5 класс рассказы – 5

Содержание

Список литературы для чтения на лето. 5 класс | Материнство

Чтобы прочитать весь список обязательной литературы и часть внеклассной литературы летом перед 5-м классом, надо ежедневно читать примерно 30 минут или 6–7 страниц текста.

В списке обязательной литературы приведены произведения, которые школьники будут изучать на уроках литературы в 5-ом классе. Рекомендуя книги для самостоятельного чтения во время летних каникул, учителя преследуют сразу несколько целей: подготовить школьников к предстоящему учебному году, расширить их словарный запас и кругозор, улучшить технику чтения, развить память и речь.

Наиболее объемными произведениями списка являются «Жизнь и удивительные приключения морехода Робинзона Крузо» Д. Дефо и «Приключения Тома Сойера» М. Твена.

Список обязательной литературы на лето для 5-го класса (переход из 4 в 5 класс)

  • Мифы Древней Греции (по выбору учеников)
  • Русские народные сказки (по выбору учеников)
  • Сказки народов мира (по выбору учеников)
  • И. А. Крылов. Басни
  • В. А. Жуковский «Спящая красавица», «Кубок»
  • А. С. Пушкин «Сказка о Мертвой царевне и семи богатырях»
  • А. Погорельский «Черная курица, или Подземные жители»
  • М. Ю. Лермонтов «Бородино»
  • Н. В. Гоголь «Заколдованное место»
  • Н. А. Некрасов «Мороз – Красный нос»
  • И. С. Тургенев «Му-му»
  • Л. Н. Толстой «Кавказский пленник»
  • А. П. Чехов «Хирургия»

Литература для внеклассного чтения в 5 классе

Эти произведения задают прочитать летом с 4 на 5 класс.

Русская литература для чтения в 5 классе

  • И. А. Куприн «Чудесный доктор», «Тапер», «Скворцы»
  • А. Платонов «Никита»
  • П. Бажов «Каменный цветок», «Малахитовая шкатулка», сказы (по выбору учеников)
  • В. Г. Короленко «Дети подземелья», «В дурном обществе»
  • А. С. Пушкин «Руслан и Людмила», «Обвал»
  • В. Гаршин «Сигнал»
  • Л. Андреев «Кусака»
  • А. Куприн «Белый пудель»
  • К. Паустовский «Мещёрская сторона»
  • Е. Носов «Тридцать зёрен», «Как ворона на крыше заблудилась»
  • В. Шукшин «Жатва»
  • Ю. Казаков «Тихое утро»
  • В. Солоухин «Мститель»
  • Мифы Древних славян
  • Легенды и предания. О граде Китеже. Атаман Кудеяр. Про Никитушку Ломова
  • В. Жуковский «Лесной царь»
  • В. Катаев «Белеет парус одинокий»
  • М.Пришвин «Кладовая солнца»
  • А.Чехов «Каштанка»
  • М. Зощенко «Великие путешественники»
  • Е. Носов «Трудный хлеб»
  • В. Белов «Скворцы»
  • А. Алексин «Как ваше здоровье», «Самый счастливый день»
  • Д. Кедрин «Зодчие»
  • Т. Габбе «Город Мастеров или Сказка о двух горбунах»
  • А. Толстой «Иван да Марья»
  • Б. Шергин «Волшебное кольцо»
  • А. Куприн «Синяя звезда»
  • М. Е. Салтыков-Щедрин Сказки («Богатырь», «Карась-идеалист», «Коняга», «Медведь на воеводстве»)
  • А. Платонов «Волшебное кольцо», «Никита», «Неизвестный цветок», «Разноцветная бабочка»
  • П. Ершов «Конёк-Горбунок» 
  • В. Жуковский «Сказка о царе Берендее», «Об Иване-царевиче и сером волке»
  • Б. Полевой «Повесть о настоящем человеке»
  • В. Астафьев «Белогрудка»

Зарубежная литература для чтения в 5 классе

  • Д. Дефо «Робинзон Крузо»
  • М. Твен «Приключения Тома Сойера и Гекльбери Финна»
  • Г. Х. Андерсен «Снежная королева», «Истинная правда»
  • Ш. Перро «Золушка»
  • Эзоп «Рыбак и рыбка», «Лев и Мышь», «Лисица и виноград»
  • Жан де Лафонтен «Лисица и виноград»
  • Р. Э. Распэ «Приключения барона Мюнхгаузена»
  • Ж. Верн «Таинственный остров»
  • А. Линдгрен «Приключения Калле Блюмквиста», «Пеппи Длинныйчулок» 
  • Д. Лондон «Любовь к жизни»
  • Д. Р. Толкин «Хоббит, или Туда и обратно»
  • Р. Брэдбери «Мальчик-невидимка», «Каникулы», «Зеленое утро»
  • О. Уайльд «Кентервильское привидение»
  • Т. Х. Уайт «Свеча на ветру»
  • М. Метерлинк «Синяя птица»
  • Э. По «Лягушонок»
  • Р. Саути «Суд Божий над епископом»
  • Ф. Шиллер «Перчатка»
  • О. Уайльд «Счастливый принц»
  • Н. Готорн «Снегурочка»
  • А. Экзюпери «Маленький принц»
  • Л. Кэрролл «Алиса в стане чудес»
  • Р. Киплинг «Маугли»
  • И. В. Гёте «Рейнеке-лис»
  • Д. Даррелл «Говорящий свёрток», «Зоопарк в моём багаже»
  • Д. Родари «Джельсомино в стране лжецов», «Сказки по телефону»
  • Э.С. Томпсон Рассказы о животных

materinstvo.ru

Список литературы на лето для 5-го класса

Автор произведения Название
Славянские мифы и легенды
Загадки, частушки, пословицы, поговорки
Кантемир А.Д. «Верблюд и лисица»
Ломоносов М.В. «Лишь только дневной шум умолк…»
Тредиаковский В., Сумароков А., Майков В., Хемницер И. Басни
Рылеев К.Ф. «Иван Сусанин»
Дельвиг А.А. «Русская песня»
Баратынский Е.А. «Водопад», «Чудный град порой сольется…»
Жуковский В.А. «Лесной царь», «Эолова арфа»
Пушкин А.С. «Зимняя дорога», «Кавказ», сказки
Ершов П.П. «Конек-Горбунок»
Бестужев-Марлинский А.А. «Страшное гадание»
Погорельский А. «Черная курица»
Языков Н.М. «Сказка о пастухе и диком вепре»
Лермонтов М.Ю. «Ветка Палестины», «Пленный рыцарь», «Утес», «Ашик-Кериб», «Перчатка», «Морская царевна», «Русалка»
Кольцов А.В. «Осень», «Урожай»
Фет А.А. «Облаком волнистым…», «Печальная береза…», «Заря прощается с землею»
Никитин И.С. «Утро», «Пахарь», «Русь»
Полонский Я.П. «Утро»
Майков А.Н. «Весна! Выставляется первая рама…», «Осенние листья по ветру кружат…»
Тютчев Ф.И. «Утро в горах»
Толстой А.К. «Песня о Гарольде и Ярославне»
Козлов И.И. «Сон невесты»
Гоголь Н.В. «Страшная месть» (из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки»)
Некрасов Н.А. «Накануне светлого праздника»
Григорович Д.В. «Гуттаперчевый мальчик»
Тургенев И.С. «Стихотворение в прозе»
Гаршин В.М. «Сказка о жабе и розе»
Островский А.Н. «Снегурочка»
Чехов А.П. «Каштанка», «Пересолил», «Лошадиная фамилия»
Горький М. «Дети Пармы» (из «Сказок об Италии»)
Толстой А.Н. «Золотой ключик, или приключения Буратино», «Детство Никиты»
Бунин И.А. «Святогор и Илья», «Шире, грудь, распахнись…», «Деревенский нищий», «Затишье», «Высоко полный месяц стоит…», «Помню – долгий зимний вечер…»
Блок А.А. «Встану я в утро туманное…», «На весеннем пути в теремок…», «Вербочки»
Есенин С.А. «Песнь о собаке»
Соколов-Микитов И.С. «Зима»
Олеша Ю.К. «Три толстяка»
Пришвин М.М. «Моя родина»
Житков Б.С. «Механик Салерно»
Габбе Т. «Город мастеров»
Кедрин Д.Б. «Конь»
Твардовский А.Т. «Лес осенью»
Паустовский К.Г. «Теплый хлеб», «Стальное колечко»
Носов Е.И. «Варька»
Абрамов Ф.А. «Несмышленыши», «Про Василия Ивановича»
Казаков Ю.П. «Никишкины тайны»
Ильина Е.Я. «Четвертая высота»
Симонов К.М. «Старая солдатская» («Как служил солдат»)
Носов Н. «Затейники», «Мишкина каша»
Волков А.В. «Волшебник Изумрудного города»
Курляндский А.Е. «Возвращение блудного попугая» и др. истории
Шварц Е.Л. «Золушка»
Сказки народов мира («Белоснежка и семь гномов», «Бременские музыканты» и др.)
«Баллада о Робин Гуде»
Эзоп, Лафонтен, Лессинг Басни
Английские народные песенки
Братья Гримм  «Шесть лебедей»
Распе Э. «Приключения барона Мюнхгаузена»
Гоцци К. «Король Олень»
Гауф В.
«Маленький Мук», «Карлик Нос»
Бернс Р. «Джон Ячменное Зерно»
Коллоди К. «Приключения Пиноккио»
Бернет Ф.Х. «Приключения маленького лорда Фаунтлероя»
Уальд О. «Мальчик-звезда»
Милн А. «Винни-Пух и все, все, все»
Мазеус К. Сказки
Киплинг Р. Сказки
Линдгрен А. «Малыш и Карлсон»
Родари Д. «Джельсомино в стране лжецов», «Приключения Чипполино»
Янссон Т. «Все о Муми-троллях»

www.examen.ru

Список литературы для 5-9 классов

5 класс

Список литературы, рекомендуемый для внеклассного чтения в 5 классe

Сборник русского фольклора, «На Буяне славном острове»
Сост. Афанасьев «Русские народные сказки»( « Царевна – лягушка», « Финист – Ясный сокол»
Сказки народов мира
Мифы Древней Греции
Славянские мифы и предания
А.С. Пушкин «Руслан и Людмила»
М.Ю. Лермонтов «Бородино»
П. П. Ершов «Конёк-Горбунок»
В. А. Жуковский «Сказка о царе Берендее», «Об Иване-царевиче и сером волке»
Г.Х.Андерсен « Снежная королева», « Дикие лебеди»
И. А. Крылов Басни
М. М. Пришвин «За волшебным кольцом»
Л. Н. Толстой «Кавказский пленник»
И.С.Тургенев «Муму»
Л. Н. Андреев «Петька на даче», « Кусака»
А. И. Куприн «Изумруд», «В цирке», Белый пудель»
Б. Н. Полевой «Повесть о настоящем человеке»
В. П. Астафьев «Белогрудка
И. В. Гёте «Рейнеке-лис»
Д. Даррелл «Говорящий свёрток», «Зоопарк в моём багаже»
А. Линдгрен «Пеппи Длинный чулок»
Д. Родари «Джельсомино в стране лжецов», «Сказки по телефону»
С. Томпсон Рассказы о животных
М. Твен «Приключения Тома Сойера»
Т. Янсон «Невидимое дитя»
Д.Свифт «Путешествие Гулливера»
Произведения современных авторов

6 класс

Список литературы, рекомендуемый для обязательного чтения в 6 классе

Былины. «Илья Муромец и Соловей – разбойник»
В.А. Жуковский. Баллады
А. С. Пушкин « Дубровский», «Барышня-крестьянка»
Н. В. Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки»
И. С. Тургенев «Записки охотника» (2-3 рассказа),«Бежин луг»
А. П. Чехов Рассказы «Налим», «Злоумышленник», «Смерть чиновника» и др.
В. Короленко « Дети подземелья», « Слепой музыкант»
А. Куприн «Изумруд» и другие рассказы
М.М. Пришвин « Кладовая солнца»
А.Платонов « Песчаная учительница», « Неизвестный цветок»
В. Распутин « Уроки французского»

Список литературы, рекомендуемый для внеклассного чтения в 6 классе

С.Т. Аксаков « Детские годы Багрова – внука»
Г. Троепольский «Белый Бим Чёрное Ухо»
В.Беляев « Человек- амфибия», « Голова профессора Доуэля»
В. Бианки Рассказы
Ч. Диккенс «Приключения Оливера Твиста»
А. Дюма «Три мушкетёра»
М. Твен «Принц и Нищий»
М. Рид «Всадник без головы»
Д. Даррелл «Моя семья и другие звери»
Ж. Верн «Таинственный остров»
Ф. Купер «Последний из Могикан», «Следопыт», «Зверобой»
Г. Уэллс «Человек-невидимка»
К. Булычев «Миллион приключений», «Девочка с Земли»
И. Ефремов «Звёздные корабли», «На краю Окуймены»

7 класс

Список литературы, рекомендуемый для обязательного чтения в 7 классе

М.Ю.Лермонтов «Песня про купца Калашникова»
А.С.Пушкин « Полтава»
Н. В. Гоголь «Миргород», «Тарас Бульба»
И.С. Тургенев « Записки охотника» ( «Хорь и Калиныч», « Бирюк» и др.)
Н. Некрасов «Саша», «Железная дорога», « Мороз, Красный нос»
М. Салтыков-Щедрин «Сказки для детей изрядного возраста»
Н.С. Лесков « Человек на часах», « Тупейный художник»
Ф.М. Достоевский « Мальчики» ( гл. из романа « Братья Карамазовы»)
Л. Толстой «Детство», «Отрочество»
А. П. Чехов «Пересолил», «Маска», «Тоска», « На мельнице», « Хамелеон»
М. Горький «Детство», «В людях»

Список литературы, рекомендуемый для внеклассного чтения в 7 классе

А.К.Толстой « Князь Серебряный»
Ю. Тынянов « Подпоручик Киже», « Пушкин»
Е. И. Носов «Живое пламя»
Ю. В. Бондарев «Простите нас»
Д. Лондон «Сказание о Кише», « Белый клык», « Зов предков»
Рэй Брэдбери «Звук бегущих ног»
К.Г. Паустовский « Корзина с еловыми шишками», « Исаак Левитан»
Ж.Б. Мольер « Мещанин во дворянстве»

8 класс

Список литературы, рекомендуемый для обязательного чтения в 8 классе

Русская литература

А. С. Пушкин «Повести Белкина», «Пиковая дама», «Капитанская дочка»
И. И. Пущин « Записки о Пушкине»
М. И. Цветаева «Мой Пушкин»
М. Ю. Лермонтов «Маскарад», « Мцыри»Н. В. Гоголь «Женитьба», «Петербургские повести», «Ревизор»

А. Толстой «Хаджи – Мурат»
И.С. Тургенев « Ася», « Вешние воды», « Первая любовь»
М. Горький «Сказки об Италии», « Челкаш»
В. Беляев «Старая крепость»
Ч. Айтматов «Ранние журавли»
К.Г. Паустовский «Телеграмма»
А.Т. Твардовский «Василий Тёркин»
В. Шукшин «Волки», «Гринька Малюгин»
В. А. Каверин «Два капитана»
А. С. Грин «Алые паруса», «Бегущая по волнам»
А. Машковский «Вызов на дуэль», «Взрыв у моря»
Е. Носов «Красное вино победы»

Зарубежная литература

В. Шекспир «12 ночь»
А. Сент-Экзюпери «Планета людей»
Г. Уэллс «Война миров»
В. Ян «Чингиз-хан», «Батый», «К последнему морю»
Р. Сабатини «Одиссея капитана Блада»
Генрих Манн «Зрелые года Генриха IV »
А. Дюма «Три мушкетера», «Королева Марго»
Штельмарк «Наследник из Калькутты»

Примечание. Жирным шрифтом выделены произведения, которые необходимо прочитать летом в первую очередь.

9 класс

Список литературы, рекомендуемый для чтения в летнее время в 9 классе

«Слово о полку Игореве»

Ж.-Б.Мольер «Мещанин во дворянстве»
Д .И. Фонвизин «Недоросль»
М.В. Ломоносов. Оды, стихотворения
А. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву»
Н. Карамзин «Бедная Лиза»
В. Жуковский «Светлана», « Перчатка», « Ивиковы журавли»
А. Грибоедов «Горе от ума»
А.С. Пушкин Стихотворения « Южные поэмы», «Маленькие трагедии», «Медный всадник», «Евгений Онегин»
М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени», стихотворения

Стихотворный минимум
(для заучивания наизусть):

А.С. Грибоедов Два монолога наизусть ( Фамусова и Чацкого)
А. С. Пушкин «Анчар», «Я помню чудное мгновенье…», « Я вас любил…»,«Арион»,
«Я памятник себе воздвиг…», «К Чаадаеву», «Деревня», «Во глубине сибирских руд…»,
«Пророк», « Поэту», « Брожу ли я вдоль улиц шумных…», 19 октября 1825 года ( три строфы)
А. С. Пушкин отрывок из романа «Евгений Онегин»
А. С. Пушкин стихотворение по выбору
М. Ю. Лермонтов «Смерть поэта», ( отрывок), «Кинжал», «Как часто пестрою толпою окружен…», «И скучно и

грустно», «Молитва», «Пророк», «Родина», «Нищий»
М. Ю. Лермонтов стихотворение по выбору

Критические статьи

В.Г. Белинского о Пушкине, Лермонтове, Гоголе, русской литературе
А.Гончаров « Мильон терзаний»

Дополнительная литература

О культуре Древней Руси
Любимов « Искусство Древней Руси»
В.Пикуль « Из старой шкатулки»

О Радищеве
А. Шеметов « Прорыв»
М. Муратов « Жизнь Радищева»

О.Жуковском
М. Бессараб « Жуковский»
И. Семененко « Жизнь и поэзия Жуковского»

О декабристах
Н. Эйдельман « Апостол Сергей», « Лунин», « Твой 19 век»
А.Гессен « Во глубине сибирских руд»
К. Паустовский « Северная повесть»
Ю. Тынянов « Кюхля»


shelena099gmailcom.blogspot.com

Сказка для 5 класса – Озеро сказок

Далеко-далеко, в дремучем лесу, в таком дремучем, что в нём могли потеряться даже самые шустрые и внимательные лесные жители, жил-был медвежонок Тимка. Медвежонок Тимка вовсе не боялся старого леса. Он знал каждую его тропинку, а ещё Тимка очень любил сидеть на обрыве скалы и смотреть на звёзды.

К обрыву было трудно подобраться. Только большой и сильный зверь мог пройти через густые заросли шиповника и осины. Но чем ближе пробирался зверь к заветному месту, тем мягче и гостеприимней становилась природа на его пути. Вот за осиной показала свои ветки белоствольная берёза. Вот могучая сосна, основание которой поросло мхом, скрипнула на ветру. А вот и белые грибы, собравшиеся дружной стайкой, прячутся от путника в траве.

Медвежонку Тимке всегда был приятен этот момент. Ему казалось, что на обрыве его кто-то ждёт. Он учащал шаг и вскоре оказывался на заветном месте.

Однажды мама медвежонка, бурая медведица, заметила, что вечерами её сынок куда-то пропадает. Медвежонок Тимка объяснял своё исчезновение походом к друзьям, но мама медвежонка не знала больше никаких медвежьих семей, да и соседей у них не было. Бурая медведица не на шутку испугалась и решила вечером проследить, куда её сынок уходит так поздно. Как только сыночек отправился на прогулку, мама, не торопясь, тронулась за ним вслед.

Каково же было её удивление, когда медвежонок привёл её на обрыв. Тимка уселся на самом краю и устремил глаза в небо. Бурая медведица тихо подошла к медвежонку и обняла его.

– Почему ты приходишь сюда, сынок? Здесь становится как-то не по себе…

– Мам, прости меня, что я долго скрывал от тебя правду, но меня словно магнитом тянет сюда!

– Конечно, Тимка, я тебя прощу. Только ты пообещай впредь не обманывать меня.

– Хорошо, мамочка.

Медвежонок сильнее прижался к бурой медведице.

– Мам, а откуда всё взялось? Откуда появилась земля, звёзды и вон та здоровенная луна на небе?

– Всё, что ты видишь, сынок, принадлежит Вселенной. Вселенная – это пространство, которое ограничено миллиардами галактик. В галактиках светят миллиарды звёзд, возле которых вращаются планеты, движутся метеориты и кометы. Причиной возникновения Вселенной стал большой взрыв, в результате которого и возник красивый мир, в котором ты живёшь.

– Мам, а в какой галактике я живу?

– Наша Галактика, сынок, называется Млечный путь. В ней находятся наша планета Земля, Солнце, звёзды, которые мы видим невооружённым взглядом…

– И даже Луна?

– И даже Луна, сынок, которая является спутником Земли.

– Мам, а как получилось, что появилось Солнце и планеты?

– Поговаривают, что первым делом образовалась солнечная туманность, которая была похожа на облако из пыли и газа. Потом это облачко становилось всё меньше и меньше. В его центре образовалось Солнце – удивительная звезда, а из плотных остатков газо-пылевого облака следом возникли планеты…

– Мам, а сколько планет в Солнечной системе?

– Всего восемь планет, Тимка.

– И на каждой из них живут медведи?

Бурая медведица улыбнулась:

– Нет, малыш.

Медвежонок Тимка загрустил:

– Как так? Неужели я один-единственный медвежонок из Солнечной системы?

– Тимочка, на нашей планете живут другие медведи, только они очень далеко от нас. Ты просто не встречал их.

– Мне так одиноко, мам, – загрустил медвежонок Тимка.

– Ничего, малыш, это пока так одиноко. Вот подрастёшь и обязательно встретишь других медведей.

Медвежонок Тимка ещё раз устремил свой взгляд в небо. В тёмно-синем пространстве блеснул небольшой метеор и полетел на землю.

– Как было бы хорошо, – подумал медвежонок Тимка, – если бы в другой галактике, на совершенно незнакомой мне планете с красной поверхностью и необычными деревьями с треугольными листьями в небо смотрел такой же, как я, медведь… Пусть у него и шкура будет другого цвета, например, зелёного, и антенны на голове болтаются в виде светящихся шариков… не важно… Главное, что этот медведь ждёт меня в гости, и я буду ждать его…

– Что ты там бормочешь, сынок? – спросила бурая медведица. – Нам пора идти домой, в родную берлогу, малыш.

Медведи тихонько отправились домой. Их путь освещали мерцающие звёзды.

Автор и иллюстратор: Юлия Раенко

www.ozeroskazok.com

Рекомендуемые книги для внеклассного чтения 5-6 класс

 

Список для летнего чтения учащихся 5 класса

Для обязательного чтения


1. Мифы Древнего Египта. Путешествие солнечной Ладьи (отрывок).
2. Мифы Древней Греции (по выбору учащихся).
3. Гомер «Одиссея». Песнь девятая.
4. Мифы Древних славян.
5. Народные сказки ( по выбору учащихся).
6. Легенды и предания. О граде Китеже. Атаман Кудеяр. Про Никитушку Ломова.
7. Литературная сказка. А. С. Пушкин (по выбору учащихся).
8. А. С. Пушкин «Руслан и Людмила».
9. Ханс Кристиан Андерсен «Снежная королева», «Истинная правда».
10. Е. Л. Шварц (по выбору учащихся).
11. Шарль Перро «Золушка».
12. П.П. Бажов «Каменный цветок».
13. И. А. Крылов. Басни.
14. Эзоп «Рыбак и рыбка», «Лев и Мышь», «Лисица и виноград».
15. Жан де Лафонтен «Лисица и виноград».
16. И. С. Тургенев «Муму».
17. Л. Н. Толстой «Кавказский пленник».
18. В. М. Гаршин «Сигнал».
19. Л. Н. Андреев «Кусака».
20. А. И. Куприн «Белый пудель».
21. А. С. Пушкин «Обвал».
22. К. Г. Паустовский «Мещёрская сторона».
23. Е. И. Носов «Тридцать зёрен», «Как ворона на крыше заблудилась».
24. В. М. Шукшин «Жатва».
25. Ю. П. Казаков «Тихое утро».
26. В. А. Солоухин «Мститель».
27. Рэй Дуглас Брэдбери «Мальчик-невидимка»

 

Список для летнего чтения учащихся 6 класса

 

1. «Илья Муромец и Соловей-Разбойник»
2. «Повесть временных лет»
3. «Слово о погибели Русской земли», «Евпатий Коловрат» (из «Повести о разорении Рязани
Батыем»)
4. В.А.Жуковский «Светлана»
5. А.Н.Майков «Емшан»
6. А.К.Толстой «Канут»
7. А.С.Пушкин «Песнь о вещем Олеге», «Няне», «Зимняя дорога», «Зимнее утро», «Узник»,
«Цветок», «Туча», «Дубровский»
8. Н.М.Языков «Песня» («Из страны, страны далёкой…»), «Пловец»
9. М.Ю.Лермонтов «Парус», «Три пальмы», «Казачья колыбельная песня», «На севере диком стоит
одиноко…», «Утёс»
10. Н.В.Гоголь «Майская ночь, или Утопленница»
11. С.Т.Аксаков «Очерк зимнего дня»
12. В.А.Жуковский «Певец во стане русских воинов», «Там небеса и воды ясны!..»
13. Н.П.Огарёв «Дорога»
14. А.К.Толстой «Колокольчики мои…»
15. А.А.Фет «Чудная картина…», «Вечер»
16. И.С.Никитин «Ярко звёзд мерцанье…»
17. А.Н.Плещеев «Отдохну-ка, сяду у лесной опушки…»
18. И.З.Суриков «Степь»
19. А.П.Чехов «Толстый и тонкий», «Смерть чиновника», «Пересолил»
20. В.Г.Короленко «В дурном обществе» («Дети подземелья»)
21. Н.Д.Телешов «Домой»
22. А.Доде «Маленький шпион»
23. А.П.Платонов «Песчаная учительница»
24. М.М.Пришвин «Кладовая солнца»
25. И.А.Бунин «Бушует полая вода…», «Всё темней и кудрявей берёзовый лес зеленеет…», «Первый
соловей»
26. И.Северянин «Весенний день»
27. А.Т.Твардовский «Весенний, утренний, тоненький…»
28. А.П.Межиров «Летит сосулька из зимы в весну…»
29. М.М.Зощенко «Не надо врать», «Бедный Федя»
30. Ю.М.Нагибин «Старая черепаха»
31. В.Г.Распутин «Уроки французского»
32. Н.М.Рубцов «Детство», «Далёкое», «Звезда полей», «Старый конь», «Левитан», «Сапоги мои –
скрип да скрип…», «Воробей»
33. Дж. Олдридж «Последний дюйм»


Для самостоятельного чтения (по программе 6 класса)


1. Н.Г.Орлова. Герои русских былин
2. В.А.Жуковский «Кубок»
3. Н.В.Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки»
4. А.П.Чехов «Лошадиная фамилия», «Хирургия», «С женой поссорился», «Дорогая собака»
5. В.Г.Короленко. Главы из «Истории моего современника» («Раннее детство», «Начало учения»,
«В уездном городе», «Ученические годы»)
6. А.И.Свирский «Рыжик»
7. А.П.Платонов «Сухой хлеб», «Корова», «Никита», «Ещё мама»
28. М.М.Пришвин. Страницы из дневника «Дорога к другу», сборник «В краю дедушки Мазая»,
рассказы «Анчар», «Друг человека», «Ужасная встреча», «Предательская колбаса», «Вася
Весёлкин»
9. В.П.Астафьев «Осенние грусти и радости», «Мальчик в белой рубашке», «Где-то гремит война»
10. Ю.М.Нагибин «Зимний дуб», «Комаров», «Мальчики»
11. А.Я.Яшин «Кулик»
12. Дж. Олдридж «Мальчик с лесного берега»
13. К.М.Станюкович «Человек за бортом»


Для самостоятельного чтения(внепрограммные произведения)


Русская литература


1. В.К.Арсеньев «Дерсу Узала»
2. А.Р.Беляев «Голова профессора Доуэля», «Человек-амфибия», «Мистер Смех»
3. Кир Булычёв «Девочка с Земли», «Новые приключения Алисы», «Миллион приключений», «Новые
подвиги Геракла»
4. Б.С.Житков. Сборник «Морские истории», «Рассказы о животных», «Что бывало», «Храбрость»
5. Ф.Искандер. Сборник рассказов «Праздник ожидания праздника»
6. М.Карим «Радость нашего дома», «Таганок»
7. В.П.Катаев «Белеет парус одинокий»
8. А.И.Куприн «Изумруд», «Однорукий комендант»
9. А.А.Лиханов «Последние холода»
10. Г.Матевосян «Чужак»
11. Л.Пантелеев «Лёнька Пантелеев»
12. М.М.Пришвин. Рассказы и повести в сборнике «Моим молодым друзьям»
13. Б.Н.Полевой «Повесть о настоящем человеке»
14. А.Н.Рыбаков «Кортик», «Бронзовая птица», «Выстрел»
15. Ю.В.Сотник «На тебя вся надежда», баллады о Робин Гуде (в переводе С.Я.Маршака)
16. М.А.Гершензон «Робин Гуд»


Зарубежная литература


1. Э.Рауд «Нержавеющая сабля»
2. Л.Буссенар «Капитан Сорвиголова»
3. Ж.Верн «Пятнадцатилетний капитан»
4. Ч.Диккенс «Оливер Твист»
5. А.Конан Дойл «Красным по белому», «Рассказы о Шерлоке Холмсе», «Затерянный мир»,
«Маракотова бездна»
6. Г.Мало «Без семьи»
7. Э.По «Золотой жук»
8. Р.Стивенсон «Остров сокровищ», «Сатанинская бутылка», «Вересковый мёд»
9. А.Линдгрен «Расмус-бродяга»
10. Дж. Лондон «Зов предков»
11. Э.Сетон-Томпсон «Маленькие дикари»
12. М.Твен «Принц и нищий», «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура», «Приключения
Гекльберри Финна»
13. Р.Киплинг «Арест лейтенанта Голайтли»
14. А.Франс «Жизнь в цвету» (глава из романа)
15. Р.Брэдбери «Ракета»

 

bibydel.ru

Школьная программа по литературе, 5-11 класс: список произведений

Каждый год, отправляясь на долгожданные летние каникулы, школьники получают задание на лето, чтобы не забыть то, что учили весь год. Особое внимание при этом уделяется школьной программе по литературе на будущий год, но цель этого задания совсем другая. Школьная программа составлена таким образом, что на изучение литературного произведения отводится не так много времени, и школьникам будет очень сложно читать произведения по программе в течение учебного года. Именно для этого, на лето школьникам 5-11 классов выдают список литературы, которую им необходимо прочитать.

Литература, 5 класс: список произведений на лето

Школьная программа для пятиклассников подразумевает изучение различных жанров, как русской, так и зарубежной литературы. Сюда входят проза, пьесы сказок, поэзия. Чтобы школьнику легче было учиться в течение года и не испытывать чрезмерные нагрузки, которые могут привести к общему утомлению, ухудшению зрения, повышению внутричерепного давления и прочим заболеваниям.

Чтобы успеть за лето осилить весь список того, что задано по литературе, пятикласснику придется читать не меньше 7-10 страниц ежедневно. Это важно учитывать, если кому-то из школьников придется закапывать глаза для расширения зрачков и диагностики болезней глаз. Обычно эту процедуру врачи откладывают на лето, чтобы не вмешиваться с прохождением диагностики в учебный процесс. После процедуры школьник не сможет читать от 7 до 15 дней, поэтому этот факт нужно учитывать.

Самым большим по объему произведением для изучения в 5 классе является произведение Д.Дефо «Жизнь и удивительные приключения морехода Робинзона Крузо». Чтобы прочитать его, пятикласснику понадобится не меньше чем треть летних каникул. Вообще рекомендуется вначале читать объемные и сложные произведения, а коротенькие рассказы, басни и очерки оставлять «на закуску».

Список произведений по русской литературе для изучения в 5 классе выглядит так:

  1. Александр Сергеевич Пушкин «Сказка о спящей царевне» и другие сказки (представлять произведения писателя и поэта бессмысленно, его знают даже малыши).
  2. Русские народные сказки «Василиса-Прекрасная» и прочие (детям пятого класса можно читать летом любые народные сказки, но не забывать при этом, что в программе есть еще много других произведений).
  3. Михаил Зощенко «Великие путешественники» (следует отметить, что у Зощенко найдутся рассказы на все группы школьников).
  4. Николай Васильевич Гоголь «Майская ночь или Утопленница» (по этой повести даже снят кинофильм. Это таинственное, мистическое произведение русской классики тесно переплетено в реальностью).
  5. Василий Жуковский, сказка «Финист – Ясный Сокол» (дети знают, что по мотивам этого произведения даже снята детская киносказка).
  6. Александр Иванович Куприн «Чудесный доктор».
  7. Константин Паустовский «Кот-ворюга» (все произведения этого автора интересны, легкочитаемы и наделены глубоким смыслом).
  8. Андрей Платонов «Волшебное кольцо».
  9. Виктор Астафьев «Васюткино озеро».
  10. Василий Белов «Скворцы»

А вот список произведений для изучения в 5 классе по зарубежной литературе.

  1. Даниэль Дефо «Жизнь и удивительные приключения морехода Робинзона Крузо».
  2. Легенды и мифы Древней Греции (цикл небольших рассказов о Греческих богах и прочих мистических персонажах).
  3. Астрид Линдгрен «Приключения Калле Блюмквиста».
  4. Марк Твен «Приключения Тома Сойера».
  5. Редьярд Киплинг «Кошка, которая гуляла сама по себе».
  6. Джани Родари «Сказки по телефону», «Говорящий сверток» и другие.
  7. Джон Роналд Руэл Толкин «Хоббит или туда и обратно».
  8. Оскар Уальд «Роза и соловей».
  9. Вильгельм Гауф «Карлик Нос».
  10. Сказки Ганса Христиана Андерсена.

Литература, 6 класс: список произведений на лето

Учащиеся пятых классов постепенно осваивают чтение, как литературный вид искусства, а в шестом классе школьники совершенствуют полученные умения. Именно поэтому школьникам 6 классов в летнюю программу по литературе включают приключенческие произведения, фантастику, детективы и мистику. Кроме этого в школьной программе появляются исторические произведения, а также повести о сверстниках, живой и растительной природе. Словом, школьникам шестых классов предоставляется уникальная возможность получить общие представления о всех литературных жанрах.

Литературное чтение для школьников шостого класса не только повышает их технику чтения, но и позволяет формировать у них свое собственное отношение о прочитанном, осмысливать прочитанную литературу, как словесный вид искусства.

Список произведений по русской литературе для изучения в 6 классе выглядит следующим образом.

  1. Поэзия Александра Сергеевича Пушкина (кроме этого школьники могут почитать романы автора, что существенно облегчит им жизнь в старших классах).
  2. Николай Гоголь «Ночь перед Рождеством или Вечера на хуторе близ Диканьки» (веселый, занимательный рассказ, в котором переплетены мистические сюжеты с реальными).
  3. Николай Лесков «Человек в часах», «Обман», «Тупейный художник» и прочие повести.
  4. Александр Сергеевич Пушкин «Дубровский».
  5. Федор Достоевский «Мальчик у Христа на елке».
  6. Лев Толстой «Хаджи-Мурат».
  7. Антон Чехов «Жалобная книга», «Толстый и тонкий», «Хирургия» и другие произведения писателя.
  8. Виктор Астафьев «Фотография, на котором меня нет».
  9. Иван Тургенев «Хорь и Калиныч» (у Тургенева много рассказов и повестей, в которых использована метафора, автор жестко высмеивал человеческие пороки, проводя аналогию людей и животных.
  10. Михаил Зощенко, рассказы для детей.
  11. Кир Булычев «Заповедник сказок» и другие произведения автора (для внеклассного чтения можно взять рассказы и повести о путешествиях Алисы Селезневой из одноименного цикла).
  12. Федор Искандер «Запретный плод», «Вечерняя дорога», «Первое дело» и прочее.
  13. Андрей Платонов «В прекрасном и яростном мире».
  14. Владислав Крапивин «Валькины друзья и паруса».
  15. Константин Паустовский «Мещерская сторона».

А вот список произведений для изучения в 6 классе по зарубежной литературе.

  1. Артур Конан Дойл «Горбун».
  2. Александр Дюма «Три мушкетера».
  3. Рэй Дуглас Бредбери «Третья экспедиция».
  4. О.Генри «Вождь краснокожих».
  5. Джеймс Фенимор Купер «Следопыт», «Последний из могикан» и другие произведения для шестиклассников.
  6. Астрид Линдгрен «Приключения Калле Блюмквиста».
  7. Джек Лондон, рассказы.
  8. Майн Рид «Всадник без головы».
  9. Эдгар По «Овальный портрет».
  10. Эрнест Сетон-Томпсон, рассказы.
  11. Марк Твен «Приключения Гекльберри Финна» (продолжение истории о друзьях Томе Сойере и Гекльберри Финне).

Литература, 7 класс: список произведений на лето

Литературное чтение для школьников этого возраста позволяет формировать у них личностное отношение о прочитанном, осмысливать литературу, как словесный вид искусства. Постепенно у школьников формируется понимание и осознание прочитанного, развивается читательская культура.

Помимо художественных произведений семиклассники начинают знакомится с критикой, читают биографии писателей и многое другое, новое для них, в программе появляются описательные тексты.

Седьмой класс в средней школе считается переходным для стершего звена. В 5-6 классе на уроках литературы школьники учатся больше разговаривать и активно тренируют разговорную устную речь. В старших классах основной упор уделяется чтению, а именно в 7-8 классах устная речь и литературное чтение имеют одинаковое значение. Кроме того, произведения становятся более сложными, требующими глубокого осмысления прочитанного.

Список произведений по русской и зарубежной литературе для изучения в 7 классе выглядит так.

  1. Александр Сергеевич Пушкин «Полтава», «Пиковая дама», «Борис Годунов» и прочее.
  2. Василий Жуковский «Светлана».
  3. Иван Тургенев «Певцы», «Бурмистр».
  4. Николай Гоголь «Тарас Бульба».
  5. Михаил Салтыков-Щедрин, сказки.
  6. Максим Горький «Макар Чудра», «Старуха Изергиль».
  7. Александр Куприн «Изумруд», «Тапер».
  8. Антон Чехов, рассказы (особенно понравится детям рассказ автора «Драма на охоте», по мотивам которого был снят кинофильм «Мой ласковый и нежный зверь»).
  9. Иван Бунин «Сны Чанга».
  10. Михаил Зощенко «История болезни».
  11. Александр Грин «Алые паруса», «Бегущая по волнам».
  12. Виктор Астафьев «Мальчик в белой рубашке».
  13. Рувим Фрайерман «Дикая собака Динго», «Повесть о первой любви».
  14. Рэй Дуглас Бредбери «Все лето в один день», «Каникулы», «Зеленое утро» и прочее.
  15. Джек Лондон «На берегах Сокраменто», «Белый клык» (произведения автора очекнь нравятся тинейджерам, они увлекательны, в нем много приключений, к тому же их легко читать).
  16. Марк Твен «История с приведением».
  17. Герберт Уеллс «Война миров», «Человек-невидимка», «Пища богов» и прочее (сюжеты произведений Уеллса всегда граничат между реальными событиями и мистическими, что делает чтение увлекательным и легким).
  18. Эдгар По, рассказы и повести.

Литература, 8 класс: список произведений на лето

Целью литературного чтения в восьмом классе является знакомство школьников с классическими произведениями, как русской, так и зарубежной словесной культуры. Эти произведения несут важную задачу: они формируют у школьников высоконравственные понятия и чувства, воспитывают патриотические чувства и чувства собственного достоинства.

Техника чтения восьмиклассника уже позволяет ему быстро осмысливать прочитанное, уметь формировать собственное мнение о книге, ее героях, сюжете.

Уроки литературы и школьная программа позволяют восьмиклассникам по прочитанным произведениям формировать собственное мнение о культуре разных народов и стран, обогащать собственные знания, понимания прочитанного, осознавать многообразие и богатство литературы как особого вида словесного искусства. Школьники не только воспитывают в себе культуру чтения, но и формируют потребности в чтении книг, повышают свой словарный запас, учатся грамотно, красиво и лаконично излагать сои мысли.

Список литературных произведений по русской и зарубежной литературе для изучения в 8 классе включает в себя следующие произведения.

  1. Александр Сергеевич Пушкин «Капитанская дочка», «Медный всадник» и прочие повести и романы, соответствующие школьной программе.
  2. Николай Гоголь «Ревизор», «Петербургские повести», «Женитьба» (Если из предложенных романов и повестей одного автора в список внесено сразу несколько, то в каждой школе учитель должен сообщить школьникам, какое произведение он ставит в приоритет остальным. Это значит, что учитель сам определит, что они будут проходить более детально, а что оставит на внеклассной чтение для поверхностного ознакомления с произведением).
  3. Иван Тургенев «Ася».
  4. Иван Пущин «Записки о Пушкине».
  5. Лев Толстой «После бала», трилогия «Детство», «Отрочество», «Юность» (в некоторых школах трилогию разбивают на отдельные романы и проходят не за один учебный год, а за несколько. Например, в пятом классе дети читают «Детство» Толстого, в шестом – «Отрочество», в седьмом – «Юность». Разбивка может меняться).
  6. Иван Бунин «Лапти», «Цифры».
  7. Поэзия Марины Цветаевой.

Изучение произведений зарубежных авторов варьируется самим педагогом, он определяет, каких авторов они будут проходить с учениками и в каком объеме.

  1. Эмброз Бирс «Человек и змея».
  2. Виктор Гюго «93-й год», «Человек, который смеется», «Отверженные».
  3. Томас Гарди «Роковая ошибка церковных музыкантов».
  4. Джером К. Джером «Миссис Корнер расплачивается».
  5. Джек Лондон «Под палубным тентом» (восьмиклассникам еще предлагается к прочтению экранизированный роман «Сердца трех» этого же автора).
  6. Эдгар По «Очки».
  7. Роберт Стивенсон «Владете ль Баллантре».
  8. Герберт Уеллс «Война миров», «Человек-невидимка», «Пища богов» и прочее. (В восьмом классе школьники проходят те произведения автора, какие не успели пройти в седьмом классе. Все сюжеты произведений Уеллса всегда граничат между реальными событиями и мистическими, что делает чтение увлекательным и легким).
  9. Марк Твен «Журналистка из Теннесси».

Литература, 9 класс: список произведений на лето

В девятом классе наступает последний этап в освоении чтения и окончание периода литературного образования в концентрическом плане. Помимо художественных произведений школьники читают различные очерки русской литературы, включая исторические заметки и произведения, изучают биографические статьи русских и зарубежных писателей.

Какие же цели преследует учитель на уроках русской и зарубежной литературы в 9 классе? Прежде всего, он старается сформировать у учащихся эмоциональный и ценностный опыт изучения художественных произведений в литературе. Также учитель пытается добиться от школьников осознания эстетических ценностей художественных произведений, их роли в истории отечественной и мировой литературы.

Список художественных произведений по русской и зарубежной литературе для изучения в 9 классе включает в себя следующие произведения.

  1. «Слово о полку Игореве».
  2. Денис Фонвизин «Недоросль».
  3. Александр Грибоедов «Горе от ума».
  4. Николай Карамзин «Бедная Лиза».
  5. Александр Пушкин «Евгений Онегин».
  6. Михаил Лермонтов «Герой нашего времени», поэзия.
  7. Николай Гоголь «Мертвые души».
  8. Антон Чехов «Медведь».
  9. Аркадий Аверченко, рассказы.
  10. Михаил Булгаков «Похождения Чичикова».
  11. Иван Бунин, рассказы.
  12. Михаил Шолохов «Судьба человека».
  13. Поэзия Анны Ахматовой, Александра Блока, Сергея Есенина, Марины Цветаевой и прочих представителей XX века.
  14. Уильям Шекспир, Сонеты.
  15. Жан Батист Мольер «Мещанин во дворянстве».
  16. Ричард Бах «Чайка по имени Джонатан Ливинстон».
  17. Валентин Распутин «Прощание с Матерой».

Литература, 10 класс: список произведений на лето

В старших классах учащиеся уже умеют анализировать прочитанное, делать выводы, составлять литературные портреты персонажей. Чтение в 10 классе направлено на совершенствование этих навыков, формирование моральных ценностей у подрастающего поколения, обеспечение гражданского, нравственного, эстетического и этического поведения и воспитания школьников.

Список литературы на лето для 10 класса:

  1. Александр Пушкин «Пиковая Дама», «Евгений Онегин», поэзия.
  2. Михаил Лермонтов «Герой нашего времени», поэзия.
  3. Николай Гоголь «Мертвые души».
  4. Александр Островский «Гроза», «Бесприданница».
  5. Иван Гончаров «Обломов».
  6. Иван Тургенев «Отцы и дети», «Записки охотника».
  7. Федор Достоевский «Преступление и наказание».
  8. Оскар Уальд «Портрет Дориана Грея».
  9. Николай Лесков «Тупейный художник».
  10. Лев Толстой «Война и мир».
  11. Бернард Шоу «Дом, где разбиваются сердца».
  12. Антон Чехов, рассказы.
  13. Федор Тютчев, поэзия.

Литература, 11 класс: список произведений на лето

В старших классах учащиеся уже умеют анализировать прочитанное, делать выводы, составлять литературные портреты персонажей. Чтение и развитие речи в 11 классе направлено на совершенствование этих навыков, формирование моральных ценностей у подрастающего поколения, обеспечение гражданского, трудового, нравственного, эстетического и этического поведения и воспитания школьников, способствует развитию памяти, мышления, помогает формировать у школьников навыки самостоятельной деятельности.

Список литературы на лето для 11 класса:

  1. Иван Бунин, поэзия, рассказы.
  2. Александр Куприн «Олеся», «Гранатовый браслет».
  3. Аркадий Аверченко, рассказы.
  4. Михаил Зощенко, рассказы.
  5. Поэзия серебряного века.
  6. Максим Горький «На дне».
  7. Александр Блок, поэзия.
  8. Сергей Есенин, поэзия.
  9. Владимир Маяковский, поэзия.
  10. Михаил Булгаков «Собачье сердце», «Мастер и Маргарита».
  11. Андрей Платонов, рассказы.
  12. Алексей Толстой «Петр I».
  13. Михаил Шолохов «Тихий Дон».
  14. Поэзия о войне.
  15. Александр Солженицын «Один день Ивана Денисовича».
  16. Александр Твардовский, проза.
  17. Валентин Распутин, проза.
  18. Виктор Астафьев, рассказы.
  19. Василий Шукшин, рассказы.
  20. Современная фантастика (К.Булычев, братья Стругацкие, И.Ефремов).
  21. Чингиз Айтматов «Плаха».
  22. Авторская песня (В.Высокий, В.Цой, Б.Окуджава, И.Тальков и прочее).

Некоторые произведения проходят школьники разных классов, но это не значит, что они читают одно и то же из года в год. Просто в среднем звене они проходят произведение в сокращенном варианте, а в старших классах читают уже полное произведение. Некоторые педагоги по литературе могут корректировать программу изучения произведений, поэтому мы встречаем в программе повторяющиеся пункты.

childage.ru

План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Урок по теме “Что такое рассказ?”

Урок русского языка в 5 классе  по теме “Что такое рассказ?”    

Цели:

ознакомление с рассказом как видом повествования;

развитие устной и письменной речи, аналитических способностей уч-ся

воспитание бережного отношения к языку.

Задачи:

дать понятие о рассказе как виде повествования; научить отличать от других повествовательных текстов;

показать особенности строения рассказа, научить выделять его структурные части;

подготовить к созданию собственных рассказов

–  Актуализация знаний

1  Знакомство с темой. Определение задач, которые необходимо выполнить на уроке.

(презентация  к уроку: СЛАЙД 1)

2   Вспомните типы речи. Как их различать?

 Составление схемы по ходу ответов.   СЛАЙД 2

3   Представьте, что вам нужно рассказать  о вашей собаке не словами, а с помощью фотоснимков.  Содержание  какого текста – повествования, описания, рассуждения – вы могли бы отразить на одном снимке? Почему?

–  В каком случае вам потребуется несколько снимков? Почему?

–  Содержание  какого текста вы вообще не сможете передать фотографией? Почему?

  см. СЛАЙД 3

–  Формирование новых понятий и способов действий

1  Тема нашего урока – рассказ. Разновидностью  какого типа речи он является?

2  В окружающем мире, в нашей жизни немало интересного. Умеем ли мы об этом рассказывать? Хватает ли нам для этого наших знаний?

 Как-то на уроке учитель попросил пятиклассников вспомнить, что интересного происходило в школе или дома. Первым стал рассказывать Вася:

– Меня зовут Вася. Мне 10 лет. Я учусь в 5 классе. У нас очень дружный класс. У меня есть собака, я её очень люблю.

Попробовали другие, получилось  примерно то же самое. Учителю ответы не понравились:

– Как-то вы все одинаково рассказываете. Да и не рассказы это вовсе. СЛАЙД 4

3   Почему ответ Васи не является рассказом? Что можно считать рассказом?

– Сравните ваши выводы с определением на экране. Какое слово в определении является ключевым? (слово “случай”)   СЛАЙД 5

4   А что такое случай? Попробуем объяснить это после чтения стихотворения.  СЛАЙД 6

–  Найдите строчки, где говорится о разных случаях.

– Допишите предложение: Случай – это…

5  Подбор и запись в тетрадях синонимов и эпитетов к слову СЛУЧАЙ

см  СЛАЙД 7

6 Составление предложений с использованием схем.  СЛАЙД 8

– Что показывают приведенные схемы? (как можно начинать рассказ)

– Используя схемы, составить предложения, которые бы могли быть началом рассказа.

Например: “То, о чем я собираюсь рассказать, приключилось со мной прошлым летом”. “Со мной произошло нечто важное, о чем мне хочется вам поведать”.

7  Что еще необходимо знать, чтобы уметь составлять хорошие рассказы? Найдите ответы на экране.  СЛАЙД 9

( для чего и кому рассказываешь, в какой последовательности)

8  СЛАЙД 10: знакомство с композицией рассказа.

– Попробуйте строение рассказа представить в виде схемы.

9  Представьте себе, что у вас в руках чудесный конструктор. Изобразим постройку, которая бы соответствовала построению рассказа. Это поможет лучше представить структуру рассказа,  место каждой его  части  в тексте. В основании постройки лежит случай, верхушка – кульминация.  СЛАЙД 11

 Дома вы можете изобразить и другие постройки, наглядно изображающие части рассказа.

–  Применение знаний и новых способов действий в ситуациях по образцу и в измененных условиях

10  Работа с текстом. см КАРТОЧКИ ДЛЯ РАБОТЫ НА УРОКЕ

Анализ рассказа Гуттуева  “Этот простой русский язык”

– Действительно ли текст является рассказом? Обоснуйте свое мнение.

– Выделите структурные части рассказа.

– Где выражена основная мысль рассказа?

– Если бы не было вступления и заключения, легко ли было бы понять основную мысль рассказа?

11 Научились ли мы отличать рассказ от других повествовательных текстов?

 Сравните два  сочинения пятиклассников на тему “Первый раз на ёлке”. Получились ли у них рассказы?

СЛАЙД 12: Рассказ Тани.

– Рассказала ли Таня о каком-нибудь случае или просто перечислила то, что было на ёлке?  Интересно ли вам было слушать это сочинение?

(это не рассказ, ни о каком случае не говорится)

СЛАЙД 13: Рассказ Оли (Первый раз на ёлке)

– Можно ли считать, что Оля повествует о случае?

– Выделите случай, который лежит в основе рассказа.

– Можно ли считать этот случай необычным? Часто ли бывает такое?

– Было ли смешно. когда читали рассказ?

– Достаточно ли полно раскрыто главное событие?

– Назовите структурные части рассказа.

12  Творческая работа. СЛАЙД 13

– Рассмотрите рисунки. Какой случай на них изображен?

– Составьте по ним рассказ.

-,Выделите структурные части рассказа.

–  Итог урока. Рефлексия.

– Смогли ли мы на уроке выполнить задачи, которые поставили в начале занятия? Обоснуйте свое мнение.

Д/З:  1. Составить рассказ на тему «Как я однажды…»

Подумайте, о каком случае вы расскажете?

С чего начнете рассказ, как будет развиваться действие, чем все окончится?

2. Попробуйте изобразить композицию рассказа в виде какого-нибудь архитектурного сооружения (вспомни пример с урока)

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *