Внеурочная деятельность 3 класс этикет – Рабочая программа (3 класс) на тему: Программа внеурочной деятельности “Страна Этикета”

Рабочая программа (3 класс) на тему: Программа внеурочной деятельности “Страна Этикета”

Пояснительная записка

Приоритетной целью российской системы образования является развитие учащихся: личностное, познавательное, общекультурное. Личность ученика становится центром внимания педагогики. Для реализации этой цели разработан Федеральный государственный стандарт второго поколения, предусматривающий в учебном плане образовательных учреждений раздел «Внеурочная деятельность» по различным направлениям развития личности.

Нормативно-правовой и документальной основой Программы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования являются Закон Российской Федерации «Об образовании», Стандарт, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

В соответствии с требованиями Стандарта, Концепция и Программа духовно-нравственного развития и воспитания учащихся являются ориентиром для формирования всех разделов основной образовательной программы начального общего образования.

Приобщение детей к духовным богатствам человечества будет способствовать формированию гармоничной, творческой личности будущего человека, способной к сопереживанию, распознаванию добра и зла, доброжелательному отношению ко всему окружающему, овладению своими эмоциями и чувствами, пониманию величия человеческой жизни и умению найти своё место в ней.

Актуальность и социальная значимость данного кружка состоит в том, что он призван помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений и на их основе искать путь самовоспитания, саморазвития.

Кружок «Страна Этикета» является неотъемлемой и необходимой частью целостного образовательного процесса школы, так как соответствует её стратегической цели: «Создание условий для достижения нового качества образования, всестороннего развития личности учащихся».

Цель программы:

освоение учащимися норм нравственного отношения к миру, людям, самим себе.

Задачи:

  • развивать духовное единство между детьми и учителем, устанавливать взаимное доверие;
  • предоставить возможности ребёнку проявить себя и своё отношение к окружающему миру;
  • научить детей всматриваться в мир, в людей, которые рядом, учить строить с ними отношения;
  • прививать детям стремление к постоянному познаванию, убеждать, что каждый может объявить войну своему невежеству.

Данная программа позволяет учащимся 1-4 классов познакомиться с основными знаниями в области этики и этикета и закрепить их на практике.

Программа состоит из 4 крупных разделов:

1. Этика общения

  1. Этикет
  2. Этические нормы отношений с окружающими
  3. Этика отношений в коллективе

Основным методом преподавания является игровой тренинг. Вся информация теоретического характера даётся либо в виде игры, где учащиеся сами ищут ответы на вопросы темы, либо в виде работы с таблицами-плакатами. Навыки, которые должны приобрести учащиеся, появляются в процессе разыгрывания ситуационно-ролевых игр по заданиям игровых карточек.

Формы и виды деятельности

  • игровая;
  • познавательная;
  • сюжетно – ролевые игры;
  • конкурсы;
  • посещение библиотек;
  • праздники.

Планируемые результаты освоения учащимися программы внеурочной деятельности

В результате прохождения программы внеурочной деятельности предполагается достичь следующих результатов:

Первый уровень результатов – учащиеся должны знать о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп.

Для достижения данного уровня результатов необходимо:

     сформировать позитивное отношение учащихся к занятиям этической грамматикой и к этическим нормам взаимоотношения с окружающими.

Второй уровень результатов – получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества.

Для достижения данного уровня результатов необходимо:

  1. Воспитать взаимоотношения обучающихся на уровне класса, то есть  дружественной просоциальной среды, в которой каждый ребенок получает практическое подтверждение приобретенных знаний и начинает их ценить. 
  2. Учащиеся должны получить опыт взаимодействия со сверстниками, старшими  и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.

               Третий уровень результатов –  получение обучающимися опыта самостоятельной общественной деятельности, ощущение себя гражданином, социальным деятелем, свободным человеком.

Для его  достижения необходимо:

  • сформировать навык взаимодействия обучающихся с представителями различных социальных субъектов, в том числе за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.

С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:

  • на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;
  • на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности.

Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постоянным.

В результате реализации настоящей программы могут быть достигнуты следующие воспитательные результаты:

  • начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения;
  • нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
  • неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
  • способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
  • уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим;
  • знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.

Формы учета оценки планируемых результатов

  1. Опрос
  2. Наблюдение
  3. Диагностика:
  • нравственной самооценки;
  • этики поведения;
  • отношения к жизненным ценностям;
  • нравственной мотивации.
  1. Анкетирование учащихся и родителей

Данная образовательная программа была составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, реализуется в рамках раздела учебного плана «Внеурочная деятельность» по направлению «Общекультурное».

Программа  рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю

.

Содержание программы  «Страна Этикета»

3 класс

Раздел 1. Этика общения (8 часов)

Тема 1. Здравствуйте все!

«Здравствуйте!» Что означает это слово? Это проявление доброжелательного отношения к каждому. Это значит начать встречу с доброжелательности, с улыбки.

Тема 2. Будем беречь друг друга.

Встреча с феей Добра. Есть страна, где хозяйничает фея Зла. Она сделала так, что люди разучились беречь друг друга. В этой стране все печально и трудно. Фея Добра учит быть вежливыми, внимательными, уважительными, доброжелательными, благодарными.

Тема 3. Дружим с добрыми словами.

Идет работа по «превращению» слов. Жадность заменяется щедростью, зависть – доброжелательностью, расположенностью, добродушием. Грубость – нежностью, лаской, снисходительностью. Жестокость – жалостью, сочувствием и т.д.

Тема 4. Любим добрые поступки.

Учимся видеть добрые поступки вокруг. Разучивание песни кота Леопольда о добрых делах. Соединение добрых слов и добрых поступков в единую цепочку.

Тема 5. Подари дело и слово доброе.

Высказывания детей, особенно о тех, кого не всегда любят и замечают в классе, всего того хорошего, чего он заслужил. Дополнение этих характеристик учителем. Запись этих высказываний на магнитофон – это память для ребят.

Тема 6. Умеем общаться.

Чтобы быть приятными окружающим и себе, надо соблюдать определенные правила. Главное из них – проявлять уважение к другому человеку: уметь видеть его настроение и считаться с ним, уметь поддержать интерес, считаться с желанием другого, уступать ему.

Тема 7. Каждый интересен.

Дети говорят стоящему (по очереди), чем он им интересен. Учитель добавляет, где необходимо, свои суждения. Подчеркнуть, как интересно в классе, когда каждый имеет свою изюминку, и всем от этого хорошо.

Тема 8. Подарок коллективу.

Устраивается общий праздник общения, где каждый дарит коллективу подарок: выдумку, песенку, рассказ …

Раздел 2. Этикет (8 часов)

Тема 9. Премудрости дедушки Этикета.

Этикет – свод правил поведения человека в разных жизненных ситуациях. Постижение этой мудрости, чтобы достойно жить среди людей.

Тема 10. За столом с дедушкой Этикетом.

Коллективное чаепитие. Обыгрывание ситуаций поведения за столом.

Тема 11. Школьные правила этикета.

Разыгрывание сценок поведения в раздевалке, встреча с классом, поведение в столовой, на уроке. Дети импровизируют ситуации.

Тема 12 Приглашение к столу.

Путешествие в страну Этикета. Практическое занятие за столом. Разыгрывание сценок, где действующие лица сказочные герои. Игра «Концерт для именинников».

Тема 13. Когда рядом много людей.

Разрабатывается ряд правил поведения в общественных местах: на улице, в магазине, в транспорте, в театре, в музее, в библиотеке.

Тема 14. Как решать семейные проблемы.

Обсуждение волнующих детей семейных проблем: чтобы не произошла ссора, чтобы не было крика, чтобы нравилось быть дома.

Тема 15. Чистый ручеек вашей речи.

Дети импровизируют, передавая разговор у «костра» воображаемых героев. Речь должна быть полноводной, как река, ничто не должно мешать ее течению, засорять ее поток.

Тема 16. Встречаем Новый год.

Классный «Огонек» с праздничным столом.

Раздел 3. Этика отношений с окружающими (10 часов)

Тема 17. Душа – это наше творение.

Рисование любимого сказочного героя, наделенными теми качествами, какими хочет обладать ребенок. Обсуждение ситуаций: «Я плачу, когда …», «Я смеюсь, когда …», «Я радуюсь, когда …»

Тема 18. Отворите волшебные двери добра и доверия.

Душевные силы могут изменить жизненные ситуации: чтобы не остаться одиноким, добро украшает мир, делает его разнообразнее. Волшебные двери сердца – двери добра и доверия.

Тема 19. Хорошие песни к добру ведут.

Дети поют ту песню, которую выбирает большинство. Рисование любимых героев песен. Выставка рисунков.

Тема 20. Вглядись в себя, сравни с другими.

Размышление о главном в человеке. Все мы разные, у каждого свое мироощущение и представление о жизни. Каждый человек индивидуален. Вглядываясь в себя и в других, мы задумываемся о хорошем и плохом.

Тема 2 1. Помоги понять себя.

Диалог, в котором дети раскрываются друг перед другом: где живет, с кем проводит время, какая семья, что больше всего любит делать дома, что интересно, что не любит и т.д.

Тема 22. О настоящем и поддельном.

Настоящее – это то, что реально существует и влияет на наши чувства, поступки, жизнь. И это не только все живое: люди, животные, природа, но и понятия, которые определяют наши отношения ко всему окружающему.

Тема 23. Тепло родного дома.

Часто ли всей семье собираемся и обсуждаем общие и наболевшие проблемы? Тепло дома должно согревать всех его обитателей.

Тема 24. Поздравляем наших мам.

Занятие в виде праздник. Приглашаем мам, бабушек, сестер, дарим им тепло и подарки. Выставка рисунков «Портрет моей мамы, бабушки, сестры».

Тема 25. Цветы, цветы – в них Родины душа.

Цветы – это живое воплощение, отклик Родины на наше чувство, живая ниточка, связывающая нашу жизнь с местом, где мы родились.

Тема 26.Когда солнце тебе улыбается.

Итоговое занятие – праздник весны и песни.

Этика отношений в коллективе (8 часов)

Тема 27. Чтобы быть коллективом.

Постановка задачи: преодолеть все плохое в коллективе. Каждый намечает свой путь, каждый сам себе дает задание в этом пути. И радость тоже общая.

Тема 28. Коллектив начинается с меня.

Как жить в коллективе, будучи очень разными? Что считать хорошим в коллективе, что плохим? Рассматривание сходных позиций к другим людям, друг к другу. Качества, которыми надо обладать, чтобы: считаться твоим другом; заслужить твое уважение; вызвать симпатию.

Тема 29. Советуем друг другу.

Игра. Разговор с волшебны Приглашение к столу.

м зеркальцем: «Свет мой, зеркальце, скажи, да всю правду доложи. Что мне посоветуют ребята в классе?»

Тема 30. Подарок коллективу.

Занятие проводится по традиционной методике.

Тема 31. Секретные советы девочкам и мальчикам.

Вопросник отдельно для мальчиков и девочек, заполнение секретных карточек. При обсуждении заполняется общий «свиток».

Тема 32. Скажи себе сам.

Каждый пробует написать, чем он доволен в самом себе, а чем нет и почему. Задание на будущее и цель, как достичь намеченное.

Тема 33. Вот и стали добрей и умней.

Путешествие по лабиринту мудрых откровений, которые помогли нам лучше понять себя, других, стать строже к себе и добрее, снисходительнее к другим, помогли стать умней и добрей.

Тема 34. Школе посвящается.

Заключительный праздник со всеми элементами этической направленности.

Тематическое планирование

3 класс

Название темы

Кол-во часов

Форма деятельности

Этика общения. 8ч.

1

Здравствуйте все!

1

Познавательная беседа. Игра

2

Будем беречь друг друга.

1

Путешествие в сказку.  Инсценирование. Решение педагогических задач.

3

Дружим с добрыми словами.

1

Игра. Познавательная беседа.

4

Любим добрые поступки

1

Познавательная беседа.

Разучивание песни.

5

Подари дело и слово доброе

1

Путешествие в сказку

6

Умеем общаться

1

Рассказ. Беседа. Игра

7

Каждый интересен

1

Познавательная беседа. Игра.

8

Подарок коллективу

1

Урок-сюрприз. Игры

Этикет. 8ч.

9

Премудрости дедушки Этикета

1

Беседа. Решение задач

10

За столом с дедушкой Этикетом

1

Познавательная беседа. Игра

11

Школьные правила этикета

1

Работа с картинками. Сценки-миниатюры

12

Приглашение к столу.

Практическое занятие. Разыгрывание ситуаций. Игра.

13

Когда рядом много людей

1

Познавательная беседа. Игра. Путешествие по городу.

14

Как решать семейные проблемы

1

Познавательная беседа. Игра

15

Чистый ручеек вашей речи

1

Познавательная беседа. Игра

16

Встречаем Новый год

1

Классный «Огонек»

Этические нормы отношений с окружающими. 10ч.

17

Душа – это наше творение

1

Познавательная беседа. Игра. Рисование сказочных героев.

18

Отворите волшебные двери добра и доверия

1

Познавательная беседа. Игра

19

Хорошие песни к добру ведут

1

Познавательная беседа. Рисование. Выставка рисунков. Поход в театр.

20

Вглядись в себя, сравни с другими

1

Познавательная беседа. Игра

21

Помоги понять себя

1

Познавательная беседа. Игра

22

О настоящем и поддельном

1

Познавательная беседа. Игра

23

Тепло родного дома

1

Выставка рисунков. Сочинение «Мой дом»

24

Поздравляем наших мам

1

Праздник.

25

Цветы, цветы – в них Родины душа

1

Познавательная беседа. Посещение памятных мест в городе.

26

Когда солнце тебе улыбается

1

Праздник. Игры. Песни.

Этика отношений в коллективе. 8ч.

27

Чтобы быть коллективом

1

Познавательная беседа. Игра

28

Коллектив начинается с меня

1

Познавательная беседа. Игра

29

Советуем друг другу

Познавательная беседа. Просмотр отрывка сказки.

30

Подарок коллективу

1

Урок – сюрприз. Игра

31

Секретные советы девочкам и мальчикам

1

Познавательная беседа. Игра

32

Скажи себе сам

1

Сочинение «Скажи сам себе»

33

Вот и стали добрей и умней

1

Путешествие по лабиринту мудрых откровений. Игра

34

Школе посвящается

1

Праздник.

Литература:

Internet, журналы «Начальная школа», детская энциклопедия

nsportal.ru

Внеурочная деятельность “Страна этикета”

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА  

 ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО ОБЩЕКУЛЬТУРНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ

КУРС «СТРАНА ЭТИКЕТА»

3 КЛАСС

Срок реализации: 1ч в неделю

Пояснительная записка

Кризис человечности, захвативший все слои населения, является следствием, за которым стоит причина – дефицит духовности общества и человека. Поэтому важнейшим объектом познания в школе должен быть человек, его мировосприятие, отношение к самому себе, окружающим людям, к природе.

Приоритетной целью российской системы образования является развитие обучающихся: личностное, познавательное, общекультурное. Личность ученика становится центром внимания педагогики. Для реализации этой цели разработан Федеральный государственный стандарт второго поколения, предусматривающий в учебном плане образовательных учреждений раздел «Внеурочная деятельность» по различным направлениям развития личности.

Нормативно-правовой и документальной основой Программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования являются Закон Российской Федерации «Об образовании», Стандарт, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

В соответствии с требованиями Стандарта, Концепция и Программа духовно-нравственного развития и воспитания учащихся являются ориентиром для формирования всех разделов основной образовательной программы начального общего образования.

Приобщение детей к духовным богатствам человечества будет способствовать формированию гармоничной, творческой личности будущего человека, способной к сопереживанию, распознаванию добра и зла, доброжелательному отношению ко всему окружающему, овладению своими эмоциями и чувствами, пониманию величия человеческой жизни и умению найти своё место в ней.

Программа духовно-нравственного развития образовательного учреждения содержит теоретические положения по формированию целостной образовательной среды и целостного пространства духовно-нравственного развития младшего школьника, определяемого как уклад школьной жизни интегрированного в урочную (окружающий мир, литературное чтение, русский язык), внеурочную, внешкольную, семейную деятельность учащихся.

Современное политическое, социальное и экономическое развитие указывает перспективную созидательную цель–общечеловеческое нравственное совершенствование. Сегодня требуется новый тип образованности личности. Она должна быть не столько много знающей, сколько легко ориентирующейся в сложных проблемах современности, высоконравственной, ответственной за себя, своих близких, культуру, природу, страну. Для будущего гражданина России необходимо знать курс этической грамматики. Являясь неотъемлемой частью духовной культуры, она способствует нравственному совершенствованию человека. Поэтому в школе так необходимы уроки, посвящённые этическому воспитанию личности человека и способные сохранить и развить в ребёнке стремление к духовным ценностям человеческой жизни, которые могут сохранить душу его от разъедающего практицизма окружающей среды.

Актуальность и социальная значимость данного курса состоит в том, что он призван помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений и на их основе искать путь самовоспитания, саморазвития. Курс предполагает активное включение в творческий процесс учащихся, родителей, учителей, классных руководителей.

Практическая значимость данного курса состоит в том, что отношение к окружающей действительности формируется в совместной деятельности учителя и учащихся, а нормы нравственного поведения «выращиваются» с 1 класса.

Курс «Путешествие по стране Этикета» является неотъемлемой и необходимой частью целостного образовательного процесса школы, так как соответствует её стратегической цели: «Создание условий для достижения нового качества образования, всестороннего развития личности обучающихся».

Цель программы:

освоение обучающимися норм нравственного отношения к миру, людям, самим себе.

Задачи:

развивать духовное единство между детьми и учителем, устанавливать взаимное доверие;

предоставить возможности ребёнку проявить себя и своё отношение к окружающему миру;

научить детей всматриваться в мир, в людей, которые рядом, учить строить с ними отношения;

прививать детям стремление к постоянному познаванию, убеждать, что каждый может объявить войну своему невежеству.

Общая характеристика курса

Данная образовательная программа была составлена на основе программы А.И. Шемшуриной «Этическая программа в начальных классах» в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с учетом образовательного процесса и реализуется в рамках раздела учебного плана «Внеурочная деятельность»

Программа адресована учащимся 1- 4 классов.

Периодичность занятий – не мене 1 часа в неделю.

Программа реализуется учителями начальных классов.

Программа состоит из 4 крупных разделов:

1. Этика общения

2.​ Этикет

3.​ Этические нормы отношений с окружающими

4.​ Этика отношений в коллективе

Основным методом преподавания является игровой тренинг. Вся информация теоретического характера даётся либо в виде игры, где учащиеся сами ищут ответы на вопросы темы, либо в виде работы с таблицами-плакатами. Навыки, которые должны приобрести учащиеся, появляются в процессе разыгрывания ситуационно-ролевых игр по заданиям игровых карточек.

Место в учебном плане.

Курс изучения программы рассчитан на учащихся 3 классов. Программа рассчитана на 1 год. Занятия проводятся 1 раз в неделю.

В 3 классах всего 34 часа в год.

Ценностные ориентиры содержания курса

​ начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения;

​ нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;

​ неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;

​ способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;

​ уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим;

​ знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.

Результаты освоения курса

Первый уровень результатов – учащиеся должны знать о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп.

Для достижения данного уровня результатов необходимо:

сформировать позитивное отношение учащихся к занятиям этической грамматикой и к этическим нормам взаимоотношения с окружающими.

Второй уровень результатов – получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества.

Для достижения данного уровня результатов необходимо:

1.​ Воспитать взаимоотношения обучающихся на уровне класса, то есть дружественной просоциальной среды, в которой каждый ребенок получает практическое подтверждение приобретенных знаний и начинает их ценить.

2.​ Учащиеся должны получить опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.

Третий уровень результатов – получение обучающимися опыта самостоятельной общественной деятельности, ощущение себя гражданином, социальным деятелем, свободным человеком.

Для его достижения необходимо:

​ сформировать навык взаимодействия обучающихся с представителями различных социальных субъектов, в том числе за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.

С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:

​ на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;

​ на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности.

Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постоянным.

Этика общения.

8 ч

3

5

Форма организации работы по программе в основном – коллективная, а также

2.

Этикет.

   7 ч

1

6

используется групповая и индивидуальная формы

3.

Этические нормы отношений с окружающими.

11 ч

6

5

работы.

Теоретические занятия:

Беседы

Сообщения

Просмотр видеоматериала

Экскурсии

Проекты

Игры

4.

Этикет отношений в коллективе

8ч.

5

3

Теоретические занятия:

Беседы

Сообщения

Просмотр видеоматериала

Экскурсии

Проекты

Игры

итого

34ч

15

19

Учебно-тематический план

Содержание курса

Раздел 1. Этика общения (8 часов)

Тема 1. Здравствуйте все!

«Здравствуйте!» Что означает это слово? Это проявление доброжелательного отношения к каждому. Это значит начать встречу с доброжелательности, с улыбки.

Тема 2. Будем беречь друг друга.

Встреча с феей Добра. Есть страна, где хозяйничает фея Зла. Она сделала так, что люди разучились беречь друг друга. В этой стране все печально и трудно. Фея Добра учит быть вежливыми, внимательными, уважительными, доброжелательными, благодарными.

Тема 3. Дружим с добрыми словами.

Идет работа по «превращению» слов. Жадность заменяется щедростью, зависть – доброжелательностью, расположенностью, добродушием. Грубость – нежностью, лаской, снисходительностью. Жестокость – жалостью, сочувствием и т.д.

Тема 4. Любим добрые поступки.

Учимся видеть добрые поступки вокруг. Разучивание песни кота Леопольда о добрых делах. Соединение добрых слов и добрых поступков в единую цепочку.

Тема 5. Подари дело и слово доброе.

Высказывания детей, особенно о тех, кого не всегда любят и замечают в классе, всего того хорошего, чего он заслужил. Дополнение этих характеристик учителем. Запись этих высказываний на магнитофон – это память для ребят.

Тема 6. Умеем общаться.

Чтобы быть приятными окружающим и себе, надо соблюдать определенные правила. Главное из них – проявлять уважение к другому человеку: уметь видеть его настроение и считаться с ним, уметь поддержать интерес, считаться с желанием другого, уступать ему.

Тема 7. Каждый интересен.

Дети говорят стоящему (по очереди), чем он им интересен. Учитель добавляет, где необходимо, свои суждения. Подчеркнуть, как интересно в классе, когда каждый имеет свою изюминку, и всем от этого хорошо.

Тема 8. Подарок коллективу.

Устраивается общий праздник общения, где каждый дарит коллективу подарок: выдумку, песенку, рассказ …

Раздел 2. Этикет (7 часов)

Тема 9. Премудрости дедушки Этикета.

Этикет – свод правил поведения человека в разных жизненных ситуациях. Постижение этой мудрости, чтобы достойно жить среди людей.

Тема 10. За столом с дедушкой Этикетом.

Коллективное чаепитие. Обыгрывание ситуаций поведения за столом.

Тема 11. Школьные правила этикета.

Разыгрывание сценок поведения в раздевалке, встреча с классом, поведение в столовой, на уроке. Дети импровизируют ситуации.

Тема 12. Когда рядом много людей.

Разрабатывается ряд правил поведения в общественных местах: на улице, в магазине, в транспорте, в театре, в музее, в библиотеке.

Тема 13. Как решать семейные проблемы.

Обсуждение волнующих детей семейных проблем: чтобы не произошла ссора, чтобы не было крика, чтобы нравилось быть дома.

Тема 14. Чистый ручеек вашей речи.

Дети импровизируют, передавая разговор у «костра» воображаемых героев. Речь должна быть полноводной, как река, ничто не должно мешать ее течению, засорять ее поток.

Тема 15. Встречаем Новый год.

Классный «Огонек» с праздничным столом.

Раздел 3. Этика отношений с окружающими (11 часов)

Тема 16. Душа – это наше творение.

Рисование любимого сказочного героя, наделенными теми качествами, какими хочет обладать ребенок. Обсуждение ситуаций: «Я плачу, когда …», «Я смеюсь, когда …», «Я радуюсь, когда …»

Тема 17. Отворите волшебные двери добра и доверия.

Душевные силы могут изменить жизненные ситуации: чтобы не остаться одиноким, добро украшает мир, делает его разнообразнее. Волшебные двери сердца – двери добра и доверия.

Тема 18. Хорошие песни к добру ведут.

Дети поют ту песню, которую выбирает большинство. Рисование любимых героев песен. Выставка рисунков.

Тема 19. Вглядись в себя, сравни с другими.

Размышление о главном в человеке. Все мы разные, у каждого свое мироощущение и представление о жизни. Каждый человек индивидуален. Вглядываясь в себя и в других, мы задумываемся о хорошем и плохом.

Тема 20. Помоги понять себя.

Диалог, в котором дети раскрываются друг перед другом: где живет, с кем проводит время, какая семья, что больше всего любит делать дома, что интересно, что не любит и т.д.

Тема 21. О настоящем и поддельном.

Настоящее – это то, что реально существует и влияет на наши чувства, поступки, жизнь. И это не только все живое: люди, животные, природа, но и понятия, которые определяют наши отношения ко всему окружающему.

Тема 22. Тепло родного дома.

Часто ли всей семье собираемся и обсуждаем общие и наболевшие проблемы? Тепло дома должно согревать всех его обитателей.

Тема 23-24. Поздравляем наших мам.

Занятие в виде праздник. Приглашаем мам, бабушек, сестер, дарим им тепло и подарки. Выставка рисунков «Портрет моей мамы, бабушки, сестры».

Тема 25. Цветы, цветы – в них Родины душа.

Цветы – это живое воплощение, отклик Родины на наше чувство, живая ниточка, связывающая нашу жизнь с местом, где мы родились.

Тема 26. Когда солнце тебе улыбается.

Итоговое занятие – праздник весны и песни.

Этика отношений в коллективе (8 часов)

Тема 27. Чтобы быть коллективом.

Постановка задачи: преодолеть все плохое в коллективе. Каждый намечает свой путь, каждый сам себе дает задание в этом пути. И радость тоже общая.

Тема 28. Коллектив начинается с меня.

Как жить в коллективе, будучи очень разными? Что считать хорошим в коллективе, что плохим? Рассматривание сходных позиций к другим людям, друг к другу. Качества, которыми надо обладать, чтобы: считаться твоим другом; заслужить твое уважение; вызвать симпатию.

Тема 29. Подарок коллективу.

Занятие проводится по традиционной методике.

Тема 30. Секретные советы девочкам и мальчикам.

Вопросник отдельно для мальчиков и девочек, заполнение секретных карточек. При обсуждении заполняется общий «свиток».

Тема 31. Скажи себе сам.

Каждый пробует написать, чем он доволен в самом себе, а чем нет и почему. Задание на будущее и цель, как достичь намеченное.

Тема 32. Вот и стали добрей и умней.

Путешествие по лабиринту мудрых откровений, которые помогли нам лучше понять себя, других, стать строже к себе и добрее, снисходительнее к другим, помогли стать умней и добрей.

Тема 33-34. Школе посвящается.

Заключительный праздник со всеми элементами этической направленности.

    Календарно-тематическое планирование

 

Дата

по

плану

Дата

по

факту

Раздел 1. Этика общения (8 часов)

1

Здравствуйте все!

1

2

Будем беречь друг друга.

1

3

Дружим с добрыми словами.

1

4

Любим добрые поступки.

1

5

Подари дело и слово доброе.

1

6

Умеем общаться.

1

7

Каждый интересен.

1

8

Подарок коллективу.

1

Раздел 2. Этикет (7 часов)

9

Премудрости дедушки Этикета.

1

10

За столом с дедушкой Этикетом.

1

11

Школьные правила этикета.

1

12

Когда рядом много людей.

1

13

Как решать семейные проблемы.

1

14

Чистый ручеек вашей речи.

1

15

Встречаем Новый год.

1

Раздел 3. Этика отношений с окружающими (11 часов)

16

Душа – это наше творение.

1

17

Отворите волшебные двери добра и доверия.

1

18

Хорошие песни к добру ведут.

1

19

Вглядись в себя, сравни с другими.

1

20

Помоги понять себя.

1

21

О настоящем и поддельном.

1

22

Тепло родного дома.

1

23

Поздравляем наших мам.

1

24

Поздравляем наших мам.

1

25

Цветы, цветы – в них Родины душа.

1

26

Когда солнце тебе улыбается

1

Раздел 4. Этика отношений в коллективе (8 часов)

27

Чтобы быть коллективом.

1

28

Коллектив начинается с меня.

1

29

Подарок коллективу.

1

30

Секретные советы девочкам и мальчикам.

1

31

Скажи себе сам.

1

32

Вот и стали добрей и умней.

1

33

Школе посвящается.

1

34

Школе посвящается.

1

Итого:  34часа                                                                                                                  

infourok.ru

Рабочая программа (3 класс) на тему: Внеурочная деятельность “Веселый этикет” 3 класс

             

           Кружок «Веселый этикет»

Пояснительная записка

Данная образовательная программа была составлена на основе  программы  А.И.  Шемшуриной  «Этическая программа в начальных классах» в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с учетом образовательного процесса гимназии и реализуется в рамках раздела учебного плана «Внеурочная деятельность» по направлению «Социальное».

В соответствии с требованиями Стандарта, Концепция и Программа духовно-нравственного развития и воспитания учащихся являются ориентиром для формирования всех разделов основной образовательной программы начального общего образования.

Программа духовно-нравственного развития образовательного учреждения содержит теоретические положения по формированию целостной образовательной среды и целостного пространства духовно-нравственного развития младшего школьника, определяемого как уклад школьной жизни интегрированного в урочную (окружающий мир, литературное чтение, русский язык), внеурочную, внешкольную, семейную деятельность учащихся.

Цели и задачи предмета

освоение учащимися норм нравственного отношения к миру, людям, самим себе.

        Задачи:

  • развивать духовное единство между детьми и учителем, устанавливать взаимное доверие;
  • предоставить возможности ребёнку проявить себя и своё отношение к окружающему миру;
  • научить детей всматриваться в мир, в людей, которые рядом, учить строить с ними отношения;
  • прививать детям стремление к постоянному познаванию, убеждать, что каждый может объявить войну своему невежеству.

Место курса в учебном плане

Курс включает в 3 классе 34 занятия (одно занятие в неделю).

Содержание курса

Данный курс включает 4 раздела:

1. Этика общения

2. Этикет

3. Этические нормы отношений с окружающими

4. Этика отношений в коллективе

Основным методом преподавания является игровой тренинг. Вся информация теоретического характера даётся либо в виде игры, где учащиеся сами ищут ответы на вопросы темы, либо в виде работы с таблицами-плакатами. Навыки, которые должны приобрести учащиеся, появляются в процессе разыгрывания ситуационно-ролевых игр по заданиям игровых карточек.

Тема 1. Дружим с добрыми словами. Вспоминаем «добрые» слова, разыгрывание ситуаций, где необходимы «добрые» слова.

Тема 2. Будем общаться. Обращение, приветствие. С чего начать разговор. Как обращаться к собеседнику.

Тема 3. Звонок по телефону. Правила начала разговора по телефону. Разговор по телефону. Практическая работа: моделирование телефонных разговоров с разными людьми.

Тема 4. Как поздравить родственников, друзей, знакомых.  Правила поздравлений в различных жизненных ситуациях.

Тема 5. Узнай себя. Путешествие в сказку: на маленькой полянке, у озера, в райском уголке, в подводном царстве.

Тема 6. Когда идёшь по улице. Правила поведения на улице. Беседа об уважении. Разыгрывание сценок. Золотое правило этики. Применение правила.

Тема 7. Ежели вы вежливы. Разговор о вежливости. Игра «Вежливо – невежливо». Анализ поступков. Небольшие сценки-загадки. Мексиканская сказка «Вежливый кролик». Сказка Л.Н.Толстого «Белка и волк».

Тема 8. Весёлые правила хорошего тона. Знакомство с книгой А. Гольдниковой «Хорошие манеры в рисунках и примерах». Работа с картинками. Сценки-миниатюры. Беседа. Решение задач по культуре поведения. Из истории правил этикета.

Тема 9. Повседневный этикет. Разбор ситуаций. Стихотворение С.Михалкова «Одна рифма». А.Барто «Почему телефон занят». Ответы на вопросы. Игра «Можно – нельзя».

Тема 10. Школьный этикет. Разыгрывание сценок поведения в раздевалке, встреча с классом, поведение в столовой, на уроке. Дети импровизируют ситуации.

Тема 11. Я знакомлю разных людей. Я знакомлюсь сам. Правила этикета при знакомстве со старшими, ровесниками, взрослыми. Что нужно говорить, когда представляешься сам.

Тема 12. Письменное приглашение. Приглашение по телефону. Составление письменного приглашения. Разыгрывание ситуаций приглашения по телефону.

Тема 13. Просьба, предложение. Скрытая просьба .Согласие в ответ на просьбу, приглашение. Составление приглашений на разные мероприятия и варианты ответов на приглашение. Варианты вежливого выражения просьбы. Слова и выражения согласия.

Тема 14. Отказ в ответ на просьбу, предложение, приглашение.          Слова и выражения вежливого отказа.

Тема 15. За столом с дедушкой Этикетом. Коллективное чаепитие. Обыгрывание ситуаций поведения за столом.

Тема 16. Поведение во время разговора. Мимика и жесты.

Правила вежливого поведения во время разговора. Выражение чувств и настроения с помощью мимики и жестов.

Тема 17. Вглядись в себя, сравни с другими. Размышление о главном в человеке. Все мы разные, у каждого свое мироощущение и представление о жизни. Каждый человек индивидуален. Вглядываясь в себя и в других, мы задумываемся о хорошем и плохом.

Тема 18. Поздравление и пожелание. Составление поздравлений с пожеланиями разным людям.

Тема 19. Извинение и ответ на него. Комплимент и ответ на него. Благодарность и ответ на нее. За что нужно благодарить. Слова благодарности. Учимся извиняться и отвечать на извинение, слова извинения. Знакомство с понятием «комплимент». Конкурс на лучший комплимент.

Тема 20. Жалоба и утешение. Когда и как можно пожаловаться. Слова утешения.

Тема 21. Давайте учиться договариваться. Знакомство со считалками.

Тема 22. Приветствие. Прощание, пожелание при прощании. Учимся здороваться с разными людьми. Слова приветствия. Как нужно отвечать на приветствие. Как надо прощаться. Слова прощания и пожеланий.

Тема 23. Как решать семейные проблемы. Обсуждение волнующих детей семейных проблем: чтобы не произошла ссора, чтобы не было крика, чтобы нравилось быть дома.

Тема 24. Отношение к старшим. Доброе отношение к старшим.

Тема 25. Когда рядом много людей. Разрабатывается ряд правил поведения в общественных местах: на улице, в магазине, в транспорте, в театре, в музее, в библиотеке.

Тема 26. Чтобы быть коллективом. Коллектив начинается с меня. Постановка задачи: преодолеть все плохое в коллективе. Каждый намечает свой путь, каждый сам себе дает задание в этом пути. И радость тоже общая. Как жить в коллективе, будучи очень разными? Что считать хорошим в коллективе, что плохим? Рассматривание сходных позиций к другим людям, друг к другу. Качества, которыми надо обладать, чтобы: считаться твоим другом; заслужить твое уважение; вызвать симпатию.

Тема 27. Если радость на всех одна. Правила для всех. «Уважая человека, уважаешь себя».

Тема 28. О дружбе мальчиков и девочек. Знакомство с рассказом Е. Пермяка «Надёжный человек».

Тема 29. Самолюб никому не люб. Игра «Светофор». Рассказ В.Осеевой «Долг».

Тема 30. Присмотритесь друг к другу. Тренинг: ищем хорошие качества характера у одноклассников.

Тема 31. Расскажи мне обо мне. Тренинг: что думают о тебу твои одноклассники.

Тема 32. Выражение собственной точки зрения. Слова и выражения согласия, несогласия, частичного согласия.

Тема 33. Подарок коллективу. Урок-сюрприз.  Устраивается общий праздник общения, где каждый дарит коллективу подарок: выдумку, песенку, рассказ …

Тема 34. Вот и стали добрей и умней. Путешествие по лабиринту мудрых откровений, которые помогли нам лучше понять себя, других, стать строже к себе и добрее, снисходительнее к другим, помогли стать умней и добрей.

Расхождение авторской и рабочей программы

Распределение часов по разделам в рабочей программе соответствует распределению часов в авторской программе в полном объеме.

Планируемые результаты изучения предмета

В результате прохождения программы внеурочной деятельности предполагается достичь следующих результатов:

Первый уровень результатов – учащиеся должны знать о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп.

Для достижения данного уровня результатов необходимо: сформировать позитивное отношение учащихся к занятиям этической грамматики и к этическим нормам взаимоотношения с окружающими.

Второй уровень результатов – получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества.

Для достижения данного уровня результатов необходимо:

  1. Воспитать взаимоотношения обучающихся на уровне класса, то есть  дружественной просоциальной среды, в которой каждый ребенок получает практическое подтверждение приобретенных знаний и начинает их ценить.
  2. Учащиеся должны получить опыт взаимодействия со сверстниками, старшими  и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.

               Третий уровень результатов –  получение обучающимися опыта самостоятельной общественной деятельности, ощущение себя гражданином, социальным деятелем, свободным человеком.

Для его  достижения необходимо:

  • сформировать навык взаимодействия обучающихся с представителями различных социальных субъектов, в том числе за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.

С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:

  • на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;
  • на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности.

Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постоянным.

В результате реализации настоящей программы могут быть достигнуты следующие воспитательные результаты:

  • начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения;
  • нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
  • неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
  • способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
  • уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим;
  • знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.

Календарно-тематическое планирование кружка

№ п/п

Содержание занятия

Кол-во

часов

Дата проведения

Примеча-

ния

                                           Этика общения          7 ч

1

Дружим с добрыми словами

06.09.

2

Будем общаться. Обращение, приветствие

13.09.

3

Звонок по телефону

20.09.

4

Как поздравить родственников, друзей, знакомых

27.09.

5

А ты в зеркало глядел? Узнай себя

04.10.

6

Когда идёшь по улице

11.10.

7

Еже ли вы вежливы

18.10.

Этикет       8 ч

8

Весёлые правила хорошего тона

25.10.

9

Повседневный этикет

01.11.

10

Школьный этикет

08.11.

11

Я знакомлю разных людей. Я знакомлюсь сам

15.11.

12

Письменное приглашение. Приглашение по телефону

22.11.

13

Просьба, предложение. Скрытая просьба. Согласие на просьбу, приглашение

29.11.

14

Отказ в ответ  на просьбу, предложение, приглашение

06.12.

15

За столом с дедушкой Этикетом

13.12.

Этические нормы отношений с окружающими  10 ч

16

Поведение во время разговора. Мимика и жесты

20.12.

17

Взгляни в себя, сравни с другими

10.01.

18

Поздравления и пожелания

17.01.

19

Благодарность. Комплементы. Извинения

24.01.

20

Жалобы и утешения

31.01.

21

Давайте учиться договариваться

07.02.

22

Приветствие. Прощание

14.02.

23

Родительский дом. Как решать семейные проблемы

21.02.

24

Отношение к старшим

28.02.

25

Когда рядом много людей

07.03.

Этика нормы отношений в коллективе          9 ч

26

Чтобы быть коллективом. Коллектив начинается с меня

14.03.

27

Если радость на всех одна

21.03.

28

О дружбе мальчиков и девочек

04.04.

29

Самолюб никому не люб

11.04.

30

Присмотритесь друг к другу

18.04.

31

Расскажите мне обо мне

25.04.

32

Выражение собственной точки зрения

16.05.

33

Подарки  коллективу. Коллективные подарки

23.05.

34

Вот и стали мы добрей

30.05.

Список литературы

  1. Белопольская Н.А. и другие. “Азбука настроения: Развивающая эмоционально-коммуникативная игра”.
  2. Богданова О.С Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками. Москва, «Просвещение», 1982г.
  3. Богусловская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет. – Екатеринбург: «АРД ЛТД», 1998.
  4.   Горбунова Н.А. Классные часы. Волгоград, «Учитель АСТ», 2004г.
  5. Косачёва И.П. Нравственное развитие младшего школьника в процессе обучения и воспитания. – М.: издательство «АРКТИ», 2005. – 62с.
  6. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. “Современный урок”. Часть 1. Научно-практ. пос. для учителей, методистов. Ростов-на-Дону: Изд-во “Учитель”, 2006
  7. Лихачева Л. Уроки этикета в рассказах, картинках и задачках. Екатеринбург, Средне – Уральское издательство, 1996.
  8. Максимова Т.Н. Классные часы 1 класс Москва «Вако», 2009г.
  9. Малкова Ю. “Умный читатель”. Серия “Через игру к совершенству”. М.: “Лист”, 1999.
  10. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: «Русский язык», 1986.
  11. Пахомова О.А. Добрые сказки. Этика для малышей. – М.: Книголюб, 2006. -88с.
  12. Пятак С.В. Расту культурным: для детей 4-5 лет: в 2 ч. – М.: Эксмо, 2010
  13. Смирнов Н.А. Пособие для учителей и родителей учащихся начальных классов «Этика и этикет младших школьников». Москва, «Школьная Пресса», 2002г.
  14. Сухомлинский В.А. Хрестоматика по этике. – М.: Педагогика, 1990.
  15. Шемшурина А.И. Этическая грамматика в начальных классах. В помощь учителю. Часть1 – 2. –  М.: Школа-Пресс, 1999.
  16. Энциклопедия этикета. – СПб.:Мим-Экспресс, 1996.
  17. Этикет от А до Я для взрослых и детей. М., Издательство “АСТ”, 1998.
  18. Я познаю мир. Детская энциклопедия. Этикет во все времена. М., Издательства: “Астрель”, “Олимп”, “АСТ”, 2000.

nsportal.ru

Внеурочное занятие по этической грамматике для 3 класса “Школьный этикет”

МОУ Лицей г. Истры

Учитель начальных классов Горичева Жанна Валентиновна

Разработка внеклассного занятия по этической грамматике для 3 класса на тему: «Школьный этикет»

Цели занятия: 1. Расширить представления учащихся об этикете.

2. Выработать правила поведения в школе.

3. Развивать умение работать в малой группе, выслушивать чужое мнение, обобщать, анализировать.

Организационный момент.

– Дети, у нас сегодня гости. Поздоровайтесь с ними. Садитесь.

Актуализация знаний.

– На доске у нас висит карта. Расскажите гостям о нашей игре. (Дети рассказывают о том, как мальчик Вежа ведёт наш класс по карте в гости к дедушке Этикету, какие интересные остановки у нас уже были, предъявляют нашу проектную работу – самодельную книгу «Премудрости этикета», докладывают, чему научились на предыдущих занятиях).

– Так что же такое «этикет»? (Правила поведения в различных ситуациях).

– Зачем его надо изучать? (Чтобы не было проблем в жизни, в общении).

Выяснение темы занятия, его целей.

Приглашаю к доске ребят, заранее приготовивших частушки о школьной жизни.

– Вам задание. Внимательно слушайте, в паузе говорите «да» или «нет». «Да» – такое и у нас бывает, «нет» – такого в классе вы никогда не видели.

Школьные частушки

Начинаем петь частушки,

Просим не смеяться.

Тут народу очень много,

Можем застесняться.

Вова в школу опозданья

Объясняет просто:

– А учиться, Мариванна,

Никогда не поздно!

Припев:

Просим быстро дать ответ:

Есть такие или нет?

Катя в школу так летела,

Форму в школу не надела.

Весь урок считал у Кати

Я горошки на халате.

В школе длинный коридор.

Дима мчит во весь опор.

На скаку его не тронь,

Он не Дима – резвый конь!

Ярослав пример решал,

А Сергей ему мешал.

Вот, ребята, всем пример,

Как нельзя решать пример!

– Какие правила были нарушены?

– А у нас есть такие проблемы?

– Нашему другу – мальчику Веже – понравилось бы у нас, да ещё если бы он у нас на перемене побывал?

– Какие этикетные нормы нам надо укреплять?

– Вы уже догадались, куда мы отправимся и о чём будем говорить? (Пойдём по карте в школу и выясним, какие школьные правила существуют).

Работа над правилами поведения в школе.

Какие разделы школьного этикета вы можете назвать?

После всех высказываний на доске появляются заголовки:

Приход и уход из школы.

Внешний вид ученика.

Деловое поведение на уроке.

Содержание учебных вещей.

Поведение на перемене.

Поведение в раздевалке.

Правила поведения в столовой.

– Пришла пора пополнить нашу книгу «Премудрости этикета». Садитесь командами по 4 человека.

Сейчас вы обговорите и запишите правила поведения по тому разделу, который вам достанется. Получив задание, дети работают в группах самостоятельно.

– Давайте послушаем, что у вас получилось. Будьте внимательны. Если, по-вашему, чего-то не хватает, готовьтесь добавить. (Высказывания детей)

– Молодцы! Правила поведения в школе вы знаете. Теперь проверим ваше умение применять их на практике.

Закрепление.

  1. Экзамен Вежи.

– Вежа передал для вас задания. Рассудите, как надо поступить в данных ситуациях?

Ты вошёл в раздевалку. Там толпится много ребят, рядом с тобой девочка, и все её отталкивают. Как ты поступишь?

Утро. Ты входишь в свой класс. В классе уже несколько твоих товарищей. Как ты войдёшь в класс?

На перемене ты случайно налетел на своего одноклассника. Какими будут твои дальнейшие действия?

По коридору идёт твоя учительница и педагог из соседнего класса. Как ты поздороваешься?

Девочка обозвала тебя на перемене. Что ты сделаешь?

Ты увидел, что твои одноклассники дерутся. Как ты поступишь?

На утреннике тебя попросили выступить. Ты не хочешь. Как быть?

  1. Игра «Да» – «Нет».

– Сейчас я буду читать вам стихи о школьной жизни. Если в стихах дети всё делают правильно, то вы показываете пальчиками «+», а если дети не знают школьного этикета, то вы показываете « – «.

Входишь в класс со словом «здравствуй»

И здоровым будешь сам,

Чтоб чувствовать себя прекрасно,

Желай здоровья по утрам!

Неприятно нам в столовой

Рядом с Людой Пироговой.

На соседку слева Люда

Опрокинула два блюда,

А соседу на живот

Сладкий вылила компот.

Володя Левин каждый раз

У нас опаздывает в класс.

Уже давно урок идёт,

А он по лестнице ползёт,

У двери 5 минут вздыхает,

Всех от занятий отрывает.

Носятся на перемене

Гриша с Федей, как олени.

Всех толкают, задевают

И кричать не забывают.

Слова «спасибо», «извините»

Не стесняйся, говори,

Аню, Славу, Валю, Витю

Ты не ссорь,а помири!

Подведение итогов.

– Какую задачу мы решали на сегодняшнем нашем занятии?

– Давайте проверим, чему вы научились. Для этого заполните листочки с пропусками слов.

Дети заполняют карточки:

– В школу надо приходить без________________.

– В общении со всеми употребляйте_______________ слова.

– У учащегося должны быть чистыми не только лицо, руки, кожа, но и____________.

– Надевайте в школу__________________.

– Ученик поддерживает чистоту и порядок на________________.

– Нельзя мешать другим на уроке, громко________________.

– Когда уходите из класса, заканчивая учебный день, попрощайтесь с ________________.

Выслушиваем ответы 2-3 учеников (как позволяет время).

– Итак, нам есть, что записать в книгу «Премудрости этикета».

Помните, когда все вежливы, спокойны, доброжелательны, день начинается в хорошем настроении, с улыбки. Постараемся следить за собой, хорошо?

А чтобы быть приятными дедушке Этикету, мы просто обязаны:

– быть вежливыми и предупредительными всегда и в любых ситуациях;

– не ставить свои интересы на первое место;

– считаться с желаниями и настроением другого человека, как сверстника, так и взрослого;

– помнить про свои ученические обязанности.

infourok.ru

Рабочая программа внеурочной деятельности “Этикет и культура общения”. 3 класс

Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности составлена на основе программы И. В. Зуборева., Е. Ю. Ломтева. «Этикет и культура общения». Взята программа из сборника программ « Организация внеурочной деятельности в начальной школе». Методическое пособие / Составили А. П. Мишина, Н.Г. Шевцова / Под общ.ред. А. П. Мишиной. – М.: Планета, 2015. – 272с. (Образовательный стандарт)

Человеку приходится бывать в различных ситуациях, встречаться с разными людьми. Чтобы всегда и везде выглядеть достойно, и чувствовать себя уверенно, нужно с детства усвоить нормы поведения в обществе, соблюдение их должно стать привычкой. Важно, как можно раньше научить ребёнка следить за своим внешним видом, свободно, без стеснения общаться с другими людьми.

Если у ребёнка недостаточно сформирована способность к общению в детстве, то в дальнейшем у него могут возникнуть межличностные и внутри личностные конфликты, которые у взрослого человека разрешить очень сложно, а иногда и не возможно.

К обучению в школе у ребёнка уже имеется опыт общения со взрослыми и сверстниками, но преобладает непроизвольный характер поведения. Школьнику необходимо дать больше самостоятельности, развивать ответственность за выполнение ряда обязанности. У ребёнка появляется «внутренняя позиция», которая в дальнейшем будет присуща человеку на всех этапах его жизненного пути и станет определять его отношение не только к себе, но и к занимаемому им положению в жизни. Следовательно, наиболее важным периодом обучения этикету является младший школьный возраст.

При изучении курса «Этикет», учащийся начальной школы знакомятся с хорошими манерами, с правилами культурного поведения, которые человечество вырабатывало веками. Тонкости человеческого общения дети познают на основе разнообразного практического материала. Речевая культура – неотъемлемая часть культуры поведения. Культурный человек- значит человек, умеющий быть здоровым. Основные навыки по формированию здорового образа жизни ребята получают при изучении раздела «Ты сам». Занятия по программе «Этикет» предусматривает и выполнение творческих заданий. Дети сочиняют мини-рассказы «Традиций моей семьи», «Если бы я был учителем», «Как Мишутка стал вежливым»; учатся грамотно оформлять письма и поздравительные открытки, приглашения. Под руководством учителя пробуют составлять « невредные советы», из которых в конце года собирается «Справочник правил поведения».

Цель программы: воспитание грамотной и культурной личности.

Цели занятий:познакомить уч-ся с нормами поведения в обществе, сформировать умения выглядеть достойно и чувствовать себя уверенно в различных жизненных ситуациях в соответствии с нормами поведения.

Задачи программы:

  1. Познакомить воспитанников с понятием «этикет», с историей этикета, с навыками культурного поведения, с правилами, нормами поведения в общественных местах.

  2. Воспитывать уважительное отношение к себе, уважительное и тактичное отношение к личности другого человека.

  3. Развивать коммуникативные качества личности.

  4. Развивать речь

  5. будить у воспитанников желания самосовершенствоваться, развиваться всесторонне, гармонично.

  6. Формировать устойчивую положительную самооценку школьников.

Формы и методы организации работы:

В основе обучения лежит ролевой принцип. Собеседники должны осознавать свои ролевые позиции. Игровой принцип обучения соответствует возрастным особенностям ребёнка. Формы работы: ролевые игры, рисование, конкурсы, викторины, тексты, беседы.

Формы контроля:диалог, анализ и обыгрывание ситуацией, решение этических задач, эксперименты, творческие задания, итоговый праздник.

Формы учета оценки планируемых результатов

  1. Опрос

  2. Наблюдение

  3. Диагностика:

– нравственной самооценки;

– этики поведения;

– отношения к жизненным ценностям;

– нравственной мотивации.

4. Анкетирование учащихся и родителей

Программа состоит из 4 крупных разделов:

  1. Этика общения.

  2. Этикет.

  3. Этические нормы отношений с окружающими.

  4. Этика отношений в коллективе.

Формы и виды деятельности

– игровая;

– познавательная;

– краеведческая;

– сюжетно-ролевые игры;

– просмотр мультфильмов;

– посещение выставочных залов и музеев;

– походы в театр;

– конкурсы;

– посещение библиотек;

– праздники.

Основным методом преподавания является игровой тренинг. Вся информация теоретического характера дается либо в виде игры, где учащиеся сами ищут ответы на вопросы темы, либо в виде работы с таблицами-плакатами. Навыки, корторые должны приобрести учащиеся, появляются в процессе разыгрывания ситуационно-ролевых игр по заданиям игровых карточек.

Планируемые результаты обучения:

Учащиеся должны знать:

– историю, виды и значение этикета;

– культуру внешнего вида, правила гигиены;

– правила жизни в обществе,

– правила поведения в семейном кругу, отношения с близкими людьми;

– культуру поведения в общественных местах;

– особенности поведения в школе;

– принципы правильного питания, представление о вреде курения, употребления алкоголя;

– правила гостеприимства;

– правила дарения и получения подарков;

– правила оформления писем, поздравлений;

– правила ведения переписки в сети Интернет.

Учащиеся должны уметь:

– вести себя дома, на прогулке, в театре, в кино, в музее, в транспорте;

– следить за своим внешним видом, за своим здоровьем, соблюдать гигиену;

– правильно общаться с незнакомыми и близкими, разговаривать по телефону;

– вести себя за столом, в гостях, пользоваться столовыми приборами;

– общаться с одноклассниками и учителями, решать конфликтные ситуации;

-общаться с представителями противоположного пола.

Программа рассчитана на 35 занятий, которые проводятся 1 раз в неделю.

Календарно – тематическое планирование

Кол-во

часов

Планов.

Фактич.

Этика общения ( 8 ч )

1.

Здравствуйте, все!

1

2.

Будем беречь друг друга.

1

3.

Дружим с добрыми словами

1

4.

Любим добрые поступки

1

5.

Подари дело и слово доброе

1

6.

Умеем общаться

1

7.

Каждый интересен

1

8.

Подарок коллективу

1

Этикет ( 7 ч )

9.

Премудрости дедушки Этикета

1

10.

За столом с дедушкой Этикетом

1

11.

Школьные правила этикета

1

12.

Когда рядом много людей

1

13.

Как решить семейные проблемы

1

14.

Чистый ручеек вашей речи

1

15.

Встречаем Новый год

1

Этические нормы отношений с окружающими (12 ч )

16.

Душа – это наше творение

1

17.

Отворите волшебные двери добра и доверия

1

18.

Хорошие песни к добру ведут

1

19.

Вглядись в себя, сравни с другими

1

20.

Помоги понять себя

1

21.

О настоящем и поддельном

1

22-23

Тепло родного дома

2

24-25

Поздравляем наших мам

2

26.

Цветы, цветы – в них Родины душа

1

27

Когда солнце тебе улыбается

1

Этика отношений в коллективе ( 8 ч )

28.

Чтобы быть коллективом

1

29.

Коллектив начинается с меня

1

30.

Подарок коллективу

1

31.

Секретные советы девочкам и мальчикам

1

32.

Скажи себе сам

1

33.

Вот и стали добрей и умней

1

34-35.

Школе посвящается

2

infourok.ru

«Рабочая программ во внеурочной деятельности «Путешествие в страну этикета» 3 класс»


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя школа №21»
Программа
для учащихся начальных классов
нравственного направления
«Путешествие в страну этикета»

Учитель начальных классов
Гарбузюк Юлия Александровна
Нижневартовск
I. Пояснительная записка
Кризис человечности, захвативший все слои населения, является следствием, за которым стоит причина – дефицит духовности общества и человека. Поэтому важнейшим объектом познания в школе должен быть человек, его мировосприятие, отношение к самому себе, окружающим людям, к природе.
Приоритетной целью российской системы образования является развитие учащихся: личностное, познавательное, общекультурное. Личность ученика становится центром внимания педагогики. Для реализации этой цели разработан Федеральный государственный стандарт второго поколения, предусматривающий в учебном плане образовательных учреждений раздел «Внеурочная деятельность» по различным направлениям развития личности.
Нормативно-правовой и документальной основой Программы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования являются Закон Российской Федерации «Об образовании», Стандарт, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
В соответствии с требованиями Стандарта, Концепция и Программа духовно-нравственного развития и воспитания учащихся являются ориентиром для формирования всех разделов основной образовательной программы начального общего образования.
По словам академика Д.С.Лихачёва «мы не выживем физически, если погибнем духовно». Процессы развития нашего общества, которые ориентированы на рыночную экономику, привели не только к отчуждению между людьми, но и к потере жизненных ориентиров. Под угрозой оказались нравственные ориентиры жизни, моральная культура. Кризис общества вызвал кризис человека. А это, прежде всего потеря внутренних духовных ценностей человеческой жизни. Однако воспитание Человека в человеке возможно только в том случае, если осознана необходимость этого и возникает стремление собственное несовершенство преобразить в нечто более совершенное. Следовательно, исцеление общества необходимо начинать с «исцеления» самого человека.
Приобщение детей к духовным богатствам человечества будет способствовать формированию гармоничной, творческой личности будущего человека, способной к сопереживанию, распознаванию добра и зла, доброжелательному отношению ко всему окружающему, овладению своими эмоциями и чувствами, пониманию величия человеческой жизни и умению найти своё место в ней.
Программа духовно-нравственного раз

schoolfiles.net

Рабочая программа внеурочной деятельности3класс фгос страна этикета


Пояснительная записка
Приоритетной целью российской системы образования является развитие учащихся: личностное, познавательное, общекультурное. Личность ученика становится центром внимания педагогики. Для реализации этой цели разработан Федеральный государственный стандарт второго поколения, предусматривающий в учебном плане образовательных учреждений раздел «Внеурочная деятельность» по различным направлениям развития личности.
Нормативно-правовой и документальной основой Программы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования являются Закон Российской Федерации «Об образовании», Стандарт, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
В соответствии с требованиями Стандарта, Концепция и Программа духовно-нравственного развития и воспитания учащихся являются ориентиром для формирования всех разделов основной образовательной программы начального общего образования.
Приобщение детей к духовным богатствам человечества будет способствовать формированию гармоничной, творческой личности будущего человека, способной к сопереживанию, распознаванию добра и зла, доброжелательному отношению ко всему окружающему, овладению своими эмоциями и чувствами, пониманию величия человеческой жизни и умению найти своё место в ней.
Актуальность и социальная значимость данного кружка состоит в том, что он призван помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений и на их основе искать путь самовоспитания, саморазвития.
Кружок «Страна Этикета» является неотъемлемой и необходимой частью целостного образовательного процесса школы, так как соответствует её стратегической цели: «Создание условий для достижения нового качества образования, всестороннего развития личности учащихся».
Цель программы:
освоение учащимися норм нравственного отношения к миру, людям, самим себе.
Задачи:
развивать духовное единство между детьми и учителем, устанавливать взаимное доверие;
предоставить возможности ребёнку проявить себя и своё отношение к окружающему миру;
научить детей всматриваться в мир, в людей, которые рядом, учить строить с ними отношения;
прививать детям стремление к постоянному познаванию, убеждать, что каждый может объявить войну своему невежеству.
Данная программа позволяет учащимся 1-4 классов познакомиться с основными знаниями в области этики и этикета и закрепить их на практике.
Программа состоит из 4 крупных разделов:
1. Этика общения
Этикет
Этические нормы отношений с окружающими
Этика отношений в коллективе
Основным методом преподавания является игровой тренинг. Вся информация теоретического характера даётся либо в виде игры, где учащиеся сами ищут ответы на во

schoolfiles.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *