Этика и этикет 4 класс – Презентация по светской этике на тему “Этика и этикет” (4 класс)

Конспект урока по ОРКиСЭ по теме “Этикет”. 4-й класс

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Цель: формирование у школьников мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных традиций народа и норм этикета.

Задачи:

  • развивать этические чувства как регулятор морального поведения;
  • формировать умение высказывать суждения;
  • учить осуществлять поиск и обработку информации;
  • формировать умение и готовность слушать, вести диалог;
  • обобщить и расширить знания о правилах этикета.

Формы и виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устное высказывание на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, участие в учебном диалоге, работа в группе.

Ход урока

Класс разделен на 4 группы.

1. Орг. момент (Эмоциональный настрой на урок)

Добрый день! Встаньте, пожалуйста! Возьмитесь за руки. (Стоят у доски, взявшись за руки)

Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Всем, всем добрый день
И работать нам не лень.

– Ребята, мы единое целое, от работы каждого зависит общее дело, его результативность. Хотите начать прямо сейчас?

– Проходите, пожалуйста, на свои места.

2. Актуализация знаний.

Тему нашего урока сформулируем, разгадав кроссворд.

(Разгадывание кроссворда). Слайд №1 по щелчкам. Презентация

  1. Наука, которая рассматривает поступки и отношения между людьми с точки зрения представлений о добре и зле. (Этика)
  2. Что мучает человека, который совершил плохой поступок? (Совесть)
  3. Действия, направленные на удовлетворение личных интересов, в том числе и в ущерб интересам других людей. (Эгоизм)
  4. Действия, результатом которых является причинение зла себе или другим людям. (Порок)
  5. Положительное нравственное качество, высокая нравственность. (Добродетель)
  6. Мораль, правила, которые регулируют отношения между людьми при распределении благ, наград и наказании. (Справедливость)
  7. 3. Целеполагание.

    1. Учитель: Какое ключевое слово получилось? (Этикет)

    Учитель: Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

    – Сегодня мы поговорим о том, что такое этикет и какую роль он играет в нашей жизни.

    А вы знаете, что такое этикет? (Ответы детей).

    2. Работа со словарем.

    Найдите в словарях определение, что такое этикет?

    “Этикет” – слово французское, толкуется как “установленный порядок поведения где-либо”.

    3. Чтение стихотворения учеником.

    Что такое этикет?

    Что такое этикет?
    Кто-то знает, кто-то – нет!
    Это правила такие
    Поведения, когда
    Мы привычки все плохие
    Забываем навсегда.
    Ты усвоил этикет
    И дурных привычек нет!

    – Существуют разные виды этикета. Сегодня рассмотрим только некоторые из них: этикет общения, этикет в школе, этикет за столом, этикет в гостях. Слайд №2

    4. Беседа по теме.

    С древнейших времен люди вынуждены были соблюдать определенные правила и нормы поведения для того, чтобы облегчить себе жизнь. Пожалуй, без них нельзя было выжить даже в первобытнообщинном обществе. 

    Сама по себе совместная жизнь людей в любом обществе предполагает наличие определенных правил.

    Уже в древних египетских, римских рукописях, гомеровской “Одиссее” говорится о правилах поведения людей в различных жизненных ситуациях. В это время были строго регламентированы взаимоотношения высших и низших сословий, господ и рабов, старших и младших, мужчин и женщин. Первая книга об этом так и называлась “О правилах поведения” и была издана еще в 1204 году.

    Слайд 3. Слово “этикет” произошло от названия карточек, “этикеток”, которые раздавали всем гостям во время изысканных приемов у короля Людовика XIV. На карточках были написаны правила поведения. В XIV-XVII веках соблюдение правил этикета стало отличительным признаком светского человека.

    Слайды 4, 5. Средние века богаты всевозможными трактатами, дающими советы и рекомендации на все случаи жизни. Не обошлось здесь и без трактата о поведении, о том, что требуется от каждого воспитанного человека: учтивость и вежливость.

    Русь достаточно долгое время жила замкнуто и практически не имела контактов с восточными и европейскими странами. Это обстоятельство, естественно, отразилось на культурной жизни страны.

    Первые письменные правила поведения были даны в “Поучениях” Владимира Мономаха. Приведем некоторые отрывки из этого сочинения: “Куда не пойдете по своей земле, нигде не позволяйте ни своим, ни чужим отрокам обижать жителей ни в селениях, ни в полях… где не остановитесь в пути, везде напойте и накормите всякого просящего… чтите гостя, откуда бы к вам ни пришел, — простой ли человек, или знатный, или посол, — …угостите пищей или питьем… Больного посещайте, мертвого пойдите проводить… Не пройдите мимо человека, не приветствуя его, а скажите всякому при встрече доброе слово…”.

    Позже, в первой половине XVI века, в России была написана “Книга, называемая Домостроем, которая содержит в себе полезные сведения, поучение и наставление всякому христианину — и мужу, и жене, и детям, и слугам, и служанкам”. Эта книга охватывала все стороны жизни людей богатого сословия: учила, как относиться к церкви, власти, членам семьи, прислуге, как воспитывать детей, как вести домашнее хозяйство, как встречать гостей и наносить ответные визиты и т.д.

    Слайд 6. Со вступлением на престол Петра Великого в России наступила пора великих преобразований.

    В XVII веке (1717 г.) по распоряжению Петра I была издана книга “Юности честное зерцало, или показа к житейскому обхождению, собранное от разных авторов”, в которой давались советы молодым дворянам, как вести себя в светском обществе и в обычных житейских ситуациях.

    Раньше культуре общения, учтивости, умению вести себя в обществе – всей этой тонкой науке поведения – обучали только избранных. Хорошие манеры считались признаком превосходства и просвещенности.

     В 21 веке россияне живут по общим правилам цивилизованного этикета.

    Зная эти правила, можно быть уверенным, что, за исключением небольших нюансов, в любой стране они будут уместны. Правил этикета множество, запомнить их всех очень трудно. Но одно правило следует помнить твердо: человек своим поведением, внешним видом не должен доставлять неудобства окружающим.

    О нашей воспитанности можно судить по нашей речи, и огромное значение придает ей этикет. Давайте посмотрим отрывок из хорошо вам знакомого журнала “Ералаш” “Почему мы так говорим?”

    5. Просмотр отрывка из журнала “Ералаш” “Почему мы так говорим?” Слайд 7

    Обсуждение просмотренного отрывка.

    – Почему мы так говорим?

    – Все ли вам было понятно в его речи?

    – Что вам показалось смешным?

    – Как вы думаете, а почему он так рассказывал произошедший случай? (Потому что мальчик привык так разговаривать в повседневной жизни).

    Учитель: Такие слова, как “гикнулся”, “закочевряжился”, “фитиль”, “шнобель”, “велик”, “училка”, относятся к молодежному жаргону – сленгу. Эти слова звучат некрасиво из уст ребят. Поэтому нужно говорить такими словами, чтобы было понятно всем окружающим.

    – Какие еще правила общения вы знаете? Слайд 8

    6. Этикет в школе (разыгрывание школьных ситуаций).

    Вы учитесь в 4 классе ивы уже знаете правила поведения и на уроке, и на переменах. Посмотрите сценки. Правильно ли поступают дети?

    1. Мальчик вошел в класс, здоровается с учителем (сценка).

    Прозвенел звонок, учитель начинает урок. Артём опоздал. Входит в класс в шапке, варежках. Подходит к учителю. Протягивает руку в варежке: “Здравствуйте, Татьяна Ивановна!”.

    2. Мальчик здоровается с девочкой, (сценка)

    Максим, пробегая мимо Тани, дергает ее за косичку и кричит в ухо: “Здорова, Ларина!”

    – Какие правила поведения вы можете назвать? Слайд 9

    7. Этикет за столом.

    Просмотр отрывка из журнала “Ералаш” “Царевна Несмеяна”. Слайд 10

    – Когда вы будете смотреть, обратите внимание на поведение мальчика и подумайте, что в нем было необычного.

    Обсуждение просмотренного отрывка.

    – Что было необычного в поведении мальчика?

    – Назовите, какие ошибки допустил ученик во время обеда.

    – А как вы ведете себя за столом?

    – Какие правила вы можете предложить? Слайд 11

    8. Этикет в гостях.

    – У вас есть друзья. Вы ходите друг к другу в гости. Как вы себя ведете?

    – Сейчас предлагаю посмотреть фрагмент о том, как хозяйка встречала гостей. В чем она была неправа?

    Просмотр фрагмента из журнала “Ералаш”. Слайд 12

    Какие правила этикета вы можете предложить? Слайд 13

    9. Работа в группах.

    Поработаем в группах. Посмотрите, над каким видом этикета будет работать ваша группа. Подберите подходящие картинки и пословицы к вашему виду этикета.

    – Посмотрите, что у нас получилось? (На доске плакат)

    10. Подведение итогов. Домашнее задание.

    • Что такое этикет?
    • Какие правила этикета запомнили?
    • Нужны ли сейчас знания этих правил?

    Дома вы выполните следующее домашнее задание:

    1. Придумать и инсценировать этикетную ситуацию (по желанию).
    2. Подобрать картинки к иллюстрации различных этикетных ситуаций (по желанию).

    11. Рефлексия. Слайд 14

    Высказывания ребят (по желанию)

    Я научилась…

    Мне стало ясно…

    Я поняла…

    Теперь я знаю…

    Я буду стараться…

    Я узнала…

    12. Стихотворение (читает учитель)

    Если ты воспитан, если вежлив даже,
    О тебе плохого никогда не скажут.
    Ты старушке место в транспорте уступишь.
    Маме помогая, хлеб к обеду купишь.
    С другом на уроке ты болтать не будешь
    В комнате порядок наведёшь, конечно.
    И друзей поздравишь с праздником сердечно.
    В разговоре взрослых перебить не сможешь.
    И в несчастье другу ты всегда поможешь.
    Слабому в защите, верно, не откажешь,
    О другом, конечно, слов плохих не скажешь.
    Вежливый ребёнок-это просто клад!
    С вами повстречаться каждый будет рад!

    Что бы ты ни делал, ты всегда должен помнить, что живёшь на свете не один. Тебя окружают люди, твои близкие, твои товарищи. Ты должен вести себя так, чтобы им было легко и приятно жить рядом с тобой. Именно в этом и состоит подлинное воспитание и подлинная вежливость.

    Цитата: “Поведение – это зеркало души, в котором каждый показывает свой облик”. (И.Гёте)

    Спасибо за урок. Слайд №15

    Физкультминутка (Приложение 2)

    [Не вошедшие в статью приложения превышают допустимый для публикации объем, находятся у автора.]

    11.11.2013

    urok.1sept.ru

    План-конспект урока (4 класс) по теме: Этикет

    Конспект урока по ОРКСЭ «Этикет»

    Цель: формирование у школьников мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных традиций народа и норм этикета.

    Задачи:

    • развивать этические чувства как регулятор морального поведения;
    • формировать умение высказывать суждения;
    • учить осуществлять поиск и обработку информации;
    • формировать умение и готовность слушать, вести диалог;
    • обобщить и расширить знания о правилах этикета.

    Ход урока

    1. Организационный момент.

    Прозвенел звонок, начинаем наш урок. Проверьте все ли у вас готово к уроку. Садитесь.

    1. Актуализация опорных знаний.

    О чем мы говорили на прошлом уроке?

    Назовите, кого мы можем отвести к образцам нравственного поведения? (труженик, патриот, коллективист, воин).

    Почему именно таких людей, мы относим к образцам нравственности? (они трудолюбивые, приверженцы традиций,  уважают обычаи, любят свою Родину, защищают ее и тд).

    А чтобы сформулировать тему сегодняшнего урока, я предлагаю вам разгадать кроссворд.

    1. Наука, которая рассматривает поступки и отношения между людьми с точки зрения представлений о добре и зле. (Этика)
    2. Что мучает человека, который совершил плохой поступок? (Совесть)
    3. Действия, направленные на удовлетворение личных интересов, в том числе и в ущерб интересам других людей. (Эгоизм)
    4. Действия, результатом которых является причинение зла себе или другим людям. (Порок)
    5. Положительное нравственное качество, высокая нравственность. (Добродетель)
    6. Мораль, правила, которые регулируют отношения между людьми при распределении благ, наград и наказании. (Справедливость)

    – Какое ключевое слово получилось? (Этикет).

    – Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

    1. Изучение нового материала.

    – Сегодня мы поговорим о том, что такое этикет и какую роль он играет в нашей жизни.

    – А вы знаете, что такое этикет? (Ответы детей).

    “Этикет” – слово французское, толкуется как “установленный порядок поведения где-либо”.

    Что такое этикет?

    Что такое этикет?
    Кто-то знает, кто-то – нет!
    Это правила такие
    Поведения, когда
    Мы привычки все плохие
    Забываем навсегда.
    Ты усвоил этикет
    И дурных привычек нет!

    – Существуют разные виды этикета. Сегодня рассмотрим только некоторые из них: этикет общения, этикет в школе, этикет за столом, этикет в гостях.

    Как вы думаете, когда же появилось понятие «этикета»? (Ответы детей).

    С древнейших времен люди вынуждены были соблюдать определенные правила и нормы поведения для того, чтобы облегчить себе жизнь. Пожалуй, без них нельзя было выжить даже в первобытнообщинном обществе. 

    Сама по себе совместная жизнь людей в любом обществе предполагает наличие определенных правил.

    Уже в древних египетских, римских рукописях говорится о правилах поведения людей в различных жизненных ситуациях. В это время были строго определены взаимоотношения высших и низших сословий, господ и рабов, старших и младших, мужчин и женщин. Первая книга об этом так и называлась “О правилах поведения” и была издана еще в 1204 году, написал ее испанец Петрус Альфонси.

    Откуда же появилось слово «этикет? Слово “этикет” произошло от названия карточек, “этикеток”, которые раздавали всем гостям во время изысканных приемов у короля Людовика XIV. На карточках были написаны правила поведения. В XIV-XVII веках соблюдение правил этикета стало отличительным признаком светского человека.

    Что же касается Руси, она достаточно долгое время жила замкнуто и практически не имела контактов с восточными и европейскими странами. Это обстоятельство, естественно, отразилось на культурной жизни страны.

    Первые письменные правила поведения были даны в “Поучениях” Владимира Мономаха. Приведем некоторые отрывки из этого сочинения:

    • “Куда не пойдете по своей земле, нигде не позволяйте ни своим, ни чужим отрокам обижать жителей ни в селениях, ни в полях…
    • где не остановитесь в пути, везде напойте и накормите всякого просящего…
    • чтите гостя, откуда бы к вам ни пришел, — простой ли человек, или знатный, или посол, — …угостите пищей или питьем…
    • Больного посещайте, мертвого пойдите проводить…
    • Не пройдите мимо человека, не приветствуя его, а скажите всякому при встрече доброе слово…”.

    Позже, в первой половине XVI века, в России была написана протопопом Сильвестром “Книга, называемая Домостроем, которая содержит в себе полезные сведения, поучение и наставление всякому христианину — и мужу, и жене, и детям, и слугам, и служанкам”. Эта книга охватывала все стороны жизни людей богатого сословия: учила, как относиться к церкви, власти, членам семьи, прислуге, как воспитывать детей, как вести домашнее хозяйство, как встречать гостей и наносить ответные визиты и т.д.

    Со вступлением на престол Петра Великого в России наступила пора великих преобразований.

    В XVII веке (1717 г.) по распоряжению Петра I была издана книга “Юности честное зерцало, или показа к житейскому обхождению, собранное от разных авторов”, в которой давались советы молодым дворянам, как вести себя в светском обществе и в обычных житейских ситуациях.

    Раньше культуре общения, учтивости, умению вести себя в обществе – всей этой тонкой науке поведения – обучали только избранных. Хорошие манеры считались признаком превосходства и просвещенности.

     В 21 веке россияне живут по общим правилам цивилизованного этикета.

    Зная эти правила, можно быть уверенным, что, за исключением небольших нюансов, в любой стране они будут уместны. Правил этикета множество, запомнить их всех очень трудно. Но одно правило следует помнить твердо: человек своим поведением, внешним видом не должен доставлять неудобства окружающим.

    О нашей воспитанности можно судить по нашей речи, и огромное значение придает ей этикет.

    1. Физминутка

    А сейчас немного отдохнем. Я буду называть правила этикета, если они правильные то вы хлопните, если нет, то топните.

    • Жевать с открытым ртом.
    • Вытереть салфеткой руки.
    • Громко разговаривать.
    • Есть с ножа.
    • Бегать на перемене.
    • Громко смеяться.
    • Расталкивать всех в транспорте.
    • Носить чистую одежду.
    • Здороваться с учителями.
    • Благодарить за помощь.

    Молодцы! Правила этикета вы почти все знаете.

    1. Закрепление изученного материала.

    А сейчас я предлагаю вам разделиться на группы. Каждой группе я дам лист с заданием, потом мы разберем каждую из сценок. И самое главное, работать  тихо и не называть ситуацию, которую вы разыгрываете. Остальные должны догадаться. У вас есть 3 минуты, чтобы его подготовить и представить нам.

    1 группа – Сценка «Этикет общения»

    Разыграть ситуацию непозволительного общения между сверстниками.

    2 группа – Сценка «Этикет на уроке»

    Разыграть ситуацию непозволительного поведения на уроке.

    3 группа – Сценка «Этикет на перемене»

    Разыграть ситуацию непозволительного поведения на перемене.

    4 группа –  Сценка «Этикет за столом»

    Разыграть ситуацию непозволительного поведения за столом.

    5 группа – Сценка «Этикет в гостях»

    Разыграть ситуацию непозволительного поведения в гостях.

    6 группа – Сценка «Этикет дома»

    Разыграть ситуацию непозволительного поведения дома.

    1. Итог урока. Домашнее задание

    Подведем итоги. Что такое этикет?

    Какие правила вы запомнили?

    Зачем нужно следовать правилам этикета?

    Дома пересмотрите мультфильм «Винни – пух в гостях у Кролика» Подумайте, соблюдал ли он этикет в гостях у Кролика? Подберите еще примеры соблюдения и несоблюдения правил этикета.

    Закончить я бы хотела вот какими словами.

    Что бы ты ни делал, ты всегда должен помнить, что живёшь на свете не один. Тебя окружают люди, твои близкие, твои товарищи. Ты должен вести себя так, чтобы им было легко и приятно жить рядом с тобой. Именно в этом и состоит подлинное воспитание и подлинная вежливость.

    “Поведение – это зеркало души, в котором каждый показывает свой облик”. (И.Гёте).

    Спасибо за урок!

    nsportal.ru

    Урок по этике “Этикет” (4 класс)

    Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Ковернинского муниципального района Нижегородской области

    «Ковернинская средняя общеобразовательная школа №2»

    Конспект открытого урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы светской этики»

    Тема урока: «Этикет»

    Подготовила: учитель начальных классов

    МОУ «КСШ №2»

    Носовцева Галина Кузьминична

    п.Ковернино

    2016 год

    Цели и задачи урока:

    1. Овладение картиной мира: познакомить детей с первичным представлением об этикете. Объяснить, что такое правила поведения.

    2. Чувственно-эмоциональное отношение к миру: замечать и объяснять, какие поступки людей противоречат правилам этикета. Предлагать, что сам можешь сделать для исправления видимых нарушений. Создать атмосферу доброжелательности, комфортности на уроке.

    УУД:

    А) учебная (образовательная компетентность): производить самооценку и оценку действий другого человека на основе заданных критериев, выполнять задание на основе заданного алгоритма;

    Б) компетентность взаимодействия (коммуникации): договариваться и приходить к общему мнению внутри малой группы, учитывать разные точки зрения, аргументировать своё согласие (несогласие) с мнением участников учебного диалога;

    В) информационная компетентность: формулировать поисковый запрос и выбирать способы получения информации, производить самостоятельные наблюдения, формулировать вопросы к взрослому и сверстникам.

    Г) социальный опыт: организовывать рабочее место, планировать работу, руководствоваться выработанными правилами жизни в классе, управлять проявлениями своих эмоций.

    Планируемые результаты:

    Личностные: искать свою позицию в многообразии общественных позиций, эстетических и культурных предпочтений.

    Регулятивные: учиться обнаруживать формулировать учебную проблему, использовать дополнительные справочные средства.

    Познавательные: самостоятельно отбирать и сопоставлять информацию, полученную из разных источников, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи.

    Коммуникативные: организовывать учебное взаимодействие в группе, слушать других. Пытаться принимать другую точку зрения.

    Методы и технологии обучения:

    • деятельностный метод;

    • проблемный диалог;

    • исследовательская деятельность.

    Формы организации познавательной деятельности учащихся:

    Технические средства, наглядность: персональный компьютер, мультимедийный проектор, презентация, учебное пособие «Основы светской этики, карточки с заданиями, индивидуальный раздаточный материал, словари, энциклопедии, сигнальные карточки.

    Конспект урока

    1.Оргмомент (Эмоциональный настрой на урок)

    Игра «Комплимент»

    Учитель говорит комплимент одному из учеников, а ученик говорит комплимент следующему ученику и т.д.

    2.Актуализация знаний.

    (Разгадывание кроссворда).(слайды 2-9)

    1. Наука, которая рассматривает поступки и отношения между людьми с точки зрения представлений о добре и зле. (Этика)

    2. Что мучает человека, который совершил плохой поступок? (совесть)

    3. Действия, направленные на удовлетворение личных интересов, в том числе и в ущерб интересам других людей. (эгоизм)

    4. Действия, результатом которых является причинение зла себе или другим людям.(порок)

    5. Положительное нравственное качество, высокая нравственность. (добродетель)

    6. Мораль, правила, которые регулируют отношения между людьми при распределении благ, наград и наказании. (справедливость)

    3. Целеполагание.

    Учитель: Какое ключевое слово получилось? (этикет)

    Учитель: Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? (ответы детей: этикет – ключевое слово в кроссворде).

    Заполнение таблицы ЗХУ.

    – Немного подумайте и скажите, что вы знаете на эту тему и что хотели бы узнать. (Заполнение таблицы ЗХУ) (слайд 10)

    1. Работа над понятием «этикет».

    На экране появляются слова: ЭТИКЕТ и ЭТИКЕТКА.( слайд 11)

    _ Что общего между этими словами? (Высказывания детей)

    Этикетку все видели, все знают. На спичечных коробках, на бутылках с газированной водой, на новых брюках, купленных в магазине, яркая наклейка, цветной ярлычок, которые привлекают наше внимание и рассказывают (информируют) о предмете.

    Этикетка — словно маленький представитель вещи. И от того, как нам понравился этот «полномочный посол», во многом зависит отношение к его «хозяину»— самой вещи.

    А этикет? Этикет определяет, как человек обращается с другими людьми, определяет его внешний вид, манеру вести себя. Но ведь жесты, движения, позы, способы приветствий, поведение за столом, вкус в одежде и т. п. тоже являются своеобразной ЭТИКЕТКОЙ. Именно эти наши свойства и особенности прежде всего бросаются в глаза при знакомстве, и по ним нередко судят о нас самих. (слайд 12)

    Все-таки этикетка много значит. Ну, представьте себе: на бутылке вкуснейшего лимонада кислая наклейка «Уксус». Захочется ли кому-нибудь поближе познакомиться с содержимым бутылки? Полагаю, что нет. Так и в отношениях с людьми: неопрятность, грубость, развязность, незнание приличий часто отталкивают от нас тех, кто мог бы любить и уважать нас, будь мы чуточку воспитаннее.(слайд 13)

    Вот и получается, что этикет и этикетка — слова-родственники. И корень у них один (французский).

    Так что же такое этикет?

    Этикет – это правила хорошего поведения.( слайд 14)

    Произошло название «этикет» от французского названия карточек – «этикеток».

    Слайд 15. На одном из пышных приемов у Людовика XIV гостям вручили карточки с правилами поведения. Нарушить этикет означало исключить себя из общества воспитанных людей.

    Слайд 16. Стремление обозначить нормы поведения в обществе наблюдалось еще в Древнем Египте, Греции и Риме. Ведь как только люди стали жить вместе, появилась потребность в правилах мирного сосуществования. Так появился дипломатический этикет – важное условие мира между государствами.

    Слайд 17. Затем возник придворный этикет – сложные торжественные церемонии.

    Слайд 18. Потом появился гражданский этикет: правила поведения в повседневной жизни для высших и низших сословий.

    Слайд 19. Россия, начиная от Х века, руководствовалась сводом правил «Домострой», в основе которого лежали:

    – строгое сословное деление,

    – подчинение младших старшим, низших чинов высшим.

    Слайд 20. История российского этикета знает еще один документ «ПОУЧЕНИЕ» от Великого князя Киевского Владимира Мономаха – мудрого правителя и доблестного военачальника, который, оставляя на княжение сыновьям русскую землю, завещал им:

    «Иметь душу чистую и непорочную, тело худое, беседу кроткую и соблюдать слово Господне»…

    Слайд 21. С эпохой Петра I появились европейские нормы поведения, отраженные в книге «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению, собранное от разных авторов».

    1. Работа в группах.

    Итак, сегодня мы говорим об образцах поведения в жизни каждого человека. Именно эти образцы вырабатывались многие сотни лет. Многие правила этикета вы определите сами, работая в группах. Выполняйте задания, данные на карточках. Готовясь к ответу, можно использовать материал учебника, энциклопедий, жизненный опыт. На подготовку- 10 мин. Обратите внимание на памятку для работы в группе.

    Памятка для работы в группе: ( слайд2210

    1. Распределит роли: кто что будет делать.

    2. Внимательно выслушайте друг друга.

    3. Выберите выступающих.

    4. Ответьте на возможные вопросы.

    5. Внимательно слушайте выступления других групп!!!

    Задание 1 группе:

    Приведите примеров соответствия одежды и внешности в определённой ситуации. При подготовке используйте материал учебника с.56 и собственный опыт.

    Задание 2 группе:

    Приведите примеры приветствия и прощания; как говорить и слушать. При подготовке используйте материал учебника на с. 56-57 и собственный опыт.

    Задание 3 группе:

    Прочитайте стихотворение Г.Остера «Вредные советы» и определи, что в них неправильно. Запиши правильные советы.

    1. Если ты пришел к знакомым

    Не здоровайся ни с кем,

    Слов “пожалуйста”, “спасибо”

    Никому не говори.

    Отвернись и на вопросы

    Ни на чьи не отвечай,

    И тогда никто не скажет

    Про тебя, что ты болтун.

    1. Если друг на день рожденья

    Пригласил тебя к себе,

    Ты оставь подарок дома:-

    Пригодиться самому.

    Сесть старайся рядом с тортом.

    В разговоры не вступай:

    Ты во время разговора

    Вдвое меньше съешь конфет.

    1. Девчонок надо никогда

    Нигде не замечать

    И не давать проходу им

    Нигде и никогда.

    Им надо ножки подставлять,

    Пугать из-за угла…

    1. Если к папе или маме

    Тетя взрослая пришла

    И ведет кокой-то важный

    И серьезный разговор,

    Нужно сзади незаметно

    К ней подкрасться, а потом

    Громко крикнуть прямо в ухо:

    “Стой, сдавайся! Руки

    вверх!”

    1. Если друг твой самый лучший

    Поскользнулся и упал,

    Покажи на друга пальцем

    И хватайся за живот

    Задание 4 группе:

    Составить кластер «Составляющие этикета».

    Ученикам предлагается разделить карточки на 3 группы и приклеить на ватман.

    Карточки:

    1. Внешность

    2. Речевой этикет

    3. Этикет в общественных местах

    – Разговаривать с человеком следует вежливо и ровным голосом.

    -При разговоре следует смотреть в глаза своему собеседнику.

    – Нельзя во время разговора гримасничать.

    – Обращайтесь к собеседнику только по имени.

    -Не перебивайте и не прерывайте собеседника.

    -Не ходите по клумбам и не срывайте с них цветы.

    -Не бросайте мусор.

    -Мальчик или девочка не должны сидеть в общественном транспорте, если рядом стоят пожилые женщины или женщины с детьми на руках.

    -При посадке в транспорт придерживаться очереди, уступая первенство старшим, стоящим рядом, мужчины – женщинам.

    -В кино или театр нужно приходить без опоздания, занимать места, указанные в билетах.

    – Не оставляй волосы взъерошенными, не выходи с такой причёской на улицу, иначе станешь объектом насмешек.

    – Лицо без макияжа не становится хуже, а чаще, напротив, выглядит красивее.

    – Умей беречь и выбирать одежду.

    – Придя из школы, переоденься в домашнюю одежду.

    – Одежда не должна стеснять твоих движений, она должна быть чистой, опрятной, соответствовать времени года, предохранять от переохлаждения и перегревания.

    Физкультминутка. Игра «Если нравится тебе…»Слайд 23

    7 .Выступления групп.

    Мы продолжаем разговор о том, что такое правила этикета. Ведь ещё Джонатан Свифт сказал: «Хорошими манерами обладает тот, кто наименьшее количество людей ставит в неловкое положение».

    (один человек от группы выступает с подготовленной информацией.)

    Учитель подводит к обобщению: Если рассмотреть все правила поведения в различных местах, мы можем прийти к выводу о том, что существуют 3 основных составляющих этикета:

    1.Умение вести себя правильно в общественных местах в различных ситуациях.

    2. Внешний вид, одежда.

    3. Культура речи.(слайд 24)

    1. Закрепление полученных знаний в форме игры «Своя игра»

    Правил этикета много. А вот основа у всех одна – здравый смысл и уважение к другим людям. Знание правил этикета не передаётся по наследству. Многие правила вы уже знаете, исходя из своего жизненного опыта. Сейчас мы проверим эти знания. (Презентация «Своя игра»)

    Перед вами категории и соответствующие баллы. Группы по очереди выбирают категорию, нужный им балл и отвечают на вопрос.

    9. Подведение итогов игры.

    Короткий тест поможет Вам увидеть себя со стороны и подскажет, что нужно изменить в своем поведении.

    1. Такт – наиболее тонкая, деликатная, осторожная линия поведения по отношению к окружающим. Вы обладаете чувством такта? ДА. НЕТ.

    2. Скромность– отсутствие привычки показать себя лучше, способнее, умнее других. Вы человек скромный? ДА. НЕТ.

    3. Вежливость – качество человека, для которого уважение к людям является повседневной нормой поведения и привычным способом общения с окружающими. Всегда ли Вы вежливы? ДА. НЕТ.

    4. Пунктуальность – умение не заставлять себя ждать, выполнять обещанное в срок. Это есть в вашем характере? ДА. НЕТ.

    5. Речевой этикет – это правила о том, как говорить, о чем говорить, где говорить и с кем говорить. Вами эти правила соблюдаются? ДА. НЕТ.

    Вы ответили «Да» на все вопросы? Ваши манеры безукоризненны, а отношение к окружающим – образец для подражания.

    Вы не на все вопросы ответили «Да»? Не расстраивайтесь, совершенству нет предела. Зато теперь Вы знаете к чему стремиться

    1. Рефлексия.

    Вспомним таблицу, которую заполняли в начале урока и ответим на вопрос, что мы узнали на уроке.

    Ребята, немного подумайте и поднимите:(слайд 27)

    Урок понравился: я справился со всеми заданиями.

    Я доволен собой.

    Было трудно, но мне помогли друзья.

    Задания на уроке оказались слишком трудными.

    Мне нужна помощь!

    1. Домашнее задание.( слайд 28)

    Вместе с родителями или друзьями составьте перечень правил этикета, которые должен соблюдать каждый школьник.

    infourok.ru

    План-конспект урока по ОРКСЭ (4 класс) на тему: конспект урока ОРКСЭ “Этика и этикет” (4 класс, УМК “Школа России”, Беглов А. Л., Саплина Е. В., Токарева Е. С.)

    1. III. Постановка учебной задачи
    2. Словесный: слово учителя, ответы на вопросы

    Работа с книгой: чтение, изучение

    Наглядный: демонстрация

    Словесный: ответы на вопросы, беседа, объяснение

    Наглядный: демонстрация

    Словесный: слово учителя, ответы на вопросы

    Практический: упражнение

    Наглядный: демонстрация

    V. Первичное закрепление во внешней речи

    1. Словесный: слово учителя, ответы на вопросы, беседа

    Практический: упражнение

    VI. Динамическая пауза

    Наглядный: видеофрагмент

    VII. Включение в систему знаний

    1. Практический:
    2. Упражнения

    Наглядный: демонстрация

    1. VIII. Рефлексия деятельности (по продукту)

    Словесный: слово учителя, ответы на вопросы

    Наглядный: демонстрация

    7 мин

    5 мин

    1 мин

    7-10 мин

    3-5 мин

    Что такое этикет?
    Кто-то знает, кто-то – нет!
    Это правила такие
    Поведения, когда
    Мы привычки все плохие
    Забываем навсегда.
    Ты усвоил этикет,
    И дурных привычек нет!

    Этикет – это установленный, принятый порядок поведения.

    Этика изучает мораль – систему норм и правил поведении, выработанных и охраняемых обществом. (см. на стр. 17)

    – Существуют разные виды этикета. Сегодня рассмотрим только некоторые из них: этикет общения, этикет в школе, этикет за столом, этикет в гостях.

    Немного из истории

     С древнейших времен люди вынуждены были соблюдать определенные правила и нормы поведения для того, чтобы облегчить себе жизнь.

     Первая книга об этом так и называлась “О правилах поведения” и была издана еще в 1204 году.

    Слово «этикет» произошло от названия карточек, «этикеток», которые раздавали всем гостям во время изысканных приемов у короля Людовика XIV. На карточках были написаны правила поведения. В XIV-XVII веках соблюдение правил этикета стало отличительным признаком светского человека.

     Средние века богаты всевозможными трактатами, дающими советы и рекомендации на все случаи жизни. Не обошлось здесь и без трактата о поведении, о том, что требуется от каждого воспитанного человека: учтивость и вежливость.

    Русь достаточно долгое время жила замкнуто и практически не имела контактов с восточными и европейскими странами. Это обстоятельство, естественно, отразилось на культурной жизни страны.

    Первые письменные правила поведения были даны в «Поучениях» Владимира Мономаха.

    Позже, в первой половине XVI века, в России была написана “Книга, называемая Домостроем, которая содержит в себе полезные сведения, поучение и наставление всякому христианину – и мужу, и жене, и детям, и слугам, и служанкам”. Эта книга охватывала все стороны жизни людей богатого сословия: учила, как относиться к церкви, власти, членам семьи, прислуге, как воспитывать детей, как вести домашнее хозяйство, как встречать гостей и наносить ответные визиты и т.д.

     Со вступлением на престол Петра Великого в России наступила пора великих преобразований.

    В XVII веке (1717 г.) по распоряжению Петра I была издана книга «Юности честное зерцало, или показа к житейскому обхождению, собранное от разных авторов», в которой давались советы молодым дворянам, как вести себя в светском обществе и в обычных житейских ситуациях.

    Раньше культуре общения, учтивости, умению вести себя в обществе – всей этой тонкой науке поведения – обучали только избранных. Хорошие манеры считались признаком превосходства и просвещенности.

     В 21 веке россияне живут по общим правилам цивилизованного этикета.

    Правил этикета множество, запомнить их всех очень трудно. Но одно правило следует помнить твердо: человек своим поведением, внешним видом не должен доставлять неудобства окружающим.

    Итак, вы в школе и должны соблюдать правила поведения в школе. Давайте, проверим, хорошо ли мы их знаем.

    Основные правила изложены в стихах. Сейчас я буду называть первую строчку, а вы – последнее слово.

    На уроке будь старательным,
    Будь спокойным и …(внимательным).
    Всё пиши, не отставая,
    Слушай не …(перебивая).
    Говорите чётко, внятно,
    Чтобы было всё …(понятно).
    Если хочешь отвечать,
    Надо руку … (поднимать).
    На математике считают,
    На перемене … (отдыхают)
    Будь прилежен на уроке.
    Не болтай: ты не … (сорока).
    Если друг стал отвечать,
    Не спеши … (перебивать).
    А помочь захочешь другу –
    Подними спокойно … (руку).
    Знай: закончился урок,
    Коль услышал ты … (звонок).
    Когда звонок раздался снова,
    К уроку будь всегда … (готовым).
    Чтоб не тревожились врачи,
    На переменах не … (кричи).

    – После первого и третьего урока мы отправимся в самое «вкусное» место в школе. Куда же это? (В столовую)

    – Ребята, а нравится ли вам приходить в школьную столовую?

    – А знаете ли вы, ребята, как нужно вести себя в столовой?  (Ответы детей)                                                               

    Правила поведения в столовой

     Входить в столовую надо организованно и спокойно.

    Не толкайся, не кричи, соблюдай порядок.

    Перед едой всегда мой руки.

    Не разговаривай во время еды.

     Убери за собой посуду.

     – Самое главное в поведении за столом – вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой обедать.

    «Приём гостей дома».

    Ситуация 1.

    Хозяин, хозяйка встречают гостей. Гости проходят в дом. Дарят коробку с подарком хозяйке, та, не взглянув на него, быстро благодарит гостей, приглашает всех снять верхнюю одежду и сесть за стол. Очень большой букет цветов, подаренный гостями, хозяйка ставит в вазу на праздничный стол.

    Вскоре все сидят за столом.

    Найдите ошибки, которые допушены в данной ситуации.

    Ошибки:

    1. Хозяйка обязательно должна развернуть подарок, а потом поблагодарить гостей.
    2. Большой букет на стол ставить нецелесообразно. Он мешает всем общаться, да и места занимает много. На стол можно поставить только маленький букетик. В данном случае, приняв букет, надо было его поставить в вазу где-то в комнате.
    3. Гостям необходимо предложить пройти в ванную комнату, чтобы те смогли привести себя в порядок – вымыть руки, причесаться и т.д.

    Ситуация  2.   

    Мальчик крикнул прохожему: «Скажите, сколько сейчас часов?»

    Обращаясь к прохожему мальчик допустил четыре ошибки. Какие?

    Правильный ответ: «Извините пожалуйста, не могли бы вы сказать. который час? После ответа надо сказать: «Спасибо!» Не кричать.

    Ситуация  3. 

    Два мальчика столкнулись в дверях подъезда и никак не могут разойтись. Кто из них должен уступить дорогу, если возраст мальчиков 8 и 11 лет?

    Ответ: дорогу первым уступает тот, кто вежливее.

    Ситуация  4.  

    Мальчик звонит другу и приглашает в гости – поиграть в новую игру, а тот не может прийти. Как он должен ответить, чтобы не обидеть друга?

    Видеофрагмент.        

    Работа в группах.

    Задание 1 группе:

    Приведите примеры соответствия одежды и ситуации. Вы должны определить, какую одежду нужно надеть для посещения спортзала, театра, школы. А в какой одежде мы ходим дома, на прогулке.

    План вашей работы такой: 1.Внимательно выслушайте друг друга и составьте ответ.

    2. Выберите выступающего (можно выступать всей группой)

    3.Выступите.

    4.После выступления ответьте на вопросы.

    Задание 2 группе:

    Вторая группа расскажет нам, как и какими словами нужно здороваться с разными людьми. Речь – важнейшее средство общения между людьми. А вежливая речь, гораздо эффективнее.

    (Нарядное платье, пиджак, халат, джинсы, спортивный костюм, галстук, брюки, футболка, шорты, школьная форма, сарафан, юбка, блузка).

    Задание 3 группе:

    Прочитайте стихотворение Г.Остера «Вредные советы» и определи, что в них неправильно. Запиши правильные советы.

    1. Если ты пришел к знакомым

    Не здоровайся ни с кем,

    Слов «пожалуйста», «спасибо»

    Никому не говори.

    Отвернись и на вопросы

    Ни на чьи не отвечай,

    И тогда никто не скажет

    Про тебя, что ты болтун.

    1. Если друг на день рожденья

    Пригласил тебя к себе,

    Ты оставь подарок дома:-

    Пригодиться самому.

    Сесть старайся рядом с тортом.

    В разговоры не вступай:

    Ты во время разговора

    Вдвое меньше съешь конфет.

    1. Девчонок надо никогда

    Нигде не замечать

    И не давать проходу им

    Нигде и никогда.

    Им надо ножки подставлять,

    Пугать из-за угла…

    1. Если к папе или маме

    Тетя взрослая пришла

    И ведет кокой-то важный

    И серьезный разговор,

    Нужно сзади незаметно

    К ней подкрасться, а потом

    Громко крикнуть прямо в ухо:

    «Стой, сдавайся! Руки

    вверх!»

    1. Если друг твой самый лучший

    Поскользнулся и упал,

    Покажи на друга пальцем

    И хватайся за живот.

    Первая группа расскажет нам о выборе одежды.

    Задание 4 группе:

    Вставь пропущенные слова.

    Правила поведения в театре.

    • Главное правило – приходить _____________________________________. Приезжайте в театр минут за 20-30.
    • Услышав звонок, следует направиться в зал и занять свои места. Первыми должны сесть те, кто сидит в _______________________________________ ряда, остальным нужно подождать. 
    • У вас место в середине ряда, но вы немного задержалась и теперь, извинившись, должны осторожно пройти к месту, повернувшись __________________________________________________________ к сидящим.
    • Если бы вы опоздали и пришли с началом спектакля, то должны были бы сесть на любое свободное место и уже только после _________________ (перерыва) сесть на своё место.
    • Нельзя в театре занимать ___________________________________ места! 
    • В театр приходят _______________________ одетыми, ведь это праздник.
    • Не рекомендуется приносить в зал шоколад, _____________, ________________________________________________________________. Если Вы не успели перекусить – в театре есть буфет. Но не стоит оставаться там до третьего звонка. 
    • Соблюдение тишины во время спектакля – главное правило. Перед началом действия__________________________________ мобильные телефоны.
    • Если спектакль вам понравился, поблагодарите артистов ___________________________________________________________________
    • Не спешите получить ваше пальто в гардеробе, не волнуйтесь. Зритель, которому дорог спектакль, дождётся, пока занавес опустится в последний раз. 
    • На протяжении всего пребывания в театре будьте взаимно ________________________ и внимательны, и тогда у Вас останутся самые приятные впечатления от этого праздника – посещения театра. 

    (Бутерброды, Вежливы, красиво, лицом, антракта, яблоки, аплодисментами)

    – Что такое этикет?

    – Какие правила этикета запомнили?

    – Нужны ли сейчас знания этих правил?

    Высказывания ребят (по желанию)

    Я научился(лась)…

    Мне стало ясно…

    Я понял(а)…

    Теперь я знаю…

    Я буду стараться…

    Я узнал(а)…

    Слушают стихотворение.

    Слушают новую информацию.

    Слушают новую информацию.

    Слушают стихотворения, отвечают на вопросы.

    Повторяют правила поведения.

    Выполняют упражнения.

    Работают в группе, выполняют задания.

    Анализируют стихотворение.

    Выполняют задание, отвечают.

    Работают в группе, выполняют задания.

    Выполняют задание.

    Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

    Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему).

    Л: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

    К: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

    допускать возможность различных точек зрения;

    владеть диалогической формой коммуникации;

    К: выражение мысли в соответствии с задачами и и условиями коммуникации;

    правильно выражать свои мысли в речи;

    К: сотрудничество в поиске и сборе информации;

    допускать возможность различных точек зрения;

    владеть диалогической формой коммуникации;

    К: слушать и понимать речь других;

    Р: принимают и сохраняют учебную задачу;

    К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

    Р: выделение и осознание того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного;

    К: выражение мысли в соответствии с задачами и и условиями коммуникации;

    правильно выражать свои мысли в речи;

    П: формулировать ответы

    Р: выделение и осознание того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенн

    Л: мысленное воспроизведение ситуации;

    К: слушать и понимать речь других;

    П: высказывать предположения;

    К: слушать и понимать речь других;

    Л: мысленное воспроизведение ситуации;

    Р: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей;

    К: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

    допускать возможность различных точек зрения;

    владеть диалогической формой коммуникации;

    П: рефлексия способов и условий действий;

    контроль и оценка процесса и результатов деятельности

    Р: принимают и сохраняют учебную задачу.

    nsportal.ru

    Этика и этикет. – Начальные классы

    Этика и Этикет

    Основы светской этики. 4 класс. Тема 2.

    Чему будем учиться?

    1. Что такое этика и этикет?

    2. Когда появились правила этикета? Кто такие рыцари?

    3. Когда и где появилось понятие «ЭТИКЕТ»?

    4. Что понимают под понятием «МАНЕРЫ»?

    5. Кто составил первый сборник правил поведения на Руси?

    Как правильно дарить цветы?

    Это такое этика?

    • Этика – это философская наука, объектом изучения которой является МОРАЛЬ , а главной проблемой – ДОБРО и ЗЛО.
    • ЭТИКА – это система норм и правил поведения человека в обществе.

    ЭТИКА

    ДОБРО

    ЗЛО

    Стремление к человечности, гуманизму, к улучшению жизни.

    То, что противоречит добру:

    насилие

    обман

    подлость

    воровство хулиганство жестокость предательство доносительство

    Этикет

    Расскажет о том, как себя вести в гостях, за столом, в театре или на концерте, в общественном транспорте.

    Рыцарь – благородный, воспитанный человек

    7 добродетелей рыцарей:

    • Фехтование.
    • Верховая езда.
    • Владение копьём.
    • Плавание.
    • Охота.
    • Игра в шашки.
    • Пение стихов в честь прекрасной дамы.

    Этикет от «этикетка»

    300 лет назад

    Франция

    Король Людовик ХVI

    Этикет – порядок поведения.

    • Правила приличия
    • Учтивость

    Манеры – способ держать себя

    • Выражения речи
    • Походка
    • Жестикуляция
    • Интонация
    • Осанка
    • Мимика

    «Хорошими манерами обладает тот, кто наименьшее количество людей ставит в неловкое положение»

    Доскажи словечко

    Если встретился знакомый,

    Хоть на улице, хоть дома –

    Не стесняясь, не лукавствуй,

    А скажи погромче…

    Порвал Воробей

    Паутинные нити.

    Чирикнул смущённо:

    Ну…

    Вылез Крот на белый свет

    И сказал Ежу…

    Если встретилась компания,

    Не поспешно, не заранее,

    А в минуту расставания

    Всем скажите…

    Если просишь что-нибудь,

    То сначала не забудь

    Разомкнуть свои уста

    И сказать…

    Когда я что-то подарю,

    Мне говорят: …

    Тебе подарят что-нибудь –

    Благодарить не позабудь !

    Если невежей прослыть не хотите,

    Очень прошу вас – будьте мудры,

    Вежливым словом просьбу начните:

    Будьте…

    Будьте…

     

    Если, словом или делом

    Вам помог кто-либо,

    Не стесняйтесь громко, смело

    Говорить …

    Ответь на вопросы:

    • Что изучает этика?
    • Зачем этикет нужен людям?
    • Что такое манеры?
    • Как ты понимаешь слова китайского мыслителя Конфуция: «Все добродетели имеют своим источником этикет?»

    Ассамбл е и Петра I

    цветы – лучший подарок

    • Как следует подбирать цветы?
    • Как правильно дарить цветы?

    multiurok.ru

    Презентация к уроку (4 класс) по теме: Презентация по ОРКСЭ “Этикет” 5 класс

    Слайд 1

    Основы светской этики

    Слайд 3

    Ешь культурно! Привыкай к хорошим манерам! Как ты разговариваешь !

    Слайд 4

    А кому нужны эти хорошие манеры? А не всё ли равно, как есть? И вообще, кто всё это выдумал?

    Слайд 5

    1.Хотели бы вы чувствовать себя свободно в любом обществе? 2.Хотели бы вы нравиться себе и окружающим? 3.Хотели бы вы иметь хорошие манеры, широкий круг интересных знакомых и быть «душой компании»?

    Слайд 6

    Этикет На одном из торжественных приемов короля Франции Людовика XIV гостям вручили карточки с перечисленными правилами поведения. От французских карточек-этикеток произошло название ЭТИКЕТ – воспитанность, хорошие ма неры, умение вести себя. Французы были не первыми, кто задумался о правильном поведении. Еще древние греки пытались научить людей «красивому поведению».

    Слайд 7

    Этикет

    Слайд 9

    В России При Петре Великом, в 1717 году вышла в свет книга о хороших манерах под названием «Юности честное зерцало, или Показания к житейскому обхождению» .

    Слайд 10

    С друзьями разговаривай вежливо, приветливо. Помогай другу, не жди, когда он попросит тебя о помощи. Искренне радуйся успехам товарища. Поделись с другом игрушками, книгами, конфетами, яблоком. Останови товарища, если он плохо поступает. Чтобы у тебя были друзья, умей сам быть хорошим другом. За свои ошибки отвечай сам, не перекладывай вину на другого.

    Слайд 11

    Принимай вежливо гостей. За поздравления и подарки благодарят. Помни, дарить подарок труднее, чем получать. Хозяин должен быть приветливым. Хозяин должен быть внимательным, видеть всех своих гостей, уделять каждому внимание.

    Слайд 12

    Пищу надо брать с тарелки вилкой или ложкой. Когда ешь, не откусывай больших кусков – это некрасиво. Не разговаривай с полным ртом, не чавкай. Если тебе нужно что-то взять, не тянись, а вежливо попроси передать. Никогда не отзывайся плохо о блюде, которое едят твои соседи. Не порти аппетит другим. Не сиди боком к столу – это некрасиво. Не кроши хлеб, доедай кусок до конца.

    Слайд 13

    При входе в автобус мальчик пропускает девочку вперед, а выходит первым. Выйдя из автобуса, мальчик подает руку девочке, маме или бабушке. Младшие уступают место старшим, мужчины- женщинам. В транспорте нельзя громко смеяться и разговаривать. Нельзя бросать мусор в окно, оставлять на сиденье.

    Слайд 14

    Этикет в пословицах Чего в другом не любишь у Карпа свой. Береги платье снову , того и сам не делай. У Сидора обычай, а честь смолоду. Мил тот гость, а думай быть опрятным. Не думай быть нарядным, что недолго гостит.

    Слайд 16

    Домашнее задание 1 ряд. Обсудить с родителями и записать правила разговора по телефону. 2 ряд. Придумать и записать правильный и вежливый разговор по телефону. 3 ряд. Придумать и записать «неправильный», невежливый разговор по телефону.

    nsportal.ru

    План-конспект урока по ОРКСЭ (4 класс) по теме: Конспект и презентация к уроку по ОРКСЭ, модуль “Основы светской этики”. Тема: “Этикет”.

    Этапы урока

    Ход урока

    Предполагаемые ответы учеников

    Формирование УУД

    I. Актуа-лизация знаний.

    II. Поста-

    новка учебной задачи.

     

    Слайд 2 («Сладкая мечта»).

    – Прочитайте стихотворение Т. Рик «Сладкая мечта».

    – Что вас развеселило в этом стихотворении?

     

    – А что удивило?

    – О чём это стихотворение?

    – Зачем Т. Рик написала его?

    – Попробуйте сформулировать основной вопрос урока.

    – Сегодня мы будем говорить о правилах хорошего тона.  

    – А кто из вас знает, как  это называется?

    Стихотворение написано в шуточной форме, с большим чувством юмора. Ребята могут обратить внимание  и на употребление в переносном значении слова «совесть», и на  количество сладкого, о котором мечтает герой, и на «Игру слов», которую использует писательница, чтобы  передать «смакование» героя и т.д., т.е. ответы могут быть разные.

    – Поведение героя, его жадность.

    –  О  том,  как человек может забыть о правилах хорошего тона из-за сильной любви к сладкому.

    –  Чтобы некоторые люди могли  посмотреть на себя со стороны, посмеяться и сделать выводы.

    – Правила поведения.

    – Этикет.

            

    Познавательные УУД:

    1. Извлекать информацию из разных источников.
    2. Строить речевое высказывание в устной форме.
    3. Читать худо-жественные и познавательные тексты, выделяя существенную информацию из текстов разных видов.

    4. Устанавливать причинно-следственные связи.

    III. Изуче-ние новых понятий и способов действия

    1.                Слайд 3  (Этикет).

    –  Правильно, этикет.

    – Откуда к нам пришло это слово?

    – Слово возникло во Франции от названия карточки – «этикетка». «Этикетка» – описание  товара, а «этикет» – описание образцов поведения.

    2).     Работа с текстом (листочки с текстами лежат на партах).

    Учитель организует комментированное чтение текста.

        Правила отношений между людьми называют моралью, этическими нормами. Они на первый взгляд просты: не обманывай, не бери чужого, поступай с другими так, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой и другие. Однако следовать этим правилам на деле не всегда бывает просто.                (Как думаете, почему?) Врать нехорошо, но как быть, если боишься наказания? Конечно, толкаться плохо. А если ты очень торопишься? Известно, что нельзя говорить со взрослым, как со своим сверстником, но если незнакомый человек на улице отчитывает тебя за шумное поведение, может возникнуть желание грубо ему ответить. (Бывает такое?) Эти вредные мысли наверняка приходили в голову каждому. (Приходили?) Как с ними бороться? Как не нарушить правила морали, этики?

      В некоторых случаях на помощь человеку может прийти этикет. Так называют принятый порядок поведения в различных ситуациях: при встрече, за обеденным столом, во время урока, на празднике и так далее. Для каждого из этих случаев правила этикета предлагают свои формы фраз, жестов, одежды. Например, полагается, есть с закрытым ртом, чтобы не издавать неприятных звуков; при встрече младший первым говорит: «Здравствуйте», а потом уже отвечает старший. (Вы знали об этом?) Формы этикета помогают не забыть о содержании правил этики, об их смысле. Например, одно из правил этики (морали) требует, чтобы люди были вежливы по отношению друг к другу – таково его содержание. А этикет поддерживает внутренний смысл этого правила внешней формой обращения: незнакомые взрослые люди должны говорить друг другу «вы».

    Вопросы после чтения.

    – Что же помогает людям вести себя правильно в той или иной ситуации?

    – В чём внешне выражается внутреннее уважение человека к другому человеку?

    3).  Слайд 4  (Знакомы ли вам эти правила?).   

    – Знакомы вам эти правила?

    – Давайте все вместе вспомним их сейчас.

     

     

    – Свой этикет существует и в одежде.

    4). Слайд 5  (Этикет в одежде).   

    – Ребята, как вы думаете, отчего зависит выбор одежды?                          

    – Выбор одежды должен зависеть от  её уместности. Например,  нарядный костюм  мы наденем в театр или в гости, а для занятий спортом – спортивную одежду.  Если мы идём на  работу или в   школу,  мы  используем деловой костюм.

    Слайд 6  (Зачем нужна форма в школе?)

     – А как вы думаете,  зачем нужна форма в школе? (Варианты ответов).

    – Давайте посмотрим на экран и  проверим, правильно ли вы ответили  (см. слайд 6).

    – Ребята, а как вы думаете,  кроме  одежды, какие ещё формы этикета нужно соблюдать?

     – Одежда, жесты, мимика, речь – всё это формы этикета.

    – Что важнее, как вы думаете? 

    – Речь в этикете имеет огромное значение.

    – Как вы думаете, ребята, на что мы должны обращать внимание при общении друг с другом?

    5. Слайд 7  (Этикет в речи).

    – Каждый из нас должен обращать внимание на громкость, тон, темп и содержание. Давайте  подумаем, какой  должен  быть темп при общении? Тон?  Какая громкость? Какое содержание?

    – Давайте сделаем вывод.

    – Что же помогает людям вести себя правильно в той или иной ситуации?

    – Мы с вами увидели, что правил этикета много, все они разные.

    – Но что же их объединяет?

    -Давайте сравним наш вывод с выводом в учебнике.

    6. Работа с учебником с.56-57.

    Учитель организует комментированное чтение текста.

    Ребята высказывают различные мнения.

    – Да.

    – Да.

    – Да (нет).

    – Этикет.

    – Соблюдение правил этикета – принятый порядок поведения в различных ситуациях: при встрече, за обеденным столом, во время урока, на празднике.

    -Да.

    Дети по фотографиям вспоминают  правила поведения  при встрече, за столом, в  зрительном зале, в  школе.          

    Варианты ответов могу быть разные: от вкуса, моды, времени года, финансовых возможностей  и т.д.

    Ребята высказывают различные мнения.

    – Речь.

    – Как мы разговариваем друг с другом. Что  мы говорим.

    С помощью учителя  ребята делают вывод о том, что темп речи должен быть неторопливым, тон  –доброжелательным, громкость должна быть такая, чтобы  собеседнику было слышно хорошо, а содержание должно соответствовать вежливому стилю общения.

    -Этикет.

     – Все правила нужны для того, чтобы научится уважать друг друга.

    Регулятивные УУД:

    1.  Определять цель деятель-ности на уроке.

    2. Оценивать учебные дейст-вия в соответс-твии с постав-ленной задачей.

    3. Принимать и сохранять учебную задачу.

    4. Планировать свои действия.

    5. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

    Коммуникатив-ные УУД:

    1. 1.Слушать и понимать другого.
    2. 2. Строить рече-
    3. вое высказы-вание в соответс-вии с поставленными задачами.
    4. 3. Оформлять свои мысли в устной форме.
    5. 4. Учитывать  разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
    6. 5. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникатив-ных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

    Личностные УУД

    1. Определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила.

    2. Ориентиро-ваться в нравственном содержании и смысле своих и чужих поступков.

    IV. Форми-рование умений и навыков.

    V. Итог урока.

    V. Домаш-нее

    задание.

    1). Слайд 8  (Где нарушены правила?)

    – Рассмотрите внимательно картинки. Найдите среди них те, где нарушены правила. Обоснуйте свой ответ.

    2). Слайд 9 .

    – Объясните смысл высказывания, используя учебник:

    «Все правила достойного поведения давным-давно известны, остановка за малым – за умением ими пользоваться».

                                                                                                       (Блез Паскаль)

    – Давайте подведем итог урока с помощью стихов (тексты  со стихотворениями лежат у учеников на партах):

    Много правил есть на свете,                                                                                        

    Все не выучить зараз.

    Но о главных в этикете

    Должен каждый знать из вас.

    ВОЛШЕБНЫЕ СЛОВА.
    Четыре волшебных слова –
    ЭТИКЕТА основа.
    Вы часто их говорите,
    Звучат они очень красиво:
    ЗДРАВСТВУЙТЕ, ИЗВИНИТЕ,
    ПОЖАЛУЙСТА  и СПАСИБО.

    В ГОСТИ!
    В гости вы приглашены –
    Значит, вовремя должны
    На двери нажать звонок –
    Точно в названный вам срок.
    Приготовь подарок.

    Кто-то другу иль подружке
    Дарит старые игрушки
    И потрёпанные книжки…
    Это дурно, дурно слишком.
    Мы таких не уважаем,
    В гости их не приглашаем,
    Не зовем на день рождения,
    Нет для жадин  уважения.

    * * *
    За столом сидишь с гостями –
    Не кричи, не ёрзай, друг,
    Не размахивай руками,
    Словно ты гоняешь мух.

    * * *
    Если фантики конфет
    Гость под стол бросает,
    Это значит, ЭТИКЕТ
    Он не соблюдает.

    * * *
    Кто в гостях повсюду нос
    Сунуть свой пытается,
    До культуры не дорос,
    Хорошим не считается.

    * * *
    Взял без спроса вещь чужую,
    Шкаф открыл, полез в буфет…
    Невоспитанность такую
    Запрещает ЭТИКЕТ!

    НА УЛИЦЕ.

    Вот мальчишка пальцем тычет:
    – Ой, велосипед  какой!
    Тыкать пальцем неприлично,
    Лучше показать рукой.

    В КИНО И ТЕАТРЕ.
    По совету ЭТИКЕТА
    Я в кино не ем конфеты.
    И в театре – шу-шу-шу –
    Шоколадкой не шуршу.
    Для пирожных и конфет
    Есть антракт и есть буфет.

    В ТРАНСПОРТЕ.
    Так в метро кричали дети,
    Позабыв об ЭТИКЕТЕ,
    Что от воплей, криков этих
    Я оглох и не заметил,
    Как проехал остановку.
    Было мне за них неловко.

    Ты о правилах несложных

    Никогда не забывай!        

    И везде, где будет можно,

     Ты их в жизни применяй!

    Выполнить задание из учебника на с.57.

    Вместе с учителем ребята разбирают каждую ситуацию, показанную на картинках.

    – Правила конкретны, ценны и доступны каждому. Знание их не передаётся по наследству. Правилам этикета люди должны научиться.

    nsportal.ru

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *