Князь Владимир правил Русью в период с 978 по 1015 г.г. Сначала стал великим князем киевским, а затем присоединил к нему и другие земли. Он стал крестителем Руси, обратив ее в христианскую веру.
Достоверно дата его рождения не установлена. Историки относят это событие, приблизительно к 960 году. Владимир был сыном Святослава, внуком Игоря и правнуком основателя династии – Рюрика. Мать его, Малуша, была ключницей у его бабки – княгини Ольги и наложницей Святослава.
Родился будущий князь всея Руси в небольшой деревушке, близ Пскова, как считают историки. Первые годы своей жизни он и провел там со своей матерью. Позже он попал в Киев и воспитывали его княгиня Ольга и его дядя по матери – Добрыня (он был воеводой).
Святослав, потерпев поражение в походе на греков, по возращении домой был убит печенегами.
После гибели Святослава меж его старшими сыновьями, Ярополком и Олегом, завязалась война. В результате ее Олег гибнет, а Ярослав присоединяет к Киевским землям владения брата.
Собирался пойти он и на Новгород. Владимир бежал оттуда. Но, спустя 2 года, он возвращается с целой ратью наемных варягов. Он намерен убить брата. Киевскив воевод, поставленных Ярополком в Новгороде, он отправляет к нему с этой вестью. К Владимиру примыкают и новгородцы.
Решил Владимир посвататься к дочери полоцкого князя – Рогнеде. К ней уже сватался Ярополк. А Владимиру она отказала, назвав его сыном рабыни. Это сильно оскорбило князя и в ярости он громит Полоцк, убив его князя и сыновей, и увозит с собой Рогнеду.
Оттуда сразу же направляется он к Киевским землям. Брат его бежит. Позже, он будет убит.
978 год. Владимир объявляет себя князем киевским.
С начала своего правления Владимир занялся нововведениями в языческом вероисповедании. Были даже и гонения христиан на Руси. Но, не долго. Вскоре князь понял, что для объединения земель русских язычество – помеха. И встал вопрос о едином вероисповедании, способствующем единению и послушанию подданных. Долго выбирал князь веру. И вот, в 987 году было принято решение о крещении Руси. Точная причина выбора именно христианства не известна. До сих пор ведутся споры на эту тему. Есть версия, что крещение решил принять Владимир, для того, чтобы взять в жены царевну Анну, которая была христианкой. Однако, эта версия не единственная.
988 год. Этот год считается годом крещения Руси. Дата эта тоже не точная, но общепринятая.
До перехода в веру христианскую Владимир имел несколько жен. И осталось от них у него много детей. После крещения же, его официальной супругой считалась византийская царевна Анна. Но, была у него и еще наложница, имя которой осталось неизвестно.
Князь Владимир был человеком, любящим роскошь и гуляния. Характер его больше был мирным. Но, походы военные он все же, как и подобает правителю, совершал.
Расширил он границы государства Русского, присоединив и обложив данью многие земли.
981 – 982 годы – объединение Древлянских владений с Вятскими. Вятичи подверглись налогообложению.
В 984 году были завоеваны Радимичи. Обложил данью князь и Хазарские земли.
В 985 году вел он войну с Болгарией. В 988 осаждал Крым (тогда – Корсунь). На хорватские земли собрал он войско в 991 г.
Участвовал Владимир и в военных походах вместе с византийскими войсками.
А в 1015 совершил он последнее свое военное похождение на печенежские земли. В этом же году князь умер, будучи тяжело болен.
За время его правления, помимо завоеваний, было заключено им и не мало мирных договоров с разными государствами, в том числе с Чешским и Византийским.
Датой смерти князя считается 15 июля 1015 года.
Владимир Красное Солнышко (Владимир Великий, Владимир Святославович) являлся князем Киевской Руси. Происходил из знатного рода Рюриковичей (был внуком основателя династии).
Родился приблизительно в 960 году, точная дата не установлена. Его отцом был известный полководец Святослав Игоревич. Именно во время правления князя Владимира в Киевской Руси отказались от языческого вероисповедания и приняли христианство. Смену религии князь расценивал как возможность объединения земель в целостное государство. Владимир смог также расширить территориальные границы Киевской Руси.
Владимир Красное Солнышко пришёл к власти в 978 году. После смерти его отца Святослава, будущий креститель Руси и два его старших брата (Олег и Ярополк) вели междоусобную борьбу за право правления землями. Перед смертью, Святослав поделил свои владения между сыновьями, но Ярополк убил Олега и присвоил себе его земли. Позже, Владимир собрал большое войско и направился в Киев к Олегу, но брат сбежал.
О князе Владимире есть упоминания в исторической летописи под названием “Слово о полку Игореве”. В ней описываются военные его военные походы, а также управленческие достижения и политические реформы. Также, до наших времён сохранились серебряные и золотые монеты с изображением Владимира Великого. Считается, что эти монеты были первыми из выпущенных в Киевской Руси.
До крещения Руси, у Владимира было несколько жён и наложниц, а также, множество детей от них. Позже он женился на дочери византийского царя Анне. Предполагается, что у этого брака были политические мотивы. Согласно историческим данным, у Владимира было более, чем двадцать детей. Наиболее известной исторической личностью среди его сыновей был князь Ярослав Мудрый, своим же приемником Владимир собирался сделать другого отпрыска — Бориса.
Датой смерти Владимира Святославовича принято считать 15 июля 1015 года. Он был тяжело болен, а также, измотан военными походами, целью которых было завоевание территории. После смерти князя, власть над Киевской Русью перешла к одному из его сыновей — Вышеславу.
История нашей Родины рассказывает о страшных событиях и о славных делах наших предков, учит современников не совершать ошибок. Биография Владимира Красное Солнышко лишнее подтверждение этому.
В первые годы правления характер юного Владимира, внука княгини Ольги отличается жестокостью, многочисленным прелюбодеянием, растлением малолетних. После победы над Ярополком, Владимир на главной площади Киева строит огромное святилище, где помещает языческих идолов. Главному богу Перуну, Владимир повелевает придать свой облик. Проявляется гордыня и все дозволенность повелителя. По мере взросления, буйный характер Владимира успокаивается, приходит мудрость.
Он понимает, что многочисленные языческие боги не способствуют укреплению власти. Вспоминается, как бабка княгиня Ольга проводила христианские обряды. В 987 году на совете бояр князь Владимир объявляет о «крещении Руси по греческому закону». Кроме того принятие христианства обещало усиление дружбы с Византией.
Крещение Руси.
Владимир Святославович решает жениться на сестре византийских императоров Анне. Девушка соглашается на сватовство, при условии что Владимир примет христианство. Пока Анна по морю добиралась до земель жениха, с ним случилась беда. Князь внезапно ослеп. Встревоженная невеста посоветовала немедленно креститься жениху. Во время обряда зрение вернулось к Владимиру. Уверившись в Иисуса Христа, киевский владыка повелел крестить народ свой, в первую очередь своих сыновей и ближних бояр. Характер владыки Руси меняется. Своих прежних женщин Владимир освобождает, даже Рогнеде прощает ее попытку убить мужа. Единственной женой остается византийская принцесса Анна, с которой он венчается.
Княжич увлекается рукописанием, церковным учением. Единственной заботой повелителя становится укрепление и безопасность земель русских, он завоевывает территории на Северном Кавказе, по берегам Волги, Каспия. Народ чувствует милость и заботу о себе, называет князя Красным Солнышком. Для укрепления христианской веры строится величественный храм Пресвятой Богородице, на горе Афон приобретается скит для русских монахов. Отдает в пользу церкви десятую долю всех своих доходов. Для просвещения народа вызывает в страну греческих священнослужителей, создается специальное учебное учреждение. Издает новый церковный Устав, получивший название «Кормчая книга». Начинается массовое просвещение и крещение жителей страны. Во многих уголках Руси строятся православные храмы. Последние годы правления Владимира Красное Солнышко можно считать спокойными, военные походы совершались только для отражения атак печенег. По границам своего государства, правитель построил города крепости.
Потомки князя чтут его заслуги перед государством,15 июля считается днем памяти властителя. Сегодня князю Владимиру стоит красивый памятник в Москве. Вот так из бунтаря и блуда, приняв православие Владимир Святославович стал мудрым правителем, совершил множество славных дел для своего народа.
Для детей
Биография по датам и интересные факты. Самое главное.Эдвард Хагеруп Григ – величайший композитор, прославивший на весь мир свою любимую Родину-Норвегию. Впитавший с молоком матери норвежский фольклор, он стремился в своей музыке воссоздать его неповторимый образ.
Анна Иоанновна – великая русская императрица, правившая с 1730 по 1740 гг.
Игорь Всеволодович Можейко, таково настоящее имя писателя-фантаста более известного публике под псевдонимом Кир Булычев, родился в Москве в 1934 году, а оставил этот мир спустя 68 лет тоже в российской столице в 2003 году.
Краткая биография Бориса Пастернака
Елена Гаджиевна Исинбаева появилась на свет 3 июня 1982 года. Маленькой девочкой посещала спортивную секцию по спортивной гимнастике.
Цели:
Оборудование: презентация к уроку, проектор и ноутбук у учителя, карточки с заданиями для детей, иллюстративный материал к уроку.
План урока:
1. Положительный настрой на урок. Организационный момент.
2. Постановка проблемного вопроса урока.
3. Постановка целей урока.
4. Поиск ответа на проблемный вопрос:
А) в историческом тексте;
Б) работа в группах;
В) выдвижение детьми гипотез;
Г) работа в парах;
Д) самостоятельная работа с карточками со взаимопроверкой.
5. Возвращение к проблемному вопросу и ответ на него с опорой на изученный материал. (Итог урока)
6. Рефлексия урока (работа по карточкам – восстановление хронологии событий).
7. Пояснение к выполнению индивидуального домашнего задания.
Ход урока
1. Организационный момент.
На предыдущих уроках мы с вами говорили о том, что Бог есть любовь.
Как вы это поняли? (Он любит всех нас)
Вспомните, какая главная Божия тайна? (Бог- Троица)
Бог создал мир с большой любовью, поэтому мир так красив.
2. Формулирование проблемного вопроса.
Все ли люди в нашем мире верят в Бога? (Нет)
– Вы правы, не все люди верят в Единого Бога, в истории нашей страны были великие правители – князья, которые не сразу были православными, а только после испытаний пришли к Православной вере. Одним из таких князей был Князь Владимир Святославич. В народе его называют Владимир “ Красное Солнышко”.
3. Постановка целей урока.
За что же он удостоился такого звания от людей? Попробуем разобраться в этом на нашем уроке.
4. Поиск ответа на проблемный вопрос.
Родился Князь Владимир в 963 году и воспитывался своим дядей – язычником Добрыней.
Кто такой язычник? (человек, который поклоняется разным богам – идолам)
Владимир вырос хорошим воином, смелым и мужественным, но далеким от православной веры. Он сражался со своим братом – Ярополком, исповедующим Православие – и победил его. Победив брата, он стал править в Киеве, поставил идолы языческих богов и стал приносить им жертвы.
Однажды Владимир победил множество врагов и захотел принести богу Перуну большую жертву, чтобы хорошо отблагодарить его за помощь.
А) в историческом тексте: Прочтите тексты, лежащие перед вами, и скажите, получилось ли у князя выполнить задуманное?
Текст: “. .. Старцы и бояре сказали: “Кинем жребий на отроков и девиц; на кого падет, того принесем в жертву богам”. В это время жил в Киеве один варяг, который пришел из Греции и держал христианскую веру; был у него сын. Прекрасный лицом и душою; на этого-то молодого варяга и пал жребий.
Посланные от народа пришли к старому варягу и сказали ему: “Пал жребий на твоего сына, богам угодно взять его себе, и мы хотим принести его им в жертву”. Варяг отвечал: “У вас не боги, а дерево; нынче есть, а завтра сгниет, ни едят, ни пьют, ни говорят, но сделаны руками человеческими из дерева; а Бог один, которому служат греки и кланяются, который сотворил небо и землю, звезды и луну, и солнце, и человека, дал ему жить на земле; а эти боги что сделали? Сами деланные. Не дам сына своего бесам!”. Посланные рассказали эти речи народу, толпа взяла оружие, пошла к варягову дому и разломала забор вокруг него; варяг стоял в сенях с сыном. Народ кричал ему: “Дай сына своего богам”. Он отвечал: “Если они боги, то пусть пошлют какого-нибудь одного бога взять моего сына, а вы о чем хлопочите?” Яростный крик был ответом толпы, которая бросилась к варягам, подсекла под ними сени и убила их. ” (Из книги С.М.Соловьева “История России с древнейших времен”)
– Итак, смог ли князь и его бояре принести жертву своим богам? (нет)
Почему вы так думаете?
– Найдите в тексте слова, которые показывают смелость варяга, его верность христианскому Богу? (“У вас не боги, а дерево; нынче есть, а завтра сгниет, ни едят, ни пьют, ни говорят, но сделаны руками человеческими из дерева; а Бог один, которому служат греки и кланяются, который сотворил небо и землю, звезды и луну, и солнце, и человека, дал ему жить на земле; а эти боги что сделали? Сами деланные. Не дам сына своего бесам!”)
Как вы думаете, напрасно ли погибли эти 2 смелых варяга? (Нет)
Почему? (Они стояли насмерть за веру Христову)
Благодаря этим людям – Федору и Иоанну – князь впервые задумался, а так ли хороша его вера? Так ли сильны его боги, которые не пришли за мальчиком – варягом?
Князь стал искать ответы на эти вопросы. Для этого он стал приглашать проповедников разных стран, расспрашивал об их вере, выбирал веру не только для себя, но и для всего русского народа.
Давайте попробуем определить причины отказа князя от разных вероисповеданий.
Б) Работа в группах: соедините вероисповедание и причину отказа князя Владимира от ее принятия:
Иудаизм “Ступайте назад, ибо наши отцы этого не приняли” Мусульманство “Как вы учите других, будучи сами отвергнуты Богом и расточены?” Католицизм “На Руси есть веселье пить и мясо есть, не можем мы без того”…
Проверьте правильность соединения частей таблицы:
Иудаизм “Как вы учите других, будучи сами отвергнуты Богом и расточены?” Мусульманство “На Руси есть веселье пить и мясо есть, не можем мы без того”… Католицизм “Ступайте назад, ибо наши отцы этого не приняли”
Больше всех вер князю Владимиру понравилась “вера греков” – вера, которую приняла бабушка князя – княгиня Ольга. Греческий проповедник рассказывал князю о православии и произвел на него самое сильное впечатление, но князь отправил 10 послов в Константинополь, чтобы увидеть своими глазами православные храмы, услышать православную службу и убедиться в том, что это и есть его выбор.
В) Выдвижение детьми гипотез. Предположите, что сказали послы князя, побывав на богослужении в Софийском соборе?
Прочтите их впечатления: “Когда пришли мы в греческую церковь, то уже и не знали мы сами, где стоим: на земле или на небе, так нам было хорошо. На самом деле с греками живет Истинный Бог. Не можем мы забыть такой красоты и не хотим другой веры, кроме греческой”.
Князь после долгих размышлений выбрал православную веру, но не хотел подчиняться грекам, поэтому вместо принятия Крещения пошел войной на греков и завоевал Херсонес. Отсюда он просил греческих правителей отдать ему в жены их сестру Анну.
Как вы думаете, согласились ли цари? (Нет) Почему?
Г) Работа в парах. Соберите слова, расставив цифры в порядке возрастания.
л и а н т е н м б и ы н и х о р с 5 8 12 1 10 2 13 17 3 11 4 15 14 6 16 7 9
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17
(Не был христианином. )
– Верно, ему было отказано, потому что князь не был христианином, а Анна была христианкой.
В ответ на это Владимир согласился принять христианство и креститься.
Прежде, чем невеста прибыла в Херсонес, князь Владимир ослеп.
– Как вы думаете, почему ослеп князь?
На то был промысел Божий. Господь показал князю истинность веры, Он приготовил князя к великому Таинству Крещения – Возрождению его души.
– В 988 году князь Владимир принял таинство Крещения с именем Василий. Выйдя из купели, он воскликнул: “Теперь я познал истинного Бога!” и прозрел не только телесно, но и душевно.
– Возвратившись в Киев, князь стал добрым князем и начал вести жизнь христианскую.
Д) Самостоятельная работа с карточками со взаимопроверкой. Рассмотрите иллюстрации и подберите к ним названия – признаки христианской праведной жизни князя:
Крестил своих 12 сыновей. Уничтожил статуи идолов. Строит православные церкви. Раздает милостыню бедным. Помогает нищим, больным и слабым. Привез священников для проповедования веры людям.
– Но главным событием, произошедшем в 988 году является Крещение Руси. Князь велел всем жителям Киева в назначенный день прийти к реке Днепр, чтобы принять Крещение. Прочтите, как пишет летописец об этом событии: “ В одно время вся земля наша восславила Христа со Отцем и святым Духом”.
– Как вы понимаете эти слова?
А далее летописец продолжает: “Тогда начал мрак идольский от нас отходить, и заря православия явилась, и солнце Евангельское землю нашу осияло”.
После Киева и его окрестностей святая вера православная стала распространяться по всей Руси.
Как это происходило? (Строились храмы, открывались школы для священников, иконописцев, переводились книги с греческого языка на славянский, происходило объединение и укрепление русских земель).
5. Итог урока.
А теперь подумайте и скажите, почему князя Владимира называют Равноапостольным (равный Апостолам)?
Апостолы – ученики Иисуса Христа проповедовали христианство по всей земле, а князь Владимир привел в христианство весь русский народ, крестившись сам и крестив своих сыновей.
А почему народ прозвал князя “Красное Солнышко”? (Князь, после принятия Православия, стал добрым, как солнце, ласковым и любящим своих подданных.)
Давайте вспомним и установим последовательность событий жизни Святого Равноапостольного Князя Владимира.
6. Рефлексия.
Возьмите карточки и расставьте события по порядку:
Проверка правильности:
7 Свержение идолов. 1 Победив брата Ярополка, он стал править в Киеве, поставил идолы языческих богов и стал приносить им жертвы. 2 Смерть Федора и Иоанна за православную веру. 8 Крещение Руси. 4 Князь отправил 10 послов в Константинополь, чтобы увидеть своими глазами православные храмы, услышать православную службу. 10. Распространение Христианства на Руси. 6 Крещение князя Владимира. 3 Поиски князем “правильной” веры. 9 Строительство храмов. 5 Князь ослеп.
Выскажите ваше мнение, почему Князю Владимиру было попущено Богом быть жестоким в начале своего правления страной? (Чтобы он прошел через испытания для принятия Православия)
Может ли в наше время человек стать Равноапостольным? Почему?
Как вы думаете, были ли другие известные люди в нашей истории, которые пришли к вере не сразу, а пройдя через испытания? (да)
7. Домашнее задание. Вашим домашним заданием будет следующее: найти и подготовить информацию (для создания группового проекта) о человеке, который, пройдя через трудности и испытания, стал истинно православным и причислен Синодом Православной Церкви к Лику Святых.
Список использованной литературы.
Владимир Святославич — один из самых прославленных правителей Древней Руси. На протяжении веков художники изображали князя в иконописи и графике, живописи и скульптуре. Рассказываем, как с течением времени менялся образ князя Владимира в русском искусстве.
Неизвестно, когда именно Владимир Святославич был канонизирован, но, судя по иконописным образам, в XV веке его почитали как святого. Часто иконописцы изображают князя с сыновьями — невинноубиенными Борисом и Глебом, как на иконе из Софийского собора в Новгороде (слева). В XV веке, когда Константинополь был захвачен турками, русским правителям было особенно важно подчеркнуть преемственность Руси от Византии, и Владимира начинают изображать подобно византийскому императору. На фреске Дионисия (справа) изображена византийская императрица Ирина с сыном. Можно отметить большое иконографическое сходство русского князя с правителями Византии: на голове Владимира — золотая корона, которую русские князья не носили, а одет он в византийское украшенное золотом платье. Однако образ все же русифицирован: поверх византийских одежд на Владимире накинута подбитая мехом ферязь с длинными рукавами — одежда, характерная для Руси того времени.
Икона равноапостольного князя Владимира со святыми князьями Борисом и Глебом из Софийского собора в Новгороде. Конец XV в. Музей-квартира П.Д. Корина
Дионисий. Фреска «Императрица Ирина с сыном на седьмом Вселенском соборе» (фрагмент). 1502. Ферапонтов Белозерский Богородице-Рождественский монастырь
Одни из самых ранних изображений Владимира Святославича можно увидеть в Радзивилловской летописи из собрания Библиотеки Российской академии наук в Санкт-Петербурге.
В XVII веке портрет князя появляется в «Царском титулярнике», также известном как «Большая государева книга, или Корень российских государей». «Титулярник» был создан в 1672 году в Посольском приказе для правящего государя Алексея Михайловича Романова. Здесь князь Владимир изображен уже не как византийский, а как западноевропейский правитель: вероятно, работавшие над портретом живописцы Оружейной палаты ориентировались на известные им по гравюрам портреты средневековых западноевропейских монархов.
Портрет князя Владимира из «Царского Титулярника». 1672
Портрет короля Англии Эдуарда II (1284-1327). Англия, ок. 1640 года. Национальная портретная галерея, Лондон
Историческая живопись приходит в Россию в XVIII веке. Русские художники этой эпохи заимствуют из европейского искусства стилистику и сюжеты, обращаясь, в основном к античным темам. Но были и редкие исключения: так, основоположник русской исторической живописи Антон Лосенко (1737–1773) изображает эпизод сватовства князя Владимира к дочери полоцкого наместника Рогнеде. Хотя для картины выбран сюжет из истории Древней Руси, в остальном автор склоняется к западноевропейской живописной традиции, которая в России на тот момент пользовалась большей популярностью. Перед нами галантная дворцовая сцена, хотя в реальности Владимир взял девушку в жены против ее воли, убив ее родителей у нее на глазах. Лосенко одевает своих персонажей на европейский манер: на князе Владимире фантазийный головной убор со страусиными перьями, мантия, подбитая горностаевым мехом, — атрибут западноевропейских монархов, пришедший на Русь в петровские времена. Владимир изображен без бороды, что приближает его к образу западноевропейского правителя того времени. За спинами персонажей — стена дворца, декорированная пилястрами (такие украшения в Россию также пришли в эпоху петровского барокко).
Антон Лосенко. Владимир и Рогнеда. 1770. ГРМ
Франц Кристоф Яннек. Галантная пара в интерьере. Середина XVIII в. Частное собрание
Казанский собор в Санкт-Петербурге, построенный в 1801–1811 годах, декорирован многочисленными скульптурными изображениями, выполненными лучшими мастерами тех лет: Степаном Пименовым, Иваном Мартосом, Федором Гордеевым, Василием Демут-Малиновским. Статуя Владимира, выполненная Степаном Пименовым, изображает князя в виде античного героя, а не средневекового правителя. В начале XIX века в русском искусстве господствовал классицизм, и художники вдохновлялись греческой и римской скульптурой: князь Владимир одет в легкую античную тунику и обладает телосложением олимпийского атлета.
Степан Пименов. Статуя князя Владимира. Фасад Казанского собора. 1801-1811. Санкт-Петербург
Геракл. Древний Рим. I–II вв. н. э. Государственный Эрмитаж
В конце XIX века во всех европейских странах появляется интерес к собственной истории: проводятся археологические экспедиции, фольклористы изучают народные обычаи и устное народное творчество. Произведения на исторические сюжеты, созданные русскими художниками, уже не выглядят адаптированными копиями западных образцов (однако говорить об исторической достоверности их работ в современном понимании этого слова сложно, в частности потому, что археологическая наука была развита недостаточно хорошо, чтобы художники могли правильно реконструировать реалии предыдущих эпох).
Особенно часто князю Владимиру посвящают храмы и живописные произведения во второй половине XIX века, в преддверии празднования 900-летия Крещения Руси. Памятник Владимиру в Киеве был сооружен в 1853 году. Его высота составляет 20,5 метра, постамент украшен барельефами с изображением Крещения Руси, герба Киева и звезды ордена Святого Владимира. Восьмигранный постамент стилизован под колокольню русской церкви, нижний ярус завершается кокошниками, которые украшают фасады многих церквей начиная с XVII века.
Памятник святому равноапостольному князю Владимиру. Петр Клодт (статуя князя), Василий Демут-Малиновский (барельефы на постаменте), Александр Тон (пьедестал). 1853. Киев
В 1862 году, к 1000-летию русской государственности, в Новгороде установили многофигурный монумент «Тысячелетие России». Силуэт многоярусного монумента напоминает форму колокола, в верхней части — держава, вокруг которой расположены шесть скульптурных групп. Князь Владимир изображен в композиции «Крещение»: рядом с ним — славянская женщина и мужчина, низвергающий языческого идола. Скульпторы сочетают элементы классицизма, такие как орнамент из лавровых листьев, с древнерусскими узорами.
Михаил Микешин, Иван Шредер, Виктор Гартман. Монумент «Тысячелетие России». 1862. Великий Новгород
Михаил Микешин, Иван Шредер, Виктор Гартман. Монумент «Тысячелетие России». 1862. Великий Новгород
Тщательная проработка костюмов на картине Григория Седова говорит об осознанном желании максимально приблизить изображение к историческим реалиям Средневековья. Интерьер, в который помещены персонажи, уже не похож на западноевропейский дворец, это древнерусские палаты.
Григорий Седов. Обращение Владимира в христианство. 1866
К 900-летию Крещения Руси в Киеве заложили собор Святого Владимира, но к 1888 году закончить его отделку не успели. Над интерьерами собора работали ведущие живописцы, в том числе Виктор Васнецов: он создал фрески на сюжеты крещения Владимира и Крещения Руси. В композициях Васнецова очевидны византийские мотивы: Владимира крестят в восьмигранном пространстве баптистерия, украшенного мозаиками по византийскому образцу. В Крещении Руси князь предстает в образе императора — в короне и золотых одеждах, — как и на древних иконах.
Виктор Васнецов. Крещение князя Владимира. Эскиз фрески Владимирского собора в Киеве. 1880-е
Виктор Васнецов. Крещение Руси. Эскиз фрески Владимирского собора в Киеве. 1880-е
Эскиз костюма. Князь Владимир. Опера «Рогнеда»
Русская старина служит источником вдохновения и художникам-авангардистам. Особенно интересует их народное искусство — лубок, для которого характерна плоскостность и некоторая карикатурность персонажей, а также яркие, почти кричащие цвета. На эскизе ученицы Николая Рериха и Ивана Билибина Александры Щекотихиной-Потоцкой к постановке оперы «Рогнеда» 1916 года (из коллекции Государственного центрального театрального музея имени А.А. Бахрушина) фигура Владимира изображена плоскостно, без светотеневой проработки, а детали лица прописаны нарочито просто: они непропорциональны и напоминают о лубочных картинках.
Начиная со времен перестройки, князю Владимиру было посвящено немало монументов и живописных работ. Владимир изображен на первом плане работы Ильи Глазунова «Вечная Россия». За спиной князя — свержение языческого идола. Глазунов подражает манере иконописцев: персонажи у него плоскостные и почти статичные. О языческом прошлом Владимира говорит ферязь, украшенная языческими солярными символами.
Илья Глазунов. Вечная Россия. 1988. Московская государственная картинная галерея Ильи Глазунова
Илья Глазунов. Вечная Россия (фрагмент). 1988. Московская государственная картинная галерея Ильи Глазунова
В конце ХХ — начале XXI века памятники князю Владимиру появились не только в России, но и за рубежом, в том числе в Лондоне (Великобритания) и Торонто (Канада).
Лео Мола. 1988. Лондон
Памятник Святому равноапостольному великому князю Владимиру. Крым, Севастополь. Фотография: Щеголева Ольга / Фотобанк Лори
Сергей Исаков. 2009. Владимир
Памятник святому равноапостольному князю Владимиру- крестителю Руси в Белгороде. Фотография: Алексей Шаповалов / Фотобанк Лори
О князе Владимире Красное Солнышко, который правил с 980 по 1015 годы, мы узнаем на уроках истории в школе. Православные христиане знают его, как Владимира Крестителя. Так же он известен, как Владимир 1, Владимир Святой, Владимир Равноапостольный. Именно он начал распространение христианства на Руси, которое стало государственной религией в Киевской Руси. Князь Владимир был неоднозначной фигурой, и к ряду его поступков можно отнестись с явным осуждением. Кто же такой князь Владимир, кем были его родители, как он пришел к власти и к новой для Руси вере? Подробнее разбираемся с помощью нашего преподавателя Олега Станиславовича.
Владимир был сыном Князя Святослава 1 и родился он в то давнее время, когда на Руси господствовало язычество. Нужно сказать, что его отец, Святослав, оставался язычником всю свою жизнь. Язычество не запрещало многоженство, у князей было несколько жен и сотни наложниц. Отец Владимира, князь Святослав, сын великой княгини Ольги, имел связь с ее ключницей Малушей, у которой и родился Владимир. Такого ребенка в те времена называли робичичем (презрительное прозвище сына рабыни, без права на наследство).
Время не сохранило точную дату рождения Владимира. Известно, что он появился на свет во второй половине Х века. Его детство прошло далеко от Киева, в воспитании ребенка принимал активное участие его дядя со стороны матери, Добрыня.
Князь Святослав Игоревич, отец ребенка, всю жизнь провел в седле, в походах. Историк Н.М.Карамзин сравнивал его с Александром Македонским. Он был убит печенегами при возвращении из Византии. Но еще за 3 года до своей гибели Святослав признал Владимира своим сыном и отдал ему в управление город Новгород.
После гибели князя Святослава его старшие сыновья начали междоусобную войну, в которую был втянут и незаконнорожденный Владимир. Убив своего брата Олега, Ярополк пошел на Новгород и занял город. Владимир с дядей Добрыней успел бежать к шведам. Там он набрал войско из варягов и вернулся на Русь, где в результате освободил Новгород от наместников брата и с собранной дружиной пошел на Киев.
В Полоцке, где остановился Владимир, ему понравилась красавица Рогнеда, дочь князя Рогволода. Владимир стал просить ее в жены, но Рогнеда не захотела выходить замуж за робичича, да и она была невестой Ярополка, сводного брата Владимира. Взбешенный отказом Владимир силой забрал девушку, убив ее отца и двух братьев. После чего продолжил свой поход на Киев.
После непродолжительного сражения сдался и Киев. Нанятые Владимиром варяги требовали обещанных денег. Князь, не желая восстанавливать против себя ни варягов, ни киевлян, назначил старейшин варягов наместниками в завоеванные города и волости.
В начале своего киевского правления Владимир был настоящим язычником и поддерживал гонения на первых христиан на Руси. В 980 году Владимир начинает реформу язычества и создал в центре града Киева пантеон языческих богов, которым все должны были поклоняться.
К 986 году языческая Русь испытывала настоящее нашествие миссионеров различных религий. Волго-камские булгары предлагали мусульманство, хазары – иудаизм, Папа Римский – католичество, а Византия – христианство. К этому времени князь Владимир задумал жениться на Анне, византийской принцессе. Ее отец и брат соглашались на брак при условии, по которому языческий князь Владимир должен был принять христианскую веру. В результате в городе Херсонесе в 988 году Владимира крестили, и брак с Анной состоялся.
Из Византии в Киев князь Владимир привез не только новую жену, княгиню Анну, но и греческих священников. После крещения сыновей князя и бояр в Киеве состоялось первое массовое крещение населения города. По приказу князя все киевляне должны были выйти к берегу Днепра, где было проведено святое таинство крещения.
Новоприбывшие священники пошли по Руси, рассказывая о христианстве. После Киева крестился Новгород, Ростов, Смоленск, Псков, Суздаль, Муром. Крещение прошло по всей Руси и объединило русские земли единой верой. Нужно отметить, что не все приняли христианство, и процесс принятия новой веры на Руси продолжался, по некоторым источникам, до 12 века.
Ну а пока князь Владимир приказал уничтожить идолы главных языческих богов, стоящих в центре Киева. Вместо них было построено несколько христианских храмов, открыта образовательная школа. Принятие христианства помогло установить дипломатические связи с Европой, укрепить границы государства.
До настоящего времени историки спорят, добровольным ли было крещение народа. Приверженцы религиозного направления считают, что народ крестился добровольно. Многие исследователи утверждают, что нельзя приказом князя изменить веру человека, которая передавалась из поколения в поколение. Вопрос остается открытым до настоящего времени.
Так почему же князя Владимира называют Крестителем и Красным Солнышком, Святым? Все очень просто: православная церковь еще в XIV веке приравняла князя Владимира, принявшего христианство и распространявшего его на Руси, к лику святых равноапостольных, а народ назвал его Владимиром Крестителем.
В своей языческой жизни князь Владимир слыл великим распутником, но его христианская жизнь отличалась благочестием, у него была единственная христианская законная жена Анна. Владимир щедро одаривал милостыней нищих, их кормили на княжеском дворе, больным развозили продукты на телегах.
Князь даже отменил смертную казнь, объясняя свой поступок страхом греха. Жестокого в прошлом Владимира в народе стали называть ласковым князем и Владимиром Красное Солнышко. С ним связаны былины и сказания, где о нем говорилось, как о главе русских богатырей. Одним из которых, как мы помним, был его наставник Добрыня. За свою жизнь князь имел 6 жен и около 800 наложниц. От жен у него осталось 9 дочерей и 12 сыновей. Им еще при жизни отец раздал земли и города в управление.
Умер князь Владимир в 1015 году, не назначив наследника, что в дальнейшем опять приведет к междоусобным войнам его сыновей. В результате в 1019 году к власти придет его сын Ярослав, которого в народе прозовут Мудрым. Владимир правил государством 37 лет, 28 лет будучи христианином. При нем Русское государство объединилось и укрепилось.
© blog.tutoronline.ru, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.
Автор фото, RIA Novosti
Подпись к фото,Говорят, в молодости Владимир ходил с чубом и бритым лицом, но, приняв христианство, первым из киевских князей отпустил бороду
Тысячу лет назад умер киевский князь Владимир, вошедший в историю как Владимир Креститель и Владимир Святой.
Русь-Россия за тысячу с лишним лет знала четырех реформаторов, кардинально изменивших страну, как бы ни относиться к содержанию их реформ: Владимира, Петра I, Ленина и Ельцина.
Князь Владимир – личность исторического масштаба, а из-за нынешнего российско-украинского конфликта обретшая и политическую злободневность.
Владимир не унаследовал престол, а взял его в кровавой междоусобице (на которые была впоследствии столь богата история Руси).
Он был младшим сыном князя Святослава, к тому же рожденным не знатной женщиной, а ключницей Малушей. Его называли “робичичем”, то есть сыном работницы.
Понятия монархической легитимности тогда еще не закостенели, происхождение не делало Владимира бесправным бастардом, но и шансов на власть не повышало.
Святослава в 972 году сменил в Киеве старший сын Ярополк. Владимир еще при жизни отца был посажен в Новгород. Год его рождения неизвестен, но, судя по всему, было ему тогда около двадцати.
Пять лет Владимир копил силы и деньги, потом заручился поддержкой скандинавских конунгов, собрал дружину из наемных варягов и новгородских добровольцев и пошел войной на сводного брата (кстати, новгородцы в X-XI веках пять раз брали Киев и сажали там угодных им князей, киевляне же не захватывали Новгород ни разу).
По пути сделал остановку в Полоцке и посватался к дочери тамошнего князя Рогнеде. Девушка не захотела замуж за “робичича”, чей поход еще неизвестно чем закончится, семья ее поддержала. Тогда Владимир убил отца и братьев Рогнеды, а ее взял в жены силой. Она стала матерью его сыновей, в том числе Ярослава Мудрого, а что при этом чувствовала, можно лишь догадываться.
Согласно преданию, однажды ночью она пыталась зарезать мужа, и Владимира спасло только то, что он вовремя проснулся.
Подойдя к Киеву, Владимир переманил на свою сторону главного советника Ярополка воеводу Блуда, тот убедил господина отправиться на переговоры, где два варяга-наемника “вздели его мечами под пазухи”.
Историки гадают, отчего, судя по тому, что нам известно, общество не сильно осуждало Владимира за вероломное убийство брата, тогда как случившаяся в следующем поколении Рюриковичей расправа Святополка Окаянного над Борисом и Глебом была воспринята как неслыханное злодейство.
Одни исследователи объясняют это тем, что Русь уже усвоила христианские ценности, когда произошло убийство Бориса и Глеба. Другие утверждают, что во время возвращения Святослава из неудачного похода на Византию Ярополк устроил в Киеве переворот, часть Святославовой дружины бросила своего князя и ушла к новому повелителю, Святослав не мог немедленно отправиться в ставшую враждебной столицу и вынужден был зазимовать с малым числом людей в районе днепровских порогов. Там его убили печенеги кагана Кури, который сделал из черепа Святослава чашу для вина.
Если все так и было, то Владимир отомстил Ярополку за то, что тот предал отца.
Судьба варягов, помогших ему прийти к власти, характеризует молодого Владимира как ловкого политика. Столкнувшись со своеволием и ненасытными материальными претензиями наемников, он удачно сплавил их на службу в Византию, а императору отправил письмо с дружеским советом распределить буйную ватагу по разным гарнизонам.
Владимир княжил 37 лет – очень долго по меркам того времени.
Не вдаваясь в подробности, можно сказать, что он был толковым и энергичным правителем: отражал вражеские набеги, сам ходил в походы, основывал города.
Владимир умел быть популярным: щедро награждал дружину (однажды велел перелить на жалованье “отрокам” личное столовое серебро), постоянно устраивал многолюдные пиры – в общем, вел себя так, как по тогдашним понятиям подобало правильному князю или королю. За что в народных былинах его называли Владимиром Красное Солнышко.
Но главным его деянием стало крещение Руси в 988 году.
Первые 10 лет правления Владимир, по примеру отца, был ярым приверженцем язычества и пытался превратить его из набора народных верований в официальный государственный культ: кодифицировал и упорядочил древнеславянский пантеон и обряды, провозгласил верховным божеством Перуна, построил над Днепром большой храм, устройство которого отражало установленную им иерархию богов.
Русь могла повторить путь Индии, оставшейся страной многобожия.
Причина решения о крещении очевидна: принятие христианства вводило страну в тогдашнее “мировое сообщество”. Сторонником изоляционизма и самобытности Владимир не был, другое дело, что, видя Русь в Европе, хотел присутствовать там на равных.
“Повесть временных лет” рассказывает, что Владимир, выбирая религию для себя и народа, призвал представителей иудаизма, ислама, Ватикана и Константинопольского патриархата, дабы уяснить, во что, собственно, они верят и чья вера истинная.
“Великая схизма” 1054 года случилась через 66 лет, так что говорить о католиках и православных в эпоху Владимира не вполне корректно, но политические и богословские разногласия между Римом и Константинополем обозначились задолго до него, и имело колоссальное значение, кто назначит епископа в новообращенную землю.
Иудеев Владимир якобы отослал прочь, заявив, что Всевышний разгневался на них, рассеяв по миру и лишив отечества, следовательно, учиться у них нечему. Мусульманам сказал: “Руси есть веселие пити, не можем без того быти”, западным христианам – что “наши деды того не принимали”, и выбрал греческое православие на том основании, что в тамошних церквях красиво поют.
Историки единодушно считают все это легендой. Хотя бы потому, что Владимир не был неотесанным варваром и о мировых религиях знал не понаслышке. В Киеве имелся еврейский квартал, и одни из ворот города именовались Жидовскими, в Новгороде немецкий квартал, мусульманские купцы и дипломаты тоже были не в диковину. За два года до крещения Руси Владимир направлял посольство в Хорезм.
Византия являлась единственной сверхдержавой того времени, центром цивилизации и культуры, своего рода наследницей великого Рима. Ее упадок был впереди, принадлежать к Западной Европе сделалось интереснее и престижнее только лет через двести.
К тому же Владимир ничего нового не выдумал. Крестился еще Аскольд, военачальник Рюрика, ушедший от него со своими людьми, некоторое время правивший в Киеве и впоследствии убитый Вещим Олегом. В 867 году патриарх Фотий писал, что “народ Рос переменил языческую и безбожную веру”, хотя, как оказалось, несколько поторопился.
Была христианкой бабушка Владимира княгиня Ольга, также причисленная церковью к лику святых.
В 957 году она отправилась за крещением в Константинополь, но базилевс Роман повел себя высокомерно: заставил долго ждать аудиенции, преподнес жалкий подарок в 700 золотых монет и называл не “сестрой”, а “дочерью”.
Ольга крестилась, но затаила обиду. Когда на следующий год в Киев прибыло византийское посольство просить военной помощи против болгар, она отказала, заявив: “Пусть император явится сюда и подождет у киевской пристани столько, сколько я его ждала в Золотом Роге”.
В 959 году Ольга решила обратиться за духовным окормлением к Ватикану. Факт, замалчиваемый официальными российскими историками, но подтвержденный многочисленными европейскими анналами.
Спустя два года крестить Русь прибыл епископ Адальберт с клириками, но получил от ворот поворот. Ватиканские хронисты сильно возмущались “обманом русов”.
Вероятно, дело было в том, что Адальберт долго раскачивался. За это время вошел в возраст и взял бразды правления сын Ольги Святослав, не желавший слышать о христианстве ни в какой версии.
“Повесть временных лет” цитирует слова Святослава, что дружина-де станет над ним смеяться. Однако в дружине к тому времени хватало христиан, а Святослав был не тот человек, над кем могут издеваться подчиненные. Приказал бы – все крестились бы как миленькие.
Скорее, мироощущению отважного рубаки, не любившего ничего сложного, были ближе воинственные боги предков. Почитать Того, Кто позволил бичевать и распять себя, а не разразил врагов молниями, он находил странным.
Ярополк также проявлял интерес к христианству, а по некоторым данным, и принял крещение. Не исключено, что Владимир первое время культивировал язычество в пику свергнутому брату.
Решив креститься, Владимир учел опыт Ольги, да и соотношение сил несколько изменилось.
Первым делом он взял греческий город Херсонес, находившийся на месте нынешнего Севастополя, и отписал базилевсу Василию II, что крещение Руси пройдет только “в пакете” с его женитьбой на сестре императора Анне.
Брак с багрянородной принцессой считался неслыханной честью, в которой отказали германскому императору Оттону II и французскому королю Гуго Капету.
Долго спорить Василию не пришлось. Его трон шатался из-за мятежа, поднятого военачальником Вардом Фокой.
Получив желаемое, Владимир направил войско и вместе с новым родственником разбил Варда Фоку.
Это было уже не челобитье вождя варваров просветить и взять под высокую руку, а как минимум равноправная сделка.
Став христианином, Владимир, судя по всему, уверовал искренне: будучи большим женолюбом, распустил свой вышгородский гарем и даже первым в мире на какое-то время отменил смертную казнь, объяснив: “Боюсь греха”. Византийские священники облегчили его колебания, сказав, что князь – не простой смертный и не всегда должен следовать заповедям буквально.
Не то было с подданными Владимира.
Как практически все реформы на Руси, обращение в христианство осуществлялось сверху и насильственно.
Катехизации населения не проводилось. Первые священники из местных появились только при сыне Владимира Ярославе. Греческие церковнослужители творили обряды, смысла которых новообращенные христиане не понимали.
Даже в Киеве, где княжеская власть была наиболее сильна, жители толпой бежали за сброшенным с кручи в реку Перуном, крича: “Выдыбай [выплывай], Боже!”. В конце концов, отягощенный золотыми и серебряными украшениями деревянный идол утонул, что было представлено как доказательство его слабости и ложности.
Крестить Новгород Владимир послал своего дядю по матери Добрыню и воеводу Путяту. Даже расположенный к Рюриковичам неизвестный автор “Повести временных лет” отметил, что “Добрыня крестил огнем, а Путята мечом”.
Языческие волхвы ушли в леса. Контролировать, как жили и во что верили люди за пределами городов, власть не могла.
Владимир стал в крещении Василием, но остался для всех Владимиром. Его сыновья и внуки имели по два имени: христианское и традиционное.
По оценкам историков, на Руси примерно 200 лет сохранялось двоеверие.
Окончательному торжеству православия способствовало монгольское нашествие. В годину бедствий церковь осталась единственным объединяющим общество институтом и духовной опорой.
Археологи указывают, что языческий обычай класть в могилы еду и утварь ушел только в XIV веке. Другие традиции, например, празднование Масленицы, прыжки через костер на Ивана Купалу и девичьи гадания на суженого в бане, оказались еще более живучими.
В канун 1000-летия смерти Владимира Святого в Москве озаботились возведением ему памятника, да чтобы непременно больше, чем тот, что с 1853 года стоит над Днепром.
Автор фото, RIA Novosti
Подпись к фото,Символ Киева и самый старый в городе памятник конкретному лицу
По мнению наблюдателей, дело не столько в памятной дате, сколько в обострении отношений между Россией и Украиной. Посыл ясен: не присваивайте!
С тем, что Древней Русью надо гордиться, согласны все. Спор о том, кого считать прямыми наследниками славных предков и отцов-основателей, а кого побочной ветвью.
Украинская сторона выдвигает два аргумента.
Во-первых, Владимир, что ни говори, княжил в Киеве, а не в Москве, которой тогда и в проекте не было.
Во-вторых, Древней Руси были чужды холопство и подобострастное отношение к власти. Князь, как все европейские правители раннего средневековья, не был самодержцем, бояре и дружинники обладали большими личными правами, в городах имелись веча.
Политическая культура Великороссии, утверждают украинские историки, восходит не к Руси Владимира и Ярослава, а к Золотой Орде, там и ищите своих предтеч!
С российской точки зрения, основным, если не единственно важным элементом национального существования является государственность. Кто сумел ее сохранить и приумножить, те и главные, а кто утратил на столетия – младшие братья, которым надлежит старших почитать и слушаться.
В лондонском районе Бэйсуотер стоит отлитый на средства общественников-энтузиастов маленький памятник Владимиру. В надписи на постаменте он назван “украинским князем”.
Звучит достаточно юмористически, учитывая, что “Украина” как географическое понятие впервые упоминается в Ипатьевской летописи под 1187 годом, а нация сформировалась и того позже.
С другой стороны, и к современным русским подданные Владимира относятся примерно так же, как галлы к французам.
Восточные славяне вообще не имели родового имени. Были племена полян, древлян и так далее.
Происхождение слов “Русь” и “русский” точно не известно, и вряд ли когда-нибудь в данном вопросе появится абсолютная ясность.
Многие исследователи возводят его к древнескандинавскому ruotsi – гребцы. Русы – народ гребцов.
Автор фото, RIA Novosti
Подпись к фото,Для 24-метрового московского “Владимира” сейчас ищут подходящее место
Если гипотеза верна, то так изначально называли викингов, передвигавшихся по рекам и морям на своих драккарах. Славянин становился русом, поступив на княжью службу. Впоследствии имя касты завоевателей распространилось на все население.
Вероятно, правильнее всего называть Владимира так, как называл себя он сам и как называли современники: князем киевским. А применительно к последующим событиям признать наиболее взвешенной и научно выверенной советскую позицию: Киевская Русь – колыбель трех народов, русского, украинского и белорусского, близких, но не тождественных, и одинаково заслуживающих уважения.
Спекуляции о том, кто главнее и истиннее, кто “ополячился”, а кто “сбежал в леса и болота и оторвался от цивилизации”, хорошим отношениям не способствуют. Особенно если ведутся не в академическом ключе, а с желанием уязвить друг друга.
Фильм рекомендуется к просмотру в развеселой дружной компании – тогда пойдет на ура. В противном случае, придется смотреть на красивую картинку, не более. Нарисовано красиво, дорого, пафосно – что говорить… Но человека, хотя бы приблизительно знакомого с историей, быстро обуревает некоторое недоумение…
То, что к истории это имеет очень сомнительное отношение, в общем, не так важно – законы жанра, тем более фентезийно-экшновые моменты сразу тонко намекают, что невымышленными являются только разве что имена героев… Но вот отсутствие сюжета как такового – это уже плохо… Чего добивается Кривжа – совершенно непонятно – ходит и взывает, что хочет абстрактной “власти!!!”, для чего почему-то сговаривается с печенегами с целью погубить Русь (ну и что ему обломиться?).
Владимир всё слушает, что ему говорят, и делает, что говорят. Варяги и византийцы вообще сбоку-припеку, понятно только, что первые не очень хорошие, а вторые очень… В двух кадрах мелькает заморская принцесса – свадьба видимо намечается во второй части. Мальчик с супернепромокаемым Евангелием, которого настойчиво пытается погубить жрец-оборотень – ребенок славный, с огромными “японскими” глазами – но к логике повествования тоже приделан искусственно.
Мотив принятия христианской веры вообще прослеживается туго – с чего вдруг Владимиру обращаться в христианство (политика не рассматривается), когда он своими глазами видит, какая сила есть у языческого бога-Рода (дерево всё светится-светится, стрелы бусурмански от себя отражает, всех спасает…), да и жрец Перуна существо неслабое…
В целом фильм в диснеевском ключе, однако, аллюзии, невольные или намеренные, к шедеврам отечественной мультипликации прослеживаются явно – Два-молодца-одинаковы-с-лица срисованы из “Петьки в тридевятом царстве”, а когда Владимир лупит медведя-оборотня факелом по морде, так и ждёшь, что воскликнет “Это тебе за Акелу!… Убирайся прочь, паленая кошка!”… А вот залихватский почти-брейк старичка под дудочку – это точно что-то и сегодняшнего дня…
В целом, для просмотра “под попкорн”, без особых ожиданий узреть что-либо глубоко-осмысленное – не худший вариант, но фильм явно претендует на иной статус…
Князь Владимир и Крещение Руси
Выполнил:
Ученик 4 класса «В»
ГБОУ школы № 1056
Семенов Тимофей
Правление Князя Владимира
Князь Владимир
Годы жизни:
947- 1015 гг.
Годы правления:
980 – 1015 гг.
Самым известным правителем Киевской Руси был князь Владимир Великий, который за свои достижения в народе получил прозвища «Красное Солнышко», «Креститель», «Святой».
Владимир начал свое княжение с наведения порядка в государстве, ведь после гибели Святослава дань Киеву перестали платить не только дальние вятичи, но и ближние радимичи.
В результате двухлетней войны он возвратил на территорию Киева вятичей.
В 984 г. князь разгромил ополчение радимичей
Причины принятия христианства
Выбор религии
Крещение князя Владимира
Крещение Руси
Значение принятия христианства
Заключение:
Крещение Руси в 988 году стало важнейшим событием правлением великого князя Владимира Святославича.
Древнерусское государство вошло в число христианских стран Европы, став частью православного мира.
Вторник ознаменовал собой тысячелетие со дня смерти Владимира Великого. Поскольку и Киев, и Москва отметили это событие громкими торжествами, лидеры каждой из них воспользовались возможностью, чтобы подчеркнуть прочность связей своих стран со средневековым правителем.
Князь Владимир почитается за то, что ввел христианство в Киевскую Русь, федерацию славянских княжеств, которая иногда включала части России, Украины и большую часть бывшего советского пространства.
В 988 году князь Владимир крестился в современном Крыму, обратившись из славянского язычества. Он продолжил христианизацию Киевской Руси, объявив православие официальной религией своего народа.
Согласно Кремлю, где-то между концом 13 и началом 14 веков князь Владимир был «поставлен Русской Православной Церковью в святого, равного апостолам». Отмечается ежегодно 15 июля.
Президент Владимир Путин в этом году стильно отметил это событие, пригласив около 400 представителей российского духовенства, государственных и общественных деятелей на торжественный прием в Кремле.
Между тем президент Украины Петр Порошенко посетил богослужение во Владимирском соборе Киева, а на одной из центральных площадей столицы прошел праздничный концерт.
Хотя оба праздника были сосредоточены на одном человеке, Москва и Киев высказали разные взгляды на то, чем правил князь Владимир.
В то время как Кремль назвал его в заявлении князем, «крестившим народ Руси в христианство», администрация президента Украины назвала его «великим князем Киевским», который христианизировал «Киевскую Русь-Украину.”
Российские и украинские историки, опрошенные во вторник The Moscow Times, сошлись во мнении, что любая версия, отдающая приоритет связям одной страны над другой, ошибочна.
Князь Владимир не правил ни Россией, ни Украиной; он правил раннесредневековым государством, которое объединило множество славян и только столетия спустя превратилось в нации, которые мы признаем сегодня.
«И Украина, и Россия пытаются заявить о своей общей истории как о своей.Во времена князя Владимира никто и не мечтал ни об Украине, ни о России. [Киевская Русь] находилась на очень ранней стадии развития », – сказал Игорь Данилевский, профессор истории престижного московского университета Высшая школа экономики.
Хотя аналитики, опрошенные The Moscow Times, согласились с тем, что использование истории как средства для достижения политических целей часто приводит к ее искажению, они также согласились с тем, что в этом нет ничего нового. Многие политики использовали эту стратегию как источник государственного строительства и поддержки национальной идентичности.
Выступая на праздновании в Кремле князя Владимира, Путин сказал: «Христианизация стала ключевым поворотным моментом в истории, государственности и культуре России. Наш общий долг – уважать этот важный этап развития России ».
«Прекратив междоусобную рознь [между разными княжествами, составляющими Киевскую Русь], победив внешних врагов, князь Владимир заложил основу для образования единой русской нации; по сути, он расчистил путь для создания сильного централизованного российского государства », – сказал Путин своей знаменитой аудитории в большом Кремлевском дворце.
За стенами Кремля в последние дни в России прошли многочисленные празднования в честь князя Владимира, явно пытаясь подчеркнуть связь страны с раннесредневековым лидером, правившим из столицы современной Украины.
В целом, российское государство выделило более 274,5 миллиона рублей (4,5 миллиона долларов) на фестивали, форумы и ремонтные работы по всей России в честь князя Владимира, сообщил на прошлой неделе сайт РБК.
В понедельник Путин посетил отреставрированный храм Св.Владимира в Московском епархиальном доме, где в советское время работала студия, где снимались документальные фильмы.
Российские власти также привлекли большое внимание средств массовой информации в последние недели, решив изменить местоположение уже построенного массивного памятника князю Владимиру, который планировалось установить на Воробьевых горах (Воробьевы горы).
По первоначальному плану памятник должен был выходить на центр города и напоминать памятник средневековому князю, который возвышался над берегом Днепра в Киеве с 1853 года.
Во время своего последнего визита в Украину в июле 2013 года по случаю 1025-летия христианизации Киевской Руси Путин посетил памятник вместе с тогдашним президентом Виктором Януковичем.
С тех пор многое изменилось.
Несколько месяцев спустя, в феврале 2014 года, народное восстание привело к свержению дружественного Кремлю Януковича и расчистило путь к власти нынешнему прозападному правительству.
Россия аннексировала Крым, и кровавый конфликт между пророссийскими повстанцами и украинскими правительственными силами разразился на востоке Украины, унес жизни более 6000 человек и оставив более миллиона перемещенных лиц, по данным ООН.
В конечном итоге российское правительство было вынуждено отказаться от планов по установке памятника на Воробьевых горах из-за возмущения общественности по поводу того, что Москва будет доминировать над частью горизонта Москвы. Более 60 тысяч человек подписали петицию об оспаривании запланированного места.
Московским властям еще предстоит выбрать новое место.
Но пока Москва изо всех сил пытается продемонстрировать свои связи с князем Владимиром, Киев делает все возможное, чтобы разорвать эту связь, заявил The Moscow Times украинский историк Александр Каревин.
«Украинское правительство пытается объявить князя Владимира своим, создавая впечатление, что он не имеет ничего общего с Россией», – сказал Каревин в телефонном интервью из Киева.
«К сожалению, сейчас в Украине многие боятся открыто говорить об этом факте», – сказал он.
Путин обратился к представителям духовенства Русской Православной Церкви во главе с Патриархом Кириллом.
Порошенко присутствовал на службе, которую возглавил патриарх Филарет, глава Киевского патриархата Украинской православной церкви, который с 1992 года отделился от Московского патриархата той же церкви.
В то время как у Московского патриархата много сторонников в Украине, киевские власти поддержали идею объединения патриархатов в единую церковь.
Князь Владимир действовал на территории современной России и Украины; Сегодняшние границы кажутся ему чуждыми, считает Владимир Кучкин, руководитель Центра истории Древней Руси Института истории России Российской академии наук.
«Между многочисленными княжествами древней Руси были различия, но все они говорили на очень похожем языке, и все их правители были связаны между собой кровью», – сказал Кучкин, один из самых выдающихся русских историков раннесредневековой Руси. .
«Князь Владимир пришел править Киевом из Новгорода (древнего города в современной России), но мы не говорим, что в то время Украину завоевали русские», – сказал он в телефонном интервью.
Связаться с автором по адресу [email protected]
Возвышающийся на 24 метра над землей памятник Владимиру Великому будет иметь превосходный вид на всю Москву.Однако проблема для многих москвичей заключается в том, что большая часть российской столицы также обязательно будет иметь вид на Владимира Великого.
Статуя в память первого христианского правителя раннеславянского государства Русь, считавшегося предшественником современной России, должна быть установлена на Воробьевых горах в ноябре. Являясь частью нового патриотического стремления заставить россиян гордиться своей историей, он отмечает 1000 лет со дня смерти Владимира, но вызвал огромный общественный резонанс из-за заявлений о том, что статуя разрушит горизонт города.
Десятки тысяч москвичей подписали петицию против размещения памятника на Воробьевых горах после того, как решение о его размещении было принято без консультаций с общественностью.
Владимир, пришедший к власти в Киеве после убийства своего брата Ярополка, был, по общему мнению, живым гедонистом, имевшим несколько жен и сотни наложниц. Считается, что он принял православие в 988 году, что знаменует собой начало славянской христианской культуры.
Макет статуи, какой она могла бы выглядеть на Воробьевых горах«Могут быть споры об исторической роли Ивана Грозного, Иосифа Сталина или даже Петра Великого, но в случае с князем Владимиром он, несомненно, положительный фигура », – сказал скульптор, создающий памятник, Салават Щербаков.
Фишка в том, что раннерусское государство, которым правил Владимир, базировалось в Киеве. В Украине президент Порошенко подписал указ, согласно которому 2015 год должен отмечаться как 1000-летие со дня смерти «основателя Руси-Украины».
«Очевидно, что это решение не эстетическое или культурное, а политическое», – написал ранее на этой неделе главный редактор радио «Эхо Москвы» Алексей Венедиктов о решении установить огромный памятник Владимиру. Москва. «Это послание украинской столице:« Святой Владимир – наш, а не ваш »».
В Москве, однако, планируемый памятник Владимиру встретили явно теплым приемом. На дебатах, организованных Guardian в Москве в понедельник, многие высказались против памятника, и даже назначенный правительством директор Парка Горького Ольга Захарова призвала москвичей протестовать против его строительства.
Историки говорят, что политики и в Москве, и в Киеве используют исторических личностей в своих целях
Журнал «Афиша» предложил несколько альтернативных мест для статуи в насмешливой серии фотошопов, призванных подчеркнуть абсурдность текущих планов. .
Щербаков заявил в среду, что окончательного решения еще не принято, но признал, что в Москве могут быть другие подходящие места. В знак того, что общественное давление возымело действие, историческое общество, инициировавшее эти планы, заявило на этой неделе, что могут быть рассмотрены альтернативные места.По словам Щербакова, самое главное, что статуя находит пристанище где-то в столице.
«Это как Джордж Вашингтон для американцев. У всех стран есть свои исторические личности, и вы должны уважать их ».
Статуя из литой бронзы будет иметь высоту более 24 метров и вес 330 тонн с огромным крестом в правой руке Владимира. Фото: Юрий Кочетков / EPAПосле аннексии Крыма Россией в прошлом году фигуре князя Владимира стало уделяться больше внимания.Другой Владимир, президент России Путин, во время своего ежегодного обращения к политической элите страны в декабре прошлого года, сказал, что Крым священен для России из-за крещения его тезки там.
«Полуостров имеет стратегическое значение для России как духовный источник развития многогранной, но сплоченной российской нации и централизованного российского государства», – сказал Путин. «Именно в Крыму, в древнем городе Херсонесе… Князь Владимир крестился еще до того, как принести на Русь христианство.
Историки говорят, что политики и в Москве, и в Киеве используют исторических личностей в своих целях, начиная с Владимира Великого и заканчивая спорной историей Второй мировой войны.
«В XI веке не было таких вещей, как Россия или Украина», – сказал Саймон Франклин, профессор кафедры славистики Кембриджского университета. «В культурном отношении они оба являются наследниками восточно-христианского образования, которое возникло и процветало в 10-13 веках.В политическом отношении ни тот, ни другой не являются прямыми политическими потомками ».
Памятник князю Владимиру по замыслу Российского военно-исторического обществаФранклин говорит, что, хотя крещение Владимира «вероятно» произошло в Крыму, полуостров не имел ничего общего с раннеславянским государством и оставался византийской колонией еще долгое время после крещения Владимира. . Только семь веков спустя, когда Екатерина Великая аннексировала территорию России, она действительно стала частью Российской империи.
Путин, однако, сказал, что крещение Владимира означает, что Крым имеет «неоценимое цивилизационное и даже сакральное значение для России, как Храмовая гора в Иерусалиме для последователей ислама и иудаизма.
Холодным весенним мартовским днем туристов на Херсонесе, месте предполагаемого крещения Владимира недалеко от Севастополя, было немного. Но в планах сделать его одним из основных направлений для миллионов российских туристов, которые, как ожидается, посетят новое приобретение Москвы в ближайшие годы.
Также ведется работа над патриотическим фильмом о крещении Владимира режиссера Владимира Бортко, депутата от Коммунистической партии. «Конечно, я думаю, что это будет патриотический фильм, который поможет укрепить нашу страну», – сказал он.
Бюджет фильма составляет около 20 миллионов долларов, но Бортко сказал, что производство столкнулось с проблемами из-за ухудшения экономической ситуации. Он также призвал сделать дату крещения Владимира новым национальным праздником.
Разрешить контент, предоставленный третьей стороной?
Эта статья включает содержимое, размещенное на static.polldaddy.com. Мы просим вашего разрешения перед загрузкой чего-либо, поскольку провайдер может использовать файлы cookie и другие технологии. Чтобы просмотреть это содержимое, нажмите «Разрешить и продолжить» .
Академическое детское меню
Информация
Князь-Владимирский собор, расположенный на восточной окраине Петроградской стороны, в районе, где находились одни из первых поселений в Санкт-Петербурге, является одной из старейших церквей города, а также благодаря тому, что он был закрыт для всего один год в советское время, один из наиболее хорошо сохранившихся.Привлекательный сверкающий белый пятиглавый храм, дизайн которого ликвидирует разрыв между поздним барокко и неоклассицизмом, Князь-Владимирский собор строился более сорока лет и был освящен в 1789 году.
Голуби перед собором князя Владимира (Князь-Владимирский)
Князь-Владимирский собор и проспект Добролюбова
Рельеф с орденом св.Владимир над входом в Князь-Владимирский собор
Первая деревянная церковь Св. Николая была построена на этом месте еще в 1708 году, а планы строительства каменного собора были подготовлены по приказу императрицы Анны Иоанновны. Однако только в 1766 году, при Екатерине Великой, работы над собором начались по проекту Антонио Ринальди, архитектора Мраморного дворца и Гатчинского дворца. Ему было поручено следовать проекту Успенского собора в Кремле, и первоначальный план заключался в том, чтобы назвать новый собор также в честь Успения Богородицы.Однако крупный пожар в 1772 году серьезно повредил незавершенное здание, и только через 11 лет работы по проекту возобновились. Завершение строительства собора совпало с объединением России и Крымского ханства, событием, которое, вероятно, продиктовало посвящение собора Святому равноапостольному Владимиру, киевскому князю, принесшему христианство в Россию в 988 году нашей эры.
Интерьер княжеского Владимирского собора
Князь-Владимирский собор с тех пор сохранился почти в неизменном виде, и, хотя большая часть внутреннего убранства была удалена после революции, собор был официально закрыт только с 1926 по 1927 год.После этого собор продолжал функционировать даже в самые мрачные годы блокады Ленинграда и стал святилищем для некоторых из величайших религиозных сокровищ Санкт-Петербурга, в том числе Казанской иконы Божией Матери, возвращенной в Казанский собор в 2001. Многие другие до сих пор выставлены в соборе.
Адрес: , ул. Блохина, 26
Станция метро: Спортивная
От метро: Выйдя со станции, пройдите в дальний конец подземного перехода и поверните направо вверх по лестнице.Собор хорошо виден примерно в 50 метрах справа от вас (3 минуты)
Часы работы: Ежедневно с 8 утра до конца богослужений.
Хотя западная часть Петроградской стороны мало привлекает посетителей – если вы не планируете смотреть футбольный или хоккейный матч, – этот красивый собор можно легко совместить с посещением Петропавловской крепости, которая всего лишь в десяти минутах ходьбы или по дороге на Васильевский остров. В соборе хранится ряд интересных реликвий, в том числе красивая украшенная драгоценностями Берлинская Библия 1689 года, подарок императрице Елизавете и несколько исторических икон.Собор действующий, с ежедневными службами и хорошим хором.
ОТЕЛЕЙ: Выбор редакции
КВАРТИРЫ: Выбор редакции
РЕСТОРАНЫ: Выбор редакции
(29 января 1942 г. – 22 февраля 2018 г.)
Правление Союза русского дворянства в Америке глубоко опечалено сообщением о безвременной кончине его президента князя Владимира К.Голицыно, четверг, 22 февраля 2018 г.
Князь Владимир Голицын был одним из самых видных и активных вождей русской эмиграции. Он был президентом Российского дворянского союза в течение прошлого года и членом правления более 50 лет, в основном в качестве вице-президента. Он был настоящим публичным лицом организации, выступая от имени ее членов во времена счастья и печали: его чувство юмора оживляло наши вечеринки и наши ежегодные благотворительные балы.
Князь Владимир посвятил очень большую часть своей жизни поддержке того, что оставило нашу эмиграцию русскими, несмотря на 100 лет жизни за пределами России: Русской Православной Церкви, Российских социальных и образовательных организаций и благотворительных балов нескольких организаций, которые он и княгиня Татьяна активно участвовали или председательствовали.
Князь Владимир в течение 42 лет был старостой Знаменского собора, резиденции Русской Зарубежной Церкви. Таким образом, он организовывал каждое крещение, бракосочетание и похороны, проводимые в соборе, непосредственно участвуя в жизни семей, составлявших эту общину.
Князь и княгиня Голицыны большую часть своего лета посвятили летним лагерям русских скаутов, где они организовывали и выступали в роли суррогатных родителей для поколений детей и молодых людей, где формировались дружба и привязанность к русским общественным организациям на всю жизнь.
На протяжении десятилетий князь Владимир также входил в состав Совета Организации российского кадетского корпуса за пределами России и сыграл важную роль в восстановлении их связей с Россией после 1991 года.
В своей профессиональной жизни в качестве международного банкира в Bank of New York принц Голицын принимал непосредственное участие на ранних этапах открытия российского рынка для банковского сектора США. Его личное обаяние, выдающийся дипломатический талант и преданность русской общине сделали его признанной фигурой на российской сцене.Некрологов в России насчитывается до 53 и их количество во всех типах изданий, в том числе в провинциях, где читатели впервые узнают, что на самом деле существует Ассоциация русского дворянства в далеких Соединенных Штатах через 100 лет после захвата власти большевиками. Россия.
Князь Владимир Голицын происходит из одной из старейших и важнейших княжеских родов России. За последние 600 лет члены семьи были известны своими традициями служения Российскому государству и русскому народу, занимая руководящие должности в правительстве и в армии, дипломатами, министрами, губернаторами, вождями знати, учеными, художниками и покровителями. искусства.
Члены семьи князя Владимира до последнего боролись с большевиками во время Гражданской войны в России в рядах Белой армии и отступили с генералом Врангелем из Крыма в 1920 году. Князь родился 29 января 1942 года в семье князя Кирилла Владимировича. Голицын и его жена Марина Александровна (урожденная фон Энден) в Белграде, Югославия, где многие семьи белых офицеров нашли новый дом.
Семья снова эмигрировала в Нью-Йорк в 1951 году, проехав через Германию и лагерь для перемещенных лиц в Мюнхене.После войны иммигрантам в Нью-Йорк пришлось нелегко, но молодой Владимир нашел стипендию и завершил образование. Он начал работать в Bank of New York в 1960 году, где одной из его сотрудников была Татьяна Владимировна Казимирова, на которой он женился в 1963 году. Голицын прошел путь от бухгалтера до международного отдела. В 1990 году он стал главой нового восточноевропейского департамента Банка, который наладил банковские отношения с Румынией, Болгарией, Венгрией, Польшей и Восточной Германией, а затем и с Россией, куда он впервые прибыл в 1990 году.Он описал это время как самое сложное, полезное и удовлетворяющее время в своей профессиональной жизни.
Похороны будут совершаться в понедельник 26 февраля (10:30) в Синодальном соборе Знаменской Богоматери на Парк-авеню и 93-й Восточной улице. Похороны пройдут в Ново-Дивеевском русском православном монастыре в Нануэте, штат Нью-Йорк, после панихиды.
Россия планирует потратить миллиарды рублей на славянского князя и национальный праздник в честь 1000-летия его смерти.Почему? Возможно, это во многом связано с кампанией президента Владимира Путина по распространению патриотизма во имя Русской православной церкви.
Общий бюджет на национальные праздники князя Владимира в этом году составляет 530 миллионов рублей, или 10 миллионов долларов, сообщает российское издание РБК. Десять миллионов долларов – это неплохая сумма денег для страны, которая экономически борется с санкциями и падением цен на энергоносители, особенно когда пятая часть расходов на празднование должна поступать из федерального бюджета.
Князь Владимир, или Владимир Великий, исторически отмечает эпоху христианства после эпохи язычества на Руси. Он один из самых почитаемых святых в восточном православии. К тому же он завоевал Киевскую и Новгородскую области и объединил их в одно государство.
Президент России Владимир Путин намекнул на причину, по которой этот праздник имеет такое большое значение, в своем выступлении перед Федеральным собранием в 2013 году вскоре после того, как он аннексировал Крым у Украины во имя национальной гордости русских.Он сказал, что Крым был местом, где князь Владимир «принял святое крещение, а затем окрестил всю Русь». Затем он поэтично высказался о важности христианства как «мощной духовной объединяющей силы» в восточнославянском мире, которая «вдохновила наших предков осознать. раз и навсегда, что они были одной нацией ».
Можно увидеть переход между историей объединения князем Владимиром государств и видением Путина объединения этнических русских под одним лидером. Русская православная церковь в последние годы стала более политической, когда Путин возродил свою роль в российском обществе.Роль церкви в основном сводится к разжиганию патриотизма в крови россиян и, как многие утверждают, подавлению инакомыслия.
Споры продолжают мучить памятник князю Владимиру, человеку, который ввел христианство в Россию в 988 году, который должен быть открыт в пятницу на Боровицкой площади в Москве, недалеко от Кремля.
История памятника Владимиру высотой 85 футов (он же Владимир Креститель, св.Владимира и Владимира Красного Солнца) с самого начала сопровождалось протестами и жаркими спорами.
Идея установки памятника инициирована Российским военно-историческим обществом (РВИО), которое возглавляет министр культуры России Владимир Мединский.
В начале прошлого года общество провело конкурс на концепцию будущего памятника: проект памятника высотой 80 футов, предложенный российским скульптором Салаватом Щербаковым и архитектором Василием Даниловым, выиграл тайное голосование.
Доводы против
Противники памятника подчеркнули, что Владимир не имеет отношения к Москве, поскольку первое известное упоминание о городе относится к 1147 году, через столетие после смерти князя.
Кроме того, историки подчеркивают жестокость Владимира, который после захвата города Полоцк в 980 году изнасиловал дочь полоцкого князя Рогнеда, а затем насильно взял ее в жены. Он также в одиночку убил ее отца и двух братьев.
Критики также выделяют политический аспект памятника Владимиру, который ассоциируется с президентом России Владимиром Путиным. Например, известный антикремлевский журналист Олег Кашин отмечает, что памятник Владимиру также можно рассматривать как дань уважения его влиятельному тезке.
Кроме того, скульптура Щербакова в первоначальном варианте должна была превосходить по высоте 65-метровый памятник Владимиру в Киеве. В контексте российско-украинского конфликта это тоже было воспринято наблюдателями как политический жест.
Странствующий памятник
Открытие памятника должно было приурочить к тысячелетию со дня смерти князя Владимира 4 ноября 2015 года. Руководство РВИО предложило разместить его рядом с МГУ в заповеднике Воробьевы горы.
Однако геологическое состояние места не позволило установить скульптуру весом 300 тонн на берегу Москвы-реки из-за опасений оползней. Недовольные инициативой РВИО москвичи и защитники природы создали петицию против установки памятника, которая собрала более 80 500 подписей.
В итоге городские власти предложили жителям ряд альтернативных участков в центре города – Москворецкую набережную, Лубянскую и Боровицкую площади. Во время голосования на правительственном веб-сайте Active Citizen местные жители поддержали последний вариант.
Комиссия Мосгордумы по монументальному искусству утвердила это место. Однако это решение не устроило защитников природы: участок на пересечении улиц Моховая и Знаменка, где будет установлен памятник Владимиру, входит в охранную зону Московского Кремля, и любое новое строительство на нем запрещено.
Ранее в этом году ЮНЕСКО предупредило российские власти, что в случае отказа от консультаций по историческому ландшафту и несоблюдения конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия Московский Кремль утратит свой статус Всемирного наследия. сайт. В результате авторы памятника согласились уменьшить его размеры: теперь высота фигуры князя составит 39 футов, поэтому высота монумента вместе с крестом не будет превышать 55 футов.
Еще одним требованием ЮНЕСКО было комплексное благоустройство Боровицкой площади с привлечением международных участников. В апреле власти объявили победителя конкурса на концепцию реконструкции площади.
Дизайн-победитель от российского архитектурного бюро AI-Architects предполагает создание на Боровицкой площади ступенчатого склона, символизирующего воды реки Днепр, где князь Владимир крестил Киев.
«Была предложена интересная идея: мы видим каплю, которая, как бы падая в воду, ходит по кругу, создавая ассоциацию с ритуалом крещения», – пояснил концепцию главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов.
ЮНЕСКО смотрит в другую сторону
Однако координатор общественного движения «Архнадзор» Рустам Рахматуллин не считает, что любое решение можно назвать компромиссным.
«ЮНЕСКО рассматривает дизайн памятника Владимиру исключительно с точки зрения его влияния на Кремль», – сказал специалист по охране природы RBTH.
«Однако гораздо большую опасность он представляет для соседнего памятника русского классицизма – Дома Пашкова, не включенного в список всемирного наследия.Статуя закроет исторический вид на здание со стороны Кремля – не поможет то, что размер скульптуры уменьшен и она смещена по оси центральной колоннады Дома Пашкова. Этого памятника здесь просто не должно быть ».
Архнадзор оценил вероятность лишения Кремля статуса всемирного наследия ЮНЕСКО как минимальную.
«Все предписания ЮНЕСКО властям Москвы были устными – на самом деле они нигде не записаны и не обязывают к чему-либо тех, кто будет устанавливать памятник на Боровицкой площади», – добавил Рахматуллин.