5 класс фгос классные часы – 5 .

Методическая разработка (5 класс) по теме: Тематика классных часов 5 класс

Большую роль в воспитательной работе играет проведение классных часов, внеклассных мероприятий и родительских собраний, правильный выбор их тем (они должны быть актуальны, интересны и доступны для учащихся и их родителей.)

“Классный час есть форма прямого общения  воспитателя со своими воспитанниками”. (В. П. Созонов)

Классные часы  проводятся с различными воспитательными целями:

1. Создание условий для становления и проявления индивидуальности ребенка, его творческих способностей.

2. Обогащение учащихся знаниями о природе, обществе, человеке.

3. Формирование эмоционально- чувственной сферы и ценностных отношений личности ребёнка.

4. Формирование классного коллектива как благоприятной среды развития и жизнедеятельности школьников.

Основные компоненты классного часа.

Целевой – целевые установки должны быть связаны, прежде всего, с развитием индивидуальности ребёнка, с проектированием и установлением уникального его образа жизни.

Содержательный – содержание классного часа является личностно значимым. Оно включает материал, необходимый для самореализации и самоутверждения личности ребёнка.

Организационно-деятельный – учащиеся являются полноправными организаторами классного часа. Актуальное участие и заинтересованность каждого ребёнка, актуализация его жизненного опыта, проявление и развитие индивидуальности.

Оценочно-аналитический – в качестве критериев оценки результативности классного часа выступают проявление и обогащение жизненного опыта ребёнка, индивидуально-личностное значение усваиваемой информации, влияющей на развитие индивидуальности и творческих способностей обучающихся.

Классный час может проводиться в различных формах:

в форме классного собрания, часа общения, воспитательного часа, это может быть экскурсия или тематическая лекция, встречи с интересными людьми, викторины по разным областям знаний, КВНы, игры-путешествия, тренинги, читательские конференции, театральные премьеры.

Но, также следует учитывать, что может быть экстренное классное собрание или замена по тем или иным причинам одной формы проведения классного часа другой.

Примерная тематика классных часов и внеклассных мероприятий

5 класс 2013-2014 учебный год

Направление «Я – человек»

Тема

Форма проведения

Время проведения

1

День знаний

праздник

1 сентября

2

Культура поведения в школе

Деловая игра

5 сентября

3

«5 на 5»

Интеллектуально-творческий конкурс

13 сентября

4

Планета друзей

Ролевая игра

26 сентября

5

Азбука общения

Деловая игра

3 октября

6

Учимся спорить

Деловая  игра

17 октября

7

Вместе весело шагать

Деловая игра

24 октября

8

Внимание

тренинг

ноябрь

9

Толерантность

Деловая игра

14 ноября

10

Что поможет мне учиться

тренинг

январь

11

Кем хотите стать вы, дети

Игра, беседа

февраль

12

Шалость и проступок

беседа

март

13

Доброта и милосердие в нашей жизни

игра

апрель

14

Настоящий друг – кто он?

тренинг

апрель

15

Тренинговые занятия на выявление качеств личности

В течение года

Направление «Моя Родина»

Тема

Форма проведения

Время проведения

Памяти детей-жертв Беслана

беседа

3 сентября

Международный день мира

Интеллектуально-творческая игра «Славяне»

Флеш-моб

21сентября

22 сентября

Дорогие мои, старики

Театрализованное представление

октябрь

«Ах, картошка, объедение»

Конкурсная программа

октябрь

Осенние посиделки

Театрализованная программа

октябрь

«Когда мы едины»

Фестиваль дружбы народов

16 ноября

Мир, в котором тепло

игра

ноябрь

Знаю свои права

игра

12 декабря

Зимние посиделки

Театрализованное представление

декабрь

Рождественские святки

Театрализованное представление

январь

Жаворонков день

Театрализованное представление

март

Широкая масленица

Театрализованное представление

март

Весенние посиделки

Театрализованное представление

апрель

Пасха

Театрализованное представление

апрель

Покорение космоса

игра

апрель

Маленькие герои большой войны

Кл.час

май

Организация экскурсий по городу, краю и России

экскурсии

В течение года

Организация встреч с интересными людьми, ветеранами ВОВ, священниками

встречи

В течение года

Направление «Здоровый образ жизни»

Тема

Форма проведения

Время проведения

1

На природу за позитивом

Поход на Столбы

1 раз в месяц

2

Эх, прокачусь

Велосипедные гонки на о.Татышев

сентябрь

3

Олимпиада в Сочи

Игра, конкурсная программа

декабрь

4

Олимпийские и параолимпийские игры

Викторина, беседа

январь

5

Негативные переживания

тренинг

февраль

6

Организация участия в спортивных соревнованиях разного уровня

В течение года

Направление «Мир прекрасного»

Тема

Форма проведения

Время проведения

1

Человеческие ценности

беседа

19 сентября

2

Зимушка, зима

КВН

декабрь

3

Этикет и мы

Брейн-ринг

декабрь

4

Вселенная слов

игра

январь

5

Доброта как прекраснейшее из человеческих качеств

игра

март

6

Организация выездов в театры, музей, библиотеки района и города

экскурсии

В течение года

Проекты:

Дорогие мои, старики –  сентябрь

Моя родословная – сентябрь – ноябрь

Что в имени моем – сентябрь – ноябрь

Доброе сердце

Не Я, а МЫ.

Общешкольные мероприятия:

  1. Акция «Помоги пойти учиться»
  2. Акция «от сердца к сердцу» в рамках празднования Дня пожилого человека
  3. День учителя
  4. Декада памяти Е.А.Крутовской
  5. Двухмесячник «Молодежь выбирает жизнь»
  6. Двухмесячник по гражданско-патриотическому воспитанию
  7. Весенняя Неделя Добра
  8. Стартуют все»
  9. День Победы

Примерные темы родительских собраний

Тема

Адаптация пятиклассников. Трудности и пути их решения..

сентябрь

Умеете ли вы общаться с детьми?

октябрь

Особенности подросткового возраста.

ноябрь

«Ребенок учится тому, что видит у себя в дому». Роль семьи в воспитании моральных качеств личности. Поощрение и наказание в воспитании детей.

декабрь

Здоровый образ жизни – основа успешной жизнедеятельности.

Как уберечь детей от вредных привычек

февраль

Агрессивные дети. Причины и последствия детской агрессии.

март

Мама, научи меня трудиться. Трудовое воспитание как основа развития личности ребенка

апрель

«Год прошел, мы повзрослели». Итоговое

май

nsportal.ru

Методическая разработка (5 класс) на тему: Материал “Тематика классных часов в 5 классе”.

Тематика классных часов

Сентябрь

  1. Классный час, посвященный 70-летию Победы в войне с милитаристской Японией.
  2. Классный час «Причины дорожно-транспортных происшествий».
  3. Единый классный час «Мир без террора».
  4. Классный час «Мой товарищ по парте. Кто он?»

Октябрь

  1. К классный час «Причины дорожно-транспортных происшествий».
  2. Классный час «Есть такая профессия – ученик».
  3. Классный час «Безопасность в интернете».
  4. «Урок здоровья».
  5. Всероссийский урок по основам безопасности жизнедеятельности

Ноябрь

  1. Классный час «Я выбираю здоровье».
  2. Классный час ко Дню народного единства «Мы одна семья!»
  3. Классный час, посвященный 70-летию начала Нюрнбергского процесса.
  4. Классный час «Берегите бабушек и дедушек!»

Декабрь

  1. Классный час «Один за всех и все за одного».
  2. Всероссийский урок в рамках Международного года света и световых технологий.
  3. Тематический урок, посвященный 70-летию начала Нюрнбергского процесса.
  4. Классный час «Будь осторожен на дорогах и водоёмах».

Январь

  1. Классный час «Мы веселы, счастливы, талантливы!»
  2. Классный час «Здоровье моей семьи».
  3. Классный час «Я и социум».

Февраль

  1. Единый классный час «Отечества достойные сыны».
  2. Беседа «Правила дорожного движения».
  3. Классный час “Что значит быть патриотом сегодня?”
  4. «Урок здоровья».

Март

         1. Классный час «Экологически культурные люди, кто они».

         2. Классный час ко дню воссоединения Крыма с Россией.

         3. Устный журнал «Достопримечательности, знаменитые люди Мордовии».

Апрель

  1. Классный час «Имею право».
  2. Классный час «Это имя помнит вся Россия» (День космонавтики).
  3. «Урок здоровья».

Май

  1. Уроки мужества «Герои, опаленные войной».
  2. Беседа «О мерах предосторожности в летний период».
  3. Классный час «Они помогли победить в годы ВОВ»
  4. Классный час «Итоги года: победы и поражения».

nsportal.ru

Классный час (5 класс) на тему: Разработка классного часа ФГОС ООО 5 класс

Цель:

1.Формирование  представление  о «Декларации прав человека», «Конвенции о правах ребёнка».

2.Обобщить знания детей об основных правах ребёнка, правах человека.

3. Научить детей применять права и обязанности в повседневной жизни.

4.Формировать уважительное отношение друг к другу.

Воспитательные задачи:

  1. Формировать правовую культуру и правовое сознание у учащихся
  2. Воспитывать личность, осознающую достоинства личности
  3. Формировать уважительное отношение к жизни
  4. Воспитывать гражданские чувства учащихся
  5. Развивать познавательные интересы, потребности в изучении правовых норм.

Ожидаемые результаты:

1.Формирование навыков и привычек правового поведения.

2. Обогащение эмоционального мира детей и формирование у них правовых качеств.

3.Вооружение учащихся знаниями о морали, формирование моральных принципов.

4. Накопление и обогащения опыта нравственного и правового поведения среди школьников путём организации их практической деятельности.

Структурные компоненты классного часа:

1.Оганизационный момент, характеризующийся внешней и внутренней

( психологической) готовностью учащихся к классному часу.

2.Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению материала:

  • Сообщение темы
  • Формулировка целей и задач классного часа учащимися
  • Показ практической значимости изучаемого материала, мотивация учащихся к его усвоению

3.Этап систематизации изученного:

  • Беседа
  • Физкультпауза
  • Беседа

4.Подведение итогов классного часа

Оборудование:

Технологии:

  • ИКТ
  • Дифференцированный подход
  • Системно-деятельностный подход
  • Компетентностный подход

Методы:

  • Проблемно-поисковый
  • Коммуникативный
  • Проектный

Формы организации:

  • Работа в группах

Ход классного часа

1.Оганизационный момент

Классный руководитель: Здравствуйте дорогие ребята. Присаживайтесь на свои места. Посмотрите друг на друга улыбнитесь, передайте частичку хорошего настроения соседу по парте. Молодцы.

2. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению материала классного часа.

Классный руководитель: Ребята я вам предлагаю прослушать стихотворение, которое  прочитает нам (ученица 5 класса)

Ученица:

Очень много стран на свете, это знает каждый

Кто, скажите, в странах этих

Самый-самый важный?  ( Пауза)

Не спешите, не пытайтесь дать ответ в один момент,

Главных много выбирайте (показ слайдов)

Там король, здесь президент.

Про вождей и про царей знаем мы с пелёнок,

Но главней, нужней, важней для страны – ребёнок!

Кем он станет завтра, маленький и нежный?

Всей Земле права его – право на надежду?

Классный руководитель: Ребята я вам предлагаю заполнить таблицу (слайд). Вы можете высказать какие мысли и вопросы у вас возникли после прослушивания стихотворения.

Ответы учеников:

Наши мысли

Наши вопросы

Мы все – дети, где бы мы не жили

Что такое право?

Какой документ регламентирует права человека?

Каждый ребёнок важен для родителей, для страны

Что такое обязанности?

В каком документе регламентированы обязанности учеников?

У всех детей есть права

Какой документ регламентируют права  ребёнка?

Если есть прав, то обязательно есть и обязанности у каждого взрослого и у ребёнка в том числе

Как систематизировать эту информацию?

Классный руководитель: Молодцы ребята, вы заполнили таблицу. Попробуйте сформулировать тему, цели нашего классного часа.

Ответы учеников: Я считаю, что тема нашего классного часа «Права и обязанности». Цель классного часа  закрепить знания о правах и обязанностях детей и взрослых. Познакомится более подробно с документами, которые регламентируют права человека, прав ребёнка. Научиться применять в повседневной жизни  полученные знания.

Классный  руководитель: Совершенно верно  ребята вы правильно определили цели и тему нашего классного часа. ( Тема и цели  классного часа вывешиваются на доске).Мы попробуем посмотреть на самих себя, какие мы есть, что есть  у нас общего и чем мы отличаемся, что следует сделать, чтобы всем было хорошо, среди сверстников, среди взрослых , в классе, в школе, на улице.

-Следовательно, нам необходимо ответить нате вопросы, которые у вас возникли после прослушивания стихотворения.

Классный руководитель: Ваши предложения ребята, как мы будем сегодня работать на классном часу.

 Ответы учащихся: Мы предлагаем распределиться по группам по желанию.

Классный руководитель: Хорошо ребята. Пока вы рассаживаетесь. Я вам прочитаю небольшое стихотворение.

Чтобы нам не уставать

Важно место поменять

Смена положения

С усталостью сражения.

Ребята рассаживаются, образуя группы

Классный руководитель: Вы образовали группы. Попробуйте сформулировать задания для каждой группы. При этом обратите внимание, на какие вопросы нам необходимо ответить?

Ответы учащихся: Одна группа может ответить на вопрос Что такое право? Какой документ регламентирует права человека? Другая группа может ответить на вопрос Что такое обязанности? Какие документы регламентируют обязанности учащихся? Ещё группа может ответить на вопрос: Какие права есть у каждого ребёнка, в каких документах они прописаны? Отвечая на вопросы, мы можем оформить  на ватмане ответ группы и ознакомить с ответом другие группы. У нас может получиться таким образом «мини альбом, который мы можем дополнять другими материалами по правам человека и ребёнка.

Классный руководитель: Я с вами согласна. Но для того чтобы приступить к выполнению задания, нам необходимо по цепочке вспомнить правила работы в группе

Ответы учащихся по цепочке:

Команда – это значит вместе,
Команда – все за одного.
Здесь всё по совести и чести,
Здесь не обидят никого.
Команда нас объединяет

Не испугаемся преград,
Здесь каждый свое дело знает,
Работает на результат.
А если возникают споры,
Они решаются тотчас,
И никакие разговоры
Не отвлекут от дела нас.
В своей команде нам уютно
Мы оказались в ней не вдруг,
Когда кому-то станет трудно,
Свое плечо подставит друг

Классный руководитель: Молодцы ребята. Представители группы  могут подойти к информационному столу и взять  конверт с заданиями, которые вы пожелали выполнить. На выполнение задания  вам отводится 7-8 минут.

Ответы  групп:

Задание для группы в конверте  № 1 Что такое право? Какой документ регламентирует права человека

Ответы учащихся: В толковом словаре Ожегова, право –  Совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе.

Право-Охраняемая государством, узаконенная возможность что-нибудь. делать, осуществлять. 

Декларация – Официальное или торжественное программное заявление. Название некоторых официальных документов с сообщением каких-нибудь, требуемых сведений.

  1. В 1945 году закончилась Вторая мировая война – самая жестокая и

кровопролитная за всю историю человечества. Развязала эту войну фашистская
Германия во главе с Гитлером, который хотел поработить народы других стран и
установить мировое господство. Война унесла миллионы человеческих жизней,
разрушила множество городов, сел и деревень…

Когда наступил мир, народы многих стран решили: нужно объединиться, чтобы разногласия и противоречия заставляли людей не драться, а вступать в переговоры, чтобы конфликты можно было решать мирным путем. Именно с этой целью в октябре 1945 года была создана Организация Объединенных Наций – ООН.

  1.  1948 году государства, входящие в ООН, подписали Всеобщую декларацию прав

человека ~ документ, в котором пообещали друг другу и своим народам
гражданские права и свободы: равенство всех перед законом, личную
неприкосновенность, возможность верить или не верить в бога и многое другое.
Положения, о которых говорится в документе, касаются всех – мужчин и
женщин, богатых и бедных, верующих и неверующих – независимо от
национальности и цвета кожи.

  1. Всеобщая декларация прав человека – нужный и полезный документ. Но в нем

говорится о людях вообще – и ни слова о детях! А ведь дети нуждаются в особом
внимании, в заботе и защите со стороны государства. Именно поэтому в!989
году ООН приняла особый документ под названием «Конвенция о правах ребенка».
Конвенция – это международное соглашение. В нем государства дают
обязательство соблюдать права каждого ребенка. И наша страна тоже
подписалась под этим документом,

 (Весь собранный материал учащиеся оформляют на ватмане, используя для этого творческие материалы, которые  классный руководитель подготовил для каждой группы)

Задание  для  следующей группы № 1 Что такое обязанности? В каком документе регламентированы обязанности учеников?

Ответы учащихся: Обязанность – это действия, возложенные на кого-нибудь. и безусловных для выполнения.

Обязанности детей: Соблюдать законы. Охранять природу. Защищать Отечество. Заботится о родителях. Получить образование. Мы вам предлагаем сыграть в игру «Разрешается-запрещается» Мы вам раздали два знака « Запрещено», «Разрешено». Звучат фразы, вам необходимо поднять разрешающий или запрещающий знак.

  1. Человек понял флаг. Слушать мнение ребёнка.( Ребята другой команды поднимают нужный знак)-разрешается.
  2. Вот в углу стоит мальчонка. Плачет, надрывается. Бить наказывать ребёнка Строго (Запрещается)
  3. Перед сильным преклоняется. Быть рабом у господина Строго (запрещается)

 Молодцы ребята. А знаете ли вы, что все обязанности ребёнка регламентируются в Уставе школы………….. (Знакомят с выдержками из Устава школы)

Задание для следующей группы №1. Какой документ регламентируют права  ребёнка?

Конвенция-это латинское слово-соглашение.

А ведь дети нуждаются в особом
внимании, в заботе и защите со стороны государства. Именно поэтому в!989
году ООН приняла особый документ под названием «Конвенция о правах ребенка».
Конвенция – это международное соглашение. В нем государства дают
обязательство соблюдать права каждого ребенка. И наша страна тоже
подписалась под этим документом,

Основная идея Конвенции заключается в наилучшем обеспечении интересов ребенка. Ее положения сводятся к четырем основным требованиям, которые должны обеспечить права детей: выживание, развитие, защита и обеспечение активного участия в жизни общества.

На ватмане оформлена ромашка из 10 лепестков. В каждом лепестке надписаны  права ребёнка из Декларации прав ребёнка.

Классный руководитель: Молодцы ребята, вы очень хорошо поработали над своими заданиями. Изучая данные вопросы, к какому выводу вы пришли.

Ответы учащихся: Знать свои права очень полезно, это дает уверенность в себе. Свои права знать нужно, но нужно помнить и про обязанности, не нарушать прав других людей. Если ты будешь уважать права других, то и твои права будут уважать. Именно уважением к детям проникнута Конвенция о правах ребёнка

4.Подведение итогов (рефлексия)

Катится, катится клубок, как ручеёк вьётся, а за ним и мысли вслух о занятии льются (высказывания каждого).

Классный руководитель: Наше государство провозглашает равными всех людей перед законом. Человек может реализовать свои права только в том случае, если не будет ущемлять права других людей. И у детей, и у взрослых есть человеческие права и обязанности. А я хочу закончить наш классный час стихотворением

Я не завидую чужому счастью

И, как умею, берегу своё.

И если у друзей в душе – ненастье,

То это горе, также, и моё!

Друзьям не расставляю я капканы,

Не закрываю сердце на засов

И не ищу в поступках их изъяны.

Друзей люблю без всяких громких слов.

Но кто-то мастер – делать людям больно.

И ненавистью душу бередя,

Изводит всех, пусть, даже, и невольно…

А злобой душит, собственно, себя!

Таких людей я искренне жалею:

В их душах не искрится яркий свет.

Там вечный мрак запущенной аллеи,

И светлых уголков там просто нет!

Что может быть страшнее лицемерья?

Всего важней: НЕ ОБНИЩАТЬ ДУШОЙ!

И я гоню и зависть, и безверье.

Для этого не нужно быть святой!

Но в истину одну я верю твердо:

Отдашь добро, ОНО ВЕРНЁТСЯ ВНОВЬ!

nsportal.ru

Сценарии классных часов для 5 класса

Класс 5

Классный час 1.

Тема: «Я и мой класс»

Цель: развитие коммуникативных навыков

Задачи: Содействовать раскрытию участников и установлению отношений доверия.

Оборудование: «Говорящий предмет», ватман, маркеры, у каждого цветные карандаши или фломастеры.

Ход занятия:

1. Знакомство и принятие правил. Классный руководитель рассказывает о курсе классных часов, целях и задачах. Предлагает принять следующие правила общения, записывая их на ватмане. (Эти правила должны висеть на видном месте в классе):

  • Говорить по-одному, не перебивать товарища.

  • Уважать мнение другого.

  • Не унижать и не оскорблять одноклассников

  • Обращаться друг к другу по имени.

2. «Что в имени моем».

Представление одноклассников (можно объединить в микрогруппы по одному имени).

«Для каждого из нас имя – это слово, обозначающее того или иного человека. Наше имя растет вместе с нами. Интересно, почему вам дали именно такое имя? Как будут вас называть в будущем? Чем интересно ваше имя?» (В классе могут быть дети, которым не нравится свое имя. В этом случае стоит поговорить, почему сверстники так поступают. Это в первую очередь слабость и недостаток обидчиков. Свое имя нужно носить с гордостью).

  1. «Знаки зодиака».

Сейчас у нас будет возможность продолжить знакомство. Сделаем это так: необходимо разбиться на группы по знакам зодиака. Затем после обсуждения в группе (5 минут), представить ее.

  1. «Каракули»

Участникам предлагается нарисовать несколько произвольных линий на листе бумаги и передать свой рисунок соседу слева. Тот, в свою очередь, передает свои «каракули» соседу слева. И так все одновременно получают чужие рисунки. Необходимо увидеть в них какой-либо образ и дорисовать его. Затем все по очереди демонстрируют созданные образы и комментируют то, что увидели на них. Далее создается арт-выставка авангардной живописи «Здравствуйте, это МЫ!»

  1. «Рефлексия»

Что интересного было на нашем классном часе? Что каждый из вас нового узнал об одноклассниках.

Классный час 2

Тема: «В круге ценностей»

Цель: Сплочение классного коллектива

Задачи: 1.Содействовать раскрытию участников и установлению отношений доверия

2. Сформировать общие ценности класса.

Оборудование: «Говорящий предмет», ватман, маркеры.

В ходе классного часа используется восстановительная технология «Круги ценностей». Круг ценностей – это круг, который первым проводиться в классе. Круг ценностей имеет цель сформировать в группе общие представления о ценностях, содействовать раскрытию участников и установлению доверия. Круг ценностей начинается с рассказа хранителя круга о традициях проведения кругов и объяснения правил данной процедуры.

Процесс обсуждения в кругу основывается на принципе взаимоуважения, которое обеспечивает сама процедура и правила ее проведения.

В кругу присутствует ведущий, который информирует участников о правилах, формулирует вопросы для обсуждения, следит за тем, чтобы сообщество придерживалось процедуры и несет ответственность за атмосферу взаимоуважения, поддержки и толерантного отношения.

Кроме того, важным элементом круга является Говорящий предмет – это символический предмет, который передается из рук в руки от одного участника к другому и дает право говорить. Прежде чем начать работать в круге, учащиеся должны выбрать для себя говорящий предмет, это может быть важный символический предмет, который будут уважать все участники круга. Рекомендуется в качестве Говорящего предмета использовать Братину – небольшую деревянную или керамическую чашу.

Братина, которая используется в кругу, имеет символическое значение и исполняет роль своеобразного оберега атмосферы, которая создается между участниками. Братина дает больше возможности высказаться, поскольку каждому участнику приходится ждать момента, когда он получит право голоса – это позволяет лучше сфокусироваться на теме обсуждения и более детально обдумать свой ответ. Использование Братины предупреждает возникновение споров (один на один), поскольку каждый должен дождаться своей очереди для того, чтобы ответить. Братина устанавливает равенство между участниками круга. Поскольку каждый имеет равные возможности как для того, чтобы высказаться и быть услышанным, так и для того, чтобы выслушать других.

Правила.

Правила круга непосредственно связаны с Говорящим предметом, к ним относятся такие:

  • Братина всегда двигается по кругу по часовой стрелке (по солнцу). Каждый участник круга должен дождаться своей очереди; право говорить имеет только тот, кто держит в руках Братину

  • каждый имеет право передать братину следующему, храня молчание, если ему нечего сказать или он (она) не хочет говорить;

  • никто не имеет право покинуть круг, пока он не закончился;

Кроме правил, участники принимают ряд принципов, которых обязуются придерживаться во время проведения круга. Принцип устанавливает общие для всех правила того, как люди будут взаимодействовать между собой и делить время и пространство в кругу. Традиционно устанавливаются следующие принципы:

  • Конфиденциальность.

  • Говорить от сердца, честно и открыто; с уважением к присутствующим;

  • Говорить по существу обсуждаемых в кругу вопросов.

Ход занятия.

Классный руководитель: (традиционно начинает процедуру с рассказа об истории возникновения кругов, о традициях круга, о Братине. После этого задача ведущего состоит в информировании у группы правилах круга и принципах процедуры).

Сегодня я вас познакомлю с интересной и необычной формой взаимодействия. У многих народов издревле существовал такой обычай: обсуждать общие вопросы, сидя в кругу, когда каждый присутствующий может сказать то, что думает. Такой обычай существовал, например, в Запорожской сечи и у североамериканских индейцев. В проведении круга сохраняются традиции и ритуалы. (знакомит с формой проведения круга и ритуалами)

1 этап.

Ведущий проводит церемонию открытия круга: просит участников взяться за руки, чтобы правая ладонь каждого участника была повёрнута вниз – к земле, то есть – давала, а левая – вверх к солнцу, то есть принимала – это замкнутый круг, где энергия каждого предается по кругу, образуя единство. Ведущий говорит слова, которые вдохновляют учеников уважать друг друга, а заканчивает словом «мир», которое повторяют все участники. Ритуал открытия есть обязательный элемент всех дальнейшей кругов.

2 этап.

Ведущий: «У каждого из нас в жизни есть люди, ценности или качества, которых мы хотим воссоздать в себе и каким-то образом перенять, или они нам очень импонируют. Сейчас я прошу вас рассказать о таких людей и о ценностях, которыми они обладают». Очень важно, чтобы сам ведущий привел пример такого человека, а в конце своего рассказа обязательно акцентировал внимание на качествах (ценностях) этого человека.

Во время ответов ведущий выписывает слова-«ценности» и предлагает присутствующим еще раз назвать те ценности, о которых они говорили. Все они записываются, а потом подводятся итоги.

Круг имеет ряд ценностей, которые принимаются участниками во время проведения процедуры. Принятие ценностей в Кругу – это важный этап, когда каждый член группы должен понять то, что разделяет данные ценности как на словах, так и в поступках. Следует помнить, что не существуют более или менее важных ценностей. Перечень ценностей может отличаться в зависимости от состава группы участников и вопросов, которые обсуждаются в кругу, однако среди наиболее часто выделяемых называют уважение, честность, сочувствие, доброту, любовь и др.

Вывод ведущего: «Я искренно верю в то, что продолжение этого списка существует. И в то, каждый из вас будет владеть всеми этими прекрасными человеческими качествами. Совершая какой-то поступок, посмотрите на этот список: есть ли в нем та ценность, которой вы руководствуетесь? Если нет, то просто задумайтесь: нужно ли это делать…»

3 этап.

«Надеюсь, что круг не оставил вас равнодушными. Теперь предлагаю поговорить о ваших впечатлениях после участия в нем. Как ваше настроение? Как вы себя чувствуете?»

Круг ценностей заканчивается ритуалом закрытия круга: все становятся так же, как во время проведения ритуала открытия, хранитель благодарит участников за их открытость, и откровенность за вклад в формирование настоящего сообщества. В конце хранитель говорит слово «мир», которое повторяют все участники.

4 этап.

Далее ведущий предлагает учащимся написать список ценностей класса на листе ватмана, чтобы закрепить полученный опыт. Список ценностей класса вывешивается в классный уголок.

Подведение итогов (рефлексия):

  1. Понравилось ли мне занятие? Что понравилось больше всего?

  2. Что нового я сегодня узнал о себе, о своих одноклассниках?

3. Чему я сегодня научился?

Классный час 3.

Тема: Рецепт долголетия

Цель: Формирование установок на здоровый образ жизни.

Задачи: Помочь учащимся по-новому взглянуть на свой организм и уяснить основные составляющие здорового образа жизни.

Оборудование: Схематическое изображение дерева – символа здоровья.

Единственная красота, которую я знаю, – это здоровье.

Г. Гейне

Ход занятия

1. Беседа о здоровье.

Что такое здоровье? Когда можно сказать о человеке, что он здоров? С чем можно сравнить здоровье?

Здоровье человека – как дерево.

  • Листья этого дерева – дни жизни человека. Каждый лист будет свеж и зелен, если поддерживать крону будут равноценные ветви: я могу, я хочу, я должен. Эти ветви поддерживает ствол здорового образа жизни (ЗОЖ), питаемый корнями, составляющими основу здорового образа жизни. Это:

  • двигательная активность;

  • отказ от вредных привычек;

  • правильное рациональное питание;

  • положительные эмоции.

  1. Рецепт долголетия.

Вы, конечно, слышали или читали о том, что в мире существуют многочисленные медицинские школы, которые работают над составлением и проверкой различных оздоровительных систем. Правда, они зачастую очень противоречивы. Так, одна медицинская школа рекомендует пить перед едой небольшое количество жидкости, а другая, наоборот, категорически запрещает это делать, предрекая кошмарное будущее нарушителям этого запрета.

  • А что делать простому человеку, который не имеет медицинского образования, знакомого врача-диетолога? Остается, пожалуй, прислушиваться к мнению долгожителей, у которых, кроме долгих лет за плечами, огромный жизненный опыт.

  • Давайте сейчас представим себя долгожителем и составим собственный свод из 10 заповедей здоровья. В микрогруппах по 3-4 человека. Каждая группа в течение 10 минут составляет собственные заповеди. А потом мы соберемся в большой круг, заслушаем друг друга и, как совет старейшин, выработаем обобщенный перечень из 10 заповедей или рецепт долголетия. Причем чем больше ваших заповедей войдет в обобщенный перечень, тем выше степень вашей «мудрости». Есть смысл побороться за звание «самого мудрого долгожителя». При обсуждении ваших предложений возможна открытая дискуссия, в ходе которой вам придется аргументировать свои утверждения. Поэтому при составлении своего индивидуального перечня готовьте и необходимые аргументы, чтобы во время обсуждения иметь их под рукой.

(У учеников не должно сложиться впечатление, что они составили действительно 10 неопровержимых заповедей, которые помогут во всех случаях жизни. Это, безусловно, лишь информация к размышлению, повод задуматься над своим образом жизни, над теми привычками, которые часто парализуют волю и силы человека. Ни в коем случае их нельзя применять некритически, а в случае заболевания – без квалифицированной консультации врача. Эту мысль ученики должны хорошо усвоить, чтобы потом у них не было осложнений со здоровьем.)

Примеры из практики.

После интенсивного обсуждения один из классов принял решение включить в общий список следующие заповеди:

  1. Четкий режим дня

  2. Свежий воздух

  3. Больше смеха

  4. Физическая активность

  5. Правильное питание

  6. Не пить, не курить

  7. Личная гигиена

  8. Любовь к себе и другим

  9. Занятие по душе

  10. Цель в жизни.

  1. Дерево здоровья.

Нарисуйте каждый свое дерево здоровья, укажите на нем свой рецепт долголетия. После мы устроим выставку под названием «Единственная красота – это здоровье».

Подведение итогов (рефлексия):

    1. Понравилось ли мне занятие? Что понравилось больше всего?

    2. Что нового я сегодня узнал о себе, о своих одноклассниках?

    3. Чему я сегодня научился?

Классный час 4.

Тема: Мои эмоции

Цель: Формирование представления о значимости эмоций в жизни человека

Задачи:

1. Способствовать осознанию своих эмоций

2. Формировать навыки саморегуляции

Оборудование: листы со схематичным изображением человека, цветные карандаши, ватман, маркер

Ход занятия.

1. «Комплимент»

Каждого участника просят пояснить, что он чувствует, когда ему говорят что-то приятное. После этого внимание участников обращается на то, что чувства у них разные, но схожие, и что в ходе дальнейших занятий разговор пойдет именно о чувствах.

2. «Имена» чувств. Ребятам предлагается по микро-группам (3-4 человека) вспомнить как можно больше названий чувств. Затем каждая группа зачитывает свой список, на ватмане записываются чувства всех групп, постепенно добавляются все перечисленные чувства.

3. «Раскрась свои чувства»

Это упражнение выполняется на отдельных листах.

Заранее готовятся листы со схематичным изображением человечка.

Участников просят приготовить цветные карандаши: желтый, оранжевый, зеленый, красный, коричневый, черный.

Представьте себе, что этот человечек – сказочный герой, в которого вы превратились. Этот человечек, как и сказочный герой, может испытывать разные чувства, и его ощущения живут в разных частях его тела. Раскрасьте эти чувства теми цветами, которые тебе кажутся наиболее соответствуют указанным чувствам.

После того как человечки раскрашены, участники показывают свои рисунки соседу и рассказывают друг другу, почему они использовали тот или иной цвет.

Затем ведущий просит подписать рисунки и собирает их для последующего анализа. Целесообразно анализировать рисунки вместе со школьным психологом.

4. «Пульс»

До начала выполнения задания необходимо научить участников измерять собственный пульс: «Найдите место на запястье, где легче всего чувствуется биение пульса. Когда я скажу «считайте», начинайте считать число биений. Через 15 секунд я дам команду «стоп». Число биений, которое вы сосчитали, умножьте на 4 и запишите. Это и есть частота вашего пульса»

Участникам предлагается: 1) закрыть глаза и представить себе ситуацию в которой они испытали большую радость (измерение пульса)

2) представить ситуацию в которых они испугались или разозлились (измерение пульса). Каждый раз замеры частоты пульса записываются. Между каждым этапом следует провести релаксационную паузу. Далее участники сравнивают свои замеры и обнаруживают некоторую разницу.

Ведущий помогает сделать определенные выводы.

Вы сами замечали, что когда жизненная ситуация заставляет нас испытывать сильные чувства, наше самочувствие меняется. Это происходит потому, что организм на различные ситуации реагирует по-разному: изменением частоты пульса, сердцебиения. То самочувствие, которое у нас бывает, не всегда нам нравится. Вероятно, мы можем сами у себя вызывать различные ощущения и менять состояние так, как нам хочется.

    1. Что поможет успокоиться в трудную минуту?

Ребята по очереди высказывают, что им помогает справиться с гневом и злостью. Как справиться с обидой? Как помочь себе успокоится?

Подведение итогов (рефлексия):

  1. Понравилось ли мне занятие? Что понравилось больше всего?

  2. Что было сложным для меня?

  3. Что нового я сегодня узнал о себе, о своих одноклассниках?

  4. Чему я сегодня научился?

Классный час 5.

Тема: «Правовой компас»

Цель: Формирование представления о правовой ответственности

Задачи:

1. Ознакомить учащихся с Конвенцией о правах ребенка.

2. Способствовать формированию правовой культуры.

3. Формировать уважительное отношение к правам.

Оборудование: Конвенция о правах ребенка, декорации и костюмы для инсценировок, маршрутные листы (приложение), выставка литературы.

Предварительная подготовка:

За неделю до классного часа дать ребятам задание:

Поговорить с родителями и выяснить, какие права и обязанности имеет несовершеннолетний ребенок.

Класс делится на команды по 5-6 человек, из каждой команды выбирают по капитану, которые в дальнейшем зачитывают свои тексты. Команды придумывают название и девиз, которые должны соответствовать теме игры; каждая команда получает маршрутный лист, в соответствии с которым путешествует по станциям.

Ход занятия:

Команды строятся на линейку. Ведущий раздает маршрутные листы и объявляет условия игры. Подчеркивается, что все команды должны двигаться строго по своему маршрутному листу.

Ведущий: «Права ребенка надо знать,

не только знать, но соблюдать.

И всем ребятам надо знать

Все то, чего им не хватает».

Станция 1. «Правовое дерево»

Требуемое оснащение: фломастеры, клеевые карандаши, бумага в форме листьев (например, березы), ватман, на котором изображено дерево без листьев.

Инструкция. Возьмите каждый по «листочку» и напишите на нем, что, по-вашему, надо сделать, чтобы наша страна стала примером государства, где соблюдаются права детей.

Ведущий: однажды люди со всех концов Земли решили собраться вместе. Кто-то приехал с запада, кто-то с востока, с севера и юга, из богатой страны и из бедной. Здесь были и мужчины и женщины. Они отличались друг от друга цветом кожи, говорили на разных языках, поклонялись разным богам. Многие приехали из тех мест, где шла война и гибли люди. Другие приехали из стран, где людей часто преследуют за их религию, за их политические взгляды. Всех собравшихся объединяло одно желание: чтобы больше не было войн, чтобы никто не знал страха и нужды, чтобы никто никогда не мог наказывать людей без вины. Они создали Организацию Объединенных Наций, которая сокращенно называется ООН. Поэтому они все вместе написали закон. Они привели в этом документе список прав, которые имеет каждый человек на Земле, в том числе ребенок, для того чтобы все знали и уважали эти права. С 1990 года Россия является участницей Конвенции ООН «О правах ребенка». Конвенция «О правах ребенка» вступила в силу 2 сентября 1990 года. Ратифицирована Верховным Советом СССР 13 июня 1990 года. Вступила в силу для СССР 15 сентября 1990 года (Ведомости Верховного Совета СССР. 1990. №45. Ст. 955). В соответствии с этим международным документом Россия приняла на себя многочисленные обязательства по обеспечению прав ребенка. Конвенция рассматривает ребенка как самостоятельную личность, наделенную правами и способную в той или иной степени к самостоятельному их осуществлению и защите.

Ребята, какие права детей знаете вы?

Станция 2. «Правовая книга»

Ведущий: Наглядно знакомит ребят с правовыми книгами и зачитывает небольшой перечень прав ребенка, признанный Конвенцией:

  • Согласно определению, данному в Конвенции (ст.1), «ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее».

  • Каждый ребенок имеет право на жизнь (ст.6).

  • С момента рождения ребенок имеет право на имя и на приобретение гражданства (ст.7).

  • Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение (ст. 13).

  • Ребенок имеет право на свободу мысли, совести и религии (ст.14).

  • Ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществлении его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, или тайну корреспонденции, или незаконного посягательства на его честь и репутацию (ст16).

  • Ребенок имеет право на образование (ст.28).

  • Государства – участники Конвенции обеспечивают, чтобы ни один ребенок не был подвергнут пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения и наказания (ст.37).

  • Каждый ребенок имеет право на отдых и досуг (ст.31).

Станция 3. «Песня о правах человека» (музыкальный конкурс)

Содержание: Исполняется песня. Участникам необходимо сказать, о каких правах идет речь в данной песне.

1. В.Шаинский, М.Пляцковский «Чему учат в школе» (право на образование ст. 28).

2. В.Шаинский, А.Хайт «На крутом бережку» из м/ф «Приключения кота Леопольда» (право на отдых ст. 31)

Станция 4. «Правовой Блиц – Турнир»

Содержание: Участники отвечают на заданные вопросы.

1. Что такое ООН?

2. В каком году вступила в силу Конвенция о правах ребенка?

3. До какого возраста в России человек является ребенком?

4. С какого возраста человек обретает гражданство страны, в которой родился?

5. Кто должен заботиться о детях?

6. Дети какой национальности обладают наибольшими правами?

Подведение итогов (рефлексия):

  1. Понравилось ли мне занятие?

  2. Что понравилось больше всего?

  3. Что было для меня сложным и непонятным?

  4. Что нового я сегодня узнал .

Приложение

Маршрутный лист

Команды_________________________________________________________________

название команды

Классный час 6.

Тема: Марафон «Никотину-НЕТ!»

Цель: Формирование установок на ЗОЖ..

Задачи:

1. повысить уровень информированности о негативном влиянии табачного дыма на организм человека

2. Формировать установку отказа подростков от курения

Оборудование: ватманы, фломастеры, бейджы, таблицы для заполнения, ручки.

Ход занятия

1. Приветствие ведущего

2. Правила игры: 

Разбить класс на 4 команды. Соревнование на выполнение заданий по профилактике курения.

Всего четыре раунда.

Этапы: «IQ», «Доктор Айболит», «Зазеркалье», «Психологическая помощь»

3. I Раунд.

Легенда о происхождении табака гласит:

Курение сегодня — наиболее пагубный фактор для человечества. Ежегодно табак уносит жизни тысяч человек. Эпидемия курения охватила многие страны. В России сегодня — очень много курящих как мальчиков, так и девочек в возрасте до 16 лет. В развитых странах мира на сегодня принят закон о запрете курения в общественных местах. Закон этот строго контролируется и его несоблюдение карается большими штрафами.

Задание командам.

Приготовьте визитные карточки командам – название, девиз.

Оценивается содержание (5 баллов), творческий подход (3 балла), яркость (3 балла).

4. II Раунд

Этап «IQ»

«Много веков тому назад жила на земле злая ведьма, множество народу погубила она за свою долгую жизнь. Когда ведьма умерла, то на следующий день после ее смерти на ее могиле выросла! эта дьявольская трава — табак». Такова легенда о происхождении табака!

Табак вначале использовали как декоративное растение. Позднее создалось представление о якобы необычайных лечебных свойствах табака. Однако шло время, вскоре люди разуверились в его пользе и стали говорить о его вреде, жестоко наказывая курильщиков и торговцев табаком.

Примеры из истории

Англия: в конце XIV века курильщикам отрубали головы и выставляли на площади для всеобщего обозрения.

Италия: монахов, замеченных в курении табака, заживо замуровывали в монастырской стене.

Турция: курильщикам вырывали ноздри, сажали на кол.

Россия: в 1649 году царь Алексей Романов издает указ: «Запрещаю ввозить табак, а пойманных торговцев повелеваю ссылать в дальние города, также портить им ноздри и резать носы, у кого будет найдено богомерзкое зелье, пытать и бить кнутом, пока не сознается, откуда получил».

Задание командам.

1) Чем можно объяснить столь суровые законы по отношению к курильщикам и торговцам табаком?

(Столь суровые законы в первую очередь объяснялись резким увеличением пожаров, возникающих в результате курения.-1 балл)

2) Злой черной, чертовой травой, исчадием ада называют табак. И в этом нет преувеличения. На сегодня учеными в табачном дыме обнаружено огромное количество различных вредных веществ, содержащихся в табачном дыме. Этот список заставляет содрогнуться.

Сколько, по-вашему мнению, вредных веществ в этом списке?

(Около 6000.

Итак, в табачном дыме содержится свыше 6000 вредных веществ! -1 балл)

3) Вспомните, нравится ли вам дышать табачным дымом?

Современные сигареты защищены фильтром. Сколько процентов вредных веществ задерживается фильтром сигареты?

(Лишь 5%! а 94—95% попадает в организм курильщика и в организм тех, кто находится с ним рядом. -1 балл)

5. III Раунд.

Этап «Доктор Айболит»

Задание командам.

1) «Из тысячи курильщиков ни один не постесняется тем, чтобы напустить нездорового дыма в комнате, где дышат воздухом некурящие женщины, дети, причем не чувствуя при этом ни малейшего укора совести»,-вот так обличал в свое время эгоизм курильщика Л.Н. Толстой. Большинство курящих полагают, что курение- это их личное дело, оно нисколько не противоречит нормам поведения в обществе и не может вызывать возражений со стороны окружающих.

Докажите, что курение не личное дело курильщика.

(Курильщик наносит вред не только своему здоровью, но и здоровью окружающих его людей, которые вынуждены дышать табачным дымом курящих, т.е. становятся пассивными курильщиками. -1 балл)

2) Курящий мужчина — беда, курящая женщина — дважды беда, ибо угроза от женской сигареты двойная. Назовите ту двойную угрозу, которая исходит от курящей женщины.

(Угроза от женской сигареты двойная: для самой матери и для ее ребенка. Если мы с вами уже знаем, как влияет табачный дым на взрослого человека и его организм, то действие табака на организм младенца пагубнее в десятки и сотни раз. – 1 балл)

3) Перечислите способы отказа от курения

(Максимум – 5баллов)

6. IV Раунд .

Этап «Зазеркалье»

Задание командам.

1)Реклама – действенное и эффективное средство пропаганды. Недаром коммерческие фирмы тратят огромные средства на рекламу своей продукции.

Классная доска делиться на две части. На одной ее стороне записано то, что мы видим в рекламе, а на другой то, что остается «за кадром». Детям необходимо заполнить часть таблицы: Чего мы никогда не увидим в рекламе табачных изделий?

При составлении таблицы за каждый ответ -1 балл

2) Реклама — действенное и эффективное средство пропаганды. Сегодня команды предстоит создать антирекламу табачных изделий (), с тем, чтобы сказать им решительное «НЕТ!».

Оценивается содержание (5 баллов), творческий подход (3 балла), яркость (3 балла).

3) Известный русский писатель Л. Н. Толстой в одном из своих произведений так описал действие табачного дыма на организм человека:

«Скрепив сердце, я довольно долго втягивал в себя дым. Скоро комната вся наполнилась голубоватыми облаками дыма. Во рту я почувствовал горечь, а в голове кружение. Я хотел только посмотреться с трубкой в зеркале, как, к удивлению моему, зашатался на ногах; комната пошла кругом, и, взглянув в зеркало, к которому я с трудом подошел, я увидел, что лицо мое было бледное, как полотно. Едва я успел упасть на диван, как почувствовал такую тошноту и такую слабость, как будто я умираю

Дополните предложенный отрывок, описывающий действие табачного дыма на организм.

Необходимо заполнить правую часть таблицы.

«Воздействие табачных веществ на организм».

малокровие, повышение кровяного давления, ишемическая болезнь сердца

Органы дыхания

утолщение голосовых связок, хронический, бронхит, рак легких

Нервная система

нервно-психические расстройства (рассеянность, головокружение, бессонница)

Мозг

ухудшение памяти, снижение умственных способностей

Пищеварительная система

язва и рак желудка, гастриты

Органы чувств

нарушения зрения, слуха

Репродуктивная система

неполноценное потомство (больные дети, врожденные уродства)

При составлении таблицы за каждый ответ -1 балл

7. V Раунд .

Этап «Психологическая помощь»

Задание командам

В редакцию пришло письмо от вашего сверстника. Постарайтесь совместными усилиями написать ему ответ.

ДОРОГАЯ РЕДАКЦИЯ!

Мне нравится одна девочка. Она очень красивая и хорошо учится, но на меня она не обращает никого внимания. С моим другом у неё хорошие отношения, они знакомы давно, он ничуть не лучше меня, разница лишь в том, что он курит и строит из себя крутого, а я нет. Напрашивается мысль: «Может быть, и мне закурить? И тогда она обратит на меня внимание?».

Посоветуйте, как мне быть. Очень жду ответа.

Андрей К., 11 лет.

Оценивается содержание – 5 баллов.

ДОРОГАЯ РЕДАКЦИЯ!

У меня есть друг, мы дружим уже три года. Недавно я узнал, что он начал курить. Как-то летом он познакомил меня со своей компанией. В момент знакомства один из ребят вытащил пачку сигарет и протянул всем ребятам по очереди, в том числе и мне. Я отказался. Ребята презрительно посмотрели на меня. В конце концов они мне открыто сказали: «Если ты хочешь быть с нами, ты должен быть как все и ничем не выделяться. Драться, так всем вместе, курить тоже вместе. Но если ты хочешь быть белой вороной, маменькиным сынком, тогда тебе не место в нашей компании».

Посоветуйте, как мне поступить, ведь я не хочу потерять своего лучшего друга.

Максим С, 12 лет.

Оценивается содержание – 5 баллов.

8.Заключение.

1.Жюри подводит итоги.

2.Заключительное слово ведущего.

Поднимите руку те, кто мечтает получить в будущем интересную и хорошо оплачиваемую работу. Чтобы этого добиться, надо выдержать большую конкуренцию. В расчет будут приниматься не только способности, но и здоровье. На производстве внедряются новые технологии, требующие большого напряжения, внимания и высокой ответственности. У работника должна быть светлая голова, твердая рука, зоркие глаза, он должен обладать высокой работоспособностью, быть собранным и дисциплинированным.

„ Каждый из вас уже сегодня должен думать о том, какое место займет он во взрослой жизни, готовиться к этому и совершенствовать себя как личность. Для этого надо вырабатывать умение противостоять курению и другим пагубным пристрастиям. Через несколько лет вместе с аттестатом об образовании каждый из вас должен получить аттестат здоровья. Здоровье – самая большая ценность, от которой зависит и профессиональный роста и материальное благополучие и вся жизнь».

Подведение итогов (рефлексия):

  1. Понравилось ли мне занятие?

  2. Что было самое интересное?

  3. Что нового я сегодня узнал?

  4. Какими знаниями мне хотелось бы поделиться с близкими, знакомыми людьми?

infourok.ru

План-конспект занятия (5 класс) на тему: Классный час в 5 классе по теме “Давайте быть добрее!”

Классный час в 5 классе

Тема: Давайте быть добрее!

Цель: Развить представления учащихся о доброте, ее видах, способах проявления.

Задачи: 

  • развить этические нормы поведения в обществе и общения друг с другом,
  • развить эмоционально-ценностную сферу  учащихся,
  • содействовать воспитанию  культуры общения друг с другом, самовоспитанию личности ребёнка
  • развить  умения сравнивать, анализировать, обобщать.
  • развить  умение совместно работать в группе;

Оборудование: презентация, притча, клубочек ниток,  карточки с ситуациями, пословицы о добре, «золотые» ключики из картона.

Форма: беседа.

Методы: дискуссия, практикум по решению ситуаций, игровые (моделирование жизненных ситуаций в сюжетной игре)

Форма работы: индивидуальная, групповая, работа в парах.

Технологии: проблемные, витагенные, модерации


Ход урока:

Здравствуйте ребята! Я рада вас всех видеть сегодня! Меня зовут Дубанова Ольга Викторовна, я – учитель  школы №2 п.Новоорск, сегодня я буду вести у вас классный час.

А сейчас ребята, и вы еще раз поприветствуйте друг друга, только не просто так, а с улыбкой на лице. А теперь посмотрите вокруг, как в нашем классе стало теплее и светлее! Вы согласны с этим?

Ребята, сегодняшнее наше занятие мне бы хотелось начать со следующей истории, послушайте ее, пожалуйста, и постарайтесь определить тему нашего классного часа.

Видео притча (учитель на фоне видео читает притчу):

Семья очередной раз отдыхала на пляже. Дети купались в море, загорали, строили замки из песка. Вдруг вдалеке показалась маленькая неприметная старушка, ее седые волосы развевались по ветру, одежда  была грязной и оборванной. Она что-то бормотала про себя, подбирая с песка какие-то предметы и складывая их в сумку. Родители подозвали детей и велели им держаться от старушки подальше. Когда она проходила мимо, нагибаясь то и дело, чтобы что-то  поднять, она улыбнулась семье, но никто на ее приветствие не ответил.

Много недель спустя они узнали,  что маленькая старушка всю свою жизнь посвятила тому, что подбирала на пляже осколки стекла, которыми дети могли поранить ноги. Уважайте друг друга, дарите добро соседям, родственникам,  другу другу и оно, как истинное волшебство вернется к вам непременно!

Добро и зло творить всегда
Во власти всех людей,
Но зло творится без труда,
Добро творить трудней.

Какие чувства у вас вызвала эта история? Кто в этой ситуации ведет себя не правильно? Почему? Как можно назвать поступки этой бабушки?

Итак, ребята, как вы думаете, о чем мы сегодня будем с вами говорить? Какова тема нашего сегодняшнего урока?

ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ.

Верно, о доброте. Тема нашего занятия «Давайте быть добрее!»! Ребята, как вы думаете, какова цель нашего занятия?

ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ.

Ребята, а как вы понимаете, что такое доброта? Что значит быть добрым?

ОТВЕТЫ.

Доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим

Прочитайте притчу и выскажите свое мнение о ней.

Работа с текстом (Самостоятельное чтение)

«Шел охотник по лесу, вдруг видит: дерево упало на дорогу и придавило змею. Подошел охотник к змее, а та умоляет его: «Спаси меня, я уже вторые сутки здесь лежу, умираю, приподними дерево». Охотник поднял дерево, выскользнула змея, обвила ногу охотнику и готовится укусить его.  Взмолился охотник: «Что же ты делаешь, я ведь тебя от смерти спас?»  «На то я и змея»,- отвечает она. Тут на счастье охотника пробегает лиса. Просит охотник лису рассудить, кто прав из них. А лиса сделала вид, что ничего не поняла, и просит, чтобы змея опять под дерево легла. Придавил охотник змею деревом и больше спасать не стал, пошел своей дорогой, оставив змею умирать».

Вопросы учащимся:

Значит, не надо делать добра?

Правильно поступили змея и человек?

Мы часто говорим о хороших людях. На самом деле выделяют 3 вида доброты:

  1. Пассивная (бездейственная)
  2. Активная (деятельностная).
  3. Созидательная.

Я вас прошу, поработать, каждый сам, установите соответствие между видом доброты и ее характеристикой:

А. Человек совершает добрые дела, но тоже проходит мимо зла.

Б. Человека с чувством обострённого достоинства, защитит слабого, поможет в беде, по-настоящему почувствует несправедливость, унижение одного человека другим и способен бороться со злом.

В. Человек не ударит слабого, не заденет самолюбия легкоранимого, но пройдёт мимо зла, не поспешит сделать добро.

Индивидуальная работа:

Ребята,  а как вы думаете, легко ли быть добрым, внимательным, отзывчивым? 

ОТВЕЧАЮТ

На самом деле, быть добрым одновременно легко, и совсем не просто. К сожалению, не всегда мы относимся друг к другу с вниманием и пониамнеим, у каждого из нас свои достоинства и свои недостатки.

СИТУАТИВНЫЙ ПРАКТИКУМ

Сейчас я вам предлагаю поработать в группах. Каждой группе нужно будет разыграть ситуацию, а мы с вами должны будем  ее оценить с позиции доброты, и высяснить, как бы поступили мы в этой ситуации.

1 группа: Вас обидел одноклассник, и убегая от вас,  он сильно упал и подвернул ногу. Кроме вас рядом никого нет. Никто не слышит его крик о помощи. Вы разворачиваетесь и уходите, говоря ему в след «Так тебе и надо! Мне тоже было больно от твоих слов!».

Правильно ли поступил мальчик? А вы что бы сделали в этой ситуации?

2 группа. Автобус стоял на конечной остановке, когда в него вошёл молодой человек, очевидно, очень уставший после работы. Он тяжело опустился на сидение, и даже задремал. Потом, когда в салоне автобуса не осталось уже свободных мест, вошла старушка. Бабушка молча встала около молодого человека и вздохнула.

– Куда тебе ехать, бабка? –спросил её парень.

– А до Вокзала, сынок, до Вокзала.

– Садись уж, раз едешь.

– Спасибо, милок.

– И чего вам, пенсионерам, дома на сидится? А?

И он продолжил свой путь, стоя, встав над старушкой.

Какой поступок совершил молодой человек?

(Хороший, он уступил место пожилому человеку.)

А почему он это сделал?

(Он знает, что пожилым людям тяжело стоять, когда движется автобус; потому что надо место уступать)

А как он это сделал?

(Плохо, обидел старушку.)

Вы совершенно правы, ребята. Сделал он это некрасиво, грубо, и ценность его поступка стала ничтожной. Оказывать помощь надо тактично, не подчёркивая, что ты совершаешь хороший поступок.

  1. Группа. Во дворе многоэтажного дома есть узенькая дорожка, по льду которой во время мороза любят кататься ребятишки. Её присыпало снегом, и старушка, шедшая в гости к кому-то из жильцов, не заметила льда, поскользнулась и упала. Мальчишка подошёл и с укором сказал: « Что ж вы, бабуля, такая невнимательная? Так и кости переломать можно».

Дайте оценку поступку. А как бы вы поступили?

  1. Группа. Девочка возмущенно жаловалась маме: «Во дворе есть такой плохой мальчик – все время зовет меня Валькой». «А ты как его зовешь» – спросила мама. «Я его вообще никак не зову. Я ему просто кричу: «Эй, ты!»

Права ли была девочка? (Девочка сама должна звать мальчика по имени, показывая ему пример, а не кричать «Эй, ты!»)

  1. Группа. В школьном коридоре разговаривают 2 учителя. Среди них Катя увидела свою учительницу и вежливо поздоровалась только с ней: «Здравствуйте, Ольга Ивановна!»

Правильно ли поступила девочка?

(Надо было сказать общее “Здравствуйте”) 

Какие вы молодцы! Сделали совершенно правильные выводы! Надеюсь, что вы не только говорите, но и поступаете правильно.

А как мы можем в повседневной жизни делать добро?

Доброжелательный человек, желающий другим всего доброго, и ведёт себя соответственно. Он не может быть злым, грубым и жестоким.

А сейчас, ребята, я предлагаю вам побыть в роли строителей. Вы в парах будете строить дом мудрости, из кирпичиков, которые лежат на ваших партах. На каждом кирпичике написана часть пословицы. Соедините половинки пословиц о доброте.

  • Добрыми делами славен человек.
  • Злой не верит, что есть добрый.
  • Доброе слово и кошке приятно.
  • Добрая слава лежит, а худая бежит.
  • Доброе слово лечит, злое калечит.
  • Доброта без разума пуста.
  •  Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.
  • Делай другим добро – будешь сам без беды.
  • Доброе дело питает и душу и тело.
  • Добрый человек в добре живет век.
  • Худо тому, кто добра не творит никому.
  • Чего не сделаешь силком, того добьешься добром.
  • За доброго человека сто рук.

Молодцы, ребята справились с заданием! А теперь давайте с вами поработаем в группах и вместе вырастим дерево добра. Вам предлагается набор различных слов на листочках. Выберите те качества, которые необходимы доброму человеку и  прикрепите их на ствол дерева на доске. Это будет крона дерева добра для нашего сада. (Работа в группах)

1 группа:

  • аккуратный
  • доброжелательный
  • вежливый
  • грубый
  • неучтивый
  • лживый

2 группа:

  • умеет прощать обиды
  • чуткий
  • отзывчивый
  • лживый
  • грубый
  • наглый

3 группа

  • помогает в беде
  • часто ссорится
  • вспыльчивый
  • общительный
  • ласковый
  • наглый

4 группа:

  • веселый
  • счастливый
  • наглый
  • внимательный
  • жадный
  • крикливый
  1. группа
  • понимающий
  • великодушный
  • сердечный
  • наглый
  • лживый
  • жадный

(Выполняют задание.)

Ребята, а вы обладаете этими качествами? Все ли вы можете спокойно выслушать друг друга? Поддержать в трудную минуту, понять окружающих на нас людей, разрешить конфликты мирным путем? (Ребята отвечают).

А можем ли мы изменить себя? Можем ли мы воспитать в себе те качества, о которых сегодня говорим? Как мы можем это сделать?
(Ребята отвечают).

Главное не забывать, что для того, чтобы это дерево росло и  не зарастало сорняками, нужно наполнять его солнечным светом, добрыми словами и добрыми поступками.

Ребята, теперь давайте подведем итог, продолжите, пожалуйста,  следующие предложения:

1.Теперь я знаю, что …

2. Теперь я научился …

3. Для себя я отметил, что …

Таким образом, ребята, нам всем приятнее находиться в обществе добрых людей, но для этого мы должны быть сами добрыми. Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее.

Добрые дела нельзя откладывать на потом. Добро  надо делать сегодня и сейчас. Ведь, говорят, одно сегодня стоит двух завтра. А сейчас я вас всех прошу послушать песню и каждому я раздам памятку с правилами доброты, пользуясь которыми мы станем по-настоящему добрыми.

Правила доброты:

  1. Не бойся предлагать помощь другим, помогай в первую очередь людям попавшим в беду, слабым, больным.
  2. Не мешай окружающим тебя людям работать и отдыхать.
  3. Будь вежливым, добрым, внимательным к другим, оказывай уважение старшим.
  4. Будь терпим к другим людям, но никоим образом не мирись с их неправильным поведением.

Звучит песня.

Благодарю всех за активное участие. Мне очень понравилось сегодня работать с вами. Думаю, что это занятие оставило глубокий след в душе каждого из вас, помогло всем понять, что добро – это  условие для счастливой жизни в мире и согласии.

nsportal.ru

Классный час (5 класс) на тему: Разработки классных часов

Место проведения:

МБОУ ПГО «СОШ №8»

Учитель и классный руководитель:

Григорьева Елена Фёдоровна

Классный час по теме:

«История семьи в истории России».

 

Цель урока: Создание условий для совершенствования культуры нравственного поведения учащихся.

 

Задачи урока:

1.     Способствовать формированию положительного отношения к семье, дому.

2.     Расширить представление о семье, добре, любви к ближнему.

3.     Способствовать воспитанию у детей чувства гордости за свою семью

4.    Формировать коммуникативные навыки, умения принимать коллективные решения.

5.     Совершенствование умения доказывать, обобщать, делать выводы

6.     Развитие эмоциональной сферы личности ребёнка.

 

Оборудование: 

Выставка работ на тему “История моей семьи”, «Моя Россия», пособие раздаточное для практической работы

 

Организация класса.

        Улыбнёмся солнышку, дадим друг другу руку – поднимем настроение себе и другу.

        Подайте руку соседу и пустим по кругу искорку хорошего настроения.

Определение темы классного часа:

«История семьи в истории России».

  1. Написать на доске слово: «Россия». Какие аналогии у детей вызывает это слово?  (записать аналогии детей).
  2. Как вы думаете, какое место семья каждого из вас занимает в Истории России? (Записать ответы детей)

        Тема нашей сегодняшней встречи обозначена ребусом 7Я (семья)

        Посмотрим инсценировку сказки В.А. Сухомлинского “Лепесток и цветок”

 

Расцвел белый Цветок георгина. Летали над ним пчелы и шмели, брали нектар. В Цветке сорок два Лепестка. И вот один Лепесток возгордился! «Я самый красивый. Без меня Цветок не цветет. Я самый главный. Вот возьму и уйду — что мне?»

Поднатужился Лепесток, вылез из Цветка, спрыгнул на землю. Сел в кустике розы и смотрит, что будет делать Цветок. А Цветок, как ни в чем не бывало, улыбается солнышку, зовет к себе пчел и шмелей. Пошел Лепесток, встречает Муравья.

— Ты кто? — спрашивает Муравей.

— Я — Лепесток. Самый главный. Самый красивый. Без меня и Цветок не цветет.

— Лепесток? Знаю лепесток в цветке, а на двух тоненьких ножках, как ты, — не знаю.

Ходил Лепесток, ходил, до вечера засох. А Цветок цветет. Цветок и без одного лепестка — цветок. А лепесток без цветка — ничего.

 

        Обсудим эту сказку.

        Почему погиб лепесток?

        А как мы можем применить эту сказку к жизни человека?

 

Вывод: в семье точно так же все связаны друг с другом, и только все вместе сильны. Только в семье, единстве с родственниками человек счастлив по-настоящему.

 

        Обсуждение с детьми того, как они проводят время одни дома.

        Предлагается игра “Если я один дома”. Выбирается ведущий. Он бросает мяч по очереди кому-либо из детей. Кто поймал мяч, тот называет занятие, которым он занимается в отсутствие родителей. (Учитель обращает внимание всех игроков на хорошие, полезные дела детей дома, когда они находятся одни).

        Послушайте стихотворение об одном мальчике, который оказался в пустой квартире; учитель просит обратить внимание на то, что он делал.

Агния Барто  

«В пустой квартире».

 

Я дверь открыл своим ключом.

Стою в пустой квартире.

Нет, я ничуть не огорчен,

Что я в пустой квартире.

Спасибо этому ключу!

Могу я делать, что хочу, –

Ведь я один в квартире,

Один в пустой квартире.

Спасибо этому ключу!

Сейчас я радио включу,

Я всех певцов перекричу!

Могу свистеть, стучать дверьми,

Никто не скажет: “Не шуми!”

Никто не скажет: “Не свисти!”

Все на работе до пяти!

Спасибо этому ключу…

Но почему-то я молчу,

И ничего я не хочу

Один в пустой квартире.

 

        Понравилось ли мальчику одному в пустой квартире? Почему люди не любят жить в одиночестве? Для чего они ищут спутников жизни, заводят детей, приобретают друзей?

 

Вывод: каждый человек должен быть кому-то нужен, должен о ком-то заботиться, кому-то помогать. Людям хочется с кем-то разделить свою радость и печаль, хочется, чтобы их ждали, любили.

 

В семейном кругу мы с вами растём!

Основа основ – родительский дом!

В семейном кругу все корни твои,

И в жизнь ты выходишь из семьи!

Пусть все к лучшему преобразуется,

В наших душах, на нашей земле!

Человек – он в семье формируется,

Идёт подготовка к жизни в семье.

 

Посмотрите, пожалуйста, на доску. Очень отрадно, что вы знаете корни своей семьи, её историю. Она представлена в ваших родословных.

 

        В каком году было принято христианство на Руси? (988 год)

        Главное положение вероучения христианского – признания равенства всех людей перед Богом. Библейские тексты требовали, чтобы мужья берегли жен, дети почитали отца и мать своих. Только в христианстве почитается Святая Мать – Богородица. На Руси в семьях ценилась всегда любовь и уважение, согласие в воспитании детей. Правила жизни в семье были прописаны в “Домострое”.

Эти мысли все выразили в своих мини – сочинениях на тему “Самое дорогое в моей семье”.

        Послушайте выдержки из них (дети зачитывают).

        Что мы понимаем под этими сочинениями?  семья – это дом, место, где каждому человеку готовы помочь, самый дорогой человек для каждого – мама.

 

Практическая работа.

Ребята! Подумайте, может ли слово «Россия» ассоциироваться со словом дом? (ответы детей) Ведь дом – это самые близкие люди, а школа – наш второй дом, большая дружная семья.

        Начнем строительство нашего общего дома.

        Перед вами листочек бумаги. В левом верхнем углу – оранжевый домик, в правом – коричневый.

В оранжевом домике напишите “Берём”, в коричневом  – “Не берём”.

Там, где “Берём”,  напишите всё, что вы хотели бы перенести из своего дома в общий, всё, с чем связаны ваши лучшие чувства. Это может быть что и кто.

Там, где “Не берём”, простым карандашом напишите всё, что вам не нравится в своём доме.

В нижней части листка нарисуйте то, что больше всего нравится в доме (игрушка, уголок в комнате)

Посмотрите, как много хорошего мы с вами можем взять с собой.

Отдых:

Закройте глаза (5 с.)

Мысленно перенеситесь в свой дом, семью (5 с.)

Вспомните лица ваших близких, когда они счастливы (10 с.)

В вашей семье всегда будет ладно (3 с.)

В душе вашей будет светло и отрадно (3 с.)

В доме вашем всегда будет любовь, улыбка и доброта.

 

Мы – частичка своей Родины России!

История каждой семьи – частица истории Родины. Весь народ – наша большая семья. Гордость за свою семью – гордость за свою Родину.

 

Итог классного часа:

        В конце классного часа я хочу предложить прослушать китайскую притчу. Хотите послушать?

Итак, притча “Ладная семья”.

Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в этой семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров.

       Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: любовь,   прощение, терпение. И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение,   сто раз терпение.     Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил:

– И все?

– Да, – ответил старик, – это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И, подумав, добавил: –  И мира тоже.

 

        Так какие слова стали основой жизни? (любовь, терпение, прощение и мир)

        Как могучая и бурная река берёт силу с маленьких ручейков, так и наша страна обогащается семьями,  родами. Вам хочется, чтобы река была полноводной, чтобы наша Родина Россия была красивой и счастливой? Для этого всем нам нужно узнать традиции своего народа, любить родной язык, беречь свою землю, родной край.

        А теперь, ребята, ответьте мне на вопрос: у кого в руках будущее нашей страны, где будет тепло, уютно, радостно всем нам.  (отвечают, что в наших!) Постараемся, чтобы так было?

 

А теперь давайте похлопаем в ладоши друг другу!!!

nsportal.ru

Тематика классных часов в 5 классе

Тематика классных часов 5 «А» класса

2017-2018 учебный год (классный руководитель Чиркова М.А.)

Спортивно-оздоровительное

ЗОЖ. Разговор о правильном питании

Герои российского спорта.

Витамины и их роль.

Формула Здоровья. О чем должен знать каждый.

В чем польза фруктов.

Да здравствует мыло душистое, или правила личной гигиены

Бесценный дар – зрение и как его сохранить

Общекультурное

Памяти детей-жертв Беслана

Что значит любить Родину?

Край мой Нижегородский

Волшебство народных промыслов Нижегородской области.

Новый год шагает по плане (традиции разных стран)

Ярмарка достоинств

Книга рекордов Гиннесса. Достижения человечества.

Социальное

Классное собрание «Мы выбираем, нас выбирают» (выбор актива класса)

Правила поведения в школе. Права учащегося как часть прав человека.

Как мы трудимся: в школе и дома

Повседневный этикет

Есть такая профессия -Родину защищать!

Мои товарищи:вежливое общение к сверстникам

Что помогает учиться лучше (старательность)?

Общеинтеллектуальное

Книга – верный помощник и друг (разговор о любимой книге)

Человек и творчество. Великие творения человечества

Юные знатоки Филологии

Математика – царица наук.

Русская матрешка – символ государства.

Средневековье. Рыцари, их жизнь и устои быта.

Духовно-нравственное

Думай о других: сочувствие, как его выразить?

Дружба. Настоящий друг

Путешествие в страну любимых занятий (мои хобби)

Разговор о самовоспитании, или как стать лучше

Уроки мужества. Подвиги дзержинцев во время ВОВ

Бережливость: каждой вещи своё место (береги свои школьные вещи)

Путешествие в мир добрых мыслей

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *