Слайд 1
Народные промыслы России Хохлома Автор проекта: Колбух Галина Сергеевна Педагог дополнительного образования Не то дорого, что красно золото, а то дорого, что мастера доброгоСлайд 2
Золотая хохлома Один из народных промыслов России .
Слайд 3
Чудо изделия
Слайд 4
Хохлома – так называлось большое торговое село, куда привозились для продажи изделия из окрестных сёл и деревень. Здесь привлекательный товар приобретали купцы, а затем сбывали на ярмарках не только по всей России, но и за её пределами. И в сознании покупателей красочная посуда, ложки стали ассоциироваться с именем торгового села. Нижегородское Заволжье – центр искусства хохломской росписи – край насыщенной истории и самобытной культуры. История развития промысла Хохломская роспись Река Узола, вдоль которой расположены деревни, где родилась Хохлома.
Слайд 5
Технология выполнения Сперва её сушат, а затем шлифуют – убирают все мелкие шероховатости льняным маслом, а его обмазывают затем особым составом – вапой или грунтом Грунтованное изделие высушили в печи, затем отшлифовали, и поверхность его стала гладкой и глянцевитой. После этого кружку несколько раз обмазали олифой – так, чтобы пропитался грунт и на поверхности его появилась липкая лаковая пленка. К этой пленке легко пристает полуда – измельченный в порошок металл Втирание полуды называется лужением. Луженая кружка похожа на сере бряную. Следом идет роспись художника. Последним таинством ведают лачила и печник. Лакированные в ручную предметы закаливают в электропечи при температуре 160-180 градусов. Под пленкой закаленного лака все что было в росписи серебряным, становится золотым. Это – «бельё».
Слайд 6
Инструменты и материалы. Виды изделий. Обычные их инструменты – тонкие кисточки, которые они часто делают сами из беличьих хвостов, “ляпушки” (кусочек овечьей шерсти, обмотанный вокруг палочки, или гриб – дождевик) и небольшие баночки с красками. Хохломская роспись выполняется масляными красками. Дерево удобный и доступный материал для создания предметов быта. Сколько разнообразных предметов создают хохломские мастера: плошки и ложки, вазы, бокалы, тарелки, панно, но ещё и целые наборы посуды для кваса, компота и т.д., а также предметы мебели.
Слайд 7
Основные цвета Красный да черный и совсем немного желтого и зеленого для мелкой прорисовки – приписок.
Слайд 8
Виды хохлом ск ой росписи Хохломская роспись бывает двух видов: верховое письмо и фоновое. Верховое письмо-это травная роспись, роспись «под листок». Фоновое письмо- это кудрина, роспись «под фон».
Слайд 9
Верховое письмо Роспись «травка»
Слайд 10
Фоновое письмо роспись под фон и кудрина
Слайд 11
Характеристика верхового письма Верховое письмо выполняется по серебристому фону. «Травкой» в росписи называется орнамент, выполненный красным и черным цветом, отдельными ритмично расположенными мазками. Главные элементы «травинки» имеют свои названия: «осочки», «капельки», «усики», «завитки», «кустик».
Слайд 12
Узор травка Самые маленькие и тонкие травинки называют – «осочки». «Травинки» рисуем сверху вниз без нажима . Нажим только в середине. Примкните кисть к бумаге, чтобы оставить след, это «капельки». «Завитки»-это то же, что и «усики» только уже с нажимом на кисть. Все элементы травного орнамента рисуются сразу кистью без нанесения предварительного рисунка карандашом, при этом кисточку надо держать тремя пальцами перпендикулярно поверхности листа.
Слайд 13
Травный орнамент Все элементы орнамента располагаются на основном завитке (стебле, веточке). Плавной линией ведется «усик» слева на право, закругляем, второй «усик» проводим так же неотрывно, и кончик снова закругляем, и т.д. В орнаменте ритмично чередуются «травинки», «завитки» и «кустики». На последнем этапе прописываются «осочки» и «капельки ».
Слайд 14
Роспись «под листок» Разновидностью «травного» письма является роспись «под листок». Здесь уже вводится зеленый и желтый цвета, при рисовании листочков и красный традиционный при рисовании ягод (малины, рябины и т.д.)
Слайд 15
Роспись «под фон» Более трудоемкая. Начинают с прописки контурного рисунка, затем каким-нибудь цветом (красным, черным) покрывают фон вокруг рисунка. Большие листья могут остаться незакрашенными, тогда они получаться золотыми. Далее выполняют радужку-прорисовку жилок на листках, тычинок. И последний этап, как в верховой росписи, – приписка. Ее делают по уже высохшему фону. Используют всю цветовую палитру хохломы.
Слайд 16
Эскизы роспись «под фон»
Слайд 17
Кудрина – Рисунок «кудрина» является разновидностью росписи « под фон». Для него также характерны золотые силуэты, окруженные цветным фоном в основном красным или черным. Этот орнамент отличается своеобразным узором, в котором рисунок листьев, цветов, плодов отличается и составлен из округлых кудреватых завитков.
Слайд 18
«Кудрина» – п ожалуй, самая трудная по технике выполнения роспись. Её начинают так же, как и роспись «под фон», с нанесения контура рисунка и записывания фона. Весь рисунок создаётся за счет золотых цветов, листьев, а фон, как правило, окрашен в красный или черный цвет. Далее выполняют радужку, но она менее богата, чем в росписи «под фон». Роспись кудрина напоминает ковер.
Слайд 19
Эскизы «кудрина»
Слайд 20
Современное состояние промысла Угасавший в начале 20 в. Промысел в современное время возродился; в 20-х — начале 30 х гг. мастера объединились в артели. В 1960-х гг. созданы фабрика «Хохломской художник» на родине промысла и производственное объединение «Хохломская роспись» в г. Семенове, ставшие центрами этого художественного промысла. Они выпускают посуду, ложки, мебель, сувениры и пр.
Слайд 21
Столовый набор дерево, роспись, лак Удалова В.А. /с. Семино, ЗАО “Хохломской художник Ковш “Лебедь« лак, дерево, роспись /с. Семенов, ЗАО “Хохломская роспись» Кружка, сахарница, солонка дерево, роспись, лак /с. Семенов, ЗАО “Хохломская роспись Выставки
Слайд 22
Заключение Одним из наиболее древних промыслов на территории Нижегородской области является хохломская роспись по дереву. Издавна в хохломской росписи использовались три цвета: красный, черный и золотой , которые сохранились и поныне. Сложился и особый тип орнамента: «травка» – красные и черные стебли травы; «пряник» – ромб на донце чашки, блюдца, тарелки, выполненный черной и красной краской толстыми линиями; «Кудрина» – цветок с вьющимися стеблями и завитками; « под листок », «под ягодку» – изображение ягод и листьев. Но был и символический смысл. Золотые и серебряные листья, травы, цветы являли для русского человека богатую, счастливую жизнь, несли в себе свет и добро .
nsportal.ru
Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать её на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Email: [email protected]
Социальные сети давно стали неотъемлемой частью нашей жизни. Мы узнаем из них новости, общаемся с друзьями, участвуем в интерактивных клубах по интересам
ВКонтакте >
Myslide.ru – это сайт презентаций, докладов, проектов в формате PowerPoint. Мы помогаем учителям, школьникам, студентам, преподавателям хранить и обмениваться своими учебными материалами с другими пользователями.
Для правообладателей >
myslide.ru
Хохлома- старинный русский народный промысел, родившийся в 17 веке под Нижним Новгородом. Представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную красными, зелеными и золотистыми тонами по чёрному фону.
Роспись выглядит ярко, несмотря на тёмный фон. Для создания рисунка используются такие цвета, как красный, жёлтый,оранжевый, немного зелёный и голубой. Также в росписи всегда присутствует золотой цвет. Традиционные элементы Хохломы — красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Также часто встречаются птицы, рыбы и звери.
История возникновения хохломской росписи до сих пор остается загадкой. Существует множество теорий и версий возникновения хохломы, но наибольшее распространение получили следующие две теории. По одной из них считается, что первыми начали окрашивать деревянную посуду «под золото» старообрядцы, жившие в лесном Заволжье, и хохломская роспись, как промысел зародилась именно у них.
Многие из этих старообрядцев были иконописцами или мастерами книжной миниатюры, которые привезли с собой рукописные книги с яркими картинками, древние иконы, каллиграфию кистевого письма, тонкое живописное мастерство и богатейшие образцы растительного орнамента. Местные мастера в свою очередь непревзойденно владели токарным мастерством, передавая из поколения в поколение искусство объемной резьбы и навыки производства посудных форм.
Так, в начале 17 века лесное Заволжье превратилось в настоящую художественную сокровищницу. Хохломское искусство унаследовало от местных заволжских мастеров уникальные формы токарной посуды и гибкую пластику резных форм ложек и ковшей, а от иконописцев – мастерство живописной культуры, а также секрет создания «золотой» посуды без использования золота.
Техника выполнения хохломской росписи: 1. Заготавливают бруски из дерева, которые чаще всего были изготовлены из липы, березы или осины. После того, как деревянная заготовка готова, мастер снимает с нее излишки древесины и придает изделию нужную форму. Таким образом, получают неокрашенную основу – чашки, ложки, ковши, поставцы и др. 2. Затем изделия сушат и грунтуют очищенной жидкой глиной, которую мастера называют вапой. После грунтовки изделия сохнут на протяжении 8 часов и затем обязательно покрываются несколькими слоями льняного масла. Во всем процессе производства эта процедура наиболее ответственная, именно от нее зависит качество будущей деревянной посуды и прочность хохломской росписи.
3. На следующем этапе выполняют лужение – втирают в поверхность изделия алюминиевый порошок. Эту процедуру также выполняют вручную. После лужения деревянные изделия приобретают удивительный бело-зеркальный блеск и полностью готовы для росписи. В хохломской росписи используются масляные краски и тонкие кисти, изготовленные из беличьих хвостов. Расписанные изделия покрывают специальным лаком 4-5 раз, причем между каждым покрытием происходит сушка предыдущего слоя. Затем их ставят в печь на 3-4 часа и закаливают при температуре +160°C до тех пор, пока не образуется масляно-лаковая плёнка золотистого цвета.
Хохломские орнаменты Из хохломских узоров и орнаментов можно выделить следующие виды. Травка – имеет вид узора из мелких и крупных травинок или веточек. Пряник
– чаще всего встречается внутри чаш или блюд, и представляет собой геометрическую фигуру в виде ромба или квадрата, украшенную ягодами, цветами, травой.Кудрина – узор из цветов и листьев, имеющих вид золотых завитков на черном или красном фоне. Листок – изображения овальных ягодок и листочков, расположенных, как правило, вокруг стебля.
Спасибо за внимание!
Презентацию создала:
ученица 4 «В» класса
Прасолова Юлия
1.http://www.remontpozitif.ru/publ/sdelaem_sami_svoimi_rukami/raznye_aksessuary/khokhlomskaja_rospis_istorija_vozniknovenija_tekhnika_vypolnenija_hohlomy_vidy_ornamentov_interer_pod_khokhlomu/75-1-0-1058
2. https://ru.wikipedia.org/wiki/Хохлома
Презентация к занятию в 4- м классе
по внеурочной деятельности:
декоративно – прикладное искусство.
Тема. Хохломская роспись.
Класс: 4
Цель занятия: познакомить с народным промыслом – хохломской росписью, создать условия для сформирования гордости за причастность к культуре России.
Сформировать представления о понимании красоты народного творчества и традиций в русской культуре, создать условия для развития интереса к истокам культуры своей страны, формировать эмоционально-ценностное отношение к традициям и промыслам русского народа.
Планируемые результаты занятия:
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): расширяют свои представления о культуре и традициях России, получат возможность продолжить учиться: организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; уясняют суть понятий: «декоративно – прикладное искусство», «легенда», «ярмарка»; смогут познакомиться с творчеством выдающихся русских художников, прослушать произведения Академического русского народного оркестра и познакомиться с историей своей страны.
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственное представление; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение.
Личностные:
Оборудование.
Предполагаемый результат: повышение познавательного интереса к декоративно – прикладному искусству. Учащиеся получают представление о художественном промысле – хохломская роспись как об одном из видов декоративно – прикладного искусства и как о национальных традициях и ценностях культуры. Работа на занятии предполагает самостоятельные, аргументированные и грамотные высказывания учащихся; развитие коммуникативных способностей; развитие эстетического и художественного вкуса, творческой активности и вариативности мышления.
Представленная разработка направлена на повышение познавательного интереса к изучению русской истории, к истории народных промыслов.
multiurok.ru
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Ростовской области
«Волгодонский педагогический колледж»
(ГБПОУ РО «ВПК»)
Конспект пробного урока
по изобразительному искусству, проведенного в 4 «А» классе
Михайлик Ксенией Сергеевной
Место проведения: МБОУ СШ №22
Дата проведения: 15.03.2018г.
Руководитель-консультант:
Пономарева Алла Анатольевна
__________________________________
Руководитель-наставник:
Хапсирокова Жанна Владимировна
__________________________________
Заведующая педагогической практикой:
Мастеренкова Инна Ивановна
__________________________________
Оценка:___________________________
Волгодонск
2018
Предмет: Изобразительное искусство
Класс: 4«А»
Тема: «Хохлома. Стилизация элементов»
Тип урока: комбинированный
Цель: знакомство с историей возникновения хохломской росписи и произведений промысла; изображения своей композиции;
Задачи:
– Обучающие: формировать навыки работы в области художественной хохломской росписи способствовать приобретению опыта эстетических впечатлений, закрепить навыки работы с цветом;
– Развивающие: развить наблюдательность, творческого воображения, развить способности к творческому самовыражению;
– Воспитательные: воспитывать чувство уважения к своей культуре, формировать положительно-эмоциональный настрой в творческой деятельности, привить любовь к отечественному декоративному промыслу;
Методы:
Словесные: беседа, объяснительно-иллюстративный метод, диалог.
Наглядные: демонстрация, наглядные пособия, презентация
Практические: выполнение композиции хохломской росписи
Формы обучения: фронтальная, индивидуальная.
Планируемые результаты:
Предметные УУД: формировать творческую активность учащихся, их фантазию и формировать умения и навыки в работе с красками.
Личностные: УУД: формирование навыков работы красками, умения использовать цвет и элементы узоров для достижения своего замысла; повышение культуры речевого общения; развитие способностей к творческому самовыражению.
Метапредметные:
Регулятивные УУД: создает орнамент, используя выразительные свойства гуаши; самостоятельно выбирает цвет фона для работы; оценивает результат своего труда.
Познавательные УУД: понимает назначение и роль хохломской росписи; о стилизации природных мотивов в орнаменте.
Коммуникативные УУД: умеет обмениваться мнениями, слушать одноклассников и учителя; обсуждает индивидуальные результаты художественно-творческой деятельности.
Оборудование для учителя: наглядные пособия, презентация, компьютер, репродукции картин художников;
Оборудование для учащихся: листы А 4, карандаши, кисти, палитры, стаканчики для воды, гуашь, салфетки.
Ход урока
Организационный момент1-2 мин.
Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала.
– Здравствуйте ребята. Меня зовут Ксения Сергеевна. И сегодня я проведу у вас урок изобразительного искусства.
– Проверьте, все ли готовы к уроку.
Получив целевую установку, слушают учителя, отзывчиво и эмоционально выражают свое отношение к происходящему.
Личностные: понимают значение знаний для чело-
века и принимают его;
имеют желание учиться
II
Сообщение нового материала
8-10 мин.
Словесно-иллюстративный рассказ с элементами беседы по теме «Хохлома. Стилизация элементов».
Велика Россия наша,
И талантлив наш народ.
О Руси родной умельцах
На весь мир молва идет.
Ребята, мир, в котором мы живем, переполнен информацией, новыми технологиями. Он постоянно подгоняет нас вперед и заставляет идти, ускоряя шаг. Но декоративно-прикладное искусство возвращает нас к нашим корням, к природе, к наивным верованиям русского народа в то, что красота, созданная их руками, защитит и принесет счастье.
– Ребята, рассмотрите представленные вашему вниманию произведения искусства. К какому из видов изобразительного искусства они относятся?
– Верно, к декоративно-прикладному. В декоративно-прикладном искусстве видное место занимают народные художественные промыслы, в том числе и декоративная роспись.
– С какими росписями вы уже знакомы? (познакомились на прошлом уроке?)
– А теперь я попрошу вас посмотреть на эти чудесные, расписанные вручную дощечки и сказать в какой росписи они выполнены?
– Верно! Это хохломская роспись. Сейчас я прочитаю вам стихотворение, а вы внимательно послушайте
Хохломская роспись – алых ягод россыпь.
Отголоски лета в золоте травы
Рощи-перелески, шелковые всплески
Солнечно-медовой золотой листвы.
За окошком метели и морозы трещат,
А в избе за палитрой мастерицы сидят.
Ни цветка, ни травинки
В сером зимнем лесу,
Лишь сухие былинки ветер гнет на весу.
Пламя лижет дровишки и от печки тепла,
Словно летом, полянка
В их глазах расцвела.
Кисть купается в краске,
Здесь прижалась разок,
И блеснул на посуде золотой завиток.
Звонко тренькнет синичка
За промерзлым стеклом,
Кисть рисует реснички
Рядом с тем завитком.
А сухие былинки под веселым мазком
Превратились в травинки,
Усик вьется ползком.
Блещут краски так ярко
Золотой хохломы,
Что в лучах ее теплых
Согреваемся мы.
– А сейчас я расскажу вам о возникновении этой росписи.
Хохлома — старинный русский народный промысел, родившийся в XVII веке в округе Нижнего Новгорода. Старинное село Хохлома, затерявшееся в глуши дремучих заволжских лесов. Вместе с его историей уходит в далекое прошлое зарождение там известного на весь мир искусства хохломской росписи. В 17 веке ряд селений вместе с Хохломой перешли во владение Троице- Сергиева монастыря, расположенного недалеко от Москвы. Возможно, уже в это время зародилось в Хохломе производство деревянной золоченой посуды, т.к. в документах монастыря упоминаются ковши, ложки, поставцы, раскрашенные разноцветными красками и золотом. Издавна делали и расписывали посуду в лесных деревнях Новопокровское, Кулигино, Семино, Хрящи. Но зовут ее не кулигинской, не семинской , а хохломской.
Крестьяне вытачивали, расписывали деревянную посуду и везли её для продажи в крупное торговое село Хохлома (Нижегородской губернии), где был торг. Отсюда и пошло название «хохломская роспись», или просто «хохлома» Развозили расписную деревянную посуду и за границу И разлетались жар-птицами чашки да ложки по всей земле.
Главный элемент росписи – травка, художников называли «травниками». Травка, ягодки, цветы, птицы – все это символы счастливой жизни, как бы райский сад. И такая разукрашенная посуда создает вокруг себя праздник, олицетворяет мечту людей о счастье.
– Вы уже знакомы с таким понятием как «стилизация». Она присутствует и в хохломской росписи в изображении этих самых ягод, цветов и травки. А главные цвета как вы заметили – золотой, красный, черный.
Слушают учителя.
Отвечают на вопросы. Обсуждают, сравнивают, анализируют.
Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности, способность к эстетической оценке произведений русского деревянного зодчества, понимают значимость предмета «Изобразительное искусство».
Познавательные: имеют способность к художественному познанию мира,
умеют произвольно и осознанно строить речевое высказывание в устной форме о произведениях искусства; осуществляют поиск существенной информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта) о празднике
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осознают недостаточность своих знаний.
Коммуникативные: умеют строить понятное монологическое высказывание;
активно слушать одноклассников и учителя;
вступать в коллективное
учебное сотрудничество,
принимая его условия
и правила; рассуждать
и находить ответы на вопросы, формулировать их.
III
Практическое задание
25-30 мин.
Изображение своей композиции
Даю инструкции к выполнению работы
– Для начала обведите трафареты которые я вам выдала.
– Приступать к работе стоит с криуля (обращаю внимание на пед.рисунок)
легкими обобщенными линиями наметить силуэты листочков, ягод отходящий от этой линии.
Только после оконченной работы карандашом приступайте к работе с красками.
Составляют план работы. Рисуют красками.
Познавательные: умеют применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности.
Регулятивные: составляют план и последовательность действий; контролируют сличение способа действия и его результата.
Коммуникативные: задают вопросы для уточнения последовательности работы и техники исполнения рисунка
IV
Итог урока. Рефлексия.
3-5 мин.
Выставка работы обучающихся, анализ и эстетическая оценка.
Обобщающая беседа
– Что нового узнали вы на уроке?
– Ребята, какие росписи выделяют в хохломе?
– Какие основные краски и мотивы в хохломской росписи используют мастера – умельцы?
-Понравился ли вам сегодняшний урок?
Спасибо за внимание.
Фронтальная работа
Личностные: понимают
значение знаний для человека, воспринимают произведения искусства; Регулятивные: оценивают свою работу
infourok.ru
Класс : 4 класс
Дата проведения : 10.02.2014г.
Тема: Золотая хохлома.
Цели и задачи:
1.Ознакомить учащихся с хохломской росписью и приемами её выполнения.
2. Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру.
3.Развивать творческую активность, воображение, образное представление, аккуратность.
4.Формировать навыки работы с художественными материалами.
5.Освоить основные виды хохломского орнамента травка, пряник, под фон, кудрина.
Тип занятия комбинированный.
Оборудование и материалы:
– материал с изображением элементов хохломской росписи и орнаментальных композиций. Таблица с изображением предметов хохломской росписи, хохломские изделия, мел, доска, гуашь, кисти, лист бумаги, баночка с водой, ноутбук, интерактивная доска.
– для детей: альбом, краски гуашевые, кисти беличьи, простой карандаш, баночка для воды, палитра, тряпочка.
Оформление
Пособия виды хохломской росписи. Хохломские изделия.
План занятия.
1. Беседа об истории развития хохломского промысла и основных элементах росписи, (презентация)
2. Постановка художественной цели.
3. Выполнение тренировочных упражнений по написанию элементов хохломской росписи и несложных композиций.
4. Подведение итогов урока. Демонстрация и обсуждение выполненных работ.
Ход занятия
I. Организационный момент
Здороваюсь. Проверяю готовность учащихся к уроку.
II. Подготовительный момент (повторение)
Сегодня на уроке, прежде чем приступить к новой теме, мы вспомним, что мы изучали на предыдущих занятиях.
Что же такое народные промыслы?
Народным промыслом называют районы, где преобладает распространение определенного вида народного искусства.
С какими народными промыслами мы знакомились на занятиях?
На прошлом занятии мы говорили о глиняных игрушках: дымковской, филимоновской, каргопольской.
Какие особенности вы увидели в дымковских игрушках?
Обобщенная округлая форма, нет лишних деталей, белый фон, простой геометрический узор: полоски, кружочки, точки, волны, ромбы, кольца.
Какие цвета использовали мастера для росписи игрушек?
Для росписи дымковских игрушек цвета выбирали самые разнообразные контрастные сочетания: оранжевый, зеленый, красный, розовый, желтый, голубой, сиреневый и др. до 10-12 цветов. Фон белый.
Для росписи каргопольских игрушек брались цвета не очень яркие: красный, оранжевый, золотистый, желтый, коричневый, болотный и др. Фон белый.
Для филимоновской игрушки использовали для росписи красный и зеленый цвет. Фон желтый.
III. Объяснение нового материала.
Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с народными промыслами, познакомимся с одной из красивейших росписей по дереву – хохломской.
Демонстрация хохломских изделий
Чтение литературного отрывка
Мир волшебной хохломы
Удивляя,
Прорастая,
Как-то празднично жива
Молодая,
Непростая,
Черно-красная трава.
Листья рдеют,
Не редея
От дыхания зимы:
Входим в царство Берендея –
В мир волшебной Хохломы.
Начало показа презентации.
Ученик:
Хохломскую посуду сравнивают с золотой, так и говорят «золотая хохлома». И действительно, хохломская роспись радует яркими красками и сиянием золота. Своей красотой хохломские изделия могут поспорить даже с дорогой посудой из золота и серебра, хотя сделаны они из очень доступного материала-дерева. Труд и талант народных мастеров превращают обычные чаши, бочонки, солонки и многое другое в «золото».
Показ презентации.
Учитель. Просмотр презентации.
Возвращаясь к истории развития хохломской росписи можно сказать, что-хохлома так называлось большое торговое село, куда привозились для продажи изделия из окрестных сел и деревень. Здесь привлекательный товар приобретали купцы, а затем сбывали на ярмарках не только по всей России, но и за ее пределами. И в сознании покупателей красочная посуда стала ассоциироваться с именем торгового села.
Нижегородское Заволжье – центр искусства хохломской росписи-край насыщенной истории и самобытной культуры.
Учитель. Демонстрация презентации (объяснение технологии изготовления хохломских изделий, показывает «бельё».)
Технология промысла.
Оказывается, прежде чем стать золотой, «хохлома» бывает и серебряной и глиняной. Обо всех этих превращениях мы сейчас и поговорим. Посмотрите на первую из кружек. Это – «бельё». Сперва её сушат, а затем шлифуют – убирают все мелкие шероховатости специальной шкуркой или на станке, а затем уже она попадает к красильщику. Высушенное и отшлифованное изделие надо подготовить под роспись. Вначале его обмазывают льняным маслом, а затем особым составом – вапой или грунтом. Современные мастера называют наложение грунта – вапы грунтовкой. Вапа красновато – коричневого цвета, потому что в её состав входит глина. Обмазанная вапой кружка похожа на глиняную – под плотным слоем грунта совсем не видно дерева. Грунтованное изделие высушили в печи, затем отшлифовали, и поверхность его стала гладкой и глянцевитой. После этого кружку несколько раз обмазали олифой – так, чтобы пропитался грунт, и на поверхности его появилась липкая лаковая пленка. К этой пленке легко пристает полуда – измельченный в порошок металл. В старину полудой служило олово, а сейчас – алюминий, серебристый, легкий и дешевый материал. Втирание полуды называется лужением. Луженая кружка похожа на серебряную: полуда ровным слоем закрыла дерево, и, кажется, что кружка отлита из металла – она сияет матовым серебристым блеском. И только сейчас к ней может прикоснуться кисть мастера – красильщика. Художники работают ловко и старательно. Обычные их инструменты – тонкие кисточки, которые они часто делают сами из беличьих хвостов, “ляпушки” (кусочек овечьей шерсти, обмотанный вокруг палочки, или гриб – дождевик) и небольшие баночки с красками. Итак, серебристая луженая кружка расписана. Художник – красильщик закончил свою работу и уже положил последний мазок краски. Ну а как же золото? Когда мерцающее холодным металлическим блеском изделие заиграет радостным золотым цветом? Этим последним таинством ведают лачила и печник. Раньше расписанное изделие покрывали несколькими слоями лака – олифы, а потом закаливали в печи при довольно высокой температуре. И сейчас лакированные вручную предметы закаливают в электропечи при температуре 160 – 180 градусов. Современные лачилы покрывают изделие синтетическим желтым лаком из пульверизаторов – пистолетов. Под пленкой закаленного лака всё, что было в росписи серебряным, становиться золотым.
Инструменты и материалы. Виды изделий.
Обычные их инструменты – тонкие кисточки, которые они часто делают сами из беличьих хвостов, “ляпушки”(кусочек овечьей шерсти, обмотанный вокруг палочки, или гриб – дождевик) и небольшие баночки с красками.
Хохломская роспись выполняется масляными красками.
Дерево удобный и доступный материал для создания предметов быта.
Сколько разнообразных предметов создают хохломские мастера: плошки и ложки, вазы, бокалы, тарелки, панно, но ещё и целые наборы посуды для кваса, компота и т.д., а также предметы мебели.
Демонстрация изделий хохломы.
Вопросы к ученикам. Ребята, посмотрите внимательно на эти изделия и скажите, какой орнамент здесь изображен? Но прежде давайте вспомним, что же означает слово орнамент?
Орнамент – это украшение, узор, состоящий из ритмически повторяющихся элементов.
Какие виды орнамента вы знаете? Ответы учеников.
Геометрический – узор, состоящий из геометрических фигур (ромбы, круги и т. д.). Растительный – узор, состоящий из растительных элементов (цветы, травы, листья). Орнитоморфный – узор, где основным мотивом является изображение образа птицы. Зооморфный – узор, где основным мотивом является изображение животных.
Молодцы.
Вопрос. А теперь подумайте, какие виды орнамента встречаются в хохломской росписи?
В хохломской росписи встречается растительный и орнитоморфный орнаменты.
Учитель. Теперь давайте посмотрим, какие цвета используют художники в хохломской росписи.
Продолжение просмотра презентации.
В хохломской росписи основные цвета красный и черный и совсем немного желтого и зеленого для мелкой прорисовки-приписок.
Виды хохломской росписи
Хохломская роспись бывает двух видов: верховое письмо и фоновое. Верховое письмо – это травная роспись, роспись «под листок». Фоновое письмо – это кудрина, роспись «под фон». (Показ примеров письма).
1. Верховое письмо
Верховое письмо выполняется по серебристому фону. «Травкой» в росписи называется орнамент, выполненный отдельными ритмично расположенными мазками. Главные элементы «травинки» имеют свои названия: «завитки», «травинки», «осочки», «капельки», «усики», «кустики».
Самые маленькие и тонкие травинки называют – «осочки» «Травинки» рисуем сверху вниз без нажима. Нажим только в середине. Примкните кисть к бумаге, чтобы оставить след, это «капельки». «Завитки» – это то же, что и «усики» только уже с нажимом на кисть.
Все элементы травного орнамента рисуются сразу кистью без нанесения предварительного рисунка карандашом, при этом кисточку надо держать тремя пальцами перпендикулярно поверхности листа.
Травный орнамент. Все элементы орнамента располагаются на основном завитке (стебле, веточке). В орнаменте ритмично чередуются «травинки», «осочки», «усики», «листочки», «ягодки».
Роспись под листок. Разновидностью «травного» письма является роспись «под листок». Здесь уже вводится зеленый и желтый цвета, при рисовании листочков и красный традиционный при рисовании ягод (малины, рябины и т.д.).
2. Роспись «под фон»
Более трудоемкая. Начинают с прописки контурного рисунка, затем каким-нибудь цветом (красным, черным) покрывают фон вокруг рисунка. Большие листья могут остаться незакрашенными, тогда они получаться золотыми. Далее выполняют радужку-прорисовку жилок на листках, тычинок. И последний этап, как в верховой росписи, – приписка. Ее делают по уже высохшему фону. Используют всю цветовую палитру хохломы.
Эскизы роспись «под фон».
3. Кудрина.
Рисунок «кудрина» является разновидностью росписи «под фон». Для него также характерны золотые силуэты, окруженные цветным фоном в основном красным или черным. Этот орнамент отличается своеобразным узором, в котором рисунок листьев, цветов, плодов отличается и составлен из округлых кудреватых завитков.
Пожалуй, самая трудная по технике выполнения роспись. Её начинают так же, как и роспись «под фон», с нанесения контура рисунка и записывания фона. Весь рисунок создаётся за счет золотых цветов, листьев, а фон, как правило, окрашен в красный или черный цвет. Далее выполняют радужку, но она менее богата, чем в росписи «под фон». Роспись кудрина напоминает ковер.
Эскизы «кудрина».
Современное состояние промысла.
Угасавший в начале 20 в. промысел в современное время возродился; в 20-х — начале 30 х гг. мастера объединились в артели. В 1960-х гг. созданы фабрика «Хохломской художник» на родине промысла и производственное объединение «Хохломская роспись» в г. Семенове, ставшие центрами этого художественного промысла. Они выпускают посуду, ложки, мебель, сувениры и пр.
Выставки. Работы мастеров хохломской росписи экспонируются на различных выставках.
Прежде чем приступить к выполнению практической части урока хочу обратить ваше внимание еще раз на приемы работы кистью по овладению письма данной росписи. Все элементы травного орнамента рисуются сразу кистью без нанесения предварительного рисунка карандашом, при этом кисточку надо держать тремя пальцами перпендикулярно поверхности листа.
Показ учителем приемов работы кистью при написании элементов росписи.
IV. Самостоятельная работа.
При необходимости можете наметить изображение сначала карандашом.
Во время выполнения практической работы, провожу индивидуальную работу. На часто повторяющиеся ошибки, обращаю внимание всех учеников.
V. Итог урока.
Небольшой просмотр выполненных работ.
Выбираем наиболее удачно выполненные работы.
Анализ ошибок.
Заключение. Презентация.
nsportal.ru
Слайд 1
Золотая хохлома Над презентацией работала: Глушкова Л.П. Учитель изобразительного искусства МБОУ « Усть-Удинская СОШ №2»Слайд 2
Очень давно, в Нижегородском Заволжье, зародился обычай украшать деревянную посуду росписью. В этом лесном краю почти все делалось из дерева. Вся территория края представляла собой как бы одну разбросанную по сотням деревень мастерскую. Жители, будто сговорившись, поделили между собой все виды производства деревянных изделий.
Слайд 3
У каждой группы деревень был центр – крупное торговое село, куда крестьяне каждую неделю приезжали на базар сбывать выработанную продукцию. Деревни, где точили и окрашивали деревянную посуду, находились вокруг большого торгового села Хохлома, давшего название всему искусству росписи. Именно отсюда разлетались жар-птицами чашки да ложки по всей земле.
Слайд 4
Когда у купца спрашивали: “Откуда такое диво?”, он с гордостью отвечал: “Из Хохломы”. Так и повелось: Хохлома да Хохлома. Вот и по сей день, расписную посуду хохломской зовут.
Слайд 5
Но прежде чем посуда попадала в руки купцов, ее изготовляли “золотые” руки мастеров. Как придумали мастера окрашивать деревянную посуду в золотистый цвет без применения золота? Это до сих пор остается загадкой даже для специалистов. Но отработанный веками процесс и сейчас превращает обычное белое дерево в блестящее золотом изделие.
Слайд 6
В чем же секрет красочной хохломской посуды? Как ее делают? Оказывается это совсем непросто.
Слайд 7
1. Деревянное изделие покрывают жидким раствором глины ” вапы “. Глина закрывает поры дерева, создает водонепроницаемый слой. 2. После этого изделия смачивают сырым льняным маслом и хорошо просушивают. Затем покрывают олифой и снова просушивают, повторяя эту операцию 3-4 раза.
Слайд 8
3. Следующий этап – лужение. Изделие покрывают полудой: порошок олова или алюминия втирается тампоном в изделие. Изделия становятся гладкими, блестящими и напоминают металлические. 4. И только теперь за работу берётся красильщик (человек, который наносит узор). Роспись наносится масляными красками. Все элементы росписи выполняют сразу кистью, без предварительного рисунка карандашом.
Слайд 9
5. Расписанное и просушенное изделие покрывают масляным лаком (раньше покрывали олифой) и ставят в печь для “каления”. Под воздействием температуры лак желтеет. Тогда и появляется этот восхитительный медово-золотой цвет. Так возникло словосочетание “Золотая Хохлома” . По словам мастеров, такая посуда не боится ни жары, ни стужи, хорошо моется, долго служит, по нарядности соперничает с золотой, а по цене доступна всем.
Слайд 10
Вопрос: Какие цвета используют мастера? Ответ: Красный, черный, совсем немного желтого и зеленого для мелкой прорисовки. Вопрос: Какие узоры вы видите на посуде? Ответ: Листики, ягодки, завитки, точечки. Вопрос: А с чем можно сравнить эти рисунки? Умельцы сами выдумывают их или где-то заимствуют? Ответ: У природы – веточки, листки, травка.
Слайд 18
В настоящее время хохломская роспись получила большое распространение
Слайд 36
Благодарю за в нимание!
nsportal.ru