Стихотворение о родине для 4 класса: Стихи о родине для детей 4 класса русских поэтов – стихи про родину короткие с авторами

Содержание

Стихи о родине для детей 4 класса русских поэтов – стихи про родину короткие с авторами

Всегда хорошо и полезно выучить стих о родине с ребенком — школьником 4 класса. Это можно сделать в рамках патриотического воспитания детей, а также для саморазвития здоровой личности. Мы подготовили много коротких и длинных стихов про родину для школьников 4 класса. Стихи русских поэтов-классиков, лучшее из сборников.

Для вашего удобства мы подготовили специальный файл со стихами о родине для 4 класса, который можно скачать бесплатно. Это будет полезно учителям и художественным руководителям. Пишите в комментариях, какие стихи выбрали вы!

stih-rodina-4klassСкачать

Стих о родине короткий —

РОССИЯ (П. Синявский)

Здесь тёплое поле наполнено рожью,
Здесь плещутся зори в ладонях лугов.
Сюда златокрылые ангелы Божьи
По лучикам света сошли с облаков.
И землю водою святой оросили,
И синий простор осенили крестом.
И нет у нас Родины, кроме России –
Здесь мама, здесь храм, здесь отеческий дом.

Стих — Если скажут слово «родина» (Александрова)

Если скажут слово «родина»,
Сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.

У реки берёзка — скромница
И ромашковый бугор…
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной московский двор.

В лужах первые кораблики,
Где недавно был каток,
И большой соседней фабрики
Громкий радостный гудок.

Или степь, от маков красная,
Золотая целина…
Родина бывает разная,
Но у всех она одна!

Стих о родине — Россия подобна огромной квартире (Усачев, очень красивое стихотворение, которое можно выучить не полностью на конкурс чтецов)

Россия подобна огромной квартире.
Четыре окна в ней и двери четыре:
На север, на запад, на юг, на восток.
Над нею небесный висит потолок.

Роскошный ковер устилает в квартире
Полы на Таймыре и в Анадыре.
И солнце горит в миллиард киловатт,
Поскольку местами наш дом темноват.

И, как и положено каждой квартире,
Имеется в ней Кладовая Сибири:
Хранится там ягод различных запас,
И рыба, и мясо, и уголь, и газ.

А рядом с Курилкой — Курильской грядою –
Находятся краны с горячей водою,
У сопки Ключевской клокочут ключи
(Пойди и горячую воду включи!)

Еще есть в квартире три классные ванны:
Северный, Тихий и Атлантический океаны.
И мощная печка системы «Кузбасс»,
Что греет зимою холодною нас.

А вот холодильник с названием «Арктика»,
Прекрасно работает в нем автоматика.
И справа от древних кремлевских часов
Идут еще семь часовых поясов.

Все есть в Русском доме для жизни удобной,
Но нету порядка в квартире огромной:
Тут вспыхнет пожар, там труба потекла.
То громко соседи стучат из угла.

То стены трещат, то посыпалась краска,
Лет двести назад отвалилась Аляска,
Поехала крыша, пропал горизонт…
Опять перестройка и снова ремонт.

Что строят, строители сами не знают:
Сначала построят, а после сломают.
Всем хочется — сразу построили чтоб
Избу-Чум-Ярангу-Дворец-Небоскреб!

Мы все в нашем доме соседи и жители:
Простые жильцы, управдомы, строители.
И что мы построим теперь на Руси?..
Об этом ты папу и маму спроси.

Стих — Россия

(В. Гудимов)

Нет края на свете красивей,
Нет Родины в мире светлей!
Россия, Россия, Россия, –
Что может быть сердцу милей?
Кто был тебе равен по силе?
Терпел пораженья любой!
Россия, Россия, Россия, –
Мы в горе и счастье – с тобой!
Россия! Как Синюю птицу,
Тебя бережём мы и чтим,
А если нарушат границу,
Мы грудью тебя защитим!
И если бы нас вдруг спросили:
«А чем дорога вам страна?»
– Да тем, что для всех нас Россия,
Как мама родная, – одна!

Короткий стих патриотический — Там небеса и воды ясны! (Жуковский)

Там небеса и воды ясны!
Там песни птичек сладкогласны!
О родина! все дни твои прекрасны!
Где б ни был я, но все с тобой Душой.
Ты помнишь ли, как под горою,
Осеребряемый росою,
Белелся луч вечернею порою
И тишина слетала в лес
С небес?
Ты помнишь ли наш пруд спокойный,
И тень от ив в час полдня знойный,
И над водой от стада гул нестройный,
И в лоне вод, как сквозь стекло,
Село?
Там на заре пичужка пела;
Даль озарялась и светлела;
Туда, туда душа моя летела:
Казалось сердцу и очам —
Все там!..

КРАЙ, В КОТОРОМ ТЫ ЖИВЁШЬ (Энтин)

Мы играем возле дома
И зимой, и летом.
Все давным-давно знакомы
В милом доме этом!
Посмотри, как хорош
Дом, в котором ты живёшь!

Слышишь, улица родная,
Нет тебя чудесней!
Мы по улице шагаем
Вместе с нашей песней!

Посмотри, как хорош
Город тот, где ты живёшь!

Нашим самым дружным хором
Песенка поётся.
Дом, и улица, и город
Родиной зовётся!

Посмотри, как хорош
Край, в котором ты живёшь!

Небольшой короткий стих 4 класс — Родина милая (Семерин)

Вешняя,
бодрая,
Вечная,
добрая,
Трактором
вспахана,
Счастьем
засеяна —
Вся на глазах она
С юга
до севера!
Родина милая,
Родина русая,
Мирная-мирная
Русская-русская…

Стих — Лучшая на свете родина (Н.

Забила,
пер. с укр. З. Александровой)

Российский край, моя земля,
Родимые просторы!
У нас и реки, и поля,
Моря, леса и горы.

И север есть у нас, и юг.
Сады цветут на юге.
На севере снега вокруг –
Там холода и вьюги.

В Москве ложатся спать сейчас,
Луна глядит в оконце.
Дальневосточник в тот же час
Встаёт, встречая солнце.

Российский край, как ты велик!
С границы до границы
И скорый поезд напрямик
В неделю не домчится.

Звучат по радио слова –
Им дальний путь не труден.
Знакомый голос твой, Москва,
Повсюду слышен людям.

И рады мы всегда вестям
О нашей мирной жизни.
Как счастливо живётся нам
В своей родной Отчизне!

Народы – как одна семья,
Хотя язык их разный.
Все – дочери и сыновья
Своей страны прекрасной.

И Родина у всех одна.
Привет тебе и слава,
Непобедимая страна,
Российская держава!

Вяземский «Степь»

Бесконечная Россия
Словно вечность на земле!
Едешь, едешь, едешь, едешь,
Дни и версты нипочем!
Тонут время и пространство
В необъятности твоей.
Степь широко на просторе
Поперек и вдоль лежит,
Словно огненное море,
Зноем пышет и палит.
Цепенеет воздух сжатый,
Не пахнет на душный день
С неба ветерок крылатый,
Ни прохладной тучки тень.
Небеса, как купол медный,
Раскалились. Степь гола;
Кое-где пред хатой бедной
Сохнет бедная ветла.
С кровли аист долгоногой
Смотрит, верный домосед;
Добрый друг семьи убогой,
Он хранит ее от бед.
Шагом, с важностью спокойной
Тащут тяжести волы;
Пыль метет метелью знойной,
Вьюгой огненной золы.
Как разбитые палатки
На распутии племен —
Вот курганы, вот загадки
Неразгаданных времен.
Пусто все, однообразно,
Словно замер жизни дух;
Мысль и чувство дремлют праздно,
Голодают взор и слух.
Грустно! Но ты грусти этой
Не порочь и не злословь:
От нее в душе согретой
Свято теплится любовь.
Степи голые, немые,
Все же вам и песнь, и честь!
Все вы — матушка-Россия,
Какова она ни есть!

Стих — Родине (Бунин)

Они глумятся над тобою,
Они, о родина, корят
Тебя твоею простотою,
Убогим видом черных хат…

Так сын, спокойный и нахальный,
Стыдится матери своей —
Усталой, робкой и печальной
Средь городских его друзей,

Глядит с улыбкой состраданья
На ту, кто сотни верст брела
И для него, ко дню свиданья,
Последний грошик берегла.

Стих о родине — Россия, Россия, Россия (Гудимов)

Нет края на свете красивей,
Нет Родины в мире светлей!
Россия, Россия, Россия, –
Что может быть сердцу милей?

Кто был тебе равен по силе?
Терпел пораженья любой!
Россия, Россия, Россия, –
Мы в горе и счастье – с тобой!

Россия! Как Синюю птицу,
Тебя бережём мы и чтим,
А если нарушат границу,
Мы грудью тебя защитим!

И если бы нас вдруг спросили:
«А чем дорога вам страна?»
– Да тем, что для всех нас Россия,
Как мама родная, – одна!

Стих —

ЛУЧШЕ НЕТ РОДНОГО КРАЯ (Воронько)

Жура-жура-журавель!
Облетал он сто земель.
Облетал, обходил,
Крылья, ноги натрудил.

Мы спросили журавля:
– Где же лучшая земля? –
Отвечал он, пролетая:
– Лучше нет родного края!

Стих о родине (Прокофьев)

На широком просторе
Предрассветной порой
Встали алые зори
Над родимой страной.

С каждым годом всё краше
Дорогие края…
Лучше Родины нашей
Нет на свете, друзья!

Стих —

РОДИНА (Бокова)

Родина – слово большое, большое!
Пусть не бывает на свете чудес,
Если сказать это слово с душою,
Глубже морей оно, выше небес!

В нем умещается ровно полмира:
Мама и папа, соседи, друзья.
Город родимый, родная квартира,
Бабушка, школа, котенок … и я.

Зайчик солнечный в ладошке,
Куст сирени за окошком
И на щечке родинка –
Это тоже Родина.

Стих — Российская держава! (Забила)

Российский край, моя земля,
Родимые просторы!
У нас и реки, и поля,
Моря, леса и горы.
И север есть у нас, и юг.
Сады цветут на юге.
На севере снега вокруг –
Там холода и вьюги.

В Москве ложатся спать сейчас,
Луна глядит в оконце.
Дальневосточник в тот же час
Встаёт, встречая солнце.

Российский край, как ты велик!
С границы до границы
И скорый поезд напрямик
В неделю не домчится.

Звучат по радио слова –
Им дальний путь не труден.
Знакомый голос твой, Москва,
Повсюду слышен людям.

И рады мы всегда вестям
О нашей мирной жизни.
Как счастливо живётся нам
В своей родной Отчизне!

Народы – как одна семья,
Хотя язык их разный.
Все – дочери и сыновья
Своей страны прекрасной.

И Родина у всех одна.
Привет тебе и слава,
Непобедимая страна,
Российская держава!

Стих — ЗА МИР, ЗА ДЕТЕЙ (Трутнева)

В любом краю любой страны
Ребята не хотят войны.
Им в жизнь вступать придётся скоро,
Им нужен мир, а не война,
Зелёный шум родного бора,
Им школа каждому нужна,
И сад у мирного порога,
Отец и мать и отчий дом.
На белом свете места много
Для тех, кто жить привык трудом.
Народ наш поднял властный голос
За всех детей, за мир, за труд!
Пусть зреет в поле каждый колос,
Цветут сады, леса растут!
Кто сеет хлеб на мирном поле,
Заводы строит, города,
Тот для ребят сиротской доли
Не пожелает никогда!

Гимн родине (Сологуб)

О Русь! в тоске изнемогая,
Тебе слагаю гимны я.
Милее нет на свете края,
О родина моя!

Твоих равнин немые дали
Полны томительной печали,
Тоскою дышат небеса,
Среди болот, в бессилье хилом,
Цветком поникшим и унылым,
Восходит бледная краса.

Твои суровые просторы
Томят тоскующие взоры
И души, полные тоской.
Но и в отчаянье есть сладость.
Тебе, отчизна, стон и радость,
И безнадежность, и покой.

Милее нет на свете края,
О Русь, о родина моя.
Тебе, в тоске изнемогая,
Слагаю гимны я.

Стих родине (песня, Асеев)

Славься, великая,
Многоязыкая
Братских российских
Народов семья.

Стой, окружённая,
Вооружённая
Древней твердыней
Седого Кремля!

Здравствуй, любимое,
Неколебимое
Знамя, струящее
Разума свет!

Славная дедами,
Бравыми внуками
Дружных российских
Народов семья.

Крепни победами,
Ширься науками,
Вечно нетленная
Славы земля!

НАШ КРАЙ

То берёзка, то рябина,
Куст ракиты над рекой.
Край родной, навек любимый,
Где найдёшь ещё такой!

От морей до гор высоких,
Посреди родных широт —
Всё бегут, бегут дороги,
И зовут они вперёд.

Солнцем залиты долины,
И куда ни бросишь взгляд —
Край родной, навек любимый,
Весь цветёт, как вешний сад.

Детство наше золотое!
Всё светлей ты с каждым днём
Под счастливою звездою
Мы живём в краю родном!

ЛЮБИТЕ РОССИЮ! (стих — Колышет березоньку ветер весенний)

Колышет березоньку ветер весенний,
Весёлой капели доносится звон…
Как будто читает поэму Есенин
Про землю, в которую был он влюблен.
Про белые рощи и ливни косые,
Про жёлтые нивы и взлет журавлей.
Любите Россию, любите Россию,
Для русского сердца земли нет милей.
Нам русские песни с рождения пели.
Нас ветер России в пути обнимал.
Когда вся Россия надела шинели,
Нередко, бывало, солдат вспоминал:
И белые рощи, и ливни косые.
И мысленно детям своим завещал:
Любите Россию, любите Россию —
Россию, которую я защищал.
Кто Русью рождённый, в Россию влюблённый,
Тот отдал ей сердце и душу свою.
Пред ней, величавой, склоняюсь в поклоне,
О ней, о России, я песню пою.
Про белые рощи и ливни косые,
Про желтые нивы и радость весны.
Любите Россию, любите Россию!
И будьте России навеки верны!

Урок по литературному чтению на тему: “Стихи русских поэтов о Родине” (4 класс) | План-конспект урока по чтению (4 класс):

Государственное  казённое   образовательное учреждение для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная

 школа – интернат № 26».

                                                 

                                             

Урок по литературному чтению

в 4 классе

на тему:

«Стихи русских поэтов о Родине»

Учитель-логопед

начальных классов

Ландырева Л. А.

п. Новотерский

Тема урока:  «Стихи русских поэтов о Родине».

Предмет: литературное чтение.

Класс: 4 , УМК «Школа России».

Вид урока: обобщающий.

Оборудование:

  • Презентация к уроку.
  • Видеоролик «Россия – Родина моя»
  • Компьютер, проектор, экран.
  • Конверты  с заданием.
  • Учебник «Литературное чтение» 4 класс, автор Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий и др.

Цель урока:

  1. Обобщить и закрепить знания учащихся по разделу: «Родина»
  2. Расширить представления детей о Родине и её героическом народе на основе прочитанных произведений русских поэтов.

Задачи урока:

  1. образовательные: 

-создать условия для организации деятельности учащихся по восприятию, осмыслению и выразительному чтению стихов русских поэтов о Родине,

-формировать представление о том, что такое Родина.

2. развивающие:

-содействовать развитию умения анализировать произведение, делать выводы, обобщать;

– способности к поиску, анализу, к творческой переработке информации;

– развивать критическое мышление, познавательный интерес к литературному чтению через работу с разными информационными источниками;

3.  воспитательные:

 – создавать условия для воспитания коммуникативных умений (сотрудничать в малой группе, слушать товарищей),

– воспитывать патриотизм, гражданственность, чувство гордости за свою великую Родину;

– создавать атмосферу радости от совместного труда.

4. коррекционные:

– обогащать словарный запас учащихся новыми словами;

– автоматизировать в речи поставленные звуки;

– закреплять умение давать полный ответ на вопрос, правильно формулировать предложения;

– следить за правильной постановкой ударения в словах и звукопроизношением;

– учить работать с текстом, находить информацию в тексте;

– учить рассказывать о Родине, используя прочитанные произведения и собственные мысли

Личностные результаты:

-овладение начальными навыками адаптации в изменяющемся и развивающемся мире;

– принятие и освоение социальной роли обучающегося;

-развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Предметные результаты:

– уметь выразительно прочитать стихотворения, передавая чувство гордости за свою Родину;

– знать о главных исторических событиях и подвигах своего народа;

– рассматривать и сравнивать иллюстрации, извлекать из них информацию;

– приводить примеры;

– отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения   на уроке.

Метапредметные результаты:

Познавательные УУД:

– освоение способов решения проблем поискового характера;

– освоение основ познавательной рефлексии;

– овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения,  

– установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений,

– овладение базовыми предметными понятиями, такими как: рифма, сравнение, олицетворение и т.д.

– высказывать свое предположение;

 Регулятивные УУД:

– понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

– овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

– формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

– умение работать в материальной и информационной среде в соответствии с содержанием учебного предмета «Литературное чтение».

Коммуникативные УУД:

– активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

– готовность слушать собеседника и вести диалог;

– излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

– осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

– умение делать выводы и обобщать изученный материал.

                                                         Ход урока.

  1. Самоопределение к деятельности.
  1. Организация учащихся.

– Мы начинаем урок чтения. Встаньте и поприветствуйте наших гостей кивком головы. Садитесь.

II.  Целеполагание 

2. Речевая разминка (Слайд № 2)

Если скажут слово родина,

Сразу в памяти встает

Старый дом, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот.

Или степь, от маков красная,

Золотая целина…

Родина бывает разная,

Но у всех она одна!

прочитайте отрывок из стихотворения З. Александровой «Родина»

-жужжащим чтением вслух;

-прочитайте, разделяя слова на слоги;

-прочитайте выразительно.

– Как Вы думаете, о чем будет идти речь на уроке? (О Родине и ее героях)

– Ребята, а как вы понимаете, что такое Родина? (Ответы детей)

Родина (Слайд №3)

1.Отечество, родная страна.

2. Место рождения, происхождения кого-нибудь или чего-нибудь, возникновения чего-нибудь.

-Подберите однокоренные слова к слову Родина (род, родители, родственники, родичи, родиться, родимый, родной, родинка, природа, народ, родня)

– Подберите синонимы к слову Родина, слова, близкие по значению. (Россия, Отечество, Отчизна)

– Почему так называют Родину? (Ответы учеников)

– Прочитайте слова К.Ушинского (Слайд №4)

“Наше Отечество, наша Родина-матушка Россия. Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши”

3.Сообщение темы и целей урока.

Итак, тема нашего урока “Стихи русских поэтов о Родине. Обобщение по разделу «Родина» (Слайд №5)

Цели изучения раздела (Слайд № 6)

III. Актуализация знаний

1. Беседа.

– Какие произведения мы прочитали в разделе «Родина»?

(Иван Савич Никитин «Русь», Анатолий Владимирович Жигулин «О, Родина!» Спиридон Дмитриевич Дрожжин «Родине»)

– О чем поэты писали в своих стихах? (О светлом образе Родины)

– Какое бы другое название вы бы дали этому разделу? Почему? (Россия – Родина моя, моё Отечество)

2. Стихотворение И.С.Никитина «Русь»

Сегодня мы вспомним, как описывает Родину в своём стихотворении Иван Саввич Никитин. (Слайд № 7)

Краткие биографические сведения, портрет поэта.

Аудиопрослушивание.

Как точно автор подбирает слова и выражения, чтобы одним словом, одной строкой передать необъятные просторы нашей Родины, воспеть подвиги русского народа, выразить гордость за Россию.

Словарная работа. (Слайд №8)

Нивы – пшеничные поля. Мурава – трава. Курганы – холмы. Державная –могущественная, властная. Лях – поляк, житель Польши.

Выборочное чтение.

Прочитайте, где Иван Саввич описывает:

А) бескрайние просторы;

Б) трудные времена;

В) где он прославляет Русь.

– О каких событиях поведал нам автор?

(Невская битва и Ледовое побоище.1242г (тевтонские рыцари-крестоносцы)

Куликовская битва. 1380 г. (Монголы-татары)

Изгнание польских захватчиков из России. 1612 (Поляки)

Нападение Наполеона на Россию? 1812 г (Отечественная война 1812 г.)

Работа по учебнику с 132 вопрос №1.

3. Гимнастика для глаз

4. Стихотворение С.Д.Дрожжина «Родине». (Слайд № 9)

Портрет поэта, краткие биографические сведения.

Аудиопрослушивание.

Словарная работа. (Слайд № 10)

Чтение стихотворения.

5. Стихотворение А.В.Жигулина «О, Родина!..» (Слайд № 11)

Портрет поэта, годы жизни, краткая биография.

Аудиопрослушивание стихотворения.

Словарная работа (Слайд № 12)

Чтение стихотворения.

6. Физминутка

Мы пришли в обсерваторию – топ-топ (топаем ногами)

Купол раскрывается (ж-ж-ж)

Выдвигаем телескоп (одну руку к глазу, второй `выдвигаем`, т. е. вверх от себя по диагонали) (у-у-у)

Окуляр протирается (трут, круговые движения руками, шик-шик)

Наводится на небо (о-о-о)

На небе зажглась одна звездочка – чпок (рука вверх, на слово `чпок` разжать кулак)

На небе зажглось много звездочек чпок, чпок, чпок, чпок…(обе руки вверх, на каждый чпок разжимаем кулак)

Астрономы восхищаются (ах-ах-ах)
По небу пролетела комета – Вау! (правая рука снизу в лево вверх по диагонали на слово `Вау`)
По небу пролетела летающая тарелка – бла, бла, бла
(на `бла, бла, бла` машем руками, как крыльями, но чтобы не побили друг друга, руки лучше согнуть в локтях)
Из тарелки высунулся инопланетянин – Привет!!!
(на `Привет` приветственно помахать рукой)

7. Работа с пословицами. Собери пословицу. Работа в парах Дети получают конверты с разрезанными на 2 части пословицами, надо объединить обе части по смыслу. (проверка – слайд № 13).

Пословицы – особый жанр литературы. Одним предложением выражается глубокая точная мысль. Объяснить смысл пословиц.

Родина – мать,                                 умей за неё постоять

Человек без Родины,                       что соловей без песни.

На чужбине родная землица           во сне снится.

Для Родины своей                           ни сил, ни жизни не жалей.

 Всякому мила                                  своя сторона.

IV. Защита проектов.

Прослушивание выступлений детей с проектами на тему: «Россия – Родина моя», «Как не гордиться мне тобой, о, Родина моя!», «Они защищали Родину». Сопровождение (слайд № 14, 15)

V. Итог урока. Рефлексия.

1. Просмотр видеоролика: «Россия – Родина моя».

2. Обобщение.

– Что объединяет все произведения изученного раздела? (Любовь к Родине – России.)

– Какое стихотворение понравилось?

– Как вы думаете, достигли мы поставленных целей?  (Мы познакомились с произведениями русских поэтов о Родине. Научились выразительно читать стихи. Делали сообщения, защищали проекты о Родине, высказывали свои мысли).

– Какой момент урока тебе понравился?

3. Выставление оценок.

VI. Домашнее задание (слайд № 16)

Найти в библиотеке и прочитать стихи и рассказы о войне, о Родине. Выбрать понравившиеся произведения, составить их список.

“Дом” от Warsan Shire | Лицом к лицу с историей и с самим собой

Британо-сомалийский поэт Варсан Шайр рассказывает о переживаниях беженцев в этом стихотворении о «доме».

Последнее обновление:

Чтение

Английский — США

  • Социальные науки
  • Глобальная миграция и иммиграция

Варсан Шайр родился в Кении в семье сомалийцев и живет в Лондоне. Она поэт, писатель, редактор и педагог. В 2013–2014 годах она была лауреатом премии «Молодой поэт» в Лондоне. Шир написала «Разговоры о доме (в центре депортации)» в 2009 году, произведение, вдохновленное ее визитом в заброшенное посольство Сомали в Риме, которое несколько молодых беженцев превратили в свой дом. В интервью она рассказала репортеру, что «за ночь до ее визита молодой сомалийский прыгнул с крыши насмерть». Эта встреча, по ее словам, открыла ей глаза на суровую реальность жизни незарегистрированного беженца в Европе: «Я написала стихотворение для них, для своей семьи и для всех, кто пережил или пережил горе и травму таким образом».

1 Это стихотворение легло в основу напечатанного ниже «Дома». «Home» широко распространялся в средствах массовой информации и читался в различных общественных местах, включая лондонскую Трафальгарскую площадь. Комментаторы отметили, что «Дом» задел людей за живое, что он предложил способ дать беженцам возможность высказаться и дать подлинное понимание кризиса.

Обратите внимание, что это стихотворение включает в себя язык и темы, которые требуют особого внимания со стороны учителя и учеников.

Мы считаем, что лучший способ подготовиться к встрече с этими темами — это составить договор с классом, в котором будут изложены принципы уважительного и вдумчивого обсуждения в классе. Учителя должны прочитать «Обращение к бесчеловечному языку из истории» и спланировать, как они подходят к слову «Н» при чтении и обсуждении стихотворения Шайра. Наконец, «Дом» намекает на сексуальное насилие, с которым некоторые беженцы сталкиваются в своих путешествиях. Важно, чтобы учителя предварительно просматривали материалы, знали своих учеников и выделяли время и пространство для индивидуальных размышлений в журналах, чтобы учащиеся могли эмоционально реагировать на то, что они читают и изучают.

 

Дом

никто не выходит из дома, если
дом не пасть акулы
ты бежишь только к границе
когда видишь, что весь город тоже бежит

твои соседи бегут быстрее тебя

дыхание у них в горле кровь

мальчик, с которым ты ходил в школу
который целовал тебя до головокружения за старым жестяным заводом
держит пистолет больше его тела
ты выходишь из дома только
когда дом не позволяет тебе остаться.

никто не выходит из дома, если дом не преследует тебя
огонь под ногами
горячая кровь в твоем животе
ты никогда не думал об этом
пока лезвие не прожгло угрозы в
твою шею
и даже тогда ты носил гимн под
своим дыханием
только рвет твой паспорт в туалете аэропорта
рыдает, когда каждый кусок бумаги
дает понять, что ты не вернешься.

ты должен понять,
что никто не сажает своих детей в лодку
если только вода не безопаснее земли
никто не обжигает ладони
под поездами
под вагонами
никто не проводит дни и ночи в желудке грузовика
кормится газетами если только пройденные мили

не означают нечто большее, чем путешествие.
никто не лезет под заборы
никто не хочет, чтобы его били
жалеют

никто не выбирает лагеря беженцев
или обыски с раздеванием, где твое
тело оставляют ноющим
или тюрьму,
потому что в тюрьме безопаснее
чем город огня
и один тюремный охранник
ночью
лучше, чем грузовик
мужчин, похожих на твоего отца
никто не вынесет этого
никто не выдержит это
ни одна кожа не будет достаточно жесткой


идите домой негры
беженцы
грязные иммигранты
просители убежища
сосут нашу страну
негры с протянутыми руками
они странно пахнут
дикари
испортили свою страну и теперь они хотят
испортить нашу
как слова
грязные взгляды
скатываются со спины
может потому что удар мягче
чем оторванная конечность

или слова нежнее
чем четырнадцать мужиков между

твоими ногами
или обиды легче
проглотить
чем щебень
чем кость
чем ваше детское тело
на куски.
я хочу домой,
но дом это пасть акулы
дом это дуло ружья
и никто не уйдет из дома
если только дом не загонит тебя на берег
если только дом не сказал тебе
ускорить ноги
оставить свою одежду позади
ползти по пустыне
пробираться через океаны
утонуть
спасти
голодать
умолять
забыть гордость
твое выживание важнее

никто не выйдет из дома, пока дом – потный голос тебе в ухо
говоря-
уходи,
беги от меня сейчас
я не знаю кем я стал
но я знаю что где угодно
безопаснее чем здесь 2

В интервью после того, как она выиграла премию Университета Брунеля в области африканской поэзии, Варсан Шайр попросили рассказать о ее чувстве приверженности делу и актуальным темам в ее работе. В ответ Шир сказал:

Я из Сомали, где всю мою жизнь идет война. Я рос с большим количеством ужасов на заднем плане – много ужасных вещей, которые произошли с людьми, которые действительно близки мне, и с моей страной, и с моими родителями; так что это в доме и даже в тебе, это на твоей коже и в твоих воспоминаниях и в твоем детстве. И мои родственники, и мои друзья, и друзья моей мамы пережили то, что вы себе представить не можете, и они надели эту куртку стойкости и черного юмора. Но вы не знаете, от чего они стали жертвами или что они сделали с другими людьми. То, что они могут рассказать мне, а затем я напишу это, — это катарсис, возможность поделиться своими историями, даже если это что-то действительно ужасное, что-то действительно трагическое. Иногда я рассказываю истории других людей, чтобы снять клеймо и табу, чтобы им не было стыдно; иногда вы приводите себя в качестве примера.

3

  • 1Марта Бауселлс и Мейв Ширлоу, «Поэты говорят в защиту беженцев: «Никто не покидает дом, если только дом не является пастью акулы», The Guardian, 16 сентября 2015 г.
  • 2Warsan Shire, «Home», Seekershub.org, 2 сентября 2015 г., по состоянию на 24 августа 2016 г.
  • 3Кэти Рид, «Вопросы и ответы: поэт, писатель и педагог Варсан Шайр», блог African Words, 21 июня 2013 г. , по состоянию на 13 сентября 2016 г.

Ресурсы, которые я получаю от своих коллег через Facening History, просто бесценны.

— Клаудия Баутиста, Санта-Моника, Калифорния,

Words Without Borders Campus

Последние сообщения
  • 7 Сложные женские персонажи в международной литературе

  • 11 женских историй к Международному женскому дню

  • «Я тоже хочу ответить на удар»: 10 вдохновляющих цитат женщин-писателей со всего мира

  • Украина Год спустя: «Рождение нежности» и студенческие стихи

  • Помимо нас и их: 15 глобальных историй, которые наводят мосты

  • 4 голоса афро-карибских и афро-латиноамериканских сообществ

  • Присоединяйтесь к нашему сообществу педагогов со всего мира!

  • «Утверждение души в каждом человеке» с южноафриканским рэпом

  • Кубинский реггетон

  • Приходите к нам работать!

Упражнения этого плана урока основаны на Учебной идее № 1: Быть потерянной для стихотворения Кармен Буллоза «Бессонная родина».

Некоторые элементы формата основаны на шаблоне Аллена Сингера CCS/Danielson, доступном в его колонке Huffington Post .

Продолжительность : 2-3 45-минутных занятия
Уровни обучения : 10-й – начальная школа
Предмет : ELA, социальные науки
Стандарты с адресом : Стандарты привязки CC для чтения: 2, 4, 5, 10; для письма: 1, 3, 4, 9.

Обоснование : В этом стихотворении Буллоса спрашивает: ¿Quo vadis? Мексики. Quo vadis означает “Куда ты идешь?” или, точнее, «С какой целью ты идешь?» на классической латыни.

Было бы интересно сравнить тему потерянности в «Бессонной родине» и классическом рассказе Джойс Кэрол Оутс «Куда ты идешь? Где ты был?», полный текст которого доступен на официальном сайте Оутса. Веб-сайт. Стихотворение Буллосы задает вопрос о стране; История Оутса, кажется, задает вопрос о Конни, девушке в ее центре.

Цели:

Студенты будут:

  • Используйте текстовые доказательства, чтобы сделать выводы о метафорическом значении Quo vadis
  • Анализ развития темы сбившихся с пути в двух литературных произведениях
Материалы:

Все доступно онлайн:

  • «Бессонная родина», стихотворение Кармен Буллозы
  • «Куда ты идешь? Где ты был?», рассказ Джойс Кэрол Оутс
Словарь:

Quo vadis?

“Куда ты идешь?” или, точнее, «С какой целью ты идешь?» на классической латыни. (Определение можно просмотреть на вкладке «О программе» рядом со стихотворением онлайн)

Сделать сейчас:

Учащиеся читают определение Quo vadis? и потратьте 3-5 минут на свободное написание своих ассоциаций с вопросом.

Мотивация:

Студенты смотрят интервью «Слов без границ» с Кармен Буллосой, в котором есть фрагменты ее чтения стихотворения.

Пока они смотрят, они думают, как Что делать? представляет ее чувства к Мексике.

Виды деятельности:
  1. Чтобы помочь учащимся понять контекст этого поэтического ответа на войны с наркотиками в Мексике и их человеческие жертвы , попросите учащихся ответить на важный вопрос, например: «Что такое войны с наркотиками в Мексике?» или «Какова человеческая стоимость наркотиков в Мексике?» для руководства разговорами в частях 1.1 и 1.2 ниже.
    1. Попросите учащихся работать в малых группах, чтобы просмотреть или прочитать научно-популярные ресурсы на вкладках «Контекст» и «Список воспроизведения»; а затем, чтобы обсудить их. Например, одна группа будет смотреть на временную шкалу, другая будет читать эссе Хуана Вильоро и т. д.
    2. Затем поменяйте местами группы, чтобы каждый учащийся мог поделиться тем, что он узнал, с одноклассниками, изучавшими другие ресурсы. В каждую новую группу будет входить один участник, просматривавший галерею Time , один участник, который может рассказать об эссе Виллоро и т. д. Quo vadis?
    3. Студенты участвуют в чтении стихотворения вслух. Если в классе есть носители испанского языка, учащиеся будут читать и слушать его на обоих языках.
    4. Учащиеся принимают участие в обсуждении в малых группах или классе, используя приведенные ниже вопросы.
    • Что значит спросить страну Quo vadis?
    • Каково видение Мексики в стихотворении? Как проявляется это видение?
    • Почему в этом стихотворении ¿Quo vadis? латинская фраза, расставленная так, как если бы она была испанской? (См. первый вопросительный знак.) Почему поэт хотел бы подчеркнуть, что вопрос задает испаноговорящий?
  2. Учащиеся читают «Куда ты идешь? Где ты был?», возможно, в качестве домашнего задания.
  3. Учащиеся пишут быстрые ответы на вопрос: «Что вы чувствовали, когда читали рассказ?» или, для более продвинутых групп: «Какова была атмосфера рассказа?»
  4. В парах учащиеся пересказывают историю друг другу, пытаясь ответить на вопрос «Что случилось с Конни?»
  5. Учащиеся делятся своими ответами и принимают участие в обсуждении в классе:
    • Куда идет Конни?
    • Что с ней будет?
    • Почему это происходит?
  6. Возможные задания
    1. Эссе : Сравните, как эти два литературных произведения задают и отвечают на вопрос Quo vadis?
      1. Согласно «Бессонной родине», в каком метафорическом направлении движется Мексика? Во что превращается Мексика?
      2. В “Куда ты идешь? Где ты был?” куда, кажется, идет Конни? Какой она становится?
    2. Эссе 2 (для продвинутых): Подумайте, какую роль играет музыка в этих двух произведениях; в частности, как авторы используют музыку, чтобы создать ощущение дезориентации и опасности.

      Добавить комментарий

      Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *