Конспект урока русского языка в 4 «Б» классе
по системе Л.В.Занкова
Тема: «Обращение».
Тип урока: урок закрепления знаний.
Цели:
Обучающая:
Развивающая:
Воспитательная:
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, мультимедийный проектор, презентация, карточки.
Ход урока
– Дети, проверьте, все ли готовы к уроку русского языка. Сегодня у нас на уроке много гостей, повернитесь, пожалуйста к ним, поздоровайтесь. Садитесь на свои места.
3. Постановка учебной задачи.
– Сколько в русском языке падежей? (6 падежей).
– Я открою вам маленький секрет: раньше в древнерусском языке существовал седьмой падеж – «звательный». Этот падеж со временем исчез из языка, а звательная интонация осталась. Как вы думаете, где? Как в русском языке называется слово, которое зовёт? (обращение)
– Тема нашего урока «Обращение». Какую учебную задачу мы будем решать на уроке?
Сегодня на уроке мы закрепим знания по теме «Обращение», продолжим учиться находить обращения в речи и выделять их на письме.
– Какие вопросы можно сформулировать к теме урока?
Что такое обращение?
Как обращение выделяется в устной речи?
Как обращение выделяется на письме?
Какое место обращение занимает в предложении?
Является ли обращение членом предложения?
Таким образом, ответив на все эти вопросы, мы решим учебную задачу.
– Возьмите, пожалуйста, опорный конспект и напишите тему урока. В информационной карточке поставьте знак «+» напротив тех вопросов, ответы на которые вы знаете. И знак «-» там, где вы не уверены. Отложите тетрадочки.
– Давайте спланируем нашу деятельность (работа со слайдом).
1. Что подлежит изучению? (обращение)
2. С чем будем работать? (с интонацией и знаками препинания)
3. Как будем работать? (наблюдать, делать выводы, работать в парах и группах)
4. Закрепление пройденного.
а) «Давайте же, дети, учиться начнём
И знания светлые нити
Навек в благодарную память вплетём».
– К кому я обратилась? Назовите обращение (дети).
– Как вы догадались, что это обращение? (по интонации)
– Что такое обращение? (слово, которое называет того, к кому обращаются)
Обратитесь к своему однокласснику с какой-нибудь просьбой, вопросом, предложением.
– Сделайте вывод, чем может быть выражено обращение?
Вывод: обращение может быть выражено именем существительным, нарицательным и собственным в именительном падеже.
б) – Обратимся к сказкам А.С.Пушкина. Посмотрите фрагмент мультфильма и назовите обращения (свет мой, зеркальце; царица).
– Полина, прочитай еще один отрывок.
Ах, ты мерзкое стекло!
Это врешь ты мне назло.
Назовите обращение.
Какими чувствами окрашены обращения в данных примерах?
(1-ласково, уважительно; 2- досада, разочарование, злость)
– У человека тонкая и ранимая душа, подбирайте слова, когда обращаетесь к кому-то. Неудачное обращение может насторожить и даже обидеть.
– Что еще интересное вы заметили?
Работа в парах.
– Прочитайте предложения, отметьте галочкой те, в которых обращение выражено одним словом. Прочитайте. Найдите и назовите предложения, в которых обращение выражено несколькими словами.
Не тужи, душа моя,
Это чудо знаю я.
Чем вы, гости, торг ведёте
И куда теперь плывёте?
Здравствуй, князь ты мой прекрасный!
Что ты тих, как день ненастный?
Прочитайте выразительно, выделяя обращение интоннационно.
Вывод: обращение может быть выражено одним словом или словосочетанием (свет мой).
~ Физминутка ~
в) – Как обращение выделяется на письме? (запятыми, восклицательным знаком)
– Расставьте нужные знаки препинания.
Князь им вымолвил тогда:
«Добрый путь вам господа…
Выпросил дурачина корыто!
Здравствуй грозная царица!
Бабушка постой немножко…
Проверьте правильность выполнения задания — слайд.
– Посмотрите внимательно на предложения и сделайте вывод, какое место обращение может занимать в предложении?
Вывод: в предложении обращение может занимать любое место: в начале, в середине или в конце предложения. Обращение выделяется запятыми.
Психологическая разминка (слайд) — табличка.
– Внимательно посмотрите на схемы предложений, закройте глаза и мысленно представьте себе их.
г) – Как вы думаете, каким членом предложения является обращение? (не является членом предложения).
– Проверим вашу гипотезу. В задании № 2 подчеркните грамматическую основу предложений.
Засмеялся Балда лукаво:
«Что это ты выдумал, право?
«Балда, погоди ты морщить море,
Оброк* сполна получишь вскоре.
*Оброк — натуральный или денежный сбор с крестьян помещиками.
– Давайте проверим работу. Прочитайте предложения. В каком из них слово «Балда» является членом предложения, а в каком выступает в качестве обращения? В первом предложении Балда является подлежащим, а во втором слово «Балда» – обращение.
– Задумаемся над вопросом, как мы будем различать эти два явления.
1. Найти грамматическую основу;
2. прочитать и понять по интонации.
Вывод: Обращение не является членом предложения.
– Дети, как вы думаете, местоимение «Ты» это обращение? Докажите, что местоимение «Ты» не является обращением.
– На кого указывает местоимение «Ты»? (на Балду, не выделяется ни голосом, ни запятыми)
– Дети, запомните, местоимения «Ты», «Вы» не являются обращениями.
– Вам бы понравилось, если бы к вам обратились: «Ты, подай тетрадь!» Как исправить эту фразу, чтобы она звучала вежливо и культурно? («Саша, подай, пожалуйста, тетрадь»).
5. Самостоятельная работа.
1 вариант
1) Отметь предложение с обращением.
Иван Федорович, у нас будет урок труда?
В тайге водятся волки, рыси, медведи.
2) Расставь знаки препинания, обозначь О.
Приходи ко мне в гости Валя
3) Дострой предложение, чтобы оно было с обращением. Расставь знаки препинания.
…вы заготовили корм для пернатых друзей …
2 вариант
1) Отметь предложение с обращением.
В реке много окуней, плотвы, ершей.
Петя, Дуся, вы пойдете сегодня в магазин?
2) Расставь знаки препинания, обозначь О .
Помоги мне Коля решить задачу
3) Дострой предложение, чтобы оно было с обращением.
Расставь знаки препинания.
… ты кормил сегодня птиц…
– Обменяйтесь тетрадочками и проверьте работу друг друга. У кого возникли разногласия, давайте обсудим.
– Итак, мы выявили все основные признаки обращения. Давайте, всё, что мы узнали, оформим в единый ответ. Соберитесь в группы и заполните небольшие памятки.
– Проверка: от каждой группы выходит ученик и озвучивает вывод (1 группа — 1 вывод, 2 группа — второй вывод, 3 группа — третий вывод).
7. Рефлексивный момент урока.
– Возьмите конспект и в информационной карточке оцените свои знания на конец урока. Поднимите руку, у кого прибавилось «+». Есть в классе ученики, у кого все плюсы?
– Ребята, как вы думаете, мы добились цели. Что новое узнали? Сказки какого автора помогли нам лучше усвоить тему?
«Читайте Пушкина, друзья,
Читайте сказки.
И будет жизнь тогда полна
Добра и ласки».
– Какое обращение я использовала? (друзья)
– Составьте предложение с обращениями ко мне, выразив своё отношение к уроку, и своё настроение.
– Обратитесь к гостям (Например: Уважаемые гости, вам понравился наш урок?)
Домашнее задание:
nsportal.ru
Конспект урока в 4 классе
Тема: Диалог. Обращение
Цели: актуализировать знания о диалоге и обращении повторить правило употребления знаков препинания в предложении с обращениями; развивать умение выразительно читать предложения с обращениями.
Формируемые УУД: п. — самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; моделирование; к. — умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; р. – постановке задачи; сличение способа действия и его результата с эталоном; оценивание качества и уровня усвоения м; л. — нравственно-этическое оценивание усваиваемого задания, обеспечивающее личностный моральный выбор социальных и личностных ценностей.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания (Выразительное чтение диалогов.)
– Какие знаки препинания вы поставили в конце предложения? Почему?
(Один ученик выполняет на доске разбор слова по составу.)
III. Актуализация знаний
– Выпишите слова со стечением согласных, устно подберите к ним проверочные слова. Обозначьте орфограмму.
А сегодня праздник в доме,
Пирожки капустные:
Петя выучил уроки,
Все — и даже устные!
И. Агеева
Грустный клоун – бегемот
грустным голосом поёт
песню грустную-прегрустную:
— Я люблю лягушку вкусную.
Г. Сатир
— В каких случаях в слове могут оказаться непроизносимые согласные? (Когда есть сочетания нескольких согласных. Два или три согласных подряд очень трудно произносить, поэтому один из них мы не произносим.)
— В каких словах нет непроизносимых согласных?
— Какое слово нельзя проверить?
— Как вы проверили остальные слова?
IV. Самоопределение к деятельности
— Послушайте отрывки из сказок А.С. Пушкина и назовите тех, к кому обращаются с речью.
• Что, Соколко, что с тобою? (Соколко.)
• Здравствуй, красная девица, — говорит он, — будь царица… (Красная девица.)
• Отпусти ты, старче, меня в море! (Старче.)
— Как называются слова, которые называют того, к кому обращаются? (Обращения.)
— Сформулируйте задачи урока. (Вспомнить, что такое обращение, какой частью речи оно обычно бывает выражено, повторить правила выделения обращений на письме, научиться правильно оформлять предложения с обращениями.)
V. Работа по теме урока
Работа по учебнику
Упр. 20 (с. 17).
— Сделайте вывод: как выделяется обращение на письме? (Запятыми.)
— Как обращения выделяются в устной речи? (Они произносятся более высоким тоном и после них или перед ними делается пауза.)
— Прочитайте материал рубрики «Вспомните!».
— Назовите все обращения в предложениях. Словами какой части речи они выражены? (Именами существительными.)
Упр. 21 (с. 17). — Прочитайте предложения и сравните их. (В предложениях говорится об одном и том же, одинаковыми словами, но обращение стоит в разных частях предложения.)
— Прочитайте предложение, в котором обращение стоит в начале. Как обращение выделяется на письме?
— Прочитайте предложение, в котором обращение стоит в середине. Как выделяется обращение в этом предложении?
— В каком предложении обращение стоит в конце? Как оно выделяется в письменной и устной речи?
— Выполните письменные задания к упражнению. (Два ученика выполняют на доске грамматические разборы.)
VI. Физкультминутка
VII. Продолжение работы по теме урока
Работа по учебнику
Упр. 22 (с. 18). — Прочитайте.
— Что такое диалог? (Разговор двух лиц.)
— Как оформляется диалог в письменной речи? (Слова каждого участника разговора пишутся с новой строки, а перед ними ставится тире.)
— Прочитайте диалог выразительно в парах.
— Какие слова вы выделили интонацией? Почему? (Это обращения.)
— Объясните употребление знаков препинания в предложениях.
— В каких предложениях допущены ошибки?
— Определите вид предложений по цели высказывания.
Дополнительное задание: вспомнить и записать отрывки из литературных произведений, в которых встречаются обращения.
VIII. Рефлексия
Работа по карточкам
— Отметьте галочкой предложение с обращением
Вариант 1
1) О чём ты, заинька, плачешь?
2) Вокруг ёлочки скакали зайцы, белки.
Вариант 2
1) Как мне не плакать, петух?
2) В избушке жили петух, заяц.
(Взаимопроверка.)
— Оцените свою работу на уроке.
IX. Подведение итогов урока
— Что мы повторили на сегодняшнем уроке?
— Что такое обращение?
— Какой частью речи оно бывает выражено?
— Как обращение выделяется на письме, в устной речи?
Домашнее задание
Сделать карточку: придумать или выписать из текстов художественной литературы три предложения с обращениями в разных частях предложения (в начале, в середине, в конце), знаки препинания пропустить.
nsportal.ru
Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 25» г.Перми
Конспект урока русского языка «Обращение» в 4 классе .
Коротаева Юлия Михайловна
учитель начальной школы
Пояснительная записка
Формы образовательных технологий
Здоровьесберегающие образовательные технологии.
Групповая работа.
Современные информационные технологии.
Технологии проблемно-диалогового общения.
Данный урок проводится как урок с использованием ИКТ. Целесообразность этого состоит в том, что подача материала подобным образом более интересна, чем использование одного учебника. Появляется возможность включения игры в процесс обучения, которая является хорошим средством мотивирования учащихся к учебной деятельности. Происходит развитие наглядно-образного мышления за счёт повышения уровня наглядности, возникает возможность экономии учебного времени и выполнения за счет этого большего количества учебных заданий.
Предполагается, что урок сможет способствовать формированию следующих УУД:
личностных: стимулирование проявления интереса к новому содержанию учебного знания, развитие умения фиксировать изменения в уже имеющихся знаниях, эмоциональный мотив, позиционный мотив, развитее стремления к получению высокой оценки;
регулятивных: следовать заданной цели, умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу, осуществлять самопроверку по эталону, корректировать самооценку, видеть и исправлять указанные ошибки. Адекватно воспринимать оценку взрослых и сверстников;
коммуникативных: деятельность в рамках сотрудничества, умение работать в группе, умение общаться, слышать и слушать;
познавательных: анализ объекта с целью выделения признака, установление причинно-следственных связей. Построение логических цепочек рассуждения.
анный урок проводится для класса, в котором обучаются дети средних возможностей, но среди них можно выделить группу сильных учащихся.
Урок разделен на 6 этапов.
На первом этапе происходит включение учащихся в урок, дается установка на урок и производится мотивирование к учебной деятельности. Актуализировать свои знания учащимся предлагается на следующем этапе с помощью “исторических данных», в результате которой дети не только включаются в интерактивную деятельность, но и расширяют свой словарный запас, а также фиксируют знания, полученные на первом уроке. Все это приводит их к осознанию темы урока и формулированию ее. Ученики не получают готового знания, они сами определяют не только тему, но и задачи урока. На следующем этапе они имеют возможность пополнить свои знания новыми и зафиксировать их. Задания с самопроверкой дают возможность оценить уровень усвоения учебного материала. На этапе рефлексии происходит не только подведение итогов урока, оценка деятельности, но и попытка применить новый материал в нестандартной ситуации. При помощи использования такой формы работы дается положительная установка на выполнение домашнего задания и на следующий урок. Домашняя работа содержит вариативную часть творческого характера.
Конспект урока русского языка в 4 «А» классе
Тема: «Обращение».
Тип урока: урок закрепления знаний.
Цели:
Обучающая:
формировать умение и навыки находить обращения в речи; выделять обращения на письме запятыми, в устной речи – интонационно;
формировать коммуникативную компетенцию: коммуникативные умения и навыки, обеспечивающие свободное использование обращений в речи разных ситуациях;
Развивающая:
развивать способности анализировать, делать оптимальный выбор в зависимости от ситуации;
развивать креативные способности обучающихся
Воспитательная:
формировать умение применять знания, полученные на уроке, в жизненных ситуациях;
формировать умение работать в паре и группе с целью создания коллективного творческого продукта
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, мультимедийный проектор, презентация, карточки.
Ход урока
Самоопределение к деятельности. Организационный момент.
Девизом нашего урока я предлагаю взять следующие слова, прочитайте их
(сначала про себя, затем вслух выразительно)
Сколько правил!
Правил сколько!
С непривычки бросит в дрожь.
Прикрыли глазки и мысленно сказали: “Я внимателен, я сосредоточен, догадлив, сообразителен уверен в себе. Я буду усердно трудиться на уроке”.
Я желаю вам успеха.
3. Постановка учебной задачи.
– Сколько в русском языке падежей? (6 падежей).
– Я открою вам маленький секрет: раньше в древнерусском языке существовал седьмой падеж – «звательный». Этот падеж со временем исчез из языка, а звательная интонация осталась. Как вы думаете, где? Как в русском языке называется слово, которое зовёт? (обращение)
– Тема нашего урока «Обращение». Какую учебную задачу мы будем решать на уроке?
I. Словарная работа (вызвать ученика к доске писать под диктовку, остальные в тетрадях).
Задание № 1: поставить ударение, подчеркнуть буквы-орфограммы
(на орфографическую зоркость).
Кораблик, лебедь, старик, ткачиха, рыбка, варёную полбу (пшеничную кашу), золотая, месяц, зеркальце, три щелчка, по_лбу, яблочко, лоб.
– Знакомы вам эти слова? Откуда они?
(из сказок А. С. Пушкина).
Сегодня на уроке мы закрепим знания по теме «Обращение», продолжим учиться находить обращения в речи и выделять их на письме.
– Какие вопросы можно сформулировать к теме урока? (ответы учащихся фикс на марк.доске)
Что такое обращение?
Как обращение выделяется в устной речи?
Как обращение выделяется на письме?
Какое место обращение занимает в предложении?
Является ли обращение членом предложения?
Таким образом, ответив на все эти вопросы, мы решим учебную задачу.
Задание № 2: Вспомним, что мы уже изучали об обращении в форме цифрового диктанта.
Если «да», то ставим цифру 1, если «нет» – 0.
(Учитель диктует вопросы, дети ставят цифры. Можно текст диктанта распечатать на каждого.)
1) обращение может состоять из нескольких слов (да – 1)
2) обращение всегда выражается именем собственным (нет – 0)
3) обращение может быть выражено именем прилагательным (да – 1)
4) обращение может находиться в конце предложения (да – 1)
5) обращение на письме выделяется только запятыми (нет – 0)
6) обращения употребляются только в разговорном стиле речи (нет – 0)
7) обращение всегда употребляется в форме именительного падежа (да – 1)
8) обращение является главным членом предложения ( нет-0)
─ Проверим получившиеся ответы. (Учитель вывешивает на доску лист с ответом 10110010). У кого в какой цифре ошибки? (Учащиеся разбирают ошибки)
4. Закрепление пройденного.
Как обращение выделяется на письме? (запятыми, восклицательным знаком)
Задание № 3: Расставьте нужные знаки препинания. (слайд) Взаимопроверка.
Князь им вымолвил тогда:
«Добрый путь вам господа…
Чем вы гости торг ведёте
и куда теперь плывёте?
Здравствуй грозная царица!
Бабушка постой немножко…
Психологическая разминка (слайд) — табличка.
– Внимательно посмотрите на схемы предложений, закройте глаза и мысленно представьте себе их.
– Как вы думаете, каким членом предложения является обращение? (не является членом предложения).
– Проверим вашу гипотезу. В задании № 4 подчеркните грамматическую основу предложений.
Засмеялся Балда лукаво:
«Что это ты выдумал, право?
«Балда, погоди ты морщить море,
Оброк* сполна получишь вскоре.
*Оброк — натуральный или денежный сбор с крестьян помещиками.
– Давайте проверим работу. Прочитайте предложения. В каком из них слово «Балда» является членом предложения, а в каком выступает в качестве обращения? В первом предложении Балда является подлежащим, а во втором слово «Балда» – обращение.
– Задумаемся над вопросом, как мы будем различать эти два явления.
1. Найти грамматическую основу;
2. прочитать и понять по интонации.
Вывод: Обращение не является членом предложения.
– Дети, как вы думаете, местоимение «Ты» это обращение? Докажите, что местоимение «Ты» не является обращением.
– На кого указывает местоимение «Ты»? (на Балду, не выделяется ни голосом, ни запятыми)
– Дети, запомните, местоимения «Ты», «Вы» не являются обращениями.
– Вам бы понравилось, если бы к вам обратились: «Ты, подай тетрадь!» Как исправить эту фразу, чтобы она звучала вежливо и культурно? («Саша, подай, пожалуйста, тетрадь»).
Прочитать с соответствующей интонацией.
– Посмотрим, какой изображена царица в первый раз. Как она
обращается к зеркальцу?
С ним приветливо шутила (приветливо, весело)
И, красуясь, говорила:
«Свет мой зеркальце, скажи,
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?»
– Что пишет автор в другой раз? В чём меняется интонация царицы?
Как это её характеризует?
На девичник собираясь,
Вот царица, наряжаясь
Перед зеркальцем своим,
Перемолвилася с ним:
(горделиво, самонадеянно, настойчиво)
«Я ль, скажи мне, всех милее,
Всех румяней и белее?»
– Что узнаёт царица? С какой интонацией она обращается к
зеркальцу в этот раз?
Как царица подпрыгнёт,
Да как ручку замахнёт,
Да по зеркальцу как хлопнет,
Каблучком-то как притопнет:
(зло, возмущённо, в голосе чувствуется ненависть и зависть
(«чёрной зависти полна») к юной царевне).
«Я ль, скажи мне, всех милее,
Всех румяней и белее?»
– Когда мы видим царицу в следующий раз?
В тот же день царица злая,
Доброй вести ожидая
(Какой вести?)
Втайне зеркальце взяла
И вопрос свой задала:
(требовательно, уверенно, но немного настороженно)
«Я ль, скажи мне, всех милее,
Всех румяней и белее?»
– И в последний раз.
Дома в ту пору без дела
Злая мачеха сидела
Перед зеркальцем своим
И беседовала с ним, говоря:
(равнодушно, ожидая привычного ответа)
«Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?»
Вывод:
– К какому же выводу мы с вами приходим?
(Обращение играет важную роль в разговорной и художественной
речи) и служит одним из средств характеристики литературного героя.
Роль обращений в речи.
Обращения играют заметную роль в речи: они не только называют того, к кому или к чему обращаются, но и оживляют нашу речь. Наконец, обращения очень часто помогают раскрыть характер героя произведения и произносятся с соответствующей интонацией.
Карточки ( работа в парах)
«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе
Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».
«Здравствуй, красная девица, будь царица и роди богатыря мне к исходу сентября.» (ласково, влюблено)
«Ты, царевич, мой спаситель, мой могучий избавитель, не тужи.» (благодарно)
«Чем вы, гости, торг ведёте и куда теперь плывёте?» (заинтересованно)
«Добрый путь вам, господа, по морю, по окияну к славному царю Салтану» (приветливо)
«Полно, князь, душа моя, не печалься» (нежно, успокаивающе)
«Сказка о рыбаке и рыбке».
«Дурачина ты, простофиля! Не умел ты взять выкупа с рыбки!» (сварливо)
«Смилуйся, государыня рыбка, разбранила меня моя старуха.» (умоляюще)
«Как ты смеешь, мужик, спорить со мною, дворянкой столбовою?» (возмущённо)
«Здравствуй, барыня-сударыня дворянка! Чай, теперь твоя душенька довольна.» (укоризненно)
«Сказка о попе и работнике его Балде».
«Поди-ка сюда, верный мой работник Балда!» (требовательно)
«Зачем ты, Балда, к нам залез?» (угрожающе)
«Ты, бесёнок, ещё молодёнек, со мной тягаться слабёнек» (насмешливо)
«Устал, бедняжка! Отдохни, родимый!» (жалеючи)
«Задам тебе, вражонок, задачу!» (строго)
«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».
«Жизнь моя! В чём, скажи, виновна я?» (вопрошающе)
«Постой, бабушка, постой немножко» (уважительно)
«Ой ты, дитятко девица! Пёс проклятый одолел, чуть до смерти не заел» (вкрадчиво, жалобно)
«Что, Соколко, что с тобою?» (встревоженно)
«Свет наш, солнышко! Ты ходишь круглый год по небу» (уважительно, с надеждой)
1 уровень списать 3 предложения, расставьте нужные знаки препинания.
2 уровень выписать все слова (словосочетания) обращения, сделать схемы к 3 предложениям.
3 уровень выписать все слова (словосочетания) обращения, укажите с какой интонацией они произносятся.
Подведение итогов урока. Работа в группах.
– Итак, мы выявили все основные признаки обращения. Давайте, всё, что мы узнали, оформим в единый ответ. Соберитесь в группы и заполните небольшие памятки.
«Читайте Пушкина, друзья,
Читайте сказки.
И будет жизнь тогда полна
Добра и ласки».
– Какое обращение я использовала? (друзья)
– Составьте предложение с обращениями ко мне, выразив своё отношение к уроку, и своё настроение. ( раздаточные листы)
– Обратитесь к гостям (Например: Уважаемые гости, вам понравился наш урок?)
Завершим урок игрой на внимание. Я буду читать предложения с обращениями, а вы должны записывать по одной букве, из которых сложится слово (Предложения без знаков препинания демонстрируются через проектор или записаны индивидуальных карточках)
Всю от моря и до моря вижу я, узнаю тебя, Русь! (Гласная из слова-обращения)
Я прошу, хоть ненадолго, грусть моя, ты покинь меня. (Первая буква в местоимении, входящем в состав обращения).
Давай, земля, немножко отдохнем от важных дел.(Первая буква в слове, стоящем сразу после обращения).
Возьмемся за руки, друзья, чтоб не пропасть поодиночке.(Последняя буква в слове, стоящем перед обращением).
В моей судьбе ты стала главной, родная улица моя. (Предпоследняя буква в существительном, входящем в состав обращения).
Кто тебя выдумал, звездная страна? (Безударная гласная в существительном, входящем в состав обращения).
─ Составьте из букв слово. (Умница) Кто был на уроке внимателен, у того получилось слово.
Д.З Составить текст-обращение к своим одноклассникам.
Приложение 1
Всю от моря и до моря вижу я узнаю тебя Русь! (Гласная из слова-обращения)
Я прошу хоть ненадолго грусть моя ты покинь меня. (Первая буква в местоимении, входящем в состав обращения).
Давай земля немножко отдохнем от важных дел.(Первая буква в слове, стоящем сразу после обращения).
Возьмемся за руки друзья чтоб не пропасть поодиночке.(Последняя буква в слове, стоящем перед обращением).
В моей судьбе ты стала главной родная улица моя. (Предпоследняя буква в существительном, входящем в состав обращения).
Кто тебя выдумал звездная страна? (Безударная гласная в существительном, входящем в состав обращения).
Всю от моря и до моря вижу я узнаю тебя Русь! (Гласная из слова-обращения)
Я прошу хоть ненадолго грусть моя ты покинь меня. (Первая буква в местоимении, входящем в состав обращения).
Давай земля немножко отдохнем от важных дел.(Первая буква в слове, стоящем сразу после обращения).
Возьмемся за руки друзья чтоб не пропасть поодиночке.(Последняя буква в слове, стоящем перед обращением).
В моей судьбе ты стала главной родная улица моя. (Предпоследняя буква в существительном, входящем в состав обращения).
Кто тебя выдумал звездная страна? (Безударная гласная в существительном, входящем в состав обращения).
Всю от моря и до моря вижу я узнаю тебя Русь! (Гласная из слова-обращения)
Я прошу хоть ненадолго грусть моя ты покинь меня. (Первая буква в местоимении, входящем в состав обращения).
Давай земля немножко отдохнем от важных дел.(Первая буква в слове, стоящем сразу после обращения).
Возьмемся за руки друзья чтоб не пропасть поодиночке.(Последняя буква в слове, стоящем перед обращением).
В моей судьбе ты стала главной родная улица моя. (Предпоследняя буква в существительном, входящем в состав обращения).
Кто тебя выдумал звездная страна? (Безударная гласная в существительном, входящем в состав обращения).
Всю от моря и до моря вижу я узнаю тебя Русь! (Гласная из слова-обращения)
Я прошу хоть ненадолго грусть моя ты покинь меня. (Первая буква в местоимении, входящем в состав обращения).
Давай земля немножко отдохнем от важных дел.(Первая буква в слове, стоящем сразу после обращения).
Возьмемся за руки друзья чтоб не пропасть поодиночке.(Последняя буква в слове, стоящем перед обращением).
В моей судьбе ты стала главной родная улица моя. (Предпоследняя буква в существительном, входящем в состав обращения).
Кто тебя выдумал звездная страна? (Безударная гласная в существительном, входящем в состав обращения).
Приложение 2
«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе
Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».
«Здравствуй красная девица будь царица и роди богатыря мне к исходу сентября.»
«Ты царевич мой спаситель, мой могучий избавитель, не тужи.»
«Чем вы гости торг ведёте и куда теперь плывёте?»
«Добрый путь вам господа по морю, по окияну к славному царю Салтану»
«Полно князь душа моя не печалься»
1 уровень спишите 3 предложения, расставьте нужные знаки препинания.
2 уровень выписать все слова (словосочетания) обращения, сделать схемы к 3 предложениям.
3 уровень выписать все слова (словосочетания) обращения, укажите с какой интонацией ( как?) они произносятся.
«Сказка о рыбаке и рыбке».
«Дурачина ты простофиля! Не умел ты взять выкупа с рыбки!»
«Смилуйся государыня рыбка разбранила меня моя старуха.»
«Как ты смеешь мужик спорить со мною, дворянкой столбовою?»
«Здравствуй барыня-сударыня дворянка! Чай, теперь твоя душенька довольна.»
1 уровень спишите 3 предложения, расставьте нужные знаки препинания.
2 уровень выписать все слова (словосочетания) обращения, сделать схемы к 3 предложениям.
3 уровень выписать все слова (словосочетания) обращения, укажите с какой интонацией ( как?) они произносятся.
«Сказка о попе и работнике его Балде».
«Поди-ка сюда верный мой работник Балда!»
«Зачем ты Балда к нам залез?»
«Ты бесёнок ещё молодёнек, со мной тягаться слабёнек»
«Устал бедняжка! Отдохни, родимый!»
«Задам тебе вражонок задачу!»
1 уровень спишите 3 предложения, расставьте нужные знаки препинания.
2 уровень выписать все слова (словосочетания) обращения, сделать схемы к 3 предложениям.
3 уровень выписать все слова (словосочетания) обращения, укажите с какой интонацией ( как?) они произносятся.
«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».
«Жизнь моя В чём, скажи, виновна я?»
«Постой бабушка постой немножко»
«Ой ты дитятко девица! Пёс проклятый одолел, чуть до смерти не заел»
«Что Соколко что с тобою?»
«Свет наш солнышко Ты ходишь круглый год по небу»
1 уровень спишите 3 предложения, расставьте нужные знаки препинания.
2 уровень выписать все слова (словосочетания) обращения, сделать схемы к 3 предложениям.
3 уровень выписать все слова (словосочетания) обращения, укажите с какой интонацией ( как?) они произносятся.
Приложение 3
С ним приветливо шутила (приветливо, весело)
И, красуясь, говорила:
«Свет мой зеркальце, скажи,
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?»
На девичник собираясь,
Вот царица, наряжаясь
Перед зеркальцем своим,
Перемолвилася с ним:
(горделиво, самонадеянно, настойчиво)
«Я ль, скажи мне, всех милее,
Всех румяней и белее?»
Как царица подпрыгнёт,
Да как ручку замахнёт,
Да по зеркальцу как хлопнет,
Каблучком-то как притопнет:
(зло, возмущённо, в голосе чувствуется ненависть).
«Я ль, скажи мне, всех милее,
Всех румяней и белее?»
В тот же день царица злая,
Доброй вести ожидая
Втайне зеркальце взяла
И вопрос свой задала:
(требовательно, уверенно, но немного настороженно)
«Я ль, скажи мне, всех милее,
Всех румяней и белее?»
Дома в ту пору без дела
Злая мачеха сидела
Перед зеркальцем своим
И беседовала с ним, говоря:
(равнодушно, ожидая привычного ответа)
«Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?»
Приложение 4
Работа в группе
Тема: «_____________________»
1_____________________________________
2_____________________________________
3_____________________________________
4_____________________________________
5_____________________________________
6_____________________________________
7_____________________________________
Приложение 5
Составьте предложение с обращениями ко мне, выразив своё отношение к уроку, и своё настроение.
www.metod-kopilka.ru
№ | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Методический комментарий |
Самоопределение к деятельности | Психологический настрой Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожмите руки, передайте частичку своего тепла другому и пожелайте хорошего рабочего настроения на весь учебный день. Я тоже желаю всем успехов в работе. Прочитайте эпиграф (слайд 2) Пусть эти слова станут девизом нашего урока. | Прозвенел звонок для нас. Всех детей позвал он в класс, Чтобы дети не ленились, С удовольствием трудились, Всем здоровья пожелаем и урок наш начинаем. | Такие упражнения проводятся в начале учебного дня для создания благоприятной рабочей обстановки в классе. Формируются УУД личностные: умение выделить нравственный аспект поведения, установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог. | |
Самоопределение к деятельности Проблемная ситуация | – Понять значение слова нам часто помогает знание его состава. Какие части слова называются значимыми? – В какой части слова заключено его основное лексическое значение? – Прочитайте слова, записанные на доске. Спишите. – Что вы можете сказать о них? – Как вы объясните общий смысл однокоренных слов? – Откройте учебник на стр.8, прочитайте тему урока. – Что самое важное в понятии обращение? – Сформулируйте цель урока. | – Основное лексическое значение заключено в корне слова. Общий, общество, общение, общежитие, сообщество, сообща, общаться – Это однокоренные слова. Корень -общ- . – Разговаривать, делиться мыслями, знаниями. – Узнать что такое обращение, вспомнить правила обращения. | Учитель помогает осознать смысл обучения, задуматься о получении новой информации на уроке. | |
Актуализация знаний. | Обратите внимание на задание и найдите отличия (слайд 3) -Чем различаются предложения? -Что это за слова? Спишите 3 предложение. | -Во втором столбике в предложениях некоторые слова выделены запятой. -Мы называем того, к кому мы обращаемся . Списывают предложение. | Принимаются разные высказывания детей. Важно научить уч-ся слушать друг друга. УУД познавательные: определение проблемы; коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли | |
Постановка учебной задачи Самоопределение к деятельности Работа в парах | -Назовите тему нашего урока. -Что об этом знаете? Не знаете? -Чему будем учиться на уроке? – Какие цели вы перед собой поставите? -Я согласна с вами и предлагаю прочитать цели на слайде (слайд 4)
– Чем обусловлены изменения в обращении? – Какие виды речи вы уже знаете? – Разыграйте ситуации в парах. 1 ряд – ситуация «ученик – ученик», 2 ряд – ситуация «учитель – ученик», 3 ряд – ситуация «ученик – директор школы». – Сделайте вывод о различиях деловой и разговорной речи, прочитайте сообщение профессора Самоварова на с.18. | – Обращение. – Находить обращение в предложении, правильно выделять на письме. – Выбор обращения зависит от ситуации общения. – Виды речи: деловая, научная, разговорная, художественная Коллективная проверка.
Учащиеся под руковоством учителя определяют область употребления лексики в предложениях (упр. 25, с.18-19). Записывают в тетрадь. | УУД регулятивные: целеполагание; общеучебные: выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации. Закрепляется навык работы с информационным источником – учебником. | |
Изучение нового материала | Найди обращения в предложениях (слайд 5). -Прочитайте предложения. -Есть ли в них обращения? -Почему вы так решили? -Какой частью речи могут быть обращения? -Подберём к обращениям прилагательные по смыслу. -Что вы заметили? -Итак, какой вывод мы можем сделать: -Что мы назовём обращением? -Понравившееся предложение запишите в тетрадь. | -Существительными. -Долгожданная весна и чистый ручеёк. -Слово или сочетание слов, которое называет того (человека, животное), к кому мы обращаемся. | Фронтальная работа УУД регулятивные: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; коммуникативные: участие в коллективном обсуждении проблем; познавательные: построение логической цепочки рассуждений | |
6. 7. | Первичное закрепление Динамическая пауза | Письмо по памяти -Обращение не всегда обособляется запятыми. Обратите внимание на слайд 6 -Где стоит обращение? -Как оно выделено на письме? Интонационно? Если обращение стоит в начале и произносится с сильным чувством, то выделяется восклицательным знаком. -Запишите предложение в тетрадь по памяти. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (музыкальная презентация) -Встречалось ли обращение в физкультминутке. Кто может назвать? -Кто желает, может записать предложение в тетрадь. | -В начале предложения. -Запятыми. Восклицательным знаком. -Эй, лежебоки, все на зарядку!… (проговаривают вслух) | УУД регулятивные: формирование уровня усвоения знаний; познавательные: структурирование знаний; коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог; Учитель обращает внимание ребят, как данная физкультминутка связана с темой урока. |
8. 9. 10. | Самостоятель ная работа с самопроверкой по эталону Включение нового знания в систему знаний и повторения Тест Творческая работа | 1.Игра «Выбери меня» Ребята, перед вами на слайде предложения (слайд 7) Задание: выбрать предложения с обращением списать, расставить знаки препинания. Прочитайте предложения и найдите в них грамматическую основу. Слайд 9 -Каким членом предложения является слово «друзья». -В каком падеже стоит слово – обращение? -Какой вывод мы можем сделать? -Является ли обращение членом предложения? -Выполните тест. – В древнерусском языке для обращений существовал звательный падеж. С формой звательного падежа можно встретиться в произведениях А.С.Пушкина (не старик-старче) -Поработаем с учебником литературного чтения. – Вспомним произведения А.Пушкина. -Найдём в них обращения. -Прослушаем и исполним песню «Лесной олень» (слайд 10) -Подумайте, какое отношение имеет эта песня к теме нашего урока? -Представьте себе, что олень выполнил вашу просьбу, и вы оказались в сказке. Напишите дома мини –письмо любимому сказочному герою, в котором просите о помощи, так как попали в трудную ситуацию. Используйте обращения и вежливые слова. | Учащиеся выполняют работу на слайде-тренажёре выполненное задание учащиеся проверяют по слайду 8 «Проверяй внимательно» -В 1предложении-подлежащим, во 2-это обращение в И.п. -Обращение не является членом предложения. -Обращение тоже стоит в И.п., но отличается от подлежащего звательной интонацией. – Нет. Ученики выполняют и работы сдают учителю. Читают наизусть отрывки из сказок А.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне…». -Встречается обращение: Вернись ко мне, лесной олень. | Формируются УУД регулятивные: Сличение выполненного задания с заданным эталоном; общеучебные: самостоятельное создание алгоритмов деятельности; коммуникативные: продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Создание ситуации успеха. Учащиеся продолжают работать в паре Учитель помогает детям через предложенное задание увидеть роль обращения в предложении. УУД регулятивные: выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы; познавательные: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Все учащиеся с удовольствием исполняют песню и учатся видеть прекрасное. Творческая работа способствует закреплению знаний об обращении. |
11. 12. | Итог урока Домашнее задание | -Что нового узнали? -Чему учились сегодня на уроке -Какие вопросы рассмотрели? – Ребята, какую роль обращения играют в нашей жизни? -Что выражают обращения? -Представьте, если бы обращения исчезли из нашей жизни? слайд 11, слайд 12 По желанию выбирают задание №1 или №2 и выполняют: 1.мини –письмо любимому сказочному герою, используя обращения и вежливые слова. 2. На слайде 13 дополнительные задания, которые можно использовать на уроке русского языка по теме «Обращение». | -Узнали, что такое обращения; выделяется запятыми и восклицательным знаком. В предложении стоит в И.П. в звательной форме. -Обращаемся к окружающим. -Наше отношение, что чувствуем к тому, к кому обращаемся. Учащиеся выбирают понравившееся задание | Учитель обращает внимание на огромную роль обращений в нашей жизни. УУД регулятивные: осознание качества и уровня усвоения, коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Основная цель урока достигнута. Учащиеся сумели обозначить учебную задачу, осознали, чему научились и над чем стоит ещё поработать. |
13. | Рефлексия | Выскажите своё мнение о сегодняшнем уроке, используя выражения (слайд14) А теперь нарисуйте на полях в тетради «волшебную палочку» и поставьте на ней себе отметку за активность на уроке | УУД личностные: оценивание усваиваемого содержания; регулятивные: осуществление самооценки собственной учебной деятельности. |
nsportal.ru
Урок русского языка в 4-м классе по теме «Обращение»
Цель:
Познакомить учащихся с понятием «обращение», его особенностями в устной и письменной речи
Задачи:
1. Научить находить в предложениях обращения, отличать их от подлежащего, ставить знаки препинания в предложениях с обращением, составлять предложения с обращением, выразительно читать предложения с обращением.
2. Активизировать и расширять словарный запас учащихся, развивать орфографическую зоркость, речь, мышление, внимание.
3. Воспитывать познавательный интерес к особенностям русского языка.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: карточки с заданиями, иллюстрации к сказкам А.С. Пушкина
Ход урока.
I. Организационный момент.
– Встали ровненько, ребята,
Вышли дружно из-за парты…
II. Каллиграфическая минутка
О О О ________________
ООО///ООО/// Ю///Ю///
II. Постановка целей урока
IV. Вводное слово учителя.
– Сегодняшний урок я хотела бы начать с этих поэтических строк
(На доске цитата)
«Друзья мои, прекрасен наш союз!»
-Я неслучайно взяла именно эти строки. Почему? К этому вопросу мы вернёмся в конце урока.
– Автора этих строк вы легко определите, если отгадаете, к какому произведению выполнена иллюстрация.
(Иллюстрация «У лукоморья».) А.С. Пушкин. Поэма «Руслан и Людмила»
-Кто помнит наизусть это произведение?
(Карточка №1 отрывок из произведения (см. далее))
-Это пролог к поэме «Руслан и Людмила».
V. Словарная работа
-Вспомним толкование этого слова. Пролог – в переводе с греческого языка pro- вперёд, впереди, logos – слово, речь.
Пролог – вступительная, вводная часть литературного, театрального или музыкального произведения.
-Подберите антоним к слову «пролог».
-Эпилог (в переводе с греческого языка) – послесловие.
Запись слов в тетради.
Повторение понятия «Заимствованные слова»
VI. Повторение изученного материала
1) Фронтальный опрос
-Сочетание двух слов, связанных по смыслу и грамматически. (Словосочетание)
– Подлежащее и сказуемое – это главные члены предложения. А определение, дополнение, обстоятельство – это…… (Второстепенные члены предложения)
-Главный член предложения, который обозначает то, что говорится о предмете речи. (Сказуемое)
– Главный член предложения, который обозначает предмет речи. (Подлежащее)
– Второстепенный член предложения, обозначает предмет, отвечает на вопросы косвенных падежей и выражается обычно существительным и местоимением. (Дополнение)
-Эти члены предложения относятся к одному и тому же слову, отвечают на один и тот же вопрос и произносятся с интонацией перечисления или противопоставления. (Однородные члены предложения)
-Второстепенный член предложения обозначает признак предмета, отвечает на вопросы какой? чей? и выражается обычно именами прилагательными и некоторыми местоимениями. (Определение)
-Второстепенный член предложения, обозначает признак по месту, времени, причине, цели, выражен наречием или существительным с предлогом. (Обстоятельство)
2) Работа в парах по карточке № 1
У лукоморья дуб зеленый,
Златая цепь на дубе том.
И днём и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом.
Идёт направо – песнь заводит,
Налево – сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит.
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит.
-Ваша задача – найти в этом отрывке обстоятельства, записать в тетрадь, распределив в группы: обстоятельства места, времени, образа действия.
Кто затрудняется это сделать сразу, у вас есть карточки – помощь 1, 2, 3.
Карточка – помощь № 1Определи, что обозначают найденные обстоятельства
Карточка – помощь № 2
Распредели обстоятельства в группы:
обстоятельства обстоятельства обстоятельства
места времени образа действия
Карточка – помощь №3
Запиши обстоятельства в группы:
обстоятельства обстоятельства обстоятельства
места времени образа действии
Где? Когда? Как?
Куда? Как долго? Каким образом?
Откуда?
(Проверка устно) Учитель зачитывает слова каждой группы, ученики проверяют, оценивают себя на полях тетради знаком + за каждую правильно выписанную группу слов.
VII. Работа по теме урока
1) Объяснение учителя
А) – Прочитайте отрывок. (Карточка №2)
1. Приплыла к нему рыбка, спросила:
– Чего тебе надобно, старче?
Ей с поклоном старик отвечает:
– Смилуйся, государыня рыбка.
-Из какого произведения?
-Объясните значение слов надобно, старче.
-Как называются слова, вышедшие из употребления в речи? (Устаревшие)
-К кому обращалась рыбка? (К старику)
-Старче – устаревшее уважительное обращение к старому человеку.
Раньше в древнерусском языке, помимо известных вам падежей, был ещё один, он назывался звательный. Как вы думаете, почему такое название? (Звать кого-либо.) Слово старче в данном случае стоит в звательном падеже. Но сейчас такого падежа нет, а когда мы зовем кого-либо, спрашиваем, обращаемся к кому-либо, это называется обращением.
Это и есть тема нашего урока.
(Прикрепить на доске карточку со словом обращение. Записать тему в тетрадь.)
-Нам предстоит выяснить роль обращения в речи. Какое место занимает в предложении. Какие знаки препинания ставятся в предложении с обращением.
Б) Исследование1. Роль обращений в речи.
Продолжение работы по карточке №2:
2.”Дурачина ты, прямой простофиля!
Выпросил, простофиля, избу!
Воротись, поклонись рыбке:
Не хочу быть черной крестьянкой,
Хочу быть столбовою дворянкой”.
3. Она его ласкать,
Треплет нежною рукою:
Что, Соколко, что с тобою?
Ляг!” – и в комнату вошла,
Дверь тихонько заперла.
– Найти и записать предложения с обращениями.
Запись предложений: Чего тебе надобно, старче? Смилуйся, государыня рыбка. Дурачина ты, прямой простофиля! Что, Соколко, что с тобою?
-Найдите в предложениях обращение. Какой частью речи выражено? (Имя существительное, собственное, нарицательное, 1 слово или сочетание слов. Местоимение не является обращением. Обращение не является членом предложения.)
-С какой интонацией произносится обращение? (Звательная интонация, Тон повышается, понижается.)
На доске прикрепляются карточки: слово, сочетание слов, звательная интонация, повышение, понижение тона.
В) Исследование 2. Знаки препинания в предложении с обращением.
– Итак, какие знаки препинания ставятся при обращении? Вернемся к записанным предложениям, обратив внимание на знаки препинания. Какой вывод можно сделать?
2) Знакомство с правилом.
Учебник стр.161, 162.
Карточка-памятка для каждого ученика:
Знаки препинания в предложениях с обращениями
О, … .
О! … .
…, О, … .
…, О.
Всем нам при общении
Поможет обращение.
Можно смело обратиться
К людям, звёздам или птицам.
Только, друг, не забывай
Запятые расставляй.
3) Закрепление
А) Самостоятельная работа по карточкам №3
(Раздаточный материал)
Иллюстрация к «Сказке о рыбаке и рыбке»:
Отпусти ты старче меня в море!
Не печалься, ступай себе с богом.
Иллюстрация к «Сказке о царе Салтане»:
Здравствуй князь ты мой прекрасный.
Князь пошел забывши горе.
Иллюстрация к «Сказке о мёртвой царевне»:
Свет наш солнышко Ты ходишь
Круглый год по небу.
К красну солнцу, наконец,
Обратился молодец.
-Выписать предложения с обращением. Расставить знаки препинания.
Проверка. (За каждый правильный ответ на полях ставят знак +)
Б) работа по учебнику. Упражнение511.
VIII. Рефлексия.
А) – Запишите слова великого Пушкина, которые он посвятил друзьям-лицеистам: Друзья мои, прекрасен наш союз!
-Как вы думаете, случайно ли я начала наш урок именно с этих слов?
-Что вы узнали об обращении?
-Можно ли в жизни обойтись без обращений?
– Посмотрите, кто сидит рядом с вами?
-Как вы обращаетесь друг к другу?
– Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте. Запишите ему в тетрадь комплимент, похвалите его за работу на уроке. Обязательно используйте обращение.
-Обменяйтесь тетрадями. Прочтите запись. Проверьте постановку знаков препинания при обращении. Оцените товарища, поставьте ему на полях знак +, если всё верно.
-Кто желает прочесть обращение к однокласснику?
Б) – А теперь оцените свою деятельность на уроке.
– На доске записаны глаголы: Старался, находил, объяснял, понял, узнал, не понял, молчал, затруднялся.
Составьте с одним из них предложение с обращением и отправьте телеграмму на моё имя.
Телеграмма
Сегодня на уроке….
– Чью телеграмму вы хотите, чтобы я прочитала?
-Удалось ли вам сделать на уроке какое- то маленькое открытие? Покажите знаком «!», если удалось.
В) Оценка своей деятельности на уроке:
7-8 знаков + «5», 5-6 знаков + «4», 3-4 знака + «3»
IX. Домашнее задание: правило стр.161-162, упр.510, памятка.
intolimp.org
Муниципальное общеобразовательное учреждение
лицей № 67 городского округа Тольятти
Урок русского языка по теме:
«Обращение. Знаки препинания в предложениях с обращением»
(с использованием информационных технологий)
Перспектива, учебник «Русский язык» 4 класс, ч.1
Авторы: Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина
Подготовила
учитель начальных классов
Равчева Маргарита Раилевна
УМК «Перспектива»
Конспект урока русского языка в 4 классе по учебнику «Русский язык» Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина
Учитель: Равчева Маргарита Раилевна
Класс: 4 «Б»
Количество учеников в классе: 29 чел.
Тема: «Обращение. Знаки препинания в предложениях с обращением»
Дата проведения: 08.09.14г., урок по расписанию
Тип урока: изучение нового учебного материала
Вид урока: урок теоретических и практических самостоятельных работ.
Основные дидактические формы: урок практикум.
Цель: научить ставить знаки препинания при обращении.
Задачи:
1. Наблюдать над ролью обращений в речи, местом в предложении.
2. Рассмотреть постановку знаков препинания при обращении.
3. Развивать речь, внимание, мышление, память, творческое воображение.
4. Воспитывать интерес к урокам русского языка, самостоятельность.
Формируемые УУД: п. – выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; умение делать выводы и умозаключения; выполнение действий по алгоритму; к.– умение участвовать в коллективном обсуждении проблем; р.- принятие и постановка новых учебных задач; контроль за действиями партнёра при выполнении совместного задания; л.- критичное отношение к своим поступкам и собственной учебной деятельности, умение их адекватно оценивать.
Оборудование:
Рабочая программа, учебник «Русский язык» 4 класс, под ред. Л.Ф Климановой, Т. В. Бабушкиной, ч. 1; компьютер, мультимедийный проектор, слайдовая презентация «Обращение», тексты песни «Лесной олень», карточки с заданием, учебник «Литературное чтение» 4 класс ч.1., под ред. Л.Ф. Климановой, Л.А. Виноградской, В.Г. Горецкого; видеосопровождение физкультминутки; итоговый тест.
Ход урока
№
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Методический
комментарий
Самоопределение к деятельности
Психологический настрой
Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожмите руки, передайте частичку своего тепла другому и пожелайте хорошего рабочего настроения на весь учебный день. Я тоже желаю всем успехов в работе.
Прочитайте эпиграф
(слайд 2)
Пусть эти слова станут девизом нашего урока.
Прозвенел звонок для нас.
Всех детей позвал он в класс,
Чтобы дети не ленились,
С удовольствием трудились,
Всем здоровья пожелаем и урок наш начинаем.
Такие упражнения проводятся в начале учебного дня для создания благоприятной рабочей обстановки в классе.
Формируются
УУД личностные:
умение выделить нравственный аспект поведения, установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом;
коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог.
Самоопределение к деятельности
Проблемная ситуация
– Понять значение слова нам часто помогает знание его состава. Какие части слова называются значимыми?
– В какой части слова заключено его основное лексическое значение?
– Прочитайте слова, записанные на доске. Спишите.
– Что вы можете сказать о них?
– Как вы объясните общий смысл однокоренных слов?
– Кто сформулирует тему урока?
– Откройте учебник на стр.8, прочитайте тему урока.
– Что самое важное в понятии «обращение»?
– Сформулируйте цель урока.
– Основное лексическое значение заключено в корне слова.
Общий, общество, общение, общежитие, сообщество, сообща, общаться
Дети записывают слова в тетрадь.
– Это однокоренные слова. Корень – общ-.
– Разговаривать, делиться мыслями, знаниями.
– Узнать что такое обращение, вспомнить правила обращения.
Учитель помогает
осознать смысл обучения, задуматься о получении новой информации на уроке.
Актуализация знаний.
Обратите внимание на
задание и найдите отличия
(слайд 3)
-Чем различаются предложения?
-Что это за слова?
Спишите третье предложение.
-Во втором столбике в предложениях некоторые слова выделены запятой.
-Мы называем того, к кому мы обращаемся.
Списывают предложение.
Принимаются разные высказывания детей. Важно научить уч-ся слушать друг друга.
УУД познавательные:
определение проблемы;
коммуникативные:
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
Постановка учебной задачи
Самоопределение к деятельности
Работа в парах
-Назовите тему нашего урока.
-Что об этом знаете? Не знаете?
-Чему будем учиться на уроке?
– Какие цели вы перед собой поставите?
-Я согласна с вами и предлагаю прочитать цели на слайде
(слайд 4)
– Чем обусловлены изменения в обращении?
– Какие стили речи вы уже знаете?
– Разыграйте ситуации в парах.
1 ряд – ситуация «ученик – ученик»; 2 ряд – ситуация «учитель – ученик»; 3 ряд – ситуация «ученик – директор школы».
– Сделайте вывод о различиях делового и разговорного стилей речи, прочитайте сообщение профессора Самоварова на с.18.
– Обращение.
– Находить обращение в предложении, правильно выделять на письме.
– Выбор обращения зависит от ситуации общения.
Стиль речи:
деловой, научный, разговорный, художественный, публицистический.
Коллективная проверка.
Учащиеся под руководством учителя определяют область употребления лексики в предложениях (упр. 25, с.18-19). Записывают в тетрадь.
УУД регулятивные: целеполагание;
общеучебные:
выделение и формулирование познавательной цели,
поиск и выделение необходимой информации.
Закрепляется навык работы с информационным источником – учебником.
Изучение нового материала
Найди обращения в
предложениях (слайд 5).
–Прочитайте предложения.
-Есть ли в них обращения?
-Почему вы так решили?
-Какой частью речи могут быть обращения?
-Подберём к обращениям прилагательные по смыслу.
-Что вы заметили?
-Итак, какой вывод мы можем сделать:
-Что мы назовём обращением?
-Понравившееся предложение запишите в тетрадь.
-Существительными, но не являются членами предложения.
–Долгожданная весна и чистый ручеёк.
-Слово или сочетание слов, которое называет того (человека, животное), к кому мы обращаемся.
Фронтальная работа
УУД регулятивные:
определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;
коммуникативные:
участие в коллективном обсуждении проблем;
познавательные:
построение логической цепочки рассуждений
6.
Первичное закрепление
Письмо по памяти
-Обращение не всегда обособляется запятыми.
Обратите внимание на слайды 6,7
–Где стоит обращение?
-Как оно выделено на письме? Интонационно?
Если обращение стоит в начале и произносится с сильным чувством, то выделяется восклицательным знаком.
-Запишите предложение в тетрадь по памяти.
-В начале предложения.
– Восклицательным знаком.
УУД регулятивные:
формирование уровня усвоения знаний;
познавательные:
структурирование знаний;
коммуникативные:
умение слушать и вступать в диалог.
7.
Динамическая пауза
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
(музыкальная презентация)
-Встречалось ли обращение в физкультминутке. Кто может назвать?
-Кто желает, может записать предложение в тетрадь.
-Эй, лежебоки,
все на зарядку!
(проговаривают вслух)
Учитель обращает
внимание ребят, как данная физкультминутка связана с темой урока.
8.
Самостоятель
ная работа с самопроверкой по эталону
1.Игра «Выбери меня»
Ребята, перед вами на слайде
предложения (слайд 8)
Задание: выбрать предложения с обращением, списать, расставить знаки препинания.
Учащиеся выполняют работу на слайде-тренажёре
выполненное задание учащиеся проверяют по слайду 9 «Проверяй внимательно»
Формируются УУД
регулятивные:
Сличение выполненного задания с заданным эталоном;
общеучебные:
самостоятельное создание алгоритмов деятельности;
коммуникативные:
продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Создание ситуации успеха.
Учащиеся продолжают работать в паре
Учитель помогает детям через предложенное задание увидеть роль обращения в предложении.
9.
Включение нового знания в систему знаний и повторения
Прочитайте предложения и найдите в них грамматическую основу. Слайд 10
-Каким членом предложения является слово «друзья».
-В каком падеже стоит слово – обращение?
-Какой вывод мы можем
сделать?
-Является ли обращение членом предложения?
-В 1предложении-подлежащим, во 2-это обращение в И.п.
–Обращение не является членом предложения.
-Обращение тоже стоит в И.п., но отличается от подлежащего звательной интонацией.
– Нет.
Обобщают знания по слайду 11.
УУД регулятивные:
выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;
познавательные:
самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
10.
Тест
-Выполните тест (приложение 1).
Ученики выполняют и работы сдают учителю.
Варианты ответов: да, нет.
Да
В И.п.
Существительным
Да
Запятыми или воскл. знаком
Нет
Да
Нет
Нет
Нет
УУД познавательные. Самостоятельное выполнение теста на основе изученного материала.
11.
Творческая
работа
– В древнерусском языке для обращений существовал звательный падеж.
С формой звательного падежа можно встретиться в произведениях А.С.Пушкина (не старик-старче)
-Поработаем с учебником
литературного чтения.
– Вспомним произведения А.Пушкина.
-Найдём в них обращения.
–Прослушаем и исполним песню «Лесной олень» (слайд 12)
-Подумайте, какое отношение имеет эта песня к теме нашего урока?
-Представьте себе, что олень выполнил вашу просьбу, и вы оказались в сказке.
Напишите дома мини – письмо любимому сказочному герою, в котором просите о помощи, так как попали в трудную ситуацию. Используйте обращения и вежливые слова.
Читают наизусть отрывки из сказок А.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне…».
-Встречается обращение:
Вернись ко мне, лесной олень.
Творческая работа способствует закреплению знаний об обращении.
Все учащиеся с удовольствием исполняют песню и учатся видеть прекрасное.
12.
Итог урока
-Что нового узнали?
-Чему учились сегодня на уроке
-Какие вопросы рассмотрели?
– Ребята, какую роль обращения играют в нашей жизни?
-Что выражают обращения?
-Представьте, если бы обращения исчезли из нашей жизни?
слайд 13.
Узнали, что такое обращения;
выделяется запятыми и восклицательным знаком. В предложении стоит в И.П. в звательной форме.
-Обращаемся к окружающим.
-Наше отношение, что чувствуем к тому, к кому обращаемся.
Учитель
обращает внимание на огромную роль обращений в нашей жизни.
УУД регулятивные:
осознание качества и уровня усвоения;
коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
13.
Домашнее задание
По желанию выбирают задание №1 или №2 и выполняют:
1.мини – письмо любимому сказочному герою, используя обращения и вежливые слова.
2. На слайде 14 дополнительные задания, которые можно использовать на уроке русского языка по теме «Обращение».
Учащиеся выбирают понравившееся задание.
Основная цель урока достигнута. Учащиеся сумели обозначить учебную задачу, осознали, чему научились и над чем стоит ещё поработать.
14.
Рефлексия
Выскажите своё мнение о сегодняшнем уроке, используя выражения (слайд15)
А теперь нарисуйте на полях в тетради «волшебную палочку» и поставьте на ней себе отметку за активность на уроке
УУД личностные:
оценивание усваиваемого содержания;
регулятивные:
осуществление самооценки собственной учебной деятельности.
infourok.ru
План – конспект урока по русскому языку для 4 класса на тему: «Предложения с обращениями».
Учитель: Помещикова Ольга Юрьевна
Цель урока:
Дать понятие «обращение»;
Развивать навыки составления предложений с обращениями в соответствии с речевой ситуацией, читать их с правильной интонацией;
Научить ставить знаки препинания в предложениях с обращением;
Акцентировать внимание учащихся на использование обращений в речи в соответствии с нормами этикета.
ход урока
1.Орг. момент
– Здравствуйте, садитесь.
2. В тетрадях запишите число, классная работа.
3.Целеполагание:
– Представьте себе, что вы находитесь в помещении, где много людей: детей и взрослых, молодых и не очень, знакомых и незнакомых. Допустим, что вам нужно узнать, который час. Как вы это сделаете? (ответы детей)
– Как вы выделите того человека, к которому адресуете вопрос?
– Какое действие вы выполните?
– Как вы думаете, о чём мы сегодня с вами будем говорить? (обсуждение, варианты ответов)
Итак, тема нашего урока «Предложения с обращениями». Сегодня мы будем учиться составлять предложения с обращениями, обратим внимание на знаки препинания в таких предложениях.
4.Основная часть.
Слово учителя о появление слова «обращение»:
Обращение – это слово или словосочетание, называющее адресата речи (лицо или предмет):
Труд этот, Ваня, был страшно громаден (Н.А. Некрасов). Обращением в этом предложении является слово Ваня.
Основная функция обращения – побудить собеседника слушать, привлечь внимание к сообщению, поэтому в качестве обращения часто употребляются имена, отчества и фамилии. Обращениями также служат: названия лиц по степени родства; названия или клички животных; названия предметов или явлений неживой природы.
Роль обращения в предложении обычно выполняет имя существительное в именительном падеже или другая часть речи в значении существительного (прилагательное, причастие и т.д.): Ты очень занят, Павел? (Н. Островский).
Когда речь адресована не одному, а нескольким лицам, имена этих лиц обычно соединяются сочинительным союзом И. Между ними ставится либо запятая, либо восклицательный знак, например:
Ваня и Петя, я буду писать вам. Мама! Папа! Идите скорее сюда!
Объяснение нового материала:
Речевой этикет разных времён и народов предусматривал довольно странные и в то же время интересные формы обращений. Пётр Первый в «Прикладах или како пишутся комплименты разные или образцы как писать письма к разным особам» узаконил как обращение к одному лицу такие слова:
Милостивый государь, Господин мой, Высокочтимый приятель, Дражайший друг, Приятнолюбезный сродственник, а указом 1701 года запретил подписываться «полуименами», то есть уменьшительными именами.
– Понаблюдайте за своей речью. Не присутствуют ли в ней запрещённые более трёх веков назад «полуимена»?
– Знаете ли вы, какие обращения предусмотрены современным этикетом?
В наши дни обращение определяется характером личных отношений.
В письмах в учреждение или в ходатайствах и т.д. обращение, как правило, отпадает. Если письмо адресовано какому-либо определённому сотруднику учреждения, то в обращении ставят имя и отчество, например: «Глубокоуважаемый Иван Иванович!» и т.п.
Перед вами предложения.
По обращениям из данных предложений определите названия сказок и имена сказочных персонажей:
* раздаточный материал
1. Чем вы, гости, торг ведёте и куда теперь плывёте? («Сказка о царе Салтане…»)
2. Здравствуй, князь ты мой прекрасный! Что ты тих, как день ненастный? («Сказка о царе Салтане…»)
3. Отпусти ты, старче, меня в море… («Сказка о рыбаке и рыбке»)
4. Ветер, ветер! Ты могуч, ты гоняешь стаи туч… («Сказка о Мёртвой царевне и о семи богатырях»)
– Кто автор всех этих сказок? ( А.С.Пушкин)
– Прочитайте предложения, после обращений делайте паузу и произносите их более высоким тоном.
– Вы видите, что мы выделяем интонационно обращения, значит, необходимо и на письме их выделить. Каким образом мы должны это сделать?
– Сделайте вывод, как выделяются обращения на письме? Какую роль в предложении играют обращения? Можно ли от других членов предложения задать к ним вопрос? Обратите внимание на то, что обращениями могут быть как слова, так и словосочетания. На примере данных предложение докажите это.
Также мы видим, что обращения могут быть в начале, в середине и в конце предложения. В соответствии с этим и расставляются знаки препинания.
5. Подведём итог всему сказанному:
Обращение – это слово (или сочетание слов), называющее того, к кому обращаются с речью.
Обращения на письме выделяются запятыми.
Если обращение стоит в начале предложения и произносится с восклицательной интонацией, то после него ставится восклицательный знак.
Обращение не является членом предложения.
Обращение произносится с особой (звательной) интонацией.
6. Закрепление материала. А теперь используем полученные знания на практике.
* Работа с учебником.
7. Творческая работа
Составьте текст, который вы адресуете маме. Какие обращения вы могли бы использовать? Не забудьте о знаках препинания.
Несколько работ зачитываем.
8. Итог урока
– Что такое обращение? Где может находиться обращение в предложении? Какова постановка знаков препинания при обращении?
9. Д/з: составить текст, используя обращения.
1-й ряд пишет поздравление кому-то из родственников (маме, папе, сестре, бабушке и т.д.)
2-й ряд – другу или подруге
3-й ряд – учителю или директору.
10. Реефлексия:
Закончите предложения:
Обращение – это …
Обращения выражаются …
На письме обращения выделяются …
Например …
Обращения нужны для того, чтобы …
kopilkaurokov.ru