Конспект урока по обществознанию 5 класс практикум по теме человек: практикум по теме “Человек” 5 класс

Конспект-практикум урока по обществознанию “Человек”

Урок-практикум в 10-м классе по обществознанию на тему “Человек”

Цели урока:

  • Образовательная: сформировать у учащихся основные представления о человеке, в чём его уникальность;

  • Развивающая: совершенствовать умения работать с текстом, анализировать и сравнивать разные точки зрения, формулировать свою собственную.

  • Воспитательная: сформировать у учащихся чувство осознания своей роли на Земле.

Тип урока: Урок усвоения навыков и умений.

Форма урока: Урок-практикум.

Оборудование: компьютер, медиапроектор, электронный учебник “Обществознание”, тексты.

План урока:

1) Орг. Момент.

2) Словарная работа.

3) Происхождение человека.

4) Что такое человек?

5) Отличие человека от других существ.

6) Роль человека на Земле.

7) Каждая группа знакомит класс со своим материалом.

8) Выводы по уроку. Выставление оценок.

Учащиеся получают опережающее задание на дом прочитать § 2 “Человек” по учебнику Боголюбова Л.Н. “Человек и общество”.

Класс делится на 4 группы. Каждая группа получает ряд документов, соответственно плану урока:

  1. группа – изучает документы, касающиеся происхождения человека;

  2. группа – “что такое человек”;

  3. группа – отличия человека от других существ;

  4. группа – роль человека на Земле.

Первая группа.

Вопросы: 1) Охарактеризуйте каждую из представленных теорий.

1) Библия о происхождении человека

В Библии о происхождении человека говорится так. Вначале Бог создал небо и землю. Земля была бесформенна, пустынна и погружена в вечный мрак. Всюду простирались только воды, а над ними носился Дух Божий. И сказал Бог: “Да будет свет!” Увидев, что свет хорош, он отделил его от тьмы и назвал днем, а тьму назвал ночью. На следующий день он сотворил небесный свод посреди вод, разделивший их на две части, на воды, которые были на земле под небом, и на воды, которые в виде туч и дождей повисли в небе. На третий день он собрал воды под небом в одно место, и тогда показалась суша… И повелел он тогда, чтобы на земле произросли многие виды растений, дающих семена, и деревьев, родящих плоды. На четвертый день он создал тела небесные… На пятый день он призвал к жизни чудища морские и всякую иную живую тварь, обитающую в воде, а также птиц, парящих над землей. И благословил их, сказав: плодитесь и размножайтесь и заполняйте как море, так и воздух. На шестой день создал он скотов и гадов и всяких других животных, передвигающихся по земле. И под самый конец сотворил человека по образу и подобию своему, чтобы властвовал над всею землею, над всем, что жило и росло на земле. На седьмой день Бог отдыхал после своей работы, и день этот благословил, и сделал его праздником на вечные времена.

2) О происхождении человека

Ч. Дарвин – английский естествоиспытатель XIX в., основоположник эволюционного учения о происхождении видов.

Сочинение Дарвина “Происхождение человека и половой отбор” появилось в 1871 г. Оно представляет собой как бы расширенное истолкование единственной, но многознаменательной фразы Дарвина о человеке в его основном труде “О происхождении видов путем естественного отбора” (1859) , где напечатано: “Много света будет пролито на происхождение человека и на его историю”.

По Дарвину, древние предки наши – обезьяны – жили стадами на деревьях, имели остроконечные уши, были покрыты шерстью, оба пола имели бороды. Очевидно, это были примитивные низшие обезьяны. Более поздними предками, по Дарвину, были человекообразные обезьяны. Из известных ему ископаемых антропоидов он упоминает дриопитека (Соч., т. V, стр. 267) . В силу изменения природных условий, в частности благодаря поредению лесов на их родине, эти предки наши, древние человекообразные обезьяны, в поисках пищи были вынуждены перейти от жизни на деревьях к жизни на земле в лесостепной местности. Потом они стали обитать и на совсем открытой местности.

Такие резкие перемены не могли не отразиться на типе локомоции: получетвероногая-полудвуногая походка сменилась на двуногую. Это был, понятно, весьма длительный процесс. Очень важным результатом этого процесса являлось освобождение рук от функции опоры, от поддержки тяжести тела при передвижении.

Человек мог развиться только из прямоходящего животного, обладавшего свободными руками и высокоразвитым головным мозгом. Усовершенствовавшись дальше, человек занял первенствующее положение среди всех существ. Благодаря выдающимся рассудочным способностям, говорит Дарвин, наши предки смогли начать выделывать орудия и пользоваться членораздельной речью; таким образом они приобрели могущество над природой.

Переход от обезьяны к человеку был, по мнению Дарвина, облегчен прежде всего наличием таких особенностей, как, например, высокоразвитый головной мозг и дифференцированные передние и задние конечности (первые раньше специализировались больше по цеплянию за ветви, хватанию плодов и других предметов; на долю вторых приходилась прежде всего опорная функция) .

Прямохождение, высокое умственное развитие и общественный инстинкт сильно содействовали, по мнению Дарвина, изобретению орудий, появлению членораздельной речи и способов добывания огня, а все это в ходе дальнейшего развития неизмеримо возвысило человека над прочими животными.

3) Мифы древних индийцев о происхождении человека

Мифы древних индийцев представляли творение мира и человека так.

Вначале не было ничего. Потом возникли воды. Воды породили огонь. Великой силой тепла в них рождено было Золотое Яйцо… Через год из Золотого Яйца возник прародитель Брахма. Он разбил яйцо, и оно раскололось надвое. Верхняя половина стала Небом, нижняя – Землею, а между ними, чтобы разделить их, Брахма поместил воздушное пространство. И он утвердил Землю среди вод, создал страны света и породил начало времени. Люди же появились из тела Пуру-ши – первозданного человека, которого боги принесли в жертву в начале мира. Они рассекли его на части. Из уст его возникли брахманы – жрецы, руки его стали кшатриями-воинами, из бедер его были созданы вайшью – земледельцы, а из ног родились шудры – низшее сословие. Из разума Пуру-ши возник месяц, из ока – солнце, огонь родился из его рта, а из дыхания – ветер. Воздух произошел из его пупа, из головы произошло небо, а из ушей создались страны света, ноги же стали землею. Так из великой жертвы вечные боги сотворили мир.

Вторая группа

“Живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе общественного труда” (Ожегов С.И. “Словарь русского языка”) .

“Что такое человек, как помыслить о нём?…И этому чуду подивимся, как из праха создал человека, как разнообразны человеческие лица, каждый имеет свой облик лица, по Божией мудрости” (Владимир Мономах. “Поучение детям”) .

“Человек живёт природой. Это значит, что природа есть его тело, с которым человек должен оставаться в процессе постоянного общения, человек есть часть природы” (К.Маркс, Соч.Т.42) .

4) “Человек – животное о двух ногах и лишённое перьев”(Платон) .

5) “Человек – высшая ступень развития живых организмов на Земле, субъект общественно-исторической деятельности и культуры” (Краткий словарь по социологии) .

6) “Человек – животное, производящее орудия труда”(Б.Франклин) .

7) “Человек – тростинка, самое слабое в природе существо, но это тростинка мыслящая”(Б.Паскаль) .

Вопросы:

1) Сравните 1-4, 6-7 высказывания, сделайте выводы.

2) Согласны ли вы с тем, что человек “высшая ступень развития живых организмов на Земле”?

Тексты:

1) Что такое человек?

Оуэн Р. – английский социалист-утопист.

Вопрос: Что такое человек?

Ответ: Организованное существо или животное, обладающее известными физическими, умственными и нравственными свойствами и способностями и обнаруживающее влечение к одним предметам и антипатию к другим.

Вопрос: Чем отличается он от других животных или известных организованных существ?

Ответ: Тем, что он одарен умственными и нравственными способностями, превосходящими способности всех остальных животных; благодаря этому он может подчинять их своей власти. Поэтому он является повелителем животных. ..

Вопрос: Какие влечения свойственны человеческой природе?

Ответ: Вообще человеку свойственно желание приятных ощущений, в особенности желание питаться и привязанность к тем существам, которые насыщают его, когда он чувствует голод или жажду, желание спать или отдыхать, когда он устал физически или душою, желание иметь потомство, сообразно законам своей натуры, желание надлежащим образом проявлять все свои физические, умственные и нравственные способности и силы, развитие которых только и может сделать его здоровым и счастливым, желание всегда говорить правду или выражать все свои впечатления без обмана, желание доставлять другим или распространять на других счастье или приятные ощущения, которыми сам он наслаждается, желание всегда испытывать приятные ощущения и, следовательно, переходить от одного ощущения к другому, как только первое ощущение перестает доставлять удовольствие, и желание полной свободы действий.

Мир философии. – М., 1991. – Ч. 2. – С. 29–30.

Вопросы и задания:

1. Подумайте, какие из перечисленных свойств человеческой природы можно отнести к биологически обусловленным, а какие — к социально обусловленным.

2. Как вы сами ответили на поставленные Р. Оуэном вопросы? Свои ответы аргументируйте.

2) Что такое человек?

Э. Фромм – немецко-американский социолог и психолог.

Одни полагают, что люди — это овцы, другие считают их хищными волками. Обе стороны могут привести аргументы в пользу своей точки зрения.

Тот, кто считает людей овцами, может указать хотя бы на то, что они с легкостью выполняют приказы других людей, даже в ущерб себе…

Великие инквизиторы и диктаторы основывали свои системы власти как раз на утверждении, что люди — это овцы…

Однако если большинство людей — овцы, то почему они ведут жизнь, которая этому полностью противоречит? История человечества написана кровью.

Это история никогда не прекращающегося насилия, поскольку люди почти всегда подчиняли себе подобных с помощью силы. .. Разве мы не сталкиваемся повсюду с бесчеловечностью человека — в случае безжалостного ведения войны, в случае убийства и насилия, в случае беззастенчивой эксплуатации слабых более сильными?

…Может быть, ответ прост и заключается в том, что меньшинство волков живет бок о бок с большинством овец? Волки хотят убивать, овцы хотят делать то, что им приказывают… А может, речь вообще не должна идти об альтернативе? Может быть, человек — это одновременно и волк и овца или он ни волк ни овца?

…Вопрос о том, является ли человек волком или овцой,— это лишь заостренная формулировка вопроса… является ли человек по существу злым и порочным, или он добр по своей сути и способен к самосовершенствованию.

Фромм Э. Душа человека. – М., 1992. – С. 16–17.

Вопросы и задания:

1. Согласны ли вы с мнением автора?

2. Как бы вы ответили на поставленные Э. Фроммом вопросы? Приведите примеры из истории, или из литературы, или из собственного опыта, или из современной жизни.

3. Сопоставьте вопросы Э. Фромма с размышлениями о человечности других философов. Кто ближе к идеалу человечности — человек-“овца” или человек-“волк”? Может быть, ни тот ни другой? Свои выводы объясните.

Третья группа.

1) “Человек – самое разумное среди всех существ, наделённых жизнью. И в то же время ногти и зубы человека недостаточно сильны, чтобы обеспечить его охрану и защиту, мускулы и кожа недостаточно крепки, чтобы оборонять его и отражать удары, ноги недостаточно быстры, чтобы унести его от опасности. У человека нет ни шерсти, ни перьев, защищающих его от холода и жары, и, чтобы прокормиться, он должен полагаться не на силу, а на разум. Поэтому человек высоко ценит разум и с пренебрежением относится к силе, ибо разум сохраняет его существование” (Ле-Цзы, IV до н.э.) .

2) “Людей можно отличать от животных по сознанию, по религии – вообще по чему угодно .Сами же они начинают отличать себя от животных, как только начинают производить необходимые им жизненные средства” (К. Маркс.Т.2) .

3) “То, что поднимает людей так высоко над животными…- это культура и более высокое развитие разума, делающее людей более способными к культуре”(Э.Геккель) .

“В цепи человек стал последним звеном,
И лучшее всё воплощается в нём.
Как тополь, вознёсся он гордой главой
Умом одарённый и речью благой.
Вместилище духа и разума он,

И мир бессловесных ему подчинён” (Фирдоуси) .

Вопросы:

1) Из предложенных текстов выведите общее и различия между человеком и другими живыми существами.

2) Как вы думаете, почему “в цепи человек стал последним звеном”?

Текст.

Фундамент человечности

В какой бы район земного шара мы ни попали, мы встретим там человеческих существ, о которых правомерно утверждать, по крайней мере,следующее:

– они умеют изготовлять орудия при помощи орудий и использовать их как средства производства материальных благ;

– они знают простейшие нравственные запреты и безусловную противоположность добра и зла;

– они обладают потребностями, чувственными восприятиями и умственными навыками, развивавшимися исторически;

– они не могут ни сформироваться, ни существовать вне общества;

– признаваемые ими индивидуальные качества и достоинства суть общественные определения, которые отвечают тому или иному типу объективных отношений;

– их жизнедеятельность имеет не изначально запрограммированный, а сознательно-волевой характер, вследствие чего они являются существами, у которых есть способность самопринуждения, совесть и сознание ответственности.

Введение в философию. – М., 1989. – С. 236–237.

Вопросы и задания:

1. Какие черты, характеризующие человека, вы встречали в других текстах? Какие черты вы встретили впервые в этом тексте? 

2. Указанные черты свойственны только человеку или другим существам тоже? Выскажите свое мнение по каждой из названных черт в отдельности и аргументируйте его.

3. Какую из перечисленных черт вы считаете самой важной и почему?

4. Как вы понимаете слова “фундамент человечности”? Какие человеческие качества вы бы построили на этом фундаменте?

Четвёртая группа.

Тексты:

1) Быть человеком

Человек всегда пытается стать кем-то (ученым, художником, пожарником…) и вполне естественно пытается привести себя к конкретному виду деятельности или образу жизни. И только став кем-то по-настоящему, постигнув все искусы и тонкости своей профессии, он начинает понимать, что дело не в том, чтобы стать кем-то, а в том, чтобы в любой профессии оставаться самим собой – человеком, живущим в режиме подлинно человеческого бытия: любви, красоте, сострадании. ..

Быть обыкновенным человеком очень трудно: все стремятся к исключительности, все чувствуют себя такими многосторонними и сложными, что быть просто человеком, вероятно, доступно в наше время немногим.

Философия / Под ред. В. Д. Губина, Т. Ю. Сидориной, В. П. Филатова. – М., 1997. – С. 312.

Вопросы и задания

1. Ответу на какие из “вечных вопросов” посвящен данный текст?

2. Какой смысл вложен в слова “оставаться… человеком”?

3. Вчитайтесь в строки, поясняющие утверждение: “Быть обыкновенным человеком очень трудно”. Как вы думаете, почему в привычное словосочетание “обыкновенный человек” в данном случае вложен такой высокий смысл?

4. Подумайте, кого из людей, окружающих вас, можно назвать в высоком смысле обыкновенными людьми.

2) В чем благо человека?

Эпиктет – римский философ.

Кто хочет спастись от зла, тот должен оберегать, как бы от врагов, свою честность, свое воздержание, свое разумение. Кто отдает врагу эту крепость свою, тот попадет в плен и погибнет.

Прожить свой век настоящим человеком совсем не так легко и просто, как это кажется с первого взгляда. Мы знаем, что человек отличается от диких зверей и домашнего скота разумом своим. Значит, если мы хотим быть настоящими людьми, то не должны походить ни на зверей, ни на скотину.

– А когда бывает человек похож на скотину?

– Тогда, когда он живет в брюхо свое: безрассудно, небрежно, похотливо.

– А когда он похож на дикого зверя?

Тогда, когда он живет насильничеством: когда он поступает с упрямством, гневом, злобой.

Приведи в порядок свою внутреннюю духовную жизнь; не давай ходу печали, страху, зависти, корысти, алчности, недружелюбию, изнеженности и необузданности… Если ты не хочешь этого, то тебе придется со стоном и плачем тащиться за теми, кто сильнее тебя. Ты станешь искать счастия вне себя и никогда его не найдешь, потому что, вместо того чтобы искать его там, где оно находится, ты будешь искать его там, где его нет.

Эпиктет. В чем наше благо // Римские стоики: Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий. – М., 1995. – С. 249–250.

Вопросы и задания:

1. В чем, на ваш взгляд, главная мысль этого отрывка?

2. Как вы думаете, почему автор считает, что если человек не приведет в порядок свою внутреннюю духовную жизнь, то ему придется “тащиться” за теми, кто сильнее его?

3) И дадут всходы зерна жизни…

А. де Сент-Экзюпери – французский писатель.

Когда мы осмыслим свою роль на земле, пусть самую скромную и незаметную, тогда лишь мы будем счастливы. Тогда лишь мы сможем жить и умирать спокойно, ибо то, что дает смысл жизни, дает смысл и смерти.

Человек отходит с миром, когда смерть его естественна, когда где-нибудь в Провансе старый крестьянин в конце своего царствования отдает сыновьям на хранение своих коз и свои оливы, чтобы сыновья в должный срок передали их сыновьям своих сыновей. В крестьянском роду человек умирает лишь наполовину. В урочный час жизнь распадается, как стручок, отдавая зерна…

Так от поколения к поколению передается жизнь – медленно, как растет дерево, – а с нею передается и сознание. Какое поразительное восхождение! Из расплавленной лавы, из того теста, из которого слеплены звезды, из чудом зародившейся живой клетки вышли мы – люди – и поднимались все выше, ступень за ступенью, и вот мы пишем кантаты и измеряем созвездия.

Старая крестьянка передала детям не только жизнь, она их научила родному языку, доверила им богатство, копившееся медленно, веками: духовное наследство, что досталось ей на сохранение, – скромный запас преданий, понятий и верований, все, что отличает Ньютона и Шекспира от первобытного дикаря.

А. де Сент-Экзюпери. Планета людей. Военный летчик. Письмо заложнику. – М., 1977. – С. 158–160.

Вопросы и задания

1. В чем автор видит роль человека на земле? Что, по его мнению, дает смысл и жизни, и смерти?

2. Какой смысл вложен в слова “…человек умирает лишь наполовину”?

Выводы по уроку:

1) Человек – биосоциальное существо. Он является частью живой природы и вместе с тем резко выделяется среди всех живых организмов на Земле.

2) Главное отличие человека от других существ в том, что его становление как личности связано с обществом, в котором он живёт.

3) Человек обладает речью, мышлением, изготовляет орудия труда, его деятельность целенаправленна.

4) Человек несёт ответственность за свою деятельность.

Все учащиеся за работу на уроке получили оценки.

Домашнее задание: повторить термины по разделу

Практикум по теме “Человек”

Технологическая карта урока обществознания в 5 классе по ФГОС

Задачи урока

  • 1. Обобщить и закрепить знания учащихся о связи социального в человеке с общением, обменом информацией и другими результатами психической деятельности.
  • 2. Способствовать развитию коммуникативных умений учащихся, создать условия для реализации и расширения позитивного опыта общения.
  • 3. Проиллюстрировать особенности общения подростков, способствовать развитию рефлексивных способностей подростков.

Оборудование урока

Рабочие тетради, плакат (слайд) с правилами работы на уроке-тренинге, карточки с заданиями, наборы фломастеров (у каждого учащегося).

План проведения практикума

  1. Почему человеком нельзя стать без общения.
  2. Особенности общения подростков со сверстниками, со старшими и с младшими по возрасту партнёрами.

Варианты организации учебной деятельности

На данном уроке возможно организовать работу учащихся с заданиями практикума в учебнике и рабочей тетради, ещё одним вариантом проведения практикума является урок с элементами тренинга общения.

При любом варианте организации занятия важно учитывать, что общение — ведущая деятельность для подросткового возраста и сама проблема общения для учащихся крайне актуальна. Многие из них испытывают реальные затруднения в общении, поскольку меняется их отношение к себе и окружающим.

Вместе с тем хотелось бы уберечь учителя от возможной ошибки — увлечения процессуальной стороной без должного осмысления, рефлексии собственных ошибок и удач.

Урок работы с заданиями практикума в учебнике уместно начать с проверки выполнения задания № 7 (§ 2) из рабочей тетради. Выслушав ответы учащихся, учителю стоит обратить внимание на такие рассказы, в которых затронута проблема общения. Большинство подростков мечтают о понимании, надёжном друге, который всегда рядом и с которым легко находить общий язык в разных ситуациях. Это даст возможность учителю связать тему практикума с ранее изученным материалом. Беседу возможно продолжить, используя следующие вопросы:

  • 1. Как вы понимаете определение, что человек не только биологическое существо, но и социальное?
  • 2. В каких ситуациях человек может проявить свои социальные качества?
  • 3. Каким образом формируются социальные качества человека? Могут ли они проявиться вне общества и без общения?
  • 4.
    Каковы особенности подросткового возраста, что меняется в человеке в этот период, а что остаётся неизменным?
  • 5. Как вы думаете, почему многие подростки испытывают одиночество?

После вводной беседы можно предложить учащимся самостоятельно выполнить задания в рабочей тетради, а затем обсудить их в классе. Это могут быть как такие задания, которые учащиеся ещё не выполняли, так и такие, которые стоит обсудить ещё раз. Особенно важно для практикума выполнить задания № 1 и 4 (§ 1).

Общие выводы по итогам обсуждения можно записать на доске или оформить плакат «Учимся общаться».

При варианте организации урока-тренинга можно отказаться от привычной обстановки в классе, убрать парты (поставить по стенам класса) и расставить стулья по кругу так, чтобы все учащиеся видели друг друга.

В самом начале урока можно предложить ребятам следующие правила работы:

  • Говорит тот, кто хочет, никого не принуждаем.
  • Говорим от первого лица, т. е. за себя: «я чувствую», «я думаю».
  • Выполняем упражнения, предлагая в качестве участников только себя, а не другого.
  • Поддерживаем друг друга, учимся чувствовать настроение своих партнёров.
  • То, что происходит на занятии, происходит «здесь и сейчас». Никакая информация с занятия не разглашается.

После краткой беседы о значении общения для человека, особенно в подростковом возрасте, можно предложить учащимся выполнить упражнения. Данный вид работы помогает увидеть типичные трудности и возможные ошибки, которые мешают получать настоящее удовольствие и пользу от общения. Упражнения предлагается выполнять всем учащимся по очереди.

Упражнение «Встреча одноклассника»

Спроси своего товарища: «Как настроение?» После того как упражнение выполнят все, стоит спросить у ребят о том, чей вопрос вызвал желание ответить на него у большинства учеников. Почему? Обсуждение упражнения позволит учителю подчеркнуть значение доброжелательного отношения (установки) и интонации при установлении контакта.

Упражнение «Настроение»

Учащимся предлагается разыграть сценку по парам. Задания даются на карточках и не оглашаются перед всем классом. Остальные учащиеся должны догадаться о том, какая ситуация была предложена той или иной паре учеников. Не стоит настаивать, если кто-то из пятиклассников не захочет показывать свой вариант, можно предложить публичное выступление по желанию двум-трём парам.

Ситуация: мама примеряет новое платье и просит сына (дочь) Н. оценить это платье.

A) Н. пришёл(ла) домой в плохом настроении, у него (неё) плохая оценка за контрольную по математике.

Б) Н. расстроен(а) неудачей. У него (неё) плохая оценка по математике, но он(а) не хочет испортить маме настроение, поскольку она примеряет платье, в котором будет встречать гостей в день своего рождения.

B) Н. пришёл(ла) домой в приподнятом настроении, у него (неё) отличная оценка за контрольную по математике.

Обсуждая результаты выполнения задания, стоит обратить внимание ребят на то, что часто неудачи общения связаны с тем, что мы, не подумав, переносим своё эмоциональное состояние на ситуацию общения и тем самым причиняем огорчение близким.

Упражнение «Как мы общаемся со сверстниками»

На карточке учащиеся фломастерами записывают слова в два столбца. В первом столбце слова, которые, по их мнению, способствуют успеху в общении, во втором слова, использование которых препятствует общению между людьми. Затем учитель предлагает поменяться карточками, передав их соседу по кругу.

При обсуждении после выполнения задания необходимо, чтобы каждый ученик называл слова, которые помогают в общении, а какие не надо использовать. Кроме того, ученик должен высказать своё согласие или несогласие с теми словами, которые указаны в карточке, доставшейся ему от соседа по кругу.

Обобщая материал, учитель поможет учащимся понять, что большинство учащихся похоже воспринимают и определяют причины, которые порождают успех или проблемы в общении между людьми.

Упражнение «Комплимент»

Каждый участник игры должен сказать комплимент своему соседу справа. В результате упражнения (игры) каждый ученик должен услышать добрые слова в свой адрес.

Задача учителя при проведении этого игрового упражнения заключается в том, чтобы подсказать ученикам, если у кого-то возникли трудности, за что можно похвалить участников занятия.

Дисциплинарная грамотность в группе социальных наук 5-го класса – Интервью с экспертом

Введение

Если вы учитель, как и я, вы были в курсе статей по грамотности, педагогики и ПД. Но скольким из нас удалось заглянуть в международный мир дисциплинарной и цифровой грамотности? Я хотел бы поделиться с вами следующим интервью; загляните в классную комнату турецкого языка в 5-м классе и на урок социальных наук, который Сара Килинч, американский педагог, спланировала и реализовала.

Интервью

В: Расскажите немного о себе.

A: Меня зовут Сара Килинч, я американка, которая переехала в Турцию в 2009 году и больше не вернулась. Я поступил в Университет Дьюка и специализировался на культурной антропологии. Я получил стипендию Фулбрайта и провел год в Стамбуле, где изучал турецкий язык и влюбился в эту страну и в человека, который продал мне мой первый турецкий мобильный телефон. Тринадцать лет спустя я вышла замуж за продавца сотовых телефонов, мать двоих детей, преподавателя в турецко-американской международной школе, и у меня есть степень магистра истории Турции. Я преподаю в 5-м классе, но обучал K студентов и студентов колледжа и почти всему, что между ними.

В: Не могли бы вы поделиться со мной уроком по общественным наукам, который вы недавно вели в своем классе в 5-м классе?

О: В этом семестре я выбрал для изучения предмета «Обществознание», посвященного местным турецким ресурсам/экспорту, и я задал основной вопрос: «Какую роль товары и ресурсы Турции играют в нашей местной и мировой экономике?» В течение семестра мы подходили к этому аутентичному разделу многогранно. Мы выезжали на природу, проводили онлайн-исследования, слушали приглашенных спикеров, работали с цифровой картой. В качестве единичной оценки мы написали письма турецким гражданам, убеждая их покупать местное, и приводили доказательные причины, почему это было выгодно их стране. Каждая группа студентов должна была провести исследование, чтобы выбрать местный ресурс, на котором они сосредоточатся. Оценка представляла собой групповой проект, в котором учащиеся использовали информацию, собранную на этапе исследования, для создания рекламы выбранного ими товара. Сотрудничество было для меня ключевым компонентом; Я хотел убедиться, что группы несут ответственность за справедливое распределение рабочей нагрузки между каждым участником и имеют много возможностей попрактиковаться в использовании своего голоса и принять свой статус заинтересованных сторон в этом процессе.

В: Как этот исследовательский блок и сопутствующие проекты вписываются в четыре поддисциплины социальных исследований?

A: Я смог привязать историю к этому уроку как место для начала модуля. Каждая студенческая группа провела исследование истории своего ресурса. Их попросили использовать цифровой графический органайзер для систематизации результатов. Гражданские права были очень важной частью этого урока, потому что мы обсуждали, как поощрение использования местных товаров является способом сделать выбор, который поддерживает большее общественное благо. Они нашли блоги о покупке местных и доступных рынков по всему городу, на которых продавались выбранные ими товары. Были простые способы подключить это к экономика , потому что это позволило студентам подумать о том, как Турция как страна получает свои товары и продукты и как мы можем впоследствии оплачивать необходимые нам услуги. География играет важную роль в этом уроке, поскольку карты помогают наглядно представить ту роль, которую Турция и ее продукция могут играть на мировой арене.

В: Какие стратегии вы использовали для обеспечения интеграции дисциплинарной и цифровой грамотности в этот блок социальных исследований?

О: Я позаботился о том, чтобы заранее обучить словарный запас 3-го уровня, относящийся к турецкой истории, экономике, гражданскому праву и географии, чтобы у моих учеников была обширная словарная база. Это позволило им использовать академические слова при сотрудничестве и взаимодействии с профессионалами в этой области. Я попросил студентов вести цифровой журнал этих словарных слов в качестве справочного материала. Я позаботился о том, чтобы предоставить им различные первоисточники для изучения, такие как веб-сайты, интерактивные уроки, экскурсии/музеи, интервью с экспертами, статьи и изображения/видео об их продукте. На этом уроке использовались цифровые карты, чтобы помочь учащимся понять, какая часть мировых поставок их товаров была собрана или произведена в Турции, а также показать, где эти товары распределялись. На протяжении всего модуля и проектов, которые я поручил, я поощрял своих студентов извлекать информацию из различных источников, участвовать в совместной работе, а также задавать вопросы экспертам/профессионалам в этой области. Приглашенные спикеры, пришедшие на наши занятия, дали студентам связь с реальным миром и позволили им увидеть себя в этих профессиональных ролях. Экскурсия в Музей турецкой археологии рассказала об истории торговли оливковым маслом и о том, как она повлияла на динамику мировых сил предыдущих цивилизаций, и помогла студентам установить связь с современным экспортом и торговлей. Все это было вызвано важными вопросами, которые я задал в начале проекта и пересматривал в ходе их исследований и процессов критического мышления, основанных на запросах.

Заключение

Из этого интервью с г-жой Килинч видно, что она дала своим ученикам увлекательный исследовательский проект в рамках аутентичного блока, который содержал мультимодальности текста и грамотности. Это позволило ее ученикам читать, анализировать и осмысливать информацию, чтобы делать выводы на основе данных из разных типов текстов (Colwell et al., 2020). Обучение из нескольких источников, цифровых, печатных и других, помогло ее ученикам увидеть одну и ту же тему с разных точек зрения и через различные призмы (Ziemke & Muhtaris, 2020). Она познакомила их с экспертами в этой области, чтобы студенты могли участвовать в основных дисциплинарных практиках, как это могли бы делать эксперты (Colwell et al. , 2020). Словарный запас был важным аспектом предварительного обучения, когда она готовила своих учеников к академической беседе и обсуждению со сверстниками. Сотрудничество и общение были неотъемлемой частью процесса, поскольку студенты отвечали на вопросы, заданные на разных этапах назначенных проектов.

Реальные приложения в этом модуле позволили учащимся связать свою жизнь в качестве учащихся и помогли им увидеть большую цель в своем обучении (Ziemke & Muhtaris, 2020). Студенты смогли связаться с подлинной аудиторией, что помогает им понять мир (Ziemke & Muhtaris, 2020). Эти действенные методы и критическое осмысление цифровых ресурсов создают прочную основу для доступа и свободы действий, которая будет служить учащимся на протяжении всей их жизни. Эта замечательная международная перспектива учит нас тому, что эффективные образовательные практики и рамки эффективны повсеместно, и я надеюсь, что мы сможем почерпнуть несколько советов и идей из этого всеобъемлющего и продуманного раздела, чтобы мы могли служить нашим студентам подлинным и действенным образом.

Дополнительные ресурсы

В этом видео на YouTube показано, как добавить цифровые графические органайзеры в Google Classroom. Это была платформа, на которой г-жа Килинч предоставила своим ученикам множество ресурсов для критического мышления, в том числе цифровые графические органайзеры.

Посетите веб-сайт Археологического музея, который посещали студенты госпожи Килинч. Обратите внимание, что веб-сайт на турецком языке, но все изображения доступны для просмотра.

Просмотр электронных списков и определений общей лексики по общественным наукам. Слова также доступны в виде карточек.

Ссылки

Колвелл, Дж., Хатчисон, А., Вудворд, Л., и Бин, Т. (2020). Дисциплинарная грамотность с цифровой поддержкой для различных классов K-5. Издательство Педагогического колледжа.

Зимке, К., и Мухтарис, К. (2020). Читайте мир: переосмысление грамотности для сопереживания и действия в эпоху цифровых технологий. Хайнеманн.

Об авторе

Джоанна Хатчисон является клиническим представителем в Howard Community College и недавно получила степень доктора медицины. в преподавании грамотности культурно и языково разнообразному населению из Университета Лойолы, Мэриленд.

Опубликовано: 18 января 2023 г.

 

Поделиться:

22 Мощные действия по закрытию | Edutopia

Завершение относится к действию, которое завершает урок и производит неизгладимое впечатление, явление, называемое эффектом недавности. Администраторы могут критиковать уроки, в которых отсутствует завершение, критика, вероятно, возникает из-за неправильного использования модели плана урока Мэдлин Хантер (PDF) в качестве де-факто контрольного списка восьми обязательных методов обучения: упреждающий набор, цель и цель, ввод, моделирование, проверка на понимание, управляемая практика, самостоятельная практика и закрытие. Сама Хантер осудила эту критику в 1919 г.85 (PDF).

Замыкание дает множество преимуществ, но, пожалуйста, не рассматривайте его как обязательное занятие на каждом уроке.

Учителя используют закрытие, чтобы:

  • Проверить понимание и сообщить последующую инструкцию,
  • Подчеркнуть ключевую информацию,
  • Подвести итоги и
  • Исправить недопонимание.

Учащиеся считают, что закрытие полезно для:

  • Обобщения, обзора и демонстрации своего понимания основных моментов,
  • Консолидация и усвоение ключевой информации,
  • Связь идей урока с концептуальной структурой и/или ранее полученными знаниями и
  • Перенос идей в новые ситуации.

Подобно сокращению бицепса в верхней точке сгибания рук с гантелями, закрытие делает урок еще более увлекательным.

Творческие заключительные занятия

1. Метель:  Учащиеся записывают то, что они узнали, на листе бумаги для заметок и комкают его. По сигналу они бросают свои бумажные снежки в воздух. Затем каждый учащийся берет ближайший ответ и читает его вслух.

2. Дай пять: Попросите учащихся встать, поднять руки и дать пять сверстнику — их краткосрочному приятелю. Когда рук не останется, задайте им вопрос для обсуждения. Запрашивайте ответы. Затем сыграйте «Do the Hustle», чтобы учащиеся подняли руки и дали пять другому партнеру для следующего вопроса. (Источник: Гретхен Бриджерс)

3. Горячая линия для родителей: Задайте учащимся интересный вопрос об уроке без дальнейшего обсуждения. Отправьте их опекунам ответ по электронной почте, чтобы эту тему можно было обсудить за ужином.

4. Сводка за два доллара:  Дети пишут сводку за два доллара (или больше) об уроке. Каждое слово стоит 10 центов. Для дополнительной поддержки попросите учащихся включить в свое утверждение определенные слова. (Источник: Энн Льюис и Алета Томпсон)

5. Слайд:  На бумаге небольшие группы делают наброски и записывают то, что они узнали. Затем представители команды выстраиваются в очередь и по одному показывают свою работу под видеокамерой, быстро подытоживая полученные знания. Камера не останавливает запись, пока каждый представитель не закончит свое резюме.

6. DJ Резюме:  Учащиеся записывают то, что они узнали, в форме любимой песни. Предложите дополнительную похвалу, если они поют.

7. Прогулка по галерее:  На диаграммной бумаге небольшие группы учащихся пишут и рисуют то, что они узнали. После того, как законченные работы будут прикреплены к стенам класса, другие ученики приклеивают стикеры к плакатам, чтобы расширить идеи, добавить вопросы или похвалить.

8. Последовательность:  Учащиеся могут быстро создавать временные шкалы с помощью Timetoast, чтобы представить последовательность сюжета или исторических событий.

9. Викторина с низкими ставками: Проведите короткую викторину, используя такие технологии, как Socrative, GoSoapBox или Google Forms. В качестве альтернативы попросите учащихся записать три вопроса викторины, чтобы задать их в начале следующего занятия.

10. Обложка:  Попросите детей нарисовать обложку книги. Название является темой урока. Автор – студент. Краткое одобрение знаменитости или рекламный ролик должны обобщать и формулировать преимущества урока.

11. Основы вопросов:  Попросите учащихся написать вопросы об уроке на карточках, используя основы вопросов, основанные на таксономии Блума. Предложите учащимся обменяться карточками и ответить на полученный вопрос.

12. Ну и что?:  Предложите учащимся ответить на этот вопрос: Какие выводы из урока будет важно узнать через три года? Почему?

13. Разыграйте это:  Предложите учащимся инсценировать практическое применение навыка.

14. Бить по часам:  Задать вопрос. Дайте учащимся 10 секунд, чтобы посоветоваться со сверстниками, прежде чем позвать случайного учащегося для ответа. Повторить.

15. Научите первоклассника:  Попросите детей устно описать концепцию, процедуру или навык в терминах, настолько простых, чтобы их понял первоклассник.

16. Повторите это:  Предложите детям поднять руки, если они могут ответить на ваши вопросы. Одноклассники соглашаются (палец вверх) или не соглашаются (палец вниз) с ответом.

17. CliffsNotes Jr.: Попросите детей составить шпаргалку с информацией, которая будет полезна для викторины по теме дня. (Источник (PDF): Энн Сайп, «40 способов бросить урок»)

18. Учащиеся, у которых я больше всего научился:  Дети пишут заметки для сверстников, описывая, что они узнали от них во время обсуждений в классе.

19. Elevator Pitch:  Попросите учащихся изложить основную идею менее чем за 60 секунд другому учащемуся, выступающему в роли известной личности, работающей в вашей дисциплине. Подводя итоги, учащиеся должны определить, почему известный человек может счесть эту идею значимой.

20. Сравните меня:  Предложите учащимся закончить следующее предложение: «[Концепция, навык, слово] похоже на _____, потому что _____».

21. Выход из папки с билетами:  Попросите учащихся написать свое имя, то, что они узнали, и любые нерешенные вопросы на пустой карточке или «билете».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *