Дата ______________
Тема: Когда и где?
Цели: ознакомить с понятиями «век», «тысячелетие», «летосчисление»; формировать умение работать с исторической картой.
Формируемые УУД; познавательные — самостоятельно формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; коммуникативные — с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; регулятивные — ставить учебные задачи, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, оценивать качество и уровень усвоения материала; личностные — проявлять желание больше узнать.
Оборудование: электронное приложение к учебнику, карточки для индивидуальных заданий, лента времени, кроссворд, рисунки с изображением египтянина, римлянина и грека, на каждой парте карточка с вопросами.
Ход урока
I, Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний
1. Индивидуальное задание на карточке
(Карточки можно приготовить для 2—3 учеников.)
– Запишите определения понятий «история», «исторические источники», «археология».
2. Кроссворд
1
2
3
4
5
б7
1. Древние записи о событиях, которые велись год за годом. (Летопись.)
2. Первый в России музей. (Кунсткамера.)
3. На Манежной площади в Москве установлен … маршалу Победы ПК. Жукову. (Памятник.)
4. «История, вооруженная лопатой». (Археология.)
5. История одного человека. (Биография.)
6. Хранилище документов. (Архив.)
7. Настоящий, текущий день. (Сегодня.)
(Ключевое слово в выделенных клетках: история.)
3. Работа в группах
— Назовите исторические памятники нашего города. (Побеждает команда, которая последней назовет исторический памятник.)
4.
— Кто написал сочинение об исторических музеях нашего города?
(Заслушать желающих.)
III. Самоопределение к деятельности
— Изучая историю, важно знать, когда произошло то или иное событие, какое событие было раньше, а какое позже. Посмотрите на доску. Перед нами какая-то лента. А вот какая? (Высказывания детей.)
Встретились древние египтянин, римлянин и грек и стали обсуждать одно и то же событие. (Учитель показывает рисунки с изображением египтянина, римлянина и грека.)
Древний грек говорил: «Это было в первом году 75-й олимпиады». Римлянин возразил: «Нет, это было в 273 году от основания Рима». А египтянин утверждал: «Это было в 20 году правления нашего фараона».
— Каждый из них был по-своему прав, потому что у каждого народа было свое летосчисление. Как вы думаете, это удобно? (Это неудобно: если не знаешь летосчисление других стран, не сможешь определить, какой год, например, в Риме.)
— Представляете, какие трудности испытывали люди при подсчете лет! Какова цель урока? (Выяснить, как правильно определять, когда происходило историческое событие.)
IV. Открытие нового знания
1. Работа по ленте времени
(Учитель сопровождает свой рассказ показом ленты времени.)
Год, когда произошло важное событие, называют исторической датой. Сто лет — это столетие, или век. Тысячелетие – это тысяча лет, или 10 веков.
Во многих странах мира летосчисление ведут от Рождества Христова. На ленте времени Рождество Христово условно считают нулевым годом. Время, исчисляемое от Рождества Христова, мы называем «наша эра» (а пишем сокращенно н. э.). Продолжается наша эра две тысячи лет.
2. Работа по учебнику С. 37
– Прочитайте об этом на с. 37 учебника, начиная с третьего абзаца. Сколько лет длился I век нашей эры? (100лет.)
– Когда начинается II век? (В 101-м году.) – А когда он завершается? (В 200-м году.)
В каком веке мы с вами живем? (Мы живем в XXIвеке.) Почему историки задают вопрос «когда?». Что они хотят знать? (Они хотят знать время, точнее, дату события.)
V. Первичное закрепление
1. Практическая работа
1147 г., первое упоминание о Москве в летописи — это историческая дата. Еще одна историческая дата — 753 г. до н. э., основание Рима.
Посмотрим, как эти даты расположить на ленте времени. (Если дети затрудняются, учитель сам показывает эти даты ни ленте времени.)
Рим был основан за 753 года до н. э., поэтому мы сделаем отметку слева, Москва основана в нашей эре, поэтому отметим справa.
Какой из двух городов – Москва или Рим – был основан раньше? На сколько раньше? Что мы сделаем, чтобы решить эту задачу по истории? (Рим старше Москвы. Решение: 753 + 1147=1900.)
– Сколько лет назад был построен Рим? Как мы будем решать задачу? (Решение: 753 + 2014 = 2767.) Где на ленте времени мы отметим даты: 1242 г.? 74 до н. э.? 1586 г.? 1384 г. до н. э.? (Ответы детей.)
2. Работа в группах
В истории, кроме арабских цифр, которые вам уже известны из математики, используют и римские цифры. Римскими цифрами принято отмечать века, арабскими — годы.
– Рассмотрите таблицу на с. 36 учебника. Придумайте подсказку, как легче запомнить римские цифры. (1 — I (одна палочка), 2 — II (две палочки), 5 — V (галочка), 4 = 5 — 1 (значит, IV), 7 = 5 + 2 (значит, V + II), 10 –X, 11 = 10 + 1 (значит, X +1) и т. д.)
3. Выполнение заданий в рабочей тетради
— Выполните самостоятельно задания 2 на с. 19 и 3 на с. 20. (Взаимопроверка.)
VI. Физкультминутка
VII. Работа по новой теме
1. Беседа
— Сейчас нам предстоит узнать, почему историки задают вопрос «где?». Предлагаю отгадать загадку.
Дорога есть — ехать нельзя,
Земля есть — пахать нельзя,
Луга есть — косить нельзя,
В реках, морях воды нет. (Карта.)
(На доске запись: карта — помощница.)
— Почему карта названа помощницей? (Она может рассказать о звездах и созвездиях, если это карта звездного неба, или о поверхности Земли, если это физическая карта. О государствах расскажет политическая карта и т. д.)
2. Работа в парах
Для историка важно не только знать, когда произошло событие, но и представлять, где оно происходило. Для этого нужны исторические карты.
— Рассмотрите одну такую историческую карту на с. 39 учебника. Чтобы понять ее, необязательно знать исторические события. Карта сама вам все расскажет. Что вам в этом поможет? (Условные обозначения.)
— Расскажите о событиях, представленных на карте. (На каждой парте карточка с вопросами.)
1. Где расположена крепость?
2. Как она обороняется изнутри?
3. Сколько входов в крепость?
4. Что обороняет крепость со стороны реки Дунай?
5. Как наступают русские войска на воде и на суше? Расскажите, как атакуют колонны, флотилия, артиллерия.
(Ученики работают в парах. Выслушать 2—3 пары.) Итак, мы с вами выяснили, почему историки задают вопрос «где?».
(Учитель предлагает рассказать о мире с точки зрения историка.)
— Разделимся на 2 команды. Одна команда называет историческое событие, а другая — век, в котором оно произошло.
Затем меняемся заданиями. Примеры дат и событий представлены в таблице.Историческая
дата (ГОД)
Событие
Век
1147
Первое упоминание о Москве
XII
1703
Основание Санкт-Петербурга
XVIII
988
Крещение Руси, принятие христианства
X
1812
Отечественная война с войсками императора Наполеона
XIX
1941
Начало Великой Отечественной войны с фашистской Германией
XX
VIII. Подведение итогов урока
Какова была цель урока? (Узнать, что историки подразумевают под вопросами «когда?» и «где?».)
Какие знания мы открыли?
Домашнее задание
1. Прочитать текст и выполнить задания на с. 36—40 учебника.
2. Выполнить задания на с. 19—20 рабочей тетради.
infourok.ru
Лента времени.
-Откройте страницу 38. Там рисунок.
-Мы говорим о том, что время имеет счет. Есть века, есть годы. Посмотрите на ленту здесь изображена часть, которая проходила до нашей эры посмотрите,как начинается считать от большого к меньшему, давайте посмотрим, вы узнаете римский попробуем вместе 5-й, 4,3,2,1 и снова начинается наша эра 12345-й.
-А сейчас у нас какой век?
Итак, перед вами лента времени она не вся.
-Она начинается с какого века? -Мы сейчас с вами живем 21 веке.
-А у себя в учебнике найдите ленту времени и скажите, с какого века начинается?
-Кто запомнил век это сколько лет?
-Давайте найдем сначала, где находится века и годы?
Обратите на это внимание!
-Итак, ребята, ваша лента с какого года начинается?
-А век какой?
-Сто первый год по двухсотый это век какой?
Век это сколько лет?
Да наша лента времени наглядно это показывает, что век это сто лет.
Задание (стр. 38):
Определите, в каком веке произошло событие?
-Когда ты родился?
-Это какой век?
У разных народов был различный счет лет—летосчисление.
-Египтяне отсчитывали годы от начала правления нового фараона (правителя) т.е. они вели счет лет по годам правления царей. Каждый раз со смертью одного царя и воцарением другого приходилось начинать новый счет лет
-Греки вели счёт лет по Олимпийским играм, которые проходили один раз в 4 года.
-Римляне считали первым годом их истории
год основания города Рима
-Сейчас в России и многих других странах принято летосчисление от Рождества Христова. При этом счете лет начальной датой принят год, в который, как считают христиане, родился основатель христианской веры Иисус Христос.
-Счет лет от Рождества Христова в нашей стране установил царь Петр Первый. Произошло это примерно 300 лет назад.
-Что вы знаете о Петре1?
События, случившиеся позднее даты рождения Иисуса Христа, относятся к нашей эре. О том, что произошло раньше этого времени, мы говорим, что это случилось до нашей эры.
Вы знаете, что век отрезок времени, равная сто годам.
Значит, 1 век нашей эры длился ровно сто лет и закончился в сотом году нашей эры. 2-ой век нашей эры начался в 101 году нашей эры и завершился в 200 году нашей эры…отрезок времени между 1801и 1900ми годами, приходится на какой век?
Молодцы!
Задание: Соотнеси года и века.
– мы начнем с самого маленького века, а самый маленький какой век?
– Какому году он будет соответствовать, вам может помочь таблица на стр. 38.
-10-й век – это какой год?
-Какую картину вы бы соотнесли?
-12 век какому году относится? и т.д.
Давайте сделаем микро вывод:
-Что такое век?
-Что такое тысячелетие?
– В истории годы, принято обозначать какими цифрами?
-Что такое летосчисление?
-Кто первые установил счет лет в России?
Молодцы!
nsportal.ru
Кинопособие разработки уроков « Окружающий мир» 4класс
Тип урока: комбинированный
Цель
— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
Характеристика деятельности учащихся
Понимать учебные задачи урока, стремиться их выполнить.
Определять по «ленте времени» век, в котором происходили упоминавшиеся ранее исторические события. Обсуждать сроки начала года в разных летоисчислениях. Работать в паре: анализировать историческую карту, рассказывать по ней об исторических событиях.
Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке
Планируемые результаты
Предметные ( знать, уметь)
Знать понятия о веке (столетии) и тысячелетии, летосчисление в древности и в наши дни, «лента времени».
Уметь описывать отдельные (изученные) события из истории отечества, использовать ленту времени
Метапредметные (Регулятивные. Познавательные. Коммуникативные)
П. – соотносить год с веком, определять последовательность исторических событий. Использовать знаково – символические средства (модели, схемы) для решения задач.
Р. – различать способ и результат действия.
К. – формулировать свои затруднения, задавать вопросы, слушать собеседника.
Личностные результаты
Мотивационная основа учебной деятельности, включающая учебно – познавательные мотивы.
Способность к оценке своей учебной деятельности.
Основные понятия и определения
Век. Тысячелетие. Летосчисление. Эра. Историческая карта.
Подготовка к усвоению нового материала
Узнаем, как ведётся счёт лет в истории, что такое историческая карта. Будем учиться соотносить дату исторического события с веком, находить место события на «ленте времени», читать историческую карту.
Вспомни, какие исторические события ты знаешь. Когда и где они происходили?
Изучение нового материала
При изучении истории нельзя обойтись без ответа на вопрос «когда?». Действительно, очень важно выяснить, когда были те или иные исторические события, какое из них случилось раньше, а какое — позже
Как обозначаются даты исторических событий?
О тех из них, которые произошли в недавнем прошлом, мы говорим: «Это было в таком-то месяце такого-то года». Например: «Впервые человек побывал в космосе 12 апреля 1961 года». Слова «месяц», «год» привычны нам. А как сказать о событиях, которые случились сотни и тысячи лет назад? В таких случаях приходят на помощь слова «век», «тысячелетие».
Век, столетие — сто лет.
Тысячелетие — тысяча лет, или 10 веков
В истории годы принято обозначать с помощью арабских цифр, века — с помощью римских.
Эта табличка поможет тебе установить соответствие между арабской и римской нумерацией.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
I II III IV V VI VII VIII IX X
11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
XI XII XIII XIV XV XVI XVII XVIII XIX XX
У разных народов был различный счёт лет — летосчисление. Древние египтяне вели счёт лет по годам правления царей. Каждый раз со смертью одного царя и воцарением другого приходилось начинать новый счёт лет. Жители Древнего Рима считали первым годом своей истории год основания города Рима.
Сейчас в России и многих других странах принято летосчисление от Рождества Христова. При этом счёте лет начальной датой принят год, в который, как считают христиане, родился основатель христианской веры Иисус Христос.
Счёт лет от Рождества Христова в нашей стране установил царь Пётр Первый. Произошло это примерно 300 лет назад.
События, случившиеся позднее даты рождения Иисуса Христа, относятся к нашей эре. О том, что произошло раньше этого времени, мы говорим, что это случилось до нашей эры.
IV | III | II | .1 | II | III | IV |
До нашей эры Наша эра
Вы знаете, что век равен 100 годам.
Значит, век нашей эры длился ровно сто лет и закончился в 100 году нашей эры. II век нашей эры начался в 101 году нашей эры и завершился в 200 году нашей эры… Отрезок времени между 1501 и 1600 годами приходится на XVI (16-й) век, между 1601 и 1700 годами — на XVII (17-й) век.
Годы 1-100 101- -200 201-300 301-400
Века 1 II III IV
901-10001 1001-1100 1101-1200
X XI XII
ЛЕНТА 1601-1700 1701-1800 1801-1900
ВРЕМЕНИ XVII XVIII XIX
Определи, в каком веке произошло каждое из этих событий: первое упоминание в летописи о Москве—1147 год; основание Санкт-Петер бурга — 1703 год; твоё рождение.
КАРТА-ПОМОЩНИЦА
Знать, когда произошло событие, очень важно. Но не менее важно и представлять себе? где оно происходило. В этом может помочь историческая карта. Чтобы её прочитать, нужно изучить условные знаки. Например, границы государств даны специальной пунктирной линией, места битв отмечены окрещёнными мечами. Важную роль на исторической карте играет цвет.
В разные цвета окрашены территории различных государств. Если разобраться во всём этом, то историческая карта станет вашей верной по-
мощницей в познании прошлого.
Осмысление и понимание полученных знаний
Рассмотрите карту взятия крепости Измаил русскими войсками. О чём она может рассказать вам?
Обсудим!
Как вы дополните свой рассказ о мире с точки зрения историка, используя знания, полученные на уроке?
Самостоятельное применение знаний
Проверь себя
1. Что означают слова и выражения «век», «тысячелетие», «летосчисление», «наша эра», «до нашей эры»? 2. С помощью какой карты можно узнать об исторических событиях?
Вывод
Для обозначения дат событий используют слова «век» («столетие»), «тысячелетие». Записывают даты арабскими и римскими цифрами. Помощницей при изучении истории является историческая карта
Задания для домашней работы
Узнай по году век: 1242 год — Ледовое побоище; 1380 год — Куликовская битва.
Найди в энциклопедии даты жизни известных тебе великих людей. По этим датам определи век (века).
Русское летоисчисление от Сотворения мира
Летоисчисление Славян до Петра 1
Летоисчисление на Руси
КАК СЧИТАЛИ НА РУСИ.
ИСТОРИЧЕСКАЯ КАРТА (Видеовариант презентации)
Как читать исторические карты
Как не путаться в веках
Старинные карты
Источники информации:
ШКОЛА РОССИИ ФГОС А. А. Плешаков учебник, Е.А. Крючкова рабочая тетрадь Окружающий мир 4 класс Москва «Просвещение» 2014
Сайт YouTube: https://www.youtube.com /
Хостинг презентаций окружающий мир
– http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html
xn--j1ahfl.xn--p1ai
IV. Практическая деятельность | Составление рассказа Проверочная работа | предлагает учащимся рассказать по исторической карте, как происходило взятие крепости Измаил русскими войсками, используя вопросы: 1) Где расположена крепость? 2) Как она обороняется изнутри? 3) Сколько входов в крепость? Назови их. 4) Какой вид войска обороняет крепость со стороны реки Дунай? 5) Расскажите, как атакуют колонны, флотилия, артиллерия русского войска. № 1. Вставь пропущенные слова, чтобы получилось верное высказывание: «Для обозначения дат событий используются слова: сто лет – … (век), а десять веков – … (тысячелетие). События, случившиеся позднее даты рождения Иисуса Христа, относятся к… (нашей) эре. О том, что произошло раньше этого времени, мы говорим, что это случилось… (до нашей эры). В истории годы принято обозначать с помощью… (арабских) цифр, а века – с помощью… (римских) цифр. Помощницей при изучении истории служит… (историческая) карта». № 2. Узнай по году век: 1) Первое упоминание о Москве – 1147 год – … век. 2) Основание Санкт-Петербурга – 1703 год – … век. 3) Крещение Руси, принятие христианства – 988 год – … век. | Составляют устные рас-сказы. Выполняют работу письменно, сдают на проверку. | Фронтальная, индивидуальная | Познавательные: Регулятивные: ориентируются в учебнике, при выполнении практической работы следуют ранее оговоренному плану; принимают и сохраняют учебные задачи. Коммуникативные: умеют задавать вопросы для уточнения последовательности Личностные: оценивают усваиваемое | Устные рассказы, пись- менные работы. |
nsportal.ru
Слайд 1
Выполнила учитель начальных классов МАОУ СОШ №19 Сенина О. Ю. Когда и где?Слайд 2
История – путешествие в глубь времен . Как обозначаются даты исторических событий? Век, столетие – сто лет. Тысячелетие – тысяча лет, или 10 веков. В истории годы обозначают арабскими цифрами, века – римскими. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 I II III IV V VI VII VIII IX X 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 XI XII XIII XIV XV XVI XVII XVIII XIX XX
Слайд 3
ЛЕТОИСЧИСЛЕНИЕ Летоисчисление – это система отсчета времени (в днях, неделях, месяцах, годах), начатая с определенного события. Летоисчисление могло отличаться у разных народов, конфессий . Это можно объяснить тем, что за начальную точку принимались различные события. Однако на сегодняшний день во всем мире официально установлена одна система летоисчисления, которой пользуются во всех странах и на всех континентах.
Слайд 4
События, случившиеся позднее даты рождения Иисуса Христа, относятся к нашей эре. О том, что произошло раньше этого времени, мы говорим, что это случилось до нашей эры. До нашей эры Наша эра
Слайд 5
Используя ленту времени в учебнике на странице 38, определи, в каком веке произошли данные события. 988 г. – год крещения Руси 1242 г. – Ледовое побоище 1147 г. – первое упоминание о Москве 1380 г. – Куликовская битва 1703 г. – основание Санкт-Петербурга 1812 г. – Отечественная война 1961 г. – полет Юрия Гагарина
Слайд 6
Карта – помощница Истори́ческая ка́рта отображает какой-либо прошлый период (эпоху) развития человеческого общества , исторические явления и события на данной территории . Рассмотрите карту взятия крепости Измаил русскими войсками . О чем она может рассказать вам?
Слайд 7
Проверь себя. Что означают слова и выражения «век», «тысячелетие», «летоисчисление», «наша эра», «до нашей эры». С помощью какой карты можно узнать об исторических событиях?
nsportal.ru
Мир глазами историка. Когда и где?..
презентация к уроку
«Окружающий мир»
Скорнякова Наталья Васильевна
учитель начальных классов
МБОУ «СШ им.Д.Сидорова пос.Славинска Гвардейского района»
б
л
и
ы
а
н
а
р
х
в
и
я
и
с
т
о
р
и
е
о
л
ь
т
с
и
п
Русская народная историческая песня-сказание о героях
Наука, название которой переводится
Запись исторических событий по годам – вид древнерусской литературы
Учреждение для хранения старых, старинных документов
с греческого как “рассказ о прошедшем”
У многих древних народов были представления о богинях, прядущих особые нити – нити человеческих судеб.
В Древней Греции – Мойры – три дочери богини Ночи
У славян- богиня Макошь
и две её помощницы –
богини Доля и Недоля
Лента времени
Летоисчисление
– счёт лет
Древний Египет
Древняя Греция
Древний Рим
Современный мир
Египтяне отсчитывали годы от начала правления нового фараона ( правителя )
Греки вели счёт лет по Олимпийским играм, которые проходили один раз в 4 года.
Римляне считали первым годом их истории год основания Рима
Сейчас в России и многих других странах принято летоисчисление от Рождества Христова
Счёт лет идёт от года рождения Иисуса Христа, основателя новой религии – христианства
То, что произошло до рождения Христа
– случилось до нашей эры .
События позже этой даты относят к
нашей эре
РХ
До нашей эры
Наша эра
Век, столетие – 100 лет Тысячелетие – 1000 лет = 10 веков
Годы принято обозначать арабскими цифрами
– 1, 2, 3… 10…
Века обозначают римскими цифрами
– I, II, III… X…
1961
1147
1799
988
Соотнеси года и века
XVIII
X
XX
XII
multiurok.ru
Тип урока
открытие нового знания
Планируемые образовательные результаты
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться работать с учебником, работать с исторической картой.
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником.
Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях
методы и формы обучения
объяснительно-иллюстративный, поисковый; групповая, фронтальная, индивидуальная
Образовательные ресурсы
http://audiostars.org/?mp3
http://download8.proshkolu.ru
Оборудование
Интерактивная доска, компьютер, карточки с новыми словами; таблица римских цифр, исторические карты; «лента времени»; отрывной настенный календарь
Основныепонятия
Век, тысячелетие, летосчисление
организационная структура (сценарий) урока
Этапы урока
Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формы организации взаимодействия
на уроке
Формируемые умения(универсальные учебные действия)
Промежуточный
контроль
1
2
3
4
5
6
7
I. Мотивация (само-определение) к учебной деятельно-сти
Эмоциональная, психологическая мотивационная подготовка учащихся
к усвоению учебного материала
звучит отрывок из песни о времени (к кинофильму «Стрелы Робин Гуда») в исполнении Владимира Высоцкого.(Приложение 1)
– Здравствуйте, юные историки! Сегодня нас ждет путешествие в глубь времен, и мы узнаем, почему историки так часто задают вопросы «Где?» и «Когда?»
Слушают учителя.
демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку
Фронтальная, индивидуальная
Коммуникативные:высказывают свою точку зрения, вступают в диалог.
Личностные: понимают и принимают значение знаний для человека; имеют желание учиться
Устные ответы,
организация рабочего места
II. Актуализация опорных
знаний
Проверка домашнего задания: фронтальный опрос.
Кроссворд
– Что изучает история?
– Приведите известные вам примеры истори
univerfiles.com