Программа час общения 3 класс – Программа ” Час общения”

Содержание

Рабочая программа по внеурочной деятельности 3 класс “Азбука общения”

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ 3кл азбука вежливости 2016г.docx

Курс повышения квалификации

Курс профессиональной переподготовки

Учитель начальных классов

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала: ДБ-375130

ВНИМАНИЮ ВСЕХ УЧИТЕЛЕЙ: согласно Федеральному закону N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогическая деятельность требует от педагога наличия системы специальных знаний в области обучения и воспитания детей с ОВЗ. Поэтому для всех педагогов является актуальным повышение квалификации по этому направлению!

Дистанционный курс «Обучающиеся с ОВЗ: Особенности организации учебной деятельности в соответствии с ФГОС» от проекта “Инфоурок” даёт Вам возможность привести свои знания в соответствие с требованиями закона и получить удостоверение о повышении квалификации установленного образца (72 часа).

Подать заявку на курс

Похожие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

infourok.ru

Материал (3 класс) по теме: программа кружка “Азбука общения” | скачать бесплатно

Пояснительная записка

        Программа  кружка  «Азбука общения» соответствует  федеральному     государственному  образовательному  стандарту  начального общего образования, планируемым результатам, составлена на основе программы    Хухлаевой  О. В. «Тропинка к своему Я. Уроки психологии в начальной школе » – Издательство Генезис Москва,2008.

                Проблема формирования психологически здоровой личности в условиях обучения в общеобразовательной школе в настоящее время является очень актуальной, т.к. учебные нагрузки, несоответствие между внешними требованиями и психофизиологическими возможностями учащихся, слабая функциональная готовность к школе, отсутствие учебной мотивации приводят к тому, что школа для многих детей становится источником стресса. В особой ситуации риска находятся младшие школьники, поскольку именно им необходимо быстро адаптироваться к непростым условиям школьной жизни при физиологической незрелости организма.        Предлагаемая программа психологических занятий в начальной школе направлена на формирование и сохранение психологического здоровья младших школьников, т.к. способствует развитию интереса ребёнка к познанию собственных возможностей, учит находить пути и способы преодоления трудностей, способствует установлению атмосферы дружелюбия, формирует коммуникативные навыки, учит умению распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей. Всё это в комплексе повышает ресурсы психологического противостояния негативным факторам реальности и создаёт условия для полноценного развития личности ребёнка, основой которого как раз и является психологическое здоровье, предполагающее, по мнению большинства ведущих исследователей в этой области, наличие динамического равновесия между индивидом и средой. Поэтому ключевым критерием формирования психологического здоровья ребёнка является его успешная адаптация к социуму. Программа предназначена для обучающихся 1-4 классов.

        Курс психологических занятий с младшими школьниками направлен на формирование у них следующих умений и способностей:

 -осознание себя с позиции школьника

–  умение адекватно вести себя в различных ситуациях

– умение различать и описывать различные эмоциональные состояния

– способность справляться со страхами, обидами, гневом

– умение отстаивать свою позицию в коллективе, но в то же время дружески относиться к одноклассникам

– умение справляться с негативными эмоциями

–  стремление к изучению своих возможностей и способностей

– успешная адаптация в социуме.

        Цель курса психологических занятий:  формирование и сохранение психологического здоровья младших школьников через создание условий для их успешной  школьной жизни.

        Задачи:

1.Мотивировать детей к самопознанию и познанию других людей, пробудить  интерес к внутреннему миру другого человека.

2. Учить детей распознавать эмоциональные состояния по мимике, жестам, голосу, понимать чувства другого человека.

3.Формировать адекватную установку в отношении школьных трудностей -установку преодоления.

4.Развивать социальные и коммуникативные умения , необходимые для установления межличностных отношений друг с другом и учителем.

5.Повышать уровень самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения. Формировать терпимость к мнению собеседника.

6.Корректировать у детей нежелательные черты характера и поведения.

7.Расширять пассивный и активный словарь обучающихся.

Объём курса в 3 классе 34 ч.  из расчета 1 ч. в неделю.

                        Общая характеристика предмета:

        В основе реализации программы лежит теоретическая модель групповой работы с младшими школьниками, которая включает три основных компонента: аксиологический (связанный с сознанием), инструментально-технологический и потребностно-мотивационный.

Аксиологический компонент содержательно представлен ценностями «Я»: собственного «Я» человека, его связи с «Я» других людей и с природными объектами. Он предполагает осознание ребёнком  ценности, уникальности себя и окружающих, идентификацию как с живыми, так и неживыми объектами, осознание единства с миром во всей его полноте.

        Инструментальный компонент предполагает овладение рефлексией как средством самопознания, способностью концентрировать сознание на самом себе, внутреннем мире и своём месте во взаимоотношениях с другими.

        Потребностно- мотивационный компонент обеспечивает появление у ребёнка потребности в саморазвитии, самоизменении, побуждает к последующей самореализации.

        Задачи развития являются четвёртым компонентом в данной модели. Работа с ними осуществляется параллельно, т.е. при построении каждого занятия учитываются все направления, но, в зависимости от целей, делается акцент на одном из них.

Занятия проходят по определённой схеме, каждая часть которой выполняет свои задачи:

                1.Введение в тему.

                2.Развёртывание темы.

                3.Индивидуализация темы.

                4.Завершение темы

                Формы организации :

        Используются групповые и индивидуальные занятия. Индивидуальные занятия необходимы для отработки важных моментов поведения и деятельности ребёнка, которые по тем или иным причинам он не усвоил в группе.

Индивидуальные занятия являются продолжением групповой работы, т.к. помогают ребёнку более эффективно справиться со своими проблемами.

        Формы контроля: входная, промежуточная, итоговая диагностика.        

Планируемые результаты освоения обучающимися  программы курса:

Личностные результаты:

  1. Развивать  творческие способности детей;
  2. Создать условия для развития фантазии, утвердить ее ценность в глазах детей и взрослых;
  3. Формировать и поддерживать реальный образ учителя, родителей.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  1. осознавать свои телесные ощущения, связанные с напряжением и расслаблением
  2. извлекать необходимую информацию  из текста
  3. определять и формулировать цель в совместной работе
  4. учиться делать осознанный выбор в сложных ситуациях
  5. осознавать свою долю ответственности за всё, что с ним происходит
  6. реалистично строить свои взаимоотношения друг с другом и взрослыми
  7. планировать цели и пути самоизменения с помощью взрослого
  8. соотносить результат с целью и оценивать его.

Познавательные УУД:

  1. планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей
  2. наблюдать, сравнивать по признакам, сопоставлять
  3. обогатить представление о собственных возможностях и способностях
  4. учиться наблюдать и осознавать происходящие в самом себе изменения
  5. оценивать правильность выполнения действий и корректировать при необходимости
  6. учиться моделировать новый образ на основе личного жизненного опыта
  7. находить ответы на вопросы в тексте, перерабатывать информацию
  8. адекватно воспринимать оценку учителя

КоммуникативныеУУД:

  1. ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии
  2. учиться контролировать свою речь и поступки
  3. учиться толерантному отношению к другому мнению
  4. учиться самостоятельно решать проблемы в общении
  5. осознавать необходимость признания и уважения прав других людей
  6. формулировать своё собственное мнение и позицию
  7. учиться  грамотно задавать вопросы и участвовать в диалоге.

Средствами формирования УУД  служат психогимнастические и ролевые игры,  психодрама, дискуссионые игры, эмоционально-символические, релаксационные  и когнитивные методы . Основной формой работы является психологический тренинг.

Содержание программы

Третий класс

                Раздел 1.Умение владеть собой (8часов)

        Я – третьеклассник. Как я изменился за лето?

        Умение владеть собой. Что это значит? Уметь управлять своим поведением, следить за своей речью и поступками, внимательно слушать собеседника – это и есть умение владеть собой. Это умение очень важно для общения с другими людьми.

Что значит быть хозяином своего «Я»? Какого человека называют ответственным.

Что значит  «уметь расслабиться», и в каких случаях это нужно делать?

        Раздел 2. Фантазия характеров. Оценка человеческих поступков и отношений ( 8 часов)

        Мой любимый герой. Кто он? Почему я хотел бы на него походить, и какие качества меня в нём привлекают?

Добро и зло. Всегда ли добро побеждает зло? Что значит «делать добро»?

Что такое хорошо и что такое плохо? Какие привычки можно назвать полезными,  а какие вредными? Как избавиться от плохих привычек, которые мне мешают?

Конфликт. Как он возникает? Моё поведение в трудных ситуациях

Раздел 3. Культура общения (8 часов)

Что такое «этикет»? Для чего нужно соблюдать правила общения?  Правила общения, которые вырабатывались людьми в течение многих веков, необходимо соблюдать, чтобы не обидеть собеседника и самому не попасть в неловкую ситуацию. Всегда важно помнить, что есть граница между тем, что хочется, и тем, что можно.

Волшебные слова: приветствие, благодарность. Как правильно начать, поддержать и вести разговор.

Правила хорошего тона. Как вести себя в различных ситуациях: в школе, в театре, дома, на улице, в магазине.  Как эти правила помогают в общении.

Мальчик и девочка. Культура общения полов. Внешний вид мальчика. Внешний вид девочки.

Как правильно познакомиться?

Как правильно держать себя, чтобы понравиться?

Раздел 4. Что такое сотрудничество? (10часов)

Сотрудничество – это умение делать дело вместе. Оно складывается из многих умений:

-из умения понять другого;        

– из умения договориться;

– из умения уступить, если это нужно для дела;

–из умения правильно распределить роли в ходе работы.

Что значит понимать другого и как можно  этому научиться?

 Как научиться договариваться с людьми?

Что такое коллективная работа?

                        

Тематическое планирование

                                        № темы п/п

Тема/ раздел курса

Кол-во часов

Возможные виды деятельности (практические работы, экскурсии, проекты и т.п.)

                   Дата

По плану

По факту

Я-фантазер.

1

Я – третьеклассник. Я-фантазер.

1

Рисунок «Идеальная школа»

03.09

2

Я умею фантазировать.

1

Просмотр мультфильма «Фантазеры»

10.09

3

Мои сны.

1

Рисунок «Рисунок сна»

17.09

4

Я умею сочинять.

1

Рисунок к стих.Остера «Вредные советы»

24.09

5-6

Я-ученик .

2

Подготовка поздравительных открыток «С днем учителя»

01.10

08.10

7

Мои  мечты.

1

Сочинение «Мои мечты»

15.10

8

Фантазии и ложь.

1

22.10

9

Ложь большая и маленькая.

1

Занятие мини-диспут

29.10

 Я и моя школа.

10

Я и моя школа.

1

06.11

11

Что такое лень?

1

Игра-драматизации

14.11

12-13

Я и мой учитель.

2

Сказка «О мальчике Вале»

19.11

26.11

14

Как справляться с «Немогучками»

1

10.12

Я и мои родители.

15

Я и мои родители.

1

Презентация «Моя семья»

17.12

16

Я умею просить прощения.

1

24.12

17

Почему родители наказывают детей?

1

14.01

Я и мои друзья.

18

Настоящий друг.

1

21.01

19

Умею ли я дружить?.

1

28.01

20

Трудности в отношениях с друзьями.

1

Тренинг «Изобрази ситуацию».

04.02

21

Ссора и драка.

1

11.02

Что такое сотрудничество?

14 ч

22

Что такое сотрудничество.

1

18.02

23-24

Я умею понимать другого.

2

Этюды: «Кто лишний?», «Что значит понимать другого?»

25.02

04.03

25

Я умею договариваться с людьми.

1

11.03

26

Мы умеем действовать сообща.

1

Рисунок «Мой класс»

18.03

27

Что такое коллективная работа?

1

25.03

28-30

Коллективная работа «Мы»

3

Коллективный плакат «Мы. Наши таланты. Наши достижения. Мои трудности. Наши мечты»

01.04

08.04

15.04

31

Мы умеем действовать сообща.

1

22.04

32-33

Коллективная работа «Подготовим вместе праздник»

2

Выбор концертных номеров, репетиция, подготовка оформления классной комнаты.

29.04

06.05

34

Праздник «Наш удивительный класс»

1

Занятие –праздник

20.05

Учебно – методическое обеспечение программы кружка:

Ведение курса психологических занятий обеспечивается следующими пособиями:

1.О.В.Хухлаева «Тропинка к своему Я». Программа формирования психологического здоровья у младших школьников.

Москва, «Генезис», 2008.

2.Р.В.Овчарова «Практическая психология в начальной школе», Москва, «Сфера», 2001.

nsportal.ru

Классный час ” Азбука общения ” 3 класс

Классный час : «Азбука общения» Этот час отнесен к категории психологических, потому что его задача – привлечь внимание детей к проблеме общения.

Цели: формирование у детей коммуникативных навыков, навыков позитивного общения, умения понимать себя и других; знакомство с основными правилами общения; формирование положительной нравственной оценки таких качеств, как тактичность, доброжелательность, терпимость к мнению других; развитие умения слушать, понимать, сопереживать. – воспитывать культуру поведения учащихся;

Форма: групповая игра.

Подготовительная работа.

1. Реквизит.

А) Приготовить альбомные листочки (по количеству экипажей). На каждом листке написать: «Путевой лист»

А) Приготовить квадраты (по количеству экипажей), из бумаги разного цвета разрезать их на 4 произвольные части (4 участника в экипаже). Если цветной бумаги не хватит, можно сделать квадраты в горошек, в полоску, в клетку и т. п.

2. Оформление класса.

На перемене перед классным часом нужно расставить парты, чтобы дети могли сидеть по 4 человека лицом друг к другу. На каждый стол положить по 1 тетрадному листку бумаги.

На перемене перед классным часом на доске записать положительные человеческие качества

Качества, которые украшают человека

Умный Любознательный Эрудированный Разносторонний Мудрый Рассудительный

Толковый Трудолюбивый Старательный Добрый Мягкий Деликатный Тактичный

Вежливый Воспитанный Интеллигентный Душевный Сердечный Отзывчивый Честный

Прямой Искренний Справедливый Надежный товарищ Бескорыстный (не жадный)

Скромный Веселый Красивый Милый Симпатичный Аккуратный

План классного часа

1. Интерактивная беседа на тему «Общение».

2. Мини-лекция «Золотые правила общения».

3. Игра «Тайна третьей планеты».

а) «Экипаж». Формирование групп.

а) Планета «Содружество». Поиск общих признаков.

б) Планета открытий. Поиск положительных качеств.

В) Планета «Бумеранг».

4. Подведение итогов (рефлексия).

Ход классного часа

1. Интерактивная беседа на тему «Общение».

Классный руководитель. Ребята, наш сегодняшний классный час будет посвящен общению.

– Как вы считаете, можем ли мы прожить, не общаясь с другими людьми?

Классный руководитель. Как вы понимаете слова «деликатность», «тактичность»? Хотели бы вы, чтобы с вами обращались деликатно, тактично?

Дети дают ответы, классный руководитель комментирует, уточняет понятия (тактичность и деликатность – это душевная тонкость, нежность вежливость)

Классный руководитель. Что значит, по-вашему, «возлюбить ближнего»?

2. Мини-лекция «Золотые правила общения».

Классный руководитель. Действительно, ребята, тысячами нитей связаны мы с другими людьми. От этих людей зависят наши успехи в учебе, работе, наше здоровье и даже сама жизнь. Поэтому человеку обязательно нужно научиться общению.

Несколько лет назад большую популярность получила книга американского психолога Дэйла Карнеги «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей». В этой книге автор дает простые правила:

как понравиться окружающим;

как стать популярным;

как заставить людей выполнять твои желания.

Но многие читатели обнаружили, что, выполняя эти правила, человек просто манипулирует другими людьми. Манипулирует – значит управляет, использует в своих целях. Иногда люди поддаются на эти уловки, но крепкой дружбы, глубокого уважения, искренней привязанности с помощью этих правил добиться трудно. И человек чувствует себя одиноким и опустошенным.

Для полноценного общения нужны другие, более трудные и более серьезные правила.

Мы живем в России. Это страна тысячелетней христианской традиции. По каким правилам общались друг с другом наши предки? Этих правил всего два. И вытекают они из Евангелия.

Правило первое: «Возлюби ближнего как самого себя».

Правило второе: «Всегда поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобою».

Легко ли выполнить эти правила? Это мы узнаем во время нашей игры «Тайна третьей планеты».

3. Игра «Тайна третьей планеты».

Цель: поиск объединяющих признаков, выявление положительных качеств у сверстников, умение поставить себя на место другого человека.

а) «Экипаж». Формирование групп.

Классный руководитель. Представьте себе, что вас включили в отряд космонавтов. Комплектуются экипажи из 4 человек. Вы должны выбрать себе экипаж. Для этого нужно вытянуть из коробки разноцветные детали из бумаги. Те, у кого оказались детали одного цвета, будут в одном экипаже. И таких экипажей у нас окажется 8 (красный, белый, синий, желтый, коричневый, лиловый, зеленый и оранжевый).

Все дети выходят к доске, вытягивают детали из бумаги.

Классный руководитель. А теперь вам дается 2-3 минуты, чтобы найти членов своего экипажа и занять места в космическом корабле.

Дети объединяются по цвету бумажных деталей и занимают столы.

Классный руководитель. Да, кого-то мы не хотели бы видеть в своей команде, но ради дела придется находить общий язык со всеми. Первое задание. Чтобы запустить двигатель нашего космического корабля, нужно собрать квадрат из тех деталей, которые вы вытянули из коробки.

Дети собирают квадраты. Классный руководитель обходит столы, проверяет результаты

б) Планета «Содружество». Поиск общих признаков.

Классный руководитель. Ну, вот, все двигатели запущены, и наши космические корабли несутся по просторам Вселенной. Внимание, вот и первая планета – Планета «Содружество». Она ставит перед экипажами вторую задачу – найти что-то общее для всех четырех членов команды. На каждом столе лежит листок бумаги. Это путевой лист вашего экипажа. Напишите на нем не меньше 5 признаков, которые вас объединяют (внешность, характер, интересы, способности, вкусы). Если экипаж не смог найти объединяющих признаков, он не сможет продолжить полет. Ведь в космическом путешествии возможны встречи с разумной жизнью. И если мы не можем договориться друг с другом, мы не сможем установить контакт и с представителями других миров.

Дети записывают объединяющие их признаки: граждане России, жители одного города, ученики одной школы, одного класса, всем по 11 лет, у всех есть домашние животные, все играют в футбол, болеют за «Динамо», все любят Глюкозу и т.п.

Классный руководитель. Ну, что ж, ребята, какой экипаж не смог найти 5 признаков, которые объединяют его членов? Нет таких?

А кто нашел больше пяти таких признаков?

Дети поднимают руки, отвечают. По ходу ответов выясняется, у кого наибольшее количество объединяющих признаков. Классный руководитель просит детей зачитать свои записи.

Классный руководитель. Чем больше общего нашли между собой члены экипажа, тем более успешной будет их работа. Им можно поручить сложные, ответственные задания.

Все экипажи из нашего класса прошли испытание, и наше путешествие продолжается.

в) «Планета открытий». Поиск положительных качеств.

Классный руководитель. А вот и вторая планета – Планета открытий. Чтобы ступить на эту планету, нужно сделать открытие. Нужно открыть что-то хорошее в других людях. На доске записаны качества, которые украшают человека. Может быть, вы обнаружите какие-то из них в членах вашей команды? Или откроете что-то свое?

Итак, начинаем выполнять задание этой планеты.

Сделайте на своем путевом листке табличку из 4 столбиков. Вверху у каждого столбика запишите имя и фамилию членов вашего экипажа. Это будет его личная колонка. Ваша задача – найти у каждого члена своего экипажа его главное хорошее качество и записать это качество в столбик с именем. Чтобы найти хорошие качества, нужно провести обсуждение, добиться согласия всех членов экипажа. Задание понятно? Можете начинать.

Примерный вид таблички на «путевом листке»

Саша Петров

Таня Иванова

Игорь Сидоров

Ира Смирнова

ДОБРЫЙ

УМНАЯ

ЧЕСТНЫЙ

ИСКРЕННЯЯ

Потом каждый экипаж допишет в каждую колонку по одному хорошему качеству

В течение 3-5 минут дети выполняют задание.

Классный руководитель. А теперь мы передадим свои листочки по кругу всем экипажам. Каждый экипаж, посовещавшись, найдет у своих товарищей ещё что-то хорошее и допишет в каждую колонку еще по одному положительному качеству.

Когда путевой листок вернётся к своему экипажу, каждый обнаружит в своей личной колонке по (столько, сколько экипажей) прекрасных качеств, найденных вашими товарищами на Планете открытий.

Включается музыка. Дети совещаются, заполняют листочки. На каждом листочке каждый экипаж дописывает по одному хорошему качеству ниже фамилии участника. Решение о том, что писать, дети принимают совместно, в процессе обсуждения.

Классный руководитель. Ну вот, все листочки вернулись к экипажам, и все с удивлением обнаружили, какие прекрасные люди учатся в нашем классе! А между тем мы неумолимо приближаемся к загадочной планете «Бумеранг».

г) Планета «Бумеранг». Поставить себя на место другого.

Классный руководитель. Что такое бумеранг? Это такое орудие, которое возвращается к тому, кто его бросил. Но причём здесь планета? Почему она носит такое название? Эту загадку нам предстоит разгадать.

Тут, на этой планете, мы нашли дневник древнего ученика. Отдельные фразы в этом дневнике стерлись от времени. Нам нужно восстановить эти фразы, и тогда, может быть, мы и разгадаем секрет этой планеты. Послушайте обрывки этих фраз и попробуйте угадать их окончания, которые поглотило неумолимое время. На обсуждение и формулировку ответа вам даётся 1 минута.

Первый экипаж: «Взялся за перила, а рука наткнулась на чью-то противную и липкую жвачку. И вдруг я вспомнил…» Что же вспомнил этот древний ученик?

4. Подведение итогов (рефлексия).

Классный руководитель. Ну, вот мы и прибыли на Землю. Понравилось ли вам, ребята, наше путешествие? Что вам запомнилось?

infourok.ru

Методическая разработка (3 класс) на тему: Час общения на тему “Милосердие” (3 класс) | скачать бесплатно

Час общения  в 3Б классе

Классный руководитель Грачева Т.В.

Тема: Милосердие

Цель: Воспитание эмоциональной отзывчивости к людям, нуждающимся в участии, помощи.

Задачи:

-сформировать понятие милосердия

-воспитывать потребность быть милосердным

-развивать коммуникативные умения учащихся через взаимодействие в ходе обсуждения ситуаций

Оборудование: проектор, интерактивная доска, презентация,  видеомультфильм, «сказочный сундучок» с предметами, словарь Ожегова 

На доске таблички с высказываниями великих людей о милосердии:

  • Милосердие начинается дома

                                                                                   Английская пословица

  • Если милосердия в сердце нет ни на грош, то и совести в нем никогда не найдешь.
  • Источник зла есть тщеславие, а источник добра – милосердие…

                                                                                             Франсуа  Шатобриан

  • Кость, брошенная собаке, не есть милосердие. Милосердие – это кость, поделенная с собакой, когда ты голоден не меньше её.

                                                                                                 Джек Лондон

  • Кто полон милосердия, непременно обладает мужеством.

                                                                                                       Конфуций

  • Истинное милосердие – это желание приносить пользу другим людям, не думая о вознаграждении.

                                                                                                  Хелен Келлер

Ход событийной встречи

                                     Эпиграф. “Без сострадания,                                                        милосердия невозможно                                                       жить в мире”.

                                                                    Зигфрид Ленц

  1. Работа над смысловым значением слова милосердие.

        – Сегодня я приглашаю вас к разговору о милосердии.

Прочитайте, пожалуйста, строчки эпиграфа и скажите, как вы понимаете значение слова  милосердие.  (несколько ответов)

– Какое  толкование  этого слова вы нашли в словарях?

(зачитывают по словарю,  в группах)

Милосердие – сострадательное, доброжелательное, заботливое, любовное отношение к другому человеку.
Энциклопедия «Кругосвет»

Милосердие – готовность из сострадания оказать помощь тому, кто в ней нуждается.
Толковый словарь русского языка Ушакова

Жизненный опыт людей передаёт нам  высказывания о милосердии. Познакомимся с ними.

(чтение с доски, обсуждение)

Работа на интерактивной доске:распределение предложенных слов на  группы слов с противоположным значением.

равнодушие, сердечность, эгоизм, чёрствость, душевность, бездушие,     жестокость, доброжелательность, сострадание, участие, забота, безжалостность.

Получаются группы:

милосердие

благотворительноть

сердечность  

сострадание

душевность

доброжелательность

забота

участие

равнодушие

чёрствость

жестокость

безжалостность

бездушие

эгоизм

2.Определение круга обсуждения

 – Мы попробуем сегодня разобраться в следующих вопросах:

–         Нужно ли милосердие в наше время?

–         В чем оно проявляется? Примеры.

–         Можно ли воспитать милосердие в себе?             Слайд

3. Примеры проявления  милосердия

Милосердие ценилось всегда на Руси как высшее человеческое качество.  Создавались специальные Общины милосердия.

На слайде вы видите одну из  первых Общин сестёр милосердия. В марте 1844 года в Санкт-Петербурге по инициативе и на средства Великой княгини Александры Николаевны была основана первая в России Свято-Троицкая община сестер милосердия. Согласно уставу ее целью было попечение о бедных больных, утешение скорбящих, т.е. страдающих людей, приведение на путь истинный лиц, предававшихся порокам, воспитание бесприютных детей и исправление детей с дурными наклонностями.

                                                  Слайд

– В наше время проявлением милосердия является работа  благотворительных организаций, помогающих нуждающимся людям. Вы слышали о таких организациях?

Благотворительный фонд «Подари жизнь»                                        Слайд

Возраст:

2 года

Город:

с. Варна Челябинская обл.

Необходима сумма:

Деньги собраны!

Возраст:

9 лет

Город:

Москва

Диагноз:

острый лимфобластный лейкоз

Необходима сумма:

Деньги собраны!

– И вы, наверное,  с родителями участвовали, например,  в благотворительной акции, в ходе которой отправляли какие-то деньги на лечение какому-то ребёнку. Было такое?

Но вы пока дети, вы не работаете, не зарабатываете денег, поэтому ваше милосердие  чаще всего проявляется в ваших словах, ваших поступках.

– Я предлагаю вам послушать несколько историй и проанализировать , обладают ли описанные в них герои  милосердием. Если да, то в чём это проявляется.

История 1. (инсценировка, 3 ученика)

О человечестве

Автор: Агния Барто

Готов для человечества
Он многое свершить,
Но торопиться нечего,
Зачем ему спешить?

Пока еще он подвига
Себе не приглядел,
А дома (что поделаешь!)
Нет подходящих дел!

Дед от простуды лечится,
Лекарство дать велит,
Но он не человечество,
Он старый инвалид.

С утра Наташка мечется
(Гуляйте с ней с утра!).
Она не человечество,
А младшая сестра.

Когда судьбой назначено
Вселенную спасти,
К чему сестренку младшую
На скверике пасти?!

Пока еще он подвига
Себе не приглядел
А дома (что поделаешь!)
Нет подходящих дел!

В своем платочке клетчатом
В углу ревет сестра:
– Я тоже человечество!
И мне гулять пора!

Дети высказывают своё мнение о героях произведения

                                А дома (что поделаешь!)
                               Нет подходящих дел!                         Слайд

У англичан есть такая пословица. Давайте прочитаем её

  «Милосердие начинается дома»

 Иногда мы ищем добрых дел на стороне, проявляем сердечность и участие к тем, кого видим в первый раз. И это неплохо. Но можно тотчас определить качественность свершаемого добра по  нашему отношению к домашним. Как трудно, оказывается, постоянно творить добро для тех, кто живёт с нами бок о бок! 

История 2. (чтение стихотворения, 2 ученика)

Кот и пёс

Они купили нового кота — 
Шикарного сиамца, дорогущего. 
А беспородного — от носа до хвоста — 
Швырнули за порог. И он, мяуча, 

Прильнул к дверям: «Хозяин, отвори! 
Впусти меня обратно, замерзаю! 
Я голоден!» — как будто бы молил. 
Ну почему никто не открывает? 

Котёнок плакал. Он не понимал, 
Что не домашний он теперь, бродяга! 
Ну, а мороз тем временем крепчал. 
И у порога замерзал бедняга… 

Вдруг чей-то тёплый ласковый язык 
Лизнул котейку. Это был Полкан, 
Лохматый пёс, почти уже старик. 
Соседний дом он в будке охранял… 

Вот так и зажили они вдвоём — 
В собачьей будке пёс и кот при нём. 
Полкан кота кормил и согревал, 
Свою подстилку в стужу подстилал, 

Делил с ним поровну еду и кров. 
Котейка снова весел и здоров. 
Полкан, котёнка взявший под опеку, — 
Намного человечней человека…

Дети оценивают поступок бывших хозяев  котёнка.

-Кто же оказался милосердным в данной истории?

Полкан, котёнка взявший под опеку, — 

Намного человечней человека…

Слайд

Очень бы хотелось услышать примеры положительные, добрые.

1 ученик:

Милосердие в моем понимании –
Это ласка, любовь, сострадание.

Это – маме усталой помочь
Это – бабушку навестить.
И обиду свою превозмочь,
И того, кто обидел – простить.
Это – птичек и кошек кормить.
И цветы на окне поливать.
Всё живое на свете любить,
И жалеть, и ценить, и прощать.
-Что, по мнению автора стихотворения, можно назвать милосердием?

Ласка  

 любовь к близким, к природе  

 сострадание

 умение прощать  

 помощь братьям нашим меньшим                                                                                                                                                                                         Слайд
2 ученик:
Если ближний замерз – согрей,
Если он неодет – одень
Если голоден – накорми
Если жаждет он – напои.
Если он скорбит – утешай,
Заболеет он – навещай.
Жизнь тебе Господь подарил,
Для того, чтоб людей ты  любил.

3 ученик:

Мама спит, она устала.

Ну и я играть не стала…

– Добавим в список поступков:  

помощь больным, попавшим в трудную жизненную ситуацию    

 внимание к людям                                                                              Слайд                                                             

4 ученик:

Где ДОБРО – там свет, а как иначе?

Жизнь без милосердия пуста.

Если от чужого горя плачем,
значит не иссякла ДОБРОТА!
-А какие примеры милосердия из жизни вы бы могли привести сами?

-Учиться милосердию  помогают нам  не только наши родители, учителя, но и старые, добрые сказки. Наш дальнейший путь лежит в Сказочную долину. Ведь именно в сказках Добро всегда побеждает зло.

Давайте, ребята, вспомним, какие сказочные герои творили добрые дела, приносили радость окружающим. А поможет нам в этом Сказочный сундук. Нам нужно догадаться, кому принадлежат эти предметы?

Из сундучка вынимаем по очереди  предметы: скорлупка грецкого ореха, стрела, розы, яблоко, стальное колечко, цветик-семицветик. Дети вспоминают сказку, авторов и рассказывают, кто из героев и как проявлял милосердие.

                                                                       Слайды с иллюстрациями из сказок

Последним предметом был цветик-семицветик. Давайте просмотрим фрагмент мультфильма, поставленного по произведению В.Катаева, и вспомним, как девочка Женя потратила последний лепесток.

4. Фрагмент мультфильма (5 минут)

– Почему волшебнице удалось вырастить для ребят новый цветик-семицветик?

С помощью  лепестка, который был потрачен на доброе необходимое дело,  появился новый волшебный цветок.  А в жизни так бывает?

5. Обобщение работы

-А сейчас я предлагаю вам в группах обобщить нашу тему с помощью кластера. Обсудите, так по отношению к кому же мы должны проявлять своё милосердие.

Работа в группах.

Обобщение:                 больные, слабые                                                                                                                                                                        пожилые, старые                                                                                                               люди

                                                    МИЛОСЕРДИЕ

      малыши                                                                             наши близкие

            братья наши  меньшие

Ученица рассказывает притчу.

Один старый индеец открыл  своему  маленькому внуку жизненную истину. В каждом человеке происходит борьба, похожая на борьбу двух волков. Один из волков – олицетворение доброты, милосердия, отзывчивости, трудолюбия, красоты, а другой – лени, трусости, жестокости.

– А кто же из этих двух волков побеждает?- спросил внук.

– А побеждает тот волк, которого человек лучше кормит.

– Как эту притчу вы поняли?

6. Рефлексия

Оказывается,  милосердие можно развивать в себе целенаправленно.

Подумайте, как это делать. Может быть вы выведете формулу милосердия? Может быть сочините синквейн.

Поможет вам в этом памятка.

Памятка

Как развить в себе милосердие

  • Больше читай, чтение учит милосердию.
  • Участвуй  в благотворительных акциях.
  • Никого не осуждай.
  • Проявляй чуткость и внимательность к окружающему миру.

Только тот, кто способен «расслышать» чувства другого человека может быть по-настоящему милосердным.

-На ваших столах в конвертах лежат сердечки, на которых вы напишите, какие милосердные поступки вы захотели совершить.

-Наклеиваем сердечки на доску

-А я всех благодарю за теплый, доверительный разговор, за добрые, умные мысли, за творческое отношение к работе.

Помните:

  • Добрые слова – корни
  • Добрые мысли – цветы
  • Добрые дела – плоды
  • Добрые сердца – сады.

Заботьтесь о своем саде и не позволяйте ему зарастать сорняками, наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами

nsportal.ru

Классный час “Культура общения” (3 класс)

Классный час

Тема:

«Культура общения»

3 класс

Подготовила и провела:

Гламаздина Л.Н.

Салават 2016

Цель:

формирование эмоционально-волевой регуляции у учащихся

Задачи:

– расширить знания о вежливых и добрых словах и их применении в жизненных событиях;

– дать детям представление о саморегуляции в критических ситуациях;

– вырабатывать доброжелательное отношение друг к другу;

– учить детей действовать согласованно;

– развивать коммуникативные навыки, совершенствовать навыки сотрудничества и взаимодействия.

Оборудование:

3 листа бумаги, 3 ручки, мягкие игрушки, магнитофон.

Организационная структура.

I Введение в тему.

1.Чтение учеником стихотворения «Одиночество» А.Барто.

Нет , уйду я насовсем!

То я папе надоем:

Пристаю с вопросами,

То я кашу не доем,

То не спорь со взрослыми!

Буду жить один в лесу,

Земляники запасу.

Хорошо жить в шалаше,

И домой не хочется,

Мне, как папе, по душе

Одиночество.

Буду слушать птичий свист

Утром, в перелеске,

Только я же – футболист,

А играть-то не с кем.

Хорошо жить в шалаше,

Только плохо на душе.

Лучше я в лесной глуши

Всем построю шалаши!

Всех мальчишек приглашу,

Всем раздам по шалашу.

Папе с мамой напишу.

Разошлю открытки всем!

Приходите насовсем !

2. Беседа по содержанию стихотворения:

– Почему мальчик решил пригласить к себе в лес и папу, и маму, и всех друзей? (ответы детей)

Ведущий: трудно представить себе жизнь без общения. Но общение не всегда нас радует, и довольно часто доставляет неприятности:

– ссоритесь ли вы с друзьями? (ответы детей)

– в чем причины ваших ссор? (ответы детей)

– Ссоры между людьми чаще всего возникают из-за отсутствия культуры общения. Сегодня мы выясним, умеете ли вы общаться между собой. И потому мы отправляемся в путешествие в Страну Добра.

Я думаю, вы согласитесь со мной – если к человеку отнестись с добротой, то и ему в ответ захочется поделиться с другим человеком своей добротой, словно улыбкой. Давайте вспомним песню, в которой говорится о том, что улыбкой согревается сердце, и становится весело на душе.

Идет исполнение песни «Улыбка» В. Шаинского.

II Путешествие по станциям.

1.Город Народная мудрость

Ведущий:

– в народе всегда относились к добру по особому. Есть такая пословица: Доброе слово и кошке приятно. Как вы ее понимаете? (ответы детей) Да, она означает, что не только каждому из нас нравится, когда к нему относятся с добротой. Доброту понимают даже животные.

-а что означает эта пословица: Жизнь дана на добрые дела? (ответы детей)

-какие вы знаете пословицы о добре?

2. Город Волшебные слова

– Ведущий: мы приехали в город Волшебные слова. Вспомним рассказ «Волшебное слово» В.Осеевой.

-какое слово шепнул старик на ухо Павлику?

-когда это слово помогло мальчику?

-но ведь старик назвал только одно слово, а какие волшебные слова знаете вы?

-сейчас мы проведем соревнование – класс делится на три команды, каждая из которых должна за 5 минут на листе бумаги записать как можно больше вежливых слов – после окончания идет подсчет слов и определение победителя.

3.Город Доброта в школе и дома.

Ведущий:

-какие вежливые слова вы говорите дома? В школе?

-а теперь задание каждой команде:

Для первой команды – разыграть сцену поведения в библиотеке, используя нужные слова и выражения, для второй – в магазине, для третьей – в автобусе.

4.Город Ситуаций

Разыгрывание ситуаций (с применением мягких игрушек )

  1. Мишка сделал крышу из капустного листа, а зайка не знал, что это крыша и съел его. Проснулся мишка, а зайка крышу доедает…

  2. Подарил ежик белочке букет цветов на день рождения. Белочка понюхала, а там сидела пчела, и она ужалила белочку в нос…

  3. Слоненок решил помочь белочке полить огород, но не заметил, что под листьями спит ежик, и облил его водой, а ежик…

Ведущий: успешно справились с заданиями, а теперь сделайте из всего этого выводы.

1 ученик 2 ученик

Доброта нужна всем людям, И не зря ведь есть у нас

Пусть побольше Добрых будет. Пожеланье « В добрый час «.

Говорят не зря при встрече: Доброта – она от века

Добрый день и добрый вечер . Украшенье человека.

5. Музыкальная пауза.

Дети поют песню « Два веселых гуся» и делают под нее ритмические движения.

Входит Незнайка

Н: Здравствуйте, я вижу, у вас тут весело, можно и мне с вами повеселиться?

Вед: Можно. Но мы тут еще и учимся словам вежливости и добра.

Н: Тогда отгадайте мои загадки, они тоже учат добру и вежливости. А ответ надо сказать словами: « Это я, это я, это все мои друзья».

Вед: Я поняла, в какой город мы попали…

6.Город «Не попади впросак»

1) Кто из вас, проснувшись бодро, с добрым утром скажет твердо?

2) Кто из вас, скажите братцы, забывает умываться?

3) У кого из вас в порядке сумка, книжки и тетрадки?

4) Кто из вас в трамвае тесном уступает старшим место?

5) Кто из вас молчит как рыба вместо доброго спасибо?

6) Кто быть вежливым желает, малышей не обижает?

Ведущий: Убедился, Незнайка, что наши ребята хорошо понимают, что значит быть вежливым. Но вежливости учат не только детей, но и зверей.

Инсценировка стихотворения С.Я. Маршака «Урок вежливости».

Медведя лет пяти-шести Снимать пред ними шляпу,

Учили как себя вести: Не наступать на лапу.

В гостях, медведь, Не надо чавкать и зевать,

Нельзя реветь, А кто зевает всласть,

Нельзя грубить и чваниться, Тот должен лапой прикрывать

Знакомым надо кланяться, Разинутую пасть.

Послушлив будь и вежлив будь, И бабушку-медведицу

И уступай прохожим путь, В туман и гололедицу

А старших уважай. До дома провожай.

Ведущий: Ну что же, мишку учили правильным поступкам, а ты, Незнайка, хочешь еще раз повторить и запомнить волшебные слова?

7. Город «Доскажи словечко».

Задание: вставить в рассказ слова.

Рассказ читает ведущий.

Мальчик Вова ехал в автобусе, он сидел у окна и рассматривал улицы. В автобус вошла женщина с маленьким мальчиком. Вова встал и сказал женщине: Садитесь … Женщина поблагодарила Вову … Вдруг автобус резко затормозил, все пассажиры наклонились вперед. Вова чуть не упал и сильно толкнул какого-то мужчину, но тут же сказал …

-Ведущий: видишь, Незнайка, все нужные слова ребята назвали правильно. А теперь мы проверим тебя, запомнил ли ты волшебные слова.

8. Город Незнайки

Вед: представь, что ты школьник, и тебе надо рано утром встать, чтобы не опоздать на урок. Утром мама тебя разбудила, и что ты должен ей сказать?

Н: ой, мама, давай скорее завтракать.

Вед: а еще раньше?

Н: Мам, где мои носки? Я забыл, куда я их вчера вечером бросил.

Вед: а еще раньше?

Н: мам, зачем ты меня разбудила, ведь еще рано?

Вед: ребята, помогайте.

Дети: доброе утро.

Вед: продолжаем. Ты позавтракал и что ты должен сказать маме? Спа…

Н: спокойной ночи.

Вед: нет, ты должен сказать спасибо. А перед уходом в школу, что надо сказать маме на прощанье? Да…

Н: дай на мороженое.

Вед: ты опять все перепутал.

Дети: до свидания.

Вед: продолжаем. Вышел ты из дома, сел в автобус, рядом старушка. Что надо сказать?

Н: баушк, передай на билетик.

Вед: да нет. Эх, Незнайка. Сделать-то что надо? Ребята, помогайте.

Дети: уступить место.

Н: а я всегда это делаю. Садись, баушка, мне всего одну остановку ехать.

Вед: взрослым всегда надо место уступать, а не только, когда тебе пора выходить. Ясно?

Н: ясно. Утром поздороваться, уходя – попрощаться, место уступать. Скоро про меня будут говорить: самый вежливый человек, гордость нашей школы. Это очень приятно быть вежливым.

Вед: ну раз ты все понял, нам осталось завершить путешествие.

III Подведение итогов.

9. Город Ежели вы вежливы. Подведение итогов.

– Чем полезно было мероприятие? Какие выводы вы для себя сделали? Чему научились? Чему еще необходимо учиться?

– Назовите правила культурного общения.

Дети читают стихи:

Ежели вы вежливы в душе, а не для виду,

В автобус вы поможете взобраться инвалиду.

И ежели вы вежливы, то сидя на уроке

Не будете с товарищем трещать как две сороки.

И ежели вы вежливы, поможете вы маме

И помощь ей предложите без просьбы- то есть сами.

И ежели вы вежливы, то в разговоре с тетей

И с бабушкой, и с дедушкой вы их не перебьете.

И ежели вы вежливы, то книжечку вернете

В опрятном, не измазанном и целом переплете.

И ежели вы вежливы, тому, кто послабее

Вы будете защитником, пред сильным не робея.

Пред тем как нам расстаться и уйти всем по домам,

Хочется мне попрощаться, пожелав при этом вам,

Чтобы добрыми вы были, слов волшебных не забыли,

Чтобы добрыми словами говорили вы с друзьями.

Слова «До свиданья», «Спасибо», «Простите»,

«Пожалуйста», «Здравствуйте» щедро дарите.

Дарите прохожим, друзьям и знакомым

В троллейбусе, в парке, и в школе, и дома.

Слова эти очень и очень важны,

Они человеку как воздух нужны.

Без них невозможно на свете прожить.

Слова эти нужно с улыбкой дарить.

Ведущий: давайте закончим наше путешествие песней «Если добрый ты …» (дети хором исполняют песню)

Ведущий: расстаемся мы сейчас. В добрый путь вам! В добрый час!

infourok.ru

Час общения в 3 классе “Мир моей семьи”

Час общения:

«Мир моей семьи»

Подготовила и провела

в 3-б классе учитель

начальных классов

Филинкова Ольга Петровна

Приложение

Цель: 1. Обучение нравственному

моделированию;

2. Формирование опыта взаимосотрудничества;

3. Формирование основ семейного благополучия.

Оборудование: рисунки детей, пословицы о семье,

семейные фотографии,

сочинения на тему: «Моя семья», компьютерная презентация «Мир моей семьи».

Учитель: Добрый день, уважаемые родители, коллеги. Мы рады вас приветствовать у нас в гостях.

Тема нашей встречи «Мир моей семьи». Мы поговорим о взаимоотношениях, которые должны складываться в каждой семье, поделятся опытом семейного воспитания Нестерова Ирина Алексеевна, Пугачева Людмила Владимировна и бабушка Кристины и Риты – Арешкина Мария Михайловна. (слайд №1, звучит песня «Родительский дом».

Что же такое семья? Первая страничка нашей встречи так и называется «Семья – это…» (Слайд №2)

Ребята нашего класса проводили опрос среди взрослых и детей.

(Класс поделен на три микрогруппы)

  • Как отвечали на этот вопрос дети? (отвечает первая группа)

  • Как отвечали взрослые? (отвечает вторая группа)

  • Как значение слова семья объясняется в словаре? (отвечает третья группа)

Итак, семья – это не просто родственники, которые живут вместе, это люди, которые сплочены чувствами, интересами, отношением к жизни. Нет ничего дороже семьи. Семья – это самое святое. Эта мысль прослеживается в стихотворении Евгения Евтушено:

Благослови, Господь, семью – творения венец.

На головёночках детей покоится земля.

Святая Троица Земли

Ребёнок. Мать. Отец.

И человечество само

Не что-нибудь – семья. (Слайд №3)

А мы переходим ко второй страничке нашей беседы: «Портрет семьи» (Слайд №4)

Пройдём в галерею молодых художников. Дети комментируют свои рисунки.

Это было выступление юных художников, а теперь послушаем юных писателей о семье. Кучумов Вадим читает своё сочинение, после прослушивания учитель задаёт вопрос: «Какие чувства испытывает Вадим к своим родственникам?»

Жарикова Кристина зачитает отрывок из своего сочинения. Прослушав, ответьте на вопрос: «Какие отношения сложились в семье?»

Мы переходим в следующий зал. Фотовыставка Алины Барсук. Ребята, обратите на название фотовыставки – «Папа, мама, я – дружная семья». Так ли это, как вы считаете? (Дети высказывают своё мнение) Алина зачитывает отрывок из сочинения, комментирует фотографии. (Слайд №5)

Вот такая дружная семья у Алины.

Но дружеские отношения зависят и от нас с вами. Ребята, какие же правила общения должны существовать в семье? Проанализируем различные ситуации, которые возникают в семье.

(По два человека от группы работают с предложенными ситуациями).

В это время остальные в группах работают с пословицами.

Учитель. Готовясь к часу общения, вы нашли немало пословиц о семье. А вот как вы их запомнили, мы сейчас проверим.

Проводится игра «Отгадай пословицу». Каждой группе своя пословица. На доске зашифрованы пословицы. Я разрешаю открыть три слова. Посовещайтесь в группе, – какие? (Дети отгадывают пословицы и объясняют их смысл.)

  • Не нужен клад, когда в семье лад.

  • Вся семья вместе, так и душа на месте.

  • Дружная семья и землю превращает в золото.

Пары детей зачитывают ситуации, комментируют их и формулируют правила общения. На доске появляются правила:

  • Уважать друг друга

  • Помогать родителям

  • Не огорчать родителей учёбой или поступками

  • Учитывать возможности семейного бюджета

  • Считаться с мнением родителей

– Какие бы правила вы добавили ещё?

В священной книге Библии тоже рассматривается вопрос, как должны строиться отношения в семье. (Таня Пугачёва зачитывает строки из Библии).

– Людмила Владимировна, прокомментируйте, пожалуйста, выказывания. (Родитель комментирует).

Ну а как строится общение в семьях учеников класса, расскажут следующие слайды. (Слайды № 6, 7, 8)

Иногда случайные ситуации, возникающие в семье, становятся традиционными. Умение разнообразить семейную жизнь делает её духовно и эмоционально богатой. В такой семье нет обыденности и скуки. (Слайд № 9 «Семейные традиции»)

– Какие семейные традиции существуют в семье? (Высказывания детей)

  • Поздравление друг друга с праздником;

  • Приготовление подарков и сюрпризов к праздникам и дням рождения;

  • Совместная работа по дому и на огороде;

  • Чтение вслух по вечерам;

  • Коллективный просмотр телепередач;

  • Встречи с друзьями семьи;

  • Помощь старшим, младшим и больным членам семьи.

О традициях своей семьи расскажет мама нашего одноклассника – Нестерова Ирина Алексеевна, воспитатель детского сада, мать троих детей. (Слайд № 10 –«Семья Нестеровых»)

Сначала блиц – опрос: Саша, когда день рождения у мамы? Любимые мамины цветы?

Вопросы маме: Любимая книга сына? Любимое занятие сына?

(Ирина Алексеевна рассказывает о традициях семьи, рассказ сопровождается показом фотографий на слайдах)

Учитель. – Я знаю, вы сегодня для нас приготовили сюрприз? (Семья Нестеровых играет сценку)

– Дети, какой вывод вы сделали, просмотрев эту сценку?

Поделится опытом семейного общения Пугачёва Людмила Владимировна. В семье двое детей: сын Юра – студент 1 курса ДИТ, дочь Татьяна.

  • Блиц- опрос. – Людмила Владимировна, какую книгу Таня читает сейчас?

  • Знаете ли вы подруг Тани?

Вопросы Тане.

  • Таня, сколько лет папа с мамой вместе?

  • Какое качество характера больше всего не любит мама?

– Людмила Владимировна – прекрасная хозяйка: шьёт, вкусно готовит – одним словом, рукодельница. И, наверное, своё мастерство хотите передать дочери? (У доски выставка поделок семьи Пугачёвых.) Рассказ Людмилы Владимировны сопровождается показом слайдов.

Учитель. – Об увлечениях наших учеников расскажут следующие слайды. (Слайды «мои увлечения»)

Учитель. – Я знаю, как вы все любите бабушек. У нас в гостях бабушка Кристины и Риты – Арешкина Мария Михайловна.

– Девочки, как вы обращаетесь к своей бабушке?

Учитель. – Девочки всегда говорят с любовью о вас, и я знаю, все каникулы проводят у вас. Чем вы занимаетесь? Чему приучаете? Какие качества характера развиваются? (выступление бабушки)

(Девочки рассказывают о занятиях у бабушки, сопровождая рассказ фотографиями из фотоальбома «У бабушки».)

Учитель. – Мария Михайловна, на ваш взгляд успех семейного воспитания зависит от чего?

– Мария Михайловна – радушная хозяйка. Доброта, чуткость, понимание, свойственные Марии Михайловне, притягивают под крышу её дома всех членов семьи. Скажите, а большая у вас семья? (22 человека)

Учитель. – Ребята, мы послушали рассказы трёх семей. Можно ли сделать вывод, что это счастливые семьи? Почему?

_ Что же такое счастливая семья? Всвоих сочинениях вы давали ответ и на этот вопрос. (Слайд «Счастливая семья – это…»)

  • Когда все живут дружно;

  • Когда все уважают и любят друг друга, заботятся друг о друге;

  • Когда все вместе собираются в кругу семьи и делятся впечатлениями о прошедшем дне.

Учитель. – Вот как рассуждает об этом ученик нашего класса Хомцов Коля (Зачитывает отрывок из своего сочинения.)

Учитель. – Несомненно, у семьи должен быть дом, и не просто крыша над головой, а место, где каждого члена семьи любят, ждут; место, где тепло и уютно.

– Я расскажу вам легенду. В давние времена была семья сто человек, и в ней царили мир, любовь и согласие. Молва об этом долетела до правителя. И спросил он у главы семьи: «Как вам удаётся жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?» Старец взял бумагу и написал на ней что-то. Правитель посмотрел и удивился: на листе было напечатано сто раз одно и тоже слово «понимание».

Сегодня каждая группа построит дом, в котором будет жить счастливая семья. Ваша команда превратится в строительную бригаду. Сумей те договориться, из каких кирпичиков вы построите дом? На одном уже написано «понимание». Остальное подписать.

Дети работают в группах, а затем защищают проекты.

Учитель. – Желаю, чтобы ваши проекты воплотились в жизни. А мы не забываем, что класс – это тоже семья, а значит, в нашем классном доме тоже должны жить любовь, понимание, взаимопомощь, уважение, чуткость.

Звучит песня в исполнении детей:

Ты, да я, да мы с тобой.

Ты, да я, да мы с тобой.

Здорово, кода на свете есть семья.

Будем мы всегда неразлучны.

Дружба дарит нам к счастью ключик.

Дружба будет вместе с нами навсегда.


понимание

Сценка.

Витя подметает пол.

Мама. – Витя что случилось?

Витя. – Ничего.

Мама.- Как ничего? Но ты подметаешь пол?!

Витя.- А он ведь грязный.

Мама.- Витя, я умоляю, скажи, что случилось? Последний раз ты подметал, когда тебе поставили двойку за поведение. (Осматривает комнату и ещё больше пугается)

Витя. (Радостно) Вытер!

Мама.- Сам?

Витя. – Сам.

Мама. – Что ты натворил? Тебя на второй год оставили?

Витя. (Витя помогает снять плащ) – Да говорю же, ничего. Было грязно, вот я и убрал.

Мама. (Подозрительно) И постель убрал?

Витя. Просто так, убрал и всё.

Мама. (Завязывает голову полотенцем, садится на стул) – Меня вызывают к директору школы?

Витя.– Да, не бойся, мама! Всё хорошо, я уроки сделал, пообедал и зубы почистил.

Мама. – Сам?

Витя. – Сам! (мама падает в обморок) Мамочка, что с тобой? Сейчас я воды принесу. (Наливает воды, но тут в дверях одноклассница)

Одноклассница. – Ну, Макеев, как день помощи родителям? Убрал квартиру?

Витя. – День помощи, день помощи. Вот, полюбуйтесь!

Одноклассница. (Достаёт аптечку) – Какие мы все нервные? (капает валерьянку). Как тебе не стыдно, Макеев, до чего мать довёл! Не мог сказать ей сразу, что вся затея на один день!

Мама. (Поднимая голову) – Значит, завтра всё будет по-старому?

Одноклассница. – Угу! По-старому, по-старому. (Мама опять падает в обморок)

infourok.ru

Рабочая программа по внеурочной деятельности 3 класс “Школа вежливых ребят”

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Томилинская средняя общеобразовательная школа №19

Борисова О.Е.

Курс «Школа вежливости» реализует духовно – нравственное направление во внеурочной деятельности в 3 классе в рамках эксперимента по апробации федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения. Главное назначение данного курса – формирование навыков общения и культуры поведения первоклассников, развитие и совершенствование их нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности .

Основными методами реализации программы являются изучение речевого этикета, приучение школьников к выполнению правил культурного поведения и разъяснение им соответствующих норм морали на основе игровой деятельности, решения проблемных ситуаций.

На реализацию программы отводится 2 часа в неделю, всего 68 часов в год.

Содержание предполагает решение следующих задач:

Васильева-Гангус Л. «Азбука вежливости», М., 1984;

ж. «Завуч начальной школы», №5, 2004.

«___»___________2013г.

«___»___________2013г.

Раздел программы

№ п/п

Тема занятия

Содержание, методические приемы, виды деятельности

Кол-во часов

Дата

1

2

3

4

5

6

Я среди людей

(14 час)

1-3

Кто я и как выгляжу?

Понятия «я», «внешний вид». Отличие людей друг от друга по внешнему виду. Аккуратность, опрятность, бережливость – уважение человека к себе. Личная гигиена.

3

4,5

Что в нашем имени?

Понятия «имя», «фамилия», «отчество», «кличка», «прозвище». Отношение по имени к одноклассникам и друзьям. Имя и отношение к человеку. Анализ проблемных ситуаций.

2

6,7

Плохо одному

Необходимость человека в общении. Речь – важнейшее средство общения.Ролевые игры.

2

8-10

Товарищи и друзья

Понятия «товарищ», «друг». Товарищество и дружба в традициях русского народа.

3

11, 12

Как завоевывать друзей

Правила общения с товарищами и друзьями.Игры

2

13

Бескорыстие в дружбе

Понятие «настоящий друг». Верность и бескорыстие в дружбе. Взаимовыручка и взаимопомощь.

1

14

Верность слову

Понятия «верность слову», «честь». Проблемная ситуация: можно ли всегда быть верным данному тобой слову.

1

Речевой этикет

(15 час)

15,16

Что такое этика и этикет

Понятия «этика», «этикет». Специфика речевого общения. Речь и отношение человека к людям.

2

17, 18

Роль мимики, жестов и позы в общении

Понятия «мимика», «жесты», «поза». Отражение в мимике, жестах, позах человека его характера и отношения к людям. Игра «Угадай по мимике мое настроение».

2

19, 20

О вежливых словах и их применении.

Содержание понятий «вежливость» и «этикет». Зачем людям нужны правила вежливости и этикета. основные правила вежливости в общении.

2

21 -23

Правила знакомства, представления и обращения

Знакомство с правилами знакомства, представления и обращения. Разыгрывание ситуаций.

3

24, 25

Правила приветствия и прощания

Знакомство с правилами приветствия и прощания. Моделирование ситуаций.

2

26, 27

Правила извинения и просьбы

Знакомство с правилами извинения и просьбы. Разыгрывание ситуаций.

2

28, 29

Правила благодарности и отказа

Знакомство с правилами благодарности и отказа . Моделирование ситуаций.

2

Культура поведения

(27 час)

30, 31

Отношение к старшим

Семья, родители, родные. Отношение поколений в семье. Проявления любви и уважения, заботы и сострадания, помощи в семье. Русские традиции отношения к старшим.

2

32, 33

Отношение к учителю

Проблемная ситуация: как надо относиться к учителю? Этикет в общении с учителем.

2

34, 35

Отношение к малышам

Проблемная ситуация: как надо относиться к малышам? Помощь и забота по отношению к маленьким.

2

36, 37

Как вести себя в школе, на переменах

Знакомство с правилами поведения на переменах. Веселые инсценировки.

2

38, 39

Правила поведения в столовой, за столом

Знакомство с правилами поведения в столовой, за столом. Ролевая игра «Мы в столовой».

2

40, 41

Правила поведения с гостями, в гостях, приглашение гостей

Знакомство с правилами поведения в гостях. Разыгрывание ситуаций «Мы в гостяхгостях».

2

42, 43

Искусство делать подарки

Проблемная ситуация: как правильно выбирать и дарить подарки. Разыгрывание ситуаций.

2

44, 45

Как правильно разговаривать по телефону

Понятие «тактичность». Знакомство с правилами общения по телефону. Ролевая игра «Мы говорим по телефону»

2

46,47

Правила поведения в общественном транспорте

Знакомство с правилами поведения в общественном транспорте. Ролевая игра «В автобусе».

2

48, 49

Как вести себя в общественных местах

Проблемный вопрос: что такое «общественное место»? Знакомство с правилами поведения в общественных местах.

Просмотр презентации

2

50,51

Правила поведения в театре и кино

Знакомство с правилами поведения в театре и кино. Моделирование ситуаций.

2

52, 53

Поведение в библиотеке и музее

Знакомство с правилами поведения в библиотеке и музее. Экскурсия в библиотеку.

2

54

Как вести себя в Храме

Знакомство с правилами поведения в храме Презентация

в Храме.

1

55, 56

Как вести себя с людьми с ограниченными возможностями

Понятие «люди с ограниченными возможностями». Проявления чуткости и уважения, заботы и сострадания, помощи в повседневной жизни..

2

В мире сказок

(8 час)

57,58

Добро и зло в сказках

Добрые и злые поступки, их последствия. Добро и зло в отношениях между людьми. Главное в сказках – победа добра над злом. Слушание сказок и их обсуждение.

2

59- 61

Сказки – волшебство, чудо и правда

Волшебство, чудо и правда в сказках. В сказках – мечты людей. Почему в сказках всегда есть правда и она побеждает.Викторины по сс

3

62- 64

Сказка – ложь, да в ней намек

Лгать, врать, говорить неправду – плохо. Победа правды над кривдой в сказках.Инсценирование сказок.

3

Итоговые занятия

(2 час)

65, 66

Что мы узнали и чему научились

Заочное путешествие по «Школе вежливых наук».

Праздник вежливых ребят

1

1

kopilkaurokov.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *