Сказка о математике 3 класс: pomogite-s-matematikoi

Содержание

Математические проекты в 3 классе

После введения в общеобразовательные учреждения новых образовательных стандартов, на каждой ступени обучения стало обязательным проведение исследований либо проектов. Не является исключением и такая учебная дисциплина как арифметика. Разнообразные математические проекты, сделанные в группах, отдельными учениками, способствует формированию познавательного интереса к предмету.

Проектная деятельность в начальной школе

В третьем классе ребята могут сочинять какие-то сказки, связанные с числами, элементарными действиями: вычитанием, сложением. Проектная деятельность, которая в настоящее время является обязательным элементом работы педагогов начальной школы, направлена на саморазвитие подрастающего поколения, стремление младших школьников к получению новых знаний, навыков.

Рассмотрим различные математические проекты, которые созданы ребятами под руководством своих наставников, а также с привлечением родителей.

Что потребуется для работы?

Используя современные информационные технологии, можно приступить к творчеству. Математические проекты, которые придумывают ребята начальной школы, могут стать настоящей детективной историей. Безусловно, помимо фантазии, проект предполагает наличие у школьников определенных умений и навыков, чтобы сказка или история не содержала вычислительных ошибок.

«Пропавшая цифра»

Предлагаем готовый математический проект. 3 класс – возраст, в котором ребята предпочитают активные игры, необычные истории. Рассказ о «пропавшей пятерке» по праву можно считать настоящим детективом.

Однажды Маша, ученица 3 класса, выполняла домашнее задание по математике. Как только она записала в свою тетрадь уравнение, раздался телефонный звонок. Маша вышла из-за стола, ушла в другую комнату. Если бы девочка увидела, что в этот момент происходило в ее тетрадке, она бы изрядно удивилась. Итак, пока хозяйка записей отсутствовала, произошло преступление. На место прибыл следователь Равно. Он увидел необычную запись: А-4=5.

-Странно, здесь стоит знак «минус», следовательно, произошла кража, – сделал предположение следователь Равно.

И вблизи места происшествия стояла Пятерка, которая громко плакала:

– Караул! Украли! У меня украли Четверку! Я только на минутку отвернулась, а ее уже нет.

– Успокойтесь, не волнуйтесь, пожалуйста, и попробуйте вспомнить, не обнаружили ли вы кого-то странного объекта неподалеку? – поинтересовался Равно.

– Я видела, как какой-то странный А в маске и темном пальто прятался за цветочными кустами.

– Данный мистер А, вероятнее всего, и есть неизвестный похититель. Необходимо его найти! – предположил Равно.

Следователь пришел в детективное бюро и начал просматривать фотографии различных преступников. Он даже вспомнил одно свое дело о том, что число “Одиннадцать” покушалось на здоровье господина Сто Два. В качестве отличительной приметы преступника тогда был именно темный плащ.

Следователь Равно воскликнул:

– Понятно, безусловно, я понял кто преступник! Срочно нужно его допросить!

И тогда Равно отправился в дом к Одиннадцати. Но ему удалось застать только его жену. Оказалось, что Одиннадцать находится в тюрьме за совершенное преступление. Это подтверждает его алиби, он не мог похитить Четыре у госпожи Пятерки.

Равно огорчился: его версия оказалась ошибочной. Он направился к выходу, но тут жена Одиннадцати вспомнила, что на днях к ней заходил господин Девятка, брал на время темный плащ.

– Огромное спасибо за такие важные сведения! – попрощался следователь Равно и отправился на поиски Девятки.

Он оказался дома, и Равно начал свой допрос.

– Ты украл у Пятерки Четверку? – строго спросил Равно.

Девятка ответил:

– Это точно не я! У меня темного плаща нет!

– Скажи, откуда ты знаешь, что на воре был темный плащ? А ну-ка, покажи, что у тебя в шкафу! – потребовал Равно.

Девятка открыл шкаф, и тут Равно увидел, что там висит плащ.

– Мы проведем следственный эксперимент, одевайся, – сказал Равно.

После того, как они оказались на месте преступления, Пятерка ждала их.

– Приступим к следственному эксперименту. Пятерка, возвращайтесь на то место, где у вас пропала Четверка. А ты, Девятка, иди на место А.

После того как Девятка зашла в уравнение, получилось выражение 9-4=5

– Пятерка, узнаете преступника? – спросил следователь Равно.

– Да! Безусловно! – закричала Пятерка.

Пришлось Девятке признаваться:

– Да, это я украл Четверку. Она находится в моем доме. Пожалуйста, простите меня, обещаю, не буду больше так себя вести.

После того. как Четверка была спасена, Пятерка стала самой счастливой цифрой на свете. Следователю Равно удалось раскрыть еще одно совершенное преступление.

Сказка из страны Цифрографии

Предлагаем еще один проект – «Математические сказки».

Жили – были числа в одной волшебной стране. И тут задумал Ноль уйти из королевства, отправиться в путешествие. Он хотел попасть в страну Букварию, чтобы узнать, чем занимаются ее жители. По пути Ноль встретил Единицу, она была выше Ноля, поэтому пошла впереди, у них получилась десятка. По дороге к ним примкнула пятерка, получилась число 105. переходя через мост, пятерка выскочила вперед, образовалось число 510.

Они подружились, и вместе отправились в страну Букварию. В этой стране они познакомились с интересными и загадочными буквами: А, И, Б. В результате их дружбы появились необычные сочетания, которые стали использовать любители шахматной игры.

«Работяга Нолик»

Рассмотрим его один проект про математические сказки. Его можно использовать на обобщающем занятии либо для внеклассного мероприятия.

Проект «Математические сказки про ноль и единицу» вызовут у ребят интерес. Решили Большие Числа расслабиться, направились они в ресторан. Среди них оказались: Колода, Ворон, Тьма, Биллион, Миллиард, Квинтильон, Квадрильон, Секстиллион.

Обедали они, как полагается, ухой с семгой, пирогами со стерлядью, перед ними выступали цыгане. А официантом работал Нолик. Он едва успевал бегать с кухни к столикам, подавая новые кушанья, убирая разбитое гостями стекло.

– Что крутишься под моими ногами? – закричал Ворон.

– Нет ему места среди таких господ, как мы, – промолвил Квадрильон, – пускай пойдет вон.

Колода дала бедному Нолику подзатыльник. Надоело ему терпеть унижения, он ушел. Что произошло со зваными господами? Без Нолика они стали обычными единицами, которые никому не были интересны. До сих пор они ищут Нолика, хотят перед ним извиниться. Прошло много времени, но они так и не смогли найти трудолюбивого Нолика, который впервые в жизни почувствовал себя абсолютно свободным и счастливым числом.

Важная дробь

Необычные математические проекты, создаваемые ребятами в начальной школе, помогают им осознать важность и значимость «царицы наук». В качестве помощников при придумывании творческой работы, могут выступать родители.

Проект по математике «Математические загадки» можно сделать в виде сказки.

На белом свете жила Дробь, у которой было два верных друга: Знаменатель и Числитель. Дробь считала, что она самая важная, а потому пыталась унижать Знаменатель. Чем сильнее она его обижала, тем меньше он становился, а сама Дробь раздувалась от важности.

Наступил такой момент, когда Знаменатель превратился в ноль, и тогда Дробь лопнула от злости.

Сказка о Единице

Как правильно сделать проект по математике – 3 класс? Математические сказки можно сочинить, используя элементарные вычислительные навыки. Например, в ней могут участвовать в качестве главных героев цифры. Как можно оформить математический проект? 3 класс – этот тот возраст, когда ребята с удовольствием рисуют, лепят, создают аппликации из цветной бумаги. Например, сказочный проект о Единице можно создать, вооружившись цветной бумагой, творческим воображением. Единицу ребята могут представить в виде красивой девочки. Что еще можно включить в этот проект по математике? 3 класс – математические навыки у ребят уже достаточно сформированы, поэтому девочка Единица может совершать покупки, которые также будут присутствовать в аппликации.

Интересная история

Предлагаем еще один проект по математике. Математические сказки можно сочинять, пользуясь произведениями известных писателей. Предлагаем одну историю, напоминающую сказку Андерсена.

Жили-были Единичка и ее подружка – Мнимая Единичка. Они были неразлучны, но Мнимой Единичке всегда хотелось занять место своей подружки. В стране Математике король Цифра решил женить своего сына Нолика.

Позвал он принца к себе и сказал ему:

– Сынок, я уже стар и слаб, и мне сложно управлять страной, пришло время тебе жениться, – начал он свой разговор с сыном.

Невесты королевства услышали эту новость, поспешили во дворец на смотрины.

– Я самая красивая и умная, – сказала Пятерка. – Только я могу быть супругой нового короля!

– Нет, нет, – я умнее и мудрее тебя, – ответила ей Семерка.

Нолик, глядя на девушек, мечтал увидеть среди них ту, единственную Единицу, в которую он давно был безответно влюблен.

Единичке тоже нравился принц, но она была очень стеснительной. Ее опередила подружка – Мнимая Единичка, но принц понял, что это не его возлюбленная, и отверг нахалку. Король, который познакомился с настоящей Единичкой, одобрил выбор сына, и вскоре сыграли свадьбу на всю десятку!

Необычное исцеление

Предлагаем интересный проект «Математические сказки для 3 класса», которые созданы обычными школьниками. В некотором арифметическом царстве жил Король Натуральное число и королева Правильная Дробь. Управлять страной им помогали Деление и Сумма.

У них родилась дочь – Смешанное число, которая была похожа дробной частью на маму, а целой – на папу. Повзрослев, принцесса стала изучать по магической книге заклинания, в итоге она превратилась в Неправильную Дробь. Вернуть девушке прежний облик помог настоящий обряд – она искупалась в волшебном зеркальном озере.

Сказка о порядке в царстве Математики

Вполне можно в виде сказки сделать необычный проект про математические сказки. 3 класс – возраст, в котором ребята искренне верят в волшебные превращения.

Жили в стране Математики двойняшки-Единички. Их родители умерли, девочки остались одни. Рядом с их домом жила вредная старушка-Двойка. Она не любила малышек, придиралась к ним без причины. Однажды в дом сестричек постучали, вошли два юноши, представившиеся пажами короля: Равно и Плюсом.

Когда старуха оказалась на пороге, Плюс встал между сестричками, а Равно оказался сзади их, и тут старушка улыбнулась, она признала в девочках своих внучек.

Спустя некоторое время, подружки вышли замуж за королевских пажей, а старушка Двойка стала для них настоящей доброй феей.

Ссора лучших подружек

Две десятичные дроби: Шесть Сотых и Шесть Тысячных вместе гуляли, играли, но однажды девочки поссорились из-за пустяка.

Шесть Сотых говорит:

– Я намного больше!

Шесть Тысячных ей отвечает:

– Я занимаю больше места на листе.

– Но я больше тебя, – парирует Шесть Сотых.

Не смогли подружки договориться, пошли спрашивать у других цифр. Ноль воскликнул:

– Все хороши! Ты, Шесть Сотых, больше своей подружки. А ты, Шесть Тысячных, занимаешь в школьной тетрадке больше места. И каждая из вас по-своему права.

Девочки внимательно выслушали мудрого Ноля, и решив, что у них нет больше повода для вражды, они помирились.

В заключение

Для того, чтобы стимулировать самостоятельную деятельность по математике младших школьников, оптимальным вариантом будет вовлечение подрастающего поколения в исследовательскую и проектную деятельность. Ребята, изучая разнообразные математические действия, для каждого придумывают сказочные истории, в которых с цифрами происходят самые невероятные приключения.

Например, после изучения определенной темы, младшие школьники могут представить свои творческие работы другим ребятам.

Самые яркие проекты, касающиеся математических вычислений, вполне могут стать базой для организации интересного внеурочного мероприятия.

Страница 50-51 (учебник Моро 1 часть 3 класс) ответы по математике

Наши проекты.
Математические сказки.

Интересно придумывать самим разные математические сказки, можно составить сборник таких сказок с рисунками и дать почитать друзьям или родителям.

Темы математических сказок могут быть самыми разными, например такими:
Путешествие Точки в царстве «Волшебная геометрия»
Как подружились Квадрат и Прямоугольник
Путешествие Колобка в царстве Квадратов, Треугольников и Кругов
Как куклы строили дома для Жирафа, Крокодила и Ежа
Жили-были числа
Сказка про ноль и единицу
Как подружились арифметические действия
Жила-была упрямая Задача
Метр — глава семьи мерок для измерения длины

• Обсудите план работы над проектом «Математические сказки». Что будет результатом работы на промежуточном этапе (конкурс, выставка иллюстрированных сказок и т. п.) и на завершающем этапе (сборник математических сказок, стенгазета, спектакли по сказкам для первоклассников или для родителей)?

• Выберите тему и название сказки.
• Распределите работу: кто будет собирать информацию, кто будет придумывать разные варианты сказки, кто будет оформлять рисунки.
• Договоритесь о сроках работы.

Квадраты и треугольники в стране Геометрии

Жили — были квадраты и треугольники. Они жили в одной большой стране Геометрии. И они все ссорились. Тогда им пришлось разделить страну на 2 части. Квадраты жили в левой стороне страны, а треугольники — в правой. Среди квадратов жил маленький квадратик Глюк. Глюк дружил с маленьким треугольником Гео. Они часто ходили друг другу в гости.

Квадрат Глюк любил свою страну и страну треугольников. Взрослые говорили Глюку: “У треугольников плохая страна — уходи из неё!”. А треугольники говорили треугольнику Гео: “У них даже нет заводов, они бедняки. Не ходи к ним ”. Но это не у страивало Гео и Глюка. Они хотели, чтобы в их стране Геометрии всегда был мир!

Тогда они отправились на высокую гору к Прямоугольнику, которого выгнали из страны квадратов, т.к. его стороны не были равны. Долго ли коротко ли шли они по песку вдоль реки, через лес, и еле-еле дошли до высокой зеленой горы, где жил Прямоугольник.

— Здравствуйте, Великий Прямоугольник! Мы хотим квадраты и треугольники помирить, но у нас не получается. Помогите нам, пожалуйста!
— Я готов помочь вам – c казал Прямоугольник, -а вы помогите, пожалуйста, мне. Моего сына хочет заколдовать злой Мистер X — продолжал говорить Прямоугольник, — и если я не отгадаю задачки, которые он мне оставил, то он моего сына превратит в маленькую неуклюжую точку. Если вы всё отгадаете правильно, то я вам дам волшебное зелье, которое спасёт страну Геометрию. Пожалуйста, помогите выполнить 5 заданий. И мой сын будет спасен!

— Давайте задания, мы постараемся!- ответили отважные друзья!

В каждом из 4 углов комнаты сидит кошка. Напротив каждой из этих кошек сидят три кошки. Сколько всего в этой комнате кошек? (4)

Столько книжек у ребяток,
Сколько у Никиты пяток.
Принесла ребяткам Галя Мячик,
книжку, мишек.
Вы, ребята, посчитали,
Сколько стало книжек? (3)

К трем лягушкам у болота
Прибежали два енота,
Прискакала тетя жаба
И пришла наседка Ряба.
Сколько в камышах болотных
Оказалось земноводных? (четверо)

Сестре 4 года, брату 6 лет. Сколько лет будет брату, когда сестре исполнится 6 лет? (8 лет)

66 + 54 — 20 : 4 = ? 1. 2. 3. 4. 5. (115)

— Вы выполнили задания? Молодцы! Мой сын спасён! Он останется прямоугольником! Теперь я помогу вам! Возьмите это зелье и вылейте его под старый вековой дуб, который растет у реки! Это зелье могут открыть и вылить только руки смелых и добрых детей! Я думаю, что вы такие дети! Когда дуб напьется этой жидкости, то будет издавать великолепный аромат. Вдыхая этот аромат, все станут жить мирно и счастливо!

— Огромное спасибо! — сказали ребята и отправились к старому дубу.

Они вылили зелье под старый дуб и стали ждать, что произойдет дальше. Через некоторое время всё случилось так, как сказал прямоугольник!

Теперь в геометрии все живут мирно и счастливо! Квадраты и треугольники стали лучшими друзьями. А прямоугольник со своим сыном вернулся в свой родной дом и был очень благодарен маленьким друзьям треугольнику Гео и Квадратику Глюку.

Математические сказки для детей | Сказки. Рассказы. Стихи

  

Математические сказки для детей.

Сказки на математические сюжеты. Полный список

 
Герой планеты «Фиалка»
Гордая цифра Один
Два брата
Двойка и пятёрка
Дружественные числа
Знание правил
Значение минуса
Как числа нашли знаки и научились делать примеры

Квадрокруг
Лучшие друзья
Ночной спор
О мудром короле
О нуле
О том, как гномы узнали о пропорциях
О том, как получился плюс
О чем мечтает цифра Два
Плюс и минус
Победа знаний
Про то, как поспорили цифры
С кем дружит цифра Три
Спор фигур
Спорщики
Сравнение чисел
Считалка
Фея умножения
 

Читать авторские сказки
Читать народные сказки
 
Возможности сказок в формировании математических представлений дошкольников
 
Сказка — универсальное средство. Она имеет воспитательный, образовательный и развивающий потенциал и очень ценна для педагогов. Предметом повествования в ней служат необычные, удивительные, а не редко таинственные и страшные события; действие же имеет приключенческий характер. Это в значительной степени предопределяет структуру сюжета. Он отличается многоэпизодностью, законченностью, драматической напряженностью, четкостью и динамичностью развития действия. Положительный герой, преодолевая трудные препятствия, всегда достигает своих целей. Сказке свойствен счастливый конец. В произведениях этого жанра все сосредоточенно вокруг основного персонажа и его судьбы.
 
Сказка, как уже было отмечено, сама по себе имеет огромный развивающий потенциал. Форма метафоры, в которой созданы сказки, истории, притчи, анекдоты, наиболее доступна для восприятия ребенка. Это делает ее привлекательной для работы. Кроме того, работа со сказкой, моделирование в рамках сказочной формы развивают личность педагога, создают невидимый мост между ребенком и взрослым, сближают родителей и детей.
 
Сказки есть в каждом доме, в дошкольном периоде они читаются детям всех возрастов. И дети их любят. Из них они черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром.
Сказки позволяют малышу впервые испытать храбрость и стойкость, увидеть добро и зло. Удивительный сказочник Д. Родари, а в дальнейшем большинство авторов направления ТРИЗ (теории решения изобретательных задач) совершенно справедливо утверждают следующее:
 
— существует много сказок жестоких, несущих в самом содержании насилие, подавление личности и другие негативные моменты. И мы сами в этом легко убеждаемся, рассказывая о том, как лиса съела колобка, как сестры издевались над Золушкой, как тяжело жилось Иванушке-дурачку и т.п.;
 
— сказки подаются дошкольникам недостаточно разнообразно, в основном — это чтение, рассказывание, в лучшем случае пересказ в лицах или драматизация, просмотр театральных спектаклей, мультфильмов, кинофильмов по мотивам знакомых сказок;
 
— сказки далеко не в полной мере используются для развития у детей воображения, мышления, речевого творчества и активного воспитания добрых чувств;
 
— с развитием массового телевидения читать детям стали значительно меньше. Телевизор в этом поединке с книгой без труда вышел победителем: смотреть зрелище легче и интереснее. Ребенок чаще сидит у телевизора, чем с книгой.
 
Сказка обладает рядом неоспоримых достоинств, и именно они делают сказку привлекательной для психологической, терапевтической и развивающей работы. С давних времен люди использовали сказки, притчи, мифы как воспитательное средство. Они передавали и закрепляли нравственные ценности, правила поведения. Занимательные приключения героев сказок, образность языка делают интересной, безопасной и приемлемой даже самую суровую мораль. Также отсутствие жесткой персонификации помогает ребенку идентифицировать себя с главным героем, а неопределенность места действия не ограничивают фантазию ребенка.
 
Очень важно, что в сказочных сюжетах зашифрованы ситуации и проблемы, которые переживает в своей жизни каждый человек. Жизненный выбор, любовь, ответственность, взаимопомощь, преодоление себя, борьба со злом — все это «закодировано» в образах сказки.
Тем более во многих сказках математическое начало находится на самой поверхности («Два жадных медвежонка», «Волк и семеро козлят», «Цветик-семицветик» и т.д.).
 
В сказке, имеющей математическое содержание, все это сохраняется, только героями могут служить различные цифры, геометрические фигуры, но и также разные герои простых сказок, в сюжет включены разнообразные математические представления. Такие сказки также имеют действия приключенческого характера, усложненные разнообразными испытаниями, математического характера, которые должен выполнить персонаж вместе с маленькими слушателями.
 
Основные особенности волшебных сказок математического характера состоят в значительно более развитом сюжетном действии, в приключенческом характере сюжетов, что выражается в преодолении героем целого ряда препятствий, которые нужно преодолеть, совершив определенное математическое действие, в достижении цели; а также в необычайности событий, чудесных происшествиях, совершающиеся благодаря тому, что определенные персонажи способны вызывать чудесные явления, которые могут возникать и в результате использования особых (чудесных) предметов; в особых приемах и способах композиции, повествования и стиля.

 
На современном этапе разработано множество разнообразных математических сказок, такими авторами как Шорыгиной Е.А., Ерофеевой Т.И., Большуновой Н.Я и многими другими авторами. В математической сказке можно выделить свою особую структуру, которую выделили В.Ф.Любичева и Р.Р. Мухамедьянова:
— введение в сказочную страну, в которой живут сказочные математические объекты;
— разрушение благополучия, т.е. нарушение отношений, связей между сказочными математическими объектами;
восстановление этих отношений, связей и т.д.
В содержания математических сказок обязательно включены математические понятия и представления: о форме, величине, длине предметов, о геометрических фигурах, о времени, о пространстве , а также числа и др.
 
При использовании сказок в процессе обучения математике основной акцент делается не на запоминании учебной информации, а на глубоком ее понимании, сознательном и активном усвоении, так как, увлекшись, дети не замечают, что учатся, развиваются, познают, запоминают новое, и это новое входит в них естественно.
 
Осваиваемое содержание может быть включено в сказку в форме особого рода познавательных задач — загадок, выполнение которых становиться мерой социальной значимости героя (и его помощников — детей): волшебник покажет дорогу, если герой сказки вместе с детьми решит те или иные задачи (загадки). Такого рода ситуации типичны в сказках: женихов испытывает принцесса; Баба-яга испытывает Ивана Царевича и т.д. Этот способ эффективен, потому что в качестве задач или загадок легко может быть представлено любое содержание, в том числе и математическое.
 
Поэтому можно утверждать, что сказка и ее возможности в формировании математических представлений детей дошкольного возраста безграничны. Так как дети любят сказки, они знакомы им, потому, что используются и дома, и в детском саду. Сказка особенно интересна детям, она привлекает их своей композицией, фантастическими образами, выразительностью языка, динамичностью событий. Дети сами не замечают, как в их мысли проникают понятия, в том числе и математические. В сказочных сюжетах зашифрованы ситуации и проблемы, которые переживаются детьми. Математическое начало, которое содержится на самой поверхности, принимается и усваивается детьми непринужденно и легко.
 
Значение математических сказок для развития математических способностей
Для дошкольника средством развития математических способностей является сказка, которая представляет собой феномен культуры. Сказка играет в мышлении ребенка ту же роль, что в мышлении взрослого играет логика. Сказка идентична по своей структуре с сюжетно – ролевой игрой и является эффективным средством развития ребенка. В сказке представлены знания о мире, специфическая картина мира, соответствующая специфике детской картине мира.
 
Если система активности ребенка разворачивается в пространстве детской игры, то систему мышления ребенка образует сказка, заменяющая ему логику взрослого человека. Сказка позволяет детям в особой метафорической форме формулировать для себя специфические детские теоретические вопросы об устройстве Мира (о добре и зле, о жизни и смерти и т. д.) Исследования структуры сказки показывают, что сказка способна выполнять функции особой системы мышления. Она является также средством развития и самой детской игры, поскольку она расширяет пространство воображаемой ситуации в игре.
 
При использовании сказок в процессе обучения математике основной акцент делается не на запоминании учебной информации, а на глубоком ее понимании, сознательном и активном усвоении, так как дети не замечают, что учатся, развиваются, познают, запоминают новое.
 
Читать авторские сказки
Читать народные сказки  

Мудрый гном – Сказки на уроках математики

Задачи урока остаются неизменными многие десятилетия: это все то же воспитание и развитие личности, основным средством решения продолжает оставаться познавательная активность. Развитие познавательного интереса к предмету – первый этап формирования познавательной активности учащихся.

Для возбуждения и развития интереса к математике, для приобщения к созидательной деятельности и творческого развития учащихся я использую в процессе обучения математике дидактические сказки.

По мнению А.Н. Колмогорова, одностороннее развитие способностей не обеспечивает успеха в математической деятельности. Необходимо выйти за пределы самой математики и расширять у ребенка общекультурные интересы, стремиться к всестороннему, гармоничному развитию его личности. Большую пользу для развития творческой активности ученика могут оказать различные формы письменного изложения мысли, в частности, сочинение дидактических сказок по математике.

Сочинение сказок повышает учебную мотивация и качество знаний, формирует умение творчески применять полученную информацию. Самостоятельно придуманная дидактическая сказка с использованием в сюжетной линии математических понятий и их свойств позволяет прочнее и полнее усвоить эти понятия.

Для развития творческих способностей  в  математике,  считал академик Колмогоров, «необходимо выйти за пределы самой математики и развивать у ребенка общекультурные интересы, в частности, интерес к искусству».

Математическое развитие человека невозможно без повышения уровня его общей культуры. Необходимо стремиться к всестороннему, гармоничному развитию личности. Одностороннее развитие способностей не способствует успеху в математической деятельности.

Большую пользу для развития творческой личности ученика могут сыграть различные формы письменного  изложения, в частности, сочинение математических сказок, при этом важно оценивать не только содержание, но и форму изложения материала. Для возбуждения интереса к математике, для развития творческого мышления необходимо создания, чтобы дети  сами  стали участниками-создателями математических сказок, которые являются одной из форм развития математического творчества. Обучаться математике необходимо, но мысль должна идти «изнутри».

Предлагаемая работа по созданию математических сказок должна идти параллельно с теми или иными формами специального обучения, содержательно дополняя его. Сочинение математических сказок не является заменой обучения. Создание математических сказок предполагает не только уметь  фантазировать на математические темы, но и  владеть грамотной речью, а так же уверенное оперирование  математическими понятиями. Сочинение математических сказок – занятие, которое увлекает детей различного возраста, однако при этом могут возникнуть определённые трудности: как лучше построить сюжетную линию, чтобы не нарушить целостности сказки и не придти к противоречиям  с математическими понятиями. Самостоятельно придуманная сказка с применением в сюжетной линии математических понятий позволяет прочнее и полнее запомнить эти понятия.

Увлёкшись, мы не замечаем, что учимся, познаём и запоминаем новое непроизвольно, что это новое входит в нас естественно. Поэтому основной акцент при написании математических сказок делаем на глубокое понимание учебной информации, сознательное и активное усвоение, формирование у нас  умения самостоятельно и творчески применять полученную учебную информацию. Предлагая  сочинить математическую сказку, ставится задача развития математического творчества, умения выражать свои мысли логично и последовательно. Работа по созданию математических сказок увлекательна, но она требует работы головы и души. Это работа предполагает  усилий не только со стороны ученика. но и учителя, который должен успевать за потребностями, возможностями и желаниями ребёнка.

Обычно работа по формированию умения сочинять математические сказки начинается с чтения готовой математической сказки. Потом предлагается желающим придумать свою математическую сказку, пояснив, что ценность работы будет заключаться в том, чтобы в сюжетную линию сказки были, например, включены свойства чисел или геометрических фигур. 

Домашнее задание написать математическую сказку является не традиционным для урока математики и поэтому всегда вызывает живой интерес у детей. Каждому обучающемуся хочется проверить, а сможет ли он реализовать свой творческий замысел, как оценит сказку учитель, как отнесутся к его работе одноклассники. Написать математическую сказку берутся многие, но не все и не у каждого получается удачно.

 

 

 

 

 

 

 

Презентация проекта “Математическая сказка” 3 класс

Цель проекта: написать математическую сказку

План работы

  • Написать сказку
  • Сделать пластилиновых героев и город из печенья.
  • Сфотографировать кадры фильма.
  • Сделать презентацию.
  • Показать сказку ученикам 3а класса

И вот что у нас получилось

В некотором царстве – Цифровом государстве, жили были цифры.

Никак не хотели цифры дружить с Ноликом. «Какая ты цифра? Ты же пустое место! Бублик с дыркой! Не будем с тобой дружить!

Горько заплакал Нолик и пошел куда глаза глядят…

Вдруг слышит, кто-то плачет тихо, тихо. Глядит, а это Единичка. «Что с тобой случилось?» – спросил Нолик.

«Цифры не хотят со мною дружить. Важничают, зазнаются. Ты, -говорят, самая маленькая, что с тобой водиться, всего-то единичка»

– Не плачь, давай руку, будем дружить, -сказал 0 – Мы будем друзьями, правда? – обрадовалась 1 Нолик встал рядом с единичкой. Весело болтая они пошли по дороге

И что за чудо, все цифры подбежали к ним и стали удивленно разглядывать их. Да это же 10! 10! 10!

Подбежала к Нолику Девятка самая старшая и важная – Я тоже хочу с тобой подружиться и стать девятью десятками! Сейчас – сказал 0 и встал рядом!

Все цифры встали в очередь, они тоже и хотели стать десятками.

Нолик смело вставал рядом и все цифры превращались в десятки. Как же им было стыдно за то, что они называли Нолика пустым местом

Вот сколько теперь друзей у Нолика

А вы, ребята, как думаете, только ли десятки, можно с моей помощью получить?

Вывод: в процессе работы мы смогли сочинить математическую сказку и показать ее ребятам

Новый: Математические сказки

Взять последовательности. Они, как известно, бывают ограниченными, неограниченными и монотонными… Острые и тупые углы – умные и дураки. Касательная – подхалимка. Нахождение икса в линейном уравнении – простенькая короткометражка, решение системы уравнений с несколькими неизвестными тянет уже на многосерийный детектив. Возведение числа в степень – возношение до небес. Круглые скобки – объятия. Квадратные – тюрьма… 

Но однажды вечером в их дверь постучали. На пороге стояли два юноши. Они попросили у сестричек разрешения переночевать в их домике, так как очень устали после долгого пути. Сестрички приветливо встретили гостей, обогрели, накормили, вежливую беседу с ними повели. Гости сказали, что они пажи великой королевы Математики. Она отправила их с поручением – решить тяжбу в одном из городов королевства. А зовут их Плюс и Равно. Не успели гости закончить свой рассказ, а тут стук в дверь… 

Авторские сказки Феликса Давидовича Кривина


“УЧЁНЫЕ СКАЗКИ”



Знакомство с Математикой 

В древности у одного математика было три ученика. Когда они в совершенстве овладели четырьмя арифметическими действиями и научились более или менее сносно отличать целые числа от дробных, математик призвал их и сказал:

— Вот что, ребята. Теперь, когда вы достигли вершин, настала пора применить ваши знания в жизни. Идите же и сосчитайте, чего в мире больше — плюсов или минусов.

Ушли ученики и вернулись только через три года. Увидев их, учитель был очень растроган. Даже всплакнул от радости.

— Спасибо, ребята, — сказал он, — что не подвели старика. А я-то уж, грешным делом, думал, не попристраивались ли вы где-нибудь в городе.

После первых общих вопросов о житье-бытье, о здоровье и прочем учитель перешел к главному.

— Ну, вот ты, — обратился он к первому ученику, — скажи: чего в мире больше — плюсов или минусов?

— Дорогой учитель! — сказал этот ученик. — Я не зря потратил время. Когда я встретил ее…

— Кого это — ее? — не понял учитель.

Разве я не сказал? Мою жену. Ах, это чудесная женщина. Умница, красавица, из высшего общества. Благодаря ей я стал владельцем прекрасного имения. Ах, какое имение, учитель, какие сады, какие фрукты! Вы обязательно должны у нас побывать, дорогой учитель, мы все четверо будем вам рады!

— Почему четверо? — опять не понял учитель.

— Разве я не сказал? У нас двое деток. Ах, какие детки, дорогой учитель, ах, какие детки! Вы обязательно должны с ними познакомиться!

— При чем здесь детки? — возмутился учитель. — Ты должен был сосчитать, чего в мире больше — плюсов или минусов!

— Как же, как же! — поспешил ученик. — Я всё сосчитал, все плюсы. А вот минусов, знаете, не заметил. Может, они только в математике?

— Господи, кого я учил! — вздохнул учитель и повернулся к другому ученику.

— А ты что насчитал?

Я считал… Все время считал… Много насчитал всего — и золота, и разных драгоценностей… А потом меня ограбили. Жулье, проходимцы, мошенники…

— Ну, и как же насчет плюсов и минусов? — напомнил учитель.

— Какие там плюсы! Где они? Вы их видели? Одни минусы, минусы на каждом шагу.

Учитель только махнул рукой и — ничего не ответил.

— А ты что успел подсчитать? — спросил он у третьего ученика.

— Я, учитель, ничего не успел, — сказал третий ученик.  — Видел я и плюсы и минусы, видел, что плюсы приносят людям радость, а минусы — горе. И мне захотелось сделать так, чтобы в жизни людей было как можно больше плюсов и как можно меньше минусов…

— Но такого действия не знает математика! — воскликнул учитель.

И, помолчав, добавил:

— А все-таки это — отличное действие. Больше плюсов, меньше минусов — ради этого стоит жить! Молодец! Ты здорово усвоил мою науку!

Ноль 

Надоела Нолю холостая жизнь.

«Так вот живешь и ничего не значишь, — подумал он. — Надо множиться!»

Стал Ноль искать, с кем бы помножиться. Выбирал, выбирал — все не по нраву. Единица слишком тоща. Тройка горбата. Семерка косо стоит, еле на ногах держится. Все Нолю не так, видно, высокие у него требования.

Наконец приглядел Восьмерку. Симпатичная Восьмерка, кругленькая, даже будто на Ноль похожа, только поуже в талии. Подкатился к ней Ноль с одной стороны, подкатился с другой, а потом — чего долго раздумывать! — пошел множиться.

Собрались Восьмеркины родственники. Все старые цифры, солидные. 88, 888, даже 88888, очень большая величина, и та пришла, не погнушалась. Только жених на родственников — ноль внимания. Что ему их многозначность? Он сам Ноль, не кто-нибудь!

— Ты, — говорит Ноль Восьмерке, — должна понимать, что такое семья. Как я сказал, так и все, без разговоров!

— Я постараюсь! — обещает Восьмерка.

Робкая, безответная она была, да и засиделась в восьмерках, только и мечтала, как бы помножиться. И вот — помножились.

Доволен Ноль. Важный такой стал, степенный. А Восьмерки при нем и не видно. Затер он ее, затер совсем, до того затер, что потом никто и сказать не мог, куда девалась Восьмерка.

Вот как это выглядело:

0Х8-0

И опять остался Ноль один.

— Не повезло мне с Восьмеркой, — оправдывается он перед ее родственниками. — Слишком уж она смирная была, ни в чем не перечила. С такой и жить неинтересно.

Стал Ноль искать себе другую пару. Нашел Пятерку — цифру тоже ничего. Правда, с Восьмеркой ее не сравнить, не те пропорции, но ведь теперь Нолю и выбирать-то особенно не приходится.

На этот раз Ноль повел себя иначе. «Ну его, это умножение! — подумал. — С этими домостроевскими обычаями, чего доброго, опять жену в гроб загонишь! Нет уж, лучше по-современному: записаться и жить».

Записались они с Пятеркой. Пятерка и Ноль. Хорошо получилось: 50. Пятерка выросла в десять раз, а Ноль — уж неизвестно во сколько. Семья все-таки много значит!

Доволен Ноль.

— Вот как, — говорит, — вышло. Ты простой Пятеркой была, а теперь кем стала?

— Да, теперь..

— Именно теперь! — не унимается Ноль. — Именно теперь, когда я взял тебя, когда ты со мной на равных правах.

— На равных… — эхом отзывается Пятерка.

— Может, скажешь, не на равных? Я тебя даже вперед пропустил, ты всегда впереди меня. Разве ты не чувствуешь этого?

— Чувствую…

— Ты как будто даже не рада?

Это были долгие разговоры. Сначала Пятерка терпела, думала: ну, поговорит Ноль на радостях и успокоится. Да не тут-то было. Чем дальше, тем Ноль больше распаляется. Зудит и зудит — нет спасения!

Чуть свет — уже начинает:

— Вспомни, кем ты была. Уже ночь, а он все еще:

— Не забудь, кем ты стала.

Не выдержала Пятерка.

— Лучше уж, — говорит, — я простой Пятеркой буду, чем так радоваться.

И ушла от Ноля.

Остался Ноль в одиночестве и не поймет: что случилось? Так хорошо жили, и вот — покинула его Пятерка. За что, скажите пожалуйста?

А ему, Нолю, теперь, как никогда, подруга нужна. Стар он стал, здоровье совсем сдало. Еле-еле нашел себе какую-то Двойку. Горбатенькая Двойка, кривая, но все-таки цифра!

Долго Поль соображал, долго прикидывал, как бы и на этот раз маху не дать. Выведал, с кем Двойка в задачнике встречалась, как вела себя в таблице умножения, какие у нее были плюсы и минусы. Узнал, что Двойка ведет дневник, в дневник заглянул. В дневнике тоже было все в порядке: двойка как двойка, к тому же по математике.

«Пора закругляться!» — решил Ноль. И сразу приступил к действию.

— Давайте соединимся!

— Ишь, старый хрыч! Если хочешь сложиться, так и говори, а нет — проваливай.

— Я сложусь, я сложусь, — заторопился Ноль. — Я всегда готов, ты не сомневайся!

Так и сложились они:

2 + 0.

Два плюс Ноль… А чему же равняется?

2 + 0 = 2

Вот и доигрался Ноль, домудрился. Нет Ноля. Конец ему пришел.

Даже мелкие цифры, которые всегда ниже Ноля стояли, и те не удержались:

— Ну и дурак был этот Ноль! Круглый дурак!

Точка на плоскости 

Не знала Точка ни забот, ни тревог, но пришло время и ей подумать о своем месте на плоскости.

— Я хочу стать центром окружности! — заявила Точка.

Что ж, по законам геометрии все точки равны и каждая из них может стать центром окружности. Для этого нужны только циркуль и карандаш, и ничего больше.

Но едва лишь к ней прикоснулся циркуль, Точка завопила:

— Ой! Больно! Ой! Что вы колетесь?!

— Но вы хотели стать центром окружности, — напомнил Циркуль.

— Не нужен мне ваш центр, не нужна мне ваша окружность, оставьте меня в покое!

Оставили Точку в покое. Но ненадолго. Должна же Точка занять какое-то место на плоскости!

— Я хочу стать вершиной угла, — заявила Точка на этот раз.

По законам геометрии вершиной угла тоже может стать каждая точка. Для этою на прямую, на которой она находится, достаточно опустить перпендикуляр.

Стали опускать на прямую перпендикуляр.

— Вы что, ослепли?! — закричала Точка при виде Перпендикуляра. — Вы падаете прямо на меня. Разве вам мало места на плоскости?

Растерялся Перпендикуляр, повис в воздухе.

— Погодите, дайте-ка мне, — сказала Секущая. — У меня эта Точка станет вершиной сразу четырех углов.

Но не тут-то было. При виде Секущей Точка прямо-таки забилась в истерике.

— Не секите меня! — рыдала она. — Я не привыкла, чтобы меня секли!

Что было с ней делать? Махнули на Точку рукой. Не стала она ни центром окружности, ни вершиной угла, а осталась простой точкой на простой прямой, параллельной тысячам других прямых.

Впрочем, как выяснилось впоследствии, линия у этой Точки была тоже далеко не прямая.

Кривая была у Точки линия.

Степень 

Много лет прослужила Единица без единого замечания, и нужно же было как-то отметить ее заслуги!

Поэтому Единицу решили возвести в степень.

Сначала возвели во вторую степень. Думали этими ограничиться, но опять Единица служит прилежно, а замечание — хоть бы одно!

Возвели Единицу еще в одну степень. И опять ни одного замечания. В третью степень возвели, в четвертую, в пятую — нет замечаний!

Возвели в пятую степень, в шестую, в десятую, в сотую. Нет замечаний!

Далеко пошла Единица. Теперь она Единица в тысячной степени.

А что изменилось от этого? Ничего, ровным счетом. Ведь Единица в тысячной степени — та же Единица.

И на тысячную долю не больше!

Простая дробь 

У Числителя и Знаменателя — вечные дрязги. Никак не поймешь, кто из них прав. Числитель толкует одно, а Знаменатель перетолковывает по-своему.

Числитель говорит: — У меня положение выше, почему же я меньше Знаменателя?

А Знаменатель свое:

— Я-то числом побольше, с какой же стати мне ниже Числителя стоять?

Поди рассуди их попробуй!

А ведь что вы думаете — была такая попытка. Целое Число, которому надоело это брюзжание, сказало им напрямик:

— Склочники несчастные, чего вы не поделили? В то время, когда у нас столько нерешенных задач, столько прекрасных примеров…

— Тебе, Целому, хорошо, — проворчал Знаменатель, и Числитель (в первый раз!) согласился с ним.

— Знаменательно! — воскликнул Числитель. — Знаменательно, что именно Целое Число делает нам замечание!

— А кто вам мешает стать Целым Числом? Сложитесь с какой-нибудь дробью.

— Ладно, обойдемся без ваших задач и примеров, — сказал Числитель, а Знаменатель, придвинувшись к Целому Числу, выразил эту мысль более категорически:

— Проваливай, пока цело!

Он был из низов и поэтому не особенно выбирал выражения.

Целое Число махнуло на них рукой и приступило к очередным задачам.

А Числитель и Знаменатель призадумались. Потом Числитель нагнулся, постучал в черточку:

— Послушайте, — говорит, — может, нам и впрямь с другой дробью сложиться?

— Э, шалишь, брат, — возразил Знаменатель, — хватит с меня и одного Числителя!

— Если уж на то пошло, — обиделся Числитель, — мне тоже одного Знаменателя предостаточно.

Еще подумали.

Потом Знаменатель стал на цыпочки, постучал в черточку:

— Слышь, ты! А если нам так стать Целым Числом, без другой дроби?

— Можно попробовать, — соглашается Числитель.

Стали они пробовать. Числитель умножится на два, и Знаменатель — не отставать же! — тоже на два. Числитель на три — и Знаменатель на столько же.

Умножались, умножались, совсем изнемогли, а толку никакого. Та же дробь, ни больше ни меньше прежней.

— Стой! — кричит Знаменатель. — Хватит умножаться. Делиться давай. Так оно вернее будет.

Стали делиться.

Знаменатель на два — и Числитель на два. Знаменатель на три — и Числитель на столько же. А дробь — все прежняя.

Так ничего из их действий и не получилось. Каждый остался при своем: Числитель сверху, Знаменатель — внизу, Знаменатель большой, Числитель — маленький. И опять ссорятся, опять помириться не могут

Видно, разделяет их не только черточка.

Биссектриса 

Биссектриса — линия, делящая угол пополам. (Из учебника геометрии)

Заспорили Стороны угла, никак между собой не поладят.

— Я, со своей стороны, считаю… — говорит одна Сторона.

— А я считаю, со своей стороны… — возражает ей другая.

Ничего не поделаешь: хоть у них и общий угол зрения, но смотрят-то они на мир с разных сторон!

Проходила как-то между ними Биссектриса. Обрадовались Стороны: вот кто будет их посредником! Спрашивают Биссектрису:

— А вы как думаете?

— А ваше мнение каково?

Стоит посредник посрединке, колеблется.

— Ну скажите же, скажите! — тормошат Биссектрису со всех сторон.

— Я думаю, вы совершенно правы, — наконец произносит Биссектриса, кивая в правую сторону.

— Ах, какая вы умница! — восхищается правая Сторона. — Как вы сразу все поняли!

А Биссектриса между тем поворачивается к левой Стороне:

— Ваша правда, я тоже всегда так думала.

Левая Сторона в восторге:

— Вот что значит Биссектриса! Сразу сообразила, что к чему!

Стоит Биссектриса и знай раскланивается: в одну сторону кивнет — мол, правильно, в другую сторону кивнет — мол, совершенно верно. Мнение Биссектрисы ценится очень высоко, поскольку оно устраивает обе стороны.

Острый угол 

От этого Угла никому в учебнике не было покоя. Ох, и доставалось же от него геометрическим фигурам! Треугольнику доставалось за угловатость, Окружности — за обтекаемость, Квадрату — за отсутствие разносторонности.

Как всегда бывает, тут же находились охотники, которые подхватывали остроты Угла, и — начиналась критика. Эта критика из-за Угла приняла такие размеры, что к нему даже стали относиться с уважением.

Так пришла к Углу слава, а с ней и все остальное. Угол раздался, стал солидней, внушительней и — куда девалась его былая острота! Теперь уже никак не поймешь, отчего он отупел — от градусов или от всего остального.

Уравнение с одним неизвестным 

Разные числа — большие и малые, целые и дробные, положительные и отрицательные — впервые встретились в уравнении.

Они любезно, хотя и сдержанно, обменялись приветствиями, а затем стали знакомиться.

— Четверка.

— Очень приятно. Двойка.

— Тройка.

— И я Тройка. Значит, тезки!

— Одна Четвертая…

— Две Четвертых…

— Три Четвертых…

Очень быстро все перезнакомились. Только одно число не назвало себя.

— А вас как зовут? — стали спрашивать у него числа.

— Не могу сказать! — важно ответило это число. — У меня есть причины…

— Ах, подумайте, какие загадки! — затараторила Одна Девятая.  — Как можно жить в обществе и совсем не считаться с его мнением!

— Спокойно, спокойно, — вмешался Знак Равенства, самый справедливый знак во всем задачнике. — Все выяснится в свое время. А пока пусть это число остается неизвестным. Мы назовем его Иксом. Что поделаешь, будет у нас уравнение с одним неизвестным.

Все числа согласились со Знаком Равенства, но теперь они вели себя еще сдержанней, чем даже во время знакомства. Кто его знает, что за величина этот Икс? Здесь нужно быть осторожным.

Некоторые попытались заискивать перед. Иксом, по он так важно себя держал, что даже у дробей отпала охота добиваться его расположения.

— Ну нет, — прошептала Двойка Четверке. — Ты как хочешь, а я перебираюсь в другую сторону уравнения. Пусть я буду там с отрицательным знаком, но зато не буду видеть этой персоны.

— И я тоже, — сказала Четверка и вслед за Двойкой перебралась в другую сторону уравнения. За ними последовали две тезки — Тройки, а потом и дроби — Одна Четвертая, Две Четвертых, Три Четвертых — и все остальные числа.

Икс остался один. Впрочем, это его не встревожило. Он решил, что числа просто не хотят его стеснять.

Но числа решили по-другому. Они сложились, перемножились и поделились, а когда все необходимые действия были произведены, Икс ни для кого уже не был загадкой. Он оказался мнимой величиной, такие тоже встречаются в математике.

То-то он так мнил о себе, этот Икс!

Таблица умножения 

На последней странице тетради выстроилась таблица умножения. Строгие колонны чисел стоят, сомкнув ряды, и готовы по первому знаку продемонстрировать свою силу и мощь любому ученику — от первого до десятого класса.

По первому знаку — это понятно. Ведь командует парадом Знак Равенства.

— Равняйсь! — командует Знак Равенства.

И числа равняются

Дважды два равняется четырем.

Трижды пять равняется пятнадцати

Семью восемь равняется пятидесяти шести

Вот какая — здесь во всем точность!

В таблице умножения суровая дисциплина, но числа подчиняются ей легко и охотно. Разве можно не подчиниться дисциплине, которая существует под знаком равенства?

Треугольник 

Задумал Угол треугольником стать. Нашел подходящую Прямую линию, взял ее с двух сторон за две точки — и вот вам, пожалуйста, чем не треугольник?

Но Прямая оказалась строгой линией. Сдерживает она угол, ограничивает. Теперь ему не та свобода, что прежде.

А вокруг, как назло, ломаные линии вертятся, выламываются:

— Ну как ты, Угол, со своей Прямой? Ладите?

Что им ответишь? Молчит Угол. Молчит, а сам думает: «Зря я такую прямую линию взял. Ломаные куда удобней!»

За этой мыслью пришла и другая:

«А вообще-то, чем я рискую? Можно такую ломаную найти, что она с моей прямой и не пересечется».

Такая ломаная линия быстро сыскалась. Соединил ею Угол те же две точки, что и Прямая соединяла, осторожно соединил, чтоб не получилось пересечения, и — доволен.

Потом еще одной ломаной обзавелся, потом еще одной. А Прямая верит Углу, ни о чем не догадывается.

Но вот ломаные линии, как набралось их много; стали между собой пересекаться. Так закрутили Угол, так завертели, что его среди них и не видать.

Еле выпутался бедняга.

«Хватит, — решил, — возиться с этими ломаками. Лучше уж прямой линии держаться».

И опять остался Угол со своей Прямой. Дружно живут. Хороший треугольник.

Оно и понятно: через две точки, как свидетельствует геометрия, можно провести только одну прямую.

А ломаных — сколько угодно.

Отрицательное число 

Это число было настолько незначительной величиной, что стояло даже ниже Ноля, не говоря уже о других, положительных числах. Поэтому, не довольствуясь своим положением, оно все отрицало и стояло в задачнике со знаком минус.

Но теперь все изменилось. Отрицательное Число возвели в степень, и оно стало положительной величиной. Оно утверждает то, что прежде отрицало, и отрицает другие отрицательные числа — ничтожные величины, стоящие ниже Ноля.

Минус на минус дает плюс — это простая арифметика.

Произведение 

Скромные однозначные числа Пять и Семь познакомились, понравились друг другу и решили помножиться. И вот в результате появилось на свет их произведение — Тридцать Пять.

Носятся сомножители со своим произведением, не могут им нарадоваться.

— Смотрите, — говорят соседям, — это наше произведение. Ну, каково? Двузначное число, не то что мы, однозначные.

А произведение и не смотрит на сомножителей. Воротит нос, боится, как бы знакомые сотни чего не подумали. Как-никак сомножители — однозначные числа, стыдно произведению иметь такую родню.

— Произведение ты наше единственное, погляди на нас, хоть словечко молви!

Куда там! До того ли сейчас произведению! Произведение давно забыло, кто его произвел на свет. Теперь произведению с самой Тысячей помножиться в пору!

Фигура 

Прибежала Трапеция к Окружности.

— Ох, ты даже себе не можешь, не можешь представить! Сверху плоско, снизу выпукло, а о боках нечего и говорить!

— Что плоско? Что выпукло? Ты объяснишь толком?

— Вот послушай, — стала объяснять Трапеция.  — Появилась у нас в учебнике новая фигура. Откуда она взялась, никто не знает. Может, ее кто нарисовал так, для смеха…

— Что же это за фигура?

— Как, ты еще не поняла? Ну пошли, сама посмотришь.

Пошли они смотреть на Фигуру. А там уже, такое творится! Треугольники, Квадраты, Параллелограммы… А в центре эта самая Фигура красуется…

При виде ее Окружность так и покатилась со смеху, но не успела откатиться особенно далеко — остановилась, призадумалась.

— Ты знаешь, — сказала она Трапеции, — в ней что-то есть. Вот эта линия, обрати внимание. Она выглядит вполне Современно.

— Пожалуй, — согласилась Трапеция. — А поверхность? Видишь, какая у нее поверхность? У нас все слишком плоско…

— Да, мы привыкли к симметрии, — вздохнула Окружность. — А кому теперь нужна симметрия?

Подоспели и другие геометрические фигуры. Они с восхищением глядели на незнакомую Фигуру и в один голос вздыхали:

— Как это асимметрично!

И вот — Фигуры давно уже нет, а поглядите, что делается в учебнике. Ни одной геометрической фигуры невозможно узнать.

Все они на одно лицо: сверху плоско, снизу выпукло, а о боках нечего и говорить. Мода, ничего не поделаешь. Закон моды! Вопреки всем известным законам геометрии.

Знаки 

Стоит Пятерка в задачнике, что-то тихонько подсчитывает. Вокруг много знакомых цифр, они то и дело окликают Пятерку, справляются о здоровье, желают всего наилучшего. И вдруг:

— Стой! Отдай половину! Пятерка растерялась.

— Я стою, — забормотала она, — но почему вы так со мной разговариваете?

— А как с тобой разговаривать? Сказано, гони трояк, и баста! Или не узнала меня? Я — Минус!

Пятерка попятилась в ужасе. Она много слыхала об отчаянном и жестоком Минусе, атамане разбойников, которые держали в страхе весь задачник.

— Ну давай, а то отниму! — сказал атаман, свирепо шевеля усами. Но Пятерка от испуга не могла двинуться.

Тогда Минус отнял у нее три единицы и пошел себе как ни в чем не бывало. Он шел и пел свою атаманскую песню.

Я считаю 


     


Числа делятся на четные, нечетные и почетные. К последним относятся зачастую мнимые числа.       
Чем многограннее пирамида, тем у нее меньше острых углов в соприкосновении с внешним миром.        — Посмотрим на мир с трех сторон…        — Нет, зачем же с трех? Есть ведь и еще одна сторона…        — Разве только одна? Есть еще пять сторон…        — Посмотрим на мир с двадцати сторон…        Чем  многограннее пирамида, тем многосторонней она смотрит на мир:        —  С  одной  стороны, это, конечно, неправильно… Но с девяносто девятой стороны… это, пожалуй, верно…       — Давайте взглянем с двести пятьдесят третьей стороны…        — Даже лучше — с восемьсот семьдесят первой…       А при всестороннем взгляде на мир пирамида и вовсе теряет свою угловатость и превращается в конус, обтекаемый конус: ведь обтекаемость — верх многранности… Вынесение За Скобки    
 Жило-было число. Число как число. Никто и не замечал его. Зато  когда его вынесли за скобки, все сразу поняли, что это было за число.        — Это был наш общий множитель!        — Это был наш общий делитель!        Так  число  приобретает  значение.  После  того, как его вынесут.


Высшая Математика
       Ноль, деленный на ноль, дает любое число.        В числителе ноль — в знаменателе ноль.        Сверху ноль — снизу ноль.        —  Сейчас мы должны получить тысячу, — говорит Верхний Ноль.        — Получим! — отзывается Нижний.        — А теперь мы должны получить миллион.        — Получим!        — А как насчет миллиарда?        — Получим!        Вот оно как хорошо: что захочешь — все получается.        Сверху ноль — снизу ноль.        В числителе ноль — в знаменателе ноль.        Ноль, деленный на ноль, дает любое число.        Только взять эти числа никто не может. Отношение Величин       
Коршун  относится к воробью так, как воробей относится к муравью.         — Чтоб ты пропал! Ты же знаешь, как я к тебе отношусь!        Еще  бы  не  знать! Большая величина относится к меньшей так, как меньшая относится к еще меньшей.       — Извините, это в последний раз… Вы же знаете, как я к вам отношусь…       И это известно: меньшая величина относится к большей так, как большая относится к еще большей.        Муравей относится к воробью так, как воробей относится к коршуну. Закон Всемирного Тяготения       
У Вселенной непорядок с одной Галактикой.         —   Что   это   у   тебя,  Галактика?  Как-то  ты  вся затуманилась?..        — Да вот — Солнце тут есть одно…        У Галактики непорядок с одним Солнцем.        — Откуда у тебя, Солнце, пятна?        — С Землей что-то не ладится…        У Солнца непорядок с одной Землей.        — Что у тебя, Земля, там происходит?        — Понимаешь, есть один Человек…        У Земли непорядок с одним Человеком.        — Что с тобой, Человек?        — Бог его знает! Ботинок как будто жмет. ..        Один ботинок — и тяготит всю Вселенную! — Эй, что ты там чертишь на песке? — Вычисляю. Знаете ли вы, что если найти точку опоры, можно перевернуть земной шар? — Перевернуть земной шар? Ого, в этой мыслишке кое-что есть! Из древнего разговора       
Не  троньте,  не  троньте  его кругов! Не троньте кругов Архимеда!…       Один из пришлых римлян-врагов с ученым вступает в беседу:        — К чему говорить о таком пустяке? — легат вопрошает с улыбкой. —  Ты  строишь  расчеты  свои  на  песке,  на  почве, особенно зыбкой.        Сказал, — и услышал ответ старика:       — Солдат, вы меня извините. Но мудрость жива и в сыпучих песках, а глупость — мертва и в граните.        —  Ты,  вижу,  мастер  красивых слов, — легат завершил беседу. — Старик, я не трону твоих кругов.        Сказал — и убил Архимеда.        История  мчится  на  всех  парах, одни у нее заботы: уже архимеды горят на кострах, восходят на эшафоты…        Они, архимеды, кладут кирпичи, уступая победу. ..        И  ныне, как прежде, над миром звучит: НЕ ТРОНЬТЕ КРУГОВ АРХИМЕДА!       
А  Герострат  не  верил  в  чудеса. Он их считал опасною причудой. Великий храм сгорел за полчаса, и  от  него  осталась пепла груда.        Храм  Артемиды.  Небывалый  храм  по  совершенству линий соразмерных. Его воздвигли  смертные  богам  —  и  этим  чудом превзошли бессмертных.         Но   Герострат   не  верил  в  чудеса,  он  знал  всему действительную цену. Он верил в то, что мог бы сделать  сам.  А что он мог? Поджечь вот эти стены.        Не  славолюбец и не фантазер, а самый трезвый человек на свете — вот он стоит. И смотрит  на  костер,  который  в  мире никому не светит.


Секунда


Был большой разговор о том, что нужно беречь каждую секунду.      Сначала  выступал  Год.  Он  подробно  остановился  на  общих проблемах времени, сравнил время  в прошлые времена  со временем  в наше  время, а  в заключение,  когда  время его   истекло,  сказал,  что  нужно  беречь  каждую секунду.

     День,  который  выступал  вслед  за  ним,  вкратце   повторил   основные положения Года и, так как времени на другое  у  него  не оставалось, закончил свое выступление тем, что надо  беречь каждую секунду.  Час  во  всем  был  согласен  с   предыдущими  ораторами.   Впрочем,  за недостатком  времени, ему пришлось изложить свое  согласие в  самом  сжатом виде.

     Минута успела только напомнить, что нужно беречь каждую  секунду.  В самом конце слово дали Секунде. 

     – Нужно беречь… – сказала Секунда и – кончилась.

     Не  уберегли  Секунду,  не уберегли.  Видно,  мало все-таки говорили  об этом.

  

ЦИРКУЛЬ

Рисунок  был   действительно  хорош.                                                    

 Циркуль  не  мог  скрыть  своего восхищения:

– Знаешь, брат Карандаш,  неплохо. Совсем неплохо. 

Оказывается, ты  не без способностей. Потом подумал и говорит:

–  Только вот  в теории  ты слабоват, расчеты  у тебя хромают.  Давай-ка вместе попробуем! И Карандаш, руководимый Циркулем, забегал по  бумаге. Но сколько  он ни бегал, в результате получался

один единственный круг.

–  Неплохо.  Вот теперь – неплохо,  – радовался  Циркуль.

– Видишь, что значит  теория.  Сразу   твой   почерк   приобрел уверенность,  четкость  и определенность. Только  чего-то здесь  все же не хватает. Какой-то детали. В смысле детали подкачал ты, брат Карандаш. И опять Карандаш, выбиваясь из сил, бегал  по бумаге  и оставлял на ней круг – несколько больший, чем прежний, но все же только круг. И опять сокрушался Циркуль:

– Рисунок-то хорош. Все точно, по теории. И масштабы шире, чем прежние. только не хватает в нем какой-то детали. Ты еще  постарайся, брат  карандаш,а?

 

 

Источник Феликс Кривин, "Ученые Сказки"
     Издательство "Карпаты", Ужгород 1967

Урок-сказка по математике для 3 класса на тему «Решение задач на приведение к единице»

Урок-сказка по математике в 3 классе
 


 

Тема: «Решение задач на приведение к единице».

Цель: закрепить умение решать задачи на приведение к единице.

Планируемые результаты: учащиеся научатся решать задачи на приведение к единице; осуществлять подведение под понятие а основе распознавания объектов, выделения существенных признаков синтеза; использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование, для решения задач; учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; учитывать ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; строить монологическое высказывание; использовать речь для регуляции своего действия.

Оборудование: фигурки сказочных персонажей.

Ход урока

Организационный момент

    Нам весело и радостно,

    Хохочем мы с утра.

    Но с этого мгновения –

    Серьёзным быть пора.

    Объявления темы урока.

      Ребята, тема нашего сегодняшнего урока «Решение задач на приведение к единице». Урок у нас будет необычным «Математика в сказке». К нам на урок пришла сказка «Маша в лесу».

      Жила-была в лесу девочка по имени Маша. Она тоже училась в 3 классе. Маша училась замечательно. Как-то раз Машеньке учительница задала на уроке математики задание – сочинить сказку. Машеньке очень хотелось сочинить необычную сказку. Машенька настолько сильно погрузилась в сказочную атмосферу, что нечаянно заснула. Она увидела волшебный сон.

      Устный счёт.

        Идёт наша Маша по сказочному лесу, а навстречу ей Мишка Косолапый.

        – Маша, – просит Мишка, – помоги мне, пожалуйста, решить задачу:

        В 5 корзинах 50 ягод. Сколько ягод в 7 таких корзинах? (70)

        – Молодцы ребята, справились с заданием!

        Идёт Маша дальше, а навстречу ей Мышка-Норушка. Она попросила помочь ей решить следующую задачу:

        На лугу паслись 3 коровы. Белых втрое больше, чем черных. Сколько белых и сколько чёрных коров паслось на лугу? (3 белых и 1 черная.)

        – Молодцы ребята, помогли зверюшкам!

        4. Работа по теме урока.

        Работа по теме урока.

        2 (с. 94).

        Идёт Маша дальше, а навстречу ей Крошка Енот. Крошка Енот принёс нам задачу № 2 на стр. 94 учебника.

        – Прочитайте задачу.

        – О чем говорится в задаче?

        – Что надо узнать?

        – Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи?

        Как узнать, сколько флажков в одной гирлянде?

        – Можем ли мы теперь узнать, сколько флажков в 7 гирляндах?

        – Составьте программу решения.

        1) :;

        2)·.

        – Запишите решение задачи выражением.

        3 (с. 95).

        Дальше на своём пути Маша встретила Серого волка. Серый волк приготовил для нас с Машей задачу № 3 в учебнике.

        – Составьте решение задачи по первой записи.

        – Как узнать, сколько литров в 5 банках?

        – Составьте программу решения.

        1) :;

        2)·.

        – Запишите решение задачи самостоятельно.

        Проверка.

        Физкультминутка.

          Чудеса случаются на свете:

          Стали маленькими дети.

          И все вместе дружно встали –

          Великанами все стали.

          Продолжение работы по теме урока.

            Работа по учебнику.

            4 (с. 95).

            Наконец наступил вечер. Машенька пришла к избушке на курьих ножках. В той избушке нашу Машу ждала баба-яга. Баба-яга обещала отпустить домой Машу при условии, что мы выполним № 4 на странице 95 учебника.

            (Работа в парах. Коллективная проверка.)

            Итог

              – Пришлось Бабе-яге отпустить нашу Машу. Проснулась Машенька, улыбнулась и написала свою сказочную задачу. Учительница поставила ей пятёрку.

              – Подведём итог нашей работы.

              – Все работали очень хорошо! Молодцы!

              7. Домашнее задание.

              С. 95 № 6.

              Учебная программа по математике для 3-го класса | K5 Изучение

              Темы по математике в 3 классе

              Обычно в 3 классе изучаются следующие основные математические темы:

              Номера и операции

              • сложение и вычитание в пределах 1000
              • разметка единиц, десятков и сотен
              • с округлением до ближайших 10 или 100
              • взаимосвязь между сложением и вычитанием
              • Введение в умножение
              • введение в раздел
              • умножить и разделить в пределах 100
              • фракций как части целого

              Геометрия

              • Классификация форм по их свойствам
              • Разделение фигур на равные части
              • площадь и периметр неправильной формы по счету квадратов
              • площадь и периметр прямоугольников

              Измерение

              • оценка и измерение масс
              • измерительных длин (в том числе в долях дюйма)
              • оценка и измерение объемов жидкостей
              • с точностью до минуты и задачами со словом времени

              Анализ данных

              • Графические изображения и гистограммы для представления данных в нескольких категориях
              • Линейные участки

              Вы также можете прочитать общие основные математические стандарты для 3-го класса.

              Задания по математике для 3 класса

              Выбирайте из сотен бесплатных заданий по математике для 3-го класса, упорядоченных по темам:

              Учебные пособия по математике для 3 класса

              Наши учебные пособия по математике для 3 класса перечислены ниже; полная информация доступна в нашем книжном магазине. Учебники доступны по отдельности или как часть пакета по математике для 1–3 классов.

              Значение места 3

              Четырехзначные числа; поместите значения единиц, десятков, сотен и тысяч.Темы включают сравнение чисел, сложение и вычитание с перегруппировкой, округлением, оценкой и проблемами со словами.

              Сложить и вычесть 3

              Сложение и вычитание 3-значных чисел мысленно и в столбцах в пределах 1–1000. Включает перегруппировку десятков в сотни и перегруппировку по нулям. Также порядковые номера, римские цифры и порядок действий.

              Сложить и вычесть 4

              Психологические стратегии сложения и вычитания; сложение и вычитание по столбцам и порядок операций.Также римские цифры, денежные проблемы и столбиковые и линейные графики.

              Умножение 1

              Знакомство с понятием умножения и порядком операций. Вторая часть книги посвящена запоминанию таблиц умножения. Включает проблемы со словами.

              Дивизия 1

              Введение в деление, в частности деление на однозначное число, остаток и делимость.Разделение путем создания групп, фактов разделения и задач разделения слов. Остатки и правила делимости.

              Карточки с математическими фактами

              Карточки для сложения, вычитания, умножения и деления, 0–12.

              Ранняя геометрия

              Основные формы (прямоугольники, квадраты, …), прямые углы, симметрия, точки зеркала, периметр и площадь.

              Измерение 1

              Длина, вес и грузоподъемность для классов 1-3, включая понятие длины, веса и объема.Используются как обычная, так и метрическая системы.

              Часы

              Чтение часов, временных интервалов, утра и вечера и понимание календаря.

              Введение в дроби

              Вводные дроби, в основном для 3-4 классов. Понятие дроби, смешанные числа, сравнение дробей, эквивалентных дробей, сложение и вычитание дробей и дробей, умноженных на целое число.

              Деньги США

              Распознавание монет и банкнот; подсчет денег, внесение сдачи и денежные проблемы. У нас также есть аналогичные книги в других валютах (канадские деньги, австралийские деньги, британские деньги, европейские деньги и южноафриканские деньги).

              Решение задач: 3 класс по математике

                Приборная доска

                Математика 3 класс

                Решение проблем

                Перейти к содержанию Приборная доска
                • Авторизоваться

                • Панель приборов

                • Календарь

                • Входящие

                • История

                • Помощь

                Закрывать