Презентация литературное чтение 4 класс школа россии – ( ) 4 ,

Презентация к уроку по чтению (4 класс) на тему: Материалы к урокам литературного чтения 4 класс (Школа России)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поурочное планирование и контрольно-измерительные материалы по литературному чтению 4 класс (“Школа России”)

Цель – помочь в подготовке к уроку литературного чтения в 4 классе. В разработке обобщены и систематезированы материалы разных авторов….

тесты по литературному чтению к разделу “Литературные сказки” 4 класс “Школа России”

В.Ф.Одоевский “Городок в табакерке”В.М.Гаршин “Сказка о жабе и розе”П.П.Бажов “Серебряное копытце”…

Презентация к уроку Литературного чтения. 2 класс Школа России.Два Мороза.

Презентация к уроку Литературного чтения. 2 класс Школа России.Два Мороза. В презентации кроссворд по произведению….

Литературное чтение 4 класс “Школа России” Тема урока: В. Д. Одоевский «Городок в табакерке»

Предмет: Литературное чтениеКласс: 4 классТип урока: знакомство с новым произведениемТема урока: В. Д. Одоевский  «Городок в табакерке»Цель урока: создать условия для формирования представлений о…

Презентация к уроку литературного чтения 4 класс УМК “Школа 2100” Сочинение-подражание УшинскомуК.Д. Ушинский «Жалобы зайки»

Задачи урока:Учебные задачи,направленные на достижение личностных результатов:развивать  эмоциональность,воспитывать уважение и любовь к Отечеству,прививать интерес к чтению.Учебные задачи,…

Презентация к уроку литературного чтения по программе «Школа России» для 2 класса Проверочная работа по разделу: «Писатели – детям»

В презентации даны задания, позволяющие проверить знания учащихся по разделу “Писатели – детям” , образовательная программа “Школа России”….

Технологические карты к урокам литературного чтения 3 класс “Школа России”

Представленные технологические карты уроков по предмету  ” Литературное чтение” для обучающихся 3 класса, разработанны в соответствии с требованиями ФГОС. В картах отражены цели и …

nsportal.ru

Урок и презентация по литературному чтению 4 класс

А. Слонимский «А.С.Пушкин» А.С.Пушкин. «Няне».

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося
(осуществляемые действия)

Формируемые способы деятельности учащегося

I.Речевая разминка

Актуализация опорных знаний.

Проверка домашнего задания

У Иванушки жар-птица

Поклевала всю пшеницу.

Он её ловил, ловил

И царевне подарил.

Нет жар-птицы, нет пера,(слайд 2)

А тебе водить пора!

Выразительное чтение отрывка из сказки

П.П. Ершова «Конёк – Горбунок»

(слайд 3)

Читают считалку медленно, потом чуть быстрее, затем – быстро

Объясняют почему выбрали именно это отрывок для выразительного чтения.

Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме

II. Сообщение темы урока. Определение целей
урока

Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока.

– Кому принадлежат эти слова? (слайд 4)

У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом.

– Определите цели урока, используя опорные слова.

– Какие знания мы должны получить на сегодняшнем уроке?

Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. Под руководством учителя определяют задачи чтения и составляют план чтения.

Сегодня мы начинаем знакомится с творчеством великого русского поэта А.С.Пушкина. цель нашего урока – познакомиться с биографией поэта и проанализировать его стихотворение «Няне»

Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Анализировать, делать выводы

III. Викторина по сказкам А.С.Пушкина

Знакомство с детством и семьёй А.С.Пушкина

Стал он кликать золотую рыбку.
Приплыла к нему рыбка,
Спросила
“Чего тебе надобно, старче?”(слайд 5)

Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
“Кабы я была царица. –
Говорит одна девица…

(слайд 6)

– Кто объединяет эти сказки?

– Что вы знаете об А.С.Пушкине?

(слайд 7)

Пушкин! Имя этого величайшего поэта сопровождает нас всю жизнь. Мы впервые слышим его в раннем детстве и, не умея читать,

Уже повторяем наизусть со слов старших

« Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет»

Мир пушкинских стихов, прозы, сказок о злой царице – мачехи. Или скромной царевне, о смешном и доверчивом бесёнке, обманутым ловким Балдой, или о царе Додоне, который в молодости обижал соседей и был наказан, живёт с нами и позже, в школьные годы.

Родился поэт 6 июня 1799 года. Это Пушкинский день, который отмечается в нашей стране. (слайд 8)

Отец поэта Сергей Львович Пушкин происходил из старинного, но обедневшего дворянского рода. А мать – Надежда Осиповна была внучкой любимца Петра I – арапа Ганнибала.

(слайд 9)

Отвечают на вопросы
учителя.

«Сказка о золотой рыбке»

«Сказка о царе Салтане…)

.

Высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение.

IV. Чтение и анализ статьи

А. Слонимского

– Что вы узнали о детских годах А.С.Пушкина?

– В какой среде воспитывался будущий поэт?

– Чем особый уклад семьи Пушкиных повлиял на развитие Пушкина-поэта?

– Как понимаете выражение « дышал стихами»

Какие слова из текста остались непонятными?

– Прошли годы. Александр Сергеевич стал знаменитым поэтом. За свои смелые стихи был сослан в село Михайловское. Где поэт жил в течение двух лет в большой дружбе со своей няней Ариной Родионовной. Поэт любил её всей душой. (слайды 12,13, 14)

И вот спустя полтора месяца по возвращению из ссылки, в 1826 году Пушкин пишет стихотворение «Няне» (слайд 15)

Учащиеся самостоятельно читают текст, отвечают на вопросы учителя.

Словарная работа

Рампа -в театре, осветительное устройство, размещаемое на полусцены по её переднему краю (за бортом, опоясывающим просцениум). Служит для освещения сцены спереди и снизу. В современном театре Р. является лишь частью осветительной системы. (слайд 11)

Запись стихотворения

V. Анализ стихотворения «Няне»

– Понравилось ли вам стихотворение?

– Какое чувство возникло у вас, когда вы его слушали?

– От чьего имени ведется рассказ?

– Какое настроение у рассказчика?

Словарная работа

– На сколько смысловых частей можно разделить стихотворение? Какие?

– Прочитайте первую строфу.

– Что такое «кровля»? Что значит слово «обветшалая»?

– Как мы понимаем, что был вечер? Что такое мгла?

– Какая погода была в тот вечер? С чем сравнивает поэт завывание ветра? Какой прием использует автор?

– Прочитайте вторую строфу. Что такое
«лачужка»?

– Как выглядит комната?

Может ли комната быть печальной?

Как называется такой прием?

– К кому обращается автор?

Как он ее называет?

Что беспокоит поэта?

О чем он просит няню?

В каких словах это выражено?

Подчеркните эти слова, чтобы выделить при чтении.

– Прочитайте третью строфу. Что поэт просит няню спеть?

– Как вы думаете, для чего автор использует слова из песен?

– Прочитайте четвертую строфу. Эта строфа построена очень интересно. В чем ее особенность?

– Как вы думаете, зачем Пушкин это сделал?

– Каким тоном будем читать стихотворение?

– Прочитайте четвертую строфу. Что заметили?

– Как будете читать произведение А. Пушкина?

– Найти в стихотворение эпитеты (слайд 18)

Сравнение (слайд 19)

Самостоятельное чтение стихотворения уча-
щимися.

Отвечают на вопросы учителя.

Светлица -в старину: светлая парадная комната

в доме. (слайд 16)

Горюешь, будто на часах -когда у человека плохое настроение, то кажется, что время тянется долго. Как часовой.

Вороты – устар. Ворота

Всечасно – постоянно (слайд 17)

– Стихотворение можно разделить на две части.

– Описание погоды и беседа с няней.

– Поэт не только употребляет эти сравнения. Он использует прием, который в литературе называется аллитерация или звукопись, то есть сочетание в словах таких звуков, которые передают определенный звук.

За, зв – завывание ветра.

Бу, ою, ое – вой вьюги.

Ш – шуршание соломы.

П, т, д, к – стук.

Лачужка (лачуга) – небольшая плохая изба, хижина.

– Прием называется олицетворением.

Обращение поэта к старушке, тихо сидящей с веретеном в темной комнате, позволяет представить отношения, связывающие этих людей. Она для него близкий человек. Это выражено в словах «мой друг», «моя старушка», «добрая подружка».

– Грустно им обоим. Вот и предлагает поэт своей няне спеть песню и забыть на некоторое время обо всем, что их гнетет.

– Это шуточные народные песни, которые слышал Пушкин от Арины Родионовны: «За морем синица не пышно жила, не пышно жила, пиво варивала», «По улице мостовой, по широкой столбовой, шла девица за водой, за ней парень молодой».

– Песня делает жизнь веселей, и ритм стихотворения становится напевным, как песня.

– В четвертой строфе повторяются строчки.

– Повтором он усиливает настроение от злой бури, хочет избавиться от печального чувства.

– Стихотворение будем читать спокойно, напевно, с чувством грусти

Осуществлять анализ объектов с опорой на визуализацию, выделять последовательность развития сюжета. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Делать выводы, извлекать информацию из различных источников. Аргументировать свою позицию. Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

Выразительное чтение стихотворения

Слайд 20

Учащиеся выразительно читают стихотворение « в полголоса.

2-3 ученика читают выразительно

Класс оценивает чтение одноклассников.

Рефлексия

Продолжи фразу.

  • Сегодня на уроке я научился…

  • Мне было интересно…

  • Мне было трудно…

  • Я понял, что…

  • Больше всего мне понравилось…

  • Своей работой на уроке я доволен (не доволен, не совсем доволен) потому что

Слайд 21

Учащиеся подводят итог своей работе на уроке, используя начало фразы

Формируется монологическая речь

VI. Домашнее задание

Объясняет домашнее задание.

Выучить стихотворение А. С. Пушкина.

Слайд 22

Внимательно слушают, задают уточняющие
вопросы

Осознавать, принимать, сохранять учебные
задачи

VII. Итог урока. Рефлексия

Организует оценку результатов выполнения заданий на уроке, в том числе и чтения, подведение итогов урока обучающимися. Предлагает оценить работу на уроке. Проводит беседу по вопросам:

– Что нового узнали на уроке?

– Оцените свою работу на уроке: поднимите лист зеленого цвета, если вы оцениваете свою работу на уроке высоко; поднимите лист желтого цвета, если вы работали на уроке хорошо, и лист красного цвета, если вы считаете, что работали недостаточно и могли бы лучше

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию

Осуществлять
самоконтроль учебной деятельности

infourok.ru

Презентация к уроку по чтению (4 класс) на тему: Презентация к уроку литературное чтение 4 класс

Слайд 1

МКОУ Павловская ООШ Урок литературного чтения в 4 классе П. Бажов «Серебряное копытце» Учитель: Волокитина Наталия Владимировна 2017 г.

Слайд 7

Так и стали жить вместе, дед Кокованя , сиротка Дарёнка да кошка Мурёнка . Жили – поживали , добра много не наживали, а на житьё не плакались , и у всякого дело было. Кокованя с утра на работу уходил, Дарёнка в избе прибиралась , похлёбку да кашу варила, а кошка Мурёнка на охоту ходила – мышей ловила . К вечеру соберутся, и весело им.

Слайд 8

Оцените себя по ключу: Без ошибок- «5» 1-2 ошибки- «4» 3-4 ошибки- «3» Поставьте оценку в оценочный лист

Слайд 9

ТЕСТ А Б В В В

Слайд 10

Оцените себя по ключу: Без ошибок- «5» 1 ошибка – «4» 2 ошибки – «3» Поставьте оценку в оценочный лист

Слайд 11

Козлик этот особенный . У него на правой передней ноге серебряное копытце. Ростом он не выше стола , ножки тоненькие , головка лёгонькая . А рожки у козлика отменные , на пять веток . Шерстка у него летом буренькая , а зимой серенькая . Кормится травой да листиком, а зимой в стожках сено подъедает .

Слайд 14

Ска́зка — один из жанров фольклора, либо литературы. Эпическое, преимущественно прозаическое произведение волшебного характера, обычно со счастливым концом

Слайд 15

Рассказ – небольшое прозаическое произведение в основном повествовательного характера, композиционно сгруппированное вокруг отдельного эпизода, характера

Слайд 16

Сказ — вид литературно-художественного повествования, подражающий фольклорным произведениям стилем, специфической интонацией и стилизацией речи для воспроизведения речи сказителя устных народных жанров или живой простонародной речи вообще. Характерная черта сказа — наличие рассказчика, не совпадающего с автором, стилистика речи которого не совпадает с современной литературной нормой

Слайд 17

Дарёнка Кокованя 1. Семейное положение . Сирота 1. Семейное положение . Одинокий 2. Внешность По шестому году, маленькая, носишка пуговкой. 2. Внешность Старик большой да бородатый. 3. Характер Любопытная, веселая, смелая, ласковая, трудолюбивая, любит природу, ценит красоту. 3. Характер Веселый, ласковый, добрый, трудолюбивый, любознательный, любит природу, ценит красоту. 4. Чем занимается В избе прибирала, похлёбку да кашу варила, кукле платье шила, любила сказки слушать. 4. Чем занимается Охотник. Летом пески промывает, золото добывает, а зимой по лесам за козлом бегает. Мастер сказки сказывать.

Слайд 18

Оцените себя по ключу: Без ошибок- «5» 1 ошибка – «4» 2 ошибки – «3» Поставьте оценку в оценочный лист

Слайд 20

МОЛОДЦЫ!!!

nsportal.ru

Урок литературного чтения 4 класс УМК “Школа России” с презентацией

Конспект открытого урока литературного чтения в 4 классе
Тема: Плещеев А.Н. «Дети и птичка»

Цель: познакомить с биографией Плещеева А.Н. и его стихотворением «Дети и птичка»
Тип урока: открытие новых знаний
Планируемые результаты:
Предметные:

познакомить учащихся с произведением А.Н. Плещеева, добиться понимания смысла стихотворения;
развивать умение выражать свои чувства по отношению к прочитанному, видеть настроение лирического произведения;
помочь вспомнить определение и найти в тексте образные языковые средства: эпитеты, олицетворения;
Метапредметные:
Регулятивные: 

формулировать учебную задачу урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности; 
планировать учебную деятельность совместно с учителем; 
оценивать свою работу.
Познавательные: 
анализировать художественный текст, выделять в нём основную мысль;

уметь ориентироваться в учебной и художественной книге;
Коммуникативные: 
отвечать на вопросы на основе художественного текста учебника, 
осмысливать правила взаимодействия в паре и группе.
Личностные:
интерес к чтению; 
формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы.
Автор: Шишлова Людмила Викторовна, учитель начальных классов МКОУ «Новоспасская СОШ » 2017 год

Ход урока:
I. Организационный момент (1 мин.)

Я рада видеть каждого из вас!
И пусть прохладой осень в окна дышит,
Нам будет здесь уютно, ведь наш класс
Друг друга любит, чувствует и слышит.

– Ребята! У нас сегодня необычный урок. К нам пришли гости. Не волнуйтесь. У нас всё получится. 

– Улыбнитесь друг другу, подарите свои улыбки нашим гостям. 

II. Подготовка к работе на основном этапе.

– Перед началом работы проведем разминку речевого аппарата.

1) Дыхательная гимнастика.

«Свеча-1»: сделать глубокий вдох носом, задержать дыхание; выдохнуть через рот, задувая воображаемое пламя свечи.

«Шумит осенний ветер»: сделать глубокий вдох носом, задержать дыхание; на выдохе произнести протяжно [ш], то усиливая, то ослабляя звук.

2) Артикуляционная разминка

«Губы»

– Плотно сжав губы, вытяните их вперед; не разжимая губ, растяните их в улыбке; повторите упражнение 2-3 раза.

3) Упражнение для дикции.

Муха – горюха села на ухо.

– Прочитайте скороговорку сначала медленно, потом быстрее, ещё быстрее.

– Прочитайте, как будто сообщаете кому-то, восхищаетесь, спрашиваете.

III. Актуализация опорных знаний.

Проверка домашнего задания (5 мин.)
– Посмотрите, какое чудо-дерево вырастили мы.

(На доске дерево с осенними листочками, на которых написаны фамилии поэтов: Федор Иванович Тютчев, Афанасий Афанасьевич Фет, Евгений Абрамович Баратынский.)

– Что вы можете сказать об этом дереве?

(на листочках этого дерева написаны фамилии поэтов)

Работа в группах

– Какие произведения написаны этими поэтами?

– Поместите их стихотворения рядом с портретом.

(Рядом с портретами писателей дети развешивают листочки с их произведениями)

Федор Иванович Тютчев «Ещё земли печален вид…», «Как неожиданно и ярко…»

Афанасий Афанасьевич Фет «Весенний дождь», «Бабочка»

Евгений Абрамович Баратынский «»Весна, весна! как воздух чист!», «Где сладкий шёпот моих лесов?»

– К какому разделу относятся эти произведения?

(Поэтическая тетрадь)

– К этому уроку вы готовили чтение наизусть произведение Евгения Абрамовича Баратынского. Как называется это произведение?

(Автор не дал название произведению, поэтому мы называем его по первой строке)

– С какой целью мы учим стихи наизусть?

(развиваем память, речь, умение грамотно излагать мысль)

– Поработаем в парах. Прочитайте друг другу стихотворение наизусть.

– А теперь от каждого ряда один представитель выступит на сцене перед всем классом.

– Какие строчки произведения помогают понять мысли и чувства поэта Баратынского?

IV. Сообщение темы и постановка целей урока (2 мин.)
-Ребята! Сегодня на уроке мы снова отправимся в чудесный мир поэзии, где вы обязательно откроете для себя новую, интересную страничку. 

 – Сегодня на нашем дереве появится еще одна фамилия.
-У вас на партах лежат листочки. 

(МАПМАЛМАЕМАЩМАЕМАЕМАВ)
-Зачеркните только одинаковые слоги.
-Какую фамилию вы прочитали? (Плещеев)
-Молодцы!
-А теперь внимательно послушайте загадки и отгадайте их.

Непоседы маленькие,

Прыгают, как заиньки,
Конфеты сладкие едят,
Смеются громко и кричат! (Дети)
Две лапки, клюв и перья.
Есть два крыла и голова,
Это что за невеличка?
Отгадали? Это (птичка)
– Итак, сформулируйте тему урока, продолжив предложение.

(Мы познакомимся …с произведением А. Н. Плещеева)

– Это и будет целью нашего урока.

– Определите задачи урока, используя опорные слова.

(На доске запись:

Мы научимся…

Мы будем учиться…)

1. Мы познакомимся с произведением Алексея Николаевича Плещеева.

2. Мы научимся самостоятельно определять интонацию, которая соответствует произведению; находить в тексте средства художественной выразительности.

3. Мы будем учиться наслаждаться поэзией, понимать ее

4. Мы будем учиться читать произведение по ролям, передавая настроение героя.

– Сегодня на уроке мы ответим на вопрос: зачем поэт написал это произведение?


V. Работа по теме урока
1.Знакомство с биографией А.Н.Плещеева (рассказывают заранее подготовленные учащиеся)
1 ученик – Травка зеленеет,
Солнышко блестит,
Ласточка с весною
В сени к нам летит
2 ученик – Это очень красивое стихотворение придумал один знаменитый русский поэт, с жизнью и творчеством которого мы сегодня познакомимся.
1 ученик – 4 декабря 1825 года в Костроме родился мальчик – будущий известный русский поэт Алексей Николаевич Плещеев. 
2 ученик – Детство Алёши Плещеева прошло в Нижнем Новгороде. Его семья была небогатая. Отец умер, когда Плещеев был ещё ребёнком. Его воспитанием занималась мать, Елена Александровна, давшая сыну хорошее домашнее образование.
1 ученик – В 13 лет по желанию матери Алексей Плещеев переехал в Петербург и поступил в школу гвардейских подпрапорщиков. Военная карьера Плещеева не привлекла, и он покинул училище. Осенью 1843 года поступил в Петербургский университет, на восточное отделение историко-филологического университета.

2 ученик – В студенческие годы он пробует свои силы в поэзии. Первое стихотворение А. Н. Плещеева было напечатано в журнале «Современник», когда ему было 19 лет.
1 ученик – Одно из самых видных мест Плещеев занимает в детской литературе. Детские стихотворения собраны поэтом в Москве в его сборнике «Подснежник». 
2 ученик – Многие стихотворения Плещеева настолько хорошо знакомы, что, кажется, мы их знали всегда. С особой любовью Плещеев писал о красоте русской природы. Вот какая у него весна.
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною.
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою
1 ученик – А после весны наступает лето красное с яркими цветами и тёплым солнышком.
Весёлое лето! Всем дорого ты!
В лучах ароматных пестреют цветы,

А в рощице пташек звенят голоса,
Их песни хвалою летят в небеса.
2 ученик – Не все стихи Плещеева проникнуты радостным настроением. Некоторые особенно грустные. Это стихи об осени.
Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.
1 ученик – И ещё много стихотворений написал А.Н.Плещеев. На основе некоторых его стихов сложили романсы. 
2 ученик – Хотя Алексей Николаевич Плещеев жил и писал много лет назад, его стихи читают сегодня, и они всегда будут жить в душе народа.
Итог: Спасибо, ребята, за такой интересный рассказ.
2.Первичное восприятие стихотворения
-А теперь сядьте красиво и послушайте стихотворение А.Н.Плещеева «Дети и птичка».
(презентация)
3.Проверка первичного восприятия
-Какое впечатление произвело на вас стихотворение?
-Чем оно необычно? (Написано в форме диалога.)
-Назовите собеседников. (Дети и птичка.)
-Какой вы представили себе птичку? 
-А детей? (Маленькие, учатся в 1 классе, т.к. птичка называет их малютками и говорит, что вернётся, когда они научатся читать.)

 – Понравилось ли вам произведение? Какие чувства оно у вас вызвало?

– Можете ли вы ответить, какое по настроению это произведение?

(однозначно утверждать нельзя: 1 часть – грустное, задумчивое, 2 часть – веселое, радостное)

– К какому жанру можно отнести это произведение? Почему?

(стихотворение – ритм, рифма)

Итог: Молодцы! Внимательно слушали.
-А теперь немного отдохнём.
VI. Физ.минутка
Стая птиц летит на юг,

Небо синее вокруг. (Дети машут руками, словно крыльями)

Чтоб скорее прилетать,

Надо крыльями махать. (Дети машут руками интенсивнее)

В небе ясном солнце светит,

Космонавт летит в ракете. (Потягивание – руки вверх)

А внизу леса, поля

Расстилается земля. (Низкий наклон вперед, руки разводятся в сторону)

Птички начали спускаться,

На поляне все садятся.

Предстоит им долгий путь,

Надо птичкам отдохнуть. (Дети садятся в глубокий присед и сидят несколько секунд)

И опять пора в дорогу,

Пролететь нам надо много. (Дети встают и машут «крыльями»)

Вот и юг. Ура! Ура!

Приземляться нам пора. (Дети садятся за столы)

VII. Продолжение работы по теме урока:
4.Словарная работа

– Прежде, чем вы самостоятельно прочитаете стихотворение, выясним смысл непонятных слов. 
(Дети объединяются в 4 группы, работают со словарями и ищут значение слов, написанных на слайде.)

ПРОЧЬ – подальше от кого-либо
ПОНЕСЁМСЯ – следовать очень быстро, стремительно одно за другим
СТУЖА – сильный холод, мороз
ВЕШНЕЕ – весеннее
-Ребята, зачем вы выясняли значение непонятных слов? (Чтобы был понятен смысл прочитанного.)
5.Вторичное восприятие стихотворения
-А теперь прочитайте это стихотворение вполголоса. Ваша задача – научиться читать без ошибок целыми словами. 

(Дети читают стихотворение.)
-А теперь читаем вслух «по цепочке».

Итог (учитель говорит, у всех ли получилось прочитать целыми словами и без ошибок).
6.Анализ стихотворения

– Почему улетает птичка?

-В какое время года происходит разговор детей с птичкой? (Осенью)
-Докажите свой ответ.
-О чём просят дети птичку? (Не улетать от них.)
-Почему дети просят птичку не улетать? (Нам жаль твоих песенок звонких.)
-Что она им отвечает? (Гонят меня холода и дожди.)
-Какой глагол указывает на стремительность действий птиц? (Понесёмся.)
-Почему автор использовал именно этот глагол?
-Прочитайте описание юга. (Нет там ни стужи теперь, ни дождей и т.д.)
– Получается, ради спасения своей жизни птичка покидает свою Родину. Как вы думаете, будет ли она там счастлива?

– Как бы не было сыто и тепло на чужбине, родная сторонка милее.

– Какой ещё вопрос задают дети птичке? (Скоро ли, птичка, вернёшься ты к нам?)
-Как она им объяснила время прилёта назад? (Я вернусь, когда с полей сойдёт снег, зажурчит ручей, когда вся природа начнёт оживать.)
-Какое это будет время года? (Весна.)

– С каким чувством птичка рассказывает о своем возвращении?

– Как вы думаете, почему поэт написал стихотворение в виде разговора птички с детьми?

(хотел показать, что все в природе взаимосвязано, научить доброму душевному общению)
Итог: -Молодцы! Правильно ответили на все вопросы.
-Ребята! Какие литературные приёмы вы встретили в этом стихотворении? (Олицетворения, эпитеты.)
-Что такое олицетворение? (Олицетворение-это литературный приём, при котором неодушевлённые предметы наделяются человеческими качествами.)
-Что такое эпитет? (Эпитет – это образное определение, которое дает художественную характеристику явлению или предмету.)
-Давайте найдём в стихотворении олицетворения и эпитеты.
-Ребята 1 варианта ищут олицетворения, ребята 2 варианта – эпитеты.

ОЛИЦЕТВОРЕНИЯ

ветер не срывает
солнышко не прячется

ЭПИТЕТЫ
песенки звонкие
милые крошки
новые песни
вешнее солнце

– С какой целью использует поэт эти приёмы? (Они лучше помогают представить картину, которую рисует поэт. Чтобы мы ярко представили себе осень, образы детей и птички.)
-Скажите, как автор относится к птичке? Докажите.

7.Работа над выразительным чтением стихотворения

-А теперь будем учиться читать стихотворение выразительно.
-С каким настроением будете читать 1 часть? (С грустным настроением, с болью и печалью.)
-Какой будет темп? (Быстрый)
-Прочитайте 1 часть.
-Меняется ли настроение во 2 части стихотворения? С каким чувством вы будете её читать?
( Вторую часть будем читать с чувством лёгкой грусти.)
-Какой темп? (Темп плавный, неспешный.)
-Прочитайте 2 часть.
-Почему меняется ритм стихотворения? (Чтобы показать, что время пролетит быстро, и птичка скоро вернётся.)

 

– Сядьте по группам. Выберите командира.

– А теперь вы будете читать стихотворение по ролям.
-Сначала отметьте слова детей и птички, потом расставьте паузы, подчеркните слова, которые нужно выделить голосом.
(Дети работают в парах на листочках с текстом стихотворения.)

– Сколько куплетов в нашем стихотворении? (3)

1 группа – 1 куплет

2 группа – 2 куплет

3 группа – 3 куплет

 

Итог: -Кто выполнил задание правильно? 
-А теперь послушаем вас. (Дети слушают и анализируют, как читают одноклассники.)

VIII. Подведение итогов урока

-Ребята, наш урок подходит к концу.
-Давайте подведём итоги.
-Вспомните, какие цели мы поставили в начале урока. Удалось ли нам их достигнуть?

– Назовите автора и произведение, с которым мы сегодня познакомились.

-Что запомнили о Плещееве?
-Какое стихотворение читали?
-Что автор хотел показать вам своим стихотворением?

 – А для чего нужны полученные знания, когда они вам пригодятся?

(Чтобы много знать, быть добрыми, чтобы рассказывать своим друзьям, а когда вырастем, детям и внукам, как наши родители и бабушки…)

IX. Домашнее задание
-Откройте дневники, запишите домашнее задание.
стр.145 (прочитать стихотворение выразительно)
По желанию:
А)выучить стихотворение наизусть;
Б)нарисовать иллюстрацию к стихотворению
Оценки за урок (выдаю птичек с оценками)
X. Рефлексия

– Поместите на наше дерево портрет писателя и его произведение.
-Ребята, у нас появился маленький уголок леса, где могла произойти встреча детей и птички. Здесь есть дерево, птичка и дети. Но у дерева не хватает листьев. Приклейте их. Выберите себе лепесток – покажите своё настроение. Красный – у вас хорошее, радостное, веселое настроение. Жёлтый – вам и не грустно, и невесело. Синий – вам грустно (если повесят, узнать, почему).


– Стихотворение Алексея Плещеева воспитывает драгоценную способность доброго душевного общения. А без этой способности человек – не человек. Об этом говорят и ваши выступления на сегодняшнем уроке.

 

multiurok.ru

Презентация к уроку (чтение, 4 класс) по теме: Презентация. М. Ю. Лермонтов. Страницы из жизни. Литературное чтение 4 класс. УМК Школа России.

Слайд 1

Михаил Юрьевич Лермонтов. Страницы из жизни. (Литературное чтение 4 класс) МКОУ Купреевская СОШ Выполнила : Круглова С.Г.

Слайд 2

Михаил Юрьевич Лермонтов (1814-1841 )

Слайд 3

Михаил Юрьевич Лермонтов родился в ночь со 2 на 3.10. 1814, в Москве (в доме генерал-майора Ф.Н. Толя напротив Красных ворот ). По материнской линии происходил из богатого дворянского рода Столыпиных. Мать Мария Михайловна Арсеньева (1795—1817). Бабушка поэта Елизавета Алексеевна (по мужу Арсеньева) — родная сестра Д.А. Столыпина. Самый ранний из известных портретов Лермонтова (1820-1822 год)

Слайд 4

Отец поэта — Юрий Петрович Лермонтов (1787—1831), капитан в отставке из небогатых помещиков Тульской губернии. Мать – Мария Михайловна Арсеньева, единственная дочь и наследница пензенской помещицы Е. А. Арсеньевой (1773-1845).

Слайд 5

Детские годы Михаила, с марта 1815 года, прошли в селе Тарханы Чембарского уезда Пензенской губернии (ныне с. Лермонтово Пензенской области) в имении бабушки Е.А. Арсеньевой. Прекрасная природа, заботливое отношение бабушки, отличное домашнее образование, которое было стандартом в дворянской среде того времени, всё способствовало нравственному и духовному развитию будущего поэта.

Слайд 6

(1837 год) Первыми учителями Лермонтова были грек, домашний доктор Ансельм Левис и пленный офицер Наполеоновской гвардии, француз Капэ . Из них наиболее заметное влияние оказал на него Капэ , сумевший внушить ему глубокий интерес и уважение к “герою дивному” и “мужу рока”. После смерти Капэ наняли французского эмигранта Шандро , Шандро скоро сменил англичанин Виндсон , знакомивший Лермонтова с английской литературой, в частности с Байроном, который сыграл в его творчестве такую большую роль.

Слайд 7

В Тарханах, Лермонтов с детства наблюдал картины крестьянского быта и сельской природы, прислушивался к народным песням, преданиям о Степане Разине, Емельяне Пугачеве. Семейное счастье семьи Лермонтовых продолжалось недолго. 24 февраля 1817 года, в возрасте 21 года, скоропостижно скончалась мать Лермонтова, далее последовала ссора хозяйки Тархан Елизаветы Алексеевны, с Юрием Петровичем Лермонтовым, отцом Михаила, и он уже на девятый день после смерти жены вынужден был уехать в свое небольшое село Кропотово Ефремовского уезда Тульской губернии, чтобы сохранить за сыном право наследования Тархан (4081 десятин земельных угодий и 496 крестьянских душ). Этот факт сильно омрачил детские годы Лермонтова, отец отныне лишь изредка появлялся в доме Арсеньевой. Михаил разрывался между отцом и бабушкой.

Слайд 8

В 1827 году Лермонтов приехал в Москву, начал писать стихи, создал первые поэмы («Черкесы», «Кавказский пленник»), отмеченные подражанием Александру Сергеевичу Пушкину . “

Слайд 9

В феврале 1840 года на балу у графини де Лаваль состоялось дуэль с Э. де Барантом , сыном французского посла, за что Лермонтов был предан военному суду и снова выслан на Кавказ в Тенгинский пехотный полк . Как участник тяжёлого сражения при реке Валерик в Чечне он дважды представлялся к наградам (одна из них – золотая сабля с надписью “За храбрость”), но царь, не желая облегчить участь поэта, отклонил эти представления. В феврале 1841 года Лермонтову был разрешен короткий отпуск в столицу для свидания с бабушкой Е.А. Арсеньевой, но вскоре, полный мрачных предчувствий, он вынужден был снова отправиться в полк. В последние месяцы жизни Лермонтов создал свои лучшие стихи — «Родина», «Утёс», «Спор», «Листок», «Нет, не тебя так пылко я люблю…». Последнее произведение поэта — «Пророк ».

Слайд 10

». По пути в полк М.Ю. Лермонтов задержался для лечения в Пятигорске. Здесь жила большая компания веселой молодежи – все давнишние знакомые Лермонтова. Публика жила дружно, весело и несколько разгульно… Время проходило в шумных пикниках, кавалькадах, вечеринках с музыкой и танцами. В этой компании находился и отставной майор Мартынов, любивший пооригинальничать , порисоваться, обратить на себя внимание. Лермонтов часто зло и едко вышучивал его. Между ними произошла роковая ссора, закончившаяся “вечно печальной” дуэлью. Поэт пал жертвой своей двойственности. Нежный, отзывчивый для небольшого круга избранных, он по отношению ко всем прочим знакомым держался всегда заносчиво и задорно. Недалекий Мартынов принадлежал к последним и не понял “в сей миг кровавый, на что он руку поднимал”. По поводу этой трагической смерти В.Г. Белинский писал: «… Новая, великая утрата осиротила бедную русскую литературу» По пути в полк М.Ю. Лермонтов задержался для лечения в Пятигорске. Здесь жила большая компания веселой молодежи – все давнишние знакомые Лермонтова. Публика жила дружно, весело и несколько разгульно… Время проходило в шумных пикниках, вечеринках с музыкой и танцами. В этой компании находился и отставной майор Мартынов, любивший обратить на себя внимание. Лермонтов часто зло и едко вышучивал его. Между ними произошла роковая ссора, закончившаяся “вечно печальной” дуэлью. Поэт пал жертвой своей двойственности. Нежный, отзывчивый для небольшого круга избранных, он по отношению ко всем прочим знакомым держался всегда заносчиво и задорно. Недалекий Мартынов принадлежал к последним и не понял “в сей миг кровавый, на что он руку поднимал”. По поводу этой трагической смерти В.Г. Белинский писал: «… Новая, великая утрата осиротила бедную русскую литературу»

Слайд 11

Похороны Лермонтова Похороны Лермонтова, несмотря на все хлопоты друзей, не могли быть совершены по церковному обряду. Официальное сообщение об его смерти гласило: “15 июня, около 5 часов вечера, разразилась ужасная буря с громом и молнией; в это самое время между горами Машуком и Бештау скончался лечившийся в Пятигорске М.Ю. Лермонтов”. По словам князя Васильчикова, в Петербурге, в высшем обществе, смерть поэта встретили словами: “туда ему и дорога”. Михаил Лермонтов был похоронен на городском кладбище в Пятигорске 17(29).7.1841. Позднее гроб с телом М.Ю. Лермонтова был перевезён в село Тарханы и 23.04.1842 погребён в семейном склепе Арсеньевых. В 1899 г. в Пятигорске открыт памятник Лермонтову, воздвигнутый по всероссийской подписке .

Слайд 12

Памятник М. Ю .Лермонтову Могила М.Ю. Лермонтова

nsportal.ru

Презентация к уроку (чтение, 4 класс) по теме: Презентация к уроку литературного чтения 4 класс

Слайд 1

Урок литературного чтения 4 класс. Составитель: учитель ГОУЦО № 951 Грамши Надежда Делиовна . Владимир Фёдорович Одоевский (11 августа 1803 г).

Слайд 2

Владимир Федорович Одоевский – писатель, философ, педагог, музыковед и теоретик музыки

Слайд 3

Жизнь доброго человека есть доброе дело в жизни других людей». Эти слова принадлежат князю Владимиру Федоровичу Одоевскому . Вся жизнь Одоевского была связана с литературой и искусством. Он одним из первых оценил комедию Грибоедова «Горе от ума» и пьесы начинающего Островского. Он был директором Румянцевского музея и помощником директора Публичной библиотеки. Один из героев его рассказа о духе огня — чернокнижник, старый граф, прототипом которого стал видный ученый и полководец петровской эпохи, слывший в народе колдуном. Из его фамилии нам потребуется вторая буква. «

Слайд 4

Владимир Федорович Одоевский родился 11 августа (по старому стилю 30 июля) 1803 г. в Москве в семье крупного чиновника. Впрочем, в разных источниках называются и 8, и 9 августа, а также 1804 г. вместо 1803. Одоевский принадлежал к старинному княжескому роду (отец вел свою родословную от легендарного варяга Рюрика ), который из-за бездетности на нем и закончился. Род Одоевских обеднел к моменту его рождения, а отец его умер, когда мальчику не было и пяти лет. Мать вторично вышла замуж, ребенок рос в семье родственников отца, назначенных его опекунами; отношения с ними были сложными. В раннем детстве начинается дружба с двоюродным братом – будущим декабристом А.И. Одоевским.

Слайд 7

ТАБАКЕРКА ТАБАКЕ́РКИ (польск. tabakierka , франц. tabatière ) — изделия декоративно- прикладного искусства, шкатулки декоративно-прикладного искусства, небольшие коробочки разнообразной формы с откидной крышкой. Такие шкатулки использовали для нюхательного табака, который вошел в моду во Франции в конце XVII в.

Слайд 9

Музыкальная табакерка. Источником звука в табакерках, как и во многих карманных часах, стали стальные пластины-язычки, звучавшие от колебания миниатюрного кулачкового диска.

Слайд 10

Продолжи любое предложение: Сегодня я узнал….. Я понял, что…. Было интересно…. Меня удивило…. Мне захотелось….

Слайд 11

Источники информации: http://metod-sunduchok.ucoz.ru/load/55-1-0-1252 http://slovari.yandex.ru /

nsportal.ru

Презентация к уроку по чтению (4 класс) на тему: Презентация.Литературное чтение.4 класс. В.М. Гаршин “Сказка о жабе и розе”.

Слайд 1

Литературные сказки Всеволод Михайлович Гаршин

Слайд 2

Всеволод Михайлович Гаршин (1855-1888) Русский писатель, поэт, художественный критик. Для его творчества характерны точность наблюдения и определённость выражений мысли. У него мало метафор, сравнений, вместо этого — простое обозначение предметов и фактов.

Слайд 3

Всеволод Михайлович Гаршин из старого дворянского рода. Родился в семье военного. Мать с детства прививала сыну любовь к литературе. Всеволод очень быстро обучался и был не по годам развит. Возможно, именно поэтому часто близко к сердцу принимал всё происходящее. Стиль написания Гаршина не спутаешь ни с чьим другим. Всегда точное выражение мысли, обозначение фактов без излишних метафор и всепоглощающая грусть, проходящая через каждую его сказку, каждый рассказ. Сказки Гаршина читать нравится и взрослым и детям, каждый найдёт в них смысл, преподнесённый так, как обычно это делают авторы новелл.

Слайд 4

В.М. Гаршин” Портрет работы И. Репина (1884).

Слайд 5

Он много читал, интересовался социальными проблемами. Мальчик часами наблюдал за природой, растениями и животными. Интерес к естествознанию он пронес через всю жизнь. Современники, которые общались с Гаршиным-гимназистом, отзывались о нем как о любознательном и вдумчивом юноше. Всего автором было написано пять сказок. «Лягушка-путешественница» и «Сказка о жабе и розе». Именно по этим сказкам и известен автор.

Слайд 6

В.М.Гаршин – детям

Слайд 7

В.М.Гаршин «Сказка о жабе и розе» Как вы думаете, о чём сказка? Если это произведение «сказка», то …

Слайд 8

Словарная работа Кол толстая заострённая палка Пика колющее оружие, род копья Барбос большая дворовая собака Повилика – сорное растение, обвивающее своим стеблем другие растения Коровяк – разновидность травы Чертополох род колючих сорных растений Пронизать резко проникать сквозь чего-нибудь

Слайд 9

Розовый куст

Слайд 10

чтение сказки Обратите внимание на: Признаки сказки Описание героев сказки Характер героев сказки Чтение сказки (прослушивание отрывков аудиозаписи)

Слайд 11

Расскажите о своих впечатлениях Что позволило Гаршину назвать свою историю сказкой? Что в ней сказочного? На каких событиях она основана? Кто герои произведения ? Расскажите о цветнике. Какой была роза? Прочитайте. Как вы понимаете выражение: «Запах был её словами, слезами и молитвой»

Слайд 12

Почему автор назвал произведение «Сказка о жабе и розе» Как автор раскрывает образ жабы? Почему жаба хотела уничтожить розу ? Как она добивалась своей цели ? Из каких строк видно, что это был цветник мальчика? Расскажите о мальчике. В чём трагичность произведения? Каким настроением проникнуто произведение? Расскажите о желании мальчика, когда он заболел. Почему роза «чувствовала, что её срезали недаром»? Что роза считала лучшим происшествием в своей жизни? Почему? Как автор относится к своим героям? Вопросы стр.179 № 9,8

Слайд 13

Итог урока Я узнал(а)… Мне было грустно… Я бы хотел(а)… Д/ з

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *