Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 7 г. Минеральные Воды
Изобразительное искусство 3 Б класс
Тема: «Картина – особый мир. Картина-пейзаж»
Францева Светлана Васильевна
Март, 2018 г.
– Программа «Изобразительное искусство», Б.М.Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева, А.С.Питерских.– Уроки изобразительного искусства. Поурочные разработки 1-4 классы. Под ред. Б.М. Неменского. М.: Просвещение, 2012.
– Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство», 3 класс.
Тема урока:
«Картина – особый мир. Картина-пейзаж».
Цель урока:
Задачи:
Выполнить композицию на тему «Картина-пейзаж», посвящённую весне с ярко выраженным настроением.
Обучающие:
–учить определять средства выразительности для передачи настроения и чувств в искусстве;
– особенности построения композиции пейзажа;
– познакомить с жанром изобразительного искусства – пейзажем.
– показать роль искусства в понимании красоты природы;
Развивающие:
– развивать мелкую моторику руки, воображение, творческую фантазию;
Воспитывающие:
– воспитывать любовь и бережное отношение к природе,
-патриотические чувства,
– аккуратность при выполнении работы.
Место в программе
Методы обучения
Тип урока
Форма организации познавательной деятельности:
Раздел 4. «Художник и музей», урок 28.
Объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, проблемный, игровая деятельность.
Урок «открытия» нового знания.
фронтальная, индивидуальная, самостоятельная, работа в парах.
Оздоровительные задачи урока:
– с помощью дыхательной гимнастики, динамических упражнений, гимнастики для глаз укреплять физическое и психическое здоровье;
– с помощью смены видов деятельности повышать и стимулировать активность детей на уроке;
– создание эмоционально положительного фона (позитивное общение, музыкальное оформление).
Метапредметные связи:
Музыка, Русский язык, Литература, Окружающий мир.
Ресурсы:
Техническое обеспечение занятия: ПК, экран, проектор.
Информационные источники: Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского. 1-4 классы. -М.: Просвещение,.Уроки изобразительного искусства. Поурочные разработки 1-4 классы. Под редакциейБ.М. Неменского. -М.: Просвещение, 2012.
Оборудование для обучающихся:
Дидактическое обеспечение урока:
Зрительный ряд: Репродукции с картин русских художников – пейзажистов И. Левитана, А. Саврасова, И.Шишкина. В.Серова, И. Репина, К.Маковского и других известных русских художников,слайд- презентация «Картина – особый мир. Картина-пейзаж»
Музыкальный ряд: Аудиозаписи с музыкальными произведениями Вивальди «Времена года». Весна, детские песни (минусовки)
Литературный ряд: стихотворение-загадка А. Кушнера «Если видишь на картине…»
интернет ресурсы. http://levitan-world.ru/levitan-painting.php – И Левитан.http://shishkin-art.ru/ – И.Шишкин и др. художники.
ХОД УРОКА:
1.Организационный момент
-Я рада приветствовать Вас, ребята! Проверьте, все ли у Вас готово к уроку. Пожалуйста, садитесь. Сегодня на уроке изобразительного искусства я желаю вам прекрасного настроения, новых и интересных открытий.
2.Целеполагание и мотивация
-Ребята! Кто знает игру «Третий лишний»? На слайде зрительный ряд.
(Обучающимся предлагается 5 слайдов с репродукциями. В каждом слайде 3 картины, 2 картины с изображением пейзажа, но одна из них в слайде лишняя – другого жанра.)
Обучающиеся по желанию выходят к доске и удаляют на слайде лишние репродукции.
3.Актуализация знаний
-Почему вы оставили эти картины?
– Как можно назвать все эти картины с изображением природы?
На доске карточка со словом «пейзаж»
Пейзаж – это изображение природы. Как самостоятельный жанр пейзажная живопись сложилась не сразу. Поначалу пейзаж был фоном для портретов или для исторических сцен. Лишь в 16-17в. пейзаж стал самостоятельным жанром изобразительного искусства. Прекрасные пейзажи были созданы в 19 веке.
Беседа учителя сопровождается наглядностью (презентация)
-А. К. Саврасов, И.И.Шишкин, И.И.Левитан – их картины природы содержательны и поэтичны.
– Как называют художников, которые рисуют пейзажи?
На доске карточка со словом «пейзажист»
Художник- пейзажист передает в картине образ природы, ее красоту, свое отношение к ней, свое настроение: радостное и светлое, грустное и тревожное.
– На экране вы видите репродукции картин этих художников-пейзажистов.
– Посмотрите, как с помощью цвета художники передавали настроение природы в своих пейзажах.
– Давайте, ребята, рассмотрим картины великих мастеров жанра пейзажа и поучимся у них в изображении весенней природы, с первозданной ее красотой.
Описание картин для нас приготовили ваши одноклассники.
А. Саврасов «Грачи прилетели».
На картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели» художник изобразил прилёт грачей. На первом плане грачи – вестники весны. Они сели на берёзки, на которых уже набухли почки. Возле берёзок образовалась большая лужа от талого снега.
Некоторые грачи уже вьют себе уютные гнёзда. На втором плане изображена небольшая деревня. В деревне есть церквушка. Её купола красиво смотрятся на фоне весеннего пейзажа. На заднем плане изображены поля и небольшой лесочек.
Художник изобразил великолепную погоду! Ярко светит солнце. По небу плывут пушистые и белоснежные облака. Снег ещё не растаял, но уже наступила долгожданная для грачей весна.
Художник изобразил эту картину весенними, тёплыми и радостными красками. Для грачей он использовал чёрный цвет, для церквушки – немного зелёного и золотого, для деревни – множество тонов коричневого цвета.
Эта картина понравилась мне потому, что она создаёт весеннее настроение.
И. Левитан «Март»
На картине И. Левитана «Март» художнику удалось передать первые шаги весны. Наступление весны ощущается во всем: в снеге, в проталине у дома, в прозрачном воздухе и в голубом небе.
На дороге, что ведет к дому, снег уже побурел, сугробы осели и потеряли свою белизну. Только на лесной поляне, за соснами, снег лежит еще не тронутый. Высоко на березе – скворечник. Кто же сумел забраться туда, чтобы повесить этот домик для птиц? Возможно, березка была еще совсем маленькой, когда кто-то приколотил к ее верхушке скворечник, а теперь она выросла и скворечник оказался высоко в небе. Небо – высокое и чистое. Свет солнца теплый, желтый. Он заливает стену и крыльцо двухэтажного деревянного дома.
На картине нет людей, но присутствие человека ощущается в картине: дверь приоткрыта, у крыльца мы видим лошадь. Она пригрелась на солнышке и ждёт своего хозяина. Когда я смотрю на картину И.И.Левитана “Март”, то я чувствую, что зима подходит к концу, и скоро наступит весна.
–Вот так правдиво и точно художники передают красоту весенней природы, ее настроение. Казалось бы, одно и тоже время года, а художники увидели ее по-разному, каждый передал свое настроение.
-Каково назначение картин-пейзажей?
-Когда вы наблюдали за природой, кто замечал ее красоту и настроение?
– А как меняется природа? Что вы наблюдали?
-Как вы думаете, такую красивую природу надо беречь?
Русский писатель Михаил Пришвин говорил: «Беречь природу – значит любить Родину»
Учитель предлагает найти содержание темы урока.
-Кто догадался, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?
– Правильно! Мы будем учиться рисовать пейзаж и посвятим наш урок какому времени года? Конечно, мы с вами сегодня будем учиться изображать весну.
–Как у людей бывает разное настроение, так и у природы бывает разное настроение: весёлое, праздничное, грустное, тоскливое, нежное и.т.д.
– А как можно выразить настроение в пейзаже? Приведите примеры.
Учитель ставит задачу.
-Перед вами непростая задача вам предстоит не только нарисовать пейзаж, но и выразить настроение в пейзаже (радостное, грустное, весёлое, нежное и.т.д.)
Здоровьесберегающий компонент -физкультминутка под музыку
-А теперь, ребята, чтобы с хорошим настроением приступить к работе, сделаем небольшую разминку «Хорошее настроение»
Обучающиеся выполняют все движения разминки под весёлую музыку.
4.«Открытие» нового знания
–Чтобы написать пейзаж, художнику необходимо знать правила линейной и воздушной перспективы при изображении природы.
Просмотр обучающимися презентации «Этапы работы над пейзажем»
«Этапы работы над пейзажем»
–Работу начнём с наброска простым карандашом, используя законы линейной и воздушной перспективы.
1. Отступив от нижнего края листа вверх небольшое расстояние, изобразите стволы берез.
2. Проводим линию горизонта, так мы получим изображение неба и земли. Нарисуем небольшую речку, параллельные линии, удаляясь от нас, постепенно сближаются и, в конце концов, сходятся в одной точке на линии горизонта.
3. Нарисуйте бревно, которое перекинуто через реку. Затем изобразите ствол дерева, которое расположено вдали, обратите внимание, чем дальше от нас находится дерево, тем оно, кажется меньше. Изобрази куст вербы, растущей на берегу.
4. Пририсуйте деревьям ветки. Нарисуйте маленькую елочку, растущую около берез. Изобразите очертания деревьев на горизонте. Чем ближе деревья изображены, тем больше подробностей; при удалении деревья заметны меньше, особенно это заметно на горизонте.
5. Нарисуйте на вербе ростки, а также проталины на земле. Изображения первого плана больше, чем изображения, находящиеся дальше. Все ближние предметы изображаются подробно, а удаленные – обобщенно.
6. Обведите набросок карандашом. Изображения, находящиеся на первом плане, располагаются ближе к нижнему краю листа. Изображения, находящиеся на дальнем плане, располагаются выше от нижнего края листа.
Здоровьесберегающие компоненты
Кинезиологическое упражнение: “Ладонь – кулак”. Упражнения для глаз.
7. Голубой или разбавленной водой синей краской закрасьте небо. Изумрудно-зеленой краской раскрасьте деревья на горизонте.
8. На цвет предметов в пространстве влияет воздушная среда, чем дальше предметы, тем больше они размытые и нечёткие.
9. Раскрасьте речку голубой краской, а там, где лежит бревно – коричневой.
10. Раскрасьте елку темно-зеленой краской, а проталины – светло-зеленой и светло-коричневой. Сугробы немного закрасьте светло- голубой краской;
11. Раскрасьте вербные ветки коричневой и желтой краской.
12. Дождитесь полного высыхания рисунка.
5.Первичное закрепление
– Послушаем стихотворение-загадку А. Кушнера «Если видишь на картине…» и назовём отгадку.
Если видишь на картине,
Нарисована река, Живописные долины
И дремучие леса,
Белокурые березки
Или старый крепкий дуб,
Или вьюга, или ливень,
Или солнечный денёк.
Нарисованным, быть может
Или север, или юг.
И любое время года
Мы в картине разглядим.
Не задумываясь, скажем:
Называется… пейзажем!
-Так что же мы называем пейзажем?
–Весна – одно из самых чарующих времен года. Весна радует людей теплой погодой, яркими солнечными днями.
– При выполнении самостоятельной работы будьте внимательны и соблюдайте этапы построения пейзажа. (этапы на экране)
Здоровьесберегающие компоненты
Упражнение: «Покатай карандаш». Применение гимнастики для глаз.
6.Самостоятельная работа с самопроверкой
-Возьмите в руки карандаш и приступайте к созданию рисунка-пейзажа.
– А я буду наблюдать за вашей работой. (Во время самостоятельной работы проводится фронтальная и индивидуальная работа с обучающимися)
Здоровьесберегающие компоненты. Музыкотерапия
Обучающиеся изображают пейзаж под музыку Вивальди «Времена года». Весна.
-Весенние пейзажи готовы. Возьмите в руки карандаш и оцените работу своего соседа по парте.
(Работа в парах. По окончанию самостоятельной работы обучающиеся проверяют работу друг у друга.)
7.Рефлексия
Проводится игра.
Учитель предлагает закончить предложение:
«Сегодня на уроке я узнал …».
«Сегодня на уроке я научился…».
«За этот урок я понял, что…».
«Мне понравилось…».
«Я не напрасно провел этот урок, потому что…».
8.Выставка работ. Домашнее задание.
– Как вы красиво изобразили природу, какие вы молодцы! Вы настоящие художники-пейзажисты!
Список использованной литературы
1.Программа «Изобразительное искусство», авторы: Б.М.Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева, А.С.Питерских.
Уроки изобразительного искусства. Поурочные разработки 1-4 классы. Под ред. Б.М. Неменского.-М.: Просвещение, 2012.
Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского. 1-4 классы. -М.: Просвещение, 2011.
Уроки изобразительного искусства. Поурочные разработки 1-4 классы. Под ред. Б.М. Неменского.-М.: Просвещение, 2012.
Б.Неменский. Мудрость красоты. О проблемах эстетического воспитания. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 2000.
Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. – М.: АРКТИ, 2003.
7. Основы физиологии и гигиены детей и подростков. – М.: Академия, 2009.
8. Мотивационные основы здоровьесберегающего образования детей: Методические рекомендации. – Оренбург, 2011.
infourok.ru
Этап урока | Методы, приемы | Содержание урока | Деятельность учащихся | Метапредметные результаты |
1.Орг. момент | – Здравствуйте ребята! Меня зовут Мария Геннадьевна и сегодня, урок проведу у вас я. | Приветствуют учителя | Умение сконцентрировать- | |
2.Мотивационный | Фронтальный опрос | – На какую тему вы выполняли рисунок на прошлом уроке? – Какие драгоценные камни Урала вы знаете? – Кого из героев сказов Бажова вы изображали? На экране показаны натюрморты разных жанров. – Прослушайте внимательно стихотворение и хором скажите ответ: Если видишь на картине Чашку кофе на столе, Или морс в большом графине, Или розу в хрустале, Или бронзовую вазу, Или грушу, или торт, Или все предметы сразу- Знай, что это натюрморт. | Активно слушают. | Умение пользоваться полученной информацией |
3.Знакомство с новым материалом | Эвристический вопрос | – Чему будет посвящен наш урок? – Цели сформулируйте с помощью опоры на экране. – Кто может сказать, что такое натюрморт? | Самостоятельно или с помощью опоры сформулировать цель урока. | Умение самостоятельно определять круг учебных знаний |
Эвристический полилог, наглядно-иллюстратив- | – Слово «натюрморт» переводится как «неживая природа», «спокойная тихая жизнь». Тихая жизнь бытовых предметов человека. Тихая, так как не говорит. – Какие предметы изображают в натюрморте? (Овощи, фрукты, цветы, посуда, дичь, любые предметы, созданные руками человека). – А зачем художники всё это изображают? (Чтобы мы заметили красоту обычных предметов). | Наблюдают за картинами. Активно слушают учителя. | Умение наблюдать, делать выводы, умение внимательно следить за материалом, рассуждать, доказывать | |
4. Педагогический | Демонстрация. Объяснение | – Сегодня мы нарисуем натюрморт по представлению (т.е. сочиним композицию). Рисовать мы будем фломастерами. 1. Лист мы можем расположить вертикально или горизонтально. Я расположу лист вертикально. 2. Сначала обозначим границу стола и стены в комнате. 3. Дальше мы обозначим контур вазы. Почему я начала с вазы? (потому что крупный\главный предмет). 4. Далее рисуем контур фруктов. Я нарисую два яблока. Одно яблоко будет загораживать часть вазы. 5. Обозначив расположение предметов, мы приступим к штриховке. Вазу мы заштриховываем немного круговыми движениями, чтобы обозначить ее форму, т.е. она не будет казаться плоской. Ваза у меня будет синея, поэтому я беру оттенки синего – синий, голубой, фиолетовый. У меня остались не заштрихованные места, почему? (это блик) 6. Теперь приступим к яблоку. Яблоко я заштрихую желтым, а затем круговыми движениями добавлю немного красного и зеленого, таким образом изменяя его оттенок. 7. Посмотрите на рисунок, что еще я добавила? (обои, падающие тени). Верно, вы тоже можете нарисовать узоры на вазе, скатерти или обоях. Падающие тени изображаем тоже штриховкой темными фломастерами. Обратите внимание на расположение листа. Если предмет высокий, то располагаем вертикально, если широкий – горизонтально. Также запрещено закрашивание. | Наблюдают и | Умение следить и усваивать практические приёмы работы |
5.Постановка творческой задачи | Инструктаж | -Сегодня ваша задача заключается в том, чтобы сочинить композицию для своего натюрморта. Прежде чем нарисовать наш натюрморт, я предлагаю вам, определится, что вы будете рисовать. Не забывайте, что предметы должны быть крупные. | Принимают задачу | Умение воспринимать задание, мобильно выполнить работу, формирование ответственного творческого отношения к работе. |
6.Практическая работа | Практическая работа самостоятельно | – Ребята, можете приступать к работе. Работайте с фантазией. | ||
7.Подведение итогов | Демонстраци- | – Ребята, я считаю до трех, и мы перестаем работать и садимся красиво. – Ребята, о каком жанре мы сегодня говорили? – Что традиционно изображают в натюрморте? Ребята, у всех все сегодня получилось? Кто считает, что выполнил свою работу аккуратно, правильно поднимите правую руку, а у кого сегодня получилось не все так как нужно, но он будет в следующий раз стараться поднимите левую руку. Я считаю, что у всех все получилось. Все молодцы, всем спасибо за урок. | Умение анализировать результаты труда своего и одноклассников |
nsportal.ru
2. Мотивационный. Повторение ранее изученного | Эвристический вопрос | Мы завершили большую тему искусства, которое называется «Каждый народ художник». С культурами, каких стран и эпох мы познакомились? (Древняя Греция, Древняя Япония, Средневековье, Города в пустыне). Сегодня мы начинаем очень большую новую тему прочитайте на слайде. «Искусство – объединяет народы», как вы понимаете эту фразу? Посмотрите на репродукции, на доске. Можно по образу, определить в какой стране создано это произведение? Как вы думаете, где были созданы эти две картины? (икона Богоматерь, Сикстинская мадонна). Кто является главным героем картин? Мать и дитя. Как вы думаете, какая у нас будет тема урока? Тема урока: «Материнство». Как вы думаете, какая у нас будет цель? Цель: «Создать образ матери с помощью восковых мелков». Правильно. | активно слушают Самостоятельно формулируют тему, принимают и усваивают учебную задачу. | умение пользоваться полученной информацией | 3.Знакомство с новым материалом | Фронтальный опрос Наглядный Эвристический полилог, наглядно-иллюстративный | В искусстве есть великие, вечные темы. Сегодня мы будем говорить об обыденном и вечном. О маме. Сделаем для наших любимых мам маленький подарок. Тема материнства от века к веку волновала художников всех народов. Эта тема близка каждому человеку. Со временем понимание её становилось всё более богатым и многообразным. Не случайно оно стало выливаться во всеобъемлющий образ Богоматери. Икона «Владимирская Богоматерь»- один из древнейших и самых прекрасных образов. Младенец своей щекой нежно прижался к щеке матери. Образ матери одухотворён нежностью – лицо её прекрасно. Мать и дитя слиты в неразрывное целое очертанием силуэта. Спокойные, мягкие линии и тёплый золотистый тон иконы придают ей звучание покоя и вечности. Не менее знаменит и образ «Сикстинской мадонны», созданный великим итальянским художником Рафаэлем. Прекрасная женщина спокойно, царственно несёт к людям своего младенца. Она исполнена любви, чувства материнской гордости, кротости и тревоги. Младенец- это Христос. Мать предчувствует его тяжёлый путь. Леонардо да Винчи очень любил гулять по улицам Милана ранним утром. В этом городе, окружённом со всех сторон горами, его пленяла лёгкая дымка, окутывающая по утрам предметы, дома, улицы, придавая им таинственность. Леонардо пытался найти сочетания красок, при котором можно передать эту дымку в картине, но тщетно… получалось совсем не то, что он добивался. Но вот однажды, гуляя, Леонардо вдруг остановился, как зачарованный. В окне одного из домов он увидел женщину с ребёнком на руках, с любовью глядящую на своё дитя. Эта чарующая картина была окутана той самой неуловимой дымкой. Леонардо поспешил в свою мастерскую. День и ночь не выходил он оттуда, один за другим рождались рисунки, этюды… и вот, наконец, картина, волшебная, исполненная покоя, готова. «Мадонна Лита», та самая, что находится в Эрмитаже. Как хорошо сочетаются прозрачные синие краски неба и гор с ярким синим плащом мадонны, с красноватым цветом её платья, золотыми волосами. Весь колорит картины даёт ощущение счастья, радости жизни. Века пролетели, сменились названия государств, изменились формы их устройства, а тема « мадонны» жива и будет жить всегда. И в наши дни художники разных народов создают об этом свои произведения Слайд 5. Из века в век вечно единство матери и ребёнка. Посмотрите на картину «У колыбели». Великое счастье быть вместе! Слайд 6. Жемчужиной творчества Александра Дейнеки является его работа «Мать». Дитя спит на плече у матери. Слайд 7. «Тишина». Б.М.Неменский Слайд 8. Б. Неменский. « Мать». Эта картина никого не оставила равнодушным, выплеснув тоску по дому, тихую нежность к матери и сыновьям, разлучённым войной. Спящие на полу в крестьянской избе бойцы, заботливо укрыты тёплым платком. Картина о простых русских женщинах, по- матерински встречавших солдат в каждом селе, в каждом городе. Нет народа, у которого материнство не пользовалось бы великим почётом. Все народы воспевают материнство. Слайд 9. (читают дети) « Есть прекраснейшее существо на свете, у которого мы всегда в долгу,- это мать». « Материнская ласка конца не знает» (русская пословица). « Чувства отца выше гор, чувства матери глубже океана» (японская пословица). « Сердце матери – неиссякаемый источник чудес» (П.Ж.Беранже, француз). Женщина- мать первый творец жизни. Никогда не забывай, сын, что она дала тебе жизнь, вскормила тебя, открыла перед тобой красоту мира и родной речи, вложила в твоё сердце первые понятия о добре и зле, чести и бесчестии. | Слушают факты, анализируют, аргументируют свое мнение, под руководством учителя или самостоятельно определяют особенности композиции | умение наблюдать, делать выводы, умение внимательно следить за материалом, рассуждать, доказывать | 4. Педагогический показ | Демонстрационный объяснение | Посмотрите на рисунки, которые выполнили другие ребята. Сегодня нам предстоит создать образ матери, не обязательно своей. Я вам предлагаю на выбор несколько композиций, вы можете выбрать одну из них. Сейчас я покажу, как можно нарисовать портрет матери с ребёнком. Лист располагаю вертикально. Беру оранжевый цвет и рисую овал лица мамы и овал лица ребёнка. Контуры рисую кончиком кисти, а когда закрашиваю, держу её плашмя. Черты лица я не рисую, поэтому сразу перехожу к волосам. Беру коричневый цвет и обозначаю контуры волос. другим цветом окрашиваю волосы. Беру зелёный цвет и рисую контуры одежды. Добавляю детали одежды и закрашиваю их. Можно взять другой цвет и нарисовать узоры на костюме. При смешивании разных цветов получаются красивые оттенки. Ваша задача выполнить изображение матери и ребёнка гуашью. | наблюдают и усваивают приёмы и порядок выполнения работы | умение следить и усваивать практические приёмы работы | 5. Поста-новка творческой задачи | Инструктаж | – Вы получили лист цветной бумаги. Теперь сядьте удобнее . -Во время работы вы можете вставать и смотреть работы одноклассников. Но не мешать им и передвигаться по классу тихо. – Закройте на мгновение глаза и вспомните мамин взгляд, её улыбку. Вспомните черты лица своей мамы, её волосы, любимое платье, украшение. Постарайтесь нарисовать портрет своей мамы с её чертами лица. | принимают задачу личную | умение воспринимать задание, мобильно выполнять работу, формирование ответственного творческого отношения к работе | 7. Подве-дение итогов урока | Демонстрационный, обобщающий опрос. | Ребята, какую главную тему в искусстве мы сегодня рассматривали? – Какие учебные задачи ставили перед собой? – Решили мы эти задачи? – Назовите известных художников, которые изображали мать и дитя. -А сейчас я предлагая выставить свои работы. -Выберите на ваш взгляд лучшие работы. – Объясните, почему вы выбрали их? Спасибо за работу! | оценивают достижения свои и других. | умение анализировать результаты труда своего и одноклассников |
nsportal.ru
Конспект урока
Изобразительное искусство
в 4 классе.
Тема: Основные жанры ИЗО. Портрет. Какого цвета добро и зло?
Цель: Познакомить учащихся с понятиями добра и зла в искусстве.
Задачи:
Образовательная: вспомнить основные жанры искусства, познакомить с новыми картинами художников, вспомнить алгоритм рисования портрета, холодные и теплые тона.
Воспитательная: формировать нравственно-эстетическую отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве на примере создания портретов, воспитывать аккуратность и внимательность.
Развивающая: развивать наглядно-образное мышление школьников.
Оснащение урока: альбом для рисования, карандаш, резинка, акварельные краски, вода, рисунки учащихся, компьютер, м-м проектор.
Тип урока: комбинированный.
Вид урока: рисование по представлению.
Методы: объяснительно-иллюстрационный, репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский.
Тип опроса: индивидуально-фронтальный.
План урока:
Орг. момент – 1 минута
Постановка темы и целей урока – 5 минут.
Объяснение нового материала – 5 -7 минут
Беседа с учащимися-4 минуты
Выполнение практической работы учащимися – 20минут
Выставка работ – 3 – 4 мин
Рефлексия-2 минуты
Уборка рабочего места – 2 минуты.
Ход урока
I. Организационный момент
Кричалка «На берегу»
Готовность к уроку
II. Постановка темы и целей урока
– Как называется профессия человека, который пишет картины?/художник /
– Какие жанры живописи вы знаете?/ пейзаж, натюрморт, портрет /
Если видишь – на картине нарисована река,
Или ель и белый иней, или сад и облака.
Или снежная равнина, или поле и шалаш,-
Обязательно картина называется пейзаж.
– Что изображают при рисовании пейзажа?
/леса, поля, города, деревни, море, горы, поляны./
– Как можно рисовать пейзаж? / с натуры, а можно придумать самому. /
– О чём не надо забывать, когда рисуешь пейзаж? / передний, ближний, дальний, задний планы/
-Каких пейзажистов вы знаете?/Левитан, Айвазовский, Шишкин, Саврасов/
Если видишь, что с картины смотрит кто-нибудь на вас:
Или принц в плаще старинном, или в робе верхолаз,
Летчик или балерина или Колька твой сосед,-
Обязательно картина называется портрет.
– Значит, что такое портрет? /картины, где изображены люди /
– Как можно писать портрет? / с натуры, глядя на фотографию/
-Как называется портрет, когда человек рисует самого себя?/автопортрет/
Если видишь на картине чашку кофе на столе,
Или морс в большом графине, или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу, или грушу, или торт,
Или все предметы сразу – знай, что это натюрморт.
– Как вы думаете, что такое натюрморт? / цветы, фрукты, ягоды, предметы быта./
– Как создать натюрморт? / художник сначала красиво
расставляет предметы, стараясь поставить главные предметы
так, чтобы остальные их дополняли, украшали. Художник как
бы рассказывает не только о предметах, но и о людях, которые
их создавали, выращивали./
-Для чего же нужны натюрморты? / сорванные цветы завянут,
фрукты и ягоды съедят люди, а нарисованные художником
будут жить вечно./
-Как назвать общим понятием пейзаж, портрет, натюрморт? /Жанры ИЗО/
( Выставка рисунков. С какими жанрами мы много работали? Какие человеческие качества вспомнил в песне-начало урока? Почему? А антоним к слову добро?/Дети называют тему и цели урока.)
III. Объяснение нового материала
Презентация «Жанры изобразительного искусства»
Человек начал изображать природу еще в далекие времена. Но почти всегда эти изображения служили лишь фоном для портрета или какой – либо сцены.
И только в 17 веке появились пейзажи – картины, в которых природа стала их главным содержанием. Создатели этого жанра – голландские живописцы. Обычно пейзажи они писали на небольших полотнах, и позднее их стали называть «маленькие голландцы».
Пейзажная живопись очень разнообразна. Есть пейзажи, точно передающие те или иные уголки природы, а есть и такие, которые создала фантазия художника .Есть пейзажи, в которых художники сумели очень тонко передать состояние природы. Вспомним картину пейзажиста А. Саврасова «Грачи прилетели». (Дети описывают) Как поэтично художник изобразил приход ранней весны: рыхлый, розоватый снег, прозрачные дали, прилетевших грачей! Смотришь на картину, и, кажется, что она наполнена их криком.
Вряд ли кто – нибудь в нашей стране не слыхал имени художника И. Левитана, блестящего мастера пейзажа. Долгими часами художник бродил по лесам Подмосковья, Поволжья, Тверской губернии, а потом на его полотнах возникали перелески, тоненькие березки, стоящие в талой весенней воде, мостик через реку, овражки, на склонах которых еще не сошел снег.
Пейзажи Левитана, то грустные, то радостные, то тревожные, говорят нам не только о красоте природы, но и чувствах и настроениях художника. Левитан так правдиво, так ярко передал природу среднерусской полосы, что теперь нередко говорят, глядя на молодой лес или цветущее поле: «Это совсем, как на картине Левитана». А «Утро в сосновом лесу» Шишкина.
Натюрморт – это…. Дословно натюрморт переводится как «мертвая природа», но сколько в нем жизни!
Ребята, я хочу познакомить вас немного с творчеством художника Бориса Михайловича Кустодиева.
Есть художники, к творчеству которых хочется возвращаться постоянно. К ним можно отнести и Кустодиева, солнечного в прямом смысле этого слова живописца. Удивительный художник с удивительной судьбой, которая, может быть, и стала причиной того, что его живописные работы не совсем обычны. Кто-то может сказать, что они примитивны, что это этакая несложная «народность».
Он помогает раскрыть содержание образа, создать среду, характеризующую его героинь. Это всевозможные решета с фруктами и овощами, булки и виноград, арбуз и синие с золотом чашки (“Купчиха за чаем”), ожерелья, кольца и шелк. Как драгоценные камни они переливаются яркими красками, радуя глаз своей нарядностью, пестротой и изобилием.
А вот натюрморт «Гранаты»? (Простота, контраст красного и темного создают гармонию).
Портрет – это жанр изобразительного искусства. Портретом называют картину с изображением человека или группы людей. В портретах художники стремятся не только передать внешнее сходство, но и характер человека.
Портреты бывают разными по содержанию: детскими, семейными, парадными (когда человек нарядно одет)
Портреты бывают большими – монументальными (человек изображен выше своего роста). Они предназначены для больших помещений. А бывают миниатюрными, т.е. маленькие портреты.
В портрете человека можно рисовать в анфас и в профиль.
Исследовательская работа в парах
-Найти в словаре объяснение слов- анфас и профиль
IV. Беседа с учащимися.
Учитель: Ребята, скажите, пожалуйста, может ли существовать мир без добра и зла? (ответы детей)
Что значит быть добрым, злым?
Работа в парах – собери пословицу
Учись доброму — плохое на ум не пойдёт.
Про доброе дело говори смело.
Жизнь дана на добрые дела.
Доброе слово лечит, а злое калечит.
Не одежда красит человека, а его добрые дела.
Злой плачет от зависти, а добрый от радости.
Каждый из нас, наверное, встречал в своей жизни добрых и злых людей. Вспомните, пожалуйста, эти встречи. (Дети отвечают) Например: бабушка, испёкшая пироги; друга, угостившего вас конфеткой или злого мальчишку, ударившего палкой собаку.
Встреча с добрым человеком запоминается на всю жизнь и время от времени воскрешается в памяти.
А зло? Какое ваше отношение к нему? Когда избивают, разрушают, уничтожают, ломают, хочется с кулаками броситься на злодеев и крикнуть им грозные слова.
Такое поведение и есть ваше отношение к злым и жестоким людям.
А теперь перенесём наше внимание на художника, которому приходится изображать разных людей – и добрых и злых.
Вспомните сказочных героев, сказки, которые вы читали.
В работе художника без отношения к тому, что он изображает никак нельзя. Вопрос в том, как он это будет делать?
Например: Баба Яга.
– Как передать своё отношение?
Вопрос: Тогда как же художник будет выражать своё отношение к Бабе Яге или другим героям сказок? Чтобы кто – то не принял Бабу Ягу за красавицу.
/ Сделает её лохматой, волосы раскрасит в зелёный цвет, на носу нарисует огромную бородавку, клыки, торчащие изо рта. Черты лица сделает поуродливей, что-то укрупнит, или уменьшит. Рисовать будет линиями лохматыми и резкими/.
Вопрос: А красавицу или добрую фею как будет изображать художник. /Как маму: красивую, добрую, глаза большие, на щеках румянец, брови дугой, волосы волнистые, светлые, длинные/.
-Вот это и есть отношение художника к добру и красоте.
Вопрос: Ребята, скажите, какими красками мы вы будете изображать зло? / Серым, черными мрачными- холодными тонами/.
-А какими –добро? /Красными , желтыми-теплыми/
VI. Физминутка
Незнайка стать художником мечтал…
VII. Практическая работа.
Работа в группах
Первая часть-(определить все этапы рисования портрета)
Лист бумаги расположим вертикально. Разобьем его пополам вертикальной линией.
Нарисуем форму лица. Глаза равноудалены друг от друга, брови, крылья носа. Нос рисуем от бровей. Затем уши. И губы тоже разделены пополам. Вертикальная линия – это ось нашего лица, которая делит его пополам.
И нарисуем волосы – прическу.
Теперь можно приступить к раскрашиванию. Вначале прокрасим мелкие детали лица, затем можно раскрасить волосы, а затем придать тон лицу.
Вторая часть работы в группах – изобразить человека (или героя сказки) и показать его характер- I группа-добрый, II группа- злой.
Приступаем к работе.
(Во время работы звучит музыка к разным сказкам).
VIII. Текущий инструктаж
IX.Рефлексия
Анализ работ, выставка.
Самооценка работ: что получилось, над чем надо поработать.
compedu.ru
Этапы урока | Содержание | Формирование УУД | |
1-й урок | |||
действия учителя | действия учеников | ||
I. Создание проблемной ситуации. Актуализация знаний. | Учитель записывает тему урока «Градации светотени. Рефлекс. Падающая тень», рисует на доске шар или цилиндр, показывает, где расположен источник света, и просит ответить на вопросы: – Мы уже изучали с вами, как распределяется свет и тень по поверхности предмета. Попробуйте распределить на поверхности предмета свет и тень. – Как вы думаете, какое место будет самым тёмным на предмете? – А теперь прищурьтесь и рассмотрите на изображении (это может быть учебный рисунок, фотография или постановка с хорошим освещением) то место, которое вы обозначили как самое тёмное. Что вы видите? – Т.е. мы думали с вами, что хорошо знаем, как распределяется светотень по поверхности, а на самом деле оказалось, что не всё мы знаем. | Ученики отвечают на вопросы, выполняют задание. Один ученик выходит к доске и показывает свет, полутень, тень, возможно, покажет падающую тень. – С противоположного края от источника света. – Оно светлее, чем то место, которое расположено ближе к источнику света. | Цвет фраз, обозначающих учебные действия, соответствует следующим группам результатов: познавательные действия; регулятивные действия; коммуникативные действия; личностные результаты. Анализировать и обобщать, делать выводы, оперируя с предметами и их образами. |
II. Формулирование проблемы. | – Так на какой вопрос мы должны сегодня ответить? | – Как распределяется светотень по поверхности предмета? Возможен другой вариант проблемного вопроса. | Совместно с учителем определять цель действий. |
III. Поиск решения проблемы (открытие нового знания). Работа с текстом. Работа с учебными рисунками. | 1. Учитель предлагает открыть учебник на с. 24, рассмотреть изображения, прочитать надписи под учебным рисунком и, работая в парах, проанализировать рисунок. – Рассмотрите учебный рисунок, прочитайте надписи и предположите, как распределяются все элементы светотени на поверхности предмета и вне его? Проверьте себя по рисунку справа и по тексту. Если есть возможность распечатать учебный рисунок на каждую парту, можно попросить ребят расставить цифры, обозначающие элементы светотени на свои места. | Дети рассматривают страницу, читают текст, отвечают.
| Договариваться о правилах общения; учиться выполнять роли в группе. Анализировать и обобщать, делать выводы, оперируя с предметами и их образами. Слушать и понимать других, участвовать в диалоге. |
2. Учитель предлагает открыть рабочую тетрадь на с. 8–9 и выполнить упражнения на штриховку. – Чтобы добиться той же формы, что и на образцах, необходимо постепенно увеличивать количество слоёв штриховки. – На что похожи те рисунки, которые у вас получились? | Дети выполняют упражнения. Отвечают. | Работать по предложенному плану, использовать учебник. | |
IV. Выражение решения проблемы. | Учитель обращает внимание на проблемный вопрос урока и предлагает детям ответить на него. | Отвечают. | Анализировать и обобщать, делать выводы, оперируя с предметами и их образами. |
V. Применение знаний (продуктивные задания). | Учитель предлагает ребятам выполнить в рабочей тетради задание 4. – Завершите штриховку центрального рисунка так, чтобы с помощью светотени передать переплетение орнамента. | Выполняют. | Работать по предложенному плану, использовать учебник. |
VI. Итог урока. Рефлексия. | Учитель предлагает ученикам оценить свою работу по алгоритму. – Что тебе нужно было сделать? – Задание выполнено в полном объёме? Без ошибок? – Ты выполнил работу самостоятельно или с помощью? С чьей? – Как бы ты оценил свою работу? | Отвечают. | Учиться оценивать успешность своего задания, признавать ошибки. |
VII. Домашнее задание. | – Выполнить рисунок шара или цилиндра, распределяя светотень по поверхности. – Принести альбом, карандаш, рабочую тетрадь, ластик. | Записывают. | Развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач. |
2-й урок темы | |||
I. Актуализация знаний. | Учитель записывает тему урока «Градации светотени. Конструкция предмета», напоминает проблемный вопрос прошлого урока, просит открыть учебник на с. 25 и выполнить задание. – Определите на рисунке вазы положение источника света и покажите, где на её поверхности находится свет, полутень, тень, рефлекс и где находиться падающая тень. | Отвечают. | Анализировать и обобщать, делать выводы, оперируя с предметами и их образами. |
II. Поиск решения проблемы (открытие нового знания). Работа с учебными рисунками. Работа с текстом. | 1. Учитель предлагает ребятам открыть учебник на с. 25 и рассмотреть конструкцию вазы. – Чтобы лучше себе представить форму предмета, нужно изучить его конструкцию (строение). Рассмотрите рисунок-конструкцию вазы и определите, из каких частей состоит предмет? – Подумайте, каковы особенности распределения светотени на различных поверхностях этой вазы в зависимости от положения источника света? Можно выбрать два положения источника света: сверху слева и снизу справа. | Ученики рассматривают рисунок и отвечают. – Ваза симметричная, состоит из элементов, которые напоминают конус, есть и цилиндры. Отвечают. | Анализировать и обобщать, делать выводы, оперируя с предметами и их образами. |
2. Учитель предлагает открыть рабочую тетрадь на с. 10–11 и выполнить задание 2. – Изучите, как передан объём рельефов из геометрических тел на образцах. Определите, где на этих рисунках свет, тень, и полутень. Обратите внимание на направление света. | Отвечают. | Анализировать и обобщать, делать выводы, оперируя с предметами и их образами. Работать по предложенному плану, использовать учебник. | |
III. Выражение решения проблемы. | Учитель обращает внимание на проблемный вопрос урока и предлагает детям ответить на него. | Отвечают. | Анализировать и обобщать, делать выводы, оперируя с предметами и их образами. |
IV. Применение знаний (продуктивные задания). | Учитель предлагает детям выполнить в рабочей тетради на с. 10–11 задания 3 и 4. – Постарайтесь передать форму рельефа, можете изменить направление источника света. | Выполняют. | Работать по предложенному плану, использовать учебник. Развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач. |
V. Итог урока. Рефлексия. | Учитель предлагает ученикам оценить свою деятельность. – Что тебе нужно было сделать? – Задание выполнено в полном объёме? Без ошибок? – Ты выполнил работу самостоятельно или с помощью? С чьей? – Как бы ты оценил свою работу? | Выполняют. | Учиться оценивать успешность своего задания, признавать ошибки. |
VI. Домашнее задание. | – Принести альбом, рабочую тетрадь, гуашь, кисть № 8, цветную бумагу, природный материал, ножницы, клей, фломастеры, карандаш. Учитель готовит четыре листа бумаги формата А2, можно использовать тонированную бумагу разного цвета. | Записывают. |
nsportal.ru
Урок изобразительного искусства
Программа: Б. М. Неменский «Изобразительное искусство», 4 класс
1 четверть «Истоки родного искусства»
Тема урока «Пейзаж родной земли»
Тип урока: урок общеметодологической направленности.
Цель методическая: создание условий для формирования ключевых компетенций, развитие творческих способностей учащихся, реализация концепции духовно-нравственного воспитания.
Цель образования: расширить понятие о пейзаже. Уметь анализировать пейзажи художников, используя понятия тёплые и холодные цвета. Продолжить овладение техникой гуаши. Уметь эмоционально воспринимать произведения жанра пейзажа, уметь выражать своё отношение к ним на примере работ художников.
Учебные задачи:
Направленные на достижение личностных результатов:
– формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства;
– воспитание уважительного отношения к творчеству, как своему, так и других людей;
– развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач.
Направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
– умение видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни;
– желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;
– формирование мотивации и умений организовывать самостоятельную художественно-творческую и предметно-продуктивную деятельность.
Направленные на достижение предметных результатов обучения:
– обучение определению средств выразительности настроения и чувств в искусстве;
– умению передавать настроение и чувства через рисунок и цвет в своей работе;
– обучение находить дополнительную информацию в учебнике.
Материально-техническое обеспечение урока:
1.Экран.
2. Мультимедийный проектор.
3.Презентация «Поэтапное рисование пейзажа».
4.Аудио запись Чайковский «Времена года».
Материалы к уроку: Альбомы, гуашь, палитры, кисти.
Межпредметные и внутрипредметные связи: искусство, литература, музыка, история.
Организация пространства: индивидуальная работа, групповая, коллективная.
Список литературы;
1.Неменская Л. А. Изобразительное искусство. Каждый народ – художник. 4 класс; учеб. Для общеобразоват. Организаций. – М.; Просвещение, 2014. – 159 с.
2.Неменский Б. М. Изобразительное искусство. Рабочие программы.1 -4 классы; пособие для учителей. – М.; Просвещение, 2014. – 128 с.
3.Мастер – класс по рисованию гуашью. https://goo.gl/4KXh3d
Технологическая карта урока
1)Организационный момент.Эмоциональный настрой на урок.
– Добрый день, дети. Вижу, что вы готовы к уроку.
– Какое у вас настроение в начале урока?
ожидающее, потому что я жду от сегодняшнего урока новых открытий;
спокойное настроение. Я не боюсь трудностей, не боюсь ошибаться, хочу спокойно работать дальше;
приподнятое. Я люблю урок рисования, мы всегда такие интересные работы выполняем!
радостное. Сейчас я очень рада, что начинается мой любимый урок.
– У меня сегодня радостное настроение, потому что мы отправляемся с вами в очередное увлекательное путешествие в Страну изобразительного искусства.
Встают друг к другу лицом и рассказывают стоящему напротив о своём настрое на урок.
Личностные
Развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
2)Актуализация знаний и мотивация
– Ребята, что для человека самое дорогое?
– Послушайте стихотворение Юрия Гершова, определите его тему и главную мысль.
(Читает подготовленный ученик)
Есть на просторах матушки – России
Родной и милый сердцу уголок,
Куда приехал я и где живу поныне,
Где мне сейчас уютно и тепло.
Где в унисон с лесными голосами
Журчит в лесу задумчивый ручей,
Где небо с васильковыми глазами
В златоволосой россыпи лучей.
Где вдаль бегут, отсчитывая вёрсты,
Берёзы по обочинам дорог,
Где синий вечер зажигает звёзды
И тишина приходит на порог.
Люблю тайги зелёные просторы
И колокольный звон издалека,
На горизонте в лёгкой дымке горы,
Плывущие в озёрах облака.
И силуэт парящей в небе птицы,
И на покосе спелую траву,
И отчий дом, что мне ночами снится, –
Всё то, что малой родиной зову.
(Слайд 2)
– Каждый народ любит природу своей страны. О её красоте поют песни, пишут стихи.
– Ребята, а вы уже догадались, о чем мы будем сегодня говорить? Сформулируйте тему урока.
Мама и Родина
У каждого человека есть своя малая Родина. Наша малая Родина – это наш Полевской. Наш край богат неповторимой природой, традициями, легендами, замечательными людьми.
Пейзаж родной земли
Личностные
Чувство гордости за свою малую Родину
Метапредметные
Развитие умения
осмысливать полученную информацию
3)Постановка проблемы. «Открытие» детьми нового знания.
Зрительное восприятие красоты пейзажа родного края. Работа по учебнику (стр.14-16)
Работа в группах по заданию:
1.Рассмотрите репродукцию картины в учебнике. Назовите автора.
2.Определите, какое время года изобразил художник.
3.Какую цветовую палитру использовал художник?
4.Какие чувства пробуждает картина?
– Как называется картина, на которой изображена природа? (Слайд 3)
– Пейзажи бывают морские, городские, сельские, природные, по временам года.
– Как называют художников, изображающих природу?
Работа в группах.
Ответы на вопросы.
Презентация работы группы.
Пейзаж.
Пейзажист
Личностные
Овладение навыками коллективной деятельности в процессе совестной работы. Умение сотрудничать с товарищами.
Метапредметные
Овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной работы. Умение работать с учебником.
Предметные
Овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства. Понимание образной природы искусства.
Физкультминутка
Упражнения для глаз
3.2.Подготовка к реализации замысла.
– Сейчас вам предстоит побывать в роли художников-пейзажистов. Вы будете изображать красками на бумаге летний пейзаж родной уральской природы.
(Слайд 4)
– Что вам понадобится для изображения пейзажа? (Слайд 5)
– Вспомним правила работы с гуашью.
Проверяют рабочее место.
Ответы детей.
Метапредметные
Развитие умения
осмысливать полученную информацию.
Умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленными задачами.
Умение организовать место занятия.
4)Реализация замысла.
Практическая работа детей.
Подробная инструкция в презентации «Поэтапное рисование пейзажа»
Звучит запись «Времена года»
П. И.Чайковский
(Слайды 6 – 32)
Дети выполняют работу
Метапредметные
Умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач.
Определять наиболее эффективные способы достижения результата. Умение следовать инструкции.
Предметные
Способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе.
Умение компоновать на плоскости листа задуманный художественный образ
5)Рефлексия
– Ребята, сегодня вы попробовали себя в роли художников – пейзажистов. Давайте посмотрим на ваши работы. Удалось ли вам передать красоту нашей уральской природы?
– Несмотря на то, что вы выполняли работы по одному мастер – классу, картины у вас получились совершенно разные. Ведь каждый внёс частичку души в свое творение.
– Чья работа вам особенно понравилась? Сделайте комплимент автору.
Дети организуют выставку работ.
Метапредметные
Развитие самостоятельности и личной ответственности за выполненный творческий продукт.
Формирование способности оценивать результаты собственной творческой деятельности.
Личностные
Умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников.
6)Итог
– Продолжите одно из высказываний:
Сегодня на уроке я узнал…
Сегодня я научился….
После урока мне захотелось …
Самое трудное для меня было …
Я хочу похвалить …
– Спасибо за урок! До новых увлекательных путешествий по стране Изобразительного искусства.
Работы детей (Слайды 33- 40)
Высказывают своё мнение
Личностные
Формирование умения оценивать свою и чужую деятельность.
infourok.ru
Организационный момент.
Встало солнышко давно,
Заглянуло к нам в окно,
На урок торопит нас –
Технология сейчас.
Актуализации знаний. Постановка учебной проблемы.
– Ребята, сегодня на урок к нам пришло письмо с объявлением, нам необходимо сделать выставку.
– Что же нам нужно для выставки? (рисунки)
– Но каких рисунков нам надо узнать, для этого выполните задания
3. Открытие новых знаний.
– Ребята, посмотрите на картины, какая из них лишняя? (натюрморт)
– Почему? (на остальных природа)
– Ребята, а как называется жанр этих картин? Послушайте загадку и ответьте.
Если видишь, на картине
Нарисована река,
Или ель и белый иней,
Или сад и облака,
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш,
Обязательно картина
Называется …….
– Правильно, пейзаж. А что такое пейзаж?
Пейзаж – жанр изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения является дикая или в той или иной степени преображённая человеком природа.
– Пейзаж — сравнительно молодой жанр живописи. Веками образы природы рисовались лишь как изображение среды обитания персонажей, в качестве декораций для икон, впоследствии для сцен жанровых сюжетов и портретов (Картина Леонардо да Винчи «Мона Лиза»). Пейзаж обычно изображает открытое пространство. В нём, как правило, представлено изображение водной и/или земной поверхности. В зависимости от типа изображённого мотива можно выделить сельский, городской пейзаж. Особую область составляет изображение морской стихии — морской пейзаж.
Самые известные пейзажисты:
Исаак Ильич Левитан – его называли певцом русской природы. Его пейзажи посвящены сельской красоте.
Иван Константинович Айвазовский – он пишет морские пейзажи.
Алексей Кондратьевич Саврасов – крупнейший русский пейзажист. Никто до Саврасова не чувствовал и не передавал всю красоту скромной русской природы. Он сделал скромность нашим богатством.
– Не только художники, но и многие поэты восхваляли природу.
– Послушайте стихотворение и соотнесите его с одной из картин.
Зимний лес, это сказочный сон.
В нём волшебностью веет повсюду.
Тишиной очарует вас он.
Серебро вдруг подарит, как другу.
Им осыплет вас щедро с высот,
Лучом солнца помашет игриво,
И узорами снежных красот
Покорит ваше сердце, как диво.
– Какая картина подходит к нашему стихотворению?
– Почему вы выбрали именно эту картину? О чем говорится в стихотворении?
– С чем сравнивается в стихотворении лес? (Со сном)
– Как вы думаете, почему автор сравнивает лес со сном?
– А что на картине изобразил автор на переднем плане?
– Что на дальнем плане?
– Как бы вы назвали эту картину? Обсудите в парах.
– А художник назвал эту картину «Зима»
– Молодцы, вы правильно определили название картины.
– Теперь давайте рассмотрим картину Каменева . Называется эта картина «Зимняя дорога»
– Как вы думаете, почему художник так назвал эту картину?
– Что изображено на дальнем плане?
– Что изображено на переднем плане?
– Какие цвета больше использовал художник?
– А вы знаете, как называются такие цвета?
– Синие, голубые, сине-фиолетовые цвета называются холодными. Холодные цвета ассоциируются в нашем представление с чем-то действительно холодным – льдом, снегом, водой, лунным светом.
– Итак, сегодня на уроке мы с вами будем художниками и попытаемся передать всю красоту зимней природы.
– Какая задача стоит перед нами? (Научиться рисовать зимний пейзаж)
– Для того чтобы решить эту задачу, давайте рассмотрим наш пейзаж.
– Что изображено на дальнем плане? (Силуэты деревьев)
– Что изображено на переднем плане? (Дерево, куст, ёлочка
– Какие цвета мы будем использовать больше всего? (Холодные: синий, голубой, фиолетовый)
– Оценивать наши работы будем по следующим критериям:
Физминутка
Выполнение работы
Лист положили горизонтально.
Намочим лист водой.
Сначала раскрасим небо. Наносим краску синего, голубого цвета в одном направлении от края до края сверху вниз до линии горизонта.
Рисуем сугробы. Держим кисть наклонно. На край кисти наносим синий цвет, чтобы был плавный переход от темного к светлому.
Теперь рисуем деревья на дальнем плане. Сначала рисуем синим цветом. Добавляем немного желтого, чтобы получился зеленый и немного красного, чтобы получился фиолетовый цвет.
Рисуем передний план. Сначала нарисуем дерево. Ваша кисть будет смотреть на доску. Кисть постепенно приподнимается, и резко отпускаем. Теперь кисть будет смотреть на вас. Рисуем ветки – большие ветки потом маленькие.
Куст так же рисуем – сначала большие ветки, затем маленькие.
Елка. Рисуем ствол, затем рисуем ветки. Прорисовывать ветки начинаем от ствола, до следующей нижней ветки, затем меньше длиной. И так каждую ветку.
Делаем кайму на ветках дерева белым цветом и чуть – чуть голубым.
Полусухой кистью наносим белый цвет на деревья дальнего плана.
Рисуем птиц, чтобы оживить наш пейзаж.
Итог урока. Рефлексия.
Выставка работ на магнитик.
– Ребята, посмотрите, сколько хороших работ у нас получилось на конкурс.
– Как мы можем назвать нашу выставку? Обсудите в парах.
– Давайте оценим работы, для этого вспомним наши критерии.
– Что нового вы узнали?
– Смогли мы достичь поставленной цели, научились мы рисовать зимний пейзаж?
infourok.ru