Классные часы по патриотическому воспитанию в 5 классе – Программа патриотического воспитания (5-9 классы)

Классный час (5 класс) по теме: Патриотическое воспитание

Час памяти “Не гаснет памяти свеча”

Цели: воспитание у детей чувства гордости и любви к своей Родине, своему краю, к людям старшего поколения; расширить представление детей о героизме и трагедии советского народа; воспитание уважительного отношения к памятникам войны.

Вступительное слово учителя: Ребята, а часто ли вы вспоминаете о войне? Ведь это часть нашей истории. Сегодня у нас не обычный классный час, а Час памяти, посвященный всему советскому народу, всему народу многострадальной Украины, всем тем, кто благодаря злой воле Гитлера был вовлечен и пострадал в годы Великой Отечественной войны. Давайте на некоторое время перенесемся в 1941 год, попытаемся себя представить причастными к событиям того времени. Люди тогда не верили, что возможно завтра будет война. Они продолжали жить.

На экране показана природа – березы, река, звучит спокойная музыка.

Учитель: Шло лето 1941 года. Суббота 21 июня. Во многих школах праздник – выпускные балы. Дети рано утром идут встречать свой первый рассвет во взрослой жизни.

Такою все дышало тишиной,

Что вся земля еще спала, казалось.

Кто знал, что между миром и войной

Всего каких-то пять минут осталось.

Учитель: сердца детей были полны надежд на прекрасное будущее. Представьте, что эти сердца сейчас здесь, с нами. ( учитель раздает детям и гостям красные сердечки). Пусть эти сердца весь этот час будут согреты теплом ваших рук, теплом ваших сердец.

Июнь! Тогда еще не знали мы

Со школьных вечеров к реке шагая,

Что завтра будет первый день войны.

А кончится лишь в 45-ом, в мае.

(Взрыв, гаснет свет, на экране летят вражеские самолеты. Голос Левитана о вероломном нападении фашистской Германии)

Неповторимый детства мир разрушила война как будто на кровавый пир всех созвала она

Учитель: Началась Великая Отечественная Война. Война советского народа против агрессора. Это была война жестокая и несправедливая. Это она отметила юность многих черным крылом смерти. Война разрушила планы на будущее, надежды на счастье! Фашисты расстреливали, вешали, сжигали, убивали стариков и детей. Враги считали, что путь по нашей земле будет легким, но они просчитались.

Почти вся Европа лежала под кованой пятой немецко-фашистских захватчиков, когда Германия мощь своих танков, самолетов, орудий и снарядов обрушила на наше государство. И нужно было быть очень сильным народом, иметь стальной характер и безграничную любовь к Родине, чтобы выстоять и побороть несметные силы врага.

Если ты фашисту с ружьем

Не желаешь навек отдать

Дом, где жил ты, жену и мать,

Все, что  Родиной мы зовем, –

Знай: никто ее не спасет,

Если ты ее не спасешь;

Знай: никто его не убьет,

Если ты его не убьешь!

Фашисты не знали, что такое советский народ, который поднялся на защиту Отечества и в этом его подвиг.

Учитель: Как вы понимаете слово «подвиг»? (учащиеся рассуждают).

Учитель: Подвиг – бесконечный порыв человека, который отдает себя людям, во имя людей жертвует всем, даже собственной жизнью. Мы говорим о подвиге народа , ибо победу приближали и партизаны в тылу врага, и труженики военных заводов, ученые и конструкторы. Вот как подвиг выражен в стихах:

И мы встаем несметной силой

Штыками, раздвигая тьму

Как бы дорогу для светила

Прокладываем в злом дыму.

Не позабыть нам первых схваток,

Разбитых сел, дорог в крови,

Ночей под кровом плащ-палаток

Как первой не забыть любви.

Все шло не так, как представлялось,

Как в книгах вычитал, – не так.

Все было ново: дождь, усталость,

Разрывы мин и гул атак.

Учитель: война продолжалась 1418 дней и ночей. 1418 дней борьбы за Победу, неугасимой веры в то, что она настанет.  Война  была самой тяжелой в истории нашей Родины. Фашистские варвары разрушили и сожгли 1710 городов, более 70 тысяч сел и деревень, уничтожили 84 тысячи школ, 334 высших учебных заведения, лишили крова 25 миллионов человек. (на экране слайды с названными цифрами, кадрами разрухи).

Учитель: Война была горем для народа. Тысячи детских смертей принесла война. На глазах у девчонок и мальчишек погибали их братья и сестры. А смерть так безжалостна и глупа! В г.Керчи германская комендатура приказала родителям отправить детей в школу, подчиняясь приказу 245 детей с тетрадками и учебниками ушли, но домой так и не вернулись. После освобождения города в 8-ми км. от него в глубоком рву были найдены 245 трупов этих детей, расстрелянных оккупантами. Из воспоминаний девочки, бывшей узницы «Велодрома Д Ивер». Когда ночью в дом стали стучать фашисты, она закрыла своего брата в потайном шкафу стены, а ключ забрала с собой.  Девочка думала, что вернется домой через несколько дней и откроет брата. Но этого не произошло. Домой она попала только спустя несколько месяцев. А осознание вины в смерти брата так и осталось с ней на всю жизнь.

Учитель: Виновата ли девочка в смерти брата? Кто виноват в этом? (Дети рассуждают).

Учитель: 27 миллионов человеческих жизней унесла жестокая война.  Если по каждому из них объявить минуту молчания, то страна будет молчать 34 года. В памяти народа навечно остались: 29  трагических дней защиты Брестской крепости, тысячи сожженных заживо мирных жителей Белоруссии, 250 дней обороны Севастополя, 900 дней блокады Ленинграда , около трех лет бесконечной борьбы за Керчь, бессмертный подвиг защитников Аджимушкайских каменоломен, 201 день стойкости Сталинграда. Вспомните кадры первых дней войны. И вот во что превратилась эта казалось бы непобедимая армия Гитлера. Все говорили, что на борьбу с фашистами поднялась сама природа. (на экране кадры пленные фашисты). Фашисты надеялись, что до зимы  Советский Союз будет побежден. Но этого не допустил советский народ. Фашистам пришлось пережить не одну неимоверно  холодную зиму.

Учитель: Великую победу приближали не только солдаты, но и женщины, работавшие на заводах, в колхозах;  матери, чьи-то жены и сестры.

Да разве об этом расскажешь

В какие ты годы жила.

Какая безмерная тяжесть

На женские плечи легла.

В то утро простился с тобою

Твой муж, или брат, или сын

И ты со своею судьбою

Осталась один на один.

Только у нас в Крыму 23 женщины удостоены звания Героя Советского Союза.

Особо хочется сказать о медицинских сестрах. Это были большей частью девушки 18-20 лет, совсем юные, хрупкие, взвалившие на свои плечи непосильный груз боли и смерти. Они как могли помогали бойцам, их с благодарностью звали сестрами милосердия. ( документальные фотографии).

Когда, упав на поле боя и не в стихах, а наяву

Я вдруг увидел над собою, живого взгляда синеву.

Когда склонилась надо мной страданья моего сестра,

Боль стала сразу не такою: не так сильна, не так остра.

Меня как будто оросили живой и мертвою водой.

Как будто надо мной Россия склонилась русой головой.

А как переживали матери за своих сыновей, ушедших на войну. Получив извещение о смерти сына, не верили в это и всю оставшуюся жизнь надеялись на чудо.

Сыночек мой, кровиночка, украден ты войной.

Листочек мой, травиночка, как пусто мне одной.

Прокаркала вороною беда, как в страшном сне.

Бумагой похоронною она пришла она ко мне.

Сыночек мой, кровиночка, прошло так много лет,

Листочек мой, травиночка тебя все нет и нет.

(показать детям солдатский военный треугольник)

Памяти тех, кто не вернулся с войны, тем кто продолжает ждать, искать пропавших  безвести, детям войны, которые живут с нами рядом посвящается песня «Журавли».

Учитель: Черное крыло смерти  коснулось Крыма в первую ночь войны бомбардировкой г.Севастополя. В течении нескольких дней для вооруженной защиты было мобилизовано 93 тысячи крымчан. Спустя всего 118 дней после начала войны гитлеровские полчища имея трехкратный перевес в силах ворвались на наш полуостров. Война достигла  и нашего поселка.

Вспомним их поименно…

Горем вспомним своим!

Это нужно не мертвым

Это нужно – живым!!!

(на экране материалы местного музея на фоне музыки «Вокализ», Рахманинова).

Учитель читает выдержки из Актов, представленных в местном музее.

В акте от 28 мая 1944 года сказано, что в течении всего периода немецкой оккупации п. Сейтлера ( Нижнегорский) гитлеровские палачи со зверской жестокостью систематически уничтожали советских людей. В поселке в бывшем магазине помещалось гестапо, куда палачи приводили арестованных, пытали их и казнили. Над людьми издевались, держали их в камере 2-3 дня, а потом расстреливали в лесопитомнике. Многие погибшие люди так и остались  неопознанными. В гестапо был замучен директор Сейтлеровской средней школы Колоколов П.В., Кажатов – учитель с.Желябовки, Романенко Г. С. и Позняк И. М. – садовники совхоза «Карпэ», Кирполь М.И.- директор Сейтлеровского МТС  и многие другие наши соотечественники. Наряду с уничтожением мирних жителей фашисты убивали и советских военнопленных.  В районе нашего поселка было казнено и замучено свыше 900 человек.  Многие места их захоронения были найдены. А некоторые обнаруживают до сих пор. Более 2000 юношей и девушек фашистские изверги угнали на каторгу в Германию. В память о тех  жестових днях недалеко от нашей школы находится памятник, расположенный на месте массового расстрела мирных жителей поселка Сейтлер. (фото памятника)

Учитель: Війна не одну сім’ю рідної неньки  не обійшла стороною. Україна втратила 8 млн. чоловік, одну п’яту усього свого  населення. З них 2,5 мільйона  – у боях;  5,5 мільйонів  – попали у полон та були замучені або знищені  в концлагерях (на фоне фотографий узников концлагерей, учитель читает).

За годы войны в концлагерях уничтожено 11 млн. человек.  Вот они – лагеря смерти, лагеря боли:

Бухенвальд: около 239 тысяч были узниками, за 8 лет существования в

лагере замучено 56 тысяч заключенных 18 национальностей.

Освенцим: страшный символ уничтожения людей, на его счету свыше 4 миллионов граждан СССР, Польши, Франции и других стран.

Дахау (первый концлагерь): около 70 тысяч людей – замучено или убито.

Маутхаузен: 122 тысячи человек уничтожено, из них 32 тысячи советских граждан.

Саласпилс: более ста тысяч человек были узниками этого лагеря. Лагерь известен своими зверствами над детьми.

Учитель: Всем узникам концлагерей посвящается «Бухенвальдский набат». (звучит песня)

Учитель: война вошла в каждый дом, осталась болью в душе каждого. Говорят мужчины не плачут…  Но в сердцах детей военных лет раной остались скупые солдатские слезы.

Война вошла в наш дом, и помню я ее

Сперва без дыма, крови и тревоги,

А, как заходят путники в жилье,

Передохнуть, испить с дороги.

Глаза закрою, вижу как теперь,

Распахнутые настежь двери дома,

И как ложится на пол через дверь

Зари вечерней свежая солома.

Я вижу мать у белого стола

В обнимку с черным чугуном картошки

И двух солдат, которым подала

Моя сестренка расписные ложки.

Солдаты ели истово, в запас,

А старший рыжий, с вислыми усами

Рассказывал, давя бездонный бас,

И вдруг заплакал тихими слезами.

Сидел и плакал тягостно, в упор.

Не наклоняясь и лицо не пряча.

И я войну запомнил с этих пор,

И до сих пор боюсь мужского плача.

Учитель: О чем плакал солдат? (дети рассуждают). Рассмотреть рассказы или видеозаписи пожилых людей, имеющих статус «Дети Войны».

Учитель: ребята, возможно, вы знаете, что ООН 21 сентября объявила днем мира. В этот день ученики нашего класса выпустили эту газету (показывается газета, на которой изображен голубь мира). На ручках они написали свои мысли, которые связаны с мирной жизнью. У меня на столе есть тоже несколько ручек. И я вам предлагаю сейчас сделать выбор. С чем у вас ассоциируются все светлые радостные цвета? А с чем – черные?  Я, например,  выбираю цвет красный, потому что это цвет радости. А вы? (дети делают свой выбор и крепят ручки на газету).

Учитель: Долгие четыре года солдаты шли к победе. В ожесточенных боях истекая кровью и умирая, приближали счастливый миг победы. 30 апреля при штурме Берлина было водружено красное знамя над Рейхстагом, которое стало знаменем Победы.  И вот наступил долгожданный май 1945 года. Весть о долгожданной Победе молниеносно достигла самых отдаленных уголков великой страны. Вся страна отмечала 9 мая – день  великой ПОБЕДЫ над фашистской Германией. Народ ликовал.  В Москве на Красной площади состоялся парад (на экране парад Победы в Москве).

Учитель: Знакомые и незнакомые люди обнимали друг друга, дарили друг другу цветы, пели и танцевали  прямо на улице. Казалось, что впервые за много дней взрослые и дети радовались весне и

наслаждались жизнью. Люди были счастливы, но с горечью вспоминали тех, кого они потеряли (на экране военные кадры сменяются кадрами мирной жизни). В этот день в Москве и в других городах прозвучали залпы праздничного салюта Победы. Впервые люди не вздрагивали от залпов орудий, а плакали от счастья. С этих пор вот уже 64 победных салюта отзвучали в каждом уголке нашей Родины. 64 салюта памяти погибшим в этой войне.

Учитель:

Помните!

Через века, через года, – помните!

О тех, кто уже не придет никогда, –

Помните! Не плачьте!

В горле сдержите стоны, горькие стоны.

Памяти павших будьте достойны!

Вечно достойны!

Люди, покуда сердца стучатся!

Помните! Какой ценой завоевано счастье!

Пожалуйста, помните!

Люди Земли! Мечту пронесите через года

И жизнью наполните!..

Но о тех…

Кто уже не придет никогда, –

Заклинаю: Помните! Помните!

Учитель: Всех героев не назвать, но их помнят. В их честь называют школы, улицы, площади. В их честь зажигают «вечный огонь» (на экране памятники, у которых горит «вечный огонь»).

Их теперь не обнять, не пожать им ладони.

Но восстал из земли негасимый огонь –

Скорбный огонь, гордый огонь, светлый огонь.

Это павших сердца отдают до конца

Свое яркое пламя живущим.

Учитель: так сложилось у многих народов, что когда вспоминают погибших людей, то в честь  памяти о них зажигают свечи. И тогда мы уже не думаем о том в кокой войне погиб человек, мы скорбим о том, что его жизнь унесла война. Я предлагаю вам прослушать песню «Зажгите свечи». И в тот момент, когда вы почувствуете, что тоже хотите зажечь свечу памяти, встаньте и прикрепите сердечко на доску, чтобы наши «свечки» тоже горели. ( Звучит песня).

Учитель: Сегодня мы с вами коснулись лишь немногих страниц жестокой войны. И работ, и забот у нас  сейчас полно, но нельзя в круговерти дел забывать о нашей истории, о тех далеких днях. Пусть никогда не завянут цветы у подножия памятников, не погаснут «вечные огни».  А в ночь с 21 на 22 июня пусть и на вашем окне зажжется «СВЕЧА ПАМЯТИ».

nsportal.ru

Классный час (5 класс) на тему: Классный час “Мы – патриоты России”

Володина Н. В.

(РФ, Самарская область,

Пестравcкий район,  

ГБОУ СОШ с. Мосты,

[email protected])

Классный час «Мы – патриоты России»

Цели:

-показать значение Родины в жизни каждого человека;

-раскрыть значение слова «патриот»;

-формировать нравственные качества учащихся.

Задачи:

-воспитание любви к своей Родине;

-развитие умения учащихся аргументировать свою точку зрения, вести дискуссию.

Ход классного часа.

Заранее подготовленный ученик читает стихотворение Н. Поляковой «Родина моя».

– Что значит «Родина моя»? –

Ты спросишь. Я отвечу:

Сначала тропочкой земля 

Бежит тебе навстречу.

Потом тебя поманит сад 

Душистой веткой каждой.

Потом увидишь стройный ряд 

Домов многоэтажных.

Потом пшеничные поля 

От края и до края.

Всё это – Родина твоя, 

Земля твоя родная.

Чем старше станешь и сильней, 

Тем больше пред тобою

Она заманчивых путей 

Доверчиво раскроет.

Учитель: Добрый день, дорогие ребята! Сегодня мы с вами поговорим о Родине. Родина – такое знакомое слово. Но что оно значит для каждого из нас? Попробуем ответить на этот вопрос.

На доске написано начало предложения: «Для меня Родина –это…» Каждый ученик выходит к доске и записывает свое определение.

Учитель: Так что же такое Родина? Заглянем в этимологический словарь. Откуда произошло это слово? Слово «родина» произошло от общеславянского слова род, исходное значение которого – семья, место рождения.

– Ребята, давайте подберем однокоренные слова к слову РОДИНА.

На доске висит плакат, на котором написано слово РОДИНА. В результате коллективной работы появляется следующая запись:

            Родители                                  Род                                Родня

                                                         Родина

                  Народ                                                                      Родник

                                                         Родословная

Звучит песня о Родине в исполнении Л. Зыкиной  «Гляжу в озёра синие».

Учитель: Ребята, как вы понимаете слова «Не знаю счастья большего, чем жить одной судьбой» с Россией? Почему в песнях легче всего выразить любовь к Родине? За что люди любят свою Родину?

Конкурс пословиц.

Дети делятся на 4 группы.  На столе разложены слова, из которых нужно составить пословицы и объяснить их смысл.

  1. На, чужой, родина, вдвойне, стороне, милей. (На чужой стороне родина милей вдвойне).
  2. Человек, что, без, родины, соловей, песни, без (Человек без родины что соловей без песни).
  3. Своя, и, в , земля, мила, горсти (Своя земля и в горсти мила).
  4. Сторона, чужая, мать, мачеха, родная (Родная сторона – мать, чужая – мачеха).

Дети объясняют смысл пословиц.

Учитель: Жители любой страны гордятся своей родиной. Так устроен человек: ему дорога земля, на которой он родился.  Он любит то место, с которым связано его детство.  Да и как можно не любить родные края, если они…просто родные, если все вокруг знакомо с детства? Ведь именно здесь человек впервые ощутил тепло и любовь самых родных людей: отца, матери, дедушек, бабушек, братьев, сестер.

Заранее подготовленный ученик читает стихотворение С. Есенина «Гой ты, Русь, моя родная».

Гой ты, Русь, моя родная,

Хаты — в ризах образа…

Не видать конца и края —

Только синь сосет глаза.

Как захожий богомолец,

Я смотрю твои поля.

А у низеньких околиц

Звонно чахнут тополя.

Пахнет яблоком и медом

По церквам твой кроткий Спас.

И гудит за корогодом

На лугах веселый пляс.

Побегу по мятой стежке

На приволь зеленых лех,

Мне навстречу, как сережки,

Прозвенит девичий смех.

Если крикнет рать святая:

«Кинь ты Русь, живи в раю!»

Я скажу: «Не надо рая,

Дайте родину мою».

Учитель:  Характеризуя свою лирику, Сергей Есенин говорил: «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины — основное в моем творчестве».

– Ребята, а как вы можете объяснить это словосочетание – чувство родины?

– Попытайтесь охарактеризовать человека, который обладает чувством родины.

– Давайте с вами отгадаем кроссворд и узнаем, как называется человек, который обладает чувством родины.

На доске плакат:

1.п

у

ш

к

и

н

2.м

а

т

ь

3. п

ё

т

р

4.б

е

р

ё

з

а

5.г

и

м

н

6.м

о

с

к

в

а

7.н

о

с

т

а

л

ь

г

и

я

  1. Великий русский поэт.
  2. Родина-… – умей за нее постоять.
  3. Русский император, «прорубивший окно”
  4. Дерево – символ России.
  5. Главная песня страны.
  6. Столица нашей Родины.
  7. Чувство глубокой тоски по родине.

Учитель: Патриот своей родины – это очень высокие слова. Редкий человек осмелится громко заявить о себе: «Я – патриот». Чаще говорят о другом человеке: «Он – настоящий патриот».  Так обычно называют выдающихся людей, которые прославили себя исполнением патриотического долга перед Родиной. Военная история полна такими примерами. Знаете ли вы таких людей? (Дети приводят примеры).

– Что же такое патриотизм? Вот как объясняет значение этого слова В. И. Даль в «Словаре живого великорусского языка»: «Патриот – это любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник».

– Сейчас можно сказать проще: «Патриот – это человек, который любит свою Родину и заботится о ее процветании».

– Кто же такой патриот?

Проблемные задания.

Учащиеся  получают задания, обсуждают в группах, а затем высказывают свое мнение.

1 группа: Если страна находится в трудном положении, то лучше всего дождаться ее выхода из этого положения и тогда заявлять о своем патриотизме.

2 группа: Для повышения авторитета страны не очень важно, что человек делает. Ведь никто не будет уважать страну, если ее граждане молчат о своей любви к Родине.

3 группа: Неужели человек должен гордиться своей страной и любить ее, если он родился в захолустье?

4 группа: Настоящий патриот не позволит гражданам других стран пользоваться богатствами России: даже если они работают, обучаются в университетах, отдыхают на курортах. Пусть они все делают у себя дома.

Дети обсуждают проблемные задания и высказывают свою точку зрения.

Учитель: Ребята, давайте подведем итог нашего разговора и ответим на вопрос: Каков он – истинный патриот России?

– Выберите действия, которые, на ваш взгляд, характеризуют истинного патриота.

  • знает и любит культуру многонациональной России;
  • помогает престарелым и инвалидам;
  • постоянно подчеркивает свою заботу о Родине;
  • охраняет природу;
  • негативно высказывается о представителях других наций и народностей;
  • старается соблюдать законы;
  • дружелюбен к иностранцам и представителям других народов России;
  • применяет силу и грубость в отношении нарушителей закона и порядка;
  • толерантен по отношению к иным культурам и обычаям;
  • избегает службы в армии;
  • знает и уважает государственную символику России (Герб, Гимн, Флаг).

Учитель: Охарактеризуйте человека, совершающего действия, которые вы не включили в свой перечень. Дополните получившуюся характеристику.

Вывод. Патриотами не рождаются. Патриотами становятся. И сколько бы      

кто ни говорил о патриотизме, все это слова. Истина – в душе.

Звучит песня в исполнении группы «Любэ» «Берёзы».

Учитель: Наш классный час подошёл к концу. Спасибо всем за внимание, и до новых встреч.

Список литературы:

  1. Сгибнева Е. П. Классные часы в средней школе. М.: Айрис-Пресс, 2007
  2. Соколов Я. В. Наша Родина – великая Россия: Пособие для учащихся. М.:НМЦ «Гражданин», 2009
  3. Соколов Я. В. Россия – наш общий дом: Пособие для учащихся. М.:НМЦ «Гражданин», 2009
  4. Шанский Н.М. Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов/ Н.М. Шанский, Т.А. Боброва. — 7-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2004

Интернет-ресурсы:

  1. www.vidahl.agava.ru – Толковый словарь живого великорусского языка В. И. Даля
  2. www.clow.ru/ruspeople.html – Познавательный портал
  3. www.rubricon.ru – Рубрикон: энциклопедии, словари, справочники.

nsportal.ru

Классный час для учащихся 5 класса «Патриотизм»

МБОУ «Масловопристанская средняя общеобразовательная школа Шебекинского района Белгородской области» Классный час «Патриотизм» Учитель истории и обществознания:

Слядзевская Ирина Сергеевна

Область применения: классный час, посвящённый празднованию Дня Защитника Отечества.

Возраст обучающихся: 10 – 11 лет.

Обоснование значимости и актуальности

Значимость и актуальность данной темы определяются:

• особой ролью молодого поколения как стратегического ресурса сохранения и возрождения страны, патриотических ценностей и традиций;

• наличием сложного комплекса проблем в сфере организации гражданского и военно-патриотического воспитания молодежи, требующих как новых форм работы, так и учета и использования накопленного опыта;

• пониманием, что только через возрождение патриотизма и гражданственности можно наиболее эффективно прийти к возрождению величия Российского государства, базовая ценность которого – духовно обогащенная, физически развитая, социально адаптированная, граждански ориентированная, гуманистическая личность, четко осознавшая свою роль в обществе.

Цель: Организовать ценностно – ориентированную деятельность по принятию личностью нравственно значимых идей; стимулировать нравственно ценные мотивы поведения, способствовать формированию сознания, самосознания и мотивации ребенка, активной жизненной позиции.

Ожидаемый результат.

Положительная динамика по следующим направлениям:

  1. сознательное приобщение детей к историческому и культурному наследию нашей страны;

    создание в среде школьников благоприятного, дружеского микроклимата;

    коррекция негативных сторон воспитания, обусловленных влиянием окружающей среды;

Форма: Час общения.

Тематическое содержание:

Определение понятий «патриот», «патриотизм»

Сущность патриотизма с точки зрения групп учащихся «историков», «краеведов», «экологов», «филологов» и т.д

Формирование социально значимых норм и ценностей, сознания подростков

Перечень литературы для учащихся и педагогов:

Агапова И.А. Патриотическое воспитание в школе. – М., 2002. – 212 с.

Буторина Т.С., Овчинников Н.П. Воспитание патриотизма средствами образования. — СПб.: КАРО, 2004. – 224 с.

Валеев И.И. Народность и патриотизм. — Уфа: Башкортостан, 2000. — 266 с.

Валеев И.И. Патриотическое самовоспитание учащихся. — Уфа: Башкортостан, 1991. — 169 с.

Вырщиков А.Н., Кусмарцев М.Б. Патриотизм на службе России: Эссе. — Изд. 2-е, доп. — Волгоград: Авторское перо, 2005. — 36 с.

Галкин СВ. Патриотическое воспитание молодежи в пространстве физической культуры: теория и опыт: Научное издание. — Волгоград: Авторское перо, 2004. — 144 с. Глебов А.А. Воспитание патриотизма, толерантности и культуры межнационального общения: Учеб. пособие. — Волгоград: Перемена, 2004. — 102 с.

Дементьев А. Великие идеи патриотизма в творчестве русских классиков. — Л., 1944.

    Основные знания, умения и навыки, полученные в ходе проведения:

    Учащиеся должны знать:

    Определение понятий «патриот», «патриотизм»

    Качества, присущие патриоту

    Правила ведения дискуссии

    Учащиеся должны уметь:

    Делать свободный выбор

    Отстаивать свою точку зрения

    Инструментарий:

    Подборка научно – популярной, учебной и художественной литературы по теме, учебный класс, компьютер, эпиграф, карточки, высказывания для проведения рефлексии.

    Подготовительная работа: Учащиеся по желанию делятся на группы «историков», «краеведов», «экологов», «филологов», которые готовят сообщения по своему направлению. Изготавливаются карточки для игры «Составь портрет».

    Содержательная часть.

    Этап

    Цель

    Методика

    I

    Организационный момент

    (2мин)

    Создание положительного эмоционального настроя.

    Дети рассаживаются в круг. Создать настрой на общение: «Я рад с тобой общаться».

    II

    Введение

    (3мин.).

    Организация сознания ребят.

    Обозначить проблему. Поставить вопрос «Патриот – кто он?»

    III

    Информация

    (5мин.)

    Вызвать переживания у ребят.

    Работа с эпиграфом.

    -Что означает для вас слово «Родина».

    Учитель сообщает значение слова «патриот».

      IV

      «Я – позиция»

      (15мин).

      Активизация мыслительной деятельности, столкновение различных точек зрения.

      Выступления инициативных групп: «историков», «краеведов», «экологов», «филологов» с самостоятельно подготовленными выступлениями.

      План

      1)Что значит для вас « любить Родину»?

      2)Цитаты известных людей.

      3)Стихи, пословицы, поговорки.

      V

      Дискуссия(10мин.).

      Формирование социально значимых норм и ценностей.

      Игра «Составь портрет». Ребята читают высказывания и определяют, является ли оно качеством патриота.

      Ответить на вопрос, поставленный во введении.

        VI

        Рефлексия(5мин.)

        Формирование сознания ребят.

        Закончить фразу: Я думаю, что…

          -любить родину можно, если она любит тебя;

          -всегда нужно пытаться изменить свою жизнь и жизнь окружающих к лучшему;

          -есть страны, в которых мне жилось бы лучше.

          VII

          Итог занятия (3мин.)

          Свободный выбор.

          Слово классного руководителя и предложение сделать выбор самостоятельно: нужно ли быть патриотом каждому человеку.

          VIII

          Рефлексия общения (2мин.)

          Выяснить изменения в эмоциональном настрое.

          Выбери выражение лица, соответствующее твоему настроению.

          Практикум-тест: «Спасибо за общение».

            – Если вы довольны результатами общения, поблагодарите друг друга.

            Приложение.

            Эпиграф:

            «Природа, создав людей такими, каковы они есть, даровала им великое утешение от многих зол, наделив семьёй и родиной».

            У.Фоскало.

            Игра «Составь портрет»:

            Учитель задает вопрос: можно ли считать человека патриотом, если он обладает следующими качествами, перечисленными на карточках. Учащиеся самостоятельно распределяют их по трём группам: «Да», «Нет», «Не знаю», объясняя свой выбор.

            Карточки

            Употребляет наркотики, алкоголь

            кричит на родителей, взрослых, сверстников только в редких случаях

            считает, что пожертвовать жизнью одного человека можно пожертвовать ради одного человека

            молча выслушивает упрёки в адрес своей страны

            хочет служить в рядах вооруженных сил страны

            умеет действовать в чрезвычайных ситуациях

            терпеливый, добрый

            хорошо трудится

            умный, много читает

            занимается спортом

            всегда после себя в лесу сжигает мусор

            курит по одной сигарете в день

            позволяет в своём присутствии сквернословить

              Список использованной литературы:

              1. Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Ф. Обществознание. 6 класс – М.: Просвещение, 2010

              2. Кадашникова Н.Ю. Воспитываем патриота и гражданина.- М «Учитель», 2009

              3. Кишенкова О.В.Путешествие юного гражданина – М.: Дрофа, 2005.

              xn--j1ahfl.xn--p1ai

              Классный час по истории (5 класс) на тему: Методическая разработка по патриотическому воспитанию «Классный час «Великая Победа» для учащихся 5 классов”.

              Методическая разработка по патриотическому воспитанию

              «Классный час «Великая Победа»

              для учащихся 5 классов»

              Выполнила: учитель истории

              МБОУ СОШ №2

              Яковенко Мария Леонидовна

              Классный час «Великая Победа».

              5 класс.

              Цель: привлечение внимания школьников к историческим событиям, к истории своей семьи.

              Задачи:  – способствовать формированию образно-чувственного восприятия военных событий, способности сопереживать делам, подвигам конкретных людей; – воспитывать чувство патриотизма, высокого морального духа (преданность делу, ответственность)

              Оборудование и оформление:  презентация, соответствующая тематике, музыкальное сопровождение – песни на военную тему, выставка книг.

              Ход занятия:

              I. Вступительное слово (стихотворение Степана Щипачева читает подготовленный ученик)

               Казалось, было холодно цветам,

               и от росы они слегка поблёкли.

               Зарю, что шла по травам и кустам,

               обшарили немецкие бинокли.

               Цветок, в росинках весь, к цветку приник,

               и пограничник протянул к ним руки.

               А немцы, кончив кофе пить, в тот миг

               влезали в танки, закрывали люки.

               Такою все дышало тишиной,

               что вся земля еще спала, казалось.

               Кто знал, что между миром и войной

               всего каких-то пять минут осталось!

               Я о другом не пел бы ни о чем,

               а славил бы всю жизнь свою дорогу,

               когда б армейским скромным трубачом

               я эти пять минут трубил тревогу.

              (Слайды тематические иллюстрации)

              Клип «Пусть свечи памяти горят»

              Классный руководитель.

              2015 год – год 70-летия Великой Победы. Сегодня наш классный час посвящен этой теме. Мы пригласили на наш классный час заместителя командира войсковой части 33787.

               (Предоставляется слово).

              22 июня 1941 года на нашу Родину напали немецкие фашисты. Напали словно воры, словно разбойники. Началась Великая Отечественная война. Она продолжалась четыре года.

              Нелёгким был путь к победе. Враги напали на нас неожиданно. У них было больше танков и самолётов. Наша армия отступала. Бои шли на земле, в небе, на море. Прогремели великие битвы: Московская, Сталинградская, битва на Курской дуге. 250 дней не сдавался врагу героический Севастополь. 900 дней в страшной блокаде держался мужественный Ленинград. Отважно сражался Кавказ. На Украине, в Белоруссии, в других местах громили захватчиков грозные партизаны. Миллионы людей, в том числе и дети, трудились у заводских станков и на полях страны. Советские люди делали всё, чтобы остановить фашистов. Даже в самые тяжёлые дни они твёрдо верили: «Враг будет разбит! Победа будет за нами!»

              И вот пришёл день, когда наступление захватчиков было остановлено. Советские армии погнали фашистов с родной земли.

              И снова битвы, битвы, бои, сражения. Всё мощнее, всё несокрушимей удары советских войск. И наступил самый долгожданный, самый великий день. Наши солдаты дошли до границ Германии и штурмом взяли столицу фашистов — город Берлин. Был 1945 год. Цвела весна. Был месяц май.

              Фашисты признали полное своё поражение 9 мая. С той поры этот день стал нашим великим праздником — Днём Победы.

              Чудеса героизма и храбрости проявили наши люди, защищая от фашистов родную землю. Героями становились миллионы. Солдаты стояли насмерть на последних рубежах, грудью бросались на амбразуры. Летчики и танкисты, не задумываясь, шли на таран.

               Героями были все: и те, кто устремлялся в атаку сквозь стены огня, и те, кто под снарядами строили мосты, и те, кто жил на оккупированных территориях.

               Солдаты уходили на фронт, а дома оставались их семьи: жены, дети, престарелые родители.

               Расставались любимые, никто тогда не думал о себе.

               Наше поколение должно помнить об этих героических поступках, во имя чего они совершались, – это история нашей страны, наша история, история наших семей.

              Классный руководитель.

              Вопрос к классу: Как вы понимаете слово память? …

               «Память – это свойство души хранить сознанье о былом…» написано в словаре В. И. Даля, то есть хранить знания о прошлом, каким бы оно ни было, а память о подвиге – долг потомков хранить как святыню.

              Вопрос классу: А что можно считать подвигом? …

              Письмо

               В чем заключается подвиг танкиста, чье письмо вы сейчас услышите?

              (Звучит вальс «В лесу прифронтовом» музыка М. Блантера, слова М. Исаковского. Классный руководитель зачитывает строки из письма танкиста А. Голикова любимой; в это время на экране слайды, соответствующие тематике слайды)

              «28 июня» 1941г.

               Милая Тонечка!

               Я не знаю, прочитаешь ли ты когда-нибудь эти строки? Но я твердо знаю, что это последнее мое письмо. Сейчас идет бой жаркий, смертельный. Весь день отбиваем атаку. Улица Островского усеяна трупами в зеленых мундирах, они похожи на больших недвижимых ящериц.

               Сегодня шестой день войны. Мы остались вдвоем – Павел Абрамов и я. Ты его знаешь, я тебе писал о нем. Мы не думаем о спасении своей жизни. Мы воины и не боимся умереть за родину. Мы думаем, как бы подороже немцы заплатили за нас, за нашу жизнь…

               Я сижу в изрешеченном и изуродованном танке. Жара невыносимая, хочется пить. Воды нет ни капельки. Твой портрет лежит у меня на коленях. Я смотрю на него, на твои голубые глаза, и мне становится легче – ты со мной. Мне хочется с тобой говорить, много-много, откровенно, как раньше.

               22 июня, когда объявили войну, я подумал о тебе, подумал, когда теперь вернусь, когда увижу тебя и прижму к своей груди?

               А может, никогда. Ведь война… Когда наш танк впервые встретился с врагом, я бил по нему из орудия, косил пулеметным огнем, чтобы больше уничтожить фашистов и приблизить конец войны, чтобы скорее увидеть тебя, мою дорогую. Но мои мечты не сбылись.

               Танк содрогается от вражеских ударов, но мы пока живы. Снарядов нет, патроны на исходе. Павел бьет по врагу прицельным огнем, а я «отдыхаю», с тобой разговариваю. Знаю, что это в последний раз. И мне хочется говорить долго, долго, но некогда… Хорошо умирать, когда знаешь, что там, далеко, есть близкий человек, он помнит обо мне, думает, любит.

               Сквозь пробоины танка я вижу улицу, зеленые деревья, цветы в саду яркие-яркие.

               У вас, оставшихся в живых, после войны жизнь будет такая же яркая, красочная, как эти цветы, и счастливая… За нее умереть не страшно… Ты не плачь. На могилу мою ты, наверное, не придешь, да и будет ли она – могила-то?»

              Вопросы классу:

               1) Какие чувства вы испытывали, слушая строки этого письма?

               2) Скажите, этот солдат совершил подвиг? В чем он заключается?

               3) Какие человеческие качества помогали совершать этому солдату подвиги?

               (бесстрашие, смелость, мужество, стойкость, любовь к своей земле, любовь к своим близким, любовь к любимой девушке (жене).

               3) Кому адресовано письмо? Как вы об этом узнали?

               4) Какие чувства испытывает солдат к Тоне?

               Письмо пропитано любовью, и не только письмо, но и все героические поступки этого танкиста.

              Видео (Инфоурок)

              Классный руководитель. О войне было написано много стихов, рассказов; снято множество кинофильмов. Все рассказывают о тяжелой жизни, борьбе за свою Родину, великом подвиге и патриотизме нашего народа.

               

              (Читает ученик)

              Жди меня, и я вернусь.  Только очень жди,

               Жди, когда наводят грусть

               Желтые дожди, жди, когда снега метут,

               Жди, когда жара, жди, когда других не ждут,

               Позабыв вчера.  Жди, когда из дальних мест

               Писем не придет, жди, когда уж надоест

               Всем, кто вместе ждет.  Жди меня, и я вернусь,

               Не желай добра всем, кто знает наизусть,

               Что забыть пора.

               Пусть поверят сын и мать в то, что нет меня,

               Пусть друзья устанут ждать, сядут у огня,

               Выпьют горькое вино на помин души…

               Жди. И с ними заодно

               Выпить не спеши.

               Жди меня, и я вернусь, всем смертям назло.

               Кто не ждал меня, тот пусть

               Скажет: – Повезло.

               Не понять, не ждавшим им,

               Как среди огня

               Ожиданием своим

               Ты спасла меня.

               Как я выжил, будем знать

               Только мы с тобой, –

               Просто ты умела ждать,

               Как никто другой.

               Стихотворение написано: 1941

              Классный руководитель. Я думаю, ребята, что, побеседовав о войне, и в наше время, в трудной ситуации вы сможете сделать выбор, как правильно поступить, сможете не остаться равнодушными к тому, что происходит вокруг нас, не пройдете мимо того, кто будет нуждаться в вашей помощи.

              Клип «Журавли».

              nsportal.ru

              Классный час “О патриотизме. О Родине…”

              Разделы: Классное руководство, Конкурс «Презентация к уроку»

              Класс:

              #}

              Презентация к уроку

              Загрузить презентацию (29,5 МБ)

              Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


              Цели:

              • Формировать положительную нравственную оценку таких качеств, как порядочность, честь, верность долгу.
              • Раскрыть значение слова «патриот».
              • Воспитание сознательной любви к Родине, уважение к историческому прошлому своей истории.

              Форма проведения: час общения.

              Оборудование:

              компьютер для музыкального оформления и для
              демонстрации презентации.

              Оформление: георгиевские ленточки, цветы, портреты А. Невского и А.В.Суворова.

              План классного часа:

              1. Вступительное слово.
              2. Информационный блок.
              3. Фронтальная беседа на тему: «Что значит быть патриотом современной России?»
              4. Выводы.
              5. Заключительное слово.

              ХОД КЛАССНОГО ЧАСА

              1. Вступительное слово

              – Ребята, во имя чего совершались подвиги, переносились неимоверные тяготы и лишения, почему наши далекие предки и недавние предшественники жертвовали состоянием, любовью, самой жизнью? Во имя интересов Отечества. В чем вы, сегодняшние школьники, уже выпускники, видите свое патриотическое служение Родине? Готовы ли вы сегодня к любым пожертвованием и подвигам во имя интересов Родины?

              – Сегодня мы встретились с вами для того, чтобы провести дискуссию на тему: «О патриотизме. О Родине…». Целью нашей встречи является то, чтобы вы, ребята, осознали себя людьми гордыми, достойными. Чтобы в вас проснулось еще дремлющее чувство любви к своей Родине. Родина – это как мама. Она иногда болеет, может стать некрасивой. Но мы тогда сильнее любим ее и жалеем. И другой не ищем.
              – И я хочу, чтобы в вас жила гордость за свою страну, за себя. Только гордый, достойный может стать патриотом своей страны.
              «Сила патриотизма всегда пропорциональна количеству вложенного в нее личного труда: бродягам и тунеядцам всегда бывало чуждо чувство родины». Л.М. Леонов
              – Давайте обратимся к истории Государства Российского. Россия в военное время рождала героев, которых знает весь мир. А именно А. Невский. А. В. Суворов. С далеких времен наша страна подвергалась нападениям и военным вторжениям, но так и не была порабощена. Любой народ хочет жить, независимо ни от кого чтя свои традиции и воспитывать в них своих детей. Но могли бы мы с вами жить сейчас в свободной стране, если бы наши предки самой жизнью своей и свободой не отвоевали свою Родину, Россию? Познакомимся с истинными патриотами Отечества.

              2. Информационный блок

              – Взгляните на первый портрет: А. Я. Невский — кто из нас не знает это имя?
              – Что вы знаете о А. Невском?

              Сопровождается презентацией.

              – Патриотизм проявляется в любви, подвиге, героизме, а иногда и в смирении, если это необходимо на благо Родины. Давайте дадим определение слову – патриот. Определение на слайде.
              – Посмотрим на второй портрет А. В, Суворова, который не проиграл ни одного сражения.(33)

              «Безверное войско учить, что перегорелое железо точить, – говорил А.В.Суворов. – Все начинайте с благословления Божия и до издыхания, будьте верны Государю и Отечеству».
              – Значит и патриотизм, и вера были слиты воедино в русском народе.
              – Как вы считаете, как связаны понятия «патриотизм» и «Родина»?
              – Обратите внимание на третью фотографию (звучит музыка «Священная война»).
              – Ребята, в мае 1945 года миллионы людей во всем мире с огромным ликованием восприняли волнующую весть о безоговорочной капитуляции фашистской Германии. Уже через 4 месяца все мировое человечество будет праздновать великий праздник – 65 лет со Дня Победы советского народа в Великой Отечественной Войне. Здесь я бы хотела напомнить о том, что наши земляки, будучи вашими ровесниками, проявляли героизм, отвагу, отдавали долг Родине, и они действительно были патриотами и всегда останутся ими в нашей памяти.
              – Вспомним аллею Славы, расположенную в парке нашего города. Назовем героев-земляков
              – Всегда ли патриотизм проявляется во время военных действий или глобальных конфликтов?

              3. Фронтальная беседа на тему: «Что значит быть патриотом современной России?»

              Патриотическое воспитание… Станут ли такие понятия как патриотизм, патриот, чувство долга, Родина, отчизна, гражданин значимыми для вас?
              Давайте задумаемся: какой станет наша жизнь, если из русского языка, из нашего сознания исчезнут такие понятия, дорогие сердцу настоящего патриота и гражданина своей Родины. Раздумья о Родине самые важные минуты в становлении гражданина, в познании и поиске своего места в жизни.
              – Что значит быть патриотом современной России? Настоящий патриот уважает патриота другой страны. Посмотрите на экран, может быть, вы увидите своих знакомых (демонстрация слайдов). Вы на пороге взрослой жизни пойдете служить Родине и в полной мере поймете, что такое чувство Родины. Возложение венков к могиле Неизвестного солдата, несение почетного караула у вечного огня, это воспитание патриотизма в детях.

              4. Выводы:

              1. Настоящий патриот не выпячивает себя как патриота, он не ходит под знаменем с песней, а способен делать важное и нужное тогда, когда об этом не просят, когда этого никто не видит, и за это не награждают.
              2. «Сила патриотизма всегда пропорциональна количеству вложенного в нее личного труда: бродягам и тунеядцам всегда бывало чуждо чувство родины».
                Л.М.Леонов
              3. «Только пустые люди не испытывают прекрасного и возвышенного чувства родины».
                И.П.Павлов

              5. Заключительное слово учителя

              – Наша встреча подошла к концу. Я хочу верить, что вы поняли меня, что мне удалось вдохнуть в вас хотя бы искорку того теплого чувство, которое называется патриотизм – любовью к своей родине? Это чувство долго дремлет в человеке, оно просыпается тогда, когда вы находитесь далеко от страны. До свидания, всего вам доброго.

              15.03.2012

              Поделиться страницей:

              urok.1sept.ru

              Статья (5 класс) по теме: Формирование гражданственности и патриотизма в условиях тематического классного часа.

              Формирование  гражданственности  и патриотизма

              в условиях тематического классного часа.

              Реалии сегодняшнего дня требуют от  российского общества глубокого переосмысления  понимания жизни человека, развития у него способности делать осознанный выбор, ставить перед собой достойные жизненные цели. Без этого невозможны ни повышение уровня доверия человека к жизни в России, ни   сплочение общества перед лицом внешних и внутренних вызовов. Решение ряда проблем в обществе во многом зависит от уровня сформированности  социальной солидарности, гражданской позиции  и чувства патриотизма  у подрастающего поколения.

              Слайд 2 Не случайно работа, направленная на  воспитание патриотизма и становление гражданской позиции, в рамках  направления «Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека» программы духовно-нравственного развития, воспитания  и социализации ведется  через  различные виды деятельности, в том числе и познавательную.

              Слайд 3 Как форма познавательной деятельности – классный час – один из важнейших, на наш взгляд, элементов системы воспитания гражданственности и патриотизма. Его предназначение – развитие у обучающегося  умения осмысливать прошлое, настоящее России, прогнозировать ее будущее, размышлять о традициях народа, политическом устройстве государства, что, в конечном итоге, позволит школьнику стать субъектом собственной жизни и жизни общественной.

              Реализовать обозначенное предназначение можно при наличии точного понимания организационных условий  классного часа и механизма формирования гражданственности и патриотизма в этих условиях. Представить  наглядно механизм формирования гражданского и патриотического начала в условиях тематического классного часа – цель моего выступления.

              Слайд 4 Известно,  что классный час – это форма воспитательной работы, при которой обучающиеся под руководством педагога включаются в специально организованную деятельность, способствующую формированию системы отношений к окружающему миру. (В.П.Сергеева, кандидат педагогических наук)

              Слайд 5  Формирование такой системы отношений обучающихся к миру происходит через восхождение к базовым ценностям (Н.Е.Щуркова, доктор педагогических наук). В гражданско-патриотическом воспитании такими ценностями являются патриотизм, социальная солидарность, гражданственность.  Слайд 6 Поэтому с  учетом образовательных функций классного часа его результатом будет являться:

              1. умение осмысливать жизнь через понятия «патриотизм», «солидарность», «гражданственность»;
              2. умение вносить  в предметный, материальный мир духовное содержание;
              3. умение преобразовывать настоящую жизнь и проецировать будущую.

              Слайд 7 Реализовать просветительскую, аксиологическую и праксиологическую функции классного часа и получить указанные результаты  можно только в случае тонкого организационного подхода. Такой подход включает:

              1. Планирование классного часа;
              2. Предварительная подготовка классного часа;
              3. Проведение классного часа;
              4. Анализ и самоанализ классного часа.

              Планирование классного часа начинается уже тогда, когда педагог приступает к  разработке программы  духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся конкретного классного коллектива.

              Слайд 8 Так, учитывая  психолого-педагогические особенности обучающихся класса и опираясь на опыт коллег, на этапе разработки программы духовно-нравственного развития, воспитания и социализации определила приоритетные направления гражданско-патриотического воспитания и  соответствующие им  ценности:

              Героико-патриотическое воспитание  – человек-герой, патриот;

              Национально-патриотическое воспитание – большая и малая родина;

              Военно-патриотическое воспитание – мир, свобода, солидарность;

              Гражданское воспитание – гражданнственность, социальная солидарность.

              Ценностная основа содержания каждого направления предопределяет тематику классных часов.

              Слайд 9 Работа по выбору темы классного часа ведется в начале каждого года обучения. На первом классном собрании обучающимся предлагается анкета, включающая вопросы, в том числе и по гражданско-патриотическому воспитанию. Например,  

              • О каких знаменательных исторических датах вы хотите побеседовать?
              • Какие национальные традиции вас интересуют?
              • Какие вопросы, связанные с понятием патриотизма,  вы хотели бы задать на классном часе?
              • Как вы понимаете, что такое гражданственность? и проч.

              Ответы учащихся и служат ориентиром в выборе темы классного часа на текущий год.

              Слайд 10 С учетом интересов обучающихся и результатов диагностики воспитанности составляется тематическая матрица классных часов, пополняющаяся каждый год.

              Гражданское воспитание

              Существует ли гражданская толерантность?

              Военно-патриотическое воспитание

              Светочи России.

              Национально-патриотическое воспитание

              «Народ Эндура и Поди…»

              Героико-патриотическое воспитание

              Памятные страницы истории моей Родины.

              7 класс

              Основной закон государства.

              Традиции, которыми гордится страна.

              «Баня моет, баня правит…»

              По праву памяти.

              6 класс

              Я – гражданин России.

              Русской армии солдат  – доблестный герой.

              Семья и семейные традиции.

              Этот День Победы!…

              5 класс

              Слайд 11 Такая тематическая матрица позволяет реализовать принцип поступенчатости: от возраста к возрасту вести обучающихся  к ценностям все более широким, абстрактным сложным для понимания:

              • От конкретной исторической даты к страницам истории России;
              • От понятных, объяснимых народных обычаев и традиций к понятию «культура»;
              • От предметного мира к образу мира;
              • От конкретных людей  к человечеству;
              • От правил поведения к  соблюдению закона;
              • От нормы человеческой жизни к созиданию новых форм достойной жизни.

              Слайд 12 Психолого-педагогические особенности обучающихся класса диктуют  и возрастные задачи-доминанты. Например, классный час, реализуемый в рамках героико-патриотического воспитания, имеют такие задачи-доминанты:

              В 5 классе классный час «Этот День Победы!…» – 1) Расширить представление обучающихся о Дне Победы; 2) Сформировать у обучающихся отношение  к деяниям героев-комсомольчан на основе моральных и духовных ценностей, содействовать выработке нравственной оценки события; 3) Обеспечить развитие навыков обдумывания и оценки своих поступков и самих себя в контексте конкретного исторического события.

              В 6 классе классный час «По праву памяти…» – 1) Расширить представление обучающихся  о победе в Великой Отечественной войне  как результате действий граждан всей страны; 2) Сформировать у обучающихся отношение  к победе народа в Великой Отечественной войне, к ветеранам на основе моральных и духовных ценностей, содействовать выработке нравственной оценки событий и явлений; 3) Обеспечить развитие навыков оценки поведения граждан и собственного поведения во время празднования Дня Победы, умения аргументировано отстаивать свое мнение.

              В 7 классе классный час «Памятные страницы истории моей Родины» – 1) Расширить представление обучающихся  о знаменательных исторических событиях истории России; 2) Сформировать у обучающихся отношение  к деяниям героических предков, людям военных профессий на основе моральных и духовных ценностей, содействовать выработке нравственной оценки событий и явлений; 3) Обеспечить развитие навыков обдумывания и оценки  поступков людей и самих себя, умения вести конструктивный диалог.

              Данная система планирования позволяет наглядно представить единый процесс осмысления  обучающимися жизни, усложняющийся с возрастом и ориентированный на  ценностные новообразования в духовной структуре личности школьника.

              Такой подход к планированию не только  делает  процесс духовного роста личности обучающегося понятным, прозрачным, но и облегчает подготовку к классному часу, а также позволяет вносить коррективы с учетом различных обстоятельств.

              Немаловажную роль в достижении результатов классного часа играет подготовительный этап, который начинается, как правило, за три недели до проведения. Слайд 13 Работа по подготовке к проведению классного часа идет параллельно в двух направлениях: совместная деятельность классного руководителя и обучающихся и методическое сопровождение.

              Слайд 14 Методическое сопровождение классного часа включает определение цели и задач, выбор формы, методов и приемов реализации воспитательной идеи, учитывающей  содержание деятельности, возраст обучающихся, уровень их воспитанности и личного социального опыта, особенности  коллектива и его традиций, технические и материальные возможности помещения, где будет проводиться мероприятие, уровень профессионализма учителя.

              Слайд 15 Совместная деятельность классного руководителя и обучающихся основывается на активности и добровольности. Из учащихся, желающих принять участие в проведении классного часа, формируется  Совет дела. Это сменная творческая группа, которая решает все важнейшие вопросы при подготовке к мероприятию. Опыт показывает, что в этом виде деятельности становятся лидерами разные учащиеся, выполняющие эту роль не по принуждению, а в соответствии со своим желанием, интересом, свободно сделанным выбором. Вместе с классным руководителем Совет дела составляет план  классного часа, подбирает необходимый материал, наглядные средства, музыкальное сопровождение, делают презентацию или ролики, приглашают, если необходимо, педагогов, родителей, специалистов, ветеранов.

              Слайд 16 В моей практике на сегодняшний день самыми востребованными стали такие формы классного часа, как

              • сюжетно-ролевая игра «Баня моет, баня правит…», «Я – гражданин России»;
              • устный журнал «Русской армии солдат – доблестный герой», «Этот День Победы!…», «Традиции, которыми гордится страна»;
              • дискуссия «По праву памяти», «Существует ли гражданская толерантность?»;
              • заочное путешествие «Народ Эндура и Поди…»;
              • социально-культурный проект «Основной закон государства», «Светочи России», «Памятные страницы истории моей Родины».

              Слайд 17 При проведении классного часа «По праву памяти»   учащиеся 6 класса искали  ответы на вопрос «Нужно ли помнить Великую Отечественную войну?» Дискуссия, как метод интерактивного обучения, способствовала интенсивной мыслительной деятельности обучающихся.

              Для мотивации  участников дискуссии были использованы наглядность, приемы, повышающие эффективность обсуждения, на этапе введения в дискуссию указана противоречивость вопроса.

              Исходя из психолого-педагогических особенностей класса, был выбран тип дискуссии – диалог, который позволил  достичь поставленную цель путем взаимодополнения ответов, согласования различных точек зрения.

              В ходе классного часа обучающиеся дали нравственную оценку поведения горожан во время празднования Дня Победы на Мемориальном комплексе, рассказали о правилах поведения  человека-патриота.

              Эффективность классного часа заключалась и в том, что материал был личностно значим для учащихся: во-первых, их заинтересовала перспектива участвовать в  несении вахты Памяти на Посту №1. Во-вторых, каждому была вручена георгиевская ленточка  как участнику акции «Георгиевская ленточка», цель которой вернуть и привить ценность праздника 9 мая молодому поколению, не дать забыть, кто и какой ценой выиграл самую страшную войну прошлого века. В-третьих, оформили плакат «Мы помним!» На  листиках-огоньках  учащиеся писали свои размышления и приклеивали эти огоньки на плакат – получился импровизированный вечный огонь.

              Таким образом, классный час «По праву памяти» способствовал овладению обучающимися трех существенных ролей «человек мыслящий», «человек моральный», «человек созидательный».

              Слайд 18 Для того чтобы  формирование  у обучающихся  гражданственности  и патриотизма носило системный и целенаправленный характер, в начале каждого года обучения  проводится диагностика уровня воспитанности обучающихся.  В качестве критериев оценки уровня воспитанности школьника и проявления его характерных признаков принимается следующее:

              • Отношение к собственному дому, семье, к принадлежности к своему народу.
              • Отношение к своей малой и большой Родине, исторической памяти своего народа.

               Результаты проведенного сравнительного  за три года анализа показателей отношения к дому, семье, отношения учащихся  к малой и большой Родине легли в основу целеполагания   при планировании  мероприятий, в том числе и классных часов.

              Вот такая система формирования гражданственности и патриотизма в условиях тематического классного часа сложилась в моей педагогической практике. Работа в этом направлении будет продолжаться.

              Позволю себе закончить  выступление притчей: «Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок. «Что еще слепить тебе?» — спросил Бог. «Слепи мне счастье», — попросил человек. Ничего не ответил Бог, и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины».

              Литература:

              1. Педагогика / Под ред. Пидкасистого П.И. – М.: Роспедагенство, 1998.
              2. Щуркова Н.Е. Классный час в  системе воспитания школьника. Классный руководитель, №6. Москва.2011
              3. Харламов И.П. Педагогика. – М., 1998.
              4. Смирнов С.А. Педагогические теории, системы, технологии. – М., 1998.
              5. Вигман С.Л. Педагогика в вопросах и ответах. – М.: Проспект, 2005.
              6. Титова Е.В. Если знать, как действовать. – М., 1999.
              7. Подласый И.П. Педагогика – М., 1999.
              8. Сластенин В.А. и др. Педагогика. – М., 2001.
              9. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. / Гл. ред. В.В. Давыдов – М.: Большая Российская энциклопедия, 1993.
              10. Яновская М.Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания. – М., 1986.
              11. Газман О.С. Свобода ребенка в образовательном процессе. Современная школа: проблема гуманизации отношений учителей, учащихся и родителей. М.: АПН СССР, 1993.

              nsportal.ru

              Классный час по патриотическому воспитанию

              Разделы: Классное руководство, Краеведение, Патриотическое воспитание

              Класс:

              #}

              Цель: Воспитывать чувства патриотизма, чувства долга перед Родиной, чувства ответственности за свои поступки.

              Задачи:

              • Показать значение родины в жизни каждого человека.
              • Выявить отношение учащихся к проблемам патриотизма;
              • Развивать у учащихся познавательный интерес к памятным местам, к односельчанам участникам ВОВ, выпускникам, служивших в горячих точках;
              • Развивать критическое мышление, способность к определению собственной жизненной позиции.

              Оборудование: компьютер, экран.

              Форма проведения: урок – размышление, просмотр мультимедийной презентации.

              Оформление: презентация “Я – патриот?”

              Подготовительная работа:

              • Анкетирование с учащимися
              • Памятки для учащихся

              Ход мероприятия

              Слайд 1. Тема нашего урока – размышления: “Я – патриот?”.

              Слайд 2. В последнее время все чаще мы можем услышать слова “Родина”, “Гражданин”, “Патриот”, “подвиг”, “служение”…

              Человек рождается, чтобы жить, и главное место в его жизни занимает семья, учеба, работа. Родная мать, дом, где ты родился и вырос, друзья детства, любимые книги, природа – всё это и есть наша Родина.

              Слайд 3. Чтец 1: (Валя)

              Если скажут слово “Родина”,
              Сразу в памяти встает
              Старый сад, в саду – смородина,
              Толстый тополь у ворот.
              У реки березка-скромница
              И ромашковый бугор,
              А другим, наверно, вспомнится
              Свой родной красивый двор,
              В лужах первые кораблики,
              Над скакалкой топот ног
              И большой соседней фабрики
              Громкий, радостный гудок,
              …Или степь от маков красная,
              Золотая целина…
              Родина бывает разная,
              Но у всех она одна.

              Родина! Это слово с детства знает каждый, потому что, как только маленький человек появляется на свет, он получает свой первый документ – свидетельство о рождении, в котором записано, что он является гражданином Российской Федерации. Давайте попробуем дать определение слову “Родина”.

              Слайд 4. Родина – Отечество, страна, в которой человек родился и гражданином которой он состоит.

              А как вы, ребята, понимаете лексическое значение слова “Гражданин”?

              Гражданин – это житель какой-то страны, имеющий права гражданства.

              Гражданин – это, прежде всего человек, неравнодушный, знающий и любящий свою Родину.

              Слово “гражданин” с более древних времен имеет глубокое значение, связанное со свободой, правами и обязанностями. И уже в то далекое для нас время потерять статус гражданина было большим позором.

              Чтобы стать достойным гражданином своей Родины, нужно многое знать и многое уметь. Я думаю, что постепенно вы узнаете обо всех законах, можете обдумывать свои слова и контролировать свои поступки, учитесь ценить чужой труд, уважать не только себя, но и окружающих вас людей, можете по достоинству оценить ту страну, где вы родились. Вы – будущее нашей Родины. Вам строить новую Россию, приумножать её славу и беречь её богатство.

              Исчерпывающий ответ на этот вопрос мы слышим в песне, которую исполняет Марк Бернес “С чего начинается Родина?” (звучит песня)

              А как вы, сегодняшние школьники, понимаете, кто такой патриот?

              Слайд 5. Патриот – это человек, который гордится Родиной, переживает за нее; готов встать на защиту Родины;  предан Родине и отстаивает ее интересы; любит Родину.

              Патриотизм – любовь, преданность и привязанность к Отечеству, своему народу.

              В чем каждый из вас видит свое патриотическое служение Родине?

              Готовы ли вы сегодня к любым жертвам и подвигам во имя интересов своей Родины?

              Легко ли жить без Родины? На этот вопрос есть только один ответ: трудно. Кто-то может ответить отрицательно: нет, легко. От чего это зависит? Это зависит от многих вещей и, в первую очередь, от того, какие мы патриоты своей Родины, насколько мы любим и дорожим ею.

              Какие черты характера свойственны патриоту?

              Патриоту свойственны такие черты характера, как преданность, ответственность, справедливость, стойкость, великодушие, честность, мужество, верность, уверенность в себе, умение любить, сострадание, доброта, самоотверженность? терпение, смелость, решительность, благодарность. (Учащиеся выходят и записывают слова на доску)

              Слайд 6. Анализ анкетирования учащихся.

              1. Когда ты произносишь слово “Родина”, что ты можешь себе сразу представить?
              2. Хотелось бы тебе родиться в какой-нибудь другой стране? Если – да, то почему?
              3. Какого человека можно назвать патриотом своей Родины?
              4. Кого из известных тебе людей можно назвать патриотом своей Родины?
              5. Как ты думаешь, трудно ли человеку жить без Родины? Почему?
              6. Считаешь ли ты себя патриотом своей Родины? В чем это проявляется?
              7. Интересуешься ли ты историей, культурой своей Родины? Поддерживают ли тебя родители в этом? Какие памятные места твоей Родины ты посетил(а), чем тебе это запомнилось?
              8. Чтобы о своей Родине ты хотел с гордостью рассказать, если бы у тебя была возможность встретиться со своим сверстником – представителем другой страны?

              Кого можно считать патриотом? Кто же он – настоящий патриот России?

              Слайд 7. Чтец 2. (Ира)

              Быть патриотом,… Что же это значит?
              А это значит – Родину любить,
              А это значит честно, бескорыстно
              Отечеству любимому служить.
              Любить его историю седую,
              Святые лики русских матерей,
              Которые не раз в годину злую
              В бой провожали собственных детей.
              Учить детей гордиться своим родом
              И честь его блюсти и сохранять,
              Быть лучшей частью русского народа,
              Которую не смог никто подмять.

              Честь и достоинство нашей Родины всегда защищала доблестная армия.

              Слайд 8. Нам тоже есть, кем гордится – это, конечно, наши односельчане, которые ушли на фронт защищать нашу Родину. Это наши памятные места, где находятся памятники воинам, погибшим в ВОВ.

              Слайд 9-20. Так же гордость наша – выпускники–участники горячих точек. (Зачитывать со слайдов).

              (Включить видеоролик с песней “Я служу России”)

              Слайд 21. Физкультминутка.

              Жура – Жура – журавель,
              Облетел ты сто земель,
              Облетал, обходил,
              Крылья, ноги натрудил.
              Мы спросили журавля:
              “Где же лучшая земля?”
              Он ответил, пролетая:
              “Лучше нет родного края!”
              Обсуждение ситуаций.

              Класс делится на группы, каждой из которых предлагается обсудить одну ситуацию и затем поделиться с классом своими выводами.

              Слайд 22. Ситуация 1. Папа и мама предлагают мальчику поехать вместе с ними по местам военных сражений. В них участвовал их дедушка. Но мальчику очень не хочется, так как его друг дал ему самую последнюю компьютерную игру, о которой он давно мечтал. Как может поступить мальчик? (Памятные места, тем более своих предков – это святое. Если не поехал, тем самым проявил свое неуважения к своему дедушке. Игру можно будет скачать и поиграть в другой раз).

              Слайд 23. Ситуация 2. В классе появилась новая девочка. Она приехала из Армении. Некоторые ребята в классе предлагают остальным ребятам не разговаривать с ней, объясняя это тем, что девочка “нерусская”. Как ты поступишь? (Россия многонациональная страна. И все люди в нашей стране, которые получили гражданство, равноправны. Поэтому, к каждому нужно относиться с уважением.)

              Слайд 24. Ситуация 3. Учащимся класса предлагается в выходной день принять участие в посадке аллеи Славы. Несколько учащихся отказалось участвовать, мотивируя это тем, что родители им не разрешают в выходной день куда-то идти. Как бы ты поступил(а) на их месте? (Родители никогда не будут против, чтобы их дети поучаствовали в таком мероприятии, тем более это на долгие годы садятся деревья. Вы можете гордиться и рассказывать в будущем своим детям об этом и привозить их на экскурсии на это место).

              Слайд 25. Ситуация 4. Учитель делает замечание учащимся, которые во время исполнения гимна государства смеются, ведут себя развязно, разговаривают. После линейки он делает запись в дневнике. Ребята возмущаются тем, что учитель сделал им замечание. А как ты считаешь, прав учитель или не прав? (Да, прав, так как это неуважение к своей стране со стороны учащихся).

              Слайд 26. Чтец 3. (Катя)

              “Что значит быть патриотом?
              Любить – да, но не только любить землю свою, но и обязательно, что-то конкретное для нее делать”.
              Любая страна рассыплется в прах, если ее граждан не объединяет привязанность к земле, на которой они живут, желание сделать жизнь на этой земле лучше.
              Мы привыкли гордиться ратными подвигами нашего народа, но победы в войнах не всегда делают страну богатой и счастливой.
              Возможно, основания для нашего патриотизма лежат не столько в истории, сколько в сегодняшнем уважении к себе как к свободным, творческим и полным созидательной энергии людям.
              Как пробудить в человеке чувство любви к Родине? Именно “пробудить”, потому что оно есть в каждой душе, и надо его усилить точным, чистым тоном. Нельзя заставить любить Отечество. Любовь надо воспитывать.
              Поэтому быть патриотом не так уж сложно, настоящая любовь не только выражается словом, сколько подкрепляется конкретными делами.
              Патриотами не рождаются, ими становятся. Так что – всё в наших руках! Кто если не вы!

              Слайд 27. Чтец 4. (Костя)

              Берегите Россию –
              Нет России другой.
              Берегите ее тишину и покой,
              Это небо, и солнце,
              И родное оконце
              В позабытом селе…
              Берегите Россию –
              Без нее нам не жить,
              Берегите ее, чтобы вечно ей быть
              Нашей правдой и силой,
              Всею нашей судьбой.
              Берегите Россию –
              Нет России другой!
              (Е.Синицын)

              Подведение итогов классного часа.

              Слайд 28. “Что значит быть патриотом?” – давайте ответим с вами на наш поставленный вопрос в начале урока. (Ответы учащихся).

              Слайд 29. Какой вариант подходит вам?

              1. Я могу считать себя патриотом

              2. Я не считаю себя патриотом

              Слайд 30.

              Я патриот. Я воздух русский,
              Я землю русскую люблю.
              Я верю, что нигде на свете
              Второй такой не отыщу. Н.Коган

              Слайд 31. Памятка для учащихся

              1. Если ты хочешь вырасти достойным человеком и гражданином, не говори плохо о стране, в которой живешь ты и твои родители, где заводилась ваша родословная.
              2. Изучай историю своей страны, ее прошлое и настоящее, ее радостные дни и горькие.
              3. Знакомься с памятными и историческими местами своей Родины, знакомься сам и рассказывай об этом другим людям. Поверь, наша страна настолько богата своей историей, что твой рассказ будет интересен любому человеку.
              4. Чем чаще ты будешь посещать музеи и исторические места своей страны, тем интереснее тебе будет возвращаться к ним вновь и вновь.
              5. Помни, что чем больше ты будешь выражать недовольство каждым прожитым днем, тем меньше друзей и товарищей будут рядом с тобой. Люди не любят людей все время чем-то недовольных.
              6. Проявляй себя с позитивной стороны, не бойся быть инициативным, старайся показывать свои знания и умения, эрудицию и любознательность.
              7. Смотри передачи, кинофильмы, рассказывающие о людях, прославивших страну, в которой ты живешь.
              8. Не будь равнодушным и безразличным к тем событиям, которые происходят в твоей стране. Это страна, в которой тебе жить долгие годы. От того, как ты будешь проявлять интерес к ее судьбе, зависит ее интерес к твоей судьбе.
              9. Испытывай гордость за людей, прославляющих твою страну.
              10. Гордись тем, что ты – гражданин великой многонациональной России!

              Слайд 32. Спасибо за внимание!

              1.04.2017

              urok.1sept.ru

              Добавить комментарий

              Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *