Стихи и з сурикова для детей 3 класса: Короткие, детские стихи Сурикова для детей 3, 5 класса, легко учащиеся

Содержание

Стихи Сурикова для детей

«Степь да степь кругом», – помните эти строки? Их подарил миру Иван Суриков. И вы наверняка сможете продолжить фразу «Что стоишь, качаясь..». У одаренного поэта-самоучки пела душа – большинство его стихотворений музыкальные. Особенно мелодичны стихи Сурикова для детей. Они увлекут даже ребят младшего дошкольного возраста.

Стихи Сурикова читать

Показывать по

10 записей25 записей50 записейВсе записи

«На старинный лад»

Читая стихотворения Сурикова, так и хочется их пропеть. Секрет в образовании поэта. Сурикова обучали грамоте на «старинный лад», нараспев. Поэтому и стихотворения мальчишка распевал – такой подход остался с ним на всю жизнь. Когда он стал писать, потом еще долго сверял размер стихов пением. Лишь позже окончательно усвоил теорию стихосложения.

Лиричность творчества Сурикова привлекла внимание Чайковского и Римского-Корсакова. Эти знаменитые композиторы написали к некоторым произведениям музыку. Так стихи «Рябина» и «В степи» превратились в народные песни.

Сильные личности в большом городе

Несмотря на музыкальность, Суриков не всегда придерживается мажорных ноток. Среди героев его стихотворений – простые люди, которым приходится выживать в большом городе. Портные, рабочие, швейки, сапожники, бездомные бродяги – поэт изображает их с грустной напевностью.

Но Суриков показывал: даже в беспокойном и грозном мире можно оставаться сильным душой. Упор он делает не на социальный протест и не на упреки миру. Он показывает силу человеческого духа, достойно принимающего страдания и сложности. Недаром «Рябина» Сурикова стала народной песней в период войны. У поэта много стихов, которые стали «голосом» масс.

Часто стихи Сурикова для детей воспевают прекрасные просторы деревни. Сельская местность – прекрасное видение, мечта… Через слова так и льются живописные картины русской природы.

Лучшее – детям

Через свои стихи Суриков «говорил» и с малышами. Недаром произведения поэта читают ребятам в детских садах. Повествуют короткие стихи Сурикова о красоте природы и временах года. Стихотворения образные, яркие и солнечные, полны тепла и свежести. Они прививают любовь к прекрасному. Лирика отличается простотой и мелодичностью. Бытовые зарисовки очень живые.

Дети постарше откроют для себя мотив путешествия в стихах Сурикова. Частый герой его творчества – ямщик. Стихотворения основаны на приключениях и легендах из жизни этих людей. Дорога, просторы, скитальцы – образ дороги занимает значимое место в лирике Сурикова.

Поэта хвалят за умение выразить впечатления детства. Он сумел показать детскую безмятежность в легких и незатейливых, на первый взгляд, строках. Любовь к родным окрестностям, народному творчеству и природе – он все объединил в своем творчестве. Поэтому детям близки его строки – они душевные и простые для восприятия.

Через тернии – к звездам

Сегодня творчество Сурикова вызывает восхищение. Его называют народным поэтом России. Но таланту пришлось пробиваться, словно одуванчику на асфальте. В детстве Суриков тянулся к книжным знаниям, но родители в упор не хотели видеть его дар. Он писал стихи тайком от отца и в свободное время читал Пушкина, Лермонтова, Некрасова. Судьба свела его с нужными людьми, которые помогли ему найти себя в поэзии. Позже Иван Суриков даже организовал литературное сообщество. Так талант пробился к свету.

Потерянные стихи

Первые стихотворения автора всегда самые интересные: чуть неуклюжие, но с особенным колоритом. Но автор не оставил их людям – уничтожил. Ему не понравилась неточность образов, некоторая манерность, пластичность и простота. К сожалению, при жизни поэту почти не досталось аплодисментов. Его упрекали в «болезненном однообразии». Известность пришла уже после смерти.

И.Суриков “Детство”. 3-й класс

Цель: учиться выразительно читать. Обогащать словарный запас.

1. Речевая разминка: (Приложение 1)

Текст “Плотник”. Работа в паре. Один ученик – учитель. Другой ученик. Ученик читает вслух 1-ый абзац, а учитель внимательно слушает, не перебивает. Затем в вежливой форме указывает на количество ошибок и отмечает в маршрутном листе. Затем дети меняются ролями. Только второй ученик читает 2-ой абзац.

– не забудьте отметить в маршрутном листе. (Приложение 2)

2. Проверка домашнего задания:

Вы учили наизусть стихотворение Ф.Тютчева “Весенняя гроза”. Проверка друг друга в парах по маршрутному листу. (Приложение 2)

3. Постановка цели:

Чтобы узнать, какое произведение мы будем читать, отгадайте загадки в маршрутном листе. Задание 3.

(Приложение 2)

1. Выгляну в оконце
Лежит белое суконце.
Всю зиму лежит,
А весной убежит. (Снег.)

3. Что можно увидеть с
закрытыми глазами? (Сновидение.)

4. Гуляет в поле,
Да не конь.
Летает на воле,
Да не птица. (Вьюга.)

2. Белый дед – белее нет.
Старый, горбатый,
Лежит возле хаты.
Лежит всю зиму –
Никто не поднимает.
Весна придет –
Он сам уйдет. (Сугроб.)

– Какое слово получилось в выделенном прямоугольнике? (Суриков) Откройте учебники на странице 72, узнайте и на свободной строке запишите имя отчество поэта.

Рассказ о поэте:

Будущий поэт родился в Ярославской губернии в глухой деревушке в семье крестьянина. Отец был крепостным, жил в Москве, где у него была небольшая лавка. Восьми лет, после смерти матери, мальчика привезли в Москву. Он помогал отцу в торговле, урывками учился грамоте. Жизнь Сурикова, проводившего все дни в лавке отца, была очень тяжелой. Под впечатлением от стихов Пушкина он тоже стал складывать свои стихи. Но родственников и знакомых это очень раздражало, над юношей жестоко глумились. И лишь после знакомства с поэтом Плещеевым, который оценил талант Сурикова, Суриков издает свои сборники стихов.

Стихи его отличаются мелодичностью и простотой. Их основная тема – тяжелое положение народа. Некоторые стихи стали популярными народными песнями. (Рябина, степь да степь кругом). На слова Сурикова музыку писал П.И Чайковский. Не в силах вырваться из тисков нищеты, Суриков до конца жизни был вынужден торговать железным старьем. Умер он от чахотки в расцвете своего большого таланта. Ему было только 39 лет.

4. Работа по теме:

– Вы любите зимние забавы? Какие?

Я рассказала вам о трудной жизни Ивана Сурикова. Но до 8 лет, пока жива была его мама, ему жилось очень хорошо. И детство свое он считает счастливым.

Словарная работа: В маршрутном листе. (Приложение 2)

Кубарем качуся – стремительно, быстро (кубарь – детская игрушка в форме шара или цилиндра (обычно деревянного) с приделанной к нему остроконечной ножкой, на которой он вертится подобно волчку. )

Ветхий – дряхлый, пришедший в негодность от долгого употребления

.

Лапти – крестьянская обувь, сплетенная из лыка

Светец – САМИ ИЗ СЛОВАРЯ УЧЕБНИКА

Омрачали – сделать мрачным, темным

Смежить – сомкнуть, закрыть

Я читаю стихотворение, а вы следите и думаете, что вспоминает автор из своего детства.

Прочитайте 1-ую часть поочереди друг другу.

Учитель. Какую картину вы себе представили при чтении этой части?

Ученик. Я себе представил катание детей на санках.

Учитель. А где происходило событие?

Ученик. В деревне.

Ученик. От своего, автор употребляет слова “я”, “моя”, “мой”.

Учитель. Я хочу обратить ваше внимание на повторы: каждая строка первого четверостишия начинается со слова “вот”. Почему? Ведь мы с вами повторы не очень-то одобряли в устной и письменной речи. Здесь же они имеют смысл.

Какой же? Вчитайтесь еще раз в первые строчки стихотворения.

Дети. – Наверное, этим словом автор хочет обратить наше внимание на то, что было очень важно и памятно в его жизни…
– На то, что больше ему запомнилось: деревня, дом, горка, друзья.
– Автор хочет, чтобы мы тоже увидели эти картины и лучше их представили.
– Поэт как бы указывает этим словом на что-то важное, о чем он будет рассказывать дальше.

Учитель. И каким же было для мальчика воспоминание о катании с горки?

Ученик. Оно было неудачным: мальчик свалился в сугроб.

Учитель. А как вы объясните смысл строчки: “И я на бок – хлоп!”?

Ученик. Это значит, что мальчик упал неожиданно. Он ударился и, наверное, ушибся.

Учитель. А как себя чувствовал мальчик, можете вычитать?

Ученица. Плохо. Ему было холодно:

“Все лицо и руки
Залепил мне снег…”

Ученик. И больно ему было.

Учитель. А какими словами автор говорит о душевном состоянии мальчика?

Ученица.

“Мне в сугробе горе,
А ребятам смех!..”

Учитель. А вам самим доводилось быть в подобной ситуации: кататься с горы и падать в сугроб?

Дети. – Да!
– И очень часто!

Учитель. И от этого вы были несчастливы? И после падения никогда больше не катались с горы?

Ученик. Мне очень часто приходилось падать в снег. Конечно, это неприятно, но все равно я люблю кататься с горы. Это же веселое занятие, несмотря ни на что.

Учитель. А как вы думаете: авторские воспоминания связаны с радостным чувством или с огорчением?

Ученик. Я думаю, что с радостным, – ведь все, что с ним было, уже в прошлом, а зимние забавы – это радостное событие в жизни каждого человека. Это я по себе знаю.

Учитель. Значит, мы можем сделать вывод из этой части, что мальчик был счастлив?

Дети. Да, конечно!

– Ответьте на вопрос в маршрутном листе. (Приложение 2)

Прочитайте 2-ую часть по-очереди друг другу.

Учитель. А теперь прочитайте про себя следующие пять четверостиший и попробуйте представить себе еще одну картинку, которая всплыла в памяти автора.

(Ребята читают самостоятельно 2-ю часть стихотворения.)

Учитель. А теперь выясним, о чем же рассказывает автор в этой части?

Ученик. О сказках.

Учитель. А вы догадались, какую сказку бабушка рассказывала внуку?

Ученик. Я догадался: это сказка “Иван-царевич и серый волк”.

Учитель. А что чувствовал мальчик, слушая эту сказку? Найдите в тексте.

Дети. – Ему было страшно: “Сердце так и мрет”, то есть сердце у него замирало от страха.
– А я думаю, что сердце у него замирало не от страха, а от восторга, ведь сказка была волшебная, и мальчик слушал ее с интересом, даже с восторгом.
– А я все-таки думаю, что от страха. Дальше ведь говорится: “Я прижмусь к старушке…”, значит, ему было немного страшно, хотя и интересно, конечно.

Учитель. А как вы думаете, для чего автор вставил в текст строчки:

“А в трубе сердито
Ветер злой поет”?

Ребята. – Наверное, чтобы подчеркнуть состояние мальчика, что ему было страшно.
– А может быть, мальчику ветер тоже представился сердитым, злым, сказочным чудовищем.

Учитель. Вот видите, какой “секрет” мы еще открыли: образ злого, сердитого ветра помогает нам понять то душевное состояние, которое испытывал мальчик, слушая сказку.

Учитель. А теперь я хочу обратить ваше внимание на то, как автор говорит о сказках бабушки, и на то, как она их рассказывает. Прочитайте в тексте.

Дети. – “Тихо речь журчит”. Это значит, что бабушка рассказывала сказки тихо.
– А еще очень складно…
– “Складно да ладно”.
– А мне кажется, автор сравнивает речь бабушки с ручейком.

Учитель. А откуда ты узнал? Разве автор говорит здесь, что речь бабушки похожа на ручеек?

Ученик. Нет, но здесь есть слово “журчит”, а журчит ручеек, вода в ручейке, и я догадался.

Учитель. Молодец! А почему автор, говоря о речи старушки, употребляет именно это слово – “журчит”? О какой речи можно так сказать?

Дети. – О плавной и красивой…
– О тихой и приятной…
– О правильной, ровной, связной.

Учитель. Ну, что же, молодцы, ребята. Вы очень наблюдательны. И возможно, правы.

Учитель. Вот видите: все стихотворение – сплошные страсти. А мы продолжаем утверждать, что мальчик счастлив. А он стольких страхов натерпелся!

Дети. – Но ведь это же во сне!
– И в сказке. А в сказках иногда говорится о страшном и злом, но мы знаем, что побеждает добро.
– А еще сказки многому учат, хоть и страшно бывает, но зато из сказок мы узнаем, что надо делать и как поступать в трудных случаях.
– А мальчик тоже очень любил сказки, автор вот здесь пишет:

“И начну у бабки

Сказки я просить…”

Учитель. Молодцы, ребята, вы меня убедили. Найдите строчки, в которых заключена главная мысль. Запишите.

(Ученики читают последнее четверостишие.)

Дети. – Автор пишет, что детские годы текли весело. И эти годы не омрачали ни горе, ни беда.

Учитель. А как надо эти слова понимать?

Дети. – Веселого, хорошего было больше в детстве мальчика.
– У него были огорчения, но все уже в прошлом, и автор их вспоминает тоже по-доброму, легко.
– А еще рядом с мальчиком была его добрая бабушка, которая успокаивала, дарила ему сказки.

Учитель. Да, вы правы ребята, именно так и надо понимать заключительные слова стихотворения: жизнь очень сложная, она состоит из маленьких и больших событий. Все случается даже в детской жизни. А порой маленькие огорчения кажутся маленькому человеку горем, бедой, ребята очень тяжело их переживают, но потом все проходит, забывается, остаются хорошие воспоминания. Детские годы – это действительно веселые, золотые годы, они проходят рядом с родными взрослыми, которые помогают детям чувствовать себя счастливыми. Именно об этом и хотел рассказать нам Суриков.

5. Подведение итогов:

– Поднимите руку, кому захотелось выучить это стихотворение наизусть?
– Посчитайте количество баллов, оцените свою работу в маршрутном листе. (Приложение 2)

Домашнее задание: выучить наизусть понравившийся отрывок.

Суриков Иван Захарович

Ярко солнце светит,

В воздухе тепло,

И, куда ни глянешь,

Всё кругом светло.

По лугу пестреют

Яркие цветы,

Золотом облиты

Тёмные листы.

Дремлет лес: ни звука, ̶

Лист не шелестит,

Только жаворонок

В воздухе звенит.

Это очень красивое стихотворение придумал один знаменитый русский писатель, с жизнью и творчеством которого мы сегодня и познакомимся на литературном празднике.

В 1841 году в глухой деревушке Новосёловке родился мальчик, будущий известный русский писатель Иван Захарович Суриков.

Жизнь у мальчика была тяжёлая. Его семья была небогатая, отец работал в Москве и лишь изредка приезжал в деревню, чтобы навестить родных.

Ваня в детстве был тихим и очень болезненным. До девяти лет жил в деревне. Красота простой деревенской природы, свежий воздух, спокойствие и тишина навсегда запомнились мальчику. Спустя некоторое время Ваня вместе с мамой переехал к отцу в Москву. Городская жизнь с её шумом, гамом и пылью плохо подействовали на мальчика. Он стал ещё больше болеть, молчаливым и замкнутым.

Учиться Ване пришлось довольно поздно. Когда мальчику исполнилось 9 лет его стали обучать – две женщины, жившие по соседству. Одна из которых научила мальчика церковной азбуке и читать по старинным прописям. А вторая женщина рассказывала ему о житие святых. Иван Суриков не учился в институтах и даже в школе. И всё чего он достиг, благодаря собственному упорству и стараниям. Выучив грамоту, мальчик стал читать книги и сам сочинять.

Отец Вани открыл небольшую лавку, т.е. магазин, в которой Ваня и работал, торговал разными мелочами.

Отец строго и жестоко обращался к сыну, запрещал ему читать. Вернее нагружал Ваню разными тяжёлыми делами, чтобы у мальчика не оставалось времени на чтение книг.

Но Ваня всё равно читал: по ночам при тусклом свете свечки, сочинял стихи и мечтал, что когда-нибудь он станет писателем.

Прошло ещё несколько лет. Когда Ваня подрос, жить стало ещё тяжелее. Отец потерял все своё состояние, и пришлось вернуться в деревню. А Ваня, чтобы заработать себе на кусок хлеба, устроился торговать к своему дяде, у которого тоже жилось не сладко. Весь Ванин день уходил на подметание торговой лавки и развозку товаров покупателям.

Когда жизнь у дяди стала совсем не выносимой, то Ваня, вместе с мамой, на последние деньги сняли помещение и стали сами продавать: старый лом железа, медь, а потом древесный и каменный уголь. Торговля пошла довольно успешно. Наконец Ване улыбнулась удача. Постепенно торговля наладилась, у него появился небольшой заработок и своя семья.

Он смог вернуться к своему любимому делу – сочинять стихи. Но счастливая жизнь продолжалась недолго. Сначала умерла его мать, а потом торговля перестала приносить доход. Снова началась жизнь тяжёлых страданий и лишений. Пошли бесконечные поиски работы.

Нужда в семье была страшная, дело дошло до того, что Иван Суриков стал сильно болеть. Но даже живя в таких тяжёлых условиях, он не оставил своего любимого дела и продолжал сочинять. А вскоре он стал известным писателем.

Многие стихотворения Ивана Сурикова настолько хорошо знакомы, что кажется, мы их знали всегда. Например, стихотворение «Детство».

Вот моя деревня;

Вот мой дом родной;

Вот качусь я в санках

По горе крутой;

Вот свернулись санки

И я на бок – хлоп!

Кубарем качуся

Под гору, в сугроб

И друзья-мальчишки,

Стоя надо мной,

Весело хохочут

Над моей бедой.

В простых строках автор описывает чудесный мир детства. В этом стихотворении есть всё: любовь к родным местам, природе и народному творчеству.

Во многих стихотворениях Ивана Сурикова отразилась своя собственная жизнь, полная горя, лишений и страданий. Он правдиво рассказал то, что сам пережил и многие простые люди, которые жили в то время.

А на основе некоторых его стихов сложили песни. Например, песня «Рябинка».

Что стоишь, качаясь,

Тонкая рябина,

Головой склоняясь

До самого тына?

А через дорогу,

За рекой широкой

Так же одиноко

Дуб стоит высокий.

“Как бы мне, рябине,

К дубу перебраться,

Я б тогда не стала

Гнуться и качаться.

Тонкими ветвями

Я б к нему прижалась

И с его листами

День и ночь шепталась”.

Эта песня давно уже стала народной и очень известной всем людям. И лишь не многие знают, что появилась она на основе стихотворения Ивана Сурикова.

С особой любовью писал Иван Захарович Суриков о красоте русской природы. Вот какая у него «Зима».

Белый снег, пушистый в воздухе кружится

И на землю тихо падает, ложится.

И под утро снегом поле побелело,

Точно пеленою всё его одело.

Тёмный лес, что шапкой принакрылся чудной

И заснул под нею крепко, непробудно…

Божьи дни коротки, солнце светит мало,

Вот пришли морозцы – и зима настала.

Прошла зима, и весна тихонько шагает по земле.

Над землёю воздух дышит

День от дня теплее;

Стали утром зорьки ярче,

На небе светлее.

Всходит солнце над землёю

С каждым днём все выше.

И весь день, кружась, воркуют

Голуби на крыше.

А за весной наступает лето красное. С цветами яркими и тёплым солнышком.

Бежит тропинка через луг,

Ныряет влево, вправо.

Куда ни глянь, цветы вокруг,

Да по колено травы.

Зелёный луг, как чудный сад,

Пахуч и свеж в часы рассвета.

Красивых, радужных цветов

На них разбросаны букеты.

Некоторые стихотворения Николая Сурикова очень грустные. В то время, когда жил писатель, многие бедные крестьяне должны были отдавать часть своих денег богатым. А где же их взять? Когда у самих семья и дети, которых надо было кормить и одевать.

Вот так и жили бедные крестьяне в своих старых и ветхих домах. Ивана Сурикова тоже коснулась нищета и бедность. Иногда у него в доме не было даже чернил, чтобы писать стихи. И это уже было в то время, когда его имя знала вся Россия. Поэтому в его стихотворениях можно очень хорошо увидеть и почувствовать, как тяжело было жить беднякам.

Эх ты, доля, эх ты, доля,

Доля бедняка!

Тяжела ты, безотрадна,

Тяжела, горька!

Не твою ли это хату

Ветер пошатнул,

С крыши ветхую солому

Разметал, раздул?

Чтобы так писать, нужно было самому все выстрадать. Может быть поэтому некоторые из его стихотворения особенно грустны, как осенние дни.

Осенью дождливой

Ночь глядит в окошко;

В щели ветер дует…

«Что дрожишь ты, крошка?

̶  «Сядь со мною рядом,

Я к тебе прижмуся, ̶

Жутко мне и страшно,

Я одна боюся…

Слышишь… чу!.. там кто-то

Плачет и рыдает…»

̶ «Это за окошком

Ветер завывает».

Или:

Без любви, без счастья

По миру скитаюсь,

Разойдусь с бедою,

С горем повстречаюсь.

И ещё много стихотворений написал Иван Захарович Суриков: о природе, о детях, о тяжёлой жизни бедняков. Хотя он и жил, и писал много лет назад, его стихи читают сегодня и они всегда будут жить в душе народа

Садко у морского царя – Стихотворение Сурикова

Садко у морского царя – Стихотворение Сурикова для детей

1

Едет Садко-купец на своих кораблях
По широкому синему морю;
Расходилась вдруг буря на синих волнах
Ко великому Садкину горю.

Ходит буря, ревет, корабли набок гнет,
Паруса рвет на мелкие части,
За волною волна в синем море встает,
И трещат корабельные снасти.

Струсил Садко-купец пред бедою такой
Я поник головою в кручине:
Не придется, знать, Новгород видеть родной,
А придется погибнуть в пучине.

Говорит он дружине своей удалой:
«Много лет мы по морю ходили,
А морскому царю дани мы никакой
За проход кораблей не платили.

Знать, за это на нас рассердясь, царь морской
Причинить хочет злое нам горе.
Вы берите бочонок с казной золотой
И бросайте его в сине море».

И дружина бочонок с казной золотой
В волны синего моря кидает…
Волны, пенясь, кипят над морской глубиной,
Корабли,точно щепки, швыряет…

Видит Садко, что море все больше бурлит,
Все сильней и сильнее клокочет,
И дружине своей удалой говорит:
«Видно, царь головы данью хочет!

Так даваюе же, братцы, кидать жеребья —
Кому жертвою быть синю морю;
Если ваш, то быть вам, если мой — буду я,
И кидайте меня — не поспорю».

Все берут жеребья, Садке в шапку кладут,
Садко в море с своим их кидает.
Жеребья всей дружины не тонут — плывут,
Только Садкин ко дну упадает.

«Выпал жеребий мой морю жертвою быть,
Заплатить дань своей головою;
Без меня к Новугороду, братцы, вам плыть,
Увидаться с сторонкой родною.

Посадите меня на дубовой доске,
Дайте гусли мои золотые,
На дубовой доске и с гуслями в руке
Опустите на волны морские».

На дубовой доске посадили его
И на синее море спустили:
Не взял Садко с собою добра ничего,
С ним одни его гусельки были.

И затихла вдруг буря на синих волнах,
Улеглася морская пучина.
И без Садки-купца на его кораблях
Понеслася по морю дружина.

2

На морской глубине, в светлом царском дворце
Ходят рыбы-киты и дельфины
И седые усы у царя на лице
Очищают от грязи и типы.

С неба солнца лучи светят в царский дворец,
Зажигают огни-изумруды.
Вот в палаты царя входит Садко-купец,
За плечом у него звонкогуды.

«А! здорово, дружище! давно тебя ждем,-
Молвил Садке морской царь, зевая,
Рот широко раскрыв и зубчатым жезлом
Прочь придворных своих отгоняя. —

Много лет ты возил на своих кораблях
Нашим морем без дани богатство,-
Так за это потешь ты игрой на гуслях
Нашу царскую милость в приятство».

Садко кудри с лица прочь рукою отвел,
Взял он гусли свои звонкогуды,
И придворных царя смелым взглядом обвел
И подумал себе: «Да, не худы!»

«Ладно!- молвил царю,- я потешить непрочь
Вашу царскую милость игрою».
И хватил по струнам во всю русскую мочь —
Моря гладь заходила волною.

Царь ладонями уши закрыл и кричит!
«Что за черт, за игра за такая?
Она царский наш слух нам совсем оглушит,
Это шутка для нас, брат, плохая!»

Садко руку отвел, замирает струна,
Звуки тихие чуть издавая,-
Над морской глубиной улеглася волна,
Перед солнцем горя и сверкая.

Точно муха, кружась, зацепляет струну,
Точно мошки, жужжа, где-то вьются,
Точно капли дождя тихо бьют о волну,-
Звуки стройные, чудные льются.

Точно кто-то, рыдая, глубоко скорбит
О потерянном счастье когда-то,
Точно тихая речь чья-то грустно звучит
О погибшей любви без возврата.

И под звуки игры у морского царя
Голова наклонилась седая;
Хороша, как поутру на небе заря,
Загрустилась царица морская.

Ей припомнился Новгород вольный, родной,
Ее девичья вышка-светлица,
Что стояла над Волховом, быстрой рекой.
И рыдает морская царица.

Загубил ее век — золотые деньки —
Сын боярский, свенчавшись с другою;
Она бросилась в Волхов-реку от тоски,
Да и стала царицей морскою.

И придворные все, рот разинув, ревут,
Точно горе какое стряслося,
И из рыбьих их глаз слезы льются, текут:
Всласть впервой им поплакать пришлося.

Садко дернул плечом и кудрями тряхнул —
И забегали пальцы быстрее,
И от струн побежал одуряющий гул,
Звуки льются живей и живее.

Точно дождик шумит, точно скачет волна,
Ударяясь о берег скалистый,
Зазвенела морская кругом глубина,
Понеслись гоготанье и свисты.

Ошалел царь морской, головою трясет,
Плечи сами собой так и ходят,
И руками вертит, и ногами толчет,
И, моргая, глазами поводит.

Скачет царь водяной, ходит фертом кругом,
И полой своей шубы он машет,
По хрустальным палатам вертится вьюном,
Приседает и с присвистом пляшет.

Садко день проиграл, проиграл и другой —
Звуки прыгают, скачут, дробятся;
Все сильней и сильней пляшет царь водяной,
Так что начал дворец весь шататься.

Над морской глубиной волны, пенясь, кипят
И, свистя, друг на друга несутся,
И трещат корабли, мачты в воду летят,
Крики, стоны кругом раздаются.

Корабельщики все пред бедою такой
Затужились о ждущей их доле,
Что придется погибнуть им в глуби морской,
И взмолились святому Николе.

3

Два дня Садко играл и играет еще,
На щеках разгорелся румянец…
Кто-то Садку рукой тихо дерг за плечо…
Глядь — стоит перед ним седой старец.

Старец стал невидим. Садко струны рванул —
На гуслях точно струн не бывало,
И замолк под водою рокочущий гул,
И в палатах царя тихо стало,

Перестал царь морской и скакать и плясать,
Говорит так он Садке с грозою:
«Что ж ты, Садко, умолк, или нас потешать
Не желаешь ты больше игрою?»

— «Я бы тешить непрочь, да ведь как же мне
быть,-
На губах наиграешь не много…
Царь, порвались все струны, других захватить
Не пришло мне в умишко убогой».

— «Делать нечего, вижу, вина не твоя,
А хотелось еще поплясать бы,-
Уж утешил бы всех своей пляскою я,
А особенно в день твоей свадьбы.

За игру твою, Садко, хочу наградить,
За большую услугу такую:
Я хочу тебя, Садко, на дочке женить,
Из царевен облюбишь какую».

— «Нет уж, батюшка царь, не изволь
награждать,-
Награжденье твое — мне кручина,
Мне царевна морская женой не под стать,-
Я простой новгородский людина.

Для простого людина мне честь велика —
Взять женою царевну морскую.
Подопью иногда, раззудится рука —
Ни за что твою дочку отдую.

За царевною нужен великий уход,
Обувать, одевать — нужны слуги,
А для этого скуден мой будет доход,-
Не возьму твою дочку в супруги.

Царь, мне надо жену вот такую бы взять,
Чтобы с ног сапоги мне снимала;
Как побью иногда, чтобы стала молчать,
Говорить предо мной не дерзала.

Чтобы делала то, что ей делать велю,
Моему не перечила б нраву;
Дай ты в жены мне лучше прислугу твою,
Некрасивую девку Чернаву».

И женил его царь на Чернаве рябой,
На нечесаной девке косматой;
Сорок бочек казны за Чернавой-женой
Дал в приданое царь тороватый.

После свадьбы лег Садко в палатах царя,
От жены молодой отвернулся,
И как только поутру зажглася заря,
В Новегороде вольном проснулся,

И над Волховом, быстрой рекою, стоит,
Недалеко от дома родного,
И пред ним сорок бочек с казною лежит,
Награжденье царя водяного.

Вот и Садки суда принеслись по волнам,
Удивленье дружине — загадка,
Что за чудо такое? — не верят глазам —
Как ни в чем не бывал, стоит Садко.

 

Анализ стихотворения сурикова зима. Крестьянская поэзия. Анализ стихотворения Сурикова “Зима”

Стихотворения Сурикова о зиме настолько хорошо знакомы нам, что кажется, мы их знали всегда. Просто родились с ними. «Вот моя деревня. Вот мой дом родной. Вот качусь я в санках по горе крутой… ». Эти стихи ассоциируются у нас с Родиной. И хотя многие из нас родились и выросли в крупных городах, такое ощущение, что эти строки близки каждому. Стихи Сурикова о зиме на редкость точны и искренни.

Из стихотворения «Детство»

Вот моя деревня;
Вот мой дом родной;
Вот качусь я в санках
По горе крутой;

Вот свернулись санки
И я на бок — хлоп!
Кубарем качуся
Под гору, в сугроб.

И друзья-мальчишки,
Стоя надо мной,
Весело хохочут
Над моей бедой.

Всё лицо и руки
Залепил мне снег…
Мне в сугробе горе,
А ребятам смех!

Поэт Иван Захарович Суриков (1841-1880) родился в семье оброчных крепостных крестьян. Его малая родина – деревня Новосёлово Ярославской губернии. Ивану Захаровичу учиться не довелось, но он рано пристрастился к чтению и начал сочинять стихи.

Из стихотворения «Зима»

Белый снег, пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.

И под утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Все его одело.

Темный лес что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно…

Божьи дни коротки,
Солнце светит мало, —
Вот пришли морозцы —
И зима настала.

На определённом этапе Суриковы перебрались на постоянное место жительства в Москву. Будущий поэт не гнушался никакой работы: трудился в лавке, был переплётчиком, наборщиком. Но выбраться из нищеты не удавалось. Со временем имя поэта-самоучки Сурикова получило широкую известность. Он издавал книги и печатался в журналах.

Из стихотворения «Мороз»

Смотрит с неба месяц бледный,
Точно серп стальной;
По селу мороз трескучий
Ходит сам-большой.

По заборам, по деревья
Вешает наряд;
Где идет, в снегу алмазы
По следу горят.

Шапка набок, нараспашку
Шуба на плечах;
Серебром сияет иней
На его кудрях.

Стихотворение Ивана Захаровича «Зима», написанное в 1880 году, раскрывает две темы, связанные между собой – это торжественный приход зимы, вступившей в свои законные права, и описание сельской жизни.

В начале произведения автор ярко описывает снегопад. Перед читателями вырисовывается картина, как снег, хлопьями кружась, ложится пеленою. Олицетворение зимы Суриковым очень красочно, несмотря на преобладание белого цвета этого времени года.

Используя метафоры, поэт отмечает умиротворение и спокойствие природы. Тёмный лес, такой величественный, укрывшись шапкой из снега, засыпает крепко и непробудно. Иван Суриков имел способность восхищаться природой. Даже кажущиеся, на первый взгляд простыми строки, несут философский смысл. Автор считал очаровательным и то, что солнце уже мало светит, короткие дни, пришли морозы.

Несмотря на, казалось бы, простые строфы стихотворения, при тщательном анализе можно увидеть, что присутствуют предложения с усложнёнными однородными членами с союзной и бессоюзной связью «падает, ложится», «крепко, непробудно», «зимы и стужи», «вьюги и метели». Но, это нисколько не мешает изучать данное произведение Ивана Захаровича ученикам средних образовательных школ.

Стихотворение «Зима» – поэзия пейзажной лирики. Однако Суриков сдержанно описывает и сельскую жизнь. Так как сам поэт родился в семье крепостного крестьянина, ему знакома самобытность сельских жителей. Тем самым подчёркивая тесную связь между человеком и природой.

Сдержанно и просто Иван Суриков описывает крестьянина, готовящего сани. Даже зимой забот у селян предостаточно, например, заготовка дров. Так же надо утеплить избу соломой от предстоящих морозов. Ещё поэта умиляет и то обстоятельство, что, несмотря на снегопад, мороз и заснеженность, ребятишки строят снежные горки для катания.

Рифмовка стихотворения наиболее ярко передаёт суть этого времени года и непосредственного участия природы и человека. Перед читателем предстаёт картина, в виде села с полями, окружённого лесом. И всё это великолепие покрывается пушистым снегом. Суриков сумел донести всю романтику морозного утра в своём произведении.

Так же в стихотворении встречаются художественные приёмы. На пример метафора «вот пришли морозцы», «злой мороз, сердитый».

Сурикова считают одним из ярких поэтов, представлявшим направление, такое как, крестьянская поэзия, появившегося в 19 веке.

Анализ стихотворения Зима Сурикова

Анализ стихотворения И.З.Сурикова « Зима» Иван Захарович Суриков является стихотворцем, который писал в течение – крестьянская поэзия. В своих стихотворениях он восхвалял деревенскую жизнь. Иван Суриков появился на свет в бедной семье крестьянина. Его произведения выделяются простатой и созвучностью. Суриков написал стихотворение ” Зима” в 1880 году, незадолго до своей смерти.Поэт умер в бедности, но некогда не сетовал на свою жизнь, потому что считал, что ему предоставился необыкновенный, случай – стать хорошим поэтом.

Тема стихотворения – наступление зимы. Она приходит после наступления первых морозов. Произведение, написанное в пейзажной лирики, в нем есть мировоззренческие размышления о смысле жизни, так как все зависимо от природы. Все преобразования происходящие в природе необходимо принимать ликующе, упиваться каждым мигом. Поэт, описывал уклад жизни крестьян. В морозный и солнечный зимний день они по прежнему много работают. Им необходимо ехать за дровами, в зимний лес, без которых нельзя прожит в холодную зиму. Правда сельские жители за долго до наступления зимы позаботились о своих жилищах, накрыли избы соломой, для того чтоб защитить свое жилье во время зимних холодов. Однако ребятишкам весело и раздольно в снежную холодную зимнюю пору. Главная мысль произведения И.З. Сурикова – восхваления деревенской жизни, которая так знакома крестьянину.

Произведение различается своеобычным звучанием,неповторимостью образов и естественностью слога. В стихотворении – восемь строф. Каждая из них содержит четыре строки. Произведение изображено трехстопным ямбом, в нем есть рифма (ударение на предпоследнем слоге). Произведение Сурикова «Зима» пропитано живописными образами. Например, использует метафору мороз что злится и сердится, лес который заснул, морозы пришли. Во второй строфе повторяются сонорные «л», «н», то есть поэт использует олицетворение.

Это стихотворение тронуло мне душу. Я как бут-то с автором прочувствовала великолепие и неповторимость зимней картины сельской жизни. Полюбовалась снегопадом, белыми заснеженными бескрайним полями, чарующим лесом. Совместно с жителями села был прожит необыкновенный, холодный зимний день, кода крестьянин проявляет заботу об уюте в избах, а детишки веселятся, забавляясь снегом лепят снежные комки.

5, 3 класс по плану, кратко

Картинка к стихотворению Зима

Популярные темы анализов

  • Анализ стихотворения Ахматовой Летний сад

    Анне Ахматовой в 1959 году, которым датируется стихотворение «Летний сад», было семьдесят лет. Понятно, что в этом возрасте человек обращает свой взор не к текущим политическим, или культурным событиям, а к своему прошлому и личным воспоминаниям

  • Анализ стихотворения Маяковского Хорошо

    Без сомнений одним из самых патриотично настроенных писателей в начале 20 века можно считать Маяковского. Поэт пережил революцию и подчеркивает её важность и огромную роль в переменах на будущее,

  • Анализ стихотворения Тургенева Близнецы 7класс

    Тургенев Иван Сергеевич стал одним из самых значимых писателей в русской литературе XIX века. Его произведения поддавались не только восхвалению, но еще и жесткой критике. Это не останавливало писателя, он всю свою жизнь пытался

  • Анализ стихотворения Майкова Нива

    В данном стихотворении писатель описывает такое замечательное время как уборку урожая. Огромные русские поля становятся желтыми от поспевшей ржи, и воздух наполняется ароматом свежескошенной культуры.

И. Суриков

Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

И под утро снегом

Поле забелело,

Точно пеленою

Всё его одело.

Тёмный лес что шапкой

Принакрылся чудной

И заснул под нею

Крепко, непробудно…

Стали дни коротки,

Солнце светит мало,

Вот пришли морозы,

И зима настала.

А. Усачёв

Каток

Лишь только окрепнет

Первый ледок,

Художник Мольбертов

Бежит на каток.

Стремительно лёд

Разрезают коньки..

Рисует художник

Пейзаж у реки:

Рисует деревню,

Рисует мосты,

Выводит дороги,

Деревья, кусты.

Рисует сугробы,

Рисует стога…

Пока не устанет нога.

М. Стародуб

С горки Санька

Мчит на санках,

Катенька –

На снегокате,

А Серёга и Андрей

На чём сидят –

На том скользят!

Получается быстрее

У Серёги и Андрея.

В. Берестов

Мишка, Мишка, лежебока!

Мишка, мишка, лежебока!

Спал он долго и глубоко,

Зиму целую проспал,

И на ёлку не попал,

И на санках не катался,

И снежками не кидался. ..

Всё бы мишеньке храпеть.

Эх ты, мишенька-медведь!

Сидит, сидит зайка

Под кустом,

Под кустом.

Охотнички едут

По кустам,

По кустам.

Вы, охотнички, скачите,

На мой хвостик поглядите.

Сидит, сидит зайка,

Ушки жмёт,

Ушки жмёт.

Охотнички скачут

Вмимолёт,

Вмимолёт.

Вы, охотнички, скачите,

Меня, зайку, не ищите.

А. Барто

Дело было в январе

Стояла ёлка на горе,

А возле этой ёлки

Бродили злые волки.

Вот как-то раз

Ночной порой,

Когда в лесу так тихо,

Встречают волка под горой

Зайчата и зайчиха.

Кому охота в Новый год

Попасться в лапы волку!

Зайчата бросились вперёд

И прыгнули на ёлку.

Они прижали ушки,

Повисли, как игрушки.

Десять маленьких зайчат

Висят на ёлке и молчат –

Обманули волка.

Дело было в январе, –

Подумал он, что на горе

Украшенная ёлка.

В. Степанов

Синичка в электричке

Качнулся медленно перрон,

Вздохнула электричка.

И вдруг влетела в наш вагон

Проворная синичка.

Метель на улице мела,

И, видно, птахе этой

Хотелось света и тепла,

Зимой хотелось лета.

Она метнулась от одной

К другой стене вагона,

Она промчалась надо мной,

Как ветер в листьях клёна.

Потом уселась над окном,

Держась за раму цепко, –

Так близко птиц живых и днём

Я видел только в клетках.

Потом взялась в окно стучать,

Как будто в самом деле

Снежинки у метели.

Она считала горячо –

То вверх, то вниз головка –

Тук-тук! – и прямо на плечо

Ко мне спустилась ловко.

Наверно, показалось ей,

Что в варежке мохнатой

Весенний спрятал я ручей

И солнышко я спрятал.

Качались тени на окне

Холодной электрички,

И так неловко было мне

Смотреть в глаза синичке.

А. Шибаев

Дед Мороз

К нам на ёлку – ой-ой-ой! –

Дед Мороз идёт живой.

Ну и Дедушка Мороз!..

Что за щёки!

Что за нос!..

Борода-то, борода!..

А на шапке-то звезда!

На носу-то крапины!

А глаза-то папины!

В. Степанов

Метелица

Ни проехать, ни пройти,

Мы сидим, как взаперти.

Вся деревня – пленница:

За окном – метелица.

Снег пушистый над бугром

Завивается вихром.

А над ёлкой колкой

Снег завился чёлкой.

Кроме снега, из-под чёлки

Ничего не видно ёлке.

С. Есенин

Белая берёза

Белая берёза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

И стоит берёза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.

А заря, лениво

Обходя кругом,

Обсыпает ветки

Новым серебром.

А. Пушкин

Зимняя дорога

Сквозь волнистые туманы

Пробирается луна,

На печальные поляны

Льёт печальный свет она.

По дороге зимней, скучной

Тройка борзая бежит,

Колокольчик однозвучный

Утомительно гремит.

Что-то слышится родное

В долгих песнях ямщика:

То разгулье удалое,

То сердечная тоска…

Ни огня, ни чёрной хаты,

Глушь и снег… Навстречу мне

Только вёрсты полосаты

Попадаются одне…

З. Гиппиус

Девочка

Я претепло одета:

Под капором коса.

Гулять – теперь не лето –

Иду на полчаса.

Погода-то какая!

Снежок хрустит-хрустит…

Далёко бы ушла я,

А няня не велит.

Схватиться бы за сани,

Скатиться бы с горы,

Да я с Феклистой, няней,

А с ней не до игры.

Противная Феклиста!

Не хочет ничего…

Вот Ваню-гимназиста

Пускают одного.

Твердит: “Ты не мальчишка,

Тебе нельзя одной”.

А брат-приготовишка

Гуляет, как большой.

Башлык наденет рыжий,

Коньки несёт, звеня,

А сам и ростом ниже,

Да и глупей меня.

Смеётся: “Я – направо,

Не надо мне феклист”.

Ах, как досадно, право,

Что я не гимназист!

«Зима» Иван Суриков

Белый снег, пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.

И под утро снегом
Поле побелело,
Точно пеленою
Всё его одело.

Тёмный лес что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно…

Божьи дни коротки,
Солнце светит мало,
Вот пришли морозцы —
И зима настала.

Труженик-крестьянин
Вытащил санишки,
Снеговые горы
Строят ребятишки.

Уж давно крестьянин
Ждал зимы и стужи,
И избу соломой
Он укрыл снаружи.

Чтобы в избу ветер
Не проник сквозь щели,
Не надули б снега
Вьюги и метели.

Он теперь покоен —
Всё кругом укрыто,
И ему не страшен
Злой мороз, сердитый.

Анализ стихотворения Сурикова «Зима»

В русской литературе 19-20 веков существует такое направление, как крестьянская поэзия, яркими представителями которой являются Сергей Есенин и Николай Некрасов. К числу авторов, которые в своих произведениях воспевали сельскую жизнь, можно отнести и Ивана Сурикова, имя которого в наши дни незаслуженно забыто. Творческое наследие этого поэта, который родился в семье крепостного крестьянина, невелико, однако многие его произведения до сих пор на слуху у читателей, так как отличаются простотой слога, особой мелодичностью и удивительной яркостью образов.

Среди них стоит отметить стихотворение «Зима», написанное в 1880 году, незадолго до смерти Сурикова, который скончался в нищете, однако до самого последнего момента не утратил способности восхищаться окружающим миром и находил его совершенным даже вопреки тому, что судьба не проявляла к этому автору особой благосклонности. Тем не менее, поэт никогда не жаловался на жизнь и был убежден в том, что ему выпал счастливый жребий – быть поэтом.

Стихотворение «Зима» относится к разряду пейзажной лирики, и первые его строчки посвящены снегопаду, который укрывает землю белым и пушистым одеялом, преображая мир, делая его чище и светлее. От этих строк веет спокойствием и умиротворением, а также предвкушением праздника, который обязательно настанет уже хотя бы потому, что зима вступает в свои законные права . Ее приход поэт описывает весьма просто и лаконично – «вот пришли морозцы — и зима настала». Однако в этой простой фразе заключена философская мудрость бытия, смысл которого сводится к тому, что все мы подчиняемся законам природы. Поэтому любые перемены в окружающем мире следует воспринимать с радостью и получать удовольствие от каждого мгновения жизни, которое наполнено удивительным очарованием для тех, кто умеет ценить простые человеческие радости.

Описывая быт крестьян, поэт отмечает, что в солнечный и морозный зимний день у них по-прежнему достаточно забот. Нужно запрягать сани и ехать за дровами, без которых пережить стужу невозможно. При этом к зиме сельский житель готовится весьма основательно и заблаговременно, он давно уже укрыл снаружи избу соломой, чтобы защитить свое жилище от холода. Зато детворе в снежную зиму оно раздолье, и практически в каждой деревне «горы снеговые строят ребятишки».

Простой сельский быт описывается в этом произведении сдержанно и непритязательно . Главное для крестьян – позаботиться о своем доме, запастись дровами и продуктами питания, сеном для домашнего скота и теплыми вещами. Эта пора года для сельских жителей является довольно спокойной, и у них есть время уделить внимание своему скудному хозяйству, подготовиться к предстоящей посевной, от которой зависит благополучие всей семьи. Однако зима даже для сельского жителя не лишена романтики. И Иван Суриков, который большую часть своей жизни провел в деревне, не перестает удивляться красоте «темного леса», который за одну ночь обзавелся роскошной и пышной шапкой из снега, белым полям и коротким дням, на смену которым приходят длинные зимние вечера, наполненные особым очарованием. Так просто и безыскусно писать о сложных вещах под силу лишь по-настоящему одаренному человеку, который умеет ценить прекрасное и беззаветно любит родную природу, ценит крестьянский быт и обладает очень тонкой поэтической натурой. Поэтому неудивительно, что Ивана Сурикова считают одним из наиболее ярких и самобытных поэтов русского села, который смог вдохнуть романтику в привычный уклад сельской жизни и преподнести его таким образом, чтобы каждому читателю захотелось скатиться с высокой снежной горы на окраине села или же побродить по спящему лесу, вслушиваясь в скрип сугробов и вдыхая морозный терпкий воздух.

Предлагаем вам красивые зимние стихи Ивана Сурикова. Каждый из нас с детских лет хорошо знает стихи Ивана Сурикова о зиме , а кто-то читает их своим детям и внукам. Эти произведения входят в школьную программу для разных классов.
Короткие Ивана Сурикова помогают не только развить речь и память, но и познакомиться с красивым временем года зима.

Стих Зима Сурикова

Белый снег, пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.

И под утро снегом
Поле побелело,
Точно пеленою
Всё его одело.

Тёмный лес что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно…

Божьи дни коротки,
Солнце светит мало,
Вот пришли морозцы –
И зима настала.

Труженик-крестьянин
Вытащил санишки,
Снеговые горы
Строят ребятишки.

Уж давно крестьянин
Ждал зимы и стужи,
И избу соломой
Он укрыл снаружи.

Чтобы в избу ветер
Не проник сквозь щели,
Не надули б снега
Вьюги и метели.

Он теперь покоен –
Всё кругом укрыто,
И ему не страшен

Злой мороз, сердитый.

Стихотворение Детство И. Сурикова

Вот моя деревня;
Вот мой дом родной;
Вот качусь я в санках
По горе крутой;

Вот свернулись санки,
И я на бок – хлоп!
Кубарем качуся
Под гору, в сугроб.

И друзья-мальчишки,
Стоя надо мной,
Весело хохочут
Над моей бедой.

Всё лицо и руки
Залепил мне снег. ..
Мне в сугробе горе,
А ребятам смех!

Но меж тем уж село
Солнышко давно;
Поднялася вьюга,
На небе темно.

Весь ты перезябнешь,
Руки не согнёшь
И домой тихонько,
Нехотя бредёшь.

Ветхую шубёнку
Скинешь с плеч долой;
Заберёшься на печь
К бабушке седой.

И сидишь, ни слова…
Тихо всё кругом;
Только слышишь – воет
Вьюга за окном.

В уголке, согнувшись,
Лапти дед плетёт;
Матушка за прялкой
Молча лён прядёт.

Избу освещает
Огонёк светца;
Зимний вечер длится,
Длится без конца…

И начну у бабки
Сказки я просить;
И начнёт мне бабка
Сказки говорить:

Как Иван-царевич
Птицу-жар поймал;
Как ему невесту
Серый волк достал.

Слушаю я сказку,—
Сердце так и мрёт;
А в трубе сердито
Ветер злой поёт.

Я прижмусь к старушке.
Тихо речь журчит,
И глаза мне крепко
Сладкий сон смежит.

А во сне мне снятся
Чудные края.
И Иван-царевич —
Это будто я.

Вот передо мною
Чудный сад цветёт;
В том саду большое
Дерево растёт.

Золотая клетка
На суке висит;
В этой клетке птица
Точно жар горит.

Прыгает в той клетке,
Весело поёт;
Ярким, чудным светом
Сад весь обдаёт.

Вот я к ней подкрался
И за клетку — хвать!
И хотел из сада
С птицею бежать.

Но не тут-то было!
Поднялся шум, звон;
Набежала стража
В сад со всех сторон.

Руки мне скрутили
И ведут меня…
И, дрожа от страха,
Просыпаюсь я.

Уж в избу, в окошко,
Солнышко глядит;
Пред иконой бабка
Молится, стоит.

Весело текли вы,
Детские года!
Вас не омрачали
Горе и беда.

Стихи о зиме Сурикова отлично подойдут для школьников 1,2,3,4,5,6,7 класса и для детей 3,4,5,6,7,8,9,10 лет.

Урок 14 ИВАН ЗАХАРОВИЧ СУРИКОВ. «ДЕТСТВО», «ЗИМА» | Поурочные планы по литературному чтению 3 класс

Урок 14 ИВАН ЗАХАРОВИЧ СУРИКОВ. «ДЕТСТВО», «ЗИМА»