Конспект урока литературного чтения в 4 классе
Тема урока: Из летописи «И вспомнил Олег коня своего»
Место урока в системе уроков по разделу «Летописи, былины, жития»: 2.
Тип урока: изучение нового материала.
Дидактическая цель: создать условия для знакомства с текстом летописи «И вспомнил Олег коня своего».
Задачи урока:
– способствовать формированию умения безошибочно и выразительно читать летопись, передавая с помощью интонации чувства главного героя произведения;
– развивать умение анализировать текст летописи, делать выводы, обобщать; расширять словарный запас учащихся;
– прививать интерес к истории, историческим произведениям.
Планируемые результаты:
Предметные: знать содержание летописи «И вспомнил Олег коня своего»; уметь безошибочно и выразительно читать летопись.
Метапредметные: регулятивные
Личностные: проявлять интерес к истории своего государства, выражать в собственных суждениях разнообразные чувства по отношению к главному герою произведения.
Оборудование: учебник «Литературное чтение» 4 класс, Л. Ф. Климанова и др., компьютер, презентация со слайд-шоу, аудиозапись художественного произведения А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге», оценочные листы для рефлексии, выставка книг с летописями.
Ход урока
I. Организационный момент.
У.
Начнём урок с разминки. Настроимся на активную и плодотворную работу:– если у вас хорошее настроение, улыбнитесь друг другу;
– если вы любите свою школу, похлопайте в ладоши;
– если хотите получить удовольствие от урока, прошу вас быть моими активными помощниками, слушать внимательно, отвечать правильно и полными ответами.
II. Актуализация знаний.
1. Речевая разминка. Презентация. Слайд 2. (Приложение 1)
У. Прочитайте пословицы, объясните их смысл.
· Книги не говорят, а правду сказывают.
Д. Книга не умеет говорить, но может научить многому.
· Одна книга тысячи людей учит.
Д. Одну и ту же книгу прочитает много людей, и каждый что-то узнает или чему-то научится.
· Напрасный труд – удить без крючка и учиться без книги.
Д. Без крючка не поймать рыбу, а без книги не получить знания.
У. Прочитайте пословицы с разной интонацией: удивления, раздражения, весело и хором выразительно.
2. Проверка домашнего задания.
У. Ребята, вспомните, с каким новым жанром произведений мы с вами познакомились на прошлом уроке? Постарайтесь, отвечая на этот вопрос, построить своё высказывание так, чтобы как можно больше информации сообщить нам об этом жанре.
Д. На прошлом уроке мы читали летопись и узнали, что это вид литературы в Древней Руси, где из года в год делались записи о событиях в жизни народа.
У. Кто главный герой прочитанной летописи?
Д. Древнерусский князь Вещий Олег.
У. Что вы о нём узнали?
Д. Мы узнали о его походе на греков. В результате победы Олега над врагом русские купцы могли свободно торговать на греческой земле, а Олег получил много золота и товаров.
Выразительное чтение текста летописи «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда». Двое учащихся выразительно читают текст летописи.
У. Кто смог найти в библиотеке или интернете другие летописи?
У. О каких событиях повествуют эти летописи? Что нового узнали из них?
Высказывания детей. Выставка книг у доски.
III. Постановка учебной задачи урока. Мотивация учебной деятельности.
У. Сегодня на уроке мы продолжим работу над летописями. Но прежде, чем сформулировать учебную задачу, предлагаю вам послушать отрывок из стихотворения Александра Сергеевича Пушкина «Песнь о вещем Олеге» и понять, что ещё нам неизвестно о великом князе.
Прослушивание отрывка из произведения А.С. Пушкина от начала до слов «Но примешь ты смерть от коня своего». (Приложение 2)
У. Какое событие произошло в жизни Олега?
Д. Олегу предсказали, что он примет смерть от своего коня.
У. Откройте в учебнике с.10 и прочитайте название новой летописи.
Д. «И вспомнил Олег коня своего».
У. Соотнесите заголовок с содержанием отрывка из стихотворения Пушкина и определите учебную задачу урока.
Д. Сегодня на уроке мы узнаем, как Олег принял смерть от своего коня.
У. Как вы думаете, что нам нужно будет сделать для того, чтобы это узнать?
Д. Прочитать летопись, проанализировать и сделать выводы.
IV. Первичное усвоение новых знаний.
1. Первичное чтение учителем текста летописи «И вспомнил Олег коня своего» (с.10-11)
У. Понравилась ли вам летопись? Что именно?
Высказывания детей.
У. О чём узнали из сюжета летописи?
Д. В летописи говорится, что князь Олег умер от укуса змеи, которая пряталась в черепе его мёртвого коня.
У. Какие слова и выражения были непонятны?
Высказывания детей.
3. Работа по объяснению непонятных слов и выражений.
Презентация. Слайд 3.
У. Давайте разберёмся, о каком веке идёт речь в прочитанном отрывке из летописи. Прочитайте запись года.
«В лето 6415 (907) …» – X век
«В лето 6420 (912) …» – X век
Презентация . Слайд 4.
волхвы – чародеи, колдуны у древних славян
кудесник – волхв, чародей, волшебник
княже – князь
от сего – от этого
слыть – быть известным в качестве кого-нибудь
У. Как вы поняли фразу «От сего ли черепа смерть мне принять»?
Д. Не от этого ли черепа я умру?
V. Первичная проверка понимания.
У. Рассмотрите иллюстрации слайд-шоу, соотносятся ли они с содержанием летописи?
Д. Да, соотносятся.
У. Обсудите в паре, какие события на них изображены. Дайте ответ.
Презентация. Слайд 5.
Д. Кудесник говорит князю Олегу, что он умрёт от коня своего.
Презентация. Слайд 6.
Д. Олег решил расстаться с конём.
Презентация. Слайд 7.
Д. Князь Олег приехал проститься с мёртвым конём.
Физкультминутка
Конь копытом застучал, головою покачал,
Низко голову склонил и воды в реке попил.
Снова голову поднял и по полю поскакал.
VI. Первичное закрепление.
1. Самостоятельное чтение летописи с предварительным заданием.
У. Перечитайте самостоятельно летопись и попробуйте найти ответ на вопрос «Слабость или сила характера Олега проявилась в случившемся событии в его жизни»?
У.
Можно ли однозначно ответить на вопрос «Слабость или сила характера Олега проявилась в случившемся событии в его жизни»?Высказывания детей.
2. Выборочное чтение и беседа по содержанию.
У. Попробуем разобраться. Найдите и прочитайте диалог Олега с кудесником.
Один учащийся читает диалог вслух.
У. Что значат строки «и запали слова эти в душу Олегу»?
Д. Князь Олег расстроился, когда узнал, что умрёт от своего любимого коня.
У. Как Олег отреагировал на предсказание кудесника?
Д. Олег велел кормить коня и не водить коня к нему.
У. Как вы думаете, почему Олег принял такое решение: испугался или проявил силу духа?
Высказывания детей.
У. Найдите и прочитайте диалог Олега с конюхом.
Один учащийся читает диалог вслух.
У. Что сообщил Олегу конюх?
Д. Конюх сообщил, что конь умер.
У. Как отреагировал Олег на это сообщение?
Д. «Олег засмеялся и укорил того кудесника…»
У. Почему Олег засмеялся и сказал, что волхвы ему соврали?
Д. Он разочаровался в их предсказаниях.
У. Перечитайте вслух эпизод, в котором Олег едет попрощаться с конём, увидеть его кости.
Один учащийся читает диалог вслух.
У. Чем заканчивается этот эпизод?
Д. Олег умирает от укуса змеи, которая выползла из черепа коня.
У. Как вы думаете, какие качества характера Олега проявляются в этом отрывке: сила или слабость?
Высказывания детей.
У. Имеет ли право человек переживать, сочувствовать?
Д. Да.
У. А имеет ли на это право воин, предводитель войска?
Высказывания детей.
У. Переживать, сочувствовать и заботиться о ком-то – это нормальное человеческое состояние, на то он и человек, чтобы чувствовать. Князь Олег тоже человек, и ничто человеческое ему не чуждо. Он любит своего коня, и, конечно, очень переживает его смерть, поэтому даже если это и можно назвать слабостью, за это нельзя осуждать.
У. Какие слова и выражения подбирает летописец, чтобы показать, как тяжело народ перенёс известие о смерти князя Олега?
Д. «И оплакивали его все люди плачем великим…»
У. За что же так любил Олега русский народ?
Д. Все любили Олега за его смелость, мужество, были благодарны за защиту от врага.
У. Да. Князь Олег был великим полководцем того времени, верно служил своему государству, заботился о своём народе, при этом был человеком, которому были не чужды человеческие слабости – верил кудесникам, любил своего коня, праздновал с дружиной после военных походов.
3. Подготовка к выразительному чтению и чтение по ролям.
У. Ребята, а что вы заметили в построении текста летописи?
Д. Почти каждое предложение в тексте начинается с союза «и».
У. Правильно. Это придаёт речи напевность и связность. Одно предложение словно перетекает в другое. Какому ещё жанру литературы свойственно такая напевность?
Д. Былинам.
У. Как надо читать это произведение?
Д. Неторопливо, размеренно.
У. Сейчас мы будем читать летопись выразительно по ролям. Определите, сколько чтецов должно быть задействовано?
Д. Четыре: автор, князь Олег, кудесник, конюх.
Учащиеся читают летопись по ролям.
VII. Рефлексия.
1. Подведение итогов.
У. Что нового сегодня узнали о князе Олеге.
Д. Сегодня мы узнали о том, как умер князь Олег.
У. Чем вас заинтересовала личность Олега как исторического деятеля?
Высказывания детей.
У. Для чего летописцы писали, а мы с вами читаем?
Д. Благодаря летописям мы можем многое узнать о прошлом.
2. Оценивание собственных достижений.
У. Оцените свои знания и умения в оценочных листах с помощью условных знаков. Приложение 3.
Могу рассказать о том, как погиб князь Олег.
Могу назвать основные качества Олега, как военачальника и человека.
Могу ответить на вопрос «За что любил русский народ князя Олега?»
Могу прочитать летопись выразительно, правильно передавая чувство героя.
Учащиеся проставляют условные знаки в соответствующие графы.
VIII. Домашнее задание. Презентация. Слайд 8.
Подготовить пересказ летописи (с.10-11), сохраняя построение летописного текста или сделать рисунок к этому произведению; найти и прочитать стихотворение А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге».
Приложение 3
Оцени свои знания и умения
| да + нет – не знаю ? |
Могу рассказать о том, как погиб князь Олег. |
|
Могу назвать основные качества Олега, как военачальника и человека. |
|
Могу ответить на вопрос «За что любил русский народ князя Олега?» |
|
Могу прочитать летопись выразительно, правильно передавая чувства героя. |
|
Олег коня своего…»)»
Класс: 7
Тема урока: Из «Повести временных лет» («И вспомнил Олег коня своего…»)
Место урока: 1 из 1
Тип урока: открытие нового знания
Цели:
общение и систематизация знаний, полученных в ходе изучения произведений древнерусской литературы в 5—б классах;
выявление исторической основы летописной записи, параллельных сюжетов о смерти от коня в мировой литературе, особенностей языка летописи.
Ход урока
Организационный момент
Актуализация знаний
Класс делится на три команды по 9-10 человек. Каждый правильный ответ оценивается в один балл.
1 конкурс. Чтение учениками статьи учебника «Из древнерусской литературы»
Вопросы по статье:
команда – в каком веке появилась «Начальная русская летопись»?
– к чему призывали летописцы читателей?
команда – о чем рассказывала «Начальная русская летопись»?
– почему летописцы обращались именно к истории Руси? 3 команда – что означает слово «временных»?
– какова тема «Повести временных лет»?
2 конкурс. Дайте определение понятиям. За каждый правильный ответ команда получает один балл. На выполнение задания отводиться 3 минуты.
команда – летопись, вече
команда – летопись, старейшина 3 команда – летопись, повесть
конкурс. Кто больше назовет жанровых особенностей летописи. За каждый правильный ответ команда получает один балл. Команды отвечают по очереди.
-документальная точность,
предельный лаконизм,
отсутствие эмоциональной окрашенности и авторского комментария,
рукописный характер,
анонимность,
Подведение итогов конкурса, подсчет баллов.
Художественный пересказ фрагмента «И вспомнил Олег коня своего…» (1-2 ученика)
– Мы уже много знаем с вами о летописи, сегодня обратим внимание на язык этого жанра. Внимательно просмотрите текст, вспомните, какие слова вам были непонятны, вызвали затруднения при чтении.
(«кудесник», «волхвы», «княже», «укорять», «сей»).
Кудесник – волшебник; тот, кто делает что-либо сверхъестественное.
Волхвы – древнерусские языческие жрецы, осуществлявшие богослужения и жертвоприношения, которым приписывались умения заклинать стихии и прорицать будущее.
Княже – князь.
Укорять – упрекать, порицать за что-либо. Сей – этот.
(ученики записывают в тетради)
Язык летописи, особенно в диалогах, сохраняет иногда интонации разговорной речи. Характерный для всего летописания ХI—ХТII вв. драматический диалог есть уже в древнейшем своде. Везде, где по сюжету было возможно, летописец не рассказывал о событии, а представлял его в лицах.
В каких эпизодах фрагмента идет речь о времени правления, военных походах князя Олега?
Интересно, что есть исландская сага очень сильно напоминающая легенду о смерти Вещего Олега. В ней речь идет о викинге Орваре Одде. Колдунья предсказал ему смерть от коня, за что и была им избита до крови. Чтобы не свершилось предсказание Одд и его друг Асмунд убили коня, бросили труп в яму и завалили ее камнями.
Дальше сага повествует о смерти Одда: «И когда они быстро шли, ударился Одд ногой и нагнулся. „Что это было, обо что я ударился ногой?” Он дотронулся острием копья, и увидели все, что это был череп коня, и тотчас из него взвилась змея, бросилась на Одда и ужалила его в ногу повыше лодыжки. Яд сразу подействовал, распухла вся нога и бедро. От этого укуса так ослабел Одд, что им пришлось помогать ему идти к берегу, и когда он пришел туда, сказал он: „Вам следует теперь поехать и вырубить мне каменный гроб, а кто-то пусть останется здесь сидеть подле меня и запишет тот рассказ, который я сложу о деяниях своих и жизни”.
До сих пор неизвестно точно, то ли сага об Орваре Одде стала причиной появления легенды о смерти Вещего Олега от укуса змеи, то ли наоборот. Но точно можно сказать, что причина смерти князя была другой. Разные исследователи называют разные причины, среди которых наибольшей популярностью пользуется версии об отравлении Олега и коварном убийстве его собственными дружинниками. Мы же в очередной раз убеждаемся, насколько далекими от действительности могут быть всем нам с детства известные легенды.
План | Мои замечания об услышанном |
Князь Олег | Вещий Олег (ум. 912 или 922 г.) — варяг, князь новгородский (с 879 г.) и киевский (с 882 г.) |
Исторические события, нашедшие отражение в летописной записи | 882 г. — образование Древнерусского государства. 907 г. — осада князем Олегом столицы Византии Константинополя. 911 г. — заключение выгодного торгового договора с Византией. |
Сюжеты о смерти коня. Смерть Олега, отражённая в литературе и живописи | Сага о викинге Орваре Одде. А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге», К.Ф. Рылеев «Олег Вещий. Думы», B.C. Высоцкий «Песнь о вещем Олеге», цикл картин В. Васнецова |
Анализ фрагмента
– Прочитайте диалог Олега с кудесником. Что значат строки «и запали слова эти в душу Олегу»?
Как Олег отреагировал на предсказание кудесника?
Как вы думаете, почему Олег принял такое решение: испугался или проявил силу духа?
Перечитайте диалог Олега с конюхом. Что сообщил ему конюх? Как Олег отреагировал на сообщение конюха о смерти коня? («Олег засмеялся и укорил того кудесника…»).
Почему Олег так отреагировал, почему он засмеялся и сказал, что волхвы ему соврали? (он разочаровался в их предсказаниях).
Перечитайте эпизод, в котором Олег едет попрощаться с конём, увидеть его кости. Чем заканчивается этот эпизод? От чего умер Олег?
Как вы думаете, какие качества характера Олега проявляются в этом эпизоде: сила и слабость его характера?
Когда человек о чём-то очень сильно переживает – это сила или слабость? Имеет ли право человек переживать, сочувствовать? А имеет ли на это право воин, предводитель войска? (Главное, чтобы дети поняли, что переживать, сочувствовать и заботиться о ком-то – это нормальное человеческое состояние, на то он и человек, чтобы чувствовать. Князь Олег тоже человек, и ничто человеческое ему не чуждо. Он любит своего коня, и, конечно, очень переживает его смерть, поэтому даже если это и можно назвать слабостью, за это нельзя осуждать).
Прочитайте эпизод о том, как народ горевал после смерти Олега.
Какие слова и выражения подбирает летописец, чтобы показать, как тяжело народ перенёс известие о смерти князя Олега?
Что чувствуете вы, когда читаете эти строки?
Как вы думаете – переживает ли летописец вместе со своим народом великое горе? Как вы об этом узнали? Докажите. (Слова особые подбирает, предложения по-особому строит, чтобы передать интонацию плача и горевания. Особенно нужно обратить внимание детей на ритм «и оплакивали, и понесли.., и похоронили…», что создаёт образ причитающей на похоронах женщины).
Если летописец передаёт свои чувства и своё отношение к тому, что происходит, можно ли это отнести к элементам художественности? (да, конечно).
Давайте посмотрим, передаёт ли летописец чувства и эмоции своего героя – князя Олега? Найдите строчки в тексте, которые подтверждают ваши предположения («И запали слова эти в душу Олегу», «Где конь мой, которого приказал я кормить и беречь?» (переживание и забота о коне, любовь к своему другу), «Олег засмеялся и укорил того кудесника (разочарование): «Неправду говорят волхвы, но всё то ложь: конь умер, а я жив» (некоторое раздражение от разочарования).
Посмотрите ещё раз внимательно на текст летописи и попробуйте догадаться, что ещё есть в этом тексте, чего никогда не бывает в научных текстах? (Диалоги).
Можем ли мы, наконец, сказать, что благодаря летописям мы смогли представить образ князя Олега? (Да, мы уже можем сказать о том, каким он был).
Теперь сделайте вывод о том, какие элементы художественности присутствуют в данной летописи.
И последний вопрос, на который мы должны ответить – за что же так любил Олега русский народ? (Он был великим полководцем того времени, верно служил своему государству, заботился о своём народе, при этом был человеком, которому были не чужды человеческие слабости – верил кудесникам, любил своего коня, пировал с дружиной после военных походов и пр.).
Понравился ли вам фрагмент?
О какой особенности жанра летописи вы сегодня узнали? (использование диалогов)
Для чего автор использует диалоги?
Прочитать «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Подготовить развернутый рассказ об одном из героев «Повести о Петре и Февронии
Школа находится на оживленной Казанской улице. Это массивное четырехэтажное школьное здание типового проекта, какие строились по всему Советскому Союзу в 1930–50-е годы. Фасады всех этих школ почему-то окрашены в бледно-желтый цвет яичного порошка. В здании большие высокие ступени, ведущие к главному входу, большие окна и двери, высокие потолки. Это классический образец сталинской архитектуры.
Сегодня урок истории для учащихся 11-го и последнего класса. Тема коллективизации в деревне. Попыток оправдать Сталина в последнее время было так много, что, честно говоря, я ожидал, что отношение к нему учителя и учеников будет вполне лояльным. Вы не найдете в Казани газет, в которых бы высказывалось мнение, отличное от официальной точки зрения. Мы никогда не могли купить такие публикации, как Новая газета или журналы типа Новое время ; бумажки можно купить, если не оправдывают Сталина прямо, то дают понять, что не все так плохо было во время его пребывания у власти. Во всяком случае, у обывателя может сложиться впечатление, что процесс реабилитации Сталина потихоньку идет. Но я был неправ.
Школьные учителя в России сегодня имеют возможность выбирать себе учебники. Учитель, на уроке которого я присутствовал, сказал мне, что министерство образования обычно рекомендует 6 или 7 учебников; одна серия учебников постепенно сменяется другой. Она до сих пор преподает историю советского периода в русле мышления 19-го века.90-е. Она сетовала на то, что рекомендуемые сегодня учебники содержат заметно меньше документального материала и конкретной информации. Но она не чувствует никакого давления по поводу того, чему она должна учить или как учить.
Как обычно, урок начался с повторения материала, пройденного на прошлом уроке.
«Коммунистическое учение предполагало распространение идеологии по всему миру. С этой целью в СССР началось развитие тяжелой промышленности как базы оборонной промышленности. Результаты были положительными — был экономический бум, ликвидирована безработица», — резюмирует предыдущий урок бойкий мальчик с первого ряда.
Учитель спрашивает, были ли отрицательные стороны сталинской индустриализации.
После небольшой паузы встает одна девушка:
«Крестьяне остались без средств к существованию».
Вот она, ключевая фраза к пониманию коллективизации! Крестьяне остались без средств к существованию. Учитель рассказывает классу, что это крестьянские деньги были использованы для покупки инструментов и машин, а их зерно было скуплено за бесценок. Когда стало трудно достать – селяне просто отказывались продавать его по низким ценам – было принято решение забрать зерно силой. Тогда и возникла идея создания колхозов. Ученики начинают обсуждать тему. Они явно подготовились к уроку.
…Антонина Петрова, в девичестве Воронина, родилась в начале 1926 года. Ей было пять лет, когда в ее родном селе Песчаные Ковали в 20 км от Казани был создан колхоз. Она помнит коллективизацию. Она помнит это своим желудком, потому что всегда была голодна. Однажды к ним домой пришли люди. Они были представителями власти и искали не просто зерно, а вообще любую еду. Маленькая луковица закатилась в угол ящика стола. Взяли даже это…
Официальные данные нетрудно было найти в ЗАГСе: в 1932-33 гг., т.е. в период коллективизации, смертность в Поволжье, в состав которого входил Татарстан, увеличилась в 3-4 раза. Историки указывают, что причина такого масштаба могла быть только одна: голод. Не имея нормальной еды, люди были вынуждены использовать заменители. Они ели траву и кору деревьев, которые добавляли в хлеб. Это привело к массовым вспышкам заболеваний. «В разделе «причина смерти» появились записи: «кровавый понос», «герморроидальное кровотечение, вызванное употреблением суррогатной пищи», «отравление мучной кашей», «отравление суррогатным хлебом», — пишет Виктор Кондрашин. в своей статье «Голод 1932-1933 гг. в селах Поволжья», опубликованной в номере №6 журнала Вопросы истории [Вопросы истории, изд.] еще в 1991 г.
«Голодомор» [Укр. Голод, ред] был не только на Украине, но и в Поволжье, Казахстане и других частях страны. В России до сих пор говорят о человеке, который жадно ест: «Как будто он из голодающего Поволжья».
Не имея нормальной еды, люди были вынуждены использовать заменители. Они ели траву и кору деревьев, которые добавляли в хлеб. Это привело к массовым вспышкам заболеваний.
Чтобы подтвердить, что рассказы о голоде верны, учитель должен привести цитаты из дополнительных источников, кроме учебника. Как она уже сказала, предыдущие учебники, изданные в 1990-е годы, рассматривали эту тему более подробно и содержали рассказы очевидцев.
Учитель рассказывает классу, что первые прообразы колхозов появились еще в 1918 году, так называемые ТОЗы (форма сельскохозяйственного кооператива). В то время к этим ассоциациям присоединился примерно 1% фермеров. Подавляющее большинство предпочитало заниматься сельским хозяйством самостоятельно. Сельчане делились на три категории: кулаки (богатые крестьяне), середняки и бедняки. Кулаки в основном были владельцами крупных ферм.
В этой части урока учитель просит класс вспомнить Петра Столыпина и его реформы. «Дайте им 20 лет свободы, и крестьяне станут хозяевами», — цитирует она премьер-министра царской эпохи. Столыпин не получил этих 20 лет. Но результат все же был – кулаки, столь презираемые советской властью, стали сами себе хозяевами. В классе упоминается Прибалтика, так как ученики уже знают из предыдущих уроков, что столыпинский эксперимент начался именно там. Именно в Прибалтике было самое большое количество крестьян, когда разразилась революция, и именно эти крестьяне впоследствии оказывали такое упорное сопротивление советской власти – им было что терять. Реформы в остальной России начались позже, но и этих нескольких лет хватило, чтобы появился класс капиталистов-земледельцев — трудолюбивых инициативных людей.
Но большинство крестьян в 20-е годы были крестьянами среднего достатка, так называемыми середняками. Помнится, в наших учебниках цитировался Ленин по поводу необходимости перехода этой большой категории населения на сторону большевиков. Это были уже крепкие, достаточно зажиточные крестьяне, способные прокормить собственные семьи, зачастую многодетные, и если бы развитие деревни в России продолжалось по столыпинскому пути, можно было бы ожидать, что они станут зажиточными земледельцами.
…Семья Антонины Петровой была середняком. У главы семьи, Михаила Карповича Воронина, была лошадь, на которой он обрабатывал свой участок земли. Он держал овец, свиней, телят и кур, и, конечно же, корову. Без коровы было невозможно обойтись. Корова давала молоко, масло и сыр, чтобы прокормить его большую семью. Антонина была старшей, у нее было две сестры и два брата. Мать ее звали Анной, и она занималась детьми и хозяйством, тогда как отец семейства большую часть времени проводил в поле…
Учитель продолжает урок. Она говорит, что крестьянская беднота не была самой многочисленной группой среди сельского населения. Но они были очень активны. Учитель приводит воспоминания очевидцев о том, что почти все они довольно бездельничали. Таких людей называют динамичными бездельниками. Я с ней согласен – этому есть подтверждение. Созданию колхозов предшествовала «раскулачивание» или раскулачивание зажиточных крестьян. У них отняли все имущество, а самих репрессировали как врагов советской власти, часто целыми семьями. Логика властей была понятна: состоятельные и успешные собственники не видели смысла отдавать плоды своего труда за бесценок. Имущество кулаков отошло частью государству, частью бедноте. Но эти вливания активов не сделали бедных крестьян богаче и не помогли им начать жизнь. Ученики в классе помнят случай с дедушкой Щукарем из романа нобелевского лауреата Михаила Шолохова «Поднятая целина». Этому старику, беднейшему члену деревни, отдают часть вещей, принадлежавших «богачу» Титу, которого раскулачили. По сути, старик просто разбрасывается этими вещами. Словом, за коллективизацией стояла беднота. В толпе легче отлынивать, и работу за вас всегда сделает кто-то другой, но вы все равно можете потребовать свою долю. Во всяком случае, обсуждения в классе привели студентов к такому выводу.
Так и оказалось позже. Моя пожилая коллега, редактор информационного агентства, вспоминала, как подорвало здоровье ее дедушка, когда он работал в колхозе. Он привык работать добросовестно, и таким людям было очень тяжело смотреть, как все идет к краху. Они часто ломались и умирали в относительно молодом возрасте. Середняки, как и кулаки, не спешили вступать в колхоз. Поэтому они были вынуждены присоединиться.
…Отца Антонины, Михаила Воронина, забрали сотрудники НКВД. Маленькая напуганная девочка вспомнила обтянутый тканью из искусственной кожи фанерный чемоданчик, в который ему разрешили упаковать несколько личных вещей. Однажды в кругу односельчан ее отец высказал сомнение в необходимости вступления в колхоз. На него кто-то донес, и за ним приехало НКВД. Михаилу Воронину повезло, так как в начале 1930-х еще иногда искали доказательства обвинения и, видимо, не находили. Его отпустили через три месяца. Антонина Петрова вспоминает историю своего отца: он вышел из тюрьмы, поставил чемодан на дорогу и еще раз оглянулся на то место, где его посадили. Сами по себе ноги понесли его из этого страшного места – так быстро, что он споткнулся о свой чемодан…
«Вы не могли уйти из колхоза добровольно. Человек автоматически становился изгоем», — объясняет педагог. «Принцип был такой: если ты не с нами, то ты против нас».
Советский агитплакат: “Товарищ, иди в колхоз!”
Действительно, никто не мог уйти добровольно. Крестьянам не выдавали личных документов, а без паспорта в Советском Союзе было невозможно ездить. Молодежь не могла поступить в университет или другие профильные институты самостоятельно – их должен был направить колхоз, и только с условием возвращения в родную деревню. По существу это означало восстановление в сельской местности крепостного права, которое было отменено в 1861 году. Но теперь в роли помещика выступало государство, а не помещик. Кстати, я заметил, что на уроке учитель избегал слова «государство», предпочитая слово «партия». Так, собственно, и обстояло дело в то время – Коммунистическая партия стала орудием государственного управления в СССР.
…После освобождения из тюрьмы Михаил Воронин был вынужден вступить в колхоз. Он отдал свою землю и скот. Крестьянам в колхозе денег не платили, и только осенью им выделяли небольшую долю урожая на прокорм семьи. Антонина Петрова хорошо помнит, как на так называемые трудодни выдавались «палочки» или бирки. «Палки» тебе ничего не давали, но если их не хватало по норме, то тебя наказывали…
Сейчас, 70 лет спустя, оценивая эпоху коллективизации на уроке истории, школьники говорят, что колхозников держали как тягловый скот или скот для пахоты. Если кто-нибудь украл чашку зерна с голоду, его могли арестовать или даже расстрелять на месте. Вся страна помнила на многие поколения вперед, как сажали в тюрьму за кражу «колосков» или колосьев.
После смерти Сталина положение крестьян в деревне стало менее невыносимо тяжелым. Им выдали паспорта и даже дали небольшую пенсию. Но, на мой взгляд, это произошло слишком поздно. Именно в этот период молодежь стала массово уезжать из сел в города, где свободы было несравненно больше. Деревни опустели: за 20 лет от начала коллективизации до 1953, та часть населения, которая могла умело и заботливо работать на земле, полностью исчезла.
Учительница вспомнила, что в советское время школьников осенью отправляли в колхозы собирать урожай. Действительно, мне тоже пришлось это сделать. Мы с учителем сделали одно и то же наблюдение – на полях, где работали ученики, не было видно ни одного колхозника. Все они ухватились за возможность копать картошку на своих наделах.
В конце урока учительница попросила класс решить для себя, кто был прав и чьи городские реформы были правильнее, сталинские или столыпинские. Дети решили, что это Столпыин.
…Дом Антонины родителей Петровой в Песчаных Ковали простоял до середины 1990-х, когда его сожгли местные алкоголики. Бревенчатый дом с тремя окнами, выкрашенный в коричневый цвет, построил ее дед Карл Несторович Воронин. На верхней раме выгравирована дата – 1897 год. Имеется большой крытый двор с хозяйственными постройками. В детстве я всегда недоумевал – там была конюшня, коровник и амбар. Но ни лошадей, ни коров, ни зерна в амбаре не было. Везде было голо. В курятнике было всего несколько тощих цыплят. Я все это помню… Антонина Михайловна Петрова – моя бабушка.
Урок окончен.
Первый крестовый поход
Большинство историков считают, что проповедь, произнесенная папой Урбаном II в Клермон-Ферране в ноябре 1095 года, послужила искрой, подпитавшей волну военных кампаний с целью вырвать Святую Землю из-под контроля мусульман. . Считавшиеся в то время божественно санкционированными, эти кампании, часто включающие в себя безжалостные сражения, известны как крестовые походы. В их основе было желание получить доступ к святыням, связанным с жизнью и служением Иисуса, прежде всего к Гробу Господню, церкви в Иерусалиме, в которой, как говорят, находится гробница Христа (2005. 100.373.100). Отпущение грехов и вечная слава были обещаны крестоносцам, которые также надеялись получить земли и богатства на Востоке. Дворяне и крестьяне в большом количестве откликнулись на призыв и двинулись через Европу в Константинополь, столицу Византийской империи. При поддержке византийского императора рыцари, ведомые армянами-христианами (57.185.3), с трудом двинулись в Иерусалим через контролируемые сельджуками территории современной Турции и Сирии. В июне 109 г.9 крестоносцы начали пятинедельную осаду Иерусалима, которая пришлась на 15 июля 1099 г. (92.1.15). Свидетельства очевидцев свидетельствуют об ужасе битвы. Ральф Канский, наблюдая за городом с Елеонской горы, увидел «спешащих людей, укрепленные башни, поднятый гарнизон, мужчин, бросающихся к оружию, женщин в слезах, священников, обращенных к своим молитвам, улицы, оглашаемые криками. грохот, лязг и ржание».
Крестоносцы захватили многие города на побережье Средиземного моря и построили большое количество укрепленных замков по всей Святой Земле для защиты своих новых территорий (28. 99.1), а также основывать церкви, верные Риму. Для крестоносцев Купол Скалы был Храмом Соломона; мечеть Акса была преобразована в дворец и конюшни.
Латинское Иерусалимское королевство, основанное крестоносцами, насчитывало пятнадцать соборных церквей. Церковь Рождества Христова в Вифлееме, например, стала резиденцией западно-христианского епископа в 1110 году (1988.1174.9).
Художники разных традиций встретились в городе Иерусалиме, например, сирийские золотоделы справа от рынка возле Гроба Господня, а латинские золотоделы слева (Conder 1896). Действительно, изделия из металла этого периода иногда сочетают исламскую эстетику с христианской тематикой (1971.39a,b). На некоторых изделиях даже имеется надпись, указывающая на то, что они были изготовлены исламским ювелиром для христианина. Драгоценные произведения искусства, созданные для церквей Европы, прославляли свою связь со Святой Землей (2002.18; Лиможский реликварий Тулузского собора).
Второй и Третий крестовые походы
В 1147–1149 годах состоялся Второй крестовый поход, возглавляемый цистерцианским аббатом Бернаром Клервоским (1975. 1.70б), пытались взять Дамаск в Сирии. Кампания потерпела неудачу, потому что мусульмане перегруппировались. Во главе с Салах ад-Дином (Саладином) мусульманские силы продвинулись через Сирию и, наконец, вернули себе Иерусалим в октябре 1187 года. Саладин был уверен, что его личный секретарь позволил патриарху Иерусалима покинуть город с церковными сокровищами, объяснив: «Если мы оправдываться [чтобы конфисковать это богатство] они [франки] обвинят нас в предательстве… не будем заставлять их обвинять людей веры в нарушении их клятв. Отпусти их. Они будут говорить о нашей благотворительности» (Мохамед эль-Моктар, в Paul and Yaeger, 2012, стр. 209).).
Войдя в город, визирь Саладина подивился тому, как крестоносцы украсили Иерусалим: «заботы неверных превратили [его] в райский сад… окаянные копьем и мечом защищали этот город, который они отстроили с колоннами и мраморными плитами [2005.100.373.86], где они основали церкви и дворцы тамплиеров и госпитальеров… Со всех сторон видны дома, такие же приятные, как их сады, и яркие, с белым мрамором и колоннами, украшенными листьями, которые сделать их похожими на живые деревья» (цитируя Кади эль-Фадель в Hamilton, 1979).
К концу Третьего крестового похода (1189–1192 гг.) войска крестоносцев захватили Кипр и прибрежный город Акко. Саладин гарантировал доступ в Иерусалим европейским паломникам, а также приветствовал возвращение евреев в город.
Хроника испанца Ибн Джубайра, путешествовавшего в Мекку с 1183 по 1185 год, говорит о легкости торговли в Святой земле даже во времена военных действий: «мусульмане непрерывно путешествовали из Дамаска в Акру (через франкские территории), а также ни один из христианских торговцев не был остановлен и не препятствовал (на мусульманских территориях)… Солдаты занимаются своей войной, в то время как люди находятся в мире» (цитируется по Paul and Yaeger, 2012, стр. 34) .
Четвертый крестовый поход
С каждым крестовым походом отношения между византийцами и западными войсками становились все более отчужденными. Четвертый крестовый поход начался в 1202 году с целью Египта. Однако, выбрав сторону в династическом споре в Византии, крестоносцы начали осаду столицы Византии, Константинополя, чтобы собрать огромную сумму денег, обещанную за их поддержку. Город был разграблен в 1204 году, его богатые сокровища были поделены между венецианцами (львиная доля которых остается в сокровищнице Сан-Марко в Венеции), французами и другими крестоносцами. Латинская империя Константинополя была создана с Балдуином Фландрии в качестве императора. В 1261 году город вернули византийцы.
Поздние крестовые походы
На Святую Землю были начаты последовательные крестовые походы. Рыцарь Жан д’Алюйе путешествовал в Святую Землю около 1240 г., но обстоятельства его путешествия неизвестны (25.120.201).
Седьмой и Восьмой крестовые походы в 1248 (38.60) и 1270 годах были спонсированы Людовиком IX, умершим в Тунисе (54.1.2; 37.173.3). В 1271 году султан Байбарс захватил замок Монфор (28.99.1), а в 1291 году пал город крестоносцев Акко, положив конец эпохе латинских королевств крестоносцев. Призывы к новым крестовым походам в течение следующих столетий все больше игнорировались, несмотря на известность, которой крестоносцы и Святая Земля были в легендах. 93.65.4; 23.21.4; 25.120.528; 25.120.529; 54.1.1; Лист Belles Heures Heraclius, лист 156).
Департамент средневекового искусства и монастырей. «Крестовые походы (1095–1291)». В Хайльбрунн Хронология истории искусств . Нью-Йорк: Метрополитен-музей, 2000–. http://www.metmuseum.org/toah/hd/crus/hd_crus.htm (первоначально опубликовано в октябре 2001 г., последняя редакция — в феврале 2014 г.)
Бургойн, Майкл Гамильтон. Мамлюкский Иерусалим: архитектурный этюд . Лондон: Фонд фестиваля «Мир ислама», 1987.
.Кондер, Клод Р., пер. «Город Иерусалим». Текстовое общество палестинских паломников 6 (1896 г.).
Дендридж, Пит и Марк Выпыски. «Навершие меча и кинжала, связанное с крестовыми походами, часть II: техническое исследование». Журнал Метрополитен-музея 46 (2011), стр. 145–51.
Фолда, Ярослав. Искусство крестоносцев на Святой Земле, 1098–1187 гг. . Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 1995.
.Фолда, Ярослав. Искусство крестоносцев на Святой Земле: от Третьего крестового похода до падения Акры, 1187–1291 . Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 2005.
.Госс, Владимир П., изд. Встреча двух миров: культурный обмен между Востоком и Западом в период крестовых походов . Каламазу: Публикации Средневекового института, Университет Западного Мичигана, 1986.
Грабар, Олег и Бенджамин З. Кедар, ред. Там, где встречаются небо и земля: Священная эспланада Иерусалима . Иерусалим: Яд Бен-Цви Пресс, 2009.
.Гамильтон, Бернард. Монастырская реформа, катаризм и крестовые походы . Лондон: Valorium Reprints, 1979.
.Хилленбрандт, Кэрол. Крестовые походы: взгляды ислама . Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 1999.
.Ла Рокка, Дональд Дж. «Навершие меча и кинжала, связанное с крестовыми походами, часть I», Журнал Метрополитен-музея 46 (2012), стр. 133–44.
Пол, Николас и Сюзанна Йегер, ред. Вспоминая крестовые походы: миф, образ и личность . Балтимор: Издательство Университета Джона Хопкинса, 2012.
.Правер, Джошуа. История евреев в латинском Иерусалимском королевстве . Оксфорд: Кларендон Пресс, 1988.
.Розенберг, Сильвия, изд. Рыцари Святой Земли: Иерусалимское королевство крестоносцев . Каталог выставки. Иерусалим: Музей Израиля, 1999.