Часто в школе в третьем и четвертом классе просят определить присказку или написать 5-6 присказки. Надеемся эта статья вам поможет!
Присказка – это прибаутка, вступление к сказке, короткий смешной рассказик, внесюжетный элемент сказки: повторяющиеся в различных сказках словесные формулы, настраивающие слушателя на занимательное повествовани. Присказка в сказках готовит к происходящим событиям, может описывать место, настраивать детей на сказочный лад. Часто присказки бывают смешными, забавными, с долей юмора.
1. Обычно предисловие в начале сказки:
– “Начинает сказка сказываться”.
– “Это присказка, а вот сказка чередом пойдет”.
– “Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается”.
– “В некотором царстве, в некотором государстве”.
– “В тридесятом царстве, за тридевять земель, в тридесятом государстве”.
– “Сказка от начала начинается, до конца читается, в середке не перебивается”.
– “В тридевятом царстве, в тридесятом государстве жил-был славный царь Дадон”.
– “Ну что,послушаем сказку?Жил старик и было у него три сына.”
– “Жил-был старик, у него было три сына.Старшие и младший..”
– “Всякое дело в мире творится, про всякое в сказке говорится. Жили-были дед да баба”
2. Также может быть и в середине сказки:
– “Скоро сказка сказывается, да нескоро дело делается”.
3. И бывает в конце сказки:
– ” И я там был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало”.
– “Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок”.
– “Потянулся над костром белый пар, свился в облачко, полетело облачко в высоту поднебесную.”
– “Разговоры тут были коротки: веселым пирком да за свадебку..”
– “Тут и сказочке конец,а кто слушал- молодец”.
– “Не надо покупать ни дров, ни лучины; живу себе без кручины”.
– “Стали жить поживать, и теперь живут, хлеб жуют”.
– “Стали жить поживать, ума наживать, а лиха избывать”.
– “Вот тебе сказка, а мне бубликов вязка”.
– “Жил-был царь овес, он все сказки унес”.
– “Стал по-старому поживать, лиха не знать”.
– “Подали белужины – остался не ужинавши”.
– “Стал жить да бывать, хлеб жевать”.
– “Когда насыплет (доскачет, доживет), тогда и дальше скажу, а пока мочи нет”.
На портале Vikids вы можете:
Выбрать школу ребенку
Пообщаться с другими родителями на форуме.
Посмотреть местоположение школ.
Стать блогером на платформе Vikids.
Писать статьи на интересующие Вас темы: Напишите нам на [email protected]
Зарегистрировать на Vikids любые товары и услуги, которые вы предоставляете абсолютно бесплатно: [email protected]
Материал создан: 01.12.2014
комментарии к статье
iamruss.ru
Присказки
Сказка от начала начинается, до конца читается, середке не перебивается.
Чур, мою сказку не перебивать; а кто ее перебьет, тот трех дней не проживет (тому змея в горло заползет).
На море океане, на острове Буяне.
Это присказка – не сказка, сказка будет впереди.
Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.
В некотором царстве, в некоем государстве.
В тридесятом царстве.
За тридевять земель, в тридесятом государстве.
Под темными лесами, под ходячими облаками, под частыми звездами, под красным солнышком.
Я там был, пиво пил; пиво-то по усу текло, да в рот не попало.
Стали жить поживать, и теперь живут, хлеб жуют.
Стали жить поживать, ума наживать, а лиха избывать.
Я сам там был, мед и пиво пил, по усам текло, в не попало, на душе пьяно и сытно стало.
Вот тебе сказка, а мне бубликов вязка.
Жил-был царь овес, он все сказки унес.
Я там был, вместе уху хлебал, по усу текло, а в рот не попало.
Стал по-старому поживать, лиха не знать.
Подали белужины – остался не ужинавши.
Стал жить да бывать, хлеб жевать.
Когда насыплет (доскачет, доживет), тогда и дальше скажу, а пока мочи нет.
На том пиру и я был, мед-вино пил, по усам текло, да в рот не попало; тут меня угощали: отняли лоханку от быка да налили молока; потом дали калача, в ту ж лоханку помоча. Я не пил, не ел, вздумал утираться, со мной стали драться; я надел колпак, стали в шею толкать!
Я там обедал. мед пил, а уж какая была капуста – ино теперь в роте пусто.
Вот вам и сказка, а мне бубликов связка.
Начало формы
Журавль и цапля
Русская народная сказка
Летела сова – веселая голова. Вот она летала, летала и села, да хвостиком повертела, да по сторонам посмотрела и опять полетела – летала, летала и села, хвостиком повертела да по сторонам посмотрела и опять полетела – летала, летала…
Это присказка, а сказка вот какая. Жили-были на болоте журавль да цапля. Построили они себе по концам избушки.
Журавлю стало скучно жить одному, и задумал он жениться.
– Дай пойду посватаюсь к цапле!
Пошел журавль, – тяп-тяп! – семь верст болото месил.
Приходит и говорит:
– Дома ли цапля?
– Дома.
– Выдь за меня замуж!
– Нет, журавль, не пойду за тебя замуж: у тебя ноги долги, платье коротко, сам худо летаешь, и кормить-то тебе меня нечем! Ступай прочь, долговязый!
Пошел журавль домой несолоно хлебавши. Цапля после раздумалась:
“Чем жить одной, лучше пойду замуж за журавля”.
Приходит к журавлю и говорит:
– Журавль, возьми меня замуж!
– Нет, цапля, мне тебя не надо! Не хочу жениться, не возьму тебя замуж. Убирайся.
Цапля заплакала со стыда и воротилась домой. Ушла цапля, а журавль раздумался:
“Напрасно не взял за себя цаплю! Ведь одному-то скучно”.
Приходит и говорит:
– Цапля! Я вздумал на тебе жениться, пойди за меня!
– Нет, журавль, не пойду за тебя замуж!
Пошел журавль домой. Тут цапля раздумалась:
“Зачем отказала? Что одной-то жить? Лучше за журавля пойду”.
Приходит она свататься, а журавль не хочет. Вот так-то и ходят они по сию пору один к другому свататься, да никак не женятся.
kopilkaurokov.ru
1. Организационный момент | Проверь, дружок, Готовь ли ты начать урок? Все ль на месте, все ль в порядке Книжка, ручка и тетрадка? Проверили? Садитесь! С усердием трудитесь! | 2. Речевая разминка | Жил-был карась, Вот и сказка началась. Жили-были два налима, Вот и сказки половина. Жили-были три гуся, Вот и сказка вся. | 2 | 3. Проверка домашнего задания | Прочитать выразительно стихотворения И.А.Бунина и иллюстрации к ним. | 4. Введение в тему | 1. Предварительная беседа. – Что такое сказка? (СКАЗКА, один из основных жанров фольклора, эпическое, преимущественно прозаическое произведение волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел.) – Давайте вспомним, какая сказка нам встретилась в речевой разминке? (докучная сказка). – Отгадай сказку. (иллюстрации) – На какие две группы мы можем разделить все сказки? (народные и авторские или литературные). Прочитаем об этом на странице 180. (Чтение подготовленными учащимися). 2. Беседа после чтения. – Как различить народные сказки и литературные? (Народные сказки появились давным-давно. Долгое время эти сказки рассказывали устно и просто запоминали. А записывать и печатать их начали гораздо позже. У народных сказок нет автора. Литературная, авторская сказка – это сказка особая, она всегда оригинальная, индивидуальная и необычная. У нее есть автор. Рассмотрите иллюстрации на странице 181. Вспомните сказки, которые вы читали раньше. Назовите свои любимые. | 3-8 | 5. Физкультминутка | 6. Изучение новой темы | – Ребята прочитайте имя писателя, с творчеством которого мы сегодня ознакомимся, рассмотрите его портрет. 1. Рассказ о писателе. “Мамин Дмитрий Наркисович, псевдоним Сибиряк. Родился 25 октября 1852 года в семье заводского священника. С 1866 по 1868 годы учился в Екатеринбургском духовном училище, а затем до 1872 года в Пермской духовной семинарии. В 1872 году Мамин-Сибиряк едет в Петербург, где поступает на ветеринарное отделение Медико-хирургической академии. В поисках заработка он с 1874 года становится репортером, поставляя в газеты отчеты о заседаниях научных обществ. В 1876 году не кончив курса в академии, Мамин-Сибиряк поступает на юридический факультет Петербургского университета, но через год из-за болезни вынужден вернуться на Урал. В 1891 году Мамин-Сибиряк переезжает в Петербург, где он прожил до самой смерти 2 ноября 1912 года. – А какие сказки этого писателя вам уже знакомы? 2. Знакомство с присказкой. -Что такое присказка? – Где вы встречались с присказкой? Какие из них вы помните? (С присказкой начинаются сказки. Например: «В некотором царстве…», «Жили-были…») – Сейчас мы прочитаем присказку к «Аленушкиным сказкам» Елена-Аленушка родилась больным ребенком. Врачи говорили – «не жилец». Но отец, друзья отца, няня-воспитательница – «тетя Оля» вытащили Аленушку с «того света». Пока Аленушка была маленькой, отец днями, часами сидел у ее кроватки. Недаром ее называли «отецкой дочерью». Портрет отца и дочери 3. Беседа после чтения. – В чем особенность присказки писателя? (Особенность ее в том, что эта присказка сразу к нескольким сказкам. (В ней собираются герои сказок: кот Васька, пес Постойко, серая Мышка-норушка, Сверчок, пестрый Скворец и забияка Петух, косой Заяц, волк, медведь Мишка, старый Воробей) | 9 – 16 | 7. Итог урока | – С творчеством, какого писателя ознакомились на уроке? Назовите его имя. – Какое открытие для себя вы сделали? – Что повторили? | 8. Домашнее задание | Найти «Аленушкины сказки» и прочитать сказку «Про Комара-Комаровича». | 17 |
nsportal.ru
Эпиграф проекта: «Пословица недаром молвится»
Тема. «Пословицы и поговорки».
Цели. Пополнить активный словарный запас учащихся пословицами и поговорками,
уточнить значения некоторых из них;
развивать творческие способности учащихся, чувство ответственности за порученное дело;
учить детей самостоятельно искать необходимую информацию с использованием различных источников, работать в группах, обмениваться информацией, поддерживать разговор, уметь выражать свою точку зрения и обосновывать ее;
анализировать и оценивать собственные творческие и деловые возможности.
Задачи этапа – определение темы, уточнение целей, выбор рабочих групп и распределение в них ролей, определение источников информации, постановка задач, выбор критериев оценки результатов.
Класс получает задания:
подобрать по 5 пословиц разной тематики, оформить их в книжку-малышку;
придумать рассказы, поясняющие смысл пословиц;
проиллюстрировать несколько пословиц;
выписать пословицы, в которых встречаются числа.
Задачи этапа – сбор и уточнение информации.
Ученики самостоятельно работают с информацией индивидуально, в группах и парах, анализируют и синтезируют идеи.
Учитель наблюдает и консультирует.
Задачи этапа – анализ выполнения проектных заданий.
Ученики участвуют в подготовке к представлению материала на уроке-презентации.
Задача этапа – коллективная защита проекта.
Ученики выступают перед одноклассниками и жюри.
Трудно сказать, с каких пор в народе начали ходить пословицы и поговорки. Бесспорно, они возникли в древности и сопровождали жизнь народа на всем протяжении его истории. Отношение к ним выразилось во многих изречениях: «Пословица недаром молвится» или «Пословица в век не сломится». Пословицами интересовались многие русские писатели: А. Пушкин, И. Крылов. В письмах Пушкина упоминается 120 пословиц.
В.И. Даль писал, что пословицы – это «цвет народного ума». Пословицы красят речь, делают ее образной. Работа по собиранию пословиц начинается с ХVII века – это были рукописные сборники, их составители неизвестны. В ХVIII веке пословицы собирали Ломоносов, Татищев, Богданов. Наиболее крупными были сборники Кнежевича и Снегирева. В 1862 году вышел сборник Даля, куда вошло свыше 30 000 пословиц.
В.И. Даль родился 10 ноября 1801 года в городе Луганске. История его жизни очень интересна. Сын обрусевшего датчанина и немки, только в 70 лет принявший православие, моряк, врач и чиновник. Но какая же нужда заставила этого человека взять на себя колоссальный труд – составление русского словаря, собирание русских пословиц и поговорок? Ведь Даль не был ни ученым, ни даже русским по национальности. Хотя он писал: «Ни прозвание, ни вероисповедание, ни самая кровь предков не делают человека принадлежностью к той или иной народности. Кто на каком языке думает, тот к тому народу и принадлежит. Я думаю по-русски».
Даль был первооткрывателем. До него еще никто не составлял словарей. Словарь Даля – исторический словарь. Его можно читать подряд, составляя точное представление о жизни людей. Владимир Иванович не просто собрал огромное количество слов и выражений, но и сопроводил их множеством пословиц и поговорок. В этом проявилась народность и словаря, и составителя.
Выступление учащихся. Презентация своих работ.
История создания книжек-малышек, чтение рассказов к пословицам.
Рассказ учителя о пословицах народов мира.
«Оглядывайся на себя по три раза в день». Эта японская пословица учит следить за своим поведением.
Монгольская пословица «И путешествие в десять тысяч стран начинается с первого шага» говорит о том, что любое большое дело начинается с малого.
Когда пострадает невинный человек, арабы говорят: «Море поссорилось с ветром, а пострадала лодка».
«Пересол вызывает жажду». Это значит, что во всем нужна мера.
Русские говорят: «Не рой другому яму – сам в нее попадешь». А осетины говорят: «Не бросай камнями из стеклянного дома».
Французы советуют не отчаиваться и говорят: «Потерпев поражение, начинай сначала».
Когда индийцы не берегут дружбу, им говорят: «Не прерывай грубо нить дружбы, ибо если придется ее связать, то останется узел». Русские скажут: «Разбитую чашку не склеишь».
Если за контрольную работу «двойку» получишь не только ты, но и большинство одноклассников, то уместно будет воспользоваться латинской пословицей: «Утешение для несчастного – иметь товарищей по несчастью».
«Слово – серебро, а молчание – золото», – скажет русский, а бенгалец: «Кто много говорит, начинает врать».
Задание: соотнести русскую пословицу с иностранной пословицей.
Язык до Киева доведет.
В гостях хорошо, а дома лучше.
Слезами горю не поможешь.
Утро вечера мудренее.
Тот не заблудится, кто не спрашивает.
Восток ли, Запад ли, а дома лучше.
Один утренний час лучше двух вечерних.
Бесполезно плакать над пролитым молоком.
Дареному … в зубы не смотрят. (Коню.)
Когда … на горе свистнет. (Рак.)
… рубят – щепки летят. (Лес.)
Не …, так и не мычи. (Корова.)
Не плюй в … – пригодится воды напиться. (Колодец.)
Большому … – большое плавание. (Кораблю.)
2. Собери части пословицы.
Умей взять,
умей и дать.
Старый друг
лучше новых двух.
Едешь на день,
бери хлеба на неделю.
Красна птица пером,
а человек умом.
Не рой другому яму,
сам в неё упадёшь.
Друга ищи,
а найдёшь – береги.
Были бы кошки,
а мышки будут.
Десять раз примерь,
один раз отрежь.
3. Дуэль. Кто больше назовёт пословиц, где встречаются числа.
4. Кроссворд с пословицами и поговорками о труде.
По горизонтали: Дело мастера боится.
1. Ранняя птичка носок прочищает, а поздняя – глаза … .
2. Скучен день до вечера, коли делать … .
3. Кончил дело – гуляй … .
4. Не откладывай на завтра то, что можешь сделать … .
5. Поспешишь – людей … .
6. Хочешь много знать, надо мало … .
7. Умелые руки не знают … .
8. Кто любит трудиться, тому без дела не … .
9. Хочешь есть калачи – не сиди на … .
10. Семь раз примерь – один раз … .
11. Без труда не вынешь рыбку из … .
12. На чужую работу глядя, сыт не … .
13. Что посеешь, то и … .
14. У работящего в руках дело огнем … .
15. Труд человека кормит, а лень … .
16. Делу время – потехе … .
17. Куй железо, пока … .
Ответы. 1. Продирает. 2. Нечего. 3. Смело. 4. Сегодня.
5. Насмешишь. 6. Спать. 7. Скуки. 8. Сидится. 9. Печи. 10. Отрежь. 11. Пруда. 12. Будешь. 13. Пожнешь. 14. Горит. 15. Портит. 16. Час. 17. Горячо
5.Ребусы с пословицами. (для родителей)
См. приложение.
6.Пословицы шутят. Найдите ошибку в пословице.
Первый клин комом.
Сашу маслом не испортишь.
Мы сами с ушами.
Крутится как булка в колесе.
Не делай из муки слова.
Голода не бойся, по пояс мойся.
7.Поле чудес. (Часть букв уже открыта, попробуйте угадать пословицу)
Вот и подошёл к концу наш урок-презентация.
5.Подведение итогов.
– Что дало вам изучение пословиц, чем понравилась эта работа?
infourok.ru
– Что объединяет эти сказки? (Это русские народные сказки).
– Правильно. Как вы думаете над чем мы будем работать сегодня на уроке? (Над сказками).
3. Актуализация знаний. Введение в тему.
– С какими сказками мы будем работать на уроке, вы узнаете, когда разгадаете кроссворд.
Вопросы к кроссворду:
Преданный друг маленькой собачки из были Л.Н. Толстого. (ЛЕВ)
Знаменитый художник, создатель прекрасных картин и иллюстраций по мотивам русских народных сказок. (БИЛИБИН)
Поэт, который в детстве часто говорил в рифму, например:
«Что – же мама не идёт?
Ведь Мишель всё ждёт и ждёт?». (ЛЕРМОНТОВ)
Поэт – гражданин, который испытывал острое сочувствие к людским страданиям. (НЕКРАСОВ).
Что высмеивают басни И.А.Крылова. (ПОРОКИ)
Любитель природы, спаситель зайцев из произведения Некрасова (МАЗАЙ)
Это объект неживой природы ночевал на груди утёса – великана в стихотворении Лермонтова. (ТУЧКА)
Кто сказал: «Что за прелесть эти сказки!?». (ПУШКИН)
Известный русский баснописец. (КРЫЛОВ)
Кто из героев басни Крылова сказал:
«Смотри, кум, милый мой,
Что это там за рожа?» (ОБЕЗЬЯНА)
История, рассказанная Л.Н.Толстым о мальчике, который хотел сделать всё по своему. (ПРЫЖОК)
В этом предмете обезьяна увидела свой образ в басне Крылова. (ЗЕРКАЛО).
– Какое ключевое слово получилось в кроссворде? (ЛИТЕРАТУРНЫЕ)
– Кто попробует полностью сформулировать тему урока? (Литературные сказки).
4. Работа над новым материалом.
1. Работа с учебником.
– Правильно сегодня мы открываем новый раздел учебника «Литературные сказки».
– Как вы думаете, что такое литературные сказки? (Это авторские сказки, Их написали писатели.)
– Прочитаем об этом на стр.180.(Чтение теста по ролям заранее подготовленных учеников).
2. Беседа после чтения.
– Рассмотрите рисунки в учебнике (на экране). Вспомните сказки. Которые вы читали раньше. Назовите свою любимую.
– На какие две группы можно разделить сказки? (На 2: народные и литературные)
– В чём их отличие?
3. Знакомство с жизнью и творчеством писателя Д.Н.Мамина -Сибиряка.
– Рассмотрите портрет и прочитайте имя писателя с творчеством, которого мы познакомимся на уроке.
– Д.Н.Мамин – Сибиряк родился в небольшом заводском посёлке Пермской губернии, его отец был священником и учителем в поселковой школе, мама работала в этой же школе учителем.
Мамин получил начальное домашнее образование, закончил пермскую духовную семинарию. Учился на юридическом факультете Петербургского университета. Однако получить законченное образование так и не смог.
Незаконченное образование не помешало Мамину стать хорошим и любимым писателем взрослых и детей. Для детей он написал более
weburok.com
Разберитесь в содержании, в дикционных, орфоэпических и логических особенностях присказок и сказок. Определите свое отношение к рассказываемому.
Не белы лебеди по небу летят, русские люди сказки говорят. Сказка быль — не быль, да и не вранье.
Верьте ей, не верьте, а слушать слушайте до конца. Конец — всему делу венец.
Сказок у нас, что птиц стая, да ни одна из них не пустая. Кто намек поймет, тот с добычей уйдет, сказку нашу услыша. Добру-то все жить да расти, а зло чтоб с земли смести.
Начинается наша сказка от правды, растет на вымысле, жнут ее шутками, провевают прибаутками, продают за ласковое слово сказочнику.
Да то еще не сказка, а присказка, а сказка-то впереди будет.
На море, на океане, на острове Буяне, стоит дерево — золотые маковки. По этому дереву ходит кот-баюн: вверх идет — песню заводит, вниз идет — сказки сказывает. Сказки сказываются с утра после обеда, поевши мягкого хлеба. Это еще не сказка, а присказка, а сказка вся впереди будет.
Просим теперь, честные господа, нашей сказки послушать. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.
Зачинается, починается хорошая сказка. Добрая повесть не от сивки, не от бурки, не от вещего каурки, не от молодецкого посвисту, не от бабьего покрику.
Это не сказка, а присказка, сказка будет впереди.
Жили-были журавль с журавлихой, поставили они стожок сенца — не сказать ли опять с конца?
Вот вам сказка, а мне — бубликов вязка.
Зачинается рассказ
От Ивановых проказ,
И от сивка, и от бурка,
И от вещего каурка.
Козы па море ушли;
Горы лесом поросли;
Конь с златой узды срывался,
Прямо к солнцу поднимался;
Лес стоячий под ногой,
Сбоку облак громовой;
Ходит облак и сверкает,
Гром по небу рассыпает.
Это присказка: пожди,
Сказка будет впереди.
П. Ершов.
Жили старик со старухой. И было у них три дочери. Три дочери, три умницы-разумницы, три красавицы — ни в сказке сказать, ни пером описать.
Вот раз ехал старик с дровами из лесу. А ночь была темная. Лошадь идет, спотыкается, о пни-колоды ушибается. Брела, брела, да и стала совсем. Старик и так и сяк, да выходит никак— надо в лесу ночевать.
— Эх, — говорит старик, — кабы светлый месяц выглянул, я бы ему старшую дочку отдал!
Только сказал, а Месяц Месяцович выглянул, все кругом осветил. Поехал старик быстро, домой доехал хорошо.
Вот старшая дочка оделась, принарядилась, на крылечко вышла — ее Месяц Месяцович к себе и взял.
Долго ли, коротко ли, белой зимой, снегами голубыми ехал старик с ярмарки. Одежонка на нем худая — зипунишко да лап-тишки, шапка рваная. Замерз, продрог, зубы стучат, кости хрустят.
— Эх, — говорит, — кабы Солнышко выглянуло, я бы ему среднюю дочку отдал!
Только сказал, а Солнце и выглянуло. Отогрело старика, растопило снега. Поехал старик быстро, домой доехал хорошо.
Вот средняя дочка оделась, принарядилась, на крылечко вышла — ее Солнышко в свои хоромы и забрало.
Долго ли, коротко ли, теплым летом поехал старик рыбу удить. Наловил рыбы полную лодку: и язя, и карася, и ершика. Только хотел домой возвращаться, а ветер и стих. Вот парусок-то и повис, ровно тряпка.
Сидит старик в лодке, горюет: рыбы полно, а есть нечего, вода кругом, а пить нечего.
— Эх, — говорит, — кабы Ветер-ветерок да подул в мой парусок, я бы ему младшую дочку отдал!
Только сказал, а Ветер-ветерок как задует! Затрепал парусок — доволок старика до бережка.
Вот и младшая дочка оделась, принарядилась, на крылечко вышла — ее Ветер-ветерок в свои хоромы и забрал.
Вот год прошел, старик и говорит:
— А что, старуха, пойду-ко я старшую дочку проведаю. Хорошо ли ей у Месяца век вековать.
— Иди, батюшка, иди да гостинцев снеси!
Напекла баба пирогов да блинов. Взял старик гостинцы и в путь отправился. Идет-бредет, останавливается: к Месяцу ведь не близок путь. Шел, шел, поздно ночью пришел.
Встретила его дочка, обрадовалась. А старик ей:
– Ох-ох-ох, тошнехонько! Долог к тебе путь, доченька. Шел-брел, все косточки притомил.
– Ничего,— дочка говорит, — сейчас пойдешь в парную баньку, косточки распаришь — все пройдет.
– Что ты, что ты, доченька! Ночь на дворе — в бане темно.
– Ничего, батюшка.
Вот повели старика в баню. А Месяц Месяцович в щелку палец просунул — всю баню осветил.
— Светло ли тебе, батюшка?
— Светло, светло, зятюшка.
Попарился старик, погостил у дочки и домой отправился. Идет-бредет, останавливается: домой ведь не близок путь. Шел, шел, поздно ночью пришел.
– Ну, — говорит, — старуха, топи баню. А то я шел-брел, все косточки притомил.
– Что ты, старик! Ночь на дворе — в бане темно.
– Ничего,— говорит,— светло будет.
Пошла старуха в баню, а старик палец в щель сунул:
– Светло ли тебе, старуха?
– Какое светло — темным-темнехонько!
Да как оступилась бабушка, шайки-кадушки побила, воду пролила, еле жива выскочила. А старик все палец в щели держит.
Вот еще год прошел. Стал старик ко второй дочери собираться.
— Пойду-ко я, старуха, среднюю дочь проведаю. Хорошо ли ей у Солнышка век вековать.
— Иди, батюшка, иди.
Вот старик в путь отправился. Идет-бредет, останавливается: к Солнышку не близок путь. Шел, шел, поздно ночью пришел. Встретила его дочка, обрадовалась. А старик ей:
– Ох-ох-ох! — говорит, — долог к тебе путь, доченька! Шел-брел, есть захотел.
– Ничего,— говорит,— батюшка. Сейчас блинов испеку.
– Что ты, что ты, доченька! Ночь на дворе — не время печь топить.
– А у нас и печи в избе нет.
Растворила хозяйка тесто. Село Солнышко посреди избы, а жена ему тесто на голову льет да старику блины подает — хорошие, румяные да масляные.
Наелся старик, напился и спать повалился.
Наутро домой отправился. Идет-бредет, останавливается: домой-то не близок путь. Шел, шел, поздно ночью пришел.
— Ну,— говорит,— старуха! Шел-брел я, есть захотел. Давай блины печь.
— Что ты, старый, в уме? Ночь на дворе — не время печь затапливать.
— А нам печь в избе и не нужна. Ты знай тесто делай, а печь я буду.
Растворила старуха тесто. Сел старик посреди избы.
– Лей,— говорит,— мне на лысину.
– Да ты что, старик, не болен ли?
– Знай лей! — говорит.
Налила ему старуха теста на лысину. Что тут было, что тут делалось!.. Три дня старика в бане отмывали, насилу отмыли.
Ну год прошел. Стал старик к младшей дочке собираться.
– Пойду-ко я, старуха, младшую дочь проведаю. Хорошо ли ей у Ветра век вековать.
– Иди, иди, батюшка.
Пошел старик. Идет-бредет, останавливается, реку широкую обходит. Прямо через реку близок путь, а кругом далеко идти.
Ну, дошел. Дочка и зять обрадовались. Погостил у них старик, попраздновал и домой отправился. А дочка да зять провожать пошли.
Вот дошли до реки. Старик и говорит:
– Я в обход пойду.
А зять ему:
– Зачем в обход? Через речку плыви — здесь ближе будет.
– Да как же плыть? Лодки нету.
— Не горюй, батюшка. Бросай, жена, на воду платок!
Бросила старикова дочка на воду платок. Ветер его надул пузырем. Сел старик, и Ветер его мигом на другую сторону переправил.
— Вот спасибо, зятек-ветерок.
Только старик до дому добрел, не поел, не попил, не присел, говорит:
– Идем, старуха, на море покатаю.
Пошли к морю, а лодка течет.
– Вот,— старуха говорит,— и покатались.
– Не горюй, жена. Бросай на море платок!
– Да ты что, в уме? Платок дорогой, шерстью шитый.
– Бросай, говорю, не пропадет! Бросила старуха платок.
– Прыгай! — говорит старик.
Прыгнула старуха, а старик давай дуть. Дул, дул — а старуха уже в воде по колени. Дул, дул старик — а старуху уже соседи из воды чуть живую вытащили.
С той поры бросил старик по зятьям ходить. Лежит дед на печи, тачает сапоги, ест пироги да сказки сказывает.
studfiles.net