Литературное чтение 3 класс суриков детство – План-конспект урока по чтению (3 класс) на тему: Конспект урока по литературному чтению в 3 классе по теме “И.Суриков “Детство” | скачать бесплатно

Содержание

План-конспект урока по чтению (3 класс) на тему: Конспект урока по литературному чтению в 3 классе по теме “И.Суриков “Детство” | скачать бесплатно

Конспект урока литературного чтения в 3 классе по теме:                                                                    «Стихотворение  И. Сурикова « Детство».

 Цели урока: ознакомить с жизнью и творчеством  И.З. Сурикова;

обучать выразительному чтению, чуткому отношению к слову;

развивать  внимание, логического мышление, умение сопоставлять, «погружаться в тему»;  формировать  умение сочувствовать,  сопереживать; воспитывать  любовь к художественному слову, доброе отношение  к малой   родине.    

Оборудование: мультимедийный проектор, музыкальный центр,  презентация к уроку.

  1. Организационный момент.   Слайд 1           

– Ребята, сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Давайте поприветствуем их! Пусть эта доброжелательная атмосфера царит у нас в течение всего урока!

Прозвенел звонок весёлый,

Приглашает на урок.

Встали все у парт спокойно,

Начинаем ровно в срок.

Тихо сядем, не нарушим тишину,

И тихонечко, тихонько

Я сейчас урок начну.

– На протяжении всего урока предлагаю вам работать по маршрутным листам, которые у вас на партах.  Итак, в добрый путь!

2. Речевая разминка.

(На экране скороговорка). Слайд 2.

Вез на горку Саня

За собою сани.

Ехал с горки Саня,

А на Сане сани.

– Прочитаем хором.

– Почему слово «Саня» и «сани» написаны по-разному?

(Одно слово означает имя, а другое предмет, на котором катаются).

– Прочитайте с вопросительной интонацией, выделяя голосом глаголы.

 (Дети читают).

– Прочитайте с восклицательной интонацией на глаголах.

– Прочитайте скороговоркой друг другу в парах, оцените (5 баллов – безошибочно, в темпе, выразительно, 4 балла – 1-2 ошибки, 3 балла – 3-4 ошибки.)

3. Введение в тему.

Чтобы узнать фамилию автора произведения, с которым мы будем сегодня знакомиться, отгадайте загадки на индивидуальном листе, но одно условие: каждый работает сам, ни в коем случае не выкрикиваем ответ, даём всем возможность поразмыслить. Кто догадается – поднимет зелёный светофорчик.


____________________________________________________________

1. Выгляну в оконце

    Лежит белое суконце.

    Всю зиму лежит,

    А весной убежит.

3. Что можно увидеть с закрыты-

     ми глазами?  

4.  Гуляет в поле,
     Да не конь.
     Летает на воле,

       Да не птица.  

2. Белый дед – белее нет.
   Старый, горбатый,
   Лежит возле хаты.
   Лежит всю зиму –
   Никто не поднимает.
   Весна придёт –
   Он сам уйдёт.

– Какое слово получилось в выделенном прямоугольнике? (Суриков)  Откройте учебники на странице 72.

4.Постановка целей урока: ознакомиться с жизнью и творчеством И.З.Сурикова; учиться выразительно читать стихотворение; сочувствовать,  сопереживать герою стихотворения .

 (Слайд 3)

5. Биография поэта.

Иван Захарович Суриков родился в Ярославской губернии в глухой деревушке в семье крестьянина. Отец был крепостным, служил в Москве, где у него была небольшая лавка. В 8 лет после смерти матери, мальчика привезли в Москву. Он помогал отцу в торговле, урывками учился грамоте. Жизнь Сурикова, проводившего все дни в лавке отца, была очень тяжелой. Под впечатлением от стихов Пушкина он тоже стал складывать свои стихи. Но родственников и знакомых это очень раздражало, над юношей жестоко глумились. И лишь после знакомства с поэтом Плещеевым, который оценил талант Сурикова, Суриков издает свои сборники стихов.

Стихи его отличаются мелодичностью и простотой. Их основная тема – тяжелое положение народа. Некоторые стихи стали популярными народными песнями. (Рябина, степь да степь кругом). На слова Сурикова музыку писал сам  П.И Чайковский. Не в силах вырваться из тисков нищеты, Суриков до конца жизни был вынужден торговать железным старьем. Умер он от чахотки в расцвете своего большого таланта. Ему было только 39 лет.

(Слайд 4).

Действительно,  многие песни, которые часто считаются народными, написаны на стихи Сурикова. Предлагаю вам прослушать отрывок из песни  « Рябина».

Трудная жизнь была у поэта, но до 8 лет, пока жива была его мама, ему жилось очень хорошо. И детство своё он считал счастливым:

Детства прошлого картины!

Только вы светлы:

Выступаете вы ярко

Из сердечной мглы.

(Слайд 5)

6.Прослушивание стихотворения в записи.

Именно этими светлыми воспоминаниями пронизано его стихотворение «Детство». ( Стр.72.)

В тексте встречается несколько малознакомых для вас слов.

(Слайд 6 -10)

Кубарем качуся – стремительно, быстро (кубарь – детская игрушка в форме шара или цилиндра (обычно деревянного) с приделанной к нему остроконечной ножкой, на которой он вертится подобно волчку.)

Лапти – крестьянская обувь, сплетенная из лыка

Светец – подставка для лучины, освещавшей жильё, избу.

Прялка – приспособление для ручного прядения.

– Слушайте  стихотворение, следите и думайте, что вспоминает автор из своего детства.

7.Беседа по содержанию:

– Какая из картин, нарисованных поэтом, вам особенно запомнилась?

– Похожи ли  зимние забавы крестьянских детей на ваши?

– Прочитайте строчки, в которых представлена семья зимним вечером.

Конечно, семейный  вечер в те времена сильно отличался от наших вечеров. Тогда не было электричества, а значит не было света, телевизоров, компьютеров и т.д. Но люди находили себе занятия: пряли, при этом пели русские народные песни, рассказывали разные истории, сказки, общались друг с другом.

8. Словарная работа в парах.  Словарная работа будет проводиться следующим образом:  В маршрутном листе под цифрой 3  слева   записаны незнакомые слова, которые встречаются в тексте стихотворения, а справа значения этих слов в разной последовательности. Ваша задача: найти верные определения для каждого слова и соединить их линией  карандашом.

(Слайд 11)

Проверка на слайде, выставляем баллы ( 1 балл за  каждый правильный ответ)

 9.Физминутка

1, 2, 3, 4, 5 – будем мы в снежки играть!
Валенки наденем, шапку,
Шарф завязан?
Всё в порядке!
Раз – присесть, 
Два – наклониться,
Три – снежок лепи,
На четыре и на пять,
Начинай снежки бросать!

10. Работа с текстом.  – Прочитаем 1 часть на стр. 72.

 – Какую картину вы себе представили при чтении этой части? Как можно её озаглавить?

–  А где происходило событие?

 –  Я хочу обратить ваше внимание на повторы: каждая строка первого четверостишия начинается со слова “вот”. Почему? Ведь мы с вами  знаем повторы не очень-то одобряли в устной и письменной речи. Здесь же они имеют смысл. Какой же? Вчитайтесь еще раз в первые строчки стихотворения.

 – Наверное, этим словом автор хочет обратить наше внимание на то, что было очень важно и памятно в его жизни…
– На то, что больше ему запомнилось: деревня, дом, горка, друзья.
– Автор хочет, чтобы мы тоже увидели эти картины и лучше их представили.
– Поэт как бы указывает этим словом на что-то важное, о чем он будет рассказывать дальше.

 –  И каким же было для мальчика воспоминание о катании с горки?

 Оно было неудачным: мальчик свалился в сугроб.

– А как себя чувствовал мальчик? Найдите в тексте.

“Мне в сугробе горе, 
                 А ребятам смех!..”

 – А вам самим доводилось быть в подобной ситуации: кататься с горы и падать в сугроб?

 –  И от этого вы были несчастливы? И после падения никогда больше не катались с горы?

– А как вы думаете: авторские воспоминания связаны с радостным чувством или с огорчением?

Я думаю, что с радостным, – ведь все, что с ним было, уже в прошлом, а зимние забавы – это радостное событие в жизни каждого человека. Это я по себе знаю.

 –  Значит, мы можем сделать вывод из этой части, что мальчик был счастлив?

 Да, конечно!

Читаем дальше. 2 часть

–  А теперь выясним, о чем же рассказывает автор в этой части? ( О сказках.)

–  А вы догадались, какую сказку бабушка рассказывала внуку? (“Иван-царевич и серый волк”) (Слайд 12)

 –  А что чувствовал мальчик, слушая эту сказку? Найдите в тексте.

 – Ему было страшно: “Сердце так и мрет”, то есть сердце у него замирало от страха.
– А я думаю, что сердце у него замирало не от страха, а от восторга, ведь сказка была волшебная, и мальчик слушал ее с интересом, даже с восторгом.
– А я все-таки думаю, что от страха. Дальше ведь говорится: “Я прижмусь к старушке…”, значит, ему было немного страшно, хотя и интересно, конечно.

– А как вы думаете, для чего автор вставил в текст строчки:

“А в трубе сердито
Ветер злой поет”?

– Наверное, чтобы подчеркнуть состояние мальчика, что ему было страшно.
– А может быть, мальчику ветер тоже представился сердитым, злым, сказочным чудовищем.

Учитель. Вот видите, какой “секрет” мы еще открыли: образ злого, сердитого ветра помогает нам понять то душевное состояние, которое испытывал мальчик, слушая сказку.

Учитель. А теперь я хочу обратить ваше внимание на то, как автор говорит о сказках бабушки, и на то, как она их рассказывает. Прочитайте в тексте.

 – “Тихо речь журчит”. Это значит, что бабушка рассказывала сказки тихо.
– А еще очень складно…
– А мне кажется, автор сравнивает речь бабушки с ручейком.

Учитель. А откуда вы узнали, что речь похожа на ручеёк? Разве автор говорит здесь, что речь бабушки похожа на ручеек?

 Нет, но здесь есть слово “журчит”, а журчит ручеек, вода в ручейке.

Учитель. Молодец! А почему автор, говоря о речи старушки, употребляет именно это слово – “журчит”? О какой речи можно так сказать?

 – О плавной и красивой…
– О тихой и приятной…
– О правильной, ровной, связной.

 10.Физминутка для глаз  (Слайд 13 – 14)

11. Вторую часть прочитайте самостоятельно.

– Как можно озаглавить эту часть?

– Каким сказочным героем представлял себя мальчик во сне?

– А мальчик любил слушать сказки? Найдите подтверждение в тексте.

“И начну у бабки
Сказки я просить…”

Учитель. Молодцы, ребята, вы меня убедили. Найдите строчки, в которых заключена главная мысль. (Ученики читают последнее четверостишие.)

Дети. – Автор пишет, что детские годы текли весело. И эти годы не омрачали ни горе, ни беда.

Учитель. А как надо эти слова понимать?

 – Веселого, хорошего было больше в детстве мальчика.
– У него были огорчения, но все уже в прошлом, и автор их вспоминает тоже по-доброму, легко.
– А еще рядом с мальчиком была его добрая бабушка, которая успокаивала, дарила ему сказки.

Учитель. Да, вы правы ребята, именно так и надо понимать заключительные слова стихотворения: жизнь очень сложная, она состоит из маленьких и больших событий. Все случается даже в детской жизни. А порой маленькие огорчения кажутся маленькому человеку горем, бедой, ребята очень тяжело их переживают, но потом все проходит, забывается, остаются хорошие воспоминания. Детские годы – это действительно веселые, золотые годы, они проходят рядом с родными взрослыми, которые помогают детям чувствовать себя счастливыми. Именно об этом и хотел рассказать нам Суриков.

5. Подведение итогов: 

– Посчитайте количество баллов, оцените свою работу в маршрутном листе. 

Поднимите руки те ребята, которые получили на маршрутном листе 5? 4? 3?

Писатели пишут стихи для того чтобы передать чувства, переживания.

– Какие чувства вызывает у вас это стихотворение? (радость, желание верить в чудо, вера в волшебство, чувство таинственного, нежность, чувство героизма)

– Поднимите руку, кому захотелось выучить это стихотворение наизусть?
– Ребята, спасибо за урок. Поднимите весёлые смайлики, кому урок понравился.

Домашнее задание:  Выучить наизусть отрывок на странице 72.

Ребята, спасибо за урок.

nsportal.ru

И.З. Суриков « Детство», «Зима»

Конспект урока литературного чтения в 3 классе по теме:

И.З. Суриков « Детство», «Зима»

Тип урока: постановка учебной задачи.

Педагогические задачи: способствовать формированию мыслительной деятельности учащихся, максимальному выявлению и использованию индивидуального опыта ребенка, развитию творческих способностей, наблюдательности, образного мышления, речи; совершенствовать навыки чтения через анализ поэтического произведения.

Планируемые результаты

Предметные:

ознакомить с жизнью и творчеством И.З. Сурикова;

обучать выразительному чтению, чуткому отношению к слову;

развивать внимание, логического мышление, умение сопоставлять, «погружаться в тему»; формировать умение сочувствовать, сопереживать; воспитывать любовь к художественному слову, доброе отношение к малой родине;

научатся задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте, осмыслять специфику лирического стихотворения; читать вслух бегло, осознанно, выразительно.

Метапредметные:

познавательные: предлагают вариант решения нравственной проблемы, исходя из своих нравственных установок и ценностей;

регулятивные: формулируют учебную задачу урока в мини-группе (паре), принимают ее, сохраняют на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей; осознают смысл и назначение позитивных установок на успешную работу;

коммуникативные: строят диалог в паре или группе, задают вопросы
на осмысление нравственной проблемы:

Личностные:

осознанно готовятся к урокам литературного чтения, выполняют задания.

Образовательные ресурсы: портрет И. З. Сурикова, слайды с картинами крестьянского быта, аудиозапись фрагментов песен «Рябина», «Степь да степь кругом»

Оборудование: проектор, ноутбук, презентация к уроку.

Организационная структура урока

  1. Организационный момент. (Слайд 1)

– Ребята, сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Давайте поприветствуем их! Пусть эта доброжелательная атмосфера царит у нас в течение всего урока!

Прозвенел звонок весёлый,

Приглашает на урок.

Встали все у парт спокойно,

Начинаем ровно в срок.

Тихо сядем, не нарушим тишину,

И тихонечко, тихонько

Я сейчас урок начну.

  1. Актуализация опорных знаний.

Речевая разминка.

( Слайд 2)

Наш урок начнем с речевой разминки.

Вез на горку Саня

За собою сани.

Ехал с горки Саня,

А на Сане сани.

– Прочитаем хором. Что вы заметили в скороговорке?

– Почему слово «Саня» и «сани» написаны по-разному? Как называются такие слова? (Омонимы. Одно слово означает имя, а другое предмет, на котором катаются).

– Прочитайте скороговорку с ударением на имя Саня.

 (Дети читают).

– Прочитайте скороговорку с ударением на слово сани..

Работа в парах.

Какой раздел мы изучаем? (Поэтическая тетрадь)

Чтобы узнать фамилию автора произведения, с которым мы будем сегодня знакомиться, отгадайте загадки на индивидуальном листе, но одно условие: каждая пара работает сам, ни в коем случае не выкрикиваем ответ. Кто отгадает загадки и узнает главное слово – поднимет руки

.

1. Выгляну в оконце

Лежит белое суконце.

Всю зиму лежит,

А весной убежит. (снег)

3.

Запорошила дорожки, Разукрасила окошки,

Радость детям подарила

И на санках прокатила.(зима)

4. Гуляет в поле,
Да не конь.
Летает на воле,

Да не птица. (ветер)

2. Белый дед – белее нет.
Старый, горбатый,
Лежит возле хаты.
Лежит всю зиму –
Никто не поднимает.
Весна придёт –
Он сам уйдёт. (сугроб)

– Какое слово получилось в выделенном прямоугольнике? (Суриков)  Откройте учебники на странице 72.

Постановка учебной задачи

– Мы продолжаем знакомство с поэтами, воспевающими русскую природу. Попытаемся понять, какие чувства хотели донести до нас поэты того далекого времени.

Давайте поставим перед собой цели на урок.

познакомиться с жизнью и творчеством И.З.Сурикова;

учиться выразительно читать стихотворение;

сочувствовать, сопереживать герою стихотворения .

(Слайд 3)

  1. Изучение нового материала. Биография И. З. Сурикова.

Выступление ученицы.

Иван Захарович Суриков родился в Ярославской губернии в глухой деревушке в семье крестьянина. Отец был крепостным, служил в Москве, где у него была небольшая лавка. Чтобы платить оброк помещику, его отец должен был работать в овощной лавке в Москве. Когда Ване исполнилось 8 лет, у него умерла мать. Беззаботное детство закончилось, и мальчик едет к отцу помогать в лавке. Под впечатлением от стихов Пушкина он тоже стал складывать свои стихи. Но родственники не принимали всерьез его талант. И только благодаря поэту А. Плещееву Суриков начал в 16 лет издавать свои стихи. Главная тема стихотворений – тяжелое положение народа.

Стихи его отличаются мелодичностью и простотой. Их основная тема – тяжелое положение народа. Некоторые стихи стали популярными народными песнями. («Рябина», « Степь да степь кругом»). На слова Сурикова музыку писал сам П.И Чайковский.

(Слайд 4).

Предлагаю вам прослушать отрывок из песни «Рябина».

Не в силах вырваться из тисков нищеты, Суриков до конца жизни был вынужден торговать железным старьем. Умер он от чахотки в расцвете своего большого таланта. Ему было только 39 лет. Трудная жизнь была у поэта, но до 8 лет, пока жива была его мама, ему жилось очень хорошо. И детство своё он считал счастливым:

(Слайд 5)

Детства прошлого картины!

Только вы светлы:

Выступаете вы ярко

Из сердечной мглы.

4. Работа над стихотворением.

Первичное прослушивание стихотворения «Детство» в записи.

Именно этими светлыми воспоминаниями пронизано его стихотворение «Детство». Послушайте стихотворение. Какие картины вы представите?

(Слайд 6)

Беседа по первичным впечатлениям

Понравилось вам стихотворение?

Что вы себе представили?

Какие картины увидели?

Похожи ли забавы крестьянских детей на современные забавы?

Чем вечером при свете лучины занималась семья?

Конечно, семейный вечер в те времена сильно отличался от наших вечеров. Тогда не было электричества, а значит не было света, телевизоров, компьютеров и т.д. Но люди находили себе занятия: пряли, при этом пели русские народные песни, рассказывали разные истории, сказки, общались друг с другом.

Словарная работа.

В тексте встречается несколько малознакомых для вас слов.

(Слайд 7 -11)

Как вы думаете, что значит выражение

Кубарем качуся – стремительно, быстро (кубарь – детская игрушка в форме шара или цилиндра (обычно деревянного) с приделанной к нему остроконечной ножкой, на которой он вертится подобно волчку.)

Лапти – крестьянская обувь, сплетенная из лыка.

Светец – подставка для лучины, освещавшей жильё, избу. (Сами находят в словаре)

Прялка – приспособление для ручного прядения.

(Слайд 12)

Нехотя бредешь

Избу освещает

Огонек светца

Сладкий сон смежит

Чудные края

Словарная работа.

Словарная работа будет проводиться следующим образом:  В листе записаны незнакомые слова, которые встречаются в тексте стихотворения, а справа значения этих слов в разной последовательности. Ваша задача: найти верные определения для каждого слова и соединить их линией карандашом.

(Слайд 13)

Проверка на слайде.

5.Физминутка.

В лесу.

6.Анализ произведения. Чтение 1 части.

– Прочитаем 1 часть на стр. 72. Чтение цепочкой.

Какую картину вы себе представили при чтении этой части? Как можно её озаглавить? (Катание с горки)

–  А где происходило событие?

(В деревне.)

 Я хочу обратить ваше внимание на повторы: каждая строка первого четверостишия начинается со слова “вот”. Почему? Ведь мы с вами знаем, что повторы не очень-то одобряли в устной и письменной речи. Здесь же они имеют смысл. Какой же? Вчитайтесь еще раз в первые строчки стихотворения.

( – Наверное, этим словом автор хочет обратить наше внимание на то, что было очень важно и памятно в его жизни…
– На то, что больше ему запомнилось: деревня, дом, горка, друзья.
– Автор хочет, чтобы мы тоже увидели эти картины и лучше их представили.
– Поэт как бы указывает этим словом на что-то важное, о чем он будет рассказывать дальше.)

 И каким же было для мальчика воспоминание о катании с горки?

( Оно было неудачным: мальчик свалился в сугроб.)

А как себя чувствовал мальчик? Найдите в тексте.

(“Мне в сугробе горе, 
А ребятам смех!..”)

А оказывались в подобной ситуации: кататься с горы и падать в сугроб?

 И от этого вы были несчастливы? И после падения никогда больше не катались с горы?

А как вы думаете: авторские воспоминания связаны с радостным чувством или с огорчением?

(Я думаю, что с радостным, – ведь все, что с ним было, уже в прошлом, а зимние забавы – это радостное событие в жизни каждого человека. Это я по себе знаю.)

Значит, мы можем сделать вывод из этой части, что мальчик был счастлив?

 (Да, конечно!)

Чтение 2 части.

-А теперь прочитайте про себя следующие пять четверостиший и попробуйте представить себе еще одну картинку, которая всплыла в памяти автора.

(Ребята читают самостоятельно 2-ю часть стихотворения.)

-А теперь выясним, о чем же рассказывает автор в этой части?

(Дорога домой, вечер в семье)

-Как долго дети были на улице?

-Как чувствовали себя дети?

-Чем семья занималась вечером?

Чтение 3 части.

-А теперь выясним, о чем же рассказывает автор в этой части? Как можно озаглавить? (Бабушкины сказки)

( О сказках.)

– А вы догадались, какую сказку бабушка рассказывала внуку?

(Я догадался: это сказка “Иван-царевич и серый волк”.)

– А что чувствовал мальчик, слушая эту сказку? Найдите в тексте.

( Ему было страшно: “Сердце так и мрет”, то есть сердце у него замирало от страха.
– А я думаю, что сердце у него замирало не от страха, а от восторга, ведь сказка была волшебная, и мальчик слушал ее с интересом, даже с восторгом.
– А я все-таки думаю, что от страха. Дальше ведь говорится: “Я прижмусь к старушке…”, значит, ему было немного страшно, хотя и интересно, конечно.)

-А как вы думаете, для чего автор вставил в текст строчки:

“А в трубе сердито
Ветер злой поет”?

(Наверное, чтобы подчеркнуть состояние мальчика, что ему было страшно.
– А может быть, мальчику ветер тоже представился сердитым, злым, сказочным чудовищем.)

-Вот видите, какой “секрет” мы еще открыли: образ злого, сердитого ветра помогает нам понять то душевное состояние, которое испытывал мальчик, слушая сказку.

 -А теперь я хочу обратить ваше внимание на то, как автор говорит о сказках бабушки, и на то, как она их рассказывает. Прочитайте в тексте.

(“Тихо речь журчит”. Это значит, что бабушка рассказывала сказки тихо.
– А еще очень складно…
– “Складно да ладно”.
– А мне кажется, автор сравнивает речь бабушки с ручейком.)

А откуда ты узнал? Разве автор говорит здесь, что речь бабушки похожа на ручеек?

(Нет, но здесь есть слово “журчит”, а журчит ручеек, вода в ручейке, и я догадался.)

А почему автор, говоря о речи старушки, употребляет именно это слово – “журчит”? О какой речи можно так сказать?

(О плавной и красивой…
– О тихой и приятной…
– О правильной, ровной, связной.)

Чтение 4 части по куплетам.

О чем рассказал автор? Придумайте заглавие. (Волшебный сон)

Вот видите: все стихотворение – сплошные страсти. А мы продолжаем утверждать, что мальчик счастлив. А он стольких страхов натерпелся!

( Но ведь это же во сне!
– И в сказке. А в сказках иногда говорится о страшном и злом, но мы знаем, что побеждает добро.
– А еще сказки многому учат, хоть и страшно бывает, но зато из сказок мы узнаем, что надо делать и как поступать в трудных случаях.
– А мальчик тоже очень любил сказки, автор вот здесь пишет:

“И начну у бабки
Сказки я просить…”)

Чтение 5 части.

-Озаглавьте эту часть стихотворения. (Утро)

-Найдите строчки, в которых заключена главная мысль.

(Ученики читают последнее четверостишие.)

( Автор пишет, что детские годы текли весело. И эти годы не омрачали ни горе, ни беда.)

– А как надо эти слова понимать?

(Веселого, хорошего было больше в детстве мальчика.
– У него были огорчения, но все уже в прошлом, и автор их вспоминает тоже по-доброму, легко.
– А еще рядом с мальчиком была его добрая бабушка, которая успокаивала, дарила ему сказки.)

 Да, вы правы ребята, именно так и надо понимать заключительные слова стихотворения: жизнь очень сложная, она состоит из маленьких и больших событий. Все случается даже в детской жизни. А порой маленькие огорчения кажутся маленькому человеку горем, бедой, ребята очень тяжело их переживают, но потом все проходит, забывается, остаются хорошие воспоминания. Детские годы – это действительно веселые, золотые годы, они проходят рядом с родными взрослыми, которые помогают детям чувствовать себя счастливыми. Именно об этом и хотел рассказать нам Суриков.

7.Физминутка для глаз.(Слайд 14 – 15)

8.Выразительное чтение стихотворения. Конкурс чтецов. (Слайд16)

Дети читают и оценивают друг друга. Самооценка.

9. Подведение итогов.

-Выполнили ли мы задачи, поставленные перед собой?

-Писатели пишут стихи для того чтобы передать чувства, переживания. Какие чувства вызывает у вас это стихотворение? (радость, желание верить в чудо, вера в волшебство, чувство таинственного, нежность, чувство героизма)

– Поднимите руку, кому захотелось выучить это стихотворение наизусть?

– А кому захотелось прочитать другие стихи этого автора?

10.Домашнее задание.

1. Самостоятельно прочесть стихотворение «Зима», ответить на вопросы в учебнике на с. 77.

2. Выучить понравившийся отрывок из стихотворения «Детство».

12.Рефлексия.

Продолжи предложения.

Меня удивило…

Мне захотелось…

Своей работой на уроке…

Литература

  1. СD Литературное чтение. Рабочая программа. Технологические карты уроков. 3 класс. УМК «Школа России». Издательство «Учитель», 2015

infourok.ru

Методическая разработка по чтению (3 класс) на тему: открытый урок по литературному чтению 3 класс “И.З. Суриков Детство” | скачать бесплатно

Ι.

Организационный момент

– Ребята, сегодня у нас на уроке присутствуют гости.

Давайте поприветствуем их!

Пусть эта доброжелательная атмосфера царит у нас в течение всего урока!

Прозвенел звонок весёлый,

Приглашает на урок.

Встали все у парт спокойно,

Начинаем ровно в срок.

Тихо сядем, не нарушим тишину,

И тихонечко, тихонько

Я сейчас урок начну.

— На протяжении всего урока предлагаю вам работать по маршрутным листам, которые у вас на партах. Итак, в добрый путь!

Ученики выходят из-за парт и стоят тровненько.

2 мин.

ΙΙ.

Речевая разминка.

Умные совята

Совята у совушки

Умные головушки:

На каждый совушкин совет

Глазами хлопают в ответ.

И.Котляр

– Прочитайте жужжащим способом.

– Найдите однокоренные слова. (Совята, совушки, совушкин.)

– Какое слово нельзя отнести к группе слов с корнем –сов-? (Совет.)

– Прочитайте с интонацией удивления (ещё: сердито, радостно, с вопросительной интонацией).

– Сейчас прочитайте выразительно.

– Слушают внимательно, читают жужжащим чтением, ищут однокоренные слова.

Читают с интонацией удивления, сердито, радостно, выразительно

ΙΙΙ.

Работа по теме урока

  1. Кросворд
  1.  Факты биографии И. Сурикова

3. Прослушивание стихотворения в записи.

4. Беседа по содержанию:

– Чтобы узнать фамилию автора произведения, с которым мы будем сегодня знакомиться, отгадайте загадки на индивидуальном листе, но одно условие: каждый работает сам, ни в коем случае не выкрикиваем ответ, даём всем возможность поразмыслить, поднимаем руку и говорим мне ответ на ухо.

3

   

2

1

Р

К

О

4

  1. Выгляну в оконце
    Лежит белое суконце.
    Всю зиму лежит,
    А весной убежит. (снег)

2. Белый дед – белее нет.
Старый, горбатый,
Лежит возле хаты.
Лежит всю зиму —
Никто не поднимает.
Весна придёт —
Он сам уйдёт. (сугроб)

3. Что можно увидеть с закрытыми глазами?

        (сновидение)

4. Гуляет в поле,
Да не конь.
Летает на воле,
Да не птица. (ветер)

– Какое слово получилось в выделенном прямоугольнике? (Суриков) Мне на ухо. Откройте учебники на странице 72.
– Скажу вам по секрету: один ученик в нашем классе знал заранее тему нашего урока, т.к. я попросила его приготовить небольшое сообщение о жизни поэта.

Иван Захарович Суриков родился в Ярославской губернии в глухой деревушке в семье крестьянина. Отец был крепостным, служил в Москве, где у него была небольшая лавка. Восьми лет, после смерти матери, мальчика привезли в Москву. Он помогал отцу в торговле, урывками учился грамоте. Жизнь Сурикова, проводившего все дни в лавке отца, была очень тяжелой. Под впечатлением от стихов Пушкина он тоже стал складывать свои стихи. Но родственников и знакомых это очень раздражало, над юношей жестоко глумились. И лишь после знакомства с поэтом Плещеевым, который оценил талант Сурикова, Суриков издает свои сборники стихов.
Стихи его отличаются мелодичностью и простотой. Их основная тема – тяжелое положение народа. Некоторые стихи стали популярными народными песнями. (Рябина, степь да степь кругом). На слова Сурикова музыку писал сам П.И Чайковский. Не в силах вырваться из тисков нищеты, Суриков до конца жизни был вынужден торговать железным старьем. Умер он от чахотки в расцвете своего большого таланта. Ему

было только 39 лет.

Учитель: Спасибо за сообщение. Действительно, многие песни, которые часто считаются народными, написаны на стихи Сурикова. Предлагаю вам прослушать отрывок из песни « Рябина».
– Трудная жизнь была у поэта, но до 8 лет, пока жива была его мама, ему жилось очень хорошо. И детство своё он считал счастливым:

Детства прошлого картины!
Только вы светлы:
Выступаете вы ярко

Из сердечной мглы.
– Именно этими светлыми воспоминаниями пронизано его стихотворение. Откройте свои учебники на странице ( стр.72.) «Детство».

— Слушайте стихотворение, следите и думайте, что вспоминает автор из своего детства.

— Какая из картин, нарисованных поэтом, вам особенно запомнилась?
— Похожи ли зимние забавы крестьянских детей на ваши?
— Прочитайте строчки, в которых представлена семья зимним вечером.

Конечно, семейный вечер в те времена сильно отличался от наших вечеров. Тогда не было электричества, а значит не было света, телевизоров, компьютеров и т.д. Но люди находили себе занятия: пряли, при этом пели русские народные песни, рассказывали разные истории, сказки, общались друг с другом.

В тексте встречается несколько малознакомых для вас слов, но я думаю о значении некоторых из них вы можете догадаться.

Ученики отгадывают кроссворд и вписывают в него слова

– Открывают учебники. Слушают биографию И. Сурикова.

Один ученик читает  найденные факты из биографии поэта, а остальные ученики его слушают.

Учащиеся прослушивают отрывок стихотворения И. Сурикова «Детство» в аудиозаписи и следят по тексту учебника.

Учащиеся отвечают на поставленные вопросы учителя.

ΙV.

Словарная работа в парах.  

Словарная работа будет проводиться следующим образом:

В маршрутном листе под цифрой 3 слева записаны незнакомые слова, которые встречаются в тексте стихотворения, а справа значения этих слов в разной последовательности. Ваша задача: найти верные определения для каждого слова и соединить их линией карандашом.
Кубарем качуся – стремительно, быстро (кубарь – детская игрушка в форме шара или цилиндра (обычно деревянного) с приделанной к нему остроконечной ножкой, на которой он вертится подобно волчку.)
Лапти – крестьянская обувь, сплетенная из лыка
Светец – подставка для лучины, освещавшей жильё, избу.
Прялка – приспособление для ручного прядения.
Проверка на слайде, выставляем баллы ( 1 балл за каждый правильный ответ)

Учащиеся работают по заданию карточки. После её выполнения оценивают себя самостоятель

но

V.

Физкультминутка

1, 2, 3, 4, 5 — будем мы в снежки играть!
Валенки наденем, шапку,
Шарф завязан?
Всё в порядке!
Раз – присесть,
Два – наклониться,
Три – снежок лепи,
На четыре и на пять,
Начинай снежки бросать!

Ученики вместе с учителем выполняют характерные движения, о которых говорится в стихотворении.

VΙ.

Работа с текстом.

  1. Работа над 1 частью
  1. Работа над 2 частью
  1. Работа над 3 частью

Прочитаем 1 часть на стр 72.
 – Какую картину вы себе представили при чтении этой части? Как можно её озаглавить?
— А где происходило событие?
 – Я хочу обратить ваше внимание на повторы: каждая строка первого четверостишия начинается со слова “вот”. Почему? Ведь мы с вами знаем повторы не очень-то одобряли в устной и письменной речи. Здесь же они имеют смысл. Какой же? Вчитайтесь еще раз в первые строчки стихотворения.
– На то, что больше ему запомнилось: деревня, дом, горка, друзья.
– Автор хочет, чтобы мы тоже увидели эти картины и лучше их представили.
– Поэт как бы указывает этим словом на что-то важное, о чем он будет рассказывать дальше.
 – И каким же было для мальчика воспоминание о катании с горки?
— А как себя чувствовал мальчик? Найдите в тексте.
— А какими словами автор говорит о душевном состоянии мальчика?
 – А вам самим доводилось быть в подобной ситуации: кататься с горы и падать в сугроб?
 – И от этого вы были несчастливы? И после падения никогда больше не катались с горы?
— А как вы думаете: авторские воспоминания связаны с радостным чувством или с огорчением?
 –  Значит, мы можем сделать вывод из этой части, что мальчик был счастлив?
Читаем дальше.
—  А теперь выясним, о чем же рассказывает автор в этой части?

 — А вы догадались, какую сказку бабушка рассказывала внуку?

 – А что чувствовал мальчик, слушая эту сказку? Найдите в тексте.
– А я думаю, что сердце у него замирало не от страха, а от восторга, ведь сказка была волшебная, и мальчик слушал ее с интересом, даже с восторгом.
– А я все-таки думаю, что от страха. Дальше ведь говорится: “Я прижмусь к старушке…”, значит, ему было немного страшно, хотя и интересно, конечно.
— А как вы думаете, для чего автор вставил в текст строчки:

 “А в трубе сердито
Ветер злой поет”?
– А может быть, мальчику ветер тоже представился сердитым, злым, сказочным чудовищем.
Учитель. Вот видите, какой “секрет” мы еще открыли: образ злого, сердитого ветра помогает нам понять то душевное состояние, которое испытывал мальчик, слушая сказку.
Учитель. А теперь я хочу обратить ваше внимание на то, как автор говорит о сказках бабушки, и на то, как она их рассказывает. Прочитайте в тексте.
– А еще очень складно…
– “Складно да ладно”.
– А мне кажется, автор сравнивает речь бабушки с ручейком.
Учитель. А откуда ты узнал? Разве автор говорит здесь, что речь бабушки похожа на ручеек?
Учитель. Молодец! А почему автор, говоря о речи старушки, употребляет именно это слово – “журчит”? О какой речи можно так сказать?

 3 часть прочитайте жужжащим чтением самостоятельно. 
— Как можно озаглавить эту часть?
— Каким сказочным героем представлял себя мальчик во сне?
– И в сказке. А в сказках иногда говорится о страшном и злом, но мы знаем, что побеждает добро.
– А еще сказки многому учат, хоть и страшно бывает, но зато из сказок мы узнаем, что надо делать и как поступать в трудных случаях.
– А мальчик тоже очень любил сказки, автор вот здесь пишет:
“И начну у бабки
Сказки я просить…”
Учитель. Молодцы, ребята, вы меня убедили. Найдите строчки, в которых заключена главная мысль. (Ученики читают последнее четверостишие.)
Учитель. А как надо эти слова понимать?
– У него были огорчения, но все уже в прошлом, и автор их вспоминает тоже по-доброму, легко.
– А еще рядом с мальчиком была его добрая бабушка, которая успокаивала, дарила ему сказки.
Учитель. Да, вы правы ребята, именно так и надо понимать заключительные слова стихотворения: жизнь очень сложная, она состоит из маленьких и больших событий. Все случается даже в детской жизни. А порой маленькие огорчения кажутся маленькому человеку горем, бедой, ребята очень тяжело их переживают, но потом все проходит, забывается, остаются хорошие воспоминания. Детские годы – это действительно веселые, золотые годы, они проходят рядом с родными взрослыми, которые помогают детям чувствовать себя счастливыми. Именно об этом и хотел рассказать нам Суриков.

Дети. – Наверное, этим словом автор хочет обратить наше внимание на то, что было очень важно и памятно в его жизни…
Ученик. Оно было неудачным: мальчик свалился в сугроб.
Ученица. “Мне в сугробе горе,
А ребятам смех!..”
 Ученик. Я думаю, что с радостным, – ведь все, что с ним было, уже в прошлом, а зимние забавы – это радостное событие в жизни каждого человека. Это я по себе знаю.

 Дети. Да, конечно!

(О сказках.)

(“Иван-царевич и серый волк”).
 Дети. 

– Ему было страшно: “Сердце так и мрет”, то есть сердце у него замирало от страха 

Ребята. – Наверное, чтобы подчеркнуть состояние мальчика, что ему было страшно.
 Дети. – “Тихо речь журчит”. Это значит, что бабушка рассказывала сказки тихо.
Ученик. Нет, но здесь есть слово “журчит”, а журчит ручеек, вода в ручейке, и я догадался.
 Дети.

 – О плавной и красивой…
– О тихой и приятной…
– О правильной, ровной, связной.
 Дети. – Но ведь это же во сне!
 Дети. – Автор пишет, что детские годы текли весело. И эти годы не омрачали ни горе, ни беда.
 Дети. – Веселого, хорошего было больше в детстве мальчика.

VΙΙ.

Подведение итогов

Писатели пишут стихи не для того, что бы описать что – либо, а для того чтобы передать чувства, переживания.
— Какие чувства вызывает у вас это стихотворение? (радость, желание верить в чудо, вера в волшебство, чувство таинственного, нежность, чувство героизма)
– Поднимите руку, кому захотелось выучить это стихотворение наизусть?
– Посчитайте количество баллов, оцените свою работу в маршрутном листе.
— Ребята, спасибо за урок

Отвечают на вопросы учителя

nsportal.ru

Конспект открытого урока по литературному чтению в 3 классе по теме : И. Суриков “Детство”

Конспект урока по литературному чтению 3 класс. Школа России.

Учитель: Т.А. Рашева

Тема: И.З. Суриков «Детство»

Тип урока: освоение нового материала.

Дидактические задачи: Создать условия для изучения темы: познакомить с творчеством Сурикова. Способствовать формированию универсальных учебных действий; анализа, наблюдения, коммуникации.

Планируемые результаты:

Предметные: получат представление о жизни и творчестве писателя И.З. Сурикова; научатся находить средства выразительности в стихотворении: эпитет, олицетворение, сравнение, метафора;

Метапредметные:

Регулятивные: контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания; формулировать и удерживать учебную задачу; Выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения;

Познавательные : самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; формирование умения осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; осуществлять смысловое чтение; формирование умений искать и выделять необходимую информацию в тексте; извлекать необходимую информацию и строить логическую цепочку; формировать умение анализировать информацию; устанавливать причинно- следственные связи; формулировать умение строить рассуждения, делать выводы.

Коммуникативные: Создавать условия для формирования умения ставить вопросы, обращаться за помощью; предлагать помощь и сотрудничество; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Личностные: формирование умения к самостоятельности и личной ответственности за свои поступки , установка на здоровый образ жизни; формировать готовность следовать нормам здоровьесберегающего поведения.

Ход урока

  1. Мотивационный

Настроились на серьезный лад . Я предлагаю вам сегодня попробовать себя в роли творцов, аналитиков и чтецов.

  1. Актуализация

Начнем работу в группах по уровням.(Слайд)

1 уровень- простой

2 уровень- в меру сложный

3 уровень – сложный

Задание для 1 уровня : прочитать значение слов из Толкового словаря и словаря синонимов и вписать слово.

Цель вашей группы :определить название произведения, с которым мы будем сегодня на уроке работать.

Задание для 2 уровня : по иллюстрациям составить предложения.

Цель вашей группы: догадаться о чем будет наше произведение.

Задание для 3 уровня: дать понятия к определениям. (эпитет, олицетворение, метафора, сравнение)

Цель 3 группы догадаться с каким жанром будем работать.

(Дети самостоятельно работают в группах)

Выступление групп.

Вывод : мы будем работать над стихотворением; называется оно «Детство»; оно возможно о детских забавах зимой;

Определение детьми темы урока. (слайд)

– Откройте учебник , проверьте себя.

Выступление подготовленным учеником биография И.З. Сурикова (слайд)

  1. Работа с учебником.

1 этап. Работа с текстом до чтения

На столах алгоритмы работы с текстом.

– Определите для чего, с какой целью вы будете читать текст?

(ученики самостоятельно выдвигают цели )

-По названию стихотворения, по иллюстрациям предположите о чем может быть это стихотворение?

-Проверим, верны ли ваши предположения, для этого прослушайте аудио-запись и внимательно глазами перечитывайте за автором стихотворение.

– Выскажитесь. Первичное впечатление об услышанном.

– Подтвердились ли ваши предположения о чём это стихотворение?

2 этап. Работа с текстом во время чтения.

– Внимательно шепотом перечитайте стихотворение и подчеркните непонятные слова. Задайте вопросы автору стихотворения.

Словарная работа. Работа в парах.

Ваша цель соотнести слова левого столбика с правым, чтобы значение слова совпало с его названием. Соединить их стрелкой.

Проверка на слайде.

Вывод: Почему у вас так много вопросов к автору стихотворения?

Чтение вслух детьми цепочкой по строфам.

Работа по содержанию произведения

Работа по вопросам в учебнике. 1 вопрос обсуждают в паре.

Игра « В роли учителя» Один ребёнок выступает в роли учителя, задаёт вопросы № 2, 4. И работает с классом, стараясь опросить всех.

Работа с учителем.

– Я вам предлагаю на доске составить логическую цепочку, чтобы понять как менялось настроение мальчика и к какому главному выводу пришёл автор.

Радость горе спокойствие тоска волнение

восторг скука ожидание

страх Вывод: детство прекрасная пора.

– Найдите строчки в стихотворении, в которых заключена главная мысль автора

– А как надо понимать эти слова автора?

– Испытав все чувства, к какому выводу пришёл автор, вспоминая детские годы?

Детские годы- это действительно веселые золотые годы, несмотря на перепады настроения, они проходят рядом с родными взрослыми, которые помогают детям чувствовать себя счастливыми.

Именно об этом и хотел рассказать нам Иван Захарович Суриков.

  1. Работа в группах

1 группа- Аналитики

2 группа- Творцы

3 группа- Чтецы

Аналитики продолжают анализировать текст , искать ответы на вопросы, составляют план к стихотворению:

1.Какую картину вы себе представили при чтении 1 части? Как можно её озаглавить?

2.А где происходило событие?

3.А каким же было для мальчика воспоминание о катании с горки?

4.Найдите строчки, в которых представлена семья зимним вечером.

5. О чем рассказывает автор во 2 части?

6.А какую сказку бабушка рассказывает внуку?

Творцы с помощью таблицы находят средства выразительности: метафору, олицетворение, сравнение, эпитеты.

Чтецы готовят стихотворение к выразительному чтению.

Выступление групп.

  1. Самоанализ своей деятельности.

На партах таблицы самооценки, дети читают и оценивают себя

  1. Домашнее задание по уровням:

1уровень- подготовить выразительное чтение;

2 уровень- найти все средства выразительности;

3 уровень – выучить отрывок наизусть;

Смотри приложение

Вопросы для аналитиков

1.Какую картину вы себе представили при чтении 1 части?

2.Как можно её озаглавить?

3.А каким же было для мальчика воспоминание о катании с горки?

4.Найдите строчки, в которых представлена семья зимним вечером

5.А о чём же рассказывает автор во 2-ой части?

6.Как можно её озаглавить?

Прочитайте значение слова и напишите, что это за слово

Толковый словарь

…………………….., -а, ср. Ранний, до отрочества, возраст; период жизни в таком возрасте. Счастливое д. Друг детства. Провести д. в деревне. Впасть в д. (от старости потерять рассудок). Д. человечества (перен.). || прил. детский, -ая, -ое. Д. возраст. Детские годы.

Словарь эпитетов

Беззаботное, безмятежное, беспечальное, беспечное, благополучное, веселое, дивное, золотое, красное (устар.), ликующее, лучезарное ……………

Словарная работа

– Соотнесите левый столбик со значением слова в правом

Кубарем качуся – крестьянская обувь, сплетённая из лыка

Лапти – быстро, стремительно

Светец – травянистое растение из которого получают волокна

Прялка – подставка для лучины, освещавшей жилище

Лён – приспособление для ручного прядения

infourok.ru

Презентация к уроку по чтению (3 класс) на тему: Презентация урока литературного чтения в 3 классе “Стихотворение И,З, Сурикова “Детство” | скачать бесплатно

Слайд 1

МКОУ « Нижнемамонская средняя общеобразовательная школа №2 Верхнемамонского муниципального района Воронежской области» Учитель начальных классов: Юшина Е.А. Урок литературного чтения в 3 классе «Стихотворение И.З.Сурикова «Детство»

Слайд 2

Прозвенел звонок весёлый, Приглашает на урок. Встали все у парт спокойно, Начинаем ровно в срок. Тихо сядем, не нарушим тишину, И тихонечко, тихонько Я сейчас урок начну.

Слайд 3

Поэтическая тетрадь 1

Слайд 4

Проверка домашнего задания

Слайд 5

ознакомиться с жизнью и творчеством И.З.Сурикова; учиться выразительно читать стихотворение; сочувствовать, сопереживать герою стихотворения . Цели урока:

Слайд 6

Иван Захарович Суриков 1841 -1880 г.

Слайд 7

Иван Захарович Суриков родился 25 марта 1841 года в небольшой деревушке Новоселово, расположенной в Ярославской губернии. Отец имел небольшую лавку в Москве. Семья жила бедно, еле сводила концы с концами.

Слайд 8

Стихи Сурикова очень мелодичны и просты. Многие его произведения расходятся по стране в виде новых народных песен.

Слайд 9

Русская народная песня «Рябина» на слова И.З.Сурикова

Слайд 11

Детские годы поэт провел в деревне с мамой и бабушкой. Самостоятельно научился грамоте и стихотворству. Спустя много лет поэт напишет с грустью: “Детства прошлого картины! Только вы светлы: Выступаете вы ярко Из сердечной мглы”.

Слайд 12

И.З.Суриков «Детство»

Слайд 14

Русская изба.

Слайд 15

В избе.

Слайд 19

Работа по учебнику с.72-76

Слайд 20

Кубарем качуся крестьянская обувь, сплетенная из лыка Лапти быстро, стремительно Светец приспособление для ручного прядения Прялка подставка для лучины, освещавшей жилище Словарная работа:

Слайд 21

Кубарем качуся – быстро, стремительно (кубарь- деревянная детская игрушка, похожая на волчка.)

Слайд 22

Лапти –крестьянская обувь, сплетённая из лыка, охватывающая только стопу.

Слайд 23

Прялка

Слайд 24

Светец.

Слайд 25

Физкультминутка

Слайд 26

Работа по учебнику с. 72 – 75

Слайд 27

Правила выразительного чтения: – после каждой строчки надо обязательно делать короткую паузу, – читать надо медленно, вдумываясь в значение слов. – чётко и ясно проговаривать слова, – постараться передать настроение автора и свои чувства .

Слайд 28

Весело текли вы, Детские года! Вас не омрачали Горе и беда.

Слайд 30

Итог урока С каким стихотворением ознакомились на уроке? Чем отличается ваше детство от описанного в стихотворении? Чему учились сегодня на уроке?

nsportal.ru

Открытый урок по литературному чтению 3 класс “И.З. Суриков Детство”

Дата: 22.10.2013

Тема урока: И.З.Суриков «Детство». Сравнение как средство создания картины природы.

Цели: познакомить учащихся со стихотворением И.Сурикова «Детство»; обучать правильному чтению стихов; развивать память, речь, мышление.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь читать стихотворения, передовая с помощью интонации настроение поэта; различать стихотворный и прозаический тексты; наблюдать за жизнью слов в художественном тексте, объяснять интересные выражения в лирическом тексте; наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом), находить рифмующиеся слова.

Тип урока: комбинированный

Методы:

Приёмы:

Общие учебные умения и навыки:

  • Умение анализировать;

  • Умение сравнивать;

  • Умение делать выводы;

  • Умение самостоятельно работать с новым материалом.

Технология обучения:

Оборудование: маршрутные листы с заданиями; компьютер, проектор, экран для проецирования, презентация к уроку.

Ход урока

Ι. Организационный момент Слайд № 1

– Ребята, сегодня у нас на уроке присутствуют гости.

Давайте поприветствуем их!

Пусть эта доброжелательная атмосфера царит у нас в течение всего урока!
Прозвенел звонок весёлый,

Приглашает на урок.

Встали все у парт спокойно,

Начинаем ровно в срок.

Тихо сядем, не нарушим тишину,

И тихонечко, тихонько

Я сейчас урок начну.

— На протяжении всего урока предлагаю вам работать по маршрутным листам, которые у вас на партах. Итак, в добрый путь!

ΙΙ. Речевая разминка. Слайд № 2

Умные совята

Совята у совушки

Умные головушки:

На каждый совушкин совет

Глазами хлопают в ответ.

И.Котляр

– Прочитайте жужжащим способом.

– Найдите однокоренные слова. (Совята, совушки, совушкин.)

– Какое слово нельзя отнести к группе слов с корнем –сов-?

(Совет.)

– Прочитайте с интонацией удивления (ещё: сердито, радостно, с вопросительной интонацией).

– Сейчас прочитайте выразительно.

ΙΙΙ. Работа по теме урока

  1. Введение в тему урока. Кроссворд Слайд № 3

– Чтобы узнать фамилию автора произведения, с которым мы будем сегодня знакомиться, отгадайте загадки на индивидуальном листе, но одно условие: каждый работает сам, ни в коем случае не выкрикиваем ответ, даём всем возможность поразмыслить, поднимаем руку и говорим мне ответ на ухо.

  1. Выгляну в оконце
    Лежит белое суконце.
    Всю зиму лежит,
    А весной убежит. (снег)

2 Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.

Он невидимый, но всё же

Без него мы жить не можем (Воздух)

3. Не снег, и не лёд, а серебром деревья уберёт. (иней)

4. Гуляет в поле,
Да не конь.
Летает на воле,
Да не птица. (ветер)

– Какое слово получилось в выделенном прямоугольнике? (Суриков) Мне на ухо. Откройте учебники на странице 72.
– Скажу вам по секрету: один ученик в нашем классе знал заранее тему нашего урока, т.к. я попросила его приготовить небольшое сообщение о жизни поэта.

  1. Биография поэта. Слайд № 4

Ученик: Иван Захарович Суриков родился в Ярославской губернии в глухой деревушке в семье крестьянина. Отец был крепостным, служил в Москве, где у него была небольшая лавка. Восьми лет, после смерти матери, мальчика привезли в Москву. Он помогал отцу в торговле, урывками учился грамоте. Жизнь Сурикова, проводившего все дни в лавке отца, была очень тяжелой. Под впечатлением от стихов Пушкина он тоже стал складывать свои стихи. Но родственников и знакомых это очень раздражало, над юношей жестоко глумились. И лишь после знакомства с поэтом Плещеевым, который оценил талант Сурикова, Суриков издает свои сборники стихов.
Стихи его отличаются мелодичностью и простотой. Их основная тема – тяжелое положение народа. Некоторые стихи стали популярными народными песнями. (Рябина, степь да степь кругом). На слова Сурикова музыку писал сам П.И Чайковский. Не в силах вырваться из тисков нищеты, Суриков до конца жизни был вынужден торговать железным старьем. Умер он от чахотки в расцвете своего большого таланта. Ему

было только 39 лет.
Учитель: Спасибо за сообщение. Действительно, многие песни, которые часто считаются народными, написаны на стихи Сурикова. Предлагаю вам прослушать отрывок из песни « Рябина».

Слайд № 5

– Трудная жизнь была у поэта, но до 8 лет, пока жива была его мама, ему жилось очень хорошо. И детство своё он считал счастливым:

Детства прошлого картины!
Только вы светлы:
Выступаете вы ярко
Из сердечной мглы.

– Именно этими светлыми воспоминаниями пронизано его стихотворение. Откройте свои учебники на странице ( стр.72.) «Детство».
3. Прослушивание стихотворения в записи.

Слайд № 6

— Слушайте стихотворение, следите и думайте, что вспоминает автор из своего детства.

4. Беседа по содержанию:
— Какая из картин, нарисованных поэтом, вам особенно запомнилась?
— Похожи ли зимние забавы крестьянских детей на ваши?
— Прочитайте строчки, в которых представлена семья зимним вечером.

Конечно, семейный вечер в те времена сильно отличался от наших вечеров. Тогда не было электричества, а значит не было света, телевизоров, компьютеров и т.д. Но люди находили себе занятия: пряли, при этом пели русские народные песни, рассказывали разные истории, сказки, общались друг с другом.

В тексте встречается несколько малознакомых для вас слов, но я думаю о значении некоторых из них вы можете догадаться.
ΙV. Словарная работа в парах.  

Слайд № 7 – 12

Словарная работа будет проводиться следующим образом:

В маршрутном листе под цифрой 3 слева записаны незнакомые слова, которые встречаются в тексте стихотворения, а справа значения этих слов в разной последовательности. Ваша задача: найти верные определения для каждого слова и соединить их линией карандашом.
Кубарем качуся – стремительно, быстро (кубарь – детская игрушка в форме шара или цилиндра (обычно деревянного) с приделанной к нему остроконечной ножкой, на которой он вертится подобно волчку.)
Лапти – крестьянская обувь, сплетенная из лыка
Светец – подставка для лучины, освещавшей жильё, избу.
Прялка – приспособление для ручного прядения.
Проверка на слайде, выставляем баллы ( 1 балл за каждый правильный ответ)

V. Физкультминутка Слайд № 13

1, 2, 3, 4, 5 — будем мы в снежки играть!
Валенки наденем, шапку,
Шарф завязан?
Всё в порядке!
Раз – присесть,
Два – наклониться,
Три – снежок лепи,
На четыре и на пять,
Начинай снежки бросать!

VΙ. Работа с текстом.

1. Работа над 1 частью

– Прочитаем 1 часть на стр. 72.
 – Какую картину вы себе представили при чтении этой части?

— А где происходило событие?

– От чьего имени ведётся повествование? (от имени мальчика)
 – Я хочу обратить ваше внимание на повторы: каждая строка первого четверостишия начинается со слова “вот”. Почему? Ведь мы с вами знаем повторы не очень-то одобряли в устной и письменной речи. Здесь же они имеют смысл. Какой же? Вчитайтесь еще раз в первые строчки стихотворения.
(– Наверное, этим словом автор хочет обратить наше внимание на то, что было очень важно и памятно в его жизни…)
Учитель:  – И каким же было для мальчика воспоминание о катании с горки?
(Оно было неудачным: мальчик свалился в сугроб).
А как себя чувствовал мальчик? Найдите в тексте.

(“Мне в сугробе горе,

А ребятам смех!..”)

 А вам самим доводилось быть в подобной ситуации: кататься с горы и падать в сугроб?

 И от этого вы были несчастливы? И после падения никогда больше не катались с горы?

— А как вы думаете: авторские воспоминания связаны с радостным чувством

или с огорчением?

(Я думаю, что с радостным, – ведь все, что с ним было, уже в прошлом, а зимние забавы – это радостное событие в жизни каждого человека.)

Учитель:  –  Значит, мы можем сделать вывод из этой части, что мальчик был счастлив?

2. Работа над 2 частью (Сказка)
Читаем дальше.
 А теперь выясним, о чем же рассказывает автор в этой части?

(О сказках.)
 – А что чувствовал мальчик, слушая эту сказку? Найдите в тексте.

– Я думаю, что сердце у него замирало не от страха, а от восторга, ведь сказка была волшебная, и мальчик слушал ее с интересом, даже с восторгом.
А как вы думаете, для чего автор вставил в текст строчки:

“А в трубе сердито
Ветер злой поет”?


( – Наверное, чтобы подчеркнуть состояние мальчика, что ему было страшно.)

– Да, я все-таки думаю, что от страха. Дальше ведь говорится: “Я прижмусь к старушке…”, значит, ему было немного страшно, хотя и интересно, конечно.
Учитель. А теперь я хочу обратить ваше внимание на то, как автор говорит о сказках бабушки, и на то, как она их рассказывает.

Прочитайте в тексте.
(– “Тихо речь журчит”. Это значит, что бабушка рассказывала сказки тихо.
– А еще очень складно…)

Учитель. – А почему автор, говоря о речи старушки, употребляет слово – “журчит”? О какой речи можно так сказать?

( – О плавной и красивой…
– О тихой и приятной…
– О правильной, ровной, связной. )

– Запишите в ваши маршрутные листики название сказки которую рассказывала бабушка мальчику.

(«Иван-Царевич и Серый Волк») Слайд № 14

  1. Работа над 3 частью (Сон)

Учитель: – прочитайте жужжащим чтением самостоятельно.
— Каким сказочным героем представлял себя мальчик во сне?
Учитель. Найдите строчки, в которых заключена главная мысль.

(Ученики читают последнее четверостишие.)

(– Автор пишет, что детские годы текли весело. И эти годы не омрачали ни горе, ни беда.)
Учитель. А как надо эти слова понимать?

(– У него были огорчения, но все уже в прошлом, и автор их вспоминает тоже по-доброму, легко.)
Учитель. Да, вы правы ребята, именно так и надо понимать заключительные слова стихотворения: жизнь очень сложная, она состоит из маленьких и больших событий. Все случается даже в детской жизни. А порой маленькие огорчения кажутся маленькому человеку горем, бедой, ребята очень тяжело их переживают, но потом все проходит, забывается, остаются хорошие воспоминания. Детские годы – это действительно веселые, золотые годы, они проходят рядом с родными взрослыми, которые помогают детям чувствовать себя счастливыми. Именно об этом и хотел рассказать нам Суриков.
VΙΙ. Подведение итогов:
Писатели пишут стихи не для того, что бы описать что – либо, а для того чтобы передать чувства, переживания.
— Какие чувства вызывает у вас это стихотворение? (радость, желание верить в чудо, вера в волшебство, чувство таинственного, нежность, чувство героизма)
– Поднимите руку, кому захотелось научиться читать это стихотворение выразительно?

Слайд № 15

– Я, объявляю конкурс на лучшего чтеца этого стихотворения. Поэтому на следующем уроке мы с вами выясним кто из нас лучше прочитает выразительно это произведение.
– Посчитайте количество баллов, оцените свою работу в маршрутном листе.
— Ребята, спасибо за урок!
Домашнее задание: с.72 -75 читать выразительно

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Шеломовская средняя общеобразовательная школа»

План-конспект

урока литературного чтения

в 3 классе по теме:

« «И.З.Суриков «Детство».

Сравнение как средство создания картины природы».

Подготовила и провела:

Учитель начальных классов

Ι квалификационной категории

Герасименко А.И.

2013-2014 учебный год

multiurok.ru

План-конспект урока по чтению (3 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 3 классе с использованием ИКТ по теме: “Стихотворение И.З.Сурикова “Детство” | скачать бесплатно

       Конспект урока литературного чтения в 3 классе по теме:                                                                    «Стихотворение  И. Сурикова « Детство».

 Цели урока: ознакомить с жизнью и творчеством  И.З. Сурикова;

обучать выразительному чтению, чуткому отношению к слову;

развивать  внимание, логического мышление, умение сопоставлять, «погружаться в тему»;  формировать  умение сочувствовать,  сопереживать; воспитывать  любовь к художественному слову, доброе отношение  к малой   родине.    

Оборудование: мультимедийный проектор, музыкальный центр,  презентация к уроку.

  1. Организационный момент.   Слайд 1           

– Ребята, сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Давайте поприветствуем их! Пусть эта доброжелательная атмосфера царит у нас в течение всего урока!

Прозвенел звонок весёлый,

Приглашает на урок.

Встали все у парт спокойно,

Начинаем ровно в срок.

Тихо сядем, не нарушим тишину,

И тихонечко, тихонько

Я сейчас урок начну.

– На протяжении всего урока предлагаю вам работать по маршрутным листам, которые у вас на партах.  Итак, в добрый путь!

2. Речевая разминка.

(На экране скороговорка). Слайд 2.

Вез на горку Саня

За собою сани.

Ехал с горки Саня,

А на Сане сани.

– Прочитаем хором.

– Почему слово «Саня» и «сани» написаны по-разному?

(Одно слово означает имя, а другое предмет, на котором катаются).

– Прочитайте с вопросительной интонацией, выделяя голосом глаголы.

 (Дети читают).

– Прочитайте с восклицательной интонацией на глаголах.

– Прочитайте скороговоркой друг другу в парах, оцените (5 баллов – безошибочно, в темпе, выразительно, 4 балла – 1-2 ошибки, 3 балла – 3-4 ошибки.)

3. Введение в тему.

Чтобы узнать фамилию автора произведения, с которым мы будем сегодня знакомиться, отгадайте загадки на индивидуальном листе, но одно условие: каждый работает сам, ни в коем случае не выкрикиваем ответ, даём всем возможность поразмыслить, поднимаем руку и говорим мне ответ  на ухо.


____________________________________________________________

1. Выгляну в оконце

    Лежит белое суконце.

    Всю зиму лежит,

    А весной убежит.

3. Что можно увидеть с закрыты-

     ми глазами?  

4.  Гуляет в поле,
     Да не конь.
     Летает на воле,

       Да не птица.  

2. Белый дед – белее нет.
   Старый, горбатый,
   Лежит возле хаты.
   Лежит всю зиму –
   Никто не поднимает.
   Весна придёт –
   Он сам уйдёт.

– Какое слово получилось в выделенном прямоугольнике? (Суриков)  Мне на ухо. Откройте учебники на странице 72.

4.Постановка целей урока: ознакомиться с жизнью и творчеством И.З.Сурикова; учиться выразительно читать стихотворение; сочувствовать,  сопереживать герою стихотворения . (Слайд 3)

 Скажу вам по секрету: один ученик в нашем классе знал заранее тему нашего урока, т.к. я попросила его приготовить небольшое сообщение о жизни поэта. (Слайд 4)

5. Биография поэта.

Ученик: Иван Захарович Суриков родился в Ярославской губернии в глухой деревушке в семье крестьянина. Отец был крепостным, служил в Москве, где у него была небольшая лавка. Восьми лет, после смерти матери, мальчика привезли в Москву. Он помогал отцу в торговле, урывками учился грамоте. Жизнь Сурикова, проводившего все дни в лавке отца, была очень тяжелой. Под впечатлением от стихов Пушкина он тоже стал складывать свои стихи. Но родственников и знакомых это очень раздражало, над юношей жестоко глумились. И лишь после знакомства с поэтом Плещеевым, который оценил талант Сурикова, Суриков издает свои сборники стихов.

Стихи его отличаются мелодичностью и простотой. Их основная тема – тяжелое положение народа. Некоторые стихи стали популярными народными песнями. (Рябина, степь да степь кругом). На слова Сурикова музыку писал сам  П.И Чайковский. Не в силах вырваться из тисков нищеты, Суриков до конца жизни был вынужден торговать железным старьем. Умер он от чахотки в расцвете своего большого таланта. Ему было только 39 лет.

Учитель: Спасибо за сообщение. Действительно,  многие песни, которые часто считаются народными, написаны на стихи Сурикова. Предлагаю вам прослушать отрывок из песни « Рябина».(Слайд 5-6).

Трудная жизнь была у поэта, но до 8 лет, пока жива была его мама, ему жилось очень хорошо. И детство своё он считал счастливым:

Детства прошлого картины!

Только вы светлы:

Выступаете вы ярко

Из сердечной мглы. (Слайд 7)

Именно этими светлыми воспоминаниями пронизано его стихотворение «Детство».( стр.72.)

– Слушайте  стихотворение, следите и думайте, что вспоминает автор из своего детства.

6.Прослушивание стихотворения в записи.

7.Беседа по содержанию:

– Какая из картин, нарисованных поэтом, вам особенно запомнилась?

– Похожи ли  зимние забавы крестьянских детей на ваши?

– Прочитайте строчки, в которых представлена семья зимним вечером.

Конечно, семейный  вечер в те времена сильно отличался от наших вечеров. Тогда не было электричества, а значит не было света, телевизоров, компьютеров и тд. Но люди находили себе занятия: пряли, при этом пели русские народные песни, рассказывали разные истории, сказки, общались друг с другом.

В тексте встречается несколько малознакомых для вас слов, но я думаю о значении некоторых из них вы можете догадаться.

8. Словарная работа в парах.  Словарная работа будет проводиться следующим образом:  В маршрутном листе под цифрой 3  слева   записаны незнакомые слова, которые встречаются в тексте стихотворения, а справа значения этих слов в разной последовательности. Ваша задача: найти верные определения для каждого слова и соединить их линией  карандашом.

Кубарем качуся – стремительно, быстро (кубарь – детская игрушка в форме шара или цилиндра (обычно деревянного) с приделанной к нему остроконечной ножкой, на которой он вертится подобно волчку.)

Лапти – крестьянская обувь, сплетенная из лыка

Светец – подставка для лучины, освещавшей жильё, избу.

Прялка – приспособление для ручного прядения.

Проверка на слайде, выставляем баллы ( 1 балл за  каждый правильный ответ) (Слайд 8-13)

 Физминутка

1, 2, 3, 4, 5 – будем мы в снежки играть!
Валенки наденем, шапку,
Шарф завязан?
Всё в порядке!
Раз – присесть, 
Два – наклониться,
Три – снежок лепи,
На четыре и на пять,
Начинай снежки бросать!

9. Работа с текстом.  – Прочитаем 1 часть на стр 72.

 – Какую картину вы себе представили при чтении этой части? Как можно её озаглавить?

–  А где происходило событие?

 –  Я хочу обратить ваше внимание на повторы: каждая строка первого четверостишия начинается со слова “вот”. Почему? Ведь мы с вами  знаем повторы не очень-то одобряли в устной и письменной речи. Здесь же они имеют смысл. Какой же? Вчитайтесь еще раз в первые строчки стихотворения.

Дети. – Наверное, этим словом автор хочет обратить наше внимание на то, что было очень важно и памятно в его жизни…
– На то, что больше ему запомнилось: деревня, дом, горка, друзья.
– Автор хочет, чтобы мы тоже увидели эти картины и лучше их представили.
– Поэт как бы указывает этим словом на что-то важное, о чем он будет рассказывать дальше.

 –  И каким же было для мальчика воспоминание о катании с горки?

Ученик. Оно было неудачным: мальчик свалился в сугроб.

– А как себя чувствовал мальчик? Найдите в тексте.

–  А какими словами автор говорит о душевном состоянии мальчика?

Ученица. “Мне в сугробе горе, 
                 А ребятам смех!..”

 – А вам самим доводилось быть в подобной ситуации: кататься с горы и падать в сугроб?

 –  И от этого вы были несчастливы? И после падения никогда больше не катались с горы?

– А как вы думаете: авторские воспоминания связаны с радостным чувством или с огорчением?

Ученик. Я думаю, что с радостным, – ведь все, что с ним было, уже в прошлом, а зимние забавы – это радостное событие в жизни каждого человека. Это я по себе знаю.

 –  Значит, мы можем сделать вывод из этой части, что мальчик был счастлив?

Дети. Да, конечно!

Читаем дальше.

–  А теперь выясним, о чем же рассказывает автор в этой части? ( О сказках.)

–  А вы догадались, какую сказку бабушка рассказывала внуку? (“Иван-царевич и серый волк”). (Слайд 14)

 –  А что чувствовал мальчик, слушая эту сказку? Найдите в тексте.

Дети. – Ему было страшно: “Сердце так и мрет”, то есть сердце у него замирало от страха.
– А я думаю, что сердце у него замирало не от страха, а от восторга, ведь сказка была волшебная, и мальчик слушал ее с интересом, даже с восторгом.
– А я все-таки думаю, что от страха. Дальше ведь говорится: “Я прижмусь к старушке…”, значит, ему было немного страшно, хотя и интересно, конечно.

– А как вы думаете, для чего автор вставил в текст строчки:

“А в трубе сердито
Ветер злой поет”?

Ребята. – Наверное, чтобы подчеркнуть состояние мальчика, что ему было страшно.
– А может быть, мальчику ветер тоже представился сердитым, злым, сказочным чудовищем.

Учитель. Вот видите, какой “секрет” мы еще открыли: образ злого, сердитого ветра помогает нам понять то душевное состояние, которое испытывал мальчик, слушая сказку.

Учитель. А теперь я хочу обратить ваше внимание на то, как автор говорит о сказках бабушки, и на то, как она их рассказывает. Прочитайте в тексте.

Дети. – “Тихо речь журчит”. Это значит, что бабушка рассказывала сказки тихо.
– А еще очень складно…
– “Складно да ладно”.
– А мне кажется, автор сравнивает речь бабушки с ручейком.

Учитель. А откуда ты узнал? Разве автор говорит здесь, что речь бабушки похожа на ручеек?

Ученик. Нет, но здесь есть слово “журчит”, а журчит ручеек, вода в ручейке, и я догадался.

Учитель. Молодец! А почему автор, говоря о речи старушки, употребляет именно это слово – “журчит”? О какой речи можно так сказать?

Дети. – О плавной и красивой…
– О тихой и приятной…
– О правильной, ровной, связной.

 10.Физминутка для глаз  (Слайд 15 – 16)

3 часть прочитайте жужжащим чтением самостоятельно.

– Как можно озаглавить эту часть?

– Каким сказочным героем представлял себя мальчик во сне?

Дети. – Но ведь это же во сне!
– И в сказке. А в сказках иногда говорится о страшном и злом, но мы знаем, что побеждает добро.
– А еще сказки многому учат, хоть и страшно бывает, но зато из сказок мы узнаем, что надо делать и как поступать в трудных случаях.
– А мальчик тоже очень любил сказки, автор вот здесь пишет:

“И начну у бабки
Сказки я просить…”

Учитель. Молодцы, ребята, вы меня убедили. Найдите строчки, в которых заключена главная мысль. (Ученики читают последнее четверостишие.)

Дети. – Автор пишет, что детские годы текли весело. И эти годы не омрачали ни горе, ни беда.

Учитель. А как надо эти слова понимать?

Дети. – Веселого, хорошего было больше в детстве мальчика.
– У него были огорчения, но все уже в прошлом, и автор их вспоминает тоже по-доброму, легко.
– А еще рядом с мальчиком была его добрая бабушка, которая успокаивала, дарила ему сказки.

Учитель. Да, вы правы ребята, именно так и надо понимать заключительные слова стихотворения: жизнь очень сложная, она состоит из маленьких и больших событий. Все случается даже в детской жизни. А порой маленькие огорчения кажутся маленькому человеку горем, бедой, ребята очень тяжело их переживают, но потом все проходит, забывается, остаются хорошие воспоминания. Детские годы – это действительно веселые, золотые годы, они проходят рядом с родными взрослыми, которые помогают детям чувствовать себя счастливыми. Именно об этом и хотел рассказать нам Суриков.

5. Подведение итогов: 

Писатели пишут стихи не для того, что бы описать что – либо, а для того чтобы передать чувства, переживания.

– Какие чувства вызывает у вас это стихотворение? (радость, желание верить в чудо, вера в волшебство, чувство таинственного, нежность, чувство героизма)

– Поднимите руку, кому захотелось выучить это стихотворение наизусть?
– Посчитайте количество баллов, оцените свою работу в маршрутном листе. 

– Ребята, спасибо за урок,

Домашнее задание: На «5» –  выучить 2 или 3 часть стихотворения, на «4» – первую.

Ребята, спасибо за урок, а вам, дорогие гости, спасибо за внимание!

.

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *