Разделы: Начальная школа
Тема урока: Загадки. Какие бывают загадки. Пословицы. Какие бывают пословицы.
Цели урока:
А. Обучающие: Обобщений и расширение знаний о русском фольклоре.
Б. Развивающие: Развитие логического мышления и познавательной активности.
В. Воспитательные: Воспитание любви к устному народному творчеству, к народной мудрости.
Задачи урока:
1. Научить различать и применять в практической деятельности загадки и пословицы.
2. Развивать словесно- логическое мышление, наблюдательность, умение рассуждать, анализировать.
3. Прививать интерес к народным загадкам, пословицам.
Место урока в серии других уроков: Урок из раздела «Устное народное творчество».
Тип урока:
Оснащение урока: Реквизит для инсценировки- костюмы Бабы Яги, Емели, Хозяйки, самовар, метла, балалайка, ключ, клубок с пряжей; аудиокассета с музыкой «Вместе весело шагать»; компакт диск с иллюстрациями отгадок, с видами загадок, с темами пословиц.
Формы организации познавательной деятельности: Фронтальная, индивидуальная.
Ход урока
I. Организационный момент
– Прозвенел звонок, начинается урок. Сегодня нас ожидает не обычный урок, а урок- путешествие. Вы часто ходите в лес?
– А зачем? (Ответы детей.)
– Верно! В лес ходят по грибы, да по ягоды. А в сказочный осенний лес за загадками да пословицами не ходили? Да за мудростью народной?
– Тогда в путь! А чтобы достичь нам своей цели, возьмём в помощь наш «Живой цветок»
II. Повторение жанров произведений фольклора
– Посмотрите внимательно на этот «Живой цветок». На предыдущих занятиях мы с вами уже использовали один лепесток. Кто помнит, как он назывался? (Былины.)
– Правильно. Давайте, ребята, вспомним названия всех лепестков нашего цветка. (По мере повторения лепесточки переворачиваются.)
– Итак, мы повторили все жанры произведений фольклора. Ответьте на вопрос: Что такое фольклор? (Произведения устного народного творчества.)
– Молодцы, ребята! Теперь я вижу, что вы готовы к путешествию. Отрываем лепесток с названием «Загадка» и отправляемся в путь.
III. Работа над понятием «Загадка»
1. Остановка «Царство Бабы-Яги»
Звучит музыка. Дети встают возле парт и имитируют ходьбу. Неожиданно появляется Баба-Яга.
Яга. Кто нарушил мой покой? Что вы тут делаете? Ходите, шумите, мне, Яге, спать мешаете!
Учитель. Это ребята в сказочный лес за народной мудростью отправились. Не подскажите ли, куда нам следует идти?
Яга. Не только не подскажу, но и отсюда никуда не отпущу! Здесь при мне и останетесь!
Учитель. Нет уж, Баба-Яга, ты нам не мешай, отпирай ворота, мы и сами дорогу найдём!
Яга. Хорошо! Будь по-вашему! Только вот замок на воротах не простой, а с секретом. Кто мои загадки отгадает, того он и пропустит. Слушайте!
Загадки:
1) Летом шубу надевает, а зимой её снимает. (Лиственный лес)
2) Весной цвету, летом плод даю, осенью увядаю, зимой не умираю. (Ель, сосна)
3) Платье скинула, а пуговки остались. (Рябина)
4) Зимой греет, весной тлеет, летом умирает, осенью оживает. (Снег)
5) Не драгоценный камень, а светится. (Лёд.)
6)
Гость гостил,
Золотой мост мостил-
Без ножа, без топора,
Без железного долота. (Мороз)
7)
Лежит брус во всю Русь.
Если бы руки да ноги, то бы встал
Да до неба достал. (Дорога)
По мере отгадывания загадок просматриваются иллюстрации с диска.
Учитель. Ну что, Баба-Яга, отгадали мы твои загадки. Можем теперь идти?
Яга. Э-э-э, нет! Отгадать-то отгадали, да что же такое загадка не сказали.
Учитель. Что ж, ребята, разберёмся, что такое «загадка». Заодно и Бабе-Яге расскажем.
2) Работа с учебником
– Чтение сильным учеником понятия «загадка» на с. 21.
– Чтение загадок «цепочкой» и отгадывание.
Вывод.Загадка – короткое произведение устного народного творчества, в котором вместо предмета или явления называются их признаки или действия.
IV. Наблюдение над разнообразием загадок
– Продолжаем работать по учебнику. А помогать нам будет Баба-Яга.
– Загадки интересно разгадывать. Они проверяют смекалку, наблюдательность, сообразительность. Поэтому все – и дети и взрослые- любят загадки. А теперь вы узнаете, какие бывают загадки, как они строятся, как их нужно читать.
1) Виды загадок
Баба-Яга. Ну ладно, так и быть. Расскажу вам, какие загадки бывают.
– Просмотр по порядку слайдов с видами загадок и чтение их в учебнике.
Загадки- описание свойств, признаков предмета |
Загадки- противопоставления |
Загадки- вопросы |
Загадки- сравнения |
Загадки- описания действий предмета |
Чтение загадок в учебнике (с.22-23) и их отгадывание.
Вывод. При чтении загадок нужно выделять те слова, которые помогают найти отгадку. В загадках- вопросах выделяй вопрос.
Яга. Ну, ничего не поделаешь. Хоть и весело мне с вами, да деваться некуда. Хорошо вы ,детки, работали. Придётся мне вас отпустить. Вот вам ключ. Счастливого пути!
V. Физкультминутка
Звучит музыка. Дети опять «отправляются в путь».Они идут, приседают под «препятствиями», перепрыгивают через «пропасти», пробираются по «одной дощечке».
VI. Работа в тетради
Остановка «Емелина печка»
Звучит русская народная музыка, появляется Емеля.
Учитель. Ребята! Узнаёте этого героя?
– Кто это?
– Из какой сказки?
– Емеля, здравствуй, встречай гостей! Не подскажешь ,правильно ли мы за народной мудростью идём?
Емеля. Здравствуйте, друзья! Как не помочь хорошим людям! Укажу дорогу! Да вот напасть – печка моя сломалась! И пока вы задания в тетради не выполните, она не поедет.
Работа в тетради (с. 11)
1) Соответствие
– Отгадайте загадки, укажите стрелкой тему.
2) «Соберите загадку». Напишите отгадку
3) Точное слово
– Подчеркните слова, которые помогут вам найти отгадку.
Емеля. Молодцы, ребята, быстро и правильно справились с заданием. Ну, а теперь в путь.
VII. Работа с пословицами
– Отрываем, ребята, следующий лепесток и продолжаем путешествие.
Звучит музыка. Дети совершают движение «по кругу».
1) Работа с понятием «пословица»
Остановка «Избушка лесника». Сидит Хозяйка, вяжет.
Хозяйка. Здравствуйте, ребята! Слышала, слышала! Вы по сказочному лесу путешествуете, мудрость народную ищите.
Учитель. Верно, хозяюшка! Не подскажите, правильно ли мы идём?
Хозяюшка. Идёте верно. Только устали наверно. Присаживайтесь, отдохните, да о пословицах поговорите.
На доске надпись:
Пословица – краткое изречение. |
Учитель. Каждая пословица содержит свой смысл: учит, поощряет. одобряет, наставляет, порицает, заставляет задуматься.
– Многие пословицы состоят из двух смысловых частей. При чтении между частями пословиц делается пауза, а важные слова выделяются голосом.
– Обратите внимание: они напечатаны жирным шрифтом.
2) Наблюдение над разнообразием пословиц.
Работа с учебником. (с. 26-27)
– Чтение пословиц самостоятельно.
– Выделение тем пословиц.
О Родине |
О труде |
О человеке |
О природе |
О смелости |
О знании и учении |
О книге |
О дружбе |
Чтение вслух понравившихся пословиц и объяснение смысла.
3) Работа в тетради (с. 12)
Соответствие.
– Прочитай пословицы и соедини каждую с темой.
Собери пословицы.
Проверь себя.
VIII. Домашнее задание
Выучить наизусть 5 понравившихся загадок и пословиц.
IX. Итог урока
Хозяйка. Какие вы, ребята, молодцы. Запаслись народной мудростью. Пора вам возвращаться домой. Вот вам волшебный клубочек. Он вам укажет дорогу.
Музыка.
Учитель. Итак, ребята, мы с вами совершили большое путешествие в страну «Народной мудрости». О каких двух видах фольклора мы сегодня узнали подробнее?
16.12.2009
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Умственное развитие дошкольников занимает главное место в учебном процессе детских садов. Выдающиеся педагоги и психологи (И.Н.Андреева, П.П.Блонский, А.В.Брушлинский, Л.С.Выготский, В.В.Давыдов и другие) исследовали и продолжают делать это в настоящий момент в плане поиска самых оптимальных путей умственного развития детей.
Умственное воспитание − это систематическое целеустремленное влияние взрослых на умственное развитие ребёнка с целью развития познавательной деятельности, формирования системы знаний об окружающем мире, способности к самостоятельному познанию. Оно осуществляется с целью всестороннего развития детей и тесно связано с моральным, физическим и эстетичным воспитанием. Целью умственного воспитания является повышение уровня общего развития дошкольников. В дошкольном возрасте ребёнок усваивает знание об окружающем мире, взаимоотношениях людей, внешних качествах, внутренних, существенных взаимосвязей предметов.
Загадки – один из самых давних и самых распространённых видов народного творчества. В древние времена загадка имела определённое значение, служила средством проверки мудрости, имела познавательную ценность. С помощью загадок народные знания, народная мудрость передавались поколениям. Понятие «загадка» давнего происхождение, происходит от слова «думать». Загадки имеют свою специфику: сущность их заключается в том, что в загадках предметы или явления прямо не называются. О них говорится в скрытой, завуалированной, аллегорической форме и нужно отыскать их первобытное значение. Отгадывание загадок влияет на разностороннее развитие языка детей. Создание в загадке метафорического образа разных средств художественной выразительности (приёму олицетворения, использования многозначности слова, определений, эпитетов, сравнений, особенной ритмичной организации) способствуют формированию образности речи детей дошкольного возраста.
Загадки развивают процесс мышления – анализ, синтез, абстрагирование, сравнение, обобщение, приучают к самостоятельности мышления, развивают такие качества ума, как толковость и смекалка. Загадка может быть использована для того, чтобы сосредоточить внимание детей на понятии, которое изучается или закрепляется на занятии, с целью уточнения, конкретизации знаний детей о телах или явлениях природы, их назначениях. Загадка содержит в себе большие возможности для развития смекалки, фантазии, внимания и воображения детей. Использование загадок на занятии усиливает эмоциональную насыщенность, активность детей, их заинтересованность к окружающему. Этому в значительной мере способствует предметность, яркость и конкретность факта или образа, что лежат в основе загадки, а также соответствуют психологическим особенностям восприятия ребёнком всего, что его окружает. Много возможностей даёт загадка для умственного развития детей, для приобщения их к словесному художественному творчеству. Создавая или отгадывая загадку, они сосредотачивают внимание на конкретном предмете. Дошкольники ещё не владеют достаточным опытом восприятия объекта, потому целесообразно обращать их внимание на отдельные, самые выразительные, самые существенные признаки определенного предмета или явления. Загадки тем и полезные, что во время их проработки ребёнок учится рассматривать предмет, обнаруживать его признаки. Отгадывая загадку, дошкольники включают процесс мышления, памяти, внимания и все свои мнения выражают в речи. Дети охотно составляют собственные загадки, отгадывают предложенные взрослыми, подбирают другие высказывания к отгадкам, разыгрывают отгадки с помощью жестов и мимики.
Развиваем речь дошкольников:
1) Загадки-описания:
Кто с хвостиком и ушками.
У кого лапки с подушками? (Кошка)
Маленькое, серенькое
А хвостик, как шило. (Мышь)
Пара длинных ушек,
Серенькая шубка.
Быстрый побегайчик
А зовётся. (Зайчик)
2) Загадки, которые построены на основе сравнения и сопоставления:
«Лечит, а не врач, стучит, а не мастер» (Дятел)
«Ночью много, а утром не найдёшь ни одной» (Звезда)
«Ни игл нет, ни листья, а на опушке растёт» (Гриб)
«Зелёная, но не лягушка, колючая, но не ёж, стоит и не шевелится» (Ёлка)
3) Загадки – метафорические образы:
«Солнышко, которое горит каждый вечер» (Лампа)
«Жёлтые клубочки ходят около квочки» (Цыплята)
«Вырасло на дереве оранжевое солнышко» (Апельсин)
«Железная птица по небу летает» (Самолёт)
«Едет домик на колесах» (Автобус).
Развиваем мышление и память дошкольников:
I. Игры
1) «Тренируем нашу память».
Воспитатель предлагает детям придумать загадки о животных, используя описательные характеристики:
− Серый, быстрый, боязливый. (Заяц).
− Хитрая, рыжая. (Лиса).
− Злой, голодный. (Волк).
− Рыжая, веселая. (Белка).
2) «Самый умный».
Воспитатель просит детей отгадать загадки. Кто первым догадается, тот должен поднять руку и сказать отгадку. Если ребёнок отгадал правильно, получает фантик. Становится самым умным в отгадывании загадок тот, у кого больше фантиков.
1) По земли скачет, а по воде плывёт? (Лягушка);
2) Летит – воет, сядет – роет? (Жук);
3) Летом – серый, зимой – белый? (Заяц);
4) Кто на себе свой дом несёт? (Черепаха);
5) Въётся верёвка – на конце головка. (Змея).
II. Изучение загадок напамять.
Взрослый заинтересовывает детей загадками и стимулирует к изучению их напамять.
1) Не зверь, а воет. (Буря).
2) Вечером умирает, а утром оживает. (День).
3) Не конь, не бык, а привязанный. (Тыква).
4) Не огонь, а обжигает. (Крапива).
5) Въёться молоток, ремонтирует наш садок. (Дятел).
III. Загадки – шутки.
Можно предложить дошкольникам загадки-шутки, которые не только будут касаться развития памяти и мышления, а также поднимут настроение детей на занятии.
Какой ключ летает? (Журавлиный). От чего в утки ноги красные? (От колен). Чего нельзя догнать? (Своей тени). Какой косой нельзя косить? (Девичьей). Каким гребнем нельзя расчесаться? (Петушиным).
IV. Загадки – вопросы
Взрослый стимулирует детей ответить на вопрос, таким образом разгадывая загадки.
Что у человека быстрее всего? (Мысль). Что мудрее всего в мире? (Правда). В какую бочку нельзя налить воду? (В полную). С какой бочкой за водой едут? (С пустой).
Развиваем воображение дошкольников:
I. Театрализованная игра «Загадки без слов»
Дети разделяются на две подгруппы. Воспитатель с первой группой детей садится за стол и рассматривает иллюстрации к загадкам. Дети выбирают картинки, которые могут загадать, не проговаривая ни слова. Вторая подгруппа в это время располагается на лавке. После чего дети первой подгруппы без слов, с помощью мимики и жестов изображают, например: солнышко, море, ручеёк, чайник (если трудно то: кошку, собаку, мышонка, и т.п.), а дети второй подгруппы отгадывают. Потом загадывает вторая подгруппа детей, а отгадывает первая.
II. Творческое задание «Изображения отгадок».
Воспитатель заинтересовывает дошкольников не только отгадать загадки, но и нарисовать отгадки на альбомном листе (размещают дети отгадки на листе за собственным желанием).
1) Белая головка, красная шапочка. (Гриб).
2) Летом в шубе, а зимой голое. (Дерево).
3) Днём в небе гуляет, а вечером на землю садится. (Солнце).
4) Нос как у свинки и колючие шерстинки. (Ёж).
5) Мягкая и зеленая дорожка, щекочет босые ножки. (Трава).
Очень интересно и полезно будет дошкольникам выполнить такую работу, ведь каждый ребёнок нарисует изображение построенное на отгадках к загадкам. Дети, рассуждая над своим изображением, могут вспомнить текст загадки про отдельные объекты (солнце, дерево, гриб и т.п.). Можно предложить дошкольникам раскрасить и рассказать, каким образом они разместили отгадки на альбомном листе (что находится вверху, внизу, справа, слева).
Развиваем внимание дошкольников:
І. Загадки – шутки.
1) Было триста котов и один мужчина. Сколько было всего ног? (Две ноги).
2) В мельнице было восемь мешков, на каждом мешке сидело по двое мышей, пришёл мельник с котом, сколько теперь стало ног? (Две ноги мельника).
3) На дереве сидел табун воробьёв, стрелок выстрелил, один упал. Сколько осталось воробьёв? (Один: тот, что упал).
II. Загадки – обманки.
Воспитатель просит дошкольников отгадать загадки, сказав, что не всегда отгадка в рифму является правильной.
1) Очень медленно и тихо
По листочку ползёт «зайчиха». (Улитка).
2) Из пальмы вниз, на пальму снова,
Шустро прыгает «корова». (Мартышка).
3) Кто грызет на ветке шишку
Ну, конечно же, это «лисичка». (Белка).
4) На сосне, как в барабан
Громко стал стучать «баран». (Дятел).
III. Игра «Отгадай».
Воспитатель раскладывает на столе картинки с изображением хорошо знакомых объектов. Ребенок берет картинку, не показывая и не называя её, описывает характерные признаки объекта. Все дети должны отгадать объект за описанием.
− Жидкое, белое, вкусное. (Молоко).
− Белое, круглое, гладкое. (Яйцо).
− Горячее, жёлтое, яркое. (Солнце).
− Белое, мягкое, холодное. (Снег).
Во время учения умению разгадывать загадки воспитателям необходимо учитывать некоторые методические рекомендации: загадки должны соответствовать возрасту и развитию ребёнка, то есть быть доступными для восприятия; чем больше знают о предмете или явлении природы дети, чем конкретнее и точнее знают об указанных их признаках, тем проще им самостоятельно найти ответ. Важно, чтобы дети не просто запоминали ответ загадки, а пытались сами добавлять какие-то характерные для того или другого предмета черты или качества, таким образом, обогащали своё воображение.
Автор: Багменко Ирина,
магистрантка ЛНУ имени Тараса Шевченко,
г. Луганск, Украина.
planetadetstva.net
Устное народное творчество
1. Эрудит
Что такое логическое фольклор? Допишите предложение.
Фольклор — это произведения устного народного творчества.
2. Схема
Вспомните произведения фольклора. Заполните схему.
3. Соберите
Соберите загадку. Нарисуйте или запишите отгадку.
В золотой клубочек спрятался дубочек. (Жёлудь.)
4. Соответствие
Отгадайте загадки, укажите ⇒ тему. Запишите отгадки.
Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает. ⇒ О книге
Книга.
Листья падают с осин,
Мчится в небе острый клин. ⇒ О природе
Журавли.
Утка в море,
Хвост на заборе. ⇒ О доме
Ковш.
5. Поиск
Вспомните, какие бывают загадки. Заполните таблицу. Для выполнения задания пользуйтесь учебником и учебной хрестоматией.
Вид загадки | Текст загадки |
1. Описание свойств, признаков | Сам алый, сахарный, кафтан зелёный, бархатный. (Арбуз) |
2. Загадки-противопоставления | Не ездок, а со шпорами, не сторож, а всех будит. (Петух) |
3. Загадки-сравнения | Бел, как снег, в чести у всех, в рот попал — там и пропал. (Сахар) |
4. Загадки-описания действий | Не лает, не кусает, а в дом не пускает. (Замок) |
5. Загадки-вопросы | Кто на себе дом носит? (Улитка) |
6. Точное слово
Подчеркните слова, которые помогают найти отгадку.
Зелена, а не луг,
Бела, а не снег,
Кудрява, а не голова. Берёза.
7∗. Проба пера
Какая загадка вам нравится? Запишите её.
Что стоит посередине Земли? (Буква М).
Ответы к заданиям. Литературное чтение. Рабочая тетрадь №1. 3 класс. Ефросинина Л. А.
Загадки
5 (100%) от 1 голосующихe-razumniki.ru
Описание работы над проектом «Загадка» (3 класс)
Мы изучали часть речи «прилагательное» И последним был урок по теме «Имена прилагательные в загадках»
Загадка – один из древнейших жанров устного народного творчества. Слово загадка произошло от слова «гадати», что в переводе со старославянского языка означает «думать, размышлять».
В словаре Владимира Ивановича Даля написано: « Загадка – краткое иносказательное описание предмета, предлагаемое для разгадки»
Мы легко смогли отгадать загадку, которую нам загадал учитель в начале урока.
А смогли бы мы сами сочинить загадку? – такая проблема у нас появилась!
Мы изучаем имена прилагательные. А нужны ли они в загадках? Загадку, которую загадал учитель, мы разгадали потому, что в ней были указаны признаки предмета – отгадки.
Итак, гипотеза (это идея, которую нужно доказать):
Если из загадок убрать имена прилагательные, то отгадать их будет невозможно или очень трудно.
Значит тема урока «Проект. Имена прилательные в загадках»
Цель нашего проекта:
Доказать, что имя прилагательное – важная часть речи для сочинения загадок.
Задачи:
1.Проанализировать каким образом мы разгадываем загадки.
2.Определить какую роль играют имена прилагательные в загадках.
3.Научиться придумывать загадки.
Вот план, по которому мы работали:
1.Придумать название проекту.
2.Решить каким будет проектный продукт.
3.Отгадывание и исследование загадок по группам.
4.Сочинить свои загадки.
5. Подготовить и провести конкурс загадок (тестировать свой проектный продукт).
6.Подготовить презентацию проекта.
7.Подготовить защиту проекта.
8.Защитить проект.
Организация работы над проектом.
Сроки (время) выполнения. | Этап работы | Содержание работы. | Деятельность участников. |
20 минут | Подготовительный. | 1.Выбор названия. | «Мозговой штурм». Обсуждение названий. |
2. Выбор проектного продукта. | Методика «Дерево решений» | ||
4.Отгадывание и исследование загадок в группах. | Отгадывание, изучение и анализ текстов загадок. Обсуждение с учителем. | ||
20 мин. | Работа над проектным продуктом. | Сочинение загадок | Творческая деятельность |
30 мин. | Деление на группы: ведущие, художники, умельцы. | Деятельность по подготовке конкурса в группах. | |
25 мин. | Конкурс загадок для малышей. | Загадывание загадок ребятам из других классов. | |
20 минут | Результаты и выводы. | Ответы на вопросы: 1.Достигнута ли цель? 2.Что нового для себя открыли? 3.Правильно ли распределили время? 4.Что бы сделали по-другому? 5.Что получилось лучше всего? 6.Что не получилось? 7.Почему не получилось? 8.Хотели бы вы ещё участвовать в проекте? | Ответы на вопросы. Анализ коллективной деятельности. |
1 часа | Работа над письменной частью проекта. | Во введении сформулировать тему, проблему, план работы. В основной части описать все этапы работы над проектом. В заключении оценить работу, сделать выводы. | |
2 часа | Подготовка защиты проекта. | 1.Выбрать представителей для защиты проекта. 2.Составить план защиты проекта. 3.Сделать слайдовую презентацию к защите. 4.Провести репетицию защиты. | Повторение требований предъявляемых к презентации. Работа в программе Power Point. |
Каким будет проектный продукт? Ответить на этот вопрос нам помогла технология «Дерево решений»
книга | стенгазета | Устный журнал | Конкурс загадок для малышей | Электронная презентация | ||||||||
+ | – | + | – | + | – | + | – | + | – | |||
Можно читать, когда есть время и желание. | Нужно много бумаги. | Не пробовали. | Нужна бумага большого формата. | Уже пробовали в прошлом году на другом проекте. Хочется попробовать новое. | Весело готовиться. | интересно | Работает один человек или два, мало места у компьютера. | |||||
Много времени уйдет на оформление книги. | Все могут участвовать в работе над проектом | Ребята в нашей школе любят конкурсы и будут рады участвовать. | Вдруг отключат электричество, когда показывать или технические неполадки. | |||||||||
Весь класс может участвовать в работе над проектом. |
Взвесив все плюсы и минусы, мы решили провести конкурс загадок для малышей. Это весело. Совсем мало затрат. Но сначала надо было самим научиться составлять загадки.
Учитель дал нам листы с разными загадками. Мы разделились на группы и отгадывали загадки, подчеркивая слова, которые помогли нам отгадать загадку. Среди этих слов было много прилагательных.
В загадках часто используются имена прилагательные. По признакам загаданного предмета можно отгадать сам предмет. Именно прилагательные помогли нам представить предмет и отгадать загадки.
Мы решили провести такой эксперимент: загадки поделили на две группы. В первой группе оставили все имена прилагательные, а во второй группе прилагательные убрали.
Разрешите вам представить наш эксперимент!
Загадки на слайде.
В той группе, где прилагательные остались, загадки были разгаданы почти все.
А в группе, без прилагательных почти ничего разгадать не удалось.
Таким образом, гипотеза оказалась верна.
Если из загадок убрать имена прилагательные, то разгадать их будет трудно или невозможно.
Вывод: имена прилагательные отображают самые важные признаки слов – существительных, такие, как: цвет, вкус, запах, размер, форма, качество, внешний вид и другие.
Благодаря прилагательным, мы представляем предмет, про который нам говорят.
При работе мы испытывали трудности. Загадки сочинять у нас не получалось. Были ребята, которые не смогли придумать загадки в стихах.
Некоторым из нас помогли родители. Спасибо им!
Когда загадки были готовы, мы преступили к организации конкурса.
Нужно отметить, что все записи о том, как шла работа, вел секретарь проекта. Ведущие конкурса приготовили сценарий. Художники нарисовали красивый плакат с названием конкурса, чтобы привлечь к нему внимание и создать радостное настроение. Группа умельцев приготовила медали победителям. Конкурс состоялся.
И в заключение мы представим вам загадки собственного сочинения, а вы хором отгадывайте.
Чтение загадок.
Итоги работы над проектом:
Мы поняли, какую важную роль выполняют в загадках имена прилагательные.
Потренировались в сочинении загадок.
Поняли, как можно организовать конкурс.
Нам было весело!
multiurok.ru
Про загадки №1
Загадки возникли на Руси в глубокой древности. Их сложил народ. Как и сказки, они в течение многих веков передавались из уст в уста.
В загадках задуманный предмет изображается хитро и замысловато, чтобы отгадывающий поломал голову над ответом.
«Думать хорошо, а отгадать и того лучше»,- говорит пословица.
Большинство загадок построено на сопоставлении двух предметов: предмет, который загадывается, изображается с помощью другого, чем-то похожего.
Например: «Два братца пошли в воду купаться». Это ведра.
Они названы в загадке «братцами», так как похожи друг на друга, как родные братья. Братья «пошли в воду купаться», потому что нельзя набрать воды в ведро, не окунув его в воду, не намочив.
В других загадках указываются лишь признаки или действия того предмета, который нужно отгадать:
Два конца, два кольца,
Посередине гвоздик.
(Ножницы.)
Кругла, а не месяц,
Желта, а не масло,
С хвостиком, а не мышь.
(Репа.)
Идут круглые сутки,
Не стоят ни минутки,
А все на одном месте.
(Часы.)
Иногда разгадать загадку помогают особо подобранные слова. Когда мы произносим такие слова вслух, слышатся звуки, напоминающие те, которые издает загаданный предмет. Вот, например, загадка о косе и косьбе:
Ходит щучка по заводи, Ищет щучка тепла гнезда, Где бы щучке трава густа. Загадки не только интересны, но и красивы. Часто они представляют собой короткие стихотворения, занимательные и остроумные:
Маленький мальчишка
В сером армячишке
По дворам шныряет,
Крохи собирает,
В полях ночует
Коноплю ворует.
(Град.)
Рассыпался горох
На семьдесят дорог;
Никто его не подберет:
Ни царь, ни царица,
Ни красная девица.
(Воробей.)
Армячишко (армяк) – старинная крестьянская одежда из толстого сукна.
И в наше время создаются загадки.
Могучим работником выглядит в новой загадке трактор: «Идет силач добывать калач». Есть загадки о самолете, железной дороге, радио, телефоне и других изобретениях.
Много интересных и забавных загадок сочинили для детей и наши советские поэты. Вот какую загадку о пиле придумал С. Я. Маршак:
Принялась она за дело,
Завизжала и запела.
Ела, ела
Дуб, дуб,
Поломала
Зуб, зуб.
А о чем написал свою загадку «Чудесная пещера» К. И. Чуковский, вы наверняка догадаетесь сами:
Красные двери
в пещере
моей,
белые звери
сидят
у дверей.
И мясо и хлеб – всю добычу мою –
я с радостью этим зверям отдаю.
№2 – ПРО ЗАГАДКИ
Загадка – один из видов народного творчества. Загадка даёт в скрытом виде (иносказательно) ряд характерных признаков предмета, по которые надо его угадать.
I. Дом а домашнее хозяйство.
1. Две галочки
сидят на одной палочке.
2. Маленький, горбатенький всё поле обскакал,
домой прибежал –
целый год пролежал.
3. Утка в море, хвост на заборе.
4. Поля стеклянные,
а межи деревянные.
II Домашние животные.
5. По горам, по долам ходит шуба да кафтан.
6. Посередь двора стоит копна, спереди вилы, сзади метла.
7. Всех я вовремя бужу, хоть часов не завожу.
8. Не пахарь, не столяр, не кузнец, не плотник, а первый на селе работник.
9. По земле ходит, неба не
видит,
ничего не болит, а всё
стонет.
III. Трудовые процессы.
10. Ходит щучка по заводи, ищет щучка тепла гнезда, где бы щучке трава густа.
11. Летят гуськи, дубовые носки,
говорят: то-то-ты, то-то-ты.
12. Ела-ела дуб-дуб, поломала зуб-зуб.
IV. Явления природы
13. Поле не мерено, овцы не считаны, пастух рогат.
14. Без рук, без ног, а ворота отворяет.
15. Красные коромысла через речку повисли.
16. Летит орлица по синему
небу,
крылья распластала,
солнышко застлала.
V. Техника.
17. Летит птица-небылица, а внутри народ сидит, меж собою говорит.
18. Конь стальной,
овса не
просит,
а пашет и косит.
19. Без языка живёт,
не ест, не пьёт,
а говорит и поёт.
Загадка – один из видов народного творчества.
Загадка даёт в скрытом виде (иносказательно) ряд характерных признаков предмета, по которые надо его угадать.
Например:
Все, конечно, ответят: это лук. В загадке дан ряд его признаков. Когда начинают чистить луковицу, снимают, как будто верхнюю одежду, один за другим сухие красноватые листочки. Их много – луковица точно закутана в несколько шуб. А кто сильно кутается даже в тёплую погоду?, Конечно, старый человек. Так возникает образ деда, закутанного во сто шуб. Чтобы помочь людям догадаться, что это лук, в загадке указывается и другой его признак – едкий запах. В самом деле, сколько слез прольёшь, пока очистишь луковицу!
Это замок. Отчего он сравнивается с собачкой? Он похож внешне: свернулся, как собачка. Кроме того, замок делает то же, что и собачка: стережёт дом.
Загадки строятся не только на основании зрительного сходства, но и на подражании звукам, издаваемые тем предметом, который требуется отгадать. Таковы, например, в разделе «Трудовые процессы» загадки о косьбе, о молотьбе, о пиле.
Загадки создаются народом с самых древних времён. Они отражают мудрость, одарённость, остроумие народа. Они знакомят нас со старым бытом трудового крестьянина, с предметами древнего крестьянского хозяйства.
Почему про петуха загадывается: «Всех я вовремя бужу, хоть часов не завожу»? А потому, что обычно в дореволюционное время в деревне петух заменял часы.
Народ создаёт много интересных загадок про нашу жизнь, про современную технику. Часто загадка смешит, но в то же время она учит наблюдательности, развивает сообразительность, смекалку.
← О СКАЗКАХ – ЗАНИМАТЕЛЬНЫХ РАССКАЗАХ – ПРОИЗВЕДЕНИЯХ НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА | О ПОСЛОВИЦАХ И ПОГОВОРКАХ → |
---|
Еще по данной теме::
russkay-literatura.ru
Тема: Игра в загадки.
Цель: развивать логическую закономерность у детей и воспитать любовь к устному народному творчеству.
Ход занятия.
– Здравствуйте, ребята! Сегодня наше занятие называется «Игра в загадки».
Загадка – это вид устного народного творчества. Это замысловатый вопрос или иносказание, требующее ответа. Загадка не называет предмет прямо и обязательно имеет отгадку.
Итак, сейчас мы с вами разделимся на три команды. (Тянут жетоны).
Задание №1.
– Отгадать загадки, предлагаемые мной. За каждый правильный ответ получаете одно очко.
1. Эй, звоночки, синий цвет.
С языком, а звону нет. (Колокольчики).
2. На уводе увидел ты
Нежно белые цветы,
Эти жители реки
На ночь прячут лепестки. (Лилия).
3. Белые горошки
На зелёной ножке. (Ландыши).
4. Белая корзинка
Золотое донце,
В ней лежит росинка
И сверкает солнце. (Ромашка).
5. Не спорю, не белый –
Я, братцы, попроще.
Расту я обычно
В берёзовой роще. (Подберёзовик)
6. В красной шапочке расту
Среди корней осиновых.
Меня увидишь за версту,
Я … (Подосиновик).
7. Нет грибов дружней, чем эти,
Знают взрослые и дети, –
На пеньках растут в лесу,
Как веснушки на носу. (Опята).
8. С «ч» над морем я летаю,
С «г» в машинах я бываю. (Чайка- гайка).
9. Ветки носят. Глину роют.
На реке плотину строят.
У плотины там и тут
В круглых домиках живут. (Бобры).
Задание №2.
А сейчас отгадайте загадки, предложенные командами друг другу. Какая команда загадает больше загадок, та получит очко.
Задание №3.
Загадки – шутки.
1. Когда мальчика называют ласковым женским именем? (Когда он долго спи – Соня).
2. Из какой посуды нельзя ничего есть? (Из пустой).
3. Шесть ног, а бежит не быстрее четырёх? (Всадник на лошади).
4. Когда руки бывают тремя местоимениями? (Когда они вы-мы-ты).
5. Может ли страус назвать себя птицей? (Нет, он не умеет говорить).
6. Каких камней нет ни в одном море? (Сухих).
7. Чем кончаются как день, так и ночь? (Мягким знаком).
8. Можно ли в решете нести воду? (Можно, когда она в нём замерзнет).
9. Как правильно сказать 9+7=15 или 9 и 7 =15? (Правильно будет 16).
Задание №4.
Кроссворд.
– Кроссворд загадок. Сейчас самостоятельно каждая команда разгадывает, какая команда правильно и первыми разгадает, получит пять очков.
1. в
2. к
р
о
3.
б
е
р
ё
з
а
4. р
м
ё
а
5.
и
м
я
6. л
у
7. к
д
р
у
8. в
9. к
л
10. у
б
о
к
11. г
о
р
о
х
л
т
а
л
и
12. м
о
л
о
т
о
к
с
к
13. к
о
п
н
ы
14.
а
н
т
е
н
н
а
По вертикали: 1. Что идет, не двигаясь с места? 2.С бородой родится, никто не дивится. 4. Красное коромысло над рекой повисло. 7. Сделал дыру, вырыл нору, солнце сияет, а он не знает. 8. Ношу их много лет, а счёту им не знаю. 10. Кто может выйти в открытое поле, не покидая своего дома?
По горизонтали: 3. Зелена, а не лук, бела, не снег, кудрява, а без волос. 5. И у тебя, и у меня, и у попа, и у кота, и у щуки в море, и у дуба в лесу. 6. Прежде чем его мы съели, все наплакаться успели. 9. Маленький, кругленький, а за хвост не поднять. 11. Дом зелёный тесноватый, узкий, длинный, гладкий, в доме рядышком сидят круглые ребятки. 13. Золотые горы растут в летнюю пору. 14. Стоит на крыше верхолаз и ловит новости для нас.
Задание №4.
Загадки – трафаретки.
– Каждая команда получает задание. Первая и правильно, выполнившая получает 5 очков.
Шесть раков.
Р
А
К
Этот рак из сатина сшит. (Рубашка).
Р
А
К
Этот рак на луну летит. (Ракета).
Р
А
К
Этот рак – долгожданный день. (Праздник).
Р
А
К
Этот рак может вспорхнуть на пень. (Куропатка).
Р
А
К
Этот рак сторожит дворец. (Охранник).
Р
А
К
Этот рак – кисленький леденец. (Карамелька).
Шесть ос.
О
С
А
На этой осе в октябре позолота. (Осина).
О
С
А
А эта оса растёт на лугу у болота. (Осока).
О
С
А
Эта оса на Луну улетает. (Космонавт).
О
С
А
Эта оса на солнце худеет и тает. (Сосулька).
О
С
А
С этой осой спит в колыбели малыш. (Соска).
infourok.ru
Согласно словарю литературоведческих терминов “загадка” — это жанр устного народного творчества: иносказательное описание предмета или явления, которые нужно отгадать.
Загадка — это очень увлекательное и, самое главное, эффективное средство развития детей: мышления, внимательности, наблюдательности. Ведь, чтобы правильно отгадать загадку, ребенок должен на основе своих знаний сопоставить то, о чем идет речь в загадке, с окружающей действительностью.
Кроме того, загадки помогают прививать детям любовь к слову, родному языку, народному творчеству.
Многие взрослые с удовольствием разгадывают загадки. Ведь это так интересно!
Противопоставление — это специальное средство речи, которое заключается в противопоставлении предметов, явлений, образов, состояний.
Примеры противопоставлений:
vashurok.ru
Разделы: Начальная школа
Тема урока: Загадки. Какие бывают загадки. Пословицы. Какие бывают пословицы.
Цели урока:
А. Обучающие: Обобщений и расширение знаний о русском фольклоре. Б. Развивающие: Развитие логического мышления и познавательной активности. В. Воспитательные: Во
kinderbooks.ru