Нарисовать рисунок на тему золотая осень 4 класс – Как рисовать на тему Золотая осень для школы вместе с ребёнком поэтапно?

Урок по ИЗО на тему “Золотая Осень” (4 класс)

План-конспект урока ИЗО в 4 классе

Тема «Золотая осень»

Тип урока: комбинированный

Цель: расширить представления учащихся о многообразии и красоте окружающего мира и о пейзаже, как особом жанре живописи

Задачи: развивать у детей интерес к пейзажной живописи, помогать осмысливать свои чувства, отношение к воспринимаемому пейзажу;

  • учить внимательно рассматривать художественную картину;

  • обратить внимание учащихся на следующие средства выразительности: цвет и цветосочетания, расположение на холсте, композицию, формат картины, близкие и дальние планы;

  • обратить внимание учащихся на то, что с помощью цвета можно рассказать о своем настроении, отношении к изображаемому пейзажу;

  • обогатить и активизировать словарь детей: ввести в него искусствоведческие термины, эпитеты и метафоры, образные выражения, которые дети смогут использовать в своих суждениях для передачи эмоционального состояния человека;

  • развивать наблюдательность, эмоциональную отзывчивость, ассоциативное образное мышление;

  • воспитывать патриотические чувства: любовь к Родине, восхищение природой Руси, гордость за творчество русских художников;

  • вызвать у детей желание нарисовать золотую осень, пробудить воображение детей, их творческие способности

Подготовительная работа

Рисование осенних деревьев и кустов, осенней лужайки, лепка овощей и фруктов, составление осенних букетов, игра с листьями, рассматривание иллюстраций с изображениями осени, разучивание и чтение стихов, слушание отрывков музыкальных произведений и пение песен об осени. Проведение урока по знакомству со свойствами теплых и холодных цветов.

Оборудование.

Ход урока

Организационный момент.

Мотивация учебной деятельности

Учитель. Какое настроение у вас вызывают эти картины? (Выслушать ответы детей) Что объединяет все эти картины? (Изображена природа, осень) Как называют картины, на которых изображена природа? (Пейзаж) Скажите, а что вы чувствуете, глядя на эти осенние пейзажи? (Выслушать ответы детей) Прелестные картины, трогающие наше сердце своей красотой.

Актуализация знаний

Учитель. А сейчас мы подробно рассмотрим картину “Золотая осень”, которую написал художник Исаак Ильич Левитан.

Посмотрите на картину и скажите: что чувствовал художник, когда рисовал золотую осень? (Он показал, как красива наша природа в любое время года, что невозможно не любить Русь, эти леса, поля, реки и равнины.) Как он смог выразить свое чувство красками? Ведь художник выражает свои чувства с помощью красок. Какие краски здесь радостные? А какие краски выражают грусть? (Выслушать ответы детей)

Учитель. Да, радость художник передал теплыми красками, но он использовал и холодные тона, их меньше. Поэтому, глядя на картину, мы чувствуем радость, удовольствие от пышной красоты природы, но в то же время и легкую грусть прощания с летом, с осыпающейся листвой деревьев, увядающей травой, с теплом и солнцем. Какая же здесь нарисована осень?

(Предполагаемые ответы учащихся: нарядная, яркая, золотая, веселая)

Учитель. Да, художник назвал эту картину “Золотая осень”. А как вы думаете, почему он ее так назвал – “золотая”? Какие цвета он использовал? (Предполагаемые ответы учащихся: много желтых, оранжевых красок)

Учитель.

 Как эти цвета можно назвать одним словом? Какие они?

(Предполагаемые ответы учащихся: теплые, радостные, веселые)

Учитель. Молодцы, дети! Художник очень радовался, увидев эту красоту. Он восхищался ею, почувствовал это праздничное настроение, эти нарядные краски осени. Славная осень! А что интересного, красивого увидел художник?

(Предполагаемые ответы учащихся: красивые березки, луга, речку)

Учитель. А какого цвета травка на лугах?

(Предполагаемый ответ учащихся: зеленого)

Учитель. Посмотрите внимательно: зеленого ли? Нет, она коричневато-зеленая, зеленовато-коричневая, желтоватая, бурая. К концу лета она от солнышка подсохла. Давайте внимательно рассмотрим картину. С левой стороны, близко к нам, на переднем плане,

 художник нарисовал несколько деревьев. Что это за деревья?

(Предполагаемые ответы учащихся: березки)

Учитель. Расскажите о них. Какие они?

(Предполагаемые ответы учащихся: ” Они тоненькие, с белыми стволами. На двух передних листочки почти все облетели. А у тех, которые чуть дальше, листва еще есть. Она золотая, желтая, коричневато-оранжевая.”)

Учитель. А еще дальше, на дальнем плане, видна группа березок. Такую группу называют “роща”. А листочки на этих березках видны?

(Предполагаемый ответ учащихся: нет)

Учитель. Правильно, нарисованы только чуть виднеющиеся стволы и пышные кроны деревьев – ведь деревья далеко, а издалека листочки не рассмотреть. Чтобы показать, что эти березки далеко, художник расположил их на холсте выше, чем те деревья, которые мы видим на переднем плане.

А теперь посмотрите на правую сторону картины. Что же здесь нарисовано?

(Предполагаемый ответ учащихся: речка)

Учитель. Да, речка. Близко к нам она синяя, есть даже немного фиолетового цвета, а вдали – беловато-голубая. Синие и фиолетовые – это холодные тона. Посмотрите, как нарядно смотрятся вместе теплые оранжевые, желтые, золотые и холодные сине-фиолетовые краски. А каких красок больше – теплых или холодных?

(Предполагаемый ответ учащихся: теплых)

Учитель. Вдали, на излучине (изгибе) реки, стоит одинокая березка, яркая, как свечка. Справа от нее – хоровод зеленовато-коричневатых деревьев. А что изобразил художник на самом дальнем плане, там, где начинается небо? (Выслушать ответы детей) Да, на горе мы видим зеленую пашню, несколько домиков, а дальше – стена березок и лес. А какого цвета небо?

(Предполагаемые ответы учащихся: голубое, с легкими белыми облачками)

Учитель. Чего больше на картине – неба или земли? (Выслушать ответы детей) Каждый художник старается выразить через картины свое отношение к Родине. Все делают это по-разному. Левитану очень понравилась красота земли, осенней природы и поэтому художник выбрал форматом данного полотна вытянутый по горизонтали прямоугольник, что позволило ему изобразить большое пространство земли.

А есть ли на картине солнышко? Как вы догадались? Мы видим тени от деревьев – значит, солнышко есть. Солнышко “зажгло” золото листвы, и деревья пламенеют ярким желто-оранжевым светом!

Вот так может рассказать художник о том, что ему понравилось.

Физминутка.

А сейчас мы все вместе исполним танец-импровизацию “Листья желтые над городом кружатся”

Практическая часть

Учитель. Сегодня мы услышали музыку, стихотворения об осени, рассмотрели картины художников. Нам было радостно и немного грустно. Музыка, стихи и картины подарили нам эту радость и легкую, светлую грусть.

А теперь попробуйте, как художники, нарисовать осень. Но не забудьте, что вы рисуете яркую золотую осень. Значит, нужно подобрать такие же звучные, чистые, насыщенные, яркие краски.

Дети приступают к работе.

Можно включить запись мелодии А. Вивальди “Времена года”, только негромко.

Эмоционально-эстетическая оценка и самооценка

В процессе работы учитель осуществляет индивидуальную помощь детям, нуждающимся в поощрении, одобрении. В конце занятия следует рассмотреть все работы, особо выделить выразительно выполненные, те, в которых ощущается радость, яркость золотой осени. Оценке подлежит и придуманный сюжет. Следует обратить внимание на то, какими изобразительными средствами удалось передать “золотую осень”.

Учитель. Давайте сейчас посмотрим наши рисунки о золотой осени. Удалось ли нам рассказать о том, какая она нарядная? Полюбуемся, какие мы художники. Получилась ли у нас радостная, нарядная, золотая осень? (Обсуждаются рисунки детей.) Да, очень красивые краски вы подобрали, придумали интересные пейзажи – как настоящие художники! Молодцы!

Рефлекция

Что Вам понравилось на уроке? Что заполнилось?

Знаю

Узнал

Хочу узнать

Итог урока

Можно предложить детям оформить выставку работ: этими работами украсить классный кабинет или другие помещения школы. Можно напечатать календари, вставив рисунок ребенка. Получатся неповторимые работы.

Домашнее задание.

Уборка рабочих мест.

infourok.ru

Презентация по изо на тему “Осенний пейзаж” (4 класс)

Инфоурок › ИЗО, МХК ›Презентации›Презентация по изо на тему “Осенний пейзаж” (4 класс)

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

Изобразительное искусство

2 слайд
Описание слайда:

К уроку все готово? И хочется начать Гуашью будем снова Что-то рисовать….

3 слайд Описание слайда:

И. Левитан «Золотая осень»

4 слайд Описание слайда:

И. Агеев «Осень в парке»

5 слайд Описание слайда:

яркие светлые веселые темные тусклые грустные

6 слайд Описание слайда:

Смешивание цветов краски

7 слайд Описание слайда:

Тема урока: Осенний пейзаж

8 слайд Описание слайда:

1 этап

9 слайд Описание слайда:

2 этап

10 слайд Описание слайда:

3 этап

11 слайд Описание слайда:

4 этап

12 слайд Описание слайда:

5 этап

13 слайд Описание слайда:

6 этап

14 слайд Описание слайда:

7 этап

15 слайд Описание слайда:

8 этап

16 слайд Описание слайда:

9 этап

17 слайд Описание слайда: 18 слайд Описание слайда: 19 слайд Описание слайда: 20 слайд Описание слайда: 21 слайд Описание слайда: 22 слайд Описание слайда: 23 слайд Описание слайда:

План работы 1. Линия горизонта. 2. Стволы деревьев на переднем плане. 3. Небо, водоем. 4. Кроны деревьев. 5. Дальний и средний план. 6. Проработать мелкие детали пейзажа.

24 слайд Описание слайда:

Подведем итог урока. Чей пейзаж готов уж к сроку? Приносите, не ленитесь, Красотою подивитесь. Мастеров здесь целый класс Полюбуемся на вас.

Курс профессиональной переподготовки

Учитель, преподаватель изобразительного искусства

Курс повышения квалификации

Курс профессиональной переподготовки

Учитель мировой художественной культуры

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала: ДВ-397760

Похожие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

infourok.ru

Урок ИЗО в 4 классе “Золотая осень” – РИСОВАНИЕ – КОНСПЕКТЫ УРОКОВ – Каталог файлов

Тип урока: комбинированный

Цель:

  • расширить представления учащихся о многообразии и красоте окружающего мира и о пейзаже, как особом жанре живописи

Задачи:

  • развивать у детей интерес к пейзажной живописи, помогать осмысливать свои чувства, отношение к воспринимаемому пейзажу;
  • учить внимательно рассматривать художественную картину;
  • обратить внимание учащихся на следующие средства выразительности: цвет и цветосочетания, расположение на холсте, композицию, формат картины, близкие и дальние планы;
  • обратить внимание учащихся на то, что с помощью цвета можно рассказать о своем настроении, отношении к изображаемому пейзажу;
  • обогатить и активизировать словарь детей: ввести в него искусствоведческие термины, эпитеты и метафоры, образные выражения, которые дети смогут использовать в своих суждениях для передачи эмоционального состояния человека;
  • развивать наблюдательность, эмоциональную отзывчивость, ассоциативное образное мышление;
  • воспитывать патриотические чувства: любовь к Родине, восхищение природой Руси, гордость за творчество русских художников;
  • вызвать у детей желание нарисовать золотую осень, пробудить воображение детей, их творческие способности

Подготовительная работа

Экскурсия в парк или лес. Рисование осенних деревьев и кустов, осенней лужайки, лепка овощей и фруктов, составление осенних букетов, игра с листьями, рассматривание иллюстраций с изображениями осени, разучивание и чтение стихов, слушание отрывков музыкальных произведений и пение песен об осени. Проведение урока по знакомству со свойствами теплых и холодных цветов.

Оборудование.

  • Компьютер, проектор, колонки, экран, сканер
  • Гуашь, кисти, бумага для рисования на всех детей

Ход урока

Организационный момент.

Учитель. Закройте глаза и послушайте музыку. (Включить запись фрагмента “Осень” из концерта фа-мажор “Времена года” Антонио Вивальди)

Учитель. Какие чувства вызвала у вас эта мелодия? (Предполагаемые ответы учащихся: грусть, умиротворение, печаль, нежность:)

Учитель. Да, в музыке слышится светлая, легкая печаль. Мелодия звучала так нежно и светло. О каком времени года хотел рассказать композитор? (Выслушать ответы детей) Да, вот так композитор чувствовал золотую осень. (Если не догадаются, прочитать стихотворение А.С. Пушкина, не называя время года, а потом еще раз попросить назвать время года.)

Постановка цели.

Учитель. Послушайте, как об этом времени года говорил Александр Сергеевич Пушкин.

Унылая пора!
Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье.
В багрец и в золото одетые леса…

Учитель. А какие стихотворения об осени помните вы? (Выслушать ответы детей)

Лес, точно терем расписной.
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь, в листве сквозной.
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной.
За лето высох он от солнца…
(И. Бунин)

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь лень стоит, как бы хрустальный.
И лучезарны вечера…
(Ф. И. Тютчев.)

Мотивация учебной деятельности

Учитель. Ах, как дивно рассказали об осени поэты! Представители какой профессии тоже очень красиво изображают осень, природу? (Выслушать ответы детей) Конечно, художники. Каким же образом художник может рассказать о золотой осени? (Выслушать ответы детей) Ему нужно нарисовать, изобразить на холсте то, что он видел или видит в природе, что вызвало у него радость, удивление красотой осени. Но он должен нарисовать так, чтобы мы узнавали и деревья, и кусты, и речку. А с помощью красок он может изобразить время года: зиму, лето, осень, весну. И свое настроение: радость, грусть, тревогу, спокойствие, тишину.

Презентация №1 с осенними пейзажами под музыку А. Вивальди “Времена года”

Учитель. Какое настроение у вас вызывают эти картины? (Выслушать ответы детей) Что объединяет все эти картины? (Изображена природа, осень) Как называют картины, на которых изображена природа? (Пейзаж) Скажите, а что вы чувствуете, глядя на эти осенние пейзажи? (Выслушать ответы детей) Прелестные картины, трогающие наше сердце своей красотой. Давайте вспомним песню об осени, которую вы разучивали на уроке музыке. Под эту песню можно и потанцевать.

Актуализация знаний

Учитель. А сейчас мы подробно рассмотрим картину “Золотая осень”, которую написал художник Исаак Ильич Левитан.

Посмотрите на картину и скажите: что чувствовал художник, когда рисовал золотую осень? (Он показал, как красива наша природа в любое время года, что невозможно не любить Русь, эти леса, поля, реки и равнины.) Как он смог выразить свое чувство красками? Ведь художник выражает свои чувства с помощью красок. Какие краски здесь радостные? А какие краски выражают грусть? (Выслушать ответы детей)

Учитель. Да, радость художник передал теплыми красками, но он использовал и холодные тона, их меньше. Поэтому, глядя на картину, мы чувствуем радость, удовольствие от пышной красоты природы, но в то же время и легкую грусть прощания с летом, с осыпающейся листвой деревьев, увядающей травой, с теплом и солнцем. Какая же здесь нарисована осень?

(Предполагаемые ответы учащихся: нарядная, яркая, золотая, веселая)

Учитель. Да, художник назвал эту картину “Золотая осень”. А как вы думаете, почему он ее так назвал – “золотая”? Какие цвета он использовал? (Предполагаемые ответы учащихся: много желтых, оранжевых красок)

Учитель. Как эти цвета можно назвать одним словом? Какие они?

(Предполагаемые ответы учащихся: теплые, радостные, веселые)

Учитель. Молодцы, дети! Художник очень радовался, увидев эту красоту. Он восхищался ею, почувствовал это праздничное настроение, эти нарядные краски осени. Славная осень! А что интересного, красивого увидел художник?

(Предполагаемые ответы учащихся: красивые березки, луга, речку)

Учитель. А какого цвета травка на лугах?

(Предполагаемый ответ учащихся: зеленого)

Учитель. Посмотрите внимательно: зеленого ли? Нет, она коричневато-зеленая, зеленовато-коричневая, желтоватая, бурая. К концу лета она от солнышка подсохла. Давайте внимательно рассмотрим картину. С левой стороны, близко к нам, на переднем плане, художник нарисовал несколько деревьев. Что это за деревья?

(Предполагаемые ответы учащихся: березки)

Учитель. Расскажите о них. Какие они?

(Предполагаемые ответы учащихся: ” Они тоненькие, с белыми стволами. На двух передних листочки почти все облетели. А у тех, которые чуть дальше, листва еще есть. Она золотая, желтая, коричневато-оранжевая.”)

Учитель. А еще дальше, на дальнем плане, видна группа березок. Такую группу называют “роща”. А листочки на этих березках видны?

(Предполагаемый ответ учащихся: нет)

Учитель. Правильно, нарисованы только чуть виднеющиеся стволы и пышные кроны деревьев – ведь деревья далеко, а издалека листочки не рассмотреть. Чтобы показать, что эти березки далеко, художник расположил их на холсте выше, чем те деревья, которые мы видим на переднем плане.

А теперь посмотрите на правую сторону картины. Что же здесь нарисовано?

(Предполагаемый ответ учащихся: речка)

Учитель. Да, речка. Близко к нам она синяя, есть даже немного фиолетового цвета, а вдали – беловато-голубая. Синие и фиолетовые – это холодные тона. Посмотрите, как нарядно смотрятся вместе теплые оранжевые, желтые, золотые и холодные сине-фиолетовые краски. А каких красок больше – теплых или холодных?

(Предполагаемый ответ учащихся: теплых)

Учитель. Вдали, на излучине (изгибе) реки, стоит одинокая березка, яркая, как свечка. Справа от нее – хоровод зеленовато-коричневатых деревьев. А что изобразил художник на самом дальнем плане, там, где начинается небо? (Выслушать ответы детей) Да, на горе мы видим зеленую пашню, несколько домиков, а дальше – стена березок и лес. А какого цвета небо?

(Предполагаемые ответы учащихся: голубое, с легкими белыми облачками)

Учитель. Чего больше на картине – неба или земли? (Выслушать ответы детей) Каждый художник старается выразить через картины свое отношение к Родине. Все делают это по-разному. Левитану очень понравилась красота земли, осенней природы и поэтому художник выбрал форматом данного полотна вытянутый по горизонтали прямоугольник, что позволило ему изобразить большое пространство земли.

А есть ли на картине солнышко? Как вы догадались? Мы видим тени от деревьев – значит, солнышко есть. Солнышко “зажгло” золото листвы, и деревья пламенеют ярким желто-оранжевым светом!

Вот так может рассказать художник о том, что ему понравилось.

А сейчас мы все вместе исполним танец-импровизацию “Листья желтые над городом кружатся”

Практическая часть

Учитель. Сегодня мы услышали музыку, стихотворения об осени, рассмотрели картины художников. Нам было радостно и немного грустно. Музыка, стихи и картины подарили нам эту радость и легкую, светлую грусть.

А теперь попробуйте, как художники, нарисовать осень. Но не забудьте, что вы рисуете яркую золотую осень. Значит, нужно подобрать такие же звучные, чистые, насыщенные, яркие краски.

Дети приступают к работе.

Можно включить запись мелодии А. Вивальди “Времена года”, только негромко.

Эмоционально-эстетическая оценка и самооценка

В процессе работы учитель осуществляет индивидуальную помощь детям, нуждающимся в поощрении, одобрении. В конце занятия следует рассмотреть все работы, особо выделить выразительно выполненные, те, в которых ощущается радость, яркость золотой осени. Оценке подлежит и придуманный сюжет. Следует обратить внимание на то, какими изобразительными средствами удалось передать “золотую осень”.

Учитель. Давайте сейчас посмотрим наши рисунки о золотой осени. Удалось ли нам рассказать о том, какая она нарядная? Полюбуемся, какие мы художники. Получилась ли у нас радостная, нарядная, золотая осень? (Обсуждаются рисунки детей.) Да, очень красивые краски вы подобрали, придумали интересные пейзажи – как настоящие художники! Молодцы!

Итог урока

Можно предложить детям оформить выставку работ: этими работами украсить классный кабинет или другие помещения школы. Можно напечатать календари, вставив рисунок ребенка. Получатся неповторимые работы.

Уборка рабочих мест.

Домашнее задание: прочитать русские народные сказки с описанием русского быта.

xn—-ftbbunegin2a4g.xn--p1ai

Урок ИЗО 4 класс. Золотая весёлая осень. Хмурая осень. Гуашь

Урок ИЗО 4 класс «Осень». План-конспект урока Изобразительного искусства (ИЗО) в 4 классе.

Тема урока: Золотая веселая осень. Хмурая осень. Гуашь, акварель

Форма проведения: творческая мастерская

Цели урока:

1. Учить детей видеть и отражать в рисунке впечатления от золотой/хмурой осени, передавать ее колорит, используя разные цвета красок.

2. Развитие чувства цвета, гармонии и эстетики восприятия окружающего мира.

3. Воспитывать у детей любовь к природе через эстетическое восприятие и воспроизведение в рисунках.

Оборудование: альбом, гуашь или акварель, осенние листья, репродукции картин И. Левитана «Золотая осень», «Поздняя осень», музыка П. Чайковского «Осенняя песнь. Октябрь».

План урока

  1. Организационный этап (2 мин)
  2. Вступительная беседа (5 мин)
  3. Сообщение темы (3 мин)
  4. Обсуждение темы, подготовка к работе (10 мин)
  5. Практическая работа (20 мин)
  6. Выставка работ (3 мин)
  7. Рефлексия (2 мин)

Ход урока

1. Организационный этап

Вы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Слушайте внимательно,

Работайте старательно.

– Давайте проверим, как вы научились слушать. На перемене вы должны были приготовить к уроку определенные предметы. Я их называю, а вы проверяйте, есть ли они на парте: альбом, гуашь или акварель, осенние листья.

– Садитесь.

2. Вступительная беседа

– Стало вдруг светлее вдвое,

Двор как в солнечных лучах-

Это платье золотое

У березы на плечах.

Утром мы во двор идем –

Листья сыплются дождем,

Под ногами шелестят

И летят…летят…летят…

— О каком времени года это стихотворение?

— Ребята, подскажите мне, какие вы знаете признаки осени? (желтые и красные листья на деревьях, птицы улетают в теплые страны, летают паутинки, чаще идут дожди и др.)

— Какого цвета деревья осенью? Почему?

— Какие изменения произошли осенью в жизни растений?

— Наступила осень, и природа вокруг нас изменилась. Деревья, кусты и травы стоят в осеннем наряде. Листва на деревьях осенью очень разнообразна по цвету. Какого цвета становятся листья осенью?

— Да, листва имеет зеленые, красные, желтые и другие оттенки. Вот, например, из деревьев красными бывают листья только у рябины, осины и клёна. Ольха и многие ивы до самого листопада стоят зелёными. У всех остальных деревьев листья желтеют, но по-разному: ярко-жёлтый лист у берёзы, более тёмный жёлтый цвет у вяза, жёлто-коричневый у дуба, золотисто-жёлтый у липы. Издали листва у дерева кажется вся одного цвета, а возьмёшь в руки лист — какого цвета тут только нет! Зелёные полосы и коричневые пятна, бордовые узоры и многообразные переходы различных цветовых оттенков. Чтобы в этом убедиться, присмотритесь к листочкам, которые вы принесли.

В своем стихотворении «Осень» Э. Федоровской красочно описывает осень как замечательного художника:

Осень на опушке краски разводила,

По листве тихонько кистью проводила.

Пожелтел орешник и зарделись клены,

Все стоит в пурпуре только дуб зеленый.

Утешает осень: «Не жалейте лета!»

Посмотрите – роща золотом одета.

— Скажите ребята, почему осень называют «золотой»? (много желтых листьев, похожих на золото)

3. Сообщение темы

— Ребята, вот если я скажу – Золотая веселая осень. Как вы ее себе представляете?

— А если я скажу – Хмурая осень?

— Как видите, осень бывает разной.

— Кто попробует сформулировать тему нашего сегодняшнего урока?

— Да, наша тема «Золотая веселая осень. Хмурая осень»

4. Обсуждение темы, подготовка к работе

— Осень была и является вдохновением для творчества поэтов, художников, композиторов.

На доске вывешиваются 2 картины И. Левитана «Золотая осень», «Поздняя осень»

— Эти две картины написал один художник – Исаак Ильич Левитан. Посмотрите, как по-разному он изобразил осень на своих картинах.

— О какой картине можно сказать «Солнечная, яркая, сочная»? О какой – «Хмурая, ветреная»?

— Назовите цвет красок, которые художник использовал для первой картины. А для второй?

— Сравните то, как изменяется ваше настроение, когда вы смотрите то на одну, то на другую картину.

— Ребята, как вы думаете, зачем я попросила вас сегодня принести осенние листочки?

— Так, но не только для этого. Я хочу вам передать секрет рисования деревьев с помощью листьев.

— Скажите, какие части есть у дерева? (ствол, ветки, листья и т.д.)

— Присмотритесь к листочкам. Они похожи на деревья? Можно ли увидеть у них ствол, веточки?

— Правильно! Конечно же, можно! Поэтому наши листья могут нам помочь нарисовать дерево. Нам только надо намазать их нужным нам цветом или несколькими цветами вперемешку, раз уж мы говорим об осени, и сделать отпечаток.

Показ учителя.

— А чтобы нарисовать дерево без листвы, нужно листик наш оборвать, оставив только веточки.

Показ учителя.

— Надеюсь, что этот секрет вам пригодится, и кто-то из вас применит его в работе.

Физкультминутка

Ветер дует нам в лицо

Закачалось деревцо

Ветерок все тише, тише,

Деревцо все выше, выше.

5. Практическая работа

По вариантам: 1 вариант рисует золотую веселую осень, 2-й – хмурую.

– Работайте аккуратно.

Звучит музыка Чайковского, дети работают над осенним пейзажем, учитель направляет работу учащихся.

6. Выставка работ

Работы по вариантам вывешиваются под картинами И. Левитана

Золотая веселая осень

Хмурая осень

7. Рефлексия.

– Посмотрите на свои рисунки. Как вы думаете, получилось ли у вас отразить настроение веселой/хмурой осени?

– Вы очень хорошо потрудились. Молодцы!

Наведение порядка на рабочем столе.

Чтобы не пропустить ничего, что происходит и публикуется на блоге, подписывайтесь ЗДЕСЬ. И не забудьте оставить чуть ниже свой комментарий 😉 Я ценю ваше мнение!

С уважением и любовью, Татьяна Саксон

lit-dety.ru

План-конспект урока по изобразительному искусству (ИЗО, 4 класс) на тему: Урок изобразительного искусства “Золотая осень”

Урок изобразительного искусства «Золотая осень» в 4 классе

Тип урока: комбинированный

Цель: 

 расширить представления учащихся о многообразии и красоте окружающего мира и пейзаже, как особом жанре живописи 

Задачи:

  • развивать у детей интерес к пейзажной живописи, помогать осмысливать свои чувства, отношение к воспринимаемому пейзажу;
  • учить внимательно рассматривать художественную картину;
  • обратить внимание учащихся на следующие средства выразительности: цвет и цветосочетания, расположение на холсте, композицию, формат картины, близкие и дальние планы;
  • обратить внимание учащихся на то, что с помощью цвета можно рассказать о своем настроении, отношении к изображаемому пейзажу;
  • обогатить и активизировать словарь детей: ввести в него   искусствоведческие термины, эпитеты и метафоры, образные выражения, которые дети смогут использовать в своих суждениях для передачи эмоционального состояния человека;
  • развивать наблюдательность, эмоциональную  отзывчивость, ассоциативное образное мышление;
  • воспитывать патриотические чувства: любовь к Родине, восхищение природой Руси, гордость за творчество русских художников;
  • вызвать у детей желание нарисовать золотую осень, пробудить воображение детей, их творческие способности

Подготовительная работа.

 Экскурсия в парк или лес. Рисование осенних деревьев и кустов, осенней лужайки, лепка овощей и фруктов, составление осенних букетов, игра с листьями, рассматривание иллюстраций с изображениями осени, разучивание и чтение стихов, слушание отрывков музыкальных произведений и пение песен об осени. Проведение урока по знакомству со свойствами теплых и холодных цветов.

Оборудование.

Компьютер, проектор, колонки, экран, сканер

Гуашь, кисти, бумага для рисования на всех детей

Ход урока

  1.   Организационный момент.

Учитель. Закройте глаза и послушайте музыку. (Включить   запись фрагмента «Осень» из концерта фа-мажор  «Времена года» Антонио Вивальди) Приложение 1 

Учитель.  Какие чувства вызвала у вас  эта мелодия? (Предполагаемые ответы учащихся: грусть, умиротворение, печаль, нежность…)  

Учитель. Да, в музыке слышится светлая, легкая печаль. Мелодия звучала так нежно и светло.  О каком времени года хотел рассказать композитор? (Выслушать ответы детей)  Да, вот так композитор чувствовал золотую осень. (Если не догадаются, прочитать стихотворение А. С. Пушкина, не называя время года, а потом еще раз попросить назвать время года.)

  1. Постановка цели.

Учитель. Послушайте, как об этом времени года говорил Александр Сергеевич Пушкин.

Унылая пора!

Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса —

Люблю я пышное природы увяданье.

В багрец и в золото одетые леса…

Учитель.  А какие стихотворения об осени помните вы?

     Лес, точно терем расписной.                                                                                     Лиловый, золотой, багряный,                                                                                  Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют,

А между кленами синеют

То там, то здесь, в листве сквозной.

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной.

    За лето высох он от солнца…

(И. Бунин)

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора —

Весь лень стоит, как бы хрустальный.

И лучезарны вечера…

Где бодрый серп гулял и падал колос.

Теперь уж пусто все — простор везде.—

Лишь паутинки тонкий волос

Блестит на праздной борозде.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле.

Но далеко еще до первых зимних бурь         

И льется чистая и теплая лазурь

 На отдыхающее поле…

(Ф. И. Тютчев.)

(Выслушать ответы детей)

  1. Мотивация  учебной  деятельности

Учитель. Ах, как дивно рассказали об осени поэты! Представители какой профессии тоже очень красиво изображают осень, природу? (Выслушать ответы детей) Конечно, художники.  Каким же образом художник может рассказать о золотой осени? (Выслушать ответы детей) Ему нужно нарисовать, изобразить на холсте то, что он видел или видит в природе, что вызвало у него радость, удивление красотой осени. Но он должен нарисовать так, чтобы мы узнавали и деревья, и кусты, и речку. А с помощью красок он может изобразить время года: зиму, лето, осень, весну. И свое настроение: радость, грусть, тревогу, спокойствие, тишину.

    Презентация №1 с осенними пейзажами                                                                     под музыку  А. Вивальди «Времена года»

 Учитель.  Какое настроение у вас вызывают эти картины? (Выслушать ответы детей) Что объединяет все эти картины? (Изображена природа, осень) Как называют картины, на которых изображена природа? (Пейзаж)  Скажите, а что вы чувствуете, глядя на эти осенние пейзажи? (Выслушать ответы детей) Прелестные картины, трогающие наше сердце своей красотой. Давайте вспомним песню об осени, которую вы разучивали на уроке музыке. Под эту песню можно и потанцевать. (Приложение 2)

  1. Актуализация знаний 

Учитель. А сейчас мы подробно рассмотрим картину «Золотая осень», которую написал художник Исаак Ильич Левитан. (Презентация №2)

 Посмотрите на картину и скажите: что чувствовал художник, когда рисовал золотую осень? (Он показал, как красива наша природа в любое время года, что невозможно не любить Русь, эти леса, поля, реки и равнины.)  Как он смог выразить свое чувство красками? Ведь художник выражает свои чувства с помощью красок. Какие краски здесь радостные? А какие краски выражают грусть? (Выслушать ответы детей)

Учитель. Да, радость художник передал теплыми красками, но он использовал и холодные тона, их меньше. Поэтому, глядя на картину, мы чувствуем радость, удовольствие от пышной красоты природы, но в то же время и легкую грусть прощания с летом, с осыпающейся листвой деревьев, увядающей травой, с теплом и солнцем. Какая же здесь нарисована осень?

 (Предполагаемые ответы учащихся: нарядная, яркая, золотая, веселая)

Учитель. Да, художник назвал эту картину «Золотая осень». А как вы думаете, почему он ее так назвал — «золотая»? Какие цвета он использовал?

(Предполагаемые ответы учащихся: много желтых, оранжевых красок)

Учитель. Как эти цвета можно назвать одним словом? Какие они?

(Предполагаемые ответы учащихся: теплые, радостные, веселые)

Учитель. Молодцы, дети! Художник очень радовался, увидев эту красоту. Он восхищался ею, почувствовал это праздничное настроение, эти нарядные краски осени. Славная осень! А что интересного, красивого увидел художник?

(Предполагаемые ответы учащихся: красивые березки, луга, речку)

Учитель. А какого цвета травка на лугах?

(Предполагаемый ответ учащихся: зеленого)

Учитель. Посмотрите внимательно: зеленого ли? Нет, она коричневато-зеленая, зеленовато-коричневая, желтоватая, бурая. К концу лета она от солнышка подсохла. Давайте внимательно рассмотрим картину. С левой стороны, близко к нам, на переднем плане, художник нарисовал несколько деревьев. Что это за деревья?

(Предполагаемые ответы учащихся: березки)

Учитель. Расскажите о них. Какие они?

(Предполагаемые ответы учащихся: « Они тоненькие, с белыми стволами. На двух передних листочки почти все облетели. А у тех, которые чуть дальше, листва еще есть. Она золотая, желтая, коричневато-оранжевая.»)

Учитель. А еще дальше, на дальнем плане, видна группа березок. Такую группу называют «роща». А листочки на этих березках видны?

(Предполагаемый ответ учащихся: нет)

Учитель. Правильно, нарисованы только чуть виднеющиеся стволы и пышные кроны деревьев — ведь деревья далеко, а издалека листочки не рассмотреть. Чтобы показать, что эти березки далеко, художник расположил их на холсте выше, чем те деревья, которые мы видим на переднем плане.

А теперь посмотрите на правую сторону картины. Что же здесь нарисовано?

(Предполагаемый ответ  учащихся: речка)

Учитель. Да, речка. Близко к нам она синяя, есть даже немного фиолетового цвета, а вдали — беловато-голубая. Синие и фиолетовые — это холодные тона. Посмотрите, как нарядно смотрятся вместе теплые оранжевые, желтые, золотые и холодные сине-фиолетовые краски. А чего больше — теплых красок или холодных?

(Предполагаемый ответ  учащихся: теплых)

Учитель. Вдали, на излучине (изгибе) реки, стоит одинокая березка, яркая, как свечка. Справа от нее — хоровод зеленовато-коричневатых деревьев. А что изобразил художник на самом дальнем плане, там, где начинается небо? (Выслушать ответы детей) Да, на горе мы видим зеленую пашню, несколько домиков, а дальше — стена березок и лес. А какого цвета небо?

(Предполагаемые ответы учащихся: голубое, с легкими белыми облачками)

Учитель. Чего больше на картине — неба или земли? (Выслушать ответы детей) Каждый художник старается выразить через картины свое отношение к Родине. Все делают это по-разному. Левитану очень понравилась красота земли, осенней природы и поэтому художник выбрал форматом данного полотна вытянутый по горизонтали прямоугольник, что позволило ему изобразить большое пространство земли.

А есть ли на картине солнышко? Как вы догадались? Мы видим тени от деревьев — значит, солнышко есть. Солнышко «зажгло» золото листвы, и деревья пламенеют ярким желто-оранжевым светом!

Вот так может рассказать художник о том, что ему понравилось.

А сейчас мы все вместе исполним танец-импровизацию «Листья желтые над городом кружатся» (Приложение 3)

  1. Практическая часть

Учитель. Сегодня мы послушали музыку и стихотворения об осени, рассмотрели картины художников. Нам было радостно и немного грустно. Музыка, стихи и картины подарили нам эту радость и легкую, светлую грусть.

А теперь попробуйте, как художники, нарисовать осень. Но не забудьте, что вы рисуете яркую золотую осень. Значит, нужно подобрать такие же звучные, чистые, насыщенные, яркие краски.

Дети приступают к работе.

Можно включить запись мелодии А. Вивальди «Времена года», только

негромко.

  1. Эмоционально-эстетическая оценка и самооценка

В процессе работы учитель осуществляет индивидуальную помощь детям, нуждающимся в поощрении, одобрении. В конце занятия следует рассмотреть все работы, особо выделить выразительно выполненные, те, в которых ощущается радость, яркость золотой осени. Оценке подлежит и придуманный сюжет. Следует обратить внимание на то, какими изобразительными средствами удалось передать «золотую осень».

 Учитель. Давайте сейчас посмотрим наши рисунки о золотой осени. Удалось ли нам рассказать о том, какая она нарядная? Полюбуемся, какие мы художники. Получилась ли у нас радостная, нарядная, золотая осень? (Обсуждаются рисунки детей.) Да, очень красивые краски вы подобрали, придумали интересные пейзажи — как настоящие художники! Молодцы!

  1. Итог урока

Можно предложить детям оформить выставку работ и этими работами украсить классный кабинет или другие помещения школы.  Можно напечатать календари, вставив  рисунок ребенка. Получатся неповторимые работы.

Пример: Приложение 4

  1. Уборка рабочих мест.
  2. Домашнее задание: прочитать русские народные сказки с описанием русского быта.

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *