Толерантность 3 класс классный час: Классный час в 3 классе на тему: «Планета толерантности» | Классный час (3 класс) по теме:

Классный час в 3 классе на тему: «Планета толерантности» | Классный час (3 класс) по теме:

Классный час «Планета толерантности»

 Цель: познакомить учащихся с понятием «толерантность», его происхождением и значением.

Задачи:
Образовательная:

Помочь учащимся понять, почему так важно уважать окружающих.

Объяснить ученикам, почему очень важно уметь решать проблемы мирным путём.

Развивающая:

Развивать речь, обогащать словарный запас учащихся.

Развивать умения формулировать и высказывать своё мнение, владеть собой, уважать чужое мнение.

Воспитательная:

Воспитывать положительное отношение учащихся к себе, друзьям, одноклассникам, желание и умение прощать.

Тематическое содержание.

Я, ты, он, она – вместе дружная страна, вместе – дружная семья, в слове «мы» – сто тысяч “я”!» – такими словами начинается некогда очень популярная в нашей стране песня. Далее, если вспомнить, в песне следует описание «большеглазых, озорных, черных, белых и цветных, рыжих и веселых», которые, несмотря на разность внешних данных, интересов и увлечений, взглядов и убеждений, довольно неплохо уживались в одной стране. Но так поется в песне, а в жизни все намного сложнее. Не так легко быть объединенными одним «ансамблем» отношений, входя в такие социальные образования, как «страна», «город», «семья», «школа», «класс».
Проблема культуры общения — одна из самых острых в школе, да и в обществе в целом. Прекрасно понимая, что мы все разные и что надо воспринимать другого человека таким, какой он есть, мы не всегда ведем себя корректно и адекватно. Важно быть терпимым по отношению друг к другу, что очень непросто. «Педагогика сотрудничества» и «толерантность» — те понятия, без которых невозможны какие-либо преобразования в современной школе.
Данная разработка направлена на формирование правильного представления о толерантном поведении и отношениях одноклассников между собой, а также  способствует развитию у детей самосознания, которое помогает ребятам увидеть себя и других такими, какие они есть на самом деле.
Материалы и оборудование:  презентация «Планета толерантности », клип «Давайте дружить», музыкальное сопровождение.

Форма проведения: беседа

Планируемый результат:  знать значение слова «толерантность», правила толерантного поведения; осознавать смысл понятия «толерантный человек»;  учащиеся совершенствовать умение отвечать на вопросы, участвовать в диалоге;  адекватно осознавать значение правил толерантного поведения в жизни человека

Сценарий классного часа.

1.Организационный момент.

2.Постановка темы классного часа.

Тема классного часа, которая станет предметом нашего обсуждения, весьма актуальна. Я предлагаю вам послушать стихотворение.

Люди на свет
Рождаются разными:
Непохожими, своеобразными.
Чтобы других
Ты смог понимать,
Нужно терпенье
В себе воспитать.
Нужно с добром
К людям в дом приходить,
Дружбу, любовь
В своем сердце хранить!

-Как вы думаете, о чём пойдет речь на нашем классном часе? (ответы учеников).

III. Работа по теме .

 Наш классный час посвящен одной из важнейших тем воспитания-толерантности.

-Тема звучит так:  «Планета толерантности»

1.Слово учителя.

Вокруг нас миллионы, миллиарды людей. Каждый день мы видим множество новых, незнакомых лиц. Кого-то замечаем в толпе, а кого-то нет. Мы не задумываемся, что каждый из нас уникален, нет абсолютно одинаковых людей. Даже близнецы обычно очень сильно различаются по характеру. Что же говорить об остальных людях?! У каждого из нас свои интересы, принципы, желания, цели. Каждый из нас выглядит по-разному, по-разному одевается, по-разному разговаривает. Мы все живём в обществе. А учиться жить среди людей, уметь общаться, так же важно, как изучать математику или физику, покорять горные вершины или исследовать морские глубины. И если вы хотите прожить нормальную, полноценную жизнь, без умения жить в согласии с другими людьми, просто не обойтись. Наш мир день ото дня становится жестоким, тревожным, нетерпимым.  Что же происходит с людьми? От чего люди так жестоки друг к другу? Послушайте стихотворение «Добро и Зло».

2. Чтение стихотворения «Добро и Зло»

Добро и зло. Откуда это в человеке?
Когда становится он добрым или злым?
Быть может он рождается таким?
И существует ли добро в ХХ веке?
Ведь говорят, что стали мы и злей и  черствей.
Но я уверенна, что большинство людей
В душе любовь и веру сохранили,
Хотя войну и голод пережили.
Добро и поныне в мире живёт,
Нет, оно никогда не умрёт!
Потому что всегда и во все времена
Люди верили в силу добра!
Эй, человек, оглянись-ка вокруг,
Сколько в мире прекрасного!
Разве может всё это вдруг
Стать жертвой взрыва страшного?!
Или нам мало войн и раздоров,
Ссор, аварий и катастроф?
Или мы до конца не поняли,
До чего ж стал мир жесток?
Доброта – это мир, это истина, правда.
Добрый должен быть каждый из нас,
Чтоб частичку её подарить когда-то
Обделённые в жизни хоть раз.
Хоть разок сделать доброе людям,
В них надежду и веру вселить,
Что зло умирает со зрением,
Но добро продолжает жить!
Да, в мире много добрых людей,
И они живут среди нас,
И добротой бескорыстной своей
Помогают нам каждый сейчас!
Пусть будет небо голубое, 
А солнце – ясным!
Пусть человек не будет злым,
И станет мир прекрасным.
Выйдите люди, из своих квартир!
Слова мои хорошо слышны?
“Люди, доброта и толерантность  спасёт мир,                                       
И вы мне поверить должны!

И вновь мы слышим это слово – толерантность. Что такое толерантность?

Толерантность. Что это такое? –
Если спросит кто-нибудь меня,
Я отвечу: “Это все земное.
То, на чем стоит Планета вся”.
Толерантность – это люди света
Разных наций, веры и судьбы
Открывают что-то, где-то,
Радуются вместе. Нет нужды
Опасаться, что тебя обидят
Люди, цвета, крови не твоей.
Опасаться, что тебя унизят
Люди на родной Земле твоей.
Ведь Планета наша дорогая
Любит всех нас: белых и цветных!
Будем жить, друг друга уважая!
Толерантность – слово для живых!

3. История происхождения слова «толерантность». (слайды № 6,7).

Как появилось это слово? Заглянем в прошлое.

На рубеже XVIII-XIX веков во Франции жил Талейран-Перигор, князь Беневентский. Он отличился тем, что при разных правительствах (и при революционном, и при Наполеоне, и при короле Людовике XVII) оставался неизменно министром иностранных дел.    Это был человек, талантливый во многих областях, но, несомненно, более всего – в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться, искать решение проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей. И при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам.

С именем этого человека и связанно понятие “толерантность”.

4.Определение понятия «толерантность».

Определение слова «толерантность» на разных языках земного шара звучит по-разному:

в английском – готовность быть терпимым;

во французском – отношение, когда человек думает и действует иначе, чем ты сам;

в китайском – быть по отношению к другим великолепным;

в арабском – милосердие, терпение, сострадание;

в русском – умение принять другого таким, какой он есть.

Толерантность часто называют терпимостью, но  это не значит, что,  ударив по левой щеке, мы должны подставлять правую щеку. Толерантный человек – это человек, умеющий принять другого, и уважаемый за это. Толерантность – милосердие, сострадание, уважение других, прощение, сотрудничество.

5.Чтение стихотворений учащимися.

1.Что ж такое толерантность?
Может к бабушке любовь?
2.А быть может это то, что маме
Я на день рождения принес?
3.Понял я, что это – уважение
К мнению не только своему.
4.Видеть боль чужую
Я, по-моему, уже могу.
5.Дам монетку нищему,
Пожилому помогу.
6.Товарища в беде не брошу,
Злобу в класс я не пущу.
7.Если ты к друзьям терпим, 
Выслушать любого можешь.
8.Если нужно, то готов
Ты всегда прийти на помощь.
9.Веришь в чудо, доброту.
Взрослых уважаешь,
10.Маме с папой не грубишь,
Младших ты не обижаешь.
11.Значит, не зря все говорят,
Что ты толерантен.
12.Оставайся им всегда и
Будь еще галантен.
13.Что такое толерантность?
Доброта, любовь и смех.
14.Что такое толерантность?
Счастье, дружба и успех.
15.Если каждый друг к другу будет терпим,
То вместе мы сделаем толерантным наш мир.

 Быть толерантным – означает уважать других, невзирая на различия. Это означает быть внимательным к другим, уважительно относиться друг к другу.
Не случайно, что символом толерантности является радуга. Почему?

 Как вы думаете, а с чего начинается толерантность? Конечно же, с улыбки.

6.Исполнение песни « От улыбки»

Слово учителя.

Идёт  третье тысячелетие. Прогресс неумолимо движется вперёд. Техника пришла на службу человеку. Казалось бы, жизнь должна стать размереннее, спокойнее. Но мы всё чаще слышим слова: беженец, жертва насилия…

В сегодняшнем обществе происходит активный рост  агрессивности, расширение зон конфликтов. Эти явления особо затрагивают молодое поколение, которому в силу возрастных особенностей свойственно стремление к простым и быстрым решениям сложных проблем.

Любой человек совершает в жизни разные поступки. В одних ситуациях он поступает правильно и проявляет свои хорошие качества, но иногда бывает и наоборот. ..

Давайте попробуем составить правила толерантного общения (работа в группах).

6.Правила толерантного общения:  

Уважай собеседника.

Старайся понять то, о чем говорят другие.

Отстаивай свое мнение тактично.

Ищи лучшие аргументы.

Будь справедливым, готовым признать правоту другого.

Стремись учитывать интересы других.

7. Обыгрывание ситуаций.

Давайте проверим, насколько мы толерантны.  Я называю ситуацию, предлагаю два варианта ответа, вы выбираете наиболее близкий для вас.

 Младший брат сломал твою игрушку.

1. Ты его прощаешь.
2. Ты ударяешь его.

·         

Ты поссорился со своей сестрой.

1. Ты попытаешься объясниться с ней.
2. Ты обижаешься и мстишь.

       

С тобой поступают жестоко.

1. Ты отвечаешь тем же.
2. Ты говоришь “нет” и стремишься заручиться помощью.

 Ты недоволен собой.

1. Ты говоришь, что людей без недостатков не бывает.
2. Ты все сваливаешь на других.

 Тебе не хочется идти на прогулку со своими близкими.

1.  Ты идешь с ними гулять.

2.  Ты устраиваешь истерику.
Дети считают.
– Если больше ответов №1, ты проявляешь большую толерантность. Прекрасно! Ты уверен в себе, можешь выразить свое мнение.

– Если больше ответов №2. Ты совсем не толерантен! Если ты попытаешься лучше понять себя, какой ты есть, то мог бы стать более счастливым!


Класс – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царила доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ссор, ни ругани. А что же нужно сделать, чтобы наш класс, наша школа, наш город стал планетой толерантности?

8.Рассказывание притчи.

Китайская притча «Ладная семья» .

Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал, что-то писать, писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: 
любовь; 
прощение; 
терпение.

И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил: – И все? – Да, – ответил старик, – это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И, подумав, добавил: – И мира тоже.

IV.Итог.

И в завершении хочу вам пожелать

Будьте добрыми и человечными

И относитесь, друг к другу так, как хотелось, чтобы другие относились к вам.

Просмотр видеоролика « Давайте дружить».

Классный час “Толерантность – что это?” 3 класс. Презентация | Классный час (3 класс) по теме:

Классный час

в 3 «Б» классе

«Толерантность – что это?»

Подготовила

учитель начальных классов

Е.С.Лаштур

МОУ «СОШ № 61»

Г.Саратов

2013 ноябрь

ТОЛЕРАНТНОСТЬ  что  это?

           Цель: формирование уважительного отношения к другим людям, признание различий и индивидуальности каждого. Способствовать формированию таких ценностных ориентиров, как дружная семья, дружный класс.

                                               Задачи:

1) Изучение понятия толерантности.

2) Увидеть на примере своего класса, что все мы похожие чем-то и разные.

3) Воспитание умения слушать другого человека.

Оборудование: карандаши, листы бумаги, клей, фломастеры, карточки с буквами слова «толерантность», мяч.

Методы проведения – поисковые, дискуссионные, игровые (моделирование жизненно-важных ситуаций в сюжетной игре).

Ход занятия:

1.Организационный момент урока.  

Игра «Приветствие»

Встаньте в круг. Мы сейчас поиграем в игру приветствия. Педагог предлагает детям поприветствовать друг друга, передавая по кругу мяч. Дети называют свое имя и присущие им качества.

Ну вот и поприветствовали друг друга.

Ребята, сегодня мы разделимся на группы. На  столах есть солнышки разных цветов, но у них не хватает лучиков. Вы будете брать один лучик и садится за тот стол, где солнышко того же цвета, что и твой лучик.

Вы разбились на  5 команд. Улыбнитесь друг другу, подарите и мне свои улыбки! Спасибо! Улыбка всегда располагает к общению.

 -Ребята, а вы слышали такое выражение?

Послушайте притчу «Ворота сада»
    Жил – был юноша с дурным характером. Отец дал ему полный мешок гвоздей и сказал: «Забивай один гвоздь в ворота сада каждый раз, когда потеряешь терпение или поругаешься с кем-либо».
    В первый день он забил 37 гвоздей в ворота сада. В последующие дни он научился контролировать свой гнев, тем самым уменьшая количество забитых гвоздей. Он понял, что проще контролировать себя, чем забивать гвозди. Наконец, наступил день, когда юноша не забил ни одного гвоздя в ворота сада. Тогда он пришёл к отцу и сообщил ему эту новость.
    Отец сказал юноше: «Вынимай из ворот один гвоздь каждый раз, когда не потеряешь терпения».
   Наступил день, когда юноша смог сообщить отцу, что вытащил все гвозди.
Отец подвёл сына к садовым воротам: «Сын, ты прекрасно себя вёл, но посмотри, сколько дырок на воротах! Никогда они уже не будут таким как раньше. Когда ты с кем–то ругаешься и говоришь ему неприятные вещи, ты оставляешь ему раны, как те, что на воротах. Можешь вонзить в человека нож, а потом вытащить его, но всегда останется рана… И будет неважно, сколько раз ты попросишь прощения – рана всё равно останется. Рана, принесённая словами, причиняет ту же боль, что и физическая».

– Какие выводы можно сделать прослушав эту притчу?

Ответы детей: (контролировать себя, быть терпеливым, уважительно относится к другим…)

Учитель.  Любой человек – это личность. Учёные считают, что личность складывается из трёх составляющих: из твоего физического тела, из твоего образа (роли) и твоего характера(души).

Что такое душа сформулировать точно никто не может уже многие сотни лет. Говорят, что душа – это великая тайна. У русского народа существует пословица – «Чужая душа – потёмки». Нелегко познать чужую душу, чужую личность, но и свою душу тоже нелегко познать.

Время то времени очень полезно вглядываться в себя: кто я? какой я? как я общаюсь с другими людьми?

Чтобы заглянуть в свою душу, мы познакомимся на уроке с новым словом. 

Оно зашифровано цифрами (запись на цветных лучиках). Чтобы его отгадать, вам нужно назвать положительные качества человека. Я буду помогать вам в толковании этих слов. (слайд)

1 – проявление заботы, внимания, уход за кем-то (заботливость) 

2 – легкое устанавливание контактов (общительность)

3 – мироощущение, проникнутое бодростью, верой в успех (оптимизм)

4 – радость от жизни, её проявлений (жизнерадостность)

5 – устойчивое положительное отношение к жизни (позитивизм)

6 – стремление сделать другому добро (доброта)

7 – сострадание (милосердие)

8 – почтительное отношение (уважение)

9 – готовность понять другого, помочь ему (отзывчивость)

Дети с помощью учителя называют положительные качества и прикладывают лучики к своим солнышкам, расшифровывают слово, собирая по буквам

ТОЛЕРАНТНОСТЬ

Словарик толерантной личности

Слово «толерантность» лучше всего переводится как «терпимость». Это – способность понимать и уважать отличные от собственного происхождение, культуру, взгляды и другие проявления человеческой индивидуальности. В России –  Международный день толерантности отмечают 16 ноября.

Семь основных принципов толерантности:

Уважение человечекого достоинства всех без исключений людей.

Уважение различий.

Понимание индивидуальной неповторимости.

Взаимодополняемость как основная черта различий.

Взаимозависимость как основа совместных действий

Культура мира.

Сохранение памяти.

Творческая работа.

Заселение поляны человечками. (на плакате нарисована поляна) У разных групп человечки разных цветов, а в каждой группе разных размеров.

– Давайте напишем на человечках те национальности, которые встречаются в вашей семье, и  сделаем дружный хоровод из человечков, прикрепив их к поляне.

Обсуждение: все человечки разные и поэтому получился яркий дружный хоровод.

Все мы очень разные. А хорошо это или плохо? Высказывания детей.

Вывод:

В каждом из нас течет кровь наших предков. А они были людьми разных национальностей. Пусть у нас будет разный цвет кожи. Пусть люди будут говорить на разных языках и жить на разных континентах. А может ли быть что-то общее у всех людей, живущих на нашей планете?

Игра.  

В первую очередь толерантность проявляется дома, в школе. Все знают, что нужно жить дружно, но иногда трудно сдержаться, когда мы видим недостатки других. Иногда у нас возникает ощущение, что к нам придираются, стремясь быть сильными, мы становимся не толерантными и остаемся в одиночестве. Как нам стать толерантными? Прежде всего, надо остаться самим собой, видеть свои ошибки. Давайте поиграем. Я называю ситуацию, а вы поднимите красный цветок, если вам подходит первое выражение, синий – второе.

 

1.Младший брат сломал твою игрушку.

1. Ты его прощаешь.
2. Ты ударяешь его.

2.Ты поссорился со своей сестрой.

1. Ты попытаешься объясниться с ней.
2. Ты обижаешься и мстишь.

3.Ты недоволен собой.

1. Ты говоришь, что людей без недостатков не бывает.
2. Ты все сваливаешь на других.

4.Тебе не хочется идти на прогулку со своими близкими.

  1. Ты устраиваешь истерику.
    2. Ты идешь с ними гулять.

 

5. Ты считаешь, что один товарищ тебя предал…

а) Ты мстишь ему.

б) Ты пытаешься объясниться с ним.

  

6. Ты не согласен с кем-то…

а) Ты не даешь ему говорить.

б) Ты все-таки слушаешь его.

         

7. В классе ты уже ответил…

а) Тебе хочется отвечать еще, и ты перебиваешь другого.

б) Ты предоставляешь возможность другим ответить.

 8. Саша плохо одет…

  • Это неважно.
  • Ты подсмеиваешься над ним.

9. Пожилая женщина медленно идет.

  • Ты отталкиваешь ее, чтобы обогнать.
  • Ты помогаешь ей и придерживаешь дверь

10. Ты – мальчик, тебя ставят рядом с девочкой…

  • Ты говоришь, что все девочки – нули.
  • Ты разговариваешь с ней.

11. Ты – девочка, тебя ставят рядом с мальчиком…

  • Ты говоришь, что все мальчики – нули.
  • Ты разговариваешь с ним.

12. К тебе подходит ребенок-инвалид…

  • Ты естественным образом разговариваешь с ним.
  • Ты отходишь от него и не знаешь, что сказать.

 Подведение итогов.  

В школе, как и везде, все разные: есть маленькие, большие, худые, полные. Почему мы иногда смеемся над ними. Потому что мы их боимся, мы не хотим делиться или мы не уверены в себе. 

Ребята, что значит быть толерантным?

– Означает уважать других, невзирая на различия.

– Это означает быть внимательным к другим и обращать внимание на то, что нас сближает. Любить друг друга (слайд)

Рефлексия.   

 На столах у вас есть смайлики, один весёлый, а второй грустный. Если вам понравилось наше занятие, и вы чувствовали себя хорошо, прикрепите на солнышко весёлый, а если тебе было грустно и не интересно, то прикрепите грустный.

Используемые источники:

 «Словарь русского языка» С.И.Ожегов, Екатеринбург «Урал – Советы», 

Максимочкина В.Н., Волгоград, «Учитель», 2008 г.

http://lib.znate.ru/

Практическое руководство по развитию устойчивых учащихся

Размышление о внедрении и внедрении «окна толерантности» в школьный контекст может быть чем-то, что следует рассмотреть более широкой преподавательской группе. Несколько вопросов для размышления:

  • Где и кем его лучше всего представить? Например, в классе, английском или математике или на групповых собраниях годичного уровня?
  • Какими способами его можно последовательно поддерживать в учебных контекстах и ​​классах?
  • Каким образом координаторы и руководители могут последовательно поддерживать и использовать его? Каким образом студенты могут быть вовлечены в его внедрение и реализацию?

Пребывание в окне допуска

Познакомьте учащихся с окном модели толерантности. Поговорите о примерах, когда кто-то может выйти за пределы окна или выйти за его пределы, обращая внимание на то, как это может ощущаться в теле, и принимая во внимание, что выход за пределы окна происходит для всех нас время от времени.

Рисунок 3.8: Создано Говинд Кришнамурти и Кей Эйр по лицензии CC BY-SA.
  • Конкретно представить концепцию окна допуска. Например, это может быть нарисовано на белой доске, или каждый ученик может иметь на своих партах ламинированную версию окна формата А4.
  • Окно Института «отмечается» во время урока, чтобы оценить мнения о том, где находится группа с точки зрения окна.
  • Подтверждение контекстуальных событий, которые могут влиять на то, где каждый находится в отношении своего окна, например, приближающиеся экзамены или общественное мероприятие.
  • Модель, отражающая, где вы находитесь по отношению к вашему окну толерантности. Вам не нужно подробно описывать основные причины.

Управление эскалацией (оранжевая зона): работа с молодыми людьми, которые часто находятся за пределами своего окна терпимости

В качестве первого шага в работе с молодыми людьми, которые часто оказываются за пределами окна терпимости, мы должны признать важную роль, которую их защитные реакции играли для них в прошлом. Замечательно, что когда им это действительно было нужно, их мозг и тело нашли способ выжить. Мы также должны помочь молодым людям сохранить чувство безопасности в повседневной жизни, насколько это возможно. Только когда они не чувствуют безопасности, им потребуются их защитные реакции. Имея это в виду, вы могли бы обсудить с молодым человеком следующие вопросы в спокойное время:

  • Где для вас самое безопасное место в школе?
  • Где для вас самое безопасное место в мире?
  • Можем ли мы как-нибудь помочь вам взять с собой в школу частичку этого места?
  • Есть ли в школе люди, которые помогают тебе чувствовать себя в безопасности? Если да, то кто?
  • Есть ли кто-нибудь, кого бы вы хотели взять с собой в школу, чтобы чувствовать себя хорошо? (может быть из семьи или друга, может быть музыкальным или спортивным героем и т. д.) Как мы можем помочь вам взять что-то от этого человека с собой в школу?
Рисунок 3.9: Создано Говинд Кришнамурти и Кей Эйр по лицензии CC BY-SA.

Ответы на эти вопросы могут внести вклад в план, составленный с молодым человеком, чтобы помочь ему легче сохранять чувство безопасности в повседневной жизни. Чем в большей безопасности молодой человек чувствует себя в школе, тем меньше вероятность того, что он превысит свое окно терпимости. Некоторые другие идеи для работы с молодежью за пределами их окна толерантности:

  • Узнайте больше о телесных признаках возрастающего стресса для молодого человека и для себя.
  • Предложите учащимся возможности, которые повысят их чувство контроля и силы.
  • Пересмотрите свои ожидания в отношении прогресса молодых людей – возможно, они не в состоянии усвоить весь материал курса, и на какое-то время необходимо сосредоточить внимание на социальных/нормативных вопросах.

Управление чрезмерным возбуждением (красная зона): работа с молодыми людьми, которые выходят за пределы допустимого диапазона

Нервная система детей и молодых людей, перешагнувших порог терпимости, находится в состоянии повышенной готовности к действию.

Их системы требуют успокоения посредством деятельности, которая позволяет им замедлиться. Мы должны стремиться помочь этим молодым людям найти регулирующее движение. Некоторые идеи для использования с этими учащимися в классе включают:

  • Перемежайте перерывы в групповой деятельности, например, зевните и потянитесь, все пройдут один раз по комнате, не отрывая ног от пола или как будто в комнате нет гравитации, инициируйте мексиканские волны, встаньте, повернитесь и снова сядьте .
  • Используйте больше возможностей для кинестетического обучения.
  • Планируйте с подростком перерывы для движения, например, прогулку по овалу или возможность выполнить поручение или связаться с самым безопасным местом в школе (где бы это ни было для подростка).
  • Спланируйте и отработайте с молодым человеком путь к отступлению, если он ему понадобится.
  • Вместе с коллегами и молодыми людьми разработайте план на случай их активации и практикуйте его.

У некоторых травмированных детей случаются вспышки крайнего гнева и агрессии. Всегда лучше разрядить такие ситуации, прежде чем они станут экстремальными, с помощью методов обучения, описанных выше. Однако бывают случаи, когда вам, как учителю, приходится реагировать на крайнюю аффективную дисрегуляцию ребенка. Временами описанных выше практик оказывается недостаточно, или они не выполняются достаточно быстро, или ребенок испытывает такие крайние эмоции, что не может справиться с собой. Для детей, склонных к агрессивным вспышкам, важно иметь заранее подготовленный план действий, в котором подробно расписано, кто, что, когда и где должен делать. План может включать призыв к родителям/опекунам помочь с ребенком. Ребенок должен быть включен в это планирование, чтобы он знал, что произойдет, и имел некоторый выбор, если произойдет вспышка.

Рисунок 3.10. Создано Говинд Кришнамурти и Кей Эйр по лицензии CC BY-SA.

Обеспечение безопасности
Необходимо обеспечить немедленную безопасность ребенка, других учащихся, учителей и персонала. При сильном возбуждении и нарушении регуляции ребенок не может ясно мыслить или принимать правильные решения. Ребенок также будет напуган собственным отсутствием контроля, что еще больше усилит его эмоции. Им понадобится помощь, чтобы успокоиться, и они не смогут отвечать на логические запросы, пока не успокоятся. Для получения дополнительной информации обратитесь к политике поддержки поведения в отделе, службе или организации, в которой вы работаете.

Сохраняйте самоконтроль
Лучший способ помочь крайне неуравновешенному ребенку — оставаться спокойным и самоконтролируемым. Используйте успокаивающий тон, чтобы напомнить ребенку, что вы помогаете ему оставаться в безопасности, уводя его в тихое место, где он может успокоиться. Если вы боитесь ребенка, уберите себя и позвольте кому-то другому принять меры. Будьте рядом с ребенком; продолжайте говорить; используйте свое присутствие, чтобы помочь им успокоиться. Если вспышка ребенка действительно напугала вас, подумайте об этом позже, так как это может быть связано с вашим собственным травмирующим опытом. Поговорите с кем-нибудь об этом, чтобы вы могли помочь в другое время.

Успокоить ребенка
Ребенку может потребоваться присутствие родителя или опекуна, чтобы полностью успокоиться, или ему может потребоваться некоторое время в одиночестве. Многим детям лучше, если кто-то находится с ними в это время, тихо сидит или тихо разговаривает. В зависимости от серьезности события ребенку может потребоваться некоторое время, чтобы полностью успокоиться, и ему может потребоваться пойти домой, а не вернуться в класс.

Помогите ребенку понять, что произошло
Ребенку потребуется время, чтобы рассказать о том, что произошло, и он сможет это сделать лучше, когда будет полностью спокоен. Лучше заняться этим, прежде чем применять какие-либо необходимые дисциплинарные меры. Прокомментируйте сильные переживания ребенка и то, насколько тяжелыми для всех являются такие события. Попросите ребенка подумать о том, что с ним происходило до и во время события. Дети часто отвечают: «Я не знаю». Скажите ребенку: «Должно быть тяжело и запутанно не знать, что ты чувствуешь, когда случаются трудные вещи».

Предоставьте ребенку собранный вами рассказ о том, что произошло, обязательно различая то, что вы знаете, и то, что вам рассказали другие. Убедитесь, что ребенок услышал и понял, выслушайте его рассказ и согласитесь изменить повествование, если есть ошибка, не противоречащая вашему наблюдению или тому, что вы считаете правдой. Не вступайте с ребенком в спор о том, что произошло. Дети могут не говорить правду о событии или обвинять других в своем поведении. Убедитесь, что ребенок услышал исчерпывающий рассказ о событии.

Последствия
Четко объясните последствия. Постарайтесь сделать их естественными и подходящими для уровня агрессии. Если ребенок что-то сломал, он должен это починить, или использовать свои карманные деньги, чтобы починить это, или внести свой вклад в починку. Если они причинили кому-то боль, им нужно будет извиниться и возместить ущерб, сделав что-то для человека, которого они обидели. Если школьная политика предусматривает исключение ребенка на определенный период времени, это время должно иметь структуру и цель, которые способствуют обучению ребенка безопасному поведению.

Помогите ребенку взять на себя ответственность
Ребенку часто будет трудно думать о социальных последствиях своего поведения, и ему может понадобиться помощь, чтобы взять на себя ответственность за причиненный им вред и ущерб. Это может быть долгим процессом, для завершения которого потребуется терапевтическое вмешательство. Побуждайте ребенка размышлять о событии и возникших последствиях, например о том, что другие дети могут испугаться их и не захотеть с ними играть. Помогите ребенку реинтегрироваться в группу и помогите другим детям принять ребенка.

Разговор с другими детьми
Если другие дети были вовлечены в сложный инцидент, им может потребоваться опрос или другое внимание. Если ребенок пострадал во время сложного инцидента, родители ребенка будут расстроены и захотят узнать, что делает школа в отношении травмированного ребенка. Пострадавшему ребенку, конечно же, потребуется неотложная помощь, и ему может понадобиться поддержка или консультация, если инцидент сильно повлиял на него. Ребенка и его родителей нужно будет внимательно выслушать и дать объяснение поведения травмированного ребенка, не нарушая конфиденциальности. Им также потребуется понимание плана школы по управлению такими инцидентами в будущем. Родителям может потребоваться несколько встреч, чтобы почувствовать, что их услышали в этих вопросах. Другим детям, ставшим свидетелями сложного происшествия, может понадобиться возможность рассказать о происшествии и получить уверенность в том, что в будущем они будут в безопасности. Спокойная, обнадеживающая и сдержанная реакция всего школьного персонала жизненно важна для постоянного здорового функционирования школы.

Просмотрите план
После сложного события найдите время, чтобы обсудить его с другими участниками, а затем просмотрите план с другим школьным персоналом, вспомогательным персоналом, родителями и другими лицами, такими как терапевты и кураторы. Сработал ли план так, как предполагалось? Можно ли было сделать что-то еще или использовать другую поддержку? Меняйте план по мере необходимости. Убедитесь, что ребенок знает о любых изменениях в плане.

Борьба с гиповозбуждением (зеленая зона): работа с молодыми людьми, не достигшими допустимого предела терпимости

Нервная система молодых людей, которые не достигают порога толерантности, может начать отключаться, когда они теряют чувство безопасности. Это учащиеся, которые могут оторваться от себя и от класса, и им требуется нежное участие, чтобы снова войти в окно терпимости. Некоторые идеи, которые можно использовать с этими учащимися в классе, включают в себя введение коротких, острых упражнений, которые переносят молодых людей в настоящий момент с акцентом на то, что происходит здесь и сейчас. Вот некоторые примеры:

  • Все показывают на что-то зеленое.
  • Коснитесь головы и одновременно потрите живот, затем поменяйтесь местами.
  • Узнайте, какого цвета глаза у человека рядом с вами.
  • Упритесь большими пальцами ног в подошву обуви.
  • Сенсорная стимуляция.
  • Все говорят, что три предмета можно увидеть, две вещи можно услышать и одну вещь можно обонять.
  • Включите возможности кинестетического обучения, которые имеют сенсорный элемент, то есть действия, которые стимулируют многие чувства.
  • Создайте в комнате пространство для сенсорного отдыха, например, уголок с подушками с текстурными подушками и успокаивающими плакатами, включите успокаивающую музыку и т. д.
Рисунок 3.11: Создано Говинд Кришнамурти и Кей Эйр по лицензии CC BY-SA.

Окно терпимости — это модель, которую мы все могли бы применить в своей жизни. Это может быть удобным руководством, которое поможет нам лучше понять изменчивые состояния молодых людей, с которыми мы работаем, а также даст возможность лучше задуматься о наших собственных окнах. Это может помочь нам лучше понять, насколько наши ученики готовы учиться в любой момент времени, и может дать нам некоторое представление о том, что может понадобиться молодому человеку, чтобы безопасно восстановить себя в пределах своего окна терпимости.

Управление диссоциацией (синяя зона): работа с молодыми людьми, которые сильно не достигают порога терпимости

Все мы используем диссоциативные реакции в повседневной жизни. Учитывайте каждый раз, когда вы сосредотачиваетесь на одной конкретной задаче — это означает, что вы можете не слышать чью-то речь или не думать о других темах. Дети, в частности, используют диссоциацию, чтобы облегчить свое обучение.

Травма, связанная с жестоким обращением, вызвана угрожающими и подавляющими переживаниями детей. По мере развития детей травматический опыт вызывает реакцию избегания, которая становится шаблоном для взаимодействия со всем их миром. Мозг травмированных детей переходит от адаптивных реакций выживания к общему защитно-защитному состоянию. Для детей эффективнее действовать таким образом. Диссоциация, основанная на травме, возникает из-за вынужденного погружения ребенка в подавляющее переживание насилия и угрозы. Ребенок в первую очередь сосредоточен на том, чтобы избежать боли, стыда и обиды от жестокого обращения, и начинает развивать бессознательные или подкорковые реакции, чтобы попытаться достичь этого. В этом контексте, связанном со злоупотреблением, диссоциацию можно рассматривать как спектр стратегий, как сознательных, так и особенно подсознательных, используемых для того, чтобы чего-то не знать.

Рисунок 3.12: Создано Говинд Кришнамурти и Кей Эйр по лицензии CC BY-SA.

Диссоциативные реакции проистекают из противоречий, присущих желанию дистанцировать оскорбительные действия со стремлением установить связь с теми, кто должен заботиться о ребенке и реагировать на его потребности. Поскольку эти действия осуществляются в нижних подкорковых или подсознательных областях мозга, у детей отсутствует способность оценивать и, следовательно, регулировать свои реакции. Реакции детей бывает трудно заметить, потому что они часто усваиваются. Критическим моментом для профессионального размышления является то, что такое поведение может ухудшить способность ребенка взаимодействовать со своим миром. Следующий список дает начальное понимание этих проявлений. Он ни в коем случае не является исчерпывающим.

  • Флуктуация внимания в диапазоне от незначительных «расплывчатых выходов» до состояний транса или провалов в памяти. Вы можете сказать себе что-то вроде: «Этот ребенок даже не слушает меня» или «Я действительно не думаю, что этот ребенок понимает, что я говорю».
  • Колебания настроения и поведения, которые могут заставить вас сказать: «Это поведение похоже на поведение другого ребенка!»
  • Ребенок рассказывает об альтернативных «я» или воображаемых друзьях, которые контролируют его поведение. Вы можете подумать: «Я никогда раньше не слышал, чтобы воображаемый друг так описывался».
  • Деперсонализация или чувство оторванности от себя. У вас может возникнуть ситуация, когда ребенок не узнает себя на фотографии класса.
    Мальчик в рубашке поло, лицензия CC0.
  • Дереализация или чувство оторванности от мира. Вы можете даже не замечать этого явления, но ребенок может говорить или воспринимать мир как «туманный» или «как будто я в кино».
  • Отказ от всех внешних раздражителей или общения. Можно описать этого ребенка как «полностью закрытый».
  • Не отвечает на вопросы или отвечает на них нечетко и неконцентрировано. Вы снова можете подумать: «Этот ребенок просто не слушает меня».
  • Взгляд вдаль. Вы можете подумать, что «это просто не ребенок, который думает о своих планах на выходные».
  • Навязчивые мысли и чувства, включая воспоминания. Вы можете заметить, что «этому ребенку действительно неудобно, когда я прошу класс закрыть глаза».
  • Онемение – как физическое, так и эмоциональное. Вы можете отметить про себя: «Кажется, этот ребенок не реагирует, когда я прикасаюсь к нему».
  • Членовредительство. Вы, скорее всего, заметите это или узнаете об опасениях за ребенка от их друзей.
  • Чрезмерно уступчивое поведение. Это может быть самым трудным, потому что вы, скорее всего, подумаете: «Этот ребенок такой хороший — кажется, он очень хорошо справляется со своими переживаниями».

Вы, как учитель в классе или на школьном дворе, можете помочь диссоциированному ребенку переориентироваться в классе или на школьной территории. Вы также можете работать вместе с ребенком, чтобы свести к минимуму диссоциативные переживания в будущем. Полезные ответы, когда ребенок диссоциирует, включают:

  • Убедить ребенка в том, что он в безопасности (помните, что диссоциативное поведение возникает из-за страха, ярости, стыда, беспомощности, потери, замешательства и других сложных чувств, а не из-за преднамеренного манипулирования или лени).
  • Эмпатический ответ (например, «Ты выглядишь испуганным, мне жаль, что сирена тебя напугала»).
  • Приостановление конфронтации до тех пор, пока не появится ребенок.
  • Позволить ребенку спокойно пройти в «отведенное безопасное место» в классе (например, в уголок для чтения или запасной стол).
  • Принятие чувств ребенка, даже если они не имеют для вас смысла, давая понять ребенку, что вы принимаете все его чувства (даже если вы не понимаете, почему ребенок так реагирует на данную ситуацию).
  • Поощрение ребенка к использованию более подходящих способов выражения сложных чувств (например, каракулей или рисунков, словесного изложения чувств в дневнике, сжимания мяча, пробежки в тренажерном зале или других физических упражнений, которые безопасно высвобождает сильные чувства) Избегание говорить или спрашивать о «позитивной части» ребенка. Разрешать ребенку посетить консультанта или посидеть в кабинете директора, чтобы успокоиться, и позвонить поддерживающему опекуну.
  • Наказание за нежелательное поведение только после того, как ребенок успокоится.

Полезные ответы для работы с ребенком в то время, когда диссоциация не происходит, и для уменьшения потребности ребенка в диссоциации включают:

  • Разработка ключевого слова с диссоциативным ребенком, которое можно использовать, чтобы вернуть ребенка в настоящее.
  • Разработка согласованных сигналов руками для использования перед ребенком, чтобы предупредить его о том, что он засыпает, чтобы вернуть его в здесь и сейчас.
  • Научиться распознавать и, по возможности, устранять триггеры (например, неожиданное прикосновение, резкий голос), которые вызывают у ребенка диссоциацию.
  • Сообщите ребенку заранее, когда триггер неизбежен (например, если выход из класса приводит к агрессивному или незрелому поведению, это может помочь напомнить ребенку о предстоящем переходе до того, как класс должен уйти, и заверить его, что он безопасный).
  • Предоставление ребенку безопасного предмета на столе, который поможет ему «собрать все вместе», если он чувствует себя перегруженным (часто простое знание того, что вариант доступен, уже помогает ребенку чувствовать себя в большей безопасности, а чувство безопасности снижает потребность в диссоциации).
  • Ограничение сюрпризов.
  • Создание предсказуемой рутины.
  • Объединение ребенка с поддерживающим и заботливым сверстником для действий, которые вызывают у ребенка тревогу (например, поездка в класс, перемена, поход в туалет).
  • Воспроизведение музыки, с которой ребенок ассоциируется безопасно.
  • Хотя на первый взгляд эти реакции могут показаться «нянчиной» или «поощрением плохого поведения», они помогут ребенку быстрее сориентироваться в текущей ситуации, лучше вести себя в классе и взять на себя ответственность за свое поведение.

Хотя эти шаги могут показаться трудоемкими, они не должны занимать много времени, поскольку они могут не обострить проблему, а деэскалировать ее, они могут сэкономить ваше время. Кроме того, они часто занимают еще меньше времени, поскольку «рутина» становится более привычной (для вас обоих) и ребенок учится ассоциировать ваш голос и слова с переориентацией.

Вы можете беспокоиться о том, что такое «нянчание» может стоить того, чтобы ребенок разыграл, чтобы получить это особое внимание. Однако с диссоциацией; эти фразы имеют другой эффект — они повышают безопасность и, таким образом, помогают ребенку не перегружаться и не нуждаться в диссоциации. Это, скорее всего, поможет убедить ребенка в том, что вы заботитесь о нем, что он в безопасности с вами и может доверять вам в том, что вы поможете ему, когда он чувствует себя подавленным, взволнованным, закрытым или «отстраненным».

Вы можете переживать, что другие дети в классе будут возмущены «особым обращением», которое получит ребенок. Однако (и особенно если ребенок агрессивен или взрывоопасен) одноклассники часто приветствуют меньше драматизма и более спокойный класс. Более того, одноклассники часто следуют примеру учителя, предлагая поддержку и сострадание, если ребенок расстраивается.

Вмешательство в классе не может и не должно заменять специализированную оценку со стороны профессионала, разбирающегося в области травмы и диссоциации (и, при необходимости, лечения травмы, когда ребенку можно помочь справиться с проблемами, лежащими в основе диссоциации). Тем не менее, простые шаги могут помочь и вам, и ребенку чувствовать себя более уверенно, а также могут сделать школьную жизнь более безопасной для ребенка.

Вопросы для рассмотрения

Три вопроса о ресурсах учащегося:

  • В каких ситуациях молодой человек с наибольшей вероятностью сможет оставаться в пределах своего окна терпимости и, таким образом, использовать социальное взаимодействие с другими и чувствовать себя в безопасности?
  • Есть ли определенные люди, с которыми учащийся чувствует себя в большей безопасности?
  • В каких ситуациях чаще всего проявляются защитные реакции подростка?

Пять вопросов, которые нужно взять с собой в класс:

  • Где находится молодой человек по отношению к его окну терпимости?
  • Откуда я знаю?
  • Где я нахожусь по отношению к своему окну толерантности?
  • Откуда я знаю?
  • Что мне сейчас нужно, чтобы оставаться в окне терпимости?

Три вопроса для коллег:

  • Как можно поделиться знаниями об окне толерантности между учителями и учениками?
  • Какие стратегии вы уже используете, чтобы помочь учащимся оставаться в рамках своих окон терпимости?
  • Что вы делаете, чтобы оставаться в рамках своего окна терпимости?
  1. Назовите три способа воздействия травмы на мозг.
  2. Каковы пять зон модели «окна допуска»?
  3. Как учителя могут помочь диссоциативным ученикам?

Прочтите следующее: Тобин, М. (2016). Детская травма: пути развития и последствия для класса. Изменение мышления: дискуссии в неврологии, Психология и образование, 3 , 1-19. Австралийский совет по исследованиям в области образования.

 

Формирование ожиданий в классе в отношении доверия, терпимости и гражданского дискурса

В начале учебного года важно задать тон школьной культуре на год: свободный от ненависти, доверчивый и терпимый. В частности, в общественных науках основы гражданского дискурса являются необходимыми структурами и ожиданиями для обучения учащихся в первые несколько дней в школе. Все уроки истории посвящены случаям угнетения, и учащиеся должны иметь возможность затрагивать сложные темы прошлого и своей жизни. Трагические события в Шарлоттсвилле два года назад служат важной темой для демонстрации учащимся того, как эти ценности проявляются в обществе, и имеют решающее значение для обсуждения, чтобы помочь учащимся понять их смысл. Этот урок призван помочь учителям создать доверительную учебную среду, а также контекстуализировать события в Шарлоттсвилле. Дополнительные ресурсы можно найти под хэштегом Twitter #charlottesvillecurriculum.

Цели:
  • Учащиеся смогут создавать классные ожидания и нормы на основе характеристик групповых идеалов
  • Студенты смогут размышлять и обсуждать события в Шарлоттсвилле, чтобы смоделировать гражданский дискурс вокруг сложных проблем в обществе.
Задание

1. Предложите учащимся провести мозговой штурм и ответить на следующие вопросы:

  • Подумайте о различных группах, к которым вы принадлежите (например, спортивные команды, сообщества, семья, клубы, хобби и т. д.).
  • Каковы характеристики этих групп, которые обеспечивают их хорошее функционирование и достижение своих целей?

2. Пока учащиеся отвечают на вопросы, держите на доске текущий список. Ответы могут включать

  • Участники заботятся друг о друге
  • Организовано, чтобы обеспечить своих людей
  • Правила/нормы, которых придерживаются люди
  • Участники любят друг друга или заботятся друг о друге
  • Люди уважительны
  • Равенство и индивидуальные свободы ценятся
  • Люди идентифицируют себя с группой/местом
  • Проблемы обсуждаются вежливо/проветриваются открыто
  • За нарушение правил следуют последствия

3. Спросите учащихся: Какие характеристики членов групп в этих группах помогают добиться этого? Снова создайте список ответов учащихся на доске. К таким характеристикам могут относиться:

  • Вид
  • Уважительный
  • Полезно
  • Принятие различий
  • Трудолюбивый
  • Добросовестный (думает о другом)
  • Пытается делать как лучше
  • Слушайте друг друга
  • Открытость

4. Спросите учащихся: что может помешать группе или членам группы реализовать эти характеристики? Что мешает группам или сообществам нормально функционировать?

5. Раздайте учащимся Раздаточный материал A: Charlottesville Discussion и попросите учащихся прочитать статью в малых группах. (В качестве альтернативы покажите видео из той же статьи Washington Post. ) Учащиеся должны обсудить следующее в небольших группах по три-четыре человека:

  • Что случилось в Шарлотсвилле? Какие действия были предприняты и почему?
  • Как это соотносится со списком характеристик образцовых групп, который вы создали?
  • Как это демонстрирует, что может помешать сильному сообществу или группе?
  • Как мы можем применить это к нашему взаимодействию в классе?

6. Предложите учащимся поделиться своими ответами и размышлениями всей группой. Здесь важно, чтобы студенты добровольно давали свои ответы и чтобы у всех студентов, которые хотят быть услышанными, было время и место для этого.

7. Объясните учащимся, что расизм, ненависть и угнетение — это сложные темы, которые принимали разные формы на протяжении всей истории, и что Шарлоттсвилль — это один из примеров необходимости гражданского дискурса в обществе. Основой для обсуждения этих вопросов является доверительное и уважительное пространство, где они могут развивать свои собственные идеи. Затем свяжите эту цель с ожиданиями в классе, которые учащиеся разовьют в форме «обязательств в классе». Используя Раздаточный материал B: Обязательства и размышления в классе, учащиеся дадут обещание, основанное на том, что они узнали, двумя способами:

Шаг 1:  Учащиеся будут сотрудничать, чтобы создать видимое «Классное обязательство» в соответствии с ожиданиями класса. Поощряйте учащихся к творчеству (т. е. каждый из них может написать слово, это могут быть символы и изображения, они могут выделить его маркером, назвать свой класс и т. д.). Это ожидания, которые все они согласятся соблюдать в своих взаимодействиях друг с другом в течение года, и они должны быть в формате, который может быть виден в комнате в любое время. Каждый класс должен создать свое собственное обязательство в классе; поощряйте каждый класс делать что-то уникальное для них. Когда учащиеся сотрудничают, допускайте их лидерство, но следите за тем, чтобы все голоса были услышаны и способствовали выполнению обязательств в классе.

Шаг 2:  Учащиеся индивидуально напишут размышления о том, что они узнали из событий в Шарлотсвилле. В этом размышлении они должны обсудить: