Класс 3
Предмет Математика
Тема урока Деление суммы на число
Место урока в разделе, теме 72 урок в разделе, 1урок в теме
Тип урока урок усвоения новых знаний и способов действий
Цель урока:
Обучающая: организовать деятельность детей по изучению и первичному применению знаний и способов действий по теме «Деление суммы на число» в результате чего учащиеся будут знать правило деления суммы на число; уметь применять данное правило деления при решении числовых выражений и составных задач, сравнении числовых выражений.
Развивающая: содействовать развитию аналитического мышления через организацию исследовательских ситуаций, направленных на анализ, сравнение, обобщение, умение делать выводы, строить рассуждение ;
Воспитательная: способствовать формированию навыков учебного взаимодействия, доброжелательного отношения друг к другу.
Тип урока: урок усвоения новых знаний и способов действий.
Ход урокаI.Организационно-мотивационный этап.
Друзья мои, я очень рада
Войти в приветливый ваш класс,
И для меня уже награда,
Вниманье ваших умных глаз.
– Ребята! Я очень рада встрече с вами. И мне хотелось бы разделить эту радость с вами. Я запишу это так:
Радость : 22 =
Почему я разделила на 22? Назовите компоненты деления в этом примере. (Делимое- радость, делитель – 22). Что получится в частном? (Радость).
– Если мы разделим радость, её станет больше или меньше? Объясните.( Вешаю на доску слово радость)
-В таком случае, я предлагаю разделить радость вам друг с другом, выразив её улыбкой. Подарить её мне, друг другу, гостям. И в хорошем настроении начать урок.
-Вы, наверное, догадались, что я не просто так заговорила о делении. Сегодня мы откроем новый способ деления. Для начала подготовим тетради к работе и запишем дату, классная работа.
II.Актуализация знаний учащихся
– Давайте проверим, хорошо ли вы знаете табличные случаи деления?
1) Посмотрите на доску, я записала ряд чисел 18, 36,7, 35, 42, 48, 28,49, 56, 60, а ваша задача- выписать только те, которые делятся:
1вариант – на 6 2 вариант на – 7.
– Время выполнения задания одна минута. (песочные часы)
– Давайте проверим выполнение задания, сверим с ответами на слайде:
18, 36,42,48,60. 7, 35, 28,42,49, 56.
– Запишите под каждым числом результат деления на это число.
-Проверим ответы: На слайде
18, 36,42,48,60. 7, 28, 42, 35, 49, 56.
3, 6, 7, 8, 10. 1, 4, 6, 5, 7 , 8.
– Поднимите руки, кто справился правильно со всеми примерами на деление?
– Перед вами лежат оценочные листы. В левом столбике написаны задания, которые вы будете выполнять, далее максимальный балл, которым оценивается задание. А в последнюю колонку вы будете вносить свои результаты.
– Этим ребятам нужно обязательно ещё повторять таблицу деления и умножения.
– Давайте поддержим тех, кто справился с ошибками и поделимся с ними своей удачей. Как же это сделать? (пожелать удачи, пожать за руку, тронуть за плечо)
Вывешиваю слово удача на доску в это время. – Пусть удача сопутствует вам в дальнейшей работе на уроке.
2) Постановка темы и цели урока.
– А сейчас, ребята, я предлагаю рассмотреть два буквенных выражения (вывешиваю карточки):
(а+в):с
(а+в) · с
-Кто может прочитать их, пользуясь математическими терминами.
– Какое из этих буквенных выражений вам знакомо? Какое свойство умножения вы знаете? Кто может объяснить это свойство? (Выходит ученик и дописывает =а·с+в·с)
– Давайте сравним два выражения: -Что у них общего? (сумма) – А чем отличается?
– Может кто-то сможет прочитать запись «математическим» языком? (деление суммы на число)
-Вы догадались, чему мы будем учиться на уроке?
III. Этап усвоения новых знаний и способов действий
– Я вам предлагаю придумать задачу по рисунку на слайде:
(Трое детей хотят разделить поровну 18 ирисок и 12 леденцов. Сколько конфет получит каждый?)
– Предлагаю вам найти способ решения этой задачи, объединитесь в группы и запишите решение на больших листах. Время на обсуждение и запись решения – 2 минуты.
(Записи на листах вывешивают на доске, представители групп объясняют способ решения). Возможно это будет по действиям, тогда предложу детям составить выражения.
(18+12):3= 30:3=10 18:3+12:3= 6+4=10
– У нас получилось два способа решения задачи.– Можно ли поставить знак равенства между двумя способами,если ответ получился одинаковый? Слайд
– Давайте запишем в тетради:(18+12):3=18:3+12:3
– Как можно разделить сумму на число?
– Сраните свой вывод с выводом учебника на с.18 Прочитаем хором.
– Кто из вас сможет записать способ деления суммы на число в виде буквенного выражения?
– Чем это правило отличается от правила умножения суммы на число?
– Ребята,мы сейчас вместе открыли правило. А что нам в этом помогло? (совместная работа или сотрудничество)
Сотрудничество.
Физминутка
– Вы очень хорошо потрудились , поэтому я предлагаю отдохнуть.
IV. Этап первичной проверки понимания изученного
– А теперь, ребята, давайте проверим, насколько хорошо вы запомнили правило деления суммы на число и вместе решим примеры №1 с. ( 2 примераскомментированием у доски)… Кто пойдёт к доске?
(8+4) : 2 = 8: 2 + 4 : 2 = 6
– Ребята поднимите руки,кто понял задание и может применить способы решения самостоятельно? Тогда я предлагают разделиться на варианты: 1 вариант выполнит 1 сроку, 2 вариант – 2 строку самостоятельно. – Может кто-то хочет это задание выполнить у доски с обратной стороны.( выходят 2 ученика)
– Если кому- то будет не понятно, я могу оказать вам помощь , только поднимите руку. ( В этот момент вывешиваю слово помощь на доску).
-Давайте сверим выполнение задания на доске и в ваших тетрадях . Первый вариант проверяет Васю, а второй вариант Петю. (Самопроверка?) Оцените себя в оценочном листе.
– Пришлось ли вам воспользоваться моей помощью или помощью друг друга?
V. Этап закрепления новых знаний и способов деятельности
– А сейчас, ребята я вам предлагаю решить ещё одну задачу – №5. с. 19 учебника. – Давайте прочитаем задачу вслух
– Что известно в задаче? Какой вопрос?
– Выберите схему к задаче. -Какие слова в задаче подсказывают выбор схемы? ( в 3 раза больше –это 3 равных отрезка у Милы,1 отрезок у Тимы)
– Вывешиваю схему на доске .
– Что обозначает число 4? (на столько больше слив съела Мила)
-Сколько частей занимают эти 4 сливы на схеме?(2 части)
– Можно ли найти в таком случае 1 часть? Каким действием? (4:2=2)
– Значит одна часть равна 2 сливам. – У кого две сливы? ( У Тимы)
-А как узнать сколько слив у Милы? Можно ли использовать другой способ решения? ( 2·3=6 или 2+4=6)
Давайте составим план решения:
2 способа:
4
2
?
4
?
Запишите решение задачи самостоятельно с пояснением любым способом.
– Я бы хотела у вас спросить , а если Мила не съест сливы, а решит поделиться с Тимой, то сколько ей надо отдать Тиме слив? ( предположение детей)
– Как можно это показать на схеме?( переставить одну часть)
– Как это характеризует Милу? (Не жадная, а по другому – щедрая)
Вывешиваю слово щедрость на доску.
VI. Этап контроля и самоконтроля знаний и способов действия.
– Давайте вспомним с каким правилом познакомились? Как действует правило?
– Предлагаю вам задание для самостоятельной работы. Время выполнения 2 мин.
Задание на карточках:
1вариант: 2 вариант:
Вычисли, используя правило деления суммы на число:
(16+12):4= (24+ 36):6 =
(30 +19) : 7= (50+14):8=
– Смогли вы заметить «ловушку»? В каком примере?
– Как вы справились с последним примером? ( применили другой способ) – Какой вывод сделаем? Всегда ли можно при делении суммы на число применить новое правило? (Каждое слагаемое обязательно должно делиться на число).
Предлагаю вам творческое задание – самим подобрать подходящие слагаемые.
На доске 1вариант – (…+…) : 7 2 вариант (…+…) : 8 =
– Оцените себя.
Предлагаю по желанию выставить отметки в дневники.
VII. Этап подведения итогов учебного занятия
Задание со знаком? с19.
– Какой пример соответствует теме сегодняшнего урока?
– Какое правило узнали?(правило деления суммы на число)
– При каких условиях действует?(если каждое слагаемое делится на число)
VIII. Этап информации о домашнем задании
– Вы сможете закрепить применение этого правила выполнив задание № 1,с. 19
– А на закрепление умения решать задачу предлагаю выбрать ещё №2 по желанию.
ІХ. Этап рефлексии
Обратимся к оценочному листу … и делаем выводы.
– А что ещё мы сегодня с вами смогли разделить между собой? (радость, удача, сотрудничество, помощь)
– Я думаю, что если вы будете так продолжать делить друг с другом все чувства и дела, то у вас будет очень дружный и крепкий класс.
kopilkaurokov.ru
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Солтонская средняя общеобразовательная школа
Открытый урок математики в 3- а классе.
УМК «Школа России»
Тема: Закрепление.
Решение задач.
Подготовила учитель начальных классов
Бухгамер Ольга Александровна
2012 г
Конспект урока математики в 3 классе (УМК “Школа России”)
Тема: Закрепление. Решение задач.
Цели урока:
Оборудование:
Ход урока.
Психологический настрой.
Прозвенел для нас звонок,
Начинается урок!
Тут затеи и задачи,
Игры, шутки, –
Всё для нас
Пожелаем всем удачи-
За работу, в добрый час!
-Здравствуйте, ребята!
Сегодня нас ждёт увлекательное путешествие в страну Математики!
Давайте, ребята, учиться считать,
Делить, умножать, прибавлять, вычитать.
Запомните все, что без устного счёта.
Не сдвинете с места любая работа.
– Помогите Незнайке. Вставьте знак х или : так, чтобы записи были верными. (Слайд 4.)
6 * 3 * 2 = 9
8 * 2 * 5 = 20
7 * 5 * 1 = 35
– Незнайка и его друзья познакомились со Снеговиком. Он научил их играть в снежки. ( Слайд 5.)
Наведите порядок в этих рядах чисел.
Где здесь «лишние» числа и почему они «лишние»? Забросаем снежками «лишние» числа!
7, 14, 21, 27, 35, 42
1, 2, 31, 4, 5, 6, 7
24, 11, 13, 15, 17, 19
– Не замёрзли? Незнайка приглашает всех к самовару попить чай с конфетами. Но конфеты не простые, а с математической начинкой! (Слайд 6.)
Таблица умножения, достойна уважения
Она всегда во всём права:
Чтоб ни случилось в мире,-
А всё же будет дважды два
По-прежнему четыре.
С. Маршак.
– Запишите только ответы:
24:4
8×2
27:3
7×6
48:8
12:3
5×4
7×8
5×9
8×8
9:9
6х5
– Проверь себя: 6, 16, 9, 42, 6, 4, 20, 56, 45, 64, 1, 30
Пончик очень любит пончики. За завтрак и обед он может съесть 12 штук. Сколько пончиков может съесть Пончик за день, съедая каждый раз одинаковое их количество, если он ещё и поужинает? (Если ребята не знают, что такое «пончики», по щелчку мыши можно перейти на слайд 15 «Словарь» и обратно.)
– Записывают условие кратко:
12 п. – за 2 раза
? п. – за 3 раза
– Далее решение и ответ записывают самостоятельно с последующей проверкой.
– Работа над решённой задачей (Слайд 8.)
– За сколько приёмов Пончик съест 30 пончиков?
– Что необходимо знать, чтобы ответить на этот вопрос задачи?
6 п. – за один раз
30 п. – за ? раз
Поднимает руки класс –
Это «раз»,
Повернулась голова –
Это «два»,
Руки вниз, вперед смотри –
Это «три»,
Руки в сторону пошире
Развернули на «четыре»,
С силой их к плечам прижать –
Это «пять»,
Всем ребятам тихо сесть –
Это «шесть».
– Стр. 58, №3
При разборе задачи № 3 учитель просит детей вспомнить, сколько дней в одной неделе. После этого вместе с учащимися записывают условие:
На даче – 10 дней _ ? дн. В доме отдыха – ? 2 нед. по 7 дн.
Далее дети записывают самостоятельно решение и ответ. Учитель оказывает индивидуальную помощь некоторым учащимся, кто затрудняется записать решение задачи.
Задание № 4 учитель разбирает вместе с детьми. После чтения условия задачи учитель на доске, а учащиеся у себя в тетради делают чертеж, заносят все данные и смотрят, что по чертежу неизвестно. (Слайд 11.)
Затем дети ставят вопрос: «Сколько метров дорожки расчистил папа?». Анализируя задачу, дети должны увидеть, что вся дорожка разбита как бы на 3 части, 2 части из них известны, надо найти третью часть.
Учащиеся составляют план решения задачи: сначала надо найти длину 2 частей, то есть сколько метров расчистили Миша и Ира. Затем из всей длины дорожки вычесть найденное число. Дети записывают самостоятельно решение и ответ.
Ребята, вам понравился наш урок?
На уроке мне:
№ 1, 5, стр. 58, повторить таблицу умножения.
35 м
7 м
5 м
? м
nsportal.ru
С. 39 №100.
Что нужно сделать? (Найти значения данных произведений.)
5 · 0 = 0 123 · 0 = 0 0 · 0 = 0
0 · 21 = 0 0 · 356 987 = 0 Проверка.
Молодцы! Переходим к следующему заданию.
с. 39 №102
– Сравните данные частного.
– Что общего они имеют?
– С помощью какого действия можно из значения частного и делителя получить делимое? (С помощью деления.)
– Каким должно быть значение каждого такого частного, чтобы при умножении его на соответствующий делитель получалось делимое 0?
– Для каждого данного частного запишите его значение и соответствующий случай умножения. Пример: 0 : 3 = 0
3 · 0 = 0
Проверка устно
1 ряд 2 ряд 3 ряд все вместе
0 : 5 = 0 0 : 2 = 0 0 : 15 = 0 0 : 100 = 0
5 · 0 = 0 2 · 0 = 0 15 · 0 = 0 100 · 0 = 0
0 : 9 = 0 0 : 10 = 0 0 : 27 = 0
9 · 0 = 0 10 · 0 = 0 27 · 0 = 0
У кого все верно поставьте плюс. Молодцы! Переходим к следующему заданию.
С. 39 № 103. Прочитайте задание.
– Сформулируйте правило деления числа 0 на натуральное число. (При делении числа 0 на любое натуральное число в результате получается число 0.)
– Устно определите значение данного выражения.
С. 40 №104 Работа у доски.
Какое число является корнем данного уравнения? (Число 0.)
– Какое правило позволяет легко отыскать корень этого уравнения и сделать проверку?
х : 256 897 = 0
х = 0 · 256 897
х = 0
0 : 256 897 = 0
0 = 0. Молодцы! Переходим к следующему заданию.
П.т. с. 29 №60 Прочитайте задание.
С. 41 №109 Прочитайте задание. Выполняем самостоятельно. Поменялись тетрадями. Взяли зеленые ручки. Проверили. У кого нет ошибок, поставьте плюс. У кого есть ошибки исправьте.
7 · 0 = 0 21 · 0 = 0 873 · 0 = 0
1526 · 0 = 0 25 649 · 0 = 0 365 742 · 0
– Чему равно значение произведения, если один из множителей равен 0? (Равно 0.) Молодцы!
С. 41 №110.
Какой корень у уравнения х · 0 = 127? (корня нет.)
– Какое значение будет иметь произведение х · 0, если вместо х поставить какое-либо число? (Равно 0.)
– Может ли это значение быть равным 127? (Нет.)
– А другому натуральному числу? (Не может.)
– Является ли множитель неизвестным в данном уравнении?
– Как можно найти неизвестный множитель?
– Если бы можно было разделить 127 на 0, то мы нашли бы корень этого уравнения. Но корня у этого уравнения нет, значит, разделить 127 на 0 нельзя. Сформулируйте правило. (Деление натурального числа на ноль невозможно.)
Молодцы! Переходим к следующему заданию.
С. 42 №113
– Методом подбора найдите корень уравнения х · 0 = 0.
– Можно ли указать другой корень этого уравнения? (Можно.)
– Какие числа являются корнями этого уравнения? (Любое натуральное число.)
– Можно ли любое число считать корнем этого уравнения? (Можно.)
– Почему при решении этого уравнения нельзя применить правило нахождения неизвестного множителя?
– Существует ли одно определенное значение частного 0 : 0?
– Отсутствие определенного значения частного 0 : 0 и объясняет правило: деление числа 0 на число 0 невозможно. Молодцы! Переходим к следующему заданию.
П.т. № 63*
Открывать учебник
Читать задание
Выполнять номер
Отвечать на вопрос
Выполнять задание учителя
Читать задание
Отвечать на вопрос
Записывать решение самостоятельно
Запивать решение
Запивать решение
Отрывать рабочую тетрадь
Читать задание
Отвечать на вопрос
Формулируют правило
nsportal.ru
План- конспект урока математика 3 класс
Тема: Повторение основных вопросов математики, изученных в 3 классе
Цель урока: Развивать у учащихся интерес к предмету, совершенствовать приемы самоконтроля,
умение находить несколько вариантов решения и выбирать наиболее рациональное.
Оборудование: мяч.
Ход урока
-Ребята, сегодня на уроке присутствуют гости. Поздоровайтесь. Добро пожаловать на урок математики.
II. Планирование.
-Пожалуйста, познакомьтесь с планом сегодняшнего урока. Что можно сказать об этом уроке?
1. Устный счет
2. Чистописание.
3. Минутка развития.
4. Повторение изученного.
5. Итог урока.
6. Домашнее задание.
(Это урок закрепление материала, т.к. нет новой темы.)
– Какие задания, упражнения вы хотели бы включить в урок?(Примеры на сложение и вычитание многозначных чисел, решение уравнений, задания с равенствами и неравенствами, задачи…)
-Вы хотите отработать очень много на одном уроке. Количество заданий , которые успеем выполнить, будет зависеть от скорости нашей работы.
III. Устный счет.
-Начинаем с повторения табличных случаев умножения и деления.
Игра «Поймай мяч»
Учитель называет пример и одновременно бросает ученику мяч.
Ученик ловит мяч, бросает учителю, называя ответ.
Игра «Калькулятор»
Игра направлена на отработку таблицы умножения и развитие внимания.( Учащиеся следят за указкой, устно решают набранные учителем примеры и цифровыми веерами показывают ответы)
1 2 3 4 5 6 7 8 9 + – Х = | Учитель молча показывает указкой на цифры и знаки, набирая примеры в 2-4 действия. |
Во время устного счета два ученика у доски самостоятельно выполняют задания.
Сравни именованные числа:
5км64м и 564м 5007м и 5км7м
65дм и 560см 180мм и 1дм 8см
140см и 14дм 6м3дм и 603дм
1000- (с х 90)=190
Взаимопроверка
Игра «Молчанка».
34 х 3 100:25 57:3
88:44 96: 8 230 х2
(Ученики показывают ответы на цифровых веерах)
На слух:
– Ребята, посмотрите на доску. Проверьте работу своих товарищей. Покажите, верно или неверно выполнены задания.
– Как можно назвать записи на доске? (На доске записаны равенства и неравенства, равенство с переменной (уравнение).)
– Вспомните, как называется наука, которая изучает уравнения, неравенства и равенства? (Эта наука называется алгебра.)
-А как вы думаете, зачем мы знакомимся с элементами алгебры уже в начальной школе?
(Мы изучаем элементы алгебры уже сейчас, потому что это интересно.
-для того, чтобы больше знать.
– Нам будет легко учиться в старших классах.)
IV. Чистописание
-Алгебра изучает числа, числа мы записываем с помощью цифр.
Прочитайте числа, записанные на доске:
7031 005, 28 700, 1 037, 913 673.
-Какие задания можете предложить классу?
(Расположить данные числа в порядке возрастания или убывания. Найти лишнее число. Узнать сумму и разность самого большого и самого маленького числа)
– Давайте, выполним два последних из предложенных заданий.
V. Самостоятельная работа.
– На выполнение задания вам выделяется 2 минуты.
После того, как все справились с заданием, учитель выставляет на доску карточки с ответами. Учащиеся молча проверяют свои вычисления.
(Я подчеркнул число 7 031 005, т.к. в данном числе присутствуют единицы 3 класса, а в остальных числах их нет.
Я подчеркнул число 28 700, т.к. это число четное, а все остальные числа нечетные…)
VI. Минутка развития:
– Прочитайте равенство. Подберите к нему верные равенства. Запишите.
А х В =С
(Для данного равенства верным является только равенство под номером 3. Так как, если произведение разделить на один из множителей, то получится другой множитель.
А я не согласен с мнением….
Равенство под номером 4 тоже верное. Здесь действует правило: перестановки множителей произведение не изменяется.)
Рассмотрите пример, не вычисляя, назовите ответ.
278 326 : ( 4 016 : 4 016) х ( 813 – 813) =
Запишите формулы частных случаев данных арифметических действий в порядке их выполнения.
( Дети по одному выходят к доске и с помощью переменных записывают правила вычислений, проговаривая их)
с: с=1. Если число разделить на это же самое число, то получится 1.
с- с = о. Если из числа вычесть то же самое число, то получится 0.
с: 1=с . Если число разделить на 1, то получится то же самое число.
с х 0 = 0. Если число умножить на 0, то получится 0.
VII. Решение задач.
– Внимательно послушайте задачи и запишите только ответы.
* Найдите площадь цветочной клумбы, если известно, что клумба имеет форму квадрата и длина ее стороны – 4см.
* В классе, площадь которого 40 кв. м, обучается 20 ребят. Какая площадь приходится на одного ученика?
* 1/3 пути, который прошли туристы, 5км. Найдите длину всего туристического маршрута.
– Прочитайте ответы, которые получились. Покажите руками согласны вы с полученными результатами или нет.
( 16кв.м; 2кв.м; 15км.)
-Какое число лишнее?
(Лишнее число 15км. Потому ,что оно является единицей измерения длины, а остальные числа единицами измерения площади.)
– Знания единиц измерения длины вам понадобятся для решения следующей задачи (У детей на рабочих столах карточки с задачей и различными уравнениями.):
* Длина прямоугольника 7см. Чему равна его ширина, если периметр 20см?
Сколько вариантов решения имеет эта задача?
(Эта задача имеет три варианта решения:
Три человека попробуют у доски одновременно решить эту задачу разными способами. Остальные ребята могут решать эту задачу любым способом.
( Р = 20см
а = 7см
в-?
1-й способ: 7 х 2 = 14 см
20 – 14 = 6см
6:2 = 3см.
2-й способ: ( а = в ) х 2 = Р
( 7 = в ) х 2 = 20
7 + в = 20 : 2
7 + в = 10
в = 10 – 7
в = 3
3-й способ: Р : 2 – а = в
20 : 2 – 7 = 3см.)
Какой способ решения, на ваш взгляд, является рациональным?
(Самым рациональным способом является 3-й способ, т.к. он самый простой и короткий.)
Учащимся, которые справились с решением задачи раньше других, учитель раздает дополнительные карточки с примерами на сложение и вычитание многозначных чисел.
8 003 712 – 346 987 71 224 – 3 096
12 370 = 456 099 5 670 485 + 995
VIII. Самостоятельная работа.
– Рассмотрите уравнение, которое напечатано на вашей карточке. Кто готов самостоятельно решить это уравнение? Кто будет работать на отметку?
– Есть ли желающий выполнить решение своего уравнения у доски?
НАПРИМЕР:
(25 + у ) х 4 = 360
25+у = 360: 4
25 + у = 90
у = 90 – 25
у= 65
(25 + 65) х 4 = 360
90 х 4 = 360
360 = 360
(Один ученик с комментированием решает уравнение у доски.)
IX. Итог урока.
Итог урока подводят учащиеся по плану:
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
Литература:
Авторы- составители:
Н.В.Лободина
О.А.Юдина
Л.А.Грищук
О.В.Сафронова
–
nsportal.ru
1 | Орг. момент. . | – Доброе утро! – Посмотрите всё ли у вас готово к уроку? – Послушайте стихотворение и постарайтесь выполнить все действия, о которых говорится в стихотворении: Солнце на небе проснулось, Нам, ребята, улыбнулось. Глазки тихо закрываем, Руки к небу поднимаем. Лучи солнышка возьмём И к сердечку поднесём. – Вы чувствуете солнечное тепло? – Пусть сегодня на уроке будет тёплая, дружеская атмосфера (слайд 1). – Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг к другу, пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке. | Дети показывают. | Мотивация учебной деятельности. Включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне | 2 | Устный счёт. | «Весёлые примеры» – Число ног у паука умножить на количество пальцев на руке у человека. – Любимую оценку ученика умножить на самое маленькое двузначное число. – Количество месяцев в году разделить на число голов Змея Горыныча. – Количество букв в слове БУРАТИНО разделите на число крыльев у орла. – Число дней в неделе увеличьте в 10 раз. – Почему ребята допускают ошибки в подобных примерах? – Что вы им можете посоветовать? | Дети в парах обсуждают и называют ответ. Индивидуальная работа над ошибками У доски 2 ученика:
Коллективная проверка – Плохо знают порядок действий. – Плохо умеют считать. Ответы детей. | Коммуникативные УУД: умение сотрудничать, принимать позицию одноклассников, умение отстаивать свою точку зрения. Коммуникативные УУД: строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию | 3 | Самоопределение к деятельности. Целеполагание. | – Решите примеры (слайд 2). Расставьте цифры в порядке убывания и прочитайте слово (слайд 3-4). – Чему будет посвящён сегодняшний урок? – Давайте вспомним алгоритм действий при решении задачи. Расставьте цифры в таблице.
(слайд 5) – А все ли ребята в нашем классе научились правильно решать задачи? – Давайте проверим это сегодня на уроке и постараемся выяснить, почему же многие ребята испытывают трудности при решении задач? | Дети работают в парах. 6*9+3 (з) 2+6*8 (а) 6*3*0 (а) 5*6*1 (ч) 6*4+6*2 (а) 7*7*1 (д) Ответ: ЗАДАЧА – Решению задач. Работа в группах.
– Нет. Многие дети не умеют. | Регулятивные УУД: умение планировать свою деятельность
Познавательные УУД: определять закономерность следования объектов и использовать её для выполнения задания. Коммуникативные УУД: умение сотрудничать, принимать позицию одноклассников, умение отстаивать свою точку зрения. Регулятивные УУД: уметь определять и формулировать тему и цель с помощью учителя. | 4 5 6 | Работа по теме урока. Игра «Покажи знак» Работа по учебнику №1 стр. 47 Дополнительное задание для сильных учащихся. №2 стр. 47 №3 стр. 47 Рефлексия. Итог урока | – Маша решала задачу. Проверьте по составленному алгоритму, удалось ли ей сделать всё правильно. (Слайд 6) – Почему Маша допустила ошибку? – Какие опорные слова помогают нам при решении задач? Учитель читает задачу – К празднику ученики сделали 24 фонарика и 8 звёздочек. Во сколько раз меньше сделали звёздочек, чем фонариков? – В парке 15 качелей и 5 каруселей. На сколько больше качелей, чем каруселей? – У продавца было 18 красных шаров, а синих в 3 раза меньше. Сколько было синих шаров? – У светофора остановились 4 грузовые машины, а легковых на 3 больше. Сколько легковых машин? – В журнале было напечатано 2 кроссворда, а загадок в 5 раз больше. Сколько загадок? -Прочитайте задание. -Что значит сравнить?
– Давайте прочитаем обе задачи и составим схематический чертёж. – Внимательно посмотрите на чертежи. Чем похожи задачи? -Чем различаются? – Решите задачу
– Почему у задач разное решение? Что вам помогло правильно выбрать действие при решении задачи? – Решите задачу выражением. – Составьте задачи по выражениям
– Попробуем проверить себя и самостоятельно решим задачу. Не забывайте про алгоритм действий при решении задачи. – Посмотрим, все ли умеют правильно решать задачи, и если нет, то в чём причина затруднений. Для этого каждый из вас сейчас заполнит карту. (Слайд 11. Приложение 1). – Кто в нашем классе уже научился хорошо решать задачи? – Какие трудности испытывают остальные? – Подумайте, что нужно сделать каждому из вас, чтобы преодолеть эти трудности? – Вы сегодня очень плодотворно работали на уроке. – Чему научились? – Какое задание особенно понравилось? – Какое задание вызвало затруднения? – Покажите с каким настроением вы заканчиваете сегодняшний урок (слайд 12). | Дети проверяют по алгоритму. Находят несоответствие. – В задаче говорится на «5 больше», значит надо прибавить, а Маша умножила. Дети показывают знак действий. -Подумать, чем похожи и чем различаются задачи и их решение. Коллективная работа. Дети читают первую задачу Находят опорные слова Составляют чертёж. Затем составляют чертёж второй задачи. – Данные в условии и вопрос задач похожи. – В первой задаче говорится «в 8 раз меньше», а во второй «на 8 меньше». Решение задачи самостоятельно. Самопроверка. – Опорные слова. Сильные учащиеся решают задачи выражением. Коллективная проверка. Общеклассное обсуждение. Дети работают устно. Решение задачи самостоятельно. Проверка. Дети анализируют по таблице своё умение решать задачу самостоятельно (№3 стр. 47), отмечают в карточке знаком «+» или «-» каждый этап. Ответы детей. Дети показывают смайлики. | Регулятивные УУД: планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей для её решения; проводить пошаговый контроль под руководством учителя, а в некоторых случаях самостоятельно. Познавательные УУД: проводить сравнение по одному или нескольким признакам и на этой основе делать выводы. Регулятивные УУД (самоконтроль) Познавательные УУД: применять полученные знания в изменённых условиях. Регулятивные УУД: понимать, и сохранять учебную задачу; осуществлять самоконтроль и самооценку учебных действий; планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей для её решения. |
nsportal.ru
I. Организационный момент, мотивация | Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования; эмоционально настраивает на учебную деятельность. Долгожданный дан звонок – Чтобы продолжить покорять просторы математики, нужно убедиться все ли справились с домашним заданием? | Слушают учителя. | Фронтальная, индивидуальная | К – планируют учебное сотрудничество. Л – понимают значение знаний для человека; проявляют интерес к изучаемому П – осуществляют анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификацию; проводят сравнение по одному или нескольким признакам и на этой основе делают выводы. Р – понимают, при- | II. Актуализация знаний 1. Проверка домашнего задания. 2. Целеполагание 3. Устный счет | Проверяет наличие домашней работы Сегодня у нас необычный урок. Мы совершим путешествие, а куда – вы узнаете, если правильно отгадаете загадку: Океан бездонный, океан бескрайний, – Кто был первым человеком, полетевшим в космос? – Сегодня мы тоже на один урок станем космонавтами и совершим воображаемое космическое путешествие. – Настоящие космонавты проходят большую предполетную подготовку: тренируются на специальных аппаратах, изучают множество наук, и, конечно, им очень необходима математика. Поэтому сейчас мы проверим ваши знания в математике. – Ваша тетрадь на время всего урока превращается в бортовой журнал, записи в котором должны вестись очень аккуратно. – Итак, сделаем первую запись: дата, вид работы (классная). – С того памятного полета 1961 года в космосе побывало 542 человека. Кто догадался, какое число мы будем писать на минутке чистописания? Напишите одну строку. Охарактеризуйте число 542. Что мы знаем о трехзначных числах? -Кто догадался, какая тема нашего урока? -Какие цели мы поставим перед собой на уроке? (закреплять знания о 3-значных числах, умение образовывать, читать, записывать, сравнивать числа в пределах 1000, записывать числа в виде суммы разрядных слагаемых; углублять знания о космосе) Представьте число 542 в виде суммы разрядных слагаемых. Запишите в тетрадях. Прверка: – Что обозначает каждая цифра в записи числа 542? – Сколько всего единиц в этом числе? – Сколько всего десятков в этом числе? – Сколько всего сотен в этом числе? – Запишите еще 2 любых трехзначных числа и представьте их в виде суммы разрядных слагаемых. – Что нового для себя вы только что узнали о космосе? – А зачем люди летают в космос? У вас на парте лежит вычислительная машина: листочек с 6 квадратами. В эту машину вы после каждого задания математического диктанта будете записывать ответ. В конце у каждого на вычислительной машине окажется код. С помощью кода мы проверим, кто готов отправиться в путешествие, а кому еще нужно позаниматься. Итак, за работу! Математический диктант: 1. Запишите число, которое следует при счете за числом 679. 2. Запишите число, которое предшествует при счете числу 1000. 3. Найди значения выражения: к 715 прибавить 5. 4. Найди значения выражения: от 920 вычесть 10. 5. Первое слагаемое 400, второе слагаемое 140, найди сумму. 6. Уменьшаемое 750, вычитаемое 300, найди разность.
Вариант правильных ответов на доске. У. – Продолжаем космический устный счет. Сейчас вам нужно решить задачку: Внимание!
• В созвездии Большая Медведица 7 звезд, в созвездии Малая Медведица – столько же. Сколько всего звезд в двух созвездиях? (14)
| Показывают выполненную домашнюю работу. Внимательно слушают. Отгадывают загадку Космос Юрий Гагарин Делают запись в тетради 542 Трехзначное (они состоят из трех разрядов: 1 – единицы, 2-десятки, 3 – сотни) ответы Запись в тетрадях: 542=500+40+2 (5 – количество сотен или единиц 3-го разряда, 4 – количество десятков или единиц 2 разряда, 2 – количество единиц или единиц первого разряда) 542 54 5 Ответы детей (В космос уже слетало 542 человека) (изучают планеты, звезды; изучают, как космос влияет на людей, растения, животных, наблюдают за Землей) Ученик («штурман») пишет на доске ответы устного счета, чтобы затем произвести наглядную проверку со всем классом. Ученики обмениваются листочками для взаимной проверки, «штурман» предъявляет код (ответы) всему классу. Устно решают задачи | Фронтальная, индивидуальная Индивидуальная Фронтальная Индивидуальная Индивидуальная фронтальная | П – осуществляют анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификацию; проводят сравнение по одному или нескольким признакам и на этой основе делают выводы. Р – понимают, при- К – могут работать Л – способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием | III. Закрепление пройденного материала. 1.Решение задач. 2.Групповая работа | – Ну что же, с устным счетом справились, а теперь нам необходимо выбрать капитанов космических кораблей. Кто раньше всех решит космическую задачу в каждой группе, тот и капитан своего космического корабля. – Космическая задача В отряде космонавтов было 96 мужчины, а женщин в 4 раза меньше. Сколько всего людей в отряде космонавтов? – А как еще можно было записать решение? – Итак, капитаны определены. Учитель прикрепляет капитанам знаки отличия. – Чтобы полет каждого звездолета прошел благополучно, капитаны должны следить за тем, чтобы все члены его экипажа справлялись с работой, и по необходимости помогать им. Посмотрим, чей звездолет стартует первым! Найди лишнее число в каждой группе: (Карточки) 76 53 458 27 99 31 52 48 300 100 542 700 900 200 548 460 752 340 76 953 854 246 927 400 299 762 – Итак, мы взлетели, посмотрим, что происходит в космосе: | – Первый ученик в каждой группе, решивший правильно задачу, станет капитаном своего космического корабля Ответы Записывают решение в тетрадях Выполняют задание, объясняют | Индивидуальная Групповая | П. – развивать умение выделять и формулировать проблемы, выдвигать гипотезы, выстраивать алгоритм по решению выделенной проблемы. Р. – формировать способность формулировать и удерживать учебную задачу, установку на поиск способов разрешения проблемного вопроса, умение контролировать и оценивать свою деятельность и деятельность партнёра. К. – развивать умение работать в парах, группах, внимательно слушать и слышать друг друга, договариваться между собой, умение выражать свои мысли. Л.- формирование устойчивых учебных мотивов, интереса к изучению математики через открытие новых знаний, развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству с учителем, учащимися. | V. Продолжение работы по теме урока 1. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу. 2. Включение в систему знаний и повторение. 3. Физминутка | -Наш корабль в открытом космосе. А здесь подстерегают нас опасности. Перед нами инопланетянин на летающей тарелке. Нужно выполнить задание, чтобы он нас пропустил. Карточки (один человек у доски) 1. Сравни: 378…374 487…700 719 – 19 … 719 – 700 505…550 673…637 407 – 136…470 – 136 Юрий Гагарин пробыл в космосе 108 минут. Сколько это часов и минут? – Ну что же, Гагарин был в космосе 1 час 48 минут. Каждый космонавт должен уметь делать правильные расчеты. Сейчас мы проверим, как вы умеете это делать. Для этого выполним задание в учебнике на с.51 №6(1) Работа по учебнику. А сейчас немного отдохнем: Я буду называть число, а вы должны присесть столько раз, сколько десятков в нем: 245, 826,737 А теперь вы должны будете подпрыгнуть столько раз, сколько сотен в числе: 368,614,982 А сейчас нужно будет хлопнуть в ладоши столько раз, сколько сотен в числе: 198,213,842 – Космическое путешествие продолжается и нас ждёт интересная встреча … Знают взрослые и дети, Лунтик говорит, что нам пора возвращаться на Землю, но чтобы удачно приземлиться, нужно правильно выполнить задание – Расположите числа 8 – 688 по возрастанию, определите закономерность (прибавляется по 60). У детей получается слово «Приземляемся». | Выполняют задание (один ученик у доски) Ответы (108 мин.=1 ч.48 мин.) Один ученик у доски, остальные в тетрадях Выполнение упражнений. Лунтик У детей получается слово «Приземляемся». | Фронтальная, групповая | П.- Уметь решать учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью; оценивать правильность хода решения и реальность ответа на вопрос задачи. Р – уметь проговаривать последовательность действий К – учитывать разные мнения и координировать позиции в сотрудничестве. Л – способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием
| Домашнее задание | – Ну что же, мы возвращаемся на Землю. Осталось получить задание для работы на Земле. С.51 №5, №6(2) Творческое задание: Придумать космические задачи или составить космическую шифровку. | Записывают д.з. | Творческая Индивидуальная | П – осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий. К –формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы, допускать возможность существования различных точек зрения. Р –различать способ и результат действия, принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать правильность выполнения действий. Л–учебно-познавательный интерес к учебному материалу и способам решения частной задачи. | Итог урока. Рефлексия учебной деятельности | После посадки врачи проверяют состояние космонавтов. Я тоже хочу узнать, как вы чувствуете себя после космического полета. -Было ли наше путешествие полезным? Чем? -Что помогло вам преодолеть трудности? – Мы смогли достигнуть целей нашего урока? – А теперь оцените работу вашей команды соответствующим цветом. – Ну что же, надеюсь, что в следующий раз вы будете работать еще более слаженно и с такими друзьями не то, что в космосе, в любой трудной ситуации ничего не будет страшно. -Чтобы у наших гостей остались приятные воспоминания о путешествии, мы с ребятами подготовили небольшие ракеты-раскраски, которые превратятся в памятные подарки, если правильно выполнить задание. | Ответы Один ученик объясняет алгоритм выполнения задания, ученики-помощники вместе с гостями выполняют задание. | Фронтальная | Р – уметь проговаривать последовательность действий на уроке, оценивать правильность выполнения действий. Л – уметь осуществлять самооценку. |
nsportal.ru
Этап урока. Методы и приемы | Хроно-метраж | Содержание урока. Деятельность Учителя | Деятельность ученика | Планируемые результаты (УУД) | Организационный момент | 1 мин | Здравствуйте, ребята. Итак, давайте проверим готовность к уроку математики. У вас на парте должны быть учебник, рабочая тетрадь, тонкая тетрадь, линейка, карандаш, ручка. Сейчас сядут те, кто готов к уроку и хочет научиться новому. Откройте ваши тетради, отступите 4 клетки вниз и запишите число: сегодня 18 февраля классная работа. | Приветствовать учителя Проверять готовность к уроку | Регулятивные: обеспечение учащимся организации их учебной деятельности. | Актуализация знаний Практический: выполнение упражнений | 3 мин | Выполните проверку деления: 76:4=19 69:3=23 Объясните, как вы решали. | Проверять свои знания | Регулятивные: осуществлять само- и взаимоконтроль учебной деятельности. | Постановка учебной задачи | 3 мин | Выполните вычисления: 56:7 40:2 80:40 68:4 98:14 -Какой пример вызвал у вас затруднения? Почему? (Последний, потому что мы еще не умеем решать примеры на деление двузначного числа на двузначное) -Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке? Сформулируйте тему урока (Деление двузначного числа на двузначное) | Искать пути решения выражения, учиться объяснять ход свои мыслей Ставить перед собой цель урока | Регулятивные: обеспечение учащимся организации их учебной деятельности; Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. | Решение частных задач Словесный: ответы на вопросы Практический: выполнение упражнений; решение задач | 4 мин
4 мин 5 мин | -Ребята, давайте используя взаимосвязь умножения и деления, попробуем объяснить, как разделить 98:14. Как вы думаете?(Надо найти число,которое бы при умножении на 14 давало 98). -Как мы можем найти такое число? (Подбором). Давайте попробуем умножить на число 2 ,проверяем 14*2=28,28 Проверяем число 7. 14*7=98. Значит, число 7 подходит. -Сформулируйте, как можно разделить двузначное число на двузначное? (Надо найти такое число, которое бы при умножении на делитель давало делимое) Ребята, откройте учебник на странице 18 и посмотрите, как нашли частное в примере 87:29. -Мы сделали правильный вывод? Давайте еще раз повторим правило.(Чтобы разделить двузначное число на двузначное ,надо найти такое число ,которое бы при умножении на делитель давало делимое) Посмотрите на номер 1, этот номер мы будем выполнять устно с объяснением.(2,3,2) Теперь ребята обратите внимание на номер 2 , вы этот номер выполните самостоятельно,только первые два столбика.После этого мы проверим. У кого не так?(2,2,8,3,2,5) А мы переходим к задаче под номером 4, прочитай те условие. -Какую величину будем находить?(массу) -Как удобнее записать задачу кратко?(таблицей) -Что нужно знать ,чтобы ответить на вопрос задачи?(количесто молока,из которого получается 1 кг масла) -Как мы можем узнать? (Объем молока разделить на количество масла.) Каким действием ?(делением) -Как узнать ,сколько масла получается из 75 л?(Объем молока разделить на количество молока,необходимое на 1 кг масла)Каким действием?(делением) -Запишите решение задачи одним выражением.(75: (50:2)=3(кг))Ответ:3 кг. А теперь ребята давайте решим номер 3 самостоятельно, мне нужно 2 человека –помошника к доске .Все остальные работают в тетрадках. -Ребята, какие математические законы вы использовали при решении уравнений?(законы о взаимосвязи умножения и деления)Молодцы ребята, вы справились с этим заданием. | Выводить правило Пользоваться учебной литературой при возникновении затруднения Усваивать новую информацию Анализировать и решать Самостоятельно выполнять упражнение Осуществлять самоконтроль Выполнять физические упражнения | Коммуникативные: участвуют в учебном диалоге. Регулятивные: осуществлять самоконтроль за ходом выполнения работы и полученного результата; контроль, коррекция, оценка; волевая саморегуляция в ситуации затруднения. Познавательные: рефлексия способов и условий действий; контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Личностные: самооценка; адекватное понимание причин успеха | Физмин. | 1 мин | Разомнемся, повторяйте движения. | Повторять движения | Постановка учебной задачи | 4 мин | -Ребята, перед вами равенства: 7х6=42 42:7=6 42:6=7 -Прочитайте первое равенство, называя компоненты и результаты действия. -Объясните, как из первого равенства получили второе равенство. (Произведение 42 разделили на первый множитель 7 и получили второй множитель 6) -Как получили третье равенство? -Пользуясь этим свойством, составьте примеры на деление к примеру 12х3=36 (36:12=3 ; 36:3=12) -Сделайте вывод: как проверить, правильно ли решен пример на умножение? (Нужно разделить произведение на один из множителей и сравнить полученный результат с другим множителем. Если числа равны, значит, умножение выполнено верно.) -Как вы думаете, чему мы будем учиться на оставшемся уроке? (Будем учиться выполнять проверку умножения с помощью деления.) -Откройте учебники на странице 19 и прочитайте правило. | Искать пути решения выражения, учиться объяснять ход свои мыслей Размышлять над темой урока и учебной деятельностью Ставить перед собой цель урока | Регулятивные: обеспечение учащимся организации их учебной деятельности; волевая саморегуляция в ситуации затруднения. Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. | Решение частных задач Словесный: ответы на вопросы Практический: выполнение упражнений; решение задач | 4 мин 4 мин 4 мин | – Ребята, посмотрите на задание под номером 1. Прочитайте, что мы должны сделать.(Вычислить и проверить решение делением) Ребята, я показываю первый пример у доски, а вы смотрите, комментируете, затем записываете в тетради. После решаем по цепочке. -Ребята, посмотрите на задание под номером 2, что мы должны сделать?(мы должны также вычислить и проверить решение, обратите внимание умножением). Первый пример мы разберем вместе, я работаю на доске, вы работаете у себя в тетрадях.(84:3=28; 28х3=84 ;84=84). Дальше по цепочке. Прочитайте задание номер 4. Ребята, это задание мы будем выполнять с помощью математического языка. -Прочитайте уравнение математическим языком. -Что неизвестно в этом уравнении?(первый множитель) -Как найти неизвестный множитель?(произведение разделить на известный множитель) -Как выполнить проверку? | Выводить правило Пользоваться учебной литературой при возникновении затруднения Усваивать новую информацию Анализировать и решать уравнения Осуществлять самоконтроль | Коммуникативные: участвуют в учебном диалоге. Регулятивные: контроль, коррекция, оценка; волевая саморегуляция в ситуации затруднения. Познавательные: рефлексия способов и условий действий; контроль и оценка процесса и результатов деятельности. | Инф. о д.з. | 1 мин | Запишите д.з. в дневник. | Записывать д.з. | Итог урока. Рефлексия. Словесный: ответы на вопросы, самоанализ. | 2 мин | Ребята, о чем мы говорили сегодня на уроке? Какую цель перед собой поставили? Достигли ли мы цели урока? Давайте еще раз повторим, правила, с которыми мы познакомились в течение урока. Молодцы! Вы сегодня очень хорошо поработали. Спасибо за урок. | Подводить итог урока Отвечать на вопросы Оценивать свои достижения | Регулятивные: выделение и осознание того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного. Личностные: самооценка. |
nsportal.ru