Кроссворд про русский язык 4 класс с ответами – , 3-4

Кроссворд по русскому языку «Знай теорию на 5»

Оробинская Дарья
ученица 6 «А» класса
МБОУ-СОШ № 23
г. Армавира Краснодарского края

 

Вопросы:

По горизонтали: 1.Часть речи, отвечающая на вопросы какой? какая? 4. Служебная часть речи, не употребляющаяся самостоятельно. 7. Падеж, отвечающий на вопросы кого? чего? 8. Часть речи, отвечающая на вопросы Кто? Что? 9. Изменяемая часть слова. 11. Часть слова, стоящая после корня. 12. Главный член предложения, отвечающий на вопросы кто? что?. 18. Знак препинания, выражающий законченность мысли. 19. Наука, изучающая значение слова. 22. Наука, изучающая способы образования слов. 23. Фонетическая форма письменности, состоящая из 33 знаков.
По вертикали: 2. Раздел науки о языке изучающий правила. 3. Служебная часть речи. 5.  Наука, изучающая части слова.6. Часть речи, отвечающая на вопросы что делать? что сделать? 10. Суффикс, стоящий после окончания. 12. Что состоит из слов и выражает законченную мысль? 13. Наука, изучающая звуки речи.  15. Падеж, отвечающий на вопросы кого? что? 17. Часть слова стоящая перед корнем. 20.  Часть слова без окончания. 21. Главная часть слова.

Ответы:

По вертикали:
2. орфография
3. междометие
5. морфемика
6. глагол
10. постфикс
12. предложение
13. фонетика
14. тире
15. винительный
17. приставка
20. основа
21. корень

По горизонтали:
1. прилагательное
4. предлог
7. родительный
8. существительное
9. окончание
11. суффикс
12. подлежащие
16. запятая
18. точка
19. лексика
22. словообразование
23. алфавит

www.igraza.ru

Русский язык

ЭТОТ ВОЛШЕБНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК

МАТЕРИАЛЫ В ПОМОЩЬ БИБЛИОТЕКАРЮ И УЧИТЕЛЮ

НА ГЛАВНУЮ                   НА ИГРОВУЮ Размер плаката – 960 х72О
Размер файла – 99,1 кб.
Коллаж оформила Галушко Н.В.

Кликните по эскизу, чтобы увеличить изображение и скачать плакат.

КРОССВОРД “РУССКИЙ ЯЗЫК”

21 ФЕВРАЛЯ – МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ РОДНОГО ЯЗЫКА
6 ИЮНЯ – ДЕНЬ РУССКОГО ЯЗЫКА

СПИСОК МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ

Ахметова Н. В.    Занятие-игра “Редакция” : Час занимательной грамматики во 2-ом классе / Н. В. Ахметова // Досуг в школе. – 2006. – № 1. – С.22-24.
Бонашевская Т. И.    Сказки-подсказки : [Забавные стихи по правилам русской грамматики] / Т. И. Бонашевская, О. В. Шуган // Досуг в школе. – 2006. – № 1. – С.8-17.
Бритвина Л.В.   Всеведы : [сценарий интеллектуальной игры по русскому языку для учащихся 5-7 кл.] / Л. В. Бритвина // Читаем, учимся, играем. – 2008. – № 6. – С. 75-78.

Евдокимова К.В.    Словарь раскрывает секреты : библиографическая игра к уроку русского языка для учащихся 5-8 -х классов / К. В. Евдокимова // Читаем, учимся, играем. – 2009. – № 12. – С.41-45.
Евсеева В. В.    Смотр знаний по русскому языку : [Сценарий конкурсно-игровой театрализованной программы] / В. В. Евсеева // Досуг в школе. – 2006. – № 1. – С.4-7.
Елькина Т. Н.  Милая Татьяна : [отрывок из “Евгения Онегина” на новый лад о современной молодёжи и о чистоте русского языка] / Т. Н. Елькина // Чем развлечь гостей. – 2005. – № 6. – С. 11-12.
Коломыцева Л. В.    Сказки А.С. Пушкина на уроке русского языка по теме: “Спряжение глаголов” : [Урок занимательного русского языка] / Л. В. Коломыцева // Досуг в школе. – 2006. – № 1. – С.18-19.
Крюкова Н. С.    Азбука – к мудрости ступенька : [Урок-соревнование русского языка по окончании изучения букваря] / Н. С. Крюкова // Досуг в школе. – 2006. – № 1. – С.7-8.
Крюкова Н. С.    Внеклассное занятие “Язык – зачем он нам нужен” : [Беседа об истории русской письменности, о создателях азбуки, кириллице и глаголице] / Н. С. Крюкова // Досуг в школе. – 2006. – № 1. – С.3-4.
Крюкова Н. С.    Путешествие в страну Глаголию : [Урок занимательного русского языка] / Н. С. Крюкова // Досуг в школе. – 2006. – № 1. – С.17-18.
Лопатина О. Н.    Вирус в Королевстве грамматики : Шуточная пьеса для школьного театра 5-7 классов / О. Н. Лопатина // Досуг в школе. – 2006. – № 1. – С.21-22.
Лопатина О. Н.    Листая русского страницы : Сценарий конкурсной программы для любителей русского языка / О. Н. Лопатина // Досуг в школе. – 2006. – № 1. – С.19-21.
Монина В.    Учись говорить грамотно  : [методическая разработка игры по воспитанию культуры речи] / В. Монина // Библиотека. – 2006. – № 2. – С. 49-51.
Селищева Л.    Юные кладоискатели : [об организации в детской библиотеке выставки – путешествия “В путь, за сокровищами, в чудесную Страну слов”] / Л. Селищева // Библиотека. – 2005. – № 9. – С. 34-36.
Титов С.В.    “Рифмоплёт” от Незнайки и “словоплёт” от Знайки : Конкурсная программа знатоков русского языка / С. В. Титов // Педсовет. – 2006. – № 2. – С.18-20.
Филатова В. П.    Уроки Мальвины : интересные лингвистические игры для детей 9-12 лет / В. П. Филатова // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. – 2005. – №12. – С. 60-65.

Оформление: Галушко Н.В.

Берегите чистоту языка как святыню! Никогда не употребляйте иностранных слов. Русский язык так богат и гибок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас!
                                              И.С. Тургенев

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ О РУССКОМ ЯЗЫКЕ

ПЛАКАТ НА КНИЖНУЮ ПОЛКУ

О СЛОВАРЯХ РАЗНООБРАЗНЫХ. ИГРЫ СЛОВАРЕЙ

Кликните по  сетке кроссворда, чтобы прочитать правильные ответы

При создании страницы были использованы следующее материалы:

Арсирий А. Т. В Страну знаний – с Дедом Всеведом. Занимательные материалы по русскому языку. Путешествие первое. – М.: Дрофа, 2004. – 304 с.: ил.
Весёлые уроки. – 2006 . – №4. – С. 10-11.

КНИЖНЫЕ ВЫСТАВКИ РАЗНЫХ ЛЕТ

Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку.

Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык.
                                                           К.Г. Паустовский

Сказка о буквах, рассказанная Незнайкой

Жили-были буквы. Дружно жили, не ссорились. А было их всего 36. Или 34? Не помню. Десять из них – гласные. Очень интерес­ные буквы! Половина – волшебные. Почему их так назвали? Ну, наверное, потому, что они с помощью волшебной палочки могут превра­тить льва в мышку, а блоху – в огромный са­молет. А согласные буквы вообще чудаки! Неко­торые говорят громко, звонко. Например, буквы

п, т, х. А другие умеют только шептать, шуршать, шипеть. Это глухие звуки. Вот только я забыл, какие буквы обозначают глу­хие звуки. Подскажите! Буква ч очень дружит с буквами я и ю. Она прямо-таки не может с ними расстать­ся! А вот ж и ш не водятся с буквой ы, а дру­жат только с и, и она делает их мягкими-мягкими. А еще там есть две странные буквы. Они всегда молчат. Может, немые? Вы не знае­те их? А вообще, что это за страна такая? Как она называется?

ПАРФЕНОВА, А.Е. Сказка о буквах, рассказанная Незнайкой /А.Е. Парфенова // Начальная школа. – 2005. – № 10. – С. 76.

6. _______ ?_____СЛОВАРЬ
Тебе поможет он узнать,
Как слово правильно сказать,
Чтоб без труда найти ты мог,
Где у него ударный слог.

По горизонтали:
1.Часть речи, отвечающая на вопросы кто? что?
6.Что за часть речи: ай, ох, увы?
7.Неизменяемая часть речи, поясняющая глаголы и прилагательные.
8.Словарный состав языка.
11.Что за часть речи: не, ни, вот?
12.Что за часть речи: я, мы, ты, он, она?
13.Часть речи, обозначающая действие предметов.
14.Часть речи, обозначающая признаки предмета?

По вертикали:
1.Что за часть речи: но, и, а?
2.Система правописания слов.
3.Знак препинания в виде чёрточки.
4.Знак препинания в конце предложения.
5.Что за часть речи: с, по, за, о?
9.Знак препинания внутри предложения.
10.Искусство правильно читать и писать.
11.Часть речи, отвечающая на вопросы сколько? который по счёту?

Скачать электронный вариант игры, html – 63  кб. Скачать бумажный вариант игры, word – 184 кб.

На книжной полке, посмотри, стоят тесно словари.
В каждом слов – не сосчитать, хоть три дня его листать.
Толще книг других они, на какой ты ни взгляни,
Каждый нужен, каждый важен. Мы про все сейчас расскажем.
Заодно и поиграем, их загадки разгадаем.

ЗАДАНИЕ:
Прочитай стихи о словарях. Выполни задания. Определи, о каком словаре в стихотоврении идёт речь. Воспользуйся подсказкой – изображением книжных обложек словарей

1.  ______ ? _____  СЛОВАРЬ

Ты загляни в него, словарь
Всех слов истории расскажет,
И как что называлось встарь,
Тебе напомнить может даже.

Здесь слово старое дано,
Подумай-ка, а что оно
Давно когда-то означало,
Каким сейчас названье стало?

ЛАНИТЫ _ _ _ _
ОКО        _ _ _ _
ПЕРСТ    _ _ _ _ _
УСТА       _ _ _

ЧЕЛО       _ _ _

2. СЛОВАРЬ ____ ? ____
Всегда он показать готов,
Как без ошибки написать
Слова из разных языков,
И их значенье подсказать.

А ты значенья этих слов
Без словаря назвать готов?
И то же самое опять
Словами русскими сказать?

АЗАРТ         _ _ _ _ _ 
ГЕРБАРИЙ   _ _ _ _ _ _ _ _ _
ДЕФЕКТ       _ _ _ _ _
ПОЭТ           _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

3. ____? ____ СЛОВАРЬ
Его раскрой скорее, тут
Слова крылатые живут
С пословицами рядом.

А нам с тобою надо
Концы пословиц отыскать.
Словарь нам будет помогать:
Пословицы все собери,
А что забудешь, подсмотри!

НАЗВАЛСЯ ГРУЗДЕМ ________________
КУДА НИТКА ________________________
ШИЛО  _____________________________

СЛЫШАЛ ЗВОН _____________________
ПОД ЛЕЖАЩИЙ КАМЕНЬ
_____________

4. СЛОВАРЬ ______ ? _______
Наш русский язык и велик, и богат
Синонимы это всегда подтвердят,
И разные с виду слова эти всё же
Всегда говорят про одно нам и то же

Сейчас докажешь это сам,
Найди синонимы к словам.

ТИХИЙ ГОЛОС     ________________
ТИХИЙ ЧЕЛОВЕК  _______________
ТИХИЙ СОН         ________________

5. СЛОВАРЬ _______ ? __________
Тем этот словарь интересен, что тут
Слова несогласно друг с другом живут
И спорят они постоянно, задорно,
Стоят на своём до конца и упорно.
Противоположны у слов здесь значенья,
Ведь это же главное их назначенье.

Антонимы к этим словам подбери –
По слову, а можешь и два или три.

БЕЛЫЙ       _______________
ДЕНЬ          _______________
РАДОСТЬ   _______________

1

2

3

4

5

6

Расставь правильно ударения

ЖИЗНЬ ПОСЛЕ ДУША ХОРОША:
ЧИСТЫ И ТЕЛО, И ДУША!

ИЗДАЛИ ДВА МОИХ СТИШКА
В СЕГОДНЯШНЕЙ ГАЗЕТЕ.
СЛЕЖУ Я ИЗДАЛИ ЗА ТЕМ,
КАК ИХ ЧИТАЮТ ДЕТИ.

Я ПЕДАЛИ ВСЁ БЫСТРЕЙ КРУЧУ:
ЭТУ КРУЧУ ОДОЛЕТЬ ХОЧУ!

Сверь свои ответы:
Загадка № 1. – словарь № 6               Загадка № 4. – словарь № 4
Загадка № 2. – словарь № 2               Загадка № 5. – словарь № 1
Загадка № 3. – словарь № 5               Загадка № 6. – словарь № 3

Оказывается, слова в русском языке могут начинаться с любого звука: гласного или согласного, за исключением звука [ы].

По фонетическим и орфографическим признакам можно лег­ко определить иноязычные слова, пришедшие в русский язык из других языков. С буквы и звука [а] начинаются, как правило, заимствован­ные слова. Русских слов на [а] очень мало: аляповатый, авоська, архаровец, ахинея; ага, агу, ай, ау, ах, авось. Некоторые из русских слов являются просторечными: аж, ась или устаревшими: ахти, ала. Иноязычные слова явно «предпочитают» начальную букву э. Междометия э, эа, эх, а также экий, этак, этот – вот по­чти все русские слова с начальной э. Слова, начинающиеся с буквы ф, по происхождению, за очень небольшими исключениями (фыркнуть, филин), явля­ются нерусскими. Зато, если слово начинается с буквы щ, знайте, это слово об­щеславянское: щавель, щадить, щука, и др.

Одной из характерных особенностей русской народной речи является частое дублирование синонимов: учить уму-разуму, цел и невредим, нежданно-негаданно, пути-дороги, вкривь и вкось и т.п. Этот приём широко используется в русских народных сказках, песнях, былинах и в произведениях многих наших писателей. ДОсобенно дублированием синонимов богаты сказки А.С. Пушкина.

ЗАГАДКИ РУССКОГО ЯЗЫКА. ПОИГРАЕМ СО СЛОВАМИ?

Метаграмма – это загадка, в которой надо отгадать слово, заменяя одну букву на другую и один звук на другой.

С к я в школе на стене,
Горы, реки есть на мне.
С п – от вас не утаю –
Тоже в классе я стою. 

Хоть и мала я, но взгляни:
Весь мир в себе я отражаю.
Но к  на ц перемени –
Я по болоту зашагаю.

С б мучительной бываю,
С м одежду пожираю,
С р актёру я нужна,
С с для повара важна.

Вы в сказках обо мне читали:
Меня в кубышках зарывали,
Но если [д] в конце смягчить,
Телегу можно мной грузить

Логогриф – это загадка, в которой задуманное слово может иметь различные значения в результате добавле­ния, пропуска, перестановки звуков, букв.

Готов вас напоить водой,
Но э прибавьте мне в начале,
И соберу перед собой
Я зрителей в квартире, зале.

Несёт меня с трудом старик,
Но если ю прибавить, вмиг
К нему придёт на помощь тот,
Кто без труда меня несёт. 

Я по полену бью, звеня,
Дровами на зиму снабжаю,
Когда ж с конца прочтут меня,
Я недовольство выражаю.

Его как память давних ран
На теле носит ветеран.
Наоборот его прочти –
И грянет музыка в пути.

Шарада это загадка, заключающаяся в отгадывании слова, части которого (в данном случае слоги) могут быть самостоятельными словами.

Два слога впереди –
Для освещения,
А третий – личное местоимение.
Все вместе – всемогущий царь,
страною древней управлявший встарь.

В начале октября
Ищи слог первый мой,
В начале ноября ищи второй,
А в дом жилой войдёшь –
Там целое найдёшь.

Мой первый слог –
Число с нулями,
У всех людей – последних два,
А вместе – догадайтесь сами:
Всем городам она глава.

Жилище – первый слог,
Затем идёт предлог,
А в целом я огромна
И называюсь…

Каламбур – шутка, основанная на одинаковом звучании, но различном значении слов.

Вопросы-шутки:
Какой город летает?
Какой город запекают в булках?
Какое государство можно носить на голове?
Без какой музыкальной ноты нельзя приготовить обед?

СКАЗКА О БУКВАХ, РАССКАЗАННАЯ НЕЗНАЙКОЙ

КРОССВОРД “СИНОНИМЫ”

СИНОНИМЫ – ЭТО СЛОВА ОДНОЙ ЧАСТИ РЕЧИ, РАЗЛИЧНЫЕ ПО ЗВУЧАНИЮ, НО БЛИЗКИЕ ПО ЗНАЧЕНИЮ. .

НА ЗАГАДКУ ДАЙ ОТГАДКУ

АНТОНИМЫ – ЭТО СЛОВА ОДНОЙ ЧАСТИ РЕЧИ, С ПРОТИВОПОЛОЖНЫМ ЛЕКСИЧЕСКИМ ЗНАЧЕНИЕМ

Я – антоним к слову «зной»,
Я в реке в тени густой
И в бутылке лимонада,
А зовут меня …

Я – антоним слова «лето»,
В шубу снежную одета,
Хоть люблю мороз сама,
Потому что я …

Я – антоним к слову «смех»,
Не от радости, утех, –
Я бываю поневоле от несчастья и от боли,
От обиды, неудач, догадались? Это …

Я – антоним шума, стука,
Без меня вам ночью мука,
Я для отдыха, для сна –
Называюсь …

По горизонтали:
1. Ларец
3. Лакомка
4. Амулет
6. Яства
9. Колдобина
10. Мощь
11. Заблуждение
12. Балагур
13. Ротозейt.

По вертикали:
1. Подсказка (ею часто пользуются ученики)
2. Враньё
5. Очарование
7. Озорство
8. Скряга
10. Рухлядь
12. Код

КЛИКНИ ПО СЕТКЕ КРОССВООРДА, ЧТОБЫ ПОСМОТРЕТЬ ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ

ЧТОБЫ ЭТО ЗНАЧИЛО: ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАГАДКИ В КАРТИНКАХ

ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ – ГОТОВЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ, УСТОЙЧИВЫЕ  ЯРКИЕ ОБРАЗНЫЕ ВЫРАЖЕНИЯ, СОСТОЯЩИЕ ИЗ ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИХ ЕДИНИЦ, СМЫСЛ КАЖДОЙ ИЗ КОТОРЫХ НЕ СКЛАДЫВАЕТСЯ ИЗ СМЫСЛОВ ВХОДЯЩИХ В НЕЁ СЛОВ.

1

3

2

4

5

6

7

ПРОВЕРЬ СВОИ ОТВЕТЫ

На загадку дай отгадку: ПРОХЛАДА. ЗИМА. ПЛАЧ. ТИШИНА.

Фразеологические загадки в картинках: ВЕШАТЬ ВСЕХ СОБАК. ЛЕЗТЬ В БУТЫЛКУ. ХВАТАТЬ ЗВЁЗДЫ С НЕБЕС. ЛИТЬ КРОКОДИЛОВЫЕ СЛЁЗЫ. СЕТЬ В КАЛОШУ. БРАТЬ БЫКА ЗА РОГА. ПИСАТЬ КАК КУРИЦА ЛАПОЙ.

Метаграмма: КАРТА-ПАРТА. КАПЛЯ-ЦАПЛЯ. БОЛЬ-МОЛЬ-РОЛЬ-СОЛЬ. КЛАД-КЛАДЬ.

Логогриф:  КРАН-ЭКРАН. НОША – ЮНОША. ТОПОР – РОПОТ. ШРАМ-МАРШ.

Шарада:  ФАРАОН. ОКНО. СТОЛИЦА. ДОМНА.

Каламбур: ОРЁЛ. ИЗЮМ. ПАНАМА. СОЛЬ.

ДЕНЬ РУССКОГО ЯЗЫКА У НАС В БИБЛИОТЕКЕ

Накануне Дня русского языка в городской детской библиотеке была развернута выставка-загадка «Весёлый грамотей». На ней были представлены различные издания: словари русского языка, книги, рассказывающие об истории русской письменности, занимательные материалы по грамматике и др. Украсили выставку высказывания И. С. Тургенева, А. Н. Толстого и А. М. Горького о красоте, богатстве и величии родного языка. Необычность выставки заключается в том, что читателям библиотеки было предложено поиграть со словами, а именно разгадать логогрифы, метаграммы, шарады, каламбуры, акростихотворные загадки и загадки о словарях, найти омонимы, решить кроссворд, правильно поставить в словах ударение, объяснить смысл крылатых слов и выражений. Ориентироваться в выставочном пространстве ребятам помогали указатели «Игры со словами», «Кроссворд» и «Загадки». Безусловно, эта работа требует от детей внимательного, вдумчивого подхода, но, в то же время, она обогащает их знания и показывает, насколько разнообразен и красив наш родной русский язык.

ДЕНЬ СЛОВАРЕЙ И ЭНЦИКЛОПЕДИЙ У НАС В БИБЛИОТЕКЕ

22 ноября 2016 г. отмечались две литературные даты: 215-летие со дня рождения  талантливого писателя и прекрасного знатока русской словесности Владимира Ивановича Даля и День словарей и энциклопедий. К этим датам был приурочен библиотечный урок «Наш друг – словарь», проведённый для учащихся школы № 44. Ребята совершили путешествие в необычную страну – Страну словарей. Школьники с интересом трудились над выполнением заданий, используя самые разные словари, имеющиеся в нашей библиотеке. Знаменитый «Толковый словарь великорусского живого языка»  и сборник «Пословицы русского народа» В.И. Даля не оставили ребят равнодушными. Они с удовольствием раскладывали пословицы по темам, как это делал Владимир Иванович, находили правильное окончание известных пословиц и отгадывали загадки. Знакомство со словарями оказалось не напрасным занятием, ребята поняли, что «дружить» со справочной литературой нужно.
                                                                                  Е.А. Верищак, ведущий библиограф ГДБ

bk-detstvo.narod.ru

Внеклассное занятие по русскому языку в 4 классе кроссворд на тему “Удивительный мир слов”

Внеклассное занятие

по

русскому языку

в 4 классе

КРОССВОРД

НА ТЕМУ

«УДИВИТЕЛЬНЫЙ

МИР СЛОВ»

Тема: Кроссворд «Удивительный мир слов»

Цель: Обобщение изученного материала.

Задачи:

  1. Создать условия для:

– формирования умения применять полученные знания на практике;

– развитие логического мышления, познавательного интереса, творческой активности;

– умения работать с информацией.

2. Способствовать повышению интереса к изучению русского языка.

3. Формировать коммуникативные УУД (работа в группе).

Предварительная работа:

  1. Деление обучающихся на группы (по желанию детей).

  2. Ознакомление детей с темами кроссвордов:

«Словарные слова», «Имена», «Удивительный мир русского языка»

  1. Выбор темы.

  2. Работа в группах по выбранной теме.

Ход занятия

  1. Организационный момент.

  2. Вступительное слово учителя.

  3. Выступление каждой группы по теме.

(Группа представляет свой кроссворд на ватмане, дети по очереди читают вопросы, а остальные обучающиеся класса разгадывают слова из кроссворда. За правильное слово получают по 1 баллу).

Кроссворд на тему «Словарные слова»

2.

1.

10.

4.

5.

9.

3.

7.

6.

8.

  1. Водный источник, ручей, текущий из глубины земли (родник).

  2. Должностное лицо ведомства иностранных дел, уполномоченное осуществлять официальные отношения с иностранными государствами (дипломат).

  3. Ряд последовательно развивающихся событий, составляющих содержание литературного произведения (сюжет).

  4. Главный город (столица).

  5. Способ создания рисунка, орнамента посредством нашивания, наклеи-вания на ткань, бумагу (аппликация).

  6. Добытчик диких зверей с целью отстрела (охотник).

  7. Учреждение, предназначенное для отдыха детей (лагерь).

  8. Наследственное, прибавляемое к личному имени и переходящее от отца к детям (фамилия).

  9. Детёныш собаки, лисы и некоторых других животных (щенок).

  10. Собрание каких-нибудь предметов (коллекция).

Кроссворд на тему «Удивительный мир русского языка»

3.

9.

2.

1.

8.

4.

5.

6.

  1. Часть речи, обозначающая признак предмета (прилагательное).

  2. С глаголами пишется раздельно (частица).

  3. Описание, повествование, рассуждение (текст).

  4. Изменение существительных по падежам (склонение).

  5. Изменение глаголов по лицам и числам (спряжение).

  6. Часть речи, обозначающая действие предмета (глагол).

  7. Часть речи, которая указывает на лицо, но его не называет (местоимение).

  8. Эта часть слова не входит в основу (окончание).

  9. Эта часть слова, без которой нельзя обойтись (корень).

Кроссворд на тему «Имена»

1.

2.

3.

8.

5.

7.

4.

6.

10.

9.

  1. Борющийся за славу (Борис).

  2. Святой, священный (Олег).

  3. Высокочтимый (Сергей).

  4. Земледелец (Егор).

  5. Тишина (Галина).

  6. Солнечная (Лена).

  7. Фиалка (Ия).

  8. Благородный (Евгений).

  9. Морская (Мария).

4. Подведение итогов:

5. Награждение за активное участие в мероприятии «Удивительный мир слов»

infourok.ru

Творческая работа учащихся по русскому языку (4 класс) по теме: Кроссворд по теме “Имя существительное” | скачать бесплатно

Разгадай кроссворд

1) Войти в дом, смотрю телевизор, играл в мяч, едет на велосипеде – это …

2) Что общего между словами: конь, зонт, арбуз, стол, телефон.

3) Главный член предложения, чаще всего выраженный существительным.

4) Падеж, который не употребляется без предлогов.

5) Существительные делятся на три группы по типу …

6) В каком падеже существительные отвечают на вопросы кому? чему?

7) Существительные, называющие людей, животных и другие живые существа.

8) У существительных оно может быть единственное или множественное.

9) С этим падежом употребляются предлоги   над,  под,  перед.

10) Значимая часть слова, в которой заключён его смысл, лексическое значение.

11)  Существительные этого падежа употребляются без предлогов и с предлогами   через,  сквозь.

12) Есть имена существительные собственные, а есть  …

13) Слова с непроверяемыми орфограммами.

14) Второстепенные члены предложения, отвечающие на косвенные падежные вопросы.

15) Изменяемая часть слова, благодаря которой осуществляется связь слов в словосочетаниях.    

       

ОТВЕТЫ.

1)словоСочетание

2)мУжской род

3)подлежаЩее

4)прЕдложный

5)Склонения

6)даТельный

7)одушеВлённые

8)чИсло

9)твориТельный

10)корЕнь

11)винитеЛьный        

12)нарицателЬные        

13)словарНые слова

14)допОлнения

15)окончаниЕ

С

Л

О

В

О

C

О

Ч

Е

Т

А

Н

И

Е

М

У

Ж

С

К

О

Й

Р

О

Д

П

О

Д

Л

Е

Ж

А

Щ

Е

Е

П

Р

Е

Д

Л

О

Ж

Н

Ы

Й

С

К

Л

О

Н

Е

Н

И

Я

Д

А

Т

Е

Л

Ь

Н

Ы

Й

О

Д

У

Ш

Е

В

Л

Е

Н

Н

Ы

Е

Ч

И

С

Л

О

Т

В

О

Р

И

Т

Е

Л

Ь

Н

Ы

Й

К

О

Р

Е

Н

Ь

В

И

Н

И

Т

Е

Л

Ь

Н

Ы

Н

А

Р

И

Ц

А

Т

Е

Л

Ь

Н

Ы

Е

С

Л

О

В

А

Р

Н

Ы

Е

С

Л

О

В

А

Д

О

П

О

Л

Н

Е

Н

И

Я

О

К

О

Н

Ч

А

Н

И

Е

nsportal.ru

Методическая разработка по русскому языку (4 класс) по теме: Кроссворд по русскому языку “Местоимение”, 4 класс | скачать бесплатно

            2

 3

4

1

2

1

2

           4

5

1

5

3

4

   3

5

1 л. мн.ч. Р.п.                                1л.  мн.ч. Д.п.                                   3л. мн.ч. И.п

2л. мн.ч. Д.п.                                1л. ед.ч. Д.п.                                     1л мн.ч. Д.п.

2л. мн.ч. Р.п.                                 3л. ед.ч. Р.п.                                     3л. мн.ч. Т.п.

1л. ед.ч. Д.п.                                 3л. мн.ч. И.п.                                    3л. мн.ч. Р.п.

3л. ед.ч. Д.п.                                 3л. мн.ч. Т.п.                                     3л. мн.ч. Д.п.

            2

 3

в

а

4

м

1

н

а

2

м

1

о

2

н

и

а

н

н

           4

а

5

1

н

а

с

5

е

м

у

3

е

г

4

о

   3

и

м

и

н

х

м

5

и

м

и

1 л. мн.ч. Р.п.                                1л.  мн.ч. Д.п.                                   3л. мн.ч. И.п

2л. мн.ч. Д.п.                                1л. ед.ч. Д.п.                                     1л мн.ч. Д.п.

2л. мн.ч. Р.п.                                 3л. ед.ч. Р.п.                                     3л. мн.ч. Т.п.

1л. ед.ч. Д.п.                                 3л. мн.ч. И.п.                                    3л. мн.ч. Р.п.

3л. ед.ч. Д.п.                                 3л. мн.ч. Т.п.                                     3л. мн.ч. Д.п.

nsportal.ru

Готовый кроссворд по русскому языку

По горизонтали
3. Именно там находят детей
5. Спор при обсуждении каких-либо вопросов
12. Дом для временного проживания в нём приезжающих,с одноместными и неодноместными номерами и обслуживающим персоналом
14. Ряд мероприятий
16. Просторное помещение ,отделяющее вход от внутренних частей здания
18. Больничный лист о временной
20. главный член предложения,который называет действие или состояние полдежащего
22. Место, пространство с определёнными
По вертикали
1. Это что за чудеса:Дует ветер в паруса?Ни паром, ни дирижабль —По волнам плывет…
2. Мой хороший …В животе один сидит.Ножками топочет,Он обедать хочет!
3. Товарищ по работе,совместной учёбе
4. Главный в учебных заведениях
6. брат ручки
7. Еда утром
8. Название лечебно-столовой минеральной воды,употребляемая для питья и ванн
9. Нечто несбыточное,мечта
10. Отличающийся коварством,склонный к нему
11. В какой величине измеряется вес человека
13. Размышление о своих чувствах, анализ своих переживаний
15. Оранжевый фрукт
17. Реакция организма на чуждые ему вещества.крайне неприязненное, нетерпимое отношение к кому-либо или чему-либо
18. Враждебные настроения одного человека
19. Упордоченное расположение дней
21. Документ, удостоверяющий право на регулярное обслуживание, пользование чего-нибудь
23. Приспособление для выполнения

spisok-literaturi.ru

Кроссворды по русскому языку

ПРОВЕРЯЕМЫЕ И НЕПРОВЕРЯЕМЫЕ БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ

В каких словах безударные гласные нельзя проверить? 
К словам с проверяемой безударной гласной подберите проверочное слово.
В каких словах проверка безударных гласных в корне возможна двумя способами: изменением формы слова и подбором родственного слова?
Какие из слов-отгадок нельзя переносить? 
В каких словах букв больше, чем звуков? 
В каком слове звуков больше, чем букв?

По горизонтали:

2. Четыре ноги, два уха, 
Один нос да брюхо.

7. То погаснет, то зажжется 
Ночью в роще огонек. 
Угадай, как он зовется? 
Золотистый …

10. Надену – ободом сведет, 
Сниму – змеею упадет, 
Тепла не дает, 
А без него холодно.

12. Под мостом, под косогором 
Лежит лента с узором:
Ни взять, ни поднять, 
Ни на воз положить.

13. Наши поросятки 
Выросли на грядке
К солнышку бочком, 
Хвостики крючком.
Эти поросятки 
Играют с нами в прятки.

14. Если дождик, 
Мы не тужим –
Бойко шлепаем по лужам. 
Станет солнышко сиять –
Нам под вешалкой стоять.

16. Вот на грядке 
новая загадка: 
Сто листов, 
а вовсе не тетрадка.

18. Дом на рельсах тут как тут, 
Всех умчит он 
в пять минут. 
Ты садись и не зевай, 
Отправляется …

22. Вдоль нашего села 
Бежит лошадка весела, 
На конце хвоста 
Несет кошель овса, 
Бежит да потряхивает.

24. О чем мы не мечтали! 
Какой не велся спор! 
До ночи на привале 
Потрескивал …

27. Штучка-одноручка, 
Носик стальной, 
Хвостик деревянный, 
Все лето на лугу, 
А зимой – на крюку.

28. Нашел я шар, разбил его, 
Увидел золото и серебро.

30. Не река, не море тут 
И не рукотворный пруд. 
В нем стоячая вода,
Что не мчится никуда.

32. Сама холодная, 
А жжется больно.

33. За час все поле обежал, 
Без серпа все жито сжал.

34. На солнышке сидит 
И усами шевелит. 
Разомнешь его в ладони – 
Золотым зерном набит.

35. Что на сковороду наливают, 
А потом вчетверо сгибают?

36. Сам алый, сахарный,
Кафтан зеленый, бархатный.

По вертикали:

1. Что за дерево растет,
Снег в июне нам несет?
Снег же тот не тает,
В воздухе летает.

3. Вечером наземь слетает, 
Ночь на земле побывает,
Утром опять улетает.

4. Зимой скрываюсь, 
Весной появляюсь, 
Летом веселюсь, 
Осенью спать ложусь.

5. По высокой дороге 
Идет бычок круторогий.
День он спит, 
А ночью глядит.

6. Не мотор, а жужжит, 
Не птица, а летит, 
Не гадюка, а жалит.

8. Стоит Егорка 
В красной ермолке, 
Кто ни пройдет, 
Всяк поклон отдает.

9. С золотым листом приходит, 
Грязью-слякотью уходит, 
Крики птиц, летящих вдаль …
Это время угадай.

11. Всю ночь летает – 
Мышей добывает, 
А станет светло –
Спать летит в дупло.

12. Все бело кругом, красиво,
В инее сияет ива.
Холода, мороз, метели 
Закружили-завертели. 
В белых шапках все дома. 
Это к нам пришла …

15. Поймаю гуся, 
Пущу его в воду, 
Буду им водить, 
Он будет говорить.

17. Что за будильник: 
Живой с гребешком, 
Крыльями машет, 
А ходит пешком.

19. Летит без крыльев и поет, 
Прохожих задирает,
Одним проходу не дает, 
Других он подгоняет.

20. Не барашек и не кот, 
Носит шубу круглый год: 
Шуба серая – для лета, 
Для зимы – другого цвета.

21. В лесу у пня 
Суета, беготня: 
Народ рабочий 
Весь день хлопочет, 
Себе город строит.

22. Летом рад я свежей
Ягоде медвежьей;
А сушеная в запас
От простуды лечит нас.

23. Хитрая плутовка, 
Рыжая головка, 
Пушистый хвост-краса. 
Кто это?..

25. Не прядет, не ткет,
А людей одевает.

26. Платье потерялось –
Пуговки остались.

29. Как во поле на кургане 
Стоит курица с серьгами.

31. Чего в гору не вкатить, 
В решете не унести 
И в руках не удержать?

Ответы

По горизонтали: 2. Самовар. 7. Светлячок. 10. Пояс. 12. Змея. 13. Огурцы. 14. Сапоги. 16. Капуста.18. Трамвай. 22. Метель. 24. Костер. 27. Коса. 28. Яйцо. 30. Озеро. 32. Крапива. 33. Комбайн. 34.Колос. 35. Блины. 36. Арбуз.

По вертикали: 1. Тополь. 3. Роса. 4. Река. 5. Месяц. 6. Пчела. 8. Ягода. 9. Осень. 11. Сова. 12. Зима.15. Перо. 17. Петух. 19. Ветер. 20. Заяц. 21. Муравейник. 22. Малина. 23. Лиса. 25. Овца. 26. Рябина.29. Овес. 31. Вода.

Найдите сложное слово, состоящее из двух корней.

ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ С ШИПЯЩИМ НА КОНЦЕ

У существительных какого рода после шипящего на конце слова надо писать мягкий знак? В каких словах парный согласный требует проверки?

По горизонтали: 2. Небольшая костистая речная рыба семейства окуневых с колючими плавниками. 3.Ребенок, маленький мальчик. 5. Продолжительность деятельности в какой-нибудь области. 6.Состязание в спортивной игре. 8. Горький вкус. 9. В старину: большая свеча, факел. 12. Середина ночи.13. Ночная птица из отряда сов.

По вертикали: 1. Беспорядок, путаница. 3. Оптическое явление – появление в атмосфере мнимых изображений отдаленных предметов. 4. Легкая постройка из жердей, покрытых ветками, соломой, травой. 5. Работник, который сторожит, охраняет что-нибудь. 7. Изображение чего-нибудь линиями на плоскости. 8. Птица семейства врановых с черным, отливающим в блеск оперением. 10. Ерунда, нелепость. 11. Травянистое растение семейства лилейных с душистыми мелкими белыми цветками в форме колокольчиков.

Ответы

По горизонтали: 2. Ерш3. Малыш5. Стаж6. Матч8. Горечь9. Светоч12. Полночь. 13. Сыч.

По вертикали: 1. Ералаш3. Мираж4. Шалаш5. Сторож7. Чертеж8. Грач. 10. Чушь11. Ландыш.Какие слова нельзя переносить?

ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ С ШИПЯЩИМ НА КОНЦЕ

К данным именам существительным подберите противоположные по смыслу имена существительные с шипящими на конце и прочтите ключевое слово.

1. Порядок. 2. Старт. 3. Шум. 4. Правда. 5. День. 6. Проигрыш. 7. Помеха. 8. Старик.

В существительных какого рода после шипящих на конце слова пишется мягкий знак?

Ответы

1. Ералаш2. Финиш3. Тишь4. Ложь5. Ночь6. Выигрыш7. Помощь8. МалышКлючевое слово: антонимы.

ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ С ШИПЯЩИМ НА КОНЦЕ

К данным именам существительным подберите близкие по смыслу имена существительные с шипящими на конце и прочтите ключевое слово.

1. Великолепие. 2. Богатырь. 3. Герой. 4. Юношество. 5. Глупыш. 6. Друг. 7. Пустяк. 8. Шутка.

В каких словах парный согласный требует проверки? 
Найдите слово с двумя проверяемыми безударными гласными в корне.

Ответы

1. Роскошь2. Силач3. Персонаж4. Молодежь5. Несмышленыш6. Товарищ7. Мелочь.8. РозыгрышКлючевое слово: синонимы.

В существительных какого рода после шипящих на конце слова не пишется мягкий знак?

ДВОЙНЫЕ СОГЛАСНЫЕ

К данным именам существительным подберите синонимы с двойными согласными. Впишите слова в строчки и прочитайте в столбике ключевое слово с двойной согласной – синоним слова мастерство.

1. Путь. 2. Космос. 3. Собиратель. 4. Тщательность. 5. Повествование. 6. Специальность. 7. Картинка. 8.Заря. 9. Долг.

Ответы

1. Расстояние. 2. Вселенная. 3. Коллекционер. 4. Аккуратность. 5. Рассказ. 6. Профессия. 7.Иллюстрация. 8. Рассвет. 9. Обязанность.

Ключевое слово: искусство.

В каких словах надо проверить парный согласный? Какое из подобранных слов является одушевленным именем существительным?

Впишите в строчки слова-отгадки и прочитайте в столбике ключевое слово с той же орфограммой.

1. Удивительный вагон! 
Посудите сами: 
Рельсы в воздухе, а он 
Держит их рогами.

2. День и ночь 
Cтоит на крыше
Этот чудо-постовой: 
Все увидит, все услышит,
Всем поделится со мной.

3. Опоясал каменный ремень 
Сотни городов и деревень.

4. Что за комната такая:
Очень светлая, большая,
Парты ровными рядами, 
А за партами мы сами?

5. Плещет теплая вода 
В берега из чугуна. 
Отгадайте, вспомните: 
Что за море в комнате?

6. От гармони он родился, 
С пианино подружился. 
Он и на баян похож. 
Как его ты назовешь?

7. Наведем стеклянный глаз,
Щелкнет раз – 
И помним вас.

Ответы

1. Троллейбус. 2. Антенна. 3. Шоссе. 4. Класс5. Ванна. 6. Аккордеон. 7. Фотоаппарат.

Ключевое слово: рассвет.

СЛОВА С НЕСКОЛЬКИМИ ЛЕКСИЧЕСКИМИ ЗНАЧЕНИЯМИ

Впишите слова-отгадки и прочитайте ключевое слово, обозначающее название слов с несколькими лексическими значениями.

1. Меня бьют, 
Колотят, режут –
Я все терплю, 
Всем добром плачу.

2. Между двух светил 
Я в середине один.

3. Надену – ободом сведет, 
Сниму – змеею упадет, 
Тепла не дает, 
А без него холодно.

4. Всех на свете обшивает, 
Что сошьет – не надевает.

5. Эх, звоночки, синий цвет, 
С язычком, а звону нет!

6. Рассыпалось к ночи 
Золотое зерно, 
Глянули поутру –
Нет ничего.

7. По морю идет, идет,
А до берега дойдет –
Тут и пропадет.

8. Я с собой ее ношу,
Все, что нужно, напишу.
Замечательная штучка –
Самопишущая…

9. Хвост во дворе, 
Нос в конуре.
Кто хвост повернет,
Тот и в дом войдет.

10. Плещет теплая волна
В берега из чугуна.
Отгадайте, вспомните:
Что за море в комнате?

11. Всегда во рту, 
А не проглотишь.

12. То блин, то полблина,
То та, то эта сторона.

Какое другое лексическое значение имеет каждое из этих слов?
Какие слова нельзя переносить? В каком слове букв больше, чем звуков?

Ответы

1. Земля. 2. Нос. 3. Пояс. 4. Игла. 5. Колокольчики. 6. Звезды. 7. Волна. 8. Ручка. 9. Ключ. 10. Ванна.11. Язык. 12. Месяц.

Ключевое слово: многозначные.

ПАРНЫЕ СОГЛАСНЫЕ

К данным словам подберите антонимы с парным согласным в корне. 
В каких словах парный согласный проверяется путем изменения формы слова, а в каких путем подбора родственного слова?

По горизонтали: 2. Потеря. 5. Вечность. 6. Отлив. 8. Ответ. 10. Сумерки. 12. Тень. 13. Выход.16. Старт. 20. Плач. 21. Взлет. 22. Безвкусица. 23. Бестактность. 24. Безделье. 25. Храбрец.

По вертикали: 1. Преступление. 3. Вверх. 4. Трагедия. 6. Минус. 7. Друг. 8. Польза. 9. Гордость.11. Быль. 14. Гулливер. 15. Отвращение. 17. Крик. 18. Голова. 19. Восход. 20. Жара.

Ответы

По горизонтали: 2. Находка. 5. Миг. 6. Прилив8. Вопрос. 10. Рассвет12. Свет13. Вход. 16. Финиш.20. Хохот. 21. Посадка. 22. Вкус23. Такт24. Труд25. Трус.

По вертикали: 1. Подвиг3. Вниз4. Фарс6. Плюс7. Враг8. Вред9. Стыд11. Сказка. 14. Лилипут.15. Восторг17. Шепот18. Хвост19. Закат20. Холод.

ПАРНЫЕ СОГЛАСНЫЕ

К данным именам существительным подберите синонимы с парным согласным в корне. 
В каких из слов проверка парных согласных в корне возможна двумя способами: изменением формы слова и подбором родственного слова?

По горизонтали: 2. Столетие. 3. Локон. 5. Физкультура. 7. Оценка. 9. Подливка. 11. Ритм. 14.Бриллиант. 15. Наказ. 16. Состав. 17. Гроздь. 18. Резерв. 20. Работа. 22. Движение. 24. Слякоть. 25.Росток. 26. Смещение. 28. Сборка. 29. Дарование. 30. Быт. 31. Походка.

По вертикали: 1. Вид. 4. Увеличение. 6. Войско. 7. Изображение. 8. Лепта. 10. Боец. 11. Волнение. 12.Благоухание. 13. Воин. 19. Средство. 21. Граница. 23. Рекомендация. 24. Великан. 27. Летчик.

Ответы

По горизонтали: 2. Век3. Прядь. 5. Спорт7. Отзыв9. Соус11. Такт14. Алмаз15. Завет.16. Поезд17. Кисть. 18. Запас20. Труд22. Жест24. Грязь. 25. Побег26. Сдвиг28. Монтаж29.Талант30. Уклад31. Поступь.

По вертикали: 1. Пейзаж4. Рост6. Рать. 7. Образ8. Вклад10. Солдат11. Трепет12. Аромат.13. Витязь. 19. Способ21. Рубеж23. Совет24. Гигант27. Пилот.

Какие слова нельзя переносить?

Ь – ПОКАЗАТЕЛЬ МЯГКОСТИ

1. Ей бродить ничуть не лень
Рядом с вами целый день. 
Стоит солнышку зайти, 
Как ее вам не найти.

2. И железные рога, 
И железная нога, 
На цепи на дно пойдет, 
Остановит пароход.

3. Распустился ландыш в мае 
В самый праздник – в первый день. 
Май цветами провожая,
Распускается …

4. То толстеет, то худеет, 
На весь дом голосит.

5. Если вдруг в январе 
Лужи видим во дворе,
Снег внезапно тает, 
Порою дождь бывает,
Начинается капель, 
Словно к нам пришел апрель,
Это значит …

6. Что копали из земли, 
Жарили, варили? 
Что в золе мы испекли, 
Ели да хвалили?

Ответы

1. Тень2. Якорь3. Сирень4. Гармонь5. Оттепель6. Картофель.

В каком из слов-отгадок количество букв совпадает с количеством звуков?

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *