, 20 — I’ve had plenty! (Девятнадцать, двадцать — С меня довольно, братцы).

У этой считалочки несколько вариантов и весьма запутанный сюжет

  • Apples, apples,
    One, two, three,
    Apples for you,
    Apples for me.
    Apples for big,
    Apples small,
    Apple trees tiny,
    Apple trees tall.
    Apples sour,
    Apples sweet,
    Apples, apples,
    Are nice to eat.
Видео: школьница рассказывает английскую считалку


Смотрите это видео на YouTube

Физкультура

Считалки можно использовать по их прямому назначению — в подвижных играх, чтобы определить ведущего и распределить роли. Нужно обращать внимание на содержание произведений, подбирая не «дворовые» варианты, а с более глубоким смыслом.

  • Покатилось колесо,
    Укатилось далеко,
    И не в рожь, и не в пшеницу,
    А до самой до столицы.
    Колесо кто найдёт, тот ведёт.
  • За морями,
    За горами,
    За железными столбами,
    На пригорке теремок,
    На двери висит замок.
    Ты за ключиком иди
    И замочек отомкни.
  • Раз, два, три, четыре —
    Заяц уши оттопырил.
    Вот он серый волк, волк,
    Он зубами щёлк, щёлк!
    Разбегаемся в кусты!
    Зайка, я и ты, и ты.
    Ну а ты постой, волчище,
    Спрячемся — тогда поищешь!

Последняя считалка предполагает, помимо распределения ролей, и учёт детьми правил игры.

Со считалки можно начать подвижную игру на уроке физкультуры

ИЗО

При желании считалку можно использовать и на уроке изобразительного искусства. Ученики могут нарисовать сюжетную картину на основе изучаемой темы (времена года, космос, животные и др.) или конкретного произведения. Интереснее предлагать фантазийные варианты, где действующим «лицом» оказывается предмет. Это позволит развить у детей чувство юмора, фантазию, нестандартное мышление.

Видео: первоклассники рассказывают считалки


Смотрите это видео на YouTube

Считалки про школу

Педагогу желательно познакомить своих учеников со считалками на тему школы. Это можно делать, например, во время классного часа. А сами произведения хорошо включать в структуру развлекательных мероприятий. Подойдут такие варианты:

  • Вот и утро настаёт —
    В школу нас звонок зовёт.
    Открывай нам, школа, дверь,
    Мы ведь школьники теперь!
    Раз, два, три, четыре, пять,
    Учиться будем мы на «пять»!
  • Вот сентябрь наступил —
    Двери в школу нам открыл.
    Держим мы в руках портфели,
    Ранцы, книжки и цветы.
    Мы теперь — не просто дети,
    Мы с тобой — ученики!
    Ты не веришь? Выходи!
    Да на школьников гляди!

Во время классных часов педагог может познакомить детей с интересными считалками на тему школы

Видео: девочки рассказывают забавную считалку «Дети бегали по школе…»


Смотрите это видео на YouTube

Считалки успешно применяют в образовательном процессе младших школьников. Делать это можно на различных уроках. Тексты лучше подбирать объёмные, более содержательные, по сравнению с вариантами для малышей.

  • Автор: Лариса Морозова