Род имен существительных упражнения 3 класс – Конспект “Род имён существительных” ( 3 класс)

Конспект “Род имён существительных” ( 3 класс)

Тема. Род имён существительных.

Тип урокакомбинированный урок.

Задачи урока:

Личностные:

  • воспитать человека, который умеет заботиться о своём здоровье, любовь к родному языку;

  • уважать мнение других, формировать навыки сотрудничества, оценивать работу класса в целом, оценивать собственную деятельность;

Метапредметные (УУД) (познавательные, регулятивные, коммуникативные):

  • развивать орфографическую зоркость;

  • развивать речь учащихся;

  • умение обобщать;

  • умение группировать слова по определённым признакам.

Предметные:

Дидактическое и методическое оснащение урока:

  • учебник Русский язык, 3 класс, 2 часть; автор: В. П. Канакина; издательство «Просвещение», 2013г.

  • ЭОР (презентация к уроку по теме «Род имён существительных»).

Оборудование:

Работа с терминами:

Основные понятия: мужской род, женский род, средний род, одушевлённые, неодушевлённые имена существительные.

Планируемые результаты

Учащиеся должны знать:

Учащиеся должны понимать, что такое:

  • женский род;

  • средний род;

  • мужской род.

Учащиеся должны уметь:

  • определять род имён существительных;

  • приводить примеры на изученное правило;

  • классифицировать имена существительные по роду;

  • обосновывать правильность определения рода;

  • формулировать выводы;

  • заботиться о своём здоровье.

Инициация учащихся.

(приветствие)

Добрый день! Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня вместе. Я желаю вам хорошего настроения и успешной работы.

(проверка рабочего места)

Давайте проверим вашу готовность к уроку. На парте у вас должны лежать: учебник, тетрадь, пенал со школьными принадлежностями, дневник.

(сообщение темы и целей урока)

Сегодня на уроке мы повторим существенные признаки имени существительного, научимся определять и правильно употреблять род имён существительных, будем выполнять упражнения.

Учащиеся выполняют действия под руководством учителя.

II. Актуализация опорных знаний.

Минутка чистописания.

Составление предложения из набора слов, грамматический разбор предложения.

1 ЭТАП

Интерактивная беседа.

– Ребята, скажите, что такое имя существительное?

– Правильно! Приведите примеры.

– Какие имена существительные отвечают на вопрос кто?

– Приведите примеры.

– Какие имена существительные отвечают на вопрос ЧТО?

– Приведите примеры.

– Чем является имя существительное в предложении?

– Мне понравилось, как вы сегодня подготовились. Молодцы.

Первичная проверка понимания

Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет, отвечает на вопросы кто? что? (СЛАЙД 2.)

– Стул, корова, одежда, город, магазин. (СЛАЙД 3.)

– На вопрос кто? – отвечают одушевлённые имена существительные.

– Сом, воробей, собака, мальчик. (СЛАЙД 4.)

– На вопрос ЧТО? – отвечают неодушевлённые имена существительные.

Стол, парашют, журнал, книга. (СЛАЙД 5.)

– В предложении имя существительное является подлежащим.

2. ЭТАП

– Откройте тетради, запишите дату (сегодня …число), классная работа.

– Послушайте стихотворение и скажите, написание какой буквы мы сегодня повторим? (СЛАЙД 6.)

Букву эту в спортивном зале

Перекладиной назвали.

– Ну – ка, милый не ленись –

Подойди да подтянись.

(А. Шибаев)

– Выпишите прописную и строчную букву Пп в тетрадь. (СЛАЙД 7.)

– Прочитайте слова, записанные ниже в тетради.

– К какой части речи относятся, данные слова? Докажите.

– Запишите эти слова ниже, поставьте ударение, подчеркните орфограммы.

– С красной строки запишите слово «Словарь». Чтобы записать словарные слова, вам надо отгадать следующие загадки. (СЛАЙД 8.)

(См. ПРИЛОЖЕНИЕ 1).

– Среди данных слов есть лишнее, найдите его и подчеркните одной чертой.

Итак, ребята, какое же слово является лишним? Почему?

– Проверьте правильность написания словарных слов, сверяя их с экраном.

(СЛАЙД 9.)

– Посмотрите на доску, что на ней записано?

– Прочитайте их. (СЛАЙД 10.)

– Почему слово Печкин, записано с большой буквы?

– Как называется произведение?

– Ребята, а кто знает автора этого произведения?

– Составьте из данных слов предложение, запишите его в тетради.

– Итак, какое предложение вы записали?

– Проверьте себя (СЛАЙД 13.)

– Самостоятельно найдите и подчеркните в этом предложении главные члены, подпишите, какой частью речи являются главные члены. Выпишите из предложения словосочетания.

Учащиеся выполняют действия под руководством учителя.

– Мы сегодня повторим написание прописной и строчной буквы Пп

Ответы учащихся: праздник, погода, помидор, петух.

– Данные слова – имена существительные, потому что они отвечают на вопросы КТО? ЧТО?

Учащиеся выполняют действия под руководством учителя.

После каждой загадки дети самостоятельно записывают слова в тетрадь, ставят ударение, подчёркивают безударные гласные.

– Лишнее слово – «воробей», т.к. во всех словах ударным является второй слог, а в слове «воробей» третий слог – ударный.

Учащиеся выполняют действия под руководством учителя.

– Слова.

– Принёс, почтальон, письмо, Печкин.

– Печкин – фамилия сказочного персонажа (СЛАЙД 11.)

– Произведение называется «Дядя Фёдор, пёс и кот».

– Э. Успенский (СЛАЙД 12.)

Учащиеся выполняют действия под руководством учителя.

– Почтальон Печкин принёс письмо.

Учащиеся самостоятельно выполняют задание.

III. Открытие нового знания.

Повторное сообщение темы.

Первичное закрепление нового знания.

Этап смены деятельности (физкультпауза: комплекс упражнений для глаз).

Грамматическая

сказка.

IV. Рефлексия деятельности учащихся.

Работа над правилом стр. 25.

Упражнение в определении рода имён существительных.

– Сегодня на уроке мы повторим существенные признаки имени существительного, научимся определять и правильно употреблять род имён существительных, будем выполнять упражнения.

Анализ языкового материала.

– Откройте учебник на странице 25, найдите упражнение 39. Внимательно прочитайте слова и подумайте, как их можно разделить на три группы?

– Итак, имена существительные записаны в 3 столбика. Я предлагаю вам присвоить себе все предметы, которые обозначены этими существительными. Как вы скажете, что «дядя» принадлежит вам?

Существительные, о которых можно сказать «он», «мой» – мужского рода.

Аналогично проводится работа над словами двух других столбиков, вводятся понятия «женский род», «средний род».

– Итак, ваша задача – научиться различать род имён существительных.

Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до пяти. Повторить 4—5 раз.

В среднем темпе проделать 3-4 круговых движений глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1—6. Повторить 1—2 раза.

– Послушайте грамматическую сказку и скажите, на какие три группы можно разделить имена существительные?

– В одном королевстве жили имена существительные. Сначала все существительные были очень и очень похожи. Да так похожи, что сама королева их путала. И вот однажды она издала указ: « Кто придумает для моих слуг – существительных знаки различия, тот будет награжден”. А в другом королевстве жили муж и жена. Жадные они были. Услышали про королевский указ и прибыли в королевство. С жаром принялись они за работу. Но для начала решили все слова между собой поделить. Слов много, а жизнь коротка. Делили они, делили слова, да так и не разделили их до конца. Пришла королева и сказала: “Те слова, которые забрал себе муж, пусть будут мужского рода (СЛАЙД 14.) – (туда попали слова: муж, клоун, мальчик, букет, подарок, телевизор, мишка). Те слова, которые оказались у жены, будут женского рода (СЛАЙД 15.) – (туда попали слова: жена, роза, ель, мышка, ёлка, мышь, ветка, птица.). А те, что остались неопределенными, пусть будут среднего рода (СЛАЙД 16.) – (так и стали: солнце, сердце лицо, растение.)» Вот так появился род у существительных. С тех пор королева перестала путать существительные друг с другом, так как знала секрет различия рода имен существительных.

– Итак, ребята, на какие три группы делятся имена существительные?

Чтение правила по частям с приведением своих примеров. Учитель обращает внимание, что род имени существительного – постоянный признак. Существительное по родам не изменяется, оно имеет свой род: или мужской, или женский, или средний.)

Роль учителя – координатор деятельности учащихся.

Учащиеся выполняют действия под руководством учителя.

Учащиеся предложат разделить их по родам без употребления понятия «род».

– Мой, он.

Учащиеся проверяют свою работу, используя презентацию.

Учащиеся выполняют действия под руководством учителя.

infourok.ru

Конспект урока по русскому языку в 3-м классе по теме “Упражнения в определении рода имен существительных”

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • обобщить знания об имени существительном, как части речи и его грамматических признаках;
  • закрепить навыки, полученные на предыдущем уроке по формированию умения определять род имен существительных в единственном и множественном числе;
  • организовать и провести индивидуальную и дифференцированную работу;
  • развивать мышление, речь, расширять словарный запас учащихся;
  • воспитывать интерес к учению, любовь к родному языку.

Оборудование: опорные таблицы, картинки с изображением цветочных ваз, портфели, раздаточный материал для учащихся с заданиями (цветы и карандаши), карточки с заданиями для работы разного уровня сложности разных по цвету.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Прозвенел и смолк звонок,
Начинается урок.
Мы за парты дружно сели
И на доску посмотрели.

II. Актуализация полученных знаний

Учитель. Какую большую тему мы с вами сейчас изучаем?

Дети. Имя существительное.

У. Что вы узнали об имени существительном? Составьте алгоритм ответа.

Один человек составляет алгоритм ответа на доске из разрезных карточек, а остальные у себя на листе должны продолжить запись (у каждого ребенка на столе карточка)

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
ЭТО____________________
ОБОЗНАЧАЕТ___________
ОТВЕЧАЕТ______________
ИЗМЕНЯЕТСЯ___________
БЫВАЕТ________________
В ПРЕДЛОЖЕНИИ_______

III. Сообщение темы и цели урока

У. Как вы думаете, почему я данный блок выделила красным цветом (блок –« бывает» м.р., ж.р., ср.р. выделяется красным цветом )?

Д. Мы сегодня на уроке будем выполнять упражнения в определении рода имен существительных.

У. Вы сами определили тему нашего урока. Сегодня на уроке мы будем определять род у имен существительных.

У. Что нужно сделать, чтобы определить род имени существительного?

Д.

Женский род запомню я
И скажу: «Она – моя».
И запомню род мужской
И опять скажу: «Он – мой».
Средний род: «Оно – мое»
Это правило – твое!

IV. Упражнения в определении рода имен существительных, стоящих в единственном числе

У. Начнем с разминки. Игра «Собери букет». У некоторых ребят на столе лежат цветы. На обратной стороне цветка написано задание. Загадку надо отгадать, слово нужно досказать, по описанию узнать предмет. Затем, вы называете отгаданное слово, определяете его род и ставите цветок в вазу. (Рисунки цветочных ваз находятся на доске, на 1-й вазе указан мужской род, на 2-й женский род, на 3-й средний род)

.

Задания, записанные на цветках.

  1. Приспособление, с помощью которого проводят прямые линии или измеряют что-либо.
  2. Я землю копала, ничуть не устала.
  3. То я в клетку, то в линейку. Написать по мне сумей-ка. Можешь и нарисовать, называюсь я_________.
  4. Сосуд, в котором кипятят воду или заваривают чай.
  5. Какой это мастер на окна нанес и листья и травы, и заросли роз?
  6. Помещение, где стоят машины.
  7. Не вода и не суша, на лодке не уплывешь и ногами не пройдешь.
  8. Ко дню рожденья Кате мама сшила_____.
  9. Съел сластена в воскресенье все вишневое ________.

У. Как можно проверить правильность выполнения данного упражнения?

Д. В каждой вазе стоит по 3 разных цветка.

Игра « Три портфеля»

У. На доске три портфеля. А у вас на столах карандаши. Переверните карандаш, прочитайте слово, которое там написано и определите его род. А портфельчики у нас необычные. Если вы работу выполните  правильно, появится зеленый огонек, а если есть ошибки, загорится красный.

Слова, написанные на карандашах: тетрадка, книга, погода, волшебник, картина, петушок, блокнот, пенал, молоко, солнышко, заяц, окно, поле, сердечко, ветер, комната.

У. У кого существительные женского род  положите его в первый портфель.

У. У кого существительные мужского рода положите его во второй портфель.

У. У кого существительные среднего рода положите его в третий портфель.

V. Определение рода имен существительных, стоящих во множественном числе

У. С существительными, которые стоят в единственном числе вы справились хорошо. А как узнать род существительного, если оно стоит во множественном числе?

Д. Поставить существительное в единственное число и определить род.

У. Я сейчас буду называть вам слова, стоящие во множественном числе, а вы должны будете определить их род. Будьте очень внимательными.

Яблоки, паруса, орехи, санки, осины, крылья, брюки, шахматы, перья, овощи, мячи, каникулы, прятки, минуты.

VI. Работа по карточкам разного уровня сложности (Приложение 1)

У. Сейчас мы будем работать по группам. Кто, в какой группе находится, вы знаете. 1-я группа работает со мной. (Карточка зеленого цвета). На карточке у вас записаны слова, которые обозначают разные части речи. Вы должны найти только существительные и определить у них род.
Слова для 1-й группы: лежит, красивая, лист, осень, озеро, читает, белый, красит, море, урожай, волшебный, корабль, ягода, суббота, мелкий, строгий, река, кричит, глубокий, чистый, ножницы.

У. 2-я группа работает по схеме: (карточка желтого цвета) прилагательное + прилагательное(антоним) + существительное. Но существительное должно подходить по смыслу к обоим прилагательным. Определить род.

Маленький –
Низкая –
Кислое –
Горячий –
Узкая –
Темный –
Чистый –
Новый –
Длинная –

VII. Составление предложения по опорным словам

У. Имена существительные, как и все другие, части речи ходят на работу в разные предложения. Мы сейчас с вами отправим на работу два слова. Что за предметы я вам показываю? (Показывается цветок и на нем  сидит бабочка). Составьте и запишите с ними распространенное предложение и определите род имен существительных.

У. Добавьте еще не более трех предложений, чтобы получился мини-текст.

VIII. Итог

– Чему учились?

– Какие задания вам показались особенно интересными, наиболее трудными?

23.01.2008

urok.1sept.ru

Упражнение в определении рода и изменении имён существительных по числам

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Кременчугская средняя школа»

Урок русского языка в 3 классе на тему

Упражнение в определении рода и изменении имён существительных по числам

Составила учитель

русского языка и литературы

Костив Людмила Васильевна

 

Тема урока:

Упражнение в определении рода и изменении имён существительных по числам

Тип урока: урок закрепления и систематизации знаний.

Форма урока: урок-тренинг

Цель: совершенствовать умения определять род и число имени существительного в речи.

Задачи:

– содействовать совершенствованию умения распознавать род, изменять существительные по числам,; способствовать совершенствованию графического навыка и каллиграфического почерка; продолжать работу по развитию орфографической зоркости учащихся;

– развивать  мыслительную и творческую деятельность; обогащать  словарный запас, развивать связную речь;

– формировать представление у обучающихся о полезных и вредных продуктах, прививать у детей желание употреблять в пищу полезные продукты.

Оборудование: Оборудование: карточки для индивидуальной работы, компьютер, презентация, карточки для рефлексии «Лесенка успеха», смайлики для рефлексии.

 

Ход урока

I. Организационный момент. Эмоциональный настрой на урок .

Прозвенел уже звонок,

Начинается урок.

Предлагаю улыбнуться

И в работу окунуться.

– Добрый день, ребята! На столах у вас по три смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению.

– Как много улыбок засветилось. Спасибо!

– А это моё настроение… Я готова продуктивно сотрудничать с вами. Надеюсь, что урок принесёт вам радость общения друг с другом.

(Выбирают смайлик и демонстрируют своё настроение)

 

II. Целеполагание

Запись числа.

-Откройте тетради и запишите число.

–Отгадайте загадку

Школа, дом, трава, земля.
Любой предмет обозначаю я.
Кто? Учитель, врач, сосед.
Что? Диван, велосипед.
Бываю разного я рода:
Тротуар, окно, природа.
Изменяюсь по числам, по падежам.
Спешу я в гости к ученикам.
Вот какая я часть речи удивительная,
Называюсь я …(существительное).

2.Музыкальный диктант. (Звучит «Песенка об овощах»)

-Прослушай песню и скажи, о чём она? Какие овощи упоминаются в этой песне?

Капуста, картошка, морковка, горох, петрушка, свёкла.

 – Что  объединяет записанные слова с точки зрения русского языка?

 – Все эти слова – имена существительные.

– Какой темой можно объединить эти слова?

 – Какое слово лишнее? Почему?

– На какие 3 группы можно распределить все имена существительные

 – Мужской, женский, средний род.

  – Сформулируйте тему урока.

–Да сегодня мы продолжим работу над именем существительным, будем определять род им. существительных, а так же поговорим о продуктах, которые наиболее полезны для детского организма, а какие продукты питания лучше всего не употреблять в пищу, и почему.

 

III. Повторение и закрепление

1. Минутка чистописания

Сегодня на минутке чистописания мы пропишем соединение буквы о

ОГ, ПО,

2. Повторение знаний об имени существительном.

– Работу начнем с повторения того, что вы знаете об имени существительном.

-Предлагаю поиграть в игру «Да – нет». Если вы согласны с утверждением, то поднимаете голову и смотрите на меня широко раскрыв глазки. Если не согласны, то опускаете голову на руки.

-Итак, положите руки на парту, опустите голову на руки.

Имя существительное – это часть речи? (да)

Имена существительные отвечают на вопросы: Что делать? Что сделать? (нет)

Имена существительные отвечают на вопросы кто? что? ( да)

Имена существительные обозначают действие предмета? (нет)

Имена существительные обозначают предмет? ( да)

Имена существительные изменяются по числам?(да)

Имена существительные могу быть собственными и нарицательными?(да)

Имена существительные изменяются по родам?(нет)

Имена  существительные  могут  быть одушевлёнными или  неодушевлёнными? (Да!)

3. Словарный диктант

– Я буду загадывать загадки, а вы отгадайте их и запишите отгадки в тетради, подчеркнув в них непроверяемые орфограммы.

Записывайте слова в 2 столбика. Что полезно для человека – в один столбик, что вредно – во 2 столбик.

(Презентация : иллюстрации- картинки – отгадки)

1) Как надели сто рубах,
Захрустела на зубах. (Капуста)

2) Пришла Таня в жёлтом сарафане,
Стали Таню раздевать
Давай плакать и рыдать. (Лук)

3) Вверху зелено.
Внизу красно,
В землю вросла. (Свёкла)

4) Кругла, а не месяц,
Желта, а не масло,
Сладка, а не сахар,
С хвостом, а не мышь. (Репа)

5) Щёки розовы, нос белый,
В темноте сижу день целый,
А рубашка зелена,
Вся на солнышке она. (Редиска)

6) Круглое, румяное,
Я расту на ветке,
Любят меня взрослые
И маленькие детки. (Яблоко)

7) Похожа на лампочку,
Только не светит.
Вкусна, словно мёд,
От всех болезней лечит. (Груша)

8) Оранжевый, сладкий
И круглый, как мячик.
На стол новогодний,
Душистый прискачет. (Апельсин)

9) Маленькая печка
С красными угольками. (Гранат)

10) Раздаётся хруст с утра,
Ем картофель в пачке я.
Вкусный запах: сыр с сметаной
И бекон с икрою красной. (Чипсы)

11) Без окон, без дверей 
Полна горница людей. (Огурец)

12) Вкусная, душистая,
В золотой бумажке,
Сладкая, медовая,
С чаем пей вкусняшку. (Конфетка)

13) В огороде вырастаю,
А когда я созреваю,
Варят из меня томат,
В щи кладут и так едят. (Помидор)

14) Ем его всегда в жару,
В летний тёплый день.
Тает быстро лёд во рту.
Ты не заболей! (Мороженое)

– Назовите, что среди них полезно для человека? (Все овощи, фрукты) Овощи и фрукты помогают быть здоровыми и бодрыми . Они богаты витаминами Открыл витамины русский доктор Н.И.Лунин 1880 году. Но только через тридцать два года витамины получили своё название. Их крёстным был польский учёный Казимир Фунт , который предложил назвать их «витаминами»- от латинского слова «вита», что означает «жизнь».

– Что вредно? (Чипсы, конфета, мороженое)

– Слова какой части речи вы написали в первый столбик? (Имена существительные). Слова 2-ого столбика рассматривать не будем, т.к. они обозначают то, что вредно для человека.

– Как вы узнали? (Отвечают на вопрос что? обозначают предмет)

-Определите род этих существительных. Но сначала вспомним:   

-Какого же рода бывают имена существительные? ( имена существительные бывают мужского, женского и среднего рода)

-Как определить род имён существительных? ( если к имени существительному можно поставить слова он, мой, то это имя существительное мужского рода.

если к имени существительному можно поставить слова она, моя, то это имя существительное женского рода.

если к имени существительному можно поставить слова оно, моё, то это имя существительное среднего рода.

Женский род – запомню я 
И скажу: “она моя”.
И запомню род мужской,
И опять скажу: “он мой”.
Средний род: “оно моё”
Это правило моё!

4.Проверка (слайды)

– Какие же 3 группы имён существительных вы выделили?

Имена существительные, к которым можно подставить местоимение ОН. (Это лук, апельсин, огурец, гранат).

Имена существительные, к которым можно подставить местоимение ОНА: капуста, свёкла, репа, редиска, груша.

Имена существительные, к которым можно подставить местоимение ОНО: яблоко

 

IV. Физкультминутка

У дороги яблоня стоит, (потянулись, руки вверх)

А на ветке яблочко висит. (поднялись на цыпочки)

Сильно ветку я потряс- (руки вниз, потрясли)

Вот уж яблочко у нас. (вытянули руки вперед)

В сладко яблочко вопьюсь, (поднесли руки ко рту)

Ах, какой приятный вкус! (покачали головой)

В древние времена люди говорили, что если съедать по яблоку в день, то не понадобится вызывать врача. На Кавказе можно услышать пословицу: “Если каждый день ты будешь съедать по одному яблоку, врач никогда не узнает порог твоего дома”.

Яблоком рекомендуется завершать любой прием пищи: это полезно для зубов.

 

V. Упражнения в определении рода и числа имен существительных

1. Беседа о витаминах.

– Какое сейчас время года? (Зима)

– Сейчас в зимнее время года люди часто страдают от простудных заболеваний? От каких? (Гриппа, ОРЗ – остро-респираторных заболеваний).

– А что надо сделать, чтобы укрепить свой организм? (Надо заниматься спортом, кушать овощи, фрукты, ягоды)

– А зачем надо кушать овощи, фрукты, ягоды? (В них много витаминов)

2.     Вставьте нужное по смыслу слово.

Ягоды  очень ………. В них много …….. . На зиму ягоды ……., …………., варят ……. . Ягоды – источник витаминов.

Слова для справок: полезны, витаминов, сушат, замораживают, варенье.

-Какие ягоды вы любите?

– Запишите текст в тетрадь. Выполните звуко-буквенный разбор слова ягоды

3. – Прочитайте несколько советов, найдите существительные названия продуктов в единственном и множественном числе. (устно)

–Определите род этих им. существительных

-А как определить род имён существительных во множественном числе? (нужно поставить его в единственное число)

Постоянно нужно есть

Для здоровья вашего

Фрукты, овощи, омлет,

Творог, простоквашу.

От простуды и ангины

Помогают апельсины,

Ну а лучше есть лимон,

Хоть и очень кислый он!

Чтоб здоровым, сильным быть,

Надо овощи любить.

Всем без исключения –

В этом нет сомнения.

4.- Вот какие полезные овощи, ягоды и фрукты. Про них даже пословицы придумали.

«Т.жёлую б.лезнь х.рошая пищ.  лечит.»

З а д а н и е:

1.     Как вы понимаете эту пословицу?

2.     Перепишите эту пословицу в свою тетрадь, объясните пропущенные орфограммы.

3. Существительное болезнь разберите как часть речи.

Физминутка

«Полезно – неполезно».

Если называю полезный продукт , то стоим на месте, если не полезный, то приседаем.

Яблоко, чипсы, апельсин, кока-кола, мороженое, банан, огурец, лимонад, сок.

 

VI. Игра – сказка

-Ребята, вам пришло письмо от сказочного друга Карлсона. Послушайте:

« Здравствуйте, рибята! Я пишу вам из бальницы. У меня ухудшилось здаровье, болит галова. Доктор говорит, что мне надо правильно питаться. Я составил себе меню на обет: торт с лимонадом, чипсы, воренье, кока-колу. Это моя любимая еда. Наверное, я скоро буду здороф».

– Ребята, от чего же у Карлсона так ухудшилось здоровье?( потому что он не правильно питался). Мы конечно ему поможем, Что вы заметили в письме? ( написано с ошибками)

– Сначала давайте исправим ошибки в письме Карлсона, так как он в русском языке не силен, найдем имена существительные, определим род.

-Мы постараемся помочь Карлсону в выборе продуктов питания. Что бы вы еще добавили в меню для Карлсона? Предложите.

 

VII. Давайте запишем с комментированием, может нам тоже пригодится.

Овощи, фрукты, молоко, мясо, сок, кефир, хлеб, яйца, рыба…

– Слова, какой части речи мы записали? (существительные)

– Почему вы так думаете? (они отвечают на вопрос ЧТО?)

– Укажите род. Как мы определяем род имени существительного?

– Ребята, а может, мы зря это сделали? Посмотрите, сколько продуктов выбросили в корзину.

(дети объясняют, почему они так поступили)

 

VIII. Итог урока (Рефлексия)

– Чем мы сегодня занимались на уроке?

– Как вы думаете, достигли мы поставленной цели?

– Что бы вы взяли для себя с этого урока?

-У каждого из вас на краешке стола лежит лесенка успеха. Возьмите эту лесенку. Оцените собственные результаты по изученной теме. Если всё получилось и вы не испытываете уже трудностей при определении рода и числа имён существительных, обведите верхний рисунок. Если удалось, но не всё и всё ещё испытываете трудности- средний рисунок. А если нужно ещё много работать по теме, то нижний рисунок.

-Покажите мне свои линеечки. Все практически оценили себя по самой верхней шкале. У всех улыбающееся солнышко.

5 – Пятёрку получить не просто. Пятёрка – самый высший бал. Ты всех сегодня лучше. А это больше всех похвал.

4 – Это хорошо и до пятёрки близко. Ещё старанье приложи и будет всё отлично.

3 – Получил оценку 3, не печалься, не грусти. Нужно будет постараться, дома лучше почитать. И получишь ты 4, а быть может даже 5.

Всем большое спасибо!

 

IX. Домашнее задание

– Сегодня я приготовила для вас сюрприз.

Я предлагаю задание на выбор.

1. стр.51, упр. 5

2. Составить кроссворд. Для кроссворда возьмите названия полезных продуктов. Самый интересный кроссворд мы предложим отгадать 3а классу.

 

Урок завершен, до встречи на следующем уроке.

Вывод урока.

(Дети читают строчки (плакат на доске).

1.Ешьте больше витаминов –
Сочных яблок, апельсинов.
И не будете болеть,
Будете лишь здороветь!
Всем режим необходим,
Хоть детьми он не любим!

2.Чтобы быть здоровым, сильным,
Надо овощи любить,
Кушать фрукты ежедневно,
Сок фруктовый чаще пить.
И тогда про докторов 
Ты забудешь: “Будь здоров!”.

xn--j1ahfl.xn--p1ai

Учебно-методический материал (3 класс) по теме: Комплекс тренировочных упражнений по русскому языку

2.2 Комплекс упражнений,  направленный на формирование грамматических умений, связанных с изучением рода имен существительных.

Для того, чтобы понятие «род имен существительных» было сформировано у ребенка путем его собственного открытия и было осознанно им, следует провести комплекс упражнений, который поможет изучить данную категорию всесторонне. Данный комплекс упражнений выполняется совместно с учителем в ходе изучения темы. Мы предлагаем Вам упражнения и методические рекомендации по их использованию.

1.

Дедушка, мама, сестра, папа, сын, внучка, брат, дядя, тётя бабушка.

  • Прочитай существительные, которые называют мужчин.
  • -Каким местоимением можно заменить?
  • -К какому роду отнести эти существительные поможет существительное мужчина. (мужской).
  • -Прочитать существительные, которые называют женщин. Каким местоимением можно заменить.
  • А к какому роду отнесём эти существительные, поможет слово женщина. (женский).
  • Прочитать слова: окно,гнездо,солнце
  • Попробуйте подставить местоимения он, она.
  • Можно ли подставить эти местоимения к словам?
  • Какое местоимение подойдёт?

Эти существительные относятся к среднему роду.

2.

Подобрать подходящее по смыслу имя существительное и определи его род.

Добрая, любимая, родная … .
Весенний, звонкий, говорливый … .
Интересная, библиотечная, любимая … .
Шелковое, красивое, длинное … .
Круглый, обеденный, деревянный … .
Новогодний, веселый, долгожданный … .
Яркое, весеннее, игривое … .
Сочное, вкусное, спелое … .
Сладкий, ночной, кошмарный … .
Чистая, питьевая, прозрачная … .

  • Какой вывод можно сделать (род можно определить по окончанию прилагательного)
  • Надежен ли этот способ? (нет, так как прилагательное зависит от существительного и,  только зная род имени существительного,  можно определить окончание у зависимого слова).

3.

Составь сочетания имен существительных со словами мой, моя, мое, укажи род.

Свеча, полотно, друг, взгляд, дочка, вьюга, ружье, озеро, кроссворд, жилище.

4.

Определи род существительных, запиши слова в три столбика. Над столбиками напиши :м.р., ж.р, ср.р.

Жидкость, кино, киносъемка, килограмм, рассада, питье, свет, поездка, новоселье, подъезд, троллейбус.

5.

  • Прочитай слова.
  • В каком из столбиков слова мужского рода?
  • Среднего?
  • Женского?
  • По каким признакам ты определил род?
  • Запиши слова, указывая род и выделяя окончания.
  • В каком столбике нет одушевленных существительных?
  • Попробуй дополнить ими.
  • Не получается? Случайно ли это?

Сын

Дочка

Окно

Гвоздь

Воля

Поле

Камыш

Площадь

Имя

6.

  • Какие окончания бывают у имен существительных в мужском, женском и среднем роде?
  • Закончи схему: впиши окончания, приведи примеры.

7.

  • Определи, верно ли имена существительные мужского и женского рода распределены по столбикам.
  • Спиши, обозначь в словах орфограммы:

М.р

Ср.р

Ж.р.

Носорог

Сторож

Анна

Ночь

Солнце

Кукла

Звездопад

Рассказ

Шишечка

Варежка

Стихотворение

Дядя

Сочинение

Пение

Подсказка

8.

  • Запиши стихотворение, найди существительные, укажи их род.

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

И стоит береза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.

А заря, лениво

Обходя кругом,

обсыпает ветки

Новым серебром.

  • Как определить род существительного? (Нужно поставить существительное в начальную форму).

9.

  • Определи род выделенных существительных:

Кенгуру скакал огромными прыжками.

Буратино разлил горячее какао.

Мне нравится душистый шампунь.

  • Как определили род? (По окончанию прилагательного, относящемуся к данному существительному).
  • Что нужно делать  в случае затруднений при определении рода имен существительных? (определить его по контексту – по зависимому слову или посмотреть в словаре).

Задания данного комплекса следует выполнять последовательно, таким образом,  соблюдается логика изучения данного понятия.

Упражнение 1 помогает ученикам самому выявить термины:  мужской, женский и средний род и найти слова – подсказки, которыми можно пользоваться при определении рода (Задание для слабых учеников, которые показали низкий результат в предварительной работе).

Упражнение 2: дети определяют род с синтаксической точки зрения, но при этом понимают, что это заданные прилагательные, и если они будут работать со словосочетанием, где окончание прилагательного не будет указано, начать нужно будет с определения рода имени существительного.

Упражнение 3 направлено на отработку умения определять род с помощью слов – подсказок.

Упражнение 4: помимо определения рода имен существительных, дети  учатся классифицировать существительные.

Упражнение 5: учащиеся рассматривают род с морфологической точки зрения, определяя окончания, а также обращают внимание на то, что существительные среднего рода чаще всего  неодушевленные.

Упражнение 6 помогают обобщить морфологические знания о роде, составив таблицу окончаний существительных разного рода.

Упражнение 7 направлено на обучение детей видеть ошибки в определении рода существительных и исправлять их.

Упражнение 8: дети тренируются в нахождении существительных в тексте, постановке их в начальную форму и определении рода.

Упражнение 9 помогает детям научиться определять род существительных по контексту и в случае затруднений обращаться к словарю.

В заключение  работы над данной темой учитель может еще раз провести констатирующий эксперимент и посмотреть, насколько изменились результаты.

Библиография

1. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Учебник по русскому языку для 3 класса в 2-х частях. М.: Баласс, 2011.

2. Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Современный русский язык. 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Логос, 2002. – 528 с.

3. Государственная педагогическая энциклопедия. – М., 1999. – Т.2 – 173 с.

4. Желтовская Л.Я.,Калинина О.Б. Учебник по русскому языку для 3 класса в 2-х частях. М.Астрель, 2011.

5. Зайцева, Л.А. Практикум по решению профессиональных задач: Учеб.-метод. Пособие для студентов- бакалавров пед. Вузов / Л.А. Зайцева, Е.В. Гревцова, Т.А. Тяглова. – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого,2009. – 116 с.

6. Львов, М.Р. Словарь-справочник по методике преподавания русского языка: Пособие для студентов педагогических вузов и колледжей. – М.: Издательский центр «Академия»; Высшая школа, 1999. – 272 с.

7. Методика преподавания русского языка в начальных классах: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 464 с.

8. Русская грамматика. Академия наук СССР. Институт русского языка. http://rusgram.narod.ru/1121-1146.html

Заключение

Таким образом, в ходе данной работы по теме «Освоение учащимися третьего класса способов определения рода имен существительных»  в первой главе были определены  теоретические основы изучения данной темы.  Было  выявлено, что изучение категории рода может проходить с семантической, синтаксической и морфологической точек зрения.

Далее мы проанализировали  несколько учебных программ с точки зрения изучения рода имен существительных, а именно «Школа 2100» и «Планета знаний» и выделили  основные умения, формируемые в процессе изучения данной темы.

Были изучены знания об имени существительном, которые дети получают до изучения интересующей нас темы и новый материал, который предлагается детям. Мы сделали вывод о том, что  программа «Школа 2100» дает довольно полное представление о существительном до изучения категории рода, а при изучении данной темы учащиеся рассматривают понятие «род» с трех точек зрения: синтаксической, семантической и морфологической.

Также данная программа насыщенна упражнениями для наблюдения, что позволяет детям самим сформулировать основные правила, и  упражнениями пропедефтического характера, которые прививают детям интерес к языку, желание размышлять и находить правильный ответ.

По программе  «Планета знаний»,  подходя к теме «Род имени существительного», ученики знают, что существительные отвечают на вопросы кто? что? и обозначают предмет, умеют определять одушевленность – неодушевленность, знают имена собственные и их правописание.

Дается это понятие только с точки зрения морфологии: обращается внимание на окончания и слова – помощники он мой, она моя и так далее. В данной теме в третьем классе не изучаются также способы определения рода несклоняемых существительных и существительных, называющих животных. Также не говорится о том, что род – это постоянный признак.

Подводя итог анализу двух программ, мы определили:

–  программа «2010» в третьем классе  разносторонне рассматривает понятие «род имен существительных», в то время как по программе «Планета знаний» дети усваивают лишь один способ его определения, получают лишь ознакомительные сведения,

– обе программы предъявляют высокие требования к интенсивности мыслительной деятельности, отличаются насыщенностью содержания теоретическими знаниями.

Поле этого был проведен констатирующий эксперимент, позволяющий определить имеющиеся знания учеников для продуктивного планирования дальнейшей работы по изучению темы.

Мы констатировали, что ученики третьего класса довольно успешно определяют род существительных с семантической точки зрения, используя собственный опыт. Они делят существительные с помощью понятий «мужчина – женщина», используют слова «он, она, мой, моя, мое».  Наибольшие затруднения вызывает определение рода с синтаксической точки зрения.

Таким образом, в ходе данного эксперимента была подтверждена гипотеза: изучение категории рода имен существительных учащимися третьего класса будет более продуктивным, если при объяснении будут использоваться знания, полученные детьми в ходе предварительной работы.

Дети, не изучая рода имен существительных, смогли определить его, опираясь на собственные знания. В ходе работы они обратили внимания на сложные слова, такие как «тюль», «прорубь», слова общего рода «Сашенька». Эти полученные знания можно будет использовать при изучении данной темы.

Последним шагом была разработка  комплекса упражнений, который  выполняется совместно с учителем в ходе изучения темы и  направлен на формирование грамматических умений, связанных с изучением данной темы.

На основе вышеизложенного, мы можем сделать вывод о том, что все задачи, поставленные в данной работе,  выполнены и цель работы: определение методических условий, направленных на формирование грамматических умений по теме «Определение рода имен существительных»  достигнута.

nsportal.ru

Род имён существительных – Начальные классы

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №6 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Реутова Ассоциированная школа ЮНЕСКО

143965, Московская область., г. Реутов, Юбилейный пр-т, д.15А т/ф 791-49-67

school 6 reutov@ mail. Ru

Открытый урок

по теме:
«Род имён существительных»

Подготовила и провела

учитель начальных классов

Дяшкина Галина Викторовна

Реутов, 2015г.

Учебник для 3 класса. Русский язык. Т.Г. Рамзаева. Часть 2.

Тип урока: урок введения новых знаний.

Цели: учить определять род имён существительных, формировать представление о роде имени существительного как его грамматическом признаке.
Задачи:

  • познакомить  с приемами распознавания рода имен существительных; формировать умение определять род имен существительных.

  • развивать и обогащать речь учащихся, орфографическую зоркость, мышление

  • развивать интеллектуальные и коммуникативные   навыки

  • воспитывать аккуратность письма, прививать интерес к предмету.

Оборудование: в проведении урока помогает показ слайдов компьютерной презентации

ХОД УРОКА

I. Организация класса

1).Приветствие. Настрой на работу.

С добрым утром начат день,
Первым делом гоним лень.
На уроке не зевать,
А работать и писать.
Тихо сели. Начинаем урок! ( Слайд 3)

2). Запись числа в тетрадях. ! ( Разбираем все орфограммы при записи) ( Слайд 4)

II. Актуализация знаний

1). Чтение стихотворения о словах. ( Слайд 5)

– Наш урок я хочу начать со стихотворения. ( Читает ребенок)

Всему название дано-

И зверю, и предмету.

Вещей вокруг полным-полно,

А безымянных нету.

И всё, что в памяти у нас,

Означено словами.

2).Орфографическая минутка – работа над словарными словами.

– Ребята, я вам сейчас прочитаю загадки, а вы запишите только отгадки.

1.Круглый-круглый,
Сладкий-сладкий,
С полосатой кожей гладкой,
А разрежешь -посмотри:
Красный-красный
Он внутри. (Арбуз)

2. Это что за зверь лесной

Встал, как столбик, под сосной?

И стоит среди травы –

Уши больше головы. ( Заяц)

3. Бурый, косолапый
По лесу бредёт.
Любит “одолжить” он
У лесных пчёл мёд. ( Медведь)

4.Кто приносит на хвосте
Много разных новостей?
Всем расскажет все до срока
Белобокая ….. ( сорока)

5. Она оранжевого цвета.
Полезный нам привет от лета.
Грызут её девчонки и мальчишки,
И даже  длинноухие  зайчишки. ( морковь)

6. Машет радостно хвостом,
Когда идёт хозяин в дом.
У неё удел таков –
Дом хранить от чужаков. (Собака)

7. Круглое, румяное,
Я расту на ветке.
Любят меня взрослые,
И маленькие детки. (Яблоко)

8. Я в любое время года
И в любую непогоду
Очень быстро в час любой
Провезу вас под землёй. (Метро)

– Как одним словом можно назвать все эти слова? ( Имя существительное)

– А теперь, попробуем разделить эти слова на две группы. Над каждым словом карандашом поставьте цифры 1 или 2.На какие группы поделили слова? ( Одушевленные и неодушевленные)

– Как можно отличить одушевленные имена существительные от неодушевленных? ( по вопросу).

2). Проверка групп (Слайд 6)

3). Игра « Да, нет».

Вы знакомы с именем существительным.
Предлагаю  поиграть  в игру, которая поможет узнать, насколько глубоки ваши знания по теме « Имя существительное».

( Если «да» – то делаем один хлопок, если «нет»- просто сидим )

Имя  существительное – это часть речи? (Да!)
Имена  существительные  отвечают на вопросы:  какой, какая, какое, какие? (Нет!)
Имена  существительные  отвечают на вопросы Кто? Что? (Да!)
Имена  существительные  обозначают действие предмета? (Нет!)
Имена  существительные  обозначают  предмет? (Да!)

– Самостоятельно придумайте свой вопрос к игре.  (Имена  существительные  могут  быть одушевлёнными или  неодушевлёнными?)

4).Повторение знаний о существительном ( Слайд 7.)

III. Подводящий диалог к формулированию новой темы ( Слайд 8)

– В своей речи мы часто употребляем имена существительные, но всегда ли мы замечаем, какие они? Ведь у имён существительных, также как и у людей, есть свои особенности.
Желаете ли вы знать об имени  существительном ещё больше? Тогда исследуйте эти слова с другой стороны. Проблема: Сможете ли вы эти же слова разделить на три группы?

(Дети работают парами)

Проверка исследования (Слайд 9)

IV. Совместное «открытие» нового знания

– По какому признаку соединили слова арбуз, заяц и медведь? (Можно про них сказать –он, мой.)

– По какому признаку соединили слова морковь, сорока и собака? (Можно про них сказат ь –она, моя.)
– По какому признаку соединили слова яблоко, и метро? (Можно про них сказат ь –оно, мое.)
– Ребята, а может кто-то знает,  или догадывается,  как называется такое деление слов?

( ответы детей)
– Мы распределили слова по родам. в первом столбике находятся имена существительные М.р, во 2 – Ж.Р., в 3 – Ср.р.

V. Тема урока.

– О чем же мы сегодня будем говорить на уроке? (Слайд10)
– Оказывается, у  имён существительных можно определить род. Для того, чтобы говорить,  писать грамотно и красиво, мы должны знать  род имён  существительных.
– Тема нашего урока: « Род имён существительных»
– Как вы понимаете слово род? (Это семья, родня)

– Род – объединение в группы по схожему признаку. У слова род есть несколько значений, кому будет интересно узнать другие значения слова род, дома прочитаете в толковом словаре.
– Какова наша учебная задача на этом уроке? (Научиться определять род имён существительных) ( Слайд 11)

– Существительные бывают трех родов. ( Слайд 12)

– Как определить род существительного?

Имена сущ., которые можно заменить словом – ОН. Это – М.Р.

Имена сущ., которые можно заменить словом – ОНА. Это – Ж.Р.

Имена сущ., которые можно заменить словом – ОНО. Это – СР.Р.

(Дети тоже приводят примеры слов)

Женский род – запомню я
И скажу: “она моя”.
Я запомню род мужской,
И опять скажу: “он мой”.
Средний род: “оно моё”
Это правило моё! (Слайд 13)

VI. Алгоритм определения рода ( Слайд 14)

Алгоритм:

  • Произнесу существительное.

  • Поставлю в начальную форму.

  • Подставлю к нему слова-помощники.

Если подходит он,мой- это слово мужского рода.

Если подходит она,моя- это слово женского рода.

Если подходит оно,моё- это слово среднего рода.

VII. Первичное закрепление

1).Мотивация:

– Давайте обратимся к правилу в  учебнике, с.19 и проверим правильность ваших предложений.
Работа с правилом учебника. (Правило читают вслух три человека: первый ученик – имёна существительные, к которым можно поставить слова он, мой – мужского рода, второй ученик – имёна существительные, к которым можно поставить слова она, моя – женского рода, третий – имёна существительные, к которым можно поставить слова оно, моё – среднего рода)

2).Проблемный вопрос: ( Слайд 15)

(Дети работают в парах)

Может ли существительное:

  • женского рода стать существительным мужского или среднего рода

  • мужского рода стать существительным среднего или женского рода

  • среднего рода стать существительным мужского или женского рода

Например, ученик (м. р.) – ученица (ж. р.)

– Как вы это объясните? (Это разные слова. Они однокоренные.)

Медведь – медведица

Волк – волчица

Заяц – зайчиха

Голубь – голубка ( Слайд 16)

3). Вывод:По родам существительные не изменяются.

Каждое существительное может быть только мужского, женского или среднего рода.

IIIV. Оздоровительная минутка ( Слайд 17)

Спал цветок и вдруг проснулся.

Больше спать не захотел.

Шевельнулся, потянулся.

Взвился вверх и полетел.

Солнце утром лишь проснется,

Бабочка кружится, вьется.

1X. Повторение и систематизация изученного материала.   Упражнение в определении рода имен существительных. ( Слайд 18)

Мотивация: 

– Сейчас попробуем полученные  знания применить на практике

1. Картинный диктант. 1. Игра «Найди свое слово» .

В игре участвует весь класс в составе 3 команд (по рядам). Игра проводится в форме выборочного словарного диктанта. На слайде картинки, а команда первого ряда записывает существительные мужского рода, команда второго ряда – женского рода, команда третьего ряда – среднего рода.    

Дополнить группу 1- 2 словами   

2. Проверка картинного диктанта ( Слайд 19)

3. Самостоятельная работа. Подбери к каждому прилагательному подходящее по смыслу имя существительное. Напиши словосочетания. Определи род имен существительных. (Дети работают по вариантам с устной проверкой)

1 вариант – Ловкая …, мягкая …, теплое …, крепкая …,

2 вариант – Поздний …, глубокое …, робкая …, легкий …

4. Несколько учеников – получают индивидуальные задания:
Придумывают по 2-3 слова в каждую колонку
на тему: «Полезные продукты питания», «Одежда», « Инструменты», «Игрушки»

5.Подведение итога ( Слайд 20)

X. Домашнее задание (дифференцированное) ( Слайд 21)

Сделай свой выбор: № 404 стр. 19 –  распределить слова по родам
или № 407 стр.  20  задание, оно сложнее, придётся  применить свои творческие умения.

XI. Итог урока. Рефлексия( Слайд 22- 23)

  • Я узнал…

  • Я запомнил…

  • Я смог…

Мне было трудно ——

У меня были затруднения ————–

У меня все отлично ——-

( Слайд 25)

2 уровень

Физминутка

Спал цветок и вдруг проснулся. (Дети встают)
Больше спать не захотел. (Туловище влево, вправо)
Шевельнулся, потянулся. (Встали на носочки, потянулись)
Взвился вверх и полетел. (Руки влево, вправо)
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружится, вьется. (Дети садятся)

multiurok.ru

План-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему: Урок русского языка в 3 классе по программе «Школа России» Тема: Упражнение в определении рода имён существительных

Урок русского языка в 3 классе по программе «Школа России»

Тема: Упражнение в определении рода  имён существительных

Тип урока: обобщение изученного материала.

Форма урока: урок-тренинг

Цель: создание условий для организации деятельности учащихся по формированию умений определять род имен существительных.

Задачи: Предметные – содействовать совершенствованию умения изменять существительные по числам, распознавать род; способствовать совершенствованию графического навыка и каллиграфического почерка; продолжать работу по развитию орфографической зоркости учащихся.

Метапредметные-

Регулятивные УУД:  проговаривать последовательность действий на уроке; учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
Познавательные УУД: учить определять род имён существительных, находить неизменяющееся слова по числам,    развивать творческое мышление. 
Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; выразительно читать и пересказывать текст;
Личностные УУД: развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций

Оборудование: карточки для индивидуальной работы и работы в парах, презентация, карточки для рефлексии «Лесенка успеха»

Ход урока.

1.Организационный момент. Эмоциональный настрой на урок.

-Сегодня на уроке мы сделаем ещё один шаг к познанию секретов русского языка.

2. Актуализация знаний. Запись числа.

-Откройте тетради и запишите число.

Подумайте, какую букву  нужно поставить вместо вопросительного знака. Обоснуйте свой ответ.

З…ма – ?                 Сн…гирь- п                       с…сна- д                  за…ц – з

 (Снегирь – это птица, поэтому стоит буква п, сосна – это дерево , поэтому стоит буква д, заяц- это зверь, поэтому стоит буква з, а зима – это время года- поэтому вместо знака вопроса должна стоять буква в)

-Ребята, а какие задания вы бы придумали для работы с этими словами? (вставить пропущенные буквы, разделить на слоги, посчитать количество букв и звуков, разделить на группы и т. д.)

-Напишите слова, вставьте пропущенные буквы и устно объясните свой выбор.

Проверка

-Итак, какие буквы вы вставили на месте пропусков?

Проверь! Зима- зимы, зимний; снегирь – снег, заяц; сосна- сосны.

-Какая орфограмма встречается во всех этих словах? (безударная гласная в корне слова)

-Какое слово лишнее? Почему? (заяц- словарное, безударная гласная, не проверяемая ударением)

-Чем похожи все слова? (это имена существительные)

3.Физкультминутка. Игра «Да – нет»

-Теперь посмотрим, насколько глубоки ваши познания по теме «Имя существительное»

-Предлагаю поиграть в игру «Да – нет». Если вы согласны с утверждением, то поднимаете голову и смотрите на меня широко раскрыв глазки. Если не согласны, то опускаете голову на руки.

-Итак, положите руки на парту, опустите голову на руки.

Имя существительное – это часть речи? (да)

Имена существительные отвечают на вопросы: Что делать? Что сделать? (нет)

Имена существительные отвечают на вопросы кто? что? ( да)

Имена существительные обозначают действие предмета? (нет)

Имена существительные обозначают предмет? ( да)

-Придумайте свой вопрос к игре.

4.Сообщение темы урока.

– Прочитайте слова. Яблоко, слива, персик, груши.

—  Назовите эти понятия одним словом. (Фрукты.)

—  Определите род имён существительных. У какого слова вы не смогли определить род? (Груши.) 

—  Почему? (Оно стоит во множественном числе.)

–  Предложите свои способы определения рода этого имени существительного.

–  Сформулируйте тему урока.(Имя существительное. Род имён существительных.)

Да сегодня мы продолжим работу над именем существительным, будем определять род.

2.Работа по теме урока.

Игра «Ассоциации»

-Ребята, вы сказали, что зима это время года. Правда, это замечательное время года уже подходит к концу. Ребята, а какие ассоциации возникают у вас со словом «зима»?

(дети называют)

-Вы наверняка все любите зимние забавы: катание с горки, игру в снежки …

-Внимание, а мы сейчас будем лепить снеговика, да не простого, а раз мы на уроке русского языка, то будем лепить его из слов – имён существительных.

Внимание! Работаем в паре, помогаем друг другу лепить снеговика.

1 ряд лепит к нашему снеговику основание, самый большой ком, т.е.  придумывает слова на тему «Зима» мужского рода. Запишите их в строчку через запятую.( снег, мороз, снеговик, снегокат, снегирь, ветер, иней, сугроб, Дед мороз, салют, лёд, снегопад, холод, праздник, Новый год,

2 ряд лепит к нашему снеговику 2 ком, чуть поменьше, т.е.  придумывает слова на тему «Зима» женского рода. Запишите их в строчку через запятую.(метель, варежка, перчатка, оттепель, сосулька, зима, горка, шапка, вьюга, снежинка,

3 ряд лепит к нашему снеговику 3 ком, самый маленький, т.е.  придумывает слова на тему «Зима» среднего рода. Запишите их в строчку через запятую. (солнце, небо, облако,

Проверка.

-Какие слова мужского рода придумали ребята 1 ряда?  (снег, мороз, снеговик, снегокат, снегирь, ветер, иней, сугроб, Дед мороз, салют, лёд, снегопад, холод, праздник, Новый год, )

-Какие слова женского рода придумали ребята 2 ряда?  (метель, варежка, перчатка, оттепель, сосулька, зима, горка, шапка, вьюга, снежинка,)

-Какие слова среднего рода придумали ребята 3 ряда?  солнце, небо, облако, веселье. волшебство)

-Вот какой замечательный снеговик у нас получился!

6. Зрительная физминутка.

 Зрительная физминутка «Снеговик»

-Сейчас пусть ваши глазки отдохнут. Внимательно следите за передвижением объектов на экране.

Обобщение.

-Какого же рода бывают имена существительные? ( имена существительные бывают мужского, женского и среднего рода)

-Как определить род имён существительных? ( если к имени существительному можно поставить слова он, мой, то это имя существительное мужского рода.

если к имени существительному можно поставить слова она, моя, то это имя существительное женского рода.

если к имени существительному можно поставить слова оно, моё, то это имя существительное среднего рода.

-А как определить род имён существительных во множественном числе? ( нужно поставить его в единственное число)

Упр. 45 стр.27. Прочитайте и объясните а паре когда так говорят. Спишите, укажите род имен существительных.

Взаимопроверка. Вывод: Как определить род?

Ответы детей. Сверимся с совой. Стр. 28 прочитаем правило хором.

3.Физминутка «Как живёшь?»

                                          4.Игра «Снежки»

. Игра «Брось снежок»

-Вы любите играть в снежки? Давайте поиграем!

– «Бросьте» снежок в слово с ошибкой.

-Возьмите индивидуальные карточки со стола. Они лежат в центре вашего стола.

-Спишите слова в строчку через запятую, исправив ошибки. Место, куда попадёт снежок, выделите зелёным цветом.

На индивидуальных карточках слова: польто, малина, морковь, кравать, аллея, учиник, обед, копуста, бирёза, лапата.

Проверка

-Прочтём слова, в которые попал снежок по порядку ( учитель у доски прикрепляет карточку с правильной буквой)

Пальто, кровать, ученик, капуста, берёза, лопата

-В какие слова снежок не попал? ( малина, морковь, аллея, обед)

-Что это за слова? Чем они похожи? ( словарные слова с непроверяемой безударной гласной в корне слова; имена существительные)

-Устно определите род у них ( по цепочке)

-Внимательно посмотрите на слова. Здесь есть слово, которое употребляется только в форме единственного числа. Какое это слово? ( пальто)

5.Игра на внимание.

Слово пальто.

–Что вы можете о нём сказать? (имя существительное, среднего рода, единственного числа, неодушевлённое, нарицательное, трёхсложное, словарное)

Слово «пальто» не изменяется. Это имя существительное среднего рода имеет всегда окончание о. Поучимся правильно употреблять это слово в речи.

Игра на внимание «Пальто».

-Я вас прошу договаривать окончания двустиший. Но будьте очень внимательны!

Всегда, всегда, всегда «пальто»

Оканчивается на «о».

Но вас сегодня, так и быть,

Я постараюсь с толку сбить.

Все гости разошлись. Но кто

Оставил в комнате….?

Пурга на улице люта,

Замёрзнуть можно без …

И всё ж ни сразу, ни потом

Гость не вернулся за …

С тревогой к вешалке иду,

Иду к забытому…

Ну, кто его оставил, кто?

Ах, это же моё…!

6. Работа с текстом.

Найдите упр. 46. Прочитайте, озаглавьте его. Дайте совет другу, как определить род имен существительного.

7. Упражнение в употреблении имён существительных

–  Подберите к данным прилагательным подходящие по смыслу существительные и запишите получившиеся словосочетания. Укажите род имён существительных.

Тёплое …, душистая…, звёздное …, футбольный…, жаркий …, дружная …, хрустальная …, огромный …, топлёное …, интересная …, высокое ….

VIII. Рефлексия-  Подберите к данным существительным пару женского рода.

Отец, мужчина, дедушка, сосед, волк, козёл, внук, баран, сын, бык, кот, брат.

–  Прочитайте слова.Книги, яблоки, деревья, дома, окна, столбы.

–  Чем похожи эти слова? (Стоят во множественном числе.)

–  Как узнать род существительного, если оно стоит во множественном числе? (Поставить его в начальную форму.)

–  Определите род имён существительных, записанных на доске.

–  Оцените свою работу на уроке.

8. Подведение итогов урока

 Что нового вы узнали сегодня на уроке?

Домашнее задание  Выписать из словаря по 5 имён существительных мужского, женского и среднего рода.

                                         9. Рефлексия.

-У каждого из вас на краешке стола лежит лесенка успеха. Возьмите эту лесенку.

Оцените собственные результаты по изученной теме. Если всё получилось и вы не испытываете уже трудностей при определении рода и числа имён существительных,  обведите верхний рисунок. Если удалось, но не всё и всё ещё испытываете трудности- средний рисунок. А если нужно ещё много работать по теме, то нижний рисунок.

-Покажите мне свои линеечки. Все практически оценили себя по самой верхней шкале. У всех улыбающееся солнышко.

-Урок окончен, спасибо!

nsportal.ru

Род имен существительных – Русский язык

Тема: “Род имен существительных”

Цель:

 1. Ознакомить с грамматическим признаком имен существительных – родом. Формировать умение определять род существительных

 2. Развивать  логическое  мышление  через выполнение упражнений и логических игр.

 3.Развивать и обогащать речь учащихся; каллиграфические и орфографические умения и навыки

4. Развивать умение выслушивать мнение одноклассников, предлагать и доказывать свою точку зрения.

 5. Развивать коммуникативные  навыки  через работу в парах, группах, оценку и самооценку деятельности.

 6. Воспитывать интерес к предмету, аккуратность, самостоятельность.

 Оборудование: сигнальные карточки, таблиц , предметные картинки

Просмотр содержимого документа
«Род имен существительных»

Тема: “Род имен существительных” 3 класс

Подготовила

Коваленко Л. Д.

учитель начальных классов

Фащевской оош І-ІІІ ступеней № 24

Цели урока

  • 1. Ознакомить с грамматическим признаком имен существительных – родом. Формировать умение определять род существительных
  • 2. Развивать логическое мышление;
  • орфографические и каллиграфические умения и навыки;
  • умение выслушивать мнение одноклассников, предлагать и доказывать свою точку зрения;
  • развивать коммуникативные навыки через работу в парах, группах, оценку и самооценку деятельности.
  • 3. Воспитывать интерес к предмету; аккуратность; самостоятельность ; культуру речи

Игра «ДА» «Нет»

  • Имя существительное – это часть речи?
  • Имена существительные отвечают на вопросы: какой, какая, какое, какие?
  • Имена существительные отвечают на вопросы Кто? Что?
  • Имена существительные обозначают действие предмета?
  • Имена существительные обозначают предмет ?
  • Имена существительные могут быть одушевлёнными или неодушевлёнными?

Работаем в парах

  • Мама, девочка, книга.
  • Папа, мальчик, дом.
  • Яблоко, озеро.
  • -В первый столбик запишите одушевленные имена существительные
  • -Во второй столбик – неодушевленные имена существительные

Работа в группах

Подумай, как существительные разделить на три группы

Девочка книга мальчик папа

Яблоко озеро мама дом

Путешествие в сказочное королевство

Оздоровительная минутка

Зрительная гимнастика.

Физкультминутка

.Комментированное письмо

Запомни!

  • Женский род запомню я
  • И скажу: «Она, моя».
  • И запомню род мужской
  • И опять скажу: «Он, мой».
  • Средний род- «оно, моё»!
  • Это правило твоё!

. Дифференцированная самостоятельная работа

Проверяем

Собери пословицу

  • Ученье свет,
  • Мир строит,
  • а неученье – тьма. а война разрушает.

Проверьте

Ученье свет, а неученье – тьма. Мир строит, война разрушает

Найдите в тексте данных пословиц имена существительные, противоположные по значению, определите род

Общий род существительных

  • Иногда невозможно разобрать, о ком говорят, о мальчике или девочке:
  • Рёва, плакса, соня, забияка, замарашка, непоседа…
  • Ваня – непоседа и Таня – непоседа.

В таком случае говорят, что существительное общего рода.

Запомни!

  • Пони, какаду, шимпанзе, фламинго, кенгуру, кофе, шампунь, тюль – мужского рода.
  • Пальто, радио, шоссе, кино, метро, пианино, какао, эскимо, желе, меню – среднего рода

Правило определения рода имени существительного

  • Заменяем имя существительное одним из местоимений: он, она, оно.
  • Определяем род имени существительного.
  • Если сложно, обращаемся к словарю.

Подводим итог

Домашнее задание

Составить и записать пять предложений

на тему «Зима»; над именами

существительными указать род.

Как чувствовали себя на уроке?

multiurok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *