Адаптация— привыкание к новым условиям обучения.
В процессе адаптации каждый человек участвует многократно:
Переход учащихся из начальной школы в среднюю является одним из критических этапов в школьной жизни ребенка. Период адаптации иногда занимает от 3х недель до полугода. Задача взрослых – облегчить детям трудности этого периода, помочь им стать успешными в 5 классе.
Это сложный этап, и не только для ребенка, но и для учителей, и для родителей.
Особенности адаптационного периода
Переход учащихся из начальной школы в среднюю справедливо считается кризисным периодом. Многолетние наблюдения педагогов и школьных психологов свидетельствуют о том, что этот переход неизбежно связан со снижением успеваемости, хотя бы временным. Отличник в начальной школе вдруг в пятом классе начинает получать четверки и тройки. Хотя бывает и так, что ребенок, еле-еле учившийся в начальных классах на тройки, вдруг становится твердым хорошистом.
В адаптационной период дети могут стать более тревожными, робкими или, напротив, «развязными», чрезмерно шумными, суетливыми. У них может снизиться работоспособность, они могут стать забывчивыми, неорганизованными. иногда нарушается сон, аппетит… Подобные функциональные отклонения в той или иной форме характерны примерно для 70–80% школьников. У большинства детей подобные отклонения носят единичный характер и исчезают, как правило, через 2–4 недели после начала учебы. Однако есть дети, у которых процесс адаптации затягивается на 2–3 месяца и даже больше. С адаптационным периодом часто связаны и заболевания детей.
Можно ли избежать серьезных проблем с учебой при переходе в среднюю школу? Можно, но для этого необходимо учитывать все факторы, влияющие на качество обучения в пятом классе.
Фактор 1. Забывание
За летний период происходит забывание изученного материала особенно это происходит с детьми, обладающими кратковременным видом памяти . Забывание изученного за лето происходит не только на рубеже начальная-средняя школа, забывание происходит в любом классе школы. А того периода повторения, который отводится перед входными контрольными работами (2 недели) недостаточно, чтобы повторить весь забытый материал. Вот отсюда и двойки на входных контрольных работах.
Фактор 2. Привычка к контролю
В начальной школе учащиеся всегда находятся в поле зрения одного, который контролирует степень их готовности к очередному уроку, помогает урегулировать конфликтные ситуации с другими учителями (например, ребенок забыл физкультурную форму, не принес альбом). Учитель начальных классов находится в тесном контакте с родителями. Он внимательно следит за тем, чтобы вся необходимая информация была записана в дневник и доведена до их сведения.
Фактор 3. Новизна обстановки.
Занятия теперь проходят в новом кабинете, а часто — и в разных кабинетах. В расписании появились названия незнакомых предметов (биология, география, история). И самое главное — каждый предмет ведет новый учитель.
В период адаптации важно обеспечить ребенку спокойную, щадящую обстановку, четкий режим, то есть сделать так, чтобы пятиклассник постоянно ощущал поддержку и помощь со стороны родителей.
Фактор 4.Физиологические изменения
Переход в среднюю школу может совпасть с началом физиологических изменений в организме ребенка. Ребенок начинает расти, становится плаксивым, все время хочет спать. Следствием этих явлений являются рассеянность, ослабление памяти, внимания. Естественно, что для адаптации ребенку в такой ситуации требуется больше времени.
Фактор 5. Личные проблемы
Резкое ухудшение качества обучения может быть связано с личными проблемами ребенка: поссорился с другом, влюбился, проблемы в семье и т.д. Знание того, что тревожит ребенка, поможет с терпением и пониманием отнестись к его неуспеваемости. Иногда достаточно переждать какое-то время, и все войдет в колею, а иногда необходима поддержка и помощь специалиста — психолога.
Фактор 6. Отсутствие способностей
Скорее речь идет об отсутствии у ребенка каких-то выдающихся способностей, на что надеялись родители. Но в пятом классе появляются новые предметы, и у ребенка есть возможность проявить себя в совершенно новых сферах.
Фактор 7. Отсутствие интереса
Очень частое явление — ребенок плохо учится, потому что ему неинтересно. Причины могут быть разные: постоянные неудачи, плохие отношения с учителем или сверстниками, личные проблемы. Иногда ребенок заявляет, что ему неинтересно учиться, потому что он не понимает, как то, что они изучают в школе, может пригодиться ему в жизни.
5 класс, то есть 10-12-летний возраст, пограничный между детством и отрочеством, – время плавного перехода от начальной к основной ступени образования. Необходимо избежать совпадения двух кризисов, один из которых связан со спецификой переходного периода (возрастной кризис), а другой – адаптация.
В познавательной сфере младшего подростка происходят следующие изменения: замедляется темп их деятельности, на выполнение определенной работы теперь школьнику требуется больше времени. Дети чаще отвлекаются, неадекватно реагируют на замечания, иногда ведут себя вызывающе, бывают раздражены, капризны, их настроение часто меняется. Это приводит к снижению успеваемости и конфликтам во взаимоотношениях.
Информируем вас о том, что записаться на «Родительский контроль» — проект по оценке качества питания в школах — в Подмосковье теперь можно в режиме онлайн. Сделать это можно на Школьном портале региона. Регистрация проходит быстро — вся процедура займет не более трех минут.
— Нужно перейти во вкладку «Родительская»;
— Перейти в раздел «Школьное питание»;
— Выбрать желаемую дату и время;
Как освободить ребенка от посещения школы или детского сада, и каким образом ученики будут получать знания вне учебного заведения, читайте в материале портала mosreg.ru.
РОДИТЕЛЬСКИЙ КОНТРОЛЬ
Уважаемые родители!
1.Каждый родитель в любой день и время может попробовать школьное питание
2.Для записи на дегустацию Вам необходимо оставить заявку по телефону: (8 (916) 502 – 8074)
3.Время и дата дегустации с Вами будет согласована
4. В назначенный день и время Вас в школе встретит ответственный за питание
5.После дегустации свои замечания Вы можете оставить ответственному за питание и заправить свой отзыв на Добродел (через QR-код) — рядом размещенный плакат
6.Все обращения по питанию (замечания, положительные отзывы) Вы можете направить: в ЦУР, Директору школы по e-mail: [email protected]
Пожалуйста, каждое утро перед школой измеряйте температуру детям. Если ребенок чувствует себя плохо, нужно остаться дома и вызвать врача. Будьте здоровы!
С уважением, директор школы.
Сейчас на территории Подмосковья действует режим самоизоляции и покидать дома без острой необходимости запрещается, а прогулки у воды без присмотра взрослых могут стоить жизни. К сожалению, не все родители объясняют своим детям, что же означает этот режим, и к каким последствиям могут привести прогулки.
Самоизоляция – это комплекс ограничительных мер для населения, которые вводит правительство на определенный срок для борьбы с распространением опасного заболевания. Граждан просят соблюдать режим: не выходить на улицу без острой необходимости, ограничить контакты с другими людьми и соблюдать все рекомендации по профилактике вирусных заболеваний, предложенные медицинским сообществом.
Уважаемые родители и дети просим Вас не пользоваться береговой зоной водоемов и не нарушать режим самоизоляции.
Берегите себя и своих близких!!!
В Подмосковье стартовал проект «Родительский контроль», направленный на усиление контроля за качеством питания в школах, сообщает пресс-служба Министерства образования Московской области.
«Суть проекта в том, что каждый родитель в любой удобный для него день по согласованию с классным руководителем может посетить школьную столовую и оценить качество блюд. Для наибольшей объективности проект подразумевает дегустацию не в какой-нибудь конкретный день, а непрерывно. Сегодня в Подольске прошла открытая демонстрация работы проекта. Родители, а также все желающие, смогли увидеть и попробовать, чем кормят ребят в столовой», – рассказала министр образования Московской области Ирина Каклюгина.
Она подчеркнула, что важно, чтобы жители сами включались в процесс, видели реальное положение дел и сообщали в случае обнаружения недочетов.
«Кроме того, мы хотим знать не только мнение родителей, но и самих ребят, поэтому на портале «Добродел» теперь регулярно будут проходить тематические опросы для учащихся», – добавила Каклюгина.
Гимназия № 3 присоединилась к региональному проекту «Родительский контроль».
Теперь мамы и папы учащихся гимназии могут оценить как питается их ребенок, вкусовые качества блюд, организацию работы столовой.
Записаться для включения в график родительского контроля можно у классного руководителя.
Управление народного образования Администрации городского округа Дубна информирует о размещении адаптированных электронных ресурсов для обучающихся с инвалидностью и обучающимися с ограниченными возможностями здоровья на портале «Российская электронная школа» https://resh.edu.ru/search.
С 1 февраля 2020 года начинается прием заявлений от родителей (законных представителей) на зачисление детей в 1 класс 2020 – 2021 учебного года в электронном виде для граждан, проживающих на закрепленной территории, посредством Портала государственных и муниципальных услуг Московской области https://uslugi.mosreg.ru/.
Подробнее по ссылке>>
Управление народного образования Администрации городского округа Дубна информирует о проведении проекта мероприятия Национальной ассоциации развития образования «Тетрадка Дружбы», которое направлено на формирование у обучающихся ответственного отношения к миру, развитие толерантности и коммуникабельности. Информация о мероприятиях и конкурсных испытаниях размещены на сайте Ассоциации тетрадкадружбы.рф
Генеральной прокуратурой Российской Федерации объявлен Международный молодежный конкурс социальной рекламы антикоррупционной направленности «Вместе против коррупции!». Конкурсантам в возрасте от 14 до 35 лет предлагается подготовить антикоррупционную социальную рекламу в формате плакатов и видеороликов на тему: «Вместе против коррупции». Победители и призёры финала конкурса награждаются почётными призами.
Подробнее…Приём работ будет осуществляться с 1 июня по 31 октября 2019 года на сайте конкурса www.anticorruption.life. Голосование национальных конкурсных комиссий по отбору лучших конкурсных работ в обеих номинациях пройдет в период с 1 октября по 30 октября 2019 года. Торжественную церемонию награждения победителей и призёров конкурса планируется приурочить к Международному дню борьбы с коррупцией 9 декабря. Церемония состоится в Москве в декабре 2019 года.
Определен график приема граждан по приобретению, распределению и предоставлению путевок в детские оздоровительные лагеря, оздоровительные организации и учреждения в 2019 году. (ПРИКАЗ)
С 1 февраля 2019 года начинается прием заявлений от родителей (законных представителей) на зачисление детей в 1 класс 2019 – 2020 учебного года в электронном виде для граждан, проживающих на закрепленной территории, посредством Портала государственных и муниципальных услуг Московской области https://uslugi.mosreg.ru/
Дополнительно информируем вас, что
Инструкция для пользователя запись в первый класс (обновлено) .pdf
Сценарий действий при ошибках пользователей .pdf
Прием заявлений на запись в первый класс для граждан, проживающих на закрепленной территории, будет доступен через РПГУ с 00:00 01.02.2019. Инструкция по подаче заявления доступна по ссылке:https://yadi.sk/i/9Ejzrlz-j2021w.
Дополнительно 30 января в 19.00 планируется обучающий вебинар «Порядок предоставления услуги и типовые ошибки при подаче заявлений и пакета документов». Записаться на вебинар можно по ссылке: https://uslugi.mosreg.ru/services/6843
Условия успешной авторизации
на Школьном портале через ЕСИА
(только для пользователей старше 14 лет)
Учреждения дополнительного образования
центр детского и юношеского туризма и экскурсий,
центр детского творчества,
центр «Дружба»
объявляют о приеме заявлений в кружки на 2018-2019 учебный год.
В рамках реализации приоритетного проекта Правительства Московской области «Создание системы электронной записи в кружки и секции, мониторинг их загруженности» с 1 января 2018 года запись детей в учреждения дополнительного образования Московской области осуществляется исключительно в электронном виде посредством Портала государственных и муниципальных услуг Московской области по ссылкам: https://uslugi.mosreg.ru/, https://dop.mosreg.ru.
С более подробной информацией можно ознакомиться на официальном сайте Управления народного образования Администрации г. Дубны http://goruno-dubna.ru/.
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки сообщает об открытии с 26.04.2016 г. телефона доверия к процедуре проведения государственной итоговой аттестации по программам основного общего и среднего общего образования, в том числе в форме ЕГЭ, – «Телефон доверия к ЕГЭ» по номеру + 7(495)104-68-38, звонки на который будут приниматься с понедельника по пятницу с 9.00 до 18.00 московского времени. По указанному телефону можно сообщать о незаконных предложениях по продаже контрольных измерительных материалов, вариантов заданий, сайтах и группах в социальных сетях, предлагающих их приобрести, попытках мошенничества во время проведения экзаменов, в том числе в пунктах проведения экзаменов, предложениях договориться о помощи при сдаче и так далее.
Адаптация – процесс, присущий каждому человеку. На протяжении своей жизни человек переживает его несколько раз.
Первый период адаптации – это первый год жизни ребёнка, причём первые три месяца – это период критической адаптации. Второй период начинается с того времени, когда ребёнок учиться говорить. Третий период – вхождение ребёнка в коллектив (ясли, сад). Четвёртый период – обучение в школе, где ребёнок переживает процесс адаптации несколько раз – в 1 классе, 5 классе, 10 классе. Следующими периодами адаптации можно назвать периоды вхождения человека в студенческую среду, рабочий коллектив, а также образование семьи.
С проблемой адаптации сталкиваются почти все педагогические работники. В стенах школы это в первую очередь адаптационный период для первоклассников, а затем для выпускников начальной школы в 5-м классе.
Переход в 5-й класс – важный и сложный период в жизни детей. Сложность заключается в том, что дети переходят от одного учителя ко многим, появляются новые предметы, возрастает сложность школьной программы, появляется кабинетная система, меняется школьный статус детей – из самых старших в начальной школе они становятся самыми младшими в средней школе, кроме того дети стоят на пороге подросткового возраста, ведущей деятельностью становится межличностное общение, но при этом основным занятием остаётся учёба. У многих детей в этот период повышается тревожность.
Цель адаптационного периода – помочь ребятам познакомиться друг с другом, с учителями, с новой учебной ситуацией, со школой и школьными правилами. Обеспечение плавного и мягкого перехода учащихся в основное звено школы – главная задача адаптационного периода пятиклассников.
Обычно необходимость адаптации возникает в связи с кардинальной сменой деятельности человека и его социального окружения.
И у первоклассников, и у пятиклассников, и у десятиклассников изменились социальное окружение (новый состав класса и учителей) и система деятельности (новая учебная ситуация новой ступени образования). Ситуация новизны является для любого человека в определённой степени тревожной. Ребёнок переживает эмоциональный дискомфорт прежде всего из-за неопределённости представлений о требованиях учителей, об особенностях и условиях обучения, о ценностях и нормах поведения в коллективе класса и пр.
Это состояние можно назвать состоянием внутренней напряжённости, настороженности.
Не менее важным оказывается процесс адаптации для учителя, который, не зная своих учеников, не может успешно привлекать их к самоуправлению и самообслуживанию, индивидуализировать и дифференцировать обучение. Наконец, необходимо корректировать собственную педагогическую позицию относительно класса и отдельных ребят. Классные руководители только что выпустили одиннадцатиклассников – совершенно взрослых и самостоятельных, “ветеранов” школьной жизни. А теперь надо перестраиваться: то, что казалось само собой разумеющимся, приходится подробно разъяснять, постоянно напоминать и контролировать выполнение.
Независимо от того, каким образом начинается учебный год в школе, процесс адаптации так или иначе идёт. Вопрос только в том, сколько времени уйдёт у ребёнка и учителя на него и насколько этот процесс будет эффективен.
Поэтому смысл адаптационного периода в школе состоит в том, чтобы сделать естественный процесс адаптации более интенсивным.
Работа в адаптационный период строится с учётом физиологических изменений, протекающих у данной возрастной категории учащихся.
Возрастной период 10-11 лет характерен переходом от младшего школьного возраста к отрочеству. Как и любой переходный период, он имеет свои особенности и связан с определёнными трудностями как для учащихся и их родителей, так и для учителей.
Что же характеризует особенности интеллектуального и личностного развития школьников на стыке младшего школьного и подросткового возраста?
В этот период происходят существенные изменения в психике ребёнка. У него начинает развиваться теоретическое мышление, так как новые знания, новые представления об окружающем мире изменяют сложившиеся ранее житейские понятия. Многочисленные исследования показывают, что развитие мышления в понятиях способствует дальнейшему развитию у детей рефлексии – понимания ими своей психической жизни, формирования отношения к самому себе. В результате у ребёнка начинают развиваться собственные взгляды, мнение.
С начала обучения в средней школе расширяется само понятие “учение”, так как теперь оно может выходить за пределы класса, школы, может отчасти осуществляться самостоятельно, целенаправленно. Если интерес к учению становится смыслообразующим мотивом у ребёнка, его учебная деятельность обеспечивает его успешное психическое развитие.
К сожалению, социальная ситуация в современной школе такова, что в складывающейся иерархии ценностей учение не всегда занимает достойное место, познавательная активность школьников развита слабо, и только отметка выступает как главный стимул и основной конечный результат учёбы.
Рубеж 3-4-х классов, по свидётельству многих психологов и педагогов характеризуется некоторым снижением интереса к учёбе в школе и самому процессу обучения. Это выражается в недовольстве школой в целом и обязательным ее посещёнием, нежелании выполнять дома учебные задания, в нарушении правил поведения в школе. Такие негативные проявления свойственны многим ученикам, но у тех из них, чьё развитие уже было проблемным, имеется вероятность сохранения и закрепления негативных тенденций в устойчивых формах поведения.
Таким образом, переход от детства к отрочеству характеризуется своеобразным мотивационным кризисом, вызванным сменой социальной ситуации развития и изменением содержания внутренней позиции школьника.
К 3-4-му классу общение со сверстниками начинает определять многие стороны личностного развития ребёнка. В этом возрасте проявляются притязания детей на определённое положение в системе деловых и личностных взаимоотношений в классе, формируется достаточно устойчивый статус ученика. Именно характер складывающихся взаимоотношений с товарищами, а не только его успехи в учёбе и отношения с учителями, во многом определяет эмоциональное самочувствие ребёнка.
Существенно меняется также характер самооценки школьников этого возраста. Привычные в младших классах ситуации, когда самооценка определялась учителем на основании результатов учёбы, подвергаются корректировке и переоценке другими детьми; при этом во внимание принимаются те качества ребёнка, которые проявляются в общении.
Возрастные особенности младшего подростка:
– потребность в достойном положении в коллективе сверстников, в семье; – повышенная утомляемость; – стремление обзавестись верным другом; – стремление избежать изоляции, как в классе, так и в малом коллективе; – повышенный интерес к вопросу о “соотношении сил” в классе; – стремление отмежеваться от всего подчёркнуто детского; – отвращение к необоснованным запретам; – восприимчивость к промахам учителей; – переоценка своих возможностей, реализация которых предполагается в отдалённом будущем; – ярко выраженная эмоциональность; – требовательность к соответствию слова делу; – повышенный интерес к спорту.
ОСОБЕННОСТИ НОВОЙ СОЦИАЛЬНОЙ СИТУАЦИИ ПЯТИКЛАССНИКОВ
Переход из начальной школы в среднюю связан у пятиклассников с появлением новых учителей, разнообразием их требований, занятиями в разных кабинетах, необходимостью вступать в контакты со старшеклассниками.
Ребёнок уже не получает устойчивого переживания успешности или неуспешности в узких рамках отношений с одним учителем, так как взгляды разных преподавателей на успехи и поведение школьников различны, иногда и противоположны. Для ребёнка это означает первое столкновение с противоречиями в отношениях, ведь и в будущем на его пути будут встречаться люди, воспринимающие его по-разному. Важной задачей для ребёнка в этой ситуации является сохранение самоуважения, в чем ему обязан помочь классный руководитель. Ребёнок должен сохранить самоуважение, даже несмотря на то, что учитель математики ставит ему тройки и двойки или что он стал объектом критики учителя биологии или завуча школы. Ребёнок должен чувствовать и понимать, что если у него сейчас не все ладится с учёбой, то виновата в этом не плохая учительница, а он сам, более того, он в состоянии преодолеть эти проблемы или принять их. Если же самоуважение не будет сохранено, он может выбрать путь лжи, мошенничества и уклонения от решения своих проблем.
Признаки успешной адаптации:
– удовлетворённость ребёнка процессом обучения; – ребёнок легко справляется с программой; – степень самостоятельности ребёнка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому; – удовлетворённость межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем.
Что может затруднить адаптацию детей к средней школе?
Рассогласованность, противоречивость требований разных педагогов.
2. Необходимость на каждом уроке приспосабливаться к темпу, особенностям речи, стилю преподавания каждого учителя.
3. Трудности, возникающие у детей при переходе в средние классы, могут быть связаны с определённой деиндивидуализацией, обезличиванием подхода педагога к школьнику. У некоторых пятиклассников возникает ощущение одиночества. Другие, наоборот: “шалеют” от внезапной свободы: бегают, задирают старшеклассников.
4.Отсюда повышенная зависимость детей от взрослых, прилипчивость к классному руководителю, капризы, посещёние первого класса, где работает первая учительница.
5. Снижается успеваемость, так как этот возраст связан с интенсивным расширением контактов, с обретением своего “я” в социальном плане, дети осваивают действительность за порогом класса и школы.
Школьная дезадаптация: ребёнок становится недисциплинированным, невнимательным, безответственным, отстаёт в учёбе, быстро утомляется и просто не хочет идти в школу. Ослабленные дети (а их, к сожалению, из года в год становится все больше и больше) являются наиболее подверженными дезадаптации. В этот период детям необходима помощь педагогов, родителей и психологов. Особенно помощь родителей, поэтому очень важно уже в начале сентября провести родительские собрания, на которых дать информацию о том, что такое адаптация, дезадаптация, как помочь ребёнку в этот период.
Информация для родительского собрания:
Наиболее сложным для 5-классника является переход от одного, привычного учителя, к взаимодействию с несколькими предметниками. Ломаются привычные стереотипы, самооценка ребёнка – ведь теперь его будет оценивать не один педагог, а несколько. Хорошо, если действия учителей согласованы и детям будет несложно привыкнуть к новой системе взаимоотношений, к разнообразию требований по разным предметам. Замечательно, если учитель начальной школы подробно рассказал классному руководителю об особенностях того или иного ребёнка. Но так происходит не во всех школах. Поэтому задача родителей на данном этапе – познакомиться со всеми учителями, которые будут работать в вашем классе, попытаться вникнуть в тот круг вопросов, которые могут вызвать затруднения у детей этого возраста как в учебной, так и во внеучебной деятельности.
Чем больше информации вы получите на этом этапе, тем легче вам будет помочь своему ребёнку.
Какие “плюсы” несёт в себе переход из начальной школы в среднюю? Что даёт в психологическом плане это развитию личности ребёнка? Прежде всего – дети узнают свои сильные и слабые стороны, учатся смотреть на себя глазами разных людей, гибко перестраивать своё поведение в зависимости от ситуации и человека, с которым общаются.
В то же время основной опасностью данного периода является фактор изменения личностного смысла учения, постепенное снижение интереса к учебной деятельности. Многие родители жалуются на то, что ребёнок не хочет учиться, что он “скатился” на “тройки” и его ничего не волнует. Волнует, да ещё и как! Но – действительно, не учёба. Подростковый возраст связан, прежде всего, с интенсивным расширением контактов, с обретением своего “Я” в социальном плане, дети осваивают окружающую действительность ЗА порогом класса и школы. А потому задача родителей – помочь в этом сложном деле. Хорошо бы больше знакомиться с друзьями вашего ребёнка, приглашать их в дом, интересоваться увлечениями и ценностями подростков. В этом возрасте в классах обычно формируются отдельные группки по интересам. К какой из них тянется ваш ребёнок? Почему?
Конечно, обязательно надо контролировать ребёнка, особенно в первые два месяца обучения в средней школе. Но всё же, ни в коем случае не смешивать понятия “хороший ученик” и “хороший человек”, не оценивать личные достижения подростка лишь достижениями в учёбе. Если у ребёнка возникли проблемы с успеваемостью и ему сложно поддерживать ее на привычном уровне, попробуйте дать ему возможность в этот период проявить себя в чем-то другом. В чем-то таком, чем он мог бы гордиться перед друзьями. Сильная зацикленность на учебных проблемах, провоцирование скандалов, связанный с “двойками” в большинстве случаев приводит к отчуждению подростка и лишь ухудшает ваши взаимоотношения.
Ещё одной особенностью детей 10-11 лет является их возросшая степень самостоятельности. С одной стороны, это хорошо, так как многое ребёнок делает сам и не нуждаётся в вашей помощи, особенно в бытовом плане. Но именно эта уверенность в себе позволяет детям идти на эксперименты, иногда опасные для жизни и здоровья. В этом возрасте многие дети пробуют наркотики (в том числе и курение), у них появляются сомнительные знакомства. Именно в этот период (а переход из начальной школы в среднюю подходит как нельзя лучше!) хорошо бы так спланировать свободное время подростка, чтобы у него не осталось времени на “глупости” и бесцельное времяпрепровождение. Постарайтесь ВМЕСТЕ подумать, какие кружки (или студии, факультативы) хотел бы посещать ребёнок, кто из друзей мог бы составить ему компанию.
Особенные усилия прилагайте для того, чтобы поддержать спокойную атмосферу в доме, когда в школьной жизни ребёнка происходят изменения. Спокойствие домашней жизни поможет ему более эффективно решать проблемы в школе.
Признаки дезадаптации:
– усталый, утомлённый внешний вид ребёнка. – нежелание ребёнка делиться своими впечатлениями о проведённом дне. – стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы. – нежелания выполнять домашние задания. – негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников. – жалобы на те или иные события, связанные со школой. – беспокойный сон. – трудности утреннего пробуждения, вялость. – постоянные жалобы на плохое самочувствие.
Чем можно помочь ?
Первое условие школьного успеха пятиклассника — безусловное принятие ребёнка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться.
Создавайте условия для развития самостоятельности в поведении ребёнка. У пятиклассника непременно должны быть домашние обязанности, за выполнение которых он несёт ответственность.
Несмотря на кажущуюся взрослость, пятиклассник нуждаётся в ненавязчивом контроле со стороны родителей, поскольку не всегда может сам сориентироваться в новых требованиях школьной жизни.
Для пятиклассника учитель – уже не такой непререкаемый авторитет, как раньше, в адрес учителей могут звучать критические замечания. Важно обсудить с ребёнком причины его недовольства, поддерживая при этом авторитет учителя.
Пятикласснику уже не так интересна учёба сама по себе, многим в школе интересно бывать потому, что там много друзей. Важно, чтобы у ребёнка была возможность обсудить свои школьные дела, учёбу и отношения с друзьями в семье, с родителями.
Помогите ребёнку выучить имена новых учителей.
Если вас, что-то беспокоит в поведении ребёнка, постарайтесь, как можно скорее встретиться и обсудить это с классным руководителем или психологом.
Основными помощниками родителей в сложных ситуациях являются терпение, внимание и понимание. Постарайтесь создать благоприятный климат в семье для ребёнка.
Поддерживать можно посредством: отдельных слов (красиво, прекрасно, здорово). высказываний (“Я горжусь тобой”, “Спасибо”, “Все идёт хорошо” и т.д.). прикосновений (дотронуться до руки, обнять его и т.д.). совместных действий (сидёть, стоять рядом и т.д.). выражение лица (улыбка, кивок, смех).
Таким образом, резюмируя, отмечу, что успешность прохождения образовательной траектории ребёнка напрямую зависит от того, каким способом родители и другие члены семьи помогают ему в этом важном деле.
Логика развития адаптационного периода в 5-х классах
Для младшего подросткового возраста характерной особенностью является представление или ощущение себя в известной мере взрослым. Именно поэтому адаптационный период пятиклассников предполагает значительную долю их самостоятельной деятельности.
Первый этап адаптационного периода пятиклассников (который длится не более недели) посвящён знакомству ребят друг с другом или изучению друг друга (если состав класса не менялся). Они делятся информацией о том, что больше всего ценят в других людях и самих себе, чем нравится заниматься, как чувствуют себя в школе.
На втором этапе адаптационного периода ребятам предоставляется возможность взаимодействия в больших и малых группах, состав которых меняется, и выработки правил, облегчающих действие сообща.
Некоторым классам удаётся разработать дифференцированные правила для различных видов взаимодействия — интеллектуального, творческого, трудового и пр. Среди общих правил появилось, например, такое: “Надо работать сообща, выслушивая друг друга и сверяя версии” или “Быть благодарным”. Важно, чтобы все правила конструировались в позитивной форме (без “не”) и были обсуждены их необходимость и значимость. Таким образом, одновременно с рождением способов оптимального взаимодействия происходит принятие созданных правил. Ещё одной важной содержательной частью данного этапа является создание портрета настоящего школьника: качества и свойства его личности, формы их проявления в поведении, действиях ученика по отношению к себе и другим людям, делу.
Третий этап адаптационного периода пятиклассников связан с осознанием появления нового сообщества — класс. На совместном для всей параллели пятых классов мероприятии ребята создают автопортрет своего класса (кто — в коллективном рисунке, кто — в “живых картинах”, кто — в устной презентации своего коллектива). Работа организуется таким образом, чтобы каждый пятиклассник внёс в общее представление своё индивидуальное видение. После этого действия в классах очень быстро и легко распределяются все общественные поручения. После презентации классов ребята отправляются участвовать в “Весёлых стартах”. Эмоциональное сопереживание за успех своей команды укрепляет чувство причастности к своему коллективу.
| ||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||
<< Первая < Предыдущая 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Следующая > Последняя >> | ||||||||||||||||||
Страница 1 из 684 |
| ||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||
<< Первая < Предыдущая 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Следующая > Последняя >> | ||||||||||||||||||
Страница 1 из 684 |
Зверкова Галина Дмитриевна
зам. директора по УВР ГБОУ СОШ №883, г. Москва
Аннотация
Под школьной адаптацией мы понимаем процесс и результат приспособления учащегося к изменяющимся условиям школьной среды, позволяющие ему при сохранении здоровья удовлетворить свои потребности.
Школа стремится с одной стороны максимально адаптиро-ваться к учащимся с индивидуальными особенностями, с другой стороны гибко реагировать на социокультурные изменения происходящие в нашей жизни. Главным итогом двухсторонней деятельности является адаптация детей к быстро меняющейся жизни.
В процессе школьного обучения ребёнок проходит три переломных момента:
1. Поступление в первый класс
2. Переход из начальной школы в основную (5 класс)
3. Переход из основной школы в старшую (10 класс)
Каждый из этапов имеет свои сложности.
Переходный период из начальной школы в основную сказывается на всех участниках образовательного процесса: учащихся, педагогах, родителях, администрации школы, специалистах психолого-педагогической службы. Часто последствия бывают отрицательными, что обусловлено:
• сменой социальной обстановки
• изменением роли учащегося
• увеличением учебной нагрузки (не один учитель, а не-сколько)
• увеличением темпа работы (дети пишут медленно)
• изменением режима дня
• изменением коллектива
• разностью систем и форм обучения
• различием требований со стороны учителей-предметников
• изменением стиля общения учителей с детьми
Цель адаптации заключается в предупреждение и преодо-ление трудностей в учебе учащихся 5 – классов, сохранение здоровья и эмоционального благополучия ребенка при переходе из начальной школы в 5 класс.
Задачи адаптации:
• обеспечить ученикам, пришедшим из начальной школы в 5 класс, эмоциональный комфорт в новых условиях обучения;
• помочь учителю найти правильные пути и способы ра-боты с адаптирующимися учениками в новых условиях обучения;
• информировать родителей о проблемах адаптации де-тей и возрастных особенностях; оказывать психологическую помощь и поддержку;
• способствовать осуществлению преемственности в ра-боте педагогов и психологов;
• повышать уровень профессиональной компетентности учителей (проведение семинаров), педагогической компетентности родителей.
Преемственность трактуется сегодня как непрерывный процесс вос-питания и обучения ребенка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода. Решение проблемы преемственности на методическом уровне предполагает учет тесной взаимосвязи разных её аспектов:
• дидактического, включающего преемственность содержания, средств, форм и методов обучения;
• психологического, связанного с учетом закономерностей формирования учебной деятельности и развития психиче-ских функций ребенка;
• методического, связанного с разработкой новых подходов к формированию предметных понятий, оказывающих эффек-тивное влияние на развитие мышления учащихся.
• оздоровительного, включающего здоровьесберегающие ас-пекты урока
• воспитательного, осуществляющего непосредственную связь основного и дополнительного образования
• диагностико-аналитического, осуществляющего мониторинг, тестирование, анкетирования учащихся для полного понимания сложившейся картины.
Обеспечение преемственности в обучении.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ БЛОК: Создание условий для овладения достаточного уровня ОУУН и специальных ЗУН для осуществления непрерывного образовательного процесса, для развития профессиональных компетенций и мотивации учителей
ДИАГНОСТИКО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ БЛОК: Диагностика и анализ учебно-воспитательного процесса, методической работы; координация деятельности школьных структур по обеспечению концентрированного воздействия на учащихся, педагогов, родителей
ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ БЛОК: Создание условий обучения, способствующих сохранению здоровья участников образовательного процесса с учетом преемственности
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ БЛОК: Психологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса для создания комфортных условий обучения и воспитания учащихся
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ БЛОК: Создание условий для обеспечения интеграции основного и дополнительного образования и оптимальных условий для самовыражения и самоопре-деления учащихся
Школа стремится с одной стороны максимально адаптиро-ваться к учащимся с индивидуальными особенностями, с другой стороны гибко реагировать на социокультурные изменения происходящие в нашей жизни. Главным итогом двухсторонней деятельности является адаптация детей к быстро меняющейся жизни.
Нам приходится учить всех детей без исключения, вне зависимости от их способностей, индивидуальных различий.
Наблюдения за учащимися, общение с ними в этот период пока-зывают, что они растеряны, не могут понять, как строить взаимоотношения с педагогами, какие требования обязательны для выполнения – к школьнику впервые предъявляется много требований со стороны большого количества людей.
На пятиклассника обрушивается поток информации с непонят-ными для него словами, терминами.
Есть и такая категория детей, которые в силу своего эмоцио-нального состояния, создают множество организационных трудностей. К сожалению, дети очень мало проявляют инициативу, не умеют выходить из сложившейся ситуации самостоятельно.
Также одной из основных причин является нестыковка программ начальной и средней школы, различие в критериях оценивания уча-щихся.
Мы сами учителя средней школы (особенно после преподавания в старшей школе) не можем перестроиться на пятиклассника, который привык выполнять работу пошагово с чёткими комментариями учителя, работать в другом темпе. Важно учитывать, что высокий темп – одна из причин, мешающая пятиклассникам усваивать материал.
С каждым годом всё сложнее вовлекать в процесс обучения ре-бёнка его родителей. XXI век, век ритма, движения и большинство родителей заняты работой и всё меньше времени уделяют детям, поэтому проблема отсутствия контроля со стороны родителей также является одной из основных.
В связи с возникающими трудностями, проблемами, вопросами предлагаю индивидуальную траекторию оценивания знаний, уме-ний и навыков учащихся 5-х классов.
1 триместр – ЧТО ПОЛУЧИЛ, ТО ПОЛУЧИЛ
2 триместр – ШАНС – ПООЩРЕНИЕ
3 триместр – ЧТО ЗАСЛУЖИЛ, ТО ПОЛУЧИЛ
МОТИВИРОВАННЫЕ УЧАЩИЕСЯ
СЛАБОУСПЕВАЮЩИЕ УЧАЩИЕСЯ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ в учебно-воспитательном процессе:
Преемственность форм и методов обучения
Единство подхода к системе оценивания учащихся
Создание ситуации успеха
Разработка индивидуальных планов (программ)
Система индивидуально-групповых занятий
Психолого-педагогическое сопровождение
Учителю, работающему с пятиклассниками необходимо осуществлять контроль, коррекцию учебного процесса по устранению возможных препятствий к созданию либо ситуации успешности обучения, либо к освоению базового компонента (слабоуспевающие учащиеся).
Сократить переходный период, смягчить связанные с ним факторы негативного характера это и есть наша основная задача.
ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ
1. www.festival.september.ru
2. www.vashpsixolog.ru
По материалам Педсовет.org
13-й Всероссийский интернет-педсовет
Вам понравился материал?
Проблема школьной адаптации сейчас очень актуальна. Она становится все более очевидной в связи с охраной психического здоровья детей и подростков, ростом нервно-психических заболеваний и функциональных расстройств.
Школьная адаптация представляет собой процесс формирования механизма приспособления ребенка к требованиям и условиям обучения. Ее результатом может стать как адекватный механизм, приводящий к адаптированности, обеспечивающий успешность последующей учебной деятельности, так и неадекватный механизм приспособления ребенка к школе (нарушение учебы и поведения, конфликтные отношения, психогенные заболевания и реакции, повышенный уровень тревожности, искажения в личностном развитии), приводящий к дезадаптированности ребенка.
Переход учащихся из начальной школы в среднюю справедливо считается кризисным периодом. Многолетние наблюдения педагогов и школьных психологов свидетельствуют о том, что этот переход неизбежно связан со снижением успеваемости, хотя бы временным. Учащимся, привыкшим к определенным порядкам начальной школы, необходимо время, чтобы приспособиться к новому темпу и стилю жизни.
Часто внешние изменения совпадают по времени с началом физиологических изменений в организме детей. Все это в первую очередь отражается на качестве успеваемости (например, отличник в начальной школе вдруг в пятом классе начинает получать четверки и тройки). Хотя бывает и так, что ребенок, еле-еле учившийся в начальных классах на тройки, вдруг становится твердым хорошистом.
Можно ли избежать серьезных проблем с учебой при переходе в среднюю школу? Опыт показывает, что можно. Но для этого необходимо учитывать все факторы, влияющие на качество обучения в пятом классе.
В начальной школе учащиеся всегда находятся в поле зрения педагога, который контролирует степень их готовности к очередному уроку, помогает урегулировать конфликтные ситуации с другими учителями (например, ребенок забыл физкультурную форму, не принес альбом). Учитель начальных классов находится в тесном контакте с родителями. Он внимательно следит за тем, чтобы вся необходимая информация была записана в дневник и доведена до их сведения.
В средней школе дети оказываются предоставленными сами себе. Они должны самостоятельно переходить из кабинета в кабинет, готовиться к урокам, и очень часто им приходится самостоятельно решать вопросы с учителями. Опоздать на урок, забыть какую-нибудь учебную принадлежность, не сделать задание – все это становится более серьезным проступком, чем в начальной школе.
С классным руководителем пятиклассники встречаются только на уроках, которые он ведет, и на редких, к сожалению, классных часах. Естественно, что и родители не могут быть в курсе всего происходящего в школе.
Получается, что учащиеся, которые еще вчера были под постоянным контролем со стороны учителя и родителей, теперь должны совмещать учебные и организационные стороны школьной жизни.
Некоторые дети в силу своих психологических особенностей не готовы к подобной самостоятельности, они испытывают растерянность, все время все путают и забывают, не могут сосредоточиться на учебе. Другие дети настолько привыкли к постоянному контролю со стороны взрослых, что неспособны самостоятельно организовать собственную школьную жизнь. Все это, естественно, ведет к снижению успеваемости.
С одной стороны, при переходе в среднюю школу мало что меняется: ребенка окружают те же одноклассники, в расписании указаны в основном уже знакомые предметы, а первые недели обучения посвящены повторению пройденного в начальной школе.
Ребенок продолжает приходить в то же время в то же здание, ему задают домашние задания, так же спрашивают на уроках и ставят оценки.
Но, с другой стороны, занятия теперь проходят в новом кабинете, а часто — и в разных кабинетах. В расписании появились названия незнакомых предметов (природоведение, история). И самое главное — каждый предмет ведет новый учитель.
Каждый учитель по-своему реагирует на происходящее в классе и предъявляет ученикам определенные требования. Например, для одного шум во время урока может быть естественным фоном его объяснений, а другой строго наказывает за малейшее отвлечение. Ребенку необходимо время, чтобы привыкнуть и научиться вести себя в соответствии с требованиями.
Следует помнить, что и учитель должен привыкнуть к классу, настроиться на работу с ним. Многие учителя, которые берут пятый класс, до этого работали с выпускниками — взрослыми, самостоятельными учениками, а теперь также вынуждены привыкать к тому, что их новые подопечные нуждаются в дополнительном контроле, напоминаниях. Они могут рассуждать о серьезных вещах и терять одежду, учебники, забывать, в каком кабинете следующий урок и как зовут их учителя.
Период адаптации к новым правилам и требованиям может занимать у ребенка от одного месяца до целого года. В это время и может наблюдаться некоторый спад успеваемости, так как дети скорее заняты изучением формы, нежели содержания учебной деятельности.
Как и любой кризис, переход в среднюю школу имеет и свои положительные стороны. Новая учебная ситуация позволяет преодолеть сложившиеся в начальной школе стереотипы.
Основной особенностью перехода в пятый класс, как уже говорилось, является смена учителей. Все предметы теперь ведут разные преподаватели. И хотя это создает определенные трудности, в то же время появление нового учителя всегда шанс для ребенка построить свои взаимоотношения с предметом по-новому.
Именно в пятом классе школьник получает возможность начать свою учебную жизнь сначала. Ученик с закрепившейся репутацией троечника или двоечника может стать хорошистом и даже отличником.
Многие старшеклассники вспоминают, что именно в пятом классе у них обнаружился интерес к тому или иному предмету, который не только способствовал повышению качества их обучения в целом, но и помог в дальнейшей профессиональной ориентации.
Кроме рассмотренных специфических причин, влияющих на качество успеваемости в пятом классе, существуют и другие, характерные не только для этого возраста.
Причины неуспеваемости при переходе в 5-й класс:
Физиологические изменения. Переход в среднюю школу может совпасть с началом физиологических изменений в организме ребенка. Ребенок начинает расти, становится плаксивым, все время хочет спать. Следствием этих явлений являются рассеянность, ослабление памяти, внимания. Естественно, что для адаптации ребенку в такой ситуации требуется больше времени.
Неуверенность в себе. Сформировавшись однажды, неуверенность в себе, в своих способностях “переходит” с ребенком из класса в класс. Ребенок как бы заранее считает, что у него ничего не выйдет, и даже не решается пробовать. Причиной такой неуверенности в себе могут быть повышенная тревожность, давление со стороны близких, их излишняя требовательность, боязнь не оправдать ожиданий. Неуверенность в себе может особенно сильно проявляться в переходном возрасте. Ребенок начинает критически относиться к себе и своим успехам, своей внешности и способностям чего-либо достичь. У многих подростков наблюдается резкое падение самооценки. Помочь ребенку преодолеть эти трудности, почувствовать себя успешным и компетентным можно, только разобравшись в их причинах.
Личные проблемы. Резкое ухудшение качества обучения может быть связано с личными проблемами ребенка: поссорился с другом, влюбился, проблемы в семье и т.д. Знание того, что тревожит ребенка, поможет с терпением и пониманием отнестись к его неуспеваемости. Иногда достаточно переждать какое-то время, и все войдет в колею, а иногда необходима поддержка и помощь специалиста — психолога, и др.
Отсутствие способностей. Скорее речь идет об отсутствии у ребенка каких-то выдающихся способностей, на что надеялись родители. Но в пятом классе появляются новые предметы, и у ребенка есть возможность проявить себя в совершенно новых сферах.
Отсутствие интереса. Очень частое явление — ребенок плохо учится, потому что ему неинтересно. Причины могут быть разные: постоянные неудачи, плохие отношения с учителем или сверстниками, личные проблемы. Иногда ребенок заявляет, что ему неинтересно учиться, потому что он не понимает, как то, что они изучают в школе, может пригодиться ему в жизни.
Объяснения, что потом это тебе точно пригодится или что учиться надо для общего развития, в этом случае не годятся. Но родители могут постараться наглядно показать ребенку смысл изучения того или иного предмета. Жизнь постоянно ставит перед человеком задачи, требующие применения школьных знаний: например, без таблицы умножения очень сложно сосчитать, сколько денег понадобится на покупку продуктов. А знание алфавита помогает ориентироваться в каталогах и энциклопедиях.
Разгадывание кроссвордов требует наличия определенных знаний на уровне школьной программы (географии, истории, литературы). Можно попросить у ребенка помощи, вместе с ним поискать ответ в учебниках.
Отправляясь с детьми в путешествие, или просто добираясь из одного конца города в другой, можно предложить им рассчитать скорость движения или пройденное расстояние.
Таким образом, чтобы помочь ребенку в адаптации к новым условиям, учителя и родители должны учитывать все моменты сложившейся ситуации. Необходимо оказывать психологическую поддержку ребенку не только в период адаптации, но и в течение всего периода обучения.
Приложение
Не все особи одного вида одинаковы. Некоторые животные крупнее, волосатее или громче других, даже если они одного вида. Эти различия во многом определяются генами человека, которые подобны инструкциям, передаваемым от родителя к ребенку. Некоторые различия обеспечивают такие преимущества, как скорость, сила или привлекательность. Эти преимущества помогают животным выживать и воспроизводить потомство.Через несколько поколений эти черты или приспособления будут передаваться большему количеству особей, пока эта черта не станет общей для этого вида.
Структурные и поведенческие адаптации
Адаптация может быть структурной, то есть это физическая часть организма. Адаптация также может быть поведенческой, влияя на то, как действует организм.
Примером структурной адаптации является способ приспособления некоторых растений к жизни в сухих жарких пустынях. Растения, называемые суккулентами, адаптировались к этому климату, накапливая воду в своих коротких толстых стеблях и листьях.
Миграция – пример поведенческой адаптации. Серые киты ( Eschrichtius robustus ) ежегодно мигрируют на тысячи километров. Они плывут из холодного Северного Ледовитого океана в теплые воды у побережья Мексики. Телята серых китов рождаются в теплой южной воде, а затем группами отправляются на север, чтобы кормиться.
Адаптации, помогающие решить одну проблему, иногда используются для решения других проблем. Такие черты называются эксаптациями. Например, перья, вероятно, были первым приспособлением для регулирования температуры.Позже перья стали длиннее и помогли некоторым видам скользить или летать.
Некоторые приспособления, с другой стороны, теряют свою функцию. У китов и дельфинов есть рудиментарные кости ног, остатки приспособления (ног), по которому их предки ходили.
Среда обитания
Адаптации обычно развиваются в ответ на изменение среды обитания организма.
Английская пяденица ( Biston betularia ) – известный пример. До 1800-х годов наиболее распространенный вид этой бабочки был кремового цвета с более темными пятнами.Немногочисленные пяденицы были серыми или черными.
По мере того, как рост фабрик изменил окружающую среду, изменились цвета перечной мотылька. Моль более темного цвета стала более распространенной. Их черный цвет смешивался с деревьями, окрашенными промышленными загрязнениями. Птицы не могли видеть темных бабочек, поэтому они ели моли кремового цвета.
Видообразование
Иногда возникает адаптация или набор приспособлений, которые разделяют один вид на два. Это называется видообразованием.
Один из способов этого – физическая изоляция вида.
Хорошим примером является большое разнообразие сумчатых животных в Океании, районе, который включает Австралию и Новую Зеландию. Когда-то этот регион был частью Азии. Прежде чем он откололся, прибыли сумчатые животные. Сумчатые – это млекопитающие, которые носят детенышей в сумках. Сумчатые в настоящее время являются основным видом млекопитающих в Океании. Между тем, плацентарные млекопитающие являются основным видом на всех остальных континентах.
Коалы ( Phascolarctos cinereus ) – одни из самых известных сумчатых.Они приспособились питаться эвкалиптовыми деревьями, произрастающими в Австралии. Вымерший тасманский тигр ( Thylacinus cynocephalus ) был сумчатым мясоедом. Он адаптировался, чтобы играть роль больших кошек, таких как тигры, на других континентах. Сумчатые в Океании – пример адаптивной радиации. Это тип видообразования, при котором виды развиваются, чтобы выполнять пустые роли в своей среде.
Коадаптация
Организмы иногда адаптируются к другим организмам и вместе с ними.Это называется коадаптацией. Некоторые цветы адаптировали свой нектар, чтобы понравиться колибри. Колибри приспособили длинные тонкие клювы для сбора нектара с определенных цветов. Когда колибри пьет нектар из цветка, она случайно собирает пыльцу. Затем он переносит эту пыльцу на другие цветы. В этих отношениях колибри получает пищу, а пыльца растений распространяется. Коадаптация помогает обоим организмам.
Мимикрия – еще один вид коадаптации. С мимикой один организм приспособился походить на другой.Например, безобидная королевская змея приобрела цветовой рисунок, напоминающий смертоносную коралловую змею. Эта мимикрия удерживает хищников от королевской змеи.
В модели «сначала чтение» учащиеся начинают с чтения текстов, которые помогают они строят фундамент понимания с помощью основной науки идеи агрегата.Затем они проводят практические исследования. и используйте другие ресурсы, чтобы изучить примеры, связанные с концепциями они читают о. Студенты узнают об общих концепциях раньше используя дедуктивные рассуждения, чтобы применить их к конкретным примерам.
словарных ресурсов можно использовать в разных местах блок для развития и укрепления беглого владения учащимися дисциплинарный язык науки.СОВЕТ. Призовите учащихся поддерживать концептуальная сеть по всему блоку, которая соединяет примеры они исследуют позже в дорожной карте, возвращаясь к основным идеям, которые они читайте в документальной книге.
* Каждый блок включает одну бесплатную книгу от Reading AZ. Чтобы получить доступ к другим названиям, связанным с темой науки, требуется подписка на Reading AZ или Raz-Plus.
В модели «делай сначала» * учащиеся погружаются в концепцию юнитов. путем проведения практических исследований, которые позволяют им применять науки и техники и строить свои собственные объяснения основных идей. Затем студенты читают тексты, смотрят видео, и проведите дополнительные расследования, которые помогут им подтвердить или уточнить их объяснения.Ресурсы словарного запаса могут использоваться в разных частях модуля для разработки и укрепить студентов свободное владение дисциплинарным языком науки. СОВЕТ: Попросите учащихся использовать научный журнал, чтобы записывать примеры, которые они исследуют упражнения и чтения, а затем предложите им разработать концепцию сеть, которая связывает эти примеры с основными идеями, о которых они читают в документальной книге, ближе к концу дорожной карты.
* Эта модель может также называться методом открытия , в котором учащиеся используют индуктивное рассуждение для определения общих понятий, сначала исследуя примеры.
** Каждый блок включает одну бесплатную книгу от Reading AZ. Чтобы получить доступ к другим названиям, связанным с темой науки, требуется подписка на Reading AZ или Raz-Plus.
В модели, основанной на проектах *, студенты работают в группах, чтобы исследовать научный вопрос или разработать решение инженерной задачи.Организатор проекта PBL, журнал SAZ, завершенный проект и групповая презентация позволяет студентам продемонстрировать то, что они узнали и достигли. Учебные советы PBL помогают учителям облегчить проект, а рубрики для учителя и учащихся можно использовать для оценки групповой и индивидуальной успеваемости. Во время планирования и выполнения учащиеся используют ресурсы других подразделений. чтобы понять основные концепции, которые они могут применить к их проекту.
* Эту модель иногда называют подходом к обучению, основанным на проблемах, , цель которого – решить проблему. В учебных пакетах Science A-Z Project-Based Learning Pack учащиеся одновременно решают проблему и создают продукт.
** Каждый блок включает одну бесплатную книгу от Reading AZ. Чтобы получить доступ к другим названиям, связанным с темой науки, требуется подписка на Reading AZ или Raz-Plus.
В модели «сначала чтение» учащиеся начинают с чтения текстов, которые помогают они строят фундамент понимания с помощью основной науки идеи агрегата. Затем они проводят практические исследования. и используйте другие ресурсы, чтобы изучить примеры, связанные с концепциями они читают о.Студенты узнают об общих концепциях раньше используя дедуктивные рассуждения, чтобы применить их к конкретным примерам.
словарных ресурсов можно использовать в разных местах блок для развития и укрепления беглого владения учащимися дисциплинарный язык науки. СОВЕТ. Призовите учащихся поддерживать концептуальная сеть по всему блоку, которая соединяет примеры они исследуют позже в дорожной карте, возвращаясь к основным идеям, которые они читайте в документальной книге.
* Каждый блок включает одну бесплатную книгу от Reading AZ. Чтобы получить доступ к другим названиям, связанным с темой науки, требуется подписка на Reading AZ или Raz-Plus.
В модели «делай сначала» * учащиеся погружаются в концепцию юнитов. путем проведения практических исследований, которые позволяют им применять науки и техники и строить свои собственные объяснения основных идей.Затем студенты читают тексты, смотрят видео, и проведите дополнительные расследования, которые помогут им подтвердить или уточнить их объяснения. Ресурсы словарного запаса могут использоваться в разных частях модуля для разработки и укрепить студентов свободное владение дисциплинарным языком науки. СОВЕТ: Попросите учащихся использовать научный журнал, чтобы записывать примеры, которые они исследуют упражнения и чтения, а затем предложите им разработать концепцию сеть, которая связывает эти примеры с основными идеями, о которых они читают в документальной книге, ближе к концу дорожной карты.
* Эта модель может также называться методом открытия , в котором учащиеся используют индуктивное рассуждение для определения общих понятий, сначала исследуя примеры.
** Каждый блок включает одну бесплатную книгу от Reading AZ. Чтобы получить доступ к другим названиям, связанным с темой науки, требуется подписка на Reading AZ или Raz-Plus.
В модели, основанной на проектах *, студенты работают в группах, чтобы исследовать научный вопрос или разработать решение инженерной задачи.Организатор проекта PBL, журнал SAZ, завершенный проект и групповая презентация позволяет студентам продемонстрировать то, что они узнали и достигли. Учебные советы PBL помогают учителям облегчить проект, а рубрики для учителя и учащихся можно использовать для оценки групповой и индивидуальной успеваемости. Во время планирования и выполнения учащиеся используют ресурсы других подразделений. чтобы понять основные концепции, которые они могут применить к их проекту.
* Эту модель иногда называют подходом к обучению, основанным на проблемах, , цель которого – решить проблему. В учебных пакетах Science A-Z Project-Based Learning Pack учащиеся одновременно решают проблему и создают продукт.
** Каждый блок включает одну бесплатную книгу от Reading AZ. Чтобы получить доступ к другим названиям, связанным с темой науки, требуется подписка на Reading AZ или Raz-Plus.
В модели «сначала чтение» учащиеся начинают с чтения текстов, которые помогают они строят фундамент понимания с помощью основной науки идеи агрегата. Затем они проводят практические исследования. и используйте другие ресурсы, чтобы изучить примеры, связанные с концепциями они читают о.Студенты узнают об общих концепциях раньше используя дедуктивные рассуждения, чтобы применить их к конкретным примерам.
словарных ресурсов можно использовать в разных местах блок для развития и укрепления беглого владения учащимися дисциплинарный язык науки. СОВЕТ. Призовите учащихся поддерживать концептуальная сеть по всему блоку, которая соединяет примеры они исследуют позже в дорожной карте, возвращаясь к основным идеям, которые они читайте в документальной книге.
* Каждый блок включает одну бесплатную книгу от Reading AZ. Чтобы получить доступ к другим названиям, связанным с темой науки, требуется подписка на Reading AZ или Raz-Plus.
В модели «делай сначала» * учащиеся погружаются в концепцию юнитов. путем проведения практических исследований, которые позволяют им применять науки и техники и строить свои собственные объяснения основных идей.Затем студенты читают тексты, смотрят видео, и проведите дополнительные расследования, которые помогут им подтвердить или уточнить их объяснения. Ресурсы словарного запаса могут использоваться в разных частях модуля для разработки и укрепить студентов свободное владение дисциплинарным языком науки. СОВЕТ: Попросите учащихся использовать научный журнал, чтобы записывать примеры, которые они исследуют упражнения и чтения, а затем предложите им разработать концепцию сеть, которая связывает эти примеры с основными идеями, о которых они читают в документальной книге, ближе к концу дорожной карты.
* Эта модель может также называться методом открытия , в котором учащиеся используют индуктивное рассуждение для определения общих понятий, сначала исследуя примеры.
** Каждый блок включает одну бесплатную книгу от Reading AZ. Чтобы получить доступ к другим названиям, связанным с темой науки, требуется подписка на Reading AZ или Raz-Plus.
В модели, основанной на проектах *, студенты работают в группах, чтобы исследовать научный вопрос или разработать решение инженерной задачи.Организатор проекта PBL, журнал SAZ, завершенный проект и групповая презентация позволяет студентам продемонстрировать то, что они узнали и достигли. Учебные советы PBL помогают учителям облегчить проект, а рубрики для учителя и учащихся можно использовать для оценки групповой и индивидуальной успеваемости. Во время планирования и выполнения учащиеся используют ресурсы других подразделений. чтобы понять основные концепции, которые они могут применить к их проекту.
* Эту модель иногда называют подходом к обучению, основанным на проблемах, , цель которого – решить проблему. В учебных пакетах Science A-Z Project-Based Learning Pack учащиеся одновременно решают проблему и создают продукт.
** Каждый блок включает одну бесплатную книгу от Reading AZ. Чтобы получить доступ к другим названиям, связанным с темой науки, требуется подписка на Reading AZ или Raz-Plus.
Ожидается, что учащийся сравнит структуру и функции различных видов, которые помогают им жить и выжить, например копыта прерийных животных или перепончатые лапы водных животных.
Учащийся знает, что организмы проходят аналогичные жизненные процессы и имеют структуры, которые помогают им выжить в окружающей среде.
Desert Animal Survival: Desert USA (веб-сайт) – Объяснение приспособлений для выживания, используемых различными пустынными существами для накопления и удержания воды, предотвращения и рассеивания тепла и т. Д.
Выживание животных пустыни
Пустыня США, www.desertusa.com
Адаптации к водному образу жизни: The Wild Classroom (веб-сайт) – отличный обзор адаптаций у водных млекопитающих. Изучите остальную часть сайта на предмет других сред обитания и приспособлений.
Адаптация к водному образу жизни
Дикий класс, www.thewildclassroom.com
Экосистемы прерий, адаптации животных: Государственный музей Иллинойса (веб-сайт) – Обзор характеристик, которые позволяют животным прерий выживать в своих домах на пастбищах.
Экосистемы прерий, адаптации животных
Государственный музей Иллинойса, www.museum.state.il.us
Adaptations: Project Beak (веб-сайт) – Разные птицы используют разные участки в своей среде обитания.Узнайте об адаптации птиц, в том числе о перьях, клювах, лапах и способах общения.
Адаптация
Project Beak, projectbeak.org
Задание по адаптации животных: SeaWorld / Busch Gardens (PDF) – учащиеся исследуют и сравнивают структуру и функции различных животных, уделяя особое внимание адаптации, которая позволяет животным жить и выживать. В этом упражнении используются учебные станции и включены карточки станций с указаниями и вопросами.
Деятельность по адаптации животных
SeaWorld / Busch Gardens, www.seaworld.org
Адаптации животных: Служба национальных парков (PDF) – Путеводитель, который можно использовать в классе, чтобы узнать о различных адаптациях животных.
Адаптации для животных
Служба национальных парков, www.nps.gov
Reptile Adaptations: Discovery Education (веб-сайт) – Учащиеся изучают физические и поведенческие черты рептилий, чтобы узнать, как эти животные приспособились к выживанию.
Адаптации рептилий
Discovery Education, school.discoveryeducation.com
Мимикрия и камуфляж: BioEd Online (веб-сайт) – В этом уроке (включая опыт преподавателя, страницы учащихся и расширения) учащиеся исследуют и определяют уникальные адаптации, которые некоторые организмы разработали как стратегии выживания.
Мимикрия и камуфляж
BioEd Online, www.bioedonline.org
Создайте рыбу: проект WILD (PDF) – учащиеся исследуют, как рыбы адаптируются к окружающей среде, как эти адаптации могут помочь рыбам выжить в их среде обитания и как адаптация приносит пользу животным в целом.
Сделайте рыбу
Проект WILD, www.projectwild.org
Adaptations, Fit for Survival: Journey North (веб-сайт) – учащиеся исследуют значение физической и поведенческой адаптации и исследуют миграции животных как адаптацию для выживания. На сайте представлены карты, на которых показаны отчеты об отслеживании мигрирующих бабочек и колибри. Дополнительные ссылки посвящены другим животным, таким как журавли и серые киты.
Адаптации, пригодные для выживания
Путешествие на север, Фонд Анненберга, www.learner.org
Адаптация животных Создайте существо: зоопарк Сан-Диего (веб-сайт) – Используя воображение и простые материалы, учащиеся проектируют среду обитания, «создают» животное, адаптированное к этой среде обитания, и пишут естественную историю для своих животных.
Адаптации животных Создайте существо
Зоопарк Сан-Диего, www.sandiegozoo.org
Назначьте каждому ученику определенное животное и попросите каждого ученика написать и проиллюстрировать отчет или презентацию в PowerPoint, в которой описывается его / ее животное, его среда обитания, его поведение и приспособления, которые помогают ему выжить.
Вы бы выжили? Адаптация животных и растений. Таунсенд, Джон (ISBN-13: 978-1410919694)
Самые экстремальные животные . Герштейн, Шерри (ISBN-13: 978-0787986629)
Как животные адаптируются? Калман, Бобби (ISBN-13: 978-0865059573)
Что вы знаете об адаптации животных? Слейд, Сьюзан (ISBN-13: 978-1404241992)
Наука, лежащая в основе выживания животных и растений. Браш, Николас (ISBN-13: 978-1599205595)
(5.10B) Унаследованные черты и усвоенное поведение
Ожидается, что учащийся будет различать унаследованные черты растений и животных, такие как шипы на кактусе или форму клюва, и усвоенные модели поведения, такие как трюки с животными или ребенок, едущий на велосипеде.
(5.10C) Метаморфоз насекомых
Ожидается, что учащийся расскажет о различиях между полным и неполным метаморфозом насекомых.
5.14A Ожидается, что учащийся будет определять математику в повседневных ситуациях.
5.14B Ожидается, что учащийся будет решать задачи, которые включают понимание проблемы, составление плана, выполнение плана и оценку решения на предмет разумности.
5.14C Ожидается, что учащийся выберет или разработает соответствующий план или стратегию решения проблем, включая рисование картинки, поиск шаблона, систематические угадывания и проверки, разыгрывание его, создание таблицы, решение более простой задачи или работу. назад, чтобы решить проблему.
5.14D Ожидается, что учащийся будет использовать такие инструменты, как реальные объекты, манипуляторы и технологии для решения задач.
Animal Adaptations: Utah Education Network (веб-сайт) – вопросы для обсуждения и ссылки на обширный список веб-сайтов с информацией об адаптации многих различных животных к своей среде обитания.
Адаптации для животных
Образовательная сеть Юты, www.uen.org
Я поставил это растение возле окна.Через два часа я его осмотрел. Что бы вы ожидали за это время с листьями?
да. Листья будут двигаться и поворачиваться, чтобы на их поверхность попадало как можно больше света. Ниже приведено замедленное видео, показывающее, что произошло с растением.
Нет. Листьям нужен свет, поэтому они поворачиваются, чтобы уловить как можно больше света.
Нет. Хотя больше света может в конечном итоге привести к росту и потемнению листьев, этот процесс не произойдет за пару часов.
Нет. Растения приспособлены поворачивать свои листья к источнику света.
Дольки апельсина | видео, ClosedCaptions |
Птичьи кости | видео, бесплатно |
Перья | видео, проверено |
Бессердечные растения | видео, ClosedCaptions, проверено |
Наблюдение за природой | видео, проверено |
Вызов дятла | видео, проверено |
Тыквенные кишки | видео, бесплатно, ClosedCaptions, проверено |
Seed Search | видео, ClosedCaptions, проверено |
Как бабочка летает? | текстовая страница, бесплатно |
Мысли об экзоскелете | текстовая страница, бесплатно |
Блеск для глаз | текстовая страница |
Отзыв Plants-1 | практика |
Отзыв Plants-5 | практика |
Отзыв Заводы-6 | практика |
Отзыв Plants-7 | практика |
Отзыв Plants-8 | практика |
Отзыв Заводы-3 | практика |
Почему стоит учить этому
Раздел 5 охватывает стандарты, относящиеся к системам Земли.Он охватывает Стандарт 5-ESS2-1: Разработка модели на примере для описания способов взаимодействия геосферы, биосферы, гидросферы и / или атмосферы. Студенты будут изучать разницу между каждой из систем и способы взаимодействия каждой из систем, чтобы сделать Землю такой, какая она есть сегодня. Другой охватываемый стандарт – это стандарт 5-ESS2-2: описывать и графически отображать количество и процентное содержание воды и пресной воды в различных резервуарах, чтобы предоставить данные о распределении воды на Земле.
Моделирование будет важным компонентом этого модуля. Студенты будут моделировать слои Земли, круговорот воды, формы суши и многое другое. Модуль начинается с обзора всех систем, затем каждая система преподается отдельно. По мере охвата каждой новой системы будет решаться вопрос о том, как она зависит от предыдущих систем или взаимодействует с ними. В дополнение к завершению единичной оценки будет также завершающее мероприятие, на котором группы построят модель, чтобы продемонстрировать, как взаимодействуют две системы.В этом модуле также будут выполнены соединения с несколькими ранее охваченными стандартами.
Этот конкретный урок охватывает стандарт 5-ESS2-1, предоставляя учащимся основу для установления связи между биосферой, жизнью на Земле и другими системами на Земле. Студенты изучают адаптации растений и животных, которые помогают им выжить в окружающей среде, которая может быть сухой или влажной, горячей или холодной, зеленой или белой и т. Д.
Цель урока:
Цель этого урока – научить учащихся различать физическую и поведенческую адаптацию у растений и животных и определять, как адаптация помогает животным выжить в окружающей среде.
Критерии успеха:
Учащиеся продемонстрируют успех в достижении этой цели урока, точно заполнив лист ротации станций и сумея внести свой вклад в последующее обсуждение в классе.
Подготовка к уроку:
Разминка:
Практика с инструктором:
– Станция 1 – копии изображений животных в камуфляжной форме должны быть повешены на стене в вашей комнате.
– Станция 2 – три термометра, таз с ледяной водой, 2 пакета Ziplock, палочка Crisco.
– Станция 3 – пара щипцов, плоскогубцы, небольшая сетка и капельница для клювов и небольшая чашка желтой воды с бумажным цветком на ней, миска с птичьим семенем, миска с водой с алюминиевой или бумажной рыбкой плавающий в нем, и миска с землей с закопанными в нее фальшивыми насекомыми для источников пищи. Копия Bird Beak Pictures также должна быть повешена на этой станции.
-Station 4 – четыре разных растения или части растений.Я использовал большой лист, растение с восковыми листьями, растение с шипами и растение с иголками вместо листьев.
– Станции 5 – компьютеры доступны
-Stations 6 – Распечатанная копия слайдов PowerPoint «Поведенческая адаптация и физическая адаптация».
Узнать:
Заключение:
.