Ломоносов проект 5 класс – Проект (5 класс) по теме: Проект “М.В. Ломоносов – великий переводчик”

Проект (5 класс) по теме: Проект “М.В. Ломоносов – великий переводчик”

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя школа № 13 с углубленным изучением отдельных предметов

Проект на тему:

М. В. Ломоносов – великий переводчик.

Выполнили ученицы 5 А класса:  Названова Эльвира

                                                          Кашанцева Анна

                                                          Волкова Ксения

                                                          Пилипенко Мария

Руководитель: Крохина Полина Алексеевна

Егорьевск 2012.

Немало гениев и разных

Россия наша породила,

Но Ломоносов среди каждых

Для нас особое светило.

В. А. Колосов

Имя Михаила Ломоносова как учёного актуально сегодня и в области перевода. Мало кто знает, что помимо знания родного русского языка, М.В. Ломоносов знал латинский, немецкий, итальянский языки и был великим переводчиком.

        По мнению лингвистов, современное интегративное переводоведение берёт свои истоки именно в переводческой деятельности учёного. В своих переводах учёный предлагал рассматривать «предложения» или творчески обработанные работы иноязычных авторов как способ пополнения русского языка новой лексикой.

             Евгений Лебедев — один из крупнейших исследователей творчества Ломоносова писал, что его поэтические переводы обладают тем редчайшим качеством, которое можно определить как поэтический артистизм, то есть он может проникнуть в самую глубь оригинала, это умение уловить и воссоздать интонации автора.

       Кроме того, Михаил Ломоносов старался придать античным текстам социально значимую направленность, понятную и актуальную для современников. Благодаря его переводам в России в эпоху Просвещения появилась научная терминология.           Значительную часть творческого наследия Ломоносова составляют переводы – как научные, так и поэтические. Ломоносов переводил с древнегреческого, латинского, немецкого, английского, французского и итальянского языков.  

          Решая важную просветительскую задачу ознакомления соотечественников с трудами иностранных учёных, Ломоносов переводил на русский язык научную литературу. Начал он с работ своего марбургского учителя Христиана Вольфа. В 1746 году вышла «Вольфианская Експериментальная Физика» – перевёдённая Ломоносовым с латыни. Так в России появился первый учебник по экспериментальной физике на русском языке. Перевод работы Вольфа был сделан Ломоносовым в соответствии со специальным указом Сената, которым переводчику предписывалось читать лекции по этому предмету на русском языке.

           На протяжении всей своей жизни Ломоносов не только сам переводил научные статьи, но и редактировал и рецензировал переводы, выполнявшиеся при Академии наук. На сей счёт было специальное указание Академии, в котором говорилось: «А те переводы править и последнюю оных ревизию отправлять и над всем, что к тому принадлежит, труд нести к г-ну профессору Ломоносову, за который излишний, сверх должности его труд имеет он получать, окроме жалованья его, в награждение по 200 рублей в год».

        Особое место в творчестве Ломоносова занимают поэтические переводы. Как истинный поэт, Ломоносов-переводчик часто превращал перевод в самостоятельный, самоценный поэтический текст. Достаточно привести в качестве примера перевод известной оды Горация Exegi monumentum… Ломоносовское «Я знак бессмертия себе воздвигнул», как и, в ещё большей степени пушкинское «Я памятник себе воздвиг», по своему значению далеко выходят за рамки просто перевода с латинского языка на русский.

         Из девятнадцати од Ломоносова у трёх – латинский источник.

         М. В. Ломоносов перевёл «Илиаду» Гомера. Сведения о Гомере Ломоносов мог иметь еще и до поступления в Славяно-греко-латинскую академию, помимо преподававшейся там словесности, так как он знал и низовую литературу, обращавшуюся в широком читательском кругу. К числу таких народных книг, кроме «Бовы», относились и «Александрии» с их ссылками на Гомера и упоминаниями героев «Илиады» и не менее распространенные Троянские притчи, ве́домые русским грамотеям и книжникам начиная уже с XIV в. Несколько позднее стала на Руси популярным чтением и переведенная с латинского повесть о Трое Гвидо де Колумна. В Петровскую эпоху она была одной из первых печатных книг: «История о разорении града Трои» 1709 г. (многочисленные переиздания, ближайшее по времени к Ломоносову — 1717 г.). Невозможно допустить, чтобы Ломоносов в свои юные годы прошел мимо этой книги. Но от легкого, развлекательного чтения до переводов из Гомера ему надо было пройти долгий путь, через приобщение к образованности своей эпохи и через усвоение ее языка. В бытность Ломоносова в Академии греческий язык там не преподавался, и Ломоносов мог познакомиться с ним лишь через переводчиков, посещая Печатный двор сверх обязательных занятий в Академии. Так или иначе, но кроме латинского языка, Ломоносов несколько знал по-гречески, научившись этому языку еще в Москве, до выезда за границу.

      Ломоносов не раз состязался в поэтическом переводе со знаменитыми поэтами своего времени В.К. Тредиаковским и А.П. Сумароковым. В 1760 году журнал «Полезное увеселение», издававшийся при Московском университете, опубликовал переводы одного французского стихотворения, сделанные Ломоносовым и Сумароковым, сопроводив переводы таким напутствием читателю: «Любители и знающие словесные науки могут сами по разному сих обеих пиитов свойству каждого перевод узнать». Ломоносов перевёл исходный текст ямбом, Сумароков – хореем.

     Переводя стихотворные тексты, Ломоносов часто совмещал поэтическую задачу с дидактической. Переводы греческих и римских авторов, сделанные Ломоносовым-поэтом, могли служить Ломоносову-филологу иллюстрациями для разъяснения теоретических положений стихосложения.

      В фундаментальном для российской словесности труде «Риторика» (1748) в его переводах даны образцы творчества выдающихся поэтов и ораторов древности: Гомера, Анакреонта, Вергилия, Горация, Овидия, Ювенала, Демосфена, Лукиана, Цицерона, Тацита и др.

      Переводческая деятельность Ломоносова имела и ещё один важный результат. Именно благодаря переводам Ломоносов внёс основополагающий вклад в развитие языка науки, формируя постепенно русскую научную терминологию. Многими терминами мы пользуемся и сегодня, часто не зная о том, что их ввёл в русский язык переводчик и филолог Ломоносов: термометр, барометр, микроскоп.

      Ломоносов оказал значительное влияние на отечественную журналистику. В 1741-1742 гг., приехав из Германии и дожидаясь назначения в Академию наук, Ломоносов работал в «Примечаниях» к газете «Санкт-Петербургские ведомости» и в самой газете в качестве автора и переводчика вне штата, получая по 10–15 рублей «на пропитание».

      В мае 1748 года Канцелярия Академии наук поручила Ломоносову, уже профессору, «переводы править и последнюю оных ревизию отправлять» для газеты «Санкт-Петербургские ведомости». Эта единственная тогда в России газета состояла в основном из переводных заметок и рекламных объявлений. Ломоносов отвечал за содержание пяти-шести полос газеты из восьми, отбирал статьи из иностранных газет для перевода, редактировал их. Фактически он выполнял обязанности редактора газеты. Он очень ответственно подходил к этой работе, увеличил количество научных сообщений, улучшил и упростил язык газеты. В 1751 году после нескольких конфликтов с Канцелярией Академии наук Ломоносов подал прошение «об увольнении от редакторских обязанностей», объясняя эту просьбу большой занятостью.

     Вообще надо сказать, что наш знаменитый поэт был великий мастер слова. По своему простому, ясному и в то же время изящному языку Ломоносов, выражаясь фигурально, стоял целою головою выше своих современников. Это достоинство за ним признавала Академия и сплошь да рядом поручала ему не только переводить различные сочинения, но и исправлять труды специальных переводчиков. Иван Голубцов, бывший товарищ Ломоносова по Заиконоспасскому монастырю, считался одним из лучших переводчиков своего времени. Его перевод “Краткого введения в геометрию” Георга Крафта был отдан для исправления Ломоносову, и последний исчеркал своими поправками всю рукопись Голубцова.  Эти переводные работы, а в особенности оды, в которых Ломоносов не переставал восхвалять императрицу Елизавету, вскоре создали ему репутацию знатока русского языка. Ломоносову пришлось давать отзывы о переводах Кондратовичем словарей Кнапия и Целария, затем, много позже, о русско-латино-французско-итальянском словаре Дандоло; впоследствии же и сам он стал работать над составлением словаря. Кроме этих занятий, ему приходилось еще переводить стихами немецкие надписи, которые в первое время царствования Елизаветы всегда сочинял к иллюминациям академик Штелин.

       М.В. Ломоносов переводил не только научные статьи и поэтические произведения, но и поэтическим языком перелагал церковные псалмы. Внимательное и трепетное отношение к слову Божию, глубокое знание и понимание текстов из Псалтири, умение уловить главное – вот что отличает произведения Ломоносова.Мы хотели бы зачитать псалм, переведённый М. В. Ломоносовым с церковного языка на более доступный и понятный язык.

Блажен, кто к злым в совет не ходит,

Не хочет грешным вслед ступать

И с тем, кто в пагубу приводит

В согласных мыслях заседать.

Как древо он распространится

Что близ текущих вод растет

Плодом своим обогатится

И лист его не опадёт.

Господь на праведных взирает

И их в пути своём хранит

От грешных взор свой отвращает

И злобный путь их погубит.

Эти строки, написанные Ломоносовым в 18 веке актуальны и в наше время. В этом побуждении к нравственности заключается особая ценность переводческой деятельности М. В. Ломоносова.

Выводы:

1. Переводческая деятельность М.В. Ломоносова имеет важное значение.

2. М.В. Ломоносов не только переводил научные статьи, но и редактировал переводы при Академии наук.

3. Особое значение имеют творческие поэтические переводы М.В. Ломоносова.

4. М.В. Ломоносов внёс большой вклад в развитие языка науки.

nsportal.ru

Доклад про Ломоносова (5 класс, по литературе)

Михаил Васильевич Ломоносов – гений своего времени, сделавший огромный вклад в формирование науки. Он организовывал науку в Российской империи. Занимался астрономией, приборостроением, географией, металлургией, геологией, поэзией, филологией, историей, генеалогией, а также рисованием. В современной России его имя связано с Московским университетом, проект которого он создал.

Ломоносов всего добивался сам, ведь родился он в семье крестьян, хотя и довольно зажиточных. Случилось это 19 ноября 1711 года возле села Холмогоры. Воспитывала ребенка мачеха, так как мать умерла рано. В 19 лет он сбежал из дома и поехал в Москву вместе с рыбным обозом. Там Ломоносов стал учеником Славяно-греко-латинской академии, где достиг больших успехов в обучении. Через 5 лет его отправили в университет при Академии Наук, находившийся в Санкт-Петербурге, а уже через год он отправился в Германию для изучения математики, физики, химии, философии и металлургии.

В Германии Михаил Васильевич жил 5 лет, в течение этого времени он женился, родились дети. После возвращения в Россию он служил в физическом классе Академии, а в 1745 году стал профессором химии. До этого ни один русский не получал это звание.

Получив звание профессора, Ломоносов стремится сделать науку доступной для русского народа. Он добивается чтения публичных лекций на русском языке, до этого они читались исключительно на латыни и немецком. При нем начинается набор студентов из семинарий, строится первая химическая лаборатория для проведения исследований. Он стремится сделать книги более доступными для обычных людей, а естественные науки – применимыми на практике, пишет труды по химии и физике. После открытия в 1755 году Московского университета Михаил Васильевич пытается отстоять право низшего сословия на образование.

Основные достижения были сделаны Ломоносовым в области химии, физики и астрономии. Ученые в Европе смогли достигнуть успехов в этих науках лишь через несколько десятилетий. Он сумел развить науку о стекле, что привело к созданию знаменитой русской мозаики, объяснил причины возникновения северных сияний, создал теорию цветов, открыл наличие атмосферы у Венеры, изобрел уникальный для того времени телескоп-рефлектор, а также внес огромный вклад в развитие русского языка.

Ломоносов кардинально изменил принципы русского стихосложения. До этого стихотворения сочиняли по принципу одинакового количества слогов в каждой строчке, а также добавляли рифму в конце строки. Это не придавало произведениям того времени особого изящества и музыкальности. Михаил Васильевич применил к каждому стихотворному размеру силлабо-тоническую систему, то есть чередование ударных и безударных слогов в определенном порядке. Он написал большое количество стихотворений и од, в которых писал о том, что изучал. Научная деятельность Ломоносова отражалась в его творчестве. Он не только воспевал в своих произведениях Родину, но и посвящал свои строки науке, описывал свое восприятие мира и космоса. Он также внес вклад в развитие литературного русского языка, разделив все слова по «трем штилям».

Гений Ломоносова не только сделал огромное количество открытий в самых различных областях знаний, но и кардинально изменил российскую действительность в XVIII веке.

dokladiki.ru

Сообщение Михаил Васильевич Ломоносов 5 класс

Михаил Васильевич Ломоносов.

Сообщение Дмитриевой Н.В.

Михаил Васильевич Ломоносов – гений своего времени, сделавший огромный вклад в науку, которую организовывал в Российской империи. Занимался астрономией, приборостроением, географией, металлургией, геологией, поэзией, филологией, историей. В современной России его имя связано с Московским университетом, проект которого он создал.

Ломоносов всего добивался сам, ведь родился он в семье крестьян 19 ноября 1711 года возле села Холмогоры. В 19 лет он сбежал из дома и поехал в Москву вместе с рыбным обозом. Там Ломоносов стал учеником Славяно-греко-латинской академии, где достиг больших успехов в обучении. Через 5 лет его отправили в университет при Академии Наук, в Санкт-Петербурге, а уже через год он отправился в Германию для изучения математики, физики, химии, философии и металлургии.

После возвращения в Россию он в 1745 году стал профессором химии. Получив звание профессора, Ломоносов стремится сделать науку доступной для русского народа. После 1755 года уже в Московском университете Михаил Васильевич сделал открытия в области химии, физики и астрономии. Он сумел развить науку о стекле, что привело к созданию знаменитой русской мозаики, объяснил причины возникновения северных сияний, создал теорию цветов, открыл наличие атмосферы у Венеры, изобрел уникальный для того времени телескоп, а также внес огромный вклад в развитие русского языка.

Он создал большое количество стихотворений , в которых писал о том, что изучал. Научная деятельность Ломоносова отражалась в его творчестве. Он не только воспевал в своих произведениях Родину, но и посвящал свои строки науке, описывал свое восприятие мира и космоса. Гений Ломоносов абсолютно изменил российскую действительность в XVIII веке.

infourok.ru

Урок литературы в 5 классе “М.В. Ломоносов – великий россиянин”

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Октябрьская школа-гимназия»

Красногвардейского района Республики Крым

Урок литературы в 5 классе

М. В. Ломоносов –

великий россиянин

Танашевич

Александра Александровна,

учитель первой категории

МБОУ «Октябрьская школа-гимназия»

Красногвардейского района

Республики Крым

сп Октябрьское, 2016 г.

М. В. Ломоносов – великий россиянин

Цель урока: через изучение исторических, художественных, публицистических источников способствовать формированию у школьников целостного представления о личности М.В. Ломоносова.

Задачи:

  • продолжить знакомство с творческим наследием М. В. Ломоносова;

  • продолжить формирование навыков работы с различными источниками информации, навыков работы в группе;

  • на примере жизненного пути М. В. Ломоносова сформировать у школьников понимание необходимости самореализации через активную учебную, исследовательскую, общественную деятельность.

Оборудование: мультимедийный проектор, интерактивная доска, литература из школьной библиотеки и интернет-ресурсы к теме урока.

Методы обучения: исследовательский, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный.

Тип урока: урок актуализации и открытия новых знаний.

Форма урока: урок-исследование.

Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Мотивация учебной деятельности.

В истории каждого народа есть страницы, которые постоянно привлекают к себе внимание. В истории русского народа к их числу относятся страницы жизни и творческой деятельности замечательного русского учёного, поэта, художника, общественного деятеля, пламенного борца за национальную самостоятельность и достоинство русской науки, культуры и просвещения ХVIII века – Михаила Васильевича Ломоносова. Именно ему, великому мужу земли русской посвящаем наш урок. Человеку-романтику, исследователю, многого достигнувшему в разных областях науки.

  1. Работа по теме урока.

  1. Актуализация и приобретение новых знаний.

Ребята, я предлагаю всем посмотреть документальный фильм, в котором подробно рассказывается о Ломоносове и его достижениях

(ссылка на YouTube

https://www.youtube.com/watch?v=i9FT30pLpSk

«Жизнь и деятельность Ломоносова»).

  1. Слово о Ломоносове, сообщения обучающихся (домашнее задание)

  1. Любой век, любая эпоха нашей народней жизни всегда приукрашена чьей-либо особо яркой и могучей жизнью, деяниями особо славными. Многие звезды украшали русское небо восемнадцатого столетия. Звездою первой величины явилась слава Михаила Ломоносова (Б. Шергин).

  2. Он создал первый университет, он, лучше сказать, сам был нашим первым университетом (А. С. Пушкин).

  3. Соединяя необыкновенную силу воли (необыкновенною силою понятия, Ломоносов объял все отрасли просвешения. Жажда науки была сильнейшею страстью сей души, исполненной cтрастей. Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он все испытал и все проник: первый углубляется в историю Отечества, утверждает правила общественного языка его, дает законы и образец классического красноречия, с несчастным Рихманом предугадывает открытия Франклина, учреждает фабрику, сам сооружает махины, дарит художества мозаическими произведениями и, наконец, открывает нам истошные истоки нашего поэтического языка (А.С. Пушкин).

  4. Догадки Ломоносова тем большую имеют цену, что они удачно задуманы и вероподобны (Л. Эйлер).

  5. На берегах Ледовитого моря, подобно северному сиянию, блеснул Ломоносов. Ослепительно и прекрасно было это явление. Оно доказало собой, что человек есть человек во всяком состоянии и во всяком климате, что гений умеет торжествовать над всеми препятствиями, какие не противопоставляет ему враждебная судьба, что, наконец, русский способен ко всему великому и прекрасному (В.Г. Белинский).

  6. С Ломоносова начинается наша литература; он был ее отцом и пестуном (В.Г. Белинский).

  7. Ломоносов страстно любил науку, но думал и заботился исключительно о том, что нужно было для блага его Родины (Н.Г. Чернышевский).

  8. Как по своему энциклопедизму, да и по своей легкости восприятия этот знаменитый ученый был типом русского человека… Он был горняком, химиком, поэтом, филологом, физиком, астрономом и историком… Его ясный ум, полный беспокойного желания гонять, оставляя один предмет, чтобы овладеть другим, с удивительно легкостью постигая его (А.И. Герцен).

  9. Деятельность Ломоносова всегда целеустремленно связана с наиболее важными потребностями страны, с ее промышленным, культурным развитием… Историческое значение Ломоносова состоит также и в том, что он настойчиво добивался широкого развития образования в России, привлечения в науку способных людей из народа, показав на личном примере, на какие подвиги способны люди для своей Родины. Ломоносов принадлежит не только истории. (М.В. Келдыш).

  10. Только теперь, спустя два века, можно с достаточной полнотой охватить и должным образом оценить все сделанное этим удивительным богатырем науки. Достигнутое им в области физики, химии, астрономии, приборостроения, геологии, географии, языкознания, истории достойно было бы деятельности целой Академии. (С.И. Вавилов).

  11. Не камень со иссечением имени твоего принесет славу твою в будущие столетия. Слово твое, живущее присно и во веки в творениях твоих, слово российского племени, тобою в языке нашем обновленное, прилетит в устах народных за необозримый горизонт столетий. (А.И. Радищев).

  12. Все должен был сделать сам, всему положить начало. (В.Г. Белинский).

  1. Закрепление с помощью конспектирования (приложение 2).

Ученики пересказывают информацию, проектируемую в виде презентации. Во время пересказа учащиеся составляют вспомогательный конспект.

  1. Подведение итогов. Заключительное слово.

Ломоносову по необъятности его интересов принадлежит одно из самых видных мест в культурной истории человечества. Его вклад в российскую науку и культуру трудно переоценить. И во всех своих изысканиях он выступал как государственный человек, мечтал объединить духовные и материальные ресурсы России, чтобы возвести русский народ на “величайшую степень величества, могущества и славы”. 

Путь Ломоносова не был усыпан розами, он не пользовался поддержкой окружающих, вся его жизнь проходила в борьбе за право работать. Труды Михайлы Васильевича были широко известны не только у нас, но и по всей Европе: он публиковал их на латыни, международном языке науки того времени. Его работы читали Вольтер и Дидро, а Шведская и Болонская академии избрали его своим членом.

Ломоносов осознавал свою историческую миссию. России, входившей на мировую арену, нужна была своя наука, и должен был найтись человек, который мог бы заложить её основы. И он действительно пришёл – пришёл пешком в Москву с рыбным обозом.

  1. Домашнее задание. Теоретическая статья учебника о жанре басни.

  2. Оценивание работы на уроке.

Использованные ресурсы

  1. Жизнь и деятельность Ломоносова. Леннаучфильм, 1975г.

  2. Презентация «М. В. Ломоносов – великий сын России. Колпаков Степан, 6 класс. МКОУ «Сибирская СОШ №2». Руководитель: Рыженкова Л.Ю.»

infourok.ru

Презентация к уроку по литературе (5 класс) по теме: Михаил Ломоносов “Случились вместе два астронома…”

Слайд 1

Михаил Васильевич Ломоносов «Случились вместе два астронома в пиру»

Слайд 2

Михаил Васильевич Ломоносов 1711 – 1765 «Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он всё испытал и всё прошёл» А.С.Пушкин

Слайд 3

У Михаила Васильевича Ломоносова необычная биография. Родился он в 1711 году в деревушке Денисовка рядом с большим селением Холмогоры Архангельской губернии в семье крестьянина. Отец его занимался рыбным промыслом и земледелием. Мать умерла, когда мальчику было около 8-9 лет. (Людей, живших в этой местности, называли поморами.) С малых лет помогал отцу юный Ломоносов ходить в океан на небольшом судёнышке. Рано выучился грамоте: умел читать, писать, считать по книгам «Арифметика» и «Грамматика» Магницкого, которые давали сведения об астрономии, физике, навигации, географии.

Слайд 4

Страстное желание учиться, знать больше подтолкнуло юношу уйти без ведома отца в Москву с рыбным обозом по санному пути, имея за щекой гривенник.

Слайд 5

В 19 лет Михаил Ломоносов попал в Москву. Обстоятельства сложились так, что ему удалось поступить в Славяно-греко-латинскую академию, куда не принимали крестьянских сыновей из-за их незнатного происхождения. В академии курс обучения составлял 8лет. Ломоносов же прошёл этот курс за 5 лет, овладев знаниями во многих науках.

Слайд 6

В том доме жил М.В. Ломоносов в г.Марбург в Германии. В 1736 году Ломоносов был направлен в Германию для изучения точных наук – физики, химии, механики, горного дела, языков. В 1741 году обучение было закончено, и он вернулся в Петербург.

Слайд 7

С этого момента начинается стремительная академическая деятельность. Научные открытия следуют одно за другим, академический талант учёного проникает в различные области знаний: химии, физики, навигации и мореплавания, астрономии, права, истории, филологии.

Слайд 8

Московский государственный университет В 1775 году в Москве по инициативе профессора Ломоносова открывается Московский университет.

Слайд 9

Позже М.В. Ломоносов за свой выдающийся вклад в науки будет удостоен звания академика

Слайд 10

Могила М.В.Ломоносова Девизом жизни этого гениального человека до последнего дня было «утверждение наук в отечестве». Ушёл из жизни М.В. Ломоносов в 1765г., он простудился и умер. Погребён на кладбище Александро-Невской лавры.

Слайд 11

Чтение стихотворение «Случились вместе два Астронома в пиру…» Астроном – астроном (ученый). Весьма – очень сильно. В жару – в пылу спора (сильно). Слыл – все его знали. Круг Солнца ходит — вокруг Солнца ходит. Как ты о сем сомненье рассуждаешь? — Как ты рассуждаешь, что ты думаешь об этом спорном вопросе? Коперник – польский астроном Птолемей – древнегреческий астроном. Очаг – место, где разводят огонь, для приготовления пищи.

Слайд 12

— Кто такие Коперник и Птолемей? Когда они жили? Могли ли они реально встретиться друг с другом на пиру? Точные даты жизни астронома Птолемея мы не знаем. Он родился около 90 г., умер около 160 г. нашей эры. Жил Птолемей в Древней Греции. Он разработал математическую теорию движения планет вокруг Земли (геоцентрическая система). Коперник родился спустя более чем тысяча триста лет после смерти Птолемея, так что встретиться реально на пиру они никак не могли. Польский астроном объяснил, каким образом обращаются планеты (в том числе и Земля) вокруг Солнца (гелиоцентрическая система).

Слайд 13

Как вы думаете, почему в стихотворении Ломоносова Коперник и Птолемей встречаются? Где они встречаются? Мы можем предположить, что так Ломоносов мог изобразить нам беседу между собой последователей Коперника и Птолемея. В чем противоположность взглядов ученых? К кому обращается хозяин дома, в котором встретились ученые, за разрешением спора? Как повар решает этот спор?

Слайд 14

Коперник и Птолемей спорили о строении мира. Коперник утверждал, что Земля вращается вокруг Солнца. Птолемей считал, что Солнце и все остальные планеты вращаются вокруг Земли. Хозяин дома , в котором происходит пир, обращается с вопросом к усмехающемуся повару. Повар решает спор, сказав, что прав Коперник. Сравнив Солнце с очагом, а Землю с мясом, которое надо зажарить, повар усмехнулся: любой будет вращать жаркое вокруг очага, а не наоборот.

Слайд 15

В годы жизни Ломоносова идея геоцентрической системы была давно отвергнута учеными: все уже понимали, что вращается не Солнце вокруг Земли, а Земля вокруг Солнца. Почему же Ломоносов вновь поднимает эту тему? Какова идея этой басни? Ломоносов хотел подтвердить своим произведением, что законы Вселенной едины как в большом, так и в малом, что, внимательно наблюдая за окружающим, можно находить подтверждения великим научным открытиям.

Слайд 16

Вопрос №2 стр.45 В чем проявилось содружество наук (филологии, астрономии) и быта в стихотворении «Случились вместе два Астронома в пиру…»? Содружество филологии, астрономии и быта проявилось в том, что Ломоносов сумел написать стихотворение (филология) о двух ученых (астрономия), приведя в качестве доказательства основной мысли стихотворения пример из быта.

Слайд 17

Патриотизм Ломоносова, искрометность его таланта «с пышностью, остротой и великолепием» наполнили русскую поэзию III в. глубоким содержанием. Главная идея его творчества – гражданином, служить отечеству – вдохновляла передовых писателей последующих эпох. Чтение статьи учебника «Сподвижник просвещения ». с. 45

Слайд 18

«Ломоносов стоит впереди наших поэтов, как вступление Впереди книги». Н.В. Гоголь.

Слайд 19

В.Г.Белинский. « С Ломоносова начинается наша литература; он был её отцом и пестуном; он был её Петром Великим».

Слайд 20

Домашнее задание Подготовить выразительное чтение стихотворения «Случились вместе два астронома в пиру…». Прочитать статьи: «Роды и жанры литературы»; «Русские басни» (стр.46)

nsportal.ru

Творческая работа учащихся (5 класс) по теме: Биография Михаила Васильевича Ломоносова .

  Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765), русский просветитель, ученый-энциклопедист, поэт, переводчик. Родился 8 (19) ноября 1711 в деревне Мишанская близ Холмогор Архангельской губернии в семье крестьянина-помора. Ходил с отцом на судах за рыбой в Белое море и Северный Ледовитый океан. Рано научился грамоте и к 14 годам прочел все книги, которые мог достать: “Арифметику” Магницкого, “Славянскую грамматику” Смотрицкого и “Псалтирь рифмотворную” Симеона Полоцкого. В декабре 1730 года ушел с рыбным обозом в Москву.

В январе 1731 года Ломоносов, выдав себя за дворянского сына, поступил в Московскую славяно-греко-латинскую академию, где получил хорошую подготовку по древним языкам и другим гуманитарным наукам. Латинский язык знал в совершенстве, впоследствии был признан одним из лучших латинистов Европы.

В начале 1736 года как один из лучших студентов Ломоносов был направлен в университет при Петербургской академии наук, а осенью того же года – в Германию, в Марбургский университет, в котором 3 года обучался естественным и гуманитарным наукам.

В 1739 году отправился во Фрайбург, где изучал химию и горное дело в Горной академии. К этому времени относятся первые поэтические и литературно-теоретические опыты. Ломоносов прислал в Россию “Письмо о правилах российского стихотворства” с приложенной к нему одой “На взятие Хотина”, в которой практически подтверждал провозглашенные в “Письме” правила русского силлабо-тонического стихосложения.

Последовательно и смело развивал идеи, впервые высказанные В. К. Тредиаковским, и утверждал силлабо-тоническую систему как “природную” для русского языка.

В 1741 году Ломоносов вернулся в Россию.

В 1742 году был назначен адъюнктом физического класса, а в 1745 – профессором химии (академиком) Петербургской академии наук. Сразу повел борьбу против “неприятелей наук российских” из числа иностранцев.

 

Творчество Ломоносова было исключительно разносторонним. В его работах получили освещение почти все отрасли современного ему естествознания, горного дела и металлургии, математики, истории, филологии, языкознания, искусства, литературы.

В 1748 году он создал химическую лабораторию, в которой проводил научные исследования, в том числе разрабатывал состав стекла, фарфора и смальты, которую использовал для своих мозаик, созданных в 1751 году.

М.В. Ломоносов активно и успешно занимался астрономией, мореходным делом, краеведением, географией, метеорологией и другими науками. Ввел в употребление химические весы и заложил основы количественного анализа, опроверг флогистонную теорию горения, аргументы против которой позже изложил Лавуазье.

В 1742 году Ломоносов впервые в России начал читать публичные лекции на русском языке в Академии наук. В 1755 году по инициативе Ломоносова и по его проекту был основан Московский университет, “открытый для всех лиц, способных к наукам”, а не только для дворян.

 

nsportal.ru

Открытый урок в 5 классе на тему: “М.В. Ломоносов

Класс: 5в

Дата: 12.10.2016

Урок №16

Тема: М.В. Ломоносов – ученый, поэт, гражданин.

Юмористическое нравоучение «Случились вместе два астронома в пиру…»

Цель: 1) ознакомить учащихся с личностью М.В. Ломоносова и его трудами; 2) акцентировать внимание на новых понятиях родов и жанров литературы; 3) воспитывать всесторонне развитую личность

Оборудование: мультимедийная презентация, портрет М.В. Ломоносова, раздаточный материал – схема родов и жанров литературы

Тип урока: приобретение новых знаний

Теория литературы: роды и жанры литературы

Ход урока

  1. Организационный момент

Китайская пословица гласит: Человек может стать умным тремя путями: путём подражания, путём опыта, путём размышления (слайд 1). Предлагаю поразмышлять, какой же путь самый трудный.

Выслушав всех, учитель воспроизводит (слайд 2)

Человек может стать умным тремя путями:

путём подражания – это самый лёгкий путь,

путём опыта – это самый трудный путь,

и путём размышления – это самый благородный путь.

Сегодня на уроке мы будем размышлять при изучении произведения и приобретем опыт, который нам поможет на дальнейших наших уроках. Я вам желаю, чтобы вам сегодня сопутствовала удача, которая поможет нашему уроку быть успешным!

  1. Мотивация учебной деятельности

– Как вы думаете, что может объединять такие три вещи, как (слайд 3) звезды, кисть художника, перо писателя, колбы и пробирки химика?

– Много ли вы знаете людей, одинаково хорошо разбирающихся в астрономии, физике, рисовании, стихосложении, истории, пишущих научные работы в этих областях?

  1. Сообщение темы и целей урока

А сегодня мы познакомимся с человеком, который не только все это мог делать, но и научился всему этому сам благодаря упорству и необычайному стремлению к знаниям. Зовут этого человека Михаил Васильевич Ломоносов (слайд 4).

– Что мы должны будем узнать сегодня на уроке? Чему научиться? (узнать о личности М.В. Ломоносова, его биографию, познакомиться с его произведением).

Запись числа и темы в тетрадь.

  1. Приобретение новых знаний

  1. Слово учителя

М.В. Ломоносов первым начал читать лекции на русском языке. Он ввел родной язык вместо немецкого и латинского в число обязательных предметов гимназического образования; отстаивал возможность обучения простых людей недворянского сословия. Мог представить серьезные научные знания в стихотворной форме. Физики, биологи, химики, языковеды, литературоведы обязательно начинают изучение своей науки от Ломоносова. В 2011 году исполнилось 300 лет со дня рождения великого ученого и писателя.

– Назовите год его рождения (запись в тетрадь, слайд 5).

  1. Просмотр видеоролика о жизни М.В. Ломоносова

  2. Беседа с классом

– О каких фактах из жизни Ломоносова вы узнали?

– Ребята, на дом было дано задание по группам подготовить сообщение об основных достижениях М.В Ломоносова в различных областях науки. Сейчас подготовившиеся ребята нам расскажут об этом.

(сообщения учащихся)

Основные достижения Михаила Ломоносова

1уч. Главные достижения Ломоносова коснулись физики, химии и астрономии. (слайд 6)

– он создал основы физической химии, чтобы с помощью физических законов объяснить химические явления;

– ему удалось перевести ртуть в твердое состояние, благодаря чему это вещество перешло в категорию «металлы»;

– открыл закон сохранения массы

2 уч. Создал рефлекторный телескоп (слайд 7)
• доказал, что на Венере есть атмосфера

• создал химическую лабораторию, первую в России
• разработал теорию атмосферного электричества

3 уч. Ломоносов обосновал теорию цветов. (слайд 8)
• освоил производство цветного стекла и набор мозаичных картин.

• основал стекольный завод 

4 уч. Ломоносова называют сподвижником просвещения. В Славяно-греко-латинской академии (слайд 9) курс обучения составлял 8лет. Ломоносов же прошёл этот курс за 5 лет, овладев знаниями во многих науках. После окончания академии в числе лучших учеников он был послан в Германию для изучения механики, физики, химии, горного дела. После возвращения в Россию становится профессором химии. В 1754 году М. В. Ломоносов разрабатывает проект создания Московского университета. В 1755 году в Москве открылся университет, который сейчас носит имя М. В. Ломоносова. (слайд 10)

5 уч. – Михаил Васильевич активно требовал для низшего сословия права на поступление в высшие учебные заведения.

– сочинил множество стихотворных произведений;

– занимался развитием русского научного языка (слайд 11)

– составил «Краткое руководство к риторике» и «Российскую грамматику» а также «Древнюю российскую историю».

6 уч. Интересные факты из жизни Михаила Ломоносова (слайд 12)

• Ученый отличался вспыльчивым характером
• Увлекался фехтованием
• Имел почетный титул звание величайшего ученого своего времени
• Любил есть рыбу
• В споре сломал нос немецкому ученому

7 уч. И как ученый, и как поэт Ломоносов отдал все свои знания и силы служению народу и родине. (слайд13) Девизом жизни этого гениального человека до последнего дня было «утверждение наук в отечестве». В своих предсмертных записях Ломоносов писал: «За то терплю, что стараюсь защитить труд Петра Великого, чтобы выучились россияне, чтобы показали свое достоинство…»

Какой вывод вы можете сделать о Ломоносове? Каким он был? К чему стремился всю свою жизнь?

  1. Синквейн (в тетрадях)

ФИЗМИНУТКА

  1. Работа по теме урока

  1. Знакомство с произведением «Случились вместе два астронома в пиру» (читает учитель)

Ребята, для того, чтобы лучше понять это произведение, проведем словарную работу

  1. Словарная работа

– Что значит «случились два астронома»?

– «весьма»?

– «спорили в жару»?

– «круг Солнца ходит»?

– «Как ты о сем сомненье рассуждаешь»?

– «такова»?

– «жаркова»?

  1. Работа с учебником (со сносками). Работа в группах.

– Ребята, кто является главными действующими лицами в произведении?

– Сейчас мы поработаем в группах. Составим диаграмму Венна и сравним главных героев. 1 группа заполнит графу «Коперник», 2 группа – «Птолемей», 3 группа – найдет общее между этими героями. Внимательно работайте со сносками в учебнике, чтобы собрать информацию.

«Диаграмма Венна»

1475-1545гг.

Польша

Земля вращается вокруг Солнца

Астрономы

Учение о строении мира

90-160гг.

Древняя Греция

Солнце вращается вокруг Земли

  1. Беседа

– Итак, главными действующими лицами произведения являются два астронома Птолемей и Коперник. Могли ли они реально встретиться друг с другом?

– О чем спорили ученые? (о строении мира)

– К кому обращается хозяин дома за разрешением спора?

– Как повар решает этот спор?

Давайте перечитаем и внимательно прислушаемся к словам повара. Повар говорит: «Кто видел простака…» От какого прилагательного слово «простак»?

(простой. А есть ещё прилагательное «простоватый», к нему существительное ближе)

– А что значит «простоватый»? (не очень умный, недалёкий)

«Простаки» встречаются везде. И среди поваров тоже. Но такого простака из поваров, который бы вертел очаг кругом жаркого, не видел никто.

– Каким же образом повар разрешает спор астрономов? (через сравнение: он уподобил Солнце очагу, а Землю сковороде)

– Что вы можете сказать о поваре? (смекалистый, находчивый и не лишён чувства юмора. Легко и быстро решил жаркий спор учёных)

– В годы жизни Ломоносова все уже понимали, что Земля вращается вокруг Солнца, а не наоборот. Почему же Ломоносов вновь поднимает эту тему? Какова идея этого произведения?

Ломоносов хотел подтвердить своим произведением, что законы Вселенной едины, как в большом, так и в малом, что, внимательно наблюдая за окружающим, можно находить подтверждение великим открытиям.

– Почему Ломоносов написал свое произведение в шутливой форме?

Стихотворение Ломоносова забавно и увлекательно. Но создано оно не для того, чтобы позабавить и развлечь читателя. Забавляя, оно несёт истинное знание о строении Вселенной. Ломоносов был твёрдо убеждён, что поэзия должна служить просвещению людей, а значит, и просвещению Отечества.

  1. Инсценирование произведения «Случились вместе два астронома в пиру»

ФИЗМИНУТКА

  1. Работа со схемой «Роды и жанры литературы»

– Все произведения авторы пишут в стихотворной или прозаической форме. Одни предназначены для чтения, другие для постановки на сцене. Исходя из этого, литературные произведения распределяют по родам и жанрам.

– Рассмотрите схему. Какие три рода литературы выделяют? (эпос, лирика, драма)

Запись терминов в тетрадь

Эпос – повествование о людях и событиях

Лирика – выражение мыслей и чувств автора

Драма – изображение диалогов и поступков героев

Найдите знакомые жанры. Расскажите, с какими жанрами вы уже знакомы?

Некоторые исследователи считают произведение М. Ломоносова по жанру басней. К какому роду литературы относится басня?

Выводы по уроку.

Более 300 лет отделяют нас от даты его рождения. (слайды 15-16) Имя и дела Ломоносова шагнули далеко вперед, опережая время. Сменились три века, а дух этого человека стал крепче, вдохновляя людей на новые научные открытия, на успешную образовательную и учебную деятельность, на развитие культуры. Народ воздал должное заслугам Ломоносова перед Родиной и наукой. Именем этого ученого названы города и села. Многие из них украшены памятниками Ломоносову. Имя Ломоносова мы находим не только на Земле, но и на обратной стороне Луны, на картах Северного Ледовитого и Атлантического океанов. С 1940 года имя своего основателя носит Московский государственный университет.

(слайд 17)

– Рассмотрите фотографию необычного памятника М.В. Ломоносову в г. Ломоносове (скульптор Гликман). Что заинтересовало вас? Как вы думаете, почему скульптор изобразил Ломоносова в 2-х вариантах? Что он хотел этим подчеркнуть?

– Теперь мы сможем ответить на вопрос, поставленный в начале урока: может ли один человек одинаково хорошо разбираться в астрономии и литературе, физике и искусстве?

  1. Рефлексия

Что нового вы узнали на уроке?

– Что произвело на вас большее впечатление?

Ребята, перед вами лежат солнышки и звездочки. Если вам понравился сегодняшний урок, вам было интересно и все понятно, приклейте в тетради солнышко. Если вам что-то осталось непонятным или вы хотите узнать больше, приклейте в тетрадь звездочку.

Оценки за урок

  1. Домашнее задание (слайд 18)

Прочитать статью «Роды и жанры литературы».

Выучить определения эпоса, лирики, драмы.

Выразительное чтение стихотворения.

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *