Предмет орксэ 4 класс – Рабочая программа по ОРКСЭ (4 класс) на тему: Рабочая программа по предмету “ОРКСЭ”

Из опыта преподавания ОРКСЭ в 4 классах.

Из опыта преподавания ОРКСЭ в 4 классах

*СЛАЙД 1 С 1 сентября 2012 года во всех общеобразовательных учреждениях России учащиеся 4-х классов начали изучать новый обязательный предмет – комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики». Курс проводится модульно. Он включает вводную часть, которая общая для всех, модули по выбору и общую заключительную часть.

*СЛАЙД 2 Четвероклассники или их родители (законные представители) могут выбрать для изучения один из 6-ти модулей:

«Основы православной культуры»

«Основы исламской культуры»

«Основы буддийской культуры»

«Основы иудейской культуры»

«Основы мировых религиозных культур»

«Основы светской этики»

Считаю, что именно на уроках ОРКСЭ, основанных на идеях добра, совести, справедливости, патриотизма, уважения к человеку, достоинства и вырабатывается нравственный иммунитет.

*СЛАЙД 3 Введение курса «Основы религиозных культур и светской этики» вызывало опасения со стороны родителей. Не все понимали, для чего необходимо все это нашим детям и что они будут делать на этих уроках. Приходилось проводить просветительско-разьяснительную работу с родителями. Родители получили возможность познакомиться с учебниками, по которым обучаются их дети.

Для изучения этого предмета в нашей школе были выбраны модули «Основы светской этики»

Конечно, преподавание ОРКСЭ обеспечено учебно-методическим комплексом. Он разработан с учетом возрастных особенностей обучающихся. Содержательные задания и иллюстрации и сами учебники вызывают большой интерес у детей.

Вместе с тем хорошую помощь и поддержку при подготовке к урокам оказывают материалы, разработки уроков размещенные на интернет- сайтах.

Мною были поставлены задачи: дать первичное представление о добре и зле; cформировать умение анализировать свои и чужие поступки; открыто высказывать своё мнение, уважать мнение своих одноклассников.

Как это сделать?

*СЛАЙД 4 В  своей практике я применяю  различные формы и методы работы:


         1.Организация диалога с детьми, дискуссии. Для развития образного мышления, познавательного интереса использовались мультимедийные  пособия (аудио- и видеоматериалы, презентации, слайды, электронные энциклопедии и т.д.), материалы педагогов – новаторов в сети Интернета.


       2.Воспитанию художественного вкуса и формированию культурной эрудиции способствовала организация творческой работы учащихся (рисунки, раскраски, подготовка сообщений, создание презентаций и т.д.).


        3.Работа с дополнительными письменными источниками информации (отрывки из литературных произведений), использование текстов небольшого объема дидактико-аллегорического содержания (пословицы и поговорки, притчи, рассказы, басни, стихотворения), различные виды чтения.


 4.Применение печатных пособий (репродукций, иллюстраций и т.д.) направлено на формирование образного восприятия изучаемого материала


5.Использование различных игр, викторин, кроссвордов, анаграмм, упражнений  направлено на стимулирование и мотивацию учебной деятельности учащихся, на создание проблемных ситуаций.


6.Методика преподавания курса ОРКСЭ предполагает активное участие родителей в процессе обучения. На уроках школьники   получают домашние   задания  в  виде вопросов, обсуждение   которых будет происходить  на  следующем уроке, выполнение проектных работ.

Это позволило сделать каждое из занятий особенным, интересным.

Мои основные принципы в преподавании данного курса следующие:

1) в центре обсуждения должна быть понятная проблемная ситуация;

2) высказаться может каждый;

3) нет неправильных мнений;

4) надо доказать свою точку зрения;

5) в ходе обсуждения ребёнок имеет право поменять свою точку зрения.

* СЛАЙД 5 Безотметочная система не ограничивает детей. Очень часто дети самостоятельно готовят сообщения к урокам, делятся своими знаниями. Чтобы владеть информацией, приходилось обращаться к дополнительным справочникам. Возможность свободного общения с родителями через изучение курса по основным моментам воспитания: нравственность, мораль.

Вообще подготовка к урокам этого курса занимает большее количество времени, так как это новый предмет. Очень важно учесть возрастные особенности ребят. Через игровые задания пополняется словарный запас наших учеников, развивается речь и, конечно же, положительная мотивация. Диалог с детьми я стараюсь строить через реализацию их активности, инициативы, самостоятельности. Ребёнок должен чувствовать, что его опыт (в семье, на улице, в школе) важен, интересен. И неважно: положительный это опыт или отрицательный.

В процессе таких дискуссий каждый высказывал ценностные суждения, выдвигал собственное обоснование норм действия, делился своими представлениями о добре и зле, о правильном и неправильном. Этому способствовали и совместные игры, групповые задания, творческие работы. Я заметила, что даже самые робкие, неуспешные дети, раскрывались, так как речь шла об обычных ситуациях, которые случались в их жизни, или свидетелями которых они были.

Для своих уроков придумывала разные игры и задания. Постоянно использую компьютер, так как к каждом уроку составляю презентации с новыми терминами. Имею возможность использовать на своих уроках интерактивную доску. Эта доска помогает проводить коллективные игры, делать выводы, составлять итоговые задания: кроссворды, тесты, поиск соотношения. Когда нет возможности работать с доской, использую напечатанные задания. Дети с интересом работают над каждым заданием, исправляют друг друга, спорят, составляют сами подобное.

Хочу привести примеры заданий, которые я использую на уроках «Основы мировых религиозных культур» и «Основы светской этики».

СЛАЙДЫ 5-13

СЛАЙД 14 Убеждена, что учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики», призван сыграть огромную роль в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения, в формировании достойных граждан нашей страны. Такие занятия добра, понимания, общения сдвинут с места стену равнодушия, невежества, непонимания.

Желаю здоровья, удачи и творческих взлётов, дорогие коллеги.

infourok.ru

ОРКСЭ- новый предмет в школе.

                                                                                                                         На главную

  Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ) 

           С 1 сентября 2012 года во всех общеобразовательных учреждениях России учащиеся 4-х классов начнут изучать курс «Основы религиозных культур и светской этики»

ПРИКАЗ   Минобрнауки России №1060 от 18 декабря 2012 года «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2012  

Все нормативные документы смотрите здесь…… 
        В рамках ОРКСЭ по выбору обучающихся или по выбору их родителей (законных представителей) изучаются основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур, основы светской этики.

Во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. № Пр-2009 и Распоряжения Правительства Российской Федерации от 28 января 2012 г. №84-р с 2012-13 учебного года во всех субъектах Российской Федерации в общеобразовательных учреждениях запланировано введение комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики».

       С 1 сентября 2012-13 учебного года курс «Основы религиозных культур и светской этики» будет включен в обязательную часть образовательной программы 4-го класса начальной школы в объеме 34 часа (1 час в неделю) в течение всего учебного года. Предусмотрено увеличение количества учебных часов на изучение учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования за счет регионального компонента, отводимого на освоение основных образовательных программ общего образования. 

            Изучение Основ религиозных культур и светской этики направлено на достижение следующих целей:
развитие представлений о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества; формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;

знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; осознание ценности человеческой жизни;
воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России; становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести.

                                            Задачи учебного курса ОРКСЭ:
  -знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;  

  -развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;  
  -обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;  
  -развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.  
               При преподавании курса ОРКСЭ предполагается безотметочная система оценки. Оценка результатов образования детей по модулям предусмотрена в основном в рамках последнего, завершающего раздела курса, в форме индивидуальных и коллективных творческих работ учащихся и их обсуждения в классе.

ВСЁ О НОВОМ ПРЕДМЕТЕ СМОТРИТЕ НА САЙТЕ http://orkce.apkpro.ru/

school-vydrino.ru

ОРКСЭ: расшифровка и толкование аббревиатуры

Во всех российских образовательных учреждениях четыре года назад началась история существования ОРКСЭ. Расшифровка названия даёт представление о предметной области данного курса. Новый предмет называется “Основы религиозных культур и светской этики”. Курс вызвал широкий резонанс в средствах массовой информации. Однако экспериментальное внедрение программы продемонстрировало правомерность ее введения. Изучение осуществляется на основании российского законодательства, и потому не должно быть никаких опасений, связанных с нововведением.

В соответствии с российскими законами, которые стали основой для нового предмета, освоение одной из частей ОРКСЭ (расшифровка названия предмета представлена выше) несовершеннолетними проводится на основании волеизъявления его родителей. По словам авторов программы, новшество не имеет целью изучение религии. Религиоведение может преподаваться только в организациях, которые в соответствии с итогами государственной регистрации являются юридическими лицами.

Общие положения

Основы религиозных культур и светской этики ориентированы на становление у несовершеннолетних такого поведения, которое было бы основано на принятых в российском обществе нормах нравственности и морали, на осознании факта присутствия на территории государства представителей большого числа национальностей и уважении традиций различных этнических групп.

В качестве задач заявлено:

1. Общее знакомство учащихся с некоторых мировыми религиями или светской этикой (по выбору).

2. Знакомство учащихся с основными нравственными нормами и ценностями.

3. Синтез уже имеющихся у школьников моральных, культурных и духовных знаний.

4. Формирование навыка вести равноправный разговор, основанный на взаимном доверии и уважении.

Тематические части курса

Курс ОРКСЭ (расшифровка аббревиатуры, повторимся, помещена в начале статьи) разбит на несколько обособленных частей. Родители имеют законное право остановить выбор на любом модуле по желанию или на основании своих религиозных убеждений. Как показывает практика, в большинстве российских школ основная масса обучающихся и их родителей (более 40 %) отдаёт предпочтение основам светской этики. На втором месте идёт изучение основ православия (30 %). В большинстве случаев религиозное обучение несовершеннолетние получают дома или в воскресных школах.

Программа

Программа ОРКСЭ разработана для обучающихся четвёртых классов. Всего на изучение данного курса четвероклассникам отводится тридцать четыре часа. Некоторые образовательные организации разбивают этот курс на две части: первая преподаётся во втором полугодии четвёртого класса, вторая – на следующий год. В этом случае количество часов делится надвое.

Во время уроков школьникам предстоит познакомиться с некоторыми нравственными категориями: честь, достоинство, дружба, совесть, справедливость, и научиться уважать других людей, которые отличаются от них.

Особенности преподавания

Преподавание ОРКСЭ может осуществляться педагогами, которые прошли обучение по специальным образовательным программам и имеют на руках соответствующие сертификаты. Как правило, преподавание данного курса доверяют педагогам гуманитарных дисциплин и начальной школы, поскольку они знакомы с некоторыми аспектами изучения культурологических и нравственных тем. В некоторых случаях для изучения отдельных модулей курса приглашают представителей религиозных организаций, которые пользуются доверием и уважением у общественности и администрации.

ОРКСЭ (расшифровка названия курса дает об этом понятие) требует от педагога осознания роли учителя в процессе обучения, соответствующего уровня владения материалом, умения работать с младшеклассниками и обладания высокими моральными качествами.

Нововведение не сразу нашло поддержку среди населения России. Многим эта инициатива казалась излишней. Педагоги, которым предстояло вести данный курс, жаловались на сильную загруженность, а введение нового предмета могло стать очередной тяжёлой ношей. Родители боялись, что под видом светского предмета их детям будут внушать следование религиозным нормам. Однако сегодня эти опасения остались позади, и дети с удовольствием изучают данный курс. Создатели учебников и рабочих тетрадей приложили немало усилий, чтобы заинтересовать школьников и разнообразить процесс обучения.

fb.ru

Учебно-методический материал по ОРКСЭ (4 класс) на тему: Предмет: «Основы религиозных культур и светской этики» Тема урока: «Культура и мораль»

3. Учебно-познавательная деятельность.

– Итак, начнем.

 Как вы можете объяснить, что такое КУЛЬТУРА? Где вы сталкивались с этим понятием в повседневной жизни?

 – Однозначного ответа на данный вопрос не найти.

Давайте обратимся к источникам.

Работа в группах

1 группа – работа с учебником. Стр.8

2 группа – работа со словарем Ожегова

3 группа – работа со словарем Даля

– Что общего во всех определениях?

-Обобщение учителем    Слайд № 2

Понятие «культура» появилось в Древней Греции и в переводе с латинского означало «возделывание земли» Предполагалось, что уход за полем – это не просто обработка земли, но и заботливое отношение к ней.

В русский язык слово «культура» вошло в середине 19 века. Оно употреблялось в двух значениях: 1)хлебопашество, земледелие; 2)образованность.

– Культуру иногда называют второй природой. В отличии от естественной природы, которая может существовать без человека, культура создаётся трудом многих людей, которые продолжают её поддерживать, развивать, обогащать.

Любой объект, который был усовершенствован руками человека – является объектом культуры». 

Слайды № 3,4,5,6

Например, просто камень на дороге или сад камней, просто озеро или водохранилище, просто дикий лес или парк культуры и отдыха. Здание же является в любом случае творением рук человека, поэтому в любом случае и является объектом культуры.

Кроме того, в отличие от природы, культура не существует в единственном числе. Каждый народ в разное время создал и сейчас создаёт собственную культуру. Эти культуры существуют вместе, обогащая друг друга. Поэтому очень важно изучать культуру не только своей страны, своего народа, но и других стран и народов.

Работа с иллюстрациями в учебнике стр. 8-9.

– Рассмотрите иллюстрации на развороте. Элементы каких национальных культур на них представлены?

– Итак, мы выяснили, что такое культура.

– Над каким вопросом будем работать дальше?

Слайд №7

Культура включает материальные и духовные ценности человечества следовательно, культура делится на материальную культуру, включает в себя предметы человеческого труда и духовную, это представления, идеи, ценности и идеалы, традиции и обычаи, нормы и правила.

– Задание для групп.

У вас на столах лежат карточки. Необходимо их разделить на 2 части. Одни карточки отнести к материальной культуре, а другие к духовной культуре. Я прошу вас встать и выполнять задание стоя, можно передвигаться вокруг стола. Пока вы выполняете задание, звучит музыка. Как только музыка перестанет звучать необходимо сесть на свои места и приготовиться отвечать.

МУЗЫКАЛЬНАЯ ЗАСТАВКА

– Проверка выполнения – соотнести свою работу с образцом на слайде.     Слайд 8

 – На какие два вида делится культура? 

– Обратимся к плану урока. Какой пункт мы еще не выполнили?

Работа с учебником.

– Найдите в учебнике: на какие виды делиться духовная культура.

– Духовная культура делится на:

– политическую – это идеалы и жизненные ценности людей в государстве;

– правовую – законы, по которым люди живут в обществе и которые являются обязательными для всех без исключения;

– Особый вид духовной культуры Мораль.

 – Вы когда-нибудь встречались со словом мораль?

– Что обозначает мораль в басне?

– Какое определение морали дано в учебнике?

Учитель дополняет

Слайд 9   Мораль – это система норм, правил, регулирующих общение и поведение людей, обеспечивающих единство общественных и личных интересов

Иллюстративный ряд.

-Всегда ли существовала мораль?

-Посмотрите на иллюстрации, (нагл. пособия «первобытное общество, древний мир, средние века, новое время, современный мир») подумайте почему возникла мораль?

– С развитием речи и формированием простых правил общения возникла мораль, в каждом обществе возникла своя мораль.

Учитель зачитывает последний абзац на с. 9.

Вывод: Мораль возникла в результате осознания людьми необходимости правил, которые помогали жить. Любые поступки человека можно оценить: плохой он или хороший. Знания о плохом и хорошем предавались из поколения в поколение, постепенно они перешли в нормы поведения.

Слайд 10

– Существует «золотое правило морали»: Поступай по отношению к другим так, как ты бы хотел, чтобы другие поступали по отношению к тебе

– Оказывается, во всех религиях есть это «золотое правило».

Слайды 11, 12, 13   «Золотое правило нравственности» в христианстве, исламе, буддизме

 ∙ «Возлюби ближнего своего» – одна из основных заповедей христианской культуры, Библия.

 ∙ «Люди, обгоняйте друг друга только в добрых делах», «Никто из вас не станет верующим, пока не полюбит своего брата, как самого себя» – цитаты из Корана для мусульман.

∙ «Человек может выразить свое отношение к родственникам и друзьям пятью способами: великодушием, учтивостью, доброжелательностью, отношением к ним, как к себе и верностью своему слову» – заповедь буддизма.

Слайд 14

–Какие качества мы отнесем к золотому правилу морали?

– Какого человека можно назвать культурным?

 

Ответы детей. (культура поведения, культурный человек, год культуры)

Работа в группах

От каждой группы выступает представитель

В толковом словаре Ожегова: Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.

 В  толковом словаре Даля: Дружба – обработка и уход, возделывание, возделка;  образование, умственное и нравственное;

По ходу рассказа делают записи в тетради

Работа с иллюстрациями в учебнике стр. 8-9.

Ответы детей (русской, узбекской, восточных стран)

– Какие виды культуры существуют?

По ходу рассказа делают записи в тетради

Работа в группах – распределяют карточки в соответствии с инструкцией

Проверка выполнения задания

– материальную культуру и духовную

– Не узнали: что такое мораль и как она возникла.

Работа с учебником – выборочное чтение.

-Политическая, правовая, мораль.

Делают записи в тетради

– Читать мораль, мораль той басни такова

– Поучение.

Работа с учебником. Стр.9

Находят определение:

Мораль – система норм и ценностей, регулирующие поведение людей.

Рассматривают иллюстрации.

Высказывают предположения.

(возникновение определенных правил, обычаев)

Слушают рассказ учителя

 

доброта, сострадание, забота, уважение, ответственность, бескорыстность,  человечность, любовь,  великодушие, терпимость,  совесть,  милосердие, щедрость

Ответы детей

Познавательные УУД

– извлекать информацию из текста;

-строить речевое высказывание в устной форме;

– делать выводы на основе анализа объектов;

– осуществлять синтез, составлять целое из частей;

Коммуникативные УУД

– слушать и понимать других;

– строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

– оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

– договариваться о правилах общения и поведения, сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе;

4. Применение теоретических знаний на практике

Работа в парах

– А сейчас, я предлагаю вам выбрать одно из качеств и придумать небольшую сценку, где в полной мере отражается данное качество. (Примеры: 1. Ваш товарищ просит списать домашнее задание, как вы поступите? Выскажите своё отношение к данному поступку. 2. Ваш друг подвернул на футболе ногу, и вы помогли ему дойти до дому. Но опоздали к ужину, и мама вас пожурила. Как вы объясните маме почему задержались?)

– А как, по-вашему, может ли культура существовать без морали?

– Цицерон сказал, что культура – это возделывание души человека.

– Поэтому понятия «культура» и «мораль» стоят так близко.

ВЫВОД: Таким образом, мы с вами сегодня выяснили, что эти два понятия неразрывно связаны друг с другом, и что они по-настоящему являются постоянными спутниками честного и воспитанного человека.

– Поиграем в игру «Осуждаем-одобряем »

Постарайтесь определить те действия, которые осуждаются моралью и те, которые не будут осуждаться.

Слайды 15-32 (Долго болтать по телефону. Навестить больного человека. Обманывать родителей. Помогать престарелым людям. Работать на школьном огороде. Ходить грязным. Оставить в беде малыша. Защитить малыша от собаки. Испугаться грозы. Сделать кормушки для птиц. Обижать животных. Оказать помощь, попавшему в беду человеку. Спасти животных. Сделать скворечники. Уборка в классе. Игры на переменах. Дарить подарки к дню рождения.)

В парах придумывают ситуацию, демонстрируют результат совместной работы

Нет.– Мораль является элементом культуры

Показывают ответ при помощи сигналов.

Зеленый цвет – одобряются, красный – осуждаются.

Коммуникативные УУД

– слушать и понимать других;

– строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

– оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

-договариваться о правилах общения и поведения, сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе;

Личностные результаты

– анализировать свои поступки с точки зрения общечеловеческих норм

nsportal.ru

Программа по предмету ОРКСЭ, 4 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная программа «Основы светской этики» для учащихся 4 класса составлена в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами образования и учебным планом образовательного учреждения, разработана на основе программы «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики» (авторы Данилюк А. Я. Издательство «Просвещение», 2012), рекомендованной Министерством образования и науки РФ и является адаптированной.

.

Основной целью предмета «Основы светской этики», призванного решать задачи социализации и воспитания, является формирование у младших школьников мотивации к нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Основные задачи комплексного учебного курса:

  • знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;

  • развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

  • обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

  • развитие способностей младших школьников к общению в полиэтничной и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Общая характеристика учебного предмета

Учебный курс создаёт начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально- государственного, духовного единства российской жизни. При изучении комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» предполагается интеграция с предметами «Литература», «Музыка», «История», «Изобразительное искусство».

Школьный курс «Основы религиозных культур и светской этики» адресован учащимся начальной школы, поскольку именно в младшем школьном возрасте происходит социализация ребѐнка, от него требуется проявление личностной позиции, определяющейся принятыми духовно-нравственными ценностями. Духовно-нравственное воспитание младших школьников требует взаимопонимания и сотрудничества с их родителями. Работа с родителями предусматривает установление контакта с семьѐй, выработки согласованных действий и единых требований. В качестве основного методологического принципа реализации курса выбран культурологический подход, способствующий формированию первоначальных представлений о религиозной и светской культуре. В контексте внедряемого учебного курса культура понимает как образ жизни, обычаи, традиции и верования, духовное и материальное богатство народов мира. Сущность духовно-нравственного воспитания младшего школьника рассматривается как формирование и развитие отношения школьника к людям, обществу, природе, Родине, к своему и другим народам, к их истории, культуре, духовным традициям. В связи с этим, целесообразно считать, что курс является, прежде всего, средством формирования у школьников поликультурной компетентности, которая понимает как интегративное качество личности ребѐнка, включающее систему поликультурных знаний, интересов, потребностей, мотивов, ценностей, качеств, опыта, социальных норм, правил поведения, необходимых для повседневной жизни и деятельности в современном обществе, реализующееся в способности выстраивать позитивное взаимодействие с представителями разных культур, национальностей, верований, социальных групп. Содержание поликультурной компетентности включает принятие человеком культурного и религиозного разнообразия мира, доброжелательное отношение к любой культуре и еѐ носителям. Это значит, что в результате освоения данного курса школьникам должны быть усвоены следующие мысли: каждая духовная культура имеет собственный контекст и свою логику, ни одна культура не может быть лучше другой, поскольку обладает значимым для развития человечества ценностным содержанием.

Место предмета «Основы светской этики» в учебном плане

Предмет «Основы светской этики изучается как модуль в предметной области «Основы религиозной культуры и светской этики» в 4-ом классе (1 час в неделю, 34 часа).

Право выбора предмета предоставляется родителям обучающихся или лицам, официально их заменяющим.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Общие задачи духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования классифицированы по направлениям, каждое из которых, будучи тесно связанным с другими, раскрывает одну из существенных сторон духовно-нравственного развития личности гражданина России и основано на определённой системе базовых национальных ценностей.

Ценностные ориентиры содержания предмета «Основы светской этики» реализуются по направлениям.

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.

– Воспитание нравственных чувств и этического сознания. Ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение родителей; уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. Ценности: уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремлённость и настойчивость, бережливость, трудолюбие.

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание). Ценности: родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание.

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание). Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве. Все направления дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса «Основы светской этики»

Обучение по программе курса «Основы светской этики» должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.

Требования к личностным результатам:

-формирование основ российской гражданской идентичности, развитие чувства гордости за свою Родину;

-формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; воспитание доверия и уважения к представителям разных народов и вероисповеданий, уважительного и бережного отношения к их культуре;

– становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; осознание ценности человеческой жизни;

-формирование национальной и гражданской самоидентичности, осознание своей этнической и национальной принадлежности;

-развитие самостоятельности и ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах и общечеловеческих ценностях, социальной справедливости и свободе;

-развитие этических чувств как регулятора морального поведения;

-воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний и рефлексии;

-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов, искать компромиссы в спорных ситуациях и договариваться о конструктивном решении спорных вопросов;

-развитие мотивации к продуктивной созидательной деятельности;

-формирование бережного отношения к материальным и духовным ценностям.

Требования к метапредметным результатам:

– овладение способностью понимания и сохранения целей и задач учебной деятельности; поиска оптимальных средств ее достижения;

– формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять и находить наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в процесс их реализации на основе оценки и учета характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

– совершенствование умений в различных видах речевой деятельности и коммуникативных ситуациях; адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;

– совершенствование умений в области работы с информацией, осуществления информационного поиска для выполнения учебных заданий;

– овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

– овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

– формирование готовности слушать собеседника и вести диалог; готовности признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; умения излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

– совершенствование организационных умений в области коллективной деятельности, умения определять общую цель и пути ее достижения, умения договариваться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Требования к предметным результатам:

– знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России;

– знакомство с общечеловеческими нормами морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

– понимание значения нравственности в жизни человека и общества;

-освоение основополагающих понятий курса «Основы светской этики»;

-формирование умения устанавливать взаимосвязь между культурой, моралью и повседневным поведением людей; анализировать жизненные ситуации, нравственные проблемы и сопоставлять их с нормами культуры и морали; формирование личностной и гражданской позиции по отношению к различным явлениям действительности;

-развитие эстетической сферы, способности к эмоциональному отклику на произведения искусства; ценностного отношения к памятникам истории и культуры; формирование общекультурной эрудиции.

Ожидаемые результаты формирования УУД

В области познавательных общих учебных действий обучающиеся получат возможность совершенствовать:

– умения в области работы с информацией, осуществления информационного поиска для выполнения учебных заданий;

– навыки смыслового чтения текстов различных стилей и жанров;

– логические действия анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

В области коммуникативных общих учебных действий обучающиеся получат возможность:

– совершенствовать умения в различных видах речевой деятельности и коммуникативных ситуациях;

– адекватно использовать речевые средства и средства информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;

– совершенствовать умения осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

– формировать готовность слушать собеседника и вести диалог; готовности признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную;

– совершенствовать умения излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, интерпретацию и оценку событий, явлений и фактов.

В области регулятивных общих учебных действий обучающиеся получать возможность:

– совершенствовать способностью понимания и сохранения целей и задач учебной деятельности; поиска оптимальных средств ее достижения;

– формировать и совершенствовать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

– определять и находить наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в процесс их реализации на основе оценки и учета характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

– совершенствовать организационные умения в области коллективной деятельности, умения определять общую цель и пути ее достижения, умения договариваться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

В области личностных общих учебных действий обучающиеся получат возможность:

– формировать основы российской гражданской идентичности, развивать чувство гордости за свою Родину;

– формировать образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий;

– развивать доверие и уважение к представителям разных народов и вероисповеданий, уважительного и бережного отношения к их культуре;

– развивать самостоятельность и ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах и общечеловеческих ценностях, социальной справедливости и свободе;

– развить этические чувства как регулятор морального поведения;

– воспитывать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание;

– развивать начальные формы регуляции своих эмоциональных состояний и рефлексии;

– развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов, искать компромиссы в спорных ситуациях и договариваться о конструктивном решении спорных вопросов;

– развивать мотивацию к продуктивной созидательной деятельности;

– формировать бережное отношение к материальным и духовным ценностям.

Содержание курса «Основы светской этики» (34 часа)

Россия – наша Родина. Что такое светская этика? Мораль и культура. Особенности морали. Добро и зло. Добродетели и пороки. Свобода и моральный выбор человека. Свобода и ответственность. Моральный долг. Справедливость. Альтруизм и эгоизм. Что значит быть моральным? Дружба. Что значит быть моральным? Род и семья – исток нравственных отношений. Нравственный поступок. Золотое правило нравственности. Стыд, вина и извинения. Честь и достоинство. Совесть. Нравственные идеалы. Жизнь человека – высшая нравственная ценность. Нравственные идеалы. Образцы нравственности в культуре Отечества. Этикет. Семейные праздники. Любовь и уважение к Отечеству.

Культура и мораль. Этика и еѐ значение в жизни человека. Праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культурах разных народов. Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре Отечества. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Что значит быть нравственным в наше время? Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали. Методика создания морального кодекса в школе. Нормы морали. Этикет. Образование как нравственная норма. Методы нравственного самосовершенствования. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час)

Блок 2. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1. (17 часов)

Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2. (12 часов)

Блок 3. Духовные традиции многонационального народа России (4 часов)

Блоки 1 и 3 посвящены патриотическим ценностям и нравственному смыслу межкультурного и межконфессионального диалога как фактора общественного согласия. Уроки в рамках этих блоков проводятся для всего класса вместе.

По желанию учителя возможно также проведение совместных завершающих уроков в блоке 2, связанных с презентациями творческих проектов учащихся.

Блок 3 – итоговый, обобщающий и оценочный. Предусматривает подготовку и презентацию творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. На презентацию проектов приглашаются родители. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его еще раз, но уже в активной, творческой, деятельностной форме. В ходе презентации проектов все учащиеся класса получают возможность ознакомиться с основным содержание всех 6 модулей, узнать о других духовных и культурных традициях России от своих одноклассников. Подготовка и презентация проекта позволяют оценить в целом работу учащегося и выставить ему итоговую оценку за весь курс.

Контрольно-измерительные материалы.

урока

Вид работы

Тема

16.

Итоговая презентация творческих работ

Итоговая презентация творческих работ

33.

Выступления уч-ся со своими творческими работами

Выступления уч-ся со своими творческими работами

34.

Презентация творческих проектов

Презентация творческих проектов

Календарно – тематическое планирование уроков в 4 классе

Модуль «Основы светской этики» – 34 часа

/№

Тема урока

Количество часов

Дата

Дом. задание

Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества

(1 час)

1.

Россия – наша Родина.

Найти и записать 3 пословицы о Родине.

Блок 2. Основы светской этики.

(33 часа)

2.

Что такое светская этика?

Прочитать основной текст (стр. 50-55), выполнить к нему задания. Письменно ответить на вопрос №1.
Индивидуальные задания.
1. Подготовиться к художественному чтению стихотворения Агнии Барто «Требуется друг».
2. Прочитать по ролям дополнительный текст «О дружбе журавля и лягушки».
3.Напиши свое объявление о поиске друга, сообщи о себе такую информацию, чтоб с тобой захотелось дружить!

3.

Культура и мораль

Прочитать текст учебника, ответить на вопросы и выполнить задания к тексту. Письменно выполнить задание: «Вместе с родителями составьте свод (перечень) моральных норм (правил), принятых в вашей семье «Наш семейный кодекс», прочитать (по желанию) произведение С. Баруздина «О человеке и его делах»

4.

Особенности морали.

Подумай и обсудите с родителями или друзьями, нужны ли в обществе специальные «смотрители за моралью». Почему плохо быть равнодушным? Приведи примеры неравнодушного поведения людей в сложных или опасных ситуациях на примере героев различных произведений.

5.

Добро и зло.

Выписать  из текста параграфа 2-3 предложения,  которые показались самыми  важными; написать эссе «Это добро» или «Это зло» по выбору.

6.

Добро и зло. Щедрость, доброта

Прочитать рассказ В.Осеевой «Хорошее».

7.

Добродетель и порок

Задание по выбору:

– Приготовь сообщение о знаменитых добродетельных людях «Ими гордится Россия»

– Составь совместно с родителями памятку « Как удержаться от пороков»

-Написать мини-сочинение на тему «Как я помогаю людям».

8.

Добродетель и порок. Дискуссия.

9.

Свобода и моральный выбор человека

1. Вопросы в учебнике стр. 23 №1-2

2. Написать сочинение на тему «Как я оказался в ситуации морального выбора».

3. Вспомнить сказки и нарисовать иллюстрации по теме урока.(по выбору)

10

Свобода и ответственность

Подобрать примеры из литературы, в которых описывается ответственное поведение человек

11.

Моральный долг

Подберите 2-3 пословицы, в которых говорилось бы о долге человека. Приведите примеры выполнения морального долга из жизни, фильмов,
художественной литературы.

12.

Справедливость

) Расспросить родителей о значении морального долга

Найти пословицы, в которых говорится о моральном долге человека

13.

Альтруизм и эгоизм

Найти высказывания великих людей об эгоизме и альтруизме

2) написать эссе «Какие

Черты эгоизма

видим в себе»

14.

Дружба

Написать мини-сочинение о своём друге и нарисовать его портрет.

15.

Что значит быть моральным

1) Ответить на вопросы на стр. 35

2) Подготовься к сочинению на тему: Кто такой добродетельный человек.

16.

Итоговая презентация творческих работ

17.

Обобщение по теме: Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества

18.

Род и семья

-исток нравственных отношений

в истории человечества

Создать образ семейного герба.

19.

Нравственный поступок

  1. Выбе-рите поступок любимого героя какого-либо произведения. Проанализируйте его с точки зрения признаков нравственного поступка (мотив, цель, средства, действие, результат). Сделайте вывод, можно ли этот поступок считать нравственным.

  2. Вместе с родителями обсудите утверждение «Цель оправдывает средства». Согласны ли вы с этим утверждением? Обоснуйте свою точку зрения.

20.

Золотое правило нравственности

вспомнить произведение, которое изучаете на литературном чтении и подходит к теме урока) и подумать, какие поступки героев соответствуют «Золотому правилу нравственности»

21.

Стыд, вина и извинение.

Подберите сказки, рассказы о стыде, вине, извинениях: запишите в тетрадь пословицы и поговорки по теме нашего урока.

22.

Честь и достоинство

Изобразите героя, который соответствует понятиям честь и достоинство
или подберите 2–3 пословицы о чести и достоинстве

23.

Совесть.

Выписать из текста параграфа 2-3 предложения, которые показались самыми важными.

24.

Богатырь и рыцарь как нравственные идеалы.

Написать небольшое сочинение на тему “Мой идеал – каков он?”. Написать рассказ о герое России.

25.

Нравственные идеалы

Выучить и рассказать стихотворение о защитнике Отечества.

26.

Джентльмен и леди.

совместно с родителями приведите примеры из произведений литературы, кинофильмов, повседневной жизни джентльменских поступков или поведения настоящей леди. Обоснуй свою точку зрения.

27.

Образцы нравственности в культуре Отечества.

Напишите небольшое сочинение – рассуждение о том, в чём должен выражаться патриотизм ваших сверстников

28.

Этикет

Подготовить с друзьями мини-инсценировки различных ситуаций по теме урока.
Вместе с родителями или друзьями составьте перечень правил этикета, которые должен соблюдать каждый ученик.

29.

Семейные праздники

Написать мини-сочинение на тему «Моя семья» или «Моя родословная»

30.

Жизнь человека – высшая нравственная ценность

Учебник стр.88 – 91 читать, отвечать на вопросы.

Задание творческого характера:

С помощью родителей подготовьте рассказ о герое наших дней.

Блок 3. Духовные традиции многонационального народа России (4 часа)

31.

Любовь и уважение к Отечеству

Найти информацию о людях, причисленных к лику святых

32.

Подготовка творческих проектов

33.

Выступления уч-ся со своими творческими работами*

34.

Презентация творческих проектов

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

– Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. А.Я.Данилюк – М.:Просвещение, 2013.

– Основы религиозных культур и светской этики. Книга для родителей. А.Я.Данилюк.- М.: Просвещение, 2013.

– Электронное приложение к учебному пособию (графики, таблицы, фотографии, картины, ауди – и видеоматериалы, оригинальные документы, произведения художественной литературы) ОАО «Издательство «Просвещение»,2013.

– Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4-5 классы: справ.материалы для общеобразоват. учреждений / [ Б.Х. Бгажноков, О.В.Воскресенский, А.В.Глоцер и др.] ; под ред. В.А.Тишкова, Т.Д.Шапошниковой. – М.: Просвещение, 2013.

Тематическое планирование составлено на основе сборника программ общеобразовательных учреждений 4-5 классы. Основы религиозных культур и светской этики. Данилюк А. Я. – М.: Просвещение, 2013.

*Творческие работы на темы: «Что такое этика?», «Моё отношение к России», «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)», «Мой дедушка – защитник Родины», «Мой друг» и т.д..

Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т.д.). Проекты могут быть как индивидуальные, так и коллективные.На презентацию проектов приглашаются родители.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

– Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. А.Я.Данилюк – М.:Просвещение, 2013.

– Основы религиозных культур и светской этики. Книга для родителей. А.Я.Данилюк.- М.: Просвещение, 2013.

– Электронное приложение к учебному пособию (графики, таблицы, фотографии, картины, ауди – и видеоматериалы, оригинальные документы, произведения художественной литературы) ОАО «Издательство «Просвещение»,2013.

– Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4-5 классы: справ.материалы для общеобразоват. учреждений / [ Б.Х. Бгажноков, О.В.Воскресенский, А.В.Глоцер и др.] ; под ред. В.А.Тишкова, Т.Д.Шапошниковой. – М.: Просвещение, 2013.

Тематическое планирование составлено на основе сборника программ общеобразовательных учреждений 4-5 классы. Основы религиозных культур и светской этики. Данилюк А. Я. – М.: Просвещение, 2013.

infourok.ru

Статья (4 класс) на тему: Зачем в школе вводится курс ОРКСЭ

Информация для родителей:

Зачем в школе вводится курс

«Основы религиозных культур и светской этики»?

 

Уважаемые родители!

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. В обществе сложилась отрицательная ситуация в вопросе духовно-нравственного воспитания молодого поколения. Характерными причинами данной ситуации явились: отсутствие четких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, резкое ухудшение морально-нравственной обстановки в обществе, спад культурно – досуговой работы с детьми и молодежью; резкое снижение физической подготовки молодежи. Конечно, все эти проблемы волнуют каждого родителя. Доказательством этого является повышение внимания к культурному наследию народа, населяющего наше государство. Так или иначе, но задумываясь о будущем потомков, мы неизбежно обращаемся к прогрессивной мысли прошлого, к жизненному опыту всех времен и поколений, к основе основ – народной философии, мудрости традиционного мировоззрения.

Народ, не знающий истории и культуры предков, обречен на духовное вырождение. Это хорошо знакомая нам истина звучит сегодня с новой силой. Именно поэтому мы отмечаем острую необходимость осмысления основ традиционной народной культуры, тысячелетнего опыта освоения культурного пространства, механизмов передачи его грядущим поколениям, возрождения национального характера.

Сегодня встал вопрос о том, что преподавание знаний о религиозных культурах призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора наших детей, но и в формировании достойного гражданина России, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу. Особо актуальным становится включение в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской этики», имеющего комплексный характер, знакомящего школьников с основами различных мировоззрений и опирающегося на нравственные ценности, гуманизм и духовные традиции. В связи с этим мы предлагаем вам для ознакомления письмо Управления образования и молодежной политики.

Курс «Основы религиозных культур и светской этики» вводится в учебный процесс в конце 4 класса — первой четверти 5 класса. В этот период начинается наложение образовательного кризиса на возрастной, ребёнок покидает начальную школу и испытывает немалые трудности в адаптации к новой системе обучения в основной школе. Меняется его отношение к себе, родителям, школе, образованию. Происходит переоценка ценностей.

 

Необходимо поддержать ребёнка в этот сложный для него период. Очень важно, чтобы отказ от ценностей детства и переход к ценностям взрослой жизни происходили в контексте определённого культурного и мировоззренческого пространства. В этом контексте знакомство с религиозной или нерелигиозной традицией в школе не ведёт ребёнка к их обязательному принятию. Оно обеспечивает решение важной психолого-педагогической задачи: младший подросток при любых условиях создаёт собственную систему новых ценностей, но если он это делает, имея ясное представление о высших ценностях, в которых сконцентрирован лучший нравственный опыт человечества, то его собственный процесс переоценки ценностей будет осознанным и позитивным.

 

Этому процессу призван содействовать курс «Основы религиозных культур и светской этики».

Воспитание детей было и остаётся самым трудным видом деятельности в мире. Что может быть сложнее и ответственнее, чем воспитать в человеке Человека?

 

Воспитание осуществляется в диалоге отцов и детей. Однако их отношения довольно часто принимают драматический характер: старшее поколение, стремясь оградить молодёжь от ошибок, хочет передать ей собственный опыт, собственные модели поведения и представления, молодое поколение в то же время, не желая жить чужим умом, отстаивает своё право на самостоятельный путь, своё понимание жизни.

 

Не случайно тема «отцов и детей» относится к категории вечных. Этот спор был начат очень давно и продолжается по сей день. Яркие иллюстрации напряжённости этого конфликта мы находим на страницах мировой литературы: трагедия шекспировского короля Лира, ожесточённые столкновения «века нынешнего» с «веком минувшим» в комедии А. С. Грибоедова, разрушительный нигилизм тургеневского Базарова, обернувшийся против самого героя, и многие другие примеры.

 

Современная эпоха также не решила проблему взаимоотношений поколений. Причин этому много: и непростые 90-е годы прошлого столетия, разрушившие многое из того, во что верили бабушки и дедушки современных младших подростков, лишившие стабильности и уверенности в безоблачном будущем их родителей, и невиданные темпы обновления мира, и мощные потоки информации, ежедневно обрушивающиеся на нас. Конечно, у человека всегда есть то, что он способен передать своим детям и внукам независимо от времени, — любовь, честность, порядочность, доброе имя.

 

Самая большая педагогическая ошибка родителей — их уверенность в том, что они лучше своих детей знают современную жизнь. Современный мир нестабилен, изменчив, многослоен. И даже если старшее поколение из лучших побуждений стремится, чтобы младшие усвоили в полном объёме их жизненный опыт, конфликт поколений всё равно неизбежен. Дети отказываются от прямых советов старших, интуитивно понимая, что условия жизни сегодня другие, а завтра изменятся ещё больше.

 

Вы наверняка не раз обращали внимание и удивлялись, как легко дети обращаются с компьютером — они действуют и мыслят как бы внутри его, так быстро, естественно и свободно, что даже уследить за их действиями взрослому бывает трудно. И мы учимся у них.

 

Наши дети раньше взрослеют, больше знают, лучше разбираются в последних достижениях техники, говорят на другом языке, иначе одеваются и развлекаются, по-другому чувствуют и мыслят. Они приняли мир таким, какой он есть, и учатся выживать в нём, жить в новом мире по-новому.

 

Особенность современной эпохи в том, что мы, взрослые, осваиваем новые условия современной, динамично меняющейся жизни вместе с детьми, мы учимся вместе с ними. Для этого есть только один верный путь — диалог отцов и детей, взаимное и искреннее уважение родителей и детей, их желание слышать и понимать друг друга.

 

Действительно ли проблема отцов и детей неразрешима? Всегда ли разница лет и традиционные семейные роли ведут к непониманию, обессмысливают общение, исключают дружбу? Как сделать так, чтобы вечный спор поколений превратился в диалог, в совместный поиск истины? Невзирая, а может, отвечая на вызовы времени, нам необходимо выбрать путь, который бы не разъединял поколения, а сближал их. Возможно, одним из шагов на этом непростом пути можно считать появление курса «Основы религиозной культуры и светской этики».

 

Идея этого нового курса с родительской точки зрения проста — если старшее и младшее поколения принадлежат разному времени, находятся на разных ступенях развития культуры и техники, сформировались в разных социальных, бытовых, информационных и даже экономических условиях, то объединить их может то, что не зависит от этих ступеней, условий и прочих временных факторов, но имело большое значение для всех поколений, живших до нас, имеет значение и в наше время. Объединить нас, создать основу для содержательного диалога отцов и детей способна культурная традиция.

 

Поэтому каждый из модулей курса расскажет школьникам о системе вечных ценностей, богатейшем и разнообразном опыте нравственной жизни, примерах человеческого подвига во имя высших идеалов. Родители могут выбрать тот модуль, который согласуется с семейными традициями, их мировоззрением, нравственными установками.

 

Одна из важнейших задач курса «Основы религиозных культур и светской этики» — это доверительное общение между родителями и детьми с опорой на нравственные основы семейной жизни. Семья основана на любви, взаимной поддержке, взаимопонимании. Счастье детей зависит от обстановки в семье, от степени взаимопонимания и доверия, от способности взрослых пережить все проблемы ребёнка, найти и сказать ему вовремя нужное слово.

 

Большинство родителей в той или иной мере ощущают недостаток живого общения с детьми. Дефицит подлинного общения — одна из болезней нашего времени. Стремительность времени и прямо пропорциональный ей объём ежедневно решаемых проблем оставляют слишком мало возможностей для того, чтобы поговорить друг с другом, услышать и понять друг друга. Семья психологически и физически защищает ребёнка, создаёт необходимые материальные, социально-экономические, культурные условия для его развития, вкладывает деньги в образование. Но подчас все эти функции выполняются за счёт одной, но самой важной — настоящего семейного общения, создания особой атмосферы семейного уюта (в нематериальном значении этого слова). К сожалению, на разговоры о главном — о смысле жизни, о выборе ценностей, о добре и зле остаётся слишком мало времени. Но именно эти темы актуальны для младшего подростка, в котором начинает пробуждаться чувство взрослости.

 

В этом возрасте особенно важно воодушевлять ребёнка, принимать активное, деятельное участие в его жизни, не подменяя при этом искренний, доверительный разговор родительским морализаторством, «пулемётной очередью» претензий, прямым навязыванием собственных планов и принципов.

 

Слишком часто наши дети слышат от нас и от других о плохих людях, растущих ценах, не лучших жилищных условиях, об ухудшении экологической обстановки, о «таких-сяких» политиках. Но помогаем ли мы своим детям верить в то, что жизнь, несмотря на все проблемы и трудности, — великий и бесценный дар? Ведь если мы сами порой не считаем, что жизнь прекрасна и удивительна, насыщена смыслами, и не доказываем это на своём примере как мы сможем объяснить это детям?

 

Содержание курса «Основы религиозных культур и светской этики» имеет воспитательный, нравственно-развивающий характер. Успешное решение воспитательных задач возможно только в согласованном взаимодействии семьи и школы. Новый учебный курс рассчитан именно на такое педагогическое партнёрство учителей и родителей.

Мы не имеем права забывать, что для ребёнка самый действенный образец жизнелюбия, нравственного самоопределения — это его родители.

 

Особенности курса

«Основы религиозных культур и светской этики»

 

Внедрение курса «Основы религиозных культур и светской этики» в учебный процесс общеобразовательных школ вызывает немалый интерес в обществе. Родители, учителя, общественность осознают необходимость принятия на государственном уровне мер, обеспечивающих возвращение воспитания в школу, укрепление сотрудничества государства, школы, семьи, общественных и традиционных религиозных организаций в целях духовно-нравственного развития и воспитания школьников, морального оздоровления общества. Однако, по отношению к новому курсу и его апробации в общественном мнении сложился ряд опасений. Рассмотрим их.

 

 «В школу придут священнослужители».

 

Если бы это произошло на самом деле, то было бы прямым нарушением Конституции России. В статье 14 Основного закона нашей страны говорится о том, что религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

В государственных и муниципальных общеобразовательных школах в качестве учителей могут работать лица, имеющие специальное педагогическое образование и профессионально, на постоянной основе занимающиеся обучением и воспитанием школьников. Приход в государственные и муниципальные школы священнослужителей исключён положениями Конституции России, а также существующими нормами профессионально-педагогической деятельности.

В своём вступительном слове на встрече с лидерами религиозных организаций России 21 июля 2009 г. Президент России Д. А. Медведев подчеркнул, что преподавать знания о религии в школе будут светские педагоги.

 

«Учебный курс будет иметь вероучительный, миссионерский характер». 

 

Миссионерство и преподавание основ религиозной культуры решают совершенно разные задачи. Но грань между религиозной и светской культурами действительно тонкая.

Каким будет преподавание нового курса, в первую очередь зависит от того, кто будет учить. Все модули курса «Основы религиозных культур и светской этики» будут преподавать те учителя, которые уже работают в школе и которые хорошо знакомы родителям, — это учителя начальных классов, литературы, обществоведения, истории, других предметов. Сложно представить, что педагоги за две четверти, отведённые на изучение нового курса, будут стремиться обратить своих учеников в ту или иную религию. Тем не менее если это и будет иметь место в отдельных школах, родители могут обратиться к классному руководителю, руководству школы, в родительский комитет с требованием о замене учителя.


Перед авторами учебных пособий модулей «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры» стояла задача донести общие знания об исторических и культурных основах определённой религии. Опираясь на это, учитель будет рассказывать детям о важнейших категориях религиозной культуры.

 

Религиозные сюжеты лежат в основе многих выдающихся произведений мировой культуры. Дети знакомятся с ними на уроках истории, литературы, на занятиях факультатива, во время экскурсий в музеи — это знакомство с религией через культуру. Ещё один пример: русское слово «спасибо» — это сокращение фразы «Спаси (тебя) Бог». Откажемся ли мы от повседневного выражения благодарности с помощью привычного нам слова? А если нет, то не обращаем ли в веру другого, говоря ему «спасибо»? Это наличие изначально религиозного смысла в повседневности, который мы даже не замечаем.

 

Поэтому одна из важных педагогических задач нового учебного курса — формирование у обучающегося мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России.  А выбор веры — это частное дело гражданина, он может происходить только за пределами государственных и муниципальных школ.

 

«Учеников одного класса поделят на группы, что приведёт к конфликтам между ними». 

 

Тот факт, что учащиеся одного класса и их родители смогут выбирать для изучения один из модулей курса «Основы религиозных культур и светской этики», не означает, что разделение школьников по конфессиональным, мировоззренческим основаниям неизбежно. Модульное построение нового учебного курса реализует право граждан на свободный выбор и отражает особенность России как великой страны с богатыми и разнообразными духовными традициями. В каждой семье свои традиции, мировоззренческие или религиозные предпочтения. Формальное разделение учащихся на группы не будет приводить к их размежеванию.

 

Для такого утверждения есть основания.

o      Курс имеет не вероучительный, а культурологический характер, а культура у нас одна — культура многонационального народа России.

o      Содержание всех модулей комплексного учебного курса подчинено общей цели — воспитанию личности гражданина России посредством приобщения его к нравственным и мировоззренческим ценностям. 

o      Содержание всех модулей группируется вокруг трёх базовых национальных ценностей: 1) Отечество, 2) семья и 3) культурная традиция. На этих базовых ценностях будет осуществляться воспитание детей в рамках нового курса.

o      Новый курс организован таким образом, что школьники, выбравшие для систематического изучения определённый модуль, получат общие представления и о содержании других модулей. 

o      Предусматривается, что на нескольких последних уроках учащиеся одного класса будут работать вместе. На этих уроках они будут представлять свои индивидуальные и коллективные творческие работы по итогам изучения того или иного модуля. 

o      Изучение курса завершается большим общим школьно-семейным праздником, посвященным Дню народного единства, который мы отмечаем 4 ноября. Единство и согласие через диалог культур и есть ощутимый результат учебно-воспитательного процесса в рамках нового курса. 

 

Нельзя забывать и об особой роли родителей. Ребёнок всегда будет внимательно и деликатно относиться к своему однокласснику, изучающему другой модуль, если его родители, другие значимые для него взрослые с уважением относятся к представителям иного мировоззрения.

 


Об учебном курсе

Общие положения

Нормативно-правовой основой разработки и введения в учебный процесс общеобразовательных школ комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»(далее – Учебный курс ОРКСЭ) является Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. (Пр-2009 ВП-П44-4632) и Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. (ВП-П44-4632).

Учебный курс ОРКСЭ включает в себя модули:

  1. Основы православной культуры;
  2. Основы исламской культуры;
  3. Основы буддийской культуры;
  4. Основы иудейской культуры;
  5. Основы мировых религиозных культур;
  6. Основы светской этики.

Один из модулей изучается обучающимся с его согласия и  по выбору его родителей (законных представителей).

В течение 2012г. преподавание учебного курса ОРКСЭ будет осуществляться в Российской Федерации в 4 четверти 4 класса и 1 четверти 5 класса.

Образовательное учреждение на основе определения образовательных, культурных и религиозных потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей), а также собственных возможностей организации образовательного процесса самостоятельно определяет перечень модулей учебного курса ОРКСЭ, предлагаемых для изучения.

Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы.

Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников  10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.

Преподавание знаний об основах религиозных культур и светской этики призвано сыграть важную роль не только в  расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения.

 

Цель и задачи комплексного учебного курса

«Основы религиозных культур и светской этики»

Цель учебного курса ОРКСЭ – формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Задачи учебного курса ОРКСЭ:

  • знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
  • развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
  • обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
  • развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Место комплексного учебного курса
«Основы религиозных культур и светской этики» 
в  программе обучения

Курс, раскрывающий основы религиозных культур и светской этики, предлагается изучать на переходной стадии от начальной к основной ступени общеобразовательной школы.  И по месту в учебном плане, и по содержанию он служит важным связующим звеном между двумя этапами гуманитарного образования и воспитания школьников. С одной стороны, учебный курс ОРКСЭ дополняет обществоведческие аспекты предмета «Окружающий мир», с которым знакомятся учащиеся основной школы. С другой стороны, этот курс предваряет начинающееся в 5 классе изучение предмета «История». Таким образом, ознакомление с нравственными идеалами и ценностями религиозных и светских духовных традиций России происходит в контексте, отражающем глубинную связь прошлого и настоящего.

 

Структура комплексного учебного курса
«Основы религиозных культур и светской этики» (34 часа)

4 класс, четвертая четверть (17 часов)

Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час)

Блок 2. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1. (16 часов) 

 

5 класс, первая четверть (17 часов)

Блок 3. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2. (12 часов)

Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России (5 часов)

 

Блоки 1 и 4 посвящены патриотическим ценностям и нравственному смыслу межкультурного и межконфессионального диалога как фактора общественного согласия. Уроки в рамках этих блоков проводятся для всего класса вместе. По желанию учителя возможно также проведение совместных завершающих уроков в блоке 2, связанных с презентациями творческих проектов учащихся.

Блок 4 – итоговый, обобщающий и оценочный. Предусматривает подготовку и презентацию творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. На презентацию проектов приглашаются родители. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его еще раз, но уже в активной, творческой,  деятельностной форме. В ходе презентации проектов все учащиеся класса получают возможность ознакомиться с основным содержание всех 6 модулей, узнать о других духовных и культурных традициях России от своих одноклассников. Подготовка и презентация проекта позволяют оценить в целом работу учащегося и выставить ему итоговую оценку за весь курс. 

nsportal.ru

ОРКСЭ – что это за урок?

Несколько лет назад в некоторых школах в расписании появилась аббревиатура – ОРКСЭ. Сегодня она используется повсеместно. Мало того, данный курс включён в новые образовательные стандарты (ФГОС). И сегодняшние четвероклассники обязаны изучать данный предмет.

Предмет, который, по сути, выбирают не школьники, а родители. Что же это за курс и каковы его особенности? С этими и другими вопросами мы обратились к ведущему специалисту управления образования Людмиле Васильевне Лодыгиной.

– Людмила Васильевна, что скрывают в себе эти пять букв – ОРКСЭ?
– Это комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики», который теперь является обязательной частью государственного стандарта и входит в образовательную программу четвёртого класса. Он включает в себя несколько модулей: основы православной культуры, основы иудейской культуры, основы буддийской культуры, основы исламской культуры, основы мировых религиозных культур и основы светской этики.

– И всё это четвероклассники должны будут изучить в течение года?
– Нет. На самом деле ребята, а вернее, родители (или их законные представители) выбирают один из модулей на своё усмотрение. Принятие решения о записи ребёнка на изучение определённого модуля без согласия родителей не допускается. Причём, результаты выбора должны быть зафиксированы протоколами родительских собраний и заявлениями родителей.

– Но порой сделать выбор в сторону того или другого модуля сложно…
– Безусловно. Здесь на помощь приходят педагоги, которые всё на тех же собраниях должны разъяснить специфику каждого модуля, ознакомить с тематикой курса.

– Можно ли вообще отказаться от изучения данного курса?
– Нет, поскольку ОРКСЭ входит в ФГОС, отказ от его изучения рассматривается как препятствие получению ребёнком общего образования в соответствии с Российским законодательством.

– В нашем районе какой модуль выбрало большинство четвероклассников?
– 423 обучающихся (67,4%) будут изучать основы светской этики, 198 (31,5%) – основы православной культуры, а 7 четвероклассников (1,1%) будут знакомиться с основами мировых религиозных культур.

– Кто будет вести данный курс и что делать в том случае, если в одном классе школьники выбрали сразу несколько модулей?
– Данный курс ведут либо учителя начальных классов, либо учителя-предметники. Стоит отметить, что на сегодняшний день уже 80% педагогов прошли соответствующие курсы и имеют сертификаты на преподавание. Что касается выбора нескольких модулей в одном классе – вопрос непростой, но тем не менее администрации школ будут находить какие-то пути решения, чтобы интересы детей и родителей не ущемлялись.

– Много ли школ, где родители четвероклассников приняли единогласное решение с выбором модуля?
– Таких школ в районе большинство. Так, «Основы светской этики» единогласно выбрали в шк. №1, в шк. №15 и 90 (п. Кулой), в Левковской, Благовещенской, Долматовской, Аргуновской, Липовской, Ракуло-Кокшеньгской, Пакшеньгской и Верхне-Устькулойской школах. Изучению модуля «Основы православной культуры» отдали предпочтение в шк. №2, в Усть-Шоношской, Комсомольской, Солгинской, Хозьминской, Судромской, Шунемской и Пежемской школах. Отмечу: именно Пежемская школа у нас в районе является базовой площадкой по изучению основ православной культуры. Педагоги этого учебного заведения проводят открытие уроки и внеклассные мероприятия по данному курсу. Большую помощь учителям, ведущим данный модуль, оказывает настоятель Свято-Успенского храма протоиерей Андрей Ермилов.

– Несмотря на то, что курс является обязательным, наверное, не все родители понимают значимость его изучения… Возможно, есть и противники ведения данного предмета в школах. Что бы Вы сказали этим родителям?
– Прежде всего, отмечу, что курс имеет не вероучительный, а культурологический характер; содержание всех модулей комплексного учебного курса подчинено общей цели – воспитанию личности гражданина России посредством приобщения его к нравственным и мировоззренческим ценностям. Что немаловажно, содержание всех модулей группируется вокруг трёх базовых национальных ценностей: Отечество, семья и культурная традиция. Разве это плохо для воспитания ребёнка?

– Людмила Васильевна, спасибо за беседу. Хочется надеяться, что ведение данного курса, действительно, принесёт свои плоды. Ведь ещё древнеримский философ Сенека писал: «Научись сперва добрым нравам, а затем мудрости. Ибо без первой трудно научиться последней».

Последнее изменениеПонедельник, 19 Январь 2015 12:29

xn--80adhcbb5ahfq5b9itbf.xn--p1ai

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *